«Надо иметь в виду, что, когда Иисус Христос крестился, ему не нужно было смывать с себя грехи, как другим людям, поэтому он, войдя в Иордан, освятил его воды, изменилось естество этой воды.
В самом актуальном на Крещение вопросе разбирались журналисты «РГ».
- Ликбез: всё, что нужно знать о святой воде / Слово Божие
- Крещенская святая вода: когда набирать, зачем, и что потом с ней делать нельзя - Российская газета
- Святая вода. Святыня действия благодати
- Зачем нужна святая вода
- Друзья, поделитесь материалом в социальных сетях:
- Крещенская вода: как правильно хранить и пить - Новости
Как получить святую воду не выходя из дома на Крещение–2023
Около V века на православном Востоке по образцу крещального водоосвящения сложились чины Великого водоосвящения, которое в настоящее время совершается на праздник Богоявления. Вода таинства Крещения и богоявленская святая вода — это великая святыня. Воду после таинства Крещения пить не принято, а вот богоявленская вода, напротив, активно используется. В сам праздник ей кропят дома, скот и различные предметы, чтобы Господь благословил и защитил их.
Затем воду с благоговением хранят дома в течение года или нескольких лет. Она долгое время не портится и не теряет свежести. Богоявленской водой можно мазаться.
Она используется также для освящения оскверненных зданий, сосудов, колодцев. Пить ее принято натощак. Вкушение богоявленской воды предписывается в качестве духовного утешения тем, кто по какой-либо причине не может приступить к таинству Евхаристии.
Вода малого освящения В Православной Церкви существует также чин малого водоосвящения или водосвятного молебна. Он сформировался в XII веке и в настоящее время совершается в любое время в течение года. Чин малого водосвятия отличается от Великого более краткой и менее торжественной молитвой.
Крещение в переводе с греческого обозначает «погружение, омовение, обливание, окропление». Но основное его значение объясняется словом «погружение». Что считают главным символом праздника Крещения Господня Главный символ этого праздника — вода.
Однако в день Крещения Господня — это уже не просто вода, она обретает сакральное значение и становится святой, в день праздника ее называют Великая Агиасма. Считается, что вся вода в ночь на Крещение становится чудодейственной: будь то речка, пруд или вода из-под крана. Еще в 387 году о свойствах освященной в Крещение воды писал константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст, рассказывая о том, что на протяжении года вода, набранная в источниках и водоемах в день Крещения Господня, не портится и сохраняет свежесть.
Как правильно набирать и хранить святую воду Воду для освящения в день Богоявления принято набирать в чистые прозрачные емкости без этикеток. Сами священнослужители рекомендуют для этого стеклянные банки. И конечно, ни в коем случае не святить воду в бутылках из-под спиртных напитков.
На праздник Крещения Господня в православных храмах многолюдно. Фото Новосибирской митрополии Хранить святую воду нужно в прохладном, темном месте. Часто емкость с водой ставят возле икон, но нужно сделать так, чтобы она была не на виду.
Нельзя ставить святую воду на пол. Вода, набранная и освященная в праздник Крещения Господня, обладает уникальными свойствами, и, по словам служителей церкви, не утрачивает их со временем. Более того, эти свойства передаются, поэтому вовсе не обязательно в праздник Крещения набирать огромные бутыли и канистры.
Можно принести домой небольшую емкость святой воды и в течение года смешивать ее с обычной водой.
Хранят ее целый год, хотя известны случаи, когда святая вода оставалась по-прежнему свежей на протяжении нескольких лет. Набирая крещенскую воду, следует соблюдать ряд правил: Выбирать для воды бутылки из стекла и без наклеек.
Лучше, чтобы это был специальный кувшин из церковной лавки; Не нужно наливать в бутылку слишком много воды. Если набрать ее впрок, то это считается «заточением святыни»; При получении и передаче крещенской воды нельзя ссориться и сквернословить. Крещенская вода не используется для различных ритуалов и гаданий.
Для того чтобы сохранить ее чудодейственные свойства, нужно плотно закрутить крышку сосуда и хранить его рядом с иконами вдали от солнечных лучей. Если крещенская вода испортилась. Иногда случается, что святая вода портится.
Вологодская область, Россия. Нельзя использовать святую воду как средство от болезней, проблем и «сглазу». Недостаточно и одних слов молитвы, если человек произносит их без веры, как заклинания. Только вера во Христа делает человека способным принять Его благодать, сообщаемую любой святыне, в том числе и святой воде.
Крещенская вода: как пить и как хранить? Крещенская святая вода — величайшая святыня Церкви. Поэтому, чтобы она помогла человеку, использовать и хранить ее надо разумно и бережно. Крещенскую воду в Крещенский сочельник и сам праздник Крещения можно пить в течение всего дня.
В другие дни, по установившейся традиции, крещенскую воду принято пить натощак. Хранить святую воду можно дома в чистом месте. Не нужно хранить ее рядом с продуктами, бакалеей. Не стоит и держать ее в холодильнике — святая вода, как правило, не портится.
Сосуд лучше хранить рядом с иконами и другими освященными предметами. И важно помнить, что святую воду надо не просто «хранить», но и регулярно употреблять. Как часто можно пить крещенскую воду? Единого «питьевого режима» для святой воды не существует.
Главный принцип — не считать, что крещенскую воду можно употреблять только в случае каких-то страшных болезней или неурядиц. Это не магическая панацея, а средство благодатной помощи. Пить святую воду нужно благоговейно, с молитвой, понимая, что вы принимаете святыню. Если крещенской воды осталось мало, можно добавить ее в обычную воду, от этого сила крещенской воды не изменится.
Святую воду можно не только пить, но и помазывать ею себя, как святым маслом. Для чего святой водой окропляют жилища и вещи? Люди набирают крещенскую воду в проруби на реке Тобол, г. Это делается для того, чтобы они стали не только нашими, но Божьими.
Смысл освящения воды в Крещение
- Какой смысл имеет святая вода?
- Даже ученые в шоке
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
- Крещенская вода: когда набирать и свойства
Что такое святая вода: почему она "святая", где и как ее можно применять?
Но если святая вода испортилась, то нужно взять её и вылить в какое-то чистое место под деревце, в цветок, в реку. Воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно. Перед употреблением нужно читать молитву «Отче наш» или молитву перед употреблением святой воды в молитвослове. Что такое святая вода, как можно получить святую воду, для чего она используется в храме и верующими дома, как можно и нельзя обращаться со святой водой. Что такое святая вода, как можно получить святую воду, для чего она используется в храме и верующими дома, как можно и нельзя обращаться со святой водой.
Святая вода. Святыня действия благодати
Что можно, а что нельзя делать со святой водой | Перед употреблением нужно читать молитву «Отче наш» или молитву перед употреблением святой воды в молитвослове. |
Как получить святую воду не выходя из дома на Крещение–2023 | | вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают. |
Святая вода. Где ее набрать и что с ней делать | Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов – вот почему окропляют святой водой Жилище и всякую вещь, которую освящают. |
Ликбез: всё, что нужно знать о святой воде / Слово Божие | 20. Почему святая вода не «помогает»? |
Какой смысл имеет святая вода?
зачем христиане придумали святую воду и серебряные кресты, если вампиров и оборотней не существует? Святая вода из-под крана на крещение — правда или миф? Почему святая вода может испортиться? Чем псевдоученые объясняют «особые» свойства, которые вода обретает во время Крещения, почему они неправы и как святой водой можно отравиться, объясняет
От чего спасает крещенская вода? Мнение священника из Балаково
Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь». Затем читается Евангелие Ин. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». Произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой возносятся прошения об освящении воды. Обыкновенно при этом совершается каждение воды. Затем священник читает молитву об освящении воды. Иногда читается еще особая молитва: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и дождь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. По прочтении молитв священник, взяв честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поют тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя…» трижды и «Твоих даров…».
Затем иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь. Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого. После водоосвящения каждый, кто заказал молебен, может получить святую воду. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья… Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда Прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая; «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» Пс. И Церковь пламенной молитвой взывает к Господу о вызывании из недр земли воды сладкой и обильной. В колодце, копание которого совершается по особым молитвам священника, — не простая вода: уже «копание кладезя» освящается особым чинопоследованием. Над выкопанным колодцем опять совершается особое моление: «Зиждителю вод и Содетелю всех… Ты Сам освяти воду сию: поели на ню святую Твою силу на всякую сопротивную детель, и даждь всем приемлющим от нее, пития ради, или умовения ради, здравие души и тела, на изменение всякая страсти и всякого недуга: яко да будет исцеление воды и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим ю…» Обыкновенная колодезная вода становится предметом культа и притом предметом чудотворным- «водой исцеления и покоя».
Известно множество источников, колодцев, родников, где по молитвам святых изливается вода, имеющая большее благословение, чем воды Вифезды Иерусалимской. Не только питие этой воды, но даже окунание в воды этих источников приносит множество исцелений и чудотворений. Церковь всегда совершала и сейчас совершает освящение вод общественных источников, рек, озер. Эта вода попадает и в водохранилища, а затем — в водопроводы, в наши квартиры. Можно утверждать, что в мире нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была бы освящена, духовно оплодотворена молитвой, облагодатствована и, следственно, которая не была бы животворна и спасительна для людей, животных, птиц и самой земли. Если бы мы всегда поступали так, как учит нас Церковь и Слово Божие, тогда благодатные дары Святаго Духа постоянно изливались бы на нас, тогда каждый источник был бы для нас источником исцеления от недугов телесных и душевных, каждая чаша воды служила бы очищением и просвещением, «водой исцеления и покоя», святой водой. Но так не происходит. От воды заболевают, вода становится опасной, смертоносной и разрушительной стихией. Да что вода из крана — и святая вода нам не помогает!
Неужели молитвы Церкви бессильны? Когда Бог намеревался наказать первый мир водой, тогда Он говорил Ною: «конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли… Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» Быт. Эти слова можно применить и к нашим дням. Не стоит удивляться, что вода не исцеляет, не приносит пользы. Что здесь удивительного, когда главнейшее таинство — Евхаристия, принятие Тела и Крови Господней,- многим служит не во спасение, а в осуждение… «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» 1 Кор. Чудеса, исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божий и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. Род лукавый и прелюбодейный,- говорил Спаситель о своих неверующих современниках, — ищет знамения; и знамение не дастся ему.
Чтобы святая вода принесла пользу — будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний. И при каждом прикосновении к святой воде, будем возносить в уме и в сердце эту молитву.
Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. А уже потом завтрак и прочие дела. Мамочкам надо и чадо свое приучать: каждое утро натощак принимать по ложечке крещенской водички. Бывает, и, Господи, прости, бранятся.
Ситуация, можно сказать, опасная. Ведь люди стоят не просто в очереди, а за великой святыней, об этом нельзя забывать ни на минуту. Для Бога невозможного нет, и Он может за наше непотребное отношение к святыне отнять благодатную защитную силу воды. Поэтому встанем за водичкой тихонечко, будем предупредительными, станем пропускать друг друга вперед, всё с любовью, как Господь нам заповедовал. Знаете, как бывает? Отвоевала себе прихожанка «в боях» трехлитровую банку крещенской водицы, направилась домой, а банка возьми да и выскользни из рук, или на камушке поскользнулась, или ручки у сумки оборвались. Конечно нет.
Господь показал: недостоин такой человек великой святыни. Ведь крещенскую водичку принимают по ложечке, по чуть-чуть. Отцы Церкви говорят: капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, не освященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится. А ведрами не надо, ведро нести тяжело. Так ли это? Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на богослужение или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в Крещенскую ночь.
Неужели там, где лекарства не помогают, может помочь крещенская вода? Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку: каждый час по ложечке, с верой, конечно.
Что выяснили ученые Специалисты лаборатории питьевого водоснабжения Института им. Сысина в свое премя активно занимались изучением феномена святой воды. Они установили, что состав молекул в обычной и крещенской воде совершенно разный: в дни Крещения с 18 по 20 января вода становилась мягче, рос ее водородный показатель уровень pH , что делало жидкость менее кислотной. При заморозке кристаллы воды, над которой читали молитвы, становились идеальной формы, тогда как обычная вода имела хаотичную схему.
Именно космические силы и удерживают в Крещение энергию на Земле», — поясняет исследование кандидат технических наук Анатолий Стехин. Как утверждают ученые, пик энергетической активности воды приходится на 19 января, а после 20-го числа ее показатели постепенно возвращаются к «обычным». Когда и как набирать крещенскую воду Традиционно водоосвящение проходит после Литургии в храме 18 января. Священнослужители советуют следить за расписанием церковных служб, чтобы прийти за святой водой в храм по времени. Можно освятить принесенную с собой в храм обычную чистую воду — газированные напитки и минеральная вода для водоосвящения не подходят. Воду также можно набрать на источниках, которые освящаются служителями церкви.
Хранить жидкость нужно в специально отведенном месте, желательно рядом с иконами. Ставить емкости на пол не следует. Также бутылки лучше подписать, чтобы случайно не вылить крещенскую воду.
Хранят ее целый год, хотя известны случаи, когда святая вода оставалась по-прежнему свежей на протяжении нескольких лет. Набирая крещенскую воду, следует соблюдать ряд правил: Выбирать для воды бутылки из стекла и без наклеек. Лучше, чтобы это был специальный кувшин из церковной лавки; Не нужно наливать в бутылку слишком много воды.
Если набрать ее впрок, то это считается «заточением святыни»; При получении и передаче крещенской воды нельзя ссориться и сквернословить. Крещенская вода не используется для различных ритуалов и гаданий.
Как получить святую воду не выходя из дома на Крещение–2023
Молитва на освящение всякой вещи Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. И кропить вещь святой водой трижды. Гермоген Иванович Шиманский пишет об употреблении освящённой воды: "Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой, т. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с антидором т. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных. Вода, освященная по чину малого водоосвящения, называется малой агиасмой, в отличие от великой агиасмы — воды святых Богоявлений, но употребление ее еще обширнее последней. Ее употребляет Церковь при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как-то: при освящении храмов, жилищ и всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни, т. Ее употребляет Церковь при совершении молебствий, которыми благословляются наши благие намерения, а именно: при освящении нового дома, при отправлении в путешествие, пред началом добрых дел.
Во всех этих случаях совершается малое водоосвящение и кропление св. Наконец, малое водоосвящение совершается в тяжкие времена общественных и частных бедствий, потому что Церковь в освящаемой стихии желает преподать нам благодать, избавляющую от бед, болезней и скорбей. Малое водоосвящение совершается в дни храмовых праздников пред литургией, в знак возобновления неоскудевающей благодати, сообщенной храму при его освящении". В священнической молитве при водоосвящении перечисляются дары благодати воды: грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают. В чудодейственности святой воды убеждает не только Церковное Предание, но и личный опыт верующих. Нисходящая на воду по молитвам священника Божия благодать дарует ей силу исцелять болезни, угашать страсти и ослаблять возникающие греховные влечения, освобождать от всякого зла, очищать от скверны. Святой водой освящается любая вещь из обихода православного христианина. Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла. Святой Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской Крещенской водой, которая, по его словам, «сама все освящает».
Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час.
Как хранить святую воду? Как ее пить и что такое великая агиасма?
Предлагаем вашему вниманию ответы на эти и другие вопросы почившего насельника обители, главного врача Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумена Тихона Барсукова. Есть такое греческое слово «агиасма», переводится оно как «святыня». И отношение к ней, к великой святыне, должно быть особое.
Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. А уже потом завтрак и прочие дела. Мамочкам надо и чадо свое приучать: каждое утро натощак принимать по ложечке крещенской водички.
Бывает, и, Господи, прости, бранятся. Ситуация, можно сказать, опасная. Ведь люди стоят не просто в очереди, а за великой святыней, об этом нельзя забывать ни на минуту.
Для Бога невозможного нет, и Он может за наше непотребное отношение к святыне отнять благодатную защитную силу воды. Поэтому встанем за водичкой тихонечко, будем предупредительными, станем пропускать друг друга вперед, всё с любовью, как Господь нам заповедовал. Знаете, как бывает?
Отвоевала себе прихожанка «в боях» трехлитровую банку крещенской водицы, направилась домой, а банка возьми да и выскользни из рук, или на камушке поскользнулась, или ручки у сумки оборвались. Конечно нет. Господь показал: недостоин такой человек великой святыни.
Ведь крещенскую водичку принимают по ложечке, по чуть-чуть. Отцы Церкви говорят: капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, не освященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.
На молебнах обычно происходит чин малого освящения воды. Малое водоосвящение совершается Церковью также в день Происхождения изнесения честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине:«кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» Ин. Для малого водоосвящения посреди церкви ставится покрытый стол, на который поставляется чаша с водой и полагаются Крест и Евангелие. Перед чашей возжигаются свечи. После возгласа священника читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…». При этом иерей кадит крестообразно воду. После чтения псалома 50-го: «Помилуй мя, Боже…», тропарей и ектении, совершается каждение храма или дома.
По окончании произносится прокимен и читается Апостол Евр. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь». Затем читается Евангелие Ин. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». Произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой возносятся прошения об освящении воды.
Обыкновенно при этом совершается каждение воды. Затем священник читает молитву об освящении воды. Иногда читается еще особая молитва: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и дождь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. По прочтении молитв священник, взяв честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поют тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя…» трижды и «Твоих даров…». Затем иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь.
Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого. После водоосвящения каждый, кто заказал молебен, может получить святую воду. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья… Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда Прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая; «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» Пс. И Церковь пламенной молитвой взывает к Господу о вызывании из недр земли воды сладкой и обильной. В колодце, копание которого совершается по особым молитвам священника, — не простая вода: уже «копание кладезя» освящается особым чинопоследованием.
Над выкопанным колодцем опять совершается особое моление: «Зиждителю вод и Содетелю всех… Ты Сам освяти воду сию: поели на ню святую Твою силу на всякую сопротивную детель, и даждь всем приемлющим от нее, пития ради, или умовения ради, здравие души и тела, на изменение всякая страсти и всякого недуга: яко да будет исцеление воды и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим ю…» Обыкновенная колодезная вода становится предметом культа и притом предметом чудотворным- «водой исцеления и покоя». Известно множество источников, колодцев, родников, где по молитвам святых изливается вода, имеющая большее благословение, чем воды Вифезды Иерусалимской. Не только питие этой воды, но даже окунание в воды этих источников приносит множество исцелений и чудотворений. Церковь всегда совершала и сейчас совершает освящение вод общественных источников, рек, озер. Эта вода попадает и в водохранилища, а затем — в водопроводы, в наши квартиры. Можно утверждать, что в мире нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была бы освящена, духовно оплодотворена молитвой, облагодатствована и, следственно, которая не была бы животворна и спасительна для людей, животных, птиц и самой земли. Если бы мы всегда поступали так, как учит нас Церковь и Слово Божие, тогда благодатные дары Святаго Духа постоянно изливались бы на нас, тогда каждый источник был бы для нас источником исцеления от недугов телесных и душевных, каждая чаша воды служила бы очищением и просвещением, «водой исцеления и покоя», святой водой.
Но так не происходит. От воды заболевают, вода становится опасной, смертоносной и разрушительной стихией. Да что вода из крана — и святая вода нам не помогает! Неужели молитвы Церкви бессильны? Когда Бог намеревался наказать первый мир водой, тогда Он говорил Ною: «конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли… Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» Быт.
Или на все один ответ "вера слаба"? Употребление освящённой воды в христианстве восходит ко II веку. Традиция её использования связана как с библейской историей о крещении Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями возьмет священник святой воды в глиняный сосуд — Чис. Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени» , то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» Мф.
Вода не просто материал, набор молекул, вода это компьютер способный структуризироваться от внешнего влияние, то есть от внешних вибраций, будь это звук или мысли. Вода из крана не имеет вообще структуры и является водой мёртвой.
Почему крещенская вода ничем не отличается от обычной
Она имеет силу только в том случае, если в душе человека живут вера, милосердие, смирение. Святыня освобождает нас от страстей и зла — именно они, как уверяют отцы Церкви, провоцируют развитие болезней. Как сообщали на сайте Московского Данилова монастыря, святитель Феофан Затворник называл следующие условия, при которых святая вода будет действовать. Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб и другое, включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, — имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских Феофан Затворник святитель Как принимать святую воду Святую воду принято пить утром натощак, и с точки зрения христианства это вполне объяснимо. Сначала человеку следует вкусить святыню, и только после этого приступать к обычной пище. Однако сейчас Церковь не запрещает принимать святую воду в любое время суток, ведь речь идет не о простой воде духовной значимости, а о «новом бытии, взаимосвязанности неба и земли», как подчеркнули в «Российской газете». Святой водой можно смазывать больные места на теле. Важно, чтобы это были не компрессы, а именно смазывания — целенаправленные крестообразные прикосновения.
Эти движения нужно сопровождать молитвой.
А вот совет не только священнослужителя и богослова, но и гениального хирурга, основоположника метода региональной анестезии, автора всемирно известного учебника "Очерки гнойной хирургии", врача, спасшего без преувеличения в прямом медицинском смысле этого слова десятки тысяч больных. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство.
Говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине", - учил святитель Лука Войно-Ясенецкий 1877-1961 гг. Но как действует святая вода?
Святая вода не магическая панацея, она имеет силу, только если в нас живет вера, покаяние, смирение и милосердие. В молитве на освящение воды есть такое прошение к Богу: "... Только вот автоматизма тут нет: мол, выпил святой воды, окропил ею дом - и порядок.
Но если этого нет, если нет сердечной, искренней веры, если нет покаяния и покаянной молитвы, если нет смирения, нет служения людям и дел милосердия, то благодать этих святынь не спасет, "она не действует автоматически, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан, лишенных этих добродетелей". Отсюда ответ на вопрос: можно ли святой водой лечить животных, например, любимого котика? Можно ли лечить животных?
Можно, - обычно шутливо отвечают священники, - если найти животных, которые будут пить её с верой. Вспомним еще раз слова из молитв на освящение воды и ключевую фразу - "… для всех, с верой пьющих…". С другой стороны, в прежние времена во время эпидемий, чтобы остановить мор, кропили святою водой и скот.
Существовал даже особый молитвенный чин правило , но это была помощь человеку, ведь падёж скота обрекал целые семьи на голод. Как принимать святую воду? Водой нужно пользоваться благоговейно.
По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище.
Триста раз в течение года искали, например, алтайские кочевники «новую воду» во время перемещений с одного места на другое, и всякий раз выбирали другой родник, из которого брали воду. В традициях других народов закреплены дни, в которые следовало чистить колодцы, и таких примеров достаточно, чтобы убедиться: сила воды проявляется в течение года много раз. Есть, например, такая памятка, о которой желательно знать каждому: Фото: dzen.
Окроплением воды сия священной в бегство да обратится всё лукавое бесовское действие. Но опять же, самое главное, делать всё с благоговением и с верой. Можно ли истопить баню крещенской водой? Можно и нужно!
Святости много не бывает. Наоборот, нужно быстрее брать и использовать, потому что завтра уже будет негде достать. Можно ли купаться в Крещенской воде? Конечно можно, но очень важно с какой мотивацией и каким настроем мы это делаем. Понятно, что если мы возьмём эту воду и начнём как-то осквернять её, именно своим поведением, то это будет нехорошо, если это используется для готовки, или для бани, или купания, то это замечательно. В этом случае вода должна стать неким символом очищения внутреннего. То есть она очищает тело, но символизирует очищение души. Очень важно, какое отношение мы вкладываем в наши действия, будь то купание в крещенской воде или что-то иное. И для того, чтобы приобщиться к этой великой радости праздника, совершенно не обязательно насильно заставлять себя и своих родных нырять в ледяные проруби.
Главное — сохранить в своём сердце веру и благой настрой. Ведь почему нам так необходимо до мелочей всё соблюсти, обложиться всем материальным бутылками с водой, к примеру — оттого, что нет веры. А может, я выпью воды или окунусь, и она вера появится, вдруг я прозрею. Но само по себе это не произойдёт. Откуда взяться благим чувствам, если мы для этого не приложили никаких усилий? У нас, к примеру, крещенская вода стоит целый год и не портится. У многих людей она очень долго стоит, в то время как другая вода давно бы уже испортилась. И поэтому тут можно вывести некую закономерность, что, может быть, это из-за состояния человека происходит. Возможно, ему стоит задуматься о том, как он живёт, вдруг он использует эту воду не по назначению.
К примеру, часто люди используют это воду для каких-то магических ритуалов. Может быть, Господь тем самым показывает человеку, что он что-то не так делает. Но если святая вода испортилась, то нужно взять её и вылить в какое-то чистое место под деревце, в цветок, в реку. А бутылкой можно пользоваться дальше». Помогает ли крещенская вода забеременеть? Помогает вера, а вода выступает неким символом, потому что мы существа материальные и мы нуждаемся в каких-то тварных символах. И вода, земля, маслице — это тварные символы. То есть мы таким образом должны к этому подходить. И если человек пьёт воду, мажется этой водой и так далее, то почему бы и нет.
У меня случай был на приходе. Бабушка одна очень сетовала на себя за то, что кошке давала крещенской воды. А давала потому, что кошечка болела. Но как только попьёт, легче ей становится, идёт на поправку, а как только пить перестаёт, то состояние её ухудшается. На самом-то деле Господь через эту святую воду и животным помогает, в требниках есть чин такой на окропление скотины святой водой. То же самое с крещенской водой. Мы можем использовать её в благочестивых целях. Помочь животному — это же благочестивая цель. Ведь Господь любит и милует всякую Тварь.
Поэтому всё возможно по вере. Главное, с каким настроением мы подходим, какой у нас мотив. Для того, чтобы встретиться Богом, мы должны быть готовы к этой встрече, должны быть открыты Ему. Отказавшись от всех предрассудков, оторвать наконец-то свой взгляд от привычного и посмотреть вокруг себя. Но это труд, на который не каждый пойдёт. А чего тогда мы хотим? Давайте же для начала просто будем стремиться к искренней радости и делиться ею с близкими. И постараемся не укорять других в том, что они что-то делают не так, а по возможности осторожно будем направлять их.
Что такое крещенская вода? Ответы игумена Тихона (Барсукова)
Святая вода | Перед употреблением нужно читать молитву «Отче наш» или молитву перед употреблением святой воды в молитвослове. |
Крещенская вода: как ее набрать, хранить и использовать | Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. |
10 вопросов священникам о святой воде - 18 января 2024 - 86.ру | «Надо иметь в виду, что, когда Иисус Христос крестился, ему не нужно было смывать с себя грехи, как другим людям, поэтому он, войдя в Иордан, освятил его воды, изменилось естество этой воды. |
Святая вода
Почему именно святая вода используется для освящения храмов, домов и жизненно важных объектов? Перед употреблением нужно читать молитву «Отче наш» или молитву перед употреблением святой воды в молитвослове. Пить святую воду можно и нужно. Зачем Церковь освящает воду, как правильно ее использовать, и можно ли давать святую воду домашним питомцам, читайте в.
Какой смысл имеет святая вода?
Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь». Затем читается Евангелие Ин. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». Произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой возносятся прошения об освящении воды. Обыкновенно при этом совершается каждение воды.
Затем священник читает молитву об освящении воды. Иногда читается еще особая молитва: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и дождь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. По прочтении молитв священник, взяв честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду.
При этом поют тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя…» трижды и «Твоих даров…». Затем иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь. Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого. После водоосвящения каждый, кто заказал молебен, может получить святую воду.
Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья… Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда Прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая; «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» Пс. И Церковь пламенной молитвой взывает к Господу о вызывании из недр земли воды сладкой и обильной.
В колодце, копание которого совершается по особым молитвам священника, — не простая вода: уже «копание кладезя» освящается особым чинопоследованием. Над выкопанным колодцем опять совершается особое моление: «Зиждителю вод и Содетелю всех… Ты Сам освяти воду сию: поели на ню святую Твою силу на всякую сопротивную детель, и даждь всем приемлющим от нее, пития ради, или умовения ради, здравие души и тела, на изменение всякая страсти и всякого недуга: яко да будет исцеление воды и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим ю…» Обыкновенная колодезная вода становится предметом культа и притом предметом чудотворным- «водой исцеления и покоя». Известно множество источников, колодцев, родников, где по молитвам святых изливается вода, имеющая большее благословение, чем воды Вифезды Иерусалимской. Не только питие этой воды, но даже окунание в воды этих источников приносит множество исцелений и чудотворений.
Церковь всегда совершала и сейчас совершает освящение вод общественных источников, рек, озер. Эта вода попадает и в водохранилища, а затем — в водопроводы, в наши квартиры. Можно утверждать, что в мире нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была бы освящена, духовно оплодотворена молитвой, облагодатствована и, следственно, которая не была бы животворна и спасительна для людей, животных, птиц и самой земли. Если бы мы всегда поступали так, как учит нас Церковь и Слово Божие, тогда благодатные дары Святаго Духа постоянно изливались бы на нас, тогда каждый источник был бы для нас источником исцеления от недугов телесных и душевных, каждая чаша воды служила бы очищением и просвещением, «водой исцеления и покоя», святой водой.
Но так не происходит. От воды заболевают, вода становится опасной, смертоносной и разрушительной стихией. Да что вода из крана — и святая вода нам не помогает! Неужели молитвы Церкви бессильны?
Когда Бог намеревался наказать первый мир водой, тогда Он говорил Ною: «конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли… Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» Быт. Эти слова можно применить и к нашим дням. Не стоит удивляться, что вода не исцеляет, не приносит пользы. Что здесь удивительного, когда главнейшее таинство — Евхаристия, принятие Тела и Крови Господней,- многим служит не во спасение, а в осуждение… «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» 1 Кор.
Чудеса, исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божий и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. Род лукавый и прелюбодейный,- говорил Спаситель о своих неверующих современниках, — ищет знамения; и знамение не дастся ему.
Чтобы святая вода принесла пользу — будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний. И при каждом прикосновении к святой воде, будем возносить в уме и в сердце эту молитву.
Да, мы можем ею немного окропиться, но для этого нужно всего несколько капель.
Ну а ведрами набирать с какой целью? Мне одной бутыли агиасмы хватает на целый год», — рассказывает отец Иоанн. Также из святой воды нельзя готовить еду. Ей можно окропить участок или новую вещь.
И ни в коем случае не пейте агиасму из горлышка — это даже по меркам этикета не принято, не говоря уже о святыне», — отмечает он. Если святая вода у вас заканчивается, вы можете взять обычную воду, к примеру, купить в магазине, и добавить в нее агиасму — и вот она уже святая. Не язычески-ритуально, а с верой, с молитвой, не более того. Я крест не ношу, чтоб он меня защитил как амулет, а как видимый знак моей невидимой сущности.
Точно так же я воду употребляю», — объясняет отец Иоанн. Можно ли пить святую воду представителям других религий Мы поинтересовались у настоятеля обители, можно ли пить святую воду представителям других религий. Тогда он ответил цитатой из Евангелия «По вере вашей да будет Вам» и рассказал случай из жизни. И вот ко мне подходит женщина-мусульманка, которая принесла своего больного ребенка, и просит меня научить, как ей перед святыней помолиться.
Я подвел все к тому, что, конечно же, люди других религий могут и пить святую воду, и молиться в церкви, но только с верой в Бога, а не магически-ритуально. Отец Иоанн не видит ничего страшного в том, что люди других религий пьют святую воду, крестятся и окунаются в крещенскую прорубь. Меня это радует», — делится священнослужитель. Ладан как символ олицетворения молитвы Ладан — чисто богослужебная принадлежность, которая используется исключительно во время богослужения священнослужителями.
Да исправится молитва моя, как кадило перед тобою. Каждение может совершаться и во время освящения жилища, во время отпевания покойного, но дома его держать ни к чему. То есть это как символ олицетворения молитвы», — добавляет отец Иоанн. Миро из 40 компонентов Миро — это особым чином освященное маслянистое вещество.
Оно состоит из порядка 40 компонентов: белого вина, масла нарда, масла пахучих трав, розового масла и так далее. Освящается оно исключительно Патриархом на Страстной неделе, в присутствии множества епископов.
Оно совершается на литургии в самый день Богоявления, а также и в навечерие Богоявления, когда это навечерие бывает в какой-нибудь день седмицы, кроме субботы и воскресенья. Если же навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье, то великое водоосвящение совершается в конце вечерни. В самый день Богоявления 19 января по новому стилю водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом, известным под названием «хода на Иордан».
Как в навечерие Богоявления, так и в самый праздник священнослужители выходят для водоосвящения через царские врата. Прежде выноса Креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный Крест только спереди. Выносят Крест на голове в предшествии двух свеченосцев и диаконов с кадилами. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В таком порядке они идут к большим сосудам, заранее наполненными водой.
Здесь священнослужитель, несущий Крест, снимает его с головы. У воды он осеняет Крестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол. Собравшиеся возжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечой, кадит трижды около стола, образа, клир и народ. Начинается великое водоосвящение пением тропарей: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа», «Днесь вод освящается естество» и других. Затем читаются три паримии из книги пророка Исаии 35, 1-10; 55, 1-13; 12, 3-6.
Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на грани двух Заветов. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения: «Жаждущие! Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» Ис. Затем читают Послание апостола Павла 1 Кор.
Наконец читается Евангелие от Марка 1, 9-12 , где апостол, повествует о самом Крещении Господа. Как поразителен, высок и Божествен голос Церкви, которым она зовет Господа с небес на земные воды наши! Твоею бо волею от небытия в бытие привел еси всяческая: Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир - Тебе трепещут умныя Силы вся: Тебе поет солнце: Тебе славит луна: Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет: Тебе трепещут бездны: Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты к дыханием воздух излаял еси. Ангельская силы Тебе служат: Архангельстии лицы Тебе кланяются - Бог сый неописанный, безначальный же и несказанный - Сам убо Человеколюбце Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию».
Одновременно бывает каждение над водой. Освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукой пастыря при произнесении слов: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию». Великая агиасма греческое - «святыня», так называется вода, освященная по чинопоследованию Великого освящения освящается, кроме троекратного погружения в нее честного Креста, еще крестным знамением, благословением и более сильными и сложными молитвами и песнопениями, чем при малом освящении воды, совершаемом на молебнах. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену», - это говорится о воде, что ей испрашивается исполненность Ангельской крепостью, а если испрашивается, то, значит, с верой, что приобретение водой столь таинственной силы возможно - и будет... Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым.
Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение»,- такими сильными и ответственно властными словами молится иерей. А перед этим диакон возносит приблизительно те же прошения: «О еже освятитися водам сим силою и действием и наитием Святаго Духа, Господу помолимся. О еже снизходити на воды сия очистительному пресущныя Троицы действу... О еже дароватися им благодать избавления, благословению Иорданову, силою и действом и наитием Святаго Духа... О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово и освятити воды сия...
О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на великую пользу изрядную... О еже быти воде сей приводящей в жизнь вечную... О еже явитися сей отгнанию всякого навета видимых и невидимых враг... О черплющих и емлющих ю во освящение домов... О еже быти сей во очищение душ и телес, всем с верою черплющим же и причащающимся от нея...
О еже сподобитися нам исполнитися освящения, вод сих причащением, невидимым явлением Святаго Духа, Господу помолимся». По окончании чтения всех молитв священник трижды погружает честный Крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе». Священник, взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит крестовидно на все стороны. Затем к нему подходят для целования Креста, и каждого подходящего священник кропит освященной водой.
Такие качества вода приобретает после освящения. Существуют природные источники воды, которые являются святыми. Обычно к ним верующие совершают паломничество. Ученые, которые проводили исследования данной жидкости, определили, что она отличается от обычной воды биоэнергетическими и электромагнитными показателями. Некоторые люди поясняют «святость» такой воды огромным содержанием в ней серебра. Серебро убивает болезнетворные микробы и дезинфицирует. По этой причине вода не портится на протяжении всего года. Все же такая версия подвержена критике, в связи с тем, что в отдельных церквях на Крещение освящают воду и без применения серебра. Ответ на данный вопрос, вероятно, кроется в молекулярной структуре освященной воды, она отличается от обычной. Например, после заморозки она образует кристаллы неповторимых и совершенных форм. А обычная вода — неровные и расплывчатые. На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что святая вода становится святой вследствие ритуала освящения, что полагает, объясняя научными терминами, обеззараживание и ее структурирование. Молитва на принятие святой воды В своих молитвенных речах мы обращаемся к Господу Богу, к Его Пречистой Матери — нашей Помощнице и Заступнице, к Святым Ангелам и святым людям — угодникам Божиим, потому что ради них Господь Бог быстрее услышит и нас грешных, наши молитвенные речи.