Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка. оброк, барщину, а также платили налоги "на государя". Для крестьян существовала барщина – неоплачиваемый труд в пользу господина. Основные повинности, которые несли крестьяне в России до отмены крепостного права – барщина и оброк. Во-вторых, они несли различные налоги и повинности в пользу феодального государства. Наконец, крестьяне являлись основными плательщиками дани турецким поработителям.
Перечислите повинности которые несли крестьяне
В целом, повинности помещичьих крестьян были определены их социальным и правовым статусом, а также положением на феодальной лестнице. Найди верный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Крестьяне несшие повинности в пользу. Важно отметить, что конкретные повинности и обязанности крестьян могли различаться в зависимости от региона, времени и условий, установленных господином.
Краткое содержание 19 параграфа по истории (7 класс)
Добавить в избранное 0. Вопрос пользователя. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. Преобладающей формой повинностей удельных крестьян был оброк. Удельные крестьяне пользовались большей свободой хозяйственной деятельности, чем владельческие крестьяне. Правильный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История. Рекрутская повинность являлась гл. причиной нежелания нек-рых категорий населения переходить в государственные крестьяне. Элемент повинности-тягло получает всеобъемлющее развитие и приводит к закрепощению русского крестьянина. 3. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. Крестьяне работали на барщине, платили натуральный и денежный оброк.
Крестьяне несли повинности
Но каким образом германские крестьяне утратили свободу? Известно, что во времена ранних варварских королевств в германских племенах существовал обычай давать хлеб и все необходимое тем родственникам, которые шли на войну. Так начали зарождаться налоги и другие повинности то есть принудительные обязательства крестьян в пользу воинов — членов рода. Когда возникали войны между племенами, крестьяне искали защиту у какого-то могущественного соседа или монастыря. В обмен на защиту от грабителей и чужеземных захватчиков крестьянин должен был отказаться от права на владение землей, то есть тем самым признавал себя зависимым. Крестьянин чувствовал себя в безопасности на территории, подвластной сильному человеку , а в средние века таким был тот человек, который имел много земли. Зависимым ставал и тот Крестьянин , который не имел собственного надела, а получил его, к примеру, от воина, которому король за службу дал большой земельный надел.
До зависимости крестьянина доводили так же его долги, а нередко даже откровенное насилие со стороны богатого соседа. До начала 11 ст. Она перешла во владение королей, графов, рыцарей , а так же церквей и монастырей. Крестьяне только пользовались землей, за что должны были выполнять различные повинности, размер и количество которых регулировалось обычаем. В повинность в пользу землевладельца могла входить и работа на его поле от нескольких дней в год до нескольких дней в неделю , продуктовый натуральный или денежный налог, а так же обязанность молоть зерно на мельнице господина за определенную им плату, выпекать для него хлеб и т. Уровень зависимости Крестьян был неодинаков.
Одни только давали своим хозяевам небольшой натуральный налог, другим приходилось работать на них почти половину лета. Крестьян, которые выполняли много повинностей, во Франции называли сервами, в Англии — виланами. Но ни сервов, ни виланов нельзя было назвать крепостными. Крепостничество как полная форма крестьянской зависимости распространилась в Восточной Германии , Польше, Австрии только в 18 ст. Английского вилана или Французского серва нельзя так же сравнивать с крепостным крестьянином Российской империи 18-19 ст. Ни вилана, ни серва нельзя было без последствий казнить, продать или обменять без земли или отдельно от семьи; не разрешалось даже лишить его земли, если он исполнял все повинности.
Взаимоотношения между крестьянином и господином регулировались не желаниями господина , а давно установленными обычаями. В некоторых странах в случае их нарушения со стороны господина крестьянин мог обратиться в суд и требовать возмещения ущерба. Долгое время зависимость крестьян не была очень тяжелой: землевладелец забирал у крестьянина столько продуктов, сколько нужно было для его семьи и дворовой челяди. Больше он не вымогал, поскольку это не имело смысла. Ведь люди еще не умели сохранять долго продукты питания, да и торговли практически не было. В 13-14 ст.
Чрезмерные требования землевладельцев вызвали сопротивление со стороны крестьян. Оно считалось вполне справедливым, поскольку нарушал нормы обычаев, своеобразная договоренность между крестьянами и владельцами земли, установленная очень долгое время назад. Крестьяне убегали от своих господинов, уничтожали их поместья, иногда убивали. Ясли жить становилось тяжело всем крестьянам, то можно было ждать и крестьянского бунта , восстания. В таких случаях восстания либо придушивались со всей жестокостью, либо владельцу приходилось идти на некоторые уступки. Тогда устанавливался такой объем повинностей, который не разрушал крестьянское хозяйство и устраивал землевладельца.
Специализация промыслов. Крепостное хозяйство. Крепостная и вольнонаёмная мануфактура. Посадское население. Краткая характеристика экономического строя крепостной России. Типы и виды мануфактур.
Крупное производство.
Говорить о каких-то законодательно гарантированных правах крепостного крестьянства в Росси семнадцатого века сложно. Государство думало, в первую очередь, о том, как бы еще больше выжать из крестьянина, полностью вверяя его в руки господина. С течением времени крепостничество превратилось во всеобъемлющую административную и личную власть помещика над принадлежащим ему крепостным. Не удивительны, поэтому, частые побеги крепостных от слишком уж зарвавшихся помещиков. Частыми были крестьянские восстания и просто бунты. Жизнь крепостных крестьян в России XVII века Социально-экономическим и правовым статусом крепостного определялась вся его жизнь.
Средоточием всей жизни крестьянина являлась сельская община. Именно в ней находил отраду, а зачастую помощь и даже защиту лишенный в глазах государства и феодала всяких прав подневольный человек. В условиях крайне неразвитого быта, повседневные нужды ограничивались удовлетворением самых минимальных потребностей. Простой дом, а вернее — изба-пятистенка. Но стремление к чистоте, бывшее, что называется, «в крови» у народа, вызвало к жизни целое направление в строительство. Речь идет об устройстве бань, которыми так восхищались и которым даже удивлялись путешествующие иностранцы. Крестьянин даже в своем крепостном бесправии заботился о чистоте, превращая процесс ее достижения в настоящее искусство.
Простая и очень скудная еда. Но сдобренная многочисленными напитками. В том числе, и горячительного характера, конечно. Соления и копчения, заготовка грибов и ягод — все это тоже из крестьянского быта той эпохи. Чем занимались крепостные крестьяне зимой, — отдельный вопрос. Зима для крепостного, кажется, действительно самая лучшая пора. Как жили крепостные крестьяне в долгие зимние месяцы, сказать вполне однозначно трудно.
Очевидно, по-разному. Однако почти общим для всех становится то, что работ на помещика становится меньше, а времени свободного — больше. Это — время сельских ярмарок народных гуляний, гаданий и любимых праздников. Рождество, Масленица — главнейшие из них. В народных песнях продолжается крестьянская жизнь. Пусть это крестьянство было даже крепостным. Значение монастырей в хозяйственной жизни России в XVII веке Православие в XVII веке оставалось религиозной и духовной основой русского общества, определяло разные стороны бытия от государственной идеологии до семейного быта, проникая в повседневную жизнь и боярина, и дворянина, и посадского человека, и крестьянина.
Церковь являлась важнейшим институтом феодального общества. Монастыри были частью церковной системы, распространяя православие в отдаленных землях. Зачастую именно монастыри выступали убежищем для тех, кто хотел убежать от суеты жизни или от жестокости крепостного гнета. Правда, далеко не все уходили в монастыри добровольно. С самого начала своего появления монастыри занимались просветительской и пастырской деятельностью. Монахи были духовниками и учителями народа. При некоторых монастырях существовали школы, в которых обучались грамоте и богословию.
Монастырь был местом, откуда распространялось образование, где прививались навыки к труду, вера и нравственность. Многие монастыри, стоящие вдали от городов, были вынуждены самостоятельно обеспечивать себя всем. К началу XVII в. Крупнейшие монастыри того времени играли ощутимую роль в общественном производстве, были сильными хозяйственными единицами и оказывали организующее влияние на хозяйственно-экономическую жизнь своей округи. Монастыри отличала высокая культура хозяйствования — на монастырских землях выращивали пшеницу, разводили скот, заготавливали сено, содержали мельницы, имели обширную торговлю. Занимались этими работами в основном монастырские крестьяне. Они охотно селились рядом с монастырями, так как повинности там были заметно легче, чем у помещиков.
Платили они оброк деньгами и продуктами своего труда: мясом, маслом, орехами, ягодами и изделиями промыслов: телегами, санями, хомутами, вожжами. В женских монастырях было широко развито рукоделие, главным образом, ткачество и вышивание. Обстоятельства, которые способствовали формированию сословий в России Формированию сословий в России, наряду с историческими традициями взаимодействия различных категорий общества, способствовали многочисленные факторы и обстоятельства. Например, усиление царской власти и смена системы управления государством после смутных времен обусловила формирование дворянского сословия как опоры власти. Развитие городов позволило сформироваться посадскому населению с многочисленными ремесленными категориями людей. Развитие торгово-денежных отношений сформировала категорию купеческого посадского населения. Стремление усилить зависимость дворянства от государства привело к закрепощению крестьян, что стало фактором экономического благосостояния служилых людей.
В свою очередь это же закрепощение создало самый многочисленный и самый бесправный класс зависимых крестьян. Усиление крепостного гнета увеличило бегство населения на окраины государства и привела к появлению казачьих общин. Расширение территорий государства за счет освоения новых земель помогло сформироваться таким категориям как ясачные люди и черносошные крестьяне. Духовенство же изначально оформилось как самостоятельное сословие, и его благосостояние со временем стало неразрывно связано с благосостоянием государства. Что такое «сословие». Сравните положение различных сословий в XVII в. Сословие — это социальная группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом или нормами традиций.
Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству. В странах Западной Европы в сословном делении обычно встречались категории духовенства, аристократии дворянства и общинников тех, кто трудится.
Grushdeva 28 апр. Lenochkamalova 28 апр. D85 28 апр. Zenkova929 28 апр. При отступлении они разбили армию ацтеков в сражении при Отумбе. Lyudmilakohuko 27 апр. Kristinakiyko13 27 апр.
Крестьяне в XVII веке Ответ: После окончательного утверждения крепостничества нормами Соборных уложений Василия Шуйского и Алексея Михайловича Романова крепостное право становится определяющим явлением в жизни страны на целых два с половиной столетия. Стремление обеспечить стабильность царской власти за счет опоры на дворянское, служилое сословие привело к серьезному поражению в правах другой категории населения — крестьянства. Конечно, нельзя сказать, что крепостное право было сродни рабству, но уж очень похожи были эти два состояния. Не все крестьянство оказалось закрепощенным. Какие крестьяне находились вне крепостной зависимости, а какие «были в крепости», было понятно даже из самого названия. Лично свободных крестьян называли черносошными, а крепостных — владельческими. Крестьяне черносошные: Ответ: лично не зависели от какого бы то ни было собственника земли, землевладельца; за ними сохранилась значительная степень личной свободы среди прочего — право по собственному усмотрению менять место жительства и хозяйствования ; сохраняли за собой право распоряжаться принадлежавшей им землей. В зависимости они находились только от государства.
По отношению к нему черносошные крестьяне исполняли тягловую повинность — платили подати и исполняли различные работы. Не удивительно, что с усилением крепостнического строя численность этой группы в общей массе крестьянского населения неуклонно сокращалась. Крупные и мелкие феодалы-землевладельцы считали личным вызовом свободу находящихся по соседству людей. Используя все возможные механизмы, они пытались закрепостить, лишить экономической, а затем и личной свободы черносошных крестьян. Все методы для этого были хороши. Можно было свободного крестьянина закабалить, опутав его долгами и невозможными для исполнения обязанностями. Можно было всех членов семьи обратить в крепостничество, если один из них был выходцем из крепостных. В течение же века семнадцатого черносошные крестьяне еще пытались сопротивляться нарастающему угнетению.
Меньший гнет наблюдался в отдаленных уголках России — на Севере в Поморье , в Сибири. Туда и устремлялись спасающиеся от притеснений и угнетения, от опасности попасть в крепостную зависимость черносошные крестьяне. Крестьяне владельческие Ответ: В среде владельческих крестьян имелись различия. В зависимости от положения, они подразделялись на: Боярские или вотчинные. Их доля с утверждением абсолютизма в России и усилением дворянства постоянно и неуклонно уменьшалась. К концу XVII в. Ему к концу 17 в. Монастырские церковные.
Дворцовые царские. В крепостную зависимость к разным землевладельцам постепенно, в течение XVII века, переводились и другие категории незащищенного населения — бобыли не имевшие собственного подворья и обрабатываемого ими надела, или утратившие право на его получение, крестьяне и холопы. Их положение часто определяется вообще как полурабское. И это справедливо. Они были оторваны от земли, исполняя роль прислуги своих господ. К исходу века и те и другие практически полностью слились с основной массой крепостного крестьянства. Крепостные крестьяне: права и обязанности Ответ: Следует сказать, что лучшее положение было именно у крепостных, принадлежавших государевой семье. Управлялись они царскими приказчиками.
В обязанности их входило снабжать царский двор необходимыми продуктами, дровами, исполнять различные повинности, в т. Для всех же остальных крепостных жизнь складывалась иначе. Главная повинность, отбываемая крепостными — это барщина. Она-то и ложилась едва ли не самым тяжким бременем на плечи лично зависимого крестьянина. Также крестьяне уплачивали оброк и государственные подати. Говорить о каких-то законодательно гарантированных правах крепостного крестьянства в Росси семнадцатого века сложно. Государство думало, в первую очередь, о том, как бы еще больше выжать из крестьянина, полностью вверяя его в руки господина. С течением времени крепостничество превратилось во всеобъемлющую административную и личную власть помещика над принадлежащим ему крепостным.
Право помещиков в отношении крепостных крестьян позволяло ему продавать принадлежавшего ему крестьянина, как ему вздумается — с землей, или без земли; разлучать семьи, продавая детей, отрывая их от родителей; безнаказанно истязать их, сечь кнутом за малейшую провинность, или и вовсе из самодурства… Пытки крепостных крестьян были в обычае тех времен.
Крестьянские наделы и повинности. Крестьянские повинности
труд крестьян на земле помещиков. обязанности оказывать трудовую - задание 3, стр. 49. Ответ на вопрос Какие повинности несли крестьяне в пользу господина, учебник История России 7 класс Арсентьев Данилов. труд крестьян на земле помещиков. 1. Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю.
О многообразии российских крестьян
Тогда устанавливался такой объем повинностей, который не разрушал крестьянское хозяйство и устраивал землевладельца. Специализация промыслов. Крепостное хозяйство. Крепостная и вольнонаёмная мануфактура. Посадское население. Краткая характеристика экономического строя крепостной России. Типы и виды мануфактур.
Крупное производство. Мануфактуры, использовавшие труд приписных крестьян. Государственная промышленность. Голландец Андрей Виниус. Экономика феодальной России. Сословный быт 17 века.
Быт и обычаи крестьян. Быт горожан. Сцена из жизни русских царей. Престольная палата. Купеческий дом. Крестьянская изба.
Быт дворян. Домашний быт русских царей. Царские хоромы. Свадебный поезд. Развитие науки. Новый стиль.
Выпуск книг. Жанры в русской литературе. Деревянная архитектура. Масляные краски. Культура и быт 17 века. История Отечества.
Иерархия российских сословий. Городское население. Белые слободы. Основные сословия российского общества в XVII веке. Сословный строй российского общества. Черное духовенство.
Посадские люди.
Из 65 губерний и областей, существовавших в Российской империи на 1858 год, в трёх вышеназванных остзейских губерниях, в Земле Черноморского войска, в Приморской области, Семипалатинской области и области Сибирских киргизов, в Дербентской губернии с Прикаспийским краем и Эриванской губернии крепостных не было вовсе; ещё в 4 административных единицах Архангельской и Шемахинской губерниях, Забайкальской и Якутской областях крепостных крестьян также не было, за исключением нескольких десятков дворовых людей слуг. Причины Подготовка реформы Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II 20 ноября 2 декабря 1857 виленскому генерал-губернатору В.
Она предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб жилой дом и хозяйственные постройки. В 1858 для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения.
В декабре 1858 была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы были созданы в марте 1859 Редакционные комиссии. Проект, составленный Редакционными комиссиями в конце 1859, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей.
Это вызвало недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в конце 1860, и при его обсуждении в Государственном совете в начале 1861. Основные положения крестьянской реформы Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 г.
На 1 января 1863 г. Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в отдельных районах в 2-3 раза. В результате этого в ряде районов крайне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.
Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. Но в ряде губерний их было ещё много Курская 160 тыс. Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом.
Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки. Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян.
Происхождение слова «крепостной» Слово «крепостной» произошло от понятия «крепость», что в древнерусском праве означало акт, символический или письменный, утверждавший власть какого-либо лица над чем-нибудь. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу «крепостное право» на эту вещь.
Предметом крепостного обладания в России были и люди. Такие крепостные изначально назывались «холопами и робами». На древнерусском юридическом языке холопом назывался крепостной мужчина, а робой — крепостная женщина. При этом в документах, кроме церковных, никогда не употреблялось слово «раб».
Холопство же было древнейшим крепостным состоянием на Руси, установившимся за много веков до возникновения крепостной неволи крестьян. Сообщение, доклад о крепостном праве: Крепостное право в России Принципиальные перемены в положении крестьян наступают с воцарением династии Романовых. К этому времени сроки сыска беглых крестьян увеличились с 5-ти лет, объявленных ещё в царствование Федора Иоанновича в 1597 году, до 15-ти лет. Однако землевладельцы в многочисленных челобитных настаивают на праве отыскивать своих беглых арендаторов бессрочно, и царь Алексей Михайлович идет не только навстречу этим требованиям, но и намного дальше.
Дело в том, что во всех прежних указах о сроке сыска беглых крестьян речь шла исключительно о тех, кто ушёл с помещичьей земли, не внеся всех необходимых выплат помещику, оговорённых в порядных записях, то есть — о возвращении должников. Крестьянин, рассчитавшийся по своим обязательствам, был волен идти куда угодно, или оставаться на месте, или вовсе оставлять землепашество и выбирать другой род занятий, если позволяли средства и умение. В изданном в 1649 году Соборном Уложении появилось два принципиально новых обстоятельства. Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян.
Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин. Во-вторых, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства — он становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов. В случае его ухода Уложение предписывало насильно возвращать прежде свободного человека обратно вместе со всем хозяйством и семьей. Фактически, Уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, лишив большинство населения ст Все привилегии, которые давало государство боярам как землевладельцам, распространялись и на дворян.
Фактически, Уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, лишив большинство населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью. Соборное Уложение 1649 года содержит целый ряд статей, приближающих вольного крестьянина к барщинному холопу. Его хозяйство всё решительнее признаётся собственностью господина. Здесь же, хотя ещё и неясно, и не вполне уверенно, но проскальзывает взгляд на крестьянина, как на личную собственность господина, утвердившийся впоследствии.
Так, например, Уложение велит выданную в бегах замуж крестьянскую дочь возвращать владельцу её вместе с мужем, а если у мужа были дети от первой жены, их предписывалось оставить у его помещика. Так допускалось уже разделение семей, отделение детей от родителей. Однако некоторые права крепостного крестьянина ещё сохранялись и защищались Уложением. Крепостной не мог быть обезземелен по воле господина и превращён в дворового; он имел возможность приносить жалобу в суд на несправедливые поборы; закон даже грозил наказанием помещику, от побоев которого мог умереть крестьянин, а семья жертвы получала компенсацию из имущества обидчика.
Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов. По замечанию В. Ключевского, «Закон всё более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица».
Крестьяне в 17 веке После окончательного утверждения крепостничества нормами Соборных уложений Василия Шуйского и Алексея Михайловича Романова крепостное право становится определяющим явлением в жизни страны на целых два с половиной столетия. Стремление обеспечить стабильность царской власти за счет опоры на дворянское, служилое сословие привело к серьезному поражению в правах другой категории населения — крестьянства. Конечно, нельзя сказать, что крепостное право было сродни рабству, но уж очень похожи были эти два состояния. Не все крестьянство оказалось закрепощенным.
Какие крестьяне находились вне крепостной зависимости, а какие «были в крепости», было понятно даже из самого названия. Лично свободных крестьян называли черносошными, а крепостных — владельческими. Крестьяне черносошные: лично не зависели от какого бы то ни было собственника земли, землевладельца; за ними сохранилась значительная степень личной свободы среди прочего — право по собственному усмотрению менять место жительства и хозяйствования ; сохраняли за собой право распоряжаться принадлежавшей им землей. В зависимости они находились только от государства.
По отношению к нему черносошные крестьяне исполняли тягловую повинность — платили подати и исполняли различные работы. Крупные и мелкие феодалы-землевладельцы считали личным вызовом свободу находящихся по соседству людей. Все методы для этого были хороши. Можно было свободного крестьянина закабалить, опутав его долгами и невозможными для исполнения обязанностями.
Можно было всех членов семьи обратить в крепостничество, если один из них был выходцем из крепостных. В течение же века семнадцатого черносошные крестьяне еще пытались сопротивляться нарастающему угнетению. Крестьяне владельческие В среде владельческих крестьян имелись различия. В зависимости от положения, они подразделялись на: Боярские или вотчинные.
Их доля с утверждением абсолютизма в России и усилением дворянства постоянно и неуклонно уменьшалась. К концу XVII в. Ему к концу 17 в. Монастырские церковные.
Дворцовые царские. В крепостную зависимость к разным землевладельцам постепенно, в течение XVII века, переводились и другие категории незащищенного населения — бобыли не имевшие собственного подворья и обрабатываемого ими надела, или утратившие право на его получение, крестьяне и холопы. Их положение часто определяется вообще как полурабское. И это справедливо.
Они были оторваны от земли, исполняя роль прислуги своих господ. К исходу века и те и другие практически полностью слились с основной массой крепостного крестьянства. Крепостные крестьяне: права и обязанности Следует сказать, что лучшее положение было именно у крепостных, принадлежавших государевой семье.
Гос крестьяне. Крепостные и государственные крестьяне. Основные повинности крестьян.
Основные крестьянские повинности. Основные повинности помещичьих крестьян. Барщина это в древней Руси. Повинности барщина и оброк. Повинности крестьян сеньору. Повинности крестьян оброк.
Феодальные повинности. Барщина это. Барщина и оброк. Оброк это кратко. Барщина определение. Таблица повинности средневековых крестьян.
Составьте схему повинности средневековых крестьян. Составьте схему повинности средневековых крестьян 6 класс история. Презентация на тему крестьянство. Повинности дворцовых крестьян. Классы крестьян. Презентация о крестьянстве.
Оброк это. Виды феодальных повинностей. Крестьяне были крепостными. Украинские крестьяне. Обязанность украинских крестьян. Виды зависимых крестьян.
Виды крестьянских повинностей. Повинности крепостных крестьян. Обязанные крестьяне. Об обязанных крестьянах. Временно обязанность крестьян. Феодал и зависимые крестьяне.
Зависимые крестьяне в средневековье. Обязанности зависимых крестьян. Повинности это в истории 7 класс. Крестьянский отказ это. Повинности дипломатов рисунки. Повинности крестьян табличка.
Виды крестьян. Характеристика категорий крестьян. Виды крестьян в России в 16 веке. Основные категории крестьян. Крестьянская община. Крестьянская Общинина.
Крестьянская община в России. Крестьянская община это в истории. Барщина и оброк средние века в Европе. Барщина и оброк отличия. Барщина и оброк при Екатерине 2. Права крестьян при Екатерине 2.
Крестьянство при Екатерине 2. Барщинные и оброчные крестьяне. Крестьяне на барщине. Оброк барщина крепостные. Понятие барщина. Заполните таблицу сословия во Франции.
Феодально зависимые крестьяне это.
Какие повинности несли крестьяне в пользу господина?
Гулящие люди никому не платили никаких податей, жили преимущественно работой по найму. В 17 веке отход населения на заработки назывался: «гулять», «ходить в гуляках», «быть гулящим». Гулящие люди активно участвовали в крестьянских и городских восстаниях, правительство стремилось ликвидировать этот разряд населения. Указом Петра I от 1 июня 1722 года предписывалось записать гулящих людей в солдаты, в посады или обратить в крепостных. Даточные люди. Категория лиц из тяглого населения в России 15-17 вв.
Поставка даточных людей была одной из наиболее тяжелых личных повинностей, ложившихся на крестьянские и посадские общины. Даточных людей отбирали исключительно из тяглого населения, так как все служилые люди, московские и городовые, несли военную службу лично и бессрочно. В даточные люди ставились лица преимущественно средних лет. Для службы они должны были являться на сборный пункт в вооружении и с запасами. При прохождении службы они получали подмогу от общин в виде кормового и денежного жалованья.
Дворовые крестьяне. Зависимые лица в Русском государстве челядь, холопы , жившие при дворе феодала и обслуживавшие его семью. В конце 17 — первой половине 19 века дворовые крестьяне не имели земли и жили полностью на содержании хозяев. В 1797 году вышел указ Павла I о запрещении продажи дворовых и безземельных крестьян. В 1858 году вышел указ Николая I о запрещении помещикам переводить крестьян в дворовые люди.
При освобождении они не получали земельный надел и оставались безземельными-удел один-идти в батраки. Дворцовые крестьяне. Зависимые крестьяне на Руси 12-18 вв. В период образования и укрепления Русского централизованного государства конец 15-16вв. В 16 веке в связи с развитием поместной системы дворцовые крестьяне стали широко использоваться для вознаграждения служилого дворянства.
В 17 веке с ростом территории Русского государства росло и число дворцовых крестьян. Широкий размах раздача дворцовых крестьян дворянам приобрела в первые годы царствования Михаила Фёдоровича Романова 1613-1645. В первые годы правления Петра 1 1682-99 было роздано около 25 тысяч дворов дворцовых крестьян. Большая часть попадала в руки царских родственников и фаворитов. В 18 веке пополнение дворцовых крестьян и земель щло главным образом за счёт конфискации земель у опальных владельцев и населения вновь присоединённых земель в Прибалтике, на Украине и в Белоруссии.
Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение великокняжеского позже царского двора продовольствием. Категория населения в России 16-17 вв. В категорию детенышей входили дети, выросшие в монастыре, и наемные работники, поставленные в сходные с ними социальные условия. Детеныши не имели своей пашни. Детеныши пахали землю монастыря.
Занимались ремеслами, получая жалованье. Детеныши часто находились в кабальной зависимости. Служилые люди в России в 16-17 вв. В обязанность затинщиков входила стрельба из пищалей — артиллерийских орудий небольшого калибра. Затинщики относились к «людям пушкарского чина» и несли службу на общих с пушкарями условиях.
Они имелись во всех русских крепостях: пять-десять человек — в небольших крепостях, несколько десятков — в крупных крепостях. Затинщики находились в подчинении у осадного головы. По мере удаления крепости от возможной опасности затинщиков переводили в тягловые люди. Затундренские крестьяне. Крестьяне — потомки русских промышленных, посадских и служилых людей, поселившихся в 17-18 вв.
В начале 19 века насчитывалось около 320 затундренских крестьян. В конце 19 — начале 20 веках затундренские крестьяне стали заниматься преимущественно кочевым оленеводством, усвоили якутский язык и слились с коренным населением Таймыра — долганами и северными якутами. Категория феодально-зависимых крестьян в Псковской земле 14-16 вв. Все имущество изорников при этом переходило господину. Бывшие крепостные крестьяне в России, получившие в результате крестьянской реформы 1861 года дарственные наделы.
Эти наделы предоставлялись безвозмездно по соглашению с помещиками. В среднем надел крестьян-дарственников составлял около 1 десятины на мужскую душу и был значительно меньше, чем дореформенный. Монастырские крестьяне. Категория зависимого населения владений православной церкви в России 11 — до сер. По своему правовому и экономическому положению монастырские крестьяне мало чем отличались от крестьян, зависимых от феодалов.
По уставной грамоте митрополита Киприана 1391 монастырские крестьяне должны были платить оброк и отрабатывать барщину. Был ограничен переход монастырских крестьян в другие категории крестьян. В случае побега крестьяне возвращались во владения монастыря великокняжеской администрацией. Выступая против усиления эксплуатации своего труда, монастырские крестьяне поднимали восстания. В 17 веке многие крестьяне участвовали в восстании Степана Разина.
Свободные общинники-воины, участники народных собраний у восточных славян. Дружинники в Древнерусском государстве, управлявшие хозяйством, судьи; приближенные князя бояре. Княжеские мужи несли личную службу князю, люди платили ему дань. К княжеским мужам причислялись только высшие военно-правительственные сановники, а рядовые ратные люди князя и низшие дворцовые слуги, конюхи, повара, сельские приказчики уравнивались с простыми людьми, сходясь с княжескими мужами только в личной службе князю. Название разорившихся крестьян, посадских людей, беглых холопов на Руси 12-17 вв.
Впервые термин встречается в Русской правде. Наймитами обычно становились разорившиеся сельские и городские общинники, беглые крепостные крестьяне и холопы, вынужденные заключать договор о найме с вотчинниками, помещиками, горожанами, купцами.
Величина оброка за землю зависела от надела крестьянина. Позже он приобретал форму постоянного денежного платежа. Обесценивание денег было выгодно крестьянам. Однако тяжелее оказывался натуральный оброк — он платился различными продуктами. Помещики все время придумывали новые поводы для собирания натурального оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и т. Иногда денежный оброк заменялся натуральным.
Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка. Часто урожай портился от дождя или ветра. Развитие товара-денежных отношений улучшило положение крестьян — они могли откупаться деньгами. Однако право выбора формы уплаты оброка выбирал помещик. Барщина — работа на земле феодалов. Сильная эксплуатация крепостных приводила к угнетению крестьянских хозяйств. Крестьянам не оставалось времени хорошо обрабатывать свои наделы.
Другим феодалам, наоборот, барщины была не выгодна. Крестьяне плохо работали на чужих землях, так как не заинтересованы были в результате труда. На помещика ложились обязательства кормления в дни отработки крепостных. В некоторые дни работники съедали больше, чем наработали. Замена барщины деньгами стала выгодна обеим сторонам. Конечно к этому подходили постепенно. Вначале ограничили количество отрабатываемых дней 3-4 дня в неделю. За пропущенные дни полагался штраф — начало формирование тарифов за различные работы.
Со временем крестьянам стало выгоднее выплачивать штрафы, чем тяжело работать на помещика. Так барщина заменилась денежным оброком. Как и с натуральным оброком, выбор между барщиной и деньгами делал помещик. Позже откупаться стали не индивидуально, а коллективно — целыми селами. Один год феодал мог согласиться на денежный оброк, но во второй ему может потребоваться рабочая сила. Откупиться могли зажиточные крестьяне, малоземельным это было не под силу. Их часто использовали для уборки урожая, в сенокос, когда нужно было много работников. Поэтому только часть ручных работ заменялась деньгами.
В некоторых Европейских странах барщина исчезла совсем Фландрия, селения Шампани, Орлеан. В других сохранили общественные работы и сторожевую службу. Помещик уже не имел больших наделов, рабочая сила ему была не нужна, и он предпочитал денежные выплаты. Барщину крестьяне отрабатывали несколько дней в году. Под другими обязательствами понимали повинности личного характера. Население часто называла их «дурными обычаями». Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т.
Помещик имел право на все имущество крепостного. После его смерти он мог все забрать себе. Все, чем обладал крестьянин, было только в пожизненном пользовании, исключая любое распоряжение. Позже за любой переход земли помещик получал определенные денежные взносы. Аналогичная ситуация была и с движимым имуществом. Но позже помещику стали отдавать лучшую корову, рой пчел и т. Кроме имущества крепостного феодал имел право на его жену — право первой ночи.
Податные сословия в России в 19 веке. Податные сословия 18 века. За пользование землёй зависимые крестьяне должны были. Барщина и оброк средние века в Европе. Барщина, оброк, церковная десятина. Принудительная обязанность крестьян.. Обязанности феодальные повинности. Общество древней Руси. Свободные и зависимые люди в древней Руси. Древнерусское государство Зависимое и свободное население. Основные феодальные повинности. Какие основные феодальные повинности. Какие феодальные повинности несли крестьяне. Виды крестьян. Государственные крестьяне разновидности. Категории крестьянства таблица. Феодалы и крестьяне. Феодалы и крестьяне в средние века. Картина феодалы и крестьяне. Феодализм крестьяне. Основные повинности дворян. Перечислите основные повинности дворян. Основные повинности дворян по отношению к государю. Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю. Средневековая деревня оброк в средневековье. Оброк и барщина на Руси. Оброк крестьянина феодального средневековья. Сословие крестьянство. Сословие крестьянство права и обязанности. Феодальные повинности схема. Феодалы и зависимые крестьяне средние века. Повинности крестьян оброк. Повинности христиан Борщина. Соборное уложение 1649 что закрепило. Соборное уложение 1649 крестьяне. Положения соборного уложения 1649 года. Судебная зависимость крестьян это. Зависимости средневековых крестьян. Власть феодала над крестьянами. Вид крестьянской зависимости судебная. Таблица категории населения Руси 15-16 веков. Категории населения 15-16 век. Категории населения в 15-16 веках. Таблица категорий населения Руси в 16 веке. Выкуп крестьянином земли обязанные крестьяне. Отмена крепостного права выкуп земли. Права крестьян и земельные наделы. Отмена крепостничества в разных странах. Реформа отмены крепостного права 1861. Александр 2 годы Отмена крепостного права и реформы. Реформа Александра 2 в 1861 году. Сословие крестьян. Крестьянский мир. Категории крестьян на Руси.
Учет интересов крестьян требовал значительного увеличения дореформенных наделов крестьян, что можно было сделать за счет помещичьих латифундий и организации расселения крестьян на окраины. Но победили помещики. При переходе на выкуп бывшие помещичьи крестьяне получали наименование крестьян собственников, но на самом деле полной собственности на землю они, в отличие от помещиков не получали. Юридическим собственником считалась община, но и она не имела права продажи наделов. При подворном землевладении крестьяне тоже не могли продавать свои участки. Часть крестьян 461тыс. Половина их приходилась нижневолжский район, а четверть - на северо-черноземный. Совсем не получили земли 724 тыс. Они освобождались через два года бесплатно, но без клочка земли. До перехода на выкуп крестьяне должны были выполнить в пользу помещика временной повинности в виде денежного оброка или барщины. Период перехода от повинностей на выкуп не был твердо установлен положением, ион растянулся с1863 до 1883 г. К 19 февраля 1870 г. К 1881г. Временные повинности по существу были теми же феодальными барщиной и оброком разница была в следующем: размеры их определялись местными положениями, отменялись мелкие повинности натуральные платы птицей, ягодами, грибами и прочим, добавочные сгонные работы и наряды , основной повинностью признавался оброк крестьян нельзя было без их согласия переводить на барщину если они ранее платили оброк, а через два года они могли перейти с барщины на оброк бес согласия помещика. Крестьяне работали на барщине не производительно, помещики не имели уже над ними такой власти. Большое значение имел принцип определения величины оброка, от которой зависел и размер выкупа. Правительство и сам царь неоднократно подчеркивали, что они не допустят даже обсуждения вопроса о выкупе личной зависимости крестьян, что предлагалось правыми помещиками. Но в среде новой бюрократии был найден обход этого принципа: поставить размер оброка в зависимость не от доходности земли, а от дохода крестьян в данной местности.
Повинности крестьян: понятие и значение
Категория населения в России 16-17 вв. В категорию детенышей входили дети, выросшие в монастыре, и наемные работники, поставленные в сходные с ними социальные условия. Детеныши не имели своей пашни. Детеныши пахали землю монастыря. Занимались ремеслами, получая жалованье. Детеныши часто находились в кабальной зависимости. Служилые люди в России в 16-17 вв. В обязанность затинщиков входила стрельба из пищалей — артиллерийских орудий небольшого калибра. Затинщики относились к «людям пушкарского чина» и несли службу на общих с пушкарями условиях. Они имелись во всех русских крепостях: пять-десять человек — в небольших крепостях, несколько десятков — в крупных крепостях. Затинщики находились в подчинении у осадного головы.
По мере удаления крепости от возможной опасности затинщиков переводили в тягловые люди. Затундренские крестьяне. Крестьяне — потомки русских промышленных, посадских и служилых людей, поселившихся в 17-18 вв. В начале 19 века насчитывалось около 320 затундренских крестьян. В конце 19 — начале 20 веках затундренские крестьяне стали заниматься преимущественно кочевым оленеводством, усвоили якутский язык и слились с коренным населением Таймыра — долганами и северными якутами. Категория феодально-зависимых крестьян в Псковской земле 14-16 вв. Все имущество изорников при этом переходило господину. Бывшие крепостные крестьяне в России, получившие в результате крестьянской реформы 1861 года дарственные наделы. Эти наделы предоставлялись безвозмездно по соглашению с помещиками. В среднем надел крестьян-дарственников составлял около 1 десятины на мужскую душу и был значительно меньше, чем дореформенный.
Монастырские крестьяне. Категория зависимого населения владений православной церкви в России 11 — до сер. По своему правовому и экономическому положению монастырские крестьяне мало чем отличались от крестьян, зависимых от феодалов. По уставной грамоте митрополита Киприана 1391 монастырские крестьяне должны были платить оброк и отрабатывать барщину. Был ограничен переход монастырских крестьян в другие категории крестьян. В случае побега крестьяне возвращались во владения монастыря великокняжеской администрацией. Выступая против усиления эксплуатации своего труда, монастырские крестьяне поднимали восстания. В 17 веке многие крестьяне участвовали в восстании Степана Разина. Свободные общинники-воины, участники народных собраний у восточных славян. Дружинники в Древнерусском государстве, управлявшие хозяйством, судьи; приближенные князя бояре.
Княжеские мужи несли личную службу князю, люди платили ему дань. К княжеским мужам причислялись только высшие военно-правительственные сановники, а рядовые ратные люди князя и низшие дворцовые слуги, конюхи, повара, сельские приказчики уравнивались с простыми людьми, сходясь с княжескими мужами только в личной службе князю. Название разорившихся крестьян, посадских людей, беглых холопов на Руси 12-17 вв. Впервые термин встречается в Русской правде. Наймитами обычно становились разорившиеся сельские и городские общинники, беглые крепостные крестьяне и холопы, вынужденные заключать договор о найме с вотчинниками, помещиками, горожанами, купцами. При заключении договоров наймиты формально выступали как свободные люди, однако хозяин получал право не только на его труд, и на личность. Зависимые крестьяне в Русском государстве в 15-17 вв. Новоприходцами были обедневшие разорившиеся крестьяне, по какой-либо причине потерявшие свои дворы, хозяйства, земельные наделы. Они были вынуждены селиться на земле феодала, заключали с ним договор порядную запись. В договоре оговаривалось то, что по истечении льготных лет крестьяне обязаны были нести государственное тягло и повинности в пользу землевладельцев, при этом они из новоприходцев становились равными по правам к крестьянам-старожильцам.
Государственные крестьяне в Российской империи до 1866 года, занимавшие промежуточное положение между мелкими помещиками и крестьянами. Происходили в основном из бывших служилых людей «по прибору», которым не было присвоено дворянство. Владели землей по праву четвертного владения и могли ее продавать только друг другу. До 1840 года имели право владеть крепостными людьми, но фактически не пользовались этим правом, поэтому однодворцы несли те же повинности, что и их крестьяне. Однодворцы жили одним двором с крестьянами. Однодворцы платили подушную подать и четырехгривенный оброк. Данная категория была распространена на бывших приграничных землях России — Воронежской, Курской, Орловской, Тульской и других. Пашенные солдаты. Служилые люди, несшие сторожевую службу на южной и северо-западной границе России. Категория пашенных солдат появилась в 1640-х годах.
Пашенными солдатами и драгунами становились крестьяне, освобожденные от значительной части налогов и повинностей, имевшие собственные земельные наделы и хозяйство и несшие пограничную службу в солдатских и драгунских полках. В 1660-1680-х годах они постепенно перешли в разряды тяглых крестьян или служилых людей. Зависимые крестьяне в России в 14-нач. Половниками становились малоземельные крестьяне, а также отпущенные на волю холопы и обедневшие горожане. Они получали земельный участок и ссуду для ведения хозяйства. Заключали договор с землевладельцем о «половье», который оговаривал сроки, размер ссуды, повинности. В 14-15 веках половничество испольщина существовало во всех русских землях, в 17 веке половники сохранились на севере России, в 18 веке — в Великоустюжской и Вятской провинциях. В 19 веке — лишь в уездах Вологодской губернии. В 1720-х годах половники слились с общей массой черносошных крестьян. Посадские люди.
Торгово-ремесленное население городов, части поселений, посадов, слобод. Посадские люди несли государственное тягло налоги, торговые пошлины, натуральные повинности.
В Англии под вилланами понималась основная масса феодального-зависимого населения, выполняющего неограниченные отработочные повинности в пользу своего сеньора и подчинённого юрисдикции помещичьего суда. Они селились на земле феодала, заключали с ним договор «порядную запись» , по которому по истечении льготных лет они обязаны были нести государственное тягло и повинности в пользу феодала и становились равными крестьянам-старожильцам... Манор представлял собой комплекс домениальных земель феодала, общинных угодий и наделов лично-зависимых и свободных крестьян, проживающих во входящей в состав манора деревне. Основой манориального хозяйства были отработочные повинности зависимых категорий крестьян вилланов, коттариев, хазбендменов и судебная юрисдикция... В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя до отмены крепостного права и прикреплёнными к земле. Меркет англ. От основной массы лично несвободных крестьян вилланов в Англии, хазбендменов в Шотландии коттарии отличались незначительностью размеров своего надела и относительно необременительными отработочными повинностями, что превращало этот слой в сельскохозяйственных наёмных рабочих.
Мюлькадарское право от тат. Также называется бекским правом или агаларским правом. Период царствования Петра I — время необычайного напряжения народных сил для разрешения вековой задачи великорусской государственности. Это напряжение, заставляя собирать в одно все разрозненные орудия государственной деятельности, произвело в составе русского крестьянства сдвиги, надолго определившие и состав земледельческого класса, и формы его существования. Так же, как и по отношению к мерам Петра относительно шляхетства, можно сказать, что и крестьянство при нём не испытало коренного переустройства... Закрепощение непохожих крестьян усиливалось каждой последующей редакцией Литовского статута. Цензива фр. Механизм возникновения крепостного... Данная практика приводила к обнищанию сельского населения и его выселению в города, обезлюдевшие сельскохозяйственные угодья отдавались под выпас скота.
Повинности крепостных крестьян. Обязанность украинских крестьян. Повинности крестьян на Руси. Повинности барщина и оброк. Барщина это повинность. Повинности крестьян в средневековье. Повинность в средневековье. Феодал и зависимые крестьяне. Зависимые крестьяне. Обязанности зависимых крестьян.
Перепись населения на Руси. Дань на Руси. Дань золотой Орде. Средневековая деревня феодала. Средневековая деревня крестьян и феодалов. Средневековая деревня дом феодала. Усадьба феодала в средневековой деревне. Оброк и дань. Виды оброка история 6 класс. Оброк оброк 2020 Cover.
Вид оброка в средние века 8 букв. Обязанности и повинности крестьян. Повинности принудительные обязанности. Зависимые населения древней Руси. Зависимые люди в древней Руси. Зависимое население древней Руси. Сельские жители которые несли повинности в пользу князя назывались. Податные сословия при Петре 1. Сословия в России в начале 19 века схема податные. Податные сословия в России в 19 веке.
Податные сословия 18 века. За пользование землёй зависимые крестьяне должны были. Барщина и оброк средние века в Европе. Барщина, оброк, церковная десятина. Принудительная обязанность крестьян.. Обязанности феодальные повинности. Общество древней Руси. Свободные и зависимые люди в древней Руси. Древнерусское государство Зависимое и свободное население. Основные феодальные повинности.
Какие основные феодальные повинности. Какие феодальные повинности несли крестьяне. Виды крестьян. Государственные крестьяне разновидности. Категории крестьянства таблица. Феодалы и крестьяне. Феодалы и крестьяне в средние века. Картина феодалы и крестьяне. Феодализм крестьяне. Основные повинности дворян.
Перечислите основные повинности дворян. Основные повинности дворян по отношению к государю. Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю. Средневековая деревня оброк в средневековье.
Обычно различной была номенклатура государственных и владельческих повинностей. Различными были окладные единицы хотя они часто назывались одинаково. И что особенно существенно, средства, собранные в виде ренты, непосредственно поступали в руки землевладельцев, а средства, собранные в виде налогов, проходили через государство. И чем большую долю дохода служилых людей составляли «дачи царя», тем сильнее становилась зависимость этих служилых людей от государства. Нельзя забывать и связи между трудностями, возникавшими при выкачивании ренты и налогов, и закрепощением крестьян. Влияние, которое оказали перебои именно в сборе государственных податей, несомненно следует учитывать. Ближе всего к ренте стояло обложение черносошных крестьян, по отношению к которым государство выступало в качестве суверена и одновременно присваивало все большие права на их землю. К первым, например, относились обработка десятины «для посопного хлеба», денежный оброк и «мелкий доход», а ко вторым — ямские деньги, примет и многие другие. Для характеристики эволюции феодальной ренты в Северо-Восточной Руси большое значение имеет анализ грамот, которые на протяжении 250 лет получал Владимирский Царевоконстантиновский монастырь от митрополитов и патриархов. Первая из них 1391 г. Грамота свидетельствует также об огромной роли, которую играла традиция при определении состава крестьянских повинностей. В соответствии с обычным правом крестьяне могли тогда жаловаться на представителей монастырских властей, и жалобы эти не оставались безрезультатными. Грамота показывает, что монастырские власти обязаны были считаться со «старой пошлиной». Монастырские крестьяне сироты жаловались митрополиту на игумена Ефрема, который наряжал «дело не по пошлине», и митрополит назначил расследование, чтобы установить, «ходит ли игумен Ефрем по старой пошлине, как было при первых игуменех». Традиционные повинности были подтверждены митрополичьей грамотой, причем в ней было сказано: «... В то же время грамота, содержащая номенклатуру повинностей, почти ни разу не определяла их размеры. Крестьяне должны были «игумнов жеребей весь рольи орать взгоном», а сколько следовало обработать пашни, не было указано; крестьяне должны были «сено косити десятинами», но сколько десятин надлежало скосить, не было оговорено; крестьяне обязаны были ловить для монастыря рыбу, но сколько ее надлежало сдавать, тоже не оговаривалось; крестьянам надлежало подносить игумену «на Велик день и на Петров день», «что у кого в ручках». Такая неопределенность не означала, что размеры повинностей зависели от произвола господина, так как традиции исключали или, во всяком случае, умеряли произвол. Грамота отражает господство натурально-хозяйственных отношений в данной монастырской вотчине: крестьяне не только поставляли монастырю в натуре продукты питания, но в порядке отработков должны были «церковь наряжать, монастырь и двор тынити, харомы ставить». Наконец, грамота свидетельствует о широком применении в Царевоконстантиновском монастыре отработочной барщинной системы, причем отработки были весьма разнообразными, и не заметно преобладание полевой барщины. Через 100 с лишним лет в грамоте митрополита Симона от 1495—1511 гг. Тут размеры полевой барщины уже регламентируются. Поскольку выть в митрополичьих вотчинах была малоизменчивой, можно констатировать, что норма полевой барщины увеличилась здесь в полтора раза. Устанавливаются и размеры сенокосных работ: 20 копен 1—2 десятины с выти. Определяются и размеры натурального оброка, в состав которого входили те культуры, которые монастырь не получал со своей пашни, — пшеница и конопля. Регламентировался и размер оброка продуктами животноводства: с выти по 4 гривенки масла коровьего, по 2 сыра, по 100 яиц, по 2 поярка и по овчине. А к 1602 г. Полевая барщина сокращается до старых размеров — одной десятины на выть, норма работ на сенокосе остается прежней, а вместо натурального оброка назначается плата деньгами: «... Кроме того, добавляется требование делать по 4 четверти круп и толокна из монастырского зерна. Если для конца XIV в. Полевая барщина увеличилась в XVI столетии, но в конце его вернулась к размерам, зафиксированным в 1495—1511 гг. То же самое следует сказать об объеме работ на сенокосе, зафиксированном в 1590 г. Натуральный оброк мало изменялся в течение XVI в. Грамоты Царевоконстантиновскому монастырю, будучи сопоставлены с другими источниками, позволяют отметить некоторые закономерности развития ренты в Северо-Восточной Руси. Ранние известия источников о барщине и оброках, свидетельствующие о широком их разнообразии, совершено естественны в условиях слабо развитых рыночных отношений. Это разнообразие работ и продуктов, которые требовали господа, характерно как для Руси, так и для Западной Европы. В условиях развития торговли, и прежде всего торговли хлебом, из состава разнообразных отработков и оброков на первый план выходят полевая барщина и хлебный оброк. Работа во дворе господина и оброки продуктами животноводства, птицеводства, льном, коноплей и многими продуктами и предметами домашнего обихода сохраняются в течение всей крепостной поры, но все эти продукты, в отличие от оброчного хлеба, источники конца XV—XVI вв. А отработки вне барского поля и сенокоса обычно перестают в это время включать в перечни крестьянских повинностей. Греков полагал, что в крупных вотчинах X—XI вв. Однако в X—XI вв. По мере исчезновения ленов без земельного пожалования и трансформации дружинников в оседлых вотчинников, а также по мере превращения церковной десятины от даней и церковных кормленных волостей в церковно-монастырские вотчины старые формы эксплуатации превращались в феодальную ренту. В «Аграрной истории Северо-Запада России» на примере Новгорода было показано, как и когда это происходило. И мы можем полагать, что еще до XIV в. А грамота Царевоконстантиновскому монастырю от 1391 г. Рост барщины сдерживался в тех земельных владениях, где жили и работали на пашне холопы. У светских землевладельцев, усадища которых были расположены в непосредственной близости от принадлежавших им деревень, быстрее укоренялась и распространялась барщина. А в деревнях, удаленных от усадищ, и особенно в мелких, разбросанных волостках крупных землевладельцев, в которые не было смысла сажать приказчика и не было возможности постоянно держать крестьян под контролем, больше распространялся оброк. В мелких землевладениях, например во владениях новгородских своеземцев, была относительно высока доля господских обеж. И в других пятинах этот процент был близок к 25. Немалую ее часть обрабатывали сами своеземцы, представлявшие собой беднейшую часть землевладельцев. О том, что доля господской запашки была выше в мелких земельных владениях, чем в крупных, свидетельствуют также данные, относящиеся к разделенным между помещиками владениям крупных новгородских бояр. Вместе с появлением большого числа помещичьих усадеб заметно увеличилась господская пашня. Вероятно, играла роль и степень устойчивости урожаев. В регионах, где особенно частыми были малоурожайные годы, выгоднее было получать фиксированный оброк. Действовали и другие трудно уловимые причины. Распространенность двух видов хлебного оброка тоже зависела от только что названных условий. При трудности контроля за хозяйственной деятельностью крестьян, а также при частых малоурожайных годах посп, установленный в твердых размерах, был выгоднее издолья. Недаром на государевых оброчных землях, возникших на месте конфискованных новгородских вотчин, утвердилась рента продуктом в виде поспа. Это обстоятельство, кстати, оказало положительную роль, так как способствовало инициативе производителя, знавшего, что произведенное им сверх фиксированного поспа останется в его распоряжении. Иногда денежный оброк выступал рядом с оброком натуральным, иногда он назначался вместо прежних натуральных оброков. По решению вотчинника в одни годы брали оброк натурой, а в другие — деньгами. Именно в связи с такими заменами в источники попадали переводные цены на хлеб, баранов, птицу и прочий «мелкий доход», с которых поступал один денежный оброк. Впрочем, чисто денежная рента явление еще редкое. Вызвало ли развитие денежных отношений и рынка хлебов в XVI в. Вопрос этот приобретает особое значение, так как связан с вопросом о роли барщины в процессе закрепощения крестьян.
Похожие работы
- Популярное
- Кем определялись от чего зависели размеры крестьянских повинностей кратко
- Остались вопросы?
- Назовите основные повинности помещичьих крестьян. Объясните, от чего зависел объ
- Похожие вопросы
- Как жили крестьяне в Московском государстве и какие повинности несли?
Крестьянские повинности и цены
Потом полюдье превратилось в уплату ренты, которая до 14 века платилась продуктами, с 14-15 веков приобрела денежную форму. Главной повинностью на протяжении долгого времени оставалась барщина — ее платили по 2 дня в неделю с волоки равна 21,36 га , но если бы вы были крестьяном-городником, то платили бы 1 день а их жены 6 дней и их барщина была в форме уборки.
В правление Петра I помещики свободно пользуются крестьянским трудом в любое время, тем самым, не давая крестьянину времени и возможности обрабатывать его собственную землю. Некоторые изменения в определении размеров барщины произошли в царствование Павла I. Он в 1797 году издает Манифест о трехдневной барщине, по которому барщина должна ограничиваться тремя днями в неделю. Кроме того, запрещалось принуждать крестьян к работе в воскресные дни.
После отмены крепостного права в 1861 году барщина сохранялась некоторое время как повинность временнобязанных крестьян. Ее размер должен был быть определен по договору крестьянина и помещика. Кроме того, некоторым крестьянам или сельским обществам разрешалось переходить с барщины на оброк. Замена барщины оброком была выгодна и одним, и другим, так как отдавать деньги или часть урожая было проще, нежели тратить время на обработку помещичьей земли.
Возросло число казаков, которые по-прежнему пользовались особыми привилегиями. Что такое феод? Кого в Европе называли феодалами? Феод — населенное крестьянами земельное владение. Феодал — землевладелец, который за право владения феодом должен был нести службу у сеньора и быть его вассалом. Что такое посад? Кто проживал в посадах? Посад — населенная территория за пределами княжеского или какого-либо другого поселения, находящаяся под защитой стен последнего. В посаде жили посадские люди, находилось торжище и слободы. Вспомните, как управлялись казацкие общины. Казацкие общины возглавляли атаманы и старшины. Все вопросы обсуждались совместно. Казачество пользовалось всеми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской службы. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа 1. В чем вы видите причины изменения положения дворянства в XVII в.? Положение дворянства изменилось потому, что самодержавие в государстве постепенно укреплялось. Чем различалось положение черносошных и владельческих крепостных крестьян? Владельческие крестьяне были собственностью бояр, дворян, царской семьи или духовенства. Черносошные крестьяне сохраняли личную свободу, владели общинными землями в частности, в Поморье и Сибири и несли государственные повинности. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. Крепостные крестьяне, которые полностью принадлежали хозяину, работали на барщине, платили натуральный и денежный оброк.
Потом еще следовал период в 49 лет выплаты выкупных платежей вернее, ссуды государства , после которого земельные наделы должны были стать полной собственностью крестьян. Размеры наделов определялись местными положениями, которых было четыре. Одно было для 29 великорусских, новороссийских и белорусских губерний с общинной формой землепользования. Второе -для трех малороссийских левобережных губерний с подворным землепользованием. Особое местное положение было для Правобережной Украины и четвертое - для Западной Белоруссии и Литвы. По двум последним положениям крестьяне получили все земли, которые у них были до реформы. Это было сделано по политическим соображениям, так как крестьяне там были украинцы и белорусы, а помещики в основном были поляки- католики. После восстания 1863 г. Местные положения еще делили губернии на три полосы черноземная, нечерноземная и степная , а внутри полос выделялись местности и для них устанавливались нормы наделов. В степной полосе был введен единый уставной надел на душу мужского пола он колебался по разным местностям от шести до двенадцати десятков. В остальных полосах в каждой местности были определены высшая и низшая норма наделов. При этом высший надел был в три раза больше низшего. Закон исходил из того, что крестьянам отводится тот фактический надел, которым они пользовались до реформы. Если же фактический надел был меньше низшей нормы, помещик был обязан прирезать земли излишек до этой нормы. Помещики установили нормы в таком размере, чтобы можно было отрезать в свою пользу часть земель крестьян. В Редакционные комиссии помещики подали заниженные данные о размерах действительных наделов крестьян, и поэтому даже после некоторого увеличения высших норм этими комиссиями в большинстве губерний все равно земли крестьян были сокращены. Помещикам было предоставлено право самим определять какие земли отвести крестьянам, а какие оставить себе. Помещики отрезали себе лучшие земли, а так же брали в отрезки такие участки что бы крестьяне вынуждены были их арендовать по дорогой цене.