Анатолий Папанов в роли Василия Тёркина, 1966 г. Фото: РИА Новости/ Александр Гладштейн. Анатолий Дмитриевич Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме Смоленской губернии.
Пророческая роль Анатолия Папанова
— Это Андрей Миронов и это Анатолий Папанов, человек необыкновенной парадоксальной силы, остроумия, находчивости. 41 год Анатолий Папанов отдал любимой актерской работе, сыграв десятки ролей в театре и кино. Анатолий Папанов умер в августе 1987 года в ванной комнате своей московской квартиры. Впервые Анатолий Дмитриевич вышел на сцену ещё в раннем детстве, когда его отец играл в народном театре в Вязьме.
Мистика в жизни актера Анатолия Папанова
Бабушка посоветовала Анатолию Дмитриевичу провести магический ритуал, направленный на налаживание отношений с «подселенцем». Елена Папанова, единственная дочь великого советского актера Анатолия Дмитриевича Папанова, попала в ДТП на северо-востоке Москвы. Анатолий Папанов в роли Василия Тёркина, 1966 г. Фото: РИА Новости/ Александр Гладштейн.
Детство и юность: Вязьма – Москва
- Анатолий Папанов: биография, фильмография, болезнь и смерть | МРТ Эксперт
- ПАПАНОВ АНАТОЛИЙ
- Материалы рубрики
- Случай на работе
Какие странные события произошли с Анатолием Папановым незадолго до смерти
Подростком работал в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода литейщиком. В 17 лет начал заниматься в драматической студии при Доме Культуры завода «Каучук» , любительском театральном кружке, которым руководили актёры Театра им. Вахтангова во главе с Василием Кузой — его Папанов считал своим первым учителем [11]. В 1937 году впервые снялся в кино, сыграв эпизодическую роль рабочего в фильме « Ленин в Октябре ». Затем продолжил сниматься в массовках, «много и очень удачно» [11] в фильмах «Суворов», «Минин и Пожарский», «Ленин в 1918 году». В годы Великой Отечественной войны призван 12 августа 1941 года и направлен в 73-й запасной стрелковый полк. В декабре 1941 года курсанты Папанов А.
В звании старшего сержанта командовал взводом зенитной артиллерии. Шесть месяцев провёл в госпитале, в 21 год стал инвалидом третьей группы и первые несколько лет вынужден был ходить с тростью [12] [9]. Театр и кино[ править править код ] В 1943 году вернулся в Москву и поступил на второй курс актёрского факультета ГИТИСа , пообещав исправить хромоту [11]. Его однокурсницей была Надежда Каратаева , также участница войны; они поженились в 1945 году, на десятый день победы советских войск [13].
В 1945-м женился на своей однокурснице Надежде Каратаевой, с которой прожил всю жизнь. Первую большую роль в кино сыграл в 1961 году в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Снялся более чем в 70 фильмах, озвучил около 100 мультфильмов.
С 1946-го по 1948 год работал в Клайпеде в Театре русской драмы, а в 1948 году перешел в Московский театр сатиры, где за 40 лет сыграл с полсотни ролей. Памятник актеру, уроженцу города Вязьмы. Фото: ru. Говорю это со знанием дела, потому что тысячу лет преподаю в театральном институте и пеку этих будущих артистов. Сегодня если разоружить всех лысых и накачанных, что бегают с автоматами по экранам из сериала в сериал, кочуют с канала на канал, то легко можно любую войну закончить. И если на таком фоне возникает что-то похожее на великий русский театр, то это индивидуальность, которую никогда ни с кем не спутаешь. Я много лет работал с Анатолием Дмитриевичем, изо дня в день наблюдал его.
Могу сказать, что в его работе никогда я не видел чего-то чужого, подсмотренного. Во-первых, он не мог выходить на сцену просто так, запудрившись. Сейчас люди запудриваются или вовсе не запудриваются, а сразу бегут на сцену. Грим для них — это атавизм, им все равно, «Три сестры» или «Хрен в ступе» играть, — запудрился и побежал на сцену. А Папанов не мог выйти, не загримировавшись. Для него грим был главным атрибутом перевоплощения. Причем, заметь, он гримировался сам.
Помню, была у него современная миниатюра по старинному водевилю «Лев Гурыч Синичкин» в спектакле «Гурий Львович Синичкин», написанная Дыховичным и Слободским. Так вот Толя играл полотера в Доме литераторов. И вот он делал грим Льва Толстого — перед зеркалом сидел, часами гримировался, и у него получался вылитый Лев Толстой. К гриму присовокуплялась длинная рубашка и огромные ступни, которые он делал из полиэтилена, который специально заказывал. Вот такого размера босые ступни, да еще измазанные желтой мастикой. И в таком виде он произносил потрясающий монолог — получался такой взгляд на современную литературу и драматургию, с точки зрения полотера. И это было раньше полотера из фильма «Я шагаю по Москве».
Там были замечательные репризы, что, мол, каждый хочет след в литературе оставить, а мы тут, типа, подтираем. И ладно бы одни драматурги были, а то в Дом литераторов еще их жены ходят. А жен этих посчитай — в шесть раз больше, чем драматургов, и за этими тоже подтирай. Фото: пресс-служба театра Более того, Валентин Плучек главный режиссер Театра сатиры с 1957-го по 2000 год. Он хотел сделать такой камерный хороший спектакль, для него Левенталь Валерий Левенталь — известный театральный художник. А Папанов — Гаева, ее брата. Плучек не хотел никакой бутафории, грима — только чтобы отношения между персонажами просматривались, чтобы от них ничего не отвлекало.
Зритель-то близко сидел, и это для Плучека было важно. И буквально все выходили едва запудрившись, со своими лицами, а Толя не мог этого перенести. Но и ослушаться он не мог. И тогда Толя подклеил себе вот такие большие ресницы. И когда он вышел, то Мария Владимировна Миронова, которая пришла посмотреть Андрюшу, только и сказала: «Ой, князь Игорь!
Казалось, что все еще впереди, папа будет вечно, он ведь практически не болел…». Она вспомнила, что первым, кто принес соболезнования, стал Андрей Миронов: «Он позвонил и сказал маме для него это большая трагедия, что умер его любимый партнер и что всегда в этой жизни мы можем надеяться на его помощь: он никогда не бросит нашу семью. А потом он сам через девять дней скончался», — сказала Папанова. Дуэт Папанов-Миронов сыграл в 9 фильмах Н.
Каратаева: «Когда Толя не приехал в условленный день в Ригу, я забеспокоилась, позвонила дочери. Зять пробрался в нашу квартиру через соседскую лоджию, потому что дверь была заперта изнутри. Толя сидел в ванной, уронив голову на колени, из душа лилась холодная вода... Зять позвонил в милицию. Приехали милиционеры, врач, санитары. Толю почему-то вынесли на простынях, а не на носилках», — вспоминала она. Говоря о причине смерти своего мужа, Каратаева удивлялась — Папанов никогда не жаловался на сердце, купался в озере на даче и был привычным к водным процедурам. При вскрытии врачи не обнаружили инфаркта — жизнь Папанова оборвалась из-за сердечного спазма: «Если бы в тот момент кто-то находился дома, вызвал бы «скорую», его можно было спасти». Так она вспоминает их последнюю встречу: «Мы с театром были на гастролях в Прибалтике.
В Вильнюсе гастроли уже закончились, и мы должны были переезжать в Ригу. Днем отыграли «Гнездо глухаря», и Толя стал собираться в Петрозаводск на съемки «Холодного лета…» Перед отъездом он мне говорит: «Забери в гримерной газеты: будет что в автобусе тебе до Риги читать». Вечером после «Фигаро» захожу в гримерную у них с Андреем Мироновым была одна гримерная , забираю газеты. Андрюша посмотрел и говорит: «Господи, неужели вы все это читаете? Мы попрощались. Андрей тоже уезжал на концерты. Это был последний день, когда я их обоих видела живыми… Анатолий Дмитриевич полетел самолетом в Петрозаводск. Я ему говорила: «Приезжай оттуда сразу в Ригу». А он сказал, что еще в Москву заедет, потому что там его студенты, и он должен узнать, как у них с общежитием».
А вот как вспоминает известие о смерти Папанова его коллега по театру Сатиры О.
Будучи верующим человеком, очень хотел завершить постановку молитвой. Чтобы избежать возможных запретов, нашёл радиозапись молитвы в исполнении Фёдора Шаляпина и вставил её в финал [9]. Болезнь и смерть[ править править код ] Памятник А. Папанову на Новодевичьем кладбище, 2010 Скончался 5 августа 1987 года на 65-м году жизни в Москве, вернувшись домой со съёмок картины « Холодное лето пятьдесят третьего… » [6]. В это время проходило плановое отключение горячей воды. Страдая от сердечно-сосудистой недостаточности , он тем не менее решил принять холодный душ и умер прямо в ванной от сердечного приступа [9]. Тело актёра обнаружили не сразу. Дату смерти установили судмедэксперты, поэтому о его кончине объявили намного позже — 7 августа 1987 года.
Актёр не дожил всего несколько месяцев до своего 65-летнего юбилея. В 1992 году на его могиле установили памятник, скульптор — Давид Народицкий , архитектор — Юрий Воскресенский [19]. Дочь — Елена Анатольевна Папанова [20] род.
Почему Анатолий Папанов не любил свою роль в «Ну, погоди!»
В завершение мероприятия была проведена литературная викторина о жизни и творчестве актера, на все вопросы которой были даны ответы.
Его мгновенно узнавали по неповторимому голосу. Многие до сих пор помнят даже небольшие его роли. Сам Анатолий Дмитриевич искренне удивлялся, как с такой внешностью и произношением вообще стал актером. Он не был доволен почти ни одной своей киноработой, называя себя «ошибкой режиссеров». Смотрите премьеру документальной ленты к 100-летию Анатолия Папанова «Надо просто любить и верить». Специально для фильма авторы собрали вместе семью Анатолия Папанова: его дочь Елену с мужем и внучками Марией и Надеждой. Внучки актера впервые согласились на съемки и дали очень откровенное интервью.
Вахтангова и Малый. Однако от предложений он отказался, потому что его жена получила распределение в литовский город Клайпеду, и Анатолий решил отправиться с ней. Клайпеда была почти полностью разрушена.
Первые дни актеры вместе с жителями города расчищали главную площадь от завалов. Летом 1948-го Папанов с женой приехали в Москву навестить родителей и в один из вечеров, прогуливаясь по Тверскому бульвару, встретились с молодым режиссером Андреем Гончаровым, которого хорошо знали еще со времен учебы в ГИТИСе. Теперь Гончаров работал в Театре Сатиры и предложил обоим перейти к нему.
В этом театре Анатолий Папанов и прослужил всю свою жизнь. Первые годы супруги проживали в общежитии, где им выделили комнатку в девять квадратных метров. Их соседями были знаменитые советские актеры Вера и Владимир Ушаковы, а также Татьяна Пельтцер с отцом.
В театр Анатолия Папанова приняли, однако главных ролей давать ему никто не спешил. Так прошло несколько лет. Жена стала ведущей актрисой театра, Папанов же выходил на сцену в эпизодических ролях.
Актер стал злоупотреблять алкоголем. Но когда в семье родилась дочь, он получил первую настоящую работу — роль в постановке «Поцелуй феи». Надежда Каратаева вспоминала: «До рождения дочки муж играл очень мало, в основном небольшие роли.
И именно когда я лежала в роддоме, Анатолию улыбнулась удача. Все вышло случайно — один наш актер заболел, и Папанов был срочно введен в спектакль. А после в него поверили.
Фото: culture. Неизвестно, в какой роли они пригодятся, но они всегда должны быть под рукой. Беден тот актер, который не наполнен деталями».
Своим театральным персонажам он придумывал биографии и сам добавлял в костюм детали-акценты — старая газета и исписанный карандаш у бюрократа, примятая кепка у селянина. Я считаю, что молодой актер, пришедший в кино в обход театра, потерял многое. Начинать в кино без сценического опыта — все равно что лезть в воду, не зная броду.
В звании старшего сержанта командовал взводом зенитной артиллерии. Шесть месяцев провёл в госпитале, в 21 год стал инвалидом третьей группы и первые несколько лет вынужден был ходить с тростью [12] [9]. Театр и кино[ править править код ] В 1943 году вернулся в Москву и поступил на второй курс актёрского факультета ГИТИСа , пообещав исправить хромоту [11]. Его однокурсницей была Надежда Каратаева , также участница войны; они поженились в 1945 году, на десятый день победы советских войск [13]. С 1946 по 1948 год выступал в Клайпедском русском драматическом театре , где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману Александра Фадеева. В 1948 году перешёл в Московский Театр сатиры по предложению режиссёра Андрея Гончарова , где играл почти 40 лет, создав 50 образов [14]. Вскоре к нему присоединилась и Каратаева [11]. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в их числе « Ревизор », «Гнездо глухаря», « Маленькие комедии большого дома ».
Дебют в большой кинороли состоялся в 1961 году — в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова « Человек ниоткуда » Папанов сыграл не только основного антагониста Аркадия Крохалёва, но и ещё несколько эпизодических ролей вождь, спортсмен, актёр , позиционировав себя как блестящего острохарактерного комедийного актёра. Прорывом в кинокарьере стало приглашение три года спустя режиссёром Александром Столпером на главную роль генерала Серпилина в экранизации романа Константина Симонова « Живые и мёртвые ». После этого его стали часто приглашать режиссёры, причём он был одинаково убедителен и в комических, и в драматических ролях.
100-летию народного артиста СССР А. Д. Папанова посвящается: «Виват великому актёру!»
Режиссер Леонид Гайдай. Анатолий Папанов и Вера Алентова в фильме «Время желаний» 1988 год. Кадр из фильма «Холодное лето 53-го» режиссер Александр Прошкин. Анатолий Папанов в роли Скоробогатова.
А он сказал, что еще в Москву заедет, потому что там его студенты, и он должен узнать, как у них с общежитием». Прошкин: «Пораньше закончив съемки, 2 августа, я просил Папанова остаться в деревне и хорошо отдохнуть. Театр перебрался из Вильнюса в Ригу — образовалось два свободных дня. Я обязан туда вырваться. Надо пробивать общежития, поругаться кое с кем и всякое такое. Чтобы ребятам нормально жилось!
Спорить не стал. О чем бесконечно сожалею». Каратаева: «В Москве Толя был один. Он всегда любил холодный душ… Разгоряченный, уставший, он встал под холодный душ, и у него случился сердечный приступ. Поначалу я была спокойна. И только когда он не прилетел к спектаклю, тревога меня как ножом полоснула. Я начала метаться.
В свое время он скупил всю библиотечку журнала «Огонек» — маленькие белые книжицы, которые до сих пор хранятся на даче. Это были и современные авторы, и классики. С ними он выступал в своих творческих вечерах. Иногда даже пел. И нередко участвовал в совместных концертах с Андреем Мироновым, с которым народная молва «подружила» его крепко. И навсегда. Не шибко нравился ему этот балбес — гротесковый, карикатурный… Однако режиссеру Гайдаю нужен был именно такой Лелик. И папа свою работу выполнил на «отлично». Комедии Гайдая «Бриллиантовая рука» - 45 лет Подробнее В творческих встречах Папанов обычно читал что-то серьезное. После чего выходил легкий, воздушный Миронов, и в конце вечера, как правило, пел. Однако ошибочно полагать, что они дружили. С Евгением Весником в начале карьеры его связала, скорее, любовь к крепким напиткам, чем добрые приятельские отношения. Но когда Весник оставил театр Сатиры, и дружбе, кажется, пришел конец. В последние годы в жизни папы появился Виктор Мережко. И, хотя папа был значительно старше, они смогли найти общий язык. И, да, пожалуй, действительно дружили... Последняя роль О войне, как многие фронтовики, Анатолий Папанов вспоминать не любил, даром что День Победы, конечно, отмечал. Так войти в судьбу персонажей, не сыграть, но прожить, мог только тот, кто сам испытал ужасы войны. После премьеры картины «Живые и мертвые» одна воинская часть даже передала «комбригу Серпилину» списанный автомобиль «Победа». Хотя и не бесплатно... А вот последняя работа Анатолия Папанова — проникновенная, пронзительная роль «Копалыча» в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего... Надежда Юрьевна, помогавшая мужу разбирать сценарии, многое критиковала, браковала. Лето, рецидивисты... После чего он прочитал сам и принял решение. Кадр из фильма - Предложений было очень много, но так случилось, перед этим фильмом возникла пауза. И отцу очень хотелось сниматься.
Я растерялся: «Что за ерунда, Анатолий Дмитриевич, кино есть кино», но он почему-то упорствовал. Пришлось отвести его к холмику с деревянным крестом. Помню, Анатолий Дмитриевич еще что-то сострил, но потом как-то сник, закрылся в себе... В одном из эпизодов фильма герой Папанова произносит такую фразу: «Об одном жалею — годы. Так хочется пожить по-человечески». Тогда актер и подумать не мог, что дни его сочтены. Он строил планы на будущее и, казалось бы, беды ничего не предвещало. Прошкин пытался уговорить Папанова остаться в деревне и отдохнуть после изнурительной работы — оставалось еще два дня. Прошкин: «Пораньше закончив съемки, 2 августа, я просил Папанова остаться в деревне и хорошо отдохнуть. Театр перебрался из Вильнюса в Ригу — образовалось два свободных дня. Я обязан туда вырваться. Надо пробивать общежития, поругаться кое с кем и всякое такое. Чтобы ребятам нормально жилось! Спорить не стал. О чем бесконечно сожалею». Роль осталась незаконченной — актер не успел записать для нее свой голос, и его озвучил Игорь Ефимов. Как потом мне рассказал наш слесарь, он его встретил, и Анатолий Дмитриевич спросил: «Саша, почему у нас нет горячей воды? Он всегда любил холодный душ… Разгоряченный, уставший, он встал под холодный душ, и у него случился сердечный приступ. Надежда Юрьевна Каратаева, супруга актера 5 августа 1987 года Анатолий Папанов умер. Актёр не дожил всего несколько месяцев до своего 65-летнего юбилея. Дочь артиста Елена Папанова вспоминает: «Мы в те дни были на даче с детьми. Папа и мама, которые играли в одном Театре сатиры, находились на гастролях в Прибалтике. Затем он поехал на съемки, заехал в Москву, в тот день должен был играть спектакль, но в театре не появился.
Анатолий Дмитриевич Папанов - одно фото
Анатолий Папанов воевал, был ранен в 1942 году под Харьковом, едва не потерял ногу и вышел из госпиталя хромым, инвалидом 3-й группы. Мама Елены Надежда Юрьевна Каратаева и отец Анатолий Дмитриевич Папанов. Впервые Анатолий Дмитриевич вышел на сцену ещё в раннем детстве, когда его отец играл в народном театре в Вязьме. Сегодня, накануне 74-й годовщины Великой Победы, дочь знаменитого советского актера Анатолия Папанова Елена прочитала письма Петра Петровича, написанные во время Великой Отечественной войны. Анатолий Папанов — народный артист СССР, актер театра и кино, педагог, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и Государственной премии СССР (посмертно).