8 февраля 1724 года основана Академия Наук в Росси. Санкт-Петербургская Академия наук и художеств стала родоначальницей всей системы научной деятельности в стране.
Главная по науке
Академия основана по образцу западноевропейских академий. После революции Академия наук переименовывается в Высшее ученое учреждение, с 1934 года переезжает в Москву. В отличие от Академии наук, опекавшей точные науки, задача Российской академии состояла в разработке гуманитарного цикла, прежде всего русского языка, выработке правил правописания, составлении словарей. некоммерческой организацией. История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года.
Российская академия наук. Досье
295 лет назад, 8 февраля 1724 года, Пётр I подписал указ об образовании Российской Академии наук и художеств. И, конечно, основал академию наук — старейшее и крупнейшее научное учреждение России. Академия наук стала родоначальницей всей системы научной деятельности в стране. Ведёт историю от Петербургской Академии наук, основанной в 1724 по указу Петра I. В 1917—25 — Российская Академия наук, в 1925—91 — Академия наук СССР. 1 августа 1725 года в Петербурге открылась Российская Академия наук. Вообще-то учреждена она была указом Петра I еще в январе 1724 года.
300-летие Российской академии наук (8 февраля 2024 года)
Княгиня Дашкова создала центр по изучению русского языка и словесности, названный Российской академией словесности. Она же стала инициатором проекта издания полного толкового славяно-российского словаря, который впоследствии вышел в шести томах под названием «Словарь Академии российской». Члены академии разработали основные положения реформы, участвовали в подготовке профессиональных педагогических кадров, составили около 30 учебников и пособий. По инициативе академии в 1803 — 1806 годах состоялась кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского, а в 1820 году экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева открыла новый материк — Антарктиду. Читайте также: Российские колумбы: дальние походы русских моряков Таким образом, Россия в XIX веке становится одним из центров мировых географических открытий, и не только географических. Серьёзные успехи были достигнуты в минералогии, кристаллографии, геологии, стратиграфии, сейсмометрии. Разрабатывались проблемы метеорологии, земного магнетизма, электричества. Выдвинулись биологические науки: сравнительная эмбриология животных, эволюционная эмбриология, эволюционная физиология растений, теория иммунитета.
Во второй половине века стала активно развиваться химия, в том числе органическая, органический катализ при высоких давлениях и температурах, физическая химия, систематика химических элементов», — рассказывал в одном из интервью директор Архива РАН в 2013 — 2018 годах Виталий Афиани. В это время физик и электротехник Александр Попов изобретает радио, химик Дмитрий Менделеев открывает периодическую таблицу химических элементов, биолог Дмитрий Ивановский открывает вирусы, а будущий Нобелевский лауреат Иван Мечников разрабатывает клеточные механизмы иммунитета, другой Нобелевский лауреат Иван Павлов создаёт науку о высшей нервной деятельности. Как в России боролись с эпидемиями Время великих достижений После Февральской революции 1917 года Петербургская или Императорская академия наук меняет название на Российскую академию наук и впервые получает право самостоятельно избирать своего президента. Им стал выдающийся геолог Александр Петрович Карпинский, сохранивший этот пост вплоть до своей смерти в 1936 году. С этого момента во главе советской академии всегда стояли крупные учёные с мировым именем — Вавилов, Несмеянов, Келдыш, Александров, Марчук. Читайте также: Знай наших! Мстислав Келдыш — «генерал науки» С одной стороны, советская власть понимала важное значение науки для построения нового общества, а с другой — мечтала поставить её на марксистско-ленинские рельсы.
Поэтому параллельно с существующей Академией наук была создана и Социалистическая академия наук, которая позже стала Коммунистической, но успехов в её работе это не прибавило, и в 1936 году её распустили. Несмотря на угрозы роспуска, личные трагедии репрессированных учёных, советский период стал временем великих достижений советской науки. Академия исследовала Курскую магнитную аномалию и минеральные ресурсы Кольского полуострова и Сибири. В предвоенные годы физики П. Черенков, И. Тамм и И. Франк открыли и дали теоретическое объяснение эффекту излучения света заряженной частицей при её движении со скоростью, превышающую фазовую скорость света в среде.
В 50-е годы физики Н. Басов и А. Прохоров создали ряд типов лазеров. Данные открытия были удостоены Нобелевских премий. К 1941 году Академия наук СССР насчитывала уже восемь отделений по всем направлениям научного поиска: физико-математическому, химическому, геолого-географическому, биологическому, техническому, истории и философии, экономики и права, литературы и языка.
Начало революции 1906, 6 августа Начало деятельности Государственной думы 1906—1911 Правительство П. Столыпина 1911—1912 Синьхайская революция в Китае 1912—1913 Балканские войны 1914, август Начало Первой мировой войны 1916 Убийство Григория Распутина 1917 Февральская революция. Свержение царизма Советский период 1917—1991 1917, 25 октября Захват большевиками власти в Петрограде 1917, октябрь — 1924, январь Ленин — председатель Совнаркома 1917,14 ноября Декрет о национализации промышленности 1917, 2 декабря Декларация прав народов России.
Это лишь последние официальные данные от Института проблем развития науки РАН. А сколько ученых уехало из страны за последние 20—30 лет! Сотни тысяч! Да, пожалуй, начинать разговор об уничтожении когда-то лучшей в мире российской науки следует не с 2013 года, когда, по сути, ставилась уже жирная точка в ее биографии, а с гораздо более раннего периода. Фото: Наталья Мущинкина Начало конца Когда происходит нечто, не увязывающееся со здравой логикой, надо задать вопрос, а кому это было выгодно. Давайте разбираться. Бывалые члены академии утверждают, что впервые вопрос о реформировании Российской академии наук был поставлен еще в 1993 году, причем кураторами из-за рубежа. В известном докладе Международной экономической организации развитых стран ОЭСР , признающей принципы демократии и свободной рыночной экономики, был дан анализ состояния российской науки. Там было сказано о необходимости сокращения количества академических институтов, ученых и превращения Российской академии наук в клуб. Зачем понадобилось сокращать ученых, спросите вы. Если честно, мне непонятно, говорят, такими были рекомендации западных экспертов, которые ссылались на нашу слабую экономику, которой было в начале 90-х уже не до большой науки. Тогдашний министр науки Борис Салтыков, говорят, согласился с данным постулатом. В том, что годы были тяжелые, была доля правды: экономика действительно лежала. Но по чьей вине? Вот, что говорил мне в 2016-м ныне покойный академик Юрий Рыжов, бывший член Верховного Совета СССР, до последнего заведовавший кафедрой аэродинамики МАИ: «У нас был тогда в начале 90-х полный экономический коллапс, еды не было. Спекулянты удерживали продукты и продавали из-под полы. А Гайдар это дело легализовал, сказал: есть товар — выставляй на рынок, сколько тебе заплатят, за столько и продавай». Понимаете, спекулянты удерживали, а народу из «ящика» говорили: «Товара нет». Когда он вдруг снова появился, оказался большинству не по карману. А ведь в те годы еще был шанс построить высокотехнологичную экономику... Но выбран был ресурсный путь, без высокой науки. Тогда и пошло сокращение наукоемких предприятий, прикладных исследований, а вскоре начала меняться по Болонскому типу и система образования. В 2004 году произошло еще одно ключевое событие: науку «вырвали» из Министерства промышленности, науки и технологий то есть из инновационного контура и присоединили к Минобру РФ. Да что там с устройством — уже тогда в головах у некоторых чиновников зародилась идея смены управления имуществом научных институтов. И зачем им так много?! Но по факту почти все управление наукой перешло в руки администраторов от министерства.
Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна.
290 лет назад был подписан указ об образовании Российской академии наук и художеств
Принято считать, что идея создания Академии наук в Петербурге родилась из бесед первого российского императора с Лейбницем. Академия наук (АН) образована по указу императора Петра I, объявленному из. Ведёт историю от Петербургской Академии наук, основанной в 1724 по указу Петра I. В 1917—25 — Российская Академия наук, в 1925—91 — Академия наук СССР. С момента основания Российской академии наук ученые нашей страны оказали огромное влияние на историю человечества.
8 февраля 1724 года основана Академия Наук в Росси
Дело своего венценосного супруга продолжила императрица Екатерина I. Указ был передан в Правительствующий Сенат и опубликован 21 декабря 1725 г. На виртуальной выставке представлен один из экземпляров печатного указа, который хранится в Научно-историческом архиве в коллекции 283 Коллекция печатных изданий указов, манифестов, объявлений и других летучих изданий , собранная Н. Предназначенный для объявления «во всенародное известие» указ Екатерины I начинался словами: «Понеже вам известно есть, какое попечение имел блаженныя и вечнодостойныя памяти его императорское величество, наш любезнейший супруг и государь о обучении народа своего, для чего намерен уставить Академию наук, о которой и определение в Сенате изволил учинить в прошлом 1724 году генваря в 12 день и собственною своею рукою подписал, а потом профессоров и прочих, потребных людей для той Академии, еще при животе своем, указал выписать, которые сюда уже и прибыли». Через несколько дней после публикации этого указа, 27 декабря 1725 г.
Торжественное открытие научно-практической конференции было посвящено 300-летию со Дня основания Российской академии наук. Герои на машине времени перенеслись в XVIII век, где стали свидетелями начала важного этапа в становлении науки в Российском государстве [1]. На очном этапе конференции было представлено 109 исследовательских работ, 7 команд приняли участие в инженерных соревнованиях. Защита исследовательских работ состоялось на секциях по направлениям: Ломоносовской; физико-математической физика, энергетика, математика, информатика ; естественнонаучной химия, биология, психология, медицина, экология, география ; филологической литература, языкознание ; культурологической культурология, искусство, краеведение ; секции общественных наук история, обществознание, право, экономика ; секции иностранных языков английский язык ; инженерной форма - инженерные соревнования. На Ломоносовской секции учащиеся представили исследования о жизни и научной деятельности М. Ломоносова, совершили «путешествие сквозь века» по Ломоносову-Ораниенбауму и Хребту Ломоносова. Молодые филологи успешно защитили работы о роли слов-концептов «черное» и «белое» в раннем поэтическом творчестве М. Лермонтова, разобрались в особенностях репрезентации концепта «война» в сборнике рассказов Н. Абгарян «Дальше жить».
Она воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России. На основании Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Российская академия наук" далее - Академия присоединены Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук. Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Академия является государственной академией наук, организацией науки, осуществляющей научное руководство научными исследованиями в Российской Федерации и проводящей научные исследования, юридическим лицом - некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения.
В истории человеческой мысли успех перерождения университетов немецкого языка - университетов мелких и крупных государств Священной Римской империи того времени, Швейцарии - сыграл крупнейшую роль. Он дал новому точному знанию и науке новые орудия, которые явились более могущественными, чем созданная новыми потребностями Академия. Между 1725 г. Но это было несколько десятилетий спустя после смерти Петра Великого. Жизнь Лейбница , сознательно оставшегося в стороне от университетов, дает яркий пример отношения к ним передовых людей немецких государств. Лейбниц остался до конца неизменным в своей оценке университетов, он искал новых путей. А между тем с ним и с кругом лиц, с ним связанных, как раз столкнулся в Германии Пётр, так как Лейбниц и его круг глубоко интересовались Россией, энергично искали возможности с ней столкнуться. К тому же Лейбниц был близок к немецким придворным кругам, с которыми породнился Пётр, где вращались русские и поступившие на русскую службу государственные деятели того времени. Для Петра университеты были чужды ещё и потому, что они в общем в это время стояли в стороне от того движения, которое вызвало рост точного знания. Изобретатели, видные исследователи математики и естествознания, которые работали в областях, близких к жизни, стояли в это время в целом в стороне от университетов. Любопытно, например, что среди университетских преподавателей в это петровское время трудно было найти химика или механика; в Венском университете посланцы Петра столкнулись с отсутствием достаточного преподавания математики. Конечно, ещё менее могли удовлетворить Петра высшие школы, ещё более далекие от жизни: академии и коллегии, которые в это время широко процветали в Польше, были совершенно лишены научной мысли. Два аналогичных учреждения были в это время в пределах владений Петра - в Москве и Киеве. Это были создания, полные церковных интересов, дожившие до конца XVII в. В этих учебных заведениях все новое движение мысли почти не отражалось. В Киевской духовной академии естествознание совершенно не преподавалось; математика была поднята лишь в эпоху Петра, который дал возможность Киевской академии развиться. Естествознание проникало здесь через преподавание физики, стоявшей на низком уровне заглохшей схоластики XVII в. Очевидно, ни университеты, ни коллегии не отвечали задачам Петра. Его интересы лежали не в области образования, а в области приложения научных знаний к реальным государственным потребностям - к составлению карт, использованию естественных богатств страны, к приложению химии, механики и математики к технике и жизни, начиная от весёлых фейерверков и зрелищ и кончая постройкой и вождением морских кораблей. Пётр хотел иметь в стране людей, которые могли бы давать ответы на вопросы, предъявляемые к науке текущей жизнью, хотел научить русских добывать новое знание, быть независимыми от чужеземцев в государственной работе этого рода - в полезных открытиям и изобретениях. В первоначальном плане Академии наук преподавательская деятельность отошла поэтому на второй план; Академия была столь же близка к коллегии петровского времени, как и к высшему учебному заведению. Своеобразие цели, поставленной Петром, было ярко выставлено в самом проекте 1724 г. Цель, какую имела Академия наук, и её несогласие с воззрениями современников ясно сознавались Петром.
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
А между тем с ним и с кругом лиц, с ним связанных, как раз столкнулся в Германии Пётр, так как Лейбниц и его круг глубоко интересовались Россией, энергично искали возможности с ней столкнуться. К тому же Лейбниц был близок к немецким придворным кругам, с которыми породнился Пётр, где вращались русские и поступившие на русскую службу государственные деятели того времени. Для Петра университеты были чужды ещё и потому, что они в общем в это время стояли в стороне от того движения, которое вызвало рост точного знания. Изобретатели, видные исследователи математики и естествознания, которые работали в областях, близких к жизни, стояли в это время в целом в стороне от университетов. Любопытно, например, что среди университетских преподавателей в это петровское время трудно было найти химика или механика; в Венском университете посланцы Петра столкнулись с отсутствием достаточного преподавания математики. Конечно, ещё менее могли удовлетворить Петра высшие школы, ещё более далекие от жизни: академии и коллегии, которые в это время широко процветали в Польше, были совершенно лишены научной мысли. Два аналогичных учреждения были в это время в пределах владений Петра - в Москве и Киеве. Это были создания, полные церковных интересов, дожившие до конца XVII в. В этих учебных заведениях все новое движение мысли почти не отражалось. В Киевской духовной академии естествознание совершенно не преподавалось; математика была поднята лишь в эпоху Петра, который дал возможность Киевской академии развиться. Естествознание проникало здесь через преподавание физики, стоявшей на низком уровне заглохшей схоластики XVII в.
Очевидно, ни университеты, ни коллегии не отвечали задачам Петра. Его интересы лежали не в области образования, а в области приложения научных знаний к реальным государственным потребностям - к составлению карт, использованию естественных богатств страны, к приложению химии, механики и математики к технике и жизни, начиная от весёлых фейерверков и зрелищ и кончая постройкой и вождением морских кораблей. Пётр хотел иметь в стране людей, которые могли бы давать ответы на вопросы, предъявляемые к науке текущей жизнью, хотел научить русских добывать новое знание, быть независимыми от чужеземцев в государственной работе этого рода - в полезных открытиям и изобретениях. В первоначальном плане Академии наук преподавательская деятельность отошла поэтому на второй план; Академия была столь же близка к коллегии петровского времени, как и к высшему учебному заведению. Своеобразие цели, поставленной Петром, было ярко выставлено в самом проекте 1724 г. Цель, какую имела Академия наук, и её несогласие с воззрениями современников ясно сознавались Петром. Татищев сохранил любопытный разговор свой об этом с Петром незадолго до его смерти, в 1724 г. Вероятно, Петру не раз приходилось с этим сталкиваться. Татищев пишет: В 1724 году, как я отправлялся во Швецию, случилось мне быть у его величества в летнем доме; тогда лейбмедикус Блюментрост, яко президент Академии наук, говорит мне, чтоб в Швеции искать учёных людей и призывать во учреждающуюся академию в профессоры. На что я, рассмеялся, ему сказав: Ты хочешь сделать архимедову машину, очень сильную, да подымать нечего и где поставить места нет.
Его величество изволил спросить, что я сказал, и я донёс, что ищет учителей, а учить некого, ибо без нижних школ академия оная с великим расходом будет бесполезна. На сие его величество изволил сказать: Я имею жать скирды великие, токмо мельницы нет, да и построить водяную и воды довольно в близости нет, а есть воды довольно во отдалении, токмо канал делать мне уже не успеть для того, что долгота жизни, нашея ненадёжна; и для того зачал перво мельницу строить, а канал велел токмо зачать, которое наследников моих лучше понудит к построенной мельнице воду привести.
Реомюр, Вольтер, Д. Дидро, Ж. Бюффон, Ж. Лагранж, Б.
Франклин и др. С конца 18 в. Закрылись академический университет и гимназия; другим ведомствам были переданы геологические, картографические, переводческие и другие прикладные работы. Усилия членов АН стали сосредоточиваться преимущественно на теоретических исследованиях. С 1841 АН состояла из 3 отделений: физико-математических наук; русского языка и словесности ОРЯС , при котором в 1899 учрежден Разряд изящной словесности; исторических наук и филологии. Действительные члены АН делились на 3 класса: адъюнкт, экстраординарный академик, ординарный академик с 1912 введено единое звание — академик ; кроме того, существовали не входившие в штат и не имевшие перед АН научных обязательств почётные члены и члены-корреспонденты русские и иностранные.
Действительными членами АН были, как правило, крупнейшие отечественные учёные — математики М. Остроградский, В. Буняковский, П. Чебышев, А. Марков, А. Ляпунов, физики В.
Петров, Э. Ленц, Б. Якоби, Б. Голицын, химики Н. Зинин, А. Бутлеров, Н.
Бекетов, Н. Курнаков, астрономы В. Струве, А. Белопольский, Ф. Бредихин, биологи К. Бэр, А.
Ковалевский, физиолог И. Павлов, минералог Н. Кокшаров, геолог А. Карпинский, филолог А. Востоков, литературовед А. Веселовский, историк С.
Соловьев и др. Но вне АН оставались многие крупные учёные. Прогрессивные члены АН старались привлекать их к работе, используя право присвоения званий почётных членов математик Ф. Миндинг, исследователи Средней и Центральной Азии Н. Пржевальский, П.
Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция. Немало российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями. Первым из удостоенных, в 1904 году, стал академик Иван Павлов за работу по физиологии пищеварения, далее, в 1908 году, — Илья Мечников за труды по иммунитету, известный советский физик Петр Капица — в 1978 году за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия. Последним российским лауреатом стал физик К.
Новоселов, в 2010 году получивший Нобелевскую премию за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена. В настоящее время в структуру Российской академии наук РАН входят тринадцать отделений по областям и направлениям науки, три региональных отделения, 15 региональных научных центров, а также многочисленные институты. Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук.
Фото: ru.
О том, как спешно, тайком от научной общественности принимался закон, кто был в числе основных авторов данного документа, автор подробно излагала в статье «Московского комсомольца» от 26 сентября 2019 года под заголовком «Как убивали РАН». Напомним, речь шла о переводе всех институтов, подведомственных РАН, во вновь созданное ФАНО Федеральное агентство научных организаций и о превращении большой государственной научной организации фактически в клуб. Сегодня ряд вещей видится гораздо шире: многие из тех, кто форсировал реформу, а по сути развал отечественной науки, слетев со своих прежних высоких должностей, занимают более скромные, но не менее сытые... Бывший в 2013 году министром образования Дмитрий Ливанов сейчас ректор МФТИ, экс-вице-премьер Ольга Голодец 11 февраля 2020 года была назначена заместителем председателя правления Сбербанка, курирует, согласно данным из "Википедии", проекты цифрового GR Government Relations , то есть взаимодействия с государственной властью, и индустрию здравоохранения.
Эти чиновники, напомню, взяли в 2013 году ответственность за разработанную реформу. Как же хорошо видны сегодня «заслуги» горе-реформаторов, недооценивших роль ученых, сделавших ставку на сырьевую модель экономики страны. Благодаря им, а также введенным западным санкциям они словно подыгрывали друг другу у нас теперь многого не хватает: ни своих запчастей для самолетов, ни полупроводников, ни микроэлектроники для производства микросхем и других товаров. Даже оборудование для добычи своего сырья для последующей продажи и то до последнего закупали в других странах!
Только задумайтесь: за последние 10 лет число персонала, задействованного в научных исследованиях, сократилось в России с 735,4 до 655,4, почти на 80 тысяч! Это лишь последние официальные данные от Института проблем развития науки РАН. А сколько ученых уехало из страны за последние 20—30 лет! Сотни тысяч!
Да, пожалуй, начинать разговор об уничтожении когда-то лучшей в мире российской науки следует не с 2013 года, когда, по сути, ставилась уже жирная точка в ее биографии, а с гораздо более раннего периода. Фото: Наталья Мущинкина Начало конца Когда происходит нечто, не увязывающееся со здравой логикой, надо задать вопрос, а кому это было выгодно. Давайте разбираться. Бывалые члены академии утверждают, что впервые вопрос о реформировании Российской академии наук был поставлен еще в 1993 году, причем кураторами из-за рубежа.
В известном докладе Международной экономической организации развитых стран ОЭСР , признающей принципы демократии и свободной рыночной экономики, был дан анализ состояния российской науки. Там было сказано о необходимости сокращения количества академических институтов, ученых и превращения Российской академии наук в клуб. Зачем понадобилось сокращать ученых, спросите вы. Если честно, мне непонятно, говорят, такими были рекомендации западных экспертов, которые ссылались на нашу слабую экономику, которой было в начале 90-х уже не до большой науки.
Тогдашний министр науки Борис Салтыков, говорят, согласился с данным постулатом. В том, что годы были тяжелые, была доля правды: экономика действительно лежала. Но по чьей вине? Вот, что говорил мне в 2016-м ныне покойный академик Юрий Рыжов, бывший член Верховного Совета СССР, до последнего заведовавший кафедрой аэродинамики МАИ: «У нас был тогда в начале 90-х полный экономический коллапс, еды не было.
Спекулянты удерживали продукты и продавали из-под полы.
8 февраля – День российской науки
Русская Академия наук основана Петром I. В январе 1724 г. в Сенате в присутствии Петра I, сенаторов Ф.М. Апраксина, Г.И. Головкина, А.Д. Меньшикова и других, обсуждался Проект положения об Академии наук и художеств. Постановление о переводе Академии наук СССР из Ленинграда в Москву с целью «дальнейшего приближения всей работы Академии наук к научному обслуживанию социалистического строительства» было принято Совнаркомом (правительством) СССР 25. Российская академия наук (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук»[1], сокр. Академия наук при Петре I (далее АН), или Академия наук и художеств, лишь задумывалась. История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года.