Новости гештальт подход в психологии

"Гештальт-подход" несомненно станет одной из основных книг в литературе по гештальту.

Гештальт: что это такое и как его закрыть?

Что такое гештальт и зачем его закрывать | РБК Тренды Фактически, выбирая гештальт подход, вы выбирает психотерапевта, который вам симпатичен и интересен как личность, которому вы доверяете и от которого вы не ожидаете морализаторства, давления и заумности.
Мифы и реальность в методах гештальт-терапии Впервые слово «гештальт» в таком значении использовал австрийский философ и психолог Христиан фон Эренфельс в конце 19 века.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты Чем может помочь гештальт-терапия. «Гештальт не закрылся» — часто на этом меме наши знания о гештальт-психологии заканчиваются.

Что такое гештальт-терапия и какие вопросы она помогает решить

Ну и, наконец, суть и философия гештальт-терапии, ее взгляд на мир как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к истине, скрытой в глубине каждого, — все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма. Миссия выполнима В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, то есть по сути — о мудрости природы. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен — как дерево, растущее в благоприятных условиях, способное взять все необходимое для собственного роста. Мы дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья. Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой. Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда. Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод. Из этого ощущения рождается желание — голод утолить.

Потом вы соотносите свое желание с окружающей действительностью и начинаете искать способы для его реализации. И наконец, наступает момент встречи с объектом вашей потребности. Если все прошло как надо, вы довольны процессом и результатом, вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен. В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы пошли на ланч с кем-то из коллег. Вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите и можете себе позволить именно сейчас. Точно так же сам обед мог быть включен в больший гештальт под названием «Деловая встреча» или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся». А этот гештальт — в еще больший «Поиск работы», «Продвижение в карьере», «Сумасшедший роман», «Создание семьи».

Так вся наша жизнь и жизнь всего человечества — как матрешка, сложена из разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до пятидесяти лет семейной жизни. Причины нашей неудовлетворенности в жизни кроются в том, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются не завершены. А мы при этом, с одной стороны, заняты пока работа не выполнена, мы не свободны , а с другой — голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано обед съеден, свадьба состоялась, жизнь удалась. И здесь — один из ключевых моментов гештальт-терапии. Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами не даем себе быть счастливыми. Поскольку вспоминаем теорию поля в этом мире есть все, но для нас существует только то, что мы сами выделяем из фона. А мы можем выделить или свое бессилие перед злыми обстоятельствами, которые не пустили нас обедать, или возможность как-то изменить их. Тот кто хочет — ищет способы, а кто не хочет — причины.

И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них. Очевидно, что сотрудник, склонный чувствовать бессилие перед начальником-самодуром, гораздо вернее останется голодным, потому что он сам себя останавливает куда более эффективно, чем его начальник. Задача терапии — найти место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот событий в природе. Стерео-эффект Гештальт-терапию иногда называют терапией контакта. В этом ее уникальность. До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется максимально нейтральная позиция «чистый лист». Во время сеанса гештальт-терапевт имеет право на собственные чувства и желания и, осознавая их, предъявляет их клиенту, если того требует процесс. Люди обращаются к терапевту, когда хотят что-то изменить — в себе или в своей жизни.

Но он отказывается от роли человека, который «знает, как надо», не дает директивных указаний или интерпретаций, как в психоанализе, и становится тем, кто способствует встрече клиента с его сутью. Сам терапевт воплощает в себе тот кусочек мира, с которым клиент пытается построить привычные и неэффективные отношения. Клиент, общаясь с терапевтом, стремится перенести на него свои стереотипы о людях, о том, как они «должны» вести себя и как они «обычно» реагируют на него, и наталкивается на спонтанную реакцию терапевта, который не считает нужным приспосабливаться к изменчивому миру того, с кем находится в контакте. Очень часто эта реакция не вписывается в «сценарий» клиента и вынуждает последнего сделать решающий шаг за привычный барьер своих ожиданий, представлений, страхов или обид. Он начинает исследовать свои реакции на непривычную ситуацию — прямо здесь и сейчас — и свои новые возможности или ограничения. И приходит в конце концов к тому, что, выстраивая отношения, каждый может оставаться самим собой и в то же время сохранять интимный контакт с другим. Он обретает или восстанавливает утраченную свободу выйти из сценария, из привычного круга.

Но терапевт специально обучен замечать не только чужие, но и свои паттерны, что позволяет ему выдерживать свои чувства и чувства клиента и при этом оставаться в контакте. Парадокс паттернов в том, что они не только мешают, но и помогают.

Этим и объясняется их устойчивость. Изначально они сформировались как защитные реакции и продолжают в некоторых случаях защищать; проблема в том, что паттерны — это негибкие защиты, единственно возможные, и пока они не осознаны, они включаются автоматически и человек не видит способов их отключить, даже когда они не нужны. Наши границы защищают нас. Паттерны — это границы, в которых имеются устойчивые нефункциональные участки, притом неосознаваемые. Здоровые границы гибкие. Можно провести аналогию, сопоставив психологические и анатомические границы: сравним психологические границы с кожей. Она является естественной границей нашего тела и, как любые границы, выполняет одновременно защитную и контактную функции — благодаря своей эластичности «гибкости» , если здорова. Любые отклонения от эластичности ведут к тому, что кожа перестает быть надежным барьером и «контактёром»: слишком тонкая кожа легко ранима и болезненно чувствительна; утолщенная, ороговевшая, слишком сухая кожа малочувствительна, затрудняет обмен со средой не «дышит , к тому же начинает легко трескаться, а это причиняет боль и может стать воротами для инфекций. Другой метафорой нефункциональных психологических границ может служить сравнение их с латами.

Представим человека, который надел латы во время войны — тогда они были нужны для защиты, — но после окончания военных действий не смог расстаться с ними из страха быть случайно пораненным, задетым, либо потому, что латы настолько повреждены или проржавели, что уже не снимаются. Оставаясь в рамках этой метафоры, можно сказать, что в терапии клиент совместно с терапевтом чинит и смазывает латы, исследует их, себя и среду: насколько возможно для него в тот или иной период снимать латы совсем, или, например, оставлять нагрудный щит, или только поднимать забрало, и т. Только сам клиент решает, насколько он готов в каждый момент расстаться с латами или их частью, насколько они ему тяжелы и насколько опасно без них, насколько он поранен под ними. Пустой стул используется в экспериментах, направленных на прояснение и усиление чувств, — в том случае, когда клиенту трудно определить, что он чувствует к тому или иному человеку или в связи с какой-то ситуацией. Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения. Терапевт задает эти вопросы, когда наблюдает признаки прерывания контакта когда клиент ничего не чувствует; не знает, что чувствует или не замечает своих чувств; не понимает, чего хочет; не знает, как достичь желаемого, и пр. Как уже говорилось выше, человек счастлив, когда его потребности удовлетворяются. Однако правда не всегда легко определить, какова моя потребность, чего я хочу и как это можно получить. Понять это помогает обращение не к отдельным сферам своей личности, а ко всем в их взаимосвязи задействовать свою личность целиком, как гештальт — например, не только к мыслям, идеям, оценкам, но и к телу, чувствам, своим способам контакта со средой.

Когда она вырастет, костьми ляжет, только чтобы ее хвалили и принимали. Будет ли она счастлива, когда придется всем и каждому угождать? Парня погнали с работы, так как невыгодно было поднимать ему зарплату.

Он может подсознательно стремиться устроиться туда, где мало платят, чтобы не потерять хотя бы это место. И таких примеров на самом деле очень много в нашей жизни и жизни окружающих людей. Да и в быту незакрытые гештальты иногда осложняют нашу жизнь: недочитанный сюжет в книге может нам даже сниться.

Недосказанные фразы осложняют общение между друзьями. На основе открытых гештальтов люди всю жизнь могут что-то кому-то доказывать, так и не разобравшись в себе. Нервная система от этого устает, и появляется прокрастинация в поведении.

Особенно запоминается незакрытый гештальт в подростковом возрасте, когда все воспринимается через призму дисбаланса гормонов и перепадов настроения, а также увеличенного чувства справедливости. Например, девочка-подросток не хочет мыть посуду — родители в качестве наказания забрали у нее телефон на 3 дня. У нее закрепится обида на них, так как будет считать наказание несправедливым и ко всем взрослым может теперь относиться настороженно, как будто они посягают на ее свободу.

И здесь просто необходимо закрыть гештальт в отношениях, чтобы она поговорила с родителями по душам. Как закрыть гештальт — техники Простым языком закрыть гештальт — значит создать целостную картину чего-то, будь то какое-то дело, ситуация или отношения. Но это не так легко сделать, как звучит.

Иногда требуется целое гештальт-обучение человека на терапии, чтобы что-то закрыть или дополнить. Закрытие гештальта Итак, с этим разобрались. Но мы не сможем закрыть гештальт, не зная основных его законов.

Ведь каждый гештальт-терапевт в своей работе на них основывается. Законы гештальта: Сразу целое, а не сумма частей — наше восприятие стремится к целостности. Когда вы зажжете бенгальский огонь и будете делать им круговые движения, то психика воспримет это как горящий круг, а не отдельную светящуюся палку в разных точках пространства.

Есть главное и второстепенное — то, что в центре нашего внимания, то есть фигура, все остальное — фон. Это интересно тем, что без нашего желания что-то становится главным, а что-то — второстепенным. Как только мы фокусируемся на чем-то, то учимся выделять фигуру из фона.

Это дает нам возможность самостоятельно закрывать свои гештальты, когда они становятся фигурой. Фигура зависит от качеств и желаний — то, что центральное в нашем сознании, основывается на наших привычках, эмоциях, стимулах внешнего мира. Человек может выбирать — восприятие организует процесс сознания.

Человек может выбирать, что он хочет чувствовать, воспринимать, видеть. И это связано с привычками, интересами, желаниями человека. Мы можем выбрать свой гештальт, что в него вносим, что в нем видим.

Чтобы что-то поменять, выбирать, нужно это осознать. Я постаралась описать законы не академическим языком, а простым человеческим. На основе этих законов работает гештальт-подход.

Есть несколько техник в арсенале гештальтиста, которые помогают ему направлять человека к решению проблем. Техника пустого стула Применяется, когда у человека есть нерешенная проблема, но по какой-то причине он не может ее довести до логического завершения. Например, не может поговорить с мамой из-за того, что она умерла, или друг не хочет с ним видеться, уехал, заболел психически и т.

Работает это так: напротив клиента ставится пустой стул, и он представляет, что на нем сидит человек, с которым есть нерешенная проблема.

Перечисленное иногда не воспринимается, отвергается или даже саботируется коллективом. Другой блок задач лежит в области конфликтологии — доверие в коллективе, проработка трудных диалогов, снижение напряжения. Управленческая команда со временем обрастает внутренним недовольством и противоречиями, возникающими как на личной, так и на профессиональной почве.

Такие негативные отношения появляются не только между отдельными сотрудниками, но и подразделениями. Только представьте, какая царит атмосфера в таких «непроработанных» компаниях! Сегодня становится очевидным, что для эффективной работы требуется доверие, достичь которого можно через проработку трудных диалогов. С нормализацией этой сферы устраняются проблемы, кажущиеся непреодолимыми.

Гештальтисты готовят такие диалоги бережно, защищая участников, позволяя постепенно погрузиться в глубину конфликта, понять его грани. Технологии гештальт-подхода дают возможность нивелировать напряжение с пользой, так, чтобы организация утилизировала энергию этих конфликтов. Да, это не трудоемкий процесс, как для консультанта, так и для участников. Иногда мы форсируем накал ситуации, но делаем это с минимальной травматичностью — последовательно, с вниманием к каждой заинтересованной группе.

Сопровождение и внедрение изменений Конек нашего метода — сопровождение и внедрение изменений.

Гештальт – Что Это Такое В Психологии?

Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог Что такое гештальт простыми словами? Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life.
«Гештальт-терапия — это терапия свободного человека» Психолог, преподаватель психологии, гештальт-терапевт с 17-летним опытом, доцент ВШПК (Высшей школы психологического консультирования), тренер, супервизор.
Гештальт: что это такое и как его закрыть? Статья автора «ИСТиК» в Дзене: Александр Рязанцев — основатель ИСТиК и онлайн-школы «Феномен», психолог с 30-летним опытом поделился своим профессиональным видением гештальт-подхода в психологии.
Гештальт. Что это такое и как использовать гештальт-психологию? Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела. Из-за такой интерпретации люди, прочитавшие пост, вряд ли пойдут за помощью к гештальтисту, к которым при помощи таких постов формируется предвзятое мнение.

Гештальт: что это такое и как его закрыть?

Гештальт-психология — это направление в психологии, возникшее благодаря идее Христиана фон Эренфельса и работам немецких ученых Макса Вертгеймера, Курта Коффке и Вольфганга Кёлера в начале XX века. Гештальт подход был создан Фрицем Перлзом и традиционно рождение метода считают 1951 год. Гештальт-терапия была разработана в 1940-х и 1950-х годах Фрицем Перлзом, психиатром и психоаналитиком, и его тогдашней женой, психотерапевтом Лаурой Перлз, как альтернатива традиционному вербально-ориентированному психоанализу. Можно провести аналогию, сопоставив психологические и анатомические границы: сравним психологические границы с кожей.

Гештальт организации – методология развития команд и разрешения проблем

Ведущая обучающих и терапевтических групп в гештальт-подходе, преподаватель, автор программы обучения детской гештальт-терапии, а также развивающих программ в области психологического и психического развития детей с 6 месяцев. С 2013 года живу и работаю в США, штат Вирджиния. Тема мастер-класса: Теоретико-практический воркшоп "Сам себе абьюзер. Вот и в практике гештальт-терапевта количество обращений детей, страдающих от самоповреждающего поведения, неуклонно растет. Однако, селфхарм — не специфически подростковое явление: на деле у взрослого есть гораздо больше способов навредить себе, чем у ребенка, а также скрывать последствия самоповреждений. Круг проявлений личностной аутоагрессии очень широк — от самоуничижения и самообвинения до нанесения себе повреждений, причинения боли и, в крайних вариантах, суицидальных действий. Помимо этого, феномен аутоагрессии представляется еще более загадочным, если не сводить его к клинической мазохистской интерпретации. Проведенные эмпирические исследования позволили ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Таким образом, становится очевидно, что аутоагрессия представляет собой не изолированную личностную черту или особенность, а сложный личностный комплекс, который обнаруживается на разных уровнях существования человека. На воркшопе мы исследуем природу селфхарма у детей и подростков, выявим потребности и мотивы а также вторичные выгоды , ведущие к такому поведению, посмотрим на возможные пути помощи, как в стенах психотерапевтического кабинета, так и в условиях семьи.

Возможно, есть шанс выразить безнадежность и беспомощность, одиночество и чувство пустоты, бессмысленность, стыд и вину другим способом… посмотрим, исследуем, попробуем. Подробнее о теме выступления Скрыть Наталья Староборова Клинический психолог, гештальт-терапевт, супервизор, член Европейской ассоциации гештальт терапии EAGT , действительный член Профессиональной психотерапевтической Лиги, опыт работы в частной практике более 20 лет. Тема лекции: Гештальт-терапевтический взгляд на автономию: работа SELF вместо сепарации В лексикон современного человека, не только гештальт-терапевта, прочно вошли термины, которые стали частью современной бытовой культуры: автономия, сепарация. Впервые термин автономия в паре с термином гетерономия ввел Жан Пиаже, чтобы описать движение зависимого ребенка к автономному взрослому, то есть движение к зрелости. Приблизительно в то же время Маргарет Малер разработала концепцию «сепарации».

В ходе гештальт-терапии человек стремится найти способы, используя которые он сможет получить из среды то, что ему необходимо. Также он отдает, то, что не нужно, делится тем, что необходимо другому. Граница контакта отделяет «я» от «не я».

Она регулирует обмен и считается динамической характеристикой процесса. В случае здорового, естественного контакта с окружающей средой кривая контакта функциональна, проявляя открытость для обмена и прочность для автономии. В различные фазы контакта граница будет разной полное растворение или непроницаемость. В рамках теории кривой контакта возможность осознавать свои границы представляет собой важнейший признак здоровья человека. Цикл контакта представляет собой модель, которая описывает естественный процесс удовлетворения потребностей.

Кроме того, реальность иногда вынуждает человека признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится. А новизна пугает. Здесь и сейчас. Будущего еще нет, прошлое уже произошло, мы живем настоящим. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение. Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого. Опыт клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет его поведение в каждый момент, в том числе и на сеансе. И тем не менее здесь и сейчас он разговаривает с терапевтом — и почему именно об этом? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться в настоящий момент? Диалог в гештальт-терапии — это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека. Когда миры соприкасаются, в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной». Клиент иногда впервые! Это те Я—Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами и то живое, неповторимое, что происходит между ними происходит впервые, сию минуту и больше никогда не повторится. Это уникальный опыт, поскольку терапевт — человек вне жизни клиента, которому ничего от него не надо, и он действительно может позволить клиенту быть собой и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства. Гештальт-терапия — вне морали и политики. Единственная ее задача — сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, вернуть человека самому себе. У нее нет воспитательных целей. Ей совершенно все равно, будет человек выращивать капусту или править королевством, — важно, чтобы каждый жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью. Идущие вместе В классическом психоанализе и в бытовом сознании индивидуальность и социум противопоставляются друг другу. В обыденной жизни у нас часто бывает представление и ощущение , что другой человек ограничивает нашу свободу, поскольку она заканчивается там, где начинается нос соседа. Тогда самым логичным кажется вывод, что чем меньше вокруг людей и чем мы от них дальше, тем более мы свободны, тем легче быть самим собой. То есть, говоря психологическим языком, для глубокой индивидуализации необходимо одиночество. В большинстве философских практик процесс индивидуализации предполагает погружение в себя и уход от мира. Возможно, на каком-то этапе это действительно необходимо. Но гештальт-терапия утверждает: чтобы прийти к себе, необходимо прийти к другим. Иди к другому человеку — и там ты найдешь свою сущность. Иди в мир — и там ты обретешь себя. Но почему контакт с миром и другим человеком позволяет осуществить индивидуализацию? Наедине с собой мы можем думать о себе все что угодно. Но мы никогда не узнаем, правда ли это, пока не вступим во взаимодействие с миром. Человек может думать, что легко поднимет автомобиль, пока не попробует, — на самом деле нет этой способности, а есть только фантазии о ней. Это ложное Я, ложная уникальность. Истинная уникальность предполагает реальное действие в реальном мире. Что происходит с нашей уникальностью, когда она встречается с уникальностью другого? Лишь при соприкосновении с миром другим человеком наша уникальность обретает практический характер. Сталкиваются две реальности, рождая третью. Таким образом происходит социализация индивидуальности: самобытность человека — неповторимость его функций, — и это определяет его ценность для других. Вынесенная на границу контакта индивидуальность превращается в функцию для других. Таким образом, мы выходим за пределы определения социума как сдерживающих рамок и предписаний, они просто перестают играть определяющую роль.

Когда парень подошел к их столику, Блюма сделала ему комплимент по поводу его памяти. Он ответил, что никогда ничего не записывает и все прекрасно помнит. Тогда девушка попросила его воспроизвести заказ, сделанный посетителями, которые только что ушли. К своему удивлению, парень не смог вспомнить содержимое заказа, хотя обслуживал людей совсем недавно. На основе этого наблюдения был сделан вывод о том, что память бережно хранит незавершенные дела, а завершенные тут же вычеркивает. Мы постоянно пользуемся этой невероятно полезной особенностью психики. Она помогает нам рационально расходовать ресурсы и концентрироваться на текущих задачах. Но иногда она дает сбои и действует нам во вред. Уже неактуальные ситуации продолжают удерживать наше внимание и перетягивать энергию на себя, как в упомянутом выше примере про хамство на почте. Бывает, что человек застревает в гештальте на годы и не может отпустить болезненную ситуацию. Он вынужден возвращаться к ней снова и снова и каждый раз переживать негативные эмоции. Гештальт-терапия — особое направление в практической психологии, которое помогает людям закрывать такие гештальты. Как формируется гештальт Давайте подробнее рассмотрим, как образуются деструктивные гештальты, отравляющие человеку жизнь. Основой для них обычно служат неприятные и болезненные ситуации. Потому что тревога, вызванная ими, связана с настоящим и будущим. Например, почти любой конфликт становится причиной появления незакрытого гештальта. Даже если он остался в прошлом, возможные последствия могут отразиться на настоящем. Поэтому человек пытается довести его до логического завершения, постоянно обдумывает и в итоге только сильнее закрепляет. Что значит закрыть гештальт Закрыть гештальт — значит переосмыслить травмирующий опыт, довести его до логического завершения, чтобы он перестал перетягивать внимание на себя. Пока человек этого не сделает, он будет испытывать постоянную тревогу и неосознанно воспроизводить ситуации, связанные с прошлым негативным опытом. Например, девушка может неосознанно выбирать себе в партнеры для отношений мужчин, похожих на ее первого парня. Несчастная любовь превратилась в незакрытый гештальт, и теперь мозг пытается каким-то способом прийти к логической развязке. Часто незакрытый гештальт преследует человека с самого детства. В раннем возрасте психика очень восприимчива и уязвима, поэтому многие ситуации оставляют неизгладимый след. Человек может даже не помнить их, но это не мешает им влиять на его образ мыслей и поведение. Типичный пример: ребенок очень хотел заниматься спортом, а родители отдали его в музыкальную школу. Он пронес свое желание через всю жизнь и очень страдал от невозможности реализовать его. Повзрослев, он решил воплотить свою мечту через детей и отдал их в спорт. Хотя они больше тяготели к музыке… Незакрытые гештальты нужно стремиться закрыть.

Что такое гештальт-терапия?

Осознать свои желания и достичь желаемого нам помогает гештальт-терапия. Запись на гештальт-терапию в Москве в МедиАрт по тел: 8(495)2-876-000. Гештальт подход — это направление в современной теории и практике психологии. Третья по популярности — гештальт-терапия (основана на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах), ее предпочитают 26% специалистов. В психологии гештальта выделяются фигура и фон. Это отлично показано в классической вазе Рубина.

Что такое гештальт и как его закрыть

Психолог Ольга Некрасова рассказывает, как самостоятельно закрыть гештальт и выйти из «замкнутого круга» тревоги и разочарований. В “Гештальт-терапии” Перлз, Хефферлин и Гудмен создали исчерпывающее ее представление в терминах, которые были приспособлены для времени их написания, и составившие сборник терминов и концепций исходящих из современной психологии и философии. В “Гештальт-терапии” Перлз, Хефферлин и Гудмен создали исчерпывающее ее представление в терминах, которые были приспособлены для времени их написания, и составившие сборник терминов и концепций исходящих из современной психологии и философии.

Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии

Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания структурная психология на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей». Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека. Школа гештальтпсихологии Школа гештальтпсихологии ведет свое начало родословную от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера — «фи — феномена», суть которого в следующем: М. Вертгеймера используя специальные приборы — стробоскоп и тахиостоскоп, изучал два раздражителя у испытуемых людей две прямые линии путем передачи им разной скорости. И выяснил следующее: Если интервал велик — испытуемый воспринимает линии последовательно Очень короткий интервал — линии воспринимаются одновременно Оптимальный интервал около 60 миллисекунд — создается восприятие движения глаза испытуемого наблюдали перемещение линии «вправо» и «влево», а не две линии данные последовательно или одновременно При оптимальном временном интервале — испытуемый воспринимал только чистое движение осознавал, что движение имеется, но без перемещения самой линии — это явление и получило название «фи-феномен».

Свое наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» — 1912 год. Макс Вертгеймер — известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. Вертгеймер 1880 -1943 — родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах — Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе — в Вюрцбурге получил в 1904 году ученую степень доктора философии.

Летом 1910 года переезжает во Франкфурт — на — Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения. Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения. Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году.

А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление», в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации. Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка 1886 — 1941. Родился К. Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете.

Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К. Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году — получил докторскую степень. В 1910 году — плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.

В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти до 1941 года. В 1933 году Коффка издает книгу «Принципы гештальтпсихологии», которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.

Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения. Идеи, законы, принципы Ключевые идеи гештальтпсихологии Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание.

Сознание — это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма — организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

Для начала стоит рассказать о своих чувствах и погрузиться в образ из прошлого. Нельзя останавливаться — эмоции должны проявиться до конца, даже если придется идти по второму и третьему кругу. Важно говорить о себе, не обвиняя других людей и не возлагая на них ответственность. Следующий шаг — максимально искренне сформулировать благодарность человеку или ситуации, забыть которые не получается. Описать, чему удалось научиться, благодаря им, какой опыт извлечь. Что делать с письмом дальше — сжечь, оставить на память, смастерить кораблик и пустить его по воде — уже неважно. Это шанс рассказать человеку все, что «за душой», не переживая о последствиях.

Кричать и плакать — нормально, эмоции должны быть прожиты. Затем, пересев на место собеседника, нужно ответить на претензии от его лица. Потом пересесть обратно и договорить. И так до тех пор, пока «диалог» не сойдет на нет естественным образом. Заканчивается практика словами благодарности: «Спасибо, что ты был в моей жизни. Благодаря тебе я научилась…». Альтернативная концовка Это похоже на эффектный прием из кино: нужно написать альтернативную историю, в которой все закончилось хорошо и так, как хотелось. То есть попробовать сделать привычное неожиданным и «правильным». В процессе реализации методики иногда получаются неплохие рассказы.

Ну и, наконец, можно приложить усилия и отыскать человека, ставшего причиной терзаний, чтобы поблагодарить, извиниться или выполнить обещание, даже если кажется, что о нем уже никто не помнит. Либо сделать то, что всегда хотелось, но не представлялось возможным: пусть это и покупка велосипеда или уроки музыки.

Когда был сформулирован термин? Понятие ввёл австрийский философ и психолог Христиан Фон Эренфельс 1890 год в своей статье «О качестве формы». Далее тему гештальта как целостного образа развивали гештальт-психологи Макс Вертхаймер, Курт Коффка, Вольфганг Келлер, исследуя особенности человеческого восприятия. Этот год считается годом рождения гештальт-подхода, а сам Фриц Перлз — его основателем. Тем не менее понятие прижилось, получило популярность и стало официальным названием отдельного направления психологии — гештальт-терапии. Когда была открыта наука? В 1942 году Фриц Перлз, будучи изначально психоаналитиком, выпустил свою первую книгу «Эго, голод и агрессия» и уже в ней начал описывать то, что, спустя девять лет сформировалось в полноценную гештальт-терапию: важность телесных проявлений, работу с настоящим моментом — в «здесь и сейчас», ценностный подход, развитие ответственности клиента, ценность чувств, прямой контакт и так далее. В 1951 году вышел труд «Гештальт-терапия», уже более полно описывающий новый подход в психотерапии.

И в 1952 году Перлз с единомышленниками основал Институт гештальт-терапии. С тех пор подход успешно развивается и постоянно набирает популярность. Как относятся к методу нейрофизиологи? Основные задачи гештальт-терапии — это развитие осознанности клиента и стимулирование его творческого приспособления к окружающей среде, приобретению нового опыта. Повышение осознанности и новый опыт неизбежно активируют работу головного мозга, увеличивая количество нейронных связей. Поэтому гештальт-терапия является важным дополнением и помощью в решении задач, стоящих перед нейрофизиологами. В данном случае речь идет об эффекте Зейгарник — прерванного действия. В начале выполнения какого-либо поступка у человека возникает напряжение, которое стимулирует его на поиск решений для завершения начатого. Как только действие завершается, оно разряжается, и человек получает удовлетворение. Если действие не закончено, психика будет стремиться это сделать, расходуя энергию, чтобы получить целостный образ или логически завершённое действие.

И именно поэтому мы продолжаем додумывать и фантазировать о резко разорванных отношениях, непрожитых обидах, невыраженном гневе, невысказанных претензиях, несовершённых поступках. Высказывания, которые смогут поменять образ мысли: Чтобы изменить жизнь и стать счастливым: 50 мотивирующих цитат на каждый день Если человек склонен прерывать себя сам или не умеет противостоять, когда останавливают другие, у него накапливаются незавершённые ситуации. Выделенная и неизрасходованная на них энергия будет держать его в постоянном напряжении и направлять фокус внимания именно на незавершённые дела, мешая полноценно жить в сегодняшнем дне. Но у эффекта Зейгарник есть и положительная сторона. Если вам сложно приступить к какому-то делу, то можно использовать метод малых первых шагов. Речь о том, чтобы разбивать сложное на мелкие детали. И потом, даже если вы отложите это дело, фокус внимания, мысли будут постоянно возвращаться к этому процессу, стимулируя продолжить и уже наконец-то завершить начатое.

Маркетинг и реклама: Гештальт-подход используется для создания эффективных и запоминающихся рекламных материалов. Принципы гештальта помогают дизайнерам и маркетологам определить, как организовать элементы и структуру рекламы, чтобы привлечь внимание, передать ключевое сообщение и вызвать нужные реакции у потребителей. Образование и обучение: Гештальт-подход применяется в образовательных процессах для помощи в понимании и запоминании информации. Учебные материалы и презентации, основанные на принципах гештальта, могут быть более понятными, легкими для восприятия и запоминания. Коммуникация и презентации: Принципы гештальта используются для создания эффективных коммуникационных материалов и презентаций. Они помогают организовать информацию в логические блоки, сделать ее более удобной для понимания и помогают поддерживать внимание аудитории. Это лишь некоторые примеры сфер, где гештальт-подход находит свое применение. Однако, в целом, гештальт-подход может быть полезным в любой области, где восприятие, организация информации и визуальное воздействие играют важную роль. Понятие «гештатьт» Гештальт — это термин, который описывает основные принципы организации и восприятия информации в человеческом мозге. Слово «гештальт» происходит из немецкого языка и означает «форму» или «структуру». Основная идея заключается в том, что наше восприятие мира основано не только на отдельных элементах, но и на их взаимосвязи и организации в целостные образы или формы. Например, если у нас есть несколько точек на белом листе бумаги, наше восприятие склонно видеть их как группу или фигуру, а не просто отдельные точки. Это происходит потому, что наш мозг стремится видеть целостные образы и восстанавливать их из фрагментов. Главные принципы гештальта включают законы близости элементы, близко расположенные друг к другу, воспринимаются как связанные , сходства элементы, имеющие общие характеристики, воспринимаются как группа и замыкания мы склонны заполнять пробелы и видеть неполные фигуры как законченные.

Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты

Это шанс рассказать человеку все, что «за душой», не переживая о последствиях. Кричать и плакать — нормально, эмоции должны быть прожиты. Затем, пересев на место собеседника, нужно ответить на претензии от его лица. Потом пересесть обратно и договорить. И так до тех пор, пока «диалог» не сойдет на нет естественным образом. Заканчивается практика словами благодарности: «Спасибо, что ты был в моей жизни. Благодаря тебе я научилась…».

Альтернативная концовка Это похоже на эффектный прием из кино: нужно написать альтернативную историю, в которой все закончилось хорошо и так, как хотелось. То есть попробовать сделать привычное неожиданным и «правильным». В процессе реализации методики иногда получаются неплохие рассказы. Ну и, наконец, можно приложить усилия и отыскать человека, ставшего причиной терзаний, чтобы поблагодарить, извиниться или выполнить обещание, даже если кажется, что о нем уже никто не помнит. Либо сделать то, что всегда хотелось, но не представлялось возможным: пусть это и покупка велосипеда или уроки музыки. В конце концов, быть взрослым хорошо именно потому, что можно поступать, как хочется, не спрашивая разрешения у родителей.

Как понять, что техника сработала? Если гештальт закрыт, человек спокойно реагирует на ситуации и людей, которые напоминают ему о прошлом. Пропадает необходимость что-то доказывать и делать «назло». Приходит чувство облегчения и гармонии с собой. Все гештальты закрыть невозможно.

Люди, у которых есть органы чувств и другие органы. Люди, которые так уникально исковеркались и обточились о ту жизнь, которая случилась с ними. Я и тот другой, пришедший человек, все, что происходит с нами, является материалом и инструментами. Мои чувства, ощущения, мое состояние важны, потому что они инструменты: нечто необходимое и ценное для развития личности. Важное происходит здесь и сейчас. Можно упомянуть еще базовые потребности и цикл удовлетворения потребностей, способы избегания контакта, феноменологию поля. И далее. Да, все это так, но это теоретично и очевидно. Действительно это то, на что можно опираться, чтобы осознавать все дальше. Осознавать все глубже. И обходится со своей бессмысленностью и смертностью, одиночеством и тревогой в отведенном временном отрезке. Осознавать, чтобы не лишать себя аутентичности, а, следовательно, счастья. И быть в процессе обретения смысла. Ядро или подушка с эффектом памяти Я размышляю о том, насколько гибко сознание. Оно постоянно подвергается воздействию: настроения меняются, и человек совершает разные поступки. Но следующая мысль за этим такая, что многое из воздействий хоть и влияет ситуационно, но не всегда оставляет след. Как подушка с эффектом памяти. Эффект сохраняется какое-то время, но потом форма стремиться стать такой, какой была до воздействия. Иногда происходит трансформация. Но истинные изменения случаются нечасто. И это то, что вызывает во мне интерес. И то, что делает задачу психотерапевта еще интересней. Сначала я все хотела излечить и эффективно нанести быстротечную пользу. Но в процессе первых опытов моей работы, я поняла, что эффект от такой пользы если и бывает позитивным, то долго не сохраняется. Подушка с эффектом памяти. Недолгим эффектом. Абсолютно уникальная неповторимая подушка. Приведу другую метафору. Я представляю это как ядро. Внутри каждого есть смысло- и формообразующее ядро. Вокруг ядра постоянно что-то происходит. Вокруг ядра есть гибкая и податливая субстанция, которая подвержена сильным изменениям со стороны среды и со стороны самого ядра. И действительно, под воздействием разных сред эта субстанция деформируется, покрывается паленой корочкой или плесневеет. Или же, напротив, благоухает, сверкает, свежеет. Или протыкается до самого ядра. Но потом все равно стремится к базовой своей форме, которая исходит от ядра. Потому что именно ядро определяет суть. Сейчас я задумалась о более простой и яркой метафоре, но ничего не пришло в голову. В общем, бессмысленно ковырять корочку, это не изменит ядра. А чтобы подобраться к ядру, чтобы понять, какое оно у меня, как оно живет и как меняется, здесь нужна долгая работа. Путешествие, которое приведет к боли и множеству чувств. И страх и тревог. И трепета. И восторга. Тут есть долгий путь, пройдя который, можно найти ответы или хотя бы сформулировать необходимые вопросы. Стремясь к ядру и обращаясь к нему, становится возможным чудо под названием психотерапия. Лакированная корочка, обычные люди и психотерапевты Поначалу мне казалось, что это уход от проблемы. Что в каком-то смысле, это официальная констатация своей бесполезности как психотерапевта. И зарабатывание на этом денег. Многие уповают на психолога почти как на колдуна, который сможет научить манипулировать другими людьми и находить мгновенные исцеления от проблем. Когда так эффектно можно заполировать корочку. А если психолог не делает это, он никудышный, мошенник или шарлатан. Я живу в обычном мире, где вокруг очень мало психотерапевтов. И сталкиваюсь с обычными вопросами и претензиями: ты же психолог, а общаться не умеешь,… а личная жизнь у тебя не налажена,… а использованию своей власти не научилась,… а не можешь мужа своего на место поставить… Если женщина пришла одна в ресторан, то, что это значит… А если мужчина ездит в большом джипе, значит у него маленький член? Что могут сказать психологи про такого мужчину? Возмущение звучало неубедительно. И если быть честной, то я внутри не знала ответов, но считала, что должна бы их знать. Я лакировала свою корочку теми знаниями, которые жадно ела, я приходила и пряталась за спины авторитетных людей и верила им. Но не осознавала. Я шла так, это был мой путь. Я проходила личную терапию. Я шла с конкретной внешней проблемой, а терапевт не давал советов и не назначал конкретных волшебных таблеток. А все разговоры сводились к моему ядру, моим чувствам, меня, как личности здесь и сейчас. Но мне было непонятно, что это за ядро. Я внутренне упрекала терапевта за уход от нужной для меня темы. Время шло, я понемногу принимала одну ответственность и снимала другую. Я плакала и грустила, я чувствовала опустошенность отчаяние. Я вдохновлялась и ощущала как силы в одном случае втекают в меня, а в другом высыпаются как сухой песок. Сейчас я не вижу особого смысла в том, чтобы манипулировать другими людьми. И решать за других их судьбы мне тоже не интересно. Потому что лакировать корочку бессмысленно. Такой путь ведет в тупик. Сейчас это стало для меня настолько ясным, и мне кажется, что я это не только понимаю, но и чувствую каким-то отдельным чувством. Может быть шестым J?

Это позволяет человеку выделять важные детали и структуры в окружающем мире. Принцип продолжения: Элементы, расположенные в линии или направлении, воспринимаются как связанные и продолжающие друг друга. Это объясняет, например, наше восприятие движения в анимации. Принцип закрытия: Мы имеем тенденцию видеть недостающие части объекта как закрытые или завершенные формы. Даже если часть изображения отсутствует, наш мозг автоматически дополняет ее. Принцип подобия: Элементы, имеющие схожие свойства, такие как форма, цвет или размер, имеют тенденцию восприниматься как группы или целостные структуры. Принцип пространства: Восприятие объектов в трехмерном пространстве организовано на основе их относительного расположения и пропорций. Что значит закрыть гештальт в психологии? Понятие «закрытия гештальта» представляет собой один из ключевых аспектов в теории гештальт-психологии. Эта теория развилась в начале 20 века в работах немецких психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Кёлера и Курта Коффки. Гештальт-психология подчеркивает важность восприятия и понимания целостности и структуры воспринимаемых объектов и событий. Термин «гештальт» в переводе с немецкого означает «форма» или «структура». Закрытие гештальта относится к процессу, при котором ум организует фрагментарные визуальные, аудиальные или другие сенсорные восприятия в цельные, понятные формы или образы. Этот процесс играет важную роль в нашем способе восприятия мира и понимания окружающей действительности. Принцип закрытия гештальта проявляется в нескольких аспектах: Завершенность фигур. Люди склонны видеть недостающие части объектов или форм, чтобы создать завершенные и понятные фигуры. Например, если представить ряд из нескольких отдельных точек, наши мозги могут автоматически воссоздать из них линию или кривую. Контурное восприятие.

За 25 лет практики чаще всего ко мне обращались за сопровождением и внедрением изменений, работой с силами сопротивления. Кроме того, актуальны задачи по сопровождению трансформаций. Перечислю некоторые из них: Внедрение новой системы материальной мотивации. Подготовка сотрудников к приходу новой управленческой команды, подходы которой «старичкам» могут показаться революционными. Налаживание коммуникации. Гармонизация рабочей атмосферы. Перечисленное иногда не воспринимается, отвергается или даже саботируется коллективом. Другой блок задач лежит в области конфликтологии — доверие в коллективе, проработка трудных диалогов, снижение напряжения. Управленческая команда со временем обрастает внутренним недовольством и противоречиями, возникающими как на личной, так и на профессиональной почве. Такие негативные отношения появляются не только между отдельными сотрудниками, но и подразделениями. Только представьте, какая царит атмосфера в таких «непроработанных» компаниях! Сегодня становится очевидным, что для эффективной работы требуется доверие, достичь которого можно через проработку трудных диалогов.

Техники гештальта в процессе консультирования. Кривая контакта

Елена Петрова. «ВВЕДЕНИЕ В ГЕШТАЛЬТ. Гештальт-подход в жизни: возвращение к здравому смыслу» Терапия со сном в гештальт-подходе рассматривает отдельные части сновидения как части «Я» человека, а непосредственно сон как некую незавершенную ситуацию, которая требует завершения.
Что такое гештальт и как его закрыть "Гештальт-подход" несомненно станет одной из основных книг в литературе по гештальту.
Гештальт организации – методология развития команд и разрешения проблем Гештальт в психологии: что это простыми словами.
Что такое гештальт и как его закрыть Гештальт-терапия сформировалась на основе гештальт-психологии.
Что такое гештальт-терапия? Гештальт-подход имеет широкое применение в различных областях психологии, включая клиническую, образовательную и организационную.

Что такое гештальт и как его наконец закрыть

это научно-популярный проект посвященный популяризации психологии и поиску наиболее эффективных способов психологической помощи. В последнее время появилось много направлений в психологии, помогающих справиться с жизненными проблемами и неурядицами. Одно из них - гештальт-терапия. Психолог Ольга Некрасова рассказывает, как самостоятельно закрыть гештальт и выйти из «замкнутого круга» тревоги и разочарований. Гештальт-подход к работе с самоповреждающим поведением у подростков.

Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты

Гештальт-терапия (далее – ГТ) возникла в середине 20 века в диалоге с психоанализом, в опоре на гештальт психологию, экзистенциальную философию и, позднее — на восточные практики. это научно-популярный проект посвященный популяризации психологии и поиску наиболее эффективных способов психологической помощи. Итак, гештальт — это простыми словами в психологии образ окружающего мира, который формируется в сознании человека. Рассказываем, что такое гештальт, откуда он берется и что собой представляет гештальт-терапия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий