Депутаты четырех фракций планируют внести в Госдуму законопроект, который позволит штрафовать образовательные учреждения, если они не будут препятствовать травле учеников и сотрудников, сообщают «Известия». Парламентарии разработали предварительную редакцию законопроекта о профилактике буллинга в школах.
В России готовится закон о борьбе с буллингом в школах
Первый - об ограничении распространения информации об обстоятельствах, мотивах преступников, которые устраивают расстрелы в образовательных организациях, чтобы были только сухие сводки новостей. Второй законопроект касается профилактики подростковой травли", - сказал Метелев журналистам по итогам совместного заседания его комитета и комитета по противодействию коррупции в четверг. Он отметил, что предлагается создать систему, чтобы в отношении подростков проводилась индивидуальная профилактическая работа, "была введена обязанность информировать полицию о случаях травли в школах, вводить в школах соответствующую дисциплину для педагогов - как им себя вести, когда они видят травлю".
Закон вводит некую основу для образовательной системы, подчеркнула Яна Лантратова.
По её мнению, это позволит создать целую программу по профилактике травли, которая должна будет помочь её предотвращению в школах. Отметим, осенью 2022 года сообщалось, что депутаты предлагали внести правки в закон «Об образовании». По словам Яны Лантратовой, предполагалось появление в законодательстве терминов «жертва», «участник», «организатор» и «наблюдатель травли».
В этой ситуации страшно идти в школу. А суды — дело длительное. Могут тянуться год и дольше. Сначала нужно обезопасить ребенка психологически, а потом, если останутся время и желание, продолжать восстанавливать справедливость с помощью суда. Лилия Кукушкина, учредитель АНО «Центр исследования школьного климата», считает, что судебные иски не могут глобально повлиять на равнодушное отношение учителей к буллингу в школе. Как на школе отразится судебный процесс? К ней будет приковано пристальное внимание. Но если это не рейтинговая, не обычная школа — для учебного заведения суд не такая уж проблема. В суде представители школы, как правило, все отрицают и пытаются свалить вину на ребенка и на родителей».
В ситуации, когда ребенка травят, родителям очень сложно сохранять спокойствие и холодную голову, но это необходимо, уверены специалисты. И для родителя борьба за интересы ребенка в конце концов превращается в личную битву, а для школы это становится войной за имидж, — говорит Анна Макарчук, — и в пылу этого боя обе стороны забывают про самого главного человека в этой ситуации — про ребенка. Любые свои действия родителям нужно согласовывать с психологическим комфортом для ребенка. Что могут сделать родители По словам экспертов, основа травли — не в конфликте двух детей или ребенка и группы одноклассников, а в том, что в этой среде сложилась такая система норм и ценностей, при которых насилие стало возможным. Это дисфункция класса или всей школы как системы. Это действительно сложно исправить, но возможно. Вот какие конкретные шаги предлагает предпринять родителю федеральный антибуллинговый проект «Каждый важен». Поговорите с ребенком. Постарайтесь как можно больше узнать о ситуации.
Будьте настойчивы и в то же время бережны, деликатны. Дайте ребенку понять: что бы ни происходило, вы будете на его стороне. Обсудите ситуацию с классным руководителем и школьным психологом. Говорите о том, что хотите совместно с ними решить эту проблему, что вам важна их поддержка. Опишите все так, как вам рассказывал ваш ребенок. Квалифицируйте происходящее как буллинг. Сообщите о своей обеспокоенности и о том, что необходимо принять меры. Совместно с педагогом и психологом составьте план конкретных действий по разрешению конфликта. Не стесняйтесь быть настойчивыми, добиваться от классного руководителя и психолога конкретных действий, гарантий по их выполнению.
Следите за реализацией запланированного. Регулярно встречайтесь с классным руководителем и психологом для обсуждения ситуации и возможной корректировки плана. Если с классным руководителем не получается договориться, следующий шаг — выйти на администрацию школы директор, завуч. Но с каждым шагом наверх мы снижаем шансы позитивного развития ситуации. Если педагоги бездействуют, отрицают проблему либо считают, что ребенок сам виноват, можно задействовать другие официальные ресурсы. Но сначала нужно подумать, стоит ли добиваться правды в этой школе и классе. Обсудите с ребенком возможность поменять школу или класс. Если принято решение остаться, следует предпринять такие шаги, рекомендует антибуллинговый проект «Каждый важен»: На имя директора школы напишите заявление, в нем подробно опишите ситуацию и попросите администрацию принять меры. В федеральном законе «Об образовании» есть статья 28, 6, п.
Она обязательна к исполнению всеми образовательными организациями. Если никто не помогает, можно привлечь внимание общественности и СМИ через социальные сети, обратиться к региональным НКО, которые занимаются похожими проблемами. Если предыдущие шаги не дали результатов, можно обратиться в прокуратуру и подать иск в суд, проконсультировавшись с адвокатом. Учительское выгорание Почему классный руководитель и директор школы могут закрывать глаза на травлю, отстраняться и отказываться что-либо предпринимать? Им нужно не только учить детей, но и конфликты разрешать. Особенно это становится важно, когда дети переходят в пятый класс. Согласно «Закону об образовании», в школах должны быть инструменты для борьбы с буллингом. Это конфликтные комиссии, психологи, службы медиации и примирения, которые начали вводиться в 2016 году. Дмитрий Казаков — Эти службы должны разрешать конфликты между участниками образовательного процесса, — объясняет Дмитрий Казаков, учитель истории и обществознания, председатель профсоюза «Учитель», — между учителями и родителями, учителями и детьми, между детьми.
Эти службы принудительно создавали в школах. Но они в основном существуют формально. Службы как бы есть, но специалистов нет. В школах очень мало психологов, а психологов хороших, специалистов по вопросам разрешения конфликтов, а уж тем более буллинга, очень мало, практически нет. Дмитрий Казаков признает, что в случае конфликтов учительское сообщество не активно.
Лантратова отметила, что травля является самой частой причиной подростковых суицидов. Зачастую родители попросту переводят ребенка в другую школу, однако так проблему не искоренить, добавила депутат. Для этого, по ее мнению, необходима соответствующая госпрограмма. Тем не менее для начала нужно узаконить само понятие "травля".
В Госдуме подготовили законопроект о борьбе с травлей в школах
В Госдуме подготовлен законопроект о борьбе с травлей детей в школах - Российская газета | В закон хотят вписать само понятие «травли» и прописать наказание для родителей тех, чьи дети этим занимаются. |
В Госдуму внесут законопроект о борьбе со школьной травлей | В закон хотят вписать само понятие «травли» и прописать наказание для родителей тех, чьи дети этим занимаются. |
Защита от буллинга: какие меры предлагают против травли в школах
Иван Шилов ИА Регнум Парламентарии отметили, что есть спорные моменты и в них стоит тщательно разобраться. Например, в случае, когда родители не могут справиться с ребёнком, его поведением в школе, то всё равно будут должны заплатить штраф. Есть мнение, что другой родитель заплатит штраф и забудет о проблеме.
Я сама не знаю причины, но он сказал мне: "Я из тебя сделаю инвалида", — рассказала ученица 5-го класса Ксения Павлова. Новый закон о борьбе с буллингом Статистика выглядит пугающе: 55 процентов всех опрошенных школьников подвергались тому самому буллингу, при этом только 39 процентов решились рассказать об этом родителям.
Но ей, как и многим другим родителям, столкнувшимся с подобными проблемами, хотят помочь депутаты Госдумы. Готовят закон о борьбе с буллингом, в котором хотят распределить ответственность между школой и родителями за травлю. В случае, если семья откажется от этого, они заплатят штраф более высокого порядка, чем сейчас", — сказал председатель комитета ГД по молодежной политике Артем Метелев. Что делать родителям, если ребенка обижают в школе Юристам очевидно: самого понятия "буллинг" нет ни в одном российском законе или своде правил.
А значит и наказывать, в том числе и профилактически, до трагедий некого.
Заявление нужно составлять в двух экземплярах: один передается директору, второй остается у родителей его должны официально зарегистрировать, поставить дату, подпись и печать, если она есть. Ответить вам должны в течение 30 дней после подачи заявления. Директор должен разобраться в ситуации и привлечь к ответственности сотрудников если в конфликте задействован учитель или принять меры к ученикам, их родителям если травят дети. Администрация школы несет ответственность за вред, причиненный ученикам в стенах учебного заведения. Помните: не отвечать на обращение родителей теоретически они не имеют права.
Если результата нет. Если ваше заявление игнорируют или ответ вас не устраивает, необходимо обращаться в более высокие инстанции — комиссию по делам несовершеннолетних управы района, инспектору по делам несовершеннолетних, в Департамент образования и, наконец, в прокуратуру. Дело может дойти даже до суда. Но, как правило, школы стараются до такого не доводить и стремятся решить ситуацию в своем кругу, особенно если видят, что родители готовы далеко зайти в защите своего ребенка. А вот использование тех или других зачастую зависит от ситуации. Вот на что можно ссылаться: 1.
В ней указывается, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. В ней закреплено, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. Устав общеобразовательного учреждения.
Это позволило бы более эффективно привлекать участников буллинга к ответственности и обеспечивать их сопровождение наставником. Такой подход способствовал бы изменению поведения детей и снижению инцидентов буллинга, по мнению авторов законопроекта. Однако авторы также признают, что необходимо учесть и права и интересы всех участников конфликта, чтобы не создать негативные последствия для детей и их родителей. Поэтому предлагается провести дополнительные исследования и обсуждения, чтобы законодательство в этой области стало более сбалансированным и эффективным. Главная задача такого закона — остановить травлю подростков и обеспечить безопасную и дружественную школьную среду для всех детей. Это позволит эффективно бороться с проявлениями сетевого агрессивного поведения и создать безопасное онлайн-пространство для пользователей.
Директоров школ могут наказать за умалчивание проблем с буллингом
Спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил парламентариям проработать меры для предотвращения трагедий в школах, о чем мы сообщали. Первый зампред комитета по просвещению Яна Лантратова сообщила « Ведомостям », что уже до конца года в Госдуме обсудят законопроект о травле. Проект разрабатывался еще в 2022-м году, для работы над ним привлекались соответствующие эксперты. Законопроект предусматривает создание государственной программы профилактики травли.
Алексей Белый подчеркнул, что авторы инициируют внесение поправок в КоАП, вводящих ответственность за игнорирование учебными заведениями фактов травли. А именно - предлагается штрафовать от 50 тыс. За отсутствие мер по профилактике — от 100 тыс.
Об этом в четверг, 7 декабря, сообщила первый заместитель председателя думского комитета по просвещению Яна Лантратова. По ее словам, подобную инициативу постараются внести в ближайшее время. Составлением законопроекта также занималась вице-спикер нижней палаты Анна Кузнецова.
Лантратова отметила, что авторы документа предлагают принять рамочный закон, которым вводится «некая основа для образовательной системы», которая позволит создать целую программу по профилактике подобных отношений среди учащихся, передает РИА Новости.
Но, как правило, школы стараются до такого не доводить и стремятся решить ситуацию в своем кругу, особенно если видят, что родители готовы далеко зайти в защите своего ребенка. А вот использование тех или других зачастую зависит от ситуации. Вот на что можно ссылаться: 1. В ней указывается, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. В ней закреплено, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. Устав общеобразовательного учреждения. Читайте внимательно: в нем зафиксированы основные правила, по которым школа живет. В нем почти наверняка есть пункты, касающиеся чести и достоинства учеников и учителей.
Родители имеют право ознакомиться с уставом школы а также участвовать в его составлении и корректировке , поэтому есть возможность уточнить конкретные формулировки. Пункт 1 ст. В нем говорится, что «Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен допускаются только с согласия этого гражданина». То есть вы вправе требовать по суду опровержения обнародованных порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений. Оскорбления и унижения могут подпадать под эти пункты. Другие документы могут применяться ситуативно.
В Госдуме разработали предварительную редакцию проекта о профилактике буллинга в школе
А пятая часть пострадавших и вовсе скрывает сообщили РИА Новости основатели программы "Травли NET", проблем у учителей все буллингом "по призванию"По словам Ртищевой, травле может подвергнуться любой преподаватель. В одной из школ Нижнего Новгорода первоклассник подвергся травле со стороны сверстника. Администрация школы несет не меньшую ответственность за травлю и буллинг в стенах школы (п. 2 ч. 6 ст. 28, ч. 7 ст. 28 «Закона об образовании в РФ». Федеральный закон 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».
В Госдуме заявили о предварительной версии закона против буллинга
О буллинге знаю от мамы: она говорила, что одноклассники отнимали у меня рюкзак, забирали тетради с домашней работой, чтобы списать, и не возвращали. Я получала двойки, на это мама и обратила внимание. Ее беспокоили проблемы с успеваемостью, ведь она видела, что дома я исправно выполняла все заданное. Сама я случаев с рюкзаком тоже не могу вспомнить. В седьмом классе мама перевела меня в параллельный класс, и вот там все было чудесно. Не было никаких сложностей с социализацией — я будто всегда там и училась, одноклассники сразу стали друзьями. Причина во многом в классном руководителе, которая чутко следила за атмосферой в коллективе и устраивала внеурочные мероприятия. К примеру, все — от отличников до отъявленных хулиганов, приходили к ней на день рождения и весело проводили время вместе.
Поэтому мне не пришлось даже вписываться в коллектив. С бывшими одноклассниками я не пересекалась. К счастью, они потеряли ко мне интерес сразу после перевода. Травила меня компания одноклассниц, которым очень не нравилось, что я отлично учусь, на хорошем счету у учителей и нравлюсь мальчикам. Началось все с мелких издевок, обзывательств, выкриков в спину.
Что такое «буллинг» и какие его правовые последствия? Законами Российской Федерации понятие «буллинг» не предусмотрено. Вместе с тем зачинщиков и участников травли можно привлечь к ответственности за действия, входящие в «буллинг», а именно: оскорбление, нанесение побоев, угрозы.
Но это ничего не изменило. Травля продолжилась. Мальчика пришлось перевести на дистанционное обучение. Мама сняла побои ребенка и написала заявление в полицию. Было возбуждено судебное дело по административной статье «Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод». К ответственности привлекли директора лицея, классного руководителя и представителя городского управления образования. Классный руководитель и директор свою вину не признали. Директор заявила: «Все, что зависело от меня как от должностного лица, я выполнила согласно должностным инструкциям». Однако суд это не убедило, и директору назначили штраф в пользу государства. Опрошенные «Правмиром» эксперты фондов, которые занимаются профилактикой буллинга в школах, считают, что исковое заявление в суд должно быть последним шагом, когда все другие способы не принесли результата. Сначала необходимо позаботиться о психологическом комфорте ребенка. Анна Макарчук — В первую очередь родителям необходимо думать об интересах ребенка, — комментирует эксперт федерального антибуллингового проекта «Каждый важен» Анна Макарчук. Потому что ребенку нельзя оставаться в разрушительной, токсичной для него ситуации. В этой ситуации страшно идти в школу. А суды — дело длительное. Могут тянуться год и дольше. Сначала нужно обезопасить ребенка психологически, а потом, если останутся время и желание, продолжать восстанавливать справедливость с помощью суда. Лилия Кукушкина, учредитель АНО «Центр исследования школьного климата», считает, что судебные иски не могут глобально повлиять на равнодушное отношение учителей к буллингу в школе. Как на школе отразится судебный процесс? К ней будет приковано пристальное внимание. Но если это не рейтинговая, не обычная школа — для учебного заведения суд не такая уж проблема. В суде представители школы, как правило, все отрицают и пытаются свалить вину на ребенка и на родителей». В ситуации, когда ребенка травят, родителям очень сложно сохранять спокойствие и холодную голову, но это необходимо, уверены специалисты. И для родителя борьба за интересы ребенка в конце концов превращается в личную битву, а для школы это становится войной за имидж, — говорит Анна Макарчук, — и в пылу этого боя обе стороны забывают про самого главного человека в этой ситуации — про ребенка. Любые свои действия родителям нужно согласовывать с психологическим комфортом для ребенка. Что могут сделать родители По словам экспертов, основа травли — не в конфликте двух детей или ребенка и группы одноклассников, а в том, что в этой среде сложилась такая система норм и ценностей, при которых насилие стало возможным. Это дисфункция класса или всей школы как системы. Это действительно сложно исправить, но возможно. Вот какие конкретные шаги предлагает предпринять родителю федеральный антибуллинговый проект «Каждый важен». Поговорите с ребенком. Постарайтесь как можно больше узнать о ситуации. Будьте настойчивы и в то же время бережны, деликатны. Дайте ребенку понять: что бы ни происходило, вы будете на его стороне. Обсудите ситуацию с классным руководителем и школьным психологом. Говорите о том, что хотите совместно с ними решить эту проблему, что вам важна их поддержка. Опишите все так, как вам рассказывал ваш ребенок. Квалифицируйте происходящее как буллинг. Сообщите о своей обеспокоенности и о том, что необходимо принять меры. Совместно с педагогом и психологом составьте план конкретных действий по разрешению конфликта. Не стесняйтесь быть настойчивыми, добиваться от классного руководителя и психолога конкретных действий, гарантий по их выполнению. Следите за реализацией запланированного. Регулярно встречайтесь с классным руководителем и психологом для обсуждения ситуации и возможной корректировки плана. Если с классным руководителем не получается договориться, следующий шаг — выйти на администрацию школы директор, завуч. Но с каждым шагом наверх мы снижаем шансы позитивного развития ситуации. Если педагоги бездействуют, отрицают проблему либо считают, что ребенок сам виноват, можно задействовать другие официальные ресурсы. Но сначала нужно подумать, стоит ли добиваться правды в этой школе и классе. Обсудите с ребенком возможность поменять школу или класс. Если принято решение остаться, следует предпринять такие шаги, рекомендует антибуллинговый проект «Каждый важен»: На имя директора школы напишите заявление, в нем подробно опишите ситуацию и попросите администрацию принять меры. В федеральном законе «Об образовании» есть статья 28, 6, п. Она обязательна к исполнению всеми образовательными организациями.
В частности, он будет включать ответственность директора учебного заведения за замалчивание факта травли. По словам первого зампреда комитета по просвещению Яны Лантратовой , руководители школ сейчас не делятся с правоохранителями данными о случаях травли, поэтому у МВД нет статистики по таким инцидентам.
Защита от буллинга: какие меры предлагают против травли в школах
Опираясь на выводы МВД России и Генеральной прокуратуры РФ в лице их нижестоящих органов, следует сделать вывод о том, что за буллинг установлены гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Однако, людей, начавших травлю, возможно привлечь к установленной законом ответственности за действия, входящие в «буллинг», такие как: оскорбление, дискриминация, нанесение побоев, угрозы. Депутаты Госдумы разрабатывают законопроект о борьбе с травлей детей в учебных заведениях. Отдельное место уделено правовым вопросам противодействия буллингу в Российской Федерации, рассмотрены меры юридической ответственности за травлю.
Госдума разрабатывает законопроект о борьбе с травлей в школах
А пятая часть пострадавших и вовсе скрывает сообщили РИА Новости основатели программы "Травли NET", проблем у учителей все буллингом "по призванию"По словам Ртищевой, травле может подвергнуться любой преподаватель. говорить о буллинге надо, обязательно. насчет эффективности закона -не уверена. Опираясь на выводы МВД России и Генеральной прокуратуры РФ в лице их нижестоящих органов, следует сделать вывод о том, что за буллинг установлены гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Федеральный закон 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».
Российские школы хотят штрафовать, если они не будут бороться с буллингом
Парламентарии не исключают, что будет принят отдельный «рамочный» закон, либо внесены в поправки в закон «О профилактике правонарушений» или закон «Об образовании». По одной из версий, инцидент произошел в результате конфликта с одноклассниками: девочку травили еще с начальных классов. При стрельбе погибли двое, включая саму стрелявшую школьницу, еще пятеро школьников получили ранения. Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.
Депутаты Государственной думы уверены, что проблему растущей подростковой агрессии необходимо решать на законодательном уровне. Меж тем, добавим, в российских школах на сегодня не развита профилактика буллинга. Так, в частности, в учебных заведениях Волгоградской области педагоги предпочитают не поднимать тяжелую тему на классных часах, а прибегают к таким мерам лишь в крайних случаях.
Что могут сделать родители По словам экспертов, основа травли — не в конфликте двух детей или ребенка и группы одноклассников, а в том, что в этой среде сложилась такая система норм и ценностей, при которых насилие стало возможным. Это дисфункция класса или всей школы как системы. Это действительно сложно исправить, но возможно. Вот какие конкретные шаги предлагает предпринять родителю федеральный антибуллинговый проект «Каждый важен». Поговорите с ребенком. Постарайтесь как можно больше узнать о ситуации. Будьте настойчивы и в то же время бережны, деликатны. Дайте ребенку понять: что бы ни происходило, вы будете на его стороне. Обсудите ситуацию с классным руководителем и школьным психологом. Говорите о том, что хотите совместно с ними решить эту проблему, что вам важна их поддержка. Опишите все так, как вам рассказывал ваш ребенок. Квалифицируйте происходящее как буллинг. Сообщите о своей обеспокоенности и о том, что необходимо принять меры. Совместно с педагогом и психологом составьте план конкретных действий по разрешению конфликта. Не стесняйтесь быть настойчивыми, добиваться от классного руководителя и психолога конкретных действий, гарантий по их выполнению. Следите за реализацией запланированного. Регулярно встречайтесь с классным руководителем и психологом для обсуждения ситуации и возможной корректировки плана. Если с классным руководителем не получается договориться, следующий шаг — выйти на администрацию школы директор, завуч. Но с каждым шагом наверх мы снижаем шансы позитивного развития ситуации. Если педагоги бездействуют, отрицают проблему либо считают, что ребенок сам виноват, можно задействовать другие официальные ресурсы. Но сначала нужно подумать, стоит ли добиваться правды в этой школе и классе. Обсудите с ребенком возможность поменять школу или класс. Если принято решение остаться, следует предпринять такие шаги, рекомендует антибуллинговый проект «Каждый важен»: На имя директора школы напишите заявление, в нем подробно опишите ситуацию и попросите администрацию принять меры. В федеральном законе «Об образовании» есть статья 28, 6, п. Она обязательна к исполнению всеми образовательными организациями. Если никто не помогает, можно привлечь внимание общественности и СМИ через социальные сети, обратиться к региональным НКО, которые занимаются похожими проблемами. Если предыдущие шаги не дали результатов, можно обратиться в прокуратуру и подать иск в суд, проконсультировавшись с адвокатом. Учительское выгорание Почему классный руководитель и директор школы могут закрывать глаза на травлю, отстраняться и отказываться что-либо предпринимать? Им нужно не только учить детей, но и конфликты разрешать. Особенно это становится важно, когда дети переходят в пятый класс. Согласно «Закону об образовании», в школах должны быть инструменты для борьбы с буллингом. Это конфликтные комиссии, психологи, службы медиации и примирения, которые начали вводиться в 2016 году. Дмитрий Казаков — Эти службы должны разрешать конфликты между участниками образовательного процесса, — объясняет Дмитрий Казаков, учитель истории и обществознания, председатель профсоюза «Учитель», — между учителями и родителями, учителями и детьми, между детьми. Эти службы принудительно создавали в школах. Но они в основном существуют формально. Службы как бы есть, но специалистов нет. В школах очень мало психологов, а психологов хороших, специалистов по вопросам разрешения конфликтов, а уж тем более буллинга, очень мало, практически нет. Дмитрий Казаков признает, что в случае конфликтов учительское сообщество не активно. Конфликты в большей степени не разрешаются, а в лучшем случае замораживаются, иногда они превращаются в вялотекущие. Классные руководители — это учителя, которые работают на полторы-две ставки. Им, как рассказывает Дмитрий Казаков, зачастую некогда заниматься своим классом. Создание дружного класса, коллектива было бы одним из самых лучших способов профилактики травли и конфликтов, считает эксперт. Но для этого у классного руководителя нет времени. И тогда классному руководителю можно будет заниматься только воспитанием детей. Однако колоссальная загруженность учителей и тем более классного руководителя, отсутствие в школах квалифицированных специалистов, которые должны заниматься разрешением конфликтов, не снимает ответственности с педагогов за равнодушие в случае травли. Лилия Кукушкина — Я уверена, что классный руководитель может защищать интересы ребенка и победить травлю, которая происходит в его классе, особенно в зачатке, — говорит Лилия Кукушкина. Дмитрий Казаков согласен, что авторитета классного руководителя может быть достаточно, чтобы изменить ситуацию. Но учитель — не психолог. У него есть какие-то базовые представления о возрастной психологии, зачастую скромные, потому что в институтах на это обращали очень мало внимания. Как собирать доказательства для суда Юридическое основание для подачи иска в суд против школы — два положения закона: причинение морального вреда в Гражданском кодексе и статья закона «Об образовании» об обязанности школы обеспечить безопасность учащихся.
Но это вопрос индивидуальный, его нужно рассматривать отдельно. Также важно помнить, что любой коллектив — это конфликтная среда. Не обязательно в виде буллинга, но какие-то коллизии и недопонимания всегда будут. Полностью оградить от них ребенка не получится при всем желании — а вот обеспечить ему защиту и моральную поддержку можно всегда. Первый класс я помню отлично, потом мы переехали, я сменила школу и все, провал в памяти. Со второго по шестой класс — ничего: ни имена учителей, ни одноклассников, как училась, что происходило. Смутно помню какие-то драки за школой или как лечу по школьному коридору. Но это будто бы сны, не уверена, что это правда было. О буллинге знаю от мамы: она говорила, что одноклассники отнимали у меня рюкзак, забирали тетради с домашней работой, чтобы списать, и не возвращали. Я получала двойки, на это мама и обратила внимание. Ее беспокоили проблемы с успеваемостью, ведь она видела, что дома я исправно выполняла все заданное. Сама я случаев с рюкзаком тоже не могу вспомнить. В седьмом классе мама перевела меня в параллельный класс, и вот там все было чудесно.
Штрафы для родителей за травлю в школе могут ввести уже весной этого года
Сейчас разрабатывается (он в стадии завершения) законопроект о школьной травле, который касается и кибербуллинга в том числе. Сейчас в Госдуме готовиться закон, который поможет бороться с травлей, которая происходит в российских школах. Авторы законопроекта о борьбе с травлей в школах предлагают закрепить это понятие, как систематическое психологическое или физическое агрессивное поведение лица или группы лиц в отношении другого, рассказала депутат Госдумы Екатерина Стенякина. В Госдуме подготовили пакет поправок к закону об образовании, где предлагается дать официальное определение буллинга, его сформулируют психологи, социологи и юристы.