Одной из причин является ситуация в Красном море, другой – атаки ВМС Ирана на нефтяные танкеры в Персидском заливе. Долгое время страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива жили по принципу «защитного зонтика», означавшего, что безопасность государств обеспечивается поддержкой США. Отказывая США в доминировании в Персидском заливе, Иран вместе с Венесуэлой продолжают игнорировать незаконные санкции США против двух давних союзников и торговых партнеров. Страны ЕС и Персидского залива договорились работать над прекращением насилия в Израиле, заявил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.
Иранский коридор Персидский залив-Черное море важен
Британские СМИ сообщили, что на судно, которое в тот момент находилось недалеко от берегов ОАЭ, поднялись восемь-девять вооруженных людей. Министерство иностранных сил Соединенного Королевства заявило, что за нападением стоят военно-морские силы Ирана или военизированные группировки, которые поддерживает Тегеран. Это подтвердили и данные сервиса по отслеживанию судов Marine Traffic. Кто стоит за провокациями? Кому могут быть выгодны инциденты в Персидском и Оманском заливах? Однако эксперт считает, что и для Израиля, пусть и в меньшей степени, выгодны подобные операции, ему важно иметь подстраховку, учитывая, что в Белом доме сейчас уже сидит менее произраильская администрация, чем это было в эпоху Трампа, а «свободные средства Тегеран пускает не на благополучие своих граждан, а прежде всего на развитие ракетного арсенала и сплочение своей сети прокси-сил».
По ее мнению, эти инциденты могут быть организованы Израилем с расчетом на то, что мировое сообщество обвинит в них Иран. И время было выбрано неслучайно: именно сейчас идут переговоры по ядерной сделке.
Главный соперник Саудовской Аравии в регионе — Иран, и это тоже противостояние на почве религии. В Саудовской Аравии большинство населения — сунниты, в Иране — шииты. Отношения с Россией В советские времена с 1930-х годов и до распада СССР дипломатических отношений между двумя странами не существовало. В 1990-е и 2000-е они восстановились, но близкими не были. С начала 2010-х годов главным препятствием является война в Сирии, где Россия поддерживает президента Башара Асада, а Саудовская Аравия — борцов с ним. Впрочем, в последнее время отношения явно улучшаются.
Саудовские политики высказывались против западных санкций в отношении России. Отношения с США Были и остаются довольно близкими. США — крупнейший стратегический и торговый партнер Саудовской Аравии.
Туристы любят селиться у воды, в гостиницах или покупая квартиры в домах, с балконов которых можно рассматривать морские закаты. Между тем Дубай располагает лишь 70 километрами береговой линии, и этот город, вытянувшийся вдоль Персидского залива, очень быстро занял все доступные километры. Первый остров Эта проблема стала очевидна уже в самом начале XXI века. Власти Дубая предполагали, что поток желающих инвестировать в местную недвижимость в ближайшее время не ослабеет, тогда как свободные площадки в пешей доступности от пляжей заканчивались.
Выход был найден пусть и дорогостоящий, но вполне реализуемый, под стать амбициям правящей в эмирате семьи Аль Мактум. Береговую линию можно было принципиально увеличить искусственно, создав в водах залива новую сушу. Первым таким проектом стал остров Палм-Джумейра, строительство которого началось в 2001 году. На Востоке любят придавать подобным объектам символическую форму, и в данном случае был использован образ пальмы, с которым государства в пустыне естественным образом ассоциируются. Полный успех Работы по созданию намывного острова были закончены всего за 5 лет, и его освоение вселило в инвесторов уверенность в гениальности идеи. На «стволе» и «листьях» Палм-Джумейры разместились десятки отелей и жилых домов, сотни частных резиденций. С моря «пальму» прикрывал 11-километровый полумесяц волнореза, который также отдали под застройку.
Именно там построили роскошный отель Atlantis The Palm, быстро ставший одним из дубайских архитектурных символов. С «большой землей» весь комплекс, напоминавший город в городе и позволявший своим жителям существовать автономно, был связан мостами и тоннелями, а для гостей, приезжавших сюда на короткий срок, запустили монорельс, ставший местным общественным транспортом. Благодаря первому острову береговая линия Дубая увеличилась сразу на 56 километров, что чуть ли не удвоило ее. Продажи также шли отлично, что позволило, не дожидаясь их окончания, запустить еще два похожих проекта, две новые «пальмы» — Палм-Джабаль-Али и Палм-Дейра, которые планировались даже масштабнее предшественника. Новые архипелаги Но и это еще не все. Все «пальмы» лишь формально были островами, поскольку благодаря мостам и перешейкам имели прочную физическую связь с континентом. К тому же они представляли собой относительно большие массивы суши, что позволило создать полноценные городские районы со всей необходимой инфраструктурой.
В корпорации Nakheel, крупнейшем государственном девелопере Дубая, предположили, что своего покупателя найдут и архипелаги иного рода.
Исходя из данных индийского министерства, поставки российской нефти в феврале снизились до уровня ноября 2023 года. В то же время январские показатели в 56,8 млн баррелей являются четвертыми по величине в истории импорта нефти из России в Индию. Также снижение поставок может быть связано со снижением скидок на российскую нефть.
Бывший первый заместитель министра иностранных дел и координатор председательства Индии в G20 Харш Вардхан Шрингла заявил изданию The Hindu о том, что политика Индии по импорту нефти из России не только помогла стабилизировать цены на топливо внутри страны, но и смягчила влияние экономических санкций на поставки нефти во всем мире. Российским производителям пришлось перенаправлять нефть на новые рынки, так как Европа была одним из крупнейших покупателей. Минфин России сообщал, что в феврале нефтегазовые доходы России выросли до 945 млрд рублей.
Сильнейшая песчаная буря обрушилась на страны Персидского залива. Видео
Последняя нефтедобывающая монархия Персидского залива сдалась и решила отменить топливные субсидии для населения. ВМС Великобритании направили эсминец в Персидский залив и Индийский океан для обеспечения безопасности в ближневосточном регионе. К тому же конкуренты с Ближнего Востока оказались в гораздо более выигрышном положении, потому что могут направлять суда в Индийский океан через Персидский залив. Касательно противоречий между Ираном и Кувейтом, спор по поводу крупного газового месторождения в Персидском заливе возник в 1960-х годах, когда обе страны получили перекрывающие друг друга шельфовые концессии после его открытия.
Число туристов из стран Персидского залива в России выросло более чем вдвое
Спустя два десятка лет лишь единицы из его «стран» оказались освоены. Правителям эмирата удалось в исторически короткие сроки создать город мирового значения, располагая при этом довольно ограниченными ресурсами. По сравнению с соседним Абу-Даби нефтяные месторождения Дубая скромны, а потому так важно было правильно распорядиться доходами от них, инвестировав эти деньги в сферы, которые обеспечат процветание мегаполиса после истощения природных ресурсов. Идея превращения Дубая в зимний курорт для приезжих из северных стран лежала на поверхности, однако и в этой беспроигрышной инициативе существовали свои ограничивающие факторы. Туристы любят селиться у воды, в гостиницах или покупая квартиры в домах, с балконов которых можно рассматривать морские закаты. Между тем Дубай располагает лишь 70 километрами береговой линии, и этот город, вытянувшийся вдоль Персидского залива, очень быстро занял все доступные километры. Первый остров Эта проблема стала очевидна уже в самом начале XXI века. Власти Дубая предполагали, что поток желающих инвестировать в местную недвижимость в ближайшее время не ослабеет, тогда как свободные площадки в пешей доступности от пляжей заканчивались.
Выход был найден пусть и дорогостоящий, но вполне реализуемый, под стать амбициям правящей в эмирате семьи Аль Мактум. Береговую линию можно было принципиально увеличить искусственно, создав в водах залива новую сушу. Первым таким проектом стал остров Палм-Джумейра, строительство которого началось в 2001 году. На Востоке любят придавать подобным объектам символическую форму, и в данном случае был использован образ пальмы, с которым государства в пустыне естественным образом ассоциируются. Полный успех Работы по созданию намывного острова были закончены всего за 5 лет, и его освоение вселило в инвесторов уверенность в гениальности идеи. На «стволе» и «листьях» Палм-Джумейры разместились десятки отелей и жилых домов, сотни частных резиденций. С моря «пальму» прикрывал 11-километровый полумесяц волнореза, который также отдали под застройку.
Именно там построили роскошный отель Atlantis The Palm, быстро ставший одним из дубайских архитектурных символов. С «большой землей» весь комплекс, напоминавший город в городе и позволявший своим жителям существовать автономно, был связан мостами и тоннелями, а для гостей, приезжавших сюда на короткий срок, запустили монорельс, ставший местным общественным транспортом. Благодаря первому острову береговая линия Дубая увеличилась сразу на 56 километров, что чуть ли не удвоило ее. Продажи также шли отлично, что позволило, не дожидаясь их окончания, запустить еще два похожих проекта, две новые «пальмы» — Палм-Джабаль-Али и Палм-Дейра, которые планировались даже масштабнее предшественника.
В Омане погибли 18 человек, в Дубае были затоплены крупные автомагистрали и станции метрополитена, а международный аэропорт временно приостановил прием рейсов из-за непогоды.
И это при том, что США ежегодно присылают Каиру военную помощь на 1,3 миллиарда долларов. Тем не менее, Россия лидирует среди египетских поставщиков. Больше всего сделок с оружием на Ближнем Востоке заключают страны Персидского залива.
Всего в регионы было продано 260 боевых истребителей, 160 из них купили именно страны данного региона. На третьем месте среди покупателей вооружений находится Катар, увеличивший закупки на 300 процентов.
На переговорах в Париже и Лондоне делегаты группы подчеркнули важность достижения прекращения огня в Газе. Тогда же президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Израиль необходимо привлечь к ответственности за действия в секторе Газа и заставить соблюдать международное право. По его словам, все страны Запада игнорируют агрессию Израиля в секторе Газа. В тот же день израильская сторона начала наносить ответные удары.
Иран не отдаст Кувейту месторождение в спорной зоне Персидского залива
СМИ: Страны Персидского залива могут прийти к перемирию с Катаром в декабре. самые актуальные и последние новости сегодня. Причиной рекордных ливней в странах Персидского залива стал климатический кризис. Запуск коридора Персидский залив-Черное море через территорию Армении чрезвычайно важен для Еревана не только с точки зрения привлечения дополнительных грузопотоков, инвестиций и расширения логистических возможностей. Следите за нами: Новости. Новости. НАТО и партнеры из стран Персидского залива расширяют научное сотрудничество по вопросам последствий изменения климата для безопасности. На каждый галлон опресненной воды из Персидского залива приходится полтора галлона токсичного рассола, который попадает в океан.
Евгений Наумов: Для Краснодара иранский город Кешм может стать первым побратимом на Ближнем Востоке
С военной точки зрения связь стран Персидского залива с Оманским заливом и Индийским океаном также стала причиной того, что эта область привлекает внимание как стратегический регион проведения операций [15]. «Пентагон разместил АПЛ USS Florida в районе Персидского залива в качестве демонстрации США силы для сдерживания Ирана», – говорится в статье. Проект строительства судоходного канала из Каспия в Персидский залив стал актуальным после введения «коллективным Западом» санкций против России. Он призвал господина Дедова «передать возражения Ирана против содержания совместного заявления России и Организации сотрудничества стран Персидского залива». Город Кешм расположен на одноимённом острове в восточной части Персидского залива.
Arab News: Регион Персидского залива делает гигантские шаги в развитии возобновляемой энергетики
читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Иранские ВМС захватили танкер с топливом в Персидском заливе Ударная группа американского авианосца вошла в Персидский залив. Благодаря открытию прямого авиасообщения с Сочи в РФ могут прилететь свыше 20 тыс. человек из стран Персидского залива. В 2023-м нашу страну посетили около 8 тыс. туристов из арабских стран, рассказала РИА Новости директор Центра развития международного туризма. Страны Персидского залива обычно сталкиваются с засухой, дождя здесь ждут долго и с нетерпением. Страны Персидского залива пообещали значительную финансовую поддержку Египту всего через несколько недель после того, как вторжение России в Украину в 2022 году помогло ввергнуть ее обремененную долгами экономику в давно назревающий кризис.
Каждый за себя. Расклад сил в Персидском заливе перед угрозой нового конфликта
Как отметила Юлия Максутова, приглашенные в Россию гости остались в восторге от курортного города, его развитой инфраструктуры, чистоты и безопасности. Тогда же они заявили, что готовы продвигать Россию как страну, которую их соотечественники обязательно должны посетить в качестве нового туристического направления. Именно поэтому в России уже готовятся к прибытию новых групп туристов, причем не только из Саудовской Аравии, но и из многих других стран. Каждой категории туристов интересно свое. В течение года у нас распределены такие визиты.
Сами иранские чиновники еще в 2014 году признавали свое участие в вооружении хуситов. Так или иначе, активность йеменских боевиков можно считать одним из элементов противостояния между Ираном и США с их союзниками, включая Израиль. До осени 2023 года о хуситах в мире мало кто слышал, а судоходство в Красном море считалось безопасным. Все изменилось в октябре того года, когда палестинское движение «ХАМАС», также поддерживаемое Ираном , вторглось в Израиль, а тот в ответ начал военную операцию в секторе Газа. Хуситы, действующие в фарватере иранской политики, объявили Израилю войну. Боевики пригрозили, что будут нападать на суда, связанные с Израилем. В ноябре они захватили панамское судно Galaxy Leader , принадлежащее израильскому бизнесмену Аврааму Унгару. Всего же за два месяца с начала конфликта хуситы совершили больше 30 атак против кораблей в водах рядом с Йеменом. При этом по факту их жертвой может стать кто угодно. В декабре боевики запустили ракету по норвежскому кораблю , который вез пальмовое масло из Малайзии в Италию.
Никаких свидетельств, как он связан с Израилем, не нашлось. Судно Galaxy Leader в окружении лодок хуситов. А после 11 января, когда США и их союзники начали военную операцию против хуситов, эти отказы стали массовыми. В январе 2024 уже треть кораблей , которые раньше пользовались привычным коротким маршрутом через Красное море, шли обходным путем — более длинным и дорогим — вокруг Африки, через мыс Доброй Надежды. Источник: Daily Shot Как атаки хуситов влияют на мировую торговлю Прямым следствием конфликта у берегов Йемена стало то, что с конца декабря мировые цены на морские перевозки выросли в 2,5 раза. И дело тут не только в топливе и зарплатах экипажей. Повышают расценки на свои услуги и страховые компании, без участия которых перевозчики не могут обойтись. Кратно растет стоимость фрахта: к середине января ставки на контейнерные перевозки увеличились в 5 раз в сравнении с декабрьскими тарифами. А еще цены драйвят пессимистичные ожидания рынка: никто не знает, когда все это может закончиться. В отличие от случая трехлетней давности , когда Суэцкий канал на неделю перегородил севший на мель танкер Ever Given, в истории с хуситами благополучного финала в обозримом будущем не просматривается.
Так как логистика играет значительную роль в ценообразовании товаров, почувствовать на себе отголоски этого локального конфликта сможет большая часть населения планеты. И в первую очередь — жители Китая и Европы. Евросоюз и КНР выступают друг для друга важнейшими торговыми партнерами. Львиная доля их логистических цепочек завязана на судоходство через Красное море. Путь из Роттердама до южных китайских портов — один из самых востребованных в мировом судоходстве маршрутов. Через Суэцкий канал он составляет 10 тысяч морских миль, или 18,5 тысячи километров, и преодолевается за 21—24 дня. А до Шанхая — на несколько дней дольше. Но если плыть через мыс Доброй Надежды, то путь будет на треть длиннее, а сроки доставки грузов с учетом необходимых остановок и дозаправок вырастут на 8—10 дней. Но и здесь расценки на перевозки выросли, пусть и незначительно. Так работает рынок: из-за удлинения маршрутов и большей занятости кораблей и контейнеров, обслуживающих европейско-азиатские перевозки, объем предложения в мировом торговом судоходстве сократился, а уровень спроса остался прежним, что и взвинтило расценки.
В итоге стоимость перевозки контейнеров выросла для всего мира. А сильнее всего — для европейцев. Перевозка одного контейнера из Шанхая в Роттердам подорожала в 4—5 раз. Ну а сильнее всего достается, конечно, Египту.
В итоге за месяц с середины декабря количество транзитных контейнеровозов в Красном море сократилось в 4 раза.
И если для клиентов перевозчиков это удар по бизнесу, то для них самих — хорошая возможность заработать на росте цен. Так, Bank of America вдвое повысил прогноз прибыли Maersk на 2024 год. Контейнеровозы крупнейших в мире перевозчиков больше не ходят Суэцким каналом. Красное море теперь обходят стороной британская BP , норвежская Equinor , британско-нидерландская Shell и катарская QatarEnergy. В результате количество нефтяных и газовых танкеров, идущих Красным морем, сократилось на четверть в первые недели января.
Решения о смене маршрутов компании принимают как системно, так и в оперативном режиме, когда суда уже находятся в пути. Надо понимать, что крупные грузовые корабли идут по морю медленно — около 40 километров в час — и потому их путь занимает недели. Иногда за это время обстановка по маршруту успевает кардинально поменяться и капитанам приходится на ходу прокладывать новые, срывая сроки и неся дополнительные издержки. То, в какой ситуации оказались сейчас морские перевозчики и их клиенты, нагляднее всего можно показать на примере. Обычно корабли в этом случае идут через Панамский канал и Тихий океан.
Но, как говорится, беда не приходит одна: в этом году засуха привела к падению уровня воды в канале, что значительно увеличило время ожидания кораблей. Путь через Панаму в обычное время занимает 20 дней, но в этот раз очередь перед каналом могла надолго задержать танкер, поэтому капитан принял решение идти альтернативным маршрутом — через Атлантику и Суэцкий канал, а это плюс 10 дней пути. Уже на пятый день, 19 декабря, на фоне тревожных новостей об атаках хуситов капитан снова изменил маршрут и направил судно в обход Африки, что сделало путь еще на 15 дней длиннее. Источник: Vesselfinder В итоге Pacific Weihai, который должен был достичь берегов Китая еще в первых числах января, прибудет в пункт назначения только к концу месяца. А расходы на это почти кругосветное путешествие оказались на 1,8 млн долларов больше, чем изначально рассчитывала компания.
Такие случаи неминуемо сказываются на стоимости перевозимых морем товаров, а в некоторых случаях — и на их доступности. Что подорожает и на сколько вырастут цены В начале 2024 года морской импорт в Европу сократился до рекордно низких показателей — даже во время пандемии коронавируса он был выше. Это уже приводит к росту цен — в первую очередь в продовольствии. Удорожание продуктов. Конфликт у берегов Йемена остановит замедление глобальной продовольственной инфляции — это прогноз аналитиков Bloomberg , который уже начал сбываться.
Британский продуктовый гигант Tesco предупредил , что перебои в доставке могут привести к росту цен на некоторые товары, прежде всего азиатского происхождения. Так, одним из первых на кризис отреагировал китайский имбирь: на европейских рынках он подорожал с декабря уже на треть. Продовольствие под ударом еще и потому, что зачастую это скоропортящийся товар, для которого удлинение сроков доставки критично. Итальянские производители яблок, киви и цитрусовых опасаются, что их продукция теперь не сможет доехать до Азии свежей. Аналогичные страхи у индийских аграриев, которые в высокий сезон обеспечивают треть европейского рынка столового винограда.
Некоторые продукты могут совсем исчезнуть из магазинов. Например, возить из Вьетнама кофе робуста европейцам теперь невыгодно и от него стали отказываться в пользу производителей из Бразилии. В целом, по оценкам Bloomberg, под угрозой находится почти 70 млрд евро импорта и экспорта агропродовольственной продукции ЕС, включая фрукты, мясо, специи, чай, сыры и вина. Источник: Bloomberg Перебои в промышленности. В январе компании Tesla и Volvo заявили , что приостановят выпуск машин на своих европейских заводах.
Из-за ситуации в Красном море они столкнулись с разрывами в логистических цепочках: поставки комплектующих для автомобилей задерживаются из-за удлинившихся маршрутов. В Morgan Stanley считают , что в зоне риска оказалась вся европейская автоиндустрия. А инвесторы уже сокращают вложения в этот бизнес , ожидая падения прибылей.
Адрес: 123298, Москва, ул. Территория распространения — Российская Федерация и зарубежные страны.
Языки: русский и английский. Главный редактор Бабаян Роман Георгиевич.
персидскийзалив – последние новости
Добыча нефти будет продолжать приносить значительные и существенные доходы правительствам этих стран. Однако, похоже, растет понимание того, что для сохранения жизнеспособности нефтяной промышленности в долгосрочной перспективе необходимо развивать такие технологии, как улавливание и хранение CO2. Растущее число проектов и инициатив в Персидском заливе, связанных с возобновляемыми источниками энергии, является весьма многообещающим. Это было признано Международным агентством по возобновляемым источникам энергии, которое заявило, что страны Персидского залива осуществляют "проекты в области возобновляемых источников энергии уже более 30 лет". Но сегодня в регионе наблюдается тенденция к реализации все более амбициозных проектов. Они поддерживаются целевыми показателями в области возобновляемой энергетики, инновационными исследованиями и разработками, а также инвестициями по всей цепочке создания стоимости в отрасли. Развитие отрасли возобновляемой энергетики в Персидском заливе приблизит мир к реализации потенциала возобновляемой энергии как источника топлива". Например, в ноябре прошлого года Саудовская Аравия объявила, что построит самую большую солнечную электростанцию в мире. ACWA Power, местная коммунальная компания, подписала соглашение с Холдинговой компанией по водоснабжению и электроснабжению, известной как Badeel, с целью строительства крупнейшей в мире солнечной электростанции на одной площадке в Аль-Шуайбахе, провинция Мекка. Королевство поручило Государственному инвестиционному фонду предоставить финансовую помощь для инициатив, подобных этой, которые связаны с национальной стратегией "Видение 2030".
Узнать подробнее Стоит отметить, что демаркацию морской границы между Ираном и Кувейтом не могут провести уже более 60 лет. Ранее Тегеран дал понять, что не собирается разрывать процесс налаживания отношений с арабскими соседями из-за этого месторождения, в то же время он настаивает на переговорах по всем спорным вопросам. Напомним, что в 2022 году Кувейт и Саудовская Аравия подписали соглашение о разработке данного месторождения, несмотря на возражения Тегерана. В Иране назвали эту сделку незаконной.
Экологи назвали причину рекордных ливней в Дубае МИР 26 Апреля 2024 - 22:02 Причиной рекордных ливней в странах Персидского залива стал климатический кризис. Мощные штормы обрушиваются на юго-восток Аравийского полуострова нечасто, как правило попадая под влияние феномена Эль-Ниньо. Однако прошедшие 15-16 апреля дожди, по мнению экологов, усугубили выбросы парниковых газов.
Фактически монархии Залива не только сформировали, но и осознали себя в качестве полноценных центров силы, способных самостоятельно принимать решения в области региональной безопасности. Показательны попытки изменения внешнеполитического вектора Катара через дипломатическое давление стран Залива, которые предпринимались в 2014 и 2017 годах. Обе стороны, участвовавшие в этих конфликтах, - союзники США. Тем не менее в обеих ситуациях страны региона самостоятельно разбирались в сложившихся противоречиях, Вашингтон демонстративно не вмешивался до последних стадий переговорного процесса12. Итогом этого дипломатического противостояния стало понимание руководством стран Залива, что некоторые черты внешнеполитического поведения Катара изменить не удастся. Также окончательно прояснилась позиция Вашингтона, что, в случае конфликта одного союзного государства с другим, активное вмешательство невозможно. Это положение привело к тому, что страны Залива начали во многом автономный процесс деэскалации ситуации в регионе с помощью возобновления дипломатических контактов. Активное участие в трансформации основ безопасности в Персидском заливе принимают и новые незападные акторы, которые одновременно воздействуют на более широкий Ближний Восток. К этим акторам можно отнести такие азиатские экономические гиганты, как Индия и Китай, вернувшуюся в активную фазу действий на Ближнем Востоке Россию, а также ближневосточные неарабские государства - Турцию и Израиль. В основе этих соглашений лежат обоюдные политические и экономические интересы, а самое главное - схожее восприятие региональных угроз. Для аравийских монархий Израиль - это важный партнер в случае потенциального регионального кризиса. В то же время для региональной безопасности заключение соглашений неоднозначно, поскольку может повлечь за собой усиление региональной напряженности, связанное с реакцией Тегерана на укрепление Тель-Авива в Персидском заливе. Формирование новых устойчивых отношений и союзов странами региона с укрепляющимися Индией и Китаем, стабильные партнерские отношения с РФ трансформируют привычный баланс сил в регионе13. Примечательным становится заключение соглашений в области обороны, а также торговли вооружениями, которые происходят с участием новых нерегиональных акторов, все активнее вовлекая их в политическую жизнь региона. Если деятельность Ирана в этом направлении кажется очевидной по причине нахождения в изоляции и противостояния странам Запада, то аналогичные действия арабских монархий вызывают озабоченность у их традиционного партнера - США. В особенности острым для Вашингтона становится вопрос сближения стран региона с РФ и Китаем. Именно здесь США стремятся оказать свое влияние и ограничить потенциальные контакты. Показательным можно считать декабрьский визит в Саудовскую Аравию Председателя КНР Си Цзиньпина, в рамках которого были заключены многомиллиардные сделки, а на его встречу в аэропорту направилось сразу несколько представителей королевской семьи, что сильно контрастировало с довольно сдержанным приемом Президента Байдена в июле 2022 года. В частности, заместитель министра обороны США Колин Каль, выступая на «Манамском диалоге», сказал, что улучшение отношений с Пекином приведет к их ухудшению с США - не из-за карательных соображений, а из-за американских интересов14. Однако осознание необходимости диверсификации внешнеполитических и экономических связей заставляет страны Залива следовать собственным национальным интересам, что дополнительно усложняет взаимоотношения с США. Дипломатическое сближение в регионе Заметное влияние на трансформацию основ региональной безопасности оказала «волна нормализаций», которая стартовала с заключением в августе 2020 года «Соглашений Авраама» между Израилем и ОАЭ и присоединившегося к ним Бахрейна. Соглашения официально продемонстрировали, что Израиль обладает серьезным уровнем отношений со странами региона, которые основаны на схожем видении безопасности и восприятии проактивной политики Ирана как угрозы15. Две монархии Залива при посредничестве США не только признали существование еврейского государства, но и сформировали с ним тактический союз, направленный в первую очередь на балансирование Ирана. Вопрос присоединения к данным соглашениям Саудовской Аравии долгое время являлся определяющим в выстраивании стратегии США в отношении региона. В случае присоединения королевства к нормализовавшим отношения странам появится действительная возможность создания устойчивого институционального объединения с общим восприятием иранской внешней политики как угрозы. Байдена в Саудовскую Аравию в июле 2022 года было решение данной проблемы, однако визит не привел к положительным результатам. Несмотря на наличие неофициальных связей между Саудовской Аравией и Израилем и происходящее последнее время их региональное сближение согласие Израиля на передачу Египтом островов Тиран и Санафир Саудовской Аравии, открытие воздушного пространства КСА для израильских авиакомпаний , отказ Эр-Рияда официально нормализовать отношения объясняется более серьезными ограничениями, которые лежат на КСА, чем те, с которыми могли столкнуться ОАЭ и Бахрейн. Именно КСА является автором Арабской мирной инициативы 2002 года, плана заключения всеобъемлющего мира с Израилем, при условии прекращения им оккупации территорий, занятых после 1967 года. Нормализация отношений с Тель-Авивом в обход собственного плана негативно скажется на позиции Эр-Рияда во всем арабском мире. Важнейшим фактором трансформации региональной безопасности стало постепенное затухание революционных изменений, возникших в результате событий «арабской весны». Вместе с этим произошло и снижение активности «Братьев мусульман»16. Эта ассоциация представляет одну из серьезнейших угроз национальной безопасности для руководства ОАЭ и чуть в меньшей степени - КСА. Несомненно, взгляды Катара и ОАЭ на региональное развитие продолжают сильно различаться, но желание монархий, и в особенности Саудовской Аравии, положить конец текущим противоречиям и сосредоточиться на других проблемах привели к смягчению их переговорных позиций и выходу из кризиса. Несмотря на то что внутри ССАГПЗ по-прежнему возникают споры, имеющие исторические предпосылки, такие как вопрос морских границ между Катаром и Бахрейном, их интенсивность и воздействие на внешнюю политику региональных держав снизилась. Наиболее ярким проявлением сближения внутри ССАГПЗ стал проходивший в Катаре чемпионат мира по футболу, который привлек в Доху политиков стран-соседей. На открытии присутствовали наследный принц и премьер-министр Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман, а также премьер-министр ОАЭ шейх Мухаммед бин Рашид, традиционно выступающий за добрососедство. Наиболее важным для региональной политики стал визит, состоявшийся 6 декабря 2022 года, когда Доху впервые с 2016 года посетил Президент ОАЭ шейх Мухаммед бин Зайед, проведя личную встречу с эмиром Катара шейхом Тамимом бин Хамадом. Большую роль в региональной разрядке играет нормализация отношений ОАЭ и КСА с Турцией, что стало возможным после решения катарского кризиса. Сближение стало постепенно реализовываться с осени 2021 года после обоюдных визитов лидеров государств.