В мае 2010 года, после закрепления за Университетом «особого статуса», СПбГУ начал выдавать дипломы собственного образца[63] на русском и английском языках. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – старейший образовательный и научно-исследовательский центр России.
ВЕК АВРОРЫ
- Статьи сайта (14)
- Please wait while your request is being verified...
- Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
- Курсы валюты:
- Санкт-Петербургский Государственный Университет, Санкт-Петербургский Университет или СПБГУ
- 195 лет назад -8 февраля 1819 года, реорганизован Санкт-Петербургский университет
Санкт-Петербургский Государственный Университет, Санкт-Петербургский Университет или СПБГУ
"История, знания и люди": СПбГУ исполнилось 300 лет — 08.02.2024 — Статьи на РЕН ТВ | Год основания: 1724. |
Сколько же лет Петербургскому университету? | Юбилейная медаль Санкт-Петербургского университета «Где высоко стоит наука, стоит высоко человек!». |
20 февраля В 1819 году был основан Петербургский университет | СПбГУ был основан по указу императора Петра I, и сегодня Санкт-Петербургский университет — единственный вуз России, отметивший свое 300-летие. |
Три века истории Санкт-Петербургского университета
- История. Знания. Сила. СПбГУ отмечает 300 лет со дня основания
- Санкт-Петербургский государственный университет в России — история и современность
- One moment, please...
- 20 февраля В 1819 году был основан Петербургский университет
- Ленинградский государственный университет им. А.А.Жданова
- СПбГУ отмечает трёхсотлетие со дня основания
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Санкт-Петербургский государственный университет, один из крупнейших образовательных и научно-исследовательских центров России. Санкт-Петербургский государственный университет основан по указу Петра I от 22 января 1724 года, введенным в действие указом Правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 телем и собственником имущества. российское федеральное го сударственное учреждение высшее учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге. СПбГУ. Санкт-Петербургский государственный университет — один из крупнейших и старейших научно-образовательных центров России, находящийся в Санкт-Петербурге. Как случилось, что Петербургский академический университет, основанный в 1724 году, просуществовал всего 40 лет, кто были его первые студенты и выпускники? старейшего и одного из крупнейших и ведущих университетов в России, одного из центров отечественной науки и культуры.
Почему сломался первый в России социальный лифт? Начало и конец старейшего светского вуза России
195 лет назад -8 февраля 1819 года, реорганизован Санкт-Петербургский университет | Санкт-Петербургский университет (Санкт-Петербургский государственный университет, СпбГУ) — одно из старейших и крупнейших высших учебных заведений России, основан в 1819 году. |
20 февраля в 1819 году был основан Петербургский университет | старейший университет России, основанный в 1724 году Петром Великим, еще до основания Московского государственного университета в 1755 году.[8][9]. |
Кузница кадров: в Петербурге 2024 год объявлен годом СПбГУ в честь 300-летия вуза
1724 считается годом основания Санкт-Петербургского университета — ни один другой российский вуз не перешагнул 290-летний рубеж своей истории. старейший университет России, основанный в 1724 году Петром Великим, еще до основания Московского государственного университета в 1755 году.[8][9]. Основание Академического университета в Санкт-Петербурге и первое поколение русских ученых — пост пикабушника
195 лет назад -8 февраля 1819 года, реорганизован Санкт-Петербургский университет
Санкт-Петербургский государственный университет — старейший вуз России, основанный в 1724 году. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – ведущий классический университет России, один из двух вузов страны, имеющих право на разработку и внедрение собственных образовательных стандартов. В 2017 году Санкт-Петербургский университет вошел в предметные рейтинги Times Higher Education — по социальным и гуманитарным наукам, а также бизнесу и экономике[37][38]. Год основания 1724. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). Год основания. 1724.
Почему сломался первый в России социальный лифт? Начало и конец старейшего светского вуза России
Сколько же лет Петербургскому университету? | Санкт-Петербургский государственный университет учрежден указом Петра I от 22 января 1724 г., введенным в действие указом Правительствующего Сената от 28 января 1724 г. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. |
Санкт-Петербургский государственный университет | Как поступить в СПбГУ в 2022 году. |
СПбГУ исполнилось 300 лет
Представление диссертации на сайте СПбГУ и для членов совета осуществляется на двух языках — русском и английском. Соискатель может защищать свою диссертацию на английском языке. Прямая трансляция на сайте СПбГУ ведётся на английском и русском языках 17 января 2017 года в Санкт-Петербургском университете состоялась первая защита диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук СПбГУ. Международная деятельность[ ] СПбГУ первым из российских университетов вошёл в престижную Коимбрскую группу европейских университетов и в настоящее время является её единственным членом от России [60] [61]. Ежегодно более 3 тыс. В Санкт-Петербургском университете также действуют 8 программ по модели двух дипломов — это возможность получить международный опыт и стать обладателем золотого кубка знаний.
Общая площадь Научного парка — более 30 тысяч квадратных метров. Его доступность обеспечена и штатом из более чем 280 высококвалифицированных инженеров и стопроцентным финансированием расходных материалов со стороны Университета. Об университете, Международном сотрудничестве и образовательном процессе Санкт-Петербургский государственный университет основан по указу Петра I от 22 января 1724 года, введенным в действие указом Правительствующего Сената от 28 января 8 февраля 1724 года.
Учредителем и собственником имущества Санкт-Петербургского университета является Российская Федерация.
Александр Беглов отметил, что президент ставил перед регионами задачу по обеспечению технологического суверенитета страны, однако цель города на Неве — технологическое лидерство. В связи с этим на поддержку научно-образовательной сферы в ближайшие три года планируется вдвое увеличить размеры городских субсидий, премий и стипендий для студентов, аспирантов и ученых, добавил глава города. На торжественном открытии салона Александр Беглов отметил, что Петербург — это колыбель отечественной науки и высшего образования. В культурной столице находится и старейший вуз страны, который был основан 8 февраля 1724 года. Мы гордимся не только историей нашего прославленного вуза, но и его современными достижениями.
Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А. Ульянов, по приказу министра было закрыто. Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г. Следует заметить, что это касалось только лиц, исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием. Крупные выступления студентов Петербургского университета прошли в декабре 1887 г. Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков. События 8 февраля 1899 г.
На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов. Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г. Менделеев, передавший министру студенческую петицию. Летом 1899 г. Книпович, С. Кареев, И.
Гревс и др. В знак протеста подал заявление об отставке всемирно известный математик, академик А. Впервые рабочие поддержали студенческое движение. При разгоне демонстрации полицией и конными казаками несколько человек было убито, более 100 ранено, избито, изувечено, 1050 арестовано. Недальновидная и непоследовательная политика правительства в университетском вопросе вела к тому что, студенческое движение, начавшись в 1899 г. В это время происходило политическое размежевание студентов, университет становился ареной политической агитации различных партий. Были среди студентов и лица, разделявшие крайне правые, даже черносотенные взгляды, в их среде возникла осенью 1903 г.
Среди преподавателей значительно популярна была партия конституционалистов-демократов, многие профессора Петербургского университета М. Ростовцев, Н. Кареев были ее активными членами. После событий 9 января 1905 г. Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт. Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку. В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений.
Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г. При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты. В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г. Таким образом, в 1905 г. События 1905 г. Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло.
И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию. Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором. Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей. До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг. Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений. В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод. Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе.
Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами. Один из служителей — отставной солдат — должен был, по инструкции, постоянно дежурить, обходя здание, для «бережения от огня». Слава богу, серьезных пожаров в университете не было. Каким же был облик петербургского студента и его образ жизни 150—200 лет назад? Статус студента первой половины XIX века был переходным. Право скорее воображаемое или отложенное до окончания университета на «благородство» подкреплялось фактом соотнесения университетских ученых степеней — студента, кандидата, магистра — с классными чинами. Между прочим, «студент» «действительный студент» по законодательству первой половины XIX века — первая ученая степень, она присваивалась оканчивающим курс, но назывались так и все учащиеся.
Окончивший университет кандидатом с написанием научной работы и ее публичной защитой мог рассчитывать вступить в службу с чином XII и даже X класса, дающим личное дворянство. Образ «благородства» поддерживался вежливым обращением со студентами, большинство из которых были выходцами из духовного звания, неупотреблением телесных наказаний зато по указу 1811 г. И все-таки мыслимые блага ожидали студента не в настоящем, а в будущем, зато исключение из университета делало его маргиналом в российском обществе: ни вернуться в духовное звание, ни дотянуться до «благородного сословия» он не мог. Сказанное относится к большинству студентов Петербургского университета 1800-1830-х гг. Перелом в соотношении: казеннокоштные — своекоштные наступил лишь в следующее десятилетие. В это же время в аудиториях появляются студенты из дворян. Много ли было в университете студентов?
В Педагогический институт было проведено четыре набора казеннокоштных студентов, примерно по 100 человек каждый, но первый 1804 и второй 1806 г. Последний набор студентов Педагогического института 1816 г. Что касается своекоштных студентов, то в 1819 г. С 1819 по 1837 г. Численность студентов стремительно возрастает в 1830-е гг. В 1835 г. Этот рост продолжался до 1848 г.
За первые три года реформ Александра II численность студентов снова приблизилась к 600. Уникальность положения Петербургского университета состояла в том, что в течение длительного времени он был самым многонациональным по составу студентов. Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины студентов. Много было немцев: как «коренных», петербургских, так и выходцев из остзейских губерний. Благодаря учреждению специальных стипендий, здесь учились небольшие группы «иностранцев»: сербов и уроженцев Дунайских княжеств, состоявших под протекторатом Империи. Только в Петербургском университете существовала кафедра молдаво-валахского языка. С 1810-х гг.
Однако самым многочисленным из национальных сообществ в университете было польское. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что каждый третий студент 1830-60-х гг. Причина состояла в том, что после восстания 1830-1831 гг. Виленский и Варшавский университеты были закрыты, а проводимая Николаем I политика русификации в том и заключалась, чтобы «оторвать» польское юношество от национальных корней. При этом диплом европейского университета не давал права поляку вступить в российскую службу, ему приходилось выбирать между российскими университетами. Университет и военно-учебные заведения играли, и довольно успешно, роль механизма русификации. Прагматическая цель отправления поляков на учебу в Петербург состояла в том, что здесь были открыты две кафедры польского законоведения, ориентированные на подготовку юристов-практиков.
В конце 1850-х гг. За польскими стипендиатами устанавливался более строгий надзор: выезжая домой на каникулы, они обязаны были получать специальное разрешение, а возвращаясь — привозить свидетельство о поведении от местных властей. В случае прекращения стипендии и отсутствия других материальных источников, польским студентам трудно было рассчитывать удержаться в университете. Судьба таких студентов часто заканчивалась трагически. Это произошло, например, с Осипом Петрицей, который лишился стипендии и был исключен за неуплату. Следствие выяснило, что этот студент, проучившись год на стипендию Виленского учебного округа, был исключен из числа стипендиатов из-за недостатка вакансий. Оставшись без средств, он обратился за помощью к дяде, но не встретил поддержки.
По заключению следствия, «находясь в совершенной нужде, Петрица лишил себя жизни». При Николае I министерство просвещения вырабатывает детализированную систему норм и запретов для студентов. В создании подробного свода предписаний не было ничего удивительного, так как в то время студент, будь ему 16 лет, как самому юному воспитаннику Петербургского университета по ведомости студентов за 1849 г. В инструкции инспектору студентов говорилось, что молодые люди, учащиеся в университете, находятся в тех летах, когда «воображение, страсти и физические силы достигают высшего периода развития», отчего происходят необдуманные поступки». Правила поведения, составленные на латинском языке, выдавались всем студентам в момент торжественной церемонии зачисления в университет. Принимая их, молодые люди обещали строго им следовать, в знак чего вместо присяги подавали ректору правую руку. Однако, как с иронией замечали сами студенты, эти правила не многим были понятны из-за слабого знания латыни.
Правительство упорно отстаивало воспитательный характер университета, желая видеть в нем учебное заведение, в котором преподавание находилось бы под бдительным надзором начальства, а молодежь воспитывалась бы в духе религиозного смирения и преданности престолу. Повседневные отношения студента с преподавателями и администрацией, определенные уставом 1835 г. Если учившиеся за собственный счет могли по желанию покинуть стены университета, казенные стипендиаты не могли и этого, ибо в случае оставления университета казеннокоштному студенту полагалось возвратить сумму, потраченную на обучение. Основанием для исключения могла быть болезнь или неспособность к учению. Однако и неспособность нуждалась в подтверждении, поэтому обычной практикой было оставление неуспевающих на том же курсе на второй год. По окончании 3-х или 4-х-летнего курса обучения зависимость выпускников устанавливалась еще на 6 лет, в течение которых они должны были служить учителями гимназий, уездных или начальных училищ, смотря по способностям. Неотъемлемой стороной студенческого быта дореформенного университета был каждодневный и весьма изощренный надзор инспекции.
Надзор этот состоял из части «нравственной, учебной, полицейской», а в отношении казеннокоштных студентов еще и хозяйственной. Для наблюдения за нравственностью студентов, инспектор, согласно инструкции, обязан был знать характер и способности каждого из них, особенно пристально наблюдая за теми, кто уже замечен с дурной стороны. Особым предметом забот инспектора было получение сведений о своекоштных студентах: о том, где и с кем они живут, какие имеют «способы к существованию», чем занимаются вне лекций. Как правило, на студентов, живущих у родителей и ближайших родственников, инспекция обращала меньше внимания, чем на студентов, вынужденных снимать жилье. Для наблюдения за ними, инспектор и его помощники имели право посещать квартиры своекоштных студентов, что и делалось «в разные часы и всегда неожиданно». Например, только за декабрь 1849 г. Распространенным поводом для конфликтов с инспекцией была форменная одежда, «непорядок» в которой мог грозить нарушителю выговором или даже карцером.
В «Правилах для студентов С. Сверх того, во всех публичных собраниях, на гуляниях и на улице полагалось ходить при шпаге и быть застегнутыми на все пуговицы и крючки воротника. Пестрые брюки и галстуки при форменной одежде носить запрещалось. Студенты были обязаны при встречах отдавать честь членам царской фамилии и генералам «особым образом»: становясь во фронт и сбросив с плеч шинель, как это требовалось от офицеров. Этот ритуал комично выглядел со стороны, поскольку руки у студента, в отличие от офицера, были часто заняты. Оже де Ранкур рассказывает в своих мемуарах, как его товарищ, возвращаясь с лекций со стопкой книг и тетрадей под мышкой, встретил генерала и, согласно предписанию начальства, поспешил сбросить шинель. При этом «книги рассыпались, а с ними вместе и шинель упала на тротуар, рассмеялся генерал, рассмеялся и студент».
А вот студентам Маркову и Сологорскому было не до смеха, когда попечитель округа вызвал их к себе для выяснения, «не кроется ли в молодых людях дух вольнодумства, дерзости или непокорности к властям». Поводом для допроса была встреча Маркова и Сологорского на улице с Николаем I, при которой студенты от растерянности не отдали государю чести. Иерархия наказаний, практиковавшихся в российских университетах, восходит к традициям университетов Средневековья. Почему-то эта часть особенно детализировалась в уставах Дерптского и Виленского университетов 1803 г. Среди видов наказаний практиковались как мягкие: выговор ректора, ограничение свободы передвижения это важно было для казенных студентов, живших на территории университета , так и суровые: карцер и исключение из университета. Самым серьезным наказанием было не просто исключение исключенный обычным порядком имел шанс вновь поступить в тот же или другой университет , а исключение без права поступать в какой бы то ни было российский или заграничный университет. Министерство народного просвещения уведомляло о таких «негодяях» европейские университеты, воплощая принцип «единого университетского пространства».
Исключенному не разрешалось оставаться в университетском городе, кроме тех случаев, когда он проживал в нем вместе с родителями. Но родителям с этого момента предписывалось иметь за своими сыновьями «неотступное наблюдение». В уставах средневековых университетов эта форма наказания называлась consilium abeundi, или «совет удалиться». Правда, известны лишь единичные случаи применения этой нормы в столичном университете за всю первую половину века. До начала 1830-х гг. Позже главным мотивом исключения становится «политическая неблагонадежность». Архивные документы свидетельствуют о том, что случаи «политической неблагонадежности» студентов доводились до сведения Николая I, многие из подобных дел хранят его резолюции.
В ведомостях о студентах Петербургского университета 1840-1850-х гг. Они мало менялись с годами: несоблюдение формы, неисполнение приказаний, ссоры между студентами, «нескромные поступки», такие как посещение немецкого клуба на Васильевском острове, куда вход студентам был запрещен, пьянство. Кроме того, наказывались неявка на лекции без уважительной причины, грубые ответы профессорам во время лекций, несоблюдение приличия в кабинетах для занятий. В качестве особо тяжкого проступка в ведомости отмечены «дерзкие объяснения» студента историко-филологического факультета П. Годзянского в Правлении университета, за что виновному было определено 7-дневное заключение в карцер. Другой студент был наказан за ослушание и дерзкий ответ помощнику инспектора; третий — за курение папирос в кабинете для занятий. Двухдневным карцером закончилась для воспитанника историко-филологического факультета Н.
Осипова карточная игра. Что касается проживания студентов, то до начала 1820-х гг. Расселение же своекоштных студентов, которые стали стремительно прибывать во второй половине 1820-х — начале 1830-х гг. Выбор квартиры определялся ее дешевизной, а дешевое жилье можно было найти в любом конце города, кроме центральной части. Некоторые студенты селились у родственников. Так или иначе, в Петербурге не сложилось подобия «Латинского квартала», как в Париже или малых университетских городах Германии. Живя по 10-12 человек в комнате, казеннокоштные студенты часто болели.
Особенно плачевной была ситуация в первые годы существования Педагогического института, когда из-за большого набора студентов одновременно учились студенты старшего и младшего выпусков, почти 200 человек в университетских покоях создалась перенаселенность. Сырые и душные комнаты, отсутствие физической активности, усиленный режим занятий, все это объясняет небывалое количество болезней и даже смертей среди студентов Педагогического института. Только за 1804—1809 гг. Массовыми болезнями были чесотка и головная боль от топки печей, от занятий в душном помещении. Причинами смерти становились чахотка или брюшной тиф. Обычный недельный рапорт профессора, назначенного смотрителем студентов: «… Все благополучно, только студент Левицкий занемог и отправлен в Обуховскую градскую больницу, а студент Новицкий сегодня в 6 часу пополудни скончался в доме института». Однако условия в градской больнице были плохими: слишком мало Институт мог перечислять городу денег за лечение студентов, и они не раз просили Конференцию профессоров забрать их, чтобы умереть «в своих покоях».
Эта удручающая картина не была чем-то уникальным: в то время, когда в Институте скученно жили и учились казенные студенты, их быт в основных чертах повторял обстановку кадетских корпусов и других закрытых учебных заведений, с той только разницей, что студенты были взрослее — от 18 до 23 лет. Поскольку смерть студента, как и его жизнь, является неотъемлемой страницей социальной истории университета, стоит обратить внимание на то, что ритуал похорон студента уже в начале XIX века отсылает не к военным, а к нарождающимся академическим традициям. На следующий день, 12 апреля, он был погребен на Смоленском кладбище. Похороны Потакинского были скромными, но после отпевания была устроена гражданская панихида, которая подчеркивала «ученый статус» покойного. Рапорт гласит: «Провожали тело его все студенты вместе с некоторыми профессорами, над гробом говорены были студентами Язвицким, Сфериным и Александровским на российском и греческом языках речи». Труд и досуг, болезнь и смерть, траур и праздник — эти структуры повседневности постепенно приобретали для университетского человека специфическое обличье и значение. Для студенческого быта очень важны по крайней мере, по воспоминаниям студентов всех времен формы проведения досуга, то есть времени, свободного от занятий.
При избытке развлечений, существующих сегодня, трудно представить, в чем студенты лет 150 назад находили свои развлечения. Главная радость для казеннокоштного студента того времени а их было большинство — выйти за территорию университета. Сами увольнения в город по особому «билету» были возможны только в субботние и воскресные дни при условии хорошего поведения. Разумеется, это правило нарушалось на каждом шагу: журналы инспекторов пестрят описаниями самовольных отлучек. Некоторые описания весьма красноречивы. Так, в 1806 г. Петербургский полицмейстер Ф.
Эртель распорядился выслать его из города, но по выяснении, что задержанный — студент и пользуется правом неподсудности обычной полиции, он был отдан в руки университетскому начальству. Соловьев, как говорит тот же источник, «от содержания его чрез целую неделю в уединенном покое на хлебе и воде хотя с начала на несколько времени и исправился было, но после опять настолько ослабел, что редкий стал проходить день, в который бы он не напивался до безобразия». Поскольку для науки от такого студента проку не было, Конференция профессоров, истощив все усилия, обратилась к попечителю с предложением удалить пьяницу, определив его в военную службу, что и было сделано. Места обычных студенческих «загулов» за оградой университета были более или менее постоянны. Это были самые дешевые трактиры, где студентов кормили и поили в долг. Таких заведений было достаточно в Загибенном переулке. Название переулка исчезло в 1860-х гг.
Студенты 1830-х гг. Популярными ресторациями Васильевского острова были кухмистерская «Лондон» и заведение Гейде, оба на 7-й линии, ресторан Тиханова на набережной напротив Николаевского моста. В этих «точках» студентам наливали в долг. По положению, можно было довести долг до 10 руб. Много ли это? По таксе, это примерно десять «скверных обедов у Гейде», с пивом, но без вина. Вход в ресторации был платным, даже если студенты ничего не собирались заказывать, но в Загибенном переулке эти суммы были символическими.
Своекоштные студенты из дворян могли себе позволить отобедать в приличных ресторанах в центре города, они ходили в театр, играли на Бирже, расположенной рядом с университетом. Конфликты студентов с окрестными жителями были тоже частью повседневности. На Васильевском острове много лет шла «маленькая война» студентов с местными немцами-мастеровыми. Мемуарист сообщает, как об обычном, повторяющемся событии, о том, что студенты ходили на 27-ю линию «кататься с ледовых гор одного из Шустерклубов», при этом «били немцев, сидя на их спинах, спускались с гор» и вообще производили на Васильевском острове всевозможные «шалости». Эти «забавы» повторяли модель «разгульного поведения» немецких буршей, державших в страхе маленькие города Германии. Вечером студенты отправлялись на Невский проспект «показать себя». В целом, их проделки того времени были мелким хулиганством, до уголовщины не доходило: студенты «то, идя пьяною ватагою по Николаевскому мосту, сбивали и бросали в Неву с прохожих шапки, то перевешивали вывески магазинов, то залезали в колодцы и пугали подъезжающих лошадей, неожиданно вскакивая и осаждая их за узду назад, то выходили на балконы плясать в костюме Адама, то забирались на чужие свадьбы, пользуясь тем, что на свадьбах обыкновенно гости со стороны жениха не знакомы с гостями со стороны невесты».
Из немецких университетов в Дерптский, оттуда — в Петербургский вместе с переходящими студентами переносились обычаи студенческих дуэлей, пирушек, собратств. Это рождало поразительную картину, когда «корпоративные практики» существовали, и отдельные национальные «корпорации»-землячества немцев, поляков, русских в стенах университетов действовали, но студенческой корпорации как общности всех студентов университета — еще не было. Влиятельных корпораций в Петербургском университете в пору их расцвета было три: сначала образовалась из остзейских немцев корпорация Baltika, в пику ей из «продвинутых» русских студентов сложилась корпорация Ruthenia, потом образовалось сообщество студентов-поляков — Ogul общество. Корпорации имели своих лидеров, свои символы, свои цвета. Они, помимо инспекции и университетского суда, регулировали повседневную жизнь и даже нравственность своих членов. Студент, совершивший недостойный поступок, подлежал суду чести Ehregericht. Если проступок признавался извинительным, студент подвергался временному исключению из среды корпорантов: то есть он оставался в университете, но товарищи не имели права кланяться и говорить с ним в продолжение определенного времени, пока все случившееся не предавалось забвению.
За более серьезные проступки против нравственности виновный подвергался вечной изоляции, то есть до окончания курса никто из членов корпорации с ним не общался. Наиболее пунктуальны в соблюдении обычаев были представители немецкой Балтики, члены русской корпорации лишь подражали им. Жизнь корпоранта была весьма насыщенной, даже если он не посещал лекций, а это, увы! Белов, будущий этнограф и беллетрист, едва поступив в университет в 1836 г. С утра он приходил в шинельную, служившую в то же время и курильней. Здесь составлялись компании для кутежей, шли толки о добывании денег; студенты узнавали о литературных и других новостях. Затем начинались длительные уроки фехтования.
Вечером корпорант непременно участвовал в кнейпах маленьких вечеринках корпорации, с трубками и вином , а изредка — в коммершах больших праздниках и шествиях, в которых непременно участвовала вся корпорация. На этих празднествах обязательно устраивалось пение немецких студенческих песен Burschenlieder вперемешку с русскими студенческими песнями, сочиненными Н. Вот образчик корпоративного фольклора: Проведемте, друзья, эту ночь веселей, И пусть наша семья соберется тесней. Налей, налей бокалы полней! И пусть наша семья соберется тесней! Старшие корпоранты назывались буршами. Причем, бурши были простые и так называемые кор-бурши, которые по решению конвента сходки имели право носить фуражки цветов корпорации.
Это были, конечно, не форменные студенческие фуражки, а маленькие шапочки без козырька, которые можно было надеть только в дружеском собрании. Но если в провинциальном Дерпте полиция сквозь пальцы смотрела на студенческие пирушки и забавы, то в Петербургском университете, где строго следили за тем, чтобы панталоны были установленной ширины, а «погончики», введенные для казенных студентов, с установленной выпушкой, за «цветную шапочку» или увлечение кнейпами можно было легко угодить в карцер. Расцвет корпоративной активности в противоположность академическим занятиям в 1830-40-е гг. Численность и организованность студенчества постепенно превращали его в особое субобщество внутри города, а администрация университета этого вроде бы не замечала. С другой стороны, в то время стремление к научным занятиям часто не находило удовлетворения из-за остававшегося до середины XIX века низкого уровня преподавания. Белов, — но нас трудно винить за наше равнодушие к учению потому, что в наше время мы не слышали живого слова с кафедр различных факультетов». Привнесенные остзейскими студентами традиции немецких корпораций выразились в увлечении дуэлями как средством выяснения отношений.
До этого времени ссора между студентами оканчивалась простой русской дракой. Если студент оскорблял своего товарища словом или поступком, то он должен был драться с ним на дуэли. Для исполнения этого корпоративного ритуала студенты брали уроки фехтования. А непосредственно перед дуэлью готовилось оружие. Шпага была элементом форменной одежды студента, но для поединка клинки специально затачивались у оружейного мастера, так что риск получить рану был нешуточным. Однако как-то обходилось без несчастных случаев, по крайней мере, о дуэлях, которые бы завершились серьезной раной или смертью спорщиков, университетские документы умалчивают. Это вполне соответствует общероссийской дуэльной статистике, когда «поединок чести» заканчивался в девяти случаях из десяти обменом выстрелами в воздух или примирением.
Дуэлей, доведенных до кровавой развязки, было мало. По правилам, студенты дрались до первой царапины, что воспринималось как лучший повод к примирению, в знак чего противники должны были обняться и вместе отправиться на пирушку. Мода на дуэли продержалась столько времени, сколько были популярны сами корпорации — около полутора десятилетий, и кончилась в конце 1840-х гг. Законодательство тех лет, как известно, предусматривало жесткое наказание за участие в дуэлях, и распространялось не только на военных, но и на гражданских чиновников. Но для студентов тех лет дуэли были частью корпоративных традиций, хотя нередко не имели серьезного повода, почти никогда не совершались из-за женщин студенты и женщины — это особая тема. Участие же в университетских дуэльных историях обходилось слишком дорого. Вердеревский и Д.
Бибиков с товарищами ужинали в ресторации Дюсо, где между молодыми людьми произошел «пустяковый спор». Разгоряченные вином юноши договорились о дуэли. В тот же вечер об этом было доложено попечителю округа вывод: среди ужинающих был осведомитель! Будучи вызваны к начальству, молодые люди уверяли, что уже помирились. После чего Бибиков был отослан к матери, а Вердеревский, замеченный и прежде в «неблагонадежном поведении», оставлен под арестом на 3 дня. Как ни удивительно, непримиримые студенты вновь условились драться, и снова информация об этом просочилась «наверх». На этот раз судьба обоих решалась уже самим министром народного просвещения с одобрения императора.
Бибикова все же решено было оставить в университете «из уважения к долговременной службе его отца», Киевского военного губернатора. А Вердеревский был исключен из университета и выслан на Кавказ рядовым, с выслугой не прежде трех месяцев. Прочие студенты, участвовавшие в пирушке, за неуведомление университетского начальства о дуэли были арестованы на неделю. Условия заключения в карцере или «комнате уединения» были, впрочем, весьма мягкими, да и служители, охранявшие «узника», ему потворствовали, понимая, что он не солдат и не колодник, а лишь молодой повеса. Сторож, посещавший заключенного, приносил то миску щей, то стакан горячего сбитня. Правда, не было никаких развлечений. Давать, например, перья и бумагу строго запрещалось, студент мог довольствоваться только чтением Библии.
Поэтому заключенные в карцер, в основном, развлекались, создавая рисунки и целые композиции на его стенах.
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- История в лицах
- 8 февраля - 300 лет РАН и СПбГУ
- 20 февраля в 1819 году был основан Петербургский университет
- Годом СПбГУ объявлен 2024 год в Санкт-Петербурге
- Виды деятельности
- Об организации
Сколько же лет Петербургскому университету?
Санкт-Петербургский государственный университет — первый университет в России, основанный императором Петром I в 1724 году. Санкт-Петербургский государственный университет – старейший вуз России, основанный в 1724 году. 8 февраля 2024 года Санкт-Петербургскому государственному университету исполнилось 300 лет.
8 февраля - Санкт-Петербургский государственный университет - 300-летие со дня основания
Ландау 1962 и А. Прохоров 1964 ; в области экономики В. Леонтьев 1973 и Л. Канторович 1975 — вошли в историю мировой и отечественной науки и техники. Из стен Университета также вышло множество мировых знаменитостей в различных областях: известные ученые, педагоги, государственные и общественные деятели: К. Бестужев-Рюмин, А. Кони, П. Столыпин, Д.
Менделеев, В. Вернадский, Д. Лихачев и десятки других. Университет подарил миру известнейших деятелей искусства: И. Тургенева, П. Брюллова, А. Блока, А.
Бенуа, В. Поленова, С. Дягилева, М. Врубеля, Л. Андреева, И. Билибина, Н. Рериха, И.
Санкт-Петербургский университет закончили два президента РФ: В. Путин и Д. В 2016 г. Вуз активно взаимодействует с потенциальными работодателями, привлекает своих партнеров к формированию программ обучения, определению тем дипломов и диссертаций, участию в экзаменационных комиссиях и Днях карьеры. В мировом рейтинге трудоустройства выпускников QS Graduate Employability Ranking 2020 СПбГУ занял второе место среди вузов России и был признан лучшим в стране по организации взаимодействия между работодателями и студентами. СПбГУ интегрирован в международную образовательную среду. Большинство студентов к окончанию СПбГУ имеет опыт международных стажировок или включенного обучения в иностранных вузах-партнерах.
Академический Санкт-Петербургский университет и гимназию возглавлял Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Его разносторонняя деятельность на должности ректора привела, в частности, к демократизации состава студентов и закреплению связи с зарубежными университетами и академиями наук, например университетами Германии и Франции, Парижской академией наук. После смерти Ломоносова в 1765 г. В 1783 г. Бесспорной заслугой Е. Дашковой считается сохранение в стенах училища университетского курса. Изначально в его структуру входило три факультета: историко-филологический, философско-юридический позднее юридический и физико-математический, в 1854 г. В таком составе факультетов университет просуществовал до 1918 г. В конце 60-х — 90-е гг. ХIХ века при Санкт-Петербургском университете создается ряд научных обществ — Общество естествоиспытателей, Русское химическое, Филологическое, Антропологическое и Историческое; Ботанический сад и Астрономическая обсерватория. В 1893 г. В 1878 г. Бестужева-Рюмина 1829-1897. Позднее, в 1918 г. В начале ХХ века Петербургский университет становится одним из самых крупных в мире: в нем на четырех факультетах учились около 10 тыс. После Октябрьской революции 1917 г. В 1920-х — 30-х гг. К 1941 г. В 1944 г. Зимой 1941-1942 гг. В сентябре 1941 г. В осажденном городе остался лишь небольшой коллектив сотрудников, сумевших в тяжелейших условиях сохранить огромные научные и культурные ценности университета.
За 291 год существования СПбГУ закрепил за собой право называться также одним из лучших вузов России: богатое историческое прошлое, современная широкая исследовательская деятельность, активное развитие и новаторство позволяют СПбГУ находиться на передовых рубежах российской науки. Санкт-Петербургский государственный университет, основанный в 1724 году, расположен по адресу: Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9-11к5а. В прошлом учебном году в ВУЗе было открыто 3928 бюджетных мест.