Надежда Константиновна Крупская родилась в дворянской семье, получила хорошее воспитание и образование. Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская.
Читайте также:
- Надежда революции - Юлия ГОНЧАРОВА
- Биография жены Ленина – Надежды Крупской: детство, история знакомства, семейная жизнь
- Годы жизни Надежды Крупской
- Не пропустите самое важное
- Смотрите также
- Трагическая жизнь Надежды Крупской
«Она похожа на селедку». Рыбные клички Надежды Крупской
Во-вторых, в честь праздника Надежда Константиновна получила в подарок от Сталина торт. Этот торт оказался последним десертом, который довелось отведать юбилярше. Торт от Сталина Надежда Крупская начала готовиться к своему 70-летию загодя. Как утверждает профессор Владимир Лавров, Крупская не любила да и не умела готовить. Эту обязанность в доме Ленина и Крупской выполняла мать последней.
После ее кончины супруги стали пользоваться услугами общепита. Но для юбилейного застолья Надежда Константиновна расстаралась — сама приготовила пельмени. Как пишет историк и публицист Гелий Клейменов, в качестве десерта на стол Крупской доставили торт от самого Сталина. Несмотря на то, что Крупская родилась 26 февраля, 24 числа 1939 года в Архангельском ее уже навестили первые гости.
Крупская была очень дружна с сестрой Владимира Ильича Марией Ильиничной. Дридзо отмечает, что Крупская «больше всего не любила… людей равнодушных, быстро отказывающихся от своего мнения, если оно расходилось с мнением начальства, а в большинстве случаев просто не имеющих своего мнения… Она ценила людей… инициативных, умеющих отстаивать то дело, которым они занимались». Мемуаристы отмечают, что Крупская «любила тех, кто умел отстаивать свою точку зрения. Самым опасным для наших людей и нашей страны она считала равнодушие, была врагом парадности и фразёрства, комчванства, зазнайства, хвастовства, заносчивости, отрыва от масс». Большое внимание Крупская уделяла воспитанию нового человека Советской страны. В 1932 году в письме к А. Горькому она писала: «Строить социализм — это значит не только гигантские заводы и зерновые фабрики строить, это условие недостаточное для строительства социализма. Растить людей должны и умом, и сердцем»; тогда сольются «я» и «мы».
Крупская считала, что надо добиваться, чтобы личная жизнь гармонично сливалась с общественной, что надо смотреть на свои интересы с точки зрения общественного. Она говорила о необходимости создавать красноармейские школы и библиотеки, заинтересовать красноармейцев чтением политической и художественной литературы. Крупская категорично заявляла: «Наша Красная Армия должна быть самой грамотной и сознательной армией во всём мире». По мнению Крупской, большую роль в воспитании молодёжи должны играть история большевистской партии, рассказ при этом о героях революции, рассказы об их характерах. Основным качеством советской молодёжи она считала правдивость. Многие отмечают начитанность и эрудированность Крупской: она читала много литературы по психологии, философии, организации труда, истории развития культуры, в том числе иностранную литературу по этим вопросам Крупская знала английский, немецкий и французский языки ; при этом её особенно интересовали работы по педагогике. Отмечают, что она перечитывала труды К. Ушинского и Л.
Толстого и находила в их трудах много ценного как педагог. Крупская осуждала аскетизм и отказ от семьи. Большую и всестороннюю заботу Крупская проявляла о детях. Стасова отмечает, что Надежда Константиновна «безгранично любила детей, много времени уделяла детям, школе, яслям и т. Однажды Крупская даже сказала: «Я всегда сожалела, что у меня не было ребят. Теперь их у меня много — комсомольцы и пионеры». Мемуаристы отмечают, что Крупская «горячо и искренне любила… детвору,… материнским теплом отличаются её беседы и общение с ними». В переписке она всегда интересовалась, есть в том или ином регионе школа в том числе для взрослых , библиотека, детский сад, ясли, какую общественную работу ведут пионеры; при этом часто вместе с письмом отправляла книги для библиотеки.
Крупскую очень радовало открытие школ, она высоко ценила труд учителя. Крупская большое внимание уделяла трудовому воспитанию: «Производительный труд не только готовит из ребёнка в будущем полезного члена общества, он делает его полезным членом общества.. Она считала, что общественно-полезный труд должен быть в центре воспитания. Надежда Константиновна говорила, что учебник должен связывать учёбу с помощью производству, быту и всему строительству социализма.
Надежда была женщиной умной и прагматичной и прекрасно понимала, что её супруг может увлечься другими женщинами. Что и произошло.
У него завязался роман с ещё одной политической соратницей — Инессой Арманд. Отношения эти продолжались даже после того, как политический эмигрант Ульянов Ленин в 1917 году стал лидером Советского государства. Инесса Арманд. Крупская, глубоко страдая, предлагала мужу свободу от семейных уз и даже, видя, что он колеблется, готова была уйти сама. Но Владимир Ильич остался с женой. Сегодня с точки зрения человеческих отношений понять сложно, как Надежда и Инесса оставались в прекрасных отношениях.
А их политическая борьба была выше, чем личное счастье. В 1920 году Инесса Арманд умерла от холеры. Ленин этот тяжёлый удар смог пережить только при поддержке Крупской. Всегда вместе. Через год самого Ленина сразила тяжёлая болезнь — его разбил паралич. Надежда возвращала полупарализованного супруга к жизни — она заново учила его читать, говорить и писать.
Это казалось невероятным, но Ленин её стараниями смог вернуться к активной деятельности. Но случился новый инсульт, и Владимир Ильич стал безнадёжен. Жизнь после Ленина В 1924 году Ленин умер, и работа стала для Надежды Константиновны единственным смыслом жизни. Она сделала очень много для развития женского движения, пионерии, литературы и журналистики.
Отношения супругов как минимум в первые годы носили полноценный характер, и о детях они задумывались. Но прогрессирующая болезнь лишила Надежду возможности стать матерью. Эту свою боль она наглухо закрыла в сердце, сосредоточившись на политической деятельности, став главным и самым надёжным помощником своего мужа. Соратники отмечали фантастическую работоспособность Надежды — все годы рядом с Владимиром она обрабатывала огромный объём корреспонденции, материалов, вникая в совершенно различную проблематику и успевая одновременно заниматься написанием собственных статей. Она была рядом с мужем и в ссылке, и в эмиграции, помогала ему в самые сложные минуты. Между тем её собственные силы подтачивала болезнь, из-за которой её внешность становилась всё более уродливой. Каково было переживать Надежде всё это, знала лишь она. Август — сентябрь 1922 год. Так и случилось — у него вспыхнул роман с ещё одной соратницей по борьбе, Инессой Арманд. Эти отношения продолжились и после того, как в 1917 году политэмигрант Владимир Ульянов превратился в лидера Советского государства Владимира Ленина. История о том, что Крупская будто бы ненавидела соперницу и всю её семью, является вымыслом. Надежда всё понимала и неоднократно предлагала мужу свободу, даже готова была сама уйти, видя его колебания. Но Владимир Ильич, делая непростой не политический, а жизненный выбор, остался с женой. Это трудно понять с точки зрения простых бытовых отношений, но Инесса и Надежда оставались в хороших отношениях. Их политическая борьба стояла выше личного счастья. Инесса Арманд, 1914 год. Фото: Public Domain Инесса Арманд умерла от холеры в 1920 году. Для Ленина эта смерть стала тяжёлым ударом, и пережить его помогла Надежда. В 1921 году тяжёлая болезнь сразила самого Ленина. Полупарализованного мужа Надежда возвращала к жизни, используя весь своей педагогический талант, заново обучая говорить, читать и писать. Ей удалось почти невозможное — вновь вернуть Ленина к активной деятельности.
Укрощение строптивой
- Надежда. Трудное счастье революционерки | ИА Красная Весна
- Во имя революции. Личная трагедия Надежды Крупской
- Более 4,6 млн кибератак отразила московская система электронного голосования
- ПОСЛЕДНИЕ ДНИ
«Она похожа на селедку». Рыбные клички Надежды Крупской
В ночь на 2 марта тело Надежды Константиновны Крупской было предано кремации. Настоящая причина смерти Когда Надежда Крупская почувствовала себя неважно, ее гости, как и следует, вызвали бригаду врачей. Надежда Константиновна Крупская никогда не слыла красавицей даже в марксистской среде, об этом говорят ее многочисленные «рыбные» клички. Причина смерти не выяснена до сих пор, однако есть серьезные основания полагать, что ее отравили.
Последний десерт: тайна смерти Надежды Крупской
Девушка взялась за изучение марксизма, завела соответствующие знакомства, начала преподавать в школе рабочей молодёжи. Крупская в молодости. Wikimedia Commons В 1894 году на замаскированной под празднование Масленицы нелегальной сходке она познакомилась со Стариком. Эта партийная кличка досталась Владимиру Ульянову не из-за возраста на тот момент он был на год младше двадцатипятилетней Крупской , а из-за ранних залысин. Крупскую Ульянов заинтересовал. Они начали общаться, она даже ходила к тюрьме после его ареста во всяком случае, об этом рассказывала сама Крупская. Затем Ульянова сослали в Шушенское, а Крупскую приговорили к ссылке в Уфимскую губернию. И тут двое заключённых то ли сами решили пожениться, то ли им партия приказала. По официальной версии, Ульянов сделал Крупской предложение в одном из писем, а она ответила: «Женой так женой». Увлечение цензурой И в ссылке, и в последовавшей эмиграции Ленин и Крупская вели напряжённую совместную работу. Надежда Константиновна взяла на себя роль секретаря, редактора, переводчика, организатора встреч, связиста и даже домохозяйки.
На ней были и конспиративные связи, и шифровки, и выпуск журналов, и общение с оставшимися в России союзниками. Не удивительно, что после Октябрьского переворота никто не усомнился в её праве занять место в верхушке нового правительства.
Владимир Ульянов пригласил Надежду на личную встречу, но лишь для того, чтобы она привела с собой подругу - красавицу Аполлинарию, которая ему очень понравилась.
Однако Старика вскоре арестовали, и к нему в тюрьму Аполлинария ходить не пожелала. А Крупская пошла. Рискуя собственной свободой, она приносила ему передачи, прятала тайные письма, а когда свидания запретили, часами стояла на углу улицы - единственном пятачке, который был виден из тюремного двора, когда заключенные были на прогулке.
Так ее возлюбленный мог знать: его поддерживают. Личная жизнь Надежды Крупской В одном из посланий от Владимира Надежда прочитала неожиданные для себя строки: признание в любви и предложение стать его женой. На самом ли деле им руководило чувство любви или просто так ему было удобно - оказалось для Надежды не столь важно.
Она отправилась вслед за Владимиром в сибирскую ссылку. Несмотря на то что в среде большевиков одобрялась свободная любовь, Ульянов и Крупская заключили официальный брак. На этом настояла мать Надежды.
Что создатель социал-демократической рабочей партии нашел в Надежде Крупской? Один из участников подпольного кружка писал: «У нас были девушки и красивее Крупской. Но умнее и надежнее - никого».
Впрочем, откровенной дурнушкой 25-летнюю Надежду назвать нельзя. Сегодня в Интернете популярно мнение, что молодая Крупская похожа на актрису Скарлетт Йоханссон, и сравнительные фото это подтверждают. Неизлечимая болезнь испортит ее внешность только годы спустя.
О том, что Крупская была для молодого Ульянова-Ленина не только «соратником и другом», свидетельствуют и дневниковые записи революционерки. В них она намекает, что во время ссылки в селе Шушенском они много времени проводили в постели, предаваясь страсти, свойственной молодоженам. Надежда мечтала забеременеть, даже обращалась к местным целительницам.
Увы, иметь детей Крупская не могла. Была ли причиной наследственная болезнь - заболевание щитовидной железы или застуженные в юности придатки, неизвестно. Она выплакала в подушку море слез, но затем нашла другой выход материнскому инстинкту.
Надежда увлеклась педагогикой и стала первым в СССР доктором педагогических наук, а также заместителем наркома просвещения.
Имела степень доктора педагогических наук. В жизни Надежды Крупской было не так много хорошего.
Тюрьмы и наследственная болезнь стали причиной ее бездетности. Мировая известность ее мужа не давала шансов заявить о себе во весь голос, ее до сих пор называют «соратницей Ильича», хотя Крупская сделала для революции не меньше, чем Ленин. Ее жизнь трагически оборвалась на следующий день после 70-летия.
Детство Надежда Крупская родилась в Санкт-Петербурге 26 февраля 1869 года, в небогатой дворянской семье. Она была единственной дочерью Константина Крупского и Елизаветы Тистровой. Отец служил в чине поручика царской армии, состоял в Комитете русских офицеров, оказывал активную поддержку участникам Польского восстания в 1863 году.
Умер в 1883-м, не оставив семье никаких средств к существованию. Мама работала гувернанткой. Надежда Крупская в детстве Особым богатством Крупские не владели, но единственную дочь отдали учиться в престижную женскую гимназию княгини Оболенской.
Хотя этот факт из биографии Крупской вызывает споры нескольких поколений историков. Всегда считалось, что Надежда окончила гимназию в 1887-м, и по итогам получила золотую медаль. Однако в книге самой Крупской «Моя жизнь» есть строки, посвященные именно этому периоду ее жизни, где она пишет, что процесс обучения был сложным, скучным и достаточно трудным.
К тому же, никто не может сказать, что когда-либо видел ее золотую медаль, нет ни одного подтверждения от подруг по гимназии, которые подтвердили бы тот факт, что Надежда действительно окончила это учебное заведение. Поэтому некоторые историки пытаются утверждать, что никакой медали не было, хотя Крупская действительно училась в этой гимназии, а после окончания осталась там преподавать. После окончания гимназии Крупская стала студенткой Бестужевских курсов в Петербурге.
В одних источниках написано, что она училась там на протяжении года, в других, что всего два месяца. Дело в том, что Надя увлеклась революционными идеями, стала активной участницей марксистского кружка, устроилась в вечернюю школу для рабочих преподавателем. На протяжении пяти лет она в полной мере отдавалась этой работе, пока ее не арестовали первый раз.
В этом же кружке она и познакомилась с Владимиром Ульяновым. Он не был красавцем — невысокий, лысоватый, картавый, но расположил девушку к себе своей увлеченностью марксистскими идеями и способностью убедить всех в своей правоте. Владимир тоже заинтересовался Надеждой, хотя среди его окружения были девушки намного привлекательнее, чем она.
Крупская выделялась на фоне остальных высоким интеллектом, и неважно, что ее образование так и осталось неоконченным.
Съезд избрал М. Елена Дмитриевна Стасова впоследствии рассказывала о последних часах жизни младшей сестры Ленина: «Вспоминаю нашу последнюю встречу с ней. Мы втроем — Мария Ильинична, Надежда Константиновна и я — участвовали в 1937 году на конференции Московской партийной организации. Марии Ильиничне нужно было уйти с заседания для выполнения какой-то срочной работы. Она, всегда заботливо относившаяся к Надежде Константиновне, попросила меня проводить ее до дому, так как Надежда Константиновна плохо видела. Придя в свой кабинет, Мария Ильинична почувствовала страшную головную боль, вызвавшую обморочное состояние. Припадок прошел, но скоро повторился. Это было кровоизлияние в мозг, от которого Мария Ильинична и скончалась».
Первый приступ у нее начался 7 июня, прибыли врачи, им удалось добиться временного улучшения состояния, Мария пришла в себя. Но вскоре начался второй приступ, после которого она впала в глубокое бессознательное состояние, деятельность сердца слабела с каждой минутой, и 12 июня она умерла. Все дни болезни Марии Ильиничны рядом была Надежда Константиновна, и ей пришлось сообщить горестную весть Дмитрию Ильичу, который был в это время в санатории: «Дорогой, родной Дмитрий Ильич! Умерла наша Маняша. Не звонила Вам потому, что было очень уж тяжело, да и врачи, по обыкновению, говорили по-разному... Теперь надо составить ее биографию, собрать все воспоминания, составить сборник. Без вас этого нельзя сделать, Вы лучше всех, ближе всех ее знаете. Глубокая партийка, она отдавала себя всю работе, всю без остатка. Надо сохранить для истории ее образ, ее облик.
Надо все собрать; на Вас ложится сейчас большая задача. Поговорим об этом деле с Вами при свидании. Крепко Вас обнимаю. Берегите себя. Ваша Н. Сама Надежда Константиновна за одну ночь написала статью о Марии Ульяновой, и утром 13 июня вся страна читала ее в «Правде»: «... Вся ее жизнь была неразрывно связана с жизнью и работой Ильича... Первые годы ее работа проходит под руководством Ильича. Ее опыт широкой работы с массами, ленинская привычка прислушиваться к голосу масс сделали ее активным организатором рабкоровского движения...
Сил своих она не жалела, работала с утра до 3 — 4 часов ночи, без отдыха, без перерыва. Уже больная, принимала активное участие в работах районной, Московской городской и областной конференций. Придя на работу с конференции, она почувствовала недомогание, слегла и уже не встала... Дмитрий Ильич работал с 1933 г. Часто болел. Крупская использовала любую представившуюся возможность, любой повод, чтобы рассказать свои истории о Ленине-человеке всем, кто мог их запомнить или записать и передать другим. Когда ее почти перестали публиковать, Крупская начала использовать обходной путь — стала посвящать немалую часть своего времени консультациям для авторов, пишущих о Ленине. Причем не только рассказывала писателям о его жизни, но и использовала остатки своего влияния, чтобы продвинуть написанное в печать. Особое раздражение Сталина и его окружения вызвал роман Мариэтты Шагинян «Билет по истории».
В 1938 году писательница Мариэтта Шагинян обратилась к Крупской по поводу рецензии и поддержки ее романа о Ленине «Билет по истории». Надежда Константиновна ответила ей подробным письмом, чем вызвала негодование Сталина. В решении Политбюро 1938 г. Роман из употребления изъяли, а всех причастных к его выходу в свет, включая Крупскую, наказали. В решении говорилось: «Осудить поведение Крупской, которая, получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа в свет, но, наоборот, всячески поощряла Шагинян, давала о рукописи положительные отзывы и консультировала Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку. Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП б , за спиной ЦК ВКП б , превращая тем самым общепартийное дело составления произведений о Ленине в частное и семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал". Как и потребовал ЦК, Крупская немедленно написала в несколько редакций отрицательные отзывы на произведения М. В ее письме в «Молодую гвардию» о повести «Володя Ульянов», свое скорректированное мнение она передала словами: «Мне рассказ очень не понравился, слабо показано влияние эпохи, в которой рос и складывался Владимир Ильич...
Я против этой беллетристики, искажающей действительность». Относительно первой мотивации убийства Крупской, зададим себе вопрос: могла ли она выступить с осуждением деспотизма на XVIII съезде по сути дела отстраненная от важных дел, одинокая, запуганная до смерти женщина? То, что она была морально деморализована, говорят факты ее официальных заявлений с раскаяниями и осуждений своих ошибок. Естественно, что выходила она на трибуну с покаяниями не по доброй воле, и ее голосование за исключение из партии ее ближайших соратников, и ее подписи в партийных комиссиях, решавших судьбы ленинцев — все это она была вынуждена делать, сознавая силу угроз Сталина и его команды. И то, что эти угрозы могли воплотиться в жизнь, и эту команду не остановит даже то, что она была женой Ленина, она не сомневалась. Идти на героические подвиги, во имя неизвестно чего и разоблачать деспота, у нее не было сил. Авторы этой версии предполагают, что больная женщина, могла как Данко, разорвать свою грудь, вынуть сердце и освятить дорогу народам. Идти на самопожертвование, а этим бы и обернулись даже некие слабые намеки на критику Сталина, она не была способна, да и была достаточно разумна, чтобы понять, что такая акция бесполезна. Вторая причина, могла быть принята всерьез, если бы в действительности за Сталиным было замечено, что он расправлялся таким образом с теми, кто ему просто надоел.
Прибегать к таким экзотическим методам устранения Крупской, как отравление, Сталину не было никакой нужды. Он постоянно держал Крупскую под своим контролем. И стоило ей даже в каких-то мелких вопросах отклониться от его курса партии, ее вызывали и делали серьезное, нешуточное внушение. В последние годы своей жизни, после казни ее друзей, соратников и всей ленинской гвардии, ей стало ясно, что с этой машиной воевать в одиночку не по силам. И она ушла от политической активности. Ей хотелось поддержать Мариэтту Шагинян, написавшую интересную книгу о ее муже, но и тут ей сделали серьезное внушение, и снова ей пришлось перешагнуть через себя и выдумывать отрицательные отзывы. Кровожадность Сталина проявлялась по отношению к его противникам и к тем, кто их поддерживал, и к тем, кто что-то знал о его прошлом и мог сболтнуть. А Крупская для него была не опасна, и он ее третировал заявлениями, что она плохо ухаживала за умирающим мужем, что не навещает его в Мавзолее. Однажды Крупскую вызвал к себе Сталин и в присутствии соратников принялся отчитывать за то, что она «мало того что загнала мужа в могилу, так еще и совсем забыла его, вон, в Мавзолее несколько месяцев не была».
Бывший директор лаборатории Мавзолея профессор Сергей Дебов рассказывал, что Сталин установил для Крупской специальные часы для посещения покойного мужа. Около саркофага ставили стул, и Крупская, хотела она того или нет, должна была провести в Мавзолее отведенное время. Профессор говорил, что Надежда Константиновна разговаривала с Лениным, рассказывала ему что-то, плакала, а потом вдруг смеялась так, будто сходит с ума. Понятно, что после таких нервных нагрузок здоровья у нее не прибавлялось. Последний ее визит в усыпальницу состоялся в 1938 г. По воспоминаниям современников, Крупская, подойдя к гробу мужа, якобы сказала сопровождавшему ее Борису Ильичу Збарскому: «Борис Ильич, он все такой же, а я старею». О том, что она должна скончаться в ближайшее время, Сталину докладывали наблюдавшие ее доктора. Начиная с 1912 г. После покушения на Ленина в 1918 г.
Врачи рекомендовали ей регулярно отдыхать, сокращать число рабочих часов. Но она продолжала упорно работать сутками: писала рецензии, давала указания, отвечала на письма, готовила выступления, переписывала книгу воспоминаний, хотя понимала, что ее уже вряд ли удастся напечатать. Даже за два месяца до смерти она продолжала интенсивно работать. В ее истории болезни зафиксировано: «3 января 1939 г. После прогулки на воздухе в «Архангельском» наблюдалось помутнение в глазах.
Галантерейные амбиции
Надежда Константиновна писала о том, что в то время обстановка в стране оставляла желать лучшего: притесняли как поляков, так и евреев. Получается, что Сталин все-таки "приложил руку" к смерти Крупской, причиной которой стал не отравленный торт, а то, что Надежде Константиновне вовремя не оказали медицинскую помощь. После смерти мужа в 1924 году Надежда Константиновна Крупская полностью посвящает себя работе. Надежда Константиновна Крупская на Викискладе.
Жена Ленина – Надежда Крупская
Надежда Константиновна Крупская среди пионеров. /. Когда это не помогло, Надежду Константиновну госпитализировали в кремлёвскую больницу, но помочь ей медицина была бессильна – сказалось многолетнее разрушение внутренних органов, спровоцированное Базедовой болезнью. После смерти Ленина в январе 1924 года все, что осталось у бездетной Надежды Константиновны – это работа.
Поход на молодежь
Напряженная работа уже не требовалась, с ее мнением никто из соратников вождя не считался, и особенно Сталин. Он еще при жизни Ленина крепко поссорился с Крупской, когда та выступила против попыток Сталина отстранить Ильича от управления страной. Ему пришлось по требованию Ленина извиниться перед Крупской. Но он этого не забыл, он это ей припомнил. В 1938 году писательница Мариэтта Шагинян обратилась к Крупской с просьбой — быть консультантом по различным сторонам жизни Ульяновых, которые описывались в ее книге «Билет по истории». Надежда Константиновна приняла предложение с удовольствием, не зная, чем это ей может грозить. А Сталин был крайне недоволен.
Этот вопрос даже обсуждался на одном из пленумов ЦК партии. В постановлении пленума говорилось: «Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП б , за спиной ЦК ВКП б , превращая тем самым общепартийное дело составление произведений о Ленине в частное семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал…» Болезнь и причина смерти Из жизни Крупская ушла внезапно. Да, она уже была немолода, много болела. Но не старые болезни стали причиной ее кончины. Самая большая загадка то, о чем она собиралась говорить на 18-м съезде партии.
Об этом знали многие, ведь тайны из этого Крупская не делала. Но в этом выступлении могла пойти речь и о Сталине. Стол был скромный, поели пельменей, выпили чаю. Надежда Константиновна была в хорошем расположении духа, много шутила. Вечером она почувствовала себя очень плохо.
Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности.
Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма.
Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т.
Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива.
Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии».
В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога.
Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи.
Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания.
Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки? Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям».
Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом.
В этот же вечер Надежда Константиновна собралась за город. Последние годы она часто ездила в Архангельское, в дом отдыха старых большевиков. Там, среди товарищей и друзей, ей хорошо отдыхалось… А завтра выходной день, надо немного отдохнуть, что-то последнее время сердце пошаливает, стала быстро уставать… На другой день с утра к ней в дом отдыха приехали старые, испытанные друзья. Первыми приехали Кржижановские — беспокойная, милая Зинуша с Глебом. Сели завтракать. Начались поздравления, вспоминали прошлое, шутили, смеялись… Потом решили все вместе сфотографироваться. Ведь не так часто друзьям приходится собираться.
Все шло хорошо… Но к вечеру Надежда Константиновна вдруг почувствовала себя очень плохо. От страшной боли она временами теряла сознание. Вызвали доктора. Доктор предложил перевезти больную в Москву, в больницу, установив предварительно диагноз — воспаление брюшины. Через несколько часов ее доставили в кремлевскую больницу. К концу дня ей стало хуже, около нее постоянно дежурили врачи и сестры. На другой день, 25 февраля, она находилась в очень тяжелом состоянии. И только к вечеру пришла в сознание. В Кремль на имя Крупской шел поток телеграмм и поздравительных писем от сотен организаций, от товарищей, от друзей… В ночь на 27 февраля положение Надежды Константиновны резко ухудшилось, она почти не приходила в сознание.
За развитием тиреотоксикоза можно проследить по фотографиям и воспоминаниям современников о постепенно менявшейся внешности Крупской. Вот перед нами гимназистка и бестужевка. Подруга Наденьки Ариадна Тыркова описывает ее как стройную барышню, очень хорошенькую, легко красневшую, с нежной белой кожей, большими но вовсе не навыкате!
Так она выглядела и в 18 лет, и в 20. А к 25 годам — моменту знакомства с будущим мужем — у Крупской, по всей видимости, уже начал развиваться экзофтальм. Иначе с чего бы Ленин, выбравший себе подпольную кличку Старик для участия в деятельности Союза борьбы за освобождение рабочего класса, придумал своей новой знакомой позывные Рыба и Минога?
Первое, чем привлек внимание Крупской «приезжий с Волги», оказавшийся младшим братом казненного за 7 лет до этой встречи знаменитого бомбиста Александра Ульянова, повешенного за подготовку покушения на Александра III, был его сухой злой смех. Обвенчались они только через 4 года в ссылке. Крупская утверждала: по любви «Были мы мужем и женой и хотели жить и работать вместе… То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не означает, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти…».
Но брак заключили в том числе и по партийной необходимости. Изначально Ленин пытался приударить за другой марксисткой — Аполлинарией Якубовой. Даже сделал ей предложение, но получил отказ.
А у Крупских Ульянов года два обедал по воскресеньям. Кулинарные таланты будущей тещи помогли проложить путь к сердцу через желудок. После 7 месяцев тюрьмы Надежде предстояло на 3 года отправиться в ссылку в Уфимскую губернию, но она попросила разрешения отбыть ее в Сибири, в Шушенском, вместе с женихом.
О том, что красота Крупской к моменту свадьбы уже поблекла под влиянием развивающейся болезни, косвенным образом свидетельствует высказывание друга и соратника вождя Глеба Кржижановского. Он утверждал, что Ульянов мог найти и покрасивее, но вот умнее и преданнее делу, чем Крупская, в его окружении не было. Одиночное заключение расстроило и без того хрупкое здоровье Надежды Константиновны, всегда боявшейся одиночества.
Ее худший кошмар сбылся, только разговаривать с Богом, как в детстве, она уже не могла. А ведь молитва порой заменяет курс психотерапии! Тюремный врач, осмотревший Крупскую 31 марта 1897 года, обнаружил, что та «похудела, ослабла в результате расстройства… пищеварения и не может заниматься умственным трудом в результате нервного истощения».
В тюрьме субклиническое нарушение функции щитовидной железы стало переходить в клинически явную фазу, обрастая дополнительными симптомами. Самым травмирующим из них был отнюдь не экзофтальм, а бесплодие. Крупская мечтала стать матерью, а уж о том, как любил детей Ленин, все, кто вырос в СССР, наслышаны с ясельного возраста!
Новоиспеченных супругов терзали вопросом: «не прилетают ли пташечки»? То есть аисты, подкладывающие младенцев в капусту. В эмиграции Надежда Константиновна на партийное пособие тайно, поскольку это было нецелевое расходование средств!
А в будущем «первую оборванку страны» ждали еще более горькие разочарования и потрясения. Оборванкой уже после революции стал называть жену Ленин, намекая на ее неухоженность и небрежность в одежде в отличие от того, как выглядела фактическая первая леди того периода — Иннесса Арманд. Унизительный любовный треугольник здоровья Крупской не прибавил.
А после болезни и смерти Ленина она стала невыездной и не могла уже лечиться у швейцарских эндокринологов. Впрочем, в то время даже самая продвинутая медицина не могла ей помочь. Ленин не без юмора зовет жену дома партийными псевдонимами Рыба и Минога.
После двух лет ссылки Крупская заболела, и «доктор нашел, что ее болезнь женская требует упорного лечения, и она должна на 2—6 недель лечь в постель». Высказывалось мнение о том, что Надежда Константиновна страдала генитальным инфантилизмом — анатомическим и гистологическим недоразвитием половых органов с гипофункцией яичников. Но, скорее всего, ничего подобного у нее не было, а бесплодие явилось результатом тиреотоксикоза.
Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?
Надежду Константиновну Крупскую всегда интересовали проблемы педагогики. Она организовывала работу библиотек, школ для взрослых, посещала школы и боролось с неграмотностью. Крупская участвовала в развитии программы народного образования, боролась за то, чтобы оно было обязательным для всех и бесплатным. Всегда настаивала на важности дошкольного воспитания, была ярой противницей физических мер наказания.
Помимо педагогической деятельности, которой Надежда Константиновна занималась до конца своих дней под гнетом тяжелой болезни, большое внимание она уделяла вопросам гигиены. Вместе с братом Ленина, наркомом здравоохранения Дмитрием Ильичем Ульяновым, провела грандиозную кампанию по введению в Советском Союзе пустышек, чем спасла жизнь миллионам грудных детей. До этого матери использовали мякиш хлеба, в котором могла оказаться споры грибка, вызывающие тяжелое отравление.
Последние дни жизни Крупской Смерть Надежды Крупской до сих пор вызывает множество вопросов и разногласий. Все потому, что последние годы жизни не были для нее легкими. После смерти Ленина, на публике ей оказывали всяческое почтение и уважение, а на самом деле этот человек постоянно подвергался унижению, очернению и компрометированию.
Многие сомневаются, что Надежда Крупская умерла естественной смертью. А все потому, что она не поддерживала сталинский режим и народные репрессии. Однажды Крупская даже сказала, что если бы Владимир Ленин был жив, то вероятнее всего он тоже оказался бы в тюрьме.
Конечно, Сталину это все не нравилось, поэтому их отношения складывались самым непростым образом.
Запущенная «Базедова болезнь» сказалась и на характере, и на внешности Надежды Константиновны: несоразмерно толстая шея, выпученные глаза, суетливость, раздражительность, плаксивость. Надежда Константиновна Крупская 1869-1939 Версию о том что «рыбные клички» Надежде Константиновне Крупской дал сам Ленин приводит историк Борис Соколов, подвергающийся резкой критики со стороны коллег за фальсификацию истории. В своей книге «Ленин и Инесса Арманд» Соколов утверждает, что Владимир Ильич относился к недугу жены с иронией и сам нередко называл ее «рыбными» именами: «Под «селедочным видом» подразумевалось прежде всего то, что у Крупской глаза были навыкате, как у рыбы, — один из признаков диагностированной позднее базедовой болезни.
Ленин к этой особенности внешности будущей супруги относился с легкой иронией, присвоив Крупской соответствующие партийные клички: Рыба и Минога. Владимир Ленин и Надежда Крупская , 1922 год Совсем другую версию происхождения «рыбных прозвищ» приводит современная писательница Анастасия Монастырская. В книге «Самые известные романы ХХ века» она утверждает, что прозвище «Селедка» Надежда Крупская получила не только за внешность, но и в силу своей застенчивости. Кроме того, что Надежда Константиновна была довольно грузной женщиной, отличалась тяжелыми чертами лица и выпуклыми глазами, она страдала прямо-таки патологической застенчивостью.
Порой Крупская впадала в странный ступор и могла промолчать несколько часов кряду.
Несмотря на то, что Крупская родилась 26 февраля, 24 числа 1939 года в Архангельском ее уже навестили первые гости. Согласно содержанию книги Веры Васильевой «Кремлевские жены», Надежда Константиновна с удовольствием угощалась Сталинским тортом, но уже вечером ей внезапно сделалось плохо. Вдову Ленина госпитализировали, но даже врачи легендарной Кремлевской больницы не смогли ее спасти.
На следующий день после того, как Крупской исполнилось 70, ее не стало. Ядовитый или безвредный десерт? Слух о том, что причиной смерти Крупской был отравленный по приказу Сталина торт, появился в том числе благодаря Никите Хрущеву. По крайней мере, Вера Васильева утверждает, что именно он сообщил членам политбюро о том, что Надежда Константиновна умерла от яда, который содержался в десерте.
Однако, как справедливо отмечает Владимир Лавров, торт ела не только супруга Ленина, но и остальные гости. Но все, кроме именинницы, остались живы и здоровы.
Правда, Абрамов утверждает, что найденные им документы опровергают легенду о службе деда Крупской в русской армии и его участии в штурме Измаила. Одиночество и вера Как вспоминала сама Крупская, ее «религиозность» продолжалась до двадцати с небольшим лет. Ее причину Надежда Константиновна видела не в «мистике», а в одиночестве. У нее было достаточно подруг, но разговаривать с ними на сокровенные темы она не могла. Говорила, что «не умеет выразить переживания так, чтобы они были понятны другим». Крупская писала, что Бог, по тогдашним ее понятиям, «должен понимать, что происходит в душе у каждого человека».
Она вспоминала, как любила часами смотреть на лампадку перед иконами. Впрочем, марксизм оказался намного проще для ее понимания, к тому же он лишил ее одиночества. Борьбе с детским одиночеством Крупская отдаст немало сил, настаивая на том, что необходимо налаживать «коллективную работу детей», которая позволит им осознать себя частью единого целого. Она разработает конкретную методику для учителей по сплочению коллектива, члены которого смогут «идти сообща к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни». Молодожены Надежда и Владимир познакомились на одном из вечеров петербургских марксистов, устроенном у инженера Классона. Что покорило недавнюю гимназистку, увлеченную революционными идеями, в будущем вожде мирового пролетариата: острый ум, красноречие, задатки лидера? Вероятно, все сразу. По воспоминаниям революционера Глеба Кржижановского, «Владимир Ильич мог найти красивее женщину… но умнее, чем Надежда Константиновка, преданнее делу, чем она, у нас не было…» Они обвенчались во время ссылки в Шушенском.
В этом забытом Богом местечке они проведут, пожалуй, самые счастливые мгновения своей жизни. Много позже Крупская напишет, что ссылку скрашивало то, что они были молодоженами: «То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти…» Сладости и споры Тот факт, что Надежда Константиновна не была идеальной хозяйкой, пожалуй, уже не вызывает сомнения.
Красивая и образованная
- ПОСЛЕДНИЕ ДНИ
- Работа вместо детей
- Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь, фото, видео -
- Взрослая жизнь
- Крупская. Дочь гувернантки (Татьяна Алексеевна Щербакова) / Стихи.ру
Н.К. Крупская. Тайна жизни и смерти
Получается, что Сталин все-таки "приложил руку" к смерти Крупской, причиной которой стал не отравленный торт, а то, что Надежде Константиновне вовремя не оказали медицинскую помощь. 27 февраля 1939 г. в 6.15 утра Надежда Константиновна Крупская умерла в кремлевской больнице. В эмиграции Надежда Константиновна на партийное пособие (тайно, поскольку это было нецелевое расходование средств!) прошла в Лозанне курс лечения от бесплодия, но без результата.
Галантерейные амбиции
Цитата: «Я видела детские сады в Швейцарии и Франции. Там учили только слушаться и работать в одиночку. Важно, чтобы работа детского сада была так организована, чтобы детям сначала в кругу небольших групп, а потом и в более широких группах постоянно приходилось разрешать общие трудовые и организационные задачи. Построй домик, сделай садик, но не в одиночку, а вдвоем, втроем, вчетвером. Играй не в одиночку, а вместе. Учись не в одиночку, а вместе. Система Монтессори тем и нехороша, что она разъединяет, а не объединяет ребят. Страшно много может дать в смысле привычки сообща действовать игра.
Отношения супругов как минимум в первые годы носили полноценный характер, и о детях они задумывались.
Но прогрессирующая болезнь лишила Надежду возможности стать матерью. Эту свою боль она наглухо закрыла в сердце, сосредоточившись на политической деятельности, став главным и самым надёжным помощником своего мужа. Соратники отмечали фантастическую работоспособность Надежды — все годы рядом с Владимиром она обрабатывала огромный объём корреспонденции, материалов, вникая в совершенно различную проблематику и успевая одновременно заниматься написанием собственных статей. Она была рядом с мужем и в ссылке, и в эмиграции, помогала ему в самые сложные минуты. Между тем её собственные силы подтачивала болезнь, из-за которой её внешность становилась всё более уродливой. Каково было переживать Надежде всё это, знала лишь она. Любовно-партийный треугольник Надежда отдавала себе отчёт, что Владимир может увлечься другими женщинами. Так и случилось — у него вспыхнул роман с ещё одной соратницей по борьбе, Инессой Арманд.
Эти отношения продолжились и после того, как в 1917 году политэмигрант Владимир Ульянов превратился в лидера Советского государства Владимира Ленина. Инесса Арманд — муза Владимира Ленина История о том, что Крупская будто бы ненавидела соперницу и всю её семью, является вымыслом. Надежда всё понимала и неоднократно предлагала мужу свободу, даже готова была сама уйти, видя его колебания. Но Владимир Ильич, делая непростой не политический, а жизненный выбор, остался с женой. Это трудно понять с точки зрения простых бытовых отношений, но Инесса и Надежда оставались в хороших отношениях. Их политическая борьба стояла выше личного счастья. Инесса Арманд умерла от холеры в 1920 году. Для Ленина эта смерть стала тяжёлым ударом, и пережить его помогла Надежда.
В 1921 году тяжёлая болезнь сразила самого Ленина.
Сама она вспоминала то время, как самое счастливое в жизни. Щеки горели, тоненькая фигурка и скромные, но петербургские платья, длинные распущенные волосы вызывали восторженные взгляды. В Шушенском в ней проснулась страстная женщина. Крупская писала: «Мы ведь молодоженами были — и это скрашивало ссылку». Среди многих ссыльных она была самой привлекательной — конкуренток не было. Все, кто встречал Крупскую в Шушенском, в один голос восхваляли ее прелести, а революционер Лепешинский говорил, что от ее очарования у всех дух захватывало. В нее влюблялись.
Например, революционер Виктор Курнатовский — он был очень красив. Обычно скромная, молчаливая Крупская поразила его образованностью и остротой суждений. Между ними проскочила искра. Позже она приезжала к уже больному Курнатовскому в Париж, похоже, без ведома Ильича. Вот воспоминания того периода: «Я заходила к нему несколько раз. Приносила ему газеты... Мы долго разговаривали с ним по душам». Васильева: Да, власти вынудили их повенчаться в 1898 году, что очень радовало ее мать — Елизавету Васильевну, она была очень набожной.
Да и сама Надежда писала, что в детстве проводила много времени перед иконами. Васильева: Крупская любила детей, но болезнь лишила ее счастья материнства. Васильева: Не надо забывать, что «базедка», как она ее называла, осложнялась сопутствующими заболеваниями. А также колоссальной эмоциональной и физической нагрузкой, тюрьмами, ссылками. Она пыталась лечиться, но официальная медицина тогда была слаба, а к народной революционерка-атеистка не могла прибегнуть. Не богатырского здоровья был и Ильич. Да и поженились они уже почти тридцатилетними. Что Крупская кормила его исключительно яйцами, поскольку хозяйка из нее была плохая.
Это правда? Васильева: Хозяйка отвратительная, это правда. Но она никогда не занималась рационом Ильича. Ее мать была молодоженам и кухаркой, и прачкой, и горничной. Да и воспоминания Надежды о быте в ссылке говорят сами за себя: «Дешевизна в этом Шушенском была поразительная. Например, Владимир Ильич за свое жалованье — восьмирублевое пособие — имел чистую комнату, кормежку, стирку и чинку белья… Правда, обед и ужин был простоват — одну неделю для Владимира Ильича убивали барана, которым кормили его изо дня в день, пока не съест; покупали на неделю мяса, работница во дворе в корыте, где корм скоту заготовляли, рубила купленное мясо на котлеты для Владимира Ильича, тоже на целую неделю. Но молока и шанег было вдоволь». А с приездом Крупской и ее заботливой матери жизнь у Ленина стала веселее.
Вот что вспоминает Надежда Константиновна о том периоде: «Мы с мамой воевали с русской печкой. Вначале случалось, что я опрокидывала ухватом суп с клецками, которые рассыпались по исподу.
Сегодня многие педагоги — и не только в России — развивают это направление. Надежда Крупская, 1936 год Отметим и такой штрих. Когда стали чинить препятствия для приема в школы детей дворян, священников, кулаков, Крупская выступила против: «Ребенок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чем не виноват. Ребенок есть ребенок.
И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста». Она ведь и сама — дочь и жена господ дворянского происхождения. С годами она стала ортодоксальнее. По крайней мере, нередко проявляла себя именно с этой стороны. А ведь в юности боролась с церковной ортодоксией, властвовавшей в царской России. Между тем, даже самые несправедливые ее статьи написаны мастерски, темпераментно, строгим, взвешенным языком. Думаю, даже порывистому Ленину было интересно беседовать с этой женщиной.
К тому же она была дипломатична. Их споры и политические раздоры не выходили за порог дома. Азбука демонизации Чего только не приписывают «жене вождя» в наше время! Даже сжигание книг. Без доказательств, зато с фанатической уверенностью. В собственной правоте. Крупскую упрекают и в исключении из школьной программы Достоевского.
Действительно, он не стал главным героем советской школьной программы. И Крупская его недолюбливала — за приверженность религиозному дурману. И в то же время, стали ли в России в 1920-е годы меньше читать Достоевского? Вовсе нет. Его в особенности — роман «Преступление и наказание» постоянно обсуждали в литературных кружках, в то время весьма популярных. Его, в отличие от Толстого, не подняли на официальный пьедестал — по понятным идеологическим причинам. Но и не запрещали.
И тиражи Достоевского, и востребованность его книг в библиотеках хотя «Бесов» оттуда действительно изымали — и это неудивительно только росли. Надежда из киноленты Она ушла ровно в 70 лет, давненько растеряв здоровье. После смерти ее слава только выросла: теперь никто не боялся, что Надежда Константиновна взбрыкнет и осудит очередной изгиб линии партии. Москва, Сретенский бульвар. Июль 2014. Фото: Wikimedia Десятки раз Крупская становилось героиней кинофильмов, а книг, в которых она действует, не сосчитать, как и картин, на которых ее запечатлели художники. Правда, чаще она бывала второстепенным персонажем, но не всегда.
В Москве есть памятник молодой Крупской — на площади Сретенских ворот. Его создали скульпторы, мать и сын, Екатерина и Александр Белашовы. Это вообще был достаточно популярный парковый сюжет — Ленин и Крупская, то в зимнем облачении, в ушанке и теплом платке, то в летнем. Памятник Н. Крупской и В. Ленину на улице Крупской в Москве Конечно, всё это — живописные полотна, поэмы, кино — прежде всего, связано с её мужем. Но в одном из фильмов она стала заглавной героиней.
В роли Крупской - Наталия Белохвостикова Молодые революционеры там влюбляются, поют под гитару, веселятся, выглядят беззаботно, но, конечно, ни на минуту не забывают и о политике. Роль молодой Надежды Крупской сыграла Наталия Белохвостикова. Человечно, не выспренно. Она — нежный цветок, но в то же время — решительная революционерка, борец. Так оно и было. Мы мало знаем, какими они были — молодые подпольщики, рано посвятившие жизнь борьбе, но не ставшие функциями, роботами. Не менее обаятельна в роли Крупской была и Елена Ситко, несколько раз сыгравшая ее в фильмах о молодости революционеров.
Всё это — кинокартины, достойные просмотра. Елена Ситко. Фото: Wikimedia Потом настало время анекдотов. Ленинский монумент в идеологии разрушился года за два — в 1990—1992-м. Болезненно и быстро. По крайней мере, в официальной плоскости. Пострадала и Надежда Константиновна, о которой с тех пор чего только не судачили.
Если вспоминали — то старались оставить за пределами обзора все, что может вызывать уважение.