В книгу вошла известная повесть Владимира Железникова "Чучело", рекомендованная к прочтению в 5—6 классах. В эпоху до Интернета мы узнавали новости из прессы. Знаменитая повесть «Чучело» известного детского писателя Владимира Карповича Железникова (род. в 1925 г.) вышла в свет в 1981 году. Режиссер Ролан Быков снял фильм «Чучело» после семилетнего перерыва. Этой важной теме посвящено произведение «Чучело», которое в 1982 году написал Владимир Железников.
Чучело. Повести
Николай Николаевич, бывший офицер, ветеран войны, вернувшийся на старости лет в дом детства, питается скромно, ходит в старом латаном пальто и тратит огромные суммы на картины своего прапрадеда — крепостного художника. Весь город считает «миллионы» этого Заплаточника. Лена ему под стать — истинное Чучело для своего школьного окружения, не считывает язвительный умысел прозвищ и гордо заявляет, что они «с дедушкой два сапога пара». Оппозиция к нормальности определяет обращение с Бессольцевыми. Они — чужаки и чудаки, представляющие опасность и объект насмешек. Все их естество — нескончаемое оскорбление «нормы». И у Быкова, и у Железникова образы обоих героев прочно связаны с мотивом погони, неслучайно вынесенной во внешнее пространство. Орава детей дразня носится за Николаем Николаевичем; словно преследуя беспомощную жертву, одноклассники гонят Лену по городу. Но городу все равно. Родина семьи Бессольцевых, земля многовековой связи с предками — важнейшая композиционная скрепа персонажа Николая Николаевича — представлена пространством равнодушным, причем не только к главным героям. Во второстепенном эпизоде, добавленном Быковым, экскурсовод скучающим, отшлифованным тоном сообщает группе: «В этом городе мы ознакомимся с шедеврами русского зодчества.
Это центральная площадь города. Здесь мы задержимся на несколько минут». Человеческие взаимоотношения и внимание друг к другу сводятся к чистой формальности. Это становится негласной причиной главного конфликта и драматично выводится в геометрии сцены публичной «расправы» над Леной. Догнав, одноклассники принимаются бить девочку ногами на той самой центральной площади, перед экскурсантами. Но уже в следующем кадре возмущенные возгласы «как вам не стыдно!? Мимоходом оброненные воспитательные фразы, по привычке проведенные дежурные диалоги характеризуют взрослых персонажей в «Чучеле». Они изолированы от жизни детей по своей воле и интересуются ей на ходу, в постоянной спешке, из-за чего их роль в повествовании почти всегда трагикомична. Мама Лениной одноклассницы Моти, парикмахер тетя Клава, видя очередную погоню за Леной исступленно кричит: «Что вы делаете?! Вы прическу ей испортите!
Я сейчас милицию позову. Ух, паразиты! Куда только ваша школа смотрит?! Где ваша комсомольская организация?! На что один из отставших, Васильев, на миг обернувшись, беззастенчиво отвечает: «А у нас каникулы». Он — один из неопределившихся, невольная жертва коллектива — ясно видит зло, к которому причастен, по мере скромных сил бунтует «девчонок не бить! Васильев выступает голосом разума, верно отмечая: «Несправедливость детей только ожесточает. Это вам и Сухомлинский скажет, и Макаренко». В контексте застойной эпохи «Чучела» отсылка к педагогам-новаторам — совершенный архаизм. Новое время не чтит старых героев, но и своих не предлагает.
Общее состояние безысходности пробирается в детали. С голубого экрана накрытого кружевной салфеткой телевизора диктор вечерних новостей оптимистично сообщает, что «сегодня существенных осадков не ожидается, температура не изменится». Убедительным символом безразличной, закостенелой и необычайно живучей власти — номинальной, но не функционирующей — представлен персонаж директора школы, Александры Васильевны. В кадре она возникает дважды — крупным планом, в формате расхожих портретов первых государственных лиц. Встречая учеников на крыльце школы с бессменной официальной улыбкой и отсутствующим взглядом, она механически кивает и повторяет лишь одно слово: «Здравствуйте! Экран ревностно оберегали от фильма, который снял человек, некогда заявивший устами своего героя: «Это даже хорошо, что пока нам плохо». С момента этой песенки доктора Айболита и картины Быкова «Айболит-66» 1966 его убежденность в важнейшей роли кинематографа для детей только росла : «Ответьте мне: существует ли детское солнце? Солнце одно для всех, но дети живут под солнцем, ощущают и понимают его, может быть, острее, чем взрослые. Все кино детское, когда его смотрит ребенок. Вся жизнь — детская, раз дети принимают в ней участие».
Дело в том, что Быков в прямом смысле нашел для Железной Кнопки мужа: после съемок юным актерам на киностудию мешками приходили письма, но детям их не отдавали, так как в большинстве случаев там были предложения о знакомстве. Однако одно письмо режиссеру приглянулось: автор был студентом, поэтому сообщение для Филипповой было серьезным и вдумчивым. Быков отдал его Ксении, после чего завязалась переписка и молодые люди встретились, а как только Железной Кнопке исполнилось 18, пара заключила брак, в котором они живут вместе по сей день. Последняя роль Никулина На роль дедушки режиссер фильма долго не мог найти подходящих кандидатов. У Быкова даже начали мелькать мысли о самостоятельной игре в фильме. Но появление на пробах Юрия Никулина решило вопрос. Именно таким должен был быть Николай Николаевич. Худсовет с самого начала был против этого фильма, а участие Никулина и Орбакайте только обострило их реакцию. Но «Чучело», вопреки большим опасениям Быкова, не закрыли. При этом, роль дедушки стала последней работой Юрия Никулина в художественном кино.
Неожиданное появление Аллы Пугачевой На пятый день съемок фильма Кристина Орбакайте упала с лестницы и сломала руку.
Но у них что—то не заладилось в отношениях. Себя Ролан Антонович тоже рассматривал вполне достойным кандидатом на эту роль. Но первая же проба Юрия Никулина затмила всех остальных. Ветеран Великой Отечественной войны, прошедший все ее дороги от горестного сорок первого до победного сорок пятого, Юрий Владимирович в фильме играет опыт и мудрость своего поколения. В начале осени 1982 года ребят вывезли в Калинин, на натуру. Однако город киношников не принял. Местные пацаны пообещали излупить малолетних артистов. На пятый день съёмок в Калинине Кристина сломала левую руку, когда, выбегая из кадра, упала на лестнице.
Это был кадр из сцены, где Дима и Лена с чемоданами в руках убегают от класса. В детской областной больнице Калинина ей наложили гипс, который никак нельзя было оставлять на виду, и поэтому в развалины старинного дома, где ребята зажали Сомова эта сцена снималась следующей , Лена прибегает с намотанным на руку зелёным шарфом, которым ей затем завязывают глаза. С гипсом Кристина ходила 2 недели, и именно на один из этих дней пришёлся тот, когда Алла Пугачёва, почувствовав неладное, приехала на съёмки без предупреждения и застала свою дочь в больнице с гипсом на руке. Сославшись на прогулку по парку, она вывела Кристину из больницы и попыталась склонить к побегу со съёмочной площадки, но та отказалась. По воспоминаниям членов съёмочной группы, Кристина вела себя отнюдь не как дочь знаменитой певицы. И хотя она не рыдала над судьбой Лены Бессольцевой по ночам в подушку, она никогда не спорила с Быковым и делала всё именно так, как он просил. Взбунтовалась Кристина лишь однажды: когда Лена по сюжету отстригает свои косы. Сначала она согласилась отрезать свои настоящие волосы, но потом в последний момент поменяла своё решение. Основным аргументом было: «Мама не разрешила!
Я просто делала то, что от меня требовал Ролан Быков. Нас было человек двадцать детей. Мы смеялись, ели мороженое, заводили детские романы. И вдруг команда режиссера: «Так, ты сейчас идешь вперед, а вы через некоторое время догоняете ее и бьете…» Перед важными сценами Быкову иногда приходилось меня изолировать — я смешливая, а нужно было плакать» Выход фильма на экран. Еще до выхода фильма на экраны Ролану Антоновичу потребовались мужество и стойкость.
Зачинщицей всего этого безобразия стала Железная Кнопка, желающая наказать всех, кто поступает, по её мнению, плохо. А её подружка-красавица пыталась повернуть всю создавшуюся ситуацию так, чтобы собрать около себя больше поклонников. Униженная Лена после стольких издевательств смогла собраться с силами и наказать обидчиков.
Нарядившись в полусожженное платье, снятое с чучела, и побрившись наголо, девочка пришла на День рождения того самого мальчика, который рассказал о походе в кино классной руководительнице, и сказала одноклассникам все, что думает о них. Ребята, получив достоверную информацию о том, кто виновник срыва поездки, объявили бойкот Димке. Узнав о произошедшем с Леной, дедушка отдает безвозмездно городу свою коллекцию картин и дарит школе портрет девушки, очень похожей на внучку. Все одноклассники растеряны и чувствуют вину перед Леной. Повесть учит читателей быть более терпеливыми и благосклонными к непохожим на всех остальных людям. Нельзя обижать людей. Краткое содержание - 2 вариант Глава 1 Старинный город на берегу реки Оки, 1978 год. По улицам несется к дому заплаканная 12-летняя Лена Бессольцева.
Она хочет навсегда уехать с дедушкой «от злых людей», от своих одноклассников. Глава 2 История началась с того, что в родной город, в свой столетний дом с четырьмя балкончиками вернулся пожилой фронтовик Николай Николаевич Бессольцев. После смерти жены он заметно сдал, но родные стены, где прошло его детство, вернули его к жизни. Последней в доме жила сестра Бессольцева, сохранившая картины прадеда, талантливого художника. Николай Николаевич продолжил пополнять коллекцию картинами предка. На нее он тратил почти все деньги. Местные жители относились к нему настороженно, а ребятишки смеялись над его пальтишком с заплатками на локтях, дразнили старика «заплаточником». А он ждал, что в старом доме поселится его сын с семьей.
А приехала внучка Лена, нескладная, большеротая, улыбчивая. И в сентябре пошла здесь в 6 «а» класс. Глава 3 История, перевернувшая Ленке жизнь, началась на каникулах в ноябре. А в первый учебный день после них она твердо решила уехать. Дедушка не пускал, и Ленка пригрозила, что раздобудет денег на билет, продав его картину. Бессольцев влепил ей пощечину, а после кинулся вслед за внучкой. Глава 4 У кассы речного пароходства слонялись одноклассники Лены: хулиганы Валька, Лохматый и Рыжий, модница Шмакова со своим поклонником-«рабом» Поповым, лидер класса Миронова по прозвищу Железная Кнопка. Все они собрались на день рождения к Димке Сомову, синеглазому красавчику, отличнику из богатой семьи.
Только очкарик Васильев не захотел идти, за что и был побит. В этот неподходящий момент к кассе подбежала Лена, а следом ее дедушка. Одноклассники были довольны: они победили, «чучело огородное» уезжает. Дедушка увел внучку домой. И тогда она рассказала ему все. Глава 5 Уже 1 сентября ее, новенькую, высмеяли. И она смеялась над собой, над дедом-заплаточником, над своей вечной улыбочкой — «хоть завязочки пришей». Тогда-то к ней и приклеилось прозвище — чучело.
За нее вступился только Дима Сомов. Лена села со своим спасителем за одну парту. Хотя это было место Шмаковой. Маргарита Ивановна, классная руководительница и счастливая невеста, позвала ребят на экскурсию в Москву. Сомов предложил не брать деньги у родителей, а заработать самим. Ребята собирали яблоки, капусту, клеили игрушки на местной фабрике. И Дима опекал Лену. Переполненную копилку Дима вручил тоже ей.
А однажды и вовсе показал себя героем. Прямо при Лене поколотил Вальку, жадного до денег. Тот таскал к живодерам собак. Лена чмокнула Диму в щечку, и они стали друзья «на всю жизнь». Правда, после явился брат Вальки — и побит был уже Сомов. Глава 6 В последний день перед каникулами классная написала на доске, что вместо физики будет литература. Но ребята побежали в кино. В классе под партой остались Шмакова с Поповым.
А еще забытая на столе копилка. За ней-то и вернулся Сомов — и столкнулся с Маргаритой Ивановной. Та назвала мальчишку трусом — и он, возмущенный, выдал весь класс. Их разговор невольно подслушала Лена, ведь она помчалась вслед за своим «героем». Глава 7 Утром школьники уехали в Москву — все, кроме 6 «а» класса. Он был наказан за прогул урока. Авторитет Сомова растаял, деньги поделили. А Железная Кнопка сказала, что среди них доносчик, предатель.
И Лена увидела, как отчаянно трусит Сомов. И взяла вину на себя. Все поверили, кроме «чудика» Васильева. Здоровенный Лохматый чуть ее не побил. Но «идейная» Кнопка придумала кару получше: «Бессольцевой — бойкот! И эту фразу расслышала Маргарита Ивановна. Но ей было некогда — ее ждал в Москве жених.
Чучело. Владимир Железников
Школьное насилие из замалчиваемой темы превратилось с момента выхода картины в 1983-м в постоянно обсуждаемую, слово «буллинг» теперь произносится не только касаемо учебных заведений. Она написала по повести свою версию событий. В спектакле как бы две истории похожие друг на друга. Одну начинает рассказывать местный сторож Валя. У Железникова он был школьником, который собак за деньги на живодерню носил. А здесь он обнаруживает в охраняемом им пространстве подростков а дом тот, Бессольцевых, в котором жили дедушка Николай Николаевич и внучка Лена. Дети собрались поиграть на инструментах. Тогда он берет бас-гитару и начинает рассказывать про случай в его молодые годы. За всем эти наблюдает, иногда подключаясь, Пугало, тоже Лена Полина Малых. Над ней постоянно насмехаются одноклассники.
В целом знакомый сюжет узнается. Новая нескладная девочка пришла в класс. Ее дедушка известен как «заплаточник», потому что носит старое пальто. Она влюбляется в Диму Сомова, который один раз в сквере дал ей сапоги с шерстяными носками. Там одноклассники зарабатывали деньги, чтобы поехать в Москву.
А возвращается поникшая, в грязном платье. Оказывается, Сомов с ними заодно. Она даже окно разбила в доме, где веселились одноклассники. И Сомов. Глава 11 В сад, где Лена вешала сушить вчерашнее платье, прокрался Сомов. Он назвал себя «подлым трусом», сказал, что немедленно признается во всем. И поцеловал ее. Как назло, их увидел Валька. Он утащил платье с веревки. Дима помчался вдогонку, Лена за ним. В сарае уже ждали одноклассники. И Сомов струсил в сотый раз. Признался, а потом сказал, что пошутил. И Лена вошла в сарай, чтобы придать Димке сил. Но вышло только хуже. Сомов присоединился к травле. Как и все, швырял ее платье по кругу, а когда в него вырядили огородное пугало это будто она, «чучело» — согласился его поджечь. Больше Лена ему не верила — и ударила по лицу. Страх исчез. Вся компания разбежалась, спасаясь от горящего чучела в ее руках. Глава 12 Лена ждала восстановления справедливости от Маргариты Ивановны. Но та, счастливая жена, обо всем забыла. И Лене лишь осталось объявить ей, что она уезжает. Было обидно, но Лена чувствовала, что получает по заслугам. Разве не она стыдилась дедушки, когда сам Сомов назвал его «нищим»? А ведь Лена знала, что дедушка тратит пенсию на прекрасные картины крепостного художника, ее предка. Праздник в доме Сомовых был в разгаре. Кажется, ее отъезд для всех станет облегчением. Только упрямый Васильев, как и обещал, к Сомову не пошел. Он заглянул к Бессольцевым. Из вежливости посмотрел картины, пожалел, что их никто не видит. При этих словах дедушка вдруг оживился, будто придумал что-то. А еще Васильев обвинил Ленку в трусости. А уж этого она стерпеть не могла. Глава 13 Тетя Клава из парикмахерской стричь ее не хотела. Рыжий сын ее Толик рассказал, что из-за нее сорвалась та поездка. Лена ей первой призналась, что невиновна. Впрочем, Сомова не назвала. И тогда та остригла ее наголо — как потребовала Ленка. Раз она чучело — пусть так и выглядит. И в платье она влезла в то самое, с обгоревшего пугала. И в таком виде явилась на праздник к Сомову. Каждого задела иронией, выдала живодера Вальку, поздравила именинника, развела руками, что в класс к ним затесалось противное «чучело». Уходя, добавила, что они вызывают в ней жалость. Праздник померк, все разошлись. Только Шмакова праздновала победу над Сомовым. Его тайна была в ее руках. Глава 14 Утром Лену разбудил стук топора. Это «дедушка заколачивал свой дом». Он решил ехать вместе с внучкой. Лишь одну картину, «Машку», он взял с собой. На ней — хрупкая девчушка его бабушка, в будущем — учительница , вылитая Лена, с искренним, открытым, беззащитным лицом. И острижена наголо, будто после болезни. Эту картину он получил в дар от одной старушки. Мимо пристани промчался бледный Сомов. За ним гнался весь класс. Кажется, правда вышла наружу. Как потом оказалось, выдал его Попов, верный «раб» Шмаковой. И Лена не удержалась, захотела еще раз посмотреть всем им в лицо. Вновь объявлен бойкот. Среди леса рук нет только Ленкиной. Никого травить она не собирается. Тогда и остальные не хотят. Так или иначе, но виноваты все. Вошедшая Маргарита Ивановна объявляет, что Николай Николаевич подарил дом и картины городу, под музей. В этот момент он сам заходит за внучкой.
И, без сомнения, такой деятельный человек не мог ограничиться публикацией рассказов и повестей. В качестве сценариста он дебютировал в 1974 году. На советские экраны вышел фильм «Чудак из пятого класса». А спустя двенадцать лет, совместно с режиссером Роланом Быковым, была создана кинолента «Чучело», ставшая одним из лучших детских фильмов советской эпохи. За сценарии к этим двум картинам Железников был удостоен Государственной премии. Злость и несправедливость порождает страх. Ребенок боится быть не таким, как все. Этой важной теме посвящено произведение «Чучело», которое в 1982 году написал Владимир Железников. Фото, расположенное выше, — это кадр из фильма, снятого по мотивам повести. Кинолента пользуется и сегодня огромной популярностью благодаря работе режиссера и превосходному актерскому составу. Но стоит отдать должное автору повести и сценария. Железников впервые поднял тему детской жестокости в столь резкой форме. Советские писатели и сценаристы, работающие до него в этом жанре, предпочитали изображать жизнь школьников в более радужных тонах. Дети в книге Железникова абсолютно реальные. Они способны на предательство, обман и на жестокость. Но и добрыми они умеют быть. Для этого им не хватает лишь взаимопонимания.
Денег даже на новое пальто нет. И он, не задумываясь, годами латал старое. Это никого не смущало, маленькие дети его любили, бабушки восхищенно охали на лавочках, глядя на пожилого, но крепкого мужчину, ветерана войны. Только подростки, в чьем возрасте важен статус и солидность, прозвали его заплаточником. Лена быстро стала жертвой травли буллинга среди одноклассников. Из-за того, что она хотела спасти своего друга, которого полюбила, Диму Сомова, ее прозвали предателем и чучелом. Каждый участник травли — это испуганный недолюбленный ребенок, который за счет унижения Лены Бессольцевой мечтает стать своим, признанным в подростковой социальной стае. Лидер — маленькая девочка Миронова по прозвищу «Железная кнопка». Предположительно, ее мама нарциссична, для женщины самое главное, чтобы девочка шла к целям, была прилично одета, читала и цитировала умные книги. Эльвира Гарайшина Психолог, психоаналитик «Железная кнопка» не позволяла себе быть слабой. Ее боялись даже самые сильные мальчики в классе. Лидер красоты — Шмакова. В 12 лет она поняла, как выгодно жить с папой-алкоголиком.
Краткое содержание повести "Чучело" Железникова (3 варианта)
«Чучело» — художественный фильм 1983 года режиссёра Ролана Быкова о шестикласснице Лене Бессольцевой, сумевшей выстоять в своем первом столкновении с подлостью и предательством. Сентябрьский номер журнала "Советский экран" разместил небольшую заметку о том, что на экраны выходит фильм Ролана Быкова "Чучело". Фильм Чучело, Ролан Быков, Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Длиннопост.
В Пензе показали «Чучело»
Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.
Тот раскритиковал произведения незрелого прозаика, но все же высказал мнение, что писательскому делу обучиться можно. Правду сказал профессионал или нет, не столь важно. Но, обучаясь в литературном институте, Владимир Железников вынужден был еще и трудиться. Работу он нашел в популярном детском журнале «Мурзилка».
И именно в стенах редакции этого издания нашел свое истинное призвание. Здесь начал свой творческий путь один из лучших советских детских писателей. Рассказы были изданы под общим названием «Разноцветная история». В этой книге он впервые затронул тему становления личности ребенка, которая в его творчестве стала затем основой. Жизненный принцип — заступаться за слабых и всегда поступать по совести — нашел отражение во многих художественных произведениях, которые создал Владимир Железников. Писатель, создающий прозу для детей и подростков, должен прежде всего уметь раскрывать проблему развития взрослеющей личности. Эту непростую задачу решать Железникову удавалось всегда мастерски.
Поучительная проза Железникова Этого автора можно назвать писателем для взрослых и детей. Образы, которые созданы в его книгах, — сложные и яркие. Мир детей в творчестве Железникова представлен как некое подобие взрослого мира. Здесь те же проблемы. Так же не хватает взаимопонимания. Возможно, дети, воспитанные на рассказах Железникова, вступив во взрослую жизнь, смогут избежать многих нравственных ошибок. Сценарий Владимир Железников известен не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Его книги переведены на многие языки. И, без сомнения, такой деятельный человек не мог ограничиться публикацией рассказов и повестей. В качестве сценариста он дебютировал в 1974 году. На советские экраны вышел фильм «Чудак из пятого класса». А спустя двенадцать лет, совместно с режиссером Роланом Быковым, была создана кинолента «Чучело», ставшая одним из лучших детских фильмов советской эпохи. За сценарии к этим двум картинам Железников был удостоен Государственной премии. Злость и несправедливость порождает страх.
Ребенок боится быть не таким, как все. Этой важной теме посвящено произведение «Чучело», которое в 1982 году написал Владимир Железников. Фото, расположенное выше, — это кадр из фильма, снятого по мотивам повести. Кинолента пользуется и сегодня огромной популярностью благодаря работе режиссера и превосходному актерскому составу. Но стоит отдать должное автору повести и сценария. Железников впервые поднял тему детской жестокости в столь резкой форме. Советские писатели и сценаристы, работающие до него в этом жанре, предпочитали изображать жизнь школьников в более радужных тонах.
Дети в книге Железникова абсолютно реальные. Они способны на предательство, обман и на жестокость. Но и добрыми они умеют быть. Для этого им не хватает лишь взаимопонимания. Повесть «Чучело» — произведение о добре и милосердии. Но оно учит также быть сильным, уметь противостоять злу. Владимир Железников — детский писатель, с творчеством которого интересно и полезно будет ознакомиться каждому взрослому.
Ведь жизненные ценности для всех возрастов едины. Писатель создал более двадцати художественных произведений. В качестве автора и соавтора он принял участие в создании тринадцати кинолент. С 1988 года писатель исполнял обязанности художественного руководителя киностудии «Глобус». Ушел из жизни 3 декабря 2015 года. Похоронен в Москве. Источник История создания Повесть «Чучело», написанную в период творческого расцвета писателя, в 1970 гг.
Железников услышал подобную историю от своей племянницы, происшедшую в её жизни. В реальности такие события происходили с девочкой в течение полугода, тогда как в повести нам представлены всего несколько дней из жизни Лены Бессольцевой. Первоначально Железняковым была создана пьеса «Бойкот», что послужила основой для создания будущего произведения «Чучело». Жанр и направление Жанр книги «Чучело» — повесть, ведь она слишком велика для рассказа и слишком коротка для романа. Жанровая направленность повести «Чучело» — это бытовая проза, в которой отображена драма детских взаимоотношений, жестокость и бесчувствие юных созданий. Она была характерна для того периода развития советской литературы. Литературное направление книги — реализм, так как все герои и события абсолютно реалистичны и даже имеют прототипы.
Композиция и конфликт Повесть состоит из 14 глав, в которых описываются несколько дней жизни и воспоминания двенадцатилетней девочки, Лены Бессольцевой. В завязке лежит приход девочки в новую школу, далее происходит развитие действия — знакомство Лены с одноклассниками, общение и совместные занятия. Кульминация наступает в момент случая, когда класс решает сбежать с урока. Шалость выдаётся учителю лучшим учеником, Димой Сомовым, а Лена берёт на себя его вину перед классом. Развязка наступает, когда ребятам становится известно истинное положение вещей, за чем следует детское раскаяние и отъезд Лены с её дедушкой. Основной конфликт произведения завязан на травле одноклассников по отношению к Лене за её поступок. Кроме того, развивается конфликт Лены с Димой Сомовым, которого девочка считает другом, но постепенно выясняет, что Дима её предаёт.
Смысл названия В названии повести «Чучело» автор передаёт отношение жестокого коллектива к непонятой им, наивной, бесхитростной девочке, с добрым и честным сердцем. Кличка дана не только из-за внешнего вида Лены она была худой, высокой и с выступающими ушами, а волосы были пушистыми и светлыми , но и по другой причине. Чучелом пугают птиц, и героиня действительно произвела переполох на своем «поле»: дети перепугались после ее признания и перестали заниматься тем, чем раньше промышляли тайком. Все тайное стало явным, и участь Лены отпугнула героев от бойкотов и прочих насильственных методов решения конфликта.
Потом опричники бросились на святаго, как дикие звери, совлекли с него святительское облачение, одели его в простую, разодранную монашескую одежду, с позором выгнали из церкви и, посадив на дровни, повезли в Богоявленский монастырь, осыпая бранью и побоями. Потом, по воле царя, Филипп был сослан в Тверской Отрочь монастырь, причем святый много зла претерпел от приставников. Прошло около года, как святый находился в заточении, удручаемый от приставников различного рода скорбями. В это время царь, путешествуя в Новгород и приближаясь к Твери, вспомнил о святом Филиппе и послал к нему вышеупомянутого Малюту Скуратова. Последний внезапно вошел в келлию святаго. Между тем святитель еще за три дня до этого говорил бывшим при нем: «Вот, приблизился конец моего подвига», — и причастился Честны;х и Животворящих Таин Христа Бога нашего. Вошедши в келлию святаго Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святаго и сказал: — Владыко святый, дай благословение царю идти в Великий Новгород. Но святый отвечал Малюте: — Делай, что хочешь, но дара Божия не получают обманом. Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкою. В этом фильме блистательно сыграли самобытный музыкант и актёр Петр Мамонов Царь и великий русский актёр Олег Янковский Филипп. Для Янковского это была последняя роль в кино. Своего рода, завещание потомкам. Фильм "Царь" был встречен, с одной стороны, восторженными откликами, с другой стороны, гневной критикой. Критика в основном касалась исторических неточностей и недостоверностей в фильме. Были опубликованы целые "простыни" с перечнями этих недостоверностей, начиная с того, что Иван Грозный вовсе не был жестоким, так как по его личному повелению были преданы смерти всего! Вот настолько скрупулёзным и "принципиальным" был анализ российских историков. При этом ни один из них не подверг сомнению факт убийства Малютой Скуратовым митрополита Филиппа в стенах Отроч монастыря. Ни один профессиональный историк даже не заикнулся о каких-то иных версиях. Тот факт, что реплика президента о наличии иных версий убийства митрополита Филиппа, отличающихся от общепринятой, вызвал в народе удивление, подтверждается и тем обстоятельством, что буквально через несколько дней после встречи президента с тверским губернатором, уже на Восточном Экономическом Форуме модератор пленарного заседания вновь задал вопрос президенту о версиях гибели опального священнослужителя. Казалось бы, где экономика Дальнего Востока, а где события многовековой давности. И президент снова подтвердил свои слова цит. Главное, выгородить Малюту Скуратова. Не удивлюсь и, более того, уверен, что в ближайшем будущем появится версия, что Филиппа убили какие-нибудь поляки или литовцы, а чтобы навести тень на плетень, подбросили на место преступления выкраденную заранее подушку с фамильным вензелем Скуратовых-Бельских. А цитирование "Жития святых" в этой части будет объявлено "фальсификацией истории". Тем более, что основа этой, альтернативной, версии уже имеется.
Потом с криком: «Вперед!.. На пожар!.. Так он шел по земле, издавая вопли восторга, оставляя позади себя крики возмущенных жертв. Валька спешил на встречу со своими дружками, чтобы идти на день рождения к Димке Сомову. Он еще издали увидел их: Лохматого и Рыжего — они сидели на скамейке у речной пристани, — подскочил к ним, с размаху бухнулся рядом и спросил: — Ну что, баламуты, жрать охота? Как подумаю про сомовские пироги, слюнки текут. Вот Сомову хорошо. В рубашке родился. И родители деньгу зашибают, и красавчик, и голова работает на пятерки… Так и хочется ему мордочку почистить. Только одни про это говорят, а другие врут, что они не завистливые. И вообще я кого хочешь в бараний рог согну. На нее масла не купишь. Лохматый неожиданно схватил Вальку одной рукой за шею и крепко сжал. Лохматый разжал руку и освободил Вальку. Тот на всякий случай отбежал в сторону. Не в отца… — Он что-то в злости хотел еще добавить, но передумал. Шмакова идет! Лохматый и Валька оглянулись и обалдели. Шмакова была не одна, ее сопровождал Попов, но все смотрели на нее. Она не шла, а несла себя, можно сказать, плыла по воздуху. Попов рядом с нею был неказистым и неловким, потому что Шмакова нарядилась в новое белое платье, в новые белые туфли и повязала волосы белой лентой. Не по погоде, конечно, зато она блистала во всем своем великолепии. Попов посмотрел на Шмакову, его круглая курносая физиономия приобрела жалобное выражение. Все радостно заорали, что пора к Сомову, но Лохматый перебил их и сказал, что надо подождать Миронову. И тут появился Васильев — худенький мальчик в очках. Все оглянулись и увидели Миронову. Она была, как всегда, аккуратно причесана и подчеркнуто скромно одета. Под курткой у нее было самое обыкновенное форменное коричневое платье. Миронова им не ответила. Она не спеша прошла вперед и встала перед Васильевым. Васильев молчал; толстые стекла очков делали его глаза большими и круглыми. Тот двинулся вперед — за ним остальные. Они окружили Васильева. Удар был сильный — Васильев упал в одну сторону, а очки его отлетели в другую. Он уронил авоську и рассыпал продукты. Все ждали, что будет дальше. Васильев встал на четвереньки и начал шарить рукой в поисках очков. Ему было трудно, но никто ему не помогал — его презирали за измену идеалам. А Валька наступил тяжелым сапогом на очки, и одно стекло хрустнуло. Васильев услышал этот хруст, дополз до Валькиной ноги, оттолкнул ее, поднял очки, встал, надел их и посмотрел на ребят: теперь у него один глаз был круглый и большой под стеклом, а второй сверкал маленькой беспомощной голубой точкой. Васильев запихивал в авоську рассыпанные продукты. Лохматый не выдержал и рванул за Васильевым, а тот дал деру под общий довольный смех. Они уже уходили крикливой, пестро одетой стайкой, когда глазастая Шмакова увидела Маргариту Ивановну, их классную. Небось на свадьбу подарили. Они разбежались кто куда. Последней, не торопясь, встала за дерево Миронова. А Маргарита Ивановна, не замечая никого, веселой походкой пересекла сквер и склонилась к окошку кассы речного пароходства. Валька вышел из укрытия, неслышно подбежал к учительнице и громко крикнул: — Здрасте, Маргарита Ивановна! Маргарита Ивановна от неожиданности вздрогнула и оглянулась: — А-а-а, это ты… Что у тебя за манера подкрадываться? Ребята окружили ее, здороваясь.
Как железников написал чучело
Знаменитая повесть «Чучело» известного детского писателя Владимира Карповича Железникова (род. в 1925 г.) вышла в свет в 1981 году. Фильм Чучело, Ролан Быков, Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Длиннопост. Сегодня «Чучело» и его литературная основа — одноименная повесть 1981 года Владимира Железникова — важны не меньше прежнего, как и их герои, застанные врасплох неудобными жизненными вопросами. Известный факт – сценарий «Чучела» написан по повести Владимира Железнякова. То, что пережила главная героиня повести Владимира Железникова «Чучело», смог бы вынести далеко не каждый взрослый.
Краткое содержание фильма Чучело 1984
Отчего сын военного, окончив артиллерийское училище и получив университетское образование, решил потратить еще пять лет своей жизни на обучение в литературном институте? Относительно этого обстоятельства на интересный факт в своих воспоминаниях указывает Владимир Железников. Писатель — это не профессия, а призвание. Но однажды, еще в юные годы, Владимир Карпович зачитал свое небольшое эссе одному многоопытному литератору. Тот раскритиковал произведения незрелого прозаика, но все же высказал мнение, что писательскому делу обучиться можно. Правду сказал профессионал или нет, не столь важно. Но, обучаясь в литературном институте, Владимир Железников вынужден был еще и трудиться. Работу он нашел в популярном детском журнале «Мурзилка». И именно в стенах редакции этого издания нашел свое истинное призвание. Здесь начал свой творческий путь один из лучших советских детских писателей. Рассказы были изданы под общим названием «Разноцветная история».
В этой книге он впервые затронул тему становления личности ребенка, которая в его творчестве стала затем основой. Жизненный принцип — заступаться за слабых и всегда поступать по совести — нашел отражение во многих художественных произведениях, которые создал Владимир Железников. Писатель, создающий прозу для детей и подростков, должен прежде всего уметь раскрывать проблему развития взрослеющей личности. Эту непростую задачу решать Железникову удавалось всегда мастерски. Поучительная проза Железникова Этого автора можно назвать писателем для взрослых и детей. Образы, которые созданы в его книгах, - сложные и яркие.
Сюжет [ править править код ] Главные герои повести В. Железникова «Чучело» — ученики шестого класса. Они живут в небольшом городе на Оке «между Калугой и Серпуховом » [3]. Однажды в класс пришла новенькая — Лена Бессольцева. Она — внучка Николая Николаевича Бессольцева — пожилого фронтовика, местного коллекционера картин , которого все в городе считали чудаком. Однажды Лена взяла на себя вину одноклассника Димы Сомова. После этого шестиклассники стали жестоко издеваться над девочкой, травить, дразнить, объявили бойкот и дали прозвище «Чучело» [4]. Учительница не вмешивалась — все её мысли были заняты предстоящей свадьбой [3]. В финале истории Николай Николаевич и Лена решили покинуть город. Но перед этим коллекционер подарил школе картину, на которой была изображена девушка Маша, очень похожая внешне на Лену Бессольцеву. Шестиклассники осознали, что Лена, которую они мучали и подвергали травле, — честный, порядочный человек с чистой душой, и при этом очень стойкий [5].
А волосы были заплетены в два тугих канатика. В первый же день своего появления в городке Ленка раз по сто появлялась на каждом из четырех балкончиков и с любопытством смотрела на все четыре стороны света. Ее в равной степени интересовали и север, и юг, и восток, и запад. Жизнь Николая Николаевича после приезда Ленки почти не изменилась. Правда, теперь в магазин за творогом и молоком бегала Ленка, а сам он изредка покупал на базаре мясо, что раньше за ним не водилось. Осенью Ленка пошла в шестой класс. Вот тогда-то и произошла эта история, которая навсегда сделала Бессольцевых — Николая Николаевича и Ленку — знаменитыми людьми. Отзвук этих событий, как колокольный звон, долго еще носился над городком, отзываясь по-разному в жизни тех людей, которые были в них замешаны. Глава третья Весь городок был усыпан опавшими листьями: сады, дворы, тротуары, крыши домов. И даже небольшая площадь, именуемая главной, расположенная между универмагом, бывшим собором, и магазином «Хозтовары», сплошь была покрыта сухим и ломким листом. Единственная уборочная машина и не думала бороться с этим невиданным листопадом. Ее шофер Петька, молодой нахальный парень, открыв дверцу кабины и свесив наружу ноги в громадных болотных сапогах, курил «Беломор» в ожидании частных просителей, которым надо было что-то подбросить из магазина домой. Грачи готовились в дальнюю дорогу. Несметными стаями носились они над городком, криками сгоняя с деревьев ленивых птенцов, присевших не вовремя отдохнуть. Ока вздулась и потемнела от осеннего паводка, хотя по ней еще шустро бегали последние катера. Старый паром вытащили на берег и крепко-накрепко привязали к древним могучим ветлам, чтобы его не унес неудержимый весенний разлив. И в этой кутерьме Ленка целыми днями носилась по городу. Она не уставала удивляться странностям жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуться; паром вытаскивали из воды, чтобы весной вновь опустить на реку; деревья опадали, чтобы снова обрасти молодыми и крепкими листьями. Вот такая у нее была славная и интересная жизнь. И вдруг все это перестало существовать. Она не слышала голоса людей, не видела, куда ведут ее дороги, не замечала, что ест и что пьет. Случилось это в начале ноября, во время осенних каникул, а закончилось в первый школьный день. Всего-то несколько дней и продолжалась эта история, а жизнь Ленке перевернула. В тот день Ленка долго бродила по городку, пока не оказалась в тополиной рощице около скульптуры «Уснувший мальчик». Мальчик лежал на спине, слегка подогнув ноги, вытянув руки вдоль тела и склонив голову к плечу. Он всегда был грустным, а сегодня показался Ленке на редкость печальным. Может быть, оттого, что слишком низко висели над землей тучи, или оттого, что на душе у Ленки было тревожно. Только она почувствовала себя одинокой и никому здесь не нужной, и ей захотелось немедленно уехать из этого городка… Николай Николаевич, мало что замечая вокруг, занимался своим любимым делом. Он стоял на табурете и легкими движениями мягкой волосяной щетки смахивал невидимые пылинки с картин. Это занятие было ему так по сердцу, что он даже напевал себе под нос. И когда в комнату вбежала Ленка, то он сначала не заметил, что она чем-то сильно возбуждена, что куртка у нее нараспашку, губы крепко сжаты, а в глазах отчаяние. Ленка одним махом вытряхнула из портфеля учебники и тетради и начала беспорядочно впихивать в него свои вещи, которые попадались ей на глаза. Посмотри, какая тебя окружает красота. Этим картинам больше ста лет, а они с каждым годом делаются все прекрасней и прекрасней… Ленка, не обращая внимания на дедушку, продолжала лихорадочно собираться. Несерьезный ты человек, Елена. Переживаешь всякую ерунду… Бери пример с генерала Раевского… — Дедушка, дай мне, пожалуйста, денег на билет, — жалобно перебила Ленка. Портфель расстегнулся, и она со злостью вновь его застегнула. Чтобы я отсюда? Ни ногой! Они тебя привезли, они пусть и увозят. Ленка отскочила, стала по другую сторону стола и крикнула: — Дай денег! Ты поняла? Смех Николая Николаевича обидел Ленку. Она беспомощно оглянулась, ища выхода из положения, и вдруг крикнула: — Я твою картину украду! Ленка подхватила портфель и рванулась к двери. Николай Николаевич успел ее схватить. Она укусила его за руку, вырвалась и убежала. Елена, остановись!.. Вот бешеная! Глава четвертая А в это время веселый шестиклассник Валька мчался по берегу реки, никак не рассчитывая на то, что вечером ему приклеят позорную кличку Живодер.
Вот тогда-то он снял чехлы с мебели и расставил ее. И наконец развесил картины… Каждую на свое место. Николай Николаевич огляделся, подумал: что бы сделать еще? В детстве ему не разрешалось этого делать, а как хотелось забраться на него с ногами!.. Николай Николаевич медленно опустился в кресло, откинулся на мягкую спинку, облокотился на подлокотники и просидел так неизвестно сколько времени. Может быть, час, а может быть, три, а может, остаток дня и всю ночь… Дом ожил, заговорил, запел, зарыдал… Множество людей вошли в комнату и окружили кольцом Николая Николаевича. Николай Николаевич думал о разном, но каждый раз возвращался к своей тайной мечте. Он думал о том, что когда он умрет, то здесь поселится его сын с семьей. И видел воочию, как сын входит в дом. И конечно, невидимые частицы прошлого пронзят и прогреют его тело, запульсируют кровью, и он уже никогда не сможет забыть родного дома. Даже если уедет в одну из своих экспедиций, где будет искать редчайшие цветы, взбираясь высоко в горы и рискуя сорваться в пропасть, только затем, чтобы посмотреть на едва заметный бледно-голубой цветок на тонком стебельке, который растет на самом краю отвесной скалы. Нет, Николай Николаевич как раз понимал: жизнью надо рисковать непременно, иначе что же это за жизнь — это какое-то бессмысленное спанье и обжирание. Но все же он мечтал о том, чтобы сын его вернулся домой или возвращался, чтобы снова уезжать, как это делали прочие Бессольцевы в разные годы по разным поводам. Когда он очнулся, лучи солнца радужным облачком клубились в доме и падали на портрет генерала Раевского. И тогда Николай Николаевич вспомнил, как он в детстве ловил первые солнечные лучи на этой же картине, и грустно и весело рассмеялся, подумав, что жизнь безвозвратно прошла. Николай Николаевич вышел на крыльцо и увидел, что солнце осветило балкончик, который выходил на восток, и двинулось, чтобы сделать еще одно кольцо вокруг дома. Он взял топор, нашел рубанок и пилу, отобрал несколько досок, чтобы починить крыльцо. Как он давно этим не занимался, хотя видно — эта работа крепко «сидела» у него в руках. Он делал все не очень ловко, но с большой охотой: ему нравилось держать обыкновенную доску, нравилось скользить по ней рубанком, и городская суета многих последних лет незримо уходила из его сознания. Дом ему скажет за это спасибо, подумал Николай Николаевич, и он скажет спасибо дому. Потом Николай Николаевич взобрался на крышу, и лист железа, поднятый ветром, ударил его по спине так сильно, что чуть не сбил с крыши — он чудом удержался… Вот тут он впервые почувствовал острый голод, такой у него бывал только в юности, когда он от голода мог потерять сознание. И неудивительно. Николай Николаевич не знал, сколько прошло времени, как он приехал, не помнил, что он ел и ложился ли спать. Он работал по дому и не замечал мелькания коротких зимних дней. Раннее утро он не отличал от позднего вечера. Николай Николаевич пошел на базар, купил квашеной капусты, картошки, сухих черных грибов и сварил кислые грибные щи. Съел две тарелки и лег спать. Встал, по-прежнему не ощущая времени, снова съел щей, звонко рассмеялся, ловя себя на мысли, что узнаёт в интонациях своего смеха смех отца, и снова почему-то лег спать… С тех пор прошло несколько лет, и Николай Николаевич забыл про свои болезни. Он жил, жил и чувствовал, что стал вынослив, как крепкое старое дерево, хорошо политое весенним дождем. Его то и дело видели не по возрасту стремительно бегущим по кривым улочкам городка то в одну сторону, то в другую, очевидно без всякого дела, хотя иногда он нес что-нибудь завернутое в материю, — тогда лицо его вдохновенно светилось и молодело. Те, кто считались сведущими, судачили, что он ищет какие-то картины. Тратит на них уйму денег, а оставшиеся, все без остатка, отдает за дрова. И топит — подумать только! И всегда почему-то ночью, зажигая свет во всех комнатах. Сколько же у него деньжищ уходило зазря: легким дымом через печные трубы в небо, ярким светом электричества в ночь, а главное, на новые картины — мало ему было своих! Вот поэтому и гол как сокол. В городке относились к Николаю Николаевичу с настороженным вниманием. То, как он жил, горожанам было непонятно и недоступно, но у многих вызывало уважение. И между прочим, люди привыкли к тому, что дом Бессольцевых светился ночью и стал в городке своеобразным маяком, ориентиром для запоздалых путников, издалека возвращавшихся в темноте домой. Ночью дом был как свеча в непроглядной мгле. Соседи могли подумать про Николая Николаевича, что он до ужаса одинок и поэтому несчастен. Он вечно бродил по городку один, в неизменной кепке, которую носил, низко сдвинув на лоб, и в потертом пальто с большими аккуратными заплатками на локтях. За это дети дразнили его «заплаточником», но, кажется, он их даже не замечал. Редко-редко он вдруг оглядывался и смотрел им вслед с нескрываемым удивлением. Тогда они стремительно уносились от него, хотя он никогда не ругался и не гнался за ними. Если с ним вступали в праздные разговоры, то он отвечал односложно и быстро уходил прочь, нахохлившись, как птица на холоде. Но однажды Николай Николаевич появился на улицах городка не один. Он шел в сопровождении девочки лет двенадцати, какой-то необычно важный и гордый, непохожий на себя. Останавливался с каждым встречным-поперечным и произносил одну и ту же фразу, показывая на девочку: «А это Лена… — И, внушительно помолчав, добавлял: — Моя внучка». Ну как будто рядом с ним была не девчонка, а какая-нибудь всемирно известная величина.
Чучело. Повести
В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Чучело от автора Владимир Железников (ISBN: 978-5-17-090820-2) по низкой цене. Слова, завершающие повесть, которые Рыжий написал на доске: «Чучело, прости нас!» – это самовыражение веры писателя в здоровое начало растущего поколения. Повесть "Чучело" была написана Железниковым в далёком 1975 году. — Все знают вашу повесть «Чучело», выдержавшую кучу переизданий и даже переведенную на многие языки.
Краткое содержание «Чучело»
Об этом рассказывает Павел Санаев (в фильме он сыграл роль Васильева), позднее написавший книгу, стоящую в том же ряду, что и «Чучело». Лена, которой уже дали кличку «Чучело», не вступает в конфликты с одноклассниками, надеясь добротой и приветливостью заслужить их уважение. На примере произведения «Чучело» (по книге В. Железникова «Чучело» и одноименному фильму Р. Быкова). Читать онлайн книгу «Чучело» автора Владимира Железникова полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. В 1986 году «Чучело» был удостоен Госпремии СССР, а также главного приза на Международном кинофестивале в Лионе (Франция).
Сорок лет фильму «Чучело». Травля стала буллингом, всё остальное актуально
В определённый период своей жизни Железников работал в детском журнале "Мурзилка". А в 1988 году по его инициативе была создана киностудия "Глобус", где выходили на свет детские фильмы. За его работу по сценарию в двух фильмах "Чучело" и "Чудак из 5 В" автор удостаивался премии и награждения. Орден "Знак почёта" был ему присвоен.
История создания фильма «Чучело» — самый неоднозначный фильм про советских школьников. Фильм, появившийся вопреки. Фильм о том, как можно переврать самые прекрасные идеи, превратив их в инструмент самоутверждения и травли. Автор одноименной повести Владимир Железников взял острый и жестокий сюжет «Чучела» из жизни собственной семьи — подобная история произошла с внучкой писателя. Тяжелый, серьезный, суровый, фильм все-таки не оставляет ощущения безысходности, не вгоняет зрителя в тоску, а скорее заставляет задуматься над теми проблемами, с которыми хотя бы раз в жизни сталкивается любой человек. Актерский состав Интересно, что все дети, сыгравшие в этом фильме, вспоминают время работы над ним как чрезвычайно веселое, хотя съемки сопровождались множеством проблем и происшествий. Проблемы начались еще с подбора актеров.
В какой-то момент Бессольцева под влиянием окружения оступается — начинает стыдиться деда, но довольно скоро раскаивается: — Значит, если бы ты был настоящим нищим, голодным и оборванным, то я бы тебя бросила? Я предательница. Эти муки совести можно воспринять как одну из ступеней лестницы, ведущей Бессольцеву на ее личную голгофу. Кино — это все же жизнь, где время и события максимально сжаты в угоду драматургии, и потому восхождение происходит довольно быстро: уже в завязке сюжета девочка берет на себя чужой грех и становится изгоем. На съемках фильма «Чучело»; Случилось это так: класс долго работал, чтобы накопить денег на поездку в Москву, но когда до заветной цели осталось всего ничего, школьники сбежали с урока в кино. Обо всем узнала классная руководительница. Ей в беседе без свидетелей «настучал» друг Лены Дима Сомов, до этого слывший любимчиком однокашников. В наказание наставница лишила прогульщиков заветного путешествия. Опасаясь, что теперь от Сомова его же дружки и подружки живого места не оставят, Бессольцева вдруг объявила стукачкой себя. Зачем ей было это нужно? В советское время ее поступок объясняли влюбленностью. Но это грубая трактовка. Зачем тогда в фильме подробно рассказывается история предков Лены? Почему в кадре постоянно появляется портрет ее прапрабабушки, с которой они похожи как две капли воды? С картины на нас смотрит девочка, чьи глаза полны любви и сострадания. Гены Бессольцевой просто обязывали ее спасать другого. Да и спасла она не столько Сомова, сколько весь класс, ведь, выискивая предателя, они бы рано или поздно поубивали друг друга. Бессольцевой объявляют бойкот, ее травят и несколько раз жестоко избивают. Она же по-прежнему держит язык за зубами. Сомов тоже молчит — и это прототип Иуды, он предает Бессольцеву трусостью и боязнью потерять авторитет в обществе. Все заканчивается «распятием Чучела». Платье героини сжигают на костре, предварительно «надев» его на скрепленные в форме креста ветки. При этом весь класс с ожесточенным восторгом скандирует: «Чучело — предатель, чучело — предатель! Чучело поджигает Сомов, то есть тот, которого спасла Лена. Но Бессольцева прощает своих обидчиков и своего палача. Характерна ее фраза, произнесенная в тот момент, когда выяснилась правда и все, кроме Лены, проголосовали за то, чтобы объявить бойкот Сомову. Кто за бойкот? Неужели простила? В заключительных эпизодах класс будоражит новость: Чучело уезжает, а ее дед только что передал свою галерею в дар городу. Реакция школьника: «Вот дурааааак». Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе Сам Николай Николаевич перед отъездом приходит в школу. И здесь разворачивается одна из самых сильных сцен фильма, я бы даже сказал, одна из самых драматичных сцен в карьере Никулина. Этот эпизод подтверждает мою теорию о том, что Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе. В нем есть циники, идущие к своей цели по головам, есть люди, помешанные на деньгах, есть женщины, использующие мужчин, есть мужчины, которые убеждены, что деньги решают все, есть гонители и есть затравленные. В школе — те же самые «герои». Николай Николаевич знал одноклассников внучки только с ее слов, но вот он обходит парту за партой и… каждого узнает и называет по фамилии. Все пороки на лице. Если вы будете пересматривать фильм, обратите внимание на крупный план Никулина, когда он подходит к Сомову. Перед нами взгляд, которым Христос мог бы смотреть на Иуду. Фильм заканчивается тем, что дедушка с внучкой уезжают на пароходе, а на классной доске появляется надпись: «Чучело, прости нас! На глазах ребят появляются слезы. Вот такой хэппи-энд. Кинолента «о гонении, распятии и вознесении» Но, подчеркнем еще раз, на момент начала съемок Быков не думал о религиозном подтексте своей картины и вряд ли изначально предполагал находить прототипы своих персонажей в Евангелии. Да и мы бы не стали этого делать, если бы не знали тех невероятных совпадений и промыслительных обстоятельств, которые сопровождали картину на протяжении всего периода съемок. Многие сцены снимали в Твери. Из местных достопримечательностей чаще всего в кадрах мелькают здание Речного вокзала и расположенный на другом берегу Отроч монастырь. Тот самый, где был убит митрополит Филипп Колычев.
Первое, чему они научились, перестав быть детьми, - это ненависть. Почему так получается, кто виноват и виноват ли кто-то? А может быть, это естественный этап взросления и результат гормональных бурь?
Краткое содержание повести «Чучело»
В 1986 году «Чучело» был удостоен Госпремии СССР, а также главного приза на Международном кинофестивале в Лионе (Франция). Повесть «Чучело» Железникова была написана в 1981 году. «Чучело» — повесть о подростках, ранимости детской души. Грустный, лирический и жестокий рассказ о доброй, искренней девочке, прозванной одноклассниками «Чучелом». Повесть «Чучело» была написана Железниковым в 1981 году на основе истории с племянницей.