В России появилась первая биография обличителя украинского сепаратизма – Николая УльяноваЕё автор питерский историк Петр Базанов рассказал изданию , почему уроженец Северо-Запада России увлекся украинским вопросом. Термин «Украина» первоначально появился как обозначение приграничных, окраинных территорий как Руси, так и Польши. Слово же «украина» появляется в XII веке, уже в период распада Руси на множество удельных княжеств. Откуда появилась Украина? Одни ведут счёт с древних веков, другие считают, что её придумали сто лет назад. 29 ноября 2018 Иван Воробьёв ответил: Как говорит вики: > Согласно основной версии, распространённой в академической среде (в том числе самой Украины), этноним украинец и название Украины этимологи.
Откуда пошло название УКРАИНА?
Вот они и вырезали большую часть людей, живших в тех краях. Скажете, что в Северо-Восточной Руси тоже крови много пролилось? Да, так и есть, но современные украинские территории пострадали в этом плане намного сильнее. Это говорит о том, что исконного населения там практически не осталось, заселялись окрестности Киева заново, причем русскими. До середины XVII века Малороссия жила на уровне, соответствующем окраине государства, периодически переходила в руки: поляков; татар; турок. В результате к моменту воцарения Алексея Михайловича в 1645 г. Но вот в чем тонкость — подобное смешение не может не оставить следа в менталитете малого народа, следовательно, к этому же времени начинается формирование особого диалекта, ныне называемого украинским языком, и некоторых культурных элементов. Что касается попыток самоопределения предков нынешних украинцев в отдельную нацию, то происходить это начало в первой половине XVIII века, до этого они полностью идентифицировали себя с русскими, хоть и позиционировались этаким обособленным обществом.
Считается, что Богдан Хмельницкий во второй половине XVII столетия пытался создать независимое государство на территории нынешней Украины, но сделать этого не смог, в результате чего земли эти оказались окончательно подчинены России.
Однако на самом деле казакам долгое время было всё равно, кого грабить. Только с начала XVII века в движении казаков против Речи Посполитой стали появляться проблески стремлений к независимости для всей Украины. Казаки часто и охотно мирились с польскими королями, если те предоставляли им больше льгот. Основную массу польско-литовских войск, наводнивших Московское государство в Смутное время начала XVII века, составляли черкасы. Польша стремилась поставить казачество под свой контроль и включала часть казаков в т. Большинство казаков при этом ставилось вне закона, что не останавливало желавших «казаковать» в независимой военной республике, основанной в Запорожской Сечи.
Союз с Россией Богдан Хмельницкий, поднявший запорожцев в середине XVII столетия на освободительную войну, оказался не на высоте своей исторической задачи. Он больше рассчитывал на соглашение с королём, чем на украинское крестьянство, которое было готово выступить против польских панов, но так и не дождалось от казаков Хмельницкого поддержки. В результате Богдан не смог сохранить за собой большей части украинских земель и попросил покровительства у московского царя. Различие в политических понятиях двух частей Руси выявилось сразу же, как только московское правительство взяло Хмельницкого 1653 г. Казаки понимали союз с Москвой как двусторонний союз, при котором Украина не только сохраняет свои органы управления, финансы и войско, но и свободу внешних отношений, а Москва не вправе ставить на Украине своих наместников и воевод. Кроме того, казаки настаивали на том, чтобы царь лично присягнул в исполнении договора, как Хмельницкий присягнул царю. Но бояре отвечали, что у них того не водится, чтобы царь кому-то клялся.
Кстати, к современной Литве великое княжество не имело отношения, за исключением происхождения княжеской династии. Государственным языком там был древнерусский, господствующей религией православие, а большая часть военной элиты принадлежала к русскому боярству и князьям из дома Рюрика. Но в 1385 году великий князь Литовский Ягайло заключил с Польшей Кревскую унию. Он стал королем Польши, но взамен был вынужден принять католичество и начать процесс интеграции литовских владений в двуединое польско-литовское государство.
Решение князя Ягайло понравилось, конечно же, не всем, большая часть православной верхушки была очень недовольна политикой полонизации и окатоличивания. Но именно Ягайло мы можем назвать отцом современной Украины. В 1569 году Польша заключила с Литвой новую унию - Люблинскую. Согласно новому договору, в собственность польского государства перешли земли Волыни и Киева.
А поскольку для поляков здесь были новые овладения, лежащие на далекой восточной границе, то для их обозначения использовали слово «Украина». В том же значении его употребляли ранее. Украина быстро превратилась для Польши в этакий фронтир, место, где можно быстро сделать карьеру и разбогатеть. Польская шляхта ехала на Русь за удачей и золотом, получала щедрые земельные пожалования.
Хватило сотни лет, чтобы элита русских земель приняла польскую культуру и католическую веру. Но вот большинство населения, простые крестьяне, сохраняли свой язык, лишь немного отличавшийся от русского, распространенного в Московском государстве, и строго придерживалось православия. В тот момент русский человек из Киева мог без проблем общаться с москвичом без переводчика. Отличия разговорных диалектов были куда меньше, чем разница между южной и северной версиями немецкого языка.
Ну а письменный язык не отличался. Между прочим, поляки считали слово «Украина» исключительно географическим термином. Поэтому в их королевском титуле никакой украины никогда не было, а польский король одновременно именовался великим князем Руси. Основания имелись прямые - половина Древней Руси оказалась под властью поляков, в то время как вторая половина досталась великим князьям Московским.
К началу XVI столетия Северо-Восточная Русь окрепла, свергла татарское иго и превратилось в большое государство, способное потягаться с Польско-Литовской державой. Началась смертельная борьба за решение главной проблемы Восточной Европы - кто окажется объединителем Руси. Тогда же в политическую практику вошло разделение русских земель на три части те самые три Руси, о которых уже упоминалось ранее - Великая Русь, находившаяся под управлением московских государей, Белая Русь, ставшая частью Литвы, и Малая Русь, оказавшаяся под властью Польши. Начиная с Ивана III, русские правители приняли гордый титул «Государь всея Руси», означавший заявку на будущее объединение всех частей Древнерусского государства под скипетром русского правителя.
У Москвы был очень мощный довод в свою пользу - православие. Ведь русским людям под властью поляков очень не нравилось насильственное навязывание католицизма. Тогда Польша в 1596 году инспирировала заключение Брестской унии. Часть иерархов православной церкви на территории Польши признала власть папы Римского и объявила о присоединении к католической церкви при сохранении православной обрядности.
Так появились униаты. Но униатская церковь получила распространение лишь на западе Украины, Киев и прочие земли поднепровья оказались верны православию. В середине XVII века на Украине вспыхнул конфликт между православным большинством и католическими властями. В центре конфликта оказались запорожские казаки пограничное войско, действовавшее под началом польского короля.
Казачество требовало от Польши привилегий и, не добившись их, начало войну за освобождение во главе с Богданом Хмельницким. Война закончилась подписанием Переяславского договора о вхождении владений гетмана Хмельницкого они тогда назывались Гетманщиной в состав России в 1654 году.
Затем в русско-литовских договорах XV в. А в русских летописных сводах и княжеских «докончаниях» неоднократно встречались мордовские, татарские, казанские, немецкие и иные «украины». Также там упоминалось и о постоянном пребывании «воинских людей на государевой служе на украйне», которые стерегли эти земли от набегов крымских татар. Сам же термин «Малороссия» возник примерно в середине XIV в.
Курсы валюты:
- Украина - кратко вся история
- Как украинцы называли себя до того, как появилась Украина
- Как были придуманы «древние украинцы»
- Историческая справка о происхождении и употреблении слова «украинцы»
- Московия, Киевская Русь и пропаганда. Путеводитель по историческим терминам
- Откуда взялось название "Украина"? | Пикабу
Термин "Украина" в украино- и русскоязычной Википедиях
Она примерно соответствовала пресловутой линии Керзона, предложенной в качестве западной границы территории Советской России британским премьером на Версальской конференции, окончившей Первую мировую войну. Время раздробленности стало поворотным моментом для всего восточного славянства. В отличие от стран Европы, в общих чертах преодолевших раздробленность уже к началу XIV века, русские земли приняли на себя удар татаро-монгольских кочевников и заново интегрировались вплоть до Раннего Нового времени. И этот процесс современники рассматривали именно как Воссоединение, то есть восстановление порядка, существовавшего до распада. Долгая конкуренция двух центров интеграции, Москвы и Вильно, привела к разделению русской земли на две части — Великое княжество Литовское и Московское княжество. Без сомнения, это была альтернатива московскому объединительному курсу.
Среди титулов литовских господарей был и «князь русский». Языком виленской придворной знати был западный извод древнерусского. Князья Ольгерд, Витовт и Свидригайло были православными, что, однако, не мешало им спорить, воевать и временами управлять Москвой. Вильно претендовал на такие великорусские города, как Новгород Великий или Калуга, но борьба закончилась победой Москвы. Окончательную точку поставила Люблинская уния 1569 года, образовавшая на западе новое государство — Речь Посполитую «Республику».
То была странная федерация, во главе которой стояли избранные на сейме короли. Она включала в себя две части: собственно Великое княжество Литовское и Корону Польскую, а украинские земли вошли в состав второй. Речь Посполитая называлась республикой «двух народов», польского и литовского, и это несмотря на то, что православное население составляло порядка половины всех жителей, проживавших в королевстве. Важно отметить, что, несмотря на постоянное изменение границ и разные с какого-то времени церковные организации, чувство единства, объединявшее восточнославянские общества, сохранялось. Новгородские или московские летописцы, когда писали о событиях в Русской земле, обязательно упоминали о территориях, которые сейчас входят в состав Белоруссии и Украины.
А население на этих землях неизменно связывало себя с событиями в Московии. Для киевлянина или минчанина того времени житель Московского княжества никогда не был «московитом» — он оставался русским. Например, белорусские летописи или киевские исторические произведения с неподдельной болью описывали события Смутного времени. А в конце XVI века с просьбой о помощи львовское церковное братство обратилось к царю Федору Ивановичу как к своему «природному» монарху. Оно шло в трех измерениях: политическом, социальном и этноконфессиональном.
Во-первых, как было уже сказано, население тех времен, проживающее на современных украинских и белорусских территориях, не имело прав, которыми обладали поляки и литовцы. Во-вторых, в конце XVI столетия в Речи Посполитой происходит процесс так называемого второго издания крепостничества. Поставленная в тяжелые условия, православная аристократия постепенно переходила в католицизм. Огинские, Вишневецкие или Острожские княжеские роды полонизировались: впитывали польскую моду, язык, идеологию исключительности — так называемый сарматизм, возводящий происхождение шляхты и магнатов к античным сарматам, что как бы ставило их выше других этнических групп. Оставшиеся православные, за исключением горожан, практически поголовно становились крепостными.
Переломным моментом, после которого жители на этих землях окончательно потеряли остатки лояльности польским королям, стала Брестская церковная уния 1596 года. Это волюнтаристское решение короля Сигизмунда III переподчиняло Киевскую митрополию юрисдикции папы Римского и при сохранении восточных обрядов наделяло православных католической догматикой. Возникла новая церковь — Унийная, которая считалась единственно легитимной, а православная иерархия стала вне закона. Религиозный вопрос задевал глубинные чувства православного населения. И это было неслучайно.
Как показывают современные исследования, в основе «русской» идентичности в Раннее Новое время лежало представление о собственной «русской вере». Иными словами, быть русским значило быть православным что, кстати, совпадает с представлением о самоидентификации в Московском государстве. Насильственный же переход в Унию воспринимался как процесс «обляшивания», польская власть как бы насильственно полонизировала по сути русские земли. Православное население Речи Посполитой оказалось в безвыходном положении: его права и духовность не могла защитить ни одна местная политически значимая сила. И тогда люди обратили взоры на Москву.
Первая просьба о присоединении прозвучала задолго до восстания Богдана Хмельницкого: в 1624 году царю Михаилу Федоровичу написал киевский митрополит Иов Борецкий. В его послании значилось: «Последи же и о нас, русскому твоему племени единоутробному». Несмотря на то что православных иерархов первой половины XVII столетия можно назвать лидерами общин украинских и белорусских земель, они, имея определенный политический вес в королевстве, не обладали, однако, самым главным — военной силой. Ряды православной шляхты таяли на глазах, а магнаты, аналогичные польско-литовским и обладавшие частными армиями, практически все перешли в католицизм. Роль защитников православного населения взяли на себя казаки — специфическое сословие, возникшее на границах Дикого поля.
Состоявшее в основном из бежавшего от произвола королевской власти и магнатов украинского крестьянства, казачество, однако, обладало сословной сплоченностью и даже собственной идеологией, считая себя «рыцарством». Выстраивая отношения с Речью Посполитой, казаки периодически переживали длительные периоды лояльности. Так, на исходе Смуты гетман Сагайдачный огнем и мечом прошелся по южным уездам Московского государства. Согласно легенде, сам Богдан Хмельницкий получил наградную саблю из рук короля Владислава IV за участие в Смоленской войне против России. Однако обделенные привилегиями и до определенной степени разделявшие судьбы остального украинского населения казаки постепенно втягивались в вооруженную борьбу против Речи Посполитой: в 20—30-е годы XVII века произошло несколько казацких восстаний, ставших «увертюрой» к движению Хмельницкого.
Пожалуй, самое известное из них — восстание Трясило, одного из прототипов гоголевского Тараса Бульбы.
Трактовку Ковалева впоследствии поддержали В. Скляренко и Г. В 1948 году украинский архитектор и искусствовед Владимир Сичинский издал в немецком городе Аусбурге книгу «Названия Украины» — небольшую брошюрку, в которой кратко описал происхождение и историю употребления названий «Роксолания», «Русь», «Малороссия» и «Украина». В разделе, посвященном Украине, он фактически поддерживает Шелухина и пишет: «Украина, как название географическое и соборно национальное, в противоположность названию "Русь", всегда было чисто — народным, глубоко личным и соборным. Это название содержит в себе понятие об отдельной географической единице, отдельной земле, с которой органически связана историческая жизнь народа». Однако примечательна эта книга не этим. Кроме данного объяснения и анализа упоминаний Украина на протяжении веков Сичинский сопоставил название «Украина» с названием западнославянского племени украны, которое обитало вокруг реки Укер и было окончательно ассимилировано в двенадцатом-тринадцатом веке и выдвинул предположение о родстве этих названий. Впоследствии гипотеза Сичинского стала основой для многочисленных мифов о древних украх как древнейшего старославянского племени, предков украинцев, касту жрецов, людей с чрезвычайно развитой собственной биоэнергетикой, и тому подобное. Под конец сороковых — начале пятидесятых годов по этому поводу вспыхнула довольно оживленная дискуссия по поводу первоначального значения слова «Украина».
Ее причиной стала статья, написанная Владимиром Сичинским и Ярославом Рудницким и опубликованная в первом томе «Энциклопедии украиноведения». В таком значении это название непосредственно засвидетельствовано в чужой иранской форме в шестом-седьмом столетии под названием анты «пограничное племя, земляки» , что из исторических, географических, ономастически-филологических и других соображений тождественно с названием украинцев — последним, крайним племенем тогдашней Славянщины на юго-востоке со стороны иранцев. От соответствующего слова общего значения название это отличается ударением на корень Украина. Накорневое ударение, было нередким еще в первой половине девятнадцатого века например, у Шевченко встречаются оба ударения , теперь в собственном названии вышло из употребления…» Это вызвало недовольство у Николая Гайдука и Николая Андрусяка. Последние были сторонниками Сергея Шелухина и утверждали, что первоначальное значение слова Украина — «страна», «земля», а не пограничье. Своеобразным итогом этой дискуссии стало издание в 1951 году книги Ярослава Рудницкого «Слово и название Украина».
Владимира, нынешний Киевский Национальный университет — прим. У него был спор с историком Погодиным. Тот утверждал, что Киевщина после нашествия Батыя оказалась заброшенной, и центр России оказался в Москве. Максимович же отвечал, что центр был в Киеве, и мы русские не меньше, чем вы, а даже больше.
То есть это споры в рамках представлений о русском единстве, единстве русского народа, споры кто важнее: Москва или Киев. А если говорить об историографических концепциях, то разделение начинается с середины или со второй половины XIX века. Если мы посмотрим на 20-50-е годы XIX века, мы увидим большое количество концепций о разных народах, возникших в это время. О силезском народе, те же украинцы, чешское национальное возрождение, словацкое возрождение. То есть представления о том, что вот мы такие особенные, сейчас обособимся от этих больших, ужасных многонациональных империй и заживём хорошо, руководствуясь идеями равенства и братства. Ведь он говорит не о том, что Киев и Москва — два центра русской государственности, в его представлении это Киев — единственный центр государственности украино-русской, как он её называет. Может, с него все украинство и началось? Оно возникает в университетских кругах — университета Св. Именно в этом братстве впервые последовательно заявлено, что есть отдельный этнос и он называется украинцами. Хотя идея-то была провозглашена, но затем сами же многие участники этого братства от неё впоследствии отказались.
Например, Пантелеймон Кулиш, Николай Костомаров. Тот же Шевченко. Он ведь тоже был членом братства и в его литературном наследии никаких украинцев нет. И когда он будет создавать азбуку некоего языка, он назовёт её «Букварь южно-русский». Вот его терминология: южно-руссы, которые живут на Украине. Биография предвосхищала рождение ребенка». Это прекрасная книга о том, как киевский историк Михаил Грушевский постепенно приходит к идеям провозглашения самостоятельности «Украины—Руси». Он реконструирует развитие подобных идей, одновременно показывая, что они — принципиальный разрыв с прежней традицией. Толочко показывает, где Грушевский опирается на предыдущую традицию, а где он идёт против неё. Вот идея Киева, как столицы, центра Руси, не терявшего своего такого статуса — она полностью прорусская.
Грушевский же переворачивает эту идею с ног на голову. И говорит о том, что нет Киева, как матери городов русских — есть Киев, как мать городов украинских. Он исходит из того, что история «Украины—Руси» — это история не государства, это история некоего населения, народа, который в состоянии создать свою народную, республиканскую государственность. Он делает ставку на будущую народную республику, которая когда-то возникнет. Ну а потом она и возникла — в 1917 году. А так Грушевский попросту прочертил прямую линию к антам и сказал: «Вот есть анты, потом днепровские славяне, и эти славяне до сих пор тут живут». В результате он всё-таки принял для них название «украинцы», хотя поначалу не очень хотел. В первом издании он это слово использует очень осторожно. Он ведь всё же историк, и он знал первоначальный смысл слова «украинцы», знал, что в нём нет этнического значения. И после этого брать это слово и использовать в качестве самоназвания этнического — не совсем хорошо.
Но в конце концов он сдаётся и во втором издании начинает везде менять «русины» на «украинцы». Но его деятельность, безусловно, соответствовала интересам Австро-Венгрии. Смотрите, Галиция имела автономию в составе Австро-Венгрии. Там были сильны позиции польского дворянства. Что этому может противопоставить Вена? Украинцев, украинское движение. Австро-Венгрия выстраивала сложный баланс, в рамках которого натравливала одни народы на другие. Потом это пригодилось и в антирусских целях, хотя вряд ли изначально оно таковым задумывалось. Советская национальная политика исходила из того, что национальный вопрос — это не страшно. Важны и значимы противоречия классовые.
А национальный вопрос — оружие буржуазии, которое сдерживает классовую борьбу. Соответственно советская власть ради того, чтобы убрать все эти препоны, некритично принимала все притязания национальных элит. Хотите Украинскую советскую республику в границах, о которых романтики XIX века даже мечтать не смели? Главное, чтобы она была советской. А поскольку Грушевский — изначально социалист, то ему договориться с советской властью образца 1920-х годов было как раз несложно. Вспомните, что до 1934 года в вузах СССР не существовало истфаков. История, как наука, была поставлена под вопрос: считалось, что настоящая история начинается с 1917 года. А всё, что до него — это археология и не интересно. И если какой-то Грушевский хочет писать историю «Украины—Руси» — пусть пишет.
Маркович также называл их «степными Малороссиянами» и полагал, что они произошли от русских или половцев, которые приняли казачий образ жизни; их потомков польский король Стефан Баторий расселил против крымских татар «при обоих берегах Днепра». Он также сообщал, что эти «украинцы», хотя и стали расселяться по Екатеринославской и Новороссийской губерниям, но, тем не менее, составляли особое сословие и не смешивались с малороссиянами 63. Когда «украинцами» начали называть всё население Украины-Малороссии? Вольтер в своей «Истории Российской империи при Петре Великом» два раза употребляет понятие «les Ukraniens» в главах 1 и 17 , отмечая, что они именуются казаками «соединившаяся орда из древних роксалан, сарматов и татар». Вслед за Вольтером в критических замечаниях на его труд об «украинцах» упоминает и М. Ломоносов 64. Однако вскоре в литературных трудах появляется и расширительная трактовка. Выдающийся военный инженер генерал-майор А. Ригельман 1720-1789 — обрусевший немец, служивший в 1745-1749 гг. Как уже было сказано, на Черниговщине жили казаки, в отношении которых использовалось именование «украинцев». Ригельман впервые распространил именование «украинцев» на население всей Украины-Малороссии. Понятия «украинцы» и «малороссияне», так же как «Украина» и «Малороссия» для обозначения Поднепровья, использовались историком как тождественные. Рукопись Ригельмана была хорошо известна историкам и привлекалась к исследованиям в частности, Д. Бантыш-Каменским в его «Истории Малой России» , однако никто из малороссийских историков — современников Ригельмана П. Симоновский, С. Лукомский и др. Польский граф-эмигрант, впоследствии российский чиновник, Ян Потоцкий 1761-1815 издал в 1795 г. Во введении он привел список славянских народов, среди которых фигурировали «украинцы» или «малороссы» — отдельный от «русских» славянский народ... Более к украинской теме автор не возвращался, а сама концепция ни в других трудах Потоцкого, ни у его современников развития не получила. Почины Ригельмана и Потоцкого восприняты не были. Слово «украинцы» в исторических, литературных и политических произведениях до середины XIX в. Харьковский писатель И. Квитка 67 , одесский историк А. Скальковский 68 , а также А. Пушкин вероятно, вслед за Марковичем и Квиткой именовали «украинцами» малороссийских казаков. В драме «Борис Годунов» 1825 Г. Отсюда видно, что в русском варианте слово изначально имело ударение на второй слог укрАинец , в то время как в польском по правилам польского ударения — на предпоследний украИнец. Использовалось и прежнее петровское значение слова. Декабрист П. Пестель 1792-1826 в своей «Русской Правде» делил «народ русской» на пять «оттенков», различаемых, по его мнению, лишь «образом своего управления» т. Харьковский драматург Г. Квитка Основьяненко 1778-1843 , племянник И. Квитки, в небольшом очерке «Украинцы» 1841 писал: «Народы, населившие нынешнюю Харьковскую губернию, большею частью были украинцы и имели с малороссиянами один язык и одни обычаи, но со времени своего здесь поселения значительно отклонились от них до заметной разности. Расширительная трактовка использовалась достаточно случайно. Этот отрывок «Весна» был впервые опубликован только в 1888 г. Максимович издал в Москве «Украинские народные песни», в комментариях к которым писал: «Украинцы или Малороссияне составляют восточную половину Южных или Черноморских Руссов, имевшую своим средоточием богоспасаемый град Киев» 72. Однако позднее, принявшись за изучение истории и культуры Малороссии, Максимович сузил понятие «украинцы»: по его мнению, так именовались потомки полян 73 — казаки 74 и жители Среднего Поднепровья 75. Максимович не считал «украинцев» особым этносом. Когда под «украинцами» стали понимать отдельный славянский народ этнос? На рубеже 1845-1846 гг. Владимира Н. Костомарова ученика Максимовича возникло «Кирилло-Мефодиевское братство», поставившее перед собой задачу борьбы за создание славянской федерации, куда должна была войти и свободная Украина. В Уставе братства Костомаров написал: «Принимаем, что при соединении каждое славянское племя должно иметь свою самостоятельность, а такими племенами признаем: южно-руссов, северно-руссов с белоруссами, поляков, чехов с [сло]венцами, лужичан, иллиро-сербов с хурутанами и болгар» 76. Таким образом, автор Устава использовал искусственное слово «южно-руссы», противопоставленное им «северно-руссам с белоруссами». Однако сторонник Костомарова Василий Белозерский написал пояснительную записку к Уставу, в которой содержалась следующая фраза: «Ни одно из славянских племен не обязано в той мере стремиться к самобытности и возбуждать остальных братьев, как мы, Украинцы» 77. Именно с этого документа можно вести историю употребления слова «украинцы» в этническом смысле. Белозерский, черниговский уроженец и преподаватель истории, не мог не знать рукопись Ригельмана, хранившуюся у его сына, черниговского поветового маршала А. Ригельмана, и активно использовавшуюся историками. Его брат Н. Ригельман чиновник канцелярии киевского генерал-губернатора, сотрудник Временной комиссии для разбора древних актов дружил с членами «Кирилло-Мефодиевского братства». В 1847 г. Бодянским — еще одним их хорошим знакомым. После появления записки Белозерского Костомаров написал свою прокламацию «Братья Украинцы», в которой говорилось следующее: «. Мы принимаем, что все славяне должны между собою соединиться. Но так, чтоб каждый народ составлял особенную Речь Посполитую и управлялся не слитно с другими; так, чтоб каждый народ имел свой язык, свою литературу, свое общественное устройство. Вот братья Украинцы, жители Украины обоих сторон Днепра, мы даем вам это размышление; прочитайте со вниманием и пусть каждый думает, как достигнуть этого, и как бы лучше сделать. Оборот «обе стороны Днепра» часто употреблялся и в труде Ригельмана 79 , вдохновившем Белозерского и Костомарова в других доступных им работах говорилось об «обоих берегах», а не «обеих сторонах», а кроме того отсутствовала расширительная трактовка понятия «украинцы». Интересна также эволюция употребления слова «украинцы» у другого участника «Братства» — П. В 1845 г. Кулиш в тогдашнем написании: Кулеш приступил к публикации в журнале «Современник» своего романа «Черная рада». В первоначальной версии на русском языке упоминались «Малороссийский народ», «Малороссияне», «Южно-Русский народ», «Украинский народ», присущий им «дух Русский», а также указывалось, что жители Украины — «Русские». Это слово также встречалось и в более ранних произведениях Кулиша. Однако именно с 1846 г. Кулиш наполняет слово «украинцы» иным смыслом. С февраля этого года то есть одновременно или сразу после появления записки Белозерского он начал печатать в петербургском журнале «Звездочка» свою «Повесть об украинском народе».
Когда появилась Украина?
О тех вопросах, решение которых считаю принципиально важным для уверенного, долгосрочного развития страны. Такая программа действий, конкретных мер во многом формировалась и в ходе поездок в регионы, прямого разговора с рабочими, инженерами гражданских и оборонных заводов, с врачами, учителями, учеными, волонтерами, предпринимателями, с многодетными семьями, с нашими героями-фронтовиками, добровольцами, солдатами и офицерами Вооруженных сил России. Конечно, мы понимаем, что такие мероприятия готовятся. Но, тем не менее, реальные потребности у людей, безусловно, прорываются в этих беседах.
Много идей было выдвинуто и на крупных общественных экспертных форумах. Предложения граждан, их устремления и надежды стали основой, стержнем тех проектов, инициатив, которые прозвучат и сегодня. Рассчитываю, что их общественное обсуждение, безусловно, продолжится.
Потому что реализовать все задуманное мы сможем только вместе. Задачи большие. Мы с вами уже доказали, что способны решать самые сложные задачи, отвечать на любые самые сложные вызовы.
Мы, например, отразили агрессию международного терроризма, сберегли единство страны, не позволили разорвать ее на части в свое время. Мы поддержали наших братьев и сестер, их волю быть с Россией. И в этом году десять лет легендарной «Русской весне».
Но и сейчас энергия, искренность, мужество ее героев — крымчан, севастопольцев, жителей восставшего Донбасса, их любовь к Родине, которую они пронесли через поколения, безусловно, вызывают гордость. Все это вдохновляет. Укрепляет уверенность в том, что мы все преодолеем.
Вместе все сможем.
Начало перехода «Руси» в «Украину» в польском обществе можно наблюдать в сочинениях иезуита Антонио Поссевино, папского эмиссара, который вел переговоры между Речью Посполитой и Московским государством в 1581—1582 гг. Он знает о существовании Белой и Червоной Руси, подчиненных польскому королю. Более того, он ясно отдает себе отчет о проблеме русского единства и связанных с ней притязаний русского царя на титул «всеа Руси». Поэтому Поссевино пишет о московском государе: «Ему следует писать так, чтобы не называть его государем всея Руси, но просто Руси, и не наследником Ливонии». Таким образом, Поссевино понимает все значение этой идеологической борьбы и предлагает наряду с унией использовать меры по разделению единства Руси на понятийном уровне.
Программа Поссевино о введении унии в «королевской Руси» так он называл части Руси под властью короля Речи Посполитой как средства влияния на Московское государство выполнялась в ходе проведения Брестской унии. Именно в это время происходит поляризация понятий в обоих противостоящих лагерях внутри Речи Посполитой: православные называют себя «русинами», «народом руским православным», а поляки все чаще используют понятия «Украина» и «украинский». Так, австрийский дипломат Эрих Лясота, посетивший Малороссию в 1594 г. Но уже в 1596 г. Жолкевский пишет о восстании Северина Наливайко: «Вся Украина показачилась для измены, шпионов полно. Обязательно нужно, обычно, тщательно заботиться об этой Украине».
И хотя здесь еще видно, что «украина» скорее пограничье уточнение «этой Украине» указывает на это , но это название как название всей «королевской Руси» уже входит в общепонятийный круг высшего польского руководства. К середине XVII в. Украина — устоявшийся польский термин для всей территории Малой Руси. Это показывает сравнение официального универсала короля Яна-Казимира декабрь 1657 г. В этот период, который можно назвать переходным, в переписке еще встречается и старое название «Русь» для обозначения всех русских земель Речи Посполитой. Так, например, польский аноним в конце 50-х гг.
XVII в. Но такие случаи уже редки и в польском употреблении к концу XVII в.
Отдельные территории современной южной Сибири, Российской Федерации. Например — река Амур считалась «украинной рекой»; 9. Отдельные территории Сибири, Российской Федерации, на которых ранее проживала народность дауров монголоязычный народ, который в настоящее время проживает в северной части Китая ; 10. Соловецкое сельское поселение, Приморского муниципального района, Архангельской области, Российской Федерации; 11. Территории, расположенные около современного города Смоленск, Смоленской области, Российской Федерации; 12. Отдельные территории современной Республики Молдова. Таким образом, любому адекватному человеку умеющему критически мыслить и делать логические выводы понятен тот факт, что слово «украина» до самого начала XX века использовалось сугубо в качестве географического топонима, а не в качестве «названия» для некого «государства древних, гордых и великих украинцев».
Дамы и господа! Именно из-за наличия обильного множества «украин» всего лишь 300-400 лет назад, — поляки и литовцы всегда уточняли, какую именно «украину» они имели в виду: «Казачью», «Татарскую», «Смоленскую» или «Московскую»! Так, например, Матвей Стрыйковский в своей знаменитой «Хронике» от 1582 года оставил следующую запись: «...
Кроме того, по словам первого президента Украины Кравчука, многие избиратели в ходе референдума просто не поняли, что речь идёт о создании отдельного государства, полагая, что речь идёт о большей экономической и социальной независимости Украины в союзе с Россией [26] Первые годы после распада СССР в плохом экономическом положении Украины винили коммунистов. С конца 90-х винить коммунистов было сложно, поэтому постепенно начали разыгрывать русофобскую карту. Независимая Украина Одна и та же песня, но всё заунывнее [21] За время независимости в 1991—2015 гг. Украина стремительно превращается в аграрно-сырьевой придаток Запада. Модель Украины, которая противостоит России, втягивает ее в орбиту Запада и формирует с другими постсоветскими государствами Балточерноморский барьер между Европой и РФ, была заложена в основание украинской независимости в начале 90-х. Внедрять эту модель начали с Галичины — бывшей австро-венгерской колонии, наиболее враждебно настроенного по отношению к России региона Украины.
Бжезинский об Украине: Украина для нас — это форпост Запада. Киевская Русь была прообразом Украины. Вы имеете в этом смысле больше связей с Западом, и вы можете помочь России стать частью демократического Запада. В одном из интервью он, обращаясь к Москве, сказал, что с Украиной не стоит общаться с позиции силы. Янукович добавил, что Россия пытается загнать Киев в Таможенный союз. Это хорошие заявления. Когда его сын Янек был советником Кравчука, на Украине был ряд интереснейших международных инициатив: Хищение госрезерва сырья и материалов СССР на сумму 150 миллиардов долларов. В основном в пользу США. Хищение судов крупнейшей в мире судоходной компании СССР, на сумму порядка 50 миллиардов долларов.
Распечатка ненумерованных карбованцев в Польше и ускоренная приватизация собственности за эти бумажки. По Украине ходят слухи, что с начала 90-х Бжезинский с сыном стали мультимиллиардерами, обокрав Украину под видом крышевания остального раскрадывания, уже местного. В США этому особенно не препятствовали, поскольку под соусом приватизации им удалось лишить Украину ядерного статуса, поэтому Бжезинскому дали поесть туземной плоти». Как признают сами уна-унсовцы, свою миссию в начале 90-х гг. Нехитрая политическая программа отражала глубокую провинциальность украинской «самостийной» мысли. Эту родовую черту украинской политики унаследовало руководство страны. Леонид Кравчук Леонид Кравчук В отличие от прибалтийских государств русофобия не сразу стала определяющим фактором украинской политики. Вплоть до сегодняшнего дня националисты-русофобы так и не смогли составить большинство в украинском парламенте. Пойти на радикальный шаг и провести «этническую чистку» среди избирателей как это произошло, например, в Латвии, где русские лишены права голоса украинское правительство не решилось.
Одна из причин — невозможность отделить «чистого» украинца от русского. Вторая причина — это установка на сглаживание национальных противоречий, которая была заложена в основание украинского государства его первым президентом Леонидом Кравчуком. В своём обращении к украинцам накануне президентских выборов Кравчук писал: Украинцы и русские веками жили на Украине в мире и дружбе. Их объединяет совместно пролитая кровь, общее горе и общие радости. Будем же достойны наших мудрых предков. Построим независимую Украину как общий дом для украинцев и русских, всех национальностей, её населяющих. К русским соотечественникам. При Кравчуке центробежные тенденции набирали силу. Договор о СНВ от 23 мая 1992 года Лиссабонский протокол , Будапештский меморандум от 5 декабря 1994 года.
Откровенная слабость «независимой» Украины сказалась и в автономной политике Крыма , который при Кравчуке избирает даже собственного президента Ю. Мешкова и вот-вот готов отделиться и тоже стать «независимым». Страну накрывает волна гиперинфляции, украинцы приучаются носить миллионы купонов в кошельках, однако миллионерами себя не чувствуют. Украину наполняют представители запрещенных иностранных религиозных сект. Так, в 1994 году в Киеве открылась церковь Аделаджи — африканского выходца, сколотившего состояние на харизматической интерпретации Библии в духе личного обогащения. Но самым значительным событием духовной жизни Украины тех лет стало Белое Братство и раскол в Украинской Православной Церкви, в результате раскольная часть украинского духовенства отделилась от Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Таким образом, несмотря на одни из лучших стартовых условий после развала СССР, к середине 1990-х Украина погрузилась в кризис, как и основная часть других бывших союзных республик. Леонид Кучма Леонид Кучма Вторым президентом Украины, пришедшим к власти, в том числе и на нарушенных впоследствии обещаниях придания официального статуса русского языка, стал Леонид Кучма, который оказался более эффективен на своем посту. Отделение Крыма было приостановлено, хотя полуостров сохранил автономию.
При Кучме в конституцию Украины вносятся статьи о «внеблоковом» статусе Украины и евроинтеграции. Уже в ходе президентских выборов 1994 и 1999 годов обнаружилась слабая поддержка правящей власти народом. При Кучме начинается массовая приватизация государственных предприятий Украины и формируется класс олигархов. Самых известным среди последних становится Виктор Пинчук зять Кучмы : сегодня ему принадлежит музей современного искусства «Пинчук Арт Центр» и многое другое. Родство между президентом и олигархом положило начало кумовству — известному пороку украинской власти, которая строится как правление родственных кланов. Сама правящая верхушка признает существование такой системы и устами своих представителей именует это правлением «талантливых семей». Термин принадлежит народному депутату Юлии Новиковой. Бывают талантливые семьи, талантливые люди…», — простодушно выдала депутатша секрет полишинеля украинской власти. Понимание этого он начал демонстрировать к концу своего второго срока и говорит об этом сейчас: «Истории европейской интеграции Украины уже 20 лет.
Еще в 1993 году Верховная Рада утвердила для государства европейскую цель. За это время в нашей стране и Европе произошло много изменений. Но, к сожалению, неизменными остались постоянные сомнения: в ЕС — по поводу соответствия Украины европейским стандартам и, как следствие этого, выдвижение все новых условий». Её активным участником стал Виктор Ющенко — будущий премьер и президент страны, отличавшийся от Кучмы готовностью к антироссийским действиям даже в ущерб самой Украине, что быстро сказалось на уровне экономического сотрудничества. Леонид Кучма о разрыве экономических связей с Россией [29] : Снизился товарооборот между нашими странами, ухудшилась производственная кооперация, не наблюдается вообще никаких подвижек в реализации обещанных проектов сотрудничества. Чтобы не быть голословным, приведу конкретные факты.
Термин "украина"
Обычно вину за их возникновение возлагают на диаспорную историографию, но это не вполне верно. Этот вывод подтверждается тем, что под 1213 г. Перечисление относящихся к ней червенских городов пограничных с Польшей говорит само за себя. В Псковской I летописи под 6779 1271 и 6851 1348 гг. В Польше пограничную с Тевтонским орденом Добринскую землю Добжинская земля, польск. Аналогичное значение окраина имели словенская Крайна герцогство Крайна с 1364 г. Близким по смыслу к славянской «крайне» является каролингское слово «marchio» марка, пограничная область , от которого, в частности, произошло название «Danemark» Дания, Датская марка.
Словенская Крайна, в частности, граничила с Фриульской маркой Карла Великого. Переяславский князь Владимир Глебович сражался на северной окраине Дикого поля с его хозяевами-кочевниками. Поэтому его преждевременную кончину, согласно данным летописи, оплакивали на южном пограничье. При этом и точная дата этого упоминания, и его точные территориальные рамки остаются предметом дискуссий. Что же касается оценок личности самого Владимира Глебовича Переяславского, то тесные связи князя, с которым связано первое в истории упоминание Украины с рюриковичами северо-восточной Руси, прямые потомки которых станут Великими князьями Московскими, не может не смущать националистически настроенных украинских историков. Поэтому они пытаются изобразить его как едва ли не «первого украинца» порвавшего порочные северо-восточные связи и вернувшего Переяславское княжество в орбиту Киева.
Так, согласно Федаке нападение Владимира на Северскую землю было связано не его сугубо феодальным конфликтом с Игорем Святославичем, а далеко идущими планами Всеволода Большое гнездо, который стремился «максимально ослабить Северщину, вырвать ее из сформировавшейся тогда системы украинских земель, сделать сателлитом Владимиро-Суздальщины». Однако после того, как северский князь был разбит половцами они обрушились на самого Владимира Глебовича, и тот осознал всю пагубность своих антиукраинских действий в интересах сына основателя Москвы. Якобы именно этот судьбоносный выбор был главной исторической заслугой князя, которую по достоинству оценили современники, оплакав всей Украиной. Достаточно сравнить эти выводы с приведенным летописным текстом, чтобы убедиться в их полной несостоятельности и спекулятивности. Доктор Федака совершенно произвольно употребляет искусственный термин Украина-Русь, неизвестный источникам той эпохи, пытаясь выдать его за ту самую Оукраину Ипатьевской летописи. Естественно никакой системы украинских земель и их обороны в XII веке не существовало.
Противоречит историческим фактам и вывод о переориентации Переяслава с Владимира на Киев. Переяславль находился под контролем Владимира Суздальского, поэтому никаких особенных сломов в ориентации переяславцев не произошло». Попытка превратить Владимра Глебовича Переяславского в человека, сделавшего геополитический выборы между якобы уже сформировавшимися украинским и российским политическими субъектами, является развитием мифологизированного сюжета о «первом великороссе» Андрее Боголюбском «москали» которого «разрушили Киев в 1169 году». Внимательное чтение исторических источников и современной научной литературы не оставляют от этих построений камня на камне.
Например — река Амур считалась «украинной рекой»; 9. Отдельные территории Сибири, Российской Федерации, на которых ранее проживала народность дауров монголоязычный народ, который в настоящее время проживает в северной части Китая ; 10. Соловецкое сельское поселение, Приморского муниципального района, Архангельской области, Российской Федерации; 11. Территории, расположенные около современного города Смоленск, Смоленской области, Российской Федерации; 12. Отдельные территории современной Республики Молдова. Таким образом, любому адекватному человеку умеющему критически мыслить и делать логические выводы понятен тот факт, что слово «украина» до самого начала XX века использовалось сугубо в качестве географического топонима, а не в качестве «названия» для некого «государства древних, гордых и великих украинцев».
Дамы и господа! Именно из-за наличия обильного множества «украин» всего лишь 300-400 лет назад, — поляки и литовцы всегда уточняли, какую именно «украину» они имели в виду: «Казачью», «Татарскую», «Смоленскую» или «Московскую»! Так, например, Матвей Стрыйковский в своей знаменитой «Хронике» от 1582 года оставил следующую запись: «... Поэтому король, собрав наемников из Польши, Чехии и Моравии, отправил их в Пруссию.
По мере роста национального самосознания значимость понятия «Украина» повысилась, и само слово стало восприниматься не только как географический термин, но отчасти и как название этнического пространства. Особенно заметно это стало к концу XIX века.
На рубеже XIX и XX веков термин Украина как название всей этнической территории стал полностью самостоятельным и самодостаточным, вытеснив другие самоназвания, которые с тех пор употреблялись только на региональном уровне. В ходе борьбы украинства с малороссийской идентичностью он стал конкурировать и с официальным и церковным термином «Малороссия», вытеснив его окончательно в 1920-х годах. Эта версия приводится, в частности, в школьных учебниках по истории Украины, однако она не находит большого числа сторонников в академической научной среде. Иллюстрация Яндекс.
Настоящей грамотой я объявляю себя Гетманом всей Украины. Без Украины нет России. Без украинского угля, железа, руды, хлеба, соли Черного моря Россия существовать не может: она задохнется, а с ней и советская власть, и мы с Вами. Троцкого к курсисткам» [2] Я, например, хотел от них узнать, идет ли этот эшелон и далее, из Белгорода.
Мне пришлось подходить к целому ряду вагонов, но ни один из железнодорожников на мой вопрос ни слова не ответил. И только позже, когда я, истомлённый, проходил обратно рядом с этими вагонами, один из них подозвал меня и предупредил, чтобы я ни к кому не обращался со словами « товарищ », а говорил бы «шановний добродiю», в противном случае я ни от кого и ничего не добьюсь. Я поразился этому требованию, но делать было нечего. И я, не владея своим родным украинским языком, принужденно должен был уродовать его так в своих обращениях к окружавшим меня, что становилось стыдно … Над этим явлением я несколько задумался; и, скажу правду, оно вызвало во мне какую-то болезненную злость, и вот почему. Я поставил себе вопрос: от имени кого требуется от меня такая ломота языка, когда я его не знаю? Я понимал, что это требование исходит не от украинского трудового народа. Оно — требование тех фиктивных «украинцев», которые народились из-под грубого сапога немецко-австро-венгерского юнкерства и старались подделаться под модный тон. Я был убежден, что для таких украинцев нужен был только украинский язык, а не полнота свободы Украины, и населяющего её трудового народа. Несмотря на то что они внешне становились в позу друзей независимости Украины, внутренне они цепко хватались, вместе со своим гетманом Скоропадским, за Вильгельма немецкого и Карла австро-венгерского, за их политику против революции.
Эти «украинцы» не понимали одной простой истины: что свобода и независимость Украины совместимы только со свободой и независимостью населяющего её трудового народа, без которого Украина ничто… — Нестор Махно , « Воспоминания », 1929 Как мне показалось, в средней полосе России кругом один песок. Но зато Украина просто несказанно прекрасна.
Термин "украина"
Станем, братцы, в бой кровавый от Сана до Дона, В родном краю господствовать не дадим никому; Чёрное море ещё улыбнётся, дед-Днепр порадуется, Ещё в нашей Украине — вызреет счастливая судьба. А рвение-упорство, и труд искренний — ещё своё докажут, Ещё по нашей Украине песнь звонкая разнесётся, За Карпаты пойдёт эхом, зашумит степями, Украины слава встанет среди народов. Происхождение этнонима «украинцы» «Окраинами», «Украинами» и «Украйнами» иногда именовались пограничные земли Руси. Например, в I Псковской летописи под 6779 1271 г. При этом жители этих земель именовали себя русскими. Украинцами называли военных, несших службу на окраинных землях, то есть это был аналог современного слова «пограничник». Такое значение используют члены «Кирилло-Мефодиевского братства», возникшего в одном из университетов Киева. Примечательно, что такой более радикально настроенный участник «Братства» как Т. Шевченко никогда этим словом не пользовался. Географический смысл обусловлен тем, что во времена Т.
Шевченко слова «краина» — «страна» на современном украинском языке и «украина» употреблялись в смысле «наша страна», не имя собственное. В настоящее время оба слова в этом смысле употребляют закарпатские русины. Профессор М. Грушевский , ставший после февральской революции председателем Украинской Центральной Рады, активно использовал слово «украинцы» в этническом значении. Это значение изначально внедрялось через издаваемые им газеты и журналы на Западной Украине, находившейся в XIX веке в составе Австро-Венгрии. Фактически речь шла о попытке местных властей убедить считавшее себя русским или русинским население Галиции и Буковины, в том, что они не русские или русины, а какой-то другой народ. Соответствующая работа была развернута с 1894 г. Характерно, что сам Грушевский, едва защитивший в том же году магистерскую диссертацию, на новом месте работы сразу стал профессором и заведующим кафедрой, то есть взлетел на три чина, что в нормальной для университетов ситуации было бы совершенно немыслимо. Окончательно этническое значение термина было закреплено после победы большевиков и создания УССР.
С целью укрепления своей власти большевики взяли курс на коренизацию — замену русского языка на национальные языки. Близость украинцев к русским подтверждают так же и генетические исследования , согласно которым: Несмотря на неоднородность генофонда, поляки, украинцы, белорусы и русские чётко попадают в одну группу на диаграмме MDS способ выражения филогенетического расстояния между организмами , отображающем изменчивость Y-хромосомы генетическую дистанцию , что свидетельствует об их генетическом родстве и едином происхождении. История Украины 1917—1921 годы В результате Февральской революции весной 1917 года украинскими политическими силами в Киеве был создан самопровозглашённый представительский орган — Центральная Рада, которая возложила на себя функции государственного парламента и затем специальным постановлением четвёртым Универсалом от 22 января 1918 года провозгласила независимость Украинской Народной Республики УНР. Следует отметить, что Киев в это время был оккупирован Германией. То есть, фактически «независимость» была объявлена с согласия и под контролем немецких оккупационных властей, создавших, таким образом, марионеточное «государство». Однако уже в феврале там же была создана Донецко-Криворожская Народная Республика, поскольку местные жители считали себя в корне отличными от Украины. Аналогичным образом была создана Одесская Народная Республика. Однако уже в марте 1918 года обе республики под давлением большевицкого правительства были зачислены в состав Украинской Советской Социалистической Республики УССР. Политика коренизации в раннем СССР После победы в Гражданской войне советское правительство решило взять в союзники украинских националистов и развернуло во всех областях республики, включая совершенно русские политику коренизации, заключавшуюся в повсеместном принудительном насаждении украинского языка как в образовании, так и в общественной и производственной сферах.
Одновременно с этим начался процесс переписывания истории в духе провозглашения Российской Империи «тюрьмой народов», что было в духе государственной идеологии того времени, хотя и подрывало устойчивость государства. Голод начала 1930-х годов До войны советское государство жило в постоянном ожидании нападения с запада, что, наряду с наступившим в результате революций и последующей Гражданской войны, упадком промышленности, потребовало ведения политики ускоренной индустриализации, которая проводилась на первых порах преимущественно за счёт закупки оборудования за границей. С целью сдерживания индустриализации западные страны ввели запрет на поставки оборудования иначе как за золото или за зерно, в последнем случае явно рассчитывая вызвать внутренние беспорядки вследствие угрозы голода. Последнее фактически удалось, поскольку ради продолжения грандиозных строек изъятие зерна на селе проводилось в таких объемах, что дело дошло до масштабного голода на обширных территориях, как в Украинской ССР, так и в РСФСР и Казахской ССР. Позднее эти события, получившие на Украине название «голодомор» преподносились как геноцид украинцев со стороны России. Великая Отечественная война Волынь-43. Геноцид во «Славу Украине». Документальный фильм Основная статья: Мифы о Великой Отечественной войне Миф: Бандеровцы были борцами за свободу, а не нацистскими карателями и бандитами Миллионы жителей Украинской ССР погибли в годы нацистской оккупации — украинские территории были в числе наиболее пострадавших от войны регионов. Миллионы украинцев храбро сражались против нацизма в рядах Советской Армии.
Однако на стороне нацистов сражались украинские националисты, так называемые «бандеровцы» ОУН, УПА, батальон «Нахтигаль» и другие организации , которых постмайданная украинская власть ныне пытается представить в качестве героев. Боевые качества бандеровцев были крайне низкие — в крупных прямых столкновения с советскими войсками они неизменно терпели поражение, и гитлеровцы предпочитали их использовать для карательных операций. Бандеровцы отметились участием в геноциде евреев, в резне поляков Волынская резня , в карательных акциях против украинского и белорусского населения Хатынь. После войны бандеровцы в течение нескольких лет вели в лесах борьбу против советской власти, в основном заключавшуюся в жестоких убийствах мирного населения. Перестройка Антисоюзная листовка 1991 года — памятник «самостийной» глупости и былой мощи УССР Обретение независимости Украиной невозможно рассматривать как самостоятельный процесс. Независимость стала следствием распада СССР. Среди основных причин распада принято перечислять следующие: Некомпетентность союзного руководства; Инициированное США снижение мировых цен на нефть; Афганская война; Диспропорции советской промышленности, производившей много промышленной продукции и мало товаров народного потребления; Желание республиканских властей вырваться из-под власти неэффективного управления. Среди причин распада СССР нет украинского национализма — этот фактор не являлся сколько-нибудь значимым. Создание общественных организаций разрешил Горбачёв, который проводил политику перестройки.
Таким путём, например, появилась общественно-политическая организация «Народный рух Украины за перестройку» в сентябре 1989 [25]. Проводимые руховцами акции сами по себе не могли привести к распаду СССР. Именно республиканские власти использовали националистические движения, чтобы сначала выторговывать у союзного центра дополнительные полномочия, а затем полностью избавиться от него. Население УССР не желало выхода из состава единого советского государства, о чём свидетельствуют результаты всесоюзного референдума о сохранении СССР, проведённого в марте 1991 года. Такой резкий перепад настроений практически невозможен в современном обществе, но после событий августовского путча 1991 года уставшие от реформ Горбачёва и подогретые украинской властью советские граждане поверили, что только разделение двух государств даст надежду, что всё будет по справедливости, что только так русские будут платить за транзит нефти и газа, а также расплачиваться долларами за потребляемые товары. Тогда все мечтали о рыночной экономике, но не очень понимали, что это значит. Кроме того, по словам первого президента Украины Кравчука, многие избиратели в ходе референдума просто не поняли, что речь идёт о создании отдельного государства, полагая, что речь идёт о большей экономической и социальной независимости Украины в союзе с Россией [26] Первые годы после распада СССР в плохом экономическом положении Украины винили коммунистов. С конца 90-х винить коммунистов было сложно, поэтому постепенно начали разыгрывать русофобскую карту. Независимая Украина Одна и та же песня, но всё заунывнее [21] За время независимости в 1991—2015 гг.
Украина стремительно превращается в аграрно-сырьевой придаток Запада. Модель Украины, которая противостоит России, втягивает ее в орбиту Запада и формирует с другими постсоветскими государствами Балточерноморский барьер между Европой и РФ, была заложена в основание украинской независимости в начале 90-х.
В переводе с тюркских языков «казак» — это «разбойник», «изгнанник».
Именно так называли не желавших подчиняться деспоту беглецов из армии Чингисхана, которые осели в степных районах нынешней Украины. Средневековый польский хронист Ян Длугош так писал о крымских татарах, напавших в 1469 году на Волынь: «Татарское войско составлено из беглецов, добытчиков и изгнанников, которых они на своем языке называют казаками». На мысль о татарских корнях нынешней украинской нации наталкивают и результаты археологических раскопок на месте сражения при Берестечко 1651 : оказывается, запорожские казаки не носили нательных крестов.
Археолог Игорь Свечников утверждал, что представление о Запорожской Сечи как оплоте христианства сильно преувеличено. Неслучайно первая церковь в Запорожской вольнице появилась только в XVIII веке, после принятия казаками российского подданства. Что говорят генетики Нельзя не обратить внимания на этническую пестроту населения современной Украины.
Этнографы утверждают, что печенеги, половцы и татары сыграли в формировании внешности «щирого» украинца не меньшую роль, чем русины, поляки или евреи. Генетика в целом подтверждает такие предположения. Подобные исследования провела Лаборатория популяционной генетики РАМН, используя генетические маркеры Y-хромосомы передающиеся по мужской линии и митохондриальной ДНК родословная женской линии.
Результаты исследования с одной стороны выявили значительное генетическое сходство украинцев с белорусами, поляками и жителями Запада России, но с другой — показали заметное различие между тремя внутриукраинским и кластерами — западным, центральным и восточным. В еще одном исследовании, уже американских ученых Гарвардского университета, было глубже проанализировано распределение украинцев по гаплогруппам. Что же касается «автохтонных» обитателей территории Украины, то генетика здесь бессильна.
И позднее, в конце XVI в. Совершенно аналогично употребление этого слова у поляков в рассматриваемое время. Самуил Грондский, автор истории восстания Богдана Хмельницкого около 1660 г. Таким образом, слово «украина» в качестве нарицательного понятия, в значении пограничья, пограничной местности или области, было известно в русском и польском языках и использовалось в них издавна... Несмотря на политическое разделение Руси на русские земли, которые принадлежали сначала Москве, Великому княжеству Литовскому и Польше, а потом только Москве и Речи Посполитой после Люблинской унии 1569 г. Такое положение было нетерпимо для властной верхушки Речи Посполитой, особенно в условиях начавшейся там контрреформации, приведшей к усилению натиска на православие в русских землях Речи Посполитой. Брестская церковная уния 1596 г. Не удивительно, что именно с конца XVI в. Так, например, львовские мещане пишут для сейма 1608 г.
В этих условиях в польской письменной традиции все чаще начинает появляться понятие «Украины», заменяющее «Русь»... С включением Киевского и Брацлавского воеводств в состав коронных т. Слияние этих «украин» польского государства — старой и новой и породили обобщенное название этих земель как «Украины». Это название не стало официальным, но рано укрепилось в бытовом словоупотреблении польской шляхты и стало постепенно проникать в официальное делопроизводство. Начало перехода «Руси» в «Украину» в польском обществе можно наблюдать в сочинениях иезуита Антонио Поссевино, папского эмиссара, который вел переговоры между Речью Посполитой и Московским государством в 1581—1582 гг. Он знает о существовании Белой и Червоной Руси, подчиненных польскому королю. Более того, он ясно отдает себе отчет о проблеме русского единства и связанных с ней притязаний русского царя на титул «всеа Руси». Поэтому Поссевино пишет о московском государе: «Ему следует писать так, чтобы не называть его государем всея Руси, но просто Руси, и не наследником Ливонии». Таким образом, Поссевино понимает все значение этой идеологической борьбы и предлагает наряду с унией использовать меры по разделению единства Руси на понятийном уровне.
Программа Поссевино о введении унии в «королевской Руси» так он называл части Руси под властью короля Речи Посполитой как средства влияния на Московское государство выполнялась в ходе проведения Брестской унии.
Украина в Новой истории Замечание 2 На протяжении длительного времени украинские земли были лишь аграрной окраиной Российской империи. После падения Российской империи на территории Украины возникали различные формы государственности : Украинская Народная Республика, Директория, Донецко-Криворожская республика, Украинская Социалистическая Советская Республика. В ходе гражданской войны на большей части украинских земель укрепилась советская власть. Так было завершено формирование территории Украины.
На момент распада СССР Украина была одной из наиболее развитых республик Союза с развитой многоотраслевой промышленностью и мощным сельским хозяйством. Украина стала унитарной независимой республикой с президентско-парламентской формой правления. Но в результате кризиса и разрыва экономических связей спад производства в Украине оказался намного сильнее, чем в России, Беларуси и в странах Прибалтики. Ряд политических кризисов, наряду с кризисными явлениями в экономике привели к вооруженному конфликту на Востоке Украины и в Крыму, к осложнению отношений между Украиной и Россией.
Когда появилось названия Украина
Первые представители человеческого рода на территории современной Украины появились более миллиона лет назад, в эпоху нижнего палеолита. Впервые слово "Украина" появилось в Ипатьевской летописи под 1187 годом и означало "окраинные земли" Галицко-Волынского княжества. и русскоязычной Википедиях. Случайно попала на ссылки в Википедии (тихо! ша!), в которых дается определение термину "Украина". Первые попытки написать историю Украины как государства под таким названием и правда появились сравнительно недавно. На территории Украины в Киеве появился первый в Российской империи трамвай[348] (1892) и первый в мировой практике[349][350] троллейбусный поезд[347][351] изобретателя Владимира Веклича[352][353] (1966).
Украина. История формирования территории и государства
Что касается термина Украина, впервые появившегося в Ипатьевской летописи за 1187 г., где сообщалось о предпринятом князьями Святославом Всеволодовичем, Рюриком Ростиславичем и Владимиром Глебовичем походе против половцев. Прогрессивная социалистическая партия Украины (национальной ориентации). Термин "украина" появился на страницах Киевской летописи ближе к концу XII века и использовался для обозначения окраинных земель Юго-Западной Руси. Перед читателем ИССЛЕДОВАНИЕ происхождения слова «украина» и история становления его польским топонимом Ukraina для обозначения страны казаков.
JavaScript is Disabled in your browser. Please Enable the JavaScript to continue.
- Украина — Русский эксперт
- Название Украины - Name of Ukraine
- Когда появилось названия Украина
- Послание Владимира Путина Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года
- Украина. История формирования территории и государства
Фёдор Гайда: Как произошло слово "украинцы"
29 ноября 2018 Иван Воробьёв ответил: Как говорит вики: > Согласно основной версии, распространённой в академической среде (в том числе самой Украины), этноним украинец и название Украины этимологи. Откуда появилась Украина? Одни ведут счёт с древних веков, другие считают, что её придумали сто лет назад. Откуда появилась Украина? Одни ведут счёт с древних веков, другие считают, что её придумали сто лет назад.