Мы поговорили о наследии Владимира Ленина и о том, почему спустя 100 лет после его смерти почитатели искусственно-созданного культа этой личности возражают против его захоронения. История жизни и смерти Владимира Ленина до сих пор крайне противоречива. Почему не хоронят Владимира Ильича Ленина? «Когда Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин – русский человек и его надо хоронить по-русски. Похороны Ленина были назначены на 27 января.
История создания Мавзолея Ленина
- Содержание
- 1924г. Посмертное вскрытие В. И. Ульянова - Ленина (Марина Северчанская) / Проза.ру
- Ответы : Зачем тело Ленина хранят в мавзолее? Почему его не похоронят?
- Умолял дать яд
Когда открыли Мавзолей Ленина
Ленин выступает на похоронах Якова Свердлова, еврейского революционного лидера, отдавшего приказ о казни царя Николая и его семьи, 1918 год. Путин ставит Ленину в вину национальную политику, в результате которой республики СССР реализовали свое право на самоопределение: «Он предложил конфедерацию, привязал этносы к конкретным территориям, дал им фактическое право выхода из СССР. Похороны Ленина 27 января 1924 года. © РИА Новости. Причин сохранить тело Ленина было немало, одна из них — создание новой религии для победившего пролетариата. Глава первого советского правительства несколько лет боролся с тяжелой болезнью, пытаясь изо РИА Новости, 21.01.2024.
Когда открыли Мавзолей Ленина
Хотите почтить имя Владимира Ильича, — устраивайте ясли, детские сады, дома, школы, библиотеки, амбулатории, больницы, дома для инвалидов и т. Ленина», которая по своим полномочиям не только заменила и превзошла «похоронный подотдел отдела благоустройства Московского коммунального хозяйства Моссовета», но и исключила из участия по организации похорон — родственников. Изъятие из процесса жены, с которой умерший состоял в браке с 1898 г. С учётом того факта, что завещания или иной официально-трактуемой «последней воли» о порядке захоронения, Владимир Ильич не оставил, именно Надежда Константиновна являлась его ближайшим родственником, а значит, и лицом, которое традиционно должно было принимать решения о порядке и форме его захоронения. Тем не менее, её мнение было проигнорировано. Не учитывалось мнение жены и при дальнейшем распоряжении государством телом её мужа. Что характерно, есть все основания предполагать, что Владимир Ильич и сам бы не допустил по отношению к себе подобного.
Глава III. Мумификация Как таковое бальзамирование умерших не являлось новацией в похоронной культуре. Кроме того, выставление тела умершего для широкой публики на длительный срок так же не было уникальным. Тем не менее, подобная практика, для российской похоронной традиции, имела исключительно конфессиональное обоснование, известная у православных как «обретение святых мощей». Исключением можно назвать мумификацию тела Николая Ивановича Пирогова, умершего в 1881 году. Однако эта история так же связана с православием: Николай Иванович был глубоко верующим и воцерковлённым человеком, идея длительного бальзамирования была инициирована его вдовой, склеп расположен под церковью, а также получено разрешение Святейшего Синода.
Вопрос о порядке захоронения Ленина мог подниматься заблаговременно, т. Например, по воспоминаниям Н. Валентинова заместитель ответственного редактора органа ВСНХ «Торгово-промышленная газета» , которые, как он сам признаётся, основываются на цепочке «Бухарин поведал Рязанову, а я узнал ее не прямо от него, а в передаче некоторых посредников», осенью 1923 г. Сталина, состоялась встреча с участием партийных деятелей, в рамках которой М. Калининым был поднят вопрос об организации похорон. Сталин, согласившись с Калининым в необходимости организации «величественных» похорон, тем не менее полностью отвергает идею кремации, предлагая забальзамировать Ленина, в целях «позволить нашему сознанию привыкнуть к мысли, что Ленина среди нас все-таки нет».
Свою позицию Сталин аргументировал в т. Троцкий прямо возразил Сталину, что его предложение есть ничто иное, как заменить мощи Сергия Радонежского, на мощи Владимира Ильича. Каменев поддерживает критику, говоря, что он: «видит в этом своеобразный и странный отголосок того «поповства», которое бичевал Ленин в своей философской книге». Косвенное подтверждение возможности существования подобного разговора можно, например, найти в автобиографии Троцкого «Моя жизнь: Опыт автобиографии», впервые опубликованной в 1930 году. В ней Троцкий пишет: «Отношение к Ленину, как к революционному вождю, было подменено отношением к нему, как к главе церковной иерархии. На Красной площади воздвигнут был, при моих протестах, недостойный и оскорбительный для революционного сознания мавзолей.
Учитывая тот факт, что на момент смерти Ленина, а равно во время похорон и их приготовлений Троцкий находился на лечении в Сухуме, не публикуя каких-либо сообщений в ходе возведения мавзолея, возможно, этот протест озвучивался им до смерти его близкого соратника. Официальная версия утверждает, что решение о бальзамировании «настолько надолго, насколько это возможно» было принято исключительно после смерти Ленина. Она базируется на реальных письмах в Комиссию и в СМИ, от граждан, рабочих и партийных коллективов, партийных деятелей. Ленина от А. Из всех родственников умершего публичный протест озвучила лишь Надежда Константиновна, через газету Правда, однако, по воспоминаниям Бонч-Бруевича, не только Крупская, но и брат с сёстрами Ульяновы не поддерживали идею о мумификации: «Надежда Константиновна, с которой я интимно беседовал по этому вопросу, была против мумификации Владимира Ильича. Так же высказались и его сестры Анна и Мария Ильиничны.
То же говорил и его брат Дмитрий Ильич. Ни у граждан, ни у советской элиты она не прижилась и после. Преданы земле видные деятели у Кремлёвской Стены и на Марсовом Поле. Киров, В. Куйбышев, М. Горький, В.
Чкалов, Ю. Ларин, А. Цюрупа, К. Цеткин, В. Маяковский и многие другие. Посмертный покой советская власть предоставляла и тем, кого обвиняла в т.
Каменеву, Г. Зиновьеву, М. Тухачевскому, И. Уборевичу, И. Якиру, А. Енукидзе, В.
Блюхеру, П. Постышеву, И. Бабелю, М. Кольцову, В. Мейерхольду, Н. Ежову, а позже и Л.
Близкой можно назвать историю захоронения Сталина, но, тем не менее, в настоящий момент, он захоронен в земле. Помимо культуры советских похорон, следует отметить отношение советской власти и к мощам, с которыми трупоположение Ленина справедливо сравнивают: «Работая в деревне и ведя антирелигиозную пропаганду, мне приходится сталкиваться с взрослым крестьянством, которое прямо заявляет: «А что, разве нет новой советской религии? Есть, и мощи есть, или, вернее существует новое идолопоклонство», подразумевая под мощами мавзолей Ленина и под идолопоклонством массу существующих памятников. Разве, говорят, не ездят поклоняться «Мощам» или для чего существуют памятники, как не для поклонения. В то же время советские «врачебные эксперты» признают мощи мумифицированным телом: «Представленное экспертизе тело, называемое мощами святителя Феодосия Черниговского, есть действительно тело человека в состоянии сухого омертвления - мумификации без признаков гниения. Тело хорошо сохранилось».
Тело святого Феодосия было представлено на экспертизу 18 февраля 1921 г. Тем большим оксюмороном выглядит произошедшее, учитывая, что Ленин непосредственным образом участвовал в кампании по ликвидации мощей которую справедливо считать частью «похоронной реформы». Ленин систематически заслушивая доклады и проекты документов, согласовывая, редактируя и утверждая их. Начатая в 1918 г. Ленину, на фоне планов по вскрытию мощей Сергия Радонежского, против такого вскрытия, в совокупности с 5000 подписей, также не возымело каких-либо результатов и 11 апреля 1919 г. Первоначально вопрос о вскрытии мощей является вопросом местного значения.
Ленина , заслушав доклад Междуведомственной комиссии по делу Троице-Сергиевой лавры, поручает Наркомюсту разработать вопрос о порядке ликвидации мощей во всероссийском масштабе.
Так, за основу проекта по возведению мавзолея для вождя он выбрал Пергамский алтарь, или месопотамскую культовую башню. Как известно, в Пергами происходило изгнание халдеев — семитских племён, обладавшими навыками колдовства, магии и гадания. Жрецам удалось снова дать жизнь своей религии, которая не признавала Иисуса Христа. Поэтому Пергам в какой-то степени считался поистине сатанинским местом, поскольку на этой территории регулярно происходили халдейские магические и колдовские обряды. Одним из покровителей всех халдеев был бог Вил, который, согласно легенде, находился в храме, напоминающем форму четырёхугольника. Храм образовывали 7 башен, которые сужались одна за другой. Именно с него Щусев "снял" архитектурный проект для возведения ленинского мавзолея. Некоторые сходятся во мнении, что Щусев сравнивал Владимира Ильича именно с богом Вилом.
Например, по воспоминаниям Н. Валентинова заместитель ответственного редактора органа ВСНХ «Торгово-промышленная газета» , которые, как он сам признаётся, основываются на цепочке «Бухарин поведал Рязанову, а я узнал ее не прямо от него, а в передаче некоторых посредников», осенью 1923 г. Сталина, состоялась встреча с участием партийных деятелей, в рамках которой М. Калининым был поднят вопрос об организации похорон. Сталин, согласившись с Калининым в необходимости организации «величественных» похорон, тем не менее полностью отвергает идею кремации, предлагая забальзамировать Ленина, в целях «позволить нашему сознанию привыкнуть к мысли, что Ленина среди нас все-таки нет». Свою позицию Сталин аргументировал в т. Троцкий прямо возразил Сталину, что его предложение есть ничто иное, как заменить мощи Сергия Радонежского, на мощи Владимира Ильича. Каменев поддерживает критику, говоря, что он: «видит в этом своеобразный и странный отголосок того «поповства», которое бичевал Ленин в своей философской книге». Косвенное подтверждение возможности существования подобного разговора можно, например, найти в автобиографии Троцкого «Моя жизнь: Опыт автобиографии», впервые опубликованной в 1930 году. В ней Троцкий пишет: «Отношение к Ленину, как к революционному вождю, было подменено отношением к нему, как к главе церковной иерархии. На Красной площади воздвигнут был, при моих протестах, недостойный и оскорбительный для революционного сознания мавзолей. Учитывая тот факт, что на момент смерти Ленина, а равно во время похорон и их приготовлений Троцкий находился на лечении в Сухуме, не публикуя каких-либо сообщений в ходе возведения мавзолея, возможно, этот протест озвучивался им до смерти его близкого соратника. Официальная версия утверждает, что решение о бальзамировании «настолько надолго, насколько это возможно» было принято исключительно после смерти Ленина. Она базируется на реальных письмах в Комиссию и в СМИ, от граждан, рабочих и партийных коллективов, партийных деятелей. Ленина от А. Из всех родственников умершего публичный протест озвучила лишь Надежда Константиновна, через газету Правда, однако, по воспоминаниям Бонч-Бруевича, не только Крупская, но и брат с сёстрами Ульяновы не поддерживали идею о мумификации: «Надежда Константиновна, с которой я интимно беседовал по этому вопросу, была против мумификации Владимира Ильича. Так же высказались и его сестры Анна и Мария Ильиничны. То же говорил и его брат Дмитрий Ильич. Есть, и мощи есть, или, вернее существует новое идолопоклонство», подразумевая под мощами мавзолей Ленина и под идолопоклонством массу существующих памятников. Разве, говорят, не ездят поклоняться «Мощам» или для чего существуют памятники, как не для поклонения. В то же время советские «врачебные эксперты» признают мощи мумифицированным телом: «Представленное экспертизе тело, называемое мощами святителя Феодосия Черниговского, есть действительно тело человека в состоянии сухого омертвления - мумификации без признаков гниения. Тело хорошо сохранилось». Тело святого Феодосия было представлено на экспертизу 18 февраля 1921 г. Тем большим оксюмороном выглядит произошедшее, учитывая, что Ленин непосредственным образом участвовал в кампании по ликвидации мощей которую справедливо считать частью «похоронной реформы». Ленин систематически заслушивая доклады и проекты документов, согласовывая, редактируя и утверждая их. Начатая в 1918 г. Ленину, на фоне планов по вскрытию мощей Сергия Радонежского, против такого вскрытия, в совокупности с 5000 подписей, также не возымело каких-либо результатов и 11 апреля 1919 г. Первоначально вопрос о вскрытии мощей является вопросом местного значения. Ленина , заслушав доклад Междуведомственной комиссии по делу Троице-Сергиевой лавры, поручает Наркомюсту разработать вопрос о порядке ликвидации мощей во всероссийском масштабе. Преамбула данного акта, содержала позицию советской власти к самому факту подобной формы трупохранения, как к недопустимому. Постановление обязывает найденные мощи — предать земле или передать в музеи. Мощи святых передавались в экспозиции Эрмитажа, музея Народного Комиссариата Здравоохранения, региональных и этнографических музеев. Отношение к мощам, как к музейному экспонату, также является точкой сопоставления между ними и телом Ленина. С годами посещение Мавзолея всё чаще становится строчкой в перечне туристических повесток, где посещение Мавзолея предшествует посещению балета «Спящая красавица» или как архитектурная достопримечательность. Помимо отношения к телу умершего, как к мощам или музейному экспонату, к ним присоединяется и статус объекта научного исследования. Постановление II Съезда Советов не регламентирует вопросы ребальзамирования тела, освежений путём обмывания, последующего создания иных склепов и саркофагов, создания лабораторий, допустимость выноса тела за пределы склепа то есть эксгумации , как, например, на время Великой Отечественной Войны. Тем не менее, начатая в марте 1924 г. Воробьёва, вместе с Борисом Ильичом Збарским, она положила создание в 1939 г. Лаборатории при Мавзолее В. Лаборатория посвятила свою деятельность исключительно изучению мумификации Ленина, и видных иностранных коммунистически деятелей. Збарский же в 1944 году получает государственную премию за «выдающуюся научную работу по сохранению тела В. Ленина» в размере 150 тыс. Этичность подобных научных работ и достижений, не поднимается в государственных органах и документах — в принципе. При всём при этом, не стоит недооценивать уровень этики советских ученых. И если в начале XX века, научная этика, только оформлялась, то к 1980-ым годам, Советский Союз становится передовиком по количеству философов, медиков, учёных развивающих эту дисциплину, как внутри Союза, так и на международном уровне.
Кроме того, есть два знаменитых человека, которые похоронены таким образом и лежат так уже чуть ли не 200 лет, и никто их не трогает: первый — это знаменитый хирург Николай Пирогов, а второй — Михаил Барклай-де-Толли. Их захоронения — точно такие же, как у Ленина. Сейчас, конечно, наука ушла далеко вперед, но я читала, что изначально ученые рассчитывали сохранить тело без изменений хотя бы на 20—30 лет... Там работала большая группа наших выдающихся ученых. Они постепенно, шаг за шагом, открывали все новые возможности, и в конце концов у них получилось забальзамировать тело Ленина, сохранив его для потомков. Ведь у нас есть и более далекие по времени примеры таких мумификаций — это египетские мумии! Они тысячелетия пролежали в своих саркофагах. Там были два выдающихся ученых — Владимир Воробьев и Борис Збарский. Они занимались бальзамированием Владимира Ильича и получили за это Ленинскую премию. Потом их опыт использовался в нескольких других странах. В частности, основываясь на их методиках, бальзамировали тела Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена, Георгия Димитрова и других ближайших к нам коммунистических лидеров. Многие не знают, что в истории было целых три ленинских мавзолея, и два первых — из дерева.
Но мать-земля не принимает тело, а душу отвергают небеса — где и когда похоронят Ленина?
А именно: мавзолей американского президента Улисса Гранта в манхэттенском Риверсайд-парке. Или могила маршала Пилсудского. Напомню, что он был захоронен в 1935 году в Вавельском замке, в склепе в стеклянном гробу. Но бальзамирование оказалось не совсем удачным. В итоге было оставлено небольшое окошко, которое в настоящее время закрыто. Да, и вот ещё что: нетленность святых мощей — необъяснима, потому что и не предполагает никаких рассуждений, кроме религиозной Веры. Нетленность тела Ленина — и научно объяснима, и законодательно аргументирована, и профессионально выполнена.
Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа».
Народная масса как будто второй раз переживает Великую Октябрьскую революцию". Далее Зиновьев цитирует письма рабочих на смерть вождя: "Дорогой отец наш! Или вот что писал рабочий-шахтёр Тарасов: "Заболел. Дорожили каждым его часом. Ленин, живи! Ты один понимаешь нас, как никто! Нас, мужиков, царя растоптавших! А сегодня у каждого на сердце чёрные пятна. Закатилась звезда. Москва, Россия, Союз Республик облеклись в траур. Солнце померкло. Великого Ленина между нами не стало". Подобные отклики, по словам Зиновьева, приходили из многих стран мира, в том числе Китая и Индии, "ведь именно угнетённые народы Востока больше всего воспринимают Владимира Ильича как лучшего своего друга". Сам автор книги о своём учителе и соратнике, с которым они после событий 1917 года вместе скрывались в Разливе от Временного правительства, говорит так: "В течение месяцев и годов мы будем пытаться отдавать себе отчёт в том, что сделал для нашей страны В. Российский государственный архив кинофотодокументов В Доме Союзов с Лениным простились около 700 тысяч человек. Построить Мавзолей нужно было за три дня В ночь с 23 на 24 января правительственная комиссия по организации похорон передала академику архитектуры Алексею Щусеву поручение разработать и возвести Мавзолей. Решение о бальзамировании тела и сооружении Мавзолея было принято после смерти Ленина. Церемония прощания планировалась на 27 января, и у Щусева оставалось только три дня. На Сокольническом лесном складе по чертежам Щусева готовили деревянные брусья и доски из архангельской сосны и доставляли на лошадях на Красную площадь.
Ради чего? Из-за чего? Из-за ориентированности на Запад, из-за угодничества и страха — что о нас подумают? Ради того, чтобы западные «партнеры», с которыми «вместе Берлин брали», во множестве приехавшие в Москву на 60-летие Победы, не огорчались увидев имя Ленин. А то ведь к коммунизму негативно относятся. Ладно, разок прогнулись, сделали «партнерам» приятно, чтобы их от Ленина не корежило. Но продолжать-то зачем? Парад всегда начинается с выноса Знамени Победы.
В Госдуме рассказали, когда будет похоронен Ленин
К годовщине смерти Владимира Ленина Президентская библиотека открыла на своем сайте доступ к уникальной кинохронике 1924 года, на кадрах которой запечатлены похороны основателя советского государства. В рамках спецпроекта к 150-летию Ленина «Афиша Daily» выяснила, что стало с телом вождя за 96 лет нахождения в Мавзолее, сколько на самом деле процентов осталось от его трупа, и привела инфографику c интересными фактами о нем. Владимир Ленин был похоронен ещё 27 января 1924 года, но насколько его погребение соответствует нынешнему законодательству Российской Федерации?
95 лет назад, 27 января 1924 г. в Москве на Красной площади состоялись похороны В. И. Ленина
Ленин хотел быть похороненным рядом со своей матерью на Волковском кладбище в Петрограде. По некоторым данным, первоначально идея не хоронить Ленина была связана всего лишь с тем, чтобы хотя бы еще ненадолго продлить прощание с ним. Похороны Ленина состоялись шесть дней спустя. 21 января 1924 года в подмосковном имении Горки в возрасте 53 лет умер Владимир Ильич Ленин. Во-вторых, Ленин был действительно захоронен, что подтверждает постановление ЦИК Союза ССР от 1924 года.
Уникальное видео с похорон Ленина выложили в Сеть
Его построили вскоре после кончины вождя революции 21 января 1924 года. ЦК партии и Советское правительство в тот день получили свыше 1000 телеграмм и писем с просьбой не предавать земле, а сохранить тело великого вождя. Утром 22 января тело Ленина было забальзамировано для сохранения его до похорон. В ночь на 24 января архитектор Алексей Щусев получил задание за три дня спроектировать и построить склеп, который мог бы пропустить всех желающих проститься с вождём. Соорудить Мавзолей Ленина было решено у Кремлёвской стены в Москве, среди братских могил борцов Великой Октябрьской социалистической революции.
Когда врачи предложили Ленину в качестве отвлекающего или успокаивающего средства играть в шашки, да еще непременно со слабым противником, он раздраженно заметил: «Что они, за дурака, что ли, меня считают? Сращения же коры мозга с оболочками, особенно выраженные в области центральных извилин, несомненно, явились причиной тех частых эпизодов кратковременных судорожных припадков, которые так беспокоили больного Ленина. Дало ли что-нибудь исследование мозга для определения изначальной причины его поражения? Отметим в первую очередь, что типичных сифилитических изменений типа гумм, особых опухолеподобных разрастаний, характерных для третичного сифилиса, найдено не было. Были обнаружены зернистые шары в окружности кистозных полостей — результат деятельности фагоцитов — клеток, рассасывающих гемоглобин и омертвевшие ткани. Не подтвержден диагноз Штрюмпеля — люэтический эндартериит. Просвет артерий мозга, отходящих от Виллизиева круга, действительно был сужен, однако что явилось причиной этого — инфекция или атеросклероз, по морфологической картине определить практически невозможно. Скорее всего, речь может идти о плохом наполнении этих сосудов за счет сужения или закупорки левой внутренней сонной артерии. Известные патологи — А. Струков, А. Авцын, Н. Боголепов, неоднократно проводившие экспертизу препаратов мозга Ленина, категорически отрицают наличие каких-либо морфологических признаков специфического люэтического поражения. Видимо, удалось увидеть из полости черепа разрезанную левую внутреннюю сонную артерию, которая оказалась полностью облитерированной закупоренной. Правая сонная артерия тоже выглядела пораженной с несколько суженным просветом. Заметим, что большая масса мозга снабжается кровью только за счет четырех сосудов, из которых две крупные внутренние сонные артерии обеспечивают питание передних двух третей мозга, а две сравнительно тонкие позвоночные артерии орошают мозжечок и затылочные доли мозга заднюю треть мозга. Одной из созданных разумной природой мер, снижающих опасность немедленной смерти от закупорки или повреждения одной-двух и даже трех из вышеупомянутых артерий, является соединение всех четырех артерий друг с другом на основании мозга в виде сплошного сосудистого кольца — Виллизиева круга. А уж от этого круга идут артериальные ветви — вперед, к середине и назад. Все крупные артериальные ветви мозга располагаются в щелях между многочисленными извилинами и отдают мелкие сосудики с поверхности в глубину мозга. Мозговые клетки, надо сказать, необычайно чувствительны к обескровливанию и погибают невозвратимо уже после пятиминутной остановки кровоснабжения. И если у Ленина была поражена более всего левая внутренняя сонная артерия, то снабжение кровью левого полушария происходило за счет правой сонной артерии через Виллизиев круг. Разумеется, оно было неполноценным. Более того, левое полушарие как бы «обкрадывало» кровоснабжение и здорового правого полушария. В акте вскрытия указывается, что суженным был просвет основной артерии a. Даже кратковременный спазм мозговых сосудов, не говоря уже о тромбировании или разрывах стенок, при таких глубоко зашедших поражениях основных питающих мозг артерий, разумеется, приводил или к непродолжительным парезам конечностей и дефектам речи, или к стойким параличам, что и наблюдалось в конечной стадии заболевания. Можно только сожалеть, что не были исследованы сосуды на шее, так называемые экстракраниальные сосуды: общие наружные и внутренние сонные артерии, а также позвоночные артерии, отходящие от крупных щитовидно-шейных стволов. Теперь хорошо известно, что именно здесь, в этих сосудах разыгрывается главная трагедия — атеросклеротическое их поражение, ведущее к постепенному сужению просветов из-за развития выступающих в просвет бляшек и утолщения оболочек сосудов вплоть до полного их закрытия. Во времена Ленина эта форма болезней мозга так называемая экстракраниальная патология была, по существу, неизвестной. В 20-х годах не было средств диагностики таких заболеваний — ангиографии, разных видов энцефалографии, определения объемной скорости кровотока с помощью ультразвуковых исследований и т. Не было и эффективных средств лечения: ангиопластики, шунтирования сосудов в обход суженного места и многих других. Атеросклеротические типичные бляшки были обнаружены при аутопсии тела Ленина в стенках брюшного отдела аорты. Сосуды сердца были изменены незначительно, как и сосуды всех внутренних органов. Вот как сообщал О. Ферстер 7 февраля 1924 года в письме коллеге О. Витке о происхождении болезни Ленина: «Аутопсия показала тотальную облитерацию левой внутренней сонной артерии, всей a. Правая a. Левое полушарие за малым исключением тотально разрушено — правое имеет изменения. Тяжелый aortitis abdominalae, легкий коронаросклероз» Kuhlendaahl. Der Patient Lenin, 1974. Семашко в статье «Что дало вскрытие тела Владимира Ильича» 1924 писал: «Внутренняя сонная артерия arteria carotis interna при самом входе в череп оказалась настолько затверделой, что стенки ее при поперечном перерезе не спадались, значительно закрывали просвет, а в некоторых местах настолько были пропитаны известью, что пинцетом ударяли по ним, как по кости». Что касается сифилиса, то ни патологоанатомическое вскрытие, ни микроскопический анализ взятых на исследование кусочков тканей никаких специфических для этого заболевания изменений не обнаружили. Не было ни характерных гуммозных образований в мозгу, в мышцах или внутренних органах, не было и типичных изменений крупных сосудов с поражением преимущественно средней оболочки. Конечно, было бы крайне важным исследование дуги аорты, которая при сифилисе поражается в первую очередь. Но, по всей видимости, патологоанатомы были настолько уверены в диагнозе распространенного атеросклероза, что сочли лишним проводить такого рода исследования. В целом, лечащих врачей, как и последующих исследователей, более всего поражало несоответствие течения заболевания Ленина с обычным ходом атеросклероза сосудов головного мозга, описанным в медицинской литературе. Раз наступившие дефекты быстро исчезали, а не утяжелялись, как это обычно бывает, болезнь шла какими-то волнами, а не по наклонной, как обычно.
Вы знаете, кто такие индийские махатмы? Что это за титул? К лику махатм за весь XX век были причислены только два человека. Первый — Мохандас Ганди, второй — Ленин. После его смерти индийцы написали письмо советскому правительству, где было сказано, что Ленин — «знак чуткости Космоса». Ведь для России такой тип захоронения нехарактерен. Дело в том, что таким образом на Руси хоронили множество людей! Например, все монахи в Киевской лавре и Псково-Печерском монастыре захоронены именно так — их мощи лежат в пещерах. Кроме того, есть два знаменитых человека, которые похоронены таким образом и лежат так уже чуть ли не 200 лет, и никто их не трогает: первый — это знаменитый хирург Николай Пирогов, а второй — Михаил Барклай-де-Толли. Их захоронения — точно такие же, как у Ленина. Сейчас, конечно, наука ушла далеко вперед, но я читала, что изначально ученые рассчитывали сохранить тело без изменений хотя бы на 20—30 лет... Там работала большая группа наших выдающихся ученых.
Знали ли вы, что ежегодно правительство выделяет порядка 13 миллионов рублей на поддержание этого объекта? Какой в этом смысл и почему нельзя просто взять и похоронить тело бывшего вождя? Разбираемся в этих вопросах в статье. Предложение о воздвижении мавзолея поступило от Сталина ещё в 1923 году, когда появились новости о резком ухудшении его здоровья. Троцкий, Бухарин и Каменев настороженно отнеслись к этой идеи, так как считали, что Ленин — православный человек, соответственно, и похоронен он должен был быть по православным канонам. Более того, по их мнению, сам Ленин бы явно не оценил такую затею. Тем не менее, после смерти главы страны идея все-таки была воплощена, и никто из ее противников не решился высказать свои мысли насчёт этого публично. Зато Надежда Крупская, жена Ленина, до конца жизни сохранила нетерпимость к такому способу захоронения. Вот почему она никогда в жизни не посещала Мавзолей, не выступала с трибуны и не упоминала в книгах.
Достояние общественности: почему тело Ленина до сих пор не похоронили
Спиртовая обработка продолжалась шесть дней. В мае, после двухнедельного пропитывания в спиртоглицериновой ванне, тело погрузили в водный раствор глицерина. Почти все пигментные пятна на открытых частях тела стали незаметными. Читайте также Фанни Каплан: эпопея Фейги Красная мумия В июне 1924 года в Москве проходил Пятый конгресс Коминтерна, и Дзержинский попросил узнать, нельзя ли показать тело Ленина его делегатам. Ответ был получен положительный.
Вечером 18 июня у саркофага встали часовые, и в 19 часов 30 минут процессия делегатов направилась от Никольских ворот к Мавзолею. Среди прочих пришли и родные покойного вождя. Он лежит таким, каким я видел его тотчас после смерти, а пожалуй, и лучше». Взволнованы были и делегаты конгресса.
Сомнений в успехе ни у кого не оставалось. Воробьев и Збарский расцеловались. Правительственная комиссия в составе наркома здравоохранения Николая Семашко, профессоров Розанова и Савельева осмотрела тело 24 июля и тоже выразила восторг от полученного результата. Было принято решение выставить Ленина на всеобщее обозрение.
Всю ночь перед открытием Мавзолея Воробьев и Збарский провели в траурном зале. Воробьев нервничал. Ему казалось, что лицо Ленина иссохло, а на темени появилось желтое пятно. Но Збарский восклицал: «Замечательно, замечательно, полная победа!
А уже через час на заседании комиссии в Большом зале Кремля Воробьев, запинаясь от волнения, рассказывал о ходе работ: «Предпринятые для бальзамирования мероприятия покоятся на прочных научных основах, дающих право рассчитывать на продолжительное, в течение ряда десятилетий, сохранение тела Владимира Ильича в состоянии, позволяющем обозревать его в закрытом стеклянном гробу при соблюдении необходимых условий со стороны влажности и температуры». Семашко огласил акт комиссии: «Общий вид значительно улучшился по сравнению с тем, что наблюдалось перед бальзамировкой, и приближается в значительной мере к виду недавно умерших». Таким образом была решена уникальная задача: осуществлено бальзамирование тела с полным сохранением его форм и всей клеточной и тканевой структуры. В отличие от известных способов мумификации советские ученые не стали высушивать тело.
Их работа была основана на экспромте. Воробьев и Збарский получили гос премии, под их руководством при Московском центре биохимических технологий образовали так называемую мавзолейную группу, чтобы ухаживать за телом. В 1941 году тело Ленина эвакуировали в Тюмень, в Москву оно вернулось в марте 1945-го.
Забальзамированное тело Владимира Ленина и поныне лежит в мавзолее на Красной площади, а история его похорон скрывает немало интересных деталей. Болезнь Ленина С начала 1920-х у Ленина был диагностирован атеросклероз. Развитие болезни в течение 3-х лет привело к угасанию вождя большевистского переворота. После первых двух инсультов, произошедших с интервалом примерно в полгода, правая половина тела Ленина оказалась парализована. Из-за больших нагрузок в связи с работой спустя несколько месяцев кровоизлияние повторилось, на сей раз приведя к нарушению речи. Несмотря на лечение в Горках, болезнь было уже не остановить: последняя и смертельная закупорка сосудов мозга случилась январским вечером 21-го числа 1924-го года.
Подготовка к похоронам На следующий же день, 22-го января, академик Абрикосов провёл процедуру бальзамирования Ленина: она была совершенно обычной и требовалась для того, чтобы затем вскрыть тело и точно диагностировать причины смерти. Использованный при этом раствор должен был предохранить тело от разложения минимум на 6 дней, чтобы трудящиеся со всей страны успели проститься с вождём. Малоизвестный факт: вскоре после смерти Ленина в Горки приехал кинооператор К. Кузнецов, успевший сделать снимки покойного нагим и с лицом в гипсовом растворе, так как скульптор Меркулов делал посмертную маску вождя. Эти снимки впоследствии были переданы в Институт Ленина, а затем в Центральный партийный архив, но так ни разу и не были обнародованы в публичных изданиях.
Генеральный директор Института региональных проблем, государственный советник 3 класса, кандидат политических наук Дмитрий Журавлев подчеркнул, что правовые коллизии можно разрешить: — Но нужно ли? Когда Ленин умер, наверное, его нужно было похоронить, и его вдова была за погребение. Труп лежит на Красной площади, пусть лежит, это такое же историческое явление как Зимний дворец и Эйфелева башня.
Я против мумий, но это момент истории. Там лежит еще много людей, меня тоже это коробит. Коммунизм — такая же религия, есть идеологическая нагрузка.
И тот согласился, что это необходимо, но потом эту тему больше не поднимал, дабы «не восстанавливать людей друг против друга. Как сказал отец Владимир, он предлагает избранному президенту после инаугурации отдать коммунистам их «святыню», то есть тело Ленина, и пусть они, что хотят, то с ним и делают: хотят — хоронят, хотят — выставляют в Шушенском, Разливе, Ульяновске, etc, или пускают смотреть на него за деньги, или без денег, или предают останки земле. Еще с 90-х годов, отметил глава патриаршей пресс-службы, его поражало то, что в стране продолжается жизнь многих слов и символов, принятых в советское время, что порождает принцип двойственности или тройственности, — когда думают одно, говорят другое, а делают третье.
Сегодня многие символы потеряли свое значение, а слова не соответствуют собственному смыслу, — так, например, «самыми демократическими газетами» называют «Московский комсомолец» и «Комсомольскую правду». Владимир, — и мавзолей на Красной площади — это тоже огромное «как бы», и мы «как бы» не идолопоклонники. Нужно уничтожить все эти «как бы», которые делают нашу жизнь двусмысленной». До сих пор мы не можем определиться, сказала вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская,чем является для нас Красная площадь — местом проведения парадов, площадкой для катков, концертной площадкой или же обителью усопших.