«Демон сидящий» На картине «Демон сидящий» главный герой предстаёт перед нами в синем одеянии, он сидит, трагически сцепив руки и смотрит куда-то вдаль печальными огромными глазами удивительного цвета. Врубель никогда не рассматривал "Демона (сидящего)" как финальную точку в попытке воплотить то, что его беспокоило. Демон сидящий. В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Выставка под названием “Возвращение украденного Врубеля” будет действовать до 20 ноября, после чего картина “Демон и Ангел с душой Тамары” займет свое место в постоянной экспозиции. После сидящего Демона художник возьмётся ещё за летящего и поверженного.
"Демон" Врубеля - гениальное творение эпохи. Тема демона в творчестве Михаила Врубеля
Картину «Демон сидящий» приписывают к периоду модерна в творчестве Врубеля, ссылаясь на декоративность элементов, каменных цветов и неба, окружающих сидящего Демона. «Демон сидящий» На картине «Демон сидящий» главный герой предстаёт перед нами в синем одеянии, он сидит, трагически сцепив руки и смотрит куда-то вдаль печальными огромными глазами удивительного цвета. произведение русского художника Михаила Врубеля в стиле символизма 1890 года.[1]. Так Врубель создал картину "Сидящий Демон". Когда у Врубеля родился сын, художник пережил шок. Лицо его ребенка было обезображено: верхняя губа была разделена надвое. Темой Демона (холст «Демон (сидящий)»; «Голова Демона»: одноименные рисунки, скульптура для него началось и закончится это десятилетие («Демон летящий» 1899, ГРМ; первые мысли о «Демоне поверженном»). Его изображения Демона в картинах, скульптурах и рисунках.
Врубель Иллюстрации к "Демону" М. Ю. Лермонтова
Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело – резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль. «Демон сидящий» На картине «Демон сидящий» главный герой предстаёт перед нами в синем одеянии, он сидит, трагически сцепив руки и смотрит куда-то вдаль печальными огромными глазами удивительного цвета. Оставив незавершённой «Демона летящего», Михаил Врубель вдохновляется новым сюжетом: моментом превращения падшего ангела в демона. «Демон сидящий» На картине «Демон сидящий» главный герой предстаёт перед нами в синем одеянии, он сидит, трагически сцепив руки и смотрит куда-то вдаль печальными огромными глазами удивительного цвета. Эскиз картины «Демон сидящий», 1890. Создание картин «Демон сидящий» и «Демон повержденный», работа в Санкт-Петербурге, жанр живописи, выставка в честь 165-летия. Причина смерти на 24СМИ.
Какую женщину Врубель изобразил в виде «Демона»: всё о главной любви художника
Художественное описание картины 27. Произведение появилось после того, как Михаил Александрович досконально изучил творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Впервые Михаилу Александровичу является нечто «демоническое» во время его приезда в Москву в 1889 году: Полуобнажённая, крылатая, юная, печальная, задумчивая фигура, сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на расцветающую поляну, с которой разбрасываются в стороны ветви, прогибающиеся под цветами. К сожалению, первые попытки видения автора не удалось сохранить. Эскиз, был создан в 1890 году, а ровно через двенадцать месяцев работа была закончена, но только в 1917 году картина поступила в музей и на данный момент прибывает в Москве, в Государственной Третьяковской галереи. Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года, в городе Омск. Отец будущего художника строил другие планы на будущее сына, он видел его юристом, но Михаил вопреки настоянию отца поступил в Академию художеств. Уже там П. Чистяков заметил талант юного ученика. Врубель поражал его страстью к искусству, даром композиции.
Рисунок Михаила точен, пластичен, цвет необычайно красив. Рисунки с гипсов — не просто безжизненная копия, а творческое, изумительное претворение античности. С академических лет Врубель развивал в себе талант проникать в сущность пленявших его подлинников античного мира, Византии, итальянского искусства, древнерусского эпоса, а также отечественной и западноевропейской литературы, музыки, театра. В самом начале пути Михаил не понимал, как именно изобразить демона, каким он должен быть. Силуэт в его голове был не точным и расплывчатым. Идея требовала времени и доработки. Врубель постоянно экспериментировал, перебирал варианты один за другим. В его представлении, демон был воплощением страдающего и скорбного человека, но в тоже время могучего и властного. Михаил Александрович был сильной личностью и каждой своей работе он пытался передать трагизм и стойкость.
Именно картина «Демон» удачно сочетала в себе черты романтизма.
Положенные мастихином и широкой кистью мазки преображают цветы в гигантские друзы кристаллов, уподобляясь мозаике с переливами цветных смальт. Их мерцание напоминает полумрак таинственного храма, но в этом храме томится дух и бессильна плоть. Сидящая фигура юного титана, словно сжатая пружина, заставляет вспомнить слова «… мир земной мне тесен», произнесенные лермонтовским героем. Врубель, объясняя, что его Демон - «Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый», вполне соглашался с лермонтовской трактовкой его героя: «То не был ада дух ужасный, порочный мученик - о нет! Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!.. Погружаясь в мир реальных форм, любовно и пытливо изучая их структуру, он преображал их в сказочное видение, настраивал на свой высокий лад.
Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь. Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки.
Страстность и трагичность. Демон второй. Все это не способствовало длительным привязанностям. В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу. Михаил Александрович Врубель. Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.
Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг. И вместе с тем: «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб... Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес». Безумная техника и странная эстетика В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и... Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.
Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Картина — один из вариантов темы "Сирень", популярной в творчестве Врубеля и других символистов. В ней воплощен образ стихийного мира, пробуждающегося с весной и таящегося под покровом сумерек. Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы. Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы. Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого. Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н. Римского-Корсакова 1900. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. Но картина не стала костюмированным портретом супруги Михаила Александровича. Его Царевна-Лебедь — существо двойственной природы. Он пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни, поэтому художник наделяет свой образ демоническими чертами. Михаил Врубель, "Демон поверженный", 1902 Михаил Врубель "Демон поверженный", 1902 Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к "Демону" М. Живописная поверхность дробится и преломляется, превращаясь в настоящую колористическую мозаику. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя "демонической" темы, был сыном негероического времени. У "Демона" Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Живописный образ более психологичен, чем его литературная основа, поэтому его часто отождествляют с самим художником. Герой низвергнут в хаос небытия. Вытянутый по горизонтали холст усиливает почти физическое ощущение стремительного падения, а распростертые крылья добавляют динамики образу.
"Демон" Врубеля - гениальное творение эпохи. Тема демона в творчестве Михаила Врубеля
Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова. Картина «Демон сидящий» вызвала довольно большой эффект — многие ее не поняли и не приняли. В этом флигеле Михаил Врубель работал над картиной “Демон сидящий”. Демон сидящий. В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Полотно «Демон сидящий» было создано Врубелем во время проживания художника в семье московского купца Мамонтова, известного покровителя талантов и ценителя живописи. Заведующая отделом экскурсионно-лекционной работы Валентина Горлова рассказывает о цикле произведений М. Врубеля: «Демоне сидящем» (1890 г.), «Летящем демоне» (1899 г.) и «Демоне поверженном» (1902 г.). Другие видео о творчестве Михаила Врубеля смотрите по.
Демоны Врубеля
В это мгновение красота торжествует над миром и происходит чудо: прекрасная принцесса склоняется к изголовью поэта. Это произведение стало воплощением идеи вечности искусства. В том же году Сергей Юльевич Витте заказал Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на тот же самый сюжет пьесы Ростана, а второе — "Микула Селянинович" — на былинный. В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет. Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань.
В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы. Согласно тексту былины Вольга наделен таинственными колдовскими способностями, а мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли — это настоящий русский богатырь. Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики. Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть в отличие от всех других известных декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе.
Михаил Врубель, "Портрет Н. С нее он писал большинство женских образов. Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы — белые ирисы. С Надеждой Ивановной они познакомились в Петербурге, куда Врубель отправился для работы над декорациями к опере "Гензель и Гретель" вместо Константина Коровина. По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом Надежда Забела, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес. После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу.
И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве. Михаил Врубель, "Пан", 1899 Михаил Врубель, "Пан", 1899 Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал интерес художников символистов к существам с двойной природой. Пан по-гречески означает "всепроникающий", "вездесущий".
И Врубеля угораздило влюбиться в хозяйку дома Эмилию Львовну. Прахова, блестящая пианистка и очень образованный человек, действительно была необычайно интересна, хотя отпугивала многих своеобразной внешностью и ещё более своеобразным характером.
Кем был человек, сделавший Киев художественным центром России16 марта 1846 года в белорусском городке Мстиславле родился Адриан Викторович Прахов. Сейчас об этом человеке в Киеве помнят немногие. Историк искусства? Ну и что… Художник Мурашко вежливо называл её "неудержимой крикухой", а внучка Александра писала без сантиментов: "Эмилия Львовна была дамой с придурью. В нашей семье знали, что нельзя во время семейной трапезы огорчать бабулю, ведь она могла, не моргнув глазом, вылить чай за шиворот кому-то из сидящих или разбить чашку о пол.
Она была довольно властным человеком — эдакая домашняя Салтычиха". Кстати, имела основания так писать — благодаря маме не вышла замуж Елена Прахова, хотя её руки просил будущий знаменитый художник Михаил Нестеров. Ко всему прочему Прахова была на 7 лет старше Врубеля. Но… красота, как известно, в глазах смотрящего. Безусловно, никаких полноценных отношений возникнуть не могло, но влюблённость присутствовала.
Прахов отлично это видел, но, понимая, что художнику нужно вдохновение, решил воспользоваться ситуацией по-своему. Он поручил Врубелю написание четырёх больших икон для модерного мраморного иконостаса и отправил его делать эту работу в Италию. Не обошлось без приключений: в Вене при пересадке Врубель "загулял" в обществе петербургского приятеля, а Гайдук к слову сказать, не знавший ни слова по-итальянски , благополучно прибывший в Венецию, прождал его там два дня. Художники сняли на двоих одну студию в центре города. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло.
Жить в Италии пришлось довольно долго, плохо было с русскоязычным обществом. Правда, Врубеля посетил там Дмитрий Менделеев. Их, кстати, и дальше связывали тесные отношения, Дмитрий Иванович помогал Врубелю в опытах с красками и смесями для керамики. Ещё в Киеве, дома и на даче Праховых, Врубель сделал несколько карандашных набросков, изображающих Эмилию и Ольгу младшую дочь Праховых. Картина писалась в уникальной технике — на листе цинка.
Итальянцы воспользовались неопытностью художника и сделали основу не из одного куска цинка, а допаяли с правой стороны во всю вышину образа узкую полосу общий размер иконы — 202 на 87 см. Краски стекали с металла, поэтому художник обратился в письме к Прахову за советом. Прахов проконсультировался у профессора химии Киевского университета Сергея Реформатского, который посоветовал протравить поверхность слабым раствором соляной кислоты, чтобы краска хорошо держалась. Однако таким образом были сделаны только три другие большие иконы местного чина "Иисус Христос", "Святой Афанасий", "Святой Кирилл". Иконографически эта икона относится к типу Панахранта Всенепорочная, Пречистая, Всемилостивая, Всецарица.
Кроме многочисленных акварельных эскизов сохранилось два громадных полотна, почти готовых, но брошенных художником; экспрессия изображенной на них фигуры не удовлетворяла его. На одном из них черты Демона, видные в профиль, строго мужественны; обнаженные бедра опоясаны цепью с золотыми пластинами; такие же пластины украшают и грудь; распростертые крылья похожи на орлиные или даже лебяжьи. На другом в облике его чудится что-то женственное; на теле нет украшений, зато в крыльях многоцветными переливами горят перья павлина»[14]. Исследования в UV-лучах показывают наличие авторских правок на холсте: художник менял положение головы Демона.
Видимое сейчас лицо написано другими, чем все полотно, красками и достаточно вольно смонтировано с фигурой, вне какой-либо заботы о законах анатомии. То место на холсте, где лицо Демона располагалось изначально, перекрыто густым слоем иной по составу краски и выделяется чужеродным пятном. В его очертаниях чудится абрис головы Демона, и в этом своем первоначальном варианте фигура летящего Демона еще ближе будущему поверженному. Тончайший резонанс в звучании «Сирени» 1901 года и демонов уловил и афористично, не оставив места для сомнения в их общности, сформулировал В.
Невозможно отрицать, что в этом его усилии есть смысл... Все это очень умно, очень осмысленно»[15]. Во власти цветения сирени художник находился два лета и создал два варианта композиции «Сирень» 1900, 1901, оба - ГТГ , которые можно отнести к равноценным вершинам врубелевского творчества. Параллельно и столь же неотступно его преследовал образ Царевны-Лебеди, получивший воплощение в двух абсолютно самодостаточных картинах 1900 и 1901 годов,которые тем не менее уже современники воспринимали как парные.
Иванов писал о «Лебеде» 1901 года: «... Тело прекрасной большой птицы, притаившейся в камышах, кажется такой же хрустальною друзой, как оперение «Царевны», но наступающая ночь уже погасила розовые отблески в этих белых полупрозрачных кристаллах»[16]. И в той и другой паре работ - в фокусе интереса Врубеля - метаморфозы облика жены и музы художника. Обе «Сирени», являясь важными звеньями в цепи трансформаций образа Забелы-Врубель, одновременно служат введением в следующую тему выставки, которую можно обозначить с некоторой долей волюнтаризма как «одушевление материи».
Главное и хронологически первое ее произведение - панно «Утро» 1897, ГРМ. Созданное по заказу С. Морозовых для оформления малой гостиной их особняка на Спиридоновке, оно было отвергнуто заказчиками. Однако благодаря вмешательству И.
Репина художник не успел его уничтожить, как ранее поступил с не удовлетворившим его самого первым вариантом панно «Полдень», а представил публике на I-й выставке, организованной журналом «Мир искусства». В первый же день оно было приобретено княгиней М. Тенишевой и, несмотря на это, а может быть, и благодаря этому, вызвало полное недоумение зрителей и скандальную реакцию прессы, по своей мощи и ярости превзошедшую историю с панно Врубеля на Нижегородской ярмарке. Особенно возмутил критиков всех направлений небывалый принцип взаимодействия аллегорических женских фигур и пейзажа.
Стасов восклицал: «Что это за женщины, на что они тут, зачем они так плохи, что собою изображают и, наконец, вообще зачем они писаны, когда все дело только в том, чтобы их нельзя было видеть, - кто разберет, кто объяснит эту неимоверную чепуху?.. Он очень проницательно обозначает это свойство врубелевской системы, прибегая к поэтической метафоре более позднего времени, что в случае с Врубелем кажется не анахронизмом, а точным попаданием в цель: «Художественный, композиционный сюжет в любой вещи Врубеля - изобразить то, по выражению Б. Действительно, кажется, что эти женские фигуры, олицетворяющие пробуждающиеся на рассвете землю и воду, «солнечный луч» и «улетающий туман»[20], расположенные как маркеры системы координат по всем сторонам панно, организуют, направляют, сдерживают невероятное буйство саморазвивающейся живописной субстанции в этом полотне. Но они - и естественное ее продолжение, ее неизбежное порождение.
Подобный прием «одушевления» живописной материи Врубель использует неоднократно: в «Тридцати трех богатырях» 1901, ГРМ «горящие, как жар», фигурки богатырей органично венчают пенистые гребни волн; в «Жемчужине» 1904, ГТГ в беспредметном мерцании перламутра материализуются почти помимо воли художника фигурки плывущих морских царевен. Так, «духи сирени», проступающие из переливающейся подвижной животворной цветущей материи, кажутся естественным и неизбежным ее порождением, итогом развития формы. Иной аспект «очеловечивания» фантазии, игры на грани фантастического и реального миров являют собой произведения, исполненные по мотивам театральных постановок сказочных опер Н. Портретами Н.
Забелы в роли царевны Волховы 1898, ГТГ, ГРМ начинается особый жанр, возникший в творчестве Врубеля на пересечении основных линий его творчества, на границе двух миров, в которых существовал художник, - настоящего и театрального, реального и фантастического. Создавая сценические костюмы для своей жены, Врубель в совершенстве освоил магию театрального перевоплощения, она стала привычной частью его повседневной жизни, его работой. Созданные художником и певицей фантастические образы были настолько выразительны и убедительны, что в восприятии современников Забела и ее персонажи были слиты в единое целое. Как сообщает аккомпаниатор певицы Б.
Яновский, она прекрасно осознавала необычный, «неземной» характер своей внешности и умело использовала: «Я сама нахожу, что для изображения сверхъестественных существ у меня в голове и в движениях есть что-то особенное»[21]. В одном из писем Римского-Корсакова Врубелю содержится удивительное признание: «Конечно, вы тем самым сочинили Морскую царевну, что создали в пении и на сцене ее образ, который так за вами навсегда и останется в моем воображении... Эту особую грань врубелевского мышления метко подметил А. В процессе трансформаций виды искусства и техники обогащают пластическое звучание друг друга, на пересечении их рождаются новые приемы и формы[24].
Обсуждая в мае 1898 года свои керамические опыты с Н.
Подписка Отписаться можно в любой момент. Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900 г. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, — это образ лермонтовского Демона. Еще при жизни о художнике ходило много слухов — о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо.
Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что — вымысел? Демон сидящий , 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г. Часть рисунков так и не попала в книгу — современники не смогли оценить по заслугам талант художника.
«Демон сидящий» (1890)
- Неподвижная тайна Михаила Врубеля. Биография в картинах
- «Демон» Врубеля: тайна написания картины
- Игры с Демоном
- Демоны Михаила Врубеля
- Врубель М. А. Демон (сидящий) - Виртуальный Pусский музей
- Картины демонов Михаила Врубеля
Картина Врубеля «Демон сидящий» — вечная борьба мятежного духа
Страдающий дух Михаила Врубеля 21. В музей она поступила в 1917 году из собрания коллекционера Владимира Гиршмана. Пабло Пикассо утверждал, что, увидев эту работу, понял как нужно писать и создал свой стиль в живописи. Вот что сам художник написал о своей работе: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый.. Именно к этой круглой дате было решено издать его собрание сочинений. Как потом скажут в самом издательстве, они хотели «сделать это издание по возможности характерным и самостоятельным в художественном отношении… Мы искали в рисунках не шаблонных иллюстраций по заказу, по большей части сухих, однообразных и скучных, а искали в них характера, жизни, словом сколько-нибудь художественного произведения»… Иллюстрации к «Демону» Издатель Пётр Кончаловский на тот момент отвечал за иллюстрации. Именно ему принадлежала идея вместе с известными художниками привлечь к работе молодых — Валентина Серова, Константина Коровина, Леонида Пастернака и Михаила Врубеля. Причем, кандидатура последнего была предложены Серовым, который дружил с Михаилом Александровичем и знал, что тот давно работает над «Демоном».
По просьбе Кончаловского Врубель принёс один из своих рисунков, где был изображён Демон на фоне Казбека. Рисунок очень понравился Кончаловскому. Более того, он снял для Врубеля комнату под своей квартирой и художник каждый день посещал Кончаловского и показывал ему свои работы, от которых тот пребывал в огромном восторге. К сожалению, большинству критиков рисунки Врубеля не нравились, так что Петру Кончаловскому приходилось их яростно отстаивать перед другими издателями… Но читатели, против ожидания, тепло приняли его иллюстрации, одиннадцать из которых были сделаны к поэме «Демон». Особенно всех впечатлил рисунок «Демон и Тамара». Книги с рисунками Врубеля раскупались, продаются они и сегодня. Самое интересное, что после смерти художника никто больше не пытался взяться за иллюстрирование этого лермонтовского произведения.
Демон поверженный Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве. В начале 1902 года «Демона поверженного» привезли из Москвы на выставку, организованную объединением «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Полотно произвело огромное впечатление на публику. Пока шла выставка, Врубель приходил к своему «Демону» каждое утро и до двенадцати часов, когда было мало посетителей, переписывал своего Демона. Демон менялся на глазах, принимал различные позы и с каждым разом его глаза становились безумнее, а поза менее пропорциональной. Романтизацией безумия Врубеля занимались символисты, которые придавали достоверным фактам мистицизм и создавали большую огласку творчества и жизни художника. Врубеля убил сифилис, которым он заразился в борделях Одессы, пытаясь забыть любовь к Эмилии Праховой. Это было настоящим чудом, что он прожил полноценную, долгую жизнь и подарил миру свои работы. Его не убивали образы, а спасали.
Это была некая арт-терапия, которая помогала ему на некоторое время заглушить болезнь.
В 1901 году у них родился сын. Образ жизни в семье резко изменился. Забела отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену. Перенапряжение, истощение сил, депрессия — художник начал сходить с ума. Слухи о болезни Врубеля разлетелись по газетам. Тем временем отношение общества к его работам переменилось.
Бенуа и Дягилев, чтобы поддержать художника, организовали в ноябре 1902 года выставку его работ. И хотя критика была не такой строгой, никто, в том числе и врачи, не верил в выздоровление Врубеля. Через полгода, когда состояние живописца, казалось бы, стало улучшаться, умер сын художника. Врубель впал в тяжелейшую депрессию и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия — бред самоуничижения и галлюцинации. Последние четыре года Врубель прожил в клинике, совершенно слепой и погружённый в мир своих галлюцинаций. Сиделкой ему была сестра, а жена время от времени навещала. Накануне смерти Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию».
На следующий день гроб с телом живописца был установлен в Академии художеств.
Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей — огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон сидящий ». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности. Голова Демона на фоне гор, 1890 г. В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет!
Тамара и Демон, 1891 г. Реклама «Демон сидящий » — самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему.
Иллюстрации к «Демону»
- «Демон сидящий». Страдающий дух Михаила Врубеля - Независимая Окружная Газета
- Ангелы и демоны Михаила Врубеля
- 13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
- «Демон сидящий», Врубель — Описание и ВидеоОбзор картины
- Должен был стать не художником, а юристом
- Читайте также
Построим каркасный дом вашей мечты
- 13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
- Другие картины Михаила Врубеля
- ДЕМОНЫ ВРУБЕЛЯ: fleur_marie — LiveJournal
- Три «Демона» Врубеля
- «Демон сидящий», Врубель — Описание и ВидеоОбзор картины
- Демон сидящий — Википедия