1904. Картина написана после духовного перелома Врубеля. Но вообще-то «Демон сидящий» не слишком похож на лермонтовского «врага небес» – у него нет крыльев, это фигура человеческая – человека, в своей гордыне бросившего вызов и Небесам, и Преисподней. Врубель. В 1890 году свет увидела его картина – "Демон сидящий".
Врубель: художник на все времена
Задуманная в 1885 и законченная в 1890 году, картина «Демон сидящий» начала «демоническую серию», продолжившуюся иллюстрациями к лермонтовскому «Демону», затем «Демоном летящим», «Демоном поверженным» и многими другими. «Демон» — одна из самых потрясающих картин Михаила Врубеля. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. потустороннее существо он изображал в разных позах. Ощущение, будто со смертью Врубеля и Серова закончился большой этап в истории русского искусства, висело в воздухе — памяти обоих художников посвятит своих «Играющих мальчиков» Кузьма Петров-Водкин, называя эту картину 1911 года «похоронным маршем». Картину «Демон сидящий» приписывают к периоду модерна в творчестве Врубеля, ссылаясь на декоративность элементов, каменных цветов и неба, окружающих сидящего Демона.
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
Первой картиной московского периода, которую он представил публике, был знаменитый «Демон сидящий». Демон сидящий. В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Демон поверженный и Демон сидящий Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. Среди ценителей искусства ходит множество историй о том, как знакомые их знакомых сошли с ума, потому что увидели Демона Врубеля. У Врубеля напротив центра картины стояла лампа. И это давало особое мерцание множества золотых оттенков, созданных с использованием бронзового порошка.
Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия
Но вообще-то «Демон сидящий» не слишком похож на лермонтовского «врага небес» – у него нет крыльев, это фигура человеческая – человека, в своей гордыне бросившего вызов и Небесам, и Преисподней. Врубель. Демон летящий (1899). На исходе жизни от Демона Врубель возвращается к божественному: дописывает картину «Пасхальный звон» («Азраил»), рисует «Голову Пророка», последней его картиной становятся «Видения пророка Иезекииля». Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. Художника вдохновила поэма Лермонтова.
Свёл ли «Демон» с ума Михаила Врубеля? «Неприличная» причина душевного расстройства художника
В какой-то степени картина «Демон сидящий» открыла новую эпоху в искусстве. Демоны художника Врубеля История, Живопись, Картина, Музей, История России, Картина маслом, Художник, Длиннопост, Демон. Выставку Михаила Врубеля в Москве открывает картина "Царевна-Лебедь". Фоном для картины «Демон сидящий» служит накаленно-пурпурное низкое небо.
Врубель Иллюстрации к "Демону" М. Ю. Лермонтова
Мальчик взирает на зрителя не по-детски взрослым, но преисполненным неземной тоски взглядом, его образ сближается с ликом Христа в работе «Богоматерь с младенцем», выполненной художником в это же время. При этом саму картину по краям словно заполняют цветы с картин про Демона. Их присутствие там неявно, но очевидно. Последняя картина «Демон поверженный» 1902 написана на последнем этапе творчества художника. Непонятно, сломила ли его окончательно эта работа, или же наоборот только она и его и спасала. Но с «Демоном поверженным» Врубель не расставался. Даже, когда работа была выставлена на выставке «Мира искусства» художник приходил, чтобы продолжать над ней работать. Бенуа писал: «Каждое утро до 12 часов публика могла видеть, как Врубель «дописывал» свою картину. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее; его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое, что-то до последней степени странное и болезненное, общий колорит, наоборот становился все более фееричным».
Михаил Александрович говорил, что теперь уже Демон не повержен, а летит, и некоторые видели полет Демона». Болезнь неизлечима. Теперь он большую часть времени проводит в больницах, посвящая все свободное время зарисовкам лечащих врачей.
Это было другое полотно, не то, о котором пойдет речь ниже. Картина называлась "Демон поверженный". Она впервые была показана на выставке в Санкт-Петербурге и сразу же привлекла внимание поклонников символизма — направления в искусстве, которое было весьма популярно на рубеже столетий.
Врубель к тому времени был довольно известным живописцем. Друзья и родственники уже не раз замечали в его поведении странности. Но это были не те странности, которые принято объяснять творческим даром. Художник беспрестанно говорил о своей картине, он отчаянно спорил об образе демона, о том, насколько неправильно коллеги изображают его на полотне, а писатели в своих сочинениях. Трагедия в семье живописца В 1901 году у художника родился сын. Женой Врубеля была известная в ту пору певица Надежда Забела.
Будущие родители, привыкшие к светской жизни, не могли и подумать, что после рождения сына они не смогут поехать в Европу на выставку. Они собирались в Париж, где должны были представить на суд ревностных ценителей искусства картину "Демон поверженный". Но с рождением сына в семье художника началась череда неприятностей. Ребенок появился на свет с раздвоенной губой, что немало огорчило родителей. Назвали его Саввой. Врубель чуть позже написал портрет сына.
Это была картина, на которой изображен мальчик с тревожным и одновременно печальным взором. Прожил мальчик всего два года. До его смерти отец уже успел провести несколько месяцев психиатрической лечебнице. Сперва странности Врубеля выражались в чрезвычайно высокой самооценке, граничащей с манией величия. Затем начались приступы агрессии и буйства — у больного появилась необыкновенная физическая сила, он разрывал на мелкие клочья все, что ему попадалось в руки: одежду, постельное белье. Но писал, как и прежде, мастерски.
По Санкт-Петербургу распространились слухи о болезни известного художника. Тут же появились критики, полагающие, что полотна Врубеля не имеют никакого отношения к искусству, а представляют собой всего лишь «мазню сумасшедшего». Второй кризис Врубель выздоровел и вернулся к работе. После первого курса лечения состояние художника улучшилось, он присмирел и даже начал писать новые картины. Однако смерть сына подкосила его. Он снова оказался в лечебнице, но на этот раз болезнь имела совершенно иные симптомы.
Михаил Врубель беспрестанно писал любимой жене самоуничижительные письма. Признаков мании величия словно никогда не было. Смерть И после второго кризиса наступило улучшение, но совсем ненадолго. Под конец жизни художник не узнавал знакомых, утратил чувство реальности, все глубже погружался в собственной фантазии. Михаил Врубель умер в апреле 1911 году. Похоронен в Санкт-Петербурге.
Есть версия, что причина болезни кроется в серии картин, которым он посвятил более десяти лет. Среди них и "Демон сидящий". Врубель написал эту картину в 1890 году. Признаки болезни становились особенной явными во время работы над этими картинами. На написание "Демона сидящего" Врубеля, как уже было сказано, вдохновило сочинение Лермонтова. О чем поэма?
Таков главный образ лермонтовской поэмы, изображенной Врубелем на картине "Сидящий демон". Ничего в персонаже русского художника не вызывает негативных эмоций и неприятных ассоциаций. Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства.
Увы, слишком поздно многие обманутые люди понимали, что за всей этой пафосной мишурой на деле таится пустота и бездна.
Там находилась собственная дизайн-студия миллионера Саввы Мамонтова, занятого разработкой русского народного стиля. Миллионер даже поселил художника в мастерской при своем особняке на Садовой-Спасской улице. Как утверждали некоторые современники, приглашение было сделано «не без внимания к его гувернерским навыкам». Впрочем, отношения с покровителем складываются далеко не безоблачно: супруга миллионера совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей».
Поэтому Врубель довольно быстро переехал жить к новому заказчику — Алексею Морозову, выходцу из старинной купеческой семьи, который самым старательным образом вытравливал из себя какие бы то ни было следы русского и купеческого происхождения. Будь это возможно, он бы исправил и имя с отчеством: Алексей Викулович — разве это звучит по-европейски? Они с Врубелем словно нашли друг друга, и специально для эстетствующего миллионера Михаил Александрович взялся оформить кабинет хозяина особняка во Введенском переулке в «готическом» стиле — с иллюстрациями сцен «Фауста» Гёте. Под крылом Морозова Врубель вновь вернулся к своим демонам — его в составе целой группы художников пригласили иллюстрировать юбилейный, к пятидесятилетию со дня гибели поэта, двухтомник сочинений Лермонтова.
Оригинальное издание. Задумано было своего рода приношение мастеров изобразительного искусства гению поэзии. Каждый живописец мог выбрать наиболее близкие себе сюжеты, и Врубель взялся иллюстрировать «Демона» — поэму о соблазнении монахини скучающим посланцем преисподней. Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе все, все земное — Люби меня!..
Иллюстрация М. Врубеля к поэме М. Лермонтова «Демон». Тамара и Демон Одновременно с акварельными рисунками для книги он начал рисовать и огромное — метр на два — полотно «Демон сидящий», которое словно бы иллюстрировало лермонтовские строки: Как часто на вершине льдистой Один меж небом и землей Под кровом радуги огнистой Сидел он мрачный и немой… В письме к сестре Врубель пишет: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
Крылатая фигура?! Но вообще-то «Демон сидящий» не слишком похож на лермонтовского «врага небес» — у него нет крыльев, это фигура человеческая — человека, в своей гордыне бросившего вызов и Небесам, и Преисподней. Нам, нынешним, испорченным современным дизайном и разнообразными «инсталляциями», возможно, это сложно понять, но люди того времени а среди критиков Врубеля были весьма образованные люди воспринимали живопись не как художественный стиль декаданса или графическую метафору поэзии, но как ребус или шараду — наподобие тех картинок-загадок, в которых нужно найти какой-то символ, спрятанный художником, допустим, в густом переплетении древесных ветвей. Ребусы Врубеля раздражали, даже близкие к нему художники порой не понимали зашифрованного послания, которого вообще-то там никогда и не было.
Однажды друзья спросили Михаила Александровича, зачем в его акварели на небе изображены какие-то «черненькие червячки». Художник засмеялся: «Это дает рисунку атмосферу». Зато эти неразрешимые загадки привлекали к нему людей искусства, склонных наполнять его полотна своим собственным смыслом и вымыслом. Так, Александр Блок, как и многие современники, увидел в «Демоне» страшное предсказание судьбы русской интеллигенции, словно погружающейся в лиловый мрак наступающей ночи.
Вся Россия спит. В столовой много народа. Наверное, здесь нет ни одного обывателя, человека вообще или просто человека. Всё наружу, всё почти бесстыдно...
Какое-то пьянство без вина. Пища, которая не насыщает. Опять тоска». В 1899 году на волне этих споров и мистических «прозрений» Врубель вновь берётся за образ Демона.
Он рисует «Демона летящего» — это уже не скорбный юноша в объятьях мировой тоски и одиночества, это чуждый дух Зла, нависший над Европой на рубеже веков, — словно художник каким-то шестым чувством уловил тогда ещё еле слышный подземный гул будущих потрясений. Картина испугала самого Врубеля, и по каким-то причинам художник оставил работу незаконченной.
Ге[1] В истории русского искусства Михаил Александрович Врубель 1856-1910 занимает уникальную позицию. С одной стороны, он принадлежит к прославленной плеяде мастеров русского модерна: по словам современников, именно в его творчестве «время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно только было способно»[2]. Но в то же самое время очевидна колоссальная дистанция, разделявшая Врубеля и его художественное окружение. И кажется, что с будущим он был связан гораздо прочнее, нежели с современным ему миром.
Яремича «... Миссия музеев как раз и состоит в том, что они предоставляют уникальную возможность получить впечатление от контакта с оригиналом, с источником информации, с самой материей искусства. В фокусе выставки - художественный метод Врубеля, особенности его мышления. К восприятию творчества этого мастера неприменимы традиционные системы координат. О бесполезности привычных оценочных суждений писал А. Бенуа: «Многое в нем, как в живописце, может не нравиться изысканному вкусу, в нем иногда сказывались уродливые черты и даже тривиальность.
Но ведь он не был ангелом, а был демоном - верховной, но сложной натурой, влюбившейся в людскую душу, в людскую жизнь и замаранной ею. Вот почему даже на самые неудачные и неприятные свои создания Врубель наложил печать гения, и сквозь кривизну его мефистофельской улыбки, в широко ужасающихся его глазах, в приторной его неге светятся чьи-то великие черты великой не от мира сего, но мир сей полюбившей красоты»[6]. О нецелесообразности традиционного хронологического подхода предупреждал М. Алпатов: «Попытка расчленить тридцатилетний путь художника на четко отграниченные отрезки выглядела бы как насилие. И если в наследии его можно выделить группы произведений, то они не укладываются в хронологической последовательности, они характеризуют грани его богатой, сложной и противоречивой личности»[7]. В экспозиции нынешней выставки нет привычного деления на виды искусства, хронологические периоды.
Структура ее подчинена логике жизнетворчества Врубеля, чья художественная система — удивительный саморазвивающийся организм, пронизанный разветвленной системой лейтмотивов. Ни один пластический мотив, ни один образ не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда, не существует вне взаимодействия с другими. Пластический импульс, как правило, не исчерпывает себя в рамках одного произведения. Форма Врубеля открыта и подвижна - она длится, находит себе новые воплощения. Кажется, что в этом мире художника нет ничего случайного, все предопределено, все связано какими-то разнообразными соответствиями. Эти таинственные связи и творящие импульсы столь же важны, как и сами произведения, они нерукотворная часть врубелевского наследия.
В основе драматургии выставки - идея тотальной метафоры. Блестяще сформулировав этот важнейший принцип врубелевского мышления, М. Алленов дал ключ новому поколению исследователей и зрителей: «Поэтика метаморфоз или принцип вариативности образуют фундаментальную предпосылку врубелевской изобразительности, равно - как в малом этюде, так и в масштабе всего творчества. Едва ли не любому исполненному однажды мотиву на коротком или отдаленном расстоянии у Врубеля непременно имеется вариант»[8]. Нынешний исследователь развивает алленовскую формулу через более понятную цифровому поколению категорию проектности мышления, которая позволяет Врубелю «... Поиск перевоплощений пластических формул прокладывает путь к постижению врубелевского художественного метода, живой и «мыслящей» материи его холстов.
Архитектура выставки призвана организовать восприятие самой формы врубелевских произведений, обозначить сквозные лейтмотивы, визуализировать творящие импульсы. Выстраивая маршрут движения по экспозиции, уподобляя его своеобразному квесту, она визуализирует тончайшие смысловые нити и импульсы, связывающие произведения, жизнь и перерождение форм. Зрителю предлагаются парадоксальные на первый взгляд, но абсолютно органичные во врубелевской системе координат уподобления: так, в лепке лица С. Мамонтова на его портрете 1897 года ГТГ угадывается звериная пластика скульптурных горельефов «Голова льва», украшавших ворота московской усадьбы мецената и его керамического завода «на Бутырках», в ликах пушкинских Пророка и Серафима узнаются черты Врубеля и его жены, а врубелевские серафимы и демоны - «одной крови». Пространственное решение экспозиции позволяет ощутить магию жизни мотивов: как, сворачиваясь в кольцо, композиция «Прощания Царя Морского с царевной Волховой» 1898, ГТГ превращается в керамическое блюдо «Садко» по эскизу 1899 года, ГРМ , которое в свою очередь через несколько лет переродится в «Жемчужину» 1904, ГТГ ; как станут трехмерными майоликовыми скульптурами притаившиеся в орнаментальных извивах рельефа этого блюда сказочные морские существа; ощутить, что в стремительном движении всадника из иллюстрации к лермонтовскому «Демону» 1890-1891, ГТГ предчувствуется «Полет Фауста и Мефистофеля» 1896, ГТГ , а другая иллюстрация 1890-1891 воплощается в гипсовой скульптуре «Голова Демона» 1894, ГРМ ; и, наконец, как «Летящий демон» 1899, ГРМ переворачивается, чтобы стать «Демоном поверженным» 1902, ГТГ. Врубель хотел быть понятым.
Он оставил будущим поколениям лейтмотивы - ключи, которые, как рассыпанные Гензелем и Гретель хлебные крошки из судьбоносной для Врубеля оперы Э. Хумпердинка, помогают найти путь в созданном им постоянно изменяющемся, балансирующем на грани реальности и фантастики мире. Круг первый. Встреча этих трех полотен в едином экспозиционном пространстве, случающаяся, возможно, лишь раз в столетие, действительно «заставляет трепетать» от понимания и ощущения, сколь тонкие и неоднозначные связи существуют между ними. Уже современники воспринимали трех демонов Врубеля как некую сюиту, единое произведение длиною и ценою в жизнь. Основу такой трактовки заложили первые интерпретаторы творчества Врубеля, А.
Бенуа и А.
«Демон сидящий» (1890)
- «Демон сидящий». Страдающий дух Михаила Врубеля - Независимая Окружная Газета
- Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий", 1890 г.: история создания и интересные факты ::
- История и влияние «Демонов» Михаила Врубеля
- «Маска льва»
«Демон сидящий» - разбор гениальной работы Михаила Александровича Врубеля
Тамара и Демон. Иллюстрация к поэме М. Лермонтова, 1890 Когда в 1896 году на Всероссийской нижегородской выставке по инициативе известного мецената С. Мамонтова Врубель начал работать в одном из павильонов над панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», работу эту быстро свернули, так как комиссия сочла их некрасивыми. В комиссию входили именитые художники В. Беклемишев, К. Савицкий и П. В ответ на это Мамонтов заплатил Врубелю 5000 рублей, предоставил возможность завершить панно, а затем рядом с основным входом на выставку выстроил павильон с вывеской «Выставка декоративных панно художника М. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств», но последние 5 слов пришлось закрасить.
Сюжет «Принцессы Грезы» был навеян пьесой Ростана, в свою очередь вдохновленной средневековой легендой. Трубадур Жофруа Рюдель «заочно» влюбился в принцессу Мелисинду, которую никогда не видел, просто наслушавшись рассказов о ее дивной красоте. Он решил отправиться за ней на корабле, но по дороге заболел и в итоге умер на руках возлюбленной, при этом играя на лире и распевая песни о любви. Впечатления у зрителей были разные, некоторые хвалили, но критиков было намного больше. Пресса «эпитетов» не жалела, особенно «усердствовал» Максим Горький, не оценил он современного искусства. Керамическая копия, изготовленная в Абрамцевских мастерских, вскоре украсила фасад гостиницы «Метрополь». Оригинал же долго считался утраченным, пока не нашелся в 1957 году среди груд старого реквизита в Большом театре. Сейчас это панно можно увидеть в Третьяковской галерее.
Благодаря этой работе художник начал получать выгодные заказы, но богаче так и не стал. Из воспоминаний художника Коровина: «Врубель рисовал женщин, их лица, их красоту с поразительным сходством, увидав их только раз в обществе. Он нарисовал в полчаса портрет поэта Брюсова, только два раза посмотрев на него. Это был поразительный рисунок. Он мог рисовать пейзаж от себя, только увидав его одну минуту. Притом всегда он твердо строил форму. Врубель поразительно писал с натуры, но совершенно особенно, как-то превращая ее, раскладывая, не стремясь никогда найти протокол. Особенно он оживлял глаза.
Врубель превосходно рисовал и видел характер форм. Он как бы был предшественником всего грядущего течения, исканий художников Запада. Из русского искусства он был восхищен иконами новгородцев. Фарфоры Попова и Гарднера восторгали его так же, как в литературе Пушкин и Лермонтов - он считал, что после них в литературе русской был упадок.
Одно из самых значимых произведений Врубеля при росписи Кирилловской церкви — фреска "Сошествие Святого Духа на апостолов" на сводах хора. В этой вполне зрелой работе соединились и классические византийские принципы, и традиции древнерусского искусства, и новые модерновые мотивы. Изображение во многом портретное.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы Ершовой она вышла замуж за одного из художников-участников реставрации , второй апостол от левой руки Богородицы — с протоиерея Петра Лебединцева , преподававшего в Ришельевской гимназии, второй апостол от правой руки — с киевского археолога Виктора Гошкевича, третий апостол — с настоятеля Кирилловского прихода Петра Орловского , который, собственно, и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество, четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — с Адриана Прахова. Ну и автопортрет — апостол Лука — третий справа от Богородицы. Естественно, он был вхож в тот круг, который Праховы создали вокруг себя. И Врубеля угораздило влюбиться в хозяйку дома Эмилию Львовну. Прахова, блестящая пианистка и очень образованный человек, действительно была необычайно интересна, хотя отпугивала многих своеобразной внешностью и ещё более своеобразным характером. Кем был человек, сделавший Киев художественным центром России16 марта 1846 года в белорусском городке Мстиславле родился Адриан Викторович Прахов. Сейчас об этом человеке в Киеве помнят немногие.
Историк искусства? Ну и что… Художник Мурашко вежливо называл её "неудержимой крикухой", а внучка Александра писала без сантиментов: "Эмилия Львовна была дамой с придурью. В нашей семье знали, что нельзя во время семейной трапезы огорчать бабулю, ведь она могла, не моргнув глазом, вылить чай за шиворот кому-то из сидящих или разбить чашку о пол. Она была довольно властным человеком — эдакая домашняя Салтычиха". Кстати, имела основания так писать — благодаря маме не вышла замуж Елена Прахова, хотя её руки просил будущий знаменитый художник Михаил Нестеров. Ко всему прочему Прахова была на 7 лет старше Врубеля. Но… красота, как известно, в глазах смотрящего.
Безусловно, никаких полноценных отношений возникнуть не могло, но влюблённость присутствовала. Прахов отлично это видел, но, понимая, что художнику нужно вдохновение, решил воспользоваться ситуацией по-своему. Он поручил Врубелю написание четырёх больших икон для модерного мраморного иконостаса и отправил его делать эту работу в Италию. Не обошлось без приключений: в Вене при пересадке Врубель "загулял" в обществе петербургского приятеля, а Гайдук к слову сказать, не знавший ни слова по-итальянски , благополучно прибывший в Венецию, прождал его там два дня. Художники сняли на двоих одну студию в центре города. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло. Жить в Италии пришлось довольно долго, плохо было с русскоязычным обществом.
Правда, Врубеля посетил там Дмитрий Менделеев. Их, кстати, и дальше связывали тесные отношения, Дмитрий Иванович помогал Врубелю в опытах с красками и смесями для керамики. Ещё в Киеве, дома и на даче Праховых, Врубель сделал несколько карандашных набросков, изображающих Эмилию и Ольгу младшую дочь Праховых.
Демон летящий, 1899 3. Демон поверженный, 1901—1902 4—6. Демон поверженный, эскизы, 1901 Спустя несколько лет после «Демона сидящего» Михаил Врубель вновь вернулся к этому образу.
Так появились картины «Демон летящий» и «Демон поверженный». Врубель не мог выбрать, написать Демона летящим или поверженным, и сначала выбрал первое. Но эта работа осталась неоконченной. Тщательнее всего написано лицо Демона, холодное и бесстрастное.
О Врубеле говорили, что он много пьет и сорит деньгами, но это Надежду не смутило. К моменту венчания художник в прямом смысле слова остался без копейки и от вокзала шел к невесте пешком. Одна из них — «Сказка о царе Салтане» — вдохновила художника на создание картины «Царевна Лебедь». Царевна Лебедь совсем не похожа на Надежду Забелу, а многие современники увидели в ней черты все той же безответной любви Врубеля — Эмилии Праховой. В сентябре у художника родился сын, которого назвали Саввой.
Мальчик появился на свет с врожденным пороком — «заячьей губой» расщепленным небом. Ради сына Надежда оставила сцену, и содержание семьи полностью легло на плечи Врубеля. Художник стал работать все больше и больше, у него началась затяжная депрессия. Степан Яремич писал: Всю зиму Врубель работает со страшным напряжением. Вместо обычных трех-четырех часов он работает по 14, а иногда и больше — при искусственном освещении, никуда не выходя и едва отрываясь от картины. Раз в день он надевал пальто, открывал форточку и с четверть часа вдыхал холодный воздух — это он называл своей прогулкой. Весь поглощенный работой, он стал нетерпимым ко всякой помехе, не хотел видеть гостей и едва разговаривал со своими. Несмотря на тяжелое состояние художника, его слава росла. Надежда писала сестре, что «у него масса работы, все от него требуют эскизов, советов, приглашают на выставку, выбирают членом в разные общества, только денег мало платят, а слава его в Москве растет».
В декабре 1901 года работа над «Демоном поверженным» была закончена. Но Врубель не мог «отпустить» свою работу. С ним происходило нечто неладное, заставлявшее всех нас беспокоиться за его здоровье.
Демон как мятежный дух: философские представления
- Врубель М. А. Демон (сидящий) - Виртуальный Pусский музей
- Неподвижная тайна Михаила Врубеля. Биография в картинах
- Демон (сидящий)
- ДЕМОНЫ ВРУБЕЛЯ: fleur_marie — LiveJournal
- Sorry, your request has been denied.
- “Демон сидящий” Врубеля – внутренний мир гения
Ещё статьи на эту тему:
- Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра - YouTube
- «Демон сидящий», Михаил Александрович Врубель, 1890
- “Демон сидящий” Врубеля – внутренний мир гения
- «Демон сидящий»
- «Демон сидящий, демон поверженный» – 162 года со дня рождения Врубеля