Официально канонизирован Русской Православной Церковью в 1652 г., когда митрополит Новгородский Никон (будущий патриарх) торжественно перенёс мощи Филиппа II в Успенский. Франциск стал первым главой Римско-католической церкви, который провел встречу с Патриархом после церковного раскола 1054 года.
16 июля — перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, в Успенском соборе Кремля. Игумен Арсений (Соколов) направлен в распоряжение патриарха Московского и всея Руси. Супруг королевы Великобритании Елизаветы II принц Филипп, герцог Эдинбургский, скончавшийся 9 апреля, питал теплые чувства к православию, отметил патриарх. Президент России Владимир Путин высказался о версии гибели митрополита Филиппа, не связанной с Малютой Скуратовым. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, в Успенском соборе Кремля. Его Высокопреосвященству сослужили Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока и настоятель подворья Русской Православной.
Путин высказался о второй версии гибели митрополита Филиппа в XVI веке
Игумен Арсений (Соколов) направлен в распоряжение патриарха Московского и всея Руси. Филипп Киркоров против Дениса Дорохова: в VK Видео эксклюзивно выходит уморительное шоу со звездами. Его Высокопреосвященству сослужили Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока и настоятель подворья Русской Православной. Патриарх Кирилл пообещал молиться о том, чтобы Господь даровал стойкости и мужества семьям погибших, а также за скорейшее выздоровление пострадавших в теракте.
Путин указал на существование разных версий гибели митрополита Филиппа в Твери
В завершение встречи, отец Филипп отметил, что волонтёрское служение приравнивается к диаконскому служению, в том числе и чину диаконисс в древней Церкви, которое появилось ещё в III-ем веке. Из древних источников видно, что диакониссы рассматривались как помощницы диаконов по церковному богослужению и в основном несли социальные послушания. Чин диаконисс с ограничением по возрасту, девочки до 12 лет к настоящему времени сохранился только в Антиохийской Церкви. Искренне надеемся, что подобные встречи насельников Лавры и волонтеров будут проводиться регулярно и принесут духовный плод, ведущий ко спасению души и достижения Небесного Иерусалима. В 1993 г. В 2015 г.
Филиппа, митр. Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы Шамина , любимого наставника его в монашеских подвигах. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена.
Отличаясь, по всей вероятности, болезненной подозрительностью, Иоанн Грозный внушил себе, что от митрополита может исходить опасность для царского трона, что никак не соответствовало действительности. В какой-то момент, когда эти подозрения стали перерастать в навязчивое состояние, царь принимает страшное решение убить святителя. И посылает в монастырь, где находился митрополит Филипп, своего ближайшего приближенного Малюту Скуратову, который возглавлял тогда опричнину, чьей задачей было наблюдение за внутренней жизнью и наказание, вплоть до умерщвления, тех, кто мог представлять опасность для самодержавия. И Малюта Скуратов, войдя в келью к святителю Филиппу, задушил его подушкой. Позже цари в этом храме, у гробницы святителя Филиппа, просили прощения за своего пращура, за его страшное деяние — убийство святого Божиего человека. Но эта самая, может быть, трагическая страница в истории Средневековой Руси не смыта никаким покаянием. Святой митрополит был умерщвлен по прямому указанию царя, и трагедия эта особенно остро переживается людьми, знающими историю, которые приходят в святые стены сего храма. Не понравилось царю, что святитель был окружен таким почетом, уважением и любовью, и из этой неприязни возникло стремление убить митрополита. История во всем разобралась и вынесла свой вердикт. Святитель Филипп ни в чем не был виноват — виноват был царь из-за своей несдержанности и даже, может быть, болезни. Виноваты были те, кто подстрекал царя, кто не остановил его.
Ранее кардинал Дзуппи, председатель Конференции итальянских епископов был назначен Франциском главой «мирной миссии» Ватикана. В рамках этой работы он уже побывал в Киеве , где встречался с президентом Украины Владимиром Зеленским , а также религиозными представителями. Ранее стало известно, что Дзуппи получил согласие Кремля на приезд в Москву.
Патриарх Кирилл, предатель митрополита Филиппа, - материал к лекции о мемах в среду
13 марта состоялась встреча волонтеров обители преподобного Сергия с насельником Свято-Троицой Сергиевой Лавры игуменом Филиппом, которая была посвящена теме Великого поста. Патриарх Иоасаф I (постриженник Соловецкого монастыря) в 1636 г. включил в минею текст службы святителю Филиппу и установил ему общецерковную память. Официально канонизирован Русской Православной Церковью в 1652 г., когда митрополит Новгородский Никон (будущий патриарх) торжественно перенёс мощи Филиппа II в Успенский. Патриарх Кирилл в праздник Благовещения провел торжественную литургию.
Папа Римский Франциск подтвердил намерение встретиться с Патриархом Кириллом
Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы Шамина , любимого наставника его в монашеских подвигах. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву.
Таким образом глава государства ответил на вопрос модератора сессии Сергея Брилева, который напомнил Путину о его беседе с губернатором Тверской области Игорем Руденей. Тогда, 30 августа, губернатор рассказал президенту о предложении переместить речной вокзал в Твери, возведенный на месте древнего Отроч монастыря, где и скончался митрополит Филипп. Вместе с тем Руденя добавил, что это именно та церковь, «где Малюта Скуратов задушил патриарха Филиппа». Путин, в свою очередь, обратил внимание на то, что это всего лишь одна из версий, добавляет «Газета.
Владимир Путин также рассказал о другой версии гибели владыки. Что касается строительства церкви, да еще по такому поводу, я думаю, что уж точно совершенно нужно получить благословение патриарха Московского и всея Руси Кирилла", - цитирует Владимира Путина РИА-Новости.
Подобным же образом, благодатны, нетленны и чудодейственны и телеса святых и самыя одежды их от присутствия в них силы и благодати Божией. Вследствие этого дух святых Божиих человеков получает необычайную силу и могущество и совершенно порабощает тело, едва не уничтожая его деятельности. Таким образом, он мало-по-малу уподобляет себе, проницает и одухотворяет переставшее противиться и похотствовать на него тело и, таким образом, делает его духовным,т. В житиях святых мы находим множество примеров того, как дух человеческий, живший во святых Божиих, приобретши вследствие причастия Духа Божественного и порабощения тела необычайное напряжение в известном направлении и необычайную мощь, уподобляет себе тело, одухотворяя его: У св. Бонифатия — святого западной церкви — на руках и ногах показывались язвы гвоздиныя, когда он размышлял о страданиях Господа нашего И. Игнатия Богоносца от постоянного памятования имени Спасителя в сердце нашли начертание этого сладчайшаго имени. Действие духа на тело можно замечать и в обыденной жизни. Православно-христианский образ мыслей производит один внешний вид тип православных христиан. Евреи, мусульмане и другие иноверцы, приняв христианство, теряют свой прежний племенный вид и уподобляются виду тех, религию которых приняли. Кому также неизвестно, что воины в пылу душевного увлечения не чувствуют самых жестоких ран на войне. У святых действие духа на тело при содействии благодати Божией — постоянно и необычайно. Да усилит в нас настоящее размышление о причинах нетления св.
Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи со смертью принца Филиппа
Затевает что-то плохое муж в отношении жены, но так, чтобы она не видела и не слышала, — а Господь видит и слышит. Делает жена что-то плохое по отношению к мужу, думая, что он не узнает, — а Господь видит и слышит. И все это на Страшном суде будет открыто и послужит наказанию людей, которые, находясь в браке, совершали недоброе, злое, греховное друг против друга. Я привел пример брака, но ведь это можно отнести к любым отношениям со всеми, с кем нам приходится по жизни встречаться. Наученные этим событием, мы знаем, что никогда не надо добиваться своих целей злом, особенно таким, которое может нанести другому непоправимый ущерб. Никакая карьера, никакая политическая выгода, никакие материальные приобретения за счет жизненной катастрофы не будут оправданы и не принесут никакой пользы. А если мы научены, то должны включить и этот урок в свое сознание, свою память и свой образ действий. Если же кто-то намерен причинить вред другому человеку, пусть вспомнит историю святителя Филиппа и Малюты Скуратова, то, что Малюта вошел в историю России как изверг и убийца, а митрополит Филипп — как святой человек.
Всему этому мы учимся из истории нашей Церкви, но также и тому, какими нам следует быть, чтобы даже грех не сокрушил самое главное — наши убеждения, нашу веру. Молитвами святителя Филиппа, митрополита Московского, да хранит Господь и Отечество наше, и град наш Москву; а всех нас, верных чад Русской Церкви, да умудряет и укрепляет на пути спасения.
Патриарх Кирилл также упомянул, что принц Филипп являлся одним из попечителей общественной организации «Друзья горы Афон». Греческая линия Ольденбургской династии, к которой принадлежал принц, исповедовала православие. Принц Филипп умер в Виндзорском замке в возрасте 99 лет, о его смерти стало известно 9 апреля.
Новости Путин рассказал о второй версии гибели митрополита Филиппа Президент России Владимир Путин рассказал на пленарном заседании Восточного экономического форума ВЭФ во Владивостоке в пятницу, 3 сентября, о второй версии гибели митрополита Филиппа, не связанной с соратником Ивана Грозного Малютой Скуратовым. Что касается строительства церкви, да еще по такому поводу, я думаю, что уж точно совершенно нужно получить благословение патриарха Московского и всея Руси Кирилла», — сказал российский лидер. Таким образом глава государства ответил на вопрос модератора сессии Сергея Брилева, который напомнил Путину о его беседе с губернатором Тверской области Игорем Руденей. Тогда, 30 августа, губернатор рассказал президенту о предложении переместить речной вокзал в Твери, возведенный на месте древнего Отроч монастыря, где и скончался митрополит Филипп.
Слово Церкви, которым она обличает неправду, не является словом политическим, слово Церкви не является словом полемическим — вот почему всякое участие Церкви в полемике есть нечто, что не соответствует церковному преданию. Церковь ни с кем не спорит, она положительным образом раскрывает народу евангельский нравственный идеал, и она может и должна сказать, когда сей идеал нарушается с опасностью для духовной жизни всего народа. Этим своим служением Церковь продолжает служение Самого Христа, который наравне со священническим и царским служением осуществлял служение пророческое. Пророческое служение — это и есть возвещение Божией правды, и пока Церковь, гласно или негласно, в зависимости от исторических обстоятельств и возможностей, утверждает Божию правду, в жизни народа есть нравственное мерило, используя которое, он может определять сам, что есть добро, а что есть зло. Даже в трудные времена богоборчества в XX веке Церковь несла свое свидетельство; все так же ни с кем не вступая в полемику, не представляя из себя политическую оппозицию; смиренно, устами своих священников и епископов провозглашала она нравственный христианский идеал, Божию правду, которая так отличалась от провозглашаемой идеологии. Народ сердцем чувствовал и знал, где правда, и даже если у людей не хватало силы открыто приходить в храмы Божии и отождествлять себя видимым образом с Церковью, в их душах хранилась эта Божия правда. А если бы она не сохранилась до наших дней, то не служили бы мы сегодня в этом соборе и многие из нас не отождествляли бы себя с Церковью Православной. Пример святителя Филиппа помогает нам понять, в чем смысл пастырского служения Церкви, понять, как это служение должно осуществляться в самые критические моменты истории. Святитель Филипп учит нас подвигом своей жизни. Он ушел из жизни отверженным, оклеветанным, но ведь память об этом святителе невозможно было изгладить царским к нему отношением. Это отношение царя было очень и очень плохим и, конечно, многие люди, боясь Грозного царя, повторяли за ним ложь и клевету, возводя их на святителя и, наверное, боялись к могиле его приехать. Недаром просьба соловецких монахов отдать им тело святителя немедленно была удовлетворена, и из Твери эти останки были отправлены как можно дальше от Москвы — в Соловецкий монастырь. Но именно там при Патриархе Иове честные останки митрополита Филиппа были извлечены из-под спуда и прославлены как мощи святого угодника, а их возвращение в Москву было исповеданием властью своего исторического греха.
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского
Лепнина, черепа в стразах и золотые унитазы — всё это влетело певцу в копеечку. И, похоже, что народный артист под чистую потратил все свои сбережения. Как ещё объяснить тот факт, что он не нашел в кошельке трех тысяч рублей на оплату штрафа? Источники сообщают, что мировой судья Таганского района признал короля российского шоу-бизнеса виновным в совершении административного правонарушения.
The cookies is used to store the user consent for the cookies in the category "Necessary". The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Other. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Performance". It does not store any personal data.
Его правление отличалось мудростью, многие дела совершал он как Первосвятитель земли Русской. Были и добрые отношения с царем, который ценил, уважал святителя и прислушивался к его словам. Собственно говоря, средневековый период жизни Руси являет собой замечательный пример соработничества светской и церковной власти.
На Руси никогда не было стремления светской власти подчинить себе власть церковную полностью — так, чтобы церковная власть обслуживала политические интересы власти светской. В то время роль великого князя, а затем и царя, была велика. Но именно Церковь являлась тем духовным балансом, который уравновешивал царскую власть на Руси. Именно поэтому в нашей стране никогда не было абсолютизма — того стиля и образа правления, который предполагал сосредоточение всей власти в руках царя или короля, как то было в Западной Европе. Лишь только с приходом царя Петра I Алексеевича этот баланс светской и духовной власти был разрушен, и по примеру западных правителей русский царь присвоил себе всю полноту власти. В допетровское же время Церковь была тем самым противовесом, которая не давала царю или великому князю чувствовать себя безграничным владыкой. То была совершенно особая система отношений: Церковь не имела политического веса, но имела огромное духовное воздействие на народ, включая и власть, которая была властью православной. Вот так, во взаимодействии светской и духовной власти, созидалась великая Россия, именуя себя Святой Русью, потому что главным идеалом и главным целеполаганием народа и всей страны была святость. Именно в устремлении к святости народ наш созидал свое земное бытие, устрояя храмы, монастыри, духовное просвещение, возрастая от силы к силе. И не было случаев, чтобы церковная власть должна была входить в некое противоречие с властью светской, потому что все противоречия снимались через доброжелательный диалог, который происходил буквально каждый день в сих священных местах, в которых мы сегодня стоим.
Иероглиф раскрывает тайну всех своих линий. Такой соборный суд об убиенных братиях уже произошел, ведь и кончины их Господь сподобил исключительной. Конечно, им были присущи многие черты людей того времени, но было много и совершенно удивительного. Никто из братии не знал при жизни отца Василия, что он пишет стихи, церковные стихиры к праздникам.
Открытие его дневника после кончины показало всю глубину богомыслия этого человека. Для него даже тем других не существовало, только глубинный плач о Боге и о своем несовершенстве. В его проповедях это уже ярко звучало, но во всей полноте выявилось только после его кончины. То же самое можно сказать и об отце Трофиме.
Иногда некоторые блюстители чисто внешней правильности его осуждали. А после кончины многие стали рассказывать о его удивительной жертвенной любви, и его образ стал раскрываться во всей полноте. Жизнь — это тайна. В монастыре не принято расспрашивать о прошлом.
Пришел человек в монастырь. Зачем его спрашивать, где он учился, чем занимался? Что он учился в МГУ на факультете журналистики. Да очень многого про него не знал.
Личность его меня пленила: как он себя вел, как исповедовал, я заслушивался его проповедями. Мне захотелось быть рядом с этим человеком, у него учиться, ему подражать. Тогда было очень много достойных священников в Оптиной, я выбрал именно его. Стремился именно к нему попасть на исповедь.
Каждый день их горел Богу и словно без остатка сжигал себя на этом жертвеннике. Это трудно выразить словами, но я это чувствовал тогда. Хотя они прожили в монастыре кто три, кто пять лет, для монашества это совсем малый срок, но весной 1993-го они вошли в полноту меры, доступной человеку их возраста, их времени. Господь поставил Оптиной пустыни, а может быть, и всей Церкви как пример эти три судьбы, три пути.
Каждый из них имел ярко выраженную добродетель, свой характер, свой темперамент. Господь показал: можешь ты этим путем идти — иди, не можешь — выбери другой. Или путем доброделания, деятельной любви, как отец Трофим. Или же путем аскетической собранности и полнейшего посвящения себя только молитве, как отец Ферапонт.
Путь отца Василия — это нечто среднее, «царский путь»: углубление в смыслы богослужения, в смыслы святых отцов. И это чувствовалось в его проповедях. На его проповедях плакали мужчины. Сам плачешь, вытираешь слезы, и смотришь — рядом с тобой стоят мужички и тоже кулаком трут глаза.
Когда плачут женщины на проповеди, это более привычно. У Церкви много смыслов, которые вызывают умиление. Но отец Василий своими проповедями пробивал даже мужиков. Он был пастырем, обладал даром слова, вдумывался в слова, подбирал нужные.
Его друзья по университету, по сборной рассказывали, что, когда он пришел к вере, очень любил с ними поговорить, что-то рассказать о Боге, о христианстве, всегда выбирая интересные темы, которые не оставляли равнодушным, могли «зацепить». Он умел выделить главное, что всем было интересно. Но потом все больше и больше искал уединения, стал говорить очень кратко, по необходимости потому, что истинность слова выявляется истинностью жизни. Я сам понимал, что происходят такие события, которые о чем-то говорят, просто ты не можешь прочитать их смысл.
Постоянно вставали вопросы, перед которыми ты останавливался в недоумении. Кому-то может показаться это мелочами, несущественным. В алтаре в ту неделю пять человек порезались, и я в том числе, очищая свечу от воска. Это исключительный случай, такое бывает очень редко.
У всех было ощущение, что это какое-то знамение и что-то должно случиться, но что — мы, конечно, не понимали. Когда другой пономарь перевязывал мне руку, у меня вырвались слова: «…и удобренна бысть земля их кровьми». Сказал и тут же про себя подумал: а ведь в Псалтири не «удобренна», а «убиенна бысть земля их кровьми» Пс. Говорится о грешниках, кровь которых «убивает» землю.
Потом уже стало ясно, что земля была именно удобрена кровью этих закланных агнцев-праведников. Помню, в Великий Четверг отец Василий проводил перед Божественной литургией общую исповедь и вместо перечисления грехов говорил проповедь. А я в это время пономарил, бегал из алтаря с ведрами, что-то выносил, прибирался. Мне было жалко, что я не мог послушать ее, поскольку надо было успеть подготовить все к службе.
И все-таки я остановился на пару минут послушать. В этот момент он говорил, что священники, если имеют дерзновение и берут на себя грехи других людей, вымаливая их у Бога, очень тяжело умирают. Это дерзновение имел сам отец Василий. И я тогда подумал: «Ах, как же трудно будешь ты умирать, отец!
Заходит речь о ближайшем будущем, а он вдруг как скажет: «Еще неизвестно, буду ли я после Пасхи жив» или «Я, пожалуй, дальше Пасхи не проживу». Ответы на эти вопросы вскоре и были даны. Кончилась ночная служба, все разошлись по кельям. А звонари договорились прийти благовествовать Пасху.
Некоторые из них неожиданно для самих себя заснули, и лишь иноки Трофим и Ферапонт пришли в шестом часу утра звонить. Там их со спины и поразило оружие убийцы.
Актуальная аналитика
- Главные новости
- Не слухи, а факты: читайте в Telegram-канале «Ведомостей»
- Санкт-Петербургская Митрополия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
- Филипп II (митрополит Московский и всея Руси)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Филиппа
Человек выдающихся способностей, прекрасный проповедник, он был вровень царю, и так они и стояли в этом храме: здесь — царь, а здесь — святитель Филипп, как и полагалось в тогдашней Руси. Но, может быть, злые наветы вражии внушили царю чувство недоверия к митрополиту. Царь заподозрил его в опасных деяниях, будто митрополит склоняется к поддержке Боярской думы. Отличаясь, по всей вероятности, болезненной подозрительностью, Иоанн Грозный внушил себе, что от митрополита может исходить опасность для царского трона, что никак не соответствовало действительности. В какой-то момент, когда эти подозрения стали перерастать в навязчивое состояние, царь принимает страшное решение убить святителя. И посылает в монастырь, где находился митрополит Филипп, своего ближайшего приближенного Малюту Скуратову, который возглавлял тогда опричнину, чьей задачей было наблюдение за внутренней жизнью и наказание, вплоть до умерщвления, тех, кто мог представлять опасность для самодержавия. И Малюта Скуратов, войдя в келью к святителю Филиппу, задушил его подушкой. Позже цари в этом храме, у гробницы святителя Филиппа, просили прощения за своего пращура, за его страшное деяние — убийство святого Божиего человека.
Но эта самая, может быть, трагическая страница в истории Средневековой Руси не смыта никаким покаянием. Святой митрополит был умерщвлен по прямому указанию царя, и трагедия эта особенно остро переживается людьми, знающими историю, которые приходят в святые стены сего храма. Не понравилось царю, что святитель был окружен таким почетом, уважением и любовью, и из этой неприязни возникло стремление убить митрополита.
Церковь не судит: Церковь призвана со смирением оценивать все, что происходит в мире, на основе Божией правды. И еще чему-то очень важному учит нас сегодняшний день. Не только тому, чтобы Церковь всегда использовала лишь одно мерило для оценки происходящего, но еще и тому, как должна быть организована церковная жизнь, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах Церковь не разделялась.
Ведь если бы созванные на тот самый нечестивый собор архиереи сказали со смирением царю: «Прав наш митрополит» и «Мы вместе с ним», конечно, никто не гарантировал бы тогда их избавление от насильственной смерти или от заточения, но зато какая сила была бы явлена в этом единомыслии всего епископата! Но этого не произошло… Мы уже не знаем даже имен тех, кто приговаривал митрополита к низвержению, но мы помним его святое имя. И мы должны почерпнуть из этой истории твердое убеждение, что только в единстве Церковь способна влиять на окружающий мир, распространяя на него свое нравственное воздействие. Именно поэтому буквально с самого начала христианской истории враг рода человеческого стремился разделить Церковь. Уже в апостольское время появляются ереси, а затем различного рода расколы, и практически вся история Церкви — это история борьбы за свое единство. Для чего же нужно это единство?
Для того, чтобы свидетельство было ярким, сильным и убедительным, чтобы никто никогда не мог сказать: «Зачем вы говорите нам все это? Сами на себя посмотрите — ведь вы разделены». Врагу рода человеческого удалось разделить мировое христианство. Трудно сказать, как развивалась бы история, если бы не произошло разделение христиан на восточных и западных. Наверное, течение истории было бы совершенно иным. Мы надеемся, что в некий момент, может быть, по молитвам Церкви, Господь приклонит милость ко всем, кто призывает Его святое имя, и снова единство Вселенской Церкви будет явлено роду человеческому.
В судьбе принца отразилась целая эпоха. Будучи представителем греческой линии Ольденбургской династии, Его Королевское Высочество питал теплые чувства к православной культуре и традициям, был одним из почетных попечителей общественной организации «Друзья горы Афон». Принц Филипп живо интересовался историей и культурой России, которую неоднократно посещал.
Но, может быть, злые наветы вражии внушили царю чувство недоверия к митрополиту. Царь заподозрил его в опасных деяниях, будто митрополит склоняется к поддержке Боярской думы. Отличаясь, по всей вероятности, болезненной подозрительностью, Иоанн Грозный внушил себе, что от митрополита может исходить опасность для царского трона, что никак не соответствовало действительности. В какой-то момент, когда эти подозрения стали перерастать в навязчивое состояние, царь принимает страшное решение убить святителя. И посылает в монастырь, где находился митрополит Филипп, своего ближайшего приближенного Малюту Скуратову, который возглавлял тогда опричнину, чьей задачей было наблюдение за внутренней жизнью и наказание, вплоть до умерщвления, тех, кто мог представлять опасность для самодержавия. И Малюта Скуратов, войдя в келью к святителю Филиппу, задушил его подушкой. Позже цари в этом храме, у гробницы святителя Филиппа, просили прощения за своего пращура, за его страшное деяние — убийство святого Божиего человека. Но эта самая, может быть, трагическая страница в истории Средневековой Руси не смыта никаким покаянием. Святой митрополит был умерщвлен по прямому указанию царя, и трагедия эта особенно остро переживается людьми, знающими историю, которые приходят в святые стены сего храма.
Не понравилось царю, что святитель был окружен таким почетом, уважением и любовью, и из этой неприязни возникло стремление убить митрополита. История во всем разобралась и вынесла свой вердикт.