Мирное урегулирование конфликта между Арменией и Азербайджаном возможно уже в этом году, и шансы на это очень высоки. Стороны обсудили реализацию договоренностей, достигнутых на трехсторонней встрече в Брюсселе 5 апреля, а также переговорный процесс между Ереваном и Баку. Азербайджанский политолог Фархад Мамедов ранее заявил, что использованное Пашиняном выражение о возможной новой войне между Баку и Ереваном больше похоже на фигуру речи. Жительница Еревана режиссер Гульджан Худайберенова рассказала «Фонтанке», что все её знакомые сейчас помогают принимать беженцев. Как отметил Пашинян, в Ереване есть понимание, что Баку в ответ признает территориальную целостность Армении.
Что еще почитать
- В РФ заявили о возможности войны с Арменией
- - новости России и Азербайджана сегодня
- Азербайджан, Армения и новая война: на что рассчитывает Баку
- Турция высказалась о договоренностях Баку и Еревана по границе
- Политолог оценил вероятность новой войны между Арменией и Азербайджаном - МК
Армия Турана растет: Азербайджан хочет захватить новые земли Армении
Об этом он заявил в ходе общения с журналистами. Мы считаем, что они необходимы для общей разрядки и для окончательного урегулирования всех спорных вопросов, которые стоят на повестке дня. Следует скорейшим образом выйти на подписание мирного договора между сторонами», — подчеркнул Песков во время конференц-колла. Его слова передает журналист URA.
Ранее стало известно, что к протестам в армянском селе Киранц в Тавушской области присоединились военные-контрактники.
В закавказском регионе происходит нечто странное — там цели геополитических противников США и Ирана — совпадают. И на оборот цели союзников Турции и Америки — предельно противоположны. Турции вообще не нужна Армения, как независимая страна. Иран уже предпринимает конкретные действия и стягивает войска и бронетехнику к пограничной реке Арас. Есть сведения, что иранская армия уже навела через неё понтонные мосты, соединяющие иранскую и армянскую стороны. То есть ВС Ирана демонстрируют полную готовность вступить в войну на стороне Армении. Если это произойдёт Штатам ничего не останется, как — поддержать Азербайджан.
Впрочем, США любят ловить рыбку в мутной воде. Новый вооруженный конфликт близ российских и иранских границ для них, что бальзам на душу.
Ранее Пашинян на встрече с жителями приграничных сел в Тавушской области предупреждал об угрозе войны, если армянские власти не согласятся проводить делимитацию и демаркацию границ. Ереван пошел на односторонние уступки, азербайджанцы получили 24 военные позиции и, самое главное, — участки трассы, которые ведут в Грузию, отмечает армянский политолог Грант Микаэлян. Местные жители боятся повторить судьбу карабахских армян, которые вынуждены были покинуть свои дома после военной операции Баку в сентябре 2023 г. Армения же идет на уступки из-за давления со стороны западных государств, которые требуют от армянских властей любой ценой урегулировать отношения с соседями, чтобы далее вывести Ереван из-под влияния Москвы, резюмирует эксперт.
Переговоры по этой проблеме, по словам Пашиняна, должны пройти «в формате Баку-Степанакерт». Отдельно Пашинян обозначил, что территории Армении и Азербайджана в 29 800 кв. Изменение переговорной позиции Еревана и серьезные уступки, на которые выразил готовность пойти нынешний армянский премьер, вызвали острую реакцию в Степанакерте. Обращаюсь к властям Армении с призывом воздерживаться от любых действий и заявлений о признании Арцаха частью Азербайджана, придерживаясь обязательств, взятых на себя внутренними и международными документами», — говорится в заявлении президента непризнанной Нагорно-Карабахской республики Араика Арутюняна. И признание Арцаха частью Азербайджана — это одна из тех красных линий, которая, мы уверены, остается таковой для большинства всех армян», — отметил Арутюнян. По словам главы НКР, Степанакерт готов к диалогу в международном формате, однако урегулирование конфликта должно вестись исходя из принципа равноправия народов, при этом народу и властям Азербайджана необходимо «положить конец политике ненависти и геноцида по отношению к народу Арцаха».
Новости дня
- Месяц подписки бесплатно
- Армия не поможет. Почему протесты армян против сдачи территорий обречены на провал
- Пашинян и Блинкен обсудили переговоры с Баку и делимитацию в Тавуше
- Ереван и Баку обвинили друг друга в очередных обстрелах на границе
- Газовые реверансы между Ереваном и Баку | ЕРКРАМАС - Новости Армении и Диаспоры | Дзен
- Баку ожидает от Еревана новый пакет предложений по мирному договору - 04.11.2023, Sputnik Грузия
Предложение Еревана Баку о зеркальном отводе войск остается в силе – Пашинян
у Еревана нет сил противостоять Баку. Германия призвала Баку и Ереван к установлению прочного мира. В Министерстве иностранных дел Турции высказались о договоренностях Баку и Еревана по границе. Представитель Кремля отказался комментировать сами протесты, но подчеркнул, что контакты между Баку и Ереваном необходимы для общей разрядки. 19 апреля Баку и Ереван начали процесс делимитации границы. При этом Баку и Ереван традиционно обвиняют друг друга в эскалации. Последние новости об отношениях между Арменией и Азербайджаном.
Ереван и Баку обвинили друг друга в очередных обстрелах на границе
Кому выгодно обострение в Нагорном Карабахе и дойдет ли до большой войны | Баку рассчитывает, что замена армейских подразделений на пограничников на границе с азербайджанской стороной, снизит количество конфликтов. |
Армяне вышли на улицу: обстановка в Нагорном Карабахе снова накалилась | Баку требует от Еревана возвращения четырех сел. |
В Карабахе опять неспокойно. Будет ли новая война между Баку и Ереваном? | Граждане Армении, протестующие против делимитации границы с Азербайджаном, перекрыли тракторами движение по межгосударственной автодороге Армения — Иран в районе города. |
Предложение Еревана Баку о зеркальном отводе войск остается в силе – Пашинян
Тут надо сразу сказать, что даже Ереван официально признал Нагорный Карабах территорией Азербайджана. Баку и Ереван заявили об остановке боевых действий в Нагорном Карабахе. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Как отметил Пашинян, в Ереване есть понимание, что Баку в ответ признает территориальную целостность Армении.
Азербайджан и Армения готовятся к войне: на чьей стороне должна выступить Россия
Будьте в курсе самых свежих и актуальных новостей Азербайджана и мира вместе с Баку и Ереван стремительно приближаются к военному конфликту, формальной причиной которого может стать принадлежность нескольких сел на армянской территории. Алиев озвучил новую порцию угроз в адрес Армении Ишхан Агбалян: Воскепар, короче говоря, останется анклавом Глава общины Киранц заявил, что в отставку не уйдет Баку согласился на. В Армении — против турецко-азербайджанского тандема, в Москве — в пользу требований Баку-Анкара 23 октября в связи с вышедшей в эфире общероссийского федерального. Информационное агентство публикует с 1991 года Новости и События.
В отношениях Еревана и Баку не спадает напряжение
Газовые реверансы между Ереваном и Баку | ЕРКРАМАС - Новости Армении и Диаспоры | Дзен | Представитель Кремля отказался комментировать сами протесты, но подчеркнул, что контакты между Баку и Ереваном необходимы для общей разрядки. |
Кремль выступает за контакты Баку и Еревана для скорейшего подписания договора - Российская газета | Турция будет способствовать использованию исторического окна возможностей для установления прочного мира между Азербайджаном и Арменией. |
Турция высказалась о договоренностях Баку и Еревана по границе | Национальная гвардия Канзаса проводит в Армении очередные учения, вызвавшие (вкупе с некоторыми другими недружественными шагами Еревана) резкое недовольство Москве. |
Азербайджан и Армения готовятся к войне: на чьей стороне должна выступить Россия | Стороны обсудили реализацию договоренностей, достигнутых на трехсторонней встрече в Брюсселе 5 апреля, а также переговорный процесс между Ереваном и Баку. |
В РФ заявили о возможности войны с Арменией | Однако в Баку гуманитарный жест восприняли в соответствии с собственным извращенным пониманием действительности. |
Баку ожидает от Еревана новый пакет предложений по мирному договору
При этом ранее власти Армении обвиняли Баку в проведении этнических чисток в Карабахе. В МВД Армении сообщили , что прорабатывают вопросы приема беженцев из региона. Депутат от оппозиционной партии «Дашнакцутюн» Ишхан Сагателян заявил , что оппозиция сформировала нацкомитет по смещению Пашиняна и готовит проект импичмента премьера и правительства. Со времен первой карабахской войны Армения, согласно международному законодательству, являлась гарантом безопасности НКР и могла предоставлять ей военную помощь.
Эти обязательства были закреплены в Бишкекском протоколе о прекращении огня от 1994 года Митинги с требованием отставки Пашиняна происходят регулярно с ноября 2020 года, когда завершилось очередное обострение в Нагорном Карабахе. Протестующие сочли предательством национальных интересов договор о прекращении огня, заключенный на условиях Баку. Кроме того, когда в конце 2022 года началась транспортно-продовольственная блокада Нагорного Карабаха, Ереван не предпринял силовых мер к разрешению ситуации, что тоже стало поводом для критики со стороны оппозиции.
Быстрый успех Азербайджана обеспечило еще и то, что Армения потерпела дипломатическое поражение.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян, по сути провозгласил в своей стране антироссийскую политику, заявив, что сотрудничество с Москвой в вопросах безопасности — это стратегическая ошибка Еревана. В настоящее время в Армении находится до 200 американских военных. Пашинян указал на неэффективность российских миротворцев в Карабахе, видимо он рассчитывал на большее.
Например, на то, чтобы Россия вступила в войну против Азербайджана на стороне Армении. Есть мнение, что новая война между Азербайджаном при поддержке Турции и Арменией которая рассчитывает на Иран и США может начаться уже в сентябре этого года. Этот процесс сейчас педалируется как Баку, так и Анкарой. Отказ от поддержки Москвы может дорого обойтись Армении, поскольку США в последний момент скорее всего откажутся противостоять своему союзнику — Турции в этом регионе.
Впрочем, столкновение интересов Америки и Турции происходят не в первые. Сейчас американские прокси — курды под наименованием «Сирийские демократические силы» при существенной поддержке со стороны США открыто воюют против турецкой армии на севере Сирии.
Азербайджан 23 сентября того же года подал встречный иск, в котором утверждалось, что Армения совершала и продолжает совершать ряд дискриминационных действий в регионе против азербайджанцев на основании их национального и этнического происхождения. В рамках разбирательства обе стороны потребовали введения обеспечительных мер, которые устанавливаются судом для предотвращения эскалации напряженности между сторонами на время проведения разбирательства. Эти требования были частично удовлетворены 7 декабря 2021 года. Международный суд ООН потребовал от Азербайджана и Армении предотвратить разжигание расовой ненависти в качестве обеспечительной меры на время проведения разбирательства по существу. Согласно вердикту, обе стороны должны воздержаться от действий, которые могут усугубить или углубить разногласия или усложнить разрешение спора. Кроме того, две обеспечительные меры касаются исключительно Азербайджана, который должен "защитить от насилия всех лиц, взятых в плен в ходе конфликта 2020 года, которые остаются в заключении, и обеспечить их безопасность и равенство перед законом", и принять все необходимые меры, чтобы предотвратить акты вандализма в отношении армянского культурного наследия. Предложения по делимитации границы и мирному договору 26 ноября 2021 года на переговорах в Сочи Путин, Алиев и Пашинян условились предпринимать шаги для повышения уровня стабильности и безопасности на азербайджано-армянской границе и оговорили необходимость создания двусторонней комиссии по делимитации границы с последующей ее демаркацией. В их число входят взаимное признание государствами суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ и политической независимости друг друга; подтверждение отсутствия территориальных претензий друг к другу и обязательства не предъявлять подобные претензии в будущем; отказ от угроз применения силы.
Предложения включают также проведение делимитации и демаркации границ и установление дипломатических отношений; открытие транспортных и других коммуникаций и налаживание сотрудничества в прочих сферах, представляющих взаимный интерес. Никол Пашинян 31 марта подтвердил, что для Армении приемлем принцип взаимного признания территориальной целостности и нерушимости границ двух стран. Однако он подчеркнул, что Армения в своих публичных и дипломатических ответах Азербайджану заявила о существовании нагорнокарабахского конфликта и вопроса прав армян, который "должен решаться в контексте всеобъемлющего армяно-азербайджанского урегулирования". Азербайджан же, по мнению главы армянского правительства, пытается решить вопрос Нагорного Карабаха путем депортации живущих там армян. По итогам переговоров лидеры Азербайджана и Армении поручили министрам иностранных дел своих стран начать подготовку к переговорам по мирному договору. Кроме того, была достигнута договоренность о создании до конца апреля текущего года совместной комиссии по делимитации границы между Азербайджаном и Арменией первое заседании комиссии состоялось 24 мая на границе двух стран. По его словам, "у Армении никогда не было территориальных претензий к Азербайджану, а вопрос Карабаха является не территориальным вопросом, а вопросом права". Обострение в сентябре 2022 года Несмотря на подготовку к заключению мирного договора, Армения и Азербайджан регулярно продолжают обвинять друг друга в нарушении режима прекращения огня на границе двух стран. Новое серьезное обострение конфликта произошло в сентябре 2022 года. В Баку заявили, что это ответ на провокации со стороны Еревана.
В комментарии к видео говорилось, что азербайджанская армия наносит удары по окраинам города, утверждалось, что мобильная связь в непризнанной республике отключена, местные жители спускаются в подвалы. Азербайджанская сторона подчёркивает, что ее цели в «Карабахском регионе» — только тыловые и передовые позиции, а также опорные пункты армии Армении заметим, что армянский премьер Пашинян объявил, что подразделений ВС республики в Нагорном Карабахе нет. В минобороны Азербайджана уже отчитались об уничтожении нескольких огневых точек противника и призвали мирных жителей не приближаться к военным объектам и по возможности покинуть регион по выделенным гуманитарным маршрутам. Если судить по появившимся в интернете кадрам уничтожения армянской установки ПВО «Тор», азербайджанская армия «расчищает небо» для массового применению турецких ударных беспилотников Bayraktar TB2, сказал ИА Регнум ветеран боевых действий, офицер ВКС России в отставке. На момент написания статьи, вооружённые силы Азербайджана применили барражирующие боеприпасы израильского производства для нанесения ударов по позициям ПВО вооружённых сил НКР. Ударные беспилотники Bayraktar TB2 задействовались исключительно для разведывательных миссий и корректировки артиллерийского огня.
Предположительно, дроны будут использоваться активнее после подавления ПВО карабахских сил — «Армии обороны Арцаха». Именно «Байрактары», напомним, стали одним из решающих факторов успехов азербайджанской армии во Второй Карабахской войне сентября — ноября 2020 года, остановленной только благодаря посреднической роли Москвы по итогу переговоров 9—10 ноября 2020 в зоне конфликта размещен российский миротворческий контингент. Повод к операции и её предыстория Непосредственным поводом для начала «мероприятий» называют два инцидента, произошедших утром 19 сентября на контролируемой Азербайджаном части Нагорного Карабаха. Как сообщил официальный Баку, на трассе Ахмедбейли — Физули — Шуша в результате взрыва мины погибли гражданские лица и был выведен из строя автомобиль, принадлежащий госагентству автомобильных дорог Азербайджана. Тогда же появилось сообщение о подрыве автомобиля, перевозившего бойцов азербайджанских внутренних войск. Ситуация в зоне конфликта, остановленного Трёхсторонним заявлением о прекращении огня от 9 ноября 2020 года, начала заметно ухудшаться задолго до начала «антитеррористических мероприятий».
В декабре 2022 года началась фактическая блокада Лачинского коридора — шестикилометрового горного прохода, связывающего Армению с частью Нагорного Карабаха, оставшейся под контролем НКР по итогам Второй Карабахской войны. Сперва трассу из Степанакерта в Горис юг Армении перекрывали некие «экологические активисты», в апреле 2023 в начале дороги Лачин-Степанакерт был установлен азербайджанский КПП. В первых числах сентября ситуация резко обострилась. Азербайджанские военные стянули к границе с Арменией и к линии соприкосновения в Карабахе бронетехнику и артиллерию. Военная техника получила свой опознавательный знак — перевёрнутую букву «А». Начавшаяся 19 сентября операция, по заявлению официального Баку, будет носить «локальный» характер, то есть будет ограничена территорией Нагорно-Карабахского региона.
Главное сегодня
- На каких условиях капитулировал Нагорный Карабах перед Азербайджаном
- Пашинян и Блинкен обсудили переговоры с Баку и делимитацию в Тавуше – Ведомости Азербайджана
- В отношениях Еревана и Баку не спадает напряжение / СНГ / Независимая газета
- «Шансов нет». Баку начал последнюю фазу карабахской войны с расчистки неба
- Главные новости
Армяне вышли на улицу: обстановка в Нагорном Карабахе снова накалилась
Кроме того, Баку и Ереван договорятся о единовременном и параллельном размещении своих пограничных служб вдоль линии соприкосновения. Впрочем, едва ли Баку на полном серьезе когда-либо выставит территориальные претензии Тегерану, если страны е окажутся втянуты в геополитические потрясения. Мэтью Брайза: Процесс нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией продолжается в позитивном направлении.
Шольц: Шансы на разрешение конфликта между Баку и Ереваном в этом году высоки
Оппоненты армянского премьера назвали подписанный документ "капитуляцией". В результате Никол Пашинян подал в отставку. Однако летом 2021 года в стране прошли внеочередные парламентские выборы, по итогам которых его партия упрочила положение, получив абсолютное большинство в законодательном органе, а Пашинян вновь занял пост премьер-министра. Иски в Международный суд ООН 16 сентября 2021 года Армения инициировала судебное разбирательство с Азербайджаном в Международном суде ООН в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В иске содержались обвинения в адрес Азербайджана в расовой дискриминации, продолжающейся на протяжении десятилетий и вышедшей на первый план в ходе эскалации конфликта в Карабахе в сентябре 2020 года. Азербайджан 23 сентября того же года подал встречный иск, в котором утверждалось, что Армения совершала и продолжает совершать ряд дискриминационных действий в регионе против азербайджанцев на основании их национального и этнического происхождения. В рамках разбирательства обе стороны потребовали введения обеспечительных мер, которые устанавливаются судом для предотвращения эскалации напряженности между сторонами на время проведения разбирательства. Эти требования были частично удовлетворены 7 декабря 2021 года. Международный суд ООН потребовал от Азербайджана и Армении предотвратить разжигание расовой ненависти в качестве обеспечительной меры на время проведения разбирательства по существу. Согласно вердикту, обе стороны должны воздержаться от действий, которые могут усугубить или углубить разногласия или усложнить разрешение спора. Кроме того, две обеспечительные меры касаются исключительно Азербайджана, который должен "защитить от насилия всех лиц, взятых в плен в ходе конфликта 2020 года, которые остаются в заключении, и обеспечить их безопасность и равенство перед законом", и принять все необходимые меры, чтобы предотвратить акты вандализма в отношении армянского культурного наследия.
Предложения по делимитации границы и мирному договору 26 ноября 2021 года на переговорах в Сочи Путин, Алиев и Пашинян условились предпринимать шаги для повышения уровня стабильности и безопасности на азербайджано-армянской границе и оговорили необходимость создания двусторонней комиссии по делимитации границы с последующей ее демаркацией. В их число входят взаимное признание государствами суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ и политической независимости друг друга; подтверждение отсутствия территориальных претензий друг к другу и обязательства не предъявлять подобные претензии в будущем; отказ от угроз применения силы. Предложения включают также проведение делимитации и демаркации границ и установление дипломатических отношений; открытие транспортных и других коммуникаций и налаживание сотрудничества в прочих сферах, представляющих взаимный интерес. Никол Пашинян 31 марта подтвердил, что для Армении приемлем принцип взаимного признания территориальной целостности и нерушимости границ двух стран. Однако он подчеркнул, что Армения в своих публичных и дипломатических ответах Азербайджану заявила о существовании нагорнокарабахского конфликта и вопроса прав армян, который "должен решаться в контексте всеобъемлющего армяно-азербайджанского урегулирования". Азербайджан же, по мнению главы армянского правительства, пытается решить вопрос Нагорного Карабаха путем депортации живущих там армян. По итогам переговоров лидеры Азербайджана и Армении поручили министрам иностранных дел своих стран начать подготовку к переговорам по мирному договору.
Он, однако, заверил, что будет сделано все возможное для решения поднятых проблем. В ходе разговора было отмечено, что взаимное признание территориальной целостности на основе Алма-Атинской декларации и делимитация границы открывают путь к подписанию мирного договора между Арменией и Азербайджаном.
В целом, во время январских событий в стране были убиты 150 человек. Трагедия 20 Января сыграла важную роль в кардинальном изменении отношения азербайджанского народа к СССР и реализации идей национальной независимости. В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии. Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы.
Отмечается, что Никол Пашинян положительно оценил процесс делимитации границы с Азербайджаном, подчеркнув в то же время , что обеспокоенность жителей сел Воскепар, Киранц и Беркабер понятна. Он, однако, заверил, что будет сделано все возможное для решения поднятых проблем.