Есть данные, что первую часть своей жизни Евдокия проводила в занятиях далеких от благочестия. В народном календаре дату назвали Днем Евдокии Свистуньи. Необычное название праздника Евдокия Свистунья появилось из-за народной приметы: в последние дни мая обычно сильно дует и свистит ветер.
День святой Евдокии: история праздника, традиции и приметы
Что нельзя делать 30 мая. Народные традиции и приметы и суеверия.30 мая 2023 года проходит народный праздник Евдокия Свистунья и церков. Вербное воскресенье в 2024 году выпало на 28 апреля — праздник отмечается на шестой неделе Великого поста, за неделю до Пасхи, которую православные будут отмечать 5 мая. В народном календаре дата получила название день Авдотьи Весновки или Евдокии Свистуньи. Прозвище Евдокии — Свистунья связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры. В народе принято отмечать Явдохин день, день Евдокии Свистуньи. День святой мученицы Евдокии Илиопольской отмечается 14 марта.
Авдотья Огуречница. Что можно и чего нельзя делать 17 августа 2023 года
По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом. Назывался этот день также Авдотьей Плющихой. Потому что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки. Считалось, что полученная из снега в этот день талая вода обладает особой целебной силой. Для этого дня существует множество погодных примет. Например, такие: «На Евдокию теплый ветер — лето мокрое»; «Откуда на Евдокию повеет ветер, оттуда он подует весной и летом»; «С Евдокией погоже — все лето пригоже». Согласно поверьям, задуманное в этот день не сможет исполниться. Помешают неожиданные обстоятельства. Еще запрещается совершать крупные покупки. В частности, бытовой техники.
Каждому зверю шел от него особый приказ: чем кормиться, где промышлять добычу. Она обрекалась на жертву зверю; ее резали, отрубленную голову и ноги бросали в поле, а остальное мясо жарили-варили для самих себя и для угощения пастухов. Егории как волчьем хозяине ходило по Руси немало разнообразных преданий. В одном из них велась речь о том, как шел через лес некий не почитавший Бога и угодников Божиих злой пастух; шел он к роднику — напиться водицы. Идет пастух и видит: стоит старый коренастый да ветвистый дуб, а вся понизь вокруг него прибита к земле, вся утолочена. Егорий, а вслед за ним целая стая волков бежит.
Ни жив, ни мертв сидит пастух на дубу, шелохнуть веточку боится. А Егорий подъехал к утолоченному месту, остановился под дубом и начал отдавать свои наказы волкам: рассылает их, серых, на все стороны света белого, говорит кому чем питаться весной красной, знойным летечком, вплоть до ненастной осени. Шло время, всех волков разослал, всех наделил краюшками хлеба заботливый волчий хозяин; вдруг видит пастух тащится из лесной заросли старый-престарый хромой волк. Егорий, — вон на дубу сидит! А волк сел под дубом; сидит, а сам кверху на пастуха смотрит да зубами щелкает. Сидит волк день, сидит серый другой день — все ждет, что слезет пастух; ждет-подождет, а тот не слезает, не хочет волку в зубы попасть.
Пустился на хитрость серый: взял схоронился в кусты. Посидел-посидел пастух на дубу, пронял беднягу голод; огляделся он по сторонам — нигде не видать волка: слез — и бежать со всех ног. А волк — тут как тут: выскочил из своей засады, кинулся на пастуха, тому на этом месте и смерть пришла. Малорусский сказ как бы дополняет это предание. Жили-были двое братьев на белом свете, — ведется повесть, — жили-были: один богатый, другой — голь- нищета, бедный. Однажды «злиз бидный брат на дуба ночуваты, колы так о пивночи бачыть: якыйсь чоловик гоныть сылу звиря, а позаду другый человик ииде на вози.
То булы лисун леший и св. От прыгнав лисун звиря, да як раз — пид того дуба, де сидив чо- ловик; а св. Юрий почав раздиляты окрайцы хлиба, що булы на вози». Раздал-разделил св. Егорий привезенный хлеб своему волчьему стаду, смотрит — одна краюшка осталась лишняя. Отдал ее угодник Божий бедняку, отдав говорит: «Се тоби Господь дав счастя!
Юрия, разжился бедняк: «окрайця того никак не можно зъисты; що ни поидять, а назавтра вин и стане таким, як був: усе приростае! Видит это богатый брат — видит, и взяла его зависть лютая. Пошел он к тому дубу, влез на верхушку зеленую. И снова пошло все, как по писаному: опять начал оделять св. Юрий краюшками хлеба свое волчье стадо. Да только конец не на ту стать вышел: не хватило у волчьего хозяина одному волку краюшки, и дал наказ угодник Божий — съесть богача завидущего вместо краюшки.
Зависть лютая и здесь, как в первом приведенном сказании, была наказана, и голодный волк нашел свою волчью сыть. По всей Руси в Егорьев день служили молебны на пашнях. В Тульской губ. Кто по Юрьевой росе покатается, будет, — гласило поверье, — «силен и здоров, что Юрьева роса». Наберется деревня силы от Юрьевой росы, а наутро — за яровой сев. Свойства у этой росы считались чудесными, еще в н.
Эта же роса, по орловскому поверью, просу на пользу идет: «На Егорья роса — будут добрые проса! Таков был, напр. Молодежь шла в поле, оглашая воздух припевами, обращенными к св. Трижды обходили девушки и парни засеянные поля. Потом разводили на перекрестке межников небольшой костер — в виде кольца, посреди которого клали на землю принесенный пирог «моленник». Все пришедшие садились с песнями вокруг костра и делили пирог: каждому должно было достаться хоть по малому кусочку.
Кому из девушек доставалось в пришедшемся на ее долю куске больше всех начинки, та выйдет до осени замуж. Доев пирог, молодежь возвращалась по своим дворам, приплясывая и припевая: Мы вокруг поля ходили, Мы Егора-свет водили, Мы Егорья кликали... На Егория Вешнего в белорусских и малороссийских селах закапывали на полевых межниках оставшиеся от «свяченой» пасхальной снеди кости поросят и барашков. Закапывание это производилось с особыми причетами, взывающими все к тому же Егорию. Это, по старинному поверью, должно было оберегать посевы «от градобоя и бурелома». На Егория Вешнего крестьяне считали, что нельзя работать с шерстью.
Если в этот день будет кропить небо дождем грудь земли-кормилицы, то, говорит народ, это сулит «скоту легкий год» по белорусской примете — частые гречи. Если пойдет «на урожай гречи-дикуши. Если ударит на Егорьев день легкий морозец-утренник, уродятся добрые проса и овсы. Целые века приглядывался народ к обступающим его явлениям природы, потому-то неспроста обронил он и следующее присловье: «Коли на Юрья березовый лист в полушку — к Успенью клади хлеб в кадушку! Нижегородская губ. Если егорьевское утро ясным-яснехонько, то урожайнее выйдут ранние посевы: яснее утра егорьевский вечер — поздние переспорят.
Народная Русь. Егорий Осенний см. Егорьев День см. Еда см. Едемский М. Кокшеньги Тотемского у.
Вологодской губ. Большую часть жизни он работал учителем и попутно увлекался сбором фольклорно-этнографических текстов. Им написан ряд статей в «Живую старину» по быту его родной деревни. Екатерины IV в. Екатерину называли Санницей, потому что с ее дня по всей России открывался санный путь. Ей молились все крестьяне, отправлявшиеся в этот день в дорогу, прося защиты от несчастий и невзгод.
С Катерины мужики уходили в извоз. В деревне каждый хозяин по обычаю должен был опробовать новые или отремонтированные сани, скатившись на них с горы. Потом в сани запрягали лошадь и катали деревенский люд. Катание на Екатерину — веселый праздник, когда устраивали гуляния по случаю открытия санного пути. Катали и новобрачных: молодую пару усаживали в расписные сани, укутывали волчьей или медвежьей полстью шкурой , за молодоженами следовал поезд с родственниками. После катания свекор и свекровь встречали своего сына и невестку в сенях, стоя на вывернутой наизнанку шубе, а сопровождавшие передавали молодоженов «из рук в руки» целыми и невредимыми.
Каталась и неженатая молодежь. Парни выказывали перед девицами свое умение управлять лошадьми. По обычаю в этот день каждому нужно было обязательно скатиться с горы на санях, чтобы снять с души тяжкую ношу раздумий, предчувствий и обрести спокойствие. В некоторых местах традиционно сохранялся обычай, когда парни мастерили сани для своих девушек-невест. Такие саночки раскрашивали и расписывали. Вместе на этих саночках катались с горы, веря, что с этого момента жизнь их будет неразлучной.
Вечером дома хозяйка ставила на стол выпеченный в русской печке пирог с картошкой и рыбой. Расписные саночки дарили также бабушки своим внучатам, а крестные матери — крестникам. Вечер на Екатерину — время ворожбы. Молодежь загадывала на свое счастье. В первую очередь девушки гадали на своего суженого. Перед сном клали они под подушку кусок хлеба и загадывали, каким будет суженый.
В Екатеринин день русские молились также св. Меркурию Смоленскому, при защите Смоленска отразившего нападение татар. Еленины косы см. Елеонская Елена Николаевна 23. Специализировалась по фольклору и этнографии под руководством В. Составила сборник великорусских частушек 1914 — первый научный труд, посвященный этому жанру.
Заслуживают внимания работы Елеонской о сказках, заговорах и загадках. В журналах «Этнографическое обозрение», «Русский архив» и др. Совместно с В. Елисеев День Елисей Гречкосей Народное название дня прор. Елисея, а также прп. Елисей считался у русских крестьян покровителем полей, защитником их от пожаров.
В день св. Елисея крестьяне молились ему о «ниспослании дождя». Елка Новогодняя Срубленная и украшенная ель в праздник Нового года и Рождества. По евангельскому преданию, ель укрыла Богородицу во время ее бегства с Христом в Египет, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зеленой. Обычай хвойного рождественского деревца, пришедший к нам из Германии, соединился с многочисленными славянскими ритуалами, связанными с внесением в дом деревца в определенные праздничные дни календарного года и жизненного цикла человека. В виде срубленного деревца, его верхушки, веток, венка или гирлянды из еловых веток устанавливали или вешали в церкви на период от Рождества до Крещения, его ставили в красном углу на лавке, носили с собой колядники и пастухи, обходившие дома на Святки, и т.
В народной дендрологии ель также связывалась с похоронно-поминальными ритуалами.
Великомученица одарит вас своей благодатью и ниспошлет крепкий брак. Также сегодня рекомендуется посвятить день приготовлению пищи. За трудолюбие Евдокия Московская вознаградит обилием финансовых средств. Автор: Маргарита Садковская Редактор интернет-ресурса Новости по теме:.
Красное летичко! Крестьяне уже всерьез задумывались о будущем урожае, подыскивали работников. Именно в этот день оканчивались сроки зимнего найма и начинались наймы весенние.
Они могли быть разными: «с Евдокей до Егорья» или «с Евдокей по Петров день». У гусятников с этого дня начинались разговоры о гусиной охоте и о назначении дней, когда пускать гусей на бой.
Актуальные новости
- Кто такая Евдокия?
- 30 мая: Евдокия Свистунья. Что можно и чего нельзя делать в этот день - Новости Липецка
- Народные приметы на 14 марта 2023 года: что можно и чего нельзя делать в этот день
- ЕВДОКИЯ ИЛИОПОЛЬСКАЯ
- 30 мая: Евдокия Свистунья. Что можно и чего нельзя делать в этот день
- 30 мая: Евдокия Свистунья. Что можно и чего нельзя делать в этот день - Новости Липецка
День памяти святой Евдокии: что нельзя делать 30 мая
Первым весенним праздником является день святой Евдокии, который по новому календарю выпадает на 14 марта, а ранее его встречали 1 марта. В народном календаре дата получила название день Авдотьи Весновки или Евдокии Свистуньи. 14 марта православные христиане отмечают день памяти святой Евдокии Илиопольской. 14 марта православная церковь отметит праздник в честь святой Евдокии.
День Евдокии Свистуньи: приметы и запреты праздника
Есть данные, что первую часть своей жизни Евдокия проводила в занятиях далеких от благочестия. Вербное воскресенье в 2024 году выпало на 28 апреля — праздник отмечается на шестой неделе Великого поста, за неделю до Пасхи, которую православные будут отмечать 5 мая. 30 мая отмечается праздник Евдокия Свистунья и день памяти преподобной Ефросинии Московской: свистуньей день назвали потому, что обычно дуют сильные ветры, издающие свист, пишет ФедералПресс. Праздник Евдокии Свистунья считается бабьим днем и 14 марта 2019 года имеет еще одно название Явдоха. В день памяти святой Евдокии — отмечаемый 1 (14 по новому стилю) марта – на Руси до 1492 года по византийской традиции начинался новый год.
Православные празднуют день святой Явдохи
В старину в церкви освящали пшеничные зёрна, чтобы урожай был богатым. Несмотря на то, что порог дома сегодня обязательно мыли, от мыться полов в детской комнате отказывались, иначе ребенок мог заболеть. Ходить на кладбище в этот день не запрещено, однако, для поминовения есть наиболее удачные даты в церковном календаре, например, суббота 3-ей Седмицы Великого поста - 18 марта. Снег в этот день — к урожаю. Теплый ветер — к мокрому лету, ветер с севера — к холодному. День Евдокии красный ясный — на огурцы и грузди урожай. С Евдокеи погоже — все лето пригоже. Коли на Евдокею холодно, скот кормить лишние две недели.
Великомученица одарит вас своей благодатью и ниспошлет крепкий брак. Также сегодня рекомендуется посвятить день приготовлению пищи.
За трудолюбие Евдокия Московская вознаградит обилием финансовых средств. Автор: Маргарита Садковская Редактор интернет-ресурса Новости по теме:.
Восточных Для восточных славян — это народный праздник встречи птиц.
Хозяйки выпекали из теста фигурки жаворонков или ласточек. Их раздавали детям, которые привязывали их на нити и подбрасывали в небо, как бы приглашая, чтобы пернатые скорей прилетели. По первым мартовским дням судили, какой будет погода в течение последующих месяцев. Праздник отмечали весело, пели песни, водили хороводы.
Люди устраивали большие обеды в домах, гулянье на улице. Девушки исполняли веснянки, в которых просили птиц прилететь поскорей и принести тепло. Праздник означал окончание зимы и начало срока найма на работу. Балканских У балканских народов день был посвящен в основном очистительным обрядам.
Мученицу именовали бабой Мартой. Люди окуривали и изгоняли из домов, дворов всякую нечистую силу, украшали ветками вход в дом, ворота и окна, изголовья постелей. В некоторых странах на Балканах праздник называли Летником. В селах эта традиция сохранилась и сегодня.
Люди встают очень рано и начинают поздравлять друг друга, желая счастливого года, заходят в соседние дома. По пути они собирают веточки дуба, а затем бросают их в огонь. Возвращаясь, желают всем окружающим благополучия и здоровья. Внимательно следят за тем, кто первый войдет в помещение.
Считается, что от этого зависит благополучие всей семьи. Западных О празднике у западных славян известно немного. Сохранились сведения о том, что в ночь на 1 марта молодые девушки собирались вместе и гадали. Некоторые народы, например, поляки и чехи, в этот день поминали усопших.
Еще до восхода солнца, ранним утром они собирались на кладбище, читали молитвы за всех умерших. На могилах оставляли жертвенные приношения. Праздничные обряды и традиции Традиционно на Евдокию славяне шли кликать весну. Считалось, что этот обряд помогает приблизить весну, которая выдастся на редкость теплой.
Все жители селения собирались на пригорке или возвышенности и устраивали массовое гулянье. Что делали на Евдокию С самого утра 14 марта, в православный праздник, женщины обычно просили Явдоху о здравии, исцелении от всех болезнях. Молились также о безнадежно больных людях. Особенно трепетно люди относились к ласточкам, поскольку считалось, что они являются символом материнства и отцовства.
Пернатые ассоциировались с хранителями семейного очага. В связи с такими поверьями в праздник принято было кормить птиц хлебными крошками, оказывая почет и уважение. Это время считалось началом полевых работ. Женщины собирали сухие ветки и разжигали в домах огонь, поскольку верили, что он ускорит наступление весны.
Женщины в этот день сеяли рассаду в горшках. Считалось, что такие растения станут крепкими, будут стойкими к вредителям и весенним заморозкам. В церкви освящали пшеничные зерна, чтобы затем их посеять. В первый весенний день была традиция нанимать работников.
По этому поводу народ придумал поговорку: «Нанялся с Евдокии по Петров день. Там они пели обрядовые песни, которые называются «веснянки». Многие женщины верили, что святая великомученица их покровительница. Она поможет избавиться от негатива и одарит счастьем.
Поднявшись еще до восхода солнца, женщины брали зеркала и усаживались напротив, высказывая все плохое, что накопилось в душе. Плакали и жаловались на свою тяжелую судьбу, после чего заворачивали предмет в ткань темного цвета и разбивали. После этого осколки закапывали в землю подальше от своего жилища. Особенное внимание на Евдокию уделяли снегу: его собирали и хранили в закрытых емкостях, подальше от людского глаза.
Талая вода именовалась снежицей. Считалось, что она обладает целебными свойствами. Люди омывали ею лицо и купали в ней маленьких детей. Все верили, что таким образом можно стать более красивым и здоровым.
Воду давали пить не только заболевшим родным, но и животным: птице — чтобы несла много яиц, козам и коровам — чтобы доились. Снежицей поливали цветы, кропили окна, двери и ворота, чтобы не впустить злых духов в свой дом и во двор. Чего делать нельзя Наибольшим грехом считалось разрушить ласточкино гнездо. Люди верили, что человека, обидевшего эту птицу в праздничный день, ждет большое несчастье.
Взрослые предостерегали детей от шалостей с пернатыми и говорили: «Кто возьмет в руки ласточку либо отложенные ею яйца, покроется веснушками, а разрушивших гнездо побьет оспой». Приметы и поговорки В старину люди свято верили, что на Явдоху можно определить, какой будет весна, летняя погода, здоровье домашних животных и будущий урожай. Большинство примет дошло до современных людей. Даже сейчас многие фермеры и простые люди используют их перед началом полевых работ.
Основные приметы: теплый и солнечный день на Явдоху — к ранней и теплой весне, обильному урожаю в полях и огородах, будет много грибов в лесах; ясная теплая погода — к жаркому лету и хорошему сенокосу, что было очень важно для крестьян; густой туман, стелющийся над землей, и дождь обещали богатый урожай бобовых и зерновых культур; звонкая капель — к жаркому лету; холодная погода — затяжная весна. Прохладная погода в праздник Авдотьи считалась в народе плохой приметой. Заморозки предупреждали о низком урожае гречихи. Если была метель, то считалось, что почти весь наступивший год будет холодным.
Когда дул теплый ветерок, то люди верили, что лето будет дождливым. В этот день все ждали появления сурка, который просыпался от зимней спячки. Грызун должен был выйти из норы и свистнуть трижды, а затем снова спрятаться, повернуться на другой бок и уснуть до Благовещения. Если услышать его свист на Явдоху, то вскоре потеплеет.
Существует немало поговорок, связанных с этим праздником: Авдотья восемь шуб снимает. Дождик со снегом — к мокрому, а ветер с севера и мороз — к холодному лету. Авдотья красна, и весна красна. У Евдокии — вода, а у Егора 6 мая — трава.
На Авдотью ясно — будет год прекрасный. Значение праздника Святая раскаялась в своих грехах, уверовала во Христа и полностью посвятила себя Богу. Женщины в день ее памяти обязательно посещали храм, заказывали молебны перед иконой преподобномученицы. В народе Евдокию представляли вдовой.
Считалось, что рожденная в этот день девочка хлебнет горюшка сполна, но все же счастье ей выпадет. Память святой особо чтили замужние женщины. Они считали ее своей заступницей, которая поможет не стать вдовами и не оставить детей сиротами.
То есть на начало весны. Этот праздник на Руси праздновали весело и торжественно, а святая получила прозвище Весновка. Некоторые поверья и приметы на праздник Евдокии 14 марта относятся исключительно к женщинам.
Этот день хорошо подходит для рукоделия. В старые времена в этот день принимались за пряжу и ткачество, причем готовые полотна затем выбеливали в талой воде, считалось, что она обладает целительными и очищающими свойствам. Поверья рекомендовали девушкам и женщинам 14 марта взбираться на пригорки и крыши, чтобы «кликать весну» — петь веселые песни для привлечения солнца и тепла. На Евдокию женщины, девушки и дети залезали на крыши амбаров или просто на пригорки и пели: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!