Смотрите видео онлайн «Роль социальной среды в формировании образа жизни и поведения» на канале «Таинственные таланты» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 25 апреля 2024 года в 13:18, длительностью 00:03:11, на видеохостинге RUTUBE. Социальная драма "Родительские подснежники" в Буряад театре. СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Социальная среда в широком смысле охватывает общественно-экономическую систему в целом производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества.
Значение слова "социальная среда"
Что такое социальная адаптация, какие уровни и этапы адаптации бывают? | это комплекс факторов, как материальных, так и духовных, которые окружают человека и оказывают влияние на его поведение, мышление. |
Вести Чувашия | Социальная среда, влияющая на здоровье человека, безусловно, взаимодействуют с экологическими факторами. |
Социальная среда: характеристики, элементы, влияние - Наука - 2024 | это совокупность отношений и взаимодействий между людьми внутри конкретного общества или группы. |
Социальная сфера, что это такое, ее элементы и задачи | В этой лекции (в этом тексте и следующих) мы рассмотрим, что такое цифровая и социальная среда. |
Среда социальная | Его индивидуальный социальный опыт не соотносится с законами, чаще –беззаконием, и опытом социальной среды, которая диктует своим гражданам динамику преступного сознания и поведения. |
Социальная среда: влияние окружающей обстановки на нашу жизнь и взаимодействие
Социальная среда развития играет ключевую роль в становлении личности и формировании ее ценностей, убеждений и поведения. Социальная среда – это не что иное, как определенное образование конкретных общественных отношений, находящихся на определенном этапе собственного развития. Социальная среда российских городов в восприятии местного населения (на примере Астрахани и Самары).
Что такое социальная адаптация?
- Что такое социальная адаптация
- Социальная среда и личность ребенка — Архив публикаций и новостных статей портала DISLIFE
- Социальная среда — Википедия с видео // WIKI 2
- Социальная среда — большая энциклопедия. Что такое Социальная среда
Среда социальная
Можно говорить об адаптации к духовным ценностям, к вещам, к состояниям, например, стрессовым, и ко многому другому. В то же время адаптация — это лишь начальный этап, связанный с приспособлением. Человек как личность интегрирует в своем сознании, образе жизни, поведении жизненную среду, к которой он приспособлен, у него возникает удовлетворенность или неудовлетворенность своим положением. И то и другое заставляет его думать и действовать, творить в самом широком смысле этого слова. Человек живет не только в природе и искусственно созданной естественной среде, но и в социуме, включающем в себя других людей и созданные ими продукты. Поэтому его поведение будет существенно различаться в зависимости от принадлежности к той или иной конкретной группе, тому или иному обществу; оно будет разным в быту и на производстве, в учебном заведении и на улице. Поведение конкретного индивида связно прежде всего с принадлежностью к определенной нации, поэтому в науке в качестве самостоятельной ставится проблема национального характера. Существует масса стереотипов, то есть схематизаций и упрощений, где предпринимается попытка в сжатом виде описать некоторый характер в определяемую им манеру поведения. Например, немцы — пунктуальны и последовательны, французы — общительны и влюбчивы. Поведение человека определяется его религиозной принадлежностью. Для мусульман характерно обостренное чувство мусульманской самоидентификации, доходящее до противопоставления другим — немусульманам; индусы же, наоборот, очень терпимы; христианин склонен к нравственной оценке, этическому анализу происходящего и т.
Национальное и религиозное могут сочетаться самым причудливым образом, определяя индивидуально-национальный стиль поведения, что выражается в особых взглядах, традициях, оценках, запретах. Поведение человека во многом определяется той группой, в рамках которой протекает его жизнь. Каждая группа, начиная с больших, например, общество, и заканчивая малыми трудовой коллектив, семья и т. Каждая группа вырабатывает свой особый кодекс поведения, свои правила. Поэтому поведение человека на производстве будет несколько отличаться от его поведения в быту. Поведение значительно определяется тем, какое место занимает человек в своей группе: начальник он или подчиненный, лидер или ведомый, человек, пользующийся авторитетом или занимающий низкий статус. Наконец, поведение человека определяется его внутренней средой. Здесь выделяются два аспекта. Первый аспект связан с состоянием организма, второй — с состоянием человека как личности. Хорошо известно, что если человеку плохо, если он чувствует себя неважно из-за недомогания, то и поведение его будет отличаться раздражительностью, апатией, неадекватностью оценок и т.
Наоборот, хорошее физическое состояние в большей степени стимулирует работоспособность, умение адекватно реагировать на раздражители и принимать правильные решения. Еще большее влияние на поведение оказывает психологическое состояние внутреннего мира. Если у человека позитивная Я-концепция, высокая самооценка, если он удовлетворен собой, то и поведение его более открыто, доброжелательно, адекватно ситуации. В случае, когда он испытывает внутриличностные конфликты, защищается от окружающих, его поведение носит агрессивный, неадекватный, защитный характер. Можно говорить о влиянии на поведение человека эстетической среды, включающей в себя восприятие прекрасного в природе, живописи, литературе, музыки и т.
Пожар, наименее приемлемыми в обществе считается умственная отсталость, далее в имеющейся литературе указывается слепота, на третьем месте — глухота, на четвертом — нарушения опорно-двигательного аппарата, на пятом — речевые нарушения. Результаты исследования, проведенного под нашим руководством, в основном подтвердили эти данные.
Так, 68 процентов школьников заявили о невозможности дружить с умственно отсталым сверстником. В то же время со слепым могли бы подружиться 73 процента опрошенных, с калекой — 72 процента, с плохо владеющим речью — 78 процентов, с глухим — 70 процентов. Причем, мнения девочек и мальчиков несколько отличаются. Девочки 7, 9 классов и все учащиеся 11 классов в своем нежелании общаться с аномальными сверстниками на первое место поставили дефект умственной отсталости. Затем идут дефекты слуха, нарушения речи, зрения и опорно-двигательного аппарата. А вот мальчики 7 и 9 классов на первое место соответственно ставят нарушение слуха. Все остальные дефекты для них примерно одинаковы.
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что для подростков и старших школьников на первое место в отрицательной оценке выступают те качества дефективного сверстника, которые больше всего мешают общению и установлению тех или иных межличностных взаимодействий. Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими дефектами, а также повышенные дозы жалости и внимания создают для них не только жизненные неудобства, но и отрицательно сказываются на формировании личности. Их развитие неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. К сожалению, нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом и эта важнейшая социальная потребность, таким образом, не реализуется. Состояние неудовлетворенного самоутверждения ведет, как правило, к деформации личности, к возникновению у нее моральной неустойчивости и опустошенности. Если же эта потребность удовлетворена, то открывается путь к реализации возможностей личности в различных решающих сферах жизнедеятельности и труда. Критической точкой в жизни аномального ребенка, независимо от того, каким дефектом он страдает, является период, когда он начинает осознавать, что его внешние данные отличаются от других людей и пытается в этой связи предвосхитить последствия для него этих различий.
В случае, если окружающие ребенка люди никаким образом не акцентируют внимание на дефекте и неудобствах, которые он несет ребенку, моральная-психическая напряженность постепенно спадает. Если же ребенок становится объектом насмешек и издевательства со стороны сверстников и окружающих, возникает тяжелейший внутренний конфликт, последствия которого бывают трудно предсказуемыми. Таким образом, социальный статус людей с ограниченными возможностями все еще очень низкий. Действительное включение их в социальную жизнь потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, дополнительных усилий. Одним из таких направлений является социальная реабилитация как процесс возвращения и приобщения людей к социальной жизни. Не менее важной является проблема, связанная с изменением общественного мнения по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Печать, радио, телевидение, прочие средства массовой информации должны объединить свои усилия для воспитания у населения уважительного отношения ко всем людям, оказавшимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении.
Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, пользоваться возможностями человеческой жизни, а у детей формируются качества, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой. Адаптация детей и подростков в социальной среде Понятие «адаптация» от лат. В современной социальной психологии данное понятие трактуется широко. Индивид, согласно А. Петровскому, изначально обладает стремлением к внутренней цели, в соответствии с которой приводятся в действие все без исключения проявления его активности. Эта внутренняя цель раскрывается в понятии адаптивная направленность всех психических процессов и поведенческих актов. Сюда входят процессы приспособления индивида к природной и социальной среде, процессы самоприспособления саморегуляция, подчинение высших интересов низшим и другие.
В зависимости от трактовки целей жизнедеятельности индивида выделяют следующие варианты возможной направленности адаптации: 1 гомеостатический вариант — адаптивный исход состоит в достижении равновесия; 2 гедонистический вариант — адаптивный исход состоит в наслаждении, в избегании страданий; 3 прагматический вариант — адаптивный исход состоит в практической пользе, успехе. Все частные стремления по отношению к общей внутренней предустановленной цели оцениваются как адаптивные и неадаптивные. Понятия «адаптивность — неадаптивность» раскрываются как тенденции функционирования целеустремленной системы и определяются соответствием — несоответствием между ее целями и достигнутыми результатами. Адаптивность выражается в согласовании цели и результатов усилий по ее достижению. Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоположные отношения: намерение не совпадает с деянием, замысел с выполнением, побуждение к действию — с его итогами. Идея несовпадения цели и результата является определяющей характеристикой неадаптивности. Названные противоречия в проблеме неадаптивности неизбежны и неустранимы, но в них проявляются не только негативные тенденции, но и прогрессивные: это источник динамического существования индивида, его развития.
Так, если цель не достигнута, то это побуждает продолжать активность в данном направлении. Неадаптивность может выступать и как дезадаптивность: в случае постоянной неудачи при попытке реализовать цель или же при наличии двух или более равнозначимых целей. В связи с широкой трактовкой понятия «адаптация» различают несколько ее видов: физиологическую, психофизиологическую, психическую, социальную. Применительно к процессу социальной реабилитации наибольший интерес представляют психическая, социально-психологическая и социальная адаптации. Психическая адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Социально-психологическая адаптация — это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру. Социальная адаптация — это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
В его распоряжении арсенал методов по изменению социальной среды, улучшению ситуации в обществе. С моей точки зрения, все это позволяет социальному работнику чувствовать значимость своей профессии и наполняет его жизнь высоким смыслом. Любовь и мир вечны».
Джон Леннон «Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой». Марк Твен «Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности». Наполеон Бонапарт Ирина Первова, д.
Население, особенно его наиболее уязвимые группы, не в состоянии самостоятельно справиться с вызовами современности, и роль социальной работы в качестве платформы, удерживающей отдельных индивидов и социальные группы, от проваливания в океан эксклюзии — объективна и признана. Социальная работа в России, в ее настоящем прочтении, является относительно молодой дисциплиной, и поэтому опыт зарубежных стран в этой области социальной действительности чрезвычайно важен для дальнейшего развития, совершенствования технологий работы и научной деятельности.
В какой степени на подростка влияют его ровесники? Подросток постоянно находится в окружении людей и информационного поля Интернет, пресса, телевидение и т.
Все это оказывает на него влияние. В зависимости от близости отношений изменяется степень его воздействия.
Что такое социальная среда
Помимо этого, индивид вынужден считаться с взглядами , убеждениями других, чтобы не оказаться в положении «белой вороны». То есть, ведет себя в полном соответствии с пословицей: «С кем поведешься, от того и наберешься». Наиболее ярко это проявляется в детском возрасте, когда ребенок берет пример с родителей, подражая им буквально во всем. Влияние социальной среды может быть как положительным, так и отрицательным. Например, малыш с самого раннего детства воспитывался в атмосфере взаимной любви, уважения и доброжелательности, его окружали вежливые и культурные люди, ему старались прививать добрые чувства.
Социальная среда своими словами для детей Социальная среда — это все, что нас окружает и влияет на нашу жизнь. Это может быть то, как мы общаемся с другими людьми, как мы учимся, какие правила и законы мы должны соблюдать, и многое другое. Например, в школе мы находимся в образовательной социальной среде. Здесь мы учимся новым вещам, общаемся с учителями и другими учениками. Мы учимся соблюдать правила и договоренности в классе, чтобы все были в безопасности и комфортно учились. Социальная среда также включает в себя семью, в которой мы живем. В семье мы учимся нравственности и тому, как вести себя по отношению к другим людям. Например, мы учимся быть добрыми и заботиться друг о друге. Семья также может устанавливать правила, которые мы должны соблюдать, чтобы жить вместе в гармонии. В социальной среде есть также город или страна, в которой мы живем.
Социальные потребности и культурные процессы. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. Поппер К. Сарджвеладзе Н. Тбилиси: «Мецниерба», 1989. Смирнова Г. Сычев Ю. Философский энциклопедический словарь. Штерн В. Психология раннего детства. Петроград, 1915. From Э. The Crisis of Psychoanalysis. Essays on Freud, Marx and Social Psychology. References: 1. Asmolov A. Driving forces and conditions the development of personality [Electronic resource]. Bogomolov M. Sustainable development of social systems [Electronic resource]. Kon I. Encyclopedia, 1983. Marx K. Marx F. Petrov I. Personality in the context of cultural needs. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2012. Petrov L. Petrov S. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2011. Popper K. Sarjveladze N.
Если ребенку не доставалось любви и заботы, в его окружении преобладали не самые достойные личности, велика вероятность того, что, когда подрастет, он пойдет «по кривой дорожке». Хотя и здесь бывают исключения. Достаточно вспомнить, например, знаменитого писателя Максима Горького, который рос в доме сурового и деспотичного деда-самодура, регулярно прибегавшего к телесным наказаниям. Социальная среда, формируя личность конкретных людей, сама может изменяться под влиянием очень многих причин, например, экономических, политических, исторических. На нее могут также оказывать большое влияние особенности менталитета, религиозная приверженность, степень общественно-политической активности людей.
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
Социум — что это такое | Поддержка ветеранов Социальная среда Фонд стремится укреплять связь поколений и сохранять в каждом память об истории страны и её нее. |
Социальная среда — большая энциклопедия. Что такое Социальная среда | Социальная среда характеризуется структурой, устройством общества, в ней исследуются взаимоотношения между различными группами. |
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА | Как видно, социальная среда – основной элемент дальнего окружения внешней среды. |
Глава1.Социальная среда
На этой странице вы могли узнать, что такое «социальная среда», его лексическое значение. Итак, мы установили, что Среда, является «Эталонным аналогом» Социальной реальности, организованная Архитектором в виде модели. Его индивидуальный социальный опыт не соотносится с законами, чаще –беззаконием, и опытом социальной среды, которая диктует своим гражданам динамику преступного сознания и поведения. 3. Сегодня на уроке ты узнаешь!Что такое социальная среда?Как и кто влияют на подростка? Социальная среда российских городов в восприятии местного населения (на примере Астрахани и Самары).
Роль социальной среды в формировании образа жизни и поведения
это все то, что окружает нас и влияет на нашу жизнь и взаимодействие с другими людьми. это совокупность отношений и взаимодействий между людьми внутри конкретного общества или группы. На сайте в рубрике «Социальная сфера» всегда свежие новости за день и неделю. Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. это круг людей, которая предоставляет условия для развития личности, удовлетворения её культурных потребностей. Социальная среда общества – это совокупность условий и отношений, в которых индивиды и социальные группы существуют и развиваются.
Социальная сфера: что это такое, ее элементы и задачи
Ребенку или подростку, попавшему в такую развивающую социальную среду, представляется широкий выбор путей интеллектуального, физического, эстетического, морально-нравственного развития. Однако сам ребенок не в состоянии решить, что ему делать и что предпочесть. Ему для возникновения у него устойчивой мотивации к тому или иному виду деятельности нужна умная помощь взрослого человека и счастье выпадает тому ребенку, у которого оказывается рядом человек, способный заинтересовать и увлечь его в нужном направлении. Наряду с широким пониманием развивающей социальной среды существует более узкое определение, которое можно обозначить термином «специальная развивающая социальная среда». Специальная развивающая социальная среда представляет собой такую организацию жизнедеятельности детей, в которой посредством определенного системообразующего компонента создается особая социально-психологическая атмосфера, способствующая проявлению гармоничного сочетания взаимоотношений ребенка и социальной среды, и которая побуждает детей быть активными и целеустремленными. Примером такой специальной развивающей социальной среды можно назвать опыт развития личности ребенка, накопленный А. Макаренко в организации обучения и воспитания беспризорных детей в условиях детской колонии. Одним из важнейших системообразующих компонентов специальной социальной среды, созданной им, является, на наш взгляд, феномен «ответственной зависимости». Для осмысления некоторых особенностей процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями представляет интерес предложенная в 60-х годах Л. Уманским такая форма организации жизнедеятельности школьников во внеучебное время, как «разновозрастные отряды». Идея и создание этих отрядов исходила из предположения о том, что при общении и взаимодействии детей разных возрастов создаются благоприятные условия для ускоренного развития младших школьников и формирование положительных морально-нравственных качеств у подростков.
Примерно в это же время Л. Уманский предложил еще одну форму специальной развивающей социальной среды для подготовки школьных лидеров, которая была реализована в организации лагеря старшеклассников «Комсорг». Идеи о создании специальной развивающей среды были развиты и продолжены его учениками А. Чернышевым, Л. Акатовым, Е. Шаниным и другими. В настоящее время в Курске, где впервые появилась данная форма специальной развивающей социальной среды, созданы и функционируют такие объединения молодежи и школьников, как «Вертикаль», «Монолит», лагерь для детей с задержкой психического развития и др. В основе их функционирования лежит оптимальное сочетание содержательного и увлекательного отдыха детей с одновременным решением по разработанной для каждого лагеря программе специальных обучающих, развивающих и воспитательных задач. К формам специальной развивающей социальной среды можно отнести также учреждения и центры, призванные осуществлять социальную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями. Этой же цели служат различные тренинговые занятия, где решаются как развивающие, так и коррекционные задачи; специальным образом организованная игровая деятельность, в ходе которой на первое место выступают полезные для вхождения ребенка в реальную жизнь действия и поступки; встречи, служащие для развития у детей необходимых коммуникативных качеств.
Другая форма организации специальной развивающей социальной среды, получившая в последнее время признание в работе с подростками и старшими школьниками, — это обучающая психодиагностика. В основу этой формы работы заложен принцип самопознания и саморазвития на основе анализа и использования данных, полученных с помощью психодиагностических процедур. Итак, социальная среда — это сложное многоуровневое образование, конкретное проявление общественных отношений, сложившихся в обществе, в которых живет и развивается конкретная личность. Но для того чтобы социальная среда влияла на ребенка целенаправленно, способствовала формированию свойств личности, необходимых для эффективного вхождения и успешного взаимодействия с ней, требуется создание особых, специальным образом ориентированных условий. Такими условиями при организации социальной реабилитации детей с отклонениями в развитии и является специальная развивающая социальная среда. Отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе Понятие «инвалид» во все времена означало «непригодный к деятельности», а для государства, которое было вынуждено затрачивать на них определенные средства, они становились иждивенцами. Своеобразные трудности в общении и во взаимодействии с ними возникали и у окружающих людей. История свидетельствует о том, что взгляд на детей, имеющих жизненные ограничения, менялся по мере развития научных знаний и общества в целом. В этой связи условие выделяют три этапа: мистический, наивно-биологический и научный, сопоставление которых позволяет глубже понять тенденцию развития отношений общества к людям с ограниченными возможностями. Сведения об этом периоде мы находим в легендах, мифах, пословицах, сказках, других устных и письменных источниках.
Люди в том или ином дефекте видели, прежде всего, огромное несчастье человека, к которому относились с суеверным страхом и состраданием. Наряду с подобным отношением к аномальным людям бытовало убеждение в том, что люди с дефектами, например, слепые, обладают мистическими силами, им якобы доступно особое духовное знание и видение. В этот период средневековые мистические представления и предубеждения уходят в прошлое, уступая место бурно развивающейся науке, накоплению знаний в различных областях, полученных на основе опыта, эксперимента. В теоретическом плане новый взгляд реализовался в учении о викариате органов чувств. Согласно этому воззрению, выпадение одной из функций восприятия, недостаток одного органа компенсируется повышением функционирования и развития других. Однако исследования в этой области обнаружили несостоятельность этой теории. В то же время во взглядах на ребенка, имеющего жизненные ограничения, был сделан значительный шаг вперед. Эмпирический подход к изучению физических недостатков людей привел к серьезным открытиям. Практическим следствием этих воззрений явилось появление для слепых специальной азбуки азбука Брайля , что позволило открыть незрячим доступ к культуре и социальной жизни. Начало третьему, научному этапу в понимании психологии аномального человека положили работы австрийского психолога А.
Адлера и его школы. Ими было обосновано значение и психологическая роль органического дефекта в процессе развития и формирования личности. Согласно его взглядам, если какой-либо орган из-за морфологической или функциональной неполноценности не справляется со своей работой, то центральная нервная система и психический аппарат принимает на себя задачу компенсировать затрудненное функционирование органа.
Хочешь быть с нами — соблюдай правила. Нарушил — будешь изгоем: получишь как минимум осуждение, максимум — тюремный срок. И люди соблюдают, не все, конечно, но подавляющее большинство. В чем суть и смысл социума Современный взгляд на социум предполагает наличие в нем следующих явлений и процессов: распределение благ между членами, но не всегда справедливое по отношению к ним; периодическое движение иерархической структуры и смена лидирующих представителей; развитие, изменение взаимоотношений участников; все члены социума боятся действующего правосудия закон для всех одинаков ; общей целью является улучшение качества жизни и удовлетворение потребностей, при этом представители могут заниматься разными видами деятельности он стрижет, я подметаю ; социум имеет систему распределения труда, которая влияет на общий результат развития; между представителями существуют договоренности о правилах поведения, среди которых негласное правило о военном ненападении друг на друга, за чем призваны следить те, кто имеет властные полномочия. Отличие социума от общества Чем социум отличается от общества? Нередко эти понятия используются как синонимы. Частично это так, но не совсем. Первое понятие имеет узкий охват, второе общество — более многогранно. Чтобы лучше понять разницу, давайте рассмотрим характеристики того и другого. Социум это: устойчивая система, совокупность людей, связанных разнообразными отношениями; произошло от латинского слова смотрите выше , которое также переводится как «партнер», то есть предполагает взаимоотношения между людьми в форме подчинения по вертикали или кооперации по горизонтали ; применяется только в научных течениях. Например, общество анонимных алкоголиков или общество людей по плевкам в высоту; произошло от русского слова «общий»; применяется как в науке, так и в быту. Таким образом, социум представляет собой большую группу людей, между которыми существуют различного рода отношения, строящиеся на взаимных договоренностях в виде правил, обычаев, традиций, морально-нравственных норм и законов.
Политические условия; Духовные условия. Но не вся среда в целом затрагивает нашу жизнь, в основном это ее более локальные части — социальная микросреда. Она охватывает экономику и общественные институты, а также общественное сознание и культуру личности. Также социальная среда включает в себя непосредственное окружение любого человека, которое играет роль в его жизни ежедневно. Это семья, трудовая и учебная группы, а также иные группы, которые в той или иной степени влияют на личность, ее мировоззрение и миропонимание. Замечание 1 Таким образом, социальная среда — это среда человека. В общем виде понятие «среда человека» может быть определено как совокупность искусственных и естественных условий, благодаря которым человек может реализовать себя не только как естественное, биологическое существо, но еще и как существо общественное. Он может вступать в различные контакты и коммуникационные связи, а также может анализировать свою деятельность и поведение, осознавать последствия и корректировать результаты в зависимости от потребностей и желаний. Очень важно, что человек общественный, социальный будет прислушиваться к тому, чего от него хотят окружающие, поэтому думать будет не только о своих потребностях и интересах, а также и о потребностях общественности Что такое социальная среда Социальную среду можно описать, как отдельные группы людей, верные своим интересам либо объединенные некоторой идеей, способной влиять на человека. Ее также можно охарактеризовать формированием, деятельностью разных условий существования социальных, экономических, духовных личности, организации, класса. Они подвигают его к социуму — общности, которая объединена культурой, условиями жизни. Каждый человек подвергается социализации, т. Изучением всего этого занимается социология, необходимая для познания общества в целом, его отдельных элементов, составляющих, закономерностей развития и деятельности Уделяется внимание зависимости личности от окружения, например, различию в поведении подростка дома и среди сверстников Определение понятия в психологии и философии Определение социальной среды бывает разнообразным, учитывая научную сферу, для которой его формулируют. В психологии этим термином принято описывать все то, что может окружать человека, влиять на его развитие, обретение места в обществе. Поэтому в педагогике преподают обществознание, чтобы ознакомить детей с данным понятием, помочь им определиться со своим предназначением в социальном обществе. Таким образом, роль педагогики возрастает с каждым годом в целях поиска путей совершенствования социальной среды, поскольку это одна из важнейших составляющих в формировании личности человека. Познавая разнообразные воспитательные приемы, педагогика способствует развитию общества, формированию правильного взаимодействия человека с окружающей средой. Существует такое направление науки, как социальная философия, где социальной средой принято называть содержание, состав, развитие общества, его жизнедеятельность и значимость. Здесь рассматривается термин социальной экологии — совокупности отраслей науки, сосредоточенных на связи разных социальных групп с природной средой. Обитание человека в природе, как бы он с ней ни взаимодействовал, не может вытеснить природных закономерностей. Общество не властно над природой Компоненты социальной среды Социальная среда, как мы уже отметили, — это культурный и психологический климат. Он создается самими людьми как осознанно, так и не осознанно, но всегда остается в жизни человека, так как без такого климата невозможно осознавать самого себя и свой опыт в обществе, свое место в системе социальных коммуникаций. В рамках социального взаимодействия люди оказывают влияние друг на друга как непосредственно, так и благодаря средствам материального, энергетического или информационного воздействия.
Факторы бывают прямыми и косвенными, контролируемыми и неподконтрольными. Очень важно знать обо всех видах факторов, их характере и силе действия. Тогда можно будет учесть все угрозы и возможности и спланировать деятельность наиболее оптимально и эффективно. Что такое социальная среда В маркетинге часто выделяют отдельные подвиды сред, чтобы удобнее было с ними работать и учитывать все их факторы. К одному из таких подвидов как раз и относится социальная макросреда.
Современная социальная среда и её роль в самоопределении личности и гражданском становлении
Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку. Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов традиций и идеалов. Моральное сознание как система оценок со знаками плюс или минус, отражает действительность сквозь призму одобрений и осуждений, через противоположность добра и зла, отношение и деятельность. Нормы морали разнились от эпохи к эпохе, и отношение к ним всегда было неоднозначно. Все процессы, происходящие в окружающем мире, откладывали свой отпечаток на понимание морали, вносили что-то новое или меняли уже существующее. Одним из сильнейших катализаторов данного процесса было христианство. В самом сжатом виде христианскую мораль можно определить как систему нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с догматами христианского вероучения.
В основании всякого кодекса морали лежит определенный исходный принцип, общий критерий нравственной оценки поступков людей. Христианство выдвигает свой критерий - интерес спасения личной бессмертной души для вечной блаженной жизни с Богом. Учение о нравственности находится в центре всей системе И. В своих работах ему удалось обозначить, если и не объяснить полностью, целый ряд специфических черт морали. Нравственность не есть психология человека как такового, она не сводится ни к каким-то присущим всем людям элементарным стремлениям, чувствам, влечениям, побуждениям, ни к каким-то особенным уникальным переживаниям, эмоциям, побуждениям, отличным от всех остальных психических параметров человека. Мораль не сводится к "внутренней механике" душевных импульсов и переживаний человека, а имеет нормативный характер.
В этом, прежде всего и состоит объективно - долженствовательная природа моральных требований по отношению к индивидуальному сознанию. Одним из важнейших вопросов, является вопрос о социальной природе нравственности. Нередко в истории развития человеческой мысли, нравственные представления из следствия становились причиной, из предиката - субъектом. Нам представляется более близким к истине понимание нравственности Э. Дюркгеймом как сугубо коллективного социального феномена, когда из синтеза индивидуальных сознаний рождается психическая жизнь нового рода. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения.
Мораль из средства превращается в цель. На основе сочетания ряда признаков есть смысл различать общественное и индивидуальное поведение, с одной стороны, общественное и антиобщественное - с другой. В первом случае внешним признаком общественного поведения становится его массовидность, своего рода многосубъективность. Но это только внешний признак. Главным же является то, что термин "общественное" указывает на отношение к социальным нормам, обычаям, традициям, системе ценностей. Во втором случае термин "общественное", как и "антиобщественное", указывает на соответствие или несоответствие поведения объективно существующим системам норм, ценностям, то есть берется в положительном или отрицательном смысле слова.
Таким образом, под общественным поведением понимаются такие типичные массовидные человеческие действия, которые характеризуются социальной значимостью, их отношением к социальным институтам, нормам, нравственным ценностям и в то же время обусловлены определенными экономическими, политическими и другими социальными мотивами. Если сосредоточить внимание на зависимости общего от единичного, то здесь, прежде всего, бросается в глаза непременная зависимость между практическими действиями индивидов и их сознанием или его подструктурами: знаниями, убеждениями, чувствами, привычками. Что касается массовидного поведения, то оно может рассматриваться как одна из существенных черт конкретно-исторического образа жизни. Довольно часто разделяют и противопоставляют средства социального контроля и механизмы внутреннего самосознания индивидов на том основании, что первые оказываются внешними по отношению к самоопределению человека, сковывают его свободу и обеспечивают только адаптивно-приспособительное поведение. Такое положение имеет место, но оно не является всеобщим. Что касается социальной активности личности, то она является специфическим свойством формы движения материи; с одной стороны, она есть родовое понятие по отношению к деятельности, с другой - означает меру интенсивности социальной деятельности, меру ее реального осуществления.
Главным инструментом установления и поддержания порядка в обществе, стабилизации его социальных структур является социальный контроль, представляющий собой совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение своих членов, делает его социально предсказуемым. В качестве главных элементов социального контроля выступают социальные нормы и санкции - средства поощрения или наказания, направленные на поддержание социальных норм. Социальные нормы - это общепринятые шаблоны поведения, которые усваиваются индивидом в процессе социализации. Первый тип - это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах. Второй тип - это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание, за нарушение других норм жёсткие санкции. Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Регуляция жизни общества и процесса общественных отношения является основной функцией социальных норм. Нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Нормы это ещё и ожидания: от соблюдающего данную норму человека.
Таким образом, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства. Из всего этого следует, что если индивид соблюдает все нормы, предписанные обществом, то его поведение не является отклоняющимся. Если же он не соблюдает какие-либо правила, то поведение данного индивида будет девиантным. Не существует такого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Личностная дезорганизация - далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. В каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества.
В данном случае налицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как, например, подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесённые индивидуумами, отклоняющимися от общепринятых социальных норм. Можно различать два типа отклонений: индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры и групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре. В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.
В школе мы получаем знания, которые помогают нам стать образованными и успешными в жизни. В университете мы встречаемся с разными людьми, учимся работать в коллективе и развиваем свои профессиональные навыки. В рабочей среде мы находим менторов, которые помогают нам расти и развиваться в карьере. Кроме того, социальная среда способствует нашему эмоциональному развитию. Мы общаемся с друзьями, семьей и партнерами, что помогает нам укреплять связи и создавать поддерживающую среду. Взаимодействие с другими людьми может быть источником вдохновения, мотивации и поддержки. Однако, социальная среда может также стать причиной социальной опасности.
Дюркгейм называет социальными фактами и объединяет их на основании свойственного им одинакового главного признака. Они всеобщи и оказывают различное влияние на каждого в отдельности. Говоря словами Э. Дюркгейма: "Социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений". Явление анемии, открытое Э. Дюркгеймом, то есть явление отсутствия или незамещенности ряда важных социальных норм в русле размышлений методолога социологии, также лежит в плоскости социальных фактов, имеющих давление на индивида. Исследователь не обозначил длительность действия и флуктуации анемии, ее особую болезненность действия для общественного сознания. По нашим расчетам, анемия, наступившая в Российском обществе в начале 90-х годов XX века, продлится, как минимум, на протяжении жизни трех поколений и ее пик придется на 2040-2050 годы ХХI столетия. Таким образом, весь драматизм отсутствия или незамещенности ряда важных социальных норм, пусть и на небольшом историческом отрезке времени, России придется ощутить в середине двадцать первого века, когда активно заявит свои права третье возмужавшее поколение, появившееся от начала 90-х годов прошлого века. Пока мы имеем слабые тени, грядущих грозных знамений, например, в современном Российском обществе наблюдается значительный рост удельного веса "одномерных" людей, воспринимающих происходящее в плоскости примитивных альтернатив и противостояний, то есть увеличение числа личностей с упрощенным социальным восприятием и грубым аппаратом интерпретации. Кроме того, и близко неощущается бунта коллективного сознания, о котором так много писал Э. Дюркгейм, против беспрецедентного засилья реакционного хлама на телевидении, в других средствах массовой информации. И это, конечно, драматично, но в 40-50-е годы ХХI века эффект отсутствия и незамещенности ряда важнейших социальных норм, как социальный факт, значительно более зримо явит свое действие в появлении огромного числа оболваненных, одураченных людей с подмененными, фальшивыми ценностями, в которые они будут верить. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства вытравится их социальная сущность. Художники отучатся заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс и на подъеме будут только те из них, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства. Литература, театр, кино - все будет изображать, и прославлять самые низменные человеческие чувства. Честность и порядочность будут осмеиваться и превратятся в пережиток прошлого. Усилится тренд по устройству утилитарно-благополучной жизни вне России пассионарной частью молодых и уже зрелых людей, наступит серьезный дефицит производственных специальностей, квалифицированных массовых рабочих профессий, заполненных отечественной трудовой силой. Получение образования и, в широком смысле, воспитания детьми и внуками правящей элиты за рубежом достигнет беспрецедентных размеров. Хамство, наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом, беззастенчивость, предательство, национализм, вражда народов - придут, для тогда живущих, якобы, тихо и незаметно. Расшатываться же до этой драмы будет поколение за поколением. Дюркгейм не только подчеркивал внешний и принудительный характер социальных фактов при объяснении социальных явлений, социальной среды, социальных условий бытия, социально-экономических факторов в целом, но и обращался к понятиям: "чувство долга", "моральный" авторитет общества и другим психологическим, а подчас и символическим посредникам между обществом и индивидом. По мнению Э. Дюркгейма, социальные факты влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их интериоризации. Внешняя детерминация осуществляется не напрямую, а через ценностные ориентации индивидов. Действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов. Социальные факты составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивидов и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются социальные нормы, прописные истины общественной морали, образцы семейной жизни, религиозные ритуалы и обряды. Сложная структура социальной реальности, в обычном смысле, невесома и невидима. Человеческое существо растет в культуре, где впитывает социальную реальность как данную. Нередко приходится рассматривать объекты, как естественные явления отдельно от их функциональных ролей, не подключая анализ нашего окружения в терминах социально определенных функций. И здесь мы сталкиваемся с непростой задачей идентификации вещи в терминах ее внутренней природы независимо от наших интересов, намерений и целей. Кроме того, невидимая структура социальной действительности также создает проблему для аналитика. Мы не можем описывать только то, что нам кажется с внутренней "феноменологической" точки зрения, потому что обычные вещи и повседневные действия, как правило, не имеют сложной структуры. Они только то, чем являются или то, чем кажутся. Не можем мы описывать их и с внешней поведенческой точки зрения, потому что описание внешнего поведения людей, имеющих дело с деньгами, собственностью, и т. В свою очередь мы не можем описывать эти структуры и как ряды неосознанных вычислительных правил, как это делает современная когнитивная наука и лингвистика, потому что это непоследовательное постулирование бессознательного следования правилам, которые, в принципе, недоступны сознанию. И, кроме того, вычисление - одно из тех относящихся к наблюдателю функциональных явлений, которое требует объяснения. С социальной реальностью нераздельно связаны такие понятия как социальные факты и социальные структуры. Их описание многогранно, многочисленно, так же, как и попытки их классифицировать через имманентно присущую суть. Само понятие "социальный факт" было введено в социологию Эмилем Дюркгеймом - классиком французской социологической школы прошлого века. Дюркгейм разделял социальные факты на морфологические, как материальный субстрат общества например, плотность населения и нематериальные факты как компоненты коллективных представлений, имеющие надиндивидное социально-культурное значение. Если говорить о понимании Э. Дюркгеймом социологии, в общем, то можно отметить, что в качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Э. Дюркгейма, выступает понятие "социологизм", хотя, естественно, оно не охватывает и не исчерпывает всего многообразия идей исследователя. В чем же суть этого понятия, подводящего под общий знаменатель концепции данного автора? С целью понимания дюркгеймовского "социологизма" в этом понятии следует различать два аспекта: во-первых, онтологический, во-вторых, методологический. Касаясь первого, онтологического аспекта "социологизма", можно выделить несколько исходных теоретических позиций или постулатов согласно воззрениям Э. Дюркгейма: - социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок и столь же "реальна", как и другие виды реальности биологическая, психологическая, экономическая и развивается в соответствии с определенными законами; - общество - реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. Речь идет о безусловном признании автономии социальной реальности и, прежде всего по отношению к индивидуальной, биопсихической реальности, которая воплощена в отдельных индивидах. Различия индивида и общества выступают у него в форме дихотомических пар, в которых так или иначе воплощается выражается разнородность этих реальностей. Например, "индивидуальные факты", "индивидуальные представления - коллективные представления", "индивидуальное сознание - коллективное сознание" и др. Во всякой теории общества, теории социологии явно или не явно присутствует теория человека, она теория социологии так или иначе, базируется на философской антропологии. И в этом плане человек для Э.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. Москва Социальная среда окружающий человека социальный мир, включающий в себя условия становления, существования, развития и деятельности людей, неразрывно связанные с субъект-субъектными и с объект-субъектными отношениями, в которые эти люди вовлечены. Источник: Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся» Социальная среда социальная зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека.
Презентация на тему Социальная среда подростка
Что такое социальная среда развития: определение, структура, влияние | В узком смысле социальная сфера — это демографические группы населения, которые различаются между собой по возрасту, полу, личным особенностям. |
Социальная среда — Карта знаний | Макроуровень социальной среды – это система социальных отношений в обществе. |
АСИ представило программу по созданию дружелюбной среды в социальных учреждениях | Презентация рассказывает о что такое социальная среда, социальная группа, как нахождение в социальной среде влияет на здоровье человека. |
Что это такое?
- Социальная среда — Википедия с видео // WIKI 2
- Account Options
- Вход в систему
- Новости. Социальная сфера
- Социальная среда - что это? - Сельхозтехника
- Проблема фрейма: что это такое и что она говорит нам о человеческом разуме
Материалы номера: Социальная среда
И люди соблюдают, не все, конечно, но подавляющее большинство. В чем суть и смысл социума Современный взгляд на социум предполагает наличие в нем следующих явлений и процессов: распределение благ между членами, но не всегда справедливое по отношению к ним; периодическое движение иерархической структуры и смена лидирующих представителей; развитие, изменение взаимоотношений участников; все члены социума боятся действующего правосудия закон для всех одинаков ; общей целью является улучшение качества жизни и удовлетворение потребностей, при этом представители могут заниматься разными видами деятельности он стрижет, я подметаю ; социум имеет систему распределения труда, которая влияет на общий результат развития; между представителями существуют договоренности о правилах поведения, среди которых негласное правило о военном ненападении друг на друга, за чем призваны следить те, кто имеет властные полномочия. Отличие социума от общества Чем социум отличается от общества? Нередко эти понятия используются как синонимы. Частично это так, но не совсем.
Первое понятие имеет узкий охват, второе общество — более многогранно. Чтобы лучше понять разницу, давайте рассмотрим характеристики того и другого. Социум это: устойчивая система, совокупность людей, связанных разнообразными отношениями; произошло от латинского слова смотрите выше , которое также переводится как «партнер», то есть предполагает взаимоотношения между людьми в форме подчинения по вертикали или кооперации по горизонтали ; применяется только в научных течениях. Например, общество анонимных алкоголиков или общество людей по плевкам в высоту; произошло от русского слова «общий»; применяется как в науке, так и в быту.
Таким образом, социум представляет собой большую группу людей, между которыми существуют различного рода отношения, строящиеся на взаимных договоренностях в виде правил, обычаев, традиций, морально-нравственных норм и законов. Также их объединяет общая цель — создание и улучшение условий существования с помощью совместных усилий. Удачи вам!
Ссылки В социальная среда Это пространство, состоящее из всех элементов, созданных человеком, которые окружают людей и взаимодействуют с ними, например, инфраструктуры, социальных отношений и культурной вселенной, которая их окружает. В общих чертах этот термин может быть эквивалентен другим понятиям, таким как общество, социальный контекст, окружающая среда или социальная среда, в которой человек рождается и растет. Социальная среда состоит в физическом аспекте из городов и других поселений, созданных человеком, в зависимости от того, как они связаны друг с другом, а также из различных культурных, политических и социальных структур, которые действуют на каждый из них и в целом. Характеристики социальной среды Социальная среда включает в себя два аспекта: материальный и нематериальный. Материальный аспект Это тот, который включает в себя множество домов, общественных служб, дорог, поселков, городов и т. Дом, школа, университет, а затем и компания, в которой вы работаете, составляют основные места, где формируются взаимоотношения социальной среды, и от них во многом зависит физическое и психическое здоровье людей.
Нематериальный аспект Нематериальный аспект - это то, что связано с родственными отношениями семья , языком, социальным классом, культурными и религиозными ценностями, властными отношениями и т. Все эти отношения происходят внутри общества и начинаются в семье. Элементы социальной среды Элементы, составляющие социальную среду, могут варьироваться в зависимости от места, где находится человек, а также веса или важности этих изменений в зависимости от культуры или ценностей каждой группы людей. Семья Семья как первый росток общества оказывает наибольшее влияние на первые годы жизни человека. В этом смысле важно, чтобы в семье преобладали уважение и любовь ко всем ее членам. Это одна из его основных социальных функций. Общество Общество, в котором растет человек, состоит из тысяч или миллионов других людей, разделяющих определенные культурные ценности.
Исследователь не обозначил длительность действия и флуктуации анемии, ее особую болезненность действия для общественного сознания. По нашим расчетам, анемия, наступившая в Российском обществе в начале 90-х годов XX века, продлится, как минимум, на протяжении жизни трех поколений и ее пик придется на 2040-2050 годы ХХI столетия. Таким образом, весь драматизм отсутствия или незамещенности ряда важных социальных норм, пусть и на небольшом историческом отрезке времени, России придется ощутить в середине двадцать первого века, когда активно заявит свои права третье возмужавшее поколение, появившееся от начала 90-х годов прошлого века. Пока мы имеем слабые тени, грядущих грозных знамений, например, в современном Российском обществе наблюдается значительный рост удельного веса "одномерных" людей, воспринимающих происходящее в плоскости примитивных альтернатив и противостояний, то есть увеличение числа личностей с упрощенным социальным восприятием и грубым аппаратом интерпретации. Кроме того, и близко неощущается бунта коллективного сознания, о котором так много писал Э. Дюркгейм, против беспрецедентного засилья реакционного хлама на телевидении, в других средствах массовой информации. И это, конечно, драматично, но в 40-50-е годы ХХI века эффект отсутствия и незамещенности ряда важнейших социальных норм, как социальный факт, значительно более зримо явит свое действие в появлении огромного числа оболваненных, одураченных людей с подмененными, фальшивыми ценностями, в которые они будут верить. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства вытравится их социальная сущность. Художники отучатся заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс и на подъеме будут только те из них, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства. Литература, театр, кино - все будет изображать, и прославлять самые низменные человеческие чувства. Честность и порядочность будут осмеиваться и превратятся в пережиток прошлого. Усилится тренд по устройству утилитарно-благополучной жизни вне России пассионарной частью молодых и уже зрелых людей, наступит серьезный дефицит производственных специальностей, квалифицированных массовых рабочих профессий, заполненных отечественной трудовой силой. Получение образования и, в широком смысле, воспитания детьми и внуками правящей элиты за рубежом достигнет беспрецедентных размеров. Хамство, наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом, беззастенчивость, предательство, национализм, вражда народов - придут, для тогда живущих, якобы, тихо и незаметно. Расшатываться же до этой драмы будет поколение за поколением. Дюркгейм не только подчеркивал внешний и принудительный характер социальных фактов при объяснении социальных явлений, социальной среды, социальных условий бытия, социально-экономических факторов в целом, но и обращался к понятиям: "чувство долга", "моральный" авторитет общества и другим психологическим, а подчас и символическим посредникам между обществом и индивидом. По мнению Э. Дюркгейма, социальные факты влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их интериоризации. Внешняя детерминация осуществляется не напрямую, а через ценностные ориентации индивидов. Действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов. Социальные факты составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивидов и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются социальные нормы, прописные истины общественной морали, образцы семейной жизни, религиозные ритуалы и обряды. Сложная структура социальной реальности, в обычном смысле, невесома и невидима. Человеческое существо растет в культуре, где впитывает социальную реальность как данную. Нередко приходится рассматривать объекты, как естественные явления отдельно от их функциональных ролей, не подключая анализ нашего окружения в терминах социально определенных функций. И здесь мы сталкиваемся с непростой задачей идентификации вещи в терминах ее внутренней природы независимо от наших интересов, намерений и целей. Кроме того, невидимая структура социальной действительности также создает проблему для аналитика. Мы не можем описывать только то, что нам кажется с внутренней "феноменологической" точки зрения, потому что обычные вещи и повседневные действия, как правило, не имеют сложной структуры. Они только то, чем являются или то, чем кажутся. Не можем мы описывать их и с внешней поведенческой точки зрения, потому что описание внешнего поведения людей, имеющих дело с деньгами, собственностью, и т. В свою очередь мы не можем описывать эти структуры и как ряды неосознанных вычислительных правил, как это делает современная когнитивная наука и лингвистика, потому что это непоследовательное постулирование бессознательного следования правилам, которые, в принципе, недоступны сознанию. И, кроме того, вычисление - одно из тех относящихся к наблюдателю функциональных явлений, которое требует объяснения. С социальной реальностью нераздельно связаны такие понятия как социальные факты и социальные структуры. Их описание многогранно, многочисленно, так же, как и попытки их классифицировать через имманентно присущую суть. Само понятие "социальный факт" было введено в социологию Эмилем Дюркгеймом - классиком французской социологической школы прошлого века. Дюркгейм разделял социальные факты на морфологические, как материальный субстрат общества например, плотность населения и нематериальные факты как компоненты коллективных представлений, имеющие надиндивидное социально-культурное значение. Если говорить о понимании Э. Дюркгеймом социологии, в общем, то можно отметить, что в качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Э. Дюркгейма, выступает понятие "социологизм", хотя, естественно, оно не охватывает и не исчерпывает всего многообразия идей исследователя. В чем же суть этого понятия, подводящего под общий знаменатель концепции данного автора? С целью понимания дюркгеймовского "социологизма" в этом понятии следует различать два аспекта: во-первых, онтологический, во-вторых, методологический. Касаясь первого, онтологического аспекта "социологизма", можно выделить несколько исходных теоретических позиций или постулатов согласно воззрениям Э. Дюркгейма: - социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок и столь же "реальна", как и другие виды реальности биологическая, психологическая, экономическая и развивается в соответствии с определенными законами; - общество - реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. Речь идет о безусловном признании автономии социальной реальности и, прежде всего по отношению к индивидуальной, биопсихической реальности, которая воплощена в отдельных индивидах. Различия индивида и общества выступают у него в форме дихотомических пар, в которых так или иначе воплощается выражается разнородность этих реальностей. Например, "индивидуальные факты", "индивидуальные представления - коллективные представления", "индивидуальное сознание - коллективное сознание" и др. Во всякой теории общества, теории социологии явно или не явно присутствует теория человека, она теория социологии так или иначе, базируется на философской антропологии. И в этом плане человек для Э. Дюркгейма - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят друг другу две сущности: социальная и индивидуальная. Эти два начала человеческой природы также выступают у Э. Дюркгейма в разнообразных дихотомиях: - факторы, специфичные для общества, и выделяемые в постулируемые характеристики человеческой природы; - факторы, общие для данного общества или группы и характерные для одного или нескольких индивидов; - сознание и поведение ассоциированных индивидов, с одной стороны, и изолированных индивидов, с другой и т. Предмет социологии, согласно Э. Дюркгейму, - социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: во-первых, они существуют вне индивида; во-вторых, оказывают на него принудительное воздействие. Несколько позже, развивая эту мысль, он рассматривает "социальный факт" в более широкой плоскости и выражает этот весьма специфический способ бытия термином "институт", в котором, по Э.
Влияние или воздействие на чтолибо или кого-либо выступает конституирующим признаком среды, поскольку она всегда предполагает нечто, по отношению к чему существует. Условия, окружающие, но не оказывающие никакого воздействия на вещь, растение, животного или человека, в их среду не входят. Относительный характер среды, специфика ее проявлений определяются не только различием в свойствах и составе образующих ее элементов, но также и особенностями того, что она окружает, с чем взаимодействует. Так, для животного воздействие окружающего мира структурируется в соответствии с его наследственно-биологической организацией и вытекающим из нее инстинктивным, биологическим отношением к природе. Что же касается человека, то здесь структуроформирующим фактором среды выступают не его биологические качества, а осуществляемые им формы предметно-практической и духовной деятельности, а также те общественные отношения, в рамках которых они реализуются. В этом случае к С. Вместе с тем среду можно рассматривать и как единство общего, особенного и единичного. Две крайние формы проявления С. Под макросредой понимают общую С. К ней относятся те факторы, которые, воздействуя на общество в целом, представляют собой предпосылки и условия жизнедеятельности, общие для всех его членов. Это прежде всего производительные силы, материальные и идеологические отношения, классы и социальные слои, нации, производственные, государственно-политические и другие общественные организации, система общественного просвещения и воспитания, средства массовой информации и т. Наряду с перечисленными условиями в структуре С. Это звено образует тот неповторимый, характерный лишь для данного индивида комплекс материальных, духовных и личностных факторов, который и определяют как микросреду.