Что нужно знать во время соблюдения поста в месяц Рамадан. Чтобы не сорваться, нужно во время поста выполнять правила и знать некоторые тонкости и моменты для того, чтобы себе не навредить, не ввести организм в состояние стресса.
Уроки Великого поста: каких правил придерживаться, чтобы вырасти духовно и сохранить здоровье
По биологическим законам самое благоприятное время для приёма пищи с 12. На отдых и самоочищение остаётся время приблизительно с 4. На это тоже стоит обратить внимание, планируя приём пищи. Чрезвычайно важен не только рацион, но и порядок питания в Великий пост. На нашем сайте вы легко найдёте множество статей, в которых подробнейшим образом рассказывается о принципах питания во время поста по дням недели — мы же преследуем другую цель. Вне зависимости от намерения духовного или физического очищения поститься нужно правильно, без фанатизма, героизма и гордыни. Конечно, держать пост, особенно тем, кто решился на это впервые, трудно, и ваш привыкший к скоромной пище организм будет требовать от вас любимых блюд, давая знать о себе в первые дни поста чувством голода. Попытайтесь отвлечь его употреблением фруктов, питьём свежевыжатых овощных и фруктовых соков, травяных чаёв и настоев, а также питьевой негазированной воды. Приучите себя пить чистую воду в тёплом виде — так вы избежите отёков и разгрузите почки.
Теперь непосредственно о продуктах. Перечень продуктов, которые можно употреблять во время поста, внушает уважение. Это разнообразные домашние заготовки соления и квашения, маринованные овощи и ягоды, соки и варенья, сушёные и вяленые продукты , свежие и замороженные овощи, фрукты и грибы, орехи, бобовые, семечки, сухофрукты, зелень и пряности во всех видах они разнообразят любые постные блюда , постные продукты соевые майонез, йогурт, молоко, творог и сыр , а также постные сладости, которые можно купить во всех супермаркетах, крупы, макароны, хлеб и хлебобулочные изделия, не содержащие сдобы. Пост не исключает и употребление сахара, но гораздо полезнее заменить его мёдом. На страницах нашего сайта вы можете найти невероятное количество постных блюд — загляните хотя бы в раздел " Постный стол " и убедитесь сами! Но вне зависимости от того, будете ли вы удивлять домочадцев кулинарными изысками или предпочтёте простые блюда, вам следует быть твёрдо уверенными в том, что основной баланс полезных веществ не будет нарушен. Известно, что резкое исключение из рациона мяса, рыбы и молока приводит к потере многих нужных витаминов и микроэлементов. Поэтому есть смысл перед началом поста внимательно ознакомиться с составом продуктов растительного происхождения, которые могут восполнить этот пробел.
Так, основными поставщиками белка в наш организм в постные дни становятся фасоль, горох, семена подсолнечника, орехи, грибы их не зря в народе называют растительным мясом , сухофрукты. Блюда, приготовленные из этих продуктов, с успехом могут заменить мясо и рыбу, пусть не в полном объёме, но и не без пользы.
Прежде всего это относится к пожилым и людям с хроническими заболеваниями. Так, воздерживаясь от питья воды, мусульманин всё же может сделать глоток, принимая лекарство. Послабления также распространяются на беременных, кормящих и недавно родивших женщин. Тем, кто был освобожден от поста, шариат предписывает восполнить его, когда они будут в состоянии это сделать. Если в дневное время мусульманин непреднамеренно забылся и случайно что-то съел или выпил, пост можно продолжать. Разрешается также пробовать пищу, но не глотать ее. В случае, если днем в носоглотку случайно попала вода, например во время омовения, это также не считается нарушением поста, но придется уплатить садаку. Деньги кладут в специальный ящик при входе в мечеть или отдают имаму.
При этом мужчина выплачивает налог за себя и своих несовершеннолетних детей. А за жену налог не выплачивается.
Для современного работающего и ведущего обычную жизнь человека это неприемлемо, поэтому послабления начинаются уже с кратности приема пищи, а также ее количества, которое каждый определяет сам для себя.
Воздержание от переедания — это уже для некоторых самый настоящий пост. В некоторые дни, например, в Страстную Пятницу монахи вообще отказываются от пищи, но это не значит, что мирянам следует поступать также, как и придерживаться сухоядения, то есть употребления термически необработанной пищи. Так как же определить для себя меру поста?
От послабления к расслаблению Священники признаются, что нередко к ним за благословением на послабление приходят здоровые с виду люди, а вот немощные, напротив, скрывают от батюшки свои проблемы со здоровьем и постятся, как положено, а то и вовсе усиливая для себя ограничения. Трудно сказать, отчего это зависит. Скорее всего от духовного состояния, если можно так выразиться «уровня» веры, но зачастую людям просто тяжело найти «золотую середину».
Гораздо проще поститься «по полной программе», либо не поститься совсем, а вот когда дело касается собственного выбора, предъявляемой самому себе дисциплинарной ответственности, тогда и начинаются хождения влево-вправо. Да, ориентиром по-прежнему остается Церковный устав, приведенный в Типиконе, к которому нужно стремиться, но большинству людей приходится брать на себя ответственность и определять меру своего поста самостоятельно с благословения батюшки, конечно. Реалии сегодняшней жизни таковы, что большая часть людей даже в молодом возрасте имеет какие-либо хронические заболевания.
Здоровья не добавляют экология, постоянные стрессы, тяжелые условия труда, да и современная пища, чего уж греха таить, уже не та, что была всего несколько десятков лет назад. Вот и получается, что большинство мирян поститься по уставу не может, да и нет в этом такой необходимости, но как же тогда определить для себя меру поста, чтобы с одной стороны не уйти с головой в аскетику, а с другой не скатиться от послабления к расслаблению? Святые отцы говорят, что самое главное — это не уделять пище много внимания.
Особое внимание во время поста уделяется воздержанию от осуждения, недовольства, вспыльчивости ограничения в непостной еде как раз способствуют усмирению страстей. Учимся ограничивать в чем-то себя, чтобы больше позаботиться о другом человеке, подать милостыню, накормить голодного, помочь нуждающемуся. Христос говорит: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» Мф. Забота о своей душе, познание своих недостатков, что должно приводить к смирению и покаянию. Тщательное исполнение заповедей Божиих научают человека познанию своих немощей, что без помощи Божией он ничего доброго сотворить не может. Как апостол Павел говорил: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Бедный я человек!
Пока мы живем в свое удовольствие, страсти бесы нами довольны, а как начнем что-то малое ради Бога творить, тот же пост, - так начинают на нас восставать, и изнутри нас, и снаружи - через окружающих людей. Смиряясь и терпя, можно это всё постепенно преодолевать. Смирение — это не забитость, смирение — это мужество: всё понимая, принять как есть, через терпение понеся скорбь или недостатки других, не отвечая злом на зло. Любая добродетель без меры — от лукавого, так учат святые отцы. Любые крайности ведут к падению. Важно найти для себя свою меру воздержания. Не должно голодать, чтобы потом не было сил выполнять свой служебный долг по отношению к своим обязанностям на работе, чтобы возникло уныние или раздражение, испортилось настроение из-за нашего вида у окружающих. В своей семье, если домашние — невоцерковленные, нельзя навязывать им пост. Тем более, нельзя устраивать споры и ссоры из-за поста, - опять нужно смиряться и готовить своим родным их любимые блюда с любовью к ним.
Только в атмосфере добра можно что-то говорить с ними о посте и пользе его. Можно предложить мясо заменить рыбой. Можно просто недоедать одну ложку от своей порции ради поста, - и это тоже подвижничество, причем тайное, что очень важно, - никто ведь и не заметит. Кто резко начинает, тот потом резко всё бросает. Важно — не вбежать вверх по ступеням, а вступив на ступеньку выше — сначала удержаться на ней и потом закрепиться основательно. Пост — это не внешние правила гастрономии, пост — это работа над собой, включающая в себя духовную брань. Определенное воздержание в пище — лишь инструмент, одно из средств этого духовного делания, предполагающего, к тому же еще, и усиленную молитву. В раннем Средневековье недалеко от Константинополя жил преподобный старец Феодор Студит, который был настоятелем Студийского монастыря. Так вот, если Феодор Студит узнавал, что монах, пришедший из столицы, сообщает кому-либо в монастыре услышанные слухи и новости, этого монаха строжайшим образом наказывали.
Монахи-подвижники понимали, что новости и любое лишнее знание настолько же разрушительны, как и многие хорошо известные соблазны. Если мы начинаем работать над собой и пытаемся встать на духовную стезю, мы не должны мыслью стелиться по ненужному. Мы не должны забивать свои голову, сердце, чувства чем-то лишним, тем, что отяжеляет наше сердце, огрубляет наш ум, делает дебелым сознание. Поэтому каждый христианин должен соблюдать пост относительно лишних новостей, сведений, сплетен, слухов и так далее. Для нас это не совсем привычно, так как мы живем в информационном обществе, где мобильность в получении разных сведений, подключение к каналам информации считаются, в общем-то, добродетелью: если ты не в курсе последних новостей, ты как будто бы уже выпал из сообщества. Но эта страсть к получению новых знаний и сведений иногда превращается у нас в маниакальную зависимость.
Священник дал совет новичкам, как соблюдать Великий пост: «Чтобы не превратился в трагикомедию»
На время поста нужно провести переоценку ценностей. Поэтому перед постом нужно произнести намерение: «Я намерился держать пост месяца Рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха». Пост не должен пройти впустую, т.е. мы должны не просто пройти это время, но принести плод, достойный покаяния, переплыть это море, как корабль торговца полный товаром, а не порожняком. Все освобождённые от поста по пяти вышеперечисленным пунктам должны восполнить пропущенный пост, как только будут соответствовать критериям возможного участия в посту. Что же делать, если во время поста очень хочется употребить в пищу что-то запретное? Говорить о том, что затем мы должны расслабиться, а все совершённые грехи «замолить» следующим постом, неправильно.
Как держать пост Рамадан в первый раз? Советы начинающим
Если человек дал обет, что будет поститься в определённый день, но затем имел намерение соблюдать в этот день другой пост категории ваджиб например, каффара , его пост будет засчитан как пост ваджиб, а пост назр он обязан возместить в другое время. Если человек вместо обещанного поста назр имел намерение на пост нафль, его пост засчитается как пост согласно данному обету. Пример: человек произнёс обет в следующей форме: «Если Всевышний Аллах вылечит этого больного завтра, я буду держать пост в следующую среду», — а затем в ночь со вторника на среду выразил намерение соблюдать в среду пост каффара. В данной ситуации его пост засчитывается как пост каффара, а пост назр он обязан восполнить позднее. Если же он вознамерился совершить пост нафль, его пост в среду будет засчитан как пост назр. Ко второй категории относятся четыре вида поста: Восстановление када поста месяца Рамадан. В данном случае обязательно иметь ният на возмещение поста, начиная с ночного времени.
Если человек не успел выразить намерение до начала времени утренней молитвы и не уточнил, какой именно пост он собирается держать, его восполнение поста за месяц Рамадан не будет действительным. Восстановление када поста нафль, который был прерван по какой-либо причине не имеет значения, была причина уважительной или нет. Такой пост обязательно нужно восполнить. Для данного вида поста намерение с ночи и конкретизация вида поста также являются обязательными. Пост согласно обету, для которого при произнесении обета не было конкретизировано время. Например, если человек сказал: «Если Всевышний Аллах излечит моего родственника, я буду поститься один день», — при этом не было сказано, какой именно день.
В таком случае человек обязан выразить намерение с ночи и указать в нём, какой именно пост собирается держать. Пост каффара. Каффара налагается на человека в трёх случаях: 1. В качестве каффары человек должен отпустить раба; если раба нет, то он должен держать пост два месяца подряд.
Тогда исключить из рациона морепродукты. Как вариант, можно соблюдать пост лишь по средам и пятницам. Вряд ли такие ограничения смогут сильно навредить здоровью. Когда есть желание себя дисциплинировать, продвинуться вперед в своем духовном развитии, то человек будет относиться к себе требовательно, не жалея, не оправдывая, осознавая, для чего ему это нужно.
Если ограничить себя в пище никак нельзя, то имеет смысл поговорить с духовником и ограничить себя в другом плане, например, перестать смотреть телевизор, включать компьютер. Как показывает практика, люди, которые ожидали ухудшения своего здоровья за время поста, с удивлением обнаружили, что оно только улучшилось. Это касается как болящих, так и относительно здоровых. Боясь не выдержать ограничений и только из-за этого отказываясь их на себя брать, люди с таким же удивлением отмечали, что пост дается легче, чем они думали, что он не так уж страшен, как представлялось, и даже наоборот. А сколько положительных эффектов от его соблюдения можно получить! В теле появляется легкость, улучшается пищеварение, уходит проблема запоров. Человек реально лучше себя чувствует, и это сегодня доказали уже даже ученые. Нормализуется работа сердечно-сосудистой системы, так как сосуды очищаются от плохого холестерина, улучшается состояние кожи, волос и ногтей, потому как человек начинает получать больше витаминов с овощами и фруктами.
Но самая главная польза, конечно же, духовная.
Этот пост был назначен царицей Есфирью как часть её прошения Богу о Его защите от ярости царя. Она планировала войти в царский двор царя Артаксеркса, не получив на это приглашения, для того чтобы просить его защитить евреев и спасти их от массового уничтожения. Она сказала своему дяде по имени Мардохей: Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну. Есфирь 4:16 В качестве нашей защиты против гонений за нашу веру со стороны нашей семьи, коллег по учёбе и работе, соседей мы должны употреблять не плотские усилия, а пост. Обычно мы попадаем в искушение отвечать злом за зло, давать сдачу в гневе, в оскорблении, отвечать обвинением на обвинение или даже обращаться в юридические инстанции. Но вместо того чтобы прибегать к политическим махинациям, сплетням и подражанию мирским приемам, которыми пользуются наши враги, мы должны обращаться к Богу в посте, прося у Него защиты и освобождения.
Для выражения покаяния и возвращения к Богу Пост этого рода очень похож на пост, при котором выражается скорбь и печаль по поводу содеянных грехов. Но как покаяние является изменением мышления, приводящим к изменению поступков, так и пост может выражать нечто большее, чем печаль о содеянных грехах. Пост также может быть знамением того, что человек обязуется быть послушным Богу и идти по новому направлению. Израильтяне выразили свое покаяние через пост в Первой книге Царств:... Первая книга Царств 7:6 В Книге пророка Иоиля Господь конкретным образом повелел Своему народу ознаменовать постом свое покаяние и возвращение к Нему: Но и ныне ещё говорит Господь: «Обратись ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании». Иоиль 2:12 Пост не только может выражать покаяние, а наоборот, без покаяния пост может быть просто напрасным. Как и в случае со всеми духовными дисциплинами, пост может превратиться всего лишь в «мёртвое дело», если мы упорно продолжаем ожесточать свое сердце на Божий призыв покончить с определёнными грехами в нашей жизни.
Мы никогда не должны окунаться в духовные дисциплины с целью заглушить Божий голос, конкретно говорящий нам об оставлении тех или иных грехов. Чтобы смирять себя перед Богом Когда пост производится по правильным мотивам, он может быть физическим выражением смирения перед Богом, так же как и преклонение колен и поднятие рук в молитве может отражать смирение перед Ним. И так как есть времена, когда вы ощущаете нужду выразить смирение перед Господом, молясь на коленях или упав на лицо, так же существуют и времена, когда вы желаете выразить своё смирение в деятельности всякого рода на протяжении дня через пост. Многие из тех, кто привыкли выражать смирение в молитве через преклонение колен, могут спросить, зачем нам нужно выражать смирение, постясь целый день. В ответ на этот вопрос Жан Кальвин также ответил вопросом: А почему бы и нет? Ибо если он пост является святым упражнением как для смирения человеков, так и для исповедания этого смирения, то почему наша нужда должна быть в нем меньше, чем нужда древних?... Почему и нам не следует делать того же?
Для выражения заботы о деле Божьем Так же как родитель может поститься и молиться, заботясь о том, чтобы дело Божье совершилось в его ребёнке, так и христиане могут поститься и молиться, чувствуя ответственность за дело Божье в более широком масштабе. Несомненно, мы не сможем поститься непрестанно, но да даст Господь нам время от времени переживать озабоченность о Его труде настолько сильно, чтобы наша обычная забота о еде показалась нам второстепенной по сравнению с Его делом. Для служения нуждам других людей Те, кто думают, что духовные дисциплины воспитывают в человеке наклонности к эгоизму и независимости, должны обратить внимание на то, что говорится в Книге Исайи 58:6-7. Это место является самым лучшим местом в Писании о посте. В нем говорится исключительно о посте, причем Бог подчеркивает связь поста с разделением нужд других людей. Люди, к которым адресуются этим слова, жаловались Господу на то, что они постились и смиряли себя перед Ним, но Он не ответил на их молитвы и посты. Но причина, по которой Бог не услышал их, заключалась в их непослушании.
Их жизнь находилась в лицемерном контрасте и несоответствии с их молитвами и постами. И Господь сказал им: Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Исаия 58:3-4 Пост нельзя изолировать от всей остальной жизни.
Для церкви она заключается в напоминании верующим, что суть поста — это взаимоотношения с ближними, рассказал в беседе с «360» настоятель храма Святых Бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Федор Бородин. И самый последний день перед Великим постом, так называемое Прощеное воскресенье, формулирует этот постулат. Бессмысленно начинать Великий пост, никому не будет нужно воздержание, если ты не сделаешь все от тебя зависящее для того, чтобы помириться с окружающими тебя людьми», — отметил протоиерей. К Прощеному воскресенью на Руси относились очень серьезно, добавил Бородин. Каждый просил прощения у каждого: у своих близких, соседей и знакомых. Цели Великого поста По словам собеседника «360», Великий пост имеет несколько целей. Во-первых, это укрощение плоти. Чтобы то, что должно слушаться, как тело должно слушаться духа, не диктовало нам и не являлось самым главным в нашей жизни», — сказал Бородин. РИА «Новости» Во-вторых, пост служит тому, чтобы усилить молитву, общение и разговоры с Богом, чтобы стать к нему ближе и таким образом подготовиться к Пасхе. Чтобы ответить на вопрос, правильно ли вы поститесь, нужно обратить внимание на своих близких. Их настроение, уверен протоиерей, подскажет, на правильном ли вы пути. Чтобы все те, с кем мы дома постоянно соприкасаемся, чтобы они от того, что я пощусь, испытали радость. Часто бывает так, что человек, постясь, начинает раздражаться на всех, и для всех остальных это является такой антирекламой», — заключил Бородин. Пост — время усердной молитвы Считается, что главное во время поста — не воздержание от пищи, а молитва.
10 правил Великого поста
Отключите телефон. Что касается пищи, то это дело лично каждого молящегося. Если здоровье не позволяет полностью отказаться от еды, то подкрепляйтесь постной пищей в небольших количествах во время поста. Время начала поста. Желательно начать пост и молитву рано утром, по возможности в 6 -7 часов. Молитва благословения. Попросите, чтобы Бог дал вам понимание Слова при чтении Библии, защитил вас и вашу семью от духов злобы поднебесных. Чтение Слова Божия. Прочитайте отрывки из Библии: Бытие 27:26-40, затем Псалмы: Пс.
Совершите молитву благословения, пение ИВ 7, 1С. Прославление и благодарение Господа. Подберите хвалебные Псалмы и другие тексты Писания. Например: Псалмы 22; 83:2-3;5; 8:2-8; 13:2-15 и другие. Совершите молитву прославления и благодарения, пение ПВ 726, 789, 99, 109. Прочитайте отрывки из Евангелия Мф. Проверьте свое сердце. Ведь от избытка сердца говорят уста.
Наши уста - это барометр нашего сердца. Тексты для чтения из книги Притчей: 13:3; 11:12; 16:28 и Псалом 50:3-21. Помолитесь о том грехе, который постоянно препятствует вам иметь мир в сердце и удаляет вас от Бога. От всего сердца совершите молитву покаяния. Пение ПВ 41, 45 Исследуйте Писание. Можно выбрать любую книгу из Библии и читать ее по главам. Например, послание Иакова 1 глава. Прочитав главу, выберите в одном- двух стихах законченную мысль и размышляйте над тем, что говорит Бог, как этот стих касается вашей жизни.
Есть ли в нем поучение? Укрепление в вере? Помолитесь и поблагодарите Бога за эти открытия. Перерыв на отдых. Если вы устали, сделайте перерыв на полчаса. Немощные молящиеся могут, подкрепиться пищей. Например: один стакан чая и кусочек хлеба, или один стакан сока или кефира. Можно принять душ или умыться холодной водой.
Чувствуйте себя свободно в выборе отдыха.
Можно предложить мясо заменить рыбой. Можно просто недоедать одну ложку от своей порции ради поста, - и это тоже подвижничество, причем тайное, что очень важно, - никто ведь и не заметит. Кто резко начинает, тот потом резко всё бросает. Важно — не вбежать вверх по ступеням, а вступив на ступеньку выше — сначала удержаться на ней и потом закрепиться основательно. Пост — это не внешние правила гастрономии, пост — это работа над собой, включающая в себя духовную брань. Определенное воздержание в пище — лишь инструмент, одно из средств этого духовного делания, предполагающего, к тому же еще, и усиленную молитву. В раннем Средневековье недалеко от Константинополя жил преподобный старец Феодор Студит, который был настоятелем Студийского монастыря.
Так вот, если Феодор Студит узнавал, что монах, пришедший из столицы, сообщает кому-либо в монастыре услышанные слухи и новости, этого монаха строжайшим образом наказывали. Монахи-подвижники понимали, что новости и любое лишнее знание настолько же разрушительны, как и многие хорошо известные соблазны. Если мы начинаем работать над собой и пытаемся встать на духовную стезю, мы не должны мыслью стелиться по ненужному. Мы не должны забивать свои голову, сердце, чувства чем-то лишним, тем, что отяжеляет наше сердце, огрубляет наш ум, делает дебелым сознание. Поэтому каждый христианин должен соблюдать пост относительно лишних новостей, сведений, сплетен, слухов и так далее. Для нас это не совсем привычно, так как мы живем в информационном обществе, где мобильность в получении разных сведений, подключение к каналам информации считаются, в общем-то, добродетелью: если ты не в курсе последних новостей, ты как будто бы уже выпал из сообщества. Но эта страсть к получению новых знаний и сведений иногда превращается у нас в маниакальную зависимость. Истратив свое внимание и чувства, измучившись от постоянной информационной нервотрепки, очень часто мы становимся бесчувственны к людям, которые находятся рядом с нами.
Мы не замечаем вещей, которые ждут нашего внимания здесь, в нашем мире, по эту сторону экрана, газеты или интернет—сообщества. Современные средства массовой информации работают на то, чтобы перевозбудить человека, насытить его ум и память лишними сведениями. Если огород, вместо прополки, постоянно засеивать сорняками, — добрые плоды с него не получишь. Вместо того чтобы помолиться, мы ждем очередного выпуска новостей. Вот по новостям-то и покажут воцарение антихриста, и кто его увидит, как предупреждали старцы, попадет под его влияние и станет ему подвластным, настолько сильным будет обольщение. Поэтому Господь предупреждает: «Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, — не верьте» Мк. А сейчас и ходить никуда не надо, нажал на кнопку — и видишь все события, и пленяешься ими через своё любопытство, и "гоняешься" за ними в сетях инета, а сам интернет превращается уже из слуги в твоего хозяина. Вот как опасны наши времена.
Таким образом, если уж мы приступаем работать Господу — нужно приготовить свою душу к хранению чувств. Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост — самое благодатное время. Суть поста в том, чтобы ограничить себя от влияния того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога.
Каждому человеку для его спасения задан определенный уровень терпения, страдания и скорбей. Когда человек не соблюдает добровольно пост, он будет вынужденно его понести через болезни или какие-то скорби.
Диетологи рекомендуют в первую очередь проконсультироваться со своим лечащим врачом, чтобы знать о потенциальных рисках воздержания от определенных продуктов питания для вашего здоровья. Например, некотрые лекарства могут оказывать негативное воздействие на организм, если есть недостаточно. Кроме того, церковь освобождает от поста беременных и кормящих женщин, больных и тех, кто занят тяжелым физическим трудом и не может обеспечить себя постоянной пищей. Однако более точную информацию может предоставить только врач.
ТАСС выпустил спецпроект о чтении икон Также эксперты обращают внимание на то, что отказ от привычного рациона с большой вероятностью скажется на самочувствии человека. Первое время вы можете ощущать сильную усталость, слабость, а также страдать от головных болей и других побочных эффектов изменения диеты. Специалисты рекомендуют проводить первые дни поста с максимальным комфортом, например, можно попробовать взять отгул на работе или отказаться от тяжелых физических упражнений. Благодаря этому вам будет проще адаптироваться к непривычным ощущениям и больше отдыхать. Кроме того, диетологи отмечают важность отказа от вредных привычек за одну-две недели до начала поста, если они вам свойственны. Это поможет организму восстановиться и очиститься перед длительным периодом воздержания.
Вопрос: Можно ли использовать крема во время поста? Главное, что вы не употребляете их внутрь. Вопрос: Можно ли в период поста чистить зубы пастой, при этом не глотать слюну. Ответ: Использование зубной пасты допускается, но относится к категории макрух. При использовании зубной пасты слюна не проглатывается до тех пор, пока не пройдет ее вкус. Попадание зубной пасты в желудок нарушает пост. Необходимо тщательно прополоскать рот и быть предельно осторожным. Лучше и безопаснее пользоваться мисваком. Последнее является Сунной. Вопрос: У меня последнее время частенько кровоточат зубы, и я собираю слюну и выплевываю, иногда по забывчивости глотаю.
Нарушается ли пост из-за этого и что можно сделать? Ответ: Пост не портится, но глотать кровь специально не надо. Рекомендуем Вам быть крайне внимательным. Вопрос: Во время Поста разрешается курить днем? Ответ: Нет, не разрешается. Вопрос: Во время Поста разрешается употреблять насвай? Так как это относится к одурманивающим веществам. Вопрос: Можно ли во время поста принимать душ, ванну? Ответ: Можно, по мере необходимости. Будьте осторожны.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чистил зубы мисиваком и лил себе на голову воду во время поста. Сподвижники видели, как во время поста он, да благословит его Аллах и приветствует, обливал голову водой, спасаясь от жажды или от жары. Ответ: Полоскание рта и очищение носа водой не нарушает пост, если даже сделано не при омовении. Если Вы проглотите воду, то в этом случае пост нарушается и нужно его возместить. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хорошо глубоко промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься». Ат-Тирмизи, 788 Вопрос: Можно ли стричь ногти, волосы в период поста? Ответ: Можно подстригать ногти и волосы. Лучше всего это делать перед полным омовением. Вопрос: Во время поста, днем, я имел половой контакт с супругой. Теперь 1 день прерван.
Что можно и что нельзя делать в месяц Рамадан: правила и молитвы
Во время поста человек пытается полностью отдаться поклонению Всевышнему. Какие традиции поста сохранились в России с давних времён, что можно и нельзя есть в Великий пост и как молиться. Что надо говорить после ифтара? Какие слова нужно сказать перед вечерним приемом пищи, перед закрытием Уразы?
Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 3. Выражение намерения на пост
Во время поста нужно много молиться, восхвалять Всевышнего и читать Коран, раздавать милостыню и помогать нуждающимся. Время великого поста – время обновления, очищения и, самое главное, время подготовки к принятию Божественной исцеляющей Благодати. Вопрос: Что нужно говорить перед сухур? При соблюдении поста необходимо проявлять осторожность, полоща горло в лечебных целях или просто для смачивания, – попадание воды внутрь сделает ваш пост недействительным.
Месяц Рамадан – в чем его смысл; как подготовиться к его приходу и соблюдению поста
Учимся радоваться. Красоте Божиего мира. Божиим дарам и талантам, которыми наделены люди. Проявлениям любви, сострадания, милосердия. Обретению смыслов, логики, гармонии, истины.
Короче, всему тому, что нас приближает к Богу. Протоиерей все объясняет достаточно доступно, главное же — это начать, пусть и с малого. Ну и, наконец, стоит сказать о том, что в современном мире пост, как и другие церковные установления, может потерять смысл или стать бесполезным. И причина этого в том, что многие верующие недооценивают значимости поста, поэтому соблюдают его чисто формально.
Забывается, что в постах заложен церковью и верой христианской глубинный смысл. Он заключается в работе над собой, духовной работе и в исправлении своих мыслей и чувств. Во время поста глубоко чувствуется, в чем нужно измениться или раскаяться, чтобы стать лучше. На практике это, конечно, получается далеко не у всех.
Ведь не есть мясо и молоко не так уж сложно, а вот затронуть глубинные духовные проблемы - сложный и кропотливый труд. Самое главное, чтобы соблюдение поста было для всех «не в тягость, а в радость». Взвесьте свои силы Ну и, конечно, сегодня важно понимать, что нет возможности формально установить единый канон поста, который бы был одинаково приемлем для монашествующих, духовенства и мирян, для здоровых и болеющих, для детей и пожилых людей. Если говорить о правилах поста православной церкви, то там указаны наиболее строгие ограничения, на которые следует ориентироваться, но не воспринимать их как непреложный закон.
Поэтому мы обратились за рекомендациями Управления Роспотребнадзора по Тверской области, каких правил следует придерживаться при питании в это время. И узнали следующее. Прежде всего, следует учесть, что к посту следует подходить разумно и поэтапно. Ведь никто в трезвом уме не подступится к штанге в 100 кг, если до этого поднимал только 30.
Так и здесь, не стоит рисковать, чтобы невзначай не подорвать свое здоровье. Следует также помнить, что, несмотря на то, что значительное внимание уделяется пищевым ограничениям, пост не является диетой и это не лечебное голодание. Смысл соблюдения поста - в его ограничительной составляющей, что имеет особое значение в контексте напряженной духовной работы православного человека над собой. Иначе нет никакого смысла в соблюдении пищевых ограничений.
В последнее время все большее число православных россиян живут активной и осознанной церковной жизнью. Поэтому давайте расставим акценты на физической составляющей поста, а именно - правилах питания, которых необходимо придерживаться. Посоветуйтесь с врачом и священником Главное правило - из рациона исключаются все «скоромные» продукты, то есть продукты животного происхождения мясо, рыба, молоко и молочные продукты , в отдельные дни предписывается воздерживаться от употребления пищи, прошедшей термическую обработку, растительного масла, вина. Если говорить более подробно, то по пищевым ограничениям постные дни делятся на несколько «степеней строгости».
Если в тридцатую ночь шабана человек произнёс намерение соблюдать пост завтра в случае, если этот день окажется первым днём Рамадана, то этот пост не будет считаться. Если же ему скажут те, кому он доверяет, будь то женщина, нечестивец или ребёнок , что завтра начинается месяц Рамадан, и он будет соблюдать пост, то его пост засчитывается, если это действительно окажется первый день месяца Рамадан, а если окажется, что это последний день месяца шабан, то не считается. Пост человека , который прочитал намерение, если завтра наступит месяц Рамадан, соблюдать обязательный пост, а если это окажется последний день шабана, то соблюдать желательный пост, принимается только как желательный суннат в последний день шабана если онимел привычку поститься в последний день каждого месяца , потому что в основе намерения — остаток шабана. Если этот день окажется первым днём месяца Рамадан, пост его не будет считаться.
Если человек в тридцатую ночь Рамадана прочитал намерение поститься завтра и это действительно оказался последний день Рамадана, пост его будет считаться, так как в основе намерения — остаток Рамадана. Порядок, условия и место совершения намерения Место намерения — сердце. Произнесение намерения словами не является условием, это желательное действие сунна. Совместное произнесение помогает укрепить намерение в сердце.
Необходимо самому себе напомнить суть намерения — желание на целый день отказаться от действий, нарушающих пост. Произнесение слов намерения без понимания смысла намерением не считается. При намерении соблюдать обязательный пост необходимо указать, какой именно пост соблюдаешь — пост месяца Рамадан, каффарат или обещанный. Существуют разногласия по поводу того, следует ли говорить слово «обязательный» фарз.
По достоверным источникам, его можно не произносить. Достаточно будет, если скажем «…соблюдать пост Рамадана», не подчёркивая, что это обязательный пост. Но недостаточно сказать «…соблюдать пост завтра», не уточняя, что это пост месяца Рамадан. Произнесение намерения Необходимо произнести намерение словесно и подтвердить сердцем : «Я намереваюсь соблюдать завтра пост месяца Рамадан ради Аллаха ».
С таким вариантом текста намерения согласились все алимы.
Умственно недееспособным Умственная дееспособность перечисляется в числе условий обязательности поста. Иными словами, не находящийся в здравом рассудке человек вправе воздержаться от соблюдения этого столпа ислама. Всем, кто находится в пути Держать уразу не обязательно тем людям, которые находятся в дороге, то есть путникам. Следует отметить, что, согласно Шариату, путниками считаются люди, которые удалились на расстояние более 83 км от дома и их путешествие длится не более 15 суток.
Физически больным людям Люди, которые страдают от какой-либо болезни, требующей постоянный прием лекарственных препаратов, либо грозящей сильными недомоганиями и болями, вплоть до угрозы жизни в случае соблюдения уразы, освобождаются от её выполнения. Беременным Женщины, вынашивающие ребёнка и опасающиеся за жизнь своего будущего чада, вправе не придерживаться поста в месяц Рамазан. Кормящим женщинам Матери, которые кормят младенцев своей грудью, также могут не поститься. Женщинам в дни менструации и кровотечений, вызванных родами В менструальных период и во время послеродовых кровотечений мусульманки, согласно Шариату, находятся в положении ритуального осквернения, ввиду чего несоблюдение уразы им дозволено и, более того, необходимо. Если беременные и кормящие вправе соблюдать пост, то в эти дни женщинам лучше воздержаться.
Людям, находящимся без сознания Верующие, которые пребывают в бессознательном состоянии долгое время, например, в состоянии комы, по понятным причинам так же освобождаются от уразы. В ситуациях, когда человек пропускает один или несколько дней поста по перечисленным выше причинам, ему надлежит восполнить их потом, когда устранится причина, которая даёт право на несоблюдение поста, например, когда путник вернётся домой или человек выйдет из комы. Верующим, не способным держать уразу в течение года, например, по причине болезни, надлежит за каждый из пропущенных дней кормить одного нуждающегося или выплачивать за это фидия-садака. Если и это для человека сложно в материальном плане, ибо он сам относится к числу нуждающихся, то он полностью освобождается от данной обязанности. Желательный пост — это тот, соблюдение которого желательно, но не вменяется мусульманам в качестве обязательного.
За соблюдение такого поста верующему полагается награда, а за его оставление греха нет. Дни, когда желательно держать уразу: День Арафа — за пост в этот день Господь может простить человеку прегрешения, совершённые им за 2 года. Пророк Мухаммад с. День Ашура — постящимся в десятый день месяца Мухаррам стираются все грехи за предшествующие 12 месяцев. Посланник Аллаха с.
Однако шиитские богословы уверяют, что держать уразу в этот день нежелательно, поскольку в эту дату был мученически убит внук Заключительного Пророка с.
Иоанн Курбацкий и о. Иоанн Севастьянов. В народе говорится: «Не все коту Масленица, будет и Великий пост».
Как достойно подготовиться к началу поста? Каким образом проводить первую его неделю? Иерей Иоанн Курбацкий: Церковь готовит христиан к Великому посту за несколько недель до его начала особыми службами, песнопениями, евангельскими и апостольскими чтениями, проповедями пастырей. А также и особым уставом о пище.
Хорошо заранее начать читать святоотеческие поучения о посте и борьбе со страстями. Хорошо запланировать и назначить себе ежедневное молитвенное правило и ежедневное чтение на весь Великий пост. Главное условие для вступления в пост дано в Евангелии. Если прощаете людям согрешения, простит вам и Отец ваш Небесныи согрешения ваша Мф.
Это абсолютное условие прощения наших грехов. Бог не требует умерщвления плоти, сверхъестественных дел, но требует простить. Простить не значит просто сказать: «Прости» — «Бог простит». Но действительно в сердце простить и из сердца изгладить всякую месть, злобу.
И самому испросить прощения. Мы много согрешаем пред Богом и людьми. Накануне поста попросим прощения за наши грехи и долги: детей перед родителями, родителей перед детьми, супруга перед супругом и т. И будем сохранять мир со всеми во время поста и всю жизнь.
Преподобный Ефрем Сирин так и сказал: Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой …Бог не примет тебя. У нас в приходе принято в Прощеное воскресение просить друг у друга прощения. Первым это делает настоятель, обращаясь к людям после проповеди, прося прощения за всякое свое согрешение словом и делом и помышлением. Затем и христиане друг у друга просят прощение.
В этот день в храме бывает много народа, как на большой праздник. Знаю, что во многих приходах молятся всю первую неделю Великого поста. Мы молимся только понедельник и вторник. На большее не хватает сил, некому читать и петь.
Но мы молимся в храме каждый день Великую павечерницу с покаянным каноном святого Андрея Критского. Назначаем ее на 18:00, чтобы всякий работающий человек мог успеть прийти помолиться. Многие первую неделю говеют и готовятся к исповеди. Иерей Иоанн Севастьянов: Мне совсем недавно попались слова святителя Иоанна Златоуста о том, что не следует ни убавлять свой личный подвиг и труд, ни прибавлять, а соблюдать постоянство и меру.
В отношении подготовки к Великому посту это как нельзя более подходит. К посту нужно готовиться так, как велит Устав. И по возможности этот Устав соблюдать. И в отношении молитвы, и в отношении пищи.
Пост сам есть наша подготовка. Не стоит готовиться к подготовке. В пост лучше входить открытым сердцем и ждать, что же в этот раз Господь со мной сделает. Думаю, каждый, кто постился хотя бы несколько постов, замечал, что каждый раз после поста мы получаем разные результаты, разные состояния души, хотя постимся одинаково.
Великий пост 2024: что категорически нельзя делать
А вот сухур можно максимально приближать к рассвету. Пост не нарушается и в случае несоблюдения сухура, но это лишит верующего вознаграждений от Бога. Те, кто держит уразу в первый раз, должны знать, что поститься нужно не во вред своему здоровью. Для этого лучше перейти на правильное питание, в том числе — отказаться от соленой и жирной еды. Отпускать пост лучше всего при помощи воды и фиников. Новичкам важно понимать, что пост в священный месяц Рамадан — это в первую очередь поклонение Всевышнему и воспитание духа, а не диета.
Поэтому перед постом нужно произнести намерение: «Я намерился держать пост месяца Рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха» Намаз и дуа в Рамадан Расписание месяца Рамадан составляется заранее. В календаре Рамадан 2024 указано расписание совершения молитв на все 30 дней, а также время начала разговения и воздержания. В месяц Рамадан очень важно произносить его как можно чаще, это поможет мусульманину достигнуть всех своих целей и получить большое вознаграждение от Аллаха. Гигиена и сон во время поста Чистка зубов, полоскание рта, душ и мытье головы мусульманином в Рамадан без всяких сомнений дозволены и не нарушают пост. Единственный момент — при этом верующий должен избегать проглатывания воды.
Если верующий плавает или моется, не глотая воду, то это никак не нарушит его пост в дневное время.
Великий пост в 2024 году начинается 18 марта, а праздник Пасхи приходится на 5 мая. Многие верующие ждут этого времени с нетерпением — ведь, несмотря на все сложности, Святую Четыредесятницу называют «весной души». Что можно и что нельзя в Великий пост?
Тот факт, что вы на это решились, уже похвален.
Поймите, что ограничения в чем-то — не самоцель поста. Да, мы отказываемся от самого очевидного: еды, суеты и развлечений — от всего, что может нас отвлекать. Но все лишения не имеют смысла без молитвы и покаяния. Перечисленные ограничения важно соблюдать, потому что они действительно работают: помогают сосредоточиться не на первичных потребностях, а на духовных — вынести Бога и Церковь на первое место, а мирские заботы отложить на потом. Эти зависимости, которым мы подвержены ежедневно, развлекают, а не наполняют духовно.
Освободившееся от просмотра телевизора время заполните чтением духовной литературы: прочитайте или перечитайте Евангелие. Ближе к Страстной седмице прочитайте и книгу Иова. Это требует духовных усилий, но начните с малого: если вы не привыкли молиться, попробуйте это делать. Если вы читали молитвы кратко или своими словами, постарайтесь обратиться к церковному правилу. Помимо этого, дважды в день читайте молитву Ефрема Сирина или покаянные тропари.
Постарайтесь внести в свое расписание и посещение храма не только по выходным. Во время поста службы особенные, у них своя атмосфера: распевы меняются на великопостные, грустные, перед иконами горят лампады, пространство храма освещено лишь свечами, а прихожане совершают многочисленные поклоны. Я по себе знаю, как трудно по неопытности привыкнуть и выдержать службы, не сорваться и не убежать к многочисленному списку дел. Но я настоятельно рекомендую заходить в храм хотя бы ненадолго — это поможет проникнуться великопостным духом и настроиться на молитву.
В исламе предусмотрены два ночных приема пищи: сухур — предрассветный и ифтар — вечерний. Чтобы за несколько часов летней ночи не перегрузить желудок и в то же время зарядиться энергией на долгий голодный день, не рекомендуется еду сразу же запивать водой, разбавляя желудочный сок. Попить нужно примерно через час, когда появится чувство жажды. В течение этого месяца с целю искупления свои грехов мусульмане в дневное время отказываются не только от приема пищи, но и питья, курения и интимной близости. Рамадан — это священный месяц для переосмысления жизни, очищения души и тела, поэтому без ежедневных молитв намазов Аллах не засчитает исполнение религиозного долга.
Что нарушает пост В священный месяц Рамадан нарушают пост и требуют искупления кяффара следующие действия — преднамеренное курение, принятие пищи, жидкости, лекарств и всего того, что пригодно к употреблению, а также преднамеренная супружеская близость. Требуют искупления и следующие обстоятельства, которые нарушают пост: попадание лекарств внутрь организма через нос и уши; использование клизмы; преднамеренный вызов рвоты; начало менструации или послеродового периода; попадание воды в носоглотку при совершении омовения. Что не нарушает пост Не считается нарушением поста, если человек, забыв о посте, поел или выпил что-либо, но, вспомнив, прекратил прием пищи и продолжил пост. Совершение полного омовения или принятие душа, а также недолгое пребывание в бане, а также дегустация пищи, при условии, что постящийся не проглатывает ее. Также не считается нарушением поста: сдача крови, кровопускание; вдыхание благовоний; непроизвольный выход спермы; непроизвольная рвота в малом объеме или преднамеренном вызывании рвоты без заполнения ею полости. Если мусульманин нарушил пост Он должен заплатить нуждающемуся определенную сумму деньгами или продуктами, восполняя таким образом пост. Одним из самых серьезных нарушений является вступление в интимные отношения, за которое мусульманин должен заплатить либо 60 днями непрерывного строгого поста, либо накормив 60 бедняков. Кто обязан молиться Пост месяца Рамадан обязан соблюдать каждый разумный совершеннолетний мусульманин, если ему позволяет состояние его здоровья. Пост не принимается от немусульманина, вероотступника, женщины в период менструации или послеродового очищения.
Соблюдение поста в эти периоды является грехом. В этот период мусульмане особенно усердно молятся и придерживаются указаний Аллаха. От Рамадана освобождаются дети, больные люди, беременные и кормящие женщины, путешественники, воины и старики, которые физически не могут придерживаться поста.