Новости 23 февраля ингуши и чеченцы

Депортация чеченцев и ингушей (операция «Чечевица») — депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССРи прилегающих к ней районов в Казахстан и Киргизию в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. В феврале 1944 года указом Лаврентия Берии началась массовая депортация чеченцев и ингушей, операция носила название "Чечевица". В Ингушетии и Чечне 23 февраля прошли митинги в память о 77-й годовщине депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию.

«Чечевица-1944», или Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 Февраля

Толстого, 16 далее — Яндекс Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie». Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации.

Митингующие вспоминали о родных и близких, умерших по пути следования в места депортации, а также в годы выселения, и о том, что Российская Федерация должна нести ответственность за деяния сталинского тоталитаризма. Завершающим актом митинга стало принятие резолюции, адресованной собравшимися к Совету Европы и странам всего мира. По оценкам историков, в ходе депортации погибли десятки тысяч человек. В 2010 году 23 февраля в Чечне объявлен официальным Днём памяти и скорби. Между тем Парламент Республики Ингушетия в первом чтении принял закон о запрете на увековечение памяти Иосифа Сталина на территории Ингушетии.

С ними работать легче, чем с другими национальностями. Проблема этой теории в том, что немцам так и не удалось закрепиться на Кавказе, их буквально выбили со своей территории кавказские народы за считанные дни, поэтому вряд ли можно говорить о массовой поддержке населением немцев. Что же касается бандитизма, то ни в одном советском исследовании не указывается национальность совершившего уголовное деяние. Установить, являлись ли именно ингуши или чеченцы создателями бандитских группировок, не представляется возможным. Недружелюбному отношению центра к этническим общностям способствовали экономические трудности, не завершившаяся коренизация власти, неудовлетворенность степенью реализации лозунгов Революции на местах, выступления против Советов.

На поверхность вытаскивалась общая оценка — "неблагонадежность". Война обострила это напряженное, "бифуркационное состояние", проявились такие институты, как дезертирство, уклонение от службы в Красной армии, - говорит научный сотрудник РАН Николай Бугай. Если говорить о второй теории, то здесь все кажется более очевидным. После раздробления территории Чечено-Ингушской АССР большая часть земель на самом деле отошла Грузии, а России — только те земли, на которых проживали русские. Депортация также способствовала снятию напряженности с Турцией, которая, по мнению советского руководства, подогревала мусульманское население на Кавказе к восстанию.

Есть и третья теория, высказанная историком Эдиевым. По ней депортация чеченцев и ингушей стала результатом глобальной политической игры по поднятию утраченного в результате войны рейтинга НКВД. Берия страстно желал вернуть господство над страной, политически уничтожив видных военных деятелей, снискавших славу у населения военными успехами. Поэтому для депортаций и использовались военные силы. Сталину же эта идея, мягко скажем, не претила.

Берия, Кобулов, Круглов, Серов и прочие организаторы репрессий в итоге были награждены теми же орденами орденами Суворова , что и главнокомандующие армий. Людей везли в товарных вагонах, предназначенных для зерна Операция "Чечевица" не встретила особых препятствий и ожесточенных споров. Вопрос был только в том, когда начинать - после освобождения Кавказа от немцев или сразу, как только в регион придет Красная Армия. Что примечательно, Молотов и Жданов в компании других членов ЦК ратовали за немедленную депортацию, а Берия и Сталин — за то, чтобы подождать. Оппонировал этим двум согласным друг с другом группам лишь один человек — Анастас Микоян.

Естественно, активное выступление против вождя означало политическое и физическое самоубийство, поэтому Микоян пытался указать на то, как это будет воспринято на Западе. Его никто не послушал. Но свое мнение он не поменял, даже под усилившимся давлением. Тоталитарная система не позволяла существовать открытой оппозиции в обществе. Что касается высшего руководства страны, то как таковой оппозиции в документах, в том числе и в "Особой папке" И.

Сталина, применительно этнических общностей не просматривается, - утверждает Николай Бугай. Дело жизни Микоян попал в опалу, хотя и сохранил свой пост министра торговли СССР до смерти Сталина, но с начала 50-х он уже не присутствовал на встречах с руководителем страны такой же участи "удостоился" и Молотов. Политическое чутье подсказывало Микояну не высовываться раньше времени.

Лишь спустя 13 долгих лет, в 1957 году, депортированные ингуши и чеченцы получили возможность вернуться на родину — на Кавказ. Память о тех драматических событиях выселения и жизни на чужбине живет и будет жить в ингушском и чеченском народах. Дала гешт долда шой Мехках баьха бейначан, ялсмален ахлой хилба царех!

Иман а, сабар а, вайна лоалда!

Post navigation

  • Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 февраля
  • Трагедия вайнахов: Депортация чеченцев и ингушей через призму истории
  • Депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года
  • 23 февраля депортация Ингушей и Чеченцев
  • ЗНАЙ СВОЮ ИСТОРИЮ. 73 года со дня депортации чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года

Хабиб Нурмагомедов высказался о депортации чеченцев и ингушей

Только за первые три года после прибытия в Среднюю Азию вымерла четверть от общего числа депортированных, то есть около ста с лишним тысяч человек. Сейчас ученые много спорят о том, что двигало Сталиным и Берией, когда они принимали столь чудовищные решения о депортациях и геноциде целых народов. Изощренная политика стравливания некогда братских народов с начала 1930-х годов породила в стране всеобщую, насильственную "миграцию населения". Горцев выселяли на равнину, чеченцев, ингушей и другие горские народы — в Казахстан и Киргизию. Причем на освобождавшиеся места переселяли другие народы-"побратимы" — осетин в Ингушетию, лакцев на земли чеченцев-акинцев, аварцев в Чечню. Плоды этой деятельности не заставили себя долго ждать.

Уже в конце 1950-х годов депортированные народы стали возвращаться на родину, где сталкивались с "новыми жильцами" в своих домах. Почти на всем протяжении 1960-70-х годов по Чечне, Ингушетии и Дагестану прокатывались массовые волнения на почве национальной неприязни некогда братских народов Кавказа. А трагедия осетино-ингушского конфликта до сегодняшнего дня отравляет отношения между двумя народами. Другие исследователи усматривают в депортации горцев не только желание стравить Кавказские народы, не только скрыть провалы собственной национальной политики. Некоторые говорят и о "грузинском следе" в действиях И.

Сталина и Л. Действительно, с Кавказа были выселены именно те народы, которые непосредственно граничили с Грузией — это карачаевцы, балкарцы, ингуши и чеченцы. Нам представляется, что в принятии решения о депортации сыграл ключевую роль не один фактор. Конечно, каждая из перечисленных версий оказала определенное влияние на Сталина. Вероятно, были и другие причины, подтолкнувшие советского вождя к такому шагу.

Находясь на службе в российской армии, ингуши осознанно не отмечают свой профессиональный праздник, считая, что не имеют на это морального права перед памятью жертв депортации. Такая же ситуация и у чеченского народа, который также был депортирован 23 февраля 1944 года», — заявляют во ВКИН. Но ингушские общественники отмечают: вайнахи, как и другие россияне, хотят чествовать своих мужчин — защитников Отечества. Как и другие народы, мы хотим вместе со всей страной чествовать воинов-мужчин.

Для этого следует перенести 23 февраля на другой день календаря».

Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.

Однако и тут обманули. Ссыльных направили преимущественно в районы Казахстана и Киргизии, где не имелось никаких условий для приема и размещения людей. Продовольствие, кров и работа не предоставлялись. Вымирали семьями. Умиравшие в дороге от голода и болезней оставляли вблизи железнодорожных путей, в короткие промежутки остановок, так как конвоируемым запрещалось отходить от эшелона далее 5 метров. Более быстрому течению операции помешал обильный снег, выпавший 23 февраля.

Наркомат госбезопасности сообщал о «ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать». Задокументировано три расстрела неподчинившихся переселенцев в том числе восьмилетний мальчик в одном селении, убийство «пяти женщин-старух» в другом и «самочинный расстрел больных и калек до 60 человек» в третьем. Операция продолжалась до 9 марта 1944 года. Было отправлено 180 эшелонов, 493 269 человек. Только в ходе их следования родилось 56 человек и умерло 1272. Хайбах В высокогорном ауле Хайбах разыгралась самая страшная трагедия 23 февраля 1944 года. Из-за сильного снегопада жители аула просто не могли спуститься с гор, чем «срывали график» депортации. По приказу комиссара госбезопасности 3-го ранга Михаила Гвишиани впоследствии сват премьера Алексея Косыгина более 700 человек загнали в конюшню и сожгли заживо. Пытавшихся выбраться из охваченного пламенем строения расстреливали из пулеметов и автоматов. Формулировкой для массовой казни стали слова «ввиду нетранспортабельности».

В конце 1980-х генералом Степаном Кашурко, военным журналистом, занимавшимся розыском пропавших без вести солдат и офицеров, на берегу Десны были обнаружены останки погибшего 12 марта 1943 года разведчика 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Бексултана Газоева. На его груди в непромокаемом пакете сохранилось неотправленное письмо матери, адресованное в Хайбах. Однако на запрос журналиста ответили, что такого населенного пункта нет и никогда не было. Заинтригованный Кашурко лично выехал в Грозный, где первый секретарь обкома Доку Завгаев нехотя признал, что «при депортации сгорели люди», но «говорить и писать об этом запрещено».

Операция «Чечевица»: Какой была депортация чеченцев и ингушей в 1944

Часть людей умерла в дороге, другие погибли уже в первые месяцы после доставки в Среднюю Азию и Казахстан. Так жили мои родители. И только после хрущевской оттепели в 1957 году ингуши и чеченцы смогли вернуться на родину", - напомнил Руслан Аушев.

По прибытии в Казахстан 12-летняя Таус попала в детский дом Караганды. Вместе с ней были еще шесть девочек из Чечни, которых привез родной отец из-за того, что ему нечем было их кормить. Каждый день он приходил навестить своих детей. Таус, пытавшаяся найти свою семью, тщательно расспрашивала мужчину. По велению судьбы оказалось, что отец шестерых девочек родом из ее села, и он обещал Таус найти ее родственников. А в это время отец считал меня уже давно погибшей. Тот самый наш односельчанин сказал моему папе, что я умерла, и он меня как бы похоронил, зарезав при этом барана по религиозному обычаю, при смерти ребенка приносят в жертву барана или бычка и раздают мясо малоимущим. Наверное, он сказал это, чтобы прокормить себя и свою семью, не знаю. Каждый искал путь не умереть с голоду. Отец же, ничего не подозревая, поблагодарил его за сделанное "добро" и вернул вместо одного зарезанного барана двох - в знак благодарности, что не бросил меня там", - рассказывает Асет Окуева со слов бабушки Таус. На седьмой раз девочке все-таки удалось сбежать из приюта. Денег на еду, а тем более на билет на поезд у нее не было. Каждый раз, когда состав останавливался, она пряталась под вагонами, чтобы не попасться контролерам. А после запрыгивала обратно. Добравшись таким образом до города Лениногорска, девочка увидела земляков и спросила о своих родственниках. Чувства переполняли меня в этот момент. Один из тех чеченцев сказал, что отведет меня к тете, и мы пошли. Всю дорогу я представляла себе радостное лицо тети, отца и долгожданную встречу с мамой. И вот мы дошли. Сначала она не поверила, что я - это я, переубедить ее смог шрам от ожога на моей левой ноге, полученный еще в далеком детстве. Когда отцу сообщили, что нашлась его дочь, он не поверил и сказал, что мертвые с того света не возвращаются. Когда мы встретились, я впервые в жизни увидела на его лице слезы. И только тогда я узнала, что человек, мыслями о котором я жила все эти годы, - моя мама— умерла", - рассказывала Таус спустя много лет своей внучке Асет Окуевой. Спустя годы Таус вышла замуж и родила семерых детей. Скончалась она в 2012 году и оставила после себя 11 внуков,11 внучек и 14 правнуков. Хайбах — аул, которого нет Депортировать людей, проживавших в горных районах, было гораздо сложнее. Хутора и аулы были разбросаны по обширной территории, и доставить жителей в пункты сбора, а далее к эшелонам не представлялось возможным. Приказ от высшего руководства был однозначным — не оставлять на местах никого. Одним из известных и трагичных решений, по мнению кавказских историков, стал инцидент, когда якобы были сожжены и расстреляны 700 человек. И было принято решение их уничтожить. Людей согнали в большую конюшню, якобы переночевать. Попросили помочь утеплить ее сеном, чтобы ветер не дул, и после этого заживо сожгли всех этих людей. Поняв, что произошло, люди начали бежать к воротам, которые раскрылись под их натиском. Увидев это, Гвишиани, отвечающий за их выселение, отдал приказ открыть по ним огонь", - излагает одну из версий тех событий Муса Ибрагимов. Несмотря на многочисленные споры о реальности этого преступления, есть свидетели, которые детально описывали произошедшее и добивались наказания виновных. Это люди, которые в момент сожжения конюшни оказались на стойбищах высоко в горах или куда-то отлучились из дома.

По его словам, в ходе депортации половина населения погибла. Часть людей умерла в дороге, другие погибли уже в первые месяцы после доставки в Среднюю Азию и Казахстан. Так жили мои родители. И только после хрущевской оттепели в 1957 году ингуши и чеченцы смогли вернуться на родину", - напомнил Руслан Аушев.

Дала гешт долда шой Мехках баьха бейначан, ялсмален ахлой хилба царех! Иман а, сабар а, вайна лоалда! Из ди дицденна ха ма йогIийла вайна!

В Чечне и Ингушетии 23 февраля – не День защитника отечества, а День памяти и скорби

Реализация этого закона станет одним из основных вопросов, внесенных в повестку дня форума. В работе съезда примут участие представители депортированных народов - карачаевцев, балкарцев, ингушей, чеченцев, калмыков. Чеченцы и ингуши провели в депортации 13 лет, фактически не имея никаких гражданских и иных прав. Такие цифры фигурируют в рассекреченных архивных документах Сталина. По иным сведениям, число депортированных в 1944 году вайнахов составило более 650 тысяч человек. Этими цифрами, в частности, оперирует историк Н.

Тогда же из родных мест были выселены балкарцы, калмыки, карачаевцы, крымские татары и турки-месхетинцы. По информации Международного общества "Мемориал", в 1943-1944 годах из Чечни и Ингушетии было вывезено 485 000 человек.

Итак, 23 февраля для всех без исключения чеченцев включая аухцев и ингушей - весьма скорбная дата. Именно 23 февраля 1944 года в отношении вайнахов было совершенно страшное преступление - насильственное выселение чеченцев и ингушей с родных мест в Среднюю Азию.

Так называемая операция Чечевица. Чеченцы называют произошедшее Дохадар - т. Вернуться домой вайнахи смогли только через пятнадцать лет... Можно сколь угодно обвинять чеченцев и ингушей в попытке восстания против Сталина.

Однако вайнахские дети, женщины, старики депортированные в Казахстан и Киргизию тем февральским днем, уж точно не были ни в чем виноваты...

День защитника Отечества в Чечне и Ингушетии совпадает с Днем памяти и скорби. Официальным объяснением стала формулировка «За коллективную измену» Фото: Википедия 23 февраля на территории России и некоторых стран СНГ отмечается как День защитника Отечества. Он был введен в 1922 году президиумом ВЦИК и с тех пор празднуется ежегодно. Однако в Ингушетии 23 февраля мужчин не поздравляют. Для вайнахов это День памяти о массовой депортации. Поголовному насильственному переселению в сталинском СССР подверглись многие народы: немцы Поволжья, финны, калмыки, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, понтийские греки, проживавшие в Крыму болгары и армяне, корейцы и турки-месхетинцы, украинцы и многие другие народы. Переселяли как по национальному признаку, так и по классовому. Операция, которая получила кодовое название «Чечевица», началась в самый разгар Великой Отечественной войны, сразу после того как Красная Армия отвоевала территории, оккупированные немецкой армией. Сталинский режим обвинил ингушей и чеченцев в массовом сотрудничестве с немецкими захватчиками, а затем 23 февраля 1944 года их массово депортировал.

За восемь дней НКВД насильственно депортировал 350-400 тыс чеченцев и 91 250 ингушей. В официальных документах различаются точные данные о количестве депортированных и численности населения Чечено-Ингушетии. Военных заранее разместили на Северном Кавказе под видом фронтовых частей, отведенных на отдых и переформирование. Чтобы подавить все оппозиционные порывы, сотрудники НКВД придумали хитрость. Однако никакого празднования не было. Вместо этого жители обнаружили солдат с автоматами, которые окружили и разоружили мужчин, а затем зачитали ошеломленным пленным указ об их принудительном изгнании. Депортируемым давали от часа до двух на сборы. Затем их погрузили в грузовики и отправили на вокзалы, откуда им предстоял длительный и тяжелый путь в товарных вагонах в ссылку.

Он — Ахмат-Хаджи Кадыров — ради этой благородной цели пожертвовал своей жизнью, показав нам всем пример беззаветного служения своему народу. Дала гIазот къобал дойла цуьнан! С чем столкнулись люди, возвращавшиеся на родину после реабилитации? С чем может столкнуться человек, встреченный в своём родном, родительском доме, ну скажем так, как непрощенный гость? Каково может быть его морально-психологическое состояние? Ответ очевиден! Процесс полной реабилитации репрессированных народов должен был начаться сразу же после ХХ съезда КПСС февраль 1956 г. Можно сказать, что он начался, но не в отношении чеченского и ингушского народов. Тогда был начат поиск приемлемого для иерархии официальной власти варианта невозвращения чеченцев и ингушей на свою историческую родину. Можно сказать, что конструировался вариант их резервации в местах спецпоселений. Однако, когда руководству страны стало ясно со всей очевидностью, что с таким решением не согласится чеченский народ, самый многочисленный из северокавказских народов, и он будет поддержан братьями-ингушами, в кабинетах Кремля стали понимать ближе к осени 1956 г. Этот директивный документ и дал старт практической реализации полной реабилитации чеченцев и ингушей. После их поголовного выселения практически все населённые пункты, за небольшим исключением, были заселены новыми жителями из различных регионов Советского Союза. Если старожилы бывшей Чечено-Ингушетии в основной массе своей с пониманием относились к возвращению на свою землю её автохтонов, то «новосёлы», за редким исключением, проявляли не только недоброжелательность, но порою и враждебность. Такое отношение приводило к конфликтам, в т. Об этих проблемах честно и откровенно на разных партийных форумах говорили Муслим Гайрбеков, Шамсуддин Сагаев, Ваха Татаев, Дзияудин Мальсагов и другие. Ситуация заметно успокоилась в 1961-1962 гг. До сих пор много людей проживают в тех местах, в чем основная причина того, что люди остаются там? Материальная проблема или что-то иное? Действует ли программа по возвращению желающих домой? К концу 1961 года из Казахстана и Киргизии возвратились 468 тыс. В последующие годы каких-либо правовых преград для возвращения на свою историческую родину у чеченцев и ингушей не было. В официальных документах констатировалось, что к концу 1962 года все чеченцы и ингуши, пожелавшие вернуться в Чечено-Ингушскую АССР, такой возможностью воспользовались. Оставались жить в Казахстане, Киргизии, Узбекистане по собственной воле. Мотивация была разная. Но выбор был добровольный. Каких-либо затруднительных проблем, решить которых в то время не было возможности, на мой взгляд, не существовало. В последующие годы отдельные чеченские и ингушские семьи, вернувшиеся на свою родную землю, возвращались в Казахстан и другие республики, и надо сказать, что чувствовали там себя вполне равноправными гражданами Советского Союза. Во времена политического кризиса в республике, преодоления его тяжёлых последствий также немало чеченских семей выехало в Казахстан и Киргизию. И по отзывам знакомых мне известно, что отношение к ним там было тёплым, дружественным. И сегодня остаётся таковым. В создании каких-либо программ, Вами обозначенных, никакой необходимости нет. Сегодня каждый волен выбирать себе своё местожительство в соответствии с действующими нормами законодательства соответствующих государств. По Вашему мнению, чеченцы и ингуши преодолели моральный ущерб от этой трагедии? Что нам нужно делать, чтобы вынести урок и не допустить повторений подобных трагедий? Я осмелюсь сказать, отвечая на данный Ваш вопрос, что последствия любой несправедливости, в т. Путина столица Чеченской Республики - город Грозный - удостоена почётного звания Российской Федерации «Город воинской славы». Лично для меня, как и для сотен тысяч чеченцев, эта высокая и заслуженная государственная награда есть высшая демонстрация торжества исторической справедливости, есть важная грань процесса полной реабилитации чеченского народа. К сожалению, этого не желают осознать те, кто и сегодня продолжают конструировать спекулятивные версии, оправдывающие сталинские преступные деяния, в т.

Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 февраля

23 февраля - день трагедии чеченцев и ингушей день вопиющего преступления в отношении чеченского и ингушского народов.
23 февраля 1944 года советская власть депортировала сотни тысяч чеченцев и ингушей — Как известно, 23 февраля 1944 г. чеченцы и ингуши были насильственно выселены в Среднюю Азию и Казахстан. Но их лишили не только родины: Сталин отдал приказ уничтожить всё, что могло напоминать о существовании этих народов, чтобы уничтожить даже саму память о них.
23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей - Tergam Самым трагичным днём в истории чеченцев и ингушей является 23 февраля.
Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей — Викиновости 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей в Среднюю Азию.

Память депортированных 75 лет назад чеченцев и ингушей почтили в республиках

78 лет назад, 23 февраля 1944 года, чеченцы и ингуши, подверглись репрессиям сталинского режима. 23 февраля 1994 года в 50 годовщину большевистской депортации чеченцев в Сибирь, президент ЧРИ Джохар Дудаев заявил на митинге в столице Ичкерии, что отныне чеченский народ больше не будет отмечать траур, как того хотели враги. По другой версии, чеченцы и ингуши могли примкнуть к туркам в войне с фашистами и стать «пятой колонной» для Красной армии. с 23 февраля по 9 марта 1944 года была произведена насильственная депортация чеченцев и ингушей с мест их постоянного проживания в отдалённые районы Казахстана и Киргизии (частично — в Таджикскую и Узбекскую ССР). вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. При этом сотрудничать с оккупантами чеченцы, да и ингуши не могли в принципе, поскольку фашисты их территории оккупировать не сумели.

Геноцид: 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию

Смотрите видео на тему «23 Февраля Депортации Чеченцев Ингушей» в TikTok. 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа в Казахстан. В феврале 1944 года указом Лаврентия Берии началась массовая депортация чеченцев и ингушей, операция носила название "Чечевица". В 6 утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты. «Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии.

НОВОСТИ. BEST:

  • Причины депортации
  • 23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей - Tergam
  • Полторы тысячи чеченцев и ингушей погибли при депортации 23 февраля 1944 года
  • Post navigation

«Чечевица-1944», или Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 Февраля

Депортация чеченцев и ингушей (операция «Чечевица») — депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССРи прилегающих к ней районов в Казахстан и Киргизию в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. весьма скорбная дата. На 75-летие депортации ингушей и чеченцев представительство Ингушетии в УрФО 23 февраля собрало своих земляков.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий