Зо́я Алексе́евна Фёдорова — советская киноактриса; заслуженная артистка РСФСР (1965), лауреат двух Сталинских премий II степени (1941, 1942). Зое Федоровой удалось построить роскошную актерскую карьеру, о которой мечтали многие ее коллеги.
Зоя Федорова
Зою Федорову реабилитировали в 1955 году, тогда она забрала 9-летнюю дочь и вернулась в кинематограф. Зоя Федорова, фото: Федорова обожала драгоценности, поэтому её часто обвиняли в связях «бриллиантовой мафией», которая спекулировала украшениями. Фёдорова, Зоя Алексеевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фёдорова. Зоя Фёдорова Зоя Фёдорова в фильме «Станица Дальняя» (1939) Имя при рождении: Зоя Алексеевна Фёдорова Дата рождения: 8 (21) декабря 1909(1909-12-21). Зою Федорову реабилитировали в 1955 году, тогда она забрала 9-летнюю дочь и вернулась в кинематограф. В 1973 году Зоя Федорова и ее дочь получили письмо от Тэйта, в котором он просил прощения за то, что стал прямым виновником их бед. Судьба, карьера и трагическая гибель Зои Федоровой: как любовь к иностранцу повредила творческому пути Зои Фёдоровой и как актрису настигла страшная смерть.
Как сложилась жизнь дочери известной советской актрисы Зои Федоровой
Чтобы спасти своего отца, Зоя Федорова, которая к тому времени стала лауреатом Сталинской премии, обратилась к Лаврентию Берии, народному комиссару внутренних дел. Зоя Федорова, фото: Федорова обожала драгоценности, поэтому её часто обвиняли в связях «бриллиантовой мафией», которая спекулировала украшениями. ?sub_confirmation=1Связаться с нами/tvekspress@ 50 лет назад на экраны СССР вышел филь. В 1973 году Зоя Федорова и ее дочь получили письмо от Тэйта, в котором он просил прощения за то, что стал прямым виновником их бед.
Зоя Федорова - история жизни, тайны и загадочная смерть актрисы
Поскольку она лежала с картошкой и была не занята, мы собрались вокруг и стали задавать ей вопросы. Она подробно нам рассказывала о своей жизни и тех приключениях, которые пережила. Как сидела в тюрьме, как там познакомилась с Руслановой, про свою дочь Вику. Рассказывает Наталья Перминова: — На киностудии к съемкам готовились особо тщательно. Ведь приезжала легенда советского кинематографа тогда ее еще называли «передовая ударница советского экрана» , а посему уж очень не хотелось выглядеть перед ней «первоклашками». Но когда она приехала, то внесла в творческо-производственный процесс только радушие, легкость. Единственный «каприз», который позволила себе кинозвезда, — была просьба поменять местами новобрачных. Облик и стиль Георгия Мартиросяна ей так понравились, что она сказала: «Пусть лучше у меня будет сын, а не дочь! Рассказывает Юрий Щербаков: — В процессе съемок нужно было, чтобы Зоя Алексеевна прокатилась на мотоцикле, в водительском кресле. Мы у нее осторожно интересуемся: — Зоя Алексеевна, как вы к мотоциклам относитесь? Она отвечает: — Замечательно.
Меня иногда сосед на футбол возит. В коляске. В итоге нам пришлось привязать тросом мотоцикл к УАЗику и снимать так, чтобы Федорову было видно полностью, а трос не видно вообще. Все вышло, как задумали. В кадре смотрелось так, будто она самостоятельно ведет мотоцикл. Я говорю «жениху» — Ж оре Мартиросяну: — Надо девушке показать, как садиться на мотоцикл. Ну, он такой: — Без проблем! Сейчас все сделаем. Уверенной походкой, как пижон, подходит к мотоциклу, задирает ногу, пытается сесть, и тут у него лопаются штаны на заднице. Он сразу меняется в лице.
Тихонько подходит ко мне и шепчет: — Как быть? Зоя Алексеевна, наверное, видела. Я к ней подхожу: — Зоя Алексеевна, вы ничего не видели? Хотя, понятно, все она прекрасно видела, но Жора немного успокоился. Со свадебным столом тоже мороки много было. То было время дефицита — ни шампанского, ни других продуктов не было. Все это нам предстояло найти самим. Шампанское Зоя взяла под залог, после съемок его нужно было в целости и сохранности вернуть. А получилось так, что мы еще не успели отснять ролик, а Сережка Стародубцев выпил все шампанское. Не буду утверждать, что пил он один.
Мы применили все свои познания в области химии, сделали жидкость по цвету, как шампанское. Так и снимали. А потом съемки закончились, и кто-то побежал сдавать в магазин это шампанское. Еле вернули. Не дай бог, если оно попало на прилавок магазина. Еще одна история. Мы заказали гримера на студии имени Горького. Приехал мужчина с внешностью достаточно долго и непрерывно пьющего человека. Стоим мы на причале. Я, Сережка Стародубцев и молодой статный Мартиросян.
Гример направляется прямо к Жоре. На нас — ноль внимания. Тот ему кивает, и они молча, будто поняли друг друга с полуслова, уходят. Судя по всему, в магазин. Потому что с того дня гримера в трезвом состоянии мы не видели. С козлом тоже было смешно. Сережка мне однажды говорит: «А давай с козлом сфотографируемся». Я ему: «Ну давай». Он залез на козла, как на коня, козел на него, как на идиота, посмотрел, я их щелкнул, а потом сам принялся залезать.
Параллельно своему карьерному восхождению Федорова устраивала и личную жизнь, но она не очень складывалась. Брак с оператором Владимиром Рапопортом, который исправно приглашал ее в свои проекты, вскоре себя изжил. Еще одним избранником стал летчик Иван Клещев, получивший в 1942-м звание Героя Советского Союза, но в том же году погибший. Красавица актриса пользовалась вниманием мужчин, вела активную светскую жизнь, служила украшением кремлевских приемов, беспрепятственно общалась, в том числе, и с иностранцами. При этом явно пользовалась покровительством властей, например на пару с Любовью Орловой входила в официальную делегацию в Иран перед подписанием Тегеранского договора. Это позволяет предположить, что с заместителем военного атташе американского посольства Джексоном Тейтом она познакомилась не просто так, а по заданию. Они встретились на приеме в особняке на Спиридоновке в январе 1945 года. В приглашении было специально оговорено: дамам бриллианты обязательно. На следующий день Тейт пригласил Зою Алексеевну в ресторан «Москва». Но даже если этот роман был, что называется, санкционирован, он быстро вышел из-под контроля спецслужб. Истории, как известно, бывают про любовь и про разведчиков. В случае Федоровой сюжет совершил романтический кульбит и переформатировался на лету. В День Победы любовников качали на Красной площади: Тейта потому, что был в военной форме союзников, в Зое Алексеевне узнали любимую актрису. Однако летом ее неожиданно отправили в длительные гастроли в Крым. Тейт, получивший назначение на военно-морскую базу в Калифорнию, вроде бы интересовался судьбой актрисы, но спустя время получил анонимное извещение, что Федорова счастливо замужем и воспитывает двоих детей. Она действительно вступила в законный брак со своим давним знакомым, композитором и аккомпаниатором Александром Рязановым, но, судя по всему, лишь ради дочери: летом 1944-го был принят указ о материнстве, по которому женщины, родившие вне брака, не имели права, например, на взыскание алиментов. Незаконнорожденные получили презрительное прозвище «пятидесятирублевки» — по сумме установленного для матерей-одиночек материального пособия. А 27 декабря 1946 года, когда Зоя Алексеевна вернулась домой после вечеринки у английского журналиста — общения с иностранцами она не прекращала, — ее арестовали. В свое время много писали, что Федорову посадили по личному указанию Лаврентия Берии, отомстившего за то, что она не ответила на его мужские притязания. Мол, в декабре 1943-го нарком пригласил актрису якобы на день рождения жены. Когда выяснилось, что никакой жены на вечеринке нет, Зоя Алексеевна вспылила и ретировалась. Во дворе особняка ординарец вручил ей букет, которым одаривались все гостьи Берии. Федорова обернулась на дом, а увидев, что хозяин стоит на балконе, благодарственно ему помахала. Нарком усмехнулся: «Это не букет, это венок». Ну и спустя пару лет посадил. При всей кинематографичности истории она сомнительна. Сомнения в этом могли бы показаться кощунством, но они звучали в собственных семьях «жертв» Берии. Так, дочь кинозвезды Татьяны Окуневской оспаривала утверждение, что мать пострадала из-за наркома. В семье придерживаются другой версии: и Окуневская, и Федорова поплатились за свои длинные языки и неконтролируемые связи с иностранцами. Первая направо и налево изменяла законному мужу Борису Горбатову, вторая вообще родила от американца. Если верить в то, что Зоя Алексеевна была секретным агентом, она, заигравшись, нарушила правила игры. Так или иначе, летом 1947-го актриса получила 25-летний срок, ее имущество конфисковали. Еще в «Лефортово», узнав о приговоре, Федорова пыталась повеситься, но неудачно. Говорят, что тюремщики ее истязали. Большую часть срока она просидела во Владимирской тюрьме. Освободилась Зоя Алексеевна только в 1955-м, по амнистии. Вернувшись в Москву, первое время актриса жила у своей сокамерницы по Владимирке Лидии Руслановой. С «подъемными» помог уже признанный советским классиком Сергей Михалков. Федорова была полностью реабилитирована и практически сразу начала сниматься, в чем не было ничего сверхъестественного, вспомнить хотя бы тех же Окуневскую с Руслановой. Уже в 1956-м на экран вышла ставшая хитом проката мелодрама «Медовый месяц». Она долгие годы состояла в штате Театра киноактера, много колесила по стране с творческими вечерами. Жила вместе с дочерью — вначале в двухкомнатной квартире на Фрунзенской набережной, затем в той самой злополучной трешке напротив гостиницы «Украина».
Изменилось амплуа актрисы — теперь она играла тетушек, матерей и бабушек. В 1959 году Зоя Федорова решила узнать о судьбе Джексона Тэйта. С помощью подруги, работавшей в гостинице «Украина», актриса вышла на американку русского происхождения Ирину Керк. Та согласилась помочь, на поиски ушло много времени. Когда Тэйта удалось найти, выяснилось, что у него давно есть своя семья, и особого желания восстанавливать связь с русской подругой он не проявил. Позже сама Керк рассказывала, что отказ Тэйта от общения с дочерью и бывшей возлюбленной был вынужденным и сфабрикованным. Федорова продолжила свою карьеру, и в 1960-е годы вышло много фильмов с ее участием. Фильмы становились популярными, актрису любили и режиссеры, и зрители. Она снялась в фильмах «Взрослые дети» и «Алые паруса» в 1961 году, «Пропало лето» и «Сказка о потерянном времени» в 1964 году, «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» в 1965 году и «Свадьба в Малиновке» в 1967 году. В 1965 году Зое Федоровой было присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР, а в 1966 году ее портрет был размещен во втором выпуске сборника «Актеры советского кино». В 1961 году Зоя Алексеевна рассказала дочери правду об отце. Еще в студенческие годы Виктория познакомилась с сыном известного грузинского режиссера, который учился во ВГИКе. В январе 1967 года молодые люди поженились, хотя Зоя Алексеевна была решительно настроена против этого брака. Молодая семья жила в одной квартире с Федоровой, их совместную жизнь сопровождали постоянные ссоры и конфликты. Муж Виктории оказался очень ревнив, несколько раз пытался покончить с собой на почве подозрений в неверности жены, резал вены, пытался выпрыгнуть из окна. Было ясно, что семью сохранить не удастся, и в 1969 году дочь Федоровой подала на развод. Вскоре она вышла замуж во второй раз за сына маминой подруги, но и этот брак оказался несчастливым, и распался в 1972 году. Третий раз Виктория Федотова вышла замуж за киносценариста Валентина Ежова, который был вдвое старше ее и страдал алкогольной зависимостью. Через какое-то время Виктория тоже начала пить. Зоя Федорова как могла, боролась с зятем, в 1973 году она вызвала милицию и секретаря партийной организации домой. Сценарист был уличен в антиобщественном поведении, за этим последовал его разрыв с Викторией. Он просил прощения, и хотел познакомиться с дочерью. Виктория откликнулась на просьбу отца, и почти два года пыталась выехать в США. Из страны ее выпустили только после того, как 27 января 1975 года в «Нью-Йорк Таймс» вышла статья о трагической истории любви американского военного и советской актрисы. Статья вызвала большой резонанс, Голливуд предложил выкупить права на эту историю и снять фильм. Из-за шумихи советским властям пришлось выдать Виктории Федоровой визу. Весной 1975 года Джексон Тэйт познакомился с дочерью. Вскоре она вышла замуж за летчика Фредерика Пуи, и осталась навсегда в Америке. Зоя Федорова после отъезда дочери продолжала сниматься. Она сыграла в фильмах «Тени исчезают в полдень» в 1971 году, «Кортик» в 1973 году, «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» в 1975 году и «Живите в радости» в 1978 году. Одну из своих самых ярких ролей этого периода она сыграла в комедии Рязанова «Девушка без адреса». В этой картине Федорова сыграла немолодую, глупую, нахальную и вздорную даму по имени Кусик. Поначалу она мне показалась очень высокомерной, даже злобной. Нас с ней в одной машине после съемок развозили по домам. Всю дорогу она молчала, очевидно, не воспринимая меня всерьез. Катерину по ходу фильма сбивала Федоровская машина. Пришлось делать много дублей, я по-настоящему падала, потом долго ходила в синяках. Меня удивляло, что Зоя Федорова, сидевшая за рулем, ни разу не подошла потом и не выразила сочувствия. Я, честно говоря, в душе обижалась на Зою, пока совершенно случайно не узнала от гримерши, сколько известной актрисе пришлось пережить: оказывается, она отсидела восемь лет в лагерях. Помню случай, когда на нее кто-то из группы повысил голос, в ответ Зоя как рявкнет: «На меня восемь лет кричали, не смейте! Казалось, известная актриса все время от кого-то оборонялась, даже когда на нее никто не нападал…». Последней ее работой в кино стала роль вахтерши тети Паши в картине «Москва слезам не верит» в 1979 году. В 1970-е годы актриса получила квартиру в престижном доме на Кутузовском проспекте. В апреле 1976 года ей удалось полететь в США, где она встретилась с дочерью и Тэйтом. В 1980 году Зоя Федорова снова хотела навестить дочь, но ее долго не хотели выпускать, потому что Виктория издала книгу, где рассказывала о судьбе матери и об ужасах советских репрессий. Виза все же была получена, но уехать Федорова так и не смогла. Вспоминала Виктория Федорова: «Мама позвонила мне, я сказала ей о том, что услышала от Бредли. Я — актриса. Как же мои зрители? Нет, я еще раз пойду в ОВИР». И пошла. Это было в среду. Я только хочу повидаться с моим внуком, с моей дочерью». Убийство Зои Федоровой 10 декабря 1981 года Зоя Федорова была застрелена в собственной квартире, ее тело обнаружила соседка и племянник актрисы с женой.
Когда Тэйта удалось найти, выяснилось, что у него давно есть своя семья, и особого желания восстанавливать связь с русской подругой он не проявил. Позже сама Керк рассказывала, что отказ Тэйта от общения с дочерью и бывшей возлюбленной был вынужденным и сфабрикованным. Федорова продолжила свою карьеру, и в 1960-е годы вышло много фильмов с ее участием. Фильмы становились популярными, актрису любили и режиссеры, и зрители. Она снялась в фильмах «Взрослые дети» и «Алые паруса» в 1961 году, «Пропало лето» и «Сказка о потерянном времени» в 1964 году, «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» в 1965 году и «Свадьба в Малиновке» в 1967 году. В 1965 году Зое Федоровой было присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР, а в 1966 году ее портрет был размещен во втором выпуске сборника «Актеры советского кино». В 1961 году Зоя Алексеевна рассказала дочери правду об отце. Еще в студенческие годы Виктория познакомилась с сыном известного грузинского режиссера, который учился во ВГИКе. В январе 1967 года молодые люди поженились, хотя Зоя Алексеевна была решительно настроена против этого брака. Молодая семья жила в одной квартире с Федоровой, их совместную жизнь сопровождали постоянные ссоры и конфликты. Муж Виктории оказался очень ревнив, несколько раз пытался покончить с собой на почве подозрений в неверности жены, резал вены, пытался выпрыгнуть из окна. Было ясно, что семью сохранить не удастся, и в 1969 году дочь Федоровой подала на развод. Вскоре она вышла замуж во второй раз за сына маминой подруги, но и этот брак оказался несчастливым, и распался в 1972 году. Третий раз Виктория Федотова вышла замуж за киносценариста Валентина Ежова, который был вдвое старше ее и страдал алкогольной зависимостью. Через какое-то время Виктория тоже начала пить. Зоя Федорова как могла, боролась с зятем, в 1973 году она вызвала милицию и секретаря партийной организации домой. Сценарист был уличен в антиобщественном поведении, за этим последовал его разрыв с Викторией. Он просил прощения, и хотел познакомиться с дочерью. Виктория откликнулась на просьбу отца, и почти два года пыталась выехать в США. Из страны ее выпустили только после того, как 27 января 1975 года в «Нью-Йорк Таймс» вышла статья о трагической истории любви американского военного и советской актрисы. Статья вызвала большой резонанс, Голливуд предложил выкупить права на эту историю и снять фильм. Из-за шумихи советским властям пришлось выдать Виктории Федоровой визу. Весной 1975 года Джексон Тэйт познакомился с дочерью. Вскоре она вышла замуж за летчика Фредерика Пуи, и осталась навсегда в Америке. Зоя Федорова после отъезда дочери продолжала сниматься. Она сыграла в фильмах «Тени исчезают в полдень» в 1971 году, «Кортик» в 1973 году, «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» в 1975 году и «Живите в радости» в 1978 году. Одну из своих самых ярких ролей этого периода она сыграла в комедии Рязанова «Девушка без адреса». В этой картине Федорова сыграла немолодую, глупую, нахальную и вздорную даму по имени Кусик. Поначалу она мне показалась очень высокомерной, даже злобной. Нас с ней в одной машине после съемок развозили по домам. Всю дорогу она молчала, очевидно, не воспринимая меня всерьез. Катерину по ходу фильма сбивала Федоровская машина. Пришлось делать много дублей, я по-настоящему падала, потом долго ходила в синяках. Меня удивляло, что Зоя Федорова, сидевшая за рулем, ни разу не подошла потом и не выразила сочувствия. Я, честно говоря, в душе обижалась на Зою, пока совершенно случайно не узнала от гримерши, сколько известной актрисе пришлось пережить: оказывается, она отсидела восемь лет в лагерях. Помню случай, когда на нее кто-то из группы повысил голос, в ответ Зоя как рявкнет: «На меня восемь лет кричали, не смейте! Казалось, известная актриса все время от кого-то оборонялась, даже когда на нее никто не нападал…». Последней ее работой в кино стала роль вахтерши тети Паши в картине «Москва слезам не верит» в 1979 году. В 1970-е годы актриса получила квартиру в престижном доме на Кутузовском проспекте. В апреле 1976 года ей удалось полететь в США, где она встретилась с дочерью и Тэйтом. В 1980 году Зоя Федорова снова хотела навестить дочь, но ее долго не хотели выпускать, потому что Виктория издала книгу, где рассказывала о судьбе матери и об ужасах советских репрессий. Виза все же была получена, но уехать Федорова так и не смогла. Вспоминала Виктория Федорова: «Мама позвонила мне, я сказала ей о том, что услышала от Бредли. Я — актриса. Как же мои зрители? Нет, я еще раз пойду в ОВИР». И пошла. Это было в среду. Я только хочу повидаться с моим внуком, с моей дочерью». Убийство Зои Федоровой 10 декабря 1981 года Зоя Федорова была застрелена в собственной квартире, ее тело обнаружила соседка и племянник актрисы с женой. Убийца так и не был найден, хотя следствие велось более четырех лет. Выдвигались разные версии мотивов убийства, и политическая, и криминальная, и бытовая, и шпионская, но к преступнику ни одна из них не привела. Панкин рассказывал: «Она была убита выстрелом в затылок из пистолета марки «Зауэр». У преступника был ключ от квартиры.
Жизнь — ухабистая мелодрама. Портрет Зои Федоровой
Дочь актрисы Зои Федоровой не пустили на похороны матери. Виктория Федорова, дочь Зои Федоровой, родилась 18.01.1946 г. в Москве. Дочь позвонила, Зоя Федорова повернулась к телефону, взяла трубку и, в это время раздался выстрел. Зоя Федорова после отъезда дочери продолжала сниматься. Рубрики История без фотошопа Люди и судьбы О Зое Федоровой, заключенной Владимирского централа.
Зоя ФЕДОРОВА
Федоров был арестован по статье 58 УК и приговорен к десяти годам лишения свободы. Став дочерью «врага народа», Федорова мысленно распрощалась со своей звездной карьерой. Однако, как это ни странно, но арест отца практически не отразился на дальнейшей судьбе актрисы. За первые десять лет своей карьеры в кино она снялась в 22 картинах, причем, в большинстве из них в главных ролях. Стоит отметить, что за съемки в фильмах «Музыкальная история» 1940, 7-е место в прокате — 17,9 млн. Однако, как признавалась позднее сама актриса, она мечтала о других ролях — ярких, музыкальных, — а ей приходилось играть героинь, как через кальку списанных друг с друга. Даже пыталась изменить свой имидж, сыграть отрицательную героиню чтоб курила, пила и ругалась как базарная торговка , но таких ролей ей никто не предлагал. Так что не все безоблачно было в тогдашней ее кинокарьере. Между тем в конце 30-х годов изменилась личная жизнь актрисы. Брак с В.
Рапопортом окончательно развалился, и в 1939 году актриса встретила свою настоящую любовь. Этим человеком стал летчик Иван Клещев. Однако оформить свои отношения официально времени у них не хватило — началась война с фашистской Германией. Клещев ушел на фронт, и в одном из боев под Сталинградом его самолет был сбит. Летчика спасло чудо — он выжил, получив тяжелые ранения. Более месяца пролежав в госпитале, его выписали с диагнозом «не годен к полетам». После этого Героя Советского Союза Ивана Клещева распределили для дальнейшего прохождения службы в отдел по расследованию авиакатастроф. В отличие от него, Федорова была несказанно рада такому повороту событий и уже мечтала о свадьбе. Однако судьбе было угодно расставить все по-своему.
В один из дней И. Клещев вылетел к месту очередной катастрофы под Тамбовом, и самолет, в котором он находился, был атакован вражеской авиацией. В неравном бою самолет Клещева был сбит и разбился. Так Федорова вновь осталась одна. Надо отдать должное Зое Федоровой, несмотря на драматизм всего происходящего в стране и в ее личной судьбе, она не прекращала попыток вызволить из тюрьмы отца. Для этого ей даже пришлось напроситься на прием к Лаврентию Берии. Этот человек тайно симпатизировал знаменитой актрисе и готов был многое для нее сделать в обмен на ее благосклонность. По воспоминаниям многих, через такую «помощь» Берии тогда прошли многие известные женщины страны. Вполне вероятно, что не избежала этой участи и Федорова.
В результате в конце лета 1941 года ее отца выпустили на свободу. Однако годы отсидки не прошли для 56-летнего А. Федорова даром. Из-за обморожения в лагере ему ампутировали пальцы на обеих руках. Жизнь на свободе продолжалась для него недолго, и 22 сентября 1941 года Алексей Федоров скончался. А вскоре Федорову и двух ее сестер постигло новое горе — на фронте погиб их младший брат Иван. Тем временем Л. Берия не бросил своих попыток ухаживать за знаменитой актрисой. В декабре 1943 года он пригласил ее к себе в особняк на улице Качалова, объяснив свое приглашение просто: «Моя супруга любит вас и хочет отметить ваш день рождения в узком кругу».
Отказать всесильному наркому Федорова не смогла, хотя в душе глубоко презирала его. В гостях терпения актрисы хватило только на первый час общения с Берией. Когда выяснилось, что никакой жены наркома на вечеринке не будет, что эту встречу организовал лично он, Федорова внезапно вспылила и оскорбила Берию. Тот тут же приказал ей убираться из его дома. Когда она вышла на улицу, Берия догнал ее на крыльце и вручил ей букет роз. При этом он мрачно произнес: — Это букет на вашу могилу! После этой встречи и грозного предупреждения Берии актриса ждала только одного — ареста. Однако его тогда так и не последовало. Постепенно жизнь вошла в свое русло, и Федорова успокоилась.
Она не могла даже догадаться, какие события ждут ее. Осенью 1942 года Федорова, будучи на выставке американского кино в Москве, познакомилась с корреспондентом американской газеты «Юнайтед пресс» Генри Шапиро. Он ввел ее в круг своих друзей, среди которых оказался заместитель главы морской секции американской военной миссии Джексон Тэйт. Их первая встреча произошла в январе 1945 года на торжественном приеме в особняке на Спиридоновке. На следующий день после приема Тэйт внезапно пригласил актрису в ресторан «Москва». Так началось их знакомство, которое переросло в любовь. Эта история породила массу слухов на много лет вперед. Например, некоторые источники будут утверждать, что актриса, став негласным агентом МГБ, была специально введена в круг американских дипломатов. Однако кураторы Федоровой от МГБ, видимо, не учли того, что она была обыкновенной женщиной, которая не смогла устоять перед чарами американского красавца капитана.
Видимо, этим объяснялась и последовавшая после знакомства с Тэйтом беременность Федоровой. Правда, рождение дочери Виктории она появилась на свет 18 января 1946 года отец так и не застал. После окончания войны американцы из наших союзников превратились во врагов, и связь Федоровой с Тэйтом не могла закончиться хеппи-эндом. Даже непонятно, на что она рассчитывала в то время, решив родить от американского дипломата ребенка. В июле 1945 года актрису внезапно отправили на гастроли в Крым, и в это же время Тэйт получил распоряжение советских властей в течение ближайших сорока восьми часов покинуть пределы СССР. Когда Федорова вернулась в Москву, ее любимого там уже не было. Джексон Тэйт получил новое назначение на военно-морскую базу рядом с Сан-Педро в Калифорнии. Он ничего не знал о судьбе Федоровой и даже не представлял, что она родила ему ребенка. Но ответа не было.
И вот когда он уже потерял всякую надежду что-либо узнать, на его имя внезапно пришло короткое послание, отправленное из Швеции. В нем сообщалось, что Федорова вышла замуж за некоего композитора и счастливо растит с ним двоих детей. Подписи под этим письмом не было. Кто написал это письмо, так до сих пор доподлинно неизвестно. Но доля правды в нем была. Еще в начале 40-х она познакомилась с композитором Александром Рязановым, стала в его джаз-квартете вокалисткой. Когда вышел указ о наказании матерей-одиночек, Рязанов предложил ей расписаться, но Федорова ему отказала, а затем согласилась. Скорее всего она испугалась и хотела скрыть факт рождения ребенка от иностранца и поспешила выйти замуж за соотечественника. Однако от тюрьмы это ее так и не спасло.
Первые признаки того, что у нее над головой сгущаются тучи, Федорова почувствовала еще в августе 1946 года. Именно тогда она обнаружила, что за нею следят. А в начале зимы того же года, явившись с утра в свой Театр киноактера, она вдруг заметила, что со стены исчез ее портрет. Теперь вместо него висело изображение другой актрисы. Это было плохое предзнаменование, и оно вскоре действительно сбылось. Более полугода она провела во внутренней тюрьме на Лубянке, где ее методично подвергали систематическим издевательствам обливали кипятком, били, не давали спать. Наконец 15 августа 1947 года Федорова и еще шесть человек были приговорены за шпионаж в пользу иностранных государств к 25 годам тюремного заключения. После приговора Федорова пыталась повеситься в камере лефортовского тюремного изолятора, однако бдительные надзиратели не позволили ей довести дело до конца.
Мать, Екатерина Федорова, вела домашнее хозяйство и воспитывала трех дочерей и сына Ивана. События 1917 года внесли в размеренную жизнь семейства Федоровых существенные коррективы. Отец с восторгом поддержал революционное движение, вступил в большевистскую партию и стал идейным ленинцем. Он начал быстро продвигаться по карьерной лестнице и уже в 1918 году перебрался с семьей в Москву, заняв должность начальника паспортной службы Кремля. Зоя Федорова в молодости Федоровы получили шестикомнатную меблированную квартиру в центре столицы, но, несмотря на высокий пост, глава семейства оставался простым и скромным человеком и две комнаты отдал посторонним людям. Зоя росла творческой артистичной девочкой, с ранних лет обожала петь и танцевать, охотно декламировала стихи и совершенно не боялась выступать перед публикой. В школьные годы увлеклась театром, посещала драмкружок и мечтала стать знаменитой актрисой. Отцу эта идея не нравилась — он хотел для дочери стабильного будущего и надежной профессии, поэтому сразу после окончания школы устроил ее счетчицей в Госстрах. Молодая Зоя Федорова Работа была скучной и монотонной, единственной отдушиной для молодой красивой девушки были танцы, куда она бегала по вечерам. На одной из таких вечеринок она познакомилась с военнослужащим Кириллом Прове и влюбилась в него без памяти. Офицер и правда был хорош собой, к тому же прекрасно танцевал и играл на рояле. Он красиво ухаживал за Зоей, и неизвестно, чем закончился бы этот роман, если бы в 1927 году Кирилла не арестовало ГПУ по подозрению в шпионаже. Федорову тоже вызывали на Лубянку, но в итоге молодую влюбленную девушку пожалели и после нескольких допросов оставили в покое. Это было ее первое, и, увы, не последнее знакомство с органами. Актерская карьера В 1928 году Зоя, несмотря на протесты главы семьи, поступила в театральное училище, которым руководил выдающийся советский режиссер Юрий Завадский. Через два года учебное заведение закрылось, и студенты оказались не у дел. Федорова уже собиралась вернуться в ненавистный Госстрах, но в последний момент все же сумела поступить в театральное училище при Театре Революции, которое успешно окончила в 1934 году. Сниматься в кино Зоя начала еще студенткой-второкурсницей. Ее дебютом на экране должна была стать крошечная роль жены Чуточкина в художественном фильме «Встречный» 1932 , но при монтаже эпизод с участием Федоровой вырезали. Зоя ужасно расстроилась, ведь она пригласила на премьеру всех своих родственников и знакомых. Этот досадный инцидент лишь раззадорил девушку, ведь она всегда отличалась твердым характером и привыкла добиваться своих целей.
А 7 июня того же 1975-го, за несколько дней до окончания срока действия туристической визы, Виктория вышла замуж за гражданского летчика Фредерика Ричарда Поуи. Возвращаться в Советский Союз она не собиралась. Виктория не приедет на похороны матери, хотя ради нее их несколько раз переносили. По словам знакомых, она была убеждена, что Зою Алексеевну убрали по приказу советских спецслужб, и если она пересечет границу, ее тоже убьют. Дошло до беспрецедентного: она даже просила в случае приезда гарантий собственной безопасности. Интересно, как она это себе представляла. До сих пор приходится читать, что убийство Федоровой — дело рук «особой пятерки» КГБ, специального подразделения для устранения ненужных людей. Актриса не скрывала своих планов перебраться к дочери за океан, но она слишком много знала и была устранена в назидание: даже элитам нельзя выходить из-под контроля. Вот только непонятно, о чем таком — даже принимая во внимание многолетнее сотрудничество с органами — она могла рассказать? Зачем ее «убрали» так грубо, при помощи пули? И как объяснить, что до убийства она трижды побывала в гостях у дочери, проведя там в общей сложности год? К 1981-му, когда Зоя Алексеевна вновь подала прошение на выезд, ситуация несколько обострилась. Виктория издала в Америке книгу «Дочь адмирала» и надеялась на голливудскую экранизацию. К тому же она как раз снялась в картине о жизни гонимой в СССР православной поэтессы Юлии Вознесенской, которую в Союзе сочли антисоветской. Федорова действительно не скрывала от своего окружения, что на этот раз не планирует возвращаться. За два года до убийства она продала дачу. И жила, как смогли убедиться милиционеры, «на чемоданах»: на Кутузовском были изъяты три пустых подрамника, множество бирок от ювелирных украшений. В этом не было ничего удивительного: в ситуации, когда легально вывезти из страны наличность не представлялось возможным, «отъезжанты» старались перевести все свои средства во что-то материальное. Известно, например, как танцовщики из тех, кто победнее, переводили все свои деньги в балетную одежду, которую на Западе можно было выгодно продать. Но это породило еще один ворох версий: якобы еще с начала 1970-х актриса входила в так называемую бриллиантовую мафию. В Москве даже шептались, что после убийства в квартире обнаружили чемодан с драгоценностями, который бесследно исчез. Зоя Федорова, дочь Виктория, зять Фредерик и внук Кристофер, 1978 г. Если предположить, что у Федоровой действительно хранились уникальные ценности, ее убийство ложится в один ряд сразу с несколькими громкими преступлениями тех лет. Когда убили Федорову, главный подозреваемый, одесский налетчик Бец, был в бегах впоследствии он погибнет в перестрелке. А спустя 19 дней после выстрела на Кутузовском неизвестные обчистили дрессировщицу Ирину Бугримову. Через короткое время в Шереметьево задержали курьера, у которого обнаружили часть похищенного. По этому делу был задержан артист Большого театра Борис Буряце, который в то время являлся любовником Галины Брежневой. После смерти Брежнева силовые структуры боролись за передел власти, в том числе и в медийном поле, так что дорога для «алмазного» следа была хорошо протоптана. Прежде всего «бриллиантовую мафию» связывали с именами входивших в брежневский круг бывшего министра МВД Щелокова и его жены Светланы. Говоря грубо, схема действовала следующая: в СССР каждые несколько лет происходило существенное повышение цен на ювелирные изделия, решение о котором принималось на самом верху. Незадолго до «часа Х» посвященные скупали целые партии ювелирки по старым ценам, чтобы впоследствии продать их втридорога. А Федорова при этом чуть ли не обеспечивала связь между партийными чиновниками и преступным миром. В том числе переправляла вещи за границу. То же касалось и антиквариата. Якобы в секретном досье КГБ содержится информация, что именно актриса снабжала танцовщика предметами старины, чем впоследствии пыталась его шантажировать. Узнав о том, что Федорова собирается в США, Нуреев решил убрать свидетеля своего незаконного бизнеса. Наконец, еще одно предположение: чекисты будто бы собирались захватить Федорову с поличным при отъезде в Америку, и Зою мог убить кто-то из членов мафии, чтобы не допустить разоблачения. С другой стороны, по версии прозаика Юрия Нагибина, автора напечатанного в перестроечном «Огоньке» рассказа «Афанасьич», убийство заказал сам министр Щелоков, чтобы завладеть ее бриллиантом, который очень понравился его жене. Но, похоже, что если доказательства бриллиантовой версии и были, то косвенные. Например, обширные знакомства актрисы, в записной книжке которой было обнаружено 2032 телефона и 1398 почтовых адресов. Также следствию было известно, что незадолго до смерти актрисе предлагали купить бриллиантовый гарнитур, но она отказалась, потому что, мол, уже приобрела кольцо примерно за 50 тыс. Приложила руку и Виктория, которая уже в начале 1980-х якобы требовала у Министерства иностранных дел!
Согласно воспоминаниям Федоровой, они мечтали о свадьбе, детях и даже запланировали, что если родится дочь, то названа она будет в честь победы над гитлеровской Германией — Викторией. Неожиданно для Федоровой в апреле Тейта выслали из страны. Ее тем временем отправили на гастроли в Крым. Последующие годы английский дипломат пытался связаться со своей советской возлюбленной. Но на свой запрос получил ответ: «Зоя Федорова вышла замуж за советского музыканта, имеет двоих детей, счастлива в браке». Она действительно вышла замуж за советского композитора. Таким образом пыталась спасти себя и ребенка Федорова Зоя Алексеевна. Когда родилась дочь, актриса уже оформила фиктивный брак. Арест Джексон Тейт долгое время ничего не знала том, что в Советском Союзе у него родилась дочь. Как не знал и о том, что Федорову арестовали в 1945 году. Дабы скрыть беременность от иностранца, она вышла замуж за друга, музыканта Александра Рязанова. Однако о том, что Федорова ждет ребенка от Тейта, на Лубянке, безусловно, было известно. В декабре 1945 года среди ночи за Федоровой приехали, отвезли на допрос, который продолжался несколько суток. Актрисе было предъявлено обвинение в шпионаже и даже покушении на Сталина. Федоровой дали двадцать лет. Она пыталась покончить с собой в камере, но это ей не только не удалось, но еще и вызвало гнев тюремщиков. Федорову подвергли жестокому избиению. В тюрьме актриса обросла многочисленными знакомствами, которые давали о себе знать годы спустя, на свободе. Согласно воспоминаниям Федоровой, выжить ей помогла Лидия Русланова, с которой она встретилась и подружилась в заключении. Мать и дочь Арестована была не только Федорова, но и ее близкие родственники. Одну из сестер отправили в ссылку. Викторию — дочь актрисы — женщина взяла с собой. Девочка до девяти лет не знала о том, кто ее родная мать. Федорова попала под амнистию. Ее освободили в 1955 году. Ей было сорок пять лет. Не было ни жилья, ни работы. Но вскоре ситуация поменялась. Актриса снова стала сниматься в кино, а затем и получила квартиру. Зоя Федорова и ее дочь переехали в один из самых престижных районов Москвы. В квартире на Кутузовском прошли последние годы актрисы. В шестидесятые годы Федорова вела весьма активный образ жизни. Она снялась в таких фильмах, как «Слепая птица», «Алые паруса», «Взрослые дети», «Сказка о потерянном времени». Согласно воспоминаниям коллег, она была человеком чрезвычайно общительным и открытым. А потому события декабря 1981 года повергли многих в шок. Виктория Дочь Федоровой также стала актрисой. Она сыграла несколько ролей в кино. Но в конце семидесятых годов она отказалась от советского гражданства. Стоит сказать, что и ее мать несколько раз летала в США, где встречалась с Тейтом, а затем и навещала Викторию. В те времена путешествие по Штатам для обычного советского человека было сродни полету в космос. Федорова же беспрепятственно летала за океан. Свои детские и юношеские воспоминаниям Виктория изложила в книге «Дочь адмирала». В США она снялась в нескольких фильмах, но из-за языкового барьера была вынуждена оставить актерскую профессию. Виктория Федорова ушла из жизни в 2012 году, после продолжительной болезни.
Смотрите также
- Тайна смерти Виктории Федоровой. Биография и личная жизнь дочери Зои Федоровой / Тайны смерти
- Зоя Федорова: фильмография и биография ::
- Алкоголизм и последняя любовь Джон Дуайер
- О Зое Федоровой, заключенной Владимирского централа
- Зоя Фёдорова - актриса - биография - советские актрисы - Кино-Театр.Ру
- Выстрел в затылок: тайна убийства заслуженной советской актрисы
Зоя Фёдорова: актриса и алмазная контрабандистка
Фёдорова, Зоя Алексеевна | это... Что такое Фёдорова, Зоя Алексеевна? | Как бы то ни было, после рождения дочери Виктории Зоя Федорова была арестована и получила 25 лет лагерей усиленного режима. |
Виктор Мережко: Виктория Фёдорова била своих мужчин! | Зоя Федорова с дочерью Викторией и внуком Кристофером. |
Зоя фёдорова - биография, новости, личная жизнь, фото, видео - | Зоя Фёдорова учит играть на рояле свою дочь Вику. |
Зоя Фёдорова - актриса - биография - советские актрисы - Кино-Театр.Ру | Жизнь Зои Фёдоровой и её дочери Виктории — это драматическая семейная сага, местами напоминающая лихо закрученный шпионский боевик,оставляющей и сейчас слишком много вопросов. |
Убийство Зои Федоровой (Алексей Кузнецов 16) / Проза.ру | Но Зоя Федорова не успевает сообщить, что она беременна Тейту, его высылают в США по подозрению в шпионаже. |
По стопам матери
- Зоя Фёдорова - биография, новости, личная жизнь, фото, видео -
- Убийство кинозвезды
- Кто и почему убил актрису Зою Федорову?
- Кто и почему убил актрису Зою Федорову?
- Зоя Федорова: фильмография и биография
фотографии >>
- Убийство кинозвезды
- Московский детектив: так все-таки кто убил Зою Федорову?
- Трагическая семейная история актрисы Зои Федоровой и ее дочери Виктории
- Борис Соколов: кто убил Зою Федорову?