Главная страница Пресс-центр Новости120 лет со дня рождения Валерия Павловича Чкалова. 1929–1930 годы Валерий Чкалов руководит школой планеристов и работает инструктором при Осоавиахиме Ленинграда. С 1933 года жизнь Валерия Чкалова снова меняется – его переводят в летчики-испытатели на авиационный завод в Москве.
Валерий Чкалов. Легендарный авиатор и любимец Сталина
В 1929-1930 гг. Валерий Чкалов работал летчиком-инструктором Ленинградского аэроклуба, руководил школой планеристов. В 1930 г. Совершил более 800 испытательных полетов. Участвовал в первом вылете и испытаниях системы "Звено-1" бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях. В 1931 г. В январе 1933 г. Летчик-испытатель В 1933-1936 гг. Валерий Чкалов был летчиком-испытателем Московского авиазавода им. Провел испытания истребителей И-15 и И-16, а также опытного истребителя И-17.
Придумал и первым выполнил новые фигуры высшего пилотажа - восходящий штопор и замедленную бочку. Всесоюзную известность получил как командир экипажа самолета АНТ-25 второй пилот - Георгий Байдуков, штурман - Александр Беляков , совершившего в 1936-1937 гг. Удд ныне - о. Чкалова в Сахалинском заливе Охотского моря. Протяженность полета составила 9 тыс. Ванкувер США, шт.
Сталину совершить подобный перелет в Соединенные Штаты Америки через Северный полюс.
Сталин дает добро, и 18—21 июня 1937 года впервые в истории мировой авиации экипаж В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова совершает беспосадочный перелет на самолете АНТ-25 через Северный полюс в Америку за 63 часа 16 минут. За это по возвращении все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени. Мечта исполнилась. Чкалова спешно вызвали из очередного отпуска для проверки нового истребителя.
Несмотря на многочисленные неисправности самолета, было принято решение подниматься в воздух. Казалось, все шло относительно благополучно, но перед самой посадкой двигатель замолчал и самолет начал стремительно терять высоту. Опытная рука пилота до конца удерживала штурвал, уводя машину от жилых домов. Вроде бы все обошлось, но в последний момент самолет зацепился крылом за электрические провода и, резко развернувшись, рухнул на дровяные склады. От падения Валерия Павловича выбросило вместе с креслом из кабины, он получил тяжелую травму головы и умер спустя 2 часа в Боткинской больнице. Похороны состоялись в Москве. Урна с прахом Чкалова помещена в Кремлевскую стену.
Все, кто имел причастность к организации испытаний, получили длительные сроки лишения свободы. И до сих пор ведутся споры, кто был главным виновником гибели летчика, кому эта смерть была выгодна, почему именно Чкалова отозвали из отпуска.
Стал военным лётчиком-истребителем. С 1930 года — лётчик-испытатель, один из лучших в стране. В историю вошли два рекордных перелёта Чкалова — из Москвы на Дальний Восток, с посадкой на острове Удд в Охотском море.
Рязанов, Н. Чесноков; [худож. Федоров, Л.
В атаку! Самородок с берегов Волги : [документальная повесть: о В. Об авторе: Полухина И.
Наш поселок связан с именем великого летчика тем, что здесь жили его родители до переезда в Василево ныне г. Чкаловск и до сих пор живут родственники героя. Фамилия Чкалов распостранена на поселке.
Многие выпускники школы являются родственниками В. Чкалова по отцовской и материнской линии. Директор школы: Мусатов Владимир Александрович, т.
Чкалова успевала воспитывать своих внуков: Елену, Валерия и Марию, принимала участие в воспитании правнуков — Екатерины, Дарьи и Игорька. Не успела она воспитать только младшего сына Игоря Александра, а сейчас появилась и первая праправнучка Ксения, дочка Кати.
комментарии
- 2 февраля исполняется 115 лет со дня рождения легендарного Валерия Чкалова | Вечерний Барнаул
- Валерий Чкалов. Легендарный авиатор и любимец Сталина
- комментарии
- Биография Валерия Павловича Чкалова
- Валерий Павлович Чкалов - биография, фото
Валерий Чкалов: лихая жизнь и странная смерть любимого «сокола» Сталина
Однако время было неспокойное, и в 1918 году ресмесленное училище закрыли, а Валерий, так и не окончив его, возвратился домой. Четырнадцатилетний широкоплечий невысокий парнишка был не по годам силен, и отец устроил его подсобным рабочим к себе на завод. Проработав полгода молотобойцем, молодой Чкалов устроился на должность кочегара в Волжское пароходство. Самолет он впервые увидел в 1919 году на Волге.
Любуясь кружившимся в небе летательным аппаратом, у него возникло непреодолимое желание пережить ощущения полета, почувствовать себя в небе. После этого Валерий Чкалов всерьез «заболел» авиацией. Изначально его желание казалось несбыточным.
Уволившись с работы, он отправился в Новгород и вступил в ряды Красной Армии. Через некоторое время ему удалось получить направление в местный авиационный парк на должность слесаря-сборщика самолётов. Чкалов покрывал фюзеляжи и самолетные плоскости лаком, плел тросы и наблюдал за опытными мотористами, ремонтировавшими летную технику.
Работа ему нравилась, он успевал и свои задания выполнять, и помогать другим, параллельно изучал техническую документацию. За любознательность и усердие Валерия полюбили механики и летчики. Иногда его даже брали в полет.
Побывав в небе, Чкалов ясно понял, что иной жизни быть у него не может. И, наконец, его мечта осуществилась — в 1921 году он добился направления в Егорьевскую авиашколу. Там начался трудный перид, Валерию необходимо было изучить не только специальные предметы, но и общеобразовательные, такие как физика, математика, русский язык, политграмота.
Чкалов учился упорно и настойчиво, старался не отставать от своих товарищей. Весной 1923 теоретическая школа ВВС была им успешно окончена, все выпусники получили звание краскома красного командира и были сразу же направлены в Борисоглебскую военную авиашколу для практических занятий. В Борисоглебск Чкалов прибыл 16 апреля 1923 года.
В числе преподавателей и летчиков-инструкторов школы было немало участников гражданской войны. От них курсанты узнали много интересного и поучительного о славных делах первых красных летчиков, самоотверженно боровшихся с врагами на Южном фронте, под Царицыном, у Каховки, в Туркестане и других местах. Чкалов слушал рассказы о воздушных боях с белогвардейцами и интервентами с огромным интересом.
Подобные беседы имели большое значение, способствуя формированию характера, патриотических чувств и любви к своей Родине у будущего авиатора. Все свободное время Чкалов отдавал работе. Он участвовал в перестройке кавалерийского манежа, помогал на аэродроме и в ангаре, трудился в мастерской на сборке самолетов, занимался в библиотеке.
Кроме того энергичный и общительный волжанин успевал поучаствовать в художественной самодеятельности и поиграть в футбол. Инструктором его группы был Очев Вениамин Алексеевич — требовательный и строгий летчик. Занятия по летному мастерству начались с рулежки на самолете «Моран-Парасоль».
Курсанты учились управлять аппаратом при разбеге на земле, имитировали взлет и посадку. Чтобы самолеты не могли взлететь, с плоскостей у них была снята обшивка. Чкалов с упражнением справился на отлично, закончив рулежку в числе первых в группе и получив допуск к самостоятельным полетам.
Дальнейшие занятия лишь подтвердили его незаурядные способности, неукротимую жажду летать, напористость в достижении поставленных целей. Первый выпуск летчиков новой авиационной школы состоялся 9 октября 1923 года. В аттестате Валерия стоит запись: «Чкалов являет собой пример внимательного и осмысленного летчика… Быстро соображает, действует энергично и решительно, умеет раскрывать причины ошибок и удачно их исправлять.
Хорошо чувствует скорость полета и самолет…». Осенью 1923 десять лучших летчиков из первого выпуска отправились в Москву в военно-авиационную школу. Инструктор Александр Иванович Жуков на боевых немецких «фоккерах» и английских «мартинсайдах» обучал Чкалова фигурам высшего пилотажа.
Здесь же будущий авиатор учился командовать группой. В мае 1924 Чкалов успешно окончил и это учебное заведение, получил свидетельство военного летчика и тут же был направлен в Серпухов в высшую авиашколу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Он попал в отряд Михаила Михайловича Громова — прекрасного педагога, великолепного летчика и просто душевного человека.
В своих воспоминаниях бывший инструктор М. Громов так характеризовал Валерия Павловича: «На всех стадиях обучения он постоянно был первым. Чкалов не знал колебаний: сказал — сделал.
Шел, как говорится, напролом. В решительную минуту отбрасывал все, мешавшее ему достигнуть успеха… Чкалов не умел бояться. Самые смелые планы исполнял раньше, чем могло бы возникнуть чувство страха.
Быстрота действий у него равнялась быстроте соображения». В ноябре 1924 Чкалов стал летчиком-истребителем, попрощался с Серпуховом и убыл в первую Краснознамённую истребительную эскадрилью, созданную из отряда прославленного летчика Нестерова. Валерий был направлен в звено Москвина, получив для первых тренировочных полетов потрепанный и повидавший множество мастерских французский «Ньюпор-24-бис».
Упорядоченная повседневная служба вскоре начала угнетать Чкалова. Молодому летчику было не под силу ограничиться подчинением приказу — в воздухе он ловил вдохновение, страстно нуждался в творчестве, проявлении себя. Несмотря на имевшиеся в те годы запреты, он самостоятельно начал отрабатывать фигуры высшего пилотажа, а кроме того совершенствовать методику обучения личного состава.
Уже через неделю двадцатилетний Чкалов за рискованные полеты на стареньком «ньюпоре» оказался на гауптвахте — в первый, однако далеко не в последний раз. Необходимо отметить, что огромную роль в его судьбе сыграл командир эскадрильи Иван Панфилович Антошин, ставший впоследствии начальником Одесской авиашколы. Подумал Иван Панфилович и о безопасности Чкалова, пересадив его на более современный и прочный немецкий истребитель «Фоккер Д-7».
Во время полетов Валерий Павлович всегда ставил, на первый взгляд, невыполнимые задачи, старался выжать все возможное из себя и из машины. И за это имел серьезные проблемы с начальством. Ни в одном источнике не указано точно, сколько раз отважный летчик пробыл на гауптвахте, сколько получил взысканий и сколько раз отстранялся от полетов.
Только десять суток он отсидел за полеты вниз головой, еще десять — за эксперимент с мертвыми петлями. Поспорил, что сделаю пятьдесят петель, а вошел во вкус и прокрутил все двести», — объяснял потом Валерий комэску. За пролет между двумя рядом растущими деревьями боком — пять суток, за ставший легендой пролет под Троицким мостом в Ленинграде — пятнадцать суток.
Когда об этом происшествии узнал командир эскадрильи, он спросил Чкалова: « А ты представляешь, что случится, если все наши летчики попытаются завтра сделать то же?
В это время в Липецке обучались иностранные в основном немецкие лётчики-истребители. В показательных полётах Чкалов занял 1-е место. В честь 10-й годовщины Октябрьской революции в Москве был организован военный парад. Чкалов был среди участников этого праздника и ему было разрешено делать фигуры высшего пилотажа на малой высоте. Сын Игорь родился 1 января 1928 года. Чкалову — 23. В Брянске Чкалов совершил аварию. На перелёте из Гомеля в Брянск в составе звена он был левым ведомым.
Ведущий звена, старший лётчик И. Козырев, вёл звено на предельно малой высоте, меняя её в зависимости от высоты местных предметов и доводя до 3-5 метров. При подлёте к железной дороге Унеча — Орша Чкалов врезался в железнодорожные провода и потерпел аварию. В приказе начальника ВВС Белорусского военного округа были определены виновники аварии: ведущий Козырев и ведомый Чкалов, но командование авиабригады решило строго наказать только Чкалова. Он был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на 1 год лишения свободы, а также был уволен из Красной армии [13]. Из письма Чкалова к жене Ольге: «Вчера был мне суд. Судили без свидетелей и защиты в закрытом заседании. Присудили к одному году лишения свободы … Сегодня беседовал с военкомом бригады, он очень удивлен приговором и завтра едет в Смоленск для выяснения и ходатайства о снятии с меня приговора … Военком бригады говорит, что мы вас во что бы то ни стало сохраним для воздушного флота … Вины никакой за собой не чувствую и объясняю это так, как сказал один командир здесь.
Будь это не Чкалов на моем месте после аварии, то не было бы ничего. Значит, я им бельмо на глазу, от которого хотят избавиться в том отношении, чтобы Чкалов никогда не лез со своими указаниями на их неправильные действия …» Отбывал наказание Чкалов не год, а 16 дней, с 3 по 19 января 1928 года. По ходатайству Я. Алксниса и К. Ворошилова наказание было заменено на условное. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и до ноября 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме , где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.
Помимо главного пилота, на борту самолета находились: второй пилот Г. Байдуков и штурман А. На пути команду подстерегало немало сложностей. Через 5 часов полета команда обнаружила утечку топлива, но капитан не стал возвращать машину обратно.
Через какое-то время утечка прекратилась. Вторая проблема заключалась в плохой видимости. Навигационное оборудование было минимальным: секстант, хронометр и солнечный указатель. Благодаря опыту и мастерству экипажа, самолет не сбился с намеченного пути даже в условиях полного отсутствия видимости. Маршрут полета Третья проблема состояла в отрицательной температуре на борту машины. Греться пилоты могли сугубо за счет теплой одежды. Четвертая — в недостатке провизии. Чтобы взять больше топлива, экипаж снизил количество провизии до минимума: вместо положенных 350 кг — всего 100 кг съестных запасов. На всем пути следования был риск обледенения лопастей и элементов самолета. Уже над европейской частью, встретившись с циклоном, пришлось использовать антиобледенитель винта.
С угрозой обледенения боролись путем регулирования высоты полета — то поднимались над облаками, то спускались ниже их. Система охлаждения очень быстро вышла из строя. Это могло в любую минуту спровоцировать отказ двигателя. Чкалов Несмотря на все сложности, уже через сутки команда добралась до Северного полюса. Не оправдались прогнозы, что высота облачности в центральной части полярного бассейна будет на уровне 3—5 тыс. На канадской территории приходилось поднимать машину до 5750 км и выполнять полет при полном отсутствии видимости. Обледеневшую машину постоянно трясло. Приходилось снижать обороты двигателя до минимальных значений. Тут подстегала еще одна опасность — Скалистые горы. Приходилось подниматься до уровня более 6 тысяч км и управлять машиной практически вслепую.
Постепенно заканчивался кислород. За бортом было -20 градусов. Запаса топлива не осталось. Из-за сильных ветров был допущен сильный перерасход топлива. Надежность самолета, опыт, знания, героизм и, возможно, немного удачи позволили самолету достичь своей цели. Общее время полета — 63 часа. Протяженность пути — 8504 км. Побить рекорд дальности, установленный экипажем под руководством Громова, не удалось. Чествование экипажа в Нью-Йорке Но американцы встретили экипаж как настоящих героев. Президент Рузвельт провел с отважными советскими летчиками двухчасовую, вместо запланированной 15-минутной, беседу.
В Нью-Йорке устроили торжественное чествование выдающихся летчиков. Их встречал лично И. Сталин и толпы восторженных соотечественников, засыпавших героев цветами и овациями. Встреча экипажа в Москве Важность перелета 1937 года Опыт дальних перелетов в советские времена бесценен.
Мечтая об авиации, в пятнадцать лет вступил добровольцем в Красную армию и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов. Окончил Серпуховскую высшую авиационную школу. Стал военным лётчиком-истребителем.
Валерий Чкалов. Легендарный авиатор и любимец Сталина
Поскольку состояние самолётов зачастую не позволяло этого делать, а каждый советский пилот был на особом счету, каждая выходка Чкалова помимо восторга от его мастерства вызывала ещё и закономерное недовольство начальства. Особенно после того, как он так усердно опробовал новенький самолёт, едва прибывший из-за границы, что его сразу же пришлось подвергнуть серьёзному ремонту. Сначала его пытались увещевать на словах. Поняв, что это не работает, стали применять к нему дисциплинарные методы воздействия. Чкалов едва ли не прописался на гауптвахте, но всё равно не мог удержаться от лихачества и пируэтов, садясь за штурвал самолёта. Возможно, командиры части и закрывали бы глаза на проделки пилота, но недовольство раздолбайством юного лётчика стали высказывать политические органы армии. Непосредственный командир Чкалова Шелухин свидетельствовал: "Моё внимание обратил на него и начальник спецвойск, и заместитель по политчасти, которые требовали от меня либо коренным образом переделать психологию Чкалова путём тщательного воспитания, либо отдать под суд и уволить его из армии.
Мне было сказано, что Чкалов — хороший лётчик, но исключительно недисциплинированный человек, не хочет выполнять распоряжений, требований и приказов… Мне сказали, что он злостно нарушает приказы, увлекается выпивкой и морально-отрицательно влияет на окружающих товарищей". В конце концов одно из очередных его нарушений дисциплины правда, не в воздухе, а на земле привело к тому, что 21-летний пилот оказался под трибуналом. После отбытия очередной длительной гауптвахты Чкалов как следует отметил своё освобождение алкоголем, после чего явился на аэродром для участия в полётах. Его состояние было замечено, и Чкалова отстранили от полётов. Однако он так разошёлся, что наотрез отказывался признавать своё отстранение, порывался сесть в самолёт, громко бранился. А когда его отвезли в город, размахивал руками, кричал и всячески привлекал к инциденту внимание прохожих.
За недостойную выходку Чкалова отдали под трибунал, который учёл как его хорошие характеристики отличный и смелый пилот , так и отрицательные постоянный обитатель гауптвахты , и приговорил к году заключения. Однако, учитывая молодость и первую судимость, срок сократили до шести месяцев. Кроме того, Чкалов был исключён из рядов армии. За него ходатайствовали знакомые, не желавшие терять талантливого пилота и надеявшиеся обуздать его темперамент. Чкалову не было равных в своей части в мастерстве управления. Но не было равных и в недисциплинированности.
Оказавшись в воздухе, он забывал про всё на свете, что порой приводило к серьёзным неприятностям. Так, во время одного из учебных боёв Чкалов настолько увлёкся, что уронил самолёт своего товарища. И тем не менее в части его хотя и ругали, но ценили. Он был единственным, кто умел делать петлю Иммельмана на неприспособленных для этого самолётах, у остальных пилотов этого не получалось. Поэтому неудивительно, что Чкалову, несмотря на его частые воздушные хулиганства, доверили ответственнейшее дело — участвовать в параде ВВС на 10-летии годовщины Октябрьской революции, на котором присутствовало высшее руководство. Сделав несколько сложных фигур высшего пилотажа, Чкалов сорвал овации зрителей, а сам Ворошилов распорядился выписать лётчику денежную премию за высочайшее мастерство.
Чкалов вернулся в часть знаменитостью, но скоро вновь взялся за своё. Очередное падение Лётчики Валерий Чкалов в центре , Георгий Байдуков слева и Александр Беляков сидят около самолёта после приземления на острове Удд впоследствии остров Чкалова в Охотском море из-за штормовой погоды во время беспосадочного перелёта Москва — Дальний Восток. При приземлении он задел задним колесом край оврага, так что у самолёта отломился хвост. Комиссия, разбиравшая этот инцидент, пришла к выводу, что авария стала следствием излишней самоуверенности Чкалова. Его на трое суток посадили на гауптвахту и пригрозили, что в следующий раз отстранят от полётов, если он не будет поддаваться внушениям со стороны командиров. Через две недели произошла вторая авария.
На этот раз летевший на низкой высоте Чкалов зацепился за телеграфные провода и разбил самолёт. Сам он почти не пострадал, отделавшись несколькими ушибами. Хотя отчасти виноват в этой аварии был командир звена, комиссия посчитала, что авария стала следствием грубого нарушения уставов, невнимательности и хулиганства Чкалова. Вместе с командиром звена их отдали под трибунал.
В 15 лет Валерий Чкалов - кочегар парохода - впервые увидел самолет и страстно захотел летать. Вскоре ушел добровольцем в Красную армию, служил слесарем-сборщиком самолетов. И дослужился до комбрига генерала , стал самым знаменитым советским летчиком. Кумиром миллионов мальчишек. Идея принадлежала любимцу Сталина - летчику Сигизмунду Леваневскому. Будущий полет широко разрекламировали в СССР, даже почтовую марку выпустили. Летчик Сигизмунд Леваневский не верил в советских конструкторов. Но мировой рекорд не состоялся. Спустя несколько часов потекло масло из двигателя. Леваневский решил вернуться. За штурвалом был второй пилот Георгий Байдуков. Он хотел продолжить полет, полагая, что все обойдется, техники просто перелили масло при заправке так оно позже и оказалось. Но вспыльчивый поляк достал пистолет... На разборе полета в кабинете Сталина Леваневский в присутствии авиаконструктора заявил: мол, Туполев вредитель, сознательно делает плохие самолеты. И он, Леваневский, летать на них больше не будет! И вообще в СССР нет надежных машин для такого рекорда. Иосиф Виссарионович командировал любимца за океан. Испытатель Валерий Чкалов возмутился «наездом» на Туполева. Но Сталин назначил им другой маршрут: Москва - Петропавловск-Камчатский. Спустя 56 часов беспрерывного полета, преодолев в сложнейших условиях 9375 км, АНТ-25 сел на острове Удд в Охотском море. Все трое получили звания Героя Советского Союза, ордена Ленина. Чкалову вождь подарил самолет У-2, на котором тот позже катал маму и сынишку с друзьями. Остров Удд переименовали в честь летчика. Так испытатель стал знаменитым на весь Союз. Валерий Чкалов в центре , Георгий Байдуков слева и Александр Беляков после приземления на острове Удд 22 июля 1936 года. Кстати, позже Удд переименовали: он стал островом Чкалова. Причем именно через полюс. Расчет был прост: воздушный путь из Москвы до Сан-Франциско через Тихий океан - около 18 тысяч км, через Атлантику - 14 тысяч, через Северный полюс - лишь 9605.
Телеканал МИР 4 030 подписчиков Подписаться 15 декабря 1938 во время испытательного полета разбился легендарный летчик Валерий Чкалов. Официально считается, что при посадке экспериментальный самолет зацепился за провода. Точно известно, что после падения Чкалов был жив, его даже успели доставить в больницу. А дальше версии расходятся. Некоторые источники говорят, что летчик умер через несколько минут после госпитализации.
Его отец был котельщиком казённых мастерских, мать он потерял рано, в 6 лет. Окончив сельскую школу, Валерий поступил в ремесленное училище, по окончании которого, работал кочегаром и молотобойцем. Летная биография началась в 1919 году, когда он, работая кочегаром на пароходах плавающих по Волге первый раз в жизни увидел самолёт. Это побудило его вступить в Красную армию, где он был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолетов. В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу. Он успешно ее окончил и для продолжения учебы был переведен в Борисоглебскую авиашколу. Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года 1923 — 24 практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя. В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком — истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием. Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции.
Биография Валерия Павловича Чкалова
Валерий Чкалов окончил теоретическую школу авиации в Егорьевске, Вторую военную школу летчиков Красного воздушного флота в Борисоглебске и Первую высшую школу красных военных летчиков в Москве. 3 октября 1937 года Валерий Чкалов получил задание совершить полёт на мерной базе на максимально возможной скорости для наиболее точного определения лётных параметров рекордного самолёта «И-16» № 5210671. С 1933 года жизнь Валерия Чкалова снова меняется – его переводят в летчики-испытатели на авиационный завод в Москве. И сегодня еще нет ясности, кто действительно виновен в гибели Валерия Чкалова 13 декабря 1938 года при испытании нового, еще не совсем подготовленного самолета. 20 июня 1937 года, когда совершил аналогичный перелет без посадки по направлению: Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). котельщика Василёвских казённых мастерских.
Первый в мире беспосадочный перелет через северный полюс, легендарный летчик Валерий Чкалов
Знаменитый пилот отбывал наказание в здании на Садовой улице. Гарнизонная гауптвахта построена почти 200 лет назад Карлом Росси. С тех пор здесь мало что изменилось. Решетки на окнах, мрачные камеры размером два на три метра. Нары, на которых лежать разрешается только после отбоя. Освободили летчика стражи только после личного распоряжения Сталина. Но из армии Чкалова все-таки уволили. Потом он работал испытателем военной техники. В Ленинграде жил на улице Теряева, сейчас — улица Вишневского.
Где жила семья его жены — Ольги Эразмовны Ореховой.
В кругу сверстников мальчишка всегда был вожаком и никогда не давал в обиду товарищей. Со слабыми паренёк не дрался. Не боялся тех, кто выше ростом и сильнее. Спустя годы Валерий не менялся и помогал любому, кто нуждался в помощи, не задумываясь и без ожиданий благодарности. В возрасте восьми лет мальчик пошёл в сельскую школу. Ему нравилось учиться. Он был очень добрым и хотел быть похожим на отца, который славился хлебосольством и радушием.
Старший Чкалов мог остаться голодным, но гостя накормил бы обязательно. Сын унаследовал лучшие качества своих предков. Озорной мальчик мог ходить в синяках, но за правду и справедливость стоял до конца. Однажды Валерий услышал о лётчиках и фантастических железных машинах, парящих в воздухе. Мальчик захотел увидеть такую машину, но это было невозможно. Тогда он решил полетать самостоятельно. Друзья нашли для него большой зонт землемера, и маленький Чкалов гордо поднялся на колокольню. Ребёнка спас учитель, которого позвал один из товарищей.
Валерию повезло, взрослый человек успел остановить смельчака. Летом 1914 года началась Первая мировая война. Валерий увлёкся географией и точными науками. Он любил решать самые сложные задачи. За подсказками не обращался. Решал до тех пор, пока решения не находилось. О событиях он узнавал от соседей или от родителей, но сам тоже делал выводы: «У нас вон какая большая страна, а немец на пятаке еле умещается. Разве он совладает с нами?
Нет, конечно! В 1916 году отец послал Валерия учиться в Череповецкое ремесленное училище. Это заведение считалось престижным, но 12-летний подросток прошёл по конкурсу третьим. Здесь учиться было интересней, чем в школе, но ему очень хотелось домой. Одноклассники полюбили Валерия за его честность, открытость и доброту. Мальчик не наушничал, а один раз взял вину на себя за одного проказника. Чкалов стал душой дружной ватаги. В 1917 произошла революция, потом началась гражданская война.
В училище то и дело прерывались занятия, не было дров для отопления, стали уходить преподаватели. Двери училища закрылись. Чкалов уехал в Василёво и встал с кувалдой к молоту рядом с отцом.
Она не успела родиться до гибели отца.
Игорь стал военным лётчиком, настоящим полковником, а впоследствии написал несколько книг и множество статей о своём замечательном отце. Его мать тоже писала воспоминания. Гибель Осенью 1938 года Валерий Павлович находился в отпуске, где занимался семьёй, отдыхал, писал. Кстати, у него тоже вышло при жизни несколько книг - впечатлений о межконтинентальных перелётах, в которых очень много и познавательного, и исторического.
Рассказы лётчиков практически никогда не бывают скучными, а уж рассказы Чкалова - тем паче. Наиболее интересна повесть о перелёте в Северную Америку, штат Вашингтон. Но в 1938-м из отпуска его внезапно отозвали. Вышел новый истребитель "И-180", и испытания нужны были немедленные, внеплановые и опасные.
Первый полёт готовили очень торопливо, успев нарушить практически все меры безопасности, а потому испытания просто не могли пройти без эксцессов. Вряд ли кто-то другой смог бы благополучно приземлить самолёт, если в нём самолёте буквально за день до первого полёта обнаружились порядка ста девяноста крупных и мелких дефектов. Валерий Чкалов - смог. Он до последнего момента берёг самолёт, не уронил его на город, но жизнь свою потерял.
Как это было Конструктор этого самолёта протестовал против такой спешки, писал во все инстанции, что агрегат не готов к испытаниям, что нужно ещё много времени на доработку. Но пятнадцатое декабря, день, в который были запланированы испытания, никто в календаре чёрным не затушевал. Он всё-таки наступил. Было очень холодно даже для нормальных полётов.
И даже это на решение руководства не повлияло. Чкалов поднял самолёт в воздух. Двигатель работал хорошо на всём протяжении испытаний, но при заходе на посадку вдруг заглох. Самолёт стал падать.
Легендарный ас заставил машину планировать и вывел её из зоны жилых домов. А потом, практически совершив невозможное, посадил самолёт на свободном месте, но не увидел электрических проводов, которые зацепили его в последний момент посадки. Машина сломалась практически пополам, а Валерий Павлович получил травму головы, от которой и скончался в Боткинской больнице через два часа после окончания испытаний. Последствия Народ был в горе.
До сих пор люди строят предположения об истинных причинах и виновниках гибели народной легенды - великого советского лётчика. А тогда немедленно арестовали и осудили нескольких руководителей завода, где был сконструирован и изготовлен самолёт. Их обвинили в причастности к смерти Валерия Чкалова. Жена и старшие дети Чкалова после смерти Сталина стали утверждать, что это вождь и его ближайшие соратники испугались всё возраставшей популярности пилота и решили его устранить.
Ленина — всего 203. Кстати, согласно генеральному плану Барнаула 1937 года, именно по ней должен был проходить бульвар, соединяющий проспект Ленина и реку — прообраз Обского бульвара. Самое место для прогулок. Интересуемся у прохожих, что знают они о человеке, чье имя носит улица. Компания студентов смотрит на нас с некоторым недоумением: мол, кто же не знает — Герой Советского Союза, летчик-испытатель, совершивший первый беспосадочный полет из Москвы в США… Школьники Никита и Иван удивляют своими предположениями: «Он фашистов бил и под мостом даже пролетел! Выясняем с помощью присоединившегося к разговору пожилого мужчины, что фрицев Чкалов не мог бить, так как погиб до войны, трюк же с мостом - не факт, но если и случился, то в Ленинграде, а в Барнауле Валерий Чкалов и не был. Люди старшего поколения о Чкалове и его подвигах знают много подробностей. Ветеран труда Валентина Верткова не без гордости сообщает, что живет на улице Чкалова с 1985 года. В ее домашней библиотеке есть несколько книг о легендарном летчике, в том числе и из серии ЖЗЛ. Нарушал задания?
Так для того, чтобы доказать, на что способен самолет, если им правильно управлять. И на перелет в Америку шел, все правильно рассчитав. У Чкалова и семья замечательная была — сын и две дочери… Личность удивительная. Где «Баян» и где самолеты? Валерий Павлович родился в рабочей семье 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии — теперь это город Чкаловск.
Валерий Чкалов. Краткая биография летчика-испытателя. Личная жизнь. Причина смерти
15 декабря 1938 года во время испытательного полёта погиб Валерий Чкалов. Летчик Валерий Чкалов с женой Ольгой Эразмовной и сыном Игорем после успешного беспересадочного перелета Москва – Ванкувер (США) через Северный полюс, 1937 год. Легендарный летчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза, кумир Юрия Гагарина — сегодня Валерию Чкалову исполняется 120 лет. Он дал путевку в жизнь многим РИА Новости, 02.02.2024. Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года во время испытания нового истребителя И-180. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолете И-180 конструкции рпова.
Свой в небе. История жизни и смерти летчика Валерия Чкалова
В 15 лет Валерий добровольно вступил в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) и был принят учеником слесаря, затем слесарем по ремонту и сборке самолетов и моторов в 4-й Канавинский авиационный парк (г. Нижний Новгород). Валерий Чкалов прожил короткую, но очень насыщенную и яркую жизнь. По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании летчиков Байдукова и Белякова совершил беспрецедентный перелет из Москвы на Дальний Восток. Масшатбная работа над книгами о Чкалове началась четыре года назад, когда широко праздновалось 100-летие Валерия Чкалова. Всего через год, на пике славы, Валерий Чкалов разбился во время испытаний истребителя И-180. И только сам легендарный Валерий Михайлович Чкалов скончался, когда ему было всего 34 года.
Летчик Валерий Чкалов. Биография
- Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза
- ЧКА́ЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ
- Жизнь – небу, честь – Родине! Валерий Чкалов
- Валерий Чкалов - человек неба и летчик Страны Советов №1
- Валерий Чкалов
Валерий Павлович Чкалов
Валерий Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика казенных мастерских. 15 декабря 1938 во время испытательного полета разбился легендарный летчик Валерий Чкалов. chkalov_m 2 февраля 1904 года родился Валерий Чкалов – советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза, член КПСС с 1936 года. В 1937 году Валерий Павлович Чкалов разбивается во время испытательного полета. Сцену обессмертил Михаил Калатозов в фильме Валерий Чкалов, что вышел через два года после гибели летчика.