Новости улица чкалова в честь кого названа

В честь Ивана Пожарского названа улица в микрорайоне Парковом — это улица Комиссара Пожарского. Улица в Ленинском районе (Пятёрка) названа в честь прославленного советского лётчика Валерия Павловича Чкалова. Валерий Чкалов родился 20 января (2 февраля по новому стилю) 1904 года в селе Василево в семье Павла Григорьевича Чкалова, крестьянина Балахнинского уезда деревни Высоково и жены его Арины Ивановны. После возвращения Чкалов получает звание комбрига, мандат депутата Верховного Совета, орден Красной звезды, а его родной посёлок Васильево переименовывают в его честь.

«До последнего момента управлял самолётом»: 115 лет со дня рождения Валерия Чкалова

Валерий вернулся домой и стал работать с отцом подручным молотобойца, а с началом навигации, кочегаром на землечерпалке «Волжская-1» и пароходе «Баян». В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолёт и, загоревшись мечтой об авиации, уехал в Нижний Новгород, где встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке. По его совету Валерий в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной Армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов. После её окончания в 1922 году он был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504. По окончании училища, в 1923-1924 годах, в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков, он прошёл обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, где осваивал боевые самолёты истребители Martinsyde и Junkers. Затем учился в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Инструктор А. Жуков дал следующую характеристику Чкалову: «Закончил обучение с аттестацией "очень хорошо".

Как лётчик и человек очень спокойный. Нарушений дисциплины не наблюдалось». В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Нестерова Комендантский аэродром. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства Троицким в Ленинграде.

Для фильма «Валерий Чкалов» этот полёт совершил лётчик Евгений Борисенко. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями - 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом на один год лишения свободы за драку в пьяном виде. Затем срок был снижен до 6 месяцев. В 1926 году 1-я Краснознамённая истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка сегодня - Гатчина , где Чкалов служит с 1926 по 1928 год. В марте 1928 года он был переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью. В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на один год лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии.

Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. Алксниса и К. Ворошилова , менее чем через месяц наказание было заменено на условное, и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью: 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управлявшийся экипажем Валерия Чкалова. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова.

Автор новых фигур высшего пилотажа - восходящего штопора и замедленной бочки. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва - Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско был прерван из-за неисправности.

Его популярность в стране была огромна. Еще при жизни его именем называли аэроклубы, города, предприятия, школы. Сам он чувствовал себя страшно неловко, приезжая, например, в родной город, названный его именем. Будто он уже памятник! Однажды на лукавый вопрос Иосифа Виссарионовича, как он, Чкалов, относится к процессу над Бухариным и Рыковым, летчик вспыхнул, вскочил с места и с загоревшимися от гнева глазами стал доказывать, что не могут быть врагами соратники Ленина. Окончив свою бурную защитную речь, Чкалов развернулся и выскочил из сталинского кабинета, громко хлопнув дверью. В декабре 1937 года Чкалова выбрали депутатом Верховного Совета от Горьковского избирательного округа, за него, между прочим, единодушно проголосовали два с половиной миллиона избирателей. Вышло так, что Чкалов баллотировался в горьковском крае вместе с Ежовым. Первый — в Совет Национальностей, а второй — в Совет Союза. Однако, когда Чкалов поехал встречаться с избирателями, на него было совершено несколько покушений: не раз на него нападали на улице с ножом. Как-то чуть не сошел с рельсов поезд «Горький — Киров», в котором ехал Чкалов. Примерно в это же время случилась и еще одна малопонятная история: Чкалов испытывал самолет, никак не мог выпустить шасси и кое-как приземлился на одну ногу; так потом выяснилось, в замок шасси кто-то вставил сверло. Впервые обнаружив у мужа под подушкой револьвер, Ольга Чкалова не на шутку испугалась. Тогда только Ольга Эразмовна начала догадываться, что, несмотря на выставленную напоказ дружбу мужа с властями, видно, все было не так гладко. Впрочем, не настолько она была наивна. В стране шел нескончаемый поток арестов. Разумеется, к «любимцу» Сталина со всех сторон обращались за помощью, прося о заступничестве. Чкалов несправедливости вытерпеть органически не мог и ехал в Кремль. Неизвестно, какие сцены разыгрывались между ним и Сталиным, зато известно, что кое-кого действительно удалось спасти от гибели. Налил ему чайку, раскурил свою неизменную трубку. В общем, дал понять, что предстоит доверительная беседа. Сталин прямо сказал, что хочет отстранить от должности наркома внутренних дел Ежова и таким образом покончить с «ежовщиной». Разве сам Чкалов постоянно не критиковал его политику? И именно эту почетную должность Сталин желает поручить… товарищу Чкалову, потому что тот подходит для этого лучше всего: герой, честный, принципиальный, любимый народом. Ну а заместителем его будет Берия. Меньше всего он был готов к такому повороту событий. Он должен заменить Ежова? Не зная, как выпутаться из расставленной ловушки, Чкалов твердо сказал: — Нет, товарищ Сталин, не идет. Я сначала должен довести до ума испытания моего И-180. Не мне вам объяснять, как это срочно и важно. Сталин монотонно кивал головой. Разговор был исчерпан, Чкалов поднялся и вышел. Источник: И. Портрет Валерия Чкалова. Он все мечтал передать Сталину почти разработанный совместно с верными Байдуковым и Беляковым новый проект «кругосветки» — сейчас именно это в основном занимало его мысли. Ему, разумеется, приятно высокое доверие, но ведь прежде всего он — летчик. Кроме того, испытания истребителя И-180 в самом деле были очень важны. Международная обстановка ухудшалась. Гитлер явно использовал Испанию как полигон для обкатывания новых видов оружия. Уже появилась новая модель «мессершмитта» — Ме-109Е, превосходящая советскую авиационную технику по всем ведущим параметрам: и в скорости, и в мощности. Поэтому надо было спешить. В КБ авиаконструктора Поликарпова, где Чкалов служил теперь шеф-пилотом, сверхсрочно разрабатывался И-180 с мощным мотором конструкции С. По расчетам специалистов, он должен был произвести сенсацию своим появлением в воздухе и намного превзойти немцев. Усталые, взвинченные люди работали сутками, без выходных: над ними висел дамоклов меч — успеть к концу года. Последний вираж 15 декабря 1938 года в Москве было по-настоящему холодно: 24 градуса ниже нуля. Ровно в 11 утра Чкалов уже подходил к ангарам. Издалека увидел свой алый «ястребок» И-180, ярким пятном выделяющийся на фоне промерзлого снега. Задание предписывало летчику совершить «первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей… по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м». Стартер взмахнул зеленым флажком, и Чкалов повел машину на взлет. Первый круг он сделал над аэродромом, но на второй пошел с большим удалением, на высоте примерно 1 500 м, что было явным нарушением полетного задания. И вот он уже подворачивает ближе к аэродрому. За его полетом с беспокойством следили сотни глаз. И тут скорость машины резко снизилась. По непонятной причине начала падать температура масла и головок цилиндра мотора. До аэродрома на Ходынском поле буквально рукой подать, но при подаче газа машину судорожно трясло и мотор работал рывками, с перебоями. Однако Чкалов уже вышел на посадочный курс. Когда до полосы оставалось не более 500 метров, мотор внезапно заглох. Нужно было срочно садиться. Но куда? Впереди — кусок земли, изрытый оврагами, чуть правее — жилые постройки, левее — столбы. Самолет на большой скорости уже несло к земле. Дома неотвратимо надвигались, еще доли секунды, и он убьет всех находящихся там людей. Машина легла в левый вираж, в последнее мгновение увернулась от построек и врезалась в высоковольтный столб. Столкновение было настолько сильным, что пилота выбросило из кабины вместе со штурвалом. Через 2 часа испытатель Чкалов скончался в Боткинской больнице, не приходя в сознание. Ему было 34 года. Сын Чапаева, Аркадий, позвонил в дверь Чкаловых. Ольга Эразмовна открыла.

Его истребительная эскадрилья базировалась в Гатчине. Будущая жена Чкалова и сестра моего папы Ольга Орехова тогда училась в Институте имени Герцена, и их вуз шефствовал над гатчинским аэродромом. Тётя была красавицей, прекрасно пела. Чкалов в неё влюбился. Когда они поженились, то переехали в квартиру на Петроградской стороне, где жила большая семья Ореховых. Позже Валерия Павловича перевели на Комендантский аэродром. Он испытывал новые самолёты и проводил "воздушные" экскурсии — показывал город с высоты птичьего полёта. Несколько раз ему попадало за то, что он облетал купол Исаакиевского собора. Когда Ольга Чкалова шла по улице, Валерий Павлович, заметив её, специально резко снижался и кружил над ней. Ольга из-за этого очень злилась на мужа. Валерий Чкалов крайний справа с семьёй жены.

Несколько лет назад учащиеся Раздорской школы решили выяснить, как и когда, а главное, в честь кого были названы улицы их малой Родине. Всего в станице 18 улиц и 10 переулков, которые по названию можно разделить на 7 групп: улицы, названные в честь государственных деятелей — Ленина, Крупской, Калинина, Мичурина; в честь исторических личностей — Суворова, Чапаева, Чкалова, Матросова, Кошевого. Социалистической тематике —переулок Колхозный, улица Красноармейская; праздничной тематике —улицы Октябрьская, Первомайская. И только одна улица имеет название, непосредственно связанное с современником — имени Прасковьи Лаврухиной. Юные исследователи вместе с учителем Натальей Акимовой заинтересовались биографией этой женщины. Почему именно в её честь назвали одну из станичных улиц? Вот что им удалось узнать. Прасковья Филипповна Лаврухина родилась 12 октября 1939 года в хуторе Тишкин Каменский район Ростовской области. В семье она была пятым ребёнком. Отец Филипп Антонович в 1941 году ушёл на фронт и погиб.

Мы в одноклассниках

  • Сын за отца | | Газета Гудок
  • Новости по теме
  • Знакомимся ближе с деятелями, чьими именами названы улицы в районе (часть 3)
  • Улица Чкалова в России. В честь кого названа. Кем был Чкалов | Улицы России | Дзен
  • Главные новости
  • Популярное

«До последнего момента управлял самолётом»: 115 лет со дня рождения Валерия Чкалова

Будь это не Чкалов на моем месте после аварии, то не было бы ничего. Значит, я им бельмо на глазу, от которого хотят избавиться в том отношении, чтобы Чкалов никогда не лез со своими указаниями на их неправильные действия …» Отбывал наказание Чкалов не год, а 16 дней, с 3 по 19 января 1928 года. По ходатайству Я. Алксниса и К. Ворошилова наказание было заменено на условное.

Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и до ноября 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме , где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором. За 2 года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова.

Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. Гагарин восхищался Чкаловым и считал его своим покровителем. Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток.

Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 года. АНТ-25 в полёте Первое издание 1939 г. Осенью 1935 года лётчик Г. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский , опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского в августе 1935 года полёт С.

Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско был прерван из-за неисправности. Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море.

Общая протяжённость маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку.

Его именем названа одна из главных улиц областного центра. Чкалов никогда не бывал в Оренбурге, но в 1928 году Серпуховское летное училище, которое закончил известный летчик, было переведено в г. Чкалова встречено трудящимися Оренбурга с чувством великой скорби. Курсанты авиационного училища имени Ворошилова скорбят в связи с гибелью Валерия Чкалова. И заявляют, что борьба за овладение высотами авиации будет продолжена нами - его соратниками».

Урна с прахом установлена в Кремлёвской стене на Красной площади. Комбриг 1938. Награждён 2 орденами Ленина 5. В августе 1937 года посёлок Василёво был переименован в Чкаловск ныне город , там открыт мемориальный музей В. Имя Чкаловск в 1956—2016 годах носил город Бустон Согдийская область, Таджикистан. Его именем также были названы несколько посёлков, остров на Дальнем Востоке, горный пик в Дагестане, станции метро в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, площадь в Ростове-на-Дону, проспект в Санкт-Петербурге, улицы во многих городах, Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации, Центральный аэроклуб в Москве, Новосибирское авиационное производственное объединение, Воронежский авиационный техникум, Череповецкий лесомеханический техникум, Егорьевский авиационный технический колледж, школы, теплоход на Волге , улица в городе Ванкувер Канада.

Чкалова, а на месте его гибели в Москве — памятный знак. В городах Гатчина Ленинградская область и Москва на домах, в которых он жил, Чкаловск, где он родился, а также на станции Чкаловская в черте города Щёлково Московской области на здании, в котором он работал, и в городе Николаевск-на-Амуре Хабаровский край на здании, в котором он выступал, установлены мемориальные доски. Его имя присвоено стратегическому бомбардировщику Ту-160 Дальней авиации и пассажирскому самолёту Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот». В 1938 году город Оренбург был переименован в город Чкалов историческое название возвращено в 1957 году.

Со временем улица сильно разрослась и теперь тянется от реки до областного бюро судебно-медицинской экспертизы.

Кардинальной перестройке улица подверглась в середине прошлого столетия. Старые избы снесли, а на их месте возвели многоэтажные дома, магазины и объекты социальной инфраструктуры. Напишите нам!

Герой, артист и хозяйственник: в честь кого назовут новые улицы Уфы

Сталин отказа не простил. Берия в начале 1938-го назначил своего секретного агента Усачева директором московского авиазавода и поручил убрать строптивца. Что тот и сделал, отправив в полет на неисправной машине. Берия тогда был далеко от Москвы, Грузией руководил.

НКВД возглавил только 25 ноября, за три недели до трагедии. Вообще я крайне отрицательно отношусь к Лаврентию Палычу. Но тут вынужден признать: именно Берия пытался спасти знаменитого летчика - удержать от рокового полета.

Это подтверждают найденные мной в архивах документы под грифом «совершенно секретно». Но его срочно отозвали в Москву на испытания истребителя, назначенные на 12 декабря. Секретный агент сообщил в НКВД, что у самолета много неисправностей.

На машине нет ни одного паспорта, так как начальник технического контроля завода Яковлев их не подписывает до устранения всех дефектов. Однако, под нажимом директора Усачева, Яковлев подписал паспорт на крылья самолета, отметив, что разрешает полет на ограниченной скорости. Сегодня 12.

Машину поведет Герой Советского Союза - комбриг В. Имеющиеся дефекты могут грозить катастрофой самолета в воздухе». Сталин отменил полет.

Чкалова предупредили о неготовности И-180. Летчик решил провести рулежку самолета на земле. Во время рулежки сломалась тяга нормального газа.

Поломка тяги в воздухе привела бы к невозможности увеличить или уменьшить обороты двигателя. Поломку устранили 14 декабря. На 15-е снова назначили полет.

Дальнейшее известно. В 12 часов 58 минут Чкалов поднялся в воздух. Сделал круг над аэродромом, пошел на второй, и тут отказал мотор.

Самолет упал на дровяной склад возле Хорошевского шоссе. При ударе Чкалова выбросило вперед на 10 - 15 метров вместе с сиденьем. Рабочие на грузовике увезли раненого пилота в ближайшую больницу, где он вскоре скончался.

Валерий Павлович родился в рабочей семье 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии — теперь это город Чкаловск. Еще подростком, работая кочегаром на пароходе «Баян», в 1919 году Валерий увидел самолет… С 15 лет он связал свою жизнь с небом. Начинал учеником слесаря при военном авиационном заводе, потом много учился практически во всех заведениях ВВС. Обладая математическим даром, цепкой памятью и завидным упорством, он быстро стал настоящим асом. В 20 лет Чкалов уже служил в эскадрилье в Ленинграде. Ему доверяли испытание всех новинок авиационной промышленности. Более 9 тысяч километров! И только в июне 1937 года экипажу удалось осуществить свою мечту — перелет из Москвы через Северный полюс в американский Ванкувер… Можно представить, что стоит за этими сухими фактами!

И сегодня еще нет ясности, кто действительно виновен в гибели Валерия Чкалова 13 декабря 1938 года при испытании нового, еще не совсем подготовленного самолета. Была ли трагедия подстроена или оказалась делом случая… Но и здесь Чкалов поступил так, как должен был — ценой своей жизни отвел беду от жилых кварталов. Четвертое имя Улица Чкалова есть в 1778 городах страны. Но хочется думать, что наша — особенная. Небольшой экскурс по ней для нас сделал краевед, кандидат исторических наук Данил Дегтярёв. Полностью сформировалась к 1895 году. До 1901-го кварталы по этой и соседним улицам формально не считались частью Барнаула, так как находились не на городской, а на кабинетской царской земле.

В 1916 году окончил 4 класса школы в родном селе, в 1916-1918 годах учился в Череповецком ремесленном училище ныне Вологодской области. В армии с сентября 1919 года. До 1921 года служил слесарем по ремонту и сборке самолётов в 4-м авиационном парке в городе Канавино ныне в черте города Нижний Новгород. В апреле 1923 года окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, в октябре 1923 года — Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, в мае 1924 года — 1-ю Высшую авиационную школу лётчиков город Москва , в июле 1924 года — Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания город Серпухов ныне Московской области. В 1928 года был уволен из армии за аварию самолёта и осуждён на 1 год лишения свободы. В январе 1929 года находился в тюремном заключении в Брянской тюрьме, затем был помилован. В 1929-1930 годах работал лётчиком-инструктором в Ленинградском аэроклубе ныне Санкт-Петербург. Вновь в армии с 1930 года. В 1930-1933 — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Участвовал в первом вылете и испытаниях системы «Звено-1» бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях.

Но она никого не послушалась. Один из самых малоизвестных фактов биографии летчика заключается в том, что он, офицер Красной Армии, уговаривал свою невесту венчаться! Нет, не потому, что Чкалов был тайно верующим, тут было замешано другое: на венчании настаивал его отец Павел Григорьевич, церковный староста в Василевой Слободе. И Чкалов счел более важным остаться покорным сыном, что означало в те годы стопроцентно рискнуть своим положением в ВВС, выплыви ситуация на поверхность. Но к риску ему не привыкать. Зимней ночью 1927 года жених привел дрожащую от страха Ольгу в одну из действующих ленинградских церквей, где их уже ждал батюшка. Чкалов с женой и сыном, июль 1937 года Источник: Mikhail Mikhaylovich Kalashnikov, Public domain, via Wikimedia Commons Чкалов мечтал иметь большую семью и сразу договорился с женой по крайней мере о шестерых детях. Увы, она успела родить ему только троих, и младшая дочь Ольга появилась на свет уже после гибели отца. Как и все семьи летчиков, они подолгу жили в разлуке. В Москву Чкалов сумел забрать жену со старшим сыном только через 2 года после того, как переехал туда сам. Жили сначала в гостинице «Националь», потом в коммуналке, и только в 1934 году Чкалов заслужил отдельную квартиру на Земляном валу с видом на Садовое кольцо. Валерий Павлович обожал гостей и застолье. Когда он бывал дома, у него за столом собиралась компания до 100 человек. Он всех поил, кормил, доставал самые лучшие продукты. У Чкаловых бывали актеры — Козловский, Москвин, Качалов, Тарханов, писатели — Шолохов, Толстой, Пришвин, Лебедев-Кумач… Много пили, много шутили, пели бурлацкие песни, которые помнил Чкалов, иногда просили Козловского «тихо-тихо», чтобы не слышали соседи и не донесли, спеть блатные песни. И комично подпевали ему шепотом. Это были самые счастливые моменты для Ольги Эразмовны, потому что обычно муж не ставил ее в известность о своих планах и командировках, уезжал и приезжал, когда считал нужным. Она научилась не задавать лишних вопросов, и ей пришлось научиться ждать. Он часто писал ей письма, множество писем, в которых изливал душу. Ты мне нужна в жизни, как хлеб и воздух». Мысль эта впервые возникла у героя челюскинской эпопеи, полярного летчика Сигизмунда Александровича Леваневского. В начале 1935 года он обратился к Сталину с проектом беспосадочного полета из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс. И Сталин проект одобрил. Расчеты показывали, что кратчайший воздушный путь из Москвы до Сан-Франциско через Тихий океан составляет около 18 тысяч километров, через Атлантику — примерно 14 тысяч, а через Северный полюс — всего 9 605. В первых числах августа того же года Леваневский отправился в это историческое путешествие, но уже через 10 часов, над Баренцевым морем, экипаж повернул обратно из-за сильной утечки масла. В докладе Сталину Леваневский сообщил, что на одномоторном самолете АНТ-25 вообще нельзя лететь через полюс в Америку. Тогда Сталин принял решение отправить Леваневского за границу, чтобы он там купил подходящий самолет. Но подходящей летной машины, как ни странно, и там не нашлось. Чкалов, узнав эту историю, тотчас «взбаламутился». Он знал АНТ-25 как свои пять пальцев. Машина — отличная. В ней были сосредоточены все новинки авиационной техники: здесь впервые применили убирающиеся в полете шасси с масляными амортизаторами и электрифицированным подъемом. Мотор выдающегося российского конструктора А. Микулина тоже отлично себя зарекомендовал. В общем, глаза у Валерия Павловича загорелись, в нем вновь проснулся авантюрист. На ставшей привычной испытательской работе он начал уже немного закисать. С ними встретился сам Сталин. Чкалову он показался тогда добродушным, терпимым и весьма тепло к ним настроенным. Чкалов было собрался возразить, но что-то в глазах Сталина остановило его. Это — приказ, значит, нужно выполнять. Они отправились в путь 20 июля 1936 года. Перед его глазами промелькнули взлохмаченные волны, потом песок, осока, галька… Последнее нечеловеческое напряжение сил — и Чкалов, используя весь свой опыт маневренника, посадил самолет там, где его посадить было практически невозможно. Вокруг — глубокие овраги, заполненные водой, валуны, крупная галька. Остров Удд. Вокруг путешественников суетились местные жители — нивхи гиляки , которые говорили что-то на своем языке. В конце концов летчики приютились в какой-то хижине и заснули богатырским сном. Наутро их разбудил незнакомец, доставивший телеграмму: «Примите братский привет и горячие поздравления с успешным завершением замечательного полета. Ходатайствуем о присвоении вам звания Героев Советского Союза. Сталин, Молотов, Орджоникидзе, Ворошилов, Жданов». В Москву встречать победителей на аэродром Щелково прибыло все правительство. Чкалов с женой ехали по улицам в открытой машине, и их со всех сторон забрасывали цветами. Валерий Павлович счастливо улыбался, но в глубине души досадовал: сорвалась его очередная затея, осуществлению которой он бы обрадовался куда больше почестей. Чкалов просил правительство, не просто просил, а почти молил, чтобы после сумасшедшего перелета в Арктику ему позволили отправиться на войну в Испанию. Ему не терпелось проверить приобретенное на «гражданке» мастерство в реальных военных условиях: он мечтал на многожды им испытанном И-16 вступить в схватку с фашистскими МЕ-109. Но этого ему не позволили. Его потом донимала крамольная мысль самовольно удрать в Испанию с парижской авиационной выставки, куда он был делегирован, но он все-таки воздержался. Газета «Нью-Йорк Таймс» написала по поводу путешествия «Москва—Петропавловск»: «Этот перелет возвещает всему миру, что советская авиация действительно способна догнать и перегнать страны Запада, что Советский Союз не только имеет превосходных пилотов и конструкторов, но что советские заводы овладели техникой постройки первоклассных самолетов». Чкалов и Сталин, август 1936 года. Вот как очевидец и очеркист Лев Кассиль описывал их легендарный взлет: «Кругом было еще темно. А здесь свет прямоугольных прожекторов вырубил в синем прохладном массиве ночи лучистые параллелепипеды света. Шла экипировка самолета. Самолет поставили на весы. Начали заливать в баки горючее. Из Москвы привезли в тепло укутанных бидонах горячее масло. Потом заправленную, готовую к полету машину выкатили из ангара. У нее было ослепительно белое, узкое тело, черная голова с красным клювом в центре серебряного трилистника-пропеллера, алые, лакированные крылья с надписью на борту: «Сталинский маршрут». Медленно и осторожно буксировали тяжело нагруженную машину по бетонной, выложенной из шестигранников дорожке на стартовую горку. Автомобиль-тягач осторожно тянул за упругие веревки, прикрепленные к шасси самолета.

Биография Валерия Павловича Чкалова

Он уточнил, что прославленный пилот был уроженцем небольшого села, которое превратилось в город и носит сегодня его имя - Чкаловск. Валерий Чкалов, напомнил российский губернатор, стал летчиком в те времена, когда полеты на самолете были подобны орбитальным полетам. А совершенный им полет через Северный полюс в Ванкувер занял более трех суток, и, по сути, в холодной неотапливаемой машине был похож на полет в космос", - подчеркнул Никитин. Он рассказал, что несколько раз посещал музей в Чкаловске, где стоит подлинный самолет АНТ-25, на котором был совершен тот бесстрашный бросок через океан. Губернатор выразил надежду, что благодаря недавно принятому решению об открытии прямых регулярных перелетов между Минском и Нижним Новгородом, школьники смогут побывать в Чкаловске, посетить музей и ближе познакомится с биографией исторической личности.

Первый — в Совет Национальностей, а второй — в Совет Союза.

Однако, когда Чкалов поехал встречаться с избирателями, на него было совершено несколько покушений: не раз на него нападали на улице с ножом. Как-то чуть не сошел с рельсов поезд «Горький — Киров», в котором ехал Чкалов. Примерно в это же время случилась и еще одна малопонятная история: Чкалов испытывал самолет, никак не мог выпустить шасси и кое-как приземлился на одну ногу; так потом выяснилось, в замок шасси кто-то вставил сверло. Впервые обнаружив у мужа под подушкой револьвер, Ольга Чкалова не на шутку испугалась. Тогда только Ольга Эразмовна начала догадываться, что, несмотря на выставленную напоказ дружбу мужа с властями, видно, все было не так гладко.

Впрочем, не настолько она была наивна. В стране шел нескончаемый поток арестов. Разумеется, к «любимцу» Сталина со всех сторон обращались за помощью, прося о заступничестве. Чкалов несправедливости вытерпеть органически не мог и ехал в Кремль. Неизвестно, какие сцены разыгрывались между ним и Сталиным, зато известно, что кое-кого действительно удалось спасти от гибели.

Налил ему чайку, раскурил свою неизменную трубку. В общем, дал понять, что предстоит доверительная беседа. Сталин прямо сказал, что хочет отстранить от должности наркома внутренних дел Ежова и таким образом покончить с «ежовщиной». Разве сам Чкалов постоянно не критиковал его политику? И именно эту почетную должность Сталин желает поручить… товарищу Чкалову, потому что тот подходит для этого лучше всего: герой, честный, принципиальный, любимый народом.

Ну а заместителем его будет Берия. Меньше всего он был готов к такому повороту событий. Он должен заменить Ежова? Не зная, как выпутаться из расставленной ловушки, Чкалов твердо сказал: — Нет, товарищ Сталин, не идет. Я сначала должен довести до ума испытания моего И-180.

Не мне вам объяснять, как это срочно и важно. Сталин монотонно кивал головой. Разговор был исчерпан, Чкалов поднялся и вышел. Источник: И. Портрет Валерия Чкалова.

Он все мечтал передать Сталину почти разработанный совместно с верными Байдуковым и Беляковым новый проект «кругосветки» — сейчас именно это в основном занимало его мысли. Ему, разумеется, приятно высокое доверие, но ведь прежде всего он — летчик. Кроме того, испытания истребителя И-180 в самом деле были очень важны. Международная обстановка ухудшалась. Гитлер явно использовал Испанию как полигон для обкатывания новых видов оружия.

Уже появилась новая модель «мессершмитта» — Ме-109Е, превосходящая советскую авиационную технику по всем ведущим параметрам: и в скорости, и в мощности. Поэтому надо было спешить. В КБ авиаконструктора Поликарпова, где Чкалов служил теперь шеф-пилотом, сверхсрочно разрабатывался И-180 с мощным мотором конструкции С. По расчетам специалистов, он должен был произвести сенсацию своим появлением в воздухе и намного превзойти немцев. Усталые, взвинченные люди работали сутками, без выходных: над ними висел дамоклов меч — успеть к концу года.

Последний вираж 15 декабря 1938 года в Москве было по-настоящему холодно: 24 градуса ниже нуля. Ровно в 11 утра Чкалов уже подходил к ангарам. Издалека увидел свой алый «ястребок» И-180, ярким пятном выделяющийся на фоне промерзлого снега. Задание предписывало летчику совершить «первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей… по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м». Стартер взмахнул зеленым флажком, и Чкалов повел машину на взлет.

Первый круг он сделал над аэродромом, но на второй пошел с большим удалением, на высоте примерно 1 500 м, что было явным нарушением полетного задания. И вот он уже подворачивает ближе к аэродрому. За его полетом с беспокойством следили сотни глаз. И тут скорость машины резко снизилась. По непонятной причине начала падать температура масла и головок цилиндра мотора.

До аэродрома на Ходынском поле буквально рукой подать, но при подаче газа машину судорожно трясло и мотор работал рывками, с перебоями. Однако Чкалов уже вышел на посадочный курс. Когда до полосы оставалось не более 500 метров, мотор внезапно заглох. Нужно было срочно садиться. Но куда?

Впереди — кусок земли, изрытый оврагами, чуть правее — жилые постройки, левее — столбы. Самолет на большой скорости уже несло к земле. Дома неотвратимо надвигались, еще доли секунды, и он убьет всех находящихся там людей. Машина легла в левый вираж, в последнее мгновение увернулась от построек и врезалась в высоковольтный столб. Столкновение было настолько сильным, что пилота выбросило из кабины вместе со штурвалом.

Через 2 часа испытатель Чкалов скончался в Боткинской больнице, не приходя в сознание. Ему было 34 года. Сын Чапаева, Аркадий, позвонил в дверь Чкаловых. Ольга Эразмовна открыла. Только вы не волнуйтесь, все в порядке, — путаясь в словах, бормотал Аркадий, не решаясь взглянуть ей в глаза.

Я готова ко всему. Жен летчиков интуиция, как правило, не подводит… Что это было? По делу Чкалова было арестовано более 60 человек. Официально на вопрос о том, кто виноват в катастрофе, были названы имена директора завода М. Усачева, главного конструктора Н.

Поликарпова и его заместителя Д. Они допустили к испытаниям истребитель в совершенно неудовлетворительном состоянии, насчитывающем более 40 дефектов.

Надо отметить что в версию несчастного случая не верит семья испытателя. Их настораживает то, что летчик был срочно вызван из отпуска, была спешка с проведением испытаний, были неподходящие погодные условия и сам самолет, по мнению разработчиков, не был готов к запуску. Вероятно всего, что испытания проводились в спешке. Много чего было не доработано.

А разработчиков, которые просили повременить с полетами, — отстранили от работы. Он стал одним из символов своего времени. Миллионы подростков хотели быть похожими на него. В честь летчика снимают фильмы, пишут книги, называют улицы. Наши селекционеры даже вывели сорт черешни по имени «Валерий Чкалов». В Нижегородской области есть город с названием Чкаловск.

Прах Валерия Чкалова покоится в кремлевской стене. А теперь, когда мы знаем историю нашего соотечественника, приглашаю вас посмотреть улицы, носящие его имя, и находящиеся в разных уголках нашей страны. Город Чкаловск.

Чкалов родился в простой семье, но его отец был достаточно хватким и сметливым, благодаря чему семья жила весьма неплохо. Благодаря своей профессии котельщика, он весьма неплохо зарабатывал, ремонтируя суда нижегородских купцов. А позднее даже выкупил у одного из них списанный речной буксир, отреставрировал его и стал судовладельцем. Отец стремился дать всем детям образование. Все старшие братья и сёстры Валерия учились в разных городах, один из братьев даже окончил столичный институт.

Дал бы его и Валерию, но тут вмешалась революция. В 1916 году 12-летний Валерий, отучившийся в сельской школе, приехал в Череповец для учёбы в местном техническом училище. Но вскоре произошла революция и учёбу пришлось прекратить из-за развала училища. К тому же у отца отобрали буксир, как у "буржуя". Чкалов вернулся на родину, где некоторое время работал помощником молотобойца и кочегаром на пароходе. Классическая легенда гласит, что однажды Чкалов увидел полёт самолёта и загорелся целью во что бы то ни стало стать пилотом. Точных подтверждений эта легенда не имеет. Зато известно, что их сельский сосед и по совместительству жених одной из сестёр Чкалова работал авиамехаником в авиационном парке. И взял юного Валерия с собой, устроив толкового и физически сильного парня учеником слесаря — сборщика самолётов.

В годы Гражданской войны авиация не входила в число приоритетных интересов большевиков, поскольку исход войны решался на земле. Но после войны началось создание воздушного флота практически с нуля. В авиапарк пришла разнарядка из центра — отправить несколько самых толковых сотрудников для обучения на пилотов. Так началась его учёба. Сначала в Егорьевской школе, где будущих пилотов даже не учили летать, а только преподавали им азы теории. Потом в Борисоглебской школе и Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа. После неё Чкалов был направлен в Серпуховскую школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя пилоты тогда были универсалами и одновременно учились управлять и бомбардировщиками, и истребителями. Службу он начал в Ленинградской эскадрилье. И очень скоро лётчик стал своеобразной местной достопримечательностью.

В умении управлять самолётом ему не было равных. Самолёты Красной армии были старые, зачастую исчерпавшие свой ресурс, но Чкалов умудрялся выжимать из них максимум и постоянно лихачил, выделывая сложные фигуры высшего пилотажа. Поскольку состояние самолётов зачастую не позволяло этого делать, а каждый советский пилот был на особом счету, каждая выходка Чкалова, помимо восторга от его мастерства, вызывала ещё и закономерное недовольство начальства. Особенно после того, как он так усердно опробовал новенький самолёт, едва прибывший из-за границы, что его сразу же пришлось подвергнуть серьёзному ремонту. Сначала его пытались увещевать на словах. Поняв, что это не работает, стали применять к нему дисциплинарные методы воздействия. Чкалов едва ли не прописался на гауптвахте, но всё равно не мог удержаться от лихачества и пируэтов, садясь за штурвал самолёта. Возможно, командиры части и закрывали бы глаза на проделки пилота, но недовольство раздолбайством юного лётчика стали высказывать политические органы армии. Непосредственный командир Чкалова Шелухин свидетельствовал: "Моё внимание обратил на него и начальник спецвойск, и заместитель по политчасти, которые требовали от меня либо коренным образом переделать психологию Чкалова путём тщательного воспитания, либо отдать под суд и уволить его из армии.

Мне было сказано, что Чкалов — хороший лётчик, но исключительно недисциплинированный человек, не хочет выполнять распоряжений, требований и приказов… Мне сказали, что он злостно нарушает приказы, увлекается выпивкой и морально-отрицательно влияет на окружающих товарищей". Однако попытки воздействовать на Чкалова гауптвахтой ни к чему не приводили. В конце концов одно из очередных его нарушений дисциплины правда, не в воздухе, а на земле привело к тому, что 21-летний пилот оказался под трибуналом. После отбытия очередной длительной гауптвахты Чкалов как следует отметил своё освобождение алкоголем, после чего явился на аэродром для участия в полётах. Его состояние было замечено, и Чкалова отстранили от полётов.

Где «Баян» и где самолеты?

  • Эксперимент редакции: знают ли рязанцы в честь кого названы улицы города?
  • Об истории улиц Центрального района города Читы
  • Содержание
  • Сталин подарил Чкалову личный самолёт и предлагал стать наркомом НКВД
  • На грани риска: жизнь и смерть воздушного хулигана Чкалова
  • Биография Валерия Павловича Чкалова - «Нижегородская правда»

«До последнего момента управлял самолётом»: 115 лет со дня рождения Валерия Чкалова

советского военного летчика, Героя Советского Союза. 316. Земляной Вал (улица Чкалова) Земляной вал, сооружённый в 1592-1593 годах при Борисе Годунове, со временем утратил оборонительные функции, в окрестных слободах стали селиться ремесленники, а затем и купцы, а вместо вала образовалась. Но в любом случае, улица эта заслуживает нашего внимания, тем более названа она в честь выдающегося летчика — Валерия Чкалова. Улица Марии Прониной названа в честь учительницы, делегата чрезвычайного VIII Всероссийского съезда Советов от Ульяновской области.

В память о Валерии Чкалове: топонимика в названии улиц

Названа в 1971 году в честь лётчика Валерия Чкалова, т. к. до 1978 года этом районе располагался витебский аэропорт (первоначально военный, а с 1950 года гражданский). Односельчанин Чкалова устроил 15-летнего парня учеником слесаря-сборщика самолётов. Мать, Ирина Ивановна Чкалова — домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было 6 лет. пример для всех, особенно для молодежи.

ПРОИСШЕСТВИЯ В ХАРЦЫЗСКЕ

  • Рыльский, Ковшова, Лукманов: В честь кого названы улицы Сипайлово - Общество –
  • Чкалов Валерий Павлович — краткая биография, жизнь и творчество | Узнай Москву
  • Чкалов, Валерий Павлович, Названы в честь Чкалова
  • Памяти Валерия Чкалова

Проект «Улицы Владивостока»: Валерий Чкалов

Установлена на пересечении Первомайского проспекта и улицы Чкалова, названной в честь лётчика. В честь Ивана Пожарского названа улица в микрорайоне Парковом — это улица Комиссара Пожарского. Во многих городах СССР улицы названы в честь комсомольца-героя Чекалина, это имя носили пионерские дружины.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий