Если обычная торпеда может разогнаться под водой до 60-70 узлов, то «Шквал» в буквальном смысле слова летит в толще морской воды со скоростью 200 узлов (370 километров в час), что является абсолютным рекордом для любого подводного объекта. Самая быстрая отечественная подводная ракета ВА-111 «Шквал». We Are The Mighty отмечает, что «Шквал» может развивать скорость в 4-5 раз выше, чем у обычных подводных ская ракета «Шквал», которая предназначена для поражения подводных целей.
Пуля из пузыря
Американский военный аналитик Крис Осборн в статье для американского издания 19FortyFive объяснил опасность российской скоростной торпеды ВА-111 «Шквал». По словам Осборна, «Шквал» создаёт серьёзную угрозу для крупных кораблей и подводных лодок ВМС США. «Шквал» (ВА-111) — советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5[1]. Предназначена для поражения надводных[2] и подводных целей. Это самая быстрая подводная ракета в мире.
Главный конструктор Раков Евгений Дмитриевич
Это существенно затрудняет манёвры, так как при изменении курса движения некоторая часть торпеды выходит за пределы кавитационной области, что влечёт за собой гидроудар за счёт столкновения с жидкостью на скорости 370 километров в час. Из-за ограничения манёвренных возможностей, первые версии "Шквала", практически не имели системы наведения, и атаки должны были быть довольно прямолинейными, буквально. Однако, торпеду планировалось оснастить ядерной боевой частью, а это несколько нивелировало слабую точность и практически нулевую манёвренность. Инфографика Изначально "Шквал" задумывался как оружие для быстрой атаки подлодок НАТО, доставляющее ядерный заряд к цели на невиданных ранее скоростях. Торпеда имеет стандартный диаметр 533 миллиметра и несёт боеголовку весом 210 килограммов 150 килотонн в тротиловом эквиваленте для ядерной версии. Максимальная дальность стрельбы составляет скромные по современным меркам 7 километров 13 км у обновлённой версии. Но как и у любого вооружения, у него есть недостатки. Например, ракетный двигатель и кавитационный пузырь издают много шума. Любая подводная лодка, выпустившая кавитирующую торпеду, быстро будет обнаружена радарами противника.
Однако такое быстрое оружие может уничтожить врага ещё до того, как он успеет воспользоваться полученной информацией. Из-за сильного шума, производимого торпедой, встроенные гидролокационные системы наведения будут просто глушиться.
Прошла информация, что Россия намерена провести модернизацию «Шквала». Проведение исследований в области высокоскоростного подводного оружия подтвердил гендиректор госпредприятия «Регион», входящего в состав АО «Корпорация «Тактическое военное вооружение» Игорь Крылов. Литовкин обратил внимание на то, что скорость советского «Шквала» составляла 200 узлов, в новой торпеде она может быть выше.
Для работы используется гидрореагирующее топливо. Импульс данного двигателя был в три раза выше современных ракетных двигателей того времени. Он достигался применением забортной воды в качестве рабочего материала и окислителя, а как топливо использовали гидрореагирующие металлы. Кроме того, для высокоскоростной подводной ракеты создавали и автономную систему управления, которая была создана под управлением И.
Сафонова и имела переменную структуру. АСУ использует инновационный способ управления подводным движением ракето-торпеды, он обусловлен наличием каверны. Дальнейшее развитие ракето-торпеды - увеличение скорости движения, становится затруднительным из-за значительных нагрузок гидродинамического типа на корпус изделия, а они вызывают нагрузки вибрационного типа на внутренние элементы аппаратуры и корпуса. Создание ракето-торпеды «Шквал» потребовало от конструкторов быстрого освоения новых технологий и материалов, создания уникальной аппаратуры и оборудования, создания новых мощностей и производств, объединения различных предприятий многих отраслей промышленности. Руководство всем осуществлял министр В. Бахирев со своим заместителем Д. Успех отечественных ученых и конструкторов в воплощении новейших теорий и неординарный решений в первой в мире высокоскоростной подводной ракете явилось громадным достижением Советского Союза. Это открыло возможность для советско-российской науки успешно развивать данное направление и создавать перспективные образцы новейшего оружия с высочайшими характеристиками движения и поражения. Высокоскоростные подводные ракеты кавитирующего типа имеют высокую боевую эффективность.
Она достигается за счет огромной скорости движения, что обеспечивает максимально короткое время достижения ракетой цели и доставки к ней боевой части.
Она оснащена прямоточным гидрореактивным двигателем и использует эффект суперкавитации для сокращения гидродинамического сопротивления. Путем направления горячего выхлопа двигателя вперед торпеда создает пузырь пара перед собой, что снижает трение о воду и увеличивает скорость. Поначалу «Шквал» планировалось использовать для поражения ракетных подводных лодок противника с ядерным зарядом мощностью 150 килотонн. Впоследствии она была модернизирована и оснащена обычным взрывчатым веществом.
Возможные модификации
- Похожее видео
- ОРУЖИЕ РОССИИ
- В США рассказали об уникальности российской подводной ракеты «Шквал» | Военное дело
- 19FortyFive: российская торпеда "Шквал" представляет угрозу для кораблей ВМС США - Аргументы Недели
- NI назвал самое опасное российское оружие
Регистрация
- В Китае создают сверхзвуковую подлодку
- Ракето-торпеда "Шквал" породила новое поколение
- Ракето-торпеда "Шквал" породила новое поколение - Militarytimes
- Содержание
ОРУЖИЕ РОССИИ
- NI назвал самое опасное российское оружие
- Эксперты NI: торпеда «Шквал» полностью меняет тактику морского сражения
- 19FortyFive: российская торпеда «Шквал» создаёт угрозу для кораблей и подлодок ВМС США
- Новости проекта «Хищник»
- Торпеда «Шквал»: на какие рекорды способна лучшая в своем классе «убийца авианосцев»
NI назвал российское оружие, способное «покорить весь мир»
Ракета имеет автономную систему управления, отслеживающую перемещения изделия и компенсирующую отклонение от заданного курса. В качестве органов управления применяются треугольные рули, выдвигаемые из корпуса после выхода из торпедного аппарата. Возможность самонаведения отсутствует. По некоторым данным, в системах управления предусматривается режим доворота на цель после старта с носителя. Изначально боеприпас комплектовался специальной боевой частью мощностью 150 кт, при помощи которой планировалось компенсировать возможный промах. Впоследствии была создана новая фугасная боевая часть, мощность которой эквивалентна 210 кг тротила. СПР комплекса ВА-111 имеет длину 8,2 м т калибр 533 мм. Стартовая масса изделия — 2,7 т. Стрельба ракетой может осуществляться различными носителями торпедных аппаратов существующих типов.
При использовании подлодкой глубина пуска не должна превышать 30 м. После старта ракета выходит на глубину 6 м и продолжает двигаться к цели, создавая газовую каверну. Двигатель большой тяги и газовая полость позволяет развивать скорость до 200 узлов. При этом большой расход твердого топлива серьезно ограничивает дальность хода. Эффективная дальность стрельбы «Шквала» не превышает 7-8 км, максимальная — до 10-11 км. Скоростная подводная ракета «Шквал» имела как преимущества, так и недостатки. Главным плюсом этого изделия считалась высокая скорость, резко сокращающая шансы корабля-цели уйти от атаки. В ранних версиях преимуществом была специальная боевая часть, способная нанести серьезные повреждения не только цели, но и всему корабельному соединению.
Одновременно с этим имелся целый ряд недостатков. Высочайшая скорость и работа двигателя ракеты приводила к образованию чрезмерного шума, демаскирующего носитель. Также на живучести корабля или подлодки-носителя негативным образом сказывалась сравнительно малая дальность стрельбы. Использованная компоновка ракеты с носовыми газогенератором и устройством для приема забортной воды не позволяла оснастить ракету системами самонаведения. По разным данным, в течение последних десятилетий предпринимались попытки создать улучшенную версию «Шквала».
Для мира, где из-за законов физики надводное и подводное оружие развивало максимум 50 узлов, эта торпеда стала настоящим прорывом, который совершили советские инженеры, - пишет автор. В "Шквале" использовали ракетный двигатель. Однако, даже ему достигать высокой скорости мешает сопротивление воды. Решение нашлось в превращении воды в пар - за счет отвода горячего выхлопа торпеды из носовой части. Во время движения перед торпедой создается тонкий пузырь пара, что существенно снижает сопротивление.
У этой технологии есть свои недостатки, в частности, невысокая маневренность, так как изменение курса выводит часть торпеды за пределы пузыря.
В материале NI уточняется, что первые версии торпеды были неуправляемыми. Снаряд нового поколения использует суперкавитацию для спринтерского движения в район расположения объекта и затем снижает скорость для его точечного поражения. Американский журнал уточняет, что сверхскоростные торпеды производят очень много шума и выдают местоположение выпустившего их корабля, но огромная скорость в 200 узлов и ядерная боеголовка полностью перекрывают этот недостаток в морском бою. Читайте также.
Но даже при обнаружении и отслеживании торпеды, в силу скорости боеприпаса сложно продвинуться в безопасную зону. Это может увеличить риски, создаваемые для крупных надводных кораблей и подводных лодок ВМС США, стремящихся ускользнуть от обнаружения», — подчеркнул эксперт.
Ракето-торпеда "Шквал" породила новое поколение
Скоростная подводная российская ракета Шквал с индексом ВА-111 является прямой и одой из главных угроз для американского или иного зарубежного флота в случае конфликта с отечественными ВМФ. Российская скоростная торпеда ВА-111 "Шквал" представляет собой угрозу кораблям и подлодкам военно-морских сил Соединенных Штатов, написал в статье для 19FortyFive военный эксперт Крис Осборн. Самая быстрая отечественная подводная ракета ВА-111 «Шквал». Скоростная подводная ракета (ракето-торпеда) ВА-111 "Шквал" после модернизации сможет действовать на глубине и станет еще немного быстрее, сообщил ведущий российский разработчик торпедного оружия академик Шамиль Алиев. Принцип действия и устройство подводной ракеты «Шквал».
Российская ракета «Шквал» названа лучшим оружием подводной войны
Если обычная торпеда может разогнаться под водой до 60-70 узлов, то «Шквал» в буквальном смысле слова летит в толще морской воды со скоростью 200 узлов (370 километров в час), что является абсолютным рекордом для любого подводного объекта. В «Шквале» применялся ракетный двигатель. Подводная ракета была практически неуязвима. Дело в том, что ранее на этом же предприятии была создана ракета "Шквал", способная развивать под водой скорость 100 метров в секунду.
В США испугались супероружия России «Шквал»
После отделения… … Википедия Шквал торпеда — Шквал схема «Шквал» советская скоростная подводная ракета. Предназначена для поражения надводных[1] целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на НК, ПЛ или стационарной установке.
Аверкиев в ходе круглого стола заявил о «необходимости создания средств имитации» для отработки его магнитометрического канала, и это было сделано через час после заявления о «невозможности этого»! На вопрос автора, как между собой стыкуются столь противоположные заявления, ответом стало тягостное молчание. Собственно, всем все было ясно. Состоится ли прорыв из «торпедного кризиса? Не затрагивая вопрос многочисленных ошибок Сердюкова в т. Однако разработка и утверждение концепции МПО тогда было сорвано.
Связано это было в первую очередь с интригами определенных лиц и организаций, с учетом того, что планировавшийся Управлением противолодочного вооружения УПВ ВМФ ряд решений в частности, по торпеде «Физик» кардинально расходились с их финансовыми интересами. Одной из этих интриг и стала ОКР «Хищник». Увы, вместо максимума возможного из технически реального, что было в «Шквале-15Б», у «Хищника» изначально был максимум возможностей для освоения бюджетных средств нужными лицами здесь же притянутая за уши магнитометрическая система, за которой торчали ушки значительного количества лиц с погонами и без, приготовившихся к освоению сладкого бюджетного пирога. Жесткое и негативное отношение к «Хищнику» у автора сформировалось еще в период работы по проектам концепции морского подводного оружия у адмирала Сучкова. Лоббисты этой темы пытались обосновать «свое», вплоть до практически полной замены торпед и ПЛР «Хищниками». Более того, открытый в 2009 г. ОКР «Хищник» оказался не просто страшно дорогим, но и, по сути, единственным серьезным ОКР по тематике подводного оружия в тот момент. При этом мы имели катастрофическую ситуацию с торпедами, не только по их военно-техническому отставанию, но и просто наличию… В тот период времени доходило до того, что наши подлодки ходили на боевые службы, имея считаные единицы торпед в боекомплекте.
И в этой ситуации «Хищник» был не чем иным, как пиром во время чумы. Да, в этой ситуации в него пытались заложить некоторые очень нужные и правильные вещи и разработки… Только вот они почему-то «потерялись» в процессе, при том, что без них возможность «Хищника» по работе по назначению вызывает серьезные вопросы. Названия тем, отношение к которым автора очевидно ответ — отрубленная голова «Хищника» в «Пакете», если кто-то не понял. Реакция специалистов на рисунок из кабинета автора, 2012 г. АО «КБ «Электроприбор» Саратов представило заявку-презентацию на участие в конкурсе «Авиастроитель года», по итогам 2015 года проводимом Союзом авиастроителей России. С 2013 года… осуществляется в рамках государственного оборонного заказа на выполнение опытно-конструкторской работы «Хищник». В конце 2016 года планируется проведение предварительных испытаний составной части подводной ракеты, включая ходовые испытания аппарата, по результатам которых будет проведено присвоение конструкторской документации составной части подводной ракеты литеры «О». Наши лубочные СМИ не ударили в грязь лицом.
Запестрели заголовки типа: «Хищник» — идеальный убийца авианосцев. На смену «Шквалу» идет еще более мощная реактивная торпеда»… А что в итоге? Особенно с учетом того, что на дворе 2020 г. А в итоге на сегодняшний день арбитражи. Согласно п. Все это очень печально, и не только потому, что были «сожраны» огромные средства причем в тот момент, когда их критически не хватало на торпеды , но и потому, что главный конструктор у «Хищника» — выдающийся и перспективный специалист и руководитель. К сожалению, у нас стало очень мало королевых, но слишком много тех, про кого говорят «изделие боится воды, потому что воды боится его главный конструктор» в конкретном случае подразумевались морские испытания. При этом нужно понимать, что королевы на деревьях не растут, и их задатки могут раскрыться только в результате продуманной, обоснованной и напряженной работы по созданию нового.
Молодой Королев С. Увы, ОКР «Хищник» — это не та тема которая формирует королевых. Что с ней делать сейчас? Причем не в виде «третий сорт не брак», как это пытаются сделать сегодня, а начиная с объективного вскрытия всех проблем и их объективной оценки, удаления из требований к изделию всех «распильных» пунктов, но безусловного выполнения и реального подтверждения! Некоторая полезность таких изделий все-таки имеется, и не только в Арктике. То же Охотское море в зимний период покрывается ледовым покровом на значительной части площади. Однако необходимо четко и принципиально сознавать, что СПР калибра 53 см ввиду значительного отставания в дальности применения от торпед могут рассматриваться только как вспомогательное средство в бою. Здесь будет уместно привести фразу крупного отечественного специалиста в тематике, сказанную в начале 2010 г.
Все самое интересное в суперкавитации находится в малых калибрах. А интересное — это возможности всеглубинного движения а не постоянной и крайне малой глубины «монстров» , активного маневрирования, установки систем самонаведения. Однако возможно это было только на изделиях существенно меньшего калибра, чем 53 см. Определенный задел в этой части был — это авиационные противолодочные ракеты, в ряде случаев уходившие в «полукавитационный режим». Однако решительных шагов по полномасштабным работам в этом направлении у нас не предпринималось… Суперкавитация у так называемых партнеров. Возможно применение этого оружия для создания антиторпед и перспективной легкой торпеды. Головная часть снаряда покрыта коническим кавитатором, который может нести решетку датчиков, включающих более 120 широкополосных гидроакустических элементов для обеспечения захвата цели на дальности более 900 м. Аналогично было и в ФРГ, проводившей аналогичные исследования.
С учетом этого фактора на определенном этапе работы в США и ФРГ были объединены, но ведутся пока только на уровне экспериментов и наработки научного задела. Макет и разрез суперкавитирующей торпеды Barraсuda ФРГ, США С учетом достаточной эффективности малогабаритных торпед необходимости суперкавитирующих средства поражения пока нет.
Она также имеет некоторые недостатки, среди которых высокий уровень шума, малая дальность действия до десяти километров и глубина погружения всего 30 метров. Торпеда не имеет головки самонаведения, координаты цели вводятся непосредственно перед запуском. Автор статьи признал, что по мере обострения конкуренции в Атлантическом и Тихом океанах все больше военно-морских держав будут обращать внимание на этот вид оружия.
Позднее ракету довели до полной готовности к массовому производству и применению, и 29 ноября 1977 года ВА-111 «Шквал» ракета М-5 был принят на вооружение. Примечательно, что на тот момент американский проект EX-8 уже был закрыт. Американские специалисты так и не смогли преодолеть определённые трудности в достижении требуемых ТТХ. Из-за этого же данные о создании сверхскоростной подводной ракеты в СССР, передаваемые разведкой, считались в правительстве США дезинформацией, а сам такой проект — чем-то невозможным. Неудавшаяся жизнь научного прорыва Несмотря на выдающиеся параметры, у ракеты были и серьёзные недостатки. В первую очередь это были малая дальность и высокая заметность «Шквала» в визуальном и акустическом плане. Вследствие использования кавитационного пузыря ракета была очень шумной и выпускала множество пузырьков воздуха на поверхность воды. Малая глубина пуска не более 30 м создавала риск для подводной лодки быть обнаруженной при применении данного оружия. Ещё одним минусом было то, что ракета не имела каких-либо механизмов наведения в процессе «полёта».
Она шла по курсу, заданному программой в автопилоте. Это делало торпеду помехозащищённой, но не позволяло корректировать траекторию в случае маневрирования цели. Фактически же, ракета ВА-111 так и не обрела популярности на флоте из-за сложности применения, дороговизны и серьёзных минусов — ограничений по дальности и глубине старта, углу послестартового разворота и наличия только ядерного варианта БЧ. Как итог, эти ракеты практически не применялись. Из-за ядерной боеголовки торпеда попала позднее под договоры ОСВ, поэтому для неё была создана боевая часть с классической взрывчаткой.
Пуля из пузыря
Как подытоживает автор статьи, подобное оружие способно "в одночасье покорить весь мир". В статье отмечается, что первые модификации "Шквала" были неуправляемы. Они двигались на больших скоростях, но не могли маневрировать. Из-за чего применять их предполагалось на ограниченной дистанции. Однако новейшие российские разработки устранили эту проблему и позволяют торпеде снижать скорость для корректировки траектории, после чего режим максимальной скорости может быть снова запущен. Единственным минусом, который пока остаётся в данной торпеде, — высокий уровень шума.
С 5 км "подлётное" время несколько десятков секунд. И никакое гидроакустическое противодействие не поможет ибо самонаведения нет.
А высокая скорость и небольшая дальность, позволяет точно выставить упреждение. Разумеется, для ПЛ в упор гораздо опаснее, чем с десятков километров. Но поражение цели практически гарантировано. Или может быть ситуация, при которой противолодочная защита у цели слаба и для ПЛ не очень опасно себя обнаружить. Именно в такой ситуации вероятность подойти на дальность выстрела шквалом, высока. И подозреваю, что цена "Шквала" ниже чем современной дальнобойной торпеды с самонаведением. Для некоторого круга задач применение "шквала" оптимально.
Если обычная торпеда может разогнаться под водой до 60-70 узлов, то «Шквал» в буквальном смысле слова летит в толще морской воды со скоростью 200 узлов 370 километров в час , что является абсолютным рекордом для любого подводного объекта. Несмотря на признание российской ракетоторпеды «Шквал» лучшей в своем классе, даже по мнению американских специализированных изданий это практически официальная оценка Пентагона , у нее есть свои минусы. Во-первых, по оценкам специалистов российского ВМФ, это относительно малая дальность поражения цели. В экспортном варианте — около 7 миль, в отечественном — 14, в модернизированном — около 20. Не так уж и много, если сравнивать с так называемыми «толстыми торпедами», которые бьют на 50 миль, а уж тем более с крылатыми ракетами подводного базирования, прозванными «убийцами авианосцев», способными поразить цель за пару тысяч километров. Во-вторых, заметность движения, даже при пусках из подводных лодок с глубины 30 метров. Вероятность обнаружения пуска очень высока: из глубины — из-за следа на поверхности водной глади, с поверхности — из-за грохота и дымового следа. Некоторые военные аналитики сомневаются в точности поражения цели «Шквалом» из-за отсутствия систем наведения, сравнивая их с методами торпедных атак времен Великой Отечественной войны. Ну а теперь отдадим должное «Шквалу» — на сегодняшний день это самая скоростная торпеда в мире, рекорд скорости которой под водой еще никому побить не удалось!
Ближайший конкурент, немецкая торпеда «Барракуда», отстала более чем на десять лет и на 100 километров в час. Американские и английские аналоги вообще в глубоких аутсайдерах. Наш «Шквал» преодолевает за одну секунду 100 метров и не оставляет шансов на маневрирование любому самому современному как надводному, так и подводному кораблю.
Кроме того, из-за своей формы снаряд стрелкового оружия под водой быстро теряет свою энергию, а значит и убойность. В результате поражение цели из того же автомата Калашникова в воде становится практически невозможным даже на очень маленьком расстоянии. Наконец, обычные свинцовые пули с оболочкой из томпака латунный сплав на основе меди и никеля под водой быстро деформируются и даже могут разрушаться. Проблему разрушающихся пуль решила норвежская компания DSG Technology. Она разработала новый тип боеприпасов CAV-X. Они имеют не классическую оживальную форму, как обычные пули, а коническую. Кончик пули уплощен и при попадании в воду начинает выполнять роль кавитатора, благодаря чему вокруг снаряда образуется кавитационная полость. В результате пуля практически не соприкасается с водой и дольше сохраняет кинетическую энергию. Кавитирующие пули сделаны из вольфрама и запрессованы в латунную гильзу. Сегодня они выпускаются в калибрах 5,56, 7,62 и 12,7 миллиметра. По данным DSG Technology, под водой кавитирующие пули этих калибров сохраняют убойное воздействие на дальности 14, 22 и 60 метров соответственно. При этом кавитирующими могут быть выполнены и боеприпасы других калибров вплоть до артиллерийских 155 миллиметров. Правда, целесообразность создания снарядов для подводной стрельбы весьма сомнительна. В каком именно оружии планируется использовать кавитирующие пули CAV-X, пока неизвестно. Обычное стрелковое оружие без специальной переделки для стрельбы под водой не подходит. Впрочем, кавитирующие пули могут быть полезны при обстреле подводных целей с суши. Если стрелять, скажем, по боевому пловцу, находящемуся под водой, с берега из обычных пистолета или автомата, то, скорее всего, он уплывет целым и невредимым. Дело в том, что пули будут либо резко тормозиться, попав в воду, либо рикошетить от нее; это зависит от угла оси ствола к поверхности воды, под которым ведется стрельба. Кавитирующие же пули смогут, практически не отклоняясь, проходить поверхность воды и поражать подводную цель. Но с необходимостью стрелять по подводному противнику с суши военные сталкиваются не так часто, чтобы начать массовые закупки патронов с пулями CAV-X. Хотя военные инженеры и смогли найти полезное применение кавитации, по большому счету их изобретения особой популярностью не пользуются. Ракеты-торпеды «Шквал» в бою никогда не применялись, а сегодня и вовсе не используются российским флотом — слишком шумными и недальнобойными оказались эти боеприпасы. Патроны для подводной стрельбы востребованы только боевыми пловцами и диверсантами и применяются довольно редко. В способность же китайских специалистов спроектировать кавитирующую подводную лодку верится с трудом. Так что, пожалуй, кавитация все еще остается физическим явлением, которого лучше стараться избегать. Василий Сычёв.
Шквал - Скоростная Торпеда Времен СССР
Издательство 19FortyFive заявило, что российская скоростная торпеда ВА-111 "Шквал" представляет угрозу кораблям и подлодкам ВМС США. Скорость данной ракеты составляет 370 километров в час, что в превышает скорость других ракет в четыре раза. ВА-111 «Шквал» — советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5[1]. Предназначена для поражения надводных[2] и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле. Подводная ракета была практически неуязвима. Ракета-торпеда «Шквал». В материале отмечается, что «Шквал» развивает скорость 230 миль в час (370 км/ч). Это более чем в четыре раза превышает скорость большинства других торпед, скорость которых составляет от 28 до 48 миль в час (от 45 до 77 км/ч). Тайфун-самая мощная подводная лодка в мире. Испытания подводной ракеты проводятся на подводном полигоне в Meldorf, являющийся частью Bundeswehr Technical Center 71, и полигоне Bundeswehr Technical Center 52 в Oberjettenberg, последний предназначен для испытаний взрывчатых веществ и отработки.