Президент России Владимир Путин встретил Рождество в домовой церкви своей подмосковной резиденции в Ново-Огарёве. Подарки, посещения Деда Мороза стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации.
Трудная история праздника Рождества
С тех пор новогодние традиции претерпели множество изменений: от обязательного празднования по указу императора, до тихих домашних посиделок за закрытыми дверями. Конечно, сегодня гадания стали для нас добрыми шуточными традициями, в каждой семье есть свои рождественские обычаи, соблюдение которых помогает сохранить теплую, дружескую, домашнюю атмосферу. Подробное описание Рождественских традиций в России,традиция колядовать,рождественская елка. откуда пришла традиция,рождественская колядка для детей. Сегодняшнее внеурочное занятие было посвящено теме: «Рождественские традиции в России».
Неделя гаданий, колядок и народных гуляний. Как отмечают Рождество в России
Влияние западных обычаев С годами в России укоренились некоторые западные рождественские традиции. Второе рождение традиция новогодней ёлки в России получила к началу XIX века. Согласно христианским традициям, Рождеству Христову предшествует длительный пост. Согласно христианским традициям, Рождеству Христову предшествует длительный пост. © Алена Хлестунова Рождество-2022 в России: традиции, обычаи, приметы. Тематика новогодних и рождественских открыток в дореволюционной России была разнообразна.
Рождественские традиции в России
Узнайте историю старинного города Шуи, и почему рождественские традиции возрождаются именно здесь. О том, какие традиции и приметы на Рождество существуют в России, — в материале «». Традиции новогодних катков и рождественских ярмарок перебрались и в наши дни. Как изменились рождественские традиции в современной России? Подарки, посещения Деда Мороза стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации.
Как праздновали Рождество на Руси
С тех пор новогодние традиции претерпели множество изменений: от обязательного празднования по указу императора, до тихих домашних посиделок за закрытыми дверями. с 7 января по 13-ое. Узнайте историю старинного города Шуи, и почему рождественские традиции возрождаются именно здесь. Эта традиция сохранилась не везде, но ее всё еще можно встретить в российских селах и деревнях.
Протоиерей рассказал о потере традиций празднования Рождества
Второе рождение традиция новогодней ёлки в России получила к началу XIX века. В России на Рождество принято посещать храм, в Австрии накануне Рождества по улицам ходят черти. Эти традиции, принятые в нашей семье, служат одной цели – создать особое рождественское настроение вопреки новогоднему шуму и суете, напомнить и детям, и взрослым об истинном смысле предстоящего Рождества Христова. Колядки, вертеп, сочиво: рождественские традиции в России.
Рождество Христово — 2023: история, традиции и обычаи праздника
К Рождеству хозяева обязательно прибирались в избах, топили бани, стелили чистую скатерть, готовили новую одежду для праздника. Особое оформление праздничного стола в Рождество. Хозяйки клали под скатерть сено, что символизировало ясли Иисуса Христа. Под столом часто размещали железный предмет топор , на который гости ставили ноги, что символизировало крепкое здоровье и сильный дух. По углам стола располагали монеты, купюры, соль и чеснок для благополучия в доме. Запрет на труд в Рождество. В сам праздник уже ничего не делали: не плели, не шили, не готовили и не убирали в доме под страхом бед и несчастья. Приглашение на праздничный ужин знакомых одиноких людей, странников и сирот. И это далеко не полный перечень всех обычаев и традиций на Рождество. Что же еще особенного делали в этот день в России? Например, ножки обеденного стола во время празднования обвязывали верёвкой, чтобы домашний скот не убегал из стада.
После утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога христославили. А остатки с вечерней трапезы выносили за пределы двора, чтобыволки, «отведав и познав человеческую доброту», не вредили крестьянской скотине. Важно знать! Колядование и гадания, дошедшие до современных дней, являются «околорождественскими» обычаями, так как идут в разрез с духовным смыслом православного праздника Рождества, из-за своего языческого происхождения. Но несмотря на это, они прочно закрепились в русской культуре. Праздник всегда сопровождался прославлением Иисуса Христа, но в том числе и народными гуляниями. В 17-18 веках в России появилась традиция устраивать вертепный театр: в ящике-вертепе с помощью тряпичных кукол разыгрывались сцены о рождении Христа. В 19 веке повсеместно символом Рождества стала наряженнаяёлка, а в 20 веке появился и тот, кто приносит подарки детям — Дед Мороз. После Октябрьской революции в 1917 г. В 1935 г.
В частную жизнь антицерковная политика в начале 1920-х гг. Мемуаристы отмечают, что все более или менее свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости. Ёлку для детей устроили и 1923 году в подмосковных «Горках» при уже смертельно больном Ленине. В 1924 года Корней Чуковский пишет об изобилии московских ёлочных базаров. Было всего несколько часов до сочельника, и магазин был переполнен. Уже давно стемнело. Толпы людей, через которые я должен был проталкиваться с ёлкой и покупками, утомили меня».
С середины 1920-х гг. Осмеяние ритуалов и служителей культов ни к чему не привело. Активисты неустанно повторяют, что проводимые меры недостаточны, что, по сути, «пропаганда ведётся только два раза в году», стихийно. Теперь Агитпроп и Союз воинствующих безбожников будут более ответственно бороться с религиозностью. К концу десятилетия рабочих дней становится пять, а выходных — два. Выходные на Пасху, Троицу и Рождество отменяются. В условиях «пятидневки» отмечать любые религиозные праздники становится затруднительным.
Ёлка, с которой прочно ассоциируется Рождество, теперь активно клеймится пережитком прошлого и «поповским» обычаем. Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах. Интересно, что у антиёлочной кампании был ещё и экологический предлог: вырубка леса для пустых украшений признавалась настоящим преступлением против природы. Итак, отныне установка ёлки и рождественская суета — «религиозный яд». Однако старинную традицию невозможно запретить в одночасье. Обыватели продолжали ставить ёлки у себя дома, хоть и не без опаски — ведь по улицам ходили общественники, заглядывавшие в окна. Пятигорск, 1936 год.
Рассказывает очевидец событий того времени: «В 1928—1929 годах против религии были приняты самые крутые меры. Тогда, по следам заявления Сталина о том, что «жить стало лучше», в «Правде» вышел текст Павла Постышева, известного партийного деятеля. Постышев, никак не привлекая внимания к религиозной основе праздника, предлагает вернуть детям новогоднюю ёлку. В своем воззвании он говорит: «Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные ёлки для детей.
С Большого тюремного двора государь шествовал на «Аглинской». На этом дворе царева милость изливалась на полонянников. Шествуя отсюда, в Белом и Китай-городе государь оделял из своих рук всякого встречного бедняка.
Возвратившись с описанного выхода в палаты, царь шел в покои на отдых. Отдохнув и переодевшись, он выходил в Столовую избу, или Золотую палату, или же в какую-либо из дворцовых «комнатных» церквей. Царские часы венценосный богомолец слушал, окруженный сонмом бояр, думных дьяков и ближних чинов. В навечерии великого праздника царь в белой, шелком крытой шубе, отороченной кованым золоченым кружевом и золотной нашивкою, шел в Успенский собор, где стоял за вечернею и слушал действо многолетия, «кликанное» архидиаконом. После этого патриарх, по описанию Забелина, «со властьми и со всем собором здравствовал государю»… Произносилось «титло». Государь обменивался поздравлениями с патриархом и всеми присутствовавшими; затем, приняв патриаршее благословение, шествовал в палаты. В сумерки, при трепетном мерцании первой вечерней звезды, являлось во дворец «славить Христа» соборное духовенство с хорами государевых певчих; к последним иногда присоединялись «станицы» патриарших, митрополичьих и других певческих хоров.
Славельщики входили в Столовую избу или в Переднюю палату. Государь принимал гостей по уставу, по обычаю, жалуя их белым и красным медом, который золотыми и серебряными ковшами обносили специальные подносчики. Кроме царского угощения, христославы получали и «славленое» от 8 алтын с 3-мя деньгами до 12 рублей, смотря по положению того, от кого был хор. Русские цари очень любили церковное пение, а потому жаловали «воспевак», обладавших выдающимся искусством в нем, и наособицу. Федот Сычков. Царь шел к заутрене в Золотую палату. В 10-ом часу утра расплывался над Москвою первый гулкий удар красного благовеста к обедне, подхватываемый колокольнями сорока-сороков московских.
В это время государь был уже в Столовой палате, убранной «большим нарядом». Он сидел на своем царском месте, рядом с которым стояло патриаршее кресло. Бояре и думные дьяки сидели по лавкам, застланным «бархатами»; другие ближние люди, младших разрядов, стояли поодаль. По прошествии некоторого времени в палату вступал патриарх, предшествуемый соборными ключарями с крестом и со святою водою. Святителя сопровождал сонм митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов и игуменов. Государь вставал навстречу архипастырю, шедшему славить Христа. После пения положенных по уставу молитв, «стихер» и многолетия, патриарх поздравлял царственного хозяина Земли Русской и, по его приглашению, садился рядом с ним.
Затем, немного спустя, благословив государя, иерарх Православной Церкви, со всеми духовными властьми, шел в царицыны покои, в государынину Золотую палату. После царицы патриарх посещал всех членов царского семейства. Государь между тем собирался к обедне в Успенский собор. Выход в собор совершался по Красному крыльцу, в предшествии и сопровождении бояр. Государь был одет в царское платно порфиру , становой кафтан и корону; на груди его были возложены царские бармы; в руке он держал царский жезл. Под руки держали царственного богомольца двое стольников в золотых праздничных ферязях. Люди меньшего чина начинали шествие, вельможи большего чина следовали за царем.
Отслушав литургию, государь в одном из приделов собора переменял царское платно на «походное» и возвращался во дворец. Там в это время приготовлялся уже праздничный стол — на патриарха, властей и бояр. Но, верный своему благочестивому обычаю, московский самодержец не садился за стол, не узнав, что все исполнено по его изволению. После службы А «изволил» государь приказывать еще с утра: «строить столы» для бедных и сирых.
Знали: праздничные дни Рождества Христова - время особое, его нельзя проводить бессмысленно и бездарно. Но как провести Рождество правильно?
Поклонение волхвов, 1624г. Рубенс 1577 - 1640 гг. Начиналась подготовка к Рождеству с рождественского поста и … подготовки подарков. Мемуаристы свидетельствуют: деликатные расспросы о том, кто бы что хотел получить, начинались чуть ли не с ноября - ещё бы! Деньги на Рождественские щедроты откладывали заранее. Причём одаривали не только ближних, но и дальних.
И даже совсем незнакомых. Рождество объединяло все слои общества, ведь Христос пришел в наш мир для всех. Рождественская неделя была временем благотворительности. В мемуарах князя Феликса Юсупова находим: "Матушка еще за месяц до праздника спрашивала людей, кому что подарить". Дочь чаеторговца Василия Сабашникова Маргарита с ностальгией описывала: "Мама участвовала в проведении праздников для детей нашего квартала, а мы с друзьями помогали. В снятом для этого мрачном помещении рядом с пользовавшейся дурной славой рыночной "Сухаревской" площадью собирались дети бедняков.
После популярной в народе игры с Петрушкой… зажигали свечи на большой елке. В соседней комнате раздавали подарки. Каждый ребенок получал ситец на платье или косоворотку, игрушку и большой пакет с пряниками. Друг моего брата, раздававший подарки, очаровал всех, позволяя ребенку выбирать то, что ему нравится". Библейской истиной "Да не оскудевает рука дающего" руководствовались не только богатые. Художник Кузьма Петров-Водкин вспоминал, как некий сапожник Иван Маркелыч "месяца за полтора до Рождества начал приготовления к вечеру-елке, который должен был состояться в одной из городских гостиниц.
Для детей помимо грошовых подарков готовили спектакль, заранее распределив роли и репетируя". И всё это с любовью и радостью - пришло время отдавать, делиться! Колесников 1879 - 1955 гг.
Красота ожидания
После популярной в народе игры с Петрушкой… зажигали свечи на большой елке. В соседней комнате раздавали подарки. Каждый ребенок получал ситец на платье или косоворотку, игрушку и большой пакет с пряниками. Друг моего брата, раздававший подарки, очаровал всех, позволяя ребенку выбирать то, что ему нравится". Библейской истиной "Да не оскудевает рука дающего" руководствовались не только богатые. Художник Кузьма Петров-Водкин вспоминал, как некий сапожник Иван Маркелыч "месяца за полтора до Рождества начал приготовления к вечеру-елке, который должен был состояться в одной из городских гостиниц. Для детей помимо грошовых подарков готовили спектакль, заранее распределив роли и репетируя". И всё это с любовью и радостью - пришло время отдавать, делиться! Колесников 1879 - 1955 гг. С приближением Рождества и подготовка к празднику становилась напряженнее.
Кто побогаче - белугу, осетрину, судачка, наважку; победней - селедку, сомовину, леща... Зато на Рождество - свинину, все. В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, - мороженые свиньи. Окорока обрублены, к засолу. Так и лежат, рядами, - разводы розовые видно, снежком запорошило". Из Сибири - рябчик, тетерка, глухарь…Торговля шла широко, щедро: без весов, на глаз! Нищий подберет, - удивлялся Иван Шмелев. А раньше говорили: "У голыша то есть у нищего та же душа, ему тоже радость нужна. И нищему на Рождество разговение".
А еще верили: пост приведет к воротам рая, а уж милостыня их отворит. Комнаты наполнялись суетливой прислугой, вытирали и выметали скопившуюся пыль, грязь", - рассказывал купец Николай Варенцов. Наводили блеск не зря - все Святки, Святые дни от Рождества до Крещенского сочельника, в гости ходить да гостей принимать! Рождественский базар, 1906 г.
Побывать на Кремлевской елке было все равно как сегодня съездить в Диснейленд. Кто из великих актеров начинал свою карьеру, выступая на Кремлевской елке, почему нельзя ругаться при производстве новогодних декораций и какие персонажи бывают на главной елке страны? За несколько дней до Рождества в городах начинались елочные базары. Именно сюда привозил «мужичок» елочку, которая «на праздник к нам пришла». Эта новогодняя песенка тоже на самом деле рождественская, написанная больше 100 лет назад. Елочные базары появились в XIX веке. Жители Петербурга покупали зеленых красавиц у финских крестьян, торгующих у Гостиного двора. А в Москве самый большой елочный базар был на Театральной площади, прямо перед Большим театром. Выбор елки всегда сопровождался прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача. Сегодня подобная традиция тоже возродилась. Как и чем правильно украшать елку, а главное — когда это надо делать? Ставить елку за месяц до праздника — самая грубая ошибка. Что дарить на Рождество? Сто лет назад на этот счет никаких норм не было. Это каждый решал сам. Одно известно наверняка: подарков ждали все. В царской семье было принято так: на именины, Рождество и Пасху царским дочкам дарили по одной жемчужине и бриллианту. К совершеннолетию у каждой должно было быть по нитке идеально ровного жемчуга и по бриллиантовому колье. Какой Новый год может быть без Деда Мороза? Под каждой елкой стоит игрушечный Дед. Дети учат стихи и песни для Дедушки. Мы все так привыкли к Деду Морозу, что сама мысль — когда-то его могло не быть — кажется кощунственной. Сегодня в нашей стране есть несколько вотчин Деда Мороза.
Интересно, что сегодня Рождество — это самый главный праздник в западных государствах. Но только все более очевидной становится тенденция превращения этого торжества из религиозного в светское. За рубежом это теперь аналог нового года, который, к слову, отмечается в Европе многим скромнее. Совсем не так происходит у русских, и тут есть рациональное объяснение. Как отмечают Рождество в России? Начать стоит с рассказа о советском периоде истории нашей страны. Придя к власти, атеисты-большевики приказали убрать из действующих календарей все православные праздники. Остались от них только некоторые традиции. Ярким примером служит рождественская елка, которая очень долго была запрещена, но к середине века ее стали использовать, только в качестве новогодней. А Вифлеемская звезда о семи лучах на ее верхушке преобразовалась в советскую пятиконечную. Рождество в наши дни Как отмечают Рождество в России в наше время? После распада Советского государства никаких значительных изменений не произошло. Новый год так и остался наиболее любимым праздником большинства граждан России, а вот Рождество - это торжество для немногих, в основном верующих православных людей. Если же задаться вопросом: «Где отметить рождество в России? Особенности Кстати, некоторые проблемы с празднование Рождества наличествуют не только в нашей стране, все-таки, нужно отдать должное государству, седьмое число в январе — это официальный выходной с тысяча девятьсот девяносто первого года. А вот коренное население Египта — копты, а их проживает в стране более десяти миллионов, и они тоже являются христианами, долгое время вообще не имели возможности отмечать этот день. Логика у властей была проста: большинство же жителей Египта мусульмане. Только в две тысячи третьем ситуация изменилась, теперь и на родине фараонов Рождество — это выходной. Еще сложнее дело обстоит в Латвии, ведь там около сорока процентов русскоязычного населения, к тому же большее количество из них — это православные или же старообрядцы. Странно, что государственные представители в две тысячи втором году отказались сделать эту дату выходным днем. Очень символично отмечается Рождество в России, традиции и обычаи весьма знаковы.
В русской традиции, а особенно в восточнославянской традиции, он сохранился в виде такого реликта — встречать весну и петь специальные песни-веснянки. К этому дню пекли печенье, маленькие пирожки или маленькие хлебцы в виде птичек. Они часто назывались жаворонками или какими-то другими названиями в честь птиц. Сейчас этот обычай кое-где еще сохраняется и жаворонков пекут или в день Авдотьи Плющихи, то есть в день памяти святой Евдокии на 1 марта, или же в день памяти Сорока мучеников на, так называемые, Сороки, которые отмечают 22 марта. Затем новый год переместился на 1 сентября — это было связано с церковным циклом. И, наверное, вы знаете, что до сих пор Русская Православная Церковь исчисляет систему годовых праздников от 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому календарю «новому стилю». Петр I не только перенес новый год на 1 января по подобию празднования новолетия в европейских культурах, но еще внес существенные изменения в летоисчисление. До 1699 года исчисление лет производилось «от сотворения мира», а петровский указ ввел исчисление «от Рождества Христова», то есть между ними разница в 5 508 лет. Таким образом, люди, которые жили в 7 308 году, внезапно очутились в 1 700 году, согласно новому указу Петра Великого. Поэтому это было довольно радикальное изменение календарной системы. Новый год, попав в этот новый цикл, был вынужден в него вписаться «задним» числом, ведь 1 января — это день, который находится в структуре 12-и дневного святочного цикла от праздника Рождества Христова до Крещения. Поэтому новый год принял на себя часть этих святочных смыслов и, соответственно, часть обрядовых действий. Можно ли говорить о том, что Петр Великий пытался разными атрибутами маркировать время наступления нового года? Приказал ставить перед дверями своих домов еловые, сосновые или можжевеловые деревца? Поздравлять друг друга и дарить подарки? Петр I, действительно, попытался ввести некоторые элементы, которые придавали бы этому празднику, так скажем, атрибутику или какую-то обрядовую сущность. Потому, что праздник, который не имеет специальных символов, закрепленных в культуре, не имеет никаких обрядовых действий, которые его оформляют, - это, вообще, не праздник, а бессмыслица, просто некая дата в календаре. Царь попытался закрепить за этим днем какие-то определенные структурные элементы. Самое известное это то, что он повелел на главных улицах перед домами, не только частными, но и перед общественными учреждениями, ставить всевозможные хвойные растения — елки, сосны, можжевеловые деревца. А бедным людям указ царя предписывал прикрепить к дому хотя бы по еловой или можжевеловой веточке. Впрочем, если вы думаете, что этот указ Петра Великого явился основанием для современного празднования Нового года с его известной атрибутикой, то вы глубоко ошибаетесь, поскольку он практически не имел никаких последствий после смерти царя. И к нашей современной новогодней елке имеет также косвенное отношение. Во-первых, елки, которые ставились перед домами или на крышах домов служили украшением внешнего общественного пространства — улиц, площадей и так далее. А наша современна елка — это уже часть домашнего интерьера. Во-вторых, эти елки, во времена Петра Великого, никак не украшались. В-третьих, с ними не производилось никаких специальных обрядовых действий. Это был просто знак, что наступил новый год. После смерти Петра I этот обычай из частного употребления очень скоро был вытеснен. В качестве наследия этого указа осталось то, что елки стали прикрепляться на крыше кабаков — всевозможных питейных заведений. Таким образом, елки или сосенки ставили перед входом в кабак или на крыше — это был знак того, что это именно питейное заведение. Такая тенденция была распространена в течение всего XIX века, в результате чего в русской фразеологии появились всевозможные эвфемизмы, которые обозначали нахождение в пьяном виде. Сейчас мы говорим «подшофе» или «заложил за воротник». А что происходило после, и когда появился обычай ставить именно новогоднюю елку? Давайте рассмотрим семантику или символику ели в славянской картине мира. Если мы посмотрим, какие смыслы приписывались ели в русской или славянской народной традиции, то мы увидим, что она, прежде всего, связана с символикой смерти. Самоубийц хоронили между двумя елями, при погребении в похоронном обряде еловыми ветками выстилали дно могилы или их бросали на пути движущейся траурной процессии. Однако при Петре I ель стала символом праздника. Этот обычай царь позаимствовал из Западной Европы, где примерно с XVI века установился обычай ставить еловое деревце на Рождество. Как рождественский атрибут, елки утвердились, прежде всего, в Германии. В дохристианские времена это было связано еще с культом ели как ритуального дерева. Вообще, культовое отношение к дереву и его почитание — это универсалия, которая существует практически у всех народов. Только выбирались разные деревья для почитания — дуб, береза. В Германии таким деревом стала ель, однако, в XV-XVI годах она именно в немецкой культуре была переосмыслена как дерево, связанное с Рождеством.
Консультация «Рождественские обычаи и традиции в России»
15 фактов о Рождестве: история, традиции, приметы | В России главный праздник — Новый год, а традиция празднования Рождества существенно пострадала в атеистическом Советском Союзе. |
Sorry, your request has been denied. | 16 января, в рамках реализации проекта «Разговоры о важном», на факультете высшего сестринского образования и среднего профессионального образования прошло мероприятие «Рождественские традиции в России». |
Традиции и обычаи Рождества в России | Рождество Христово в России в 2023 году: традиции и подарки. |
Рождество 2023: что нужно сделать 7 января, чтобы целый год слезы не лить | Сегодня мы обратились к истории празднований этого замечательного праздника в России и разобрались с основными новогодними традициями, которые сохранились до сегодня. |
Рождество Христово: обычаи и традиции праздника | При последующих российских императорах традиция рождественских елок становится непременным атрибутом новогодних праздников. |
Традиции Рождества
Рождество Христово в России — Википедия | Во времена Древнего Русского государства и Российской Империи традиции, связанные с рождественскими праздниками, почти не менялись. |
Рождество в 2024 году: вспоминаем традиции, идем в храм, печем козули | Читайте про Рождество Христово 2025 в России в материале КП. |
Рождественские традиции в России | Поэтому рождественские подарки в России дети и взрослые получают на две недели позже. |
Рождественские традиции и обычаи: колядки, гадания, рождественский стол - 6 января 2023 - МСК1.ру | Среди рождественских традиций и обычаев большое внимание уделялось застолью. |