Итог предательства Мазепы показателен: военно-стратегический и политический результат оказался равен нулю. Представители Константинопольского патриархата квалифицировали анафему, наложенную Русской церковью на гетмана Ивана Мазепу за предательство. В русской же историографии принято рассуждать о Мазепе как об эталоне предательства, тщеславном эгоисте и недалеком авантюристе, ради личной выгоды, наоборот. проекта «Единой России» сравнил россиян, не поддерживающих спецоперацию на территории Украины, с изменником Иваном Мазепой, предавшим Петра I. Об этом сообщает РИА Новости.
Нарышкин пригрозил противникам спецоперации России. «Ждет судьба изменника»
Мазепа же рассчитывал отдаться под власть нового польского монарха, который, как он надеялся, предоставит Малороссии достаточную самостоятельность. На предательство Мазепу толкала, наряду с личной обидой, боязнь оказаться на стороне побеждённого. Измена стала полной неожиданностью для Петра, который считал Мазепу своим другом, безмерно доверял ему, отрубал головы тем, кто доносил об измене гетмана.
Глава СВР: россиян, которые не поддерживают СВО, ждет судьба гетмана Мазепы
Вместе с Самойловичем Мазепа побуждал Москву воевать не против османов, а против поляков. Однако тогда это шло вразрез с политикой России, стремившейся закрепить за собой Левобережье Днепра путём мирного соглашения с Речью Посполитой. Самойлович же пытался объединить оба малороссийских берега Днепра и порицал русско-польский Вечный мир 1686 г. Такая позиция гетмана не устраивала царевну Софью и «канцлера» князя В. Мазепа, вопреки «малороссийской идее» Самойловича, поддержал их «пропольскую» политику. Неудачу Крымского похода 1687 г. Благодаря В. Голицыну и смене очередного покровителя, 25 июля 1687 г. После присяги Мазепе были вручены гетманская булава, бунчук и царская хоругвь.
В октябре 1708 г. Вместе с тем русский царь не был для Мазепы «заклятым врагом». Он не думал о «независимости» Малороссии вплоть до Карпат. Главным для Мазепы было сохранение богатства, стремление властвовать вместе со старшинской верхушкой над крестьянством, как шляхта в Польше, с предпочтением остаться вне военных действий и под крылом победителя. Увидев плачевное состояние Шведской армии, гетман попытался в седьмой раз совершить измену и в обмен за прощение при условии гарантии европейских держав обещал Петру I захватить в плен шведского короля Карла XII и снова вернуться под протекторат России подробнее см. Нельзя не признать, что Мазепа, как мастер скрытных действий и тонкий психолог, обладал виртуозным, почти гипнотическим даром внушать свои идеи и чувства. Можно поражаться мастерству его лицедейства: при внутренней неприязни к великорусской культуре и русским, он стал почитаемым политиком в глазах Москвы и почти другом Петра I. Собственный политический опыт и ум он ставил выше, чем у всей казацкой старшины и московской верхушки вместе взятой.
Он был мал, худ, с волосами завитыми на польский манер. Хотя ему в то время было более 60 лет, он сохранил много огня и честолюбия, подталкивающего к большим начинаниям. В знак его гетманского достоинства перед ним носили серебряную булаву, а за ним бунчук из конского хвоста, как у турок». Подражая «европейским стандартам», гетман освоил немецкий и итальянский язык, порядочно говорил на латыни, выписывал французские и голландские газеты, собирал коллекцию оружия, картины и библиотеку. В отношении Москвы тактика Мазепы, состояла в том, чтобы не «дразнити москаля», но делать всё по-своему. С последним трудно согласиться — русское правительство как раз за его реальные промосковские действия щедро награждало гетмана и «за веру и верность» отметило в январе 1700 г. Андрея Первозванного. Союзник царя Петра — польский король Август II вручил в 1703 г.
Контакты с поляками прикрывались пересылкой в Москву почти всей гетманской корреспонденции и даже выдачей подсылаемых к нему агентов. На самом видном месте в батуринском замке, где устраивались щедрые застолья для старшин, которых он исподволь подстрекал к недовольству, гетман вывесил портрет Петра I. Реформировать малороссийское войско в регулярное он не мог, зная казачество, которое стремилось, подобно русским стрельцам, сохранить свою консервативную корпоративность. Мазепа был заинтересован в распространении слухов, что царь якобы собирается перевести казаков в солдаты и учить их строевой подготовке, чтобы «скорей народ привести до шатости и измены». Крестьянство и рядовое казачество не признавало «ляха» — гетмана своим. Прокопович в приватных и застольных разговорах открыто заявлял, что Гетманщине быть «под ляхами» или по доброй воле, или после завоевания. Его вирши о «вольности» пристёгивались не к национально-малороссийской, а к сословной шляхетской свободе. Мазепа не был ни ярким народным пассионарием, ни «батьком» для казачества, как Семён Палий.
Поднять восстание, как Палий и Кондратий Булавин, он не мог, не хотел и не был способен. Оценивая всех по своей мерке, он не доверял никому и говорил, что «никогда не имел уверенности в своей безопасности и всегда ждал удара, как вол обуха». Вся его жизнь прошла в страхе за должность, власть и богатство. Поэтому он такое внимание уделял своим десяти наёмным полкам, а в личной охране вместо «природных казаков» держал московских стрельцов, драгун и калмыков. Хотя гетман и говорил в 1699 г. В нём не было ни капли героизма. Понимая, что не обладает даром полководца, Мазепа никогда не рвался в бой и за ним не числилось ни одного подвига. Малодушие гетман скрывал за напускной суровостью.
Моральных ограничений гетман не знал. Сильная похотливость, перекрывала в нём христианскую нравственность. Как указывалось, за блуд с замужней пани Фальбовской он был опозорен её мужем в 1663 г. Издатели, публикующие через 300 лет любовные записки опытного ловеласа, считают их образцом якобы возвышенно-искреннего чувства. Вслед за шведским историком Енсеном можно повторить, что при своём вероломстве, хитрости и «ненасытном эгоизме эпохи Руины» он не был ни малороссийским державником, ни исторической личностью. Шведская сила выбила немало крупных фигур из Северного союза и нарушение верности малороссийским гетманом стояло в череде таких же перемен в Речи Посполитой, произошедших в 1706-1707 гг. Под угрозой штыков к марионеточному королю Станиславу I Лещинскому откачнулись магнаты Любомирские, великий канцлер литовский Кароль Станислав Радзивилл, воевода русский Ян Станислав Яблоновский, литовский подканцлер Станислав Щука. После отречения Августа II на шведскую сторону перешел командовавший саксонцами генерал-лейтенант М.
Генерал-майор Адам Шмигельский «польский Гектор» , уходя к шведам, пытался в качестве трофея захватить А. Меншикова, но вместо него пленил генерал-лейтенанта русской службы Г. Пфлюга тот позже сумел освободиться. Великий литовский гетман князь М. Вишневецкий, который знал о намерениях Мазепы, с января 1707 г. Об этом в феврале 1707 г. Левенгаупта из Риги и одновременно уверял царя в своей верности. Русский резидент А.
Дашков, несмотря на то, что слышал антироссийские высказывания в окружении великого литовского гетмана и, зная, что в Вильно появлялись шведские офицеры, слепо верил Вишневецкому и убеждал русское правительство, что тот никогда не отойдет от союзных отношений с Россией. Приняв русские деньги на литовское войско, Вишневецкий переметнулся к шведам, однако в мае 1708 г. Следствием были бунты и выступления против царской власти в Астрахани, Башкирии, на Дону и Гетманщине. В июне 1708 г. Также, как позже и Мазепа, они провоцировали против царя Османскую империю, сообщая, чтобы султан не верил великому государю, потому что он многие земли за мирным состоянием разорил и готовит корабли и каторги и иные воинские суды и всякой воинской снаряд. Молва о предстоящей измене Мазепы с 1707 г. Лещинский призвал Мазепу «скинуть чуждое ярмо и вернуться под опеку найяснейших польских королей», обещал «сыновьям одной нераздельной Отчизны», навечно сохранить все права и вольности и осведомлял, что Карл XII через Литву пойдёт на Москву, а он, Лещинский с татарской ордой на Киев, что казакам можно не опасаться шведов, которые не готовятся идти против них. Из-за этого здесь везде большое беспокойство, так как хорошо известно, что [казаки] тут с некоторого времени очень потерпели в своих правах и таким образом легко примут такие предложения»?
Об этом свидетельствуют два десятка доносов на него. Все изветы на гетмана русское правительство переправляло в его руки. В начале 1702 г. Военный потенциал Гетманщины в 1708 г. Территория подвластная Мазепе была почти вдвое меньше той, на которую распространялась власть Богдана Хмельницкого к его смерти в 1657 г. Территориальные казачьи полки были национальными формированиями в составе вооружённых сил России. Их боеспособность была намного слабее, чем при Богдане Хмельницком, они стали «нестройными», и использовались в мелких стычках, для пикетов и почтовой службы, связи и охранения регулярных войск Русской армии. От него «ничего добра, разве худа есть, понеже, не имеючи определённого жалованья, только на грабёж и тот час домой уйдут».
Ещё ниже оценивали боеспособность мазепинских казаков шведы. Когда шведы готовились выйти из Саксонии на восток, царь указывал, чтобы Мазепа готовил к обороне Успенскую Печерскую крепость и всю Гетманщину и собрал в Полоном и Белой Церкви провианта на 1-2 года. Адлерфельд приписал к майским событиям. Мазепа обещал при содействии полка И. Мазепа обещал шведам провиант доставлять с Гетманщины и Белгородчины. Пересказывая соглашение, Адлерфельд писал, что шведское оружие везде возьмёт верх, так как русские не способны стоять против шведов, не будучи втрое сильнее. Царь уйдёт к северу от Москвы к Волге, где земля не так плодоносна и не может кормить многочисленную армию. Пётр или подчинится победителю, или распустит охваченное недовольством воинство, или сгинет от голода.
Польской короне гетман Мазепа обещал во-первых, выполнить всё, чем обязался шведскому королю; во-вторых, по первому желанию польского короля идти со всем казацким войском в поход туда, куда тому будет нужно; в-третьих, привлечь белгородских и донских казаков, а также Аюку-хана с его калмыками, в-четвертых, вся Гетманщина, включая «герцогства» Северское, Киевское, Черниговское и Смоленское, снова перейдут в польское подданство и будут включены в состав Короны. Взамен Мазепа получит Витебское и Полоцкое воеводства на тех же условиях, как у герцога курляндского и титул князя. Армия шведского короля была заинтересована в скорейшем восстании на Гетманщине, но Мазепа открыто поднимать бунт страшился и настоял на сохранении соглашения в тайне. И всё же шведская сторона оговорила пункт, по которому Мазепа должен будет определить день, когда он соберёт старшину и раскроет ей содержание договора. Дефо, неприязненно относившегося к России — «Достоверная история жизни и деяний Петра Алексеевича, нынешнего царя Московии, написанная британским офицером царской службы». Была надежда поднять новую Смуту в центре России «возмущение народное» казаками. Мазепа не собирался выводить Гетманщину на уровень независимого и равноправного со Швецией и Речью Посполитой государства, но переходил под власть шведского сателлита Лещинского, предавая интересы украинского народа. Наступление поляков на казачество, подобное тому, что случилось на Правобережье, игнорировалось им.
Фактически Мазепа допускал появление панов и польской шляхты на малороссийских землях. В широко известном историкам письме Мазепы от 5 декабря 1708 г. Станиславу I «верный подданный и слуга нижайший Иван Мазепа гетман» обьявлял «наяснейшему милостивому королю…о подданной своей подлеглости» и нижайше просил «излиянным сердцем и общим всей Украины желанием… дабы на избавление достояния своего победителную благоволил подвигнуть руку. Чего ради мы, я ко отца, во аде суще, ожидаем приходу вашей королевской милости, яко спасителя нашего. В конце послания Мазепа, целовал «тысячным целованием храбрую руку» своего государя. О нём поначалу не знала даже старшина, и тем более малороссы на Гетманщине, Запорожье, Правобережье, Слобожанщине и Западной Украине. Если Богдан Хмельницкий сознавал свою силу, будучи вождем великой Освободительной войны, то Мазепа понимал своё бессилие, видя стремление малороссийского народа к сближению с единоверной православной Россией. Верно учитывая слабость своего военного потенциала, Мазепа искал не независимости Гетманщины, стиснутой между Польшей, Крымским ханством и Россией, а шведского и польского протектората как гарантии против возможного реванша Москвы.
Идея политической независимости гетманства «независимой и соборной казацкой Гетманщины» ошибочно переносится современными украинскими историками в век восемнадцатый. Украинский академик П. Толочко справедливо пишет, что за время существования Гетманщины не было государственности, ни у одного из гетманов не было самостоятельной государственной программы с идеей полной независимости, все они ориентировались на «комплекс подданства». Имели некоторые основания расчёты на восставший Дон и хана Аюку, при котором калмыки обладали наивысшей боеспособностью в своей истории. Однако уверенности в шведской победе и длительной оккупации ими Москвы и Восточной Европы у гетмана не было. Мазепа учитывал, что новая армия Петра сможет отстоять рубежи России по Днепру. Как раз на случай бегства с Гетманщины он и выговорил для себя Витебское и Полоцкое воеводство в Речи Посполитой, общая площадь которых была чуть меньше Гетманщины. Ещё раньше, просчитывая вероятность своей эмиграции, значительную часть своей казны он перебросил в Белую Церковь — город Короны Польской.
Вслед за Мазепой ныне повторяются причины «рации» его измены: 1. Меншикова по «ликвидации Гетманщины» «уничтожить казацкую старшину, а, следовательно, и всю административную структуру Гетманщины» ; 2. Да, из Малороссийского в Разрядный приказ под власть киевского воеводы Д. Голицына переводились «все замки в черкасских городех, в которых русские люди». Царь Пётр не стал выделять особо боеспособные казацкие полки, которые могли бы служить в гетманском войске на постоянной основе. Территориальные казацкие полки были оставлены в покое. Точно также не собирались переводить в регулярные полки нерегулярные формирования — донцов, калмыков, башкир. Верно, «светлейший князь» был бы не прочь завладеть гетманской булавой, учитывая его желание стать курляндским герцогом в 1711, 1726 гг.
Но это были только его мечты — всех гетманов русское правительство намеренно выдвигало из малороссов. Казацкую старшину хотели не уничтожить, но слить с русским дворянством. Печерская крепость, хорошо вооруженная артиллерией, стала неприступным форпостом рядом с Киевом. Мазепа же с 1707 г. Недаром летом 1708 г. Мазепа, после отправки на работы в Печерск всего двух сотен человек, «упинался» посылать больше. Поляки сообщали Е. Украинцеву, что часть гетманского казачества хотела высвободиться от бремени постоянных походов и бежала на Правобережье Днепра: «будто казаки нам нежелательны и держава наша учала им быть ненавидима и тягостна в волоките, и в службе повсягодно, и без жалованья, и в подводах, и в зборе провиантов.
И будто для того из-за Днепра от нас идут и бегут многие к ним на сю сторону к Лодыжину, и Умани, и на Днестр к волоской границе, и в Волоскую землю». В целом на Гетманщине не было ни языкового, ни этнического, ни государственного противостояния с Россией. Мазепа не только не искал«независимости», как все гетманы до него, и не только готовился к бегству с левого берега Днепра на правый, перебрасывая свою казну в Белую Церковь. В главном он рассчитывал остаться «под победителем». Не в его интересах было отговаривать шведов от похода на Москву, указывать на огромные расстояния, плохие пути сообщения, на оборонительную «линию Петра», на низкую плотность населения и невозможность регулярного снабжения армии провиантом. Головкина «о повороте неприятельского походу к Окраине» застало гетмана врасплох: ни малороссийские города, ни его резиденция не были должным образом укреплены. Казаки в полках и гарнизонах не готовились к отложению от православного царя. Круг доверенных лиц состоял всего из горстки в 5-6 человек — это были миргородский, при-луцкий и лубенский полковники — Д.
Апостол, Д. Горленко, Д.
Могло это сказаться на будущей позиции профессора-историка? Сама-то она родилась в 1967 году в Ленинграде, где и окончила в 1989 году исторический факультет ЛГУ. Интерес её к изучению истории Украины не вызвал бы никакой насторожённости, если не знать, что ещё студенткой она прошла отбор по программе, поддерживаемой украинской диаспорой в Северной Америке. Между тем в 1990 году она выиграла грант Канадского института украинских исследований для завершения диссертации, а затем стажировалась в США, в Гарвардском институте украинских исследований. Словом, основной западный вектор влияния на неё определился вполне, и, конечно же, не случайно в 1992 году она была исключена из СПбГУ. По настоянию декана И. Фроянова, выдающегося историка-патриота, который не мог смириться с активным участием Яковлевой в деятельности украинского националистического движения РУХ. Да, но надо знать дальнейшую судьбу самого Фроянова.
Очень скоро он уже не был деканом, и гонения на него приняли невероятный размах. Довели до смерти… А что же Яковлева? Со временем вернулась и в Санкт-Петербургский университет, где проработала с 2003 по 2022 год, защитив в 2004-м докторскую диссертацию. Этот год для профессора Яковлевой-Таировой стал в своём роде этапным. И абсолютно предсказуемо было, какую направленность этот центр обретёт. Ради оправдания предательства Давайте переведём дух и осознаем, что значило такое предприятие под руководством такого директора. Я думаю, наш собкор на месте сумеет подробнее разобраться в содержании проводившихся исследований. Но у меня на основе состоявшихся телефонных разговоров сложилось следующее горькое впечатление. В городе, основанном по замыслу Петра Великого, почти двадцать лет действовал так называемый научный центр, основополагающей задачей которого стало обеление и прославление одного из главных врагов Петра — одиозного предателя Мазепы. Как могло это произойти?
Но произошло же! У меня абсолютная уверенность, что оправдание громкого предательства трёхсотлетней давности продиктовано сугубо злободневным интересом: перевернуть историю с ног на голову. Ради этого директор центра не только сама изощрялась, но и мобилизовала весь свой коллектив. В их непосильном и неблагодарном труде особо поражает стремление уйти от исторической правды, которая за века уже многократно доказана и прочно утверждена. Разве можно просто отмахнуться от характеристик, которые давали Мазепе многие современники и самые компетентные историки? Одного из них — Н. Костомарова «Правда» в своей беседе недавно цитировала: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидел, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался».
Величайший благодетель — это, конечно, царь Пётр. Почему измена Мазепы вызвала у него столь бурный и яростный гнев, память о котором запечатлели многие современники? Да потому, что проглядел негодяя, доверился ему и превознёс его. Достаточно сказать, что после учреждения ордена Андрея Первозванного как высшей государственной российской награды Мазепа стал вторым, кто по личному царскому указанию был её удостоен. Так оценил Пётр реальные заслуги украинского гетмана, особенно во время второго Азовского похода; так выразил и надежду на дальнейшую достойную его службу. Увы, не сбылось. Другой знаменитый предатель иного времени — генерал Власов после Московской битвы в 1941-м тоже чествовался как один из её героев. А что потом? Но доскажу про Мазепу и высокий орден его. Сперва в Троицком соборе города Глухова, где находился тогда Пётр, в царском присутствии, а также сослужении других архиереев митрополит Киевский, Галицкий и Малыя России Иоасаф Кроковский совершил литургию и молебен, после чего «предал вечному проклятию Мазепу и его приверженцев».
Одновременно анафема низвергнутому гетману была провозглашена в Успенском соборе московского Кремля. Что же касается награды, как я уже раньше сказал, по поручению Петра I специально для Мазепы был изготовлен «орден Иуды». А прежнего, наивысшего российского ордена лишили его публично — перед символической казнью, учинённой в упомянутом Глухове. Вот как описал происшедшее один из наблюдателей: «Вынесли на площадь набитую чучелу Мазепы.
Но поддержала его в этом лишь меньшая часть казаков, а были среди них и те, кто предупредил Петра и поплатился за это жизнью — 315 лет назад Мазепой был казнён полковник Василий Кочубей. Случилось это 26 июля по новому стилю 15 июля по старому 1708 года в местечке Борщаговка недалеко от Белой Церкви, где в тот момент стоял лагерем Мазепа.
Помимо Кочубея с ним был обезглавлен и сподвижник — Иван Искра.
Мазепа клялся на Евангелие, клялся на кресте, уверяя Петра I в том, что ни в коем случае не собирается переходить на сторону шведского короля. Тем не менее, эта измена состоялась», - рассказал Исаев. Замруководителя фракции также подчеркнул, что именно тогда, на поле решающего для Росси сражения родился и нынешний флаг Украины.
На самом деле все гораздо проще: достаточно взглянуть на флаг Швеции — это голубой флаг с желтым протестантским крестом. Во время сражения под Полтавой для того, чтобы изменников — казаков Мазепы можно было отличить от остальных, - те крепили к своим пикам желтую и голубую матерчатые полоски.
Двуличный Мазепа
- Мазепа – герой или предатель?
- Стратегический запас
- Глава 10. Измена Мазепы
- Двуличный Мазепа
- «История гетмана Мазепы: мифология предательства»
- Подписаться
Изменника Мазепу превзошёл Кравчук
Демидов подчеркнул: повод для изготовления медали именно сейчас не менее веский, чем три столетия назад – предательство Зеленского сопоставимо с предательством Мазепы. Иван Степанович Мазепа, гетман Войска Запорожского – одна из самых заметных фигур петровской эпохи. Измена стала полной неожиданностью для Петра, который считал Мазепу своим другом, безмерно доверял ему, отрубал головы тем, кто доносил об измене гетмана. В русской же историографии принято рассуждать о Мазепе как об эталоне предательства, тщеславном эгоисте и недалеком авантюристе, ради личной выгоды, наоборот. Вместо этого Мазепа примазался к левобережному гетману Самойловичу (и оказывавшим ему помощь «клятым москалям») – после чего за 13 лет дослужился до должности «генерального.
Полтавская битва и предательство Мазепы
Эта победа стала возможна отчасти и потому, что народ левобережной Украины не поддержал предательства гетмана Мазепы. ИЗМЕНА ГЕТМАНА МАЗЕПЫ: ФАКТЫ И ВЫМЫСЕЛ Часть третья ПРЕДАТЕЛЬСТВО Вплоть до начала 1708 года царь Петр безоговорочно поддерживал Мазепу. Измена стала полной неожиданностью для Петра, который считал Мазепу своим другом, безмерно доверял ему, отрубал головы тем, кто доносил об измене гетмана. Бывшие русские предавали веру и становились ляхами, а не украинцами, которых тогда просто не было.
Вы точно человек?
Это привело Петра I к тому, что он не принял предупреждение генерального судьи Василия Кочубея о политической неблагонадежности Мазепы. Во-вторых, Петр I и Мазепа были давними приятелями и союзниками. Они были боевыми соратниками и даже породнились, так как старшая дочь Василия Кочубея была замужем за племянником Мазепы. Более того, Мазепа был крестным отцом младшей дочери Кочубея. Все эти факты создавали впечатление дружеских отношений между ними.
Однако, некоторые историки считают, что отношения между Мазепой и Кочубеем были напряженными и скрывали политическую борьбу.
С чего начался и как происходил заговор гетмана Мазепы? Чего желала казачья верхушка и какие планы строил сам гетман? Сейчас расскажем. К 1707 году дела на Гетманской Украине шли из рук вон плохо. Гетман Иван Мазепа сумел добиться от не слишком щедрого царя Петра невероятных привилегий для Гетманщины. А теперь с ужасом наблюдал, как старательно выстраиваемое им государство рушится. Король Швеции Карл XII, имевший репутацию непобедимого полководца, окончательно разбил войска главного союзника России — саксонского курфюрста и короля Польши Августа Сильного.
Заставил его признать отказ от польской короны и затеял поход в Россию. В способность русских одержать победу Мазепа не верил и поэтому боялся потерять с трудом обретённые власть и богатство. Стоит признать — гетману было что терять. Стараниями этого, как сказали бы сейчас, «крепкого хозяйственника» Гетманство стало полунезависимым государством. Там была собственная система власти, армия, суды и налоги. Пользуясь защитой и покровительством России, Мазепа ничего не платил в царскую казну, оставляя себе все средства, собранные на Украине. Жителей гетманства не забирали в рекруты, а гетманские казаки с помощью своего покровителя почти не принимали участия в тяжёлой, идущей уже много лет войне. И вот эта райская жизнь должна была рухнуть в одночасье.
Мазепа с юности отличался неуёмной жаждой власти, ради которой был готов на всё что угодно. За свою жизнь он семь раз менял хозяев, предавая с необычайной лёгкостью, как только предоставлялась выгодная возможность получить от этого политическую выгоду. В 1655 году Мазепа, чей дед служил русскому царю, а отец воевал вместе с Хмельницким, оказался при дворе польского короля Яна-Казимира. Затем ушёл к казакам Правобережной Украины, где стал сторонником перехода Гетманства под покровительство Османской империи. Служил гетману Левобережной Украины Самойловичу и принял участие в его свержении. После служил царевне Софье, но оставил её и перебежал к царю Петру. Военный совет в Жолкве В апреле 1707 года в городке Жолква, что в Галиции, где находилась ставка русского военного командования в Северной войне , состоялся военный совет. На нём Мазепа был поставлен перед фактом: в связи с тяжёлым военным положением в Гетманстве начинается большая реформа.
Ранее полунезависимые земли и города переходят в общее подчинение царским властям, а пятая часть казаков должна поступить на регулярную службу. Гетманству в том виде, в котором его так долго создавал Мазепа, оставались считанные месяцы жизни. Последним ударом по самолюбию гетмана оказалась история с письмом Меншикова, которое он случайно обнаружил в Жолкве. Светлейший князь приказывал казачьему полковнику Танскому готовить своих людей, брать провизию и выступать в распоряжение русского командования. Эта новость привела Мазепу в ярость. Как же так, его подчинённому отдают приказ, а самого гетмана даже не считают нужным оповестить об этом! Так уж совпало, что в этот миг совершенно случайно Мазепе доложили: из Львова прибыл иезуит Заленский — человек нового польского короля Станислава Лещинского, получившего корону из рук Карла XII.
Петр велел вывезти из Москвы сокровища Кремля и строить по всей западной границе понятно, что она тогда была условной земляные укрепления. При этом гетман Мазепа, к которому Петр благоволил, совершил предательство - еще до начала Полтавской битвы. В 1654 году в Переяславле был заключен договор с Москвой, по которому запорожское казачество входило в состав России. Однако в 1686 году был подписан еще один договор о вечном мире между Русским царством и Речью Посполитой. В этом соглашении был пункт 4, суть которого состояла в признании нейтралитета Запорожья и казаков Малороссии: «Запорожских козаков во истину и в правду сердцем Христианским от подданства своего и от присяги освобождают и отпущают, никакова над ними отмщения не творя и не требуя, и в оборону свою принимать и до места и до городов, там будучих вступатись вечными времены не будут и не велят; а взаимно и Великие Государи, Их Царское Величество, тех козаков за Днепром будущих, Его Королевскому Величеству належащих в Немирове и в Поволочи и около Белой Церкви живущих в оборону свою принимать и до мест и до городов, там будучих, вступатися в вечныя ж времена не будут и не велят». Между тем гетман Мазепа, возглавлявший казаков в течение 20 лет, переметнулся на сторону шведского короля. Петр, узнав о предательстве Мазепы, был вне себя и велел Александру Меншикову расправиться с предателем. Русское войско в октябре 1708 года осадило Батурин ставку гетмана , Мазепа бежал и попал в лагерь Карла. Меншиков сжег Батурин дотла и уничтожил, по разным источникам, от 9 до 15 тысяч человек. В апреле 1709 года шведы осадили Полтаву. В случае взятия города создавалась угроза Воронежу — ключевой базе снабжения и формирования русской армии.
Переход в унию, католичество воспринимался как процесс «обляшивания». Бывшие русские предавали веру и становились ляхами, а не украинцами, которых тогда просто не было. При этом они полностью воспроизводили польскую идентичность, связанную с тупой спесивостью, врождённым предательством, при этом кичась своей никчемной избранностью и стремлением паразитировать на трудовом большинстве. Самые настоящие паразиты на шее народа. Простой народ низвели до положения «быдла», двуногого скота. В то время как магнаты и паны жили широко и красиво, ни в чём себе не отказывали. Шляхта всячески стремилась им подражать. Пиры, балы и охота. С крестьян спускали семь шкур, а добытые средства тут же тратили на роскошь, развлечения. Но несмотря на постоянное изменение границ, войны, в которых русские из Москвы и Новгорода воевали с русскими из Литовской Руси, появление разных церковных организаций с центрами в Москве и Киеве, сохранялось чувство общерусского единства. Западнорусское население неизменно связывало себя с событиями в Русском государстве, на московских государей смотрели как на своих природных монархов. Существовало понимание, что в Москве, Твери, Смоленске и Киеве живёт один народ, русский, православный. Ещё одной проблемой, кроме панского паразитизма, были постоянные набеги степняков. Они приходили из необъятных степей «Дикого Поля» почти ежегодно, нападая на многочисленные городки, местечки и поселения. Главной задачей степных хищников было поимка ясыря рабов для последующей продажи на невольничьих рынках. Баснословные прибыли от продажи русских рабов давали возможность жить крымцам в течение год, а так же и самому степному государству. Если в Русском царстве жизнь заставила найти метод как ограничить ущерб от такого соседства, строя засеки вдоль степной границы, укреплённые линии, а так же ежегодные выходы армии в поле, то у короля не было денег, ресурса на возведение мощных и масштабных оборонительных систем. По этой же причине постоянная королевская армия была небольшой. Но эти твари рода человеческого нашли всё-таки выход. Польские магнаты и польский правящий клан договаривался с крымцами о том, что степные хищники вместо польского населения будут брать заранее оговоренное число из русских. Варшаве их было не жалко, это же не люди, а скот. В этом действе принимали участие и ополяченная русская шляхта, продавшая окончательно свою душу и не верившая в возмездие за свои грехи тяжкие. Но расчленённый и растерзанный русский народ сумел полностью сохранить веру, языковое, культурное и ментальное единство. Тем самым существовали духовные и материальные предпосылки для объединения всех русских в единую державу под властью своего русского государя. Поэтому русские Малороссии в XVII веке и начали национально-освободительную войну против польского религиозного, национального и экономического ига воссоединением русских земель. Главной движущей силой в этой тяжелейшей борьбы были казаки. А главной силой Освободительной войны стало крестьянство, которое желало превратиться в казаков и требовало создания новых полков. Казаки были частью Русского мира. Притеснения русских хлопов и церкви не могло не отозваться на них. В этих непростых военно-политичческих условиях только казачество стало той силой которая встала на пути всякой нечисти. В итоге казаки постепенно втянулись в вооруженную борьбу с Речью Посполитой. В 1620—1630 годы произошло несколько мощных восстаний казаков, которые стали основой для будущей народной войны. Казаки выступали против Брестской унии 1569 года, а так же включения большего их числа в состав реестровых казаков. Помимо этого они боролись за восстановление своих прав и привилегий, отменённых Сеймом в 1638 году, а это возможность избирать гетмана, полковников и есаулов из числа русских. Внутренняя смута в соседней державе давала Московскому государству реальный шанс как минимум вернуть утраченное. Однако царь не спешил с принятием решения. Восстание Богдана Хмельницкого вылилось в мощную национально-освободительную, крестьянскую войну. Против панской Польши дрались русские казаки, крестьяне и горожане, их поддерживала в лице своих лучших деятелей русская церковь. Русские отстаивали свою волю, право быть самими собой, говорить на русском языке, ходить в русские церкви, не желая быть польскими «хлопами»-рабами. Поддержка Хмельницкого со стороны местного населения была полной. В кратчайшие сроки от ляхов освободили русскую землю от Чернигова до Львова. К восставшим казакам и крестьянам присоединялись мещане, часть мелкой украинской шляхты и православного духовенства. Разнородный социальный состав участников движения вызывал и внутренние противоречия. Крестьяне, казаки и мещане боролись за полное уничтожение не только национального и религиозного гнёта, но и феодально-крепостнического.