Репутация Эрдогана и его режима в глазах Брюсселя не стала лучше и после его переизбрания на президентский пост в 2023 году, а также недавних турецких местных выборов в начале апреля.
Эрдоган теряет власть? На что повлияет победа турецкой оппозиции на местных выборах
О высочайшем уровне доверия заявлял и председатель Госдумы Вячеслав Володин , встречавшийся с турецким лидером совсем недавно, в декабре 2022-го. В этой связи правильно реализовать новые форматы сотрудничества в рамках парламентского измерения». Вторая Финляндия на юге «Особые отношения Турции с Россией — это все-таки прежде всего результат личной работы Реджепа Эрдогана, — отметил Алексей Зудин. Это в высшей степени личный продукт.
И любой, кто придет Эрдогану на смену, с большой долей вероятности рано или поздно эту систему разрушит». Что будет в этом случае? По словам Алексея Зудина, на южном направлении может появиться «вторая Финляндия».
Однако, если это случится, это случится не в один момент, скорее всего, пройдет несколько лет, пока в Турции новая власть будет ломать прежнюю систему взаимоотношений и выстраивать новую. Но и Финляндия в нынешнем ее качестве образовалась далеко не за один день». С другой стороны, не стоит ожидать, что Турция в случае смены власти в стране резко откажется от выстроенного Эрдоганом статуса-кво.
Слишком большие выгоды сулит позиция мирового посредника. Да и об идеологии пантюркизма, которую активно поддерживает местное население, забывать не стоит. В противовес этому мнению первый зампред Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров уверен, что все заявления о «развороте к Западу» со стороны турецких политиков не более чем популизм и воспринимать их серьезно не стоит.
Турция сейчас в нас очень сильно заинтересована.
Вывески и билборды встречают жителей и гостей уже при въезде в город. Агитация в Турции началась еще 18 марта. Больше всего билбордов с изображениями кандидатов размещено вдоль дорог. Несмотря на то что ранее в местных СМИ говорили о "напряженной предвыборной кампании", обстановка в Стамбуле кажется довольно спокойной. Нет ни митингов, ни акций протеста, которые происходили в период прошлых избирательных кампаний. Надписи "Обещаем вам" пестрят на огромных плакатах, развешанных на городских улицах.
Со снимков на горожан и гостей города смотрят улыбающиеся кандидаты в президенты. В предвыборных программах некоторых кандидатов говорится о том, что всех турецких детей в возрасте до трех лет обеспечат продуктами питания и всем необходимым. Предвыборные плакаты Республиканской народной партии Корреспондент Tengrinews.
Мнения Эрдогану также придётся срочно искать способы преодоления негативного эффекта от затянувшегося финансово-экономического кризиса. В конце мая Центральный банк Турции сообщил об отрицательных чистых валютных резервах впервые с 2002 года [6]. Ранее Эрдогану удавалось финансировать свою неортодоксальную денежно-кредитную политику поддержания низких процентных ставок в условиях галопирующей инфляции за счёт валютных свопов и вливаний миллиардов долларов от дружественных стран Персидского залива и России, однако этих ресурсов оказалось недостаточно. Покрывать колоссальный и перманентно растущий бюджетный дефицит становится всё труднее.
До выборов власти прибегали к различным схемам с участием государственных банков для стабилизации валютного курса турецкой лиры, осложняя при этом жизнь турецким экспортёрам. После выборов курс лиры резко пошёл вниз, достигнув к середине лета рекордных значений более 30 лир за один евро и 27 лир за доллар США [7]. Падение лиры дополнительно обострило главную проблему турецкой экономики — неудержимый рост дефицита бюджета, увеличив «цену» масштабной правительственной программы «гарантированных депозитов», по которой казначейство и центральный банк с конца 2021 года компенсировали вкладчикам обесценивание валюты в дополнение к банковским процентам по вкладам. Первоначально принятый на 2023 год бюджет предусматривал расходы в размере 4,5 триллиона лир 172 миллиарда долларов и дефицит в размере 661 миллиарда лир 25,3 миллиарда долларов. Но предвыборные затратные программы правительства и расходы на ликвидацию последствий февральского землетрясения привели к краху бюджета. По официальным данным, дефицит бюджета за первые пять месяцев 2023 года превысил 263 миллиарда лир 10 миллиардов долларов [8] , более 40 процентов от прогнозного показателя за весь год. К концу 2023 года дефицит бюджета прогнозируется до 10 процентов ВВП.
В этих условиях власти были вынуждены пойти на принятие дополнительного бюджета, предусматривающего дополнительные расходы в 1,1 триллиона лир 42 миллиарда долларов [9] , из которых 44 процента должны пойти на программы, связанные с землетрясением. Хотя запрошенная сумма недостаточна для удовлетворения потребностей, правительство не может позволить себе просить больше из-за юридического обязательства в равной степени увеличивать доходы. Вместо этого Великое национальное собрание Турции ВНСТ по инициативе ПСР приняло ещё один законопроект, который позволит Эрдогану выделять средства государственным организациям и расширять лимиты заимствований. Сделано это потому, что, согласно турецкому законодательству, дополнительный бюджет требует от правительства определить эквивалентные доходы и придерживаться запланированных показателей дефицита бюджета. Не имея возможности обеспечить такой объём поступлений, несмотря на повышение ряда налогов и сборов после выборов, правительство удовлетворилось дополнительным бюджетным предложением в размере 1,1 триллиона лир 42 миллиарда долларов , надеясь преодолеть разрыв за счёт других средств. Соответственно новый законопроект о выделении средств госорганизациям и повышении лимитов заимствований дал возможность Эрдогану покрыть недостающие ассигнования в 700—800 миллиардов лир 30 миллиардов долларов за счёт займов. По мнению оппозиции, такой законопроект ущемляет полномочия ВНСТ по формированию бюджета и фактически нарушает конституцию.
Ещё один бич экономики Турции, зависящей от импорта, — рост цен на иностранную валюту, являющийся одним из основных факторов инфляции. Поскольку доходы от экспорта и туризма не покрывают импорт, дефицит счёта текущих операций страны увеличился на 8 млрд за май 2023 года, выведя годовые показатели его роста на 60 миллиардов долларов. Для покрытия этого разрыва Турции необходимо привлечь иностранные средства. Однако, несмотря на назначение новым министром финансов известного экономиста Мехмета Шимшека и главой Центрального банка финансиста с богатым опытом в ведущих международных структурах Хафизе Гайе Эркан, власти Турции до сих пор не смогли внушить доверие западным инвесторам и по-прежнему рассчитывают на финансовую поддержку богатых монархий Персидского залива.
НАТО — военно-политический альянс, созданный в 1949 году подписанием Североатлантического договора. Ключевым пунктом документа является 5 статья, согласно которой нападение на одного члена альянса считается нападением на всех. На данный момент статья 5 ни разу не применялась.
Чем грозит России смена власти в Турции. Три главных вопроса
Чем турецкая модель правления отличается от других президентских систем | | Третий срок Эрдогана: Турцию ждет ужесточение авторитарного режима. |
Турция-2023: Разворот на Запад или сохранение суверенитета? | До недавних пор Турция считалась наглядным опровержением двух мифов — о том, что в мусульманской стране не может существовать последовательно светский политический режим, и о том, что мусульманская страна без нефти неспособна быстро развиваться. |
Парламент Турции обновился почти на две трети
Эрдоган заявил, что рассчитывает на поддержку Нидерландов в том, что касается «справедливого и стратегического подхода Европейского союза к отношениям с Турцией». Я поделился этими соображениями с господином Клаусом Йоханнисом, президентом Румынии, который объявил о своей кандидатуре на пост генерального секретаря НАТО , в телефонном разговоре на прошлой неделе по его просьбе. Пусть никто не сомневается, что мы примем решение в этом процессе в рамках стратегической мудрости и справедливости», — сказал глава Турецкой Республики. Южное крыло НАТО нуждается в лидерстве Турции, это важно с точки зрения стабильности региона, указал в свою очередь нидерландский премьер, выдвинутый ранее на пост нового генсека Североатлантического альянса.
Президент повторил свою благодарность всем гражданам, которые проголосовали за него и его соперника Кемаля Кылычдароглу. Президент отметил, что строительство почти 180 тысяч единиц жилья уже ведется, и в течение одного года будут построены 650 тысяч домов.
Эрдоган сказал, что жертвы землетрясений были вынуждены бороться с последствиями оскорблений со стороны сторонников оппозиции из-за их политических взглядов. Эрдоган пообещал, что коммерческая жизнь в зоне землетрясения также возродится благодаря финансовой поддержке правительства этого района, которая обошлась турецкой экономике примерно в 104 миллиарда долларов 212 триллионов турецких лир. Что касается внешней политики, Эрдоган пообещал укреплять экономическое сотрудничество со странами региона. Он отметил, что после выборов получил поздравительные послания и провел телефонные переговоры с лидерами примерно 110 стран. Турецкий лидер заявил, что твердо верит в то, что тесное сотрудничество в политической, военной и экономической областях с дружественными странами будет продолжаться.
Турецкие бизнесмены входят в число тех, кто сталкивается с отказом в шенгенских визах или длительными задержками в оформлении виз. Некоторые страны утверждают, что эти задержки вызваны накоплением заявок после COVID-19, но турецкие власти назвали это политически мотивированным шагом.
НАТО — военно-политический альянс, созданный в 1949 году подписанием Североатлантического договора. Ключевым пунктом документа является 5 статья, согласно которой нападение на одного члена альянса считается нападением на всех. На данный момент статья 5 ни разу не применялась.
Пусть никто не сомневается, что мы примем решение в этом процессе в рамках стратегической мудрости и справедливости», — сказал глава Турецкой Республики. Южное крыло НАТО нуждается в лидерстве Турции, это важно с точки зрения стабильности региона, указал в свою очередь нидерландский премьер, выдвинутый ранее на пост нового генсека Североатлантического альянса. Турция играет решающую роль. При этом она прилагает усилия для урегулирования ситуации в Газе», — заявил Рютте, добавив также, что Анкара «предпринимает меры, чтобы справиться с ужасным конфликтом на Украине».
Протесты в Турции: кратко о произошедшем, причинах, перспективах власти и влиянии на Казахстан
Активный политический реализм: как Турция снова делает себя великой Активный политический реализм: как Турция снова делает себя великой Концепция внешней политики Турции предполагает укрепление военной составляющей, в том числе активизацию создания военных баз за рубежом, снижение роли дипломатии и создание ВПК, способного обеспечить решение внешнеполитических задач. Его выступление в Вышке было организовано департаментом зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Турция в последние годы стала одновременно одним из ключевых партнеров и противников России на Ближнем Востоке, а также на южном Кавказе, сказал открывая семинар, его ведущий, помощник руководителя департамента зарубежного регионоведения Мурад Садыгзаде. Анкара также пытается участвовать в урегулировании российско-украинских отношений, добавил он, таким образом подчеркивая актуальность темы. Амур Гаджиев представил доклад «Основные особенности внешней политики Турции на современном этапе». С начала 2000-х гг. Одна предполагала частичное восстановление политического и военного влияния Турции в восточном Средиземноморье, другая — обеспечение «передовой обороны» на периметре границ ближайших соседей. Парламентские выборы 2018 г. Внутриполитическая конкуренция привела к синтезу концепций «стратегической глубины» и лидерства в восточном Средиземноморье.
Стремление расширить турецкое влияние привело, по словам авторам доклада, к заключению договора о разграничении в Средиземном море между Ливией и Турцией, который вызвал недовольство Греции и Кипра.
Многие наблюдатели описывают Эрдогана как противоречивую фигуру, и выборы показали, что примерно равные части страны поддерживают и противостоят его правлению. ПСР получила наибольшую долю голосов на местных выборах 2019 года, но проиграла некоторые ключевые муниципалитеты, в том числе Стамбул, кандидатам от светской Народно-республиканской партии турецкая аббревиатура НРП.
Официальные лица США и Европейского союза ЕС выразили ряд опасений по поводу авторитарного правления и эрозии верховенства закона и гражданских свобод в Турции. Тем временем турецкие власти продолжают усилия по противодействию боевикам Рабочей партии Курдистана курдская аббревиатура РПК, террористическая организация, признанная США террористической. Эти усилия включают турецкие военные операции против РПК и связанного с ней персонала в Ираке и Сирии.
Февральские землетрясения и их последствия Два сильных землетрясения магнитудой 7,8 и 7,5 произошли на юге Турции 6 февраля 2023 года. По сообщениям, в результате землетрясения и его последствий в районах Турции и Сирии погибло более 48 000 человек в Турции и 6 000 человек в Сирии, более 100 000 получили ранения и непосредственно повлияли на жизненные ситуации и повседневную жизнь миллионов людей. В то время как турецкие власти координируют гуманитарное реагирование, предполагающее значительную международную помощь, и облегчают доступ к пунктам пересечения сирийской границы, наблюдатели стремились оценить 1 факторы, способствовавшие нанесению ущерба и его масштабам, 2 усилия по оказанию помощи жертвам и их семьям и 3 настоящие и будущие потребности.
Официальные лица США предоставили или объявили о различных средствах помощи Турции, в том числе о срочной гуманитарной помощи на сумму 235 миллионов долларов. Катастрофа повлияла на политику, общество и экономику Турции, особенно в то время, когда страна готовится к президентским и парламентским выборам. Парламент утвердил трехмесячное чрезвычайное положение окончание которого запланировано на начало мая в 10 наиболее пострадавших южных провинциях Турции.
Аналитики рассуждают о том, как кризис повлияет на поддержку президента Эрдогана и его правительства. В результате сильного землетрясения 1999 года на северо-западе Турции погибло около 18 000 человек, что побудило законодательные и нормативные органы принять меры по повышению безопасности зданий. Однако некоторые СМИ и оппозиционные политики утверждают, что за годы до землетрясений 2023 года правительственные чиновники и подрядчики отдавали предпочтение экономическим выгодам, а не соблюдению строительных норм и правил, что, по крайней мере, частично способствовало масштабам ущерба и гибели людей.
Эрдоган осудил критику в свой адрес или правительство как разжигание разобщенности, а министерство юстиции Турции приказало прокурорам создать «группы по расследованию преступлений, связанных с землетрясением», для рассмотрения уголовных нарушений за некачественную работу. Эрдоган признал некоторые проблемы с первоначальным реагированием правительства, в основном объясняя катастрофу масштабом землетрясений. Он объявил о программе восстановления под руководством правительства, пообещав построить 319 000 домов в течение года, всего 650 000 домов.
Некоторые местные чиновники, инженеры и международные доноры выразили обеспокоенность тем, что быстрое восстановление без детального планирования или более четких мер ответственности может сделать новые здания уязвимыми для будущей сейсмической активности. Многие аналитики связывают всплеск инфляции с неоднократным снижением ключевой процентной ставки центральным банком Турции с сентября 2021 года, при этом дополнительное инфляционное давление может быть вызвано внешними событиями, такими как война России против Украины и повышение процентных ставок в США и других крупных странах. Лира имеет тенденцию к снижению уже более десяти лет, и ее падение, вероятно, частично вызвано более широкими опасениями по поводу верховенства права и экономики Турции.
На протяжении всего этого времени президент Эрдоган настойчиво бросал вызов общепринятой экономической теории о том, что более высокие процентные ставки сдерживают инфляцию, привлекают иностранный капитал и поддерживают стоимость валюты. Сменив управляющего центральным банком Турции и министра финансов в 2021 году, Эрдоган установил больший контроль над фискальной и денежно-кредитной политикой Турции. В публичных заявлениях Эрдоган утверждал, что более низкие процентные ставки стимулируют производство, занятость и экспорт.
Эрдоган также критиковал высокие процентные ставки как противоречащие исламским учениям и усугубляющие разрыв между богатыми и бедными. Валютный и инфляционный кризис в Турции резко повлиял на стоимость жизни потребителей и стоимость международных займов в основном в долларах США для банков и компаний частного сектора. Правительство стремилось уменьшить влияние инфляции, предоставив снижение налогов, повышение минимальной заработной платы, расширение доступа к досрочным пенсионным пособиям и субсидии на основные расходы, а также льготы по кредитам для банков, держащих лиры.
Турция также добивалась валютных свопов от некоторых арабских государств Персидского залива и извлекала выгоду из притока средств из России, что способствует предупреждению США о возможном уклонении от санкций. Расходы на текущую гуманитарную помощь и восстановление после землетрясения, а также сбои в сельскохозяйственной, промышленной и коммерческой деятельности, вероятно, еще больше нагрузят экономику Турции. Учитывая, что общая стоимость оценивается примерно в 104 миллиарда долларов, Economist Intelligence Unit прогнозирует некоторое замедление экономического роста.
Один аналитик сказал, что финансовая помощь от международных банков развития будет необходимой, но ограниченной из-за плохих отношений турецкого правительства с Западом. Выборы в мае 2023 г. Следующие президентские и парламентские выборы в Турции должны состояться в соответствии с конституцией Турции к 18 июня 2023 года.
В марте президент Эрдоган назначил выборы на 14 мая 2023 года. Во многом в контексте экономических проблем Турции, о которых говорилось выше, опросы общественного мнения породили слухи о том, что Эрдоган и парламентская коалиция ПСР-ПНД могут быть уязвимы перед коалицией шести оппозиционных партий во главе с НРП и Партией добра. Некоторые наблюдатели спорят, могут ли 1 свободные и честные выборы состояться при Эрдогане, 2 оппозиционные партии могут убедить потенциальных колеблющихся избирателей встать на их сторону, несмотря на их личную или идеологическую близость к Эрдогану, или 3 Эрдоган уступит власть после поражение на выборах.
Коалиция оппозиции согласовала совместную платформу, направленную на возвращение Турции к парламентской системе, существовавшей до выборов 2018 года, в основном как средство ограничения исполнительной власти. Представители оппозиции также раскритиковали подход правительства Эрдогана к ряду вопросов внешней и внутренней политики и пообещали внести изменения. В своей платформе оппозиция намекает на более ортодоксальную экономическую политику, заявляя, что она снизит инфляцию и не наложит на Центральный банк никаких обязательств, кроме обеспечения ценовой и финансовой стабильности.
Избирательный процесс в Турции Выборы в этом году проходят в соответствии с изменениями, внесенными в 2022 году в избирательный закон Турции. Как и в 2018 году, 600 мест в парламенте Турции распределяются по партийным спискам по пропорциональной системе для каждого из 87 избирательных округов Турции. Однако поправка 2022 года снизила порог для прохождения в парламент.
Неясно, могут ли возможные преимущества измененного закона для выделения большего количества мест более крупным партиям благоприятствовать ПСР, потому что она может получить наибольшее количество голосов, или НРП, потому что она больше объединяет свои избирательные списки со своими союзными партиями, чем ПСР со своей коалицией. Высший избирательный совет Турции турецкая аббревиатура YSK управляет выборами. Он также расследует и выносит решения по всем нарушениям, жалобам и возражениям.
Прошлые решения YSK в пользу позиции Эрдогана, вызвавшие споры, заключались в следующем: 1 его решение 2017 года не применять обычное требование о том, что на конституционном референдуме того года могут подсчитываться только опечатанные бюллетени; 2 его решение от 2019 года о повторении выборов мэра Стамбула в том же году кандидат от ПСР проиграл вторые выборы с большим отрывом, чем первые. Кроме того, измененный закон изменил процесс отбора судей, которые будут председательствовать в избирательных комиссиях провинций и округов, которые контролируют голосование, заменив систему старшинства лотереей. Критики утверждают, что это изменение может увеличить шансы на большую политизацию этих советов.
Как и на прошлых выборах, представители местных политических партий и организаций гражданского общества, а также Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ и Парламентской ассамблеи Совета Европы будут наблюдать за работой избирательных участков, голосованием и подсчетом бюллетеней, подведением итогов. Как и прежде, ОБСЕ осуществляет долгосрочную миссию по наблюдению за регистрацией избирателей, деятельностью и финансированием избирательных кампаний, освещением в СМИ и другими вопросами организации выборов или разрешения споров. В марте 2023 года оппозиция выдвинула своим совместным кандидатом лидера партии НРП Кемаля Кы, в конечном итоге согласился поддержать Кылычдароглу после того, как два других потенциальных кандидата, которые более благосклонно отнеслись к Эрдогану, — мэр Стамбула Экрем Имамоглу и мэр Анкары Мансур Явас — поддержали Кылычдароглу в ответ на последний призыв Аксенера к одному из них баллотироваться.
Перспективы Имамоглу, возможно, были подорваны уголовным приговором ожидающим окончательного решения по апелляции , который он и другие оппозиционные деятели обвиняют по политическим мотивам. Кылычдароглу стремился заручиться поддержкой курдов в своем стремлении свергнуть Эрдогана, «не вызывая вражды с националистически настроенными избирателями в разнообразном оппозиционном блоке, который его выдвинул». Некоторые аналитики задаются вопросом, сможет ли он это сделать.
В то время как «Хорошая партия» Аксенера отвергает формальный союз между оппозицией и ДПН, решение ДПН поддержать Кылычдароглу вместо того, чтобы выдвигать собственного кандидата, может помочь Кылычдароглу создать антиэрдогановское большинство. ДПН организовала участие в парламентских выборах под эгидой YSP, чтобы предотвратить ее исключение, поскольку дело, находящееся на рассмотрении Конституционного суда, может запретить ДПН проводить кампанию под своим собственным именем. Возможные результаты Опросы предполагают тесную президентскую гонку.
По состоянию на 3 мая 2023 года один турецкий агрегатор опросов показывает небольшое преимущество Кылычдароглу в первом туре голосования, предполагая, что повторный тур возможен, потому что два менее популярных кандидата могут отобрать голоса у Эрдогана и Кылычдароглу. Для парламентских выборов тот же агрегатор опросов оценивает результат, при котором Народный альянс, выступающий за Эрдогана, может получить большинство голосов, но может не сохранить своего большинства, учитывая совокупный уровень поддержки Альянса нации, выступающего за Кылычдароглу, и прокурдский Альянс труда и свободы. Неясно, может ли поддержка ДПН кандидатуры Кылычдароглу в президенты перевести на координацию парламентских действий.
Несмотря на потенциальную уязвимость Эрдогана, некоторые наблюдатели ставят под сомнение перспективы оппозиционной коалиции, ссылаясь на препятствия, создаваемые разобщенностью, политической стойкостью Эрдогана и влиянием правительства на СМИ, экономическое развитие и судебные решения. Пока неясно, как избиратели отреагируют на землетрясение. Economist Intelligence Unit оценил, что напряженная конкуренция может привести к «разногласиям в суде» и «политической нестабильности».
Если партийная коалиция президента не будет контролировать парламент после выборов, парламент может проверять президента различными способами, если этого хочет большинство членов. Президент обладает широкими полномочиями назначать министров кабинета и действовать в отсутствие парламентской инициативы, но полагается на одобрение парламента в некоторых вопросах, таких как составление бюджета, ратификация международных договоров и развертывание иностранных войск. Внешняя политика Турции Стратегическая ориентация Турции, или то, как она соотносится с Западом и другими глобальными и региональными державами и балансирует между ними, является важным фактором для Соединенных Штатов.
Тенденции в отношениях Турции с Соединенными Штатами и другими странами отражают изменения в этой ориентации, поскольку Турция стремилась к большей независимости действий в качестве региональной державы в рамках более многополярной глобальной системы. Заинтересованность турецких лидеров в уменьшении своей зависимости от Запада в обороне и препятствовании западному влиянию на их внутреннюю политику может частично объяснить их готовность координировать некоторые действия с Россией, например, в Сирии и с покупкой Турцией российских ЗРК С-400 - системы ПВО. Тем не менее, Турция сохраняет значительные разногласия с Россией, с которой у нее давняя история разногласий, в том числе в политических и военных кризисах, связанных с Сирией, Украиной, Ливией и Арменией-Азербайджаном.
Турецкие лидеры, похоже, разграничивают свои партнерские отношения и соперничество с другими влиятельными странами, как того требует каждая ситуация, отчасти в попытке уменьшить зависимость Турции от этих акторов и сохранить свое влияние на них. Будущий внешнеполитический курс Турции может частично зависеть от того, в какой степени турецкие лидеры чувствуют себя ограниченными своими традиционными отношениями в сфере безопасности и экономическими отношениями с западными державами, и насколько они готовы рисковать напряженностью или разрывом этих отношений при построении других глобальных отношений. Изменения во внешней политике при другом президенте?
В преддверии выборов 2023 года наблюдатели размышляли о том, чем внешняя политика нового президента включая внутреннюю политику с явными внешнеполитическими разветвлениями может отличаться от политики Эрдогана в случае победы кандидата от оппозиции. Из-за широко распространенных националистических настроений среди населения Турции и большинства ее политических партий другой президент может столкнуться с трудностями при изменении политики Турции по некоторым из следующих вопросов, вызывающих основную озабоченность в области безопасности: Сирия и Ирак курдская воинственность, проблемы беженцев и влияние других стран , Греция и Кипр споры Эгейского и Восточного Средиземноморья , а также Россия и Украина конфликт и его региональные и глобальные последствия. Тем не менее, другой президент может с большей вероятностью изменить определенную текущую политику, которая может больше отражать предпочтения Эрдогана или ПСР, чем широкий национальный консенсус.
Заявления некоторых турецких оппозиционных партий о внешней политике предполагают, что другой президент может быть менее склонен, чем Эрдоган, говорить и делать то, что может нанести ущерб отношениям с Соединенными Штатами и европейскими странами. Однако, если новое турецкое правительство почувствует давление, чтобы продемонстрировать свою силу различным международным игрокам или умиротворить несколько местных избирателей в рамках коалиции, этот президент может попытаться соответствовать репутации Эрдогана в своей напористости. И наоборот, президент, столкнувшийся с отсутствием консенсуса внутри коалиции, может стать более пассивным во внешней политике.
В Комплексной страновой стратегии ICS Госдепартамента для Турции говорится, что ее значительные вооруженные силы вторые по величине в НАТО и ее географическое положение на юго-восточном фланге альянса дают ей решающую роль в региональной безопасности. Близость Турции к нескольким конфликтным зонам на Ближнем Востоке и в других местах сделала постоянную доступность ее территории для размещения и транспортировки оружия, грузов и личного состава ценным для Соединенных Штатов и НАТО. Турция также контролирует доступ к Черному морю и выход из него через проливы Босфор альтернативный Босфор и Дарданеллы.
Российское экспертное и политическое сообщество привыкло воспринимать и понимать политику турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана как во многом созвучную линии российского лидера Владимира Путина. Да, между сторонами то и дело возникали общеизвестные противоречия критического характера, связанные с различием в подходах в рамках сирийского урегулирования. Более того, в конце 2015 — начале 2016 гг. Москва и Анкара были едва ли не на грани открытого горячего конфликта после поражения российского Су-24М в небе над Сирией в начале российской военной операции в этой стране. Имели место и другие события, помимо концепции «Ноль проблем с соседями» так или иначе побуждавшие приглянуться к Турции повнимательнее. В частности, это касается убийства в конце 2016 года посла России в Анкаре Андрея Карлова. Хотя турецкие официальные власти отмежевались от теракта, недальновидно игнорировать и тот факт, что ни в одной стране мира ничего подобного с представителями России не происходило. За последние 20 с лишним лет пребывания партии Эрдогана и его самого у власти возникали и другие, менее заметные инциденты, которые бросали тень на двустороннее сотрудничество. Так, в Турции систематически проводились и проводятся антироссийские мероприятия со стороны сепаратистских и террористических с точки зрения России организаций и эмигрантских групп.
Турецкие власти смотрят на это сквозь пальцы: пожалуй, иного подобного рода прецедента на Ближнем Востоке нет. Тем не менее, геополитическая и экономическая необходимость как будто бы диктовали Кремлю определённую линию поведения в отношении Турции. Неизменно подчёркивалась общность интересов, акцентировалось внимание на концепцию Эрдогана «Мир больше пяти», хотя она очевидным образом ставила под сомнение в том числе и российские позиции в Совбезе ООН. Между тем указанная концепция турецких стратегов сообщала на международной арене о несправедливом характере сложившегося мироустройства, что соотносилось и гармонировало с российским нарративом о необходимости перехода к полицентричному мироустройству. К тому же принятая в республике на вооружение в 2016 концепция «Голубой родины» тур.
Некоторые из сербских и болгарских князей были вынуждены подчиниться Мураду и стать его вассалами. В 1380-е годы Мурад возобновил своё наступление на западе. В 1385 году была взята София, в 1386 году — Ниш. Благодаря браку сына, покупке и завоеваниям он приобрёл территории бейликов Гермианогуллары, Карасы, Теккеогуллары и Хамидогуллары. Антиосманская коалиция беев и правителей анатолийских бейликов во главе с Караманогуллары была разбита в 1386 году у Коньи.
В 1387 или 1388 году северные сербские князья остановили османов у Плочника, но в 1389 году Мурад и его сын Баязид победили у Косово. В этой битве Мурад был убит. Сильной турецкой армии противостояло намного уступавшее в численности войско сербов и боснийцев. С этим сражением легенды славян связывают подвиг Милоша Обилича , когда храбрый сербский воин убил турецкого султана. Но его сын, будущий султан Баязид, скрыл его смерть от турецких войск, и в итоге сражения славянское войско потерпело жестокое поражение. Победа в сражении закрепила господство Османской империи на Балканском полуострове. Проиграв сражение эмиру Тимуру , Баязид I Молниеносный попал в плен и умер или отравился в плену. Однако уже через 30 лет наследники Баязида смогли вновь объединить развалившуюся страну и возобновить продвижение на запад. В 1453 году турки взяли Константинополь см.
Новости и события Турции
Тем не менее, Турция сохраняет значительные разногласия с Россией, с которой у нее давняя история разногласий, в том числе в политических и военных кризисах, связанных с Сирией, Украиной, Ливией и Арменией-Азербайджаном. Турецкие лидеры, похоже, разграничивают свои партнерские отношения и соперничество с другими влиятельными странами, как того требует каждая ситуация, отчасти в попытке уменьшить зависимость Турции от этих акторов и сохранить свое влияние на них. Будущий внешнеполитический курс Турции может частично зависеть от того, в какой степени турецкие лидеры чувствуют себя ограниченными своими традиционными отношениями в сфере безопасности и экономическими отношениями с западными державами, и насколько они готовы рисковать напряженностью или разрывом этих отношений при построении других глобальных отношений. Изменения во внешней политике при другом президенте? В преддверии выборов 2023 года наблюдатели размышляли о том, чем внешняя политика нового президента включая внутреннюю политику с явными внешнеполитическими разветвлениями может отличаться от политики Эрдогана в случае победы кандидата от оппозиции. Из-за широко распространенных националистических настроений среди населения Турции и большинства ее политических партий другой президент может столкнуться с трудностями при изменении политики Турции по некоторым из следующих вопросов, вызывающих основную озабоченность в области безопасности: Сирия и Ирак курдская воинственность, проблемы беженцев и влияние других стран , Греция и Кипр споры Эгейского и Восточного Средиземноморья , а также Россия и Украина конфликт и его региональные и глобальные последствия. Тем не менее, другой президент может с большей вероятностью изменить определенную текущую политику, которая может больше отражать предпочтения Эрдогана или ПСР, чем широкий национальный консенсус.
Заявления некоторых турецких оппозиционных партий о внешней политике предполагают, что другой президент может быть менее склонен, чем Эрдоган, говорить и делать то, что может нанести ущерб отношениям с Соединенными Штатами и европейскими странами. Однако, если новое турецкое правительство почувствует давление, чтобы продемонстрировать свою силу различным международным игрокам или умиротворить несколько местных избирателей в рамках коалиции, этот президент может попытаться соответствовать репутации Эрдогана в своей напористости. И наоборот, президент, столкнувшийся с отсутствием консенсуса внутри коалиции, может стать более пассивным во внешней политике. В Комплексной страновой стратегии ICS Госдепартамента для Турции говорится, что ее значительные вооруженные силы вторые по величине в НАТО и ее географическое положение на юго-восточном фланге альянса дают ей решающую роль в региональной безопасности. Близость Турции к нескольким конфликтным зонам на Ближнем Востоке и в других местах сделала постоянную доступность ее территории для размещения и транспортировки оружия, грузов и личного состава ценным для Соединенных Штатов и НАТО. Турция также контролирует доступ к Черному морю и выход из него через проливы Босфор альтернативный Босфор и Дарданеллы.
Для Турции традиционное значение НАТО заключалось в том, чтобы смягчить опасения Турции по поводу вторжений со стороны соседей, таких как позиция Советского Союза после Второй мировой войны. Кроме того, гарантии безопасности НАТО компенсируют Турции общую нехватку собственных средств стратегической обороны и сдерживания. На недавних или продолжающихся аренах конфликтов, таких как Украина и Сирия, возможная заинтересованность Турции в противодействии целям России может частично мотивировать ее военные операции и экспорт оружия. Некоторые сообщения предполагают, что расширение или потенциальное расширение военного присутствия США в таких местах, как Греция, Кипр и Иордания, может быть связано с опасениями по поводу Турции. На слушаниях в Конгрессе в марте 2022 года эксперт по Турции и бывший сотрудник комитета Конгресса Алан Маковски заявил, что, хотя Соединенным Штатам следует приложить усилия, чтобы удержать Турцию в «западном лагере», турецкая «двусмысленность в последние годы» оправдывает строительство и расширение Соединенных Штатов военных объектов в Болгарии, Румынии и Греции, чтобы «подстраховаться». Россия В отношениях Турции с Россией есть элементы сотрудничества и конкуренции.
С 2016 года Турция предприняла ряд внешнеполитических шагов в направлении более тесных связей с Россией. Эти шаги могут быть мотивированы комбинацией факторов, в том числе стремлением Турции уменьшить зависимость от Запада, экономическим оппортунизмом и шансами усилить свое региональное влияние за счет России. Турция также сблизилась с рядом стран, окружающих Россию, включая Украину и Польшу, вероятно, отчасти в качестве противовеса региональной мощи России. Военный конфликт России и Украины в 2022 году и посреднические усилия Турции Конфликт усугубил проблемы, с которыми сталкивается Турция, пытаясь сбалансировать свои отношения с двумя странами, что имеет последствия для американо-турецких отношений. Связи Турции с Россией — особенно ее приобретение в 2019 году российской системы С-400 — вызвали серьезную напряженность в отношениях между США и Турцией, вызвали санкции и сообщения о приостановке продаж оружия Конгрессом. Однако после начала конфликта на Украине интересы США и Турции в противодействии целям России, в том числе вдоль побережья Черного моря, похоже, в некотором роде сошлись, поскольку Турция помогла укрепить оборонный потенциал Украины параллельно с другими странами НАТО.
Помимо осуждения российского вторжения, закрытия проливов для воюющих военных кораблей, противодействия притязаниям России на территорию Украины включая Крым и выполнения функций транзитного узла природного газа в Европу, Турция поставляет Украине различные виды военной техники и вооруженния: беспилотные летательные аппараты и машины с защитой от мин и засад MRAP , а также гуманитарная помощь. Тем не менее турецкие лидеры, вероятно, надеются свести к минимуму побочные эффекты для национальной безопасности и экономики Турции, и это может частично объяснить продолжающееся взаимодействие Турции с Россией и желание помочь урегулировать конфликт. Турецко-украинское оборонное сотрудничество Турция и Украина укрепили свои отношения после присоединения Россией Крыма в 2014 году. В 2017 году турецкий аналитик по вопросам безопасности объяснил эти более тесные связи растущими взаимными интересами в противодействии российскому влиянию в Черноморском регионе и в обмене военными технологиями для расширения и увеличения собственной безопасности - достаточность соответствующих оборонных производств. С 2020 года две страны подписали несколько соглашений, свидетельствующих о более тесном сотрудничестве, а также подписали более широкое соглашение о свободной торговле ожидающее ратификации в феврале 2022 года. В соответствии с этими соглашениями турецкие и украинские компании осуществили или запланировали значительное расширение оборонных сделок, включая ряд инициатив по совместной разработке или совместному производству.
Турецкий опыт в области беспилотных летательных аппаратов и других самолетов и военно-морских платформ дополняет украинские навыки в разработке и конструировании аэрокосмических двигателей и ракет. В рамках углубления двустороннего оборонного сотрудничества Турция с 2019 года продала Украине несколько беспилотников Bayraktar TB2 турецкого производства, и в некоторых сообщениях предполагается, что производитель поставил дополнительные TB2 в Украину в разное время после начала кофликта в 2022 году. Кроме того, Турция помогает создать военно-морской потенциал Украины, производя корветы малые военные корабли на экспорт. Поддержание тесных отношений Турции как с Россией, так и с Украиной, а также ее способность регулировать доступ к проливам позволили ей выступить посредником между сторонами в различных спорных вопросах. В июле 2022 года Турция и ООН заключили параллельные соглашения с Россией и Украиной, чтобы обеспечить черноморский коридор для экспорта украинского зерна, что могло бы частично смягчить проблемы с глобальными поставками. В соответствии с соглашением, которое в настоящее время действует до мая 2023 года, Турция, Россия, Украина и ООН имеют представителей в совместном координационном центре в Стамбуле для наблюдения за выполнением и проверки судов для предотвращения контрабанды оружия.
Президент Байден высоко оценил усилия Турции. Турецко-российское экономическое и энергетическое сотрудничество Турецкие официальные лица стремились свести к минимуму любые негативные экономические последствия российско-украинского конфликта, с которыми Турция может столкнуться, отчасти за счет активизации различных форм экономического и энергетического сотрудничества с Россией. Эти усилия могут быть связаны с опасениями турецкого руководства улучшить экономический профиль страны в преддверии выборов 2023 года. Правительство Турции не присоединилось к экономическим санкциям против России и не закрыло свое воздушное пространство для российских гражданских рейсов. В августе 2022 года президенты Эрдоган и Путин публично договорились укреплять турецко-российское сотрудничество в различных секторах экономики. Сделки Турции, связанные с Россией, потенциально могут привести к вторичным санкциям Запада против Турции за содействие уклонению от российских санкций.
Во время поездки в Турцию и Объединенные Арабские Эмираты в феврале 2023 года, чтобы подчеркнуть обеспокоенность США по поводу опасностей «теневых денег, протекающих через их финансовые системы», Брайан Нельсон, заместитель министра финансов по терроризму и финансовой разведке, выступил со следующими замечаниями перед лидерами. Однако заметный рост за последний год второстепенного турецкого экспорта или реэкспорта в Россию делает турецкий частный сектор особенно уязвимым для репутационных и санкционных рисков. Это рулит Москва.... Взаимодействуя с российскими организациями, находящимися под санкциями, турецкие предприятия и банки могут подвергнуть себя риску санкций и потенциальной потери доступа к рынкам G7 и корреспондентским отношениям. Турецкие предприятия и банки также должны принять дополнительные меры предосторожности, чтобы избежать транзакций, связанных с потенциальной передачей технологий двойного назначения, которые могут быть использованы российским военно-промышленным комплексом». Некоторые турецкие банки и компании, похоже, ограничивают или рассматривают возможность введения ограничений на определенные виды операций и услуг с российскими предприятиями.
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу отрицает, что турецкие компании экспортируют электронные или технологические продукты с потенциальными оборонными применениями в Россию, но публично приветствует обмен информацией с коллегами из США и ЕС, чтобы гарантировать, что компании не используют Турцию для обхода западных санкций. Сообщается, что в марте 2023 года Турция начала вводить ограничения на транзит подпадающих под санкции товаров через ее территорию в Россию. В апреле 2023 года министерство финансов наложило санкции на две базирующиеся в Турции компании и связанных с ними лиц за оказание помощи России или российским организациям. Турция возражала против формального начала процесса присоединения двух стран, задержав его более чем на месяц. В соответствии со статьей 10 Североатлантического договора прием новых союзников требует единодушного согласия существующих членов. Возражения Турции были сосредоточены вокруг заявлений о том, что Швеция и Финляндия поддерживали или питали симпатии к группам, которые правительство Турции считает террористическими организациями, а именно к движению Фетхуллаха Гюлена которое правительство обвиняет в причастности к неудавшемуся перевороту 2016 года и РПК.
Турция потребовала, чтобы Швеция и Финляндия отменили приостановку продажи оружия, которую они сохраняли против Турции после ее вторжения в Сирию в 2019 году против связанных с РПК Курдская группировка Отряды народной самообороны — курдская аббревиатура YPG , которая сотрудничает с возглавляемой США коалицией против Исламского государства. Турция сняла свои возражения против начала процесса присоединения после того, как генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг выступил посредником в подписании меморандума между Турцией, Швецией и Финляндией в июне 2022 года. В трехстороннем меморандуме три страны подтвердили, что между ними не действует эмбарго на поставки оружия. С тех пор Турция продолжает оказывать давление на Швецию и Финляндию с целью экстрадиции людей, которых Турция считает террористами. В соответствии с трехсторонним меморандумом от июня 2022 года Швеция и Финляндия договорились рассматривать запросы Турции о депортации или экстрадиции различными способами, но не брали на себя обязательств по конкретным результатам в этих случаях. Премьер-министр Швеции и другие источники указали, что ни Швеция, ни Финляндия не склонны принимать политические решения об экстрадиции, которые противоречат внутренним судебным решениям, принятым в соответствии с надлежащей правовой процедурой и верховенством закона.
В январе 2023 года советник президента Турции Ибрагим Калин заявил, что Турция сможет согласиться на вступление Швеции только после того, как она примет новые законы о борьбе с терроризмом, а этот процесс, по его оценке, займет около шести месяцев. Затем Эрдоган призвал Швецию и Финляндию экстрадировать «около 130» человек. Несколько сенаторов от обеих партий, в том числе высокопоставленный член Сенатского комитета по международным отношениям SFRC Джим Риш и 29 сенаторов, написавших письмо президенту Байдену в феврале 2023 года, указали, что они могут рассмотреть возможность поддержки продажи F-16 Турции только в том случае, если присоединение будет продвигаться вперед, как для Швеции, так и для Финляндии. В марте Эрдоган принимал в Турции президента Финляндии Саули Ниинистё и выразил свою поддержку вступлению Финляндии в ЕС, а затем в том же месяце парламент Турции одобрил его, открыв путь для официального вступления Финляндии в апреле. Хотя турецкий парламент ратифицировал протоколы о присоединении Финляндии, маловероятно, что он рассмотрит дело Швеции до президентских и парламентских выборов в Турции, которые должны состояться в мае по состоянию на начало мая Венгрия также не одобрила присоединение Швеции. Правительство Швеции надеется, что предлагаемое им антитеррористическое законодательство будет одобрено его парламентом вовремя, чтобы оно вступило в силу в начале июня.
Пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калин заявил, что, если Швеция примет закон, она сможет начать предпринимать «более решительные, конкретные и плодотворные шаги для решения наших проблем в области безопасности», добавив, что «посмотрим, насколько быстро они смогут действовать». Неясно 1 может ли и когда ратификация Турцией после этого произойти, 2 может ли руководство Турции после ее выборов потребовать дальнейших действий Швеции и 3 будет ли потенциальный будущий турецкий парламент действовать в соответствии с пожеланиями президента Турции. Сирия Участие Турции в сирийском конфликте с момента его начала в 2011 году было сложным и дорогостоящим и серьезно обострило американо-турецкие отношения. Приоритеты Турции в гражданской войне в Сирии изменились в ходе конфликта. Хотя Турция по-прежнему выступает против сирийского президента Башара аль-Асада, она участвует в координации и соперничестве с Россией и Ираном которые поддерживают Асада с момента военного вторжения в Сирию, начиная с августа 2016 года. Турция и Соединенные Штаты участвуют в таких же непоследовательных взаимодействиях.
По крайней мере, с 2014 года Турция активно стремилась помешать сирийским курдским YPG создать автономный район вдоль северной границы Сирии с Турцией. Военные операции под руководством Турции в октябре 2019 г. Турция создала местные советы в районах на севере Сирии, которые Турция и поддерживаемые Турцией группы сирийской вооруженной оппозиции, обычно именуемые Сирийской национальной армией СНА , оккупированы с 2016 года. Эрдоган намекнул на возможность восстановления отношений с Асадом после более чем десятилетия, в течение которого Турция стремилась положить конец правлению Асада. С конца 2022 года высокопоставленные турецкие официальные лица провели ряд встреч с коллегами сирийского правительства в России. Турция обращается за помощью к Сирии, чтобы оттеснить бойцов YPG дальше от границы и облегчить возвращение сирийских беженцев, проживающих в Турции.
Сообщается, что взамен Асад хочет полного ухода Турции.
Многим туркам это нравилось, но не меньшее число все сильнее возмущалось навязыванием религиозных правил и запретов, которые они не хотели соблюдать. Турция слишком долго смотрела на Европу и только наполовину осталась восточной страной. Сохраняя ритуалы почитания Ататюрка, исламисты наносили удары по главному его детищу — светской армии, привыкшей играть роль арбитра в политике. Сотни генералов и старших офицеров были арестованы или уволены из рядов за подлинные или мнимые заговоры против эрдогановского правительства. Чистка силовых и правоохранительных структур подавалась в демократической упаковке, со ссылками на то, что они должны знать свое место и подчиняться гражданским властям. Но на место уволенных назначались вовсе не политически нейтральные, а наоборот, проверенные исламистские кадры. Сам Эрдоган постепенно пришел к мысли, что его правление должно длиться как можно дольше. Турецкую конституцию изменили, права президента Турции, до сих пор избиравшегося парламентом, радикально расширили, и на первых всенародных президентских выборах в 2014 году Эрдоган собирается или, по крайней мере, до сих пор собирался занять этот пост, чтобы побыть на нем хотя бы лет десять. Неожиданно для себя турки обнаружили, что авторитарно-светский режим, оставив позади демократическую стадию своей эволюции, плавно превращается в авторитарно-религиозный.
Этого многие здесь не хотят, в том числе и часть однопартийцев Эрдогана. Не случайно несколько высших официальных чинов, в отличие от своего вождя, обзывающего демонстрантов экстремистами, террористами и агентурой иностранных врагов, признавали, что участников протестных акций разгоняли слишком сурово, и чуть ли не извинялись перед ними. На этих акциях протеста складывается новое политическое поколение турок, сменяющее бюрократов-националистов из старого светского среднего класса и набожную буржуазию деревенского происхождения из следующего среднего класса, тоже устаревающего. Среди них наверняка есть дети первых, а отчасти и вторых, но еще больше тех, кто даже и в родстве не состоит с людьми из старых состоятельных слоев. Вокруг уже другая жизнь. Турция выстрадала современное общество и политический режим современного типа. Она пришла к нему своим собственным, долгим и тяжелым путем. Теперь эта страна посылает сигнал своим властям, чтобы они убавили прыть. И тому же Эрдогану, при всем его самомнении, трудно будет игнорировать этот сигнал. Потому что, в отличие от высокохудожественных текстов наших талантливых блогеров, за этим стоит политическая воля миллионов людей.
Вот понятное сравнение турецкой президентской модели с ее французским и американским аналогами. Выборы президента В Турции и Франции президентские выборы могут проходить в два тура — в отличие от США, где глава государства избирается одним решающим голосом. Во Франции и США парламентские и президентские выборы проходят в разное время, а Турция проводит оба голосования в один день.
В результате в Турции и США президент имеет исключительное право выбирать, кто будет руководить практически всеми сферами власти — от внешней политики до принятия внутренних и экономических решений. Во Франции президент назначает премьер-министра из числа членов партии большинства. Правительство страны, возглавляемое премьер-министром, должен одобрить парламент.
У парламентариев есть возможность сместить правительство, выразив вотум недоверия. Во Франции министров обороны и иностранных дел обычно назначает президент. Внутренняя и экономическая политика находятся в ведении премьер-министра, который может назначать соответствующих министров кабинета.
В результате французская система называется полупрезидентской моделью, в отличие от американской, которая представляет собой полноценную президентскую систему. Полупрезидентская модель имеет сходство с парламентской, которая практикуется во многих западных странах: Великобритании, Германии и др. В парламентской системе президент официально считается главой государства, но избирается не на всеобщих выборах, а на голосовании в национальном собрании.
Из-за отсутствия мандата на всенародное голосование президентская канцелярия парламентских систем выполняет церемониальные политические обязанности в руководстве правительством.
Министр напомнил, что каждый волен критиковать и использовать свою свободу выражения мнений. Тунч пообещал, что правительство продолжит бороться с терроризмом до тех пор, пока не будет нейтрализован последний террорист.
Турция накануне выборов: как их результат отразится на отношениях с Россией
Между Турцией и Ираном ведутся переговоры о продлении действующего газового контракта, срок действия которого завершается в 2025 г. Иран не приветствовал позицию Турции по оказанию поддержки чеченскому сепаратизму против России. Последняя обрамлялась в религиозные лозунги, в реальности же усилиями Турции, Великобритании и США создавался очаг конфликта на Северном Кавказе с целью блокирования Москвы и вывоза азербайджанской нефти и газа в обход России через Турцию в Европу. У Тегерана вызывает обеспокоенность геоэкономическая стратегия Анкары установить контроль над каспийским бассейном и энергетическими ресурсами прибрежных тюркских государств Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Серьезные расхождения в подходах Ирана и Турции наблюдаются и в части перспектив Зангезурского коридора в Армении, где Тегеран опасается установления «туранского моста» по связи Турции с остальным тюркским миром в ущерб интересам ИРИ. В политической схватке между Реджепом Эрдоганом и Фетуллахом Гюленом Иран поддержал действующего на тот момент турецкого премьер-министра, поскольку Ф. Гюлен был сторонником США и их политики по использованию так называемого «мягкого ислама» для управления процессами в мусульманском мире. Эрдоган же стал позиционировать себя независимым от влияния США лидером, налаживать против воли Вашингтона эффективные торгово-экономические и иные связи с такими мировыми игроками, как Россия и Китай, а также продвигать исламские традиции в самой Турции.
Тот же Сулеймани, по данным иранских источников, внес немалый вклад в сохранение жизни и спасение президента Р. Эрдогана в дни июльского путча 2016 г. Сохраняя разные подходы в ситуации сирийского кризиса, тем не менее, Иран и Турция благодаря российской дипломатии стали эффективными участниками астанинской площадки многосторонних переговоров Россия, Турция, Иран, Сирия. Применительно к Израилю отношения Ирана и Турции стали меняться к лучшему после прихода к власти в Анкаре происламской Партии справедливости и развития во главе с Р. В частности, Тегеран приветствовал резкую антиизраильскую риторику турецкого лидера и присоединение Анкары к гуманитарной миссии «Флотилия мира» для палестинцев в секторе Газа, осудил действия израильского спецназа по уничтожению 9-ти турецких граждан на борту «Мави Мармара» в 2010 г. Тот факт, что глава Турции отказался признавать под давлением Запада и Израиля ХАМАС террористической организацией и, наоборот, публично объявил его борьбу справедливой и освободительной, — не могло не порадовать иранские власти.
Президент Турции заявил, что не потерпит террористических организаций у своих южных границ Фото: kremlin. Дай Бог, чтобы наши героические солдаты одержали победу", — сказал турецкий лидер. До этого, в субботу 23 декабря, 6 военных республики погибли на севере Ирака из-за нападения со стороны радикалов запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана РПК.
Южное крыло НАТО нуждается в лидерстве Турции, это важно с точки зрения стабильности региона, указал в свою очередь нидерландский премьер, выдвинутый ранее на пост нового генсека Североатлантического альянса. Турция играет решающую роль. При этом она прилагает усилия для урегулирования ситуации в Газе», — заявил Рютте, добавив также, что Анкара «предпринимает меры, чтобы справиться с ужасным конфликтом на Украине». По словам Эрдогана, Турция ожидает от будущего генсека НАТО «приоритетного сохранения фундаментальной позиции альянса в обеспечении евроатлантической безопасности».
При президенте Джо Байдене сохранялась некоторая существующая напряженность в отношениях между США и Турцией наряду с сотрудничеством по другим вопросам и возможностями для улучшения двусторонних отношений. В то время как продолжение или углубление связей с Россией в определенных областях остается причиной для беспокойства администрации Байдена и некоторых членов Конгресса, поддержка Турцией защиты Украины и готовность к сближению с Израилем, некоторыми арабскими государствами и Арменией несколько улучшили американо-турецкие отношения. Президент Байден выразил поддержку продаже F-16 Турции, и в январе 2023 года администрация, как сообщается, неофициально уведомила Конгресс о потенциальной продаже F-16, а также связанного с ним оборудования и боеприпасов. Члены Конгресса могут рассмотреть законодательные и надзорные варианты в отношении Турции. Действия Конгресса и исполнительной власти в отношении Турции и ее соперников могут иметь последствия для двусторонних отношений, военно-политических вариантов США в регионе, а также внешнеполитической ориентации и финансового благополучия Турции. Политические события при правлении Эрдогана Президент Реджеп Тайип Эрдоган правит Турцией с тех пор, как стал премьер-министром в 2003 году, и неуклонно усиливал свой контроль над населением и институтами страны. После того, как Эрдоган стал президентом в августе 2014 года в результате первых в истории всенародных президентских выборов в Турции, он получил мандат на усиление своей власти и внедрение президентской системы правления, которую он закрепил на референдуме 2017 года и президентских и парламентских выборах 2018 года. Некоторые обвинения в мошенничестве и манипулировании избирателями появились после референдума и выборов. После неудавшейся попытки военного переворота в июле 2016 года Эрдоган и его исламистски настроенная Партия справедливости и развития турецкая аббревиатура ПСР приняли более националистические подходы к внутренней и внешней политике, возможно, отчасти из-за их зависимости от парламентской поддержки со стороны националистов - Партии националистического движения турецкая аббревиатура MHP. Многие наблюдатели описывают Эрдогана как противоречивую фигуру, и выборы показали, что примерно равные части страны поддерживают и противостоят его правлению. ПСР получила наибольшую долю голосов на местных выборах 2019 года, но проиграла некоторые ключевые муниципалитеты, в том числе Стамбул, кандидатам от светской Народно-республиканской партии турецкая аббревиатура НРП. Официальные лица США и Европейского союза ЕС выразили ряд опасений по поводу авторитарного правления и эрозии верховенства закона и гражданских свобод в Турции. Тем временем турецкие власти продолжают усилия по противодействию боевикам Рабочей партии Курдистана курдская аббревиатура РПК, террористическая организация, признанная США террористической. Эти усилия включают турецкие военные операции против РПК и связанного с ней персонала в Ираке и Сирии. Февральские землетрясения и их последствия Два сильных землетрясения магнитудой 7,8 и 7,5 произошли на юге Турции 6 февраля 2023 года. По сообщениям, в результате землетрясения и его последствий в районах Турции и Сирии погибло более 48 000 человек в Турции и 6 000 человек в Сирии, более 100 000 получили ранения и непосредственно повлияли на жизненные ситуации и повседневную жизнь миллионов людей. В то время как турецкие власти координируют гуманитарное реагирование, предполагающее значительную международную помощь, и облегчают доступ к пунктам пересечения сирийской границы, наблюдатели стремились оценить 1 факторы, способствовавшие нанесению ущерба и его масштабам, 2 усилия по оказанию помощи жертвам и их семьям и 3 настоящие и будущие потребности. Официальные лица США предоставили или объявили о различных средствах помощи Турции, в том числе о срочной гуманитарной помощи на сумму 235 миллионов долларов. Катастрофа повлияла на политику, общество и экономику Турции, особенно в то время, когда страна готовится к президентским и парламентским выборам. Парламент утвердил трехмесячное чрезвычайное положение окончание которого запланировано на начало мая в 10 наиболее пострадавших южных провинциях Турции. Аналитики рассуждают о том, как кризис повлияет на поддержку президента Эрдогана и его правительства. В результате сильного землетрясения 1999 года на северо-западе Турции погибло около 18 000 человек, что побудило законодательные и нормативные органы принять меры по повышению безопасности зданий. Однако некоторые СМИ и оппозиционные политики утверждают, что за годы до землетрясений 2023 года правительственные чиновники и подрядчики отдавали предпочтение экономическим выгодам, а не соблюдению строительных норм и правил, что, по крайней мере, частично способствовало масштабам ущерба и гибели людей. Эрдоган осудил критику в свой адрес или правительство как разжигание разобщенности, а министерство юстиции Турции приказало прокурорам создать «группы по расследованию преступлений, связанных с землетрясением», для рассмотрения уголовных нарушений за некачественную работу. Эрдоган признал некоторые проблемы с первоначальным реагированием правительства, в основном объясняя катастрофу масштабом землетрясений. Он объявил о программе восстановления под руководством правительства, пообещав построить 319 000 домов в течение года, всего 650 000 домов. Некоторые местные чиновники, инженеры и международные доноры выразили обеспокоенность тем, что быстрое восстановление без детального планирования или более четких мер ответственности может сделать новые здания уязвимыми для будущей сейсмической активности. Многие аналитики связывают всплеск инфляции с неоднократным снижением ключевой процентной ставки центральным банком Турции с сентября 2021 года, при этом дополнительное инфляционное давление может быть вызвано внешними событиями, такими как война России против Украины и повышение процентных ставок в США и других крупных странах. Лира имеет тенденцию к снижению уже более десяти лет, и ее падение, вероятно, частично вызвано более широкими опасениями по поводу верховенства права и экономики Турции. На протяжении всего этого времени президент Эрдоган настойчиво бросал вызов общепринятой экономической теории о том, что более высокие процентные ставки сдерживают инфляцию, привлекают иностранный капитал и поддерживают стоимость валюты. Сменив управляющего центральным банком Турции и министра финансов в 2021 году, Эрдоган установил больший контроль над фискальной и денежно-кредитной политикой Турции. В публичных заявлениях Эрдоган утверждал, что более низкие процентные ставки стимулируют производство, занятость и экспорт. Эрдоган также критиковал высокие процентные ставки как противоречащие исламским учениям и усугубляющие разрыв между богатыми и бедными. Валютный и инфляционный кризис в Турции резко повлиял на стоимость жизни потребителей и стоимость международных займов в основном в долларах США для банков и компаний частного сектора. Правительство стремилось уменьшить влияние инфляции, предоставив снижение налогов, повышение минимальной заработной платы, расширение доступа к досрочным пенсионным пособиям и субсидии на основные расходы, а также льготы по кредитам для банков, держащих лиры. Турция также добивалась валютных свопов от некоторых арабских государств Персидского залива и извлекала выгоду из притока средств из России, что способствует предупреждению США о возможном уклонении от санкций. Расходы на текущую гуманитарную помощь и восстановление после землетрясения, а также сбои в сельскохозяйственной, промышленной и коммерческой деятельности, вероятно, еще больше нагрузят экономику Турции. Учитывая, что общая стоимость оценивается примерно в 104 миллиарда долларов, Economist Intelligence Unit прогнозирует некоторое замедление экономического роста. Один аналитик сказал, что финансовая помощь от международных банков развития будет необходимой, но ограниченной из-за плохих отношений турецкого правительства с Западом. Выборы в мае 2023 г. Следующие президентские и парламентские выборы в Турции должны состояться в соответствии с конституцией Турции к 18 июня 2023 года. В марте президент Эрдоган назначил выборы на 14 мая 2023 года. Во многом в контексте экономических проблем Турции, о которых говорилось выше, опросы общественного мнения породили слухи о том, что Эрдоган и парламентская коалиция ПСР-ПНД могут быть уязвимы перед коалицией шести оппозиционных партий во главе с НРП и Партией добра. Некоторые наблюдатели спорят, могут ли 1 свободные и честные выборы состояться при Эрдогане, 2 оппозиционные партии могут убедить потенциальных колеблющихся избирателей встать на их сторону, несмотря на их личную или идеологическую близость к Эрдогану, или 3 Эрдоган уступит власть после поражение на выборах. Коалиция оппозиции согласовала совместную платформу, направленную на возвращение Турции к парламентской системе, существовавшей до выборов 2018 года, в основном как средство ограничения исполнительной власти. Представители оппозиции также раскритиковали подход правительства Эрдогана к ряду вопросов внешней и внутренней политики и пообещали внести изменения. В своей платформе оппозиция намекает на более ортодоксальную экономическую политику, заявляя, что она снизит инфляцию и не наложит на Центральный банк никаких обязательств, кроме обеспечения ценовой и финансовой стабильности. Избирательный процесс в Турции Выборы в этом году проходят в соответствии с изменениями, внесенными в 2022 году в избирательный закон Турции. Как и в 2018 году, 600 мест в парламенте Турции распределяются по партийным спискам по пропорциональной системе для каждого из 87 избирательных округов Турции. Однако поправка 2022 года снизила порог для прохождения в парламент. Неясно, могут ли возможные преимущества измененного закона для выделения большего количества мест более крупным партиям благоприятствовать ПСР, потому что она может получить наибольшее количество голосов, или НРП, потому что она больше объединяет свои избирательные списки со своими союзными партиями, чем ПСР со своей коалицией. Высший избирательный совет Турции турецкая аббревиатура YSK управляет выборами. Он также расследует и выносит решения по всем нарушениям, жалобам и возражениям. Прошлые решения YSK в пользу позиции Эрдогана, вызвавшие споры, заключались в следующем: 1 его решение 2017 года не применять обычное требование о том, что на конституционном референдуме того года могут подсчитываться только опечатанные бюллетени; 2 его решение от 2019 года о повторении выборов мэра Стамбула в том же году кандидат от ПСР проиграл вторые выборы с большим отрывом, чем первые. Кроме того, измененный закон изменил процесс отбора судей, которые будут председательствовать в избирательных комиссиях провинций и округов, которые контролируют голосование, заменив систему старшинства лотереей. Критики утверждают, что это изменение может увеличить шансы на большую политизацию этих советов. Как и на прошлых выборах, представители местных политических партий и организаций гражданского общества, а также Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ и Парламентской ассамблеи Совета Европы будут наблюдать за работой избирательных участков, голосованием и подсчетом бюллетеней, подведением итогов. Как и прежде, ОБСЕ осуществляет долгосрочную миссию по наблюдению за регистрацией избирателей, деятельностью и финансированием избирательных кампаний, освещением в СМИ и другими вопросами организации выборов или разрешения споров. В марте 2023 года оппозиция выдвинула своим совместным кандидатом лидера партии НРП Кемаля Кы, в конечном итоге согласился поддержать Кылычдароглу после того, как два других потенциальных кандидата, которые более благосклонно отнеслись к Эрдогану, — мэр Стамбула Экрем Имамоглу и мэр Анкары Мансур Явас — поддержали Кылычдароглу в ответ на последний призыв Аксенера к одному из них баллотироваться. Перспективы Имамоглу, возможно, были подорваны уголовным приговором ожидающим окончательного решения по апелляции , который он и другие оппозиционные деятели обвиняют по политическим мотивам. Кылычдароглу стремился заручиться поддержкой курдов в своем стремлении свергнуть Эрдогана, «не вызывая вражды с националистически настроенными избирателями в разнообразном оппозиционном блоке, который его выдвинул». Некоторые аналитики задаются вопросом, сможет ли он это сделать. В то время как «Хорошая партия» Аксенера отвергает формальный союз между оппозицией и ДПН, решение ДПН поддержать Кылычдароглу вместо того, чтобы выдвигать собственного кандидата, может помочь Кылычдароглу создать антиэрдогановское большинство. ДПН организовала участие в парламентских выборах под эгидой YSP, чтобы предотвратить ее исключение, поскольку дело, находящееся на рассмотрении Конституционного суда, может запретить ДПН проводить кампанию под своим собственным именем. Возможные результаты Опросы предполагают тесную президентскую гонку. По состоянию на 3 мая 2023 года один турецкий агрегатор опросов показывает небольшое преимущество Кылычдароглу в первом туре голосования, предполагая, что повторный тур возможен, потому что два менее популярных кандидата могут отобрать голоса у Эрдогана и Кылычдароглу. Для парламентских выборов тот же агрегатор опросов оценивает результат, при котором Народный альянс, выступающий за Эрдогана, может получить большинство голосов, но может не сохранить своего большинства, учитывая совокупный уровень поддержки Альянса нации, выступающего за Кылычдароглу, и прокурдский Альянс труда и свободы. Неясно, может ли поддержка ДПН кандидатуры Кылычдароглу в президенты перевести на координацию парламентских действий. Несмотря на потенциальную уязвимость Эрдогана, некоторые наблюдатели ставят под сомнение перспективы оппозиционной коалиции, ссылаясь на препятствия, создаваемые разобщенностью, политической стойкостью Эрдогана и влиянием правительства на СМИ, экономическое развитие и судебные решения. Пока неясно, как избиратели отреагируют на землетрясение. Economist Intelligence Unit оценил, что напряженная конкуренция может привести к «разногласиям в суде» и «политической нестабильности». Если партийная коалиция президента не будет контролировать парламент после выборов, парламент может проверять президента различными способами, если этого хочет большинство членов. Президент обладает широкими полномочиями назначать министров кабинета и действовать в отсутствие парламентской инициативы, но полагается на одобрение парламента в некоторых вопросах, таких как составление бюджета, ратификация международных договоров и развертывание иностранных войск. Внешняя политика Турции Стратегическая ориентация Турции, или то, как она соотносится с Западом и другими глобальными и региональными державами и балансирует между ними, является важным фактором для Соединенных Штатов. Тенденции в отношениях Турции с Соединенными Штатами и другими странами отражают изменения в этой ориентации, поскольку Турция стремилась к большей независимости действий в качестве региональной державы в рамках более многополярной глобальной системы. Заинтересованность турецких лидеров в уменьшении своей зависимости от Запада в обороне и препятствовании западному влиянию на их внутреннюю политику может частично объяснить их готовность координировать некоторые действия с Россией, например, в Сирии и с покупкой Турцией российских ЗРК С-400 - системы ПВО. Тем не менее, Турция сохраняет значительные разногласия с Россией, с которой у нее давняя история разногласий, в том числе в политических и военных кризисах, связанных с Сирией, Украиной, Ливией и Арменией-Азербайджаном. Турецкие лидеры, похоже, разграничивают свои партнерские отношения и соперничество с другими влиятельными странами, как того требует каждая ситуация, отчасти в попытке уменьшить зависимость Турции от этих акторов и сохранить свое влияние на них. Будущий внешнеполитический курс Турции может частично зависеть от того, в какой степени турецкие лидеры чувствуют себя ограниченными своими традиционными отношениями в сфере безопасности и экономическими отношениями с западными державами, и насколько они готовы рисковать напряженностью или разрывом этих отношений при построении других глобальных отношений. Изменения во внешней политике при другом президенте?
Please wait while your request is being verified...
Формирование существующей сейчас в Турции партийно-политической системы хронологически можно отнести к началу 1980-х, когда после переворота 12 сентября правящий военный режим задал параметры управляемой демократии. После того как Путин отказал в беседе Эрдогану, Турция готова пойти на крайние меры. Стало известно, когда в Турции начнет действовать визовый режим для граждан Таджикистана. Из-за широко распространенных националистических настроений среди населения Турции и большинства ее политических партий другой президент может столкнуться с трудностями при изменении политики Турции по некоторым из следующих вопросов, вызывающих основную. Турция, ты готова голосовать?" —грядущие изменения обещает основной оппонент действующего президента, единый кандидат от оппозиционного блока Кемаль Кылычдароглу. С одной стороны, Эрдоган — политик сильный и опытный, буквально «построивший» новую суверенную Турцию.
«Свернут программы взаимодействия с США»: политологи назвали последствия теракта в Турции
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган признал, что ПСР не смогла достичь желаемого результата на выборах, но пообещал с уважением отнестись к решению турецкого народа и вернуть доверие к своей партии. Результат оппозиции на муниципальных выборах в Турции превзошел ее ожидания и стал политическим землетрясением, теперь республика будет обсуждать возможные досрочные президентские выборы, заявил РИА Новости политолог, эксперт по российско-турецким. Турция считает, что к теракту причастны политические противники Анкары и режима Эрдогана, которые покинули страну и пользуются покровительством Вашингтона, уверен эксперт-международник, главный редактор портала «Балканист» Олег Бондаренко. Частным школам Турции запретили противоречить турецким ценностям.
Эрдоган теряет власть? На что повлияет победа турецкой оппозиции на местных выборах
Выборы в Турции в 2024 году: итоги голосования и прогнозы экспертов | Результат оппозиции на муниципальных выборах в Турции превзошел ее ожидания и стал политическим землетрясением, теперь республика будет обсуждать возможные досрочные президентские выборы, заявил РИА Новости политолог, эксперт по российско-турецким. |
Изменится ли внешняя политика Турции? — Клуб «Валдай» | Последние двадцать лет политические устремления Турции представляет Партия справедливости и развития (AK Parti) во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом, который руководит страной с 2002 года. |
One moment, please... | Все новости Политика Экономика Общество Ситуация в Белгороде В мире Криминал Технологии Здоровье Культура Спорт Однако Погода. |
14 мая 2023 – выборы в Турции
По словам турецкого политика и дипломата, члена партии Партии инноваций (Yenilik), депутата Озтюрка Йылмаза, победа турецкой оппозиции означает, что "общество сейчас испытывает большой стресс и более активно реагирует на режим Эрдогана". Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган признал, что ПСР не смогла достичь желаемого результата на выборах, но пообещал с уважением отнестись к решению турецкого народа и вернуть доверие к своей партии. Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан заявил, что только США стоят на пути к прекращению огня в секторе Газа. Турция считает, что к теракту причастны политические противники Анкары и режима Эрдогана, которые покинули страну и пользуются покровительством Вашингтона, уверен эксперт-международник, главный редактор портала «Балканист» Олег Бондаренко. Однако сохранение прежнего курса турецкой внешней политики вовсе не означает, что и инструментарий турецкой дипломатии останется прежним.