Береста — это верхний слой берёзы, который использовали как бумагу. Пергамент и береста. Бумага. Береста бумага. Ребятам рассказали, о том, как видоизменялись материалы, из которых изготавливались книги (глина, папирус, береста, пергамент, бумага). Им поведали, что первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Федоров, а самым первым человеком.
Вместо бумаги
От бересты до бумаги, каждый материал имел свое значение и внес свой вклад в историю русской письменности. Современному человеку сложно себе представить, что можно писать без ручки и бумаги. После этого листы бумаги просушивали, проклеивали клеем, вновь просушивали, а в конце разглаживали куском стекла. Новости ЦМиРАД. Разместите свою новость на сайте Разместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России , и ее увидят десятки тысяч наших посетителей.
О книжном «строении»
Широкую известность получила берестяная книга «Стихосложении», написанная в октябре 1991 г. Более редким явлением было создание книг на холсте. Обе рукописи выполнены одним человеком и украшены инициалами, заставками и орнаментами. Кроме того, известны случаи, когда миниатюры той или иной рукописи писались не на бумаге, а на ткани.
Таковы, например, выполненные маслом на холсте, наклеенном на тафту, барочные миниатюры «Книги о Сивиллах», созданной в 1673 г. Ткань также использовал в своих работах известный городецкий книгописец Иван Блинов: в 1900 г. Чернила Необходимым компонентом любого книгописания являются чернила греч.
Рецептов изготовления чернил бытовало очень много. Древнейшие чернящие красители лат. Приблизительно с IV в.
Появление новых чернил было связано с процессом перехода от папируса как основного писчего материала к пергамену, на котором чернила типа атраментум держатся недостаточно прочно и легко размываются. Существовал и третий вид чернил, называвшийся инкауст греч. Данные чернила представляли собой сгущенный путем уваривания и высушенный на солнце отвар дубовых орешков или галлов шарообразные наросты на нижней поверхности листьев дуба, производимые личинками орехотворки — Cynips quercus folii , к которому добавлялось небольшое количество atra-mentum.
В изготовленные таким способом чернила, если они казались недостаточно черными, могли положить раскаленный кусок железа, в результате чего получался новый переходный тип чернил. От блестяще-черных атраментум и красноватых железистых чернила инкауст отличались желтовато-коричневатым тоном. Цвет букв византийских рукописей варьируется от бледно-коричневого до блестяще-насыщенного черного, что естественным образом связано с различной рецептурой применяемых чернил.
Византийцы употребляли и сажевые чернила, и чернила инкауст, и, конечно, железистые. В готовые чернила подмешивали гуммиарабик камедь акации. Также известно о весьма редкой разновидности греко-римских чернил, которую добывали из чернильного мешка каракатицы Sepia officinalis — так называемой «чернильной рыбы».
Чернильная рецептура на Руси Древнерусская чернильная рецептура чрезвычайно обширна. Однако все известные нам рецепты восходят не далее середины XV в. Книгописцы X—XII вв.
Первые называли на Руси «чернилами копчеными», а вторые — «чернилами вареными». Помимо дубовых орешков, в качестве дубильных веществ танинов также использовали шишки и кору ольхи. Несколько позже древнерусские переписчики стали готовить железо-галловые чернила — на основе отвара дубовых орешков и железного лома.
Для изготовления железо-галловых чернил брали измельченные чернильные орешки; затем от 12 дней до месяца настаивали их в теплом месте в кислом растворе квасе, вине, кислых щах, «жестоком уксусе», «пошлом меде» с добавлением железных опилок, время от времени «подкармливая» смесь медом, задававшим новую пищу бродильному ферменту; а в конце, «ради утверждения», клали в готовые чернила вишневую камедь. Конечно, это лишь один из многих бытовавших в средневековой России вариантов приготовления чернил из дубовых орешков. Иногда с целью умерить брожение в чернила добавляли немного хмелевого отвара, а также имбирь и гвоздику, предотвращавшие от загнивания и образования слизи.
Железо, служившее для получения чернил, расходовалось весьма медленно, и его крупные куски вместе с грубо измельченными чернильными орешками образовывали так называемое «чернильное гнездо», пополняемое по мере убывания свежим приливом — как правило, из концентрированного отвара коры обычно ольховой, иногда дубовой или ясеневой. Такое гнездо могло прослужить до 7—10 лет. Позднее, с XVII в.
Перед употреблением его обычно сильно прогревали, завернув в бумагу, пока не побелеет «аки мука». Однако подобные чернила со временем оказывают разрушительное воздействие на носитель, буквально разъедая бумагу, что, в конце концов, приводит к утрате текста. Кроме уже упомянутых дубовых орешков и ольхи, в рецептах русских чернил встречаются и другие растительные вещества со схожими свойствами.
Так, например, известен способ приготовления чернил из чаги, которым и сегодня пользуются в некоторых сибирских скитах: грибы очищают от коры, разрезают на небольшие пластины и несколько раз кипятят с кусками дерева в течении 2—3-х дней, каждый раз предварительно охлаждая настой; затем в получившийся буро-коричневый отвар добавляют камедь лиственницы. В записной книжке Ивана Блинова среди прочих записей находим «состав для варки чернил» следующего содержания: «Черных орешков, гуммиарабику, уксусу, или кислова квасу, жженова купоросу, соляной кислоты, гранатовой корки, сажи легковесной, лиловаго фруксину». Впрочем, для русской чернильной рецептуры использование гранатовой корки нехарактерно; в то же время в рецептах чернил, встречающихся в армянских рукописях, применение корки граната распространено достаточно широко.
Отметим, что железо-галловые чернила, хотя и были чрезвычайно популярны, никогда полностью не вытесняли в России древнейшие чернила атраментум, которые, несмотря на экспансию фабричных чернил, вплоть до последнего времени применялись некоторыми беспоповцами и часовенными. Помимо черных, в ходу были красные чернила всевозможных оттенков. Византийцы изготовляли свои знаменитые пурпурные чернила, которыми мог пользоваться лишь император, из морских улиток или моллюсков Murex brandaris.
Для более массового производства обычно употреблялись киноварь, свинцовый сурик и вещества органического происхождения. Теми же компонентами пользовались и русские мастера. Беспоповцы Печорского бассейна, писавшие на бересте глухариными перьями, в качестве чернил нередко применяли сок ягод.
Краски и связующие Кроме 2-х основных видов чернил в «книжном строении» в ход шли сусальное и твореное золото, серебро, различные пигменты и красочные смеси, а также всевозможные связующие. Рецепты красок и связующих в избытке содержатся во всевозможных сборниках, а также трактатах и руководствах, предназначавшихся для художников — живописцев и книгописцев. Так, черный цвет получали из древесного угля, белый — из обработанных уксусом свинцовых пластин, синий — из ультрамарина, лазурита и т.
Что касается связующих, то наиболее полные сведения о них можно почерпнуть в средневековых западноевропейских рецептах, памятуя об их теснейшей связи с греческой и в целом восточнохристианской технологией. Наиболее часто встречающиеся связующие для книжной живописи — камедь и яичный белок. Иногда также применялся желток.
При работе с листовым золотом рекомендуется использовать пергаменный и рыбий клеи, а также комбинацию пергаменного клея с камедью. Чернильницы чаще всего изготовлялись из различных металлов: обычно из бронзы, реже — из меди или серебра. Известны средневековые чернильницы из камня, керамики, стекла, дерева, кости, рога — последний и сам по себе мог выполнять роль чернильницы.
Чернильницу часто носили на поясе. Данному обычаю многие сотни лет, упоминание о нем встречается в Библии Иез. Для разлиновки пергаменных листов применяли круглую свинцовую пластинку, а позднее — грифель.
Строки размечали циркулем.
Посъли же добръмь». Он пишет , что шлет своим должникам Онтону и Моисею уже третье письмо, а те до сих пор не прислали ему ни причитающихся денег судя по всему, процентов с ссуды , ни рыбы. Если Онтон и Моисей не одумаются до воскресенья, Терентий грозится наслать на них биричей «бирици» — младших княжеских чиновников, которые в данном случае выступают как официальные «коллекторы». Впрочем, долги не всегда выбивали угрозами. Нередко кредиторы взывали к совести должников. Составитель грамоты горько восклицает в конце: «Ясо погибло! Со злостных должников в те времена могли взимать пени в размере трети , половины и даже двух третей от долга. Также в счет уплаты у них могли конфисковать имущество.
О несправедливости и борьбе с нею Несправедливость — тоже нередкая тема берестяных грамот. Сохранилось, например, немало писем, в которых новгородские крестьяне жалуются боярам — наследственной знати и по совместительству практически единоличным собственникам земли — на различные притеснения. При этом одними жалобами дело обычно не обходилось, и крестьяне прибегали к угрозам и даже активным действиям. Судя по всему, они считали, что боярин Михаил Юрьевич может передать землю только «своему человеку» — компаньону, совладельцу. Нового хозяина Климца Опарина они таковым не признают «А мы его не хотим. Не соседний человек» и заканчивают челобитную, как бы смягчая тон: «Над нами волен только Бог и ты». Он, дескать, не отстаивает их интересы «за нас не стоит» , накладывает грабительские штрафы, злоупотребляет доверием «господ» форма обращения к вышестоящему или просто уважаемому автором лицу. Слуга «парубок» пишет господину, что одна половина людей из его волости разбежалась, а вторая просит снизить подати. Источник Те же, кто сменил землевладельца, могли просить заступничества у нового хозяина.
Так, ключник Вавула пересылал своему господину — посаднику высшее новгородское должностное лицо Андрею Ивановичу — «челобитье» от перешедших к нему крестьян Захарки и Нестерка. Последние жаловались, что их предыдущий хозяин, Алексей Щука, отказывается передать им часть урожая, положенную крестьянам по взаимной договоренности с землевладельцем. Интересны и примеры бытовой несправедливости. Еже ми отьць даялъ и роди съдаяли, а то за нимь. А ныне водя новую жену, а мне не въдасть ничьто же, избивъ рукы пустил же мя, а иную поял. Доеди, добре сътворя». Смысл послания прост: Гостята пишет Василию, скорее всего брату или дяде, что муж забрал всё ее приданое, женился на другой, а ее выгнал. Поэтому женщина просит родственника приехать и заступиться за нее. Это послание XII столетия хорошо иллюстрирует существовавшую к тому моменту около века возможность супругов развестись.
Гостята считает, что муж нарушил процедуру, ведь на Руси причины для развода с женой были четко определены: измена, общение с чужими людьми без ведома мужа, покушение на жизнь или имущество супруга. Интересно, что Гостята делает акцент именно на том, что супруг присвоил ее приданое, то есть отстаивает свои имущественные права. А ныне веди семо налезъ. Не налезеши ли, ни приведеши къ мъне, а язъ хоцу къ князу на тя». Поначалу специалисты не могли понять смысла послания из-за слова «продале». Оно могло означать как продажу в холопы фактически в рабы , так и наложение штрафа. Согласно ей, господин не имеет права продать в холопы закупа — наемного работника. Гюра, видимо, нарушил этот закон, сделав холопом сына Суботки. Та, естественно, не согласна и требует вернуть сына, а в противном случае грозит пойти к князю.
Если бы обвинение подтвердилось, Гюре грозил бы большой штраф — 12 гривен. И сына Суботке пришлось бы вернуть. О выделенных, но не дошедших до получателей деньгах Еще один пример жалобы — письмо XIV века от новгородских крестьян к господам Якову и Ивану. Предмет обращения весьма прозаичен: один из феодалов год назад послал своим подопечным рубль целый слиток серебра, на минуточку , но те его так и не получили. Крестьяне, похоже, считают , что деньги утаил ключник, и просят «допросить» его: «Въспроси, осподине…» Нечто похожее произошло и у вологжанина начала XIV века Якова с братом Остафом. Яков пишет : «Послалъ с тобою емь рубле — ко Самълу рубле. Ни мне рубля, ни мне проторъвъ». Смысл сообщения таков : Яков послал какому-то Самойлу с Остафом рубль, но в итоге остался и без денег, и без чего-то еще значение слова «проторы» пока не удается однозначно установить. Интересно, что Яков не упрекает Остафа напрямую.
Возможно, он уверен, что брат не мог присвоить деньги. О мошенниках с липовыми документами Из некоторых грамот можно узнать и детали криминальной жизни древнего Новгорода. Так, крестьяне из села Избоище жаловались господину, что с поддельными «рукописаниями», то есть официальными грамотами, по его владениям без его ведома ходят не то мошенники, не то нечистые на руку чиновники. С помощью липовых документов они шантажируют и грабят крестьян. Послание датируется примерно 1422—1446 годами. Летописи за 1445 год сообщают , что в Новгородской земле действительно орудовала шайка таких мошенников. А и ныхъ бе вз весте неть. А животъ взяле. Какъ, осподине, пецалуеше?
Дальше автор донесения пишет, что некие остальные пропали без вести, а у убитого украли имущество «А живот взяле». В конце он спрашивает адресата о дальнейших распоряжениях. О любви Есть в грамотах и более приятные вещи. Так, из них мы узнаем любовные истории жителей Древней Руси, порою весьма захватывающие. Одной из самых выразительных берестяных грамот стало письмо новгородки, написанное возлюбленному на рубеже XI—XII веков: «…ъ тобъ тришьдъ. А въ сю недълю цьтъ до мьнь зъла имееши, оже еси къ мънъ нь приходилъ? А язъ тя есмела акы братъ собъ!
Стебли папируса разрезали на тонкие полоски, которые затем перекладывали друг на друга и подвергались прессованию. После этого полученный лист папируса использовался для написания текста. Папирус обладает хорошей прочностью и гибкостью, что позволяло создавать большие свитки с накопленным текстом. Однако папирус хрупкий и неустойчивый к внешним воздействиям, поэтому со временем многие папирусные рукописи были уничтожены. Пергамент — это материал, получаемый из обработанной кожи животных, обычно овечьей или телячьей. Пергамент был популярен в средние века и раннее новое время. Чтобы получить пергамент, кожа снималась с животного и тщательно очищалась от шерсти и жира. Затем она обрабатывалась раствором известкового молока, чтобы стать гибкой и гладкой. После этого кожа сушилась и натягивалась на раму. Пергамент отличался от папируса своей прочностью и долговечностью, а также возможностью повторного использования путем смывания старого текста и написания нового. Пергамент, однако, был более дорогим и сложным для производства по сравнению с папирусом, поэтому его использовали преимущественно для создания рукописных копий дорогих и важных текстов. Береста — это материал, получаемый из коры березы, древесного растения. Береста была широко используема в Русском княжестве и других славянских странах до появления бумаги. Для получения бересты кора березы снималась с дерева и прессовалась под прессом. Затем полученные листы бересты просушивались и достигали необходимой прочности.
В 2011 году моему брату Дмитрию Дулькину позвонил губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов и предложил создать на территории фабрики музей бумаги. В 2013 году идея постепенно начала воплощаться в жизнь: мы совместно с будущим директором музея Константином Гавриленко разработали концепцию и фирменный стиль музея, был создан проект по восстановлению здания. Придумывая название, мы понимали, что музей должен носить короткое, яркое, звонкое и запоминающееся имя. Сейчас это зарегистрированный товарный знак». Несколько лет ушло на формирование уникальной экспозиции. Иногда нам звонят коллекционеры, предлагают купить их коллекции — мы рассматриваем такие предложения, участвуем в аукционах, посещаем антикварные магазины». Сейчас в залах «Бузеона» представлено 993 уникальных экспоната. Еще около четырехсот находятся в музейных запасниках. Музей «Бузеон» был открыт 24 августа 2018 года по инициативе губернатора Калужской области и руководства компании «Объединенные бумажные фабрики», в состав которой входит Полотняно-Заводская бумажная мануфактура. Это событие было приурочено к 300-летию ПЗБМ.
Характеристики пергамента
- Как появилась письменность. Папирус. Пергамент. Бумага
- Комментарии (0)
- Стены, шкуры, береста: на чем люди писали в разные времена
- Комментарии (0)
- Системы письма
Информация
- Лист пергамента картинки - 50 фото
- Папирус как прототип бумаги
- Пергамент это в древней руси определение кратко
- Общее слово к словам пергамент береста бумага
- Стены, шкуры, береста: на чем люди писали в разные времена
Полезные ссылки
- Глина, камень, береста: как и на чем учились писать до изобретения тетрадей
- Береста и пергамент как замена бумаге
- Информация
- Кто придумал пергамент. Пергамент - история появления бумаги
- Эволюция материалов для письма
Блог «Умные мелочи. Когда появился пергамент? Чем пергамент лучше папируса
Соскоблив верхний слой коры, обрезали его по краям. Берестяные грамоты сворачивали так, чтобы текст располагался с наружной стороны. Достаём из горячей воды кусочки коры и обрезаем их ножницами. Обращаем внимание ребят на то, что ручек, как сейчас, у новгородцев не было. Их заменяли нехитрые инструменты для письма. Ими не писали, а процарапывали буквы. На экране — изображения новгородских писал. Записываем в тетрадях определение: Писала — костяные, металлические, деревянные стержни с остриём на одном конце, с лопаточкой на другом и с отверстием для привешивания к поясу.
Предлагаем нескольким ученикам процарапать на кусочках коры несколько букв. В качестве писала воспользуемся гвоздём или металлической шпилькой. Пока ученики пытаются писать на бересте, поясняем, что каждая написанная строка аккуратно заглаживалась, чтобы не было шероховатости и древесная кожица не топорщилась. Письмо от Бориса к Настасье с просьбой прислать слугу и с ним рубаху. На экран проецируются рисунки на бересте новгородского мальчика Онфима и детские дразнилки. Комментируем изображения на экране: новгородский мальчик Онфим упражнялся в написании букв, а когда ему надоело учение, забавлялся на той же бересте рисованием. Задаём вопрос: «Что изображено на его рисунках?
Берестяные листы, процарапанные Онфимом, хранятся в Государственном Историческом музее в Москве. А вот другая грамота. Предлагаем одному из учеников прочесть её текст: «Невежа писа, не дума каза, а хто се цита... Читаем в переводе на современный русский язык: «Невежа написал, не думая, показал, а кто это читает... Дополним, что эта запись вначале поставила в тупик учёных-исследователей: оказалось, что буквы обоих строк надо читать не подряд, а по вертикали! Далее укажем, что в новгородских берестяных грамотах заключена самая разнообразная информация, которая позволяет учёным лучше и полнее представить повседневную жизнь новгородцев. На этом этапе урока предстоит прочитать напечатанные на листах фрагменты берестяных грамот и ответить на вопросы: О чём писали новгородцы?
Какие выводы о занятиях, традициях, привычках новгородцев можно сделать на основании этих фрагментов? Содержание листов с отрывками Фрагмент 1 «От Фёдора к Ксении. Если Матвея поймали, хорошо его скуйте, а цепи сумейте достать. Прикуйте в пивном подклете. Дайте его Константину, пусть сторожит до моего приезда». Фрагмент 2 «От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж».
Фрагмент 3 «Поклон от Григория к матери. Дай 30 гривен. Воита и сына подвергли пытке после суда о воровстве». Фрагмент 4 «От Бориса к Настасии. Как придёт эта грамота, так тот час пришли мне слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху, рубахи забыл».
Летопись на пергаменте. Папирусные книги. Папирус, глиняные таблички, восковые таблички..
Глиняные и восковые дощечки. Глиняные таблички береста. Глиняные дощечки и папирусы. Бумага из бересты. Бумага из березовой бересты. Скрученная береста. Береста бумага в древности. Книги из папируса и пергамента. Старинный свиток с печатью.
Старинный пергамент с печатью. Старинная грамота свиток. Однис словом "пергамент, береста, бумагв. Лист бумаги в древности. Бумага из пергамента. Старинный свиток пустой. Русский пергамент. Берестяные грамоты. Письменность на бересте.
Берестяная грамота из Новгорода. Старинные свитки на прозрачном фоне. Старинный свиток без фона. Рукописи для фотошопа. Старый свиток без фона. Папирус писчий материал древнего Египта. Папирус, дощечки, бумага. Бумага - общее название. Какие материалы использовались для письма.
Материал для письма в Киевской Руси. Материал используемый для письма на Руси. Старинный Папирус. Бумага под Папирус. Имитация папируса. Древние бумаги. Средневековый свиток. Старый лист бумаги. Рукописи на пергаменте.
Пергамент письменность. Свитки из пергамента. Пергамент с пером. Береста и перо. Перо чернила береста.
Найденная Акуловой грамота получила порядковый номер 1, в настоящее время она хранится в Государственном историческом музее в Москве. Грамота содержит 13 строк по 38 см каждая, но сохранилась не полностью. Из расшифровки было понятно, что в ней записана роспись доходов с нескольких сел. Текст на грамоте сохранился, так был записан не чернилами, а выцарапан специальным инструментом - "писалом", который представлял собой заостренный металлический стержень.
Уже на следующий день, 27 июля, была найдена вторая грамота, затем находки стали регулярными. Описание, значимость Большинство обнаруженных в русских городах берестяных грамот датировано началом IX - концом XIV веков.
Зато это обычная для бытовой орфографии замена буквы О. Но все ли так просто? Мог ли быть в каких-то графических системах Ъ своего рода «буквой Ё»? И тут существенно, что название этой буквы — еръ — после соответствующего фонетического процесса должно было замениться на ёр. Именно так эта историческая буква называется в современном белорусском хотя в самом белорусском алфавите ее теперь нет ; название «ior» прямо указано в «Грамматыке словенской» Ивана Ужевича Париж, 1643 , который, возможно, был белорусом.
Так что вполне логично было употреблять в этой функции, пока не было буквы Ё, букву, которая называлась ёр. Но это остается лишь гипотезой. Для того чтобы ее проверить, нужны новые источники. Его имя сохранил еще и пергаменный новгородский документ XV века, запись о том, что Иван Обакунов купил у Юрия Каргуева много земельных участков. Итак, наш Демьян Яковлевич был «профессиональным свидетелем», видимо пользовавшимся высокой репутацией. Историки долго ломали голову, кто такие «скотники и помужники», и даже предполагали, что «скотники» — это описка вместо сотники, ведь в наше время скотник — это кто-то , кто ходит за скотиной, а не правит государством и распоряжается имуществом. Но в древнерусском языке, как известно, слово скотъ прекрасно означало именно «деньги, богатство» в том числе и под влиянием заимствования из скандинавского — тот же корень, что в немецком Schatz.
И наша берестяная грамота прекрасно показывает, что сочетание «скотники и помужники» — реальность. В следующей строке читается и слово скотника, механическая описка вместо скотникамъ а что писцы время от времени пропускают слоги, нас уже не должно удивлять. Именно ко всимъ помужьникамъ и ко всимъ скотникамъ обращено это послание.
Общее слово к словам пергамент береста бумага
пергамент. В XV веке бересту уже начала заменять бумага, чье производство стало дешевле. Береста была главным материалом для письма на наших землях еще задолго до того, как к нам привезли пергамент и бумаг. Информация о Федеральном портале Истории России. Современные носители информации: бумага; дискета; диск; кассета. Ребятам рассказали, о том, как видоизменялись материалы, из которых изготавливались книги (глина, папирус, береста, пергамент, бумага). Им поведали, что первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Федоров, а самым первым человеком.
Свиток текстура - 54 фото
Технология изготовления бумагоподобных материалов таких как папирус, береста, пергамент и других были известны человечеству задолго до появления первого описания производства «классической бумаги». это различные материалы, которые в разные времена и культуры использовались для написания текстов и хранения документов. До появления бумаги в Древней Руси в качестве основных материалов для письма использовались пергамент, береста, а также деревянные дощечки (церы), покрытые воском. Современные носители информации: бумага; дискета; диск; кассета. это жиронепроницаемая бумага для упаковки и технических целей, изготовление которой осуществляется по специальной технологии из бумаги-основы путем обработки серной. Самодельная бумага История бумаги началась много столетий назад. Считается даже, что этому ремеслу столько же лет, сколько и мастерству прядения и ткачества. У разных народов предками бумаги служили в свое время папирус, пергамент, береста.
Береста отменяется: как в России ищут замену белой офисной бумаге
После этого листы бумаги просушивали, проклеивали клеем, вновь просушивали, а в конце разглаживали куском стекла. Пергамент береста бумага одним словом. Перамен, Берест, бумага. После этого листы бумаги просушивали, проклеивали клеем, вновь просушивали, а в конце разглаживали куском стекла. Технология изготовления бумагоподобных материалов таких как папирус, береста, пергамент и других были известны человечеству задолго до появления первого описания производства «классической бумаги». Бумага из бересты. Береста бумага на Руси. Пергамент береста бумага.
Пергамент и береста
Записываем в тетрадях определение: Писала — костяные, металлические, деревянные стержни с остриём на одном конце, с лопаточкой на другом и с отверстием для привешивания к поясу. Предлагаем нескольким ученикам процарапать на кусочках коры несколько букв. В качестве писала воспользуемся гвоздём или металлической шпилькой. Пока ученики пытаются писать на бересте, поясняем, что каждая написанная строка аккуратно заглаживалась, чтобы не было шероховатости и древесная кожица не топорщилась. Письмо от Бориса к Настасье с просьбой прислать слугу и с ним рубаху.
На экран проецируются рисунки на бересте новгородского мальчика Онфима и детские дразнилки. Комментируем изображения на экране: новгородский мальчик Онфим упражнялся в написании букв, а когда ему надоело учение, забавлялся на той же бересте рисованием. Задаём вопрос: «Что изображено на его рисунках? Берестяные листы, процарапанные Онфимом, хранятся в Государственном Историческом музее в Москве.
А вот другая грамота. Предлагаем одному из учеников прочесть её текст: «Невежа писа, не дума каза, а хто се цита... Читаем в переводе на современный русский язык: «Невежа написал, не думая, показал, а кто это читает... Дополним, что эта запись вначале поставила в тупик учёных-исследователей: оказалось, что буквы обоих строк надо читать не подряд, а по вертикали!
Далее укажем, что в новгородских берестяных грамотах заключена самая разнообразная информация, которая позволяет учёным лучше и полнее представить повседневную жизнь новгородцев. На этом этапе урока предстоит прочитать напечатанные на листах фрагменты берестяных грамот и ответить на вопросы: О чём писали новгородцы? Какие выводы о занятиях, традициях, привычках новгородцев можно сделать на основании этих фрагментов? Содержание листов с отрывками Фрагмент 1 «От Фёдора к Ксении.
Если Матвея поймали, хорошо его скуйте, а цепи сумейте достать. Прикуйте в пивном подклете. Дайте его Константину, пусть сторожит до моего приезда». Фрагмент 2 «От Никиты к Ульянице.
Иди за меня замуж». Фрагмент 3 «Поклон от Григория к матери. Дай 30 гривен. Воита и сына подвергли пытке после суда о воровстве».
Фрагмент 4 «От Бориса к Настасии. Как придёт эта грамота, так тот час пришли мне слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху, рубахи забыл». Фрагмент 5 «От Жилы к Чудину.
Дай отдай рубль Андрею. Если же не дашь, то весь позор, который из-за этого рубля мне доведётся принять, ляжет на тебя». Фрагмент 6 «Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст.
Возьми у него грамоту и пришли мне хорошего чтения. Да прикажи привезти мне...
Из таких табличек составлялись целые собрания наподобие упомянутой ранее Угаритской библиотеки.
В повседневной жизни для бытовых записей применяли восковые таблички. Подложкой для них служило то же дерево, но иногда и более благородные материалы. Например, самая древняя такая табличка была найдена на территории античной Этрурии.
Она относится к началу VII в. Размеры дошедших до нас табличек колеблются от 14,5x12 до 31x17,5 см 9. Писать на восковых табличках было удобно, как и стирать написанное.
Знаки наносили острой металлической палочкой — стилусом. Они могли быть мелкими, то есть возникли условия для появления алфавитного письма. Восковые таблички были в ходу как во времена Гомера и Цицерона, так и раннего и позднего Средневековья.
Более того, есть исторически подтвержденные сведения, что ими еще пользовались в XIX веке уже нашей эры. Для полиграфистов интересен тот факт, что таблички часто складывали воском внутрь и соединяли по нескольку штук кожаным ремешком — получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг 10. Это свойство предопределило незавидные конкурентные позиции восковых табличек в сравнении с папирусом.
Временной диапазон практического применения папируса для письма едва ли не шире, чем у восковых табличек. Самые древние из известных рукописей на папирусе относятся к началу III тысячелетия до н. Пик популярности папируса приходится на VIII в.
Последний датированный документ, записанный на папирусе, происходит из канцелярии Папы Римского Виктора II и помечен 1057 г. На папирусе писали тонким тростниковым стержнем с сечением от 1,5 до 2,5 мм и длиной от 17 до 23 см. Конец этого стержня отбивался или разжевывался так, что создавалась своего рода кисточка: в зависимости от поворота, ею можно было провести тонкую или толстую линию.
К III веку до н. Писали на папирусе черной тушью, которая изготавливалась из сажи, и красной тушью рис. Папирус позволял воспроизводить на нем любые системы письма.
Книги на папирусе представляли собой свитки. Распространенным стандартом был свиток длиной в среднем около 6 м 14. Фрагмент Книги мертвых Ани папирус, ок.
Ее обработка намного проще. Но ее знали и в Древней Индии, и в античном Риме, и в средневековой Европе, и даже в Северной Америке до появления там европейцев 15. В России писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы, а потом затирая их сажей, углем или листьями растений, сок которых окислялся и становился видимым.
Русская берестяная грамота внешне представляет собой продолговатый лист бересты, обычно обрезанный по краям рис. Запись текста, естественно, была алфавитной. Берестяная грамота «от Жизномира к Микуле», повествующая о судебном разбирательстве.
Начало XII в. Сосуществование бересты и папируса объясняется географическими причинами: от африканского тростника до российской березки порядка 3 тыс. Там, где папирус не растет, самое место березе — друг другу они не конкуренты.
Но им обоим конкурентом стал пергамент — писчий материал из шкуры животных. Использование кожи в качестве материала для письма известно с глубокой древности в Египте — со II тыс. На пергаменте и папирусе греки и римляне писали чернилами с помощью заостренного тростника.
Чернила делались из смеси сажи и гуммиарабика или чернильных орешков 19. Однако чернила для папируса, основанные на саже, легко смывались и даже стирались с пергамента, поэтому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса. Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было удалить, только соскоблив их 20.
По форме пергаментные записи сначала были подобны папирусным свиткам, но поскольку писчий материал позволял отдельные листы складывать пополам, стало возможно сшивать такие листы и получать целостный продукт, которому дали название «кодекс». По свидетельству Ю. Крижанича Juraj Krizanic, ок.
Так, в 1999 году исполнилось 500 лет со времени написания Геннадиевской Библии — первого в России полного рукописного свода книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета на славянском языке 22. Диапазон размеров книг на пергаменте достаточно широк. Например, экземпляр так называемого «Корана Османа» выполнен в формате 68x53 см 23.
Однако значительная часть пергаментных книг имеет меньшие габариты. Ширина и длина фрагмента Корана, поступившего в Азиатский музей Петербургской академии наук в 1826 году, равны 20 и 27,5 см соответственно 24. Упомянутые книги рукописные, алфавитного письма.
Пергамент в качестве писчего материала был очень дорогим удовольствием. Для растущих потребностей человечества в закреплении собственных достижений требовался продукт более дешевый. Спасение пришло из Китая.
Китаянки, варившие коконы шелкопряда для получения шелка, обнаружили, что на сетке, где они отжимали шелковую вату, остается тонкий слой материала, на котором после просушки можно было писать. Шелк по цене сопоставим с кожей, и такая бумага тоже была дорогой. Цай Лунь предложил делать бумагу по технологии, схожей с технологией производства шелка, но из старых рыболовных сетей и прочих незавидных компонентов 26.
С той поры началось триумфальное шествие бумаги по странам и континентам. В 751 году в Таласской долине, разделяющей нынешние Казахстан и Киргизию, произошла битва между войсками китайцев и арабов, одним из следствий которой стало проникновение на Запад вместе с китайскими военнопленными технологии производства бумаги 27. С середины XIX века было налажено промышленное производство бумаги из древесины.
Cогласие на обработку персональных данных История бумажной отрасли в России Часть ученых полагает, что слово «бумага» в русском языке происходит от итальянского bambagia, что значит хлопок, а по другой версии - от татарского «бумуг» хлопок. До появления бумаги в Древней Руси в качестве основных материалов для письма использовались пергамент, береста, а также деревянные дощечки церы , покрытые воском. Главным материалом для письменных памятников до XIV в. Ему на Руси присвоили названия: «кожа», «телятина», «харатья». Книги из пергамента являлись очень дорогими, так как для создания одной книги требовалось 100-180 шкур животных, а сам процесс их преобразования в писчий материал был очень сложным и трудоемким. Однако пергамент обладал и рядом преимуществ: прочность, долговечность, возможность нанесения текстов с двух сторон и повторного использования после удаления верхнего слоя.
В качестве орудия письма использовались перья: гусиные, лебединые и очень редко павлиньи, а также различные чернила. На пергаменте были написаны официальные документы, религиозные тексты, летописи и литературные произведения. Наиболее легкодоступным материалом для письма являлась береста - верхний слой коры берёзы, которая иногда подвергалась небольшой обработке. Ее чаще всего использовали для личной переписки, а иногда из бересты создавали целые книги. Тексты на бересте наносили с помощью стержней из кости, металла и дерева, которые называли «писалами». Церы представляли собой небольшие деревянные дощечки выпуклые по краям, которые покрывались воском.
Тексты «писалами» процарапывались на воске. Их можно было легко стереть и нанести новые тексты. Хан Батый для сбора дани организовал первую всенародную перепись населения Руси на бумаге, которая в то время применялась в завоёванном монголо-татарами Северном Китае, а также в Средней Азии и Персии. До середины XVI века на Руси использовалась только импортная бумага.
Или тонкой полой тростинкой, очиненной с одного конца таким же образом. В отличие от чисто механического принципа царапающего стержня, перо работало по другим физическим законам — законам капиллярной гидродинамики, где движущей силой является поверхностное натяжение на границе раздела двух фаз. Надо сказать, что простые задачи о растекании капли по плоской поверхности или о заполнении круглого капилляра даже современной наукой не могли быть окончательно решены в рамках классической гидродинамики. Основы современной теории смачивания сейчас только закладываются, в 1991 году Нобелевскую премию по физике получил ее главный теоретик Пьер Жиль де Жен, которого восторженные коллеги сгоряча даже назвали «современным Ньютоном». Разумеется, наши предки сильно удивились бы, глядя на то, в какие научные дебри лезут современные ученые, когда на самом деле все просто: окунаешь гусиное перо или полую тростинку в чернила, вынимаешь, и чернила из нее не вытекают. Начнешь писать, они вытекают, причем ровно столько, сколько нужно для письма; нажмешь пером посильнее, его кончики по краям прорези на конце слегка разойдутся, и линия на папирусе, пергаменте, бумаге станет толще. Такой подход в физике да и любой другой науке тоже называется феноменологическим, когда основанием для вывода служит только то, что мы видим, а ломать голову над тонкостями процесса — пустая трата времени. При таком подходе, не в обиду будет сказано производителям перьевых ручек от древних египтян до конструкторов новых моделей «Паркера» и «Монблана», замена природных материалов первых перьев на металл в античные времена, Средние века и даже в ранее Новое время не удалась. Нет, конечно, тогда были медные, бронзовые, серебряные и даже золотые перья, о них известно из старинных рукописей, их не так уж редко находят археологи, но это были штучные экземпляры. И не по причине того, что они были дорогими и исключительно ручной работы, они не вытеснили тростниковые каламусы и гусиные перья в греческих полисах и Риме. Грамотных людей тогда было не так уж много, и артель мастеров в Афинах или Риме могла снабдить их всех долговечным медными или железными инструментами для письма, которые при серийном производстве были бы доступны народу. Априори ясно, что такой бизнес был бы рентабельнее постоянной заготовки тысяч птичьих перьев в дело шли всего по несколько десятков перьев с одного гуся или пучков тростниковых стеблей, которые завозили морем из Египта. Но феноменологический подход древних мастеров и писцов, а говоря проще, житейские их наблюдения, показывали, что металлические имитации гусиного пера или каламуса сильно уступают оригиналу по всем показателям, и качества письма ими гораздо хуже и писать ими проблематично, а фиксировать что-то быстро просто невозможно. Словом, они были хороши для понтов, как говорят в народе, а не для рутинного письма. Проблему мог бы решить тонкий стальной лист, свернутый наподобие кончика гусиного пера, но дешевые технологии его профилирования при массовом производстве появились только после внедрения паровых машин в промышленность в XVIII веке. Ранее это можно было сделать только вручную ковкой, что долго и дорого. Тем не менее, начиная с Возрождения такие стальные перья ручной выделки появились, и чем дальше, тем больше становилось их конструктивных вариантов, даже великий Леонардо сконструировал такую вещь, о чем гусиным пером записал в своих «Дневниках» своим оригинальным зеркальным почерком. Но при ближайшем рассмотрении большинство ранних стальных перьев Нового времени работали либо по принципу чертежного рейсфедера, либо имели форму ложки с массивной круглой ребристой ручкой с крошечной ложечкой на конце, часто вынесенной на коротком плече рукоятки вбок влево, чтобы кисть руки пишущего если он правша не заслоняла перо-ложечку. Передний край ложечки был заострен и имел тонкую продольную щель для чернил. Нет нужды говорить, насколько велик был шанс поставить таким пером кляксу, да и технологию серийного производства такая конструкция делала дороже. Во всех современных энциклопедиях, справочниках, популярных публикациях и блогах говорится, что первое канцелярское перо современного вида изобрел слуга мэра немецкого города Ахен Иоганн Янссен в 1748 году. Кнехт бургомистра Ахена Янссен довольно любопытная фигура в немецкой истории, а его «изобретение пера» — весьма интересный случай в истории авторского права. Иоганн Янссен был плодовитым писателем, работавшим в жанре городских хроник. Писал он на злобу дня и довольно хлестко: о растущей преступности, состоянии коммунальных служб города, новых налогах, ну и, разумеется, о мудрой отеческой заботе его шефа бургомистра о насущных нуждах горожан, под руководством которого Ахен стал одним из самых процветающих городов королевства. Говоря современным языком, в Ахене и в Прусском королевстве в целом Янссен был популярным блогером. И вот в 1748 году, описывая церемонию подписания мира после Войны за австрийское наследство Второй Ахенский конгресс, как называют это событие историки , Иоганн Яннсен сообщает: «Как раз к собранию конгресса я, не хвастаясь, изобрел новые перья для письма.
Пергамент береста
Первое упоминание о письме на бересте в Древней Руси относится к 15 в.: в Послании Иосифа Волоцкого говорится, что основатель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский писал на ней по причине бедности: пергамент берегли для летописей. Слайд 2История развития носителей информации Наскальная живопись Глиняные таблички Папирус Пергамент Береста Бумага. Береста бумага. После этого листы бумаги просушивали, проклеивали клеем, вновь просушивали, а в конце разглаживали куском стекла. История не сохранила имени изобретателя бумаги древности. Пергамент и береста. Бумага.