Новости основные признаки цифровой зависимости

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки». По словам экспертов, цифровая зависимость россиян растет — в 2021 году в ней признались 42% опрошенных.

Признаки зависимости от социальных сетей

Возможно, один из лучших способов отказа от цифровой зависимости заключается в том, чтобы заменять вредные привычки более здоровыми и не связанными с цифровыми технологиями. 43% астраханцев признались, что подозревают у себя digital-зависимость от гаджетов и интернета, причём 20% в этом абсолютно уверены, ещё 23% скорее уверены. Публикуем фрагмент из главы, посвященной роли дофамина в формировании цифровой зависимости и семи главным способам, с помощью которых разработчики цифровых приложений и соцсетей управляют сознанием детей.

Цифровая зависимость: причины, последствия и способы профилактики

Описание симптомов интернет зависимости, а также причин по которым она возникает. О признаках и опасности гаджет-зависимости рассказывает психолог Воронежского центра общественного здоровья и медицинской профилактики. игровая зависимость (зависимость от компьютерных игр). q зависимость от социальных сетей (эмоциональная зависимость, зависимость от отношений). q Интернет-зависимость (информационная зависимость). — Как вам кажется, какие признаки компьютерной зависимости существуют?

Привычка или зависимость?

  • Три основные цифровые угрозы и способы защиты от них
  • ЭКСПЕРТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  • Признаки компьютерной зависимости | Центр психотерапии профессора Малыгина
  • Так как же избавиться от зависимости?

Признаки компьютерной зависимости

Автор рассказывает о влиянии цифровых технологий на детское сознание и о том, как приучить ребенка к здоровой и сбалансированной «цифровой диете». Как пишет Канг во введении, «стоит узнать, чем именно привлекают внимание ребенка различные медиа и приложения, какие чувства они у него вызывают и как меняется мышление и поведение ребенка, который ими пользуется». Публикуем фрагмент из главы, посвященной роли дофамина в формировании цифровой зависимости и семи главным способам, с помощью которых разработчики цифровых приложений и соцсетей управляют сознанием детей. Поделиться Репостнуть Твитнуть Дофамин играет важную роль не только в процессе игры на устройствах, но и в процессе использования большинства онлайн-медиа, которыми мы сегодня пользуемся. Бывший президент и сооснователь Facebook Шон Паркер, который приступил к управлению сетью-гигантом в году, когда ей было всего пять месяцев, сегодня признается, что принципы разработки этой платформы базируются на нейрохимических процессах, которые происходят в человеческом организме. Паркер называет дофамин «секретным соусом» успеха Facebook. Он пояснил свою мысль в интервью 2017 года: «Что нужно для того, чтобы вы уделили нам максимум своего времени и внимания? Это побудит пользователей делиться большим количеством контента, что, в свою очередь, принесет им еще больше «лайков» и комментариев. Как заметил Паркер, который после этого покинул компанию, когда наш мозг начинает связывать социальные сети с наградой, мы вынуждены обновлять ленту, чтобы получить очередную дозу дофамина. Вспомните момент, когда вы публиковали в социальной сети фотографию своего новорожденного малыша или свой удачный портрет. Помните тот прилив радости, который ощутили, когда увидели десятки одобрительных комментариев, присланных в ответ?

Этот прилив был вызван именно дофамином. Он высвобождается, чтобы вознаградить нас за то, что мы совершили нечто, что сохранило нам жизнь. Это могла бы быть удачная охота, собирательство или укрепление связей с другими людьми — все то, что формирует основу для возникновения петли позитивной обратной связи. Такая первобытная система стара как сама жизнь. Этот процесс — ключ к нашему выживанию. Он мотивирует человека искать пищу, кров, разжигать огонь. Но если его не регулировать, он может вызывать тягу — например, к получению постоянных сигналов о том, что общество вас принимает. Ими могут быть «ретвиты» ваших постов и «лайки» в ответ на них. Все это позволяет нам почувствовать себя счастливыми и любимыми. Однако во многих случаях наша личная самооценка может попасть в зависимость от этого процесса.

Сейчас вы уже понимаете, каким образом подобное приводит к возникновению зависимости. Если наши желудки отправляют сигналы о насыщении в мозг, чтобы мы перестали есть, то приложения социальных сетей намеренно разработаны таким образом, чтобы перекрывать подобные сигналы организма с помощью все новых и новых доз дофамина. Даже если мы понимаем, что прокрутка ленты вызывает у нас чувство гнева, тревоги или депрессии, наш мозг постоянно просит вернуться и обновить ее еще раз, чтобы продолжить листать посты. В известном психологическом эксперименте 1950-х годов два нейробиолога из Университета Макгилла, Питер Милнер и Джеймс Олдс, имплантировали небольшие электроды в мозг крыс. Они поместили эти электроды в nucleus accumbens прилежащее ядро. Олдс и Милнер назвали эту область «центром удовольствия». Эти ученые также поместили в клетку с крысами специальный рычаг. Стоило крысе нажать на него, как он стимулировал электрод, имплантированный в ее «центр удовольствия». Когда крыс оставили в покое, они продолжали нажимать на рычаг снова и снова — до 7000 раз в день. Даже чувствуя жажду, они стремились к рычагу, а не к воде.

Они игнорировали чувство голода, отказались от секса. Нажимать на этот рычаг — вот все, чего они хотели. Их поведение вам что-нибудь напоминает? Вспомните Кайла, который не спал всю ночь и прогуливал школу, чтобы поиграть. Он перестал заниматься спортом и есть здоровую пищу. Все, чего хотел Кайл, это нажимать на тот самый «рычаг». Возможно, вы замечали подобное поведение среди своих знакомых — у подростка, который листает ленты социальных сетей до рассвета, или у молодого человека, который с головой ушел в телефон, игнорируя окружающих? В 2017 году семнадцатилетний мальчик из Гуанчжоу перенес инсульт и чуть не умер после 40 часов непрерывной игры в «Честь королей» Honour of Kings , хит китайских ролевых видеоигр в жанре фэнтези. Тем временем, по данным японских властей, около 1,15 миллиона молодых людей в стране ведут образ жизни «хикикомори», то есть отдалились от общества и не покидают свои дома и спальни месяцами или даже годами.

Увы, безобидное на первый взгляд увлечение форумами, социальными сетями, компьютерными играми нередко несет опасность жизни и здоровью пользователей интернета. Что такое «интернетомания»? Иван Гольдберг, известный нью-йоркский психиатр был первым, кто употребил данный термин для обозначения «болезненной зависимости от интернета». Он также отнес интернетоманию к психическим заболеваниям. Сегодня о сути и опасности болезни продолжают спорить сотни ученых со всего мира. С полной уверенностью можно утверждать лишь то, что в последние несколько лет численность людей, не представляющих своей жизни без интернета и современных технологий, достигла нескольких миллионов, и эти данные продолжают увеличиваться ежеминутно. Людей, имеющих неконтролируемое желание постоянно находиться на связи с виртуальным миром — проверять почту, отвечать на сообщения, загружать фотографии, играть в игры, заниматься сетевым шопингом становится все больше и больше. А вот как избавиться от интернет-зависимости понятно далеко не всегда. Пикантность ситуации еще и в том, что человек не имеет телесной связи с объектом, как это прослеживается при других формах зависимостей. Виды интернетомании В настоящее время принято различать интернет-зависимость от: компьютерных игр; общения в социальных сетях, чатах, форумах; интернет-шопинга; работы в сети. Причины заболевания Медики полагают, что данный недуг развивается в результате одиночества людей, которые, не сумев реализовать себя в реальной жизни, начинают искать комфорт и утешение в виртуальном мире, где все намного легче и удобнее. Но также сюда можно отнести и самовлюбленных индивидуумов. Со второй причиной чаще всего сталкиваются дети и подростки — это нехватка внимания со стороны родителей, которые, будучи постоянно занятыми работой, не способны уделять детям должного внимания. Замену недостающего внимания ребенок ищет в инновационных технологиях.

Также подготовили несколько идей для уроков, которые помогут ученикам осознать важность этой темы и избежать зависимости от технологий. Немного теории Существует три различных типа цифровой зависимости: зависимость от телефона, интернет-зависимость и зависимость от социальных сетей. С точки зрения специалистов цифровая или технологическая зависимость — это чрезмерное использование цифровых устройств, которое может иметь негативные последствия, особенно для подростков. Дело в том, что у подростков мозг еще продолжает развиваться, и они очень восприимчивы к изменениям, поэтому им легче стать зависимыми. Гаджеты не только ухудшают физическое здоровье, но и негативно влияют на социальные навыки и психическое здоровье. Побочными эффектами могут быть: нарушение сна, ухудшение памяти, раздражительность, неспособность мыслить аналитически, депрессия и тревога. Признаками цифровой зависимости могут быть боязнь пропустить важное событие FOMO — fear of missing out , номофобия, страх остаться без телефона, а также digital stress, который появляется в результате негативного взаимодействия в интернете публичное осуждение, враждебные высказывания и т. По данным исследований CNN , в среднем подростки проводят в телефоне больше 7 часов в день. Несмотря на то, что цифровые устройства могут иметь ряд негативных последствий, они играют важную роль в жизни подростков. Цифровой мир — неотъемлемая часть современной жизни. Большая часть социализации подростков и детей происходит в гаджетах. Поэтому ни в коем случае нельзя полностью поставить запрет на использование телефона и соцсетей. Это приведет еще к большему стрессу и тревоге, а также непониманию между ребенком и родителями. Чтобы снизить вероятность развития зависимости от технологий, важно в первую очередь быть для подростков примером здорового использования цифровых устройств. Это можно сделать с помощью разных заданий на уроках.

В выборе, который уводит от себя и заставляет жить внутри зависимой реальности и заключается суть зависимости. Зависимость — это любая форма ограничений выбора человека, т. Это кандалы, ограничивающие возможность достижения цели. Это цепи, которые приковывают человека к его ограничениям. Это паутина, опутывающая его и ограничивающая мир. Это преграда на пути к себе. Именно зависимость — главная причина и источник жизненных катастроф. Другие наркотики или Homo Addictus Вот что такое деперсонализация. Жизнь просто проходит мимо. Неприятное и страшное чувство, мало с чем сравнимое. Отвращение от игры, в которую ты продолжаешь играть Со стороны может показаться, что люди так много времени проводят в одной и той же игре, потому что она им очень нравится. Классная графика, захватывающий интерактивный мир, интересные задания и замечательная боевая система. Может быть все наоборот. Еще один признак компьютерной зависимости — играть в игру, которая перестала приносить удовольствие. Человек может сам до конца не понимать, зачем он постоянно возвращается в игру. Но делает это. Бонус: бесплатный кинопоказ каждую ночь Речь идет о нарушении сна, которое происходит потому, что в мозгу игромана постоянно возникают какие-то вспышки, игровые образы. Ум разрабатывает новую стратегию и составляет план, с которым он зайдет в игру в следующий раз. Не имеет значения, что завтра экзамен или важная встреча. Яркое представление бесплатно покажут на ночь. Геймеры привыкли засыпать с ярким светом в собственной голове. Смещение жизненных приоритетов Почему компьютерную зависимость связывают с разрушением человеческой судьбы? Школьники и студенты начинают хуже учиться. Взрослые — теряют работу или упускают возможности карьерного роста. В запущенных случаях компьютерной зависимости люди могут потерять семью. Искажение жизненных приоритетов. Человек будет играть вопреки своим принципам, ценностям и приоритетам. Трудно назвать волевым или добровольным решением. Внимание само концентрируется на компьютерных играх. Причина — структурные изменения некоторых отделов головного мозга, возникшие из-за злоупотребления видеоиграми. Как лёгкие курильщика меняют свой вид и состав, так и мозг геймера видоизменяется. Примеров искажения в жизни компьютерного игромана может быть много. Иногда кажется, что он действует против своих интересов. Так и есть. Мысли, может, и направлены в нужном направлении, но действия — иррациональны. Откроем небольшую тайну Кто-то постарался, чтобы вы не знали правил обращения с современными устройствами и не видели потенциальной опасности современных гаджетов. Тем, кто борется с компьютерной зависимостью, придется здорово напрячься, чтобы их реальность стала лучше чем виртуальный мир. Исправить ситуацию может только кардинальное изменение образа жизни и новое наполнение ее смыслом. Итог Компьютерная ировая зависимость появляется в результате незнания правил пользования компьютером и отсутствия контроля за временем, которое человек проводит за компьютерными играми. Главный признак наличия компьютерной зависимости — ваше собственное ощущение. Вы или ваш близкий впустую тратит время на компьютерные игры. Несмотря на негативные проявления, человек все равно играет вопреки более важным вещам. Если ситуация повторяется на протяжении нескольких месяцев, вы можете иметь дело с настоящей зависимостью. Тесты на компьютерную зависимость.

Как избавиться от компьютерной зависимости

Среди других последствий компьютерной зависимости: Снижение когнитивных функций внимания, концентрации из-за постоянной нагрузки на центральную нервную систему и головной мозг; Нарушение функций ЖКТ, высокий риск развития гастрита из-за неправильного питания ; Снижение иммунитета на фоне гиподинамии и авитаминоза. Не менее выражены психологические последствия. Постоянно находясь в выдуманном виртуальном мире, игрок сбегает от реальности. Он не хочет брать на себя ответственность за собственную жизнь. В нем нарастает инфантилизм, неумение справляться со стрессами конструктивно. Больному сложно справляться с перепадам настроения, он не контролирует эмоции. Постепенно это приводит к личностной деградации. Но наиболее заметны социальные последствия компьютерной зависимости. Постепенно зависимый становится асоциальным, разрывает прежние дружеские связи.

Он пропускает учебу и работу, что может привести к отчислению или увольнению. Как правило, это не волнует игромана: до тех пор, пока ничто не угрожает возможности проводить время за ПК или ноутбуком, он спокоен. Известны случаи, когда компьютерная зависимость приводила к усилению других фобий, например, агорафобии боязни пространства. Получая всё через интернет, люди полностью отказывались выходить из дома. Причины компьютерной зависимости у взрослых людей Компьютерная зависимость формируется в любом возрасте. Взрослые люди старше 18-25 лет , становятся зависимыми от ПК преимущественно по следующим причинам: Неудовлетворенность собой и своей жизнью; Отсутствие интересов; Нехватка социального взаимодействия; Неуверенность в себе. Взрослые люди уходят в иллюзорный мир, где они могут быть кем угодно, не прилагая к этому никаких внешних усилий. Игра позволяет им уходить от реальных проблем.

При этом в мозге увеличивается количество вырабатываемых гормонов радости и удовольствия дофамина, серотонина , поэтому человек испытывает неподдельное счастье и эйфорию, что роднит его с наркоманом. Именно этот нейробиологичекий процесс и становится основой для возникновения компьютерной зависимости. Наркологи заметили, что реабилитировавшиеся наркоманы или алкоголики часто чрезмерно увлекаются играми или социальными сетями, фактически заменяют химическую зависимость на компьютерную. Формирование компьютерной зависимости у детей Многие родители не осознают, что самостоятельно подталкивают детей к кибераддикции. Формируется компьютерная зависимость в раннем возрасте, когда молодые мама и папа «отвлекают» малыша смартфоном или планшетом, чтобы успокоить его или иметь возможность заниматься своими делами. При этом малыш не учится никакой другой игровой деятельности, его любознательность не поощряется. Он не может развлекать себя сам. В 5-7 летнем возрасте это приводит к тому, что дошкольник не проявляет интерес ни к чему, кроме компьютера, постоянно жалуется на скуку и капризничает, если забрать у него смартфон.

Но компьютерная зависимость может развиться и у детей с полноценным детством. Первые признаки совпадают с пубертатом — психологически сложным возрастом. В 12-13 лет у ребенка меняется референтная группа: ему становится важнее, что о нём думаю сверстники, а не родители. И если он оказывается изгоем, то обрести необходимое общение проще всего на просторах интернета. Спровоцировать компьютерную зависимость может: Сильный стресс: переезд, переход в другую школу, потеря друзей, неудачная первая любовь; Завышенные ожидания родителей или учителей например, необходимость поступить в престижный ВУЗ, занять призовое место на соревнованиях ; Сложности с социальной адаптацией: особенно тяжело может быть детям, склонным к интроверсии; Конфликты в семье. Чтобы уберечь ребенка от компьютерной зависимости, обращайтесь в центр «Я независим» 8 800 200-76-83. Как избавиться от компьютерной зависимости?

Врачи работают лишь с тяжелыми психическими последствиями интернет-зависимости, упуская самое главное. Болезнь в корне меняет личность, утрачиваются морально-нравственные качества, исчезают цели в жизни. Человек не просто начинает много проводить времени за компьютером, он постепенно теряет всяческий интерес к реальному миру. Только комплексная помощь поможет зависимому вернуться к полноценной жизни. Первыми, кто стал заниматься поддержкой интернет-пациентов стал центр Кимберли Янг — имеющей степень доктора психологиииз Питсбургского университета, основанный еще в далеком 1995 году. Именно она стала автором нашумевшего труда «Пойманные в сеть», переведенного во многих странах. На сегодняшний день при государственной поддержке на базе реабилитационного центра «Вита» сотни людей с различными формами игромании и компьютерной зависимости уже получили помощь и вернулись домой к нормальной жизни. Наша анонимная горячая линия работает круглосуточно. Для бесплатной консультации звоните в любое время, специалисты центра помогут вам взглянуть на проблему с профессиональной точки зрения и окажут всестороннюю помощь. Автор: Dr.

Профилактика игровой зависимости Профилактика игровой зависимости от компьютерных игр крайне важна, когда речь идет о детях и подростках. Установить строгий запрет на все видеоигры — не значит вылечить игровую зависимость. Родителям рекомендуется проводить больше времени с ребенком и подумать о том, какое хобби его сможет заинтересовать. Когда у детей минимум времени на «ничего неделанье», они не смогут долго играть в компьютерные игры. А если заметили у ребенка первые признаки игромании, важно сразу обратить свое внимание на проблему. Например, спросить совета у психолога. Как бороться с игровой зависимостью Первый и самый трудный шаг в лечении игровой зависимости — осознание и принятие проблемы. Только четкие цели и контроль над собой помогут найти решение. Зависимые часто продолжают доказывать, что это только развлечение, и они могут оставить игру в любой момент. Для борьбы с игроманией психологи советуют зависимым следующее: Найти другой источник получения положительных эмоций. Это может быть спорт или любое хобби — все то, что доставляет удовольствие. Найти мощную мотивацию. Зависимый должен как-то мотивировать себя на расставание с пагубной привычкой. Возможно, ему поможет осознание, что видеоигры лишают радостей реальной жизни — общения с друзьями и близкими, карьерных достижений и т. Подавлять желание играть. Лечить игровую зависимость придется долго. Важно научиться говорить себе «нет», когда возникает неимоверная тяга к компьютеру. Помогают медитация и хобби. А вот кодирование от игровой зависимости показано далеко не всем. Сделать максимально плотным распорядок дня. Если зависимый большую часть дня будет занят делами, у него не останется времени на игру. Высокую эффективность в работе с вредными привычками показывает тренинг по технологии изменения поведения. Курс 7Spsy поможет вашему ребёнку избавиться от игровой зависимости. Это запатентованный метод поведенческой психологии, основанный на теориях И. Павлова, Б. Скиннера, А. Ухтомского и др.

Так, например, у человека появляется тревога, когда он по каким-то причинам остаётся без объекта зависимости: он физически не может без него существовать, чувствует, что ему некомфортно, но всё равно не может отказаться», — заявила эксперт в беседе с газетой «Известия». Как отметила специалист, эмоциональными проявлениями цифровой зависимости являются раздражительность, тревожность, сниженный эмоциональный фон. Физиологические признаки включают в себя потерю или набор веса, проблемы со сном, ускоренное сердцебиение, сложности с дыханием, пренебрежение личной гигиеной.

Чем опасна зависимость от гаджетов?

Симптомы у всех примерно одинаковые. Первый — постоянное влечение к смартфону: любое возможное время человек проводит в телефоне. Он использует его не как средство для поиска информации или связи, а только для развлечения, бесполезного времяпрепровождения. Если у ребёнка спросить, что он хочет сделать в свободное время, он чаще всего ответит, что хочет погулять или сходить в кино. А если у ребёнка уже сформирована цифровая зависимость, он скажет, что хочет посидеть, поиграть в смартфон. Второй симптом, который появляется почти одновременно с первым, это трудности в ограничении себя. Многие дети играют в гаджетах, но через некоторое время устают или утомляются и сменяют деятельность. При цифровой зависимости происходит утрата контроля над количеством времени, проведённом в интернете.

Во-первых, ребёнок должен понимать, что гаджет, который лежит у него в кармане, служит определённой цели: при помощи него можно позвонить, почитать, посмотреть расписание транспорта или карту. Рассказывать об этом ребёнку должны все: и родители, и педагоги, и психиатры, и государство. В разных странах этот вопрос решается по-разному, однако везде он решается при участии государства.

Префронтальная кора отвечает за внимательность, концентрацию и кратковременную память. Также она управляет обучением, планированием, мотивацией и постановкой целей. Орбитофронтальная кора принимает участие в принятии решений при изменении условий окружающей среды. Отклонения в этой области приводят к появлению такой проблемы, как навязчивое повторение какой-то фразы, эмоции или движения. Височные доли соединены с функциями памяти перенос событий из кратковременной в долгосрочную память, хранение и извлечение данных из долгосрочной памяти , эмоциями и с процессами осознания, формирования речи. Передняя поясная кора связана с отрицательными мыслями, зависимостями, компульсивным поведением.

В результате формирования зависимости от получения информации ухудшаются все процессы, которыми управляют перечисленные выше отделы мозга. В первую очередь страдает память, внимание, аналитическое мышление, мотивационно-волевые процессы. Из-за непрекращающегося возбуждения в лимбической структуре наблюдаются отклонения в эмоциональной сфере. Зачастую пациенты становятся нервными и неуравновешенными. Высока вероятность нарушения режима сна и бодрствования. У человека развивается множество психологических нарушений. Цифровые технологии сильно отвлекают людей, снижается уровень концентрации внимания. Жизнь в постоянном цейтноте еще сильнее возбуждает головной мозг, который и так находится в беспокойном состоянии. Лечение Первым этапом в лечении зависимости от информации является ограничение потока лишних сведений.

Например, если вам необходимо, чтобы в доме звучал какой-то фон, то вместо телевизора включите инструментальные мелодии. В общественных местах рекомендуется использовать плеер. Если предпочитаете получать новые данные из соцсетей или блогов, то по максимуму сократите количество подписок. Также специалисты советуют разработать график поступления сведений. Например, просматривайте новостные сайты или ленту не каждые полчаса, а в конкретное время. Это позволит сконцентрироваться на конкретной информации и сэкономит много часов. Периодически необходимо устраивать «разгрузочные дни». Например, в выходные стоит уехать подальше от разнообразных информационных источников. Отправляйтесь на природу и дайте возможность мозгу немного отдохнуть.

Главное, после возвращения не стоит набрасываться на все доступные источники новых сведений, пытаясь восполнить упущенное. По-настоящему важные данные в любом случае рано или поздно дойдут до вас. Смотрите меньше телевизионных передач, ток-шоу, мыльных опер и новостей. Регулярный просмотр контента сомнительного качества отнимает много времени, которое можно использовать более продуктивно. К тому же он снижает уровень интеллекта, отучает от креативного и абстрактного мышления, способствует развитию информационной зависимости. При поиске необходимых сведений обращайте внимание только на те темы, которые требуется изучить. Не тратьте время на броские и отвлекающие заголовки, не затрагивающие нужные вам данные.

А известный британский физиолог Сьюзан Гринфилд считает, что выросшие на гаджетах люди практически не в состоянии мыслить самостоятельно. Вот, например, приложение, которое позволяет следить за движением городского транспорта. Заглянув в него, можно выйти к остановке ровно в тот момент - ни раньше, ни позже, - когда к ней приближается нужный автобус. Смартфоны, планшеты, компьютеры помогают в работе, развлекают, лечат, консультируют. Все это так. Но эти же гаджеты нас разобщают - мы все больше общаемся не живьем, а "суррогатно", в соцсетях выражаем эмоции "унифицированными" лайками и смайликами. Более того, экономя нам массу времени на одном например, на покупке билетов для путешествия , они отнимают его еще больше. Стандартная ситуация: зашел проверить почту, "зацепился" за какое-то сообщение, а в результате прочел кучу ненужной рекламной шелухи. То же самое происходит с центральной нервной системой под воздействием неумеренного информационного потока". Поучимся на чужих ошибках От цифровой зависимости в мире страдает 1-6 процентов населения, говорят ученые. И предупреждают: электронные игры не только не развивают интеллект, но, напротив, отупляют и приводят мозг к деградации.

Освоение многочисленных приложений информационных технологий воспринимается как определенный интеллектуальный вызов, на что расходуется немало времени и усилий. Эти труды рано или поздно начинают приносить определенный успех, который можно спрогнозировать. Общение с окружающими людьми чревато проблемами и не гарантирует успех во взаимоотношениях. В итоге чреватая возможными неудачами социальная сторона жизни начинает вызывать все меньше интереса, и на основе стремления к самоуважению и получению положительных эмоций формируется тот или иной вид зависимости — в данном случае от компьютера. Момент достижения практического результата интересует зависимых от компьютера испытуемых, исследованных Шоттон, в меньшей степени, нежели процесс достижения этого результата. Это свидетельствует о наличии процессуальной мотивации. Зависимые ощущают почти постоянную нужду в позитивной интеллектуальной стимуляции, которая не достигается социальной или спортивной активностью. Их привлекают одновременно мифология и астрономия, философия и религия, музыка и литература, психология и другие науки. Разработанная Шоттон типология компьютерной зависимости включает три разновидности. Во-первых, это сетевики: они оптимистичны, сравнительно с другими типами зависимости социально активны и позитивно настроены к другим людям, имеют друзей, в том числе противоположного пола, поддерживают нормальные отношения с родителями. Компьютер для них — нечто вроде хобби: они могут интересоваться поиском в удаленных базах данных или, например, играть в ролевые групповые игры, однако при этом они меньше, чем другие выделенные типы зависимых от компьютеров людей, самостоятельно программируют, в меньшей степени интересуются приложениями, компьютерной графикой или аппаратным обеспечением. Во-вторых, это рабочие — самая малочисленная группа. Они владеют наиболее современными и дорогими компьютерами. Процесс программирования у них четко спланирован, программы пишутся ими для достижения нужного результата. Как правило, представители этой группы прекрасно учились или учатся, причем их не удовлетворяет стандартная программа обучения и они посещают дополнительные учебные курсы. В-третьих, это исследователи — самая многочисленная группа. Для них программирование сродни интеллектуальному вызову и одновременно развлечению. Представители этой группы с удовольствием занимаются отладкой программ; компьютерное пиратство и хакерство они приемлют для борьбы против других разработчиков программ. С формальной стороны, уровень образования у них ниже, чем, скажем, у рабочих, при этом они не только не отстают от имеющих более весомые дипломы коллег, но и зачастую превосходят их объемом знаний. Амбиций также немного: ни высокие должности, ни большие оклады не играют для них главенствующей роли. Таким образом, к социальным критериям жизненного преуспевания они довольно равнодушны. Для исследователей компьютер является своего рода партнером и другом, который одушевлен, с ним проще взаимодействовать, нежели с людьми. Такова разработанная Шоттон в 80-х годах типология компьютерной зависимости. Можно предположить, что сетевики, рабочие и исследователи сохранились с определенными видоизменениями и до наших дней. Вместе с тем довольно трудно квалифицировать описанных Шоттон программистов и пользователей компьютеров как зависимых в клиническом смысле слова: с обсессивными мыслями, компульсивной готовностью постоянно и повсеместно работать с компьютером, с пренебрежением к ранее поставленным жизненным целям, сиюминутным интересам, дружеским и семейным связям и обязанностям. Скорее, это субъекты с заметно ограниченной сферой интересов, искренне увлеченные работой с компьютерами и в той или иной степени недооценивающие другие сферы жизни. В современном мире зависимые по Шоттон не являются зависимыми в принятом в настоящее время понимании, но так выглядело первое серьезное исследование компьютерной зависимости. На сегодняшний день компьютеры стали неотъемлемой частью жизни и деятельности большинства людей цивилизованных стран. Это, в свою очередь, не может не сказаться на развитии самой личности и на формировании ее психических процессов. Психологическим последствиям компьютеризации трудовой деятельности посвящено множество исследований, в ходе которых были проанализированы позитивные и негативные стороны взаимодействия человека с компьютером. Освещаются такие психологические проблемы взаимодействия человека с компьютером, как компьютерная тревожность, изменение коммуникативных способностей, компьютерная зависимость, аутизация и уход в виртуальную реальность. Среди факторов, влияющих на снижение эффективности компьютеризации, выделяют феномен компьютерной тревожности. Поведение в состоянии компьютерной тревожности характеризуется чрезмерной осторожностью при использовании компьютеров, попытками сократить время использования компьютера и даже избеганием самих компьютеров и мест, где они находятся. Для этого также характерна боязнь техники, испортить, сломать что-либо; ощущение незнания, неумения; боязнь за свое здоровье; опасения перед чем-то новым, незнакомым; ощущение дефицита времени. Диалог человек-компьютер может оказывать влияние на формирование коммуникативных качеств личности пользователей и разработчиков. Возможно возникновение таких новых психологических эффектов, как уменьшение диапазона эмоций, размывание коммуникативных границ, трудности в понимании психологического контекста общения человека с человеком, монологический стиль взаимодействия с людьми. Еще одна из проблем взаимодействия человека и компьютера может быть связана с возникающей возможностью ухода от трудностей и проблем окружающей человека действительности в заманчивый мир"компьютерных грез", что может стимулировать явление аутизации пользователей компьютеров и их уход в виртуальную реальность. Шоттон касалось людей так или иначе работающих с компьютером, среди которых большинство являются программистами. В то время компьютер был далеко не в каждой семье, поэтому данная проблема имела меньший масштаб, нежели в современном обществе. В наше же время развитие индустрии развлечений порождает зависимость от удовольствия, и компьютер становится средством для получения положительных эмоций, а компьютерная зависимость приобретает все более новые формы, разделяясь на игровую и интернет-зависимость. Психологический портрет зависимых В современном обществе компьютерные технологии настолько тесно внедрились в нашу жизнь, что мы и не осознаем, насколько зависим от них. Порой взаимодействие с компьютером приобретает формы, подобные по содержанию психологической зависимости. Поскольку научно-технический прогресс постоянно стимулирует развитие и совершенствование компьютерных технологий, они с каждым днем приобретают все большую популярность у всех слоев населения, становятся более доступными, то, можно предположить, что проблема компьютерной зависимости со временем будет становиться все более актуальной. Благодаря новейшим технологиям осуществляется не только передача, обработка и хранение информации, но и формируется новая социальная среда со своей определенной спецификой.

Интернет зависимость

Основные признаки цифровой зависимости: 1. Придание сверхзначимости постоянному присутствию и общению в социальных сетях, непрерывному ознакомлению с лентами новостей и т. п. По словам экспертов, цифровая зависимость россиян растет — в 2021 году в ней признались 42% опрошенных. Признаки интернет-зависимости. Если человек проводит много времени за компьютером или в смартфоне, то это ещё не означает наличие зависимости. Главным признаком игровой компьютерной зависимости является навязчивое, не проходящее желание играть в различные компьютерные игры или серфить в интернете. Среди эмоциональных проявлений цифровой зависимости можно выделить раздражительность, тревожность, сниженный эмоциональный фон, когда человек находится вдалеке от объекта желания. Лим подчеркивает, что проблема цифровой зависимости очень реальна и вызывает беспокойство, и он хотел бы увидеть исследования, как лучше всего с ней бороться.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий