Король южноафриканских зулусов Мисузулу (Мисузулу Синкобиле Хломесахишлангу Казвелитини) госпитализирован с подозрением на отравление. И. Литсиос До легендарных реформ короля Шаки зулусы, согласно устной традиции, воевали также как и их соседи – для сражения стороны встречались в заранее назначенном месте.
Порвали на британский флаг. Как племя зулусов с копьями разгромило английскую армию
- ЮАР - "бедных фермеров ни за что убивают" - но это не так: sevastian_mos — LiveJournal
- Изандлвана: Тевтобургский лес британской армии –
- Регистрация
- В ЮАР опровергли информацию о госпитализации короля зулусов
Последняя попытка предотвратить коронацию зулусского короля провалилась
В ЮАР много местных племен, только государственных языков 11 (английский, африкаанс, а остальные местные), и Зума принадлежит к народу зулусов. Земли зулусов стали колонией англичан, однако это не означало, что народ покорился чужеземцам. Зулусы — африканский народ численностью около 10 млн человек. Церемонию коронации готовятся провести народ зулу в Южно-Африканской республике (ЮАР), 19 августа сообщает Africa News.
«Весь мир был удивлён»: как Англо-зулусская война началась с болезненного поражения британцев
Коронации предшествовала ожесточенная борьба внутри королевской семьи, так как на трон претендовали другие дети скончавшегося монарха. У Звелитини было шесть жен и остались 26 детей. Зулусский престол считается самым престижным среди традиционных лидеров ЮАР. Зулусы - самый многочисленный народ республики, насчитывающий 11 млн человек. Король зулусов не имеет политической власти, однако является моральным авторитетом и символом своего народа.
Коронации предшествовала ожесточенная борьба внутри королевской семьи, так как на трон претендовали другие дети скончавшегося монарха. У Звелитини было шесть жен и остались 26 детей.
Зулусский престол считается самым престижным среди традиционных лидеров ЮАР. Зулусы - самый многочисленный народ республики, насчитывающий 11 млн человек. Король зулусов не имеет политической власти, однако является моральным авторитетом и символом своего народа.
Тела вождей обернуты шкурами леопарда, грудь пересекают перевязи из синего и красного бисера, в руках — щиты и копья.
В это время жрецы выбирают в стаде, принадлежащем инкоси, мощного черного быка, из сердца и печени которого потом готовят ритуальный напиток для правителя, чтобы увеличить его мощь и оградить от колдовства. Убивают быка в тот момент, когда солнце скрывается за горизонтом. На следующий день ранним утром совершается выход правителя. Вся центральная площадь поселения заполняется воинами.
Вождь в течение нескольких часов поет песню, прославляющую деяния народа и проклинающую врагов. Время от времени песня прерывается призывами к воинам, которые отвечают вождю мощным ревом и ударами копий о щиты. Следующий этап — совершение ритуальных жертвоприношений. Предкам по праву принадлежит часть урожая и скота.
Их приглашают посетить праздник.
На мой взгляд, именно личные качества и харизматичность этого народного лидера, послужили фундаментом для создания могущественного государства. Зулусские женщины заняты варкой пива Художник: George F. Angas Чака был сыном одного из вождей зулусов. После смены власти в племени его изгнал новый правитель, однако неприятности Чака использовал во благо для себя. Вынужденный командовать отрядом воинов, он приобрёл навыки полководца и вскоре уже смог возглавить собственные военные объединения. С 1819 года он стал главой Королевства Зулусов, которым правил, увы не слишком долго он умер в 1828 году. Несмотря на это, Чака стал одним из самых уважаемых правителей зулусов, ведь его вклад в становление народа, в его борьбу за свободу, развитие собственного государства был поистине неоценим. Королевств зулусов жило по военным принципам и законам. Строгая дисциплина, суровые нравы позволяли государству стать крепче и сильнее.
Более того, и сегодня многие исследователи считают, что в своё время оно было самым сильным королевством всей Африки. Согласно законам, принятым Чакой, все молодые люди в возрасте 20-40 лет должны были проходить службу в армии, при необходимости становиться на защиту родных земель. Обязанностью юных девушек было обучение важным хозяйственным делам, приобретение всех навыков и знаний, которые должны быть у хозяйки. Военная служба была обязательной для каждого мужчины. Юноша не мог попросить разрешения на женитьбу, если не прослужил определённый срок в армии или не отличился на поле боя. Всякое ослушание или нарушение установленных законов сурово каралось.
2 Зулу и их религиозные традиции
Зулусы в ЮАР бунтовали против обязательной вакцинации. На улицы вышли несколько сотен человек в национальных костюмах и с копьями наперевес. Его населял воинственный народ зулусов, чей уровень развития примерно соответствовал центральной и восточной Европе V-VII веков (хотя прямую аналогию провести трудно). В Южной Африке есть такой народ — зулусы. Принц Бамбиндлову Зулу сказал Би-би-си, что верит — его брат объединит королевскую семью и народ. Президент ЮАР признал Мисузулу правителем самого многочисленного народа республики. Этнический народ зулу в Южной Африке готовится провести церемонию коронации своего нового традиционного короля на фоне внутренних разногласий, которые угрожают разлучить.
Русский в ЮАР рассказал о беспорядках: «Грабят даже полицейские»
Прежний восьмой король народа зулу Гудвилл Звелитини скончался в марте 2021 года на 73-м году жизни после продолжительной болезни. его брат объединит королевскую семью и народ. BLM по-южноафрикански: погромы в ЮАР, или Зулусы опять выходят «на тропу войны»? сказал 31-летний Мазви Зулу, дальний родственник короля. его брат объединит королевскую семью и народ. ЗУЛУ (устар. – зулусы; самоназвание amazulu – люди неба), народ группы нгони в составе народов банту, крупнейший народ ЮАР.
Щит зулусов
Принц Мисузулу Синкобиле Зулу прошел сегодня в Южно-Африканской Республике (ЮАР) торжественную церемонию возведения на престол, приняв титул короля зулусов. Принц Бамбиндлову Зулу сказал Би-би-си, что верит — его брат объединит королевскую семью и народ. В субботу, 1 июля, премьер-министр народа Зулу, принц Мангосуту Бутелези, опубликовал пресс-релиз, в котором сообщил, что из-за болезни монарх попал в больницу в соседней с. Тысячи зулусов надели традиционные одежды и присягнули на верность новому королю Мисузулу ка Звелитини. Зулусы считают себя сошедшими с небес, они уверены в своей великой исторической миссии, которую возложили на них боги, — способствовать объединению всех африканских народов. Сегодня зулусы преимущественно верят в христианство, но создали синкретическую религию, которая сочетается с предыдущими системами верований зулусов.
«Весь мир был удивлён»: как Англо-зулусская война началась с болезненного поражения британцев
В Южно-Африканской Республике король зулусов попал в больницу. Об этом 2 июля сообщил глава администрации королевской семьи принц Мангосуту Бутелези. Mzweh Мисузулу Казвелитини Как уточняется в официальном коммюнике, находившийся в гостях у короля советник Ксаба внезапно скончался с подозрением на отравление.
Мушкеты были, естественно, старых образцов, например, гладкоствольными "Brown Bess", к тому же качество пороха и пуль оставляло желать лучшего. Среди зулусов было очень немного хороших стрелков, а большинство из них едва умело целиться, поэтому даже захват при Исандлване 1000 современных британских винтовок не слишком усилил огневые возможности зулусского войска. Один из англичан рассказывал, что зулусы, видя, как европейцы при стрельбе на большие дистанции поднимают прицельную планку, решили, что это увеличивает мощность ружья и всегда стреляли с поднятыми планками. Как следствие, в решающем сражении при Улунди британцы, несмотря на то, что были построены плотным каре, потеряли от огня зулусов всего полтора десятка человек убитыми и до 80 ранеными. Обучение войск Во времена Шаки воинам запрещалось носить дротики или метать ассегаи — король требовал быстро атаковать сомкнутым строем и сходиться с противником врукопашную.
Однажды Шака провёл эксперимент: разделив воинов на две части, он, кроме щитов, выдал воинам одной половины по несколько палок для метания, а бойцам другой половины по одной палке, изображавшей колющее копьё; затем король приказал воинам биться друг с другом, и воины с "копьями", бросившиеся в рукопашную схватку, быстро победили своих противников. Интересно, что точно таким же способом в "Киропедии" Ксенофонта Кир доказал своим воинам превосходство холодного оружия над метательными снарядами. Ассегай чаще всего использовался для нанесения ударов нижней хваткой — "…он обычно насмехался над воином, если тот держал ассегай верхней хваткой. Сам он всегда держал ассегай нижней хваткой наконечником вверх…, а не верхней хваткой. Зулу говорил, что ассегай нужно держать нижней хваткой…" О Зулу каНогандайа, известном воине Шаки дослужившемся до полковника при его брате и наследнике Дингейне. Начиная с 7 летнего возраста, зулус приобщался к древней традиции поединков на палках, которые велись "до первой крови на голове", после такого поединка соперники перевязывали друг другу раны, показывая, что не испытывают вражды друг к другу. В более зрелом возрасте юношей учили военным танцам со щитом и копьём, которые были как групповыми, так и одиночными "боями с тенью", нередко подобные танцы заканчивались настоящими поединками на палках.
После вступления в армию зулусский новобранец обучался основным навыкам обращения с ассегаем и боевым щитом, иногда устраивались учения, в которых один полк атаковал другой, и воины упражнялись в использовании щита и копья непосредственно в массовой схватке. Постоянные стычки между соперничавшими полками также служили для физической и психологической подготовки бойцов пользоваться ассегаями в таких драках было запрещено и воины вооружались щитами и палками. Как только вспыхивала драка, офицеры подбадривали своих солдат, отбивая ритм палками на щитах; бой продолжался до тех пор, пока офицеры не командовали "Довольно! Для поддержания дисциплины каждый зулусский офицер носил палку, которую, не раздумывая, пускал в ход, чтобы добиться повиновения. Тактика Излюбленным построением зулусов были "рога быка", состоявшие из 4 отрядов. Также в резерве часто оставались самые молодые, недавно сформированные полки, которых использовали только для преследования и сбора добычи.
А дальше следует самая мелкая социальная единица - семья, где муж выступает за вождя.
Личная жизнь зулусов — это целая экономическая наука. По достижению совершеннолетия, каждый зулу может жениться, но далеко не каждый может, а тем более хочет. Ведь женитьба для зулуских женихов — дело крайне затратное. По сложившейся традиции каждый зулус, решивший вступить в законный брак, должен заплатить родителям невесты выкуп. А это примерно сто кило сахара, сто кило кукурузы и еще одиннадцать коров! Если в ЮАР продать все это приданное богатство, то можно снять апартаменты в пригороде Дурбана с видом на океан или приобрести престижный внедорожник...
Менталитет-то сразу не меняется. Многие журналисты пишут, что в ЮАР жить невозможно, реки крови, всех сразу убивают, если вышел из гостиницы, должен иметь с собой автомат. Ситуация, конечно, не такая. Есть просто правила, которым надо следовать. И районы — криминальные и некриминальные. Есть правила игры — так мы и живем. Мы платим за охрану. Надеемся, что мы никому не нужны, а если вдруг кому-нибудь понадобимся, то приедет охранная фирма. Мы довольно крупный клиент, крупнее, чем частный дом. Вообще, в соответствии с правилами в Южной Африке в связи с третьей волной пандемии сейчас запрещены церковные службы, поэтому храм у нас закрыт. Но мы все равно должны смотреть за территорией, семья отца Даниила настоятеля храма здесь живет. Поэтому нас это все волнует. Мы надеемся на друзей в полиции, просим их, чтобы имели в виду, что если мы позвоним, прислали кого-нибудь. Есть у нас прихожанин, который тренирует — даже полицейских — рукопашному бою. Как-то договаривались правда, никогда не пробовали еще , что если вдруг что-то произойдет, надо всем будет ехать в церковь и помогать. Но, с другой стороны, а что будет через год? А через два? Тут все время идут разговоры про то, что будут отбирать землю, экспроприировать.
В ЮАР зулусы готовятся к церемонии коронации
Все способные носить оружие мужчины от 20 до 40 лет были мобилизованы Шакой на военную службу, а уйти со службы они могли лишь за особые заслуги по приказу короля. Вступление в брак для неженатых воинов было запрещено. Командирами импи «индунами» были ближайшие сподвижники Шаки. На королевскую службу призывались также и девушки — они не сражались, но занимались хозяйственной деятельностью под централизованным руководством. Везде были внедрены длинные ассегаи и другие технические и тактические изобретения Шаки. Любые нарушения и неповиновение наказывались смертью. Воинская подготовка мальчиков начиналась с семи лет, проводились регулярные учения подростков и воинов с использованием учебного оружия. Вскоре армия зулу стала сильнейшей туземной армией в регионе.
В 1817 году погиб король мтетва, Дингисвайо. Он был захвачен ндвандве в плен и казнен по приказу Звиде. Возникший вакуум во власти был быстро заполнен энергичным и решительным Шакой. Он подчинил своей власти племена союза ндвандве, ведя войну не на уничтожение, а на подчинение. В этих войнах он часто был милостив с врагами — его планы включали в себя создание политически единого народа. На все покоренные народы распространялась система призыва в королевскую армию, что способствовало интеграции разрозненных племен в единый зулусский народ. Некоторые племена такие, как хлуби и мфенгу , не желая подчиняться Шаке, были вынуждены мигрировать.
Импи Импи Помимо призыва в армию, важным инструментом укрепления власти Шаки над племенами было строительство военных краалей иканда на подвластных землях. Также Шака жестко ограничил власть жрецов. Теперь во время «вынюхивания» колдунов только король окончательно определял виновность подозреваемого. Кроме укрепления своей власти среди бывших племен союза мтетва, Шака воевал с королем ндвандве Звиде, желая отомстить за Дингисвайо. Эта война была крайне напряженной и кровопролитной. В битве при холме Гокли в 1817 году пятитысячное зулусское войско благодаря качественному преимуществу и военному таланту Шаки по частям разгромило 12 тысяч ндвандве. На поле боя осталось 7500 ндвандве, но погибло и 2000 зулусов.
Ндвандве заимствовали у зулусов их тактику, вооружение и военную систему. Но Шака все равно побеждал их. Однажды он чуть не захватил Звиде в плен. Звиде спасся, но в плен к Шаке попала его мать, которую. Шака отдал съедение гиенам. Наконец, в 1819 году при реке Млатузе ндвандве были окончательно разгромлены. Звиде бежал и умер в изгнании в 1825 году.
Многие племена, входившие в союз ндвандве, бежали, опасаясь мести Шаки. Шанганы бежали на территорию будущих Западного Мозамбика и Восточной Родезии, где создали свое государство Газа. Нгони создали собственное государство в окрестностях озера Ньяса. Вождь матабелов Вождь матабелов В 1823 году один из индун Шаки, Мзиликази, происходивший из племени кумало, не поладил с королем. Вместо того, чтобы предстать пред королевским судом и быть казненным, он восстал и увел своих людей на север, в Мозамбик. В 1826 году люди Мзиликази образовавшие новое племя — матабеле или ндебеле перебрались в Трансвааль. Бойня, учиненная там матабелами, была столь ужасающей, что буры, начавшие прибывать в 1830-х годах в Трансвааль, почти не встречали там коренного населения.
Зато они встретили воинственные импи матабелов, с которыми начались кровопролитные бои, и военная удача чаще сопутствовала бурам, чем матабелам. В 1838 году Мзиликази уводит свой народ на запад, на территорию нынешней Ботсваны, а затем переходит Замбези и посещает территорию нынешней Замбии. Однако Замбия, входившая в пояс мухи цеце, которые являются разносчиками сонной болезни, не подходила для ведения скотоводческого хозяйства, поэтому матабелы идут на юго-восток, снова переходят Замбези, в 1840 году покоряют племена шона и сами селятся на юго-западе будущей Южной Родезии — эта территория стала известна как Матабелеленд. Королевство Матабеле пало в 1893 году в ходе Первой Англо-Матабельской войны. В 1826 году погиб друг Шаки Мгобози. В 1827 году умерла его мать, Нанди. Шака посчитал, что мать стала жертвой колдовства.
Он уничтожал всех, кто, по его мнению, недостаточно скорбел по Нанди и ввел траур на год, в течение которого смертной казни люди предавались даже за самые незначительные проступки. Королем стал один из заговорщиков — брат Шаки, Дингане каСензангакона, также известный как Дингаан. Шака навсегда остался в памяти зулусов как великий король, создавший их народ, и военный гений, наводивший ужас на все племена Юга Африки. Под конец его правления зулусская армия имела численность около 50 тысяч человек. Зулусский воин, военно-историческая миниатюра Зулусский воин, военно-историческая миниатюра Дингане не стал жить в старой столице Шака, краале Булавайо, а построил собственный крааль — Мгунгундлова. Он смягчил дисциплину в зулусском государстве: теперь молодые люди призывались лишь на полгода и могли основывать свои семьи и хозяйства. Должность индуны стала наследственной.
Стала менее деспотичной власть короля — теперь он принимал решения только с согласия индун.
Для зулу основополагающую роль играли духи предков: амалози, амакхози или аматхонга. Этими терминами обозначают ушедшие души умерших. Хотя считается, что они покинули земной мир, жители деревни продолжают поддерживать с ними отношения. Их можно подвергать наказанию, когда они не правы и не отзывчивы. Их нужно почитать. Неоказание им должного уважения влечет за собой несчастье, почитание их приносит добро и благополучие. Поэтому предки могут рассматриваться и как злые, и как добрые силы. Когда они вершат правосудие, это не считается злом, их цель — помочь сохранить традиционные отношения. Поэтому, когда предок причиняет зло одному из жителей деревни, это воспринимается как форма законного наказания за то, что этот человек или группа людей не выполнили своего долга.
У зулу существуют разные категории предков. Их общество патрилинейно — власть переходит от отца к сыну. Самыми важными для деревни являются предки-мужчины, особенно предки вождя-жреца. Разумеется, столь же важны предки великих вождей прошлого, к которым по разным поводам обращаются за помощью и с хвалебными песнями. Считается, что предки обитают на земле или под землей. Нередко они идентифицируются с землей. Но особенно тесно они связаны с двумя местами в деревне — умсамо и загоном для скота, где совершаются наиболее важные религиозные обряды. Предки внимательно следят за действиями своих потомков см. Небо зулу называют «изулу». Свое происхождение они прослеживают со времен акта творения Небесного Бога, создавшего их предков.
Небесный Бог, Инкоси Иезулу буквально «вождь неба» , имеет еще одно специальное имя — Умвелинканги, которое означает «тот, кто появился первым». Его также называют «первым из близнецов». Вторым близнецом, вероятно, является земля. Бог Неба — мужчина и отец, земля — женщина и мать. После смерти предки возвращаются к матери. Лишь при особых обстоятельствах человек может присоединиться к Умвелинканги. Считается, что Небесный Бог и земля родили четверых абанту людей. Однако происхождение абанту сложно и запутанно. По одной версии, зулу верили, что амазулу «люди зулу» происходят от Небесного Бога, который через отверстие в небесном своде отправил на землю мужчину, все еще связанного с ним пуповиной, которая была перерезана с помощью тростника. По другой версии, человеческий род происходит от сломанного тростника.
Эти две версии, по всей вероятности, отражают две традиции, слившиеся в настоящее время, или, возможно, подчеркивают разницу между происхождением зулу и всех остальных людей, или, наконец, свидетельствуют о позднем происхождении мифа о создании первого человека Небесным Богом. Некоторые ученые считают, что он возник под влиянием христианских миссионеров. Интересно отметить, что сами зулу относят и Небесного Бога, и предков к инкоси. В то же время предки — безусловно земные люди. Поэтому возможно, что версия Небесного Бога не является поздним добавлением, но издавна присутствовала в религиозной системе зулу, а роль Верховного Бога, высшего, но отдаленного божества, обитающего на небесах, была неверно понята и получила неправильную интерпретацию. С Небесным Богом ассоциировался ряд хвалебных имен1. Хвалебные имена изибонго и связанная с ними в высшей степени стилизованная поэзия играют очень важную роль в жизни зулу. Все значительные персонажи зулусской истории имеют хвалебные имена, в торжественных случаях для них исполняются хвалебные песни. Известна транскрипция изибонго всех королей зулу, начиная с самого первого — Зулу. Хвалебные поэмы и песни являются важным источником исторической информации, они, в частности, отражают отношение зулу к своим прошлым правителям.
Как уже говорилось, непосредственное обращение к Небесному Богу используется редко, чаще всего обращаются к предкам. Небесный Бог — владыка грома и молнии, по его повелению возникают грозы и бури. Если кого-то убивает молния, считается, что он или она призван к себе Умвелинканги. Эти люди не становятся предками. Их души находятся не под землей и не могут появляться в тех местах, где они присутствовали при жизни. Поэтому они должны быть похоронены как можно ближе к тому месту, где их настигла смерть. О них больше не упоминают, говорят, что они теперь «с Небесным Богом». Траур по ним не соблюдается. В то время как предки уходят под землю, люди, убитые молнией, отправляются на небо. Третьим видом силы, известной зулу, является знахарство.
Оно не связано ни с предками, ни с Небесным Богом, но обладает своими собственными возможностями. И Бог Неба, и предки, и знахарство могут приносить людям как добро, так и зло. Все они способны повлиять на сложившуюся ситуацию, нарушить привычный порядок вещей, изменить условия существования. Все три силы могут исцелять болезни, но именно знахарство по своей природе способно сохранять или восстанавливать здоровье, хотя его воздействие может быть искажено посредством колдовства. Оно использует собственные возможности, а его амандла может быть увеличена посредством приобретения новых знаний. Сила зла вредоносна и разрушительна. Ее нельзя считать независимой, автономной силой, подобной Небесному Богу, предкам и знахарству, так как она использует ресурсы этих трех позитивных элементов религиозного мира зулу, которые поддерживают и сохраняют нормальные традиционные отношения. В этом своем качестве она представляет постоянную серьезную угрозу социальному устройству. Тот, кто прибегает к силе зла, оказывает вредоносное воздействие на установившиеся объекты, действия и роли. Использование же колдовства происходит в темном мире зла, за пределами того, что считается добром, правом и установленным порядком.
Если чародей лишь незаконно использует амандла знахарства с дурными намерениями, то колдун или ведьма в разрушительных целях потрясают сами основы существующей системы, принося в мир смерть. Мы познакомились с исполнителями различных ритуальных ролей и с различными способами проявления сил в религиозном мире зулу. Теперь возникают следующие вопросы: как работает эта система? Каково отношение тех, кто принимает на себя эти роли, к источникам силы? В обобщенном виде ответы на эти вопросы даны в диаграмме рис. Религиозная система зулу Взяты четыре треугольника, которые представляют четыре основные силы Небесный Бог, предки, знахарство и зло , и четыре группы ролей, которые мы обнаруживаем в религии зулу. В случае Небесного Бога — это «небесный пастух» и умилостивитель, которые участвуют в ритуалах, призванных получить силу из этого источника. Что касается зла, то это чародей, колдун или ведьма, обладающие сведениями и имеющие намерение внести беспорядок в силы, в принципе исходящие из других источников, в разрушительных целях. Будут рассмотрены также функции различных религиозных ролей в повседневной жизни, особенно на ответственных стадиях их жизненного цикла. Ритуалы, связанные со смертью вождя-жреца рассмотрим такую ситуацию: вождь-жрец одной из деревень зулу умирает в расцвете сил от неожиданной болезни.
Как отвечает на подобное событие религиозная система зулу? Кто принимает в этом участие? Если жители деревни продолжают придерживаться традиционных обычаев, они должны исполнить ряд ритуалов. Прежде всего тело умершего должно быть подготовлено к погребению. Затем тело заворачивают в шкуру быка или, если она отсутствует, в одеяло, помещают у одного из столбов, окружающих главную хижину, и прикрывают чем-нибудь, чтобы скрыть от глаз людей. После этих предварительных приготовлений старший сын роет могилу неподалеку от главной хижины деревни. Погребение совершалось ночью. Последнее время это требование ритуала не всегда соблюдалось, за исключением случаев, касающихся особенно значительных лиц. Реже погребение производилось по христианскому обряду, и тогда заупокойная служба проходила в дневное время. Тело помещали в могилу в таком положении, чтобы лицо было обращено в сторону хижины вождя.
Они не должны были работать, им следовало оставаться спокойными и бездеятельными. В продолжение всего периода траура не допускались интимные отношения с женщинами. Такое событие, как смерть, рассматривалось как время величайшей опасности для всех жителей деревни. Это означало, что каждый должен найти защиту от сил, явившихся причиной смерти. Подобные ситуации жители деревни рассматривают как наказание, ниспосланное предками за невыполнение долга или нанесения им какой-то обиды; они также могут быть отнесены за счет чародейства или ведовства. Дело, однако, заключается в том, что, хотя подозрения относительно причин смерти уже возникают среди погруженных в траур жителей общины, никто точно не знает истины. На первый план теперь выходят два уже описанных нами персонажа — предсказатель и знахарь. Задача предсказателя — установить причину преждевременной смерти, долг знахаря — найти соответствующие снадобья для защиты жителей деревни. Предсказать может выяснять это довольно долго, знахарь же должен действовать немедленно. Сразу после похорон правителя жители деревни начинают принимать снадобья.
Последние, как уже говорилось, наделены своей собственной силой, которую не в состоянии ослабить другие силы религиозного мира зулу. Их употребление считается настолько важным, что никому из жителей не разрешается покидать деревню или вступать в общение с жителями других деревень до того, как они примут соответствующее зелье. Кроме того, его помещают на умсамо в главной хижине и используют для лечения скота. Приняв снадобья, призванные в столь опасной ситуации сохранить их силы и уберечь от несчастий, жители переходят к другим, по-своему не менее важным действиям. Козу называют «имбузи ямакхубало», что буквально означает «коза исцеления». Общий период траура продолжается в течение месяца, а для вдовы умершего правителя — год. Это слово означает «омовение копий» всех мужчин деревни. В действительности ритуал более сложен, чем просто омовение копий, он исполняется мужчинами и женщинами взнак окончания траура. Если мужчины занимаются «омовением копий», то женщины — ритуальным «омовением мотыг». Однако в ходе ихламбо должен быть совершен еще один ритуал: исполнены хвалебные песни в честь умершего правителя, принесено в жертву животное и в последний раз приняты снадобья.
Главная жена правителя соблюдает траур до истечения года. В знак траура она носит интамбо головную повязку из травы , воздерживается от общения с мужчинами и ведет осмотрительный образ жизни. После этого деревня готова к заключительному ритуалу, укубуйиса идлози — «возвращение в дом предков». До этого умерший правитель оставался в переходном состоянии — «ни там ни здесь», теперь же он, будучи возвращен в дом, может соединиться с другими предками. Хотя считается, что предки обитают в «подземном мире», они живут также и в самой деревне. Поэтому покойный вождь зулу должен находиться среди живых и оказывать влияние на их жизнь совместно с амакхоси, то есть духами других предков. Ему должно быть обеспечено место на умсамо, в дверном проходе, в загоне для скота, в сердцах и душах людей. Неисполнение укубуйиса идлози считалось оскорблением предков и было опасно для всех жителей деревни. Празднование укубуйиса включает веселье, пиршество и дружеское общение. В жертву приносится специально предназначенный для этого бык, забивают и других животных.
Часть туши помещают на умсамо, другую ритуально хоронят, остальное приносят в хижину умершего правителя. На следующий день все, что осталось, целиком съедают: ни один кусок не должен остаться и не может быть вынесен за пределы деревни.
Если солдата направят в заросли, несчастный человек настолько обмотан ремнями и нагружен патронными сумками и ранцами кафры всегда называли солдат вьючными волами , что он вряд ли сможет туда пролезть!
В то время как его хитрый враг-кафр никогда не нагружает свое тело без нужды и доводит искусство перемещения в дебрях до совершенства». Вся экипировка зулуса состояла из щита, копья-ассегая, иногда пары метательных копий и крайне редко огнестрела. Они предпочитали двигаться налегке и умели пользоваться преимуществом буша.
Тот факт, что британцы не заметили 20-тысячную армию, которая пару дней стояла прямо у них под носом, говорит о многом. Во время битвы при Изандлване огрехи экипировки проявились самым трагическим образом. После длительного перехода «вьючные волы» из пехоты были измотаны настолько, что не озаботились созданием элементарных защитных сооружений.
Еще хуже дела обстояли с патронами: в одних только обозах у Изандлвана зулусы захватили их около 400 тысяч. Однако многим из британских солдат они не помогли — у некоторых из них были новые винтовки, к которым стандартизированные патроны из обоза попросту не подходили. Большинство же солдат в лагере пользовались винтовкой системы Мартини-Генри, с которой тоже не все было в порядке: «неожиданно» выяснилось, что на жаре она перегревается и стрелянные гильзы начинают застревать.
Идя в штыковую из-за того, что заклинило винтовку или не нашлось подходящих патронов, солдаты 24-го пехотного наверняка проклинали некомпетентность командиров и весь этот проклятый, богом забытый буш. Военачальник оказался впечатлен, но когда его спросили, что его воины будут делать, если им придется сражаться с этими великолепно одетыми и отлично вооруженными стрелками, Мосиликатзе разразился сардоническим хохотом. Он ответил, что им просто нужно подождать, пока британцы зайдут в глухую местность, а затем внезапно броситься на них с обеих сторон, прикрывшись щитами и, невзирая на свои потери от первого залпа, колоть ассегаями каждого солдата, прежде чем тот сможет зарядить свое ружье во второй раз.
Собственно говоря, нечто подобное и произошло в битве при Изандлване. Причина третья. Некомпетентность британских командующих Однако главная причина поражения при Изандлване — это ошибки руководства и, прежде всего лорда Челмсфорда, который был руководителем операции.
Цвет 24-го пехотного полка погиб из-за невероятно завышенного мнения генерала о собственных возможностях и превосходстве над зулусами. Генерал Челмсфорд Предварительная разведка перед наступлением на территорию врага не проводилась вообще. По ходу перемещения войск она тоже была преотвратной и снова возвращаемся к тому, как британцы не заметили 20 тысяч врагов.
Разбредшиеся отряды англичан занимались угоном скота и стычками с маленькими группами зулусов. Некоторых из них даже удалось взять в плен и допросить, и те сознались, что стекаются к некой общей армии, которая базируется в этих местах. Но даже этому британское руководство не придало значения.
По поводу скота стоит объяснить отдельно: он был единственной валютой и главным мерилом социальной успешности у зулусов. Так что угон стад, которым занимались англичане, в целом оправдан как элемент психологической войны и давления на противника. Угнав большое количество скота, можно было рассчитывать на падение боевого духа зулусов и необдуманные поступки с их стороны.
Но самыми позорными в биографии генерала Челмсфорда стали два трагических решения. Во-первых, он не приказал построить укрепления вокруг лагеря. Он даже повелел не ставить вагенбург, защиту из повозок, которая могла быть использована как подобие крепости.
Лорд считал, что зулусы просто не посмеют напасть на его войска. Хуже того, генерал знал о том, что нападение все же случилось и даже видел лагерь при Изандлване из бинокля, но не смог разглядеть, что там происходит. Ему дважды приходили донесения об атаке зулусов, но лорд отмахнулся от них.
Он создал «Ассегай» короткое колющее копье с большим лезвием и смертоносное средство для использования этого оружия. Шака также отказался от сандалий из воловьей кожи, так как они мешали ему двигаться. Он оказался блестящим военачальником и вскоре стал угрозой для своего клана. После смерти матери Нанди он потерял рассудок. В период горя Шака убил сотни зулусов. Как умерла Шака Зулу?