Защита прав потребителей — пошаговая инструкция куда обращаться и кому жаловаться при нарушении прав потребителя + профессиональная помощь по защите прав потребителей. Куда жаловаться потребителю на нарушение своих прав? Сделать это могут по-разному, но от этого зависит, что делать и куда обратиться по защите прав потребителя. Рассказываем пошагово, как, куда и кому жаловаться!
Защита прав потребителей: куда обращаться? Советы и риски
Разбираемся, кто поможет защитить ваши права и в какой ситуации в какое ведомство стоит обращаться. Поговорим о защите прав потребителей: куда обращаться и кому жаловаться? Телефоны горячей линии «Общества защиты прав потребителей Российская Федерации 2023».
Защита прав потребителей: куда обращаться за бесплатной помощью?
Нарушение в области санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителе. Куда следует обращаться, если нарушены ваши права? «ВИРТУАЛЬНОЙ ПРИЕМНОЙ» Роспотребнадзора (виртуальные консультации по вопросам защиты прав потребителей), «СПРАВОЧНИКА ПОТРЕБИТЕЛЯ». Он разъяснит нюансы защиты прав потребителей и поможет грамотно составить необходимые документы.
Куда обращаться, если нарушены права потребителя? Пошаговый порядок
Право на информацию Важная для потребителя информация бывает двух видов. Помните уголки потребителя, которые оформляют в магазинах, столовых и других заведениях? Тексты должны быть на русском языке, а также у продавцов есть право размещать эту информацию дополнительно на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов России. Сведения о товаре. Покупатель получает информацию: о наименовании технического регламента например, ГОСТ, ОСТ, ТУ, ISO , в соответствии с которым изготовили вещь; о потребительских свойствах товара; о гарантийном сроке, сроке службы и сроке годности, об энергетической эффективности; о порядке безопасного использования товара, работы или услуги; об изготовителе продавце ; об устраненных ранее недостатках товара или о том, что вещь была в употреблении; иные сведения, определенные законом. Права при обнаружении в товаре работе, услуге недостатков Если потребитель обнаружил недостатки, о которых продавец не предупреждал, можно: заменить товар на вещь той же марки; заменить вещь на другую с перерасчетом стоимости; попросить уменьшить изначальную стоимость; потребовать устранения дефектов, причем расходы будет нести продавец; отказаться от сделки с возвратом уплаченной суммы.
Но если с ней вопрос решить не удается, то защита прав потребителей у нас в стране обеспечивается сразу несколькими структурами. Если говорить о потребителях вообще, то в первую очередь нужно сказать о Роспотребнадзоре Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека , а также КонфОП. Что касается потребителей именно финансовых услуг, то их защитой занимается уполномоченный по защите прав потребителей финансовых услуг — финансовый омбудсмен и непосредственно Банк России. Впрочем, это не значит, что гражданам, которые считают, что им навязали услуги в банке или МФО, нельзя обратиться в Роспотребнадзор или КонфОП. Как обратиться к финансовому омбудсмену? А с начала 2021 года его решения обязаны выполнять все участники финансового рынка.
Суть деятельности финансового омбудсмена в том, чтобы помогать потребителю и финансовым организациям решать свои споры, не доводя дело до суда. Однако омбудсмен рассматривает не любые обращения, а лишь те, в которых речь идет об имущественных отношениях и понесенных прямых убытках, и только после того, как компании и ее клиенту не удалось решить дело между собой. Например, если компания отказалась возвращать сумму страхового полиса, который вы сочли навязанным. Обратиться к финансовому омбудсмену можно через портал "Госуслуги", отправив документы по почте или отдав их лично в экспедицию Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного. Из документов нужно будет приложить обращение к финансовому уполномоченному, копию обращения претензии в финансовую организацию, документа, подтверждающего факт ее отправки, и ответ организации на эту претензию если таковой имеется. А также договор с организацией и иные документы, имеющие отношение к делу.
В течение трех рабочих дней со дня поступления обращения финансовый уполномоченный уведомляет потребителя о принятии его к рассмотрению либо об отказе в принятии. Само обращение рассматривается в течение 15 рабочих дней до 25 рабочих дней, если требуется техническая экспертиза. Платы за обращение для потребителя не предусмотрено. Само рассмотрение дела происходит заочно, хотя в некоторых случаях уполномоченный может вызвать стороны лично. Однако даже при неявке сторон решение будет вынесено.
Права потребителей также защищают: отраслевые законы например, «Об основах туристской деятельности в РФ» ; устанавливаемые правительством правила «Правила оказания платных образовательных услуг» ; специальные перечни «Перечень технически сложных товаров». На процесс взаимоотношений потребителя с продавцом или исполнителем влияют и судебные решения. Например, Постановление пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», а также определения Конституционного суда, затрагивающие потребительские вопросы. Наименее «проблемные» сферы — общепит, туризм, транспорт и медицина. В каких сферах чаще всего жалуются на нарушение прав потребителя? За 2021 год в ведомство поступила 386 тыс. По большинству из них 316 тыс.
Обращаем Ваше внимание, что консультирование по вопросам, относящимся к компетенции Роспотребнадзора, осуществляют только специалисты структурных подразделений центрального аппарата Роспотребнадзора. Москва, улица Профсоюзная, д.
Защита прав потребителей
Телефоны горячей линии «Общества защиты прав потребителей Российская Федерации 2023». Защита прав потребителей. В случае покупки некачественного товара следует обратиться в Роспотребнадзор, рассказали в ведомстве и напомнили номер телефона единого консультационного центра: 8 (800) 555-49-43.
Пресс-центр
Согласно статье 44 Закона «О защите прав потребителей», можно обратиться в органы местного самоуправления. Они вправе рассмотреть жалобу покупателя, обратиться с жалобой в суд и в случае выявления правонарушения должны уведомить об этом федеральные органы. Плюсы: бесплатное оказание услуг. Минусы: возможно длительное время рассмотрения обращения. Общественные организации Статья 45 Закона закрепляет право покупателя обращаться в общественную организацию по защите прав потребителей. Организации могут участвовать в разработке документов, нормативных актов, касающихся защиты прав потребителей, проводить независимые экспертизы качества продукции и выполняемых работ, осуществлять общественный контроль за деятельностью продавцов и изготовителей, доносить информацию о правонарушениях до государственных органов, представлять интересы потребителей в суде.
Организации по защите прав потребителей могут быть межрегиональными, областными, районными. Например, Межрегиональная общественная организация «Общественный контроль», Московское общество защиты прав потребителей, Одинцовская районная общественная организация «Общество по защите прав потребителей». Плюсы: более быстрое рассмотрение обращения. Минусы: некоторые услуги могут быть платными.
На основании протоколов лабораторных испытаний выносится решение по жалобе потребителя. Можно также обратиться за консультацией в районные администрации города Перми: Район.
Они есть практически в каждом городе. В некоторых регионах помощь потребителям организована при мэриях. Там юристы бесплатно помогают разобраться в ситуации и составить нужные документы для борьбы с недобросовестными продавцами.
Судебная инстанция Вы также можете действовать самостоятельно и обратиться к продавцу исполнителю с досудебной претензией. Если после претензии вам было отказано в удовлетворении требований, вы можете обратиться в суд с исковым заявлением. Заявление можно подать по месту жительства, по месту нахождения ответчика либо по месту заключения исполнения договора. Помочь получить взысканную сумму вам поможет государственная служба — Федеральная служба судебных приставов. Что будет, если ответчик не согласится с решением суда?
Как подать претензию в случае нарушения прав потребителей
Но апелляция и кассация отменили штраф и неустойку, заявив, что письмо надо было писать на юридический адрес компании. А теперь - детали дела. Гражданин купил в магазине дорогой iPhone, который через месяц сломался. В сервисе нашли производственный дефект, обновили программное обеспечение. Но со смартфоном вновь начались проблемы - пропадала связь, не проходили звонки и прочее. Покупатель сделал независимую экспертизу. Она подтвердила, что виной всему производственный дефект, и сказала - ремонтировать айфон экономически нецелесообразно. Тогда покупатель потребовал от продавца вернуть стоимость товара и возместить убытки.
Письмо отправил по адресу магазина. Но там брать письмо отказались. И покупатель отправился в суд.
Адрес: 119121, г. Москва, Смоленский бульвар, д. На этот контролирующий орган возложены функции надзора за соблюдением законности всеми государственными и негосударственными субъектами. Адрес: 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, д. Обратите внимание!
Если у вас возникли трудности при составлении жалобы на интернет-магазин, вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашим юристам. Дата публикации материала: 17.
Также эксперт считает, что государство может оказывать поддержку таким местным покупателям административными или финансовыми мерами.
Поправки с 1 сентября 2022 года Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителей С 1 сентября 2022 года Закон о защите прав потребителей дополнится конкретным перечнем недопустимых договорных условий, ущемляющих права потребителей ст. Закон уже содержал норму, согласно которой такие условия договора признаются недействительными ч. Однако теперь будет регламентированный перечень таких условий — изменения вступят в силу 1 сентября 2022 года. Олег Прусаков объяснил этот срок тем, что хозяйствующим субъектам необходимо подготовиться к изменениям, в том числе с помощью корректировки действующих условий их договоров.
К соответствующим условиям относятся, например: предоставляющие продавцу право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий; ограничивающие права потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров; устанавливающие штрафные санкций для потребителя; исключающие или ограничивающие ответственность продавца за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. В законе представлены и другие условия, а перечень открытый — то есть сформулированный список условий, ущемляющих права потребителей, содержит наиболее распространенные из них. Если такие условия повлекут для потребителя убытки, продавец изготовитель, исполнитель, импортер, владелец агрегатора обязан возместить их в полном объеме. Нововведения дополняют Закон о защите прав потребителей сроком удовлетворения такого требования: 10 дней со дня его предъявления ст.
Также устанавливается запреты на отказ в заключении договора или внесения в него изменений в случае указания потребителем на недопустимые условия договора. Предъявленное потребителем требование об исключении таких условий оно должно быть рассмотрено в течение 10 дней, при этом продавец должен известить о принятом решении. Персональные данные Еще одно важное нововведение в сфере защиты прав потребителей, вступающее в силу 1 сентября 2022 года, относится к персональным данным. Теперь продавец не сможет принуждать потребителей предоставлять свои персональные данные, угрожая отказать в услуге ст.
Отказ в совершении соответствующих действий будет вести к наложению административного штрафа в размере от 30 тыс. Если заключение, исполнение, изменение или расторжение договора без предоставления персональных данных невозможно, то продавец должен предоставить такую информацию в течение 7 дней со дня предъявления требования. Мнение экспертов Поправки по-новому обозначают условия договора, ущемляющие права потребителей, именуя их "недопустимыми". Игорь Соколов обратил внимание, что большинство условий соглашений с потребителями, отнесенных новой редакцией к числу недопустимых, уже являются недействительными по действующей редакции Закона о защите прав потребителей и устоявшейся практике его применения.
В качестве примера эксперт приводит условия о запрете ограничения договором установленной законом территориальной подсудности или размера законной неустойки. Он предполагает, что законодатель желал "собрать" все недопустимые условия в одной статье, обеспечив тем самым определенное удобство для потребителей. Однако, как и сейчас, согласно поправкам, недопустимые условия договора ничтожны. На это обратил внимание и Олег Прусаков, указав, что новые положения скорее являются закреплением на уровне закона императивных положений, которые были наработаны в ходе правоприменительной практики, в том числе, судебной.
Он считает, что конкретный перечень позволяет и потребителю, и бизнесу минимизировать издержки от вступления в недобросовестные отношения, а также выразил надежду, что данные поправки сведут нарушение прав потребителей к минимальному уровню. МНЕНИЕ Вячеслав Климов, юрист адвокатского бюро Asterisk: "Потребитель и ранее мог восстановить свои права путем признания незаконных условий договора недействительными через ст. Однако нововведение несет три важных положительных момента: Исключить незаконные условия договора можно будет не только через суд. Достаточно будет обратиться к продавцу с соответствующим требованием, которое последний обязан рассмотреть в течение десяти дней.
Это делает защиту прав потребителей более оперативной. Поправки будут сильнее охранять персональные данные потребителей. Новые условия позволят потребителям лишний раз не распространять свои персональные данные — значит, будет меньше утечек. Нововведения вступят в силу 1 сентября 2022 года и будут распространяться на отношения, возникшие из ранее заключенных с потребителями договоров — это говорит о том, что законодатель заранее понуждает продавцов исключить из содержания договоров все незаконные положения.
Правоотношения между потребителями и продавцами станут носить правомерный характер". Новые положения закона создадут дополнительную административную нагрузку на продавцов, уверен Игорь Соколов. Теперь им нужно в установленные законом сроки объяснять потребителям, почему то или иное условие договора не является недопустимым, и по какой причине продавец при заключении, исполнении или расторжении договора просит потребителя сообщить свои персональные данные. Сложно спрогнозировать, создаст ли это нововведение дополнительную защиту для потребителей, резюмировал он.
Павел Патрикеев не считает, что поправки как-то особенно повлияют на текущие проблемы, связанные с уходом иностранных поставщиков с рынка. Скорее речь про дополнительные механизмы защиты прав потребителей от попытки поместить в договор с ним дискриминирующие условия, рассуждает он. Большое напряжение с точки зрения прав потребителей возникает в связи с осуществлением деятельности агрегаторов. Чиновник рассказал, что еще с 2014 начались готовиться поправки по отношению к интернет-агрегаторам и маркетплейсам, основная проблема — поиск баланса интересов потребителей и бизнеса.
Следовало определить, с кем заключается сделка в Интернете, так как характерной ситуацией выступало перекладывание ответственности на разных участников рынка. Законопроект предлагает регламентировать понятие "сетевые эффекты" и регулировать это явление. Примечательно, что о необходимости закрепления данного понятия на законодательном уровне было утверждено в плане мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период до 2030 года утв. Приказом Федеральной антимонопольной службы от 18 марта 2020 г.
Согласно тексту документа, сетевые эффекты — влияние хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товаров на товарном рынке, на котором осуществляется взаимодействие продавцов и покупателей, за счет увеличения их числа. При этом круг хозяйствующих субъектов конкретизируется: они должны обеспечивать совершение сделок между продавцами и покупателями сам хозяйствующий субъект — иное лицо посредством Интернета, используя программы. Законодатель приводит примеры таких лиц: сервисы заказов такси и маркетплейсы — интернет-площадки, на которых продают товары третьих лиц, в итоге покупатель может посмотреть сразу несколько предложений и сравнить цены. Иными, словами, сетевые эффекты — это влияние агрегаторов и маркетплейсов на условия обращения товаров на рынке в Интернете.
В Стратегии необходимость законодательной регламентации норм о сетевых эффектах объяснялась потребностью в адаптации законодательства о защите конкуренции к условиям цифровой экономики и устранения негативных для состояния конкуренции на различных товарных рынках эффектов. Согласно пояснительной записке к законопроекту, сетевые эффекты могут служить серьезным препятствием для выхода на рынок, где условием становится достижение определенного уровня спроса и числа клиентов, сопоставимого с сетевым эффектом, достигнутым конкурентом. Законопроект предлагает дополнить Федеральный закон от 26 июля 2006 г. Также законопроект регламентирует условие контроля сделок: цена сделки превышает 7 млрд руб.
Примечательно, что еще в 2013 году юрист, к. Войниканис Е. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости. Она привела пример основателя коммерческого радио и телевидения в США Давида Сарнова, который выдвинул формулу, согласно которой ценность сети радио- или телевещания пропорциональна числу ее пользователей слушателей или зрителей.
Microsoft Corp. В ходе антимонопольного разбирательства судом было установлено, что сетевой эффект сам по себе не нарушает конкуренции, но такие эффекты могут быть использованы для закрепления монопольного положения на рынке. Михаил Орлов также рассказал о необходимости онлайн-урегулирования споров, когда у потребителей будет возможность оставлять жалобы в Интернете. Данная система удобна и для бизнеса: у него есть возможность напрямую выполнять свои обязательства перед потребителями.
Это раньше универсамы были, а сейчас все стало проще. Человек сам выбирает, читает, смотрит качество. А в то время, когда закон вводили, была прилавочная торговля. То есть, стоит прилавок, за прилавком продавец, а за продавцом — товары. Человек смотрел и не видел, что там за товар. Поэтому возникла необходимость защищать такое право, как на информацию о товаре. Ну и теперь, на кого распространяется этот закон. Закон распространяется на потребителей. Это: Гражданин, имеющий намерение приобрести товар или заказать услугу.
Он только намерен прийти в парикмахерскую и подстричься. Он намерен что-то купить и пришел в магазин. Он уже потребитель, хоть и ничего еще не купил. Желание есть, ходит по магазину и смотрит. Он уже потребитель, хотя может ничего и не купит. Но относится к категории потребителей и имеет права, предусмотренные вот этим законом. Тот кто приобретает товар в момент приобретения. Он заключает договор, спрашивает цену, платит. В момент приобретения это тоже уже потребитель.
Тот кто приобрел товар, привез его домой и пользуется. Но он тоже считается потребителем и на него тоже распространяется этот закон. Тот кто пользуется товаром. И может не совпасть. Товар мог купить кто-то другой, например, папа или мама. А смотрела невестка к примеру купленный телевизор, с ним что-то случилось и она пострадала. В этом случае невестка тоже потребитель и закон также защищает ее права. Закон не распространяется на потребителей — юридических лиц. Они тоже потребляют, но если они потребляют как юридическое лицо, то есть организация зарегистрирована как юридическое лицо, этот закон на нее не распространяется.
Этот закон не распространяется не только на юридических лиц, но и на физических лиц — граждан, которые приобретают товар в предпринимательских целях. Допустим, некая гражданка вареники дома лепит в массовом порядке и сдает их куда-то в ресторан, кафе или пельменную. Она не предприниматель и не юридическое лицо. Но если она этим занимается, делает закупки, муку мешками берет, то в этой ситуации она не потребитель. Закон на нее не будет распространяться, потому что она приобретает товар для предпринимательской цели. Закон также не распространяется на договорные отношения между гражданами. Закон регулирует отношения между гражданином потребителем и продавцами, изготовителями, исполнителями. Они все должны быть организациями или индивидуальными предпринимателями. Потому что на второй стороне Изготовитель — это не организация.
И это одноразовая сделка. Те самые организации, юридические лица и предприниматели. Или продали что-нибудь. Например, соседка продала соседке. Также этот закон не применяется, если покупает гражданин, но для организации и за ее счет. Или он вообще в этой организации не работает.
Энциклопедия потребителя
Москва, ул. Вредных магазинов, д. Не забудьте оставить свои данные, в том числе телефон и электронную почту для связи, а также адрес для направления корреспонденции. Напишите, куда вам отправить ответ на претензию — предположим, на указанный в ней адрес электронной почты. Со ссылкой на Закон о защите прав потребителей напомните, что запрещено навязывать товары, работы или услуги и включать незаконные условия в договор. Даже если вы подписались под такими условиями, они ничтожные ст. Тут же предупредите, что в ст. Далее точно сформулируйте свои требования. Например: «Прошу вернуть уплаченные за товар 2000 рублей и выплатить компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей».
Укажите реквизиты счета, на который необходимо перевести денежные средства. Пригрозите: в случае неисполнения требований вы будете жаловаться в надзорные органы и обратитесь в суд. Если сохранились переписка и документы, доказывающие навязывание вам товаров или услуг, приложите скриншоты и копии к претензии. Не забудьте перечислить их в конце текста. Поставьте дату и подпись. Обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор, если вашу претензию проигнорировали. Обычно компании охотнее реагируют, когда на горизонте появляется надзорный орган. Также жалобу можно подать в профильный надзорный орган.
Признаки маркетплейса указаны в преамбуле Закона. За качество товара отвечает изготовитель. Но по российскому законодательству свои претензии можно предъявить также продавцу. Каждый продавец это знает и поэтому должен рассматривать претензии потребителей по качеству реализуемых им товаров.
Сам маркетплейс, если он не значится продавцом товара, не должен принимать и рассматривать претензии по качеству. Такое решение принимает продавец самостоятельно но площадка может выступать посредником при передаче такого рода претензий и ответов на них. Обязанности маркетплейса указаны в пунктах 2. Маркетплейс обязан при покупке товаров раскрыть информацию о том, кто является продавцом пункт 1.
Эта информация может быть в карточке товара, в сведениях о заказе, в электронном чеке. Чтобы избежать покупки проблемного товара, рекомендуем в момент формирования заказа, ознакомиться с описанием товара и его характеристиками, с отзывами, видео и фотографиями покупателей, задать продавцу вопрос для уточнения деталей по конкретному товару прямо в карточке товара. Более того, на некоторых маркетплейсах можно посмотреть рейтинг продавца, который отражает надежность продавца и качество его товаров. Многие маркетплейсы реализовали систему доставки таким образом, что перед приобретением товара у потребителя есть возможность осмотреть и проверить товар на наличие брака.
Если при осмотре приобретаемой вещи перед покупкой были обнаружены дефекты, то у потребителя есть право отказаться от покупки позиции, и, в случае предоплаты, потребовать возврат денежных средств.
Таким представителем является любой работник. В этом случае не стоит отчаиваться. Сохранившиеся кассовые и товарные чеки в данной ситуации окажутся хорошим подспорьем.
Если по каким-либо причинам продавец изготовитель, исполнитель отказывается принимать претензию либо ставить свою подпись на копии, следует отправить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае на втором экземпляре необходимо сделать запись о дате вручения претензии, а также информацию о вручении данной претензии в присутствии двух свидетелей с их подписями и указанием их места регистрации места жительства и паспортных данных.
В случае возникновения у потребителя претензий к качеству товаров, работ, услуг можно обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю : Адрес: 614016, Пермь, ул.
Специалисты соответствующего отдела проверяют наличие документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, вызвавшей нарекания граждан.
1. Какими правами обладает потребитель?
- Как потребителю защитить свои права?
- Куда жаловаться, если права нарушены
- Пресс-центр
- Общая информация
- Верховный суд разъяснил, куда обращаться покупателю некачественного товара
Защита прав потребителей: что это, как обратиться
В Роспотребнадзор. Он помогает решать проблемы с банками, магазинами, сферой услуг. Кроме того, сюда жалуются на антисанитарию в ЖКХ — ржавую воду, шум, грызунов. В Госжилинспекцию.
Здесь решают вопросы, связанные с жильем: нарушение строительных норм, незаконные перепланировки, резкое повышение тарифов управляющей компанией В санэпидемстанцию. Сюда обращаются по поводу антисанитарии в местах, где хранят, перевозят, продают и готовят еду. Увидели таракана в супе — звоните.
Проверить, кем именно продан товар оказана услуга или выполнена работа. Таким представителем является любой работник. В этом случае не стоит отчаиваться.
Сохранившиеся кассовые и товарные чеки в данной ситуации окажутся хорошим подспорьем. Если по каким-либо причинам продавец изготовитель, исполнитель отказывается принимать претензию либо ставить свою подпись на копии, следует отправить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении.
Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках. Единый консультационный центр предназначен для оказания консультативной помощи гражданам и юридическим лицам по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
Связано это с изменениями в законодательстве, которые произошли в 2016 году, когда был закреплен обязательный порядок урегулирования споров до обращения в Роспотребнадзор. Теперь орган проводит проверку только в том случае, когда недобросовестный производитель, продавец или поставщик услуг игнорирует жалобу потребителя и отказывается исправлять свои нарушения. Роспотребнадзор: динамика проводимых проверок и выявляемых нарушений Общая картина нарушений потребительских прав по России существенно различается в зависимости от региона. Реже всего права потребителей ущемляют в Чеченской Республике, Хабаровском крае, Сахалинской области. Нарушения прав потребителя: региональная картина «Лидером» по нарушениям прав потребителей является сегмент предоставления информации о товарах и услугах. Меньше всего люди жалуются на нарушения режима работы продавцов или исполнителей, гарантийного обслуживания и сроков годности. Сегодня больше половины подадут жалобу в Общество защиты прав потребителей, и почти половина — в Роспотребнадзор.