Роялисты с помощью Саудовской Аравии развязали гражданскую войну, которая длилась до 1970 года. Йеменские хуситы повредили несколько магистральных подводных кабелей связи, которые проходят через Красное море. Эскалация конфликта в Йемене между США, Великобританией и хуситами может обернуться огромной опасностью для всего мира. У хуситов просто нечего разрушать, кроме ветхих жилых строений. Саудовская Аравия может вновь стать военной целью хуситов, если она будет содействовать США в их ударах по Йемену.
Пираты XXI века: кто такие хуситы, атакующие суда в Аденском заливе
Саудовские принцы не так просты, чтобы не понимать своих проблем, а потому как могли пытались встроиться в новые геополитические проекты США. Хуситы пригрозили атаковать нефтяные объекты в Саудовской Аравии, если Эр-Рияд разрешит США использовать свое воздушное пространство для ударов по позициям йеменского движения. саудовская аравия, мирное соглашение, гражданская война, йемен, хуситы Делегации из Саудовской Аравии и Омана на переговорах в столице Йемена. Саудовская Аравия и хуситы. По словам представителя вооруженных сил хуситов Яхьи Сариа, США и Британия нанесли 73 удара по Йемену. это военизированная группировка, которая действует на территории Йемена, занимающего южную часть Аравийского полуострова и граничащего на севере с Саудовской Аравией.
Начнут ли США военную операцию против йеменских хуситов
Этот конфликт длится до сих, а хуситы продолжают контролировать обширные территории Йемена. Повстанцев активно поддерживает Иран и партия «Хезболла». Как действия хуситов повлияли на мировой рост цен Около трети морских контейнерных перевозок проходит через Суэцкий канал. Красное море является кратчайшим морским путем через него, соединяющим Европу и Азию. Единственным израильском портом на Красном море является Эйлат. Он расположен на северной оконечности залива Акаба на севере Красного моря, отделяющего Синайский полуостров от Аравийского. Так, China Cosco Shipping, крупнейшая судоходная компания мира, с 8 января прекратила доставлять грузы в израильские порты. Кроме того, выросли общемировые цены. Наибольшие проблемы могут испытать Алжир и Тунис, которые торгуют через Суэцкий канал, а также Египет, который получает сборы за транзит через него.
Всего 18 судоходных компаний изменили маршруты перевозок из-за действий повстанцев из «Ансар Аллаха». Пожар войны разгорается сильнее Политолог, глава Евразийского аналитического клуба, эксперт Российского Совета по Международным Делам, востоковед Никита Мендкович отмечает, что заметен определенный тренд на расширение ареала противостояния и включение в него все новых игроков. Первой ласточкой были события в секторе Газа в октябре», — указывает собеседник «ФедералПресс».
И в первую очередь — жители Китая и Европы. Евросоюз и КНР выступают друг для друга важнейшими торговыми партнерами. Львиная доля их логистических цепочек завязана на судоходство через Красное море. Путь из Роттердама до южных китайских портов — один из самых востребованных в мировом судоходстве маршрутов.
Через Суэцкий канал он составляет 10 тысяч морских миль, или 18,5 тысячи километров, и преодолевается за 21—24 дня. А до Шанхая — на несколько дней дольше. Но если плыть через мыс Доброй Надежды, то путь будет на треть длиннее, а сроки доставки грузов с учетом необходимых остановок и дозаправок вырастут на 8—10 дней. Но и здесь расценки на перевозки выросли, пусть и незначительно. Так работает рынок: из-за удлинения маршрутов и большей занятости кораблей и контейнеров, обслуживающих европейско-азиатские перевозки, объем предложения в мировом торговом судоходстве сократился, а уровень спроса остался прежним, что и взвинтило расценки. В итоге стоимость перевозки контейнеров выросла для всего мира. А сильнее всего — для европейцев.
Перевозка одного контейнера из Шанхая в Роттердам подорожала в 4—5 раз. Ну а сильнее всего достается, конечно, Египту. Проход через Суэцкий канал — это платная для перевозчиков услуга, и за его организацию страна получает много денег. Для Египта это вторая после туризма статья доходов. Но есть и те, кто оказался в плюсе. От египтян деньги потекли южноафриканцам и их соседям. Порты в странах, оказавшиеся на обходном пути — от Маврикия до Намибии, — получают свою выгоду от роста трафика: теперь суда гораздо чаще, чем раньше, останавливаются у них для дозаправки.
А еще в выигрыше авиаперевозчики, которые получат дополнительные доходы от роста заказов. Таким образом, 4 из 5 крупнейших контейнерных компаний отказались отправлять свои суда через Суэц. В итоге за месяц с середины декабря количество транзитных контейнеровозов в Красном море сократилось в 4 раза. И если для клиентов перевозчиков это удар по бизнесу, то для них самих — хорошая возможность заработать на росте цен. Так, Bank of America вдвое повысил прогноз прибыли Maersk на 2024 год. Контейнеровозы крупнейших в мире перевозчиков больше не ходят Суэцким каналом. Красное море теперь обходят стороной британская BP , норвежская Equinor , британско-нидерландская Shell и катарская QatarEnergy.
В результате количество нефтяных и газовых танкеров, идущих Красным морем, сократилось на четверть в первые недели января. Решения о смене маршрутов компании принимают как системно, так и в оперативном режиме, когда суда уже находятся в пути. Надо понимать, что крупные грузовые корабли идут по морю медленно — около 40 километров в час — и потому их путь занимает недели. Иногда за это время обстановка по маршруту успевает кардинально поменяться и капитанам приходится на ходу прокладывать новые, срывая сроки и неся дополнительные издержки. То, в какой ситуации оказались сейчас морские перевозчики и их клиенты, нагляднее всего можно показать на примере. Обычно корабли в этом случае идут через Панамский канал и Тихий океан. Но, как говорится, беда не приходит одна: в этом году засуха привела к падению уровня воды в канале, что значительно увеличило время ожидания кораблей.
Путь через Панаму в обычное время занимает 20 дней, но в этот раз очередь перед каналом могла надолго задержать танкер, поэтому капитан принял решение идти альтернативным маршрутом — через Атлантику и Суэцкий канал, а это плюс 10 дней пути. Уже на пятый день, 19 декабря, на фоне тревожных новостей об атаках хуситов капитан снова изменил маршрут и направил судно в обход Африки, что сделало путь еще на 15 дней длиннее.
В ноябре 2011-го президент Йемена Али Абдалла Салех, находившийся на посту с 1978 года, подписал с оппозицией договор о передаче власти. Так, в конце февраля 2012 года прошли президентские выборы. В 2014-м срок полномочий Хади был продлен еще на один год. Между властью и оппозицией постоянно происходили вооруженные столкновения. Обострение ситуации Наиболее остро конфликт разгорелся между сторонниками президента Хади и движением "Ансар Аллах". В августе 2014 года противостояние вылилось в жестокие вооруженные столкновения. Причиной обострения стал резкий рост цен на бензин, вызванный сокращением субсидий на нефтепродукты.
В крупных регионах страны прошли массовые протесты. К середине сентября хуситы захватили несколько районов столицы Саны. Одним из главных условий стала отставка действующего правительства. В октябре новым премьером страны был назначен Халед Махфуз Бахах, кандидатуру которого одобрили хуситы. Но, несмотря на мирный договор, мятежники продолжили вооруженную борьбу. Зимой 2015-го власти Йемена предложили разделить страну на шесть провинций, лишив хуситов стратегически важного портового города Ходейда. В ответ повстанцы напали на кортеж Бахаха, а затем захватили здание спецслужб и резиденцию президента в Сане. Под давлением хуситов президент Хади и правительство во главе с Бахахом были помещены под домашний арест. Хуситов поддержали сторонники бывшего президента Йемена Али Абдаллы Салеха.
Тогда в ООН призвали йеменских повстанцев немедленно вернуться за стол переговоров. В конце февраля Хади был освобожден из-под ареста и покинул столицу Йемена.
К середине сентября 2014 года хуситы захватили несколько районов столицы страны Саны , в том числе ряд государственных учреждений [7]. Из-за угроз со стороны лидера хуситов Абдул-Малика аль-Хуси , Ахмад Авад ибн Мубарак отказался возглавить правительство. В декабре 2014 года, несмотря на подписанное в сентябре мирное соглашение, хуситы продолжили вооружённую борьбу, взяв под контроль большую часть городов Архаб, Ходейда, здания государственной нефтяной компании «Сафер петролеум» и государственной газеты «ас-Саура» в Сане [7]. После нескольких часов сражений было достигнуто соглашение о прекращении огня, которое было нарушено уже на следующий день. Агентство « Голос России » сообщило, что председатель палаты депутатов Йемена призвал провести экстренное заседание для рассмотрения прошения президента страны Абд Раббу Мансура Хади об отставке и голосования по нему 24 января , но заседание так и не состоялось [8].
Как атаки хуситов в Красном море влияют на мировую торговлю
Йеменская головоломка Эр-Рияда: возможен ли мир с хуситами без Ирана и ОАЭ | Предполагается, что хуситы пользуются скрытой военной и финансовой поддержкой Ирана и его союзников в лице партии «Хезболла». |
Кто такие салафиты, сунниты, шииты, алавиты и ваххабиты? Разница между суннитами и салафитами | За 9 лет противостояния с Саудовской Аравией йеменцы набрались достаточного опыта, чтобы противостоять силам коалиции, в случае наземной операции. |
Кто такие хуситы, с которыми воюют США и Великобритания | За 9 лет противостояния с Саудовской Аравией йеменцы набрались достаточного опыта, чтобы противостоять силам коалиции, в случае наземной операции. |
Пираты XXI века: кто такие хуситы, атакующие суда в Аденском заливе | В то же время Саудовская Аравия, которая недавно заключила перемирие с хуситами после нескольких лет приграничного вооруженного конфликта, опасается эскалации, которая может привести к обстрелам ее нефтяных месторождений и портовой инфраструктуры для танкеров. |
Йеменская головоломка Эр-Рияда: возможен ли мир с хуситами без Ирана и ОАЭ
Таким образом, изначально Иран руками нищих хуситов успешно воевал с Саудовской Аравией, а через нее – с США. Сегодняшний Йемен «придатком Саудовской Аравии», как его характеризовали на протяжениивторой половины прошлоговека, уже не назовешь. Саудовская Аравия и хуситы в Йемене были близки к заключению мира в продолжающейся с 2015 года войне, но после гибели четырех своих солдат Эр-Рияд привел армию в режим боевой готовности.
Кто такие хуситы: почему они атаковали Израиль, за что борются, кто их поддерживает?
По словам представителя вооруженных сил хуситов Яхьи Сариа, США и Британия нанесли 73 удара по Йемену. Другое дело, что и Саудовская Аравия, и соседи уже за прошедшие почти десять лет войны, которую они вели в Йемене, хорошо представляют возможности хуситов. 19 мая 2017 года Саудовская Аравия перехватила выпущенную хуситами баллистическую ракету, нацеленную на пустынный район к югу от столицы Саудовской Аравии и самого густонаселенного города Эр-Рияд. С прошлого года Саудовская Аравия при посредничестве Омана активно ищет альтернативные пути урегулирования кризиса, начав прямые переговоры с Саной. Ответственность за нападение на британское нефтяное судно в Красном море и американский беспилотник MQ-9 в провинции Саада взяли на себя хуситы из йеменского движения «Ансар Аллах». Также саудовские силы перехватили ракету, выпущенную хуситами, в воздушном пространстве королевства.
Кто такие хуситы, устроившие гражданскую войну в Йемене
При этом разделении хуситы лишаются стратегически важного для них портового города Ходейда. Недовольство проектом конституции подтолкнуло хуситов оказать силовое воздействие на власти страны. Под давлением мятежников президент Абд Раббо Мансура Хади и правительство во главе с Халидом Махфузом Бахахом, которое было сформировано при согласии с лидерами хуситов, подали в отставку. Президент и премьер-министр были помещены под домашний арест. Она предусматривала создание в Йемене национального переходного совета. Хуситы также выступили за создание руководящего совета в составе пяти человек, который будет управлять государственными делами. Шиитских мятежников поддержали сторонники бывшего президента Йемена Али Абдаллы Салеха. СБ ООН единогласно принял резолюцию, требующую от шиитских мятежников немедленно освободить госструктуры и вернуться за стол переговоров по урегулированию острого внутриполитического кризиса. При посредничестве специального посланника Генерального секретаря ООН по Йемену Джамаля Беномара были проведены переговоры противоборствующих сторон, однако они не привели к прекращению вооруженного конфликта. Он покинул Сану и прибыл в портовый город Аден на юге республики, где заявил о том, что продолжает занимать пост главы государства и не намерен его покидать.
На сторону президента встали также представители племен провинции Шабва на юге страны, которые провели мобилизацию своих бойцов для защиты территории от хуситов.
Что происходит в Йемене и почему это важно Ввиду своего географического положения Йемен контролирует один из важнейших для мировой торговли участков судоходства — Баб-эль-Мандебский пролив. Зачем нам знать про Йемен. Страна занимает один из берегов пролива, который отделяет Азию от Африки и позволяет добраться из Индийского океана в Атлантический. Через этот узкий коридор корабли входят из Аравийского моря в Красное и дальше идут к Средиземноморью через Суэцкий канал. Это самый короткий и дешевый путь между крупнейшими азиатскими странами и Европой. А потому сложно переоценить его значение для мировой экономики. Транзит через Суэцкий канал — это самый удобный и дешевый путь из Европы в Азию. Источник: PortWatch В конце 2023 года из-за нападений йеменских хуситов судоходство здесь перестало быть безопасным.
Теперь разберемся, почему так вышло и какими могут быть последствия. Кто такие хуситы и кто за ними стоит. Военно-политическое объединение «Ансар Аллах» на территории Йемена называют хуситами по имени их боевого командира и основателя движения Хусейна аль-Хуси. История их противостояния с центральным правительством Йемена насчитывает уже не одно десятилетие и имеет религиозную подоплеку. Узнать подробнее Хуситы хорошо вооружены: они используют боевые дроны, баллистические и крылатые ракеты. Это указывает на то, что за ними стоит сильный покровитель. На Западе считается, что хуситов поддерживает Иран — как поставками оружия, так и обучением. Сами иранские чиновники еще в 2014 году признавали свое участие в вооружении хуситов. Так или иначе, активность йеменских боевиков можно считать одним из элементов противостояния между Ираном и США с их союзниками, включая Израиль.
До осени 2023 года о хуситах в мире мало кто слышал, а судоходство в Красном море считалось безопасным. Все изменилось в октябре того года, когда палестинское движение «ХАМАС», также поддерживаемое Ираном , вторглось в Израиль, а тот в ответ начал военную операцию в секторе Газа. Хуситы, действующие в фарватере иранской политики, объявили Израилю войну. Боевики пригрозили, что будут нападать на суда, связанные с Израилем. В ноябре они захватили панамское судно Galaxy Leader , принадлежащее израильскому бизнесмену Аврааму Унгару. Всего же за два месяца с начала конфликта хуситы совершили больше 30 атак против кораблей в водах рядом с Йеменом. При этом по факту их жертвой может стать кто угодно. В декабре боевики запустили ракету по норвежскому кораблю , который вез пальмовое масло из Малайзии в Италию. Никаких свидетельств, как он связан с Израилем, не нашлось.
Судно Galaxy Leader в окружении лодок хуситов. А после 11 января, когда США и их союзники начали военную операцию против хуситов, эти отказы стали массовыми. В январе 2024 уже треть кораблей , которые раньше пользовались привычным коротким маршрутом через Красное море, шли обходным путем — более длинным и дорогим — вокруг Африки, через мыс Доброй Надежды. Источник: Daily Shot Как атаки хуситов влияют на мировую торговлю Прямым следствием конфликта у берегов Йемена стало то, что с конца декабря мировые цены на морские перевозки выросли в 2,5 раза. И дело тут не только в топливе и зарплатах экипажей. Повышают расценки на свои услуги и страховые компании, без участия которых перевозчики не могут обойтись. Кратно растет стоимость фрахта: к середине января ставки на контейнерные перевозки увеличились в 5 раз в сравнении с декабрьскими тарифами. А еще цены драйвят пессимистичные ожидания рынка: никто не знает, когда все это может закончиться.
Samad-1 имеет дальность полета в 500 км и его основной функцией является разведка.
Samad-2 с длинной в 2,8 также выполняет разведывательные задачи, однако может брать на борт до 18 кг боеприпасов, а Samad-3 является БЛА повышенной дальности двойного назначения, который способен преодолеть расстояние в 1500 км. На период 2015-2017 годов, за ВВС Йемена числилось около 15 единиц военно-транспортных самолетов, таких как к примеру советский Ан-12 и около 30 боевых стребителей.
Боевые действия между коалицией и хуситами продолжаются до сих пор. Джабаров назвал варианты ответа на конфискацию Дома Москвы в Риге Что случилось в ночь на 12 января? Как заявили представители США и Великобритании — президент Джо Байден и премьер Риши Сунак — авиаудары по базам хуситов в Йемене стали ответом на «просьбу о помощи со стороны международного судоходства», а саму операцию поддержали Австралия, Бахрейн, Канада и Нидерланды. По их словам, с ноября прошлого года группировка хуситов «Ансар Аллах» систематически обстреливает корабли в Красном и Аравийском морях — всего на данный момент было осуществлено 24 подобных атаки. Сами хуситы в ответ заявили, что атаки «Ансар Аллах» в Красном море были направлены только на суда, которые либо принадлежат Израилю, либо направляются «в порты оккупированных территорий» в ответ на «агрессию Израиля в секторе Газа». Как бы то ни было, обострение ситуации сильно пошатнуло мировую экономику: так, по данным международной платформы бронирования грузов Freightos, в какой-то момент стоимость доставки одного сорокафутового контейнера из Азии в Северную Европу подскочила вдвое и достигла четырех тысяч долларов из-за того, что судовладельцы вынуждены были, планируя маршруты в Европу, проводить суда не через Суэцкий канал, а огибать Африку с юга, что привело к удлинению каждого рейса на 7-20 дней и дефициту морских контейнеров.
Что будет дальше?