Традиция пить кофе пришла в Россию благодаря Петру Первому. С 1991 года потребление натурального кофе в России возросло с 0,2 до 2,1 кг на душу населения. Поставки кофе продолжались в Россию, и уже в XVIII веке появились первые кофейни.
История советского кофе
Когда появилась первая популярная марка растворимого кофе - Парламентская газета | Почти весь последующий 18 век большая часть кофе попадала в Россию через голландских купцов. |
История кофе | Его родина, происхождение и распространение по миру | Во всём мире самым популярным кофе считается латте, однако в России более предпочтительным остаётся капучино. |
История появления кофе: происхождение и распространение напитка | Традиция пить кофе пришла в Россию благодаря Петру Первому. |
История кофе в России | Кофе в России появился в начале XVIII века, во время правления Петра I, европеизировавшего страну. |
Кофейная история России | После этой выставки импорт кофе в Россию увеличился практически вдвое — с 8 до 12 тонн. |
Какой путь проделал кофе, чтобы мы смогли им насладиться в России?
Узнавать людей, их культуру, их вкусы и предпочтения, Я предпочитаю не в музеях, а именно в кофейнях города. Только там царит непринужденная, располагающая к общению атмосфера, только там, время останавливается и заставляет упорядочить свои мысли, только там, готовят мой любимый напиток…Только там я могу писать свои заметки и делиться с вами интересной информацией о кофе….
Кофе привозили с Запада и Востока, поэтому сложились две кофейные традиции. Петр I пристрастился к кофе в Голландии. А с 1718 года ни один дворянский бал не обходился без кофе, хотя любили его далеко не все. По словам историка, первые трактиры в Москве, где подавали кофе, были открыты в 1724 году по приказу Петра Великого.
По западному обычаю напиток заваривали в медных кофейниках и пили с медом, шоколадом или сахаром, украшая взбитыми сливками. Боярам традиция не нравилась, но боязнь царского гнева заставляла их употреблять этот «треклятый кофий». К тому же они знали, что Петр Первый может в любой момент появиться на пороге их дома и потребовать чашку кофе. Популярности напитку в России прибавила международная выставка садоводства в Петербурге, куда весной 1884 года бразильские фермеры привезли порядка тысячи сортов кофе. После Октябрьской революции 1917 года «буржуйский кофий» с прилавков пропал, но после Великой Отечественной войны традиция варить и пить кофе снова стала возрождаться. Правда, к натуральному кофе для дешевизны и объема добавлялись молотые желуди, каштаны, цикорий, ячмень.
Современные кофеманы очень бы удивились своеобразному вкусу такого самопального кофе.
Он оценил бодрящее действие кофейных зерен во время Великого посольства и предписал употреблять кофе на ассамблеях и в быту. Русские бояре не оценили горького напитка, противились его употреблению так же, как и большинству реформ Петра.
Духовенство проклинало кофе, впрочем, как и чай. В это время в Европе кофе получил широкую популярность, его с удовольствием пили и знать и рядовые жители. Анна Иоанновна, много лет прожившая в Курляндии, была большой поклонницей кофе.
В период ее царствования были открыты первые кофейни. Кофейные зёрна измельчали, заваривали в медных кофейниках, процеживали через ситечко. Поклонники горького напитка употребляли его без всяких вдобавок, многие добавляли сахар, мед, шоколад, украшали взбитыми сливками.
Он содержал кофейню в «Серебряных банях» сейчас там находится район Серебрянического переулка , и по словам секретного агента Кобылинского, в его заведении: «Был буфет с чайными чашками и разного рода посудою. Были также и жаренные съестные припасы, а в мазанной печи был котел, а в нем непрестанно кипятилась вода». Во второй половине XIX века кофе подешевел, поэтому несколько предпринимателей открыли кофейни, где подавали обжаренный кофе, который раньше ввозили из-за границы. Согласно сохранившимся документам, в конце 1870-х годов в Москве такие кофейни держали гражданин Франции Луи Бежо и подданная Бельгии Анна Брюно. Крупные компании по производству кондитерских изделий также содержали свои кофейни, например, Товарищество фабрик А. Сиу и К. В начале XX века в Россию ежегодно ввозили кофе на шесть миллионов рублей.
После Первой Мировой войны импорт кофе почти полностью прекратился, а мода на него вернулась только в 1950-е годы ХХ века. С документами по истории кофе и московских кофеен можно познакомиться в Главархиве Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.
А что сегодня?
- Войти на сайт
- Где появился кофе
- Легенды происхождения кофе
- Как пить дать
- Когда празднуют международный день кофе
Природный анальгетик и модный напиток: Главархив рассказал об истории кофе в России
Во всём мире самым популярным кофе считается латте, однако в России более предпочтительным остаётся капучино. Но история кофе в России началась несколько позже. В России же исторически компот пили, чай, а кофе появился относительно недавно. Но широкое распространение в России кофе действительно получил с легкой руки Петра, и это истинная правда. Кофе в России и другие темы из истории кофе в России и мире с важными датами от экспертов интернет-магазина Вся информация о кофе в нашем блоге.
Синдром латте: разбиремся, как и почему кофе победил чай в самоварной России
В честь его международного дня, который отмечается 17 апреля, «Пчела» сделала подборку интересных фактов, о которых мало кто знает. Первый магазин, где можно было купить кофе появился ещё в 1475 году в Константинополе, который в современности является Стамбулом, там же спустя почти сто лет появилась и первая общественная кофейня. Во всём мире самым популярным кофе считается латте, однако в России более предпочтительным остаётся капучино. Настоящим почитателем бодрящего напитка в Российской империи считалась Екатерина II, которая могла за день выпить пять чашек крепкого кофе — суточная норма каждого жителя Финляндии. А ещё в России кофе считался действенным лекарством от мигрени и некоторых других заболеваний. Сегодня миру известно около 100 видов кофе, и один из них — раф — придумали в Москве в конце прошлого века.
Местные жители, узнав о кофейном дереве, выведали рецепт у монахов. Благодаря этому, зародившийся в Эфиопии кофейный напиток начал свое шествие по всему миру. Вторая история кофе вспоминает времена правления шейха Абд-аль-Кадира.
Будучи любителем научных исследований, шейх много внимания уделял лекарственным растениям. Изучая кофе, как средство от головных болей и плохой работы кишечника, шейх в письменном предании сравнивал его с источником познания. Следующая история возникновения кофе касается предков племени оромо. Известно, что африканские кочевники, обнаружив силу напитка, постоянно употребляли его в пищу, а когда осели, то передали свое пристрастие местным жителям. Как видим, история открытия кофе неоднозначна, так как каждая легенда предлагает свою теорию зарождения напитка. Сегодня же с уверенностью можно сказать лишь одно - родоначальницей бодрящего напитка, вероятнее всего, была именно Эфиопия. История кофе: кратко о других странах мира Всем хорошо известно, что кофейный напиток сначала стал традиционным в Ближневосточных странах. Европу он влюбил в себя несколько позднее.
Первая плантация была высажена в Йемене, тогда сырье завезли арабские торговцы. Далее с бодрящим напитком познакомился Стамбул и Каир. В 15 веке распространение кофе перекинулось на Ливию, Алжир, Морокко и Тунис. После разрушения власти Османской империи, в государствах Арабского Магриба кофейное сырье из Йемена стало активно перемещаться в европейские страны. Сегодня йеменцы гордо кофейный напиток называют своим. При этом они умалчивают, что было время, когда в 1511 году в Мекке на Соборе законоведов на кофе было наложено проклятие от имени Аллаха и было строго запрещено употреблять «дьявольское одурманивающее зелье». Причина такой политики крылась в том, что с распространением кофе в Аравии стали кругом открываться уютные кофейни, где арабы на мягких диванчиках, попивая напиток, проводили много времени.
Кофе Рафаэль не любил, поэтому бариста решили придумать такой напиток, который бы ему понравился. Рафаэлю не нравился ярко выраженный вкус кофе, поэтому бариста решили другие ингредиенты.
Получился напиток на основе эспрессо с большим количеством сливок и ванильного сахара, который понравился не только Рафаэлю, но и другим гостям. В кофейне все чаще звучала фраза: "Сделайте как у Рафа". Время и история изменили "Как у Рафа" на "Раф". Теперь вы можете попробовать этот напиток во многих кофейнях по всему миру.
Тогда как чаю, его закупкам за границей и чайному "импортозамещению" при Сталине всегда уделялось повышенное внимание. С кофе наоборот - в начале 1930? В довоенном Советском Союзе кофе остается дорогим напитком - в 1937 году килограмм зерен в Москве стоит 10 руб. В 1940-м СССР импортировал всего 1280 тонн кофейных зерен, т.? Кофе от Сталина до Брежнева В годы Великой Отечественной войны кофе оказался среди стратегического сырья, подлежащего строгому нормированию.
Натуральным кофе снабжали только летчиков и в минимальных количествах - 30 г в месяц - всех раненых по строго утвержденному "госпитальному пайку". Другим бойцам кофе не полагался, достаточно взглянуть на объемы снабжения действующей армии. К примеру, накануне перехода в наступление под Сталинградом наркомат продовольствия за октябрь 1942 года поставил на фронт 688 тонн чая и всего 9,3 тонны натурального кофе. Все годы войны не видели кофе и в тылу. Любопытно, что такое нормированное распределение и введение кофе в паек для всех раненых заставило Советский Союз даже увеличить его закупки по сравнению с довоенным периодом. Всего с 22 июня 1941 года по конец 1945? Ежегодные закупки кофе во время войны выросли в два раза по сравнению с 1940 годом, а до начала массированных поставок сырья из США большая часть попадавшего в СССР кофе закупалась в Колумбии. По воспоминаниям участников Парада Победы в июне 1945 года, всех солдат, которым предстояло промаршировать по Красной площади, в тот день подняли в час ночи и каждому выдали по стакану кофе… Небывало высокое для СССР количество кофе - свыше 9 тыс. И дальше, вплоть до смерти Сталина, объемы закупок резко колебались - например, в 1950 году импортировали 1,2 тыс.
После войны и до смерти вождя кофе закупался в основном в Бразилии, хотя дипломатические отношения между этими странами были разорваны еще в 1947-м.
Кто и когда привез кофе в Россию?
Историю его создания рассказала Ольга Киселева – руководитель московского отдела Coffee Bean. Кофе: как этот напиток появился в России и считали ли его напитком аристократов? После этой выставки импорт кофе в Россию увеличился практически вдвое — с 8 до 12 тонн. Днём рождения растворимого кофе считается 24 июля 1938 года, когда на конвейер было поставлено его массовое производство. По популярности кофе в России давно догнал чай. В конце XVIII века статьи, восхваляющие кофе, появились в известных изданиях, таких, как "Экономический магазин" и "Всеобщее и полное домоводство".
Официальный представитель бодрости: когда в Москве сварили первую чашку кофе
Но широкое распространение в России кофе действительно получил с легкой руки Петра, и это истинная правда. Первые кофейни возникли в России только в XIX веке. Кофе обрел свою популярность в России лишь после русско-французской войны.
Природный анальгетик и модный напиток: Главархив рассказал об истории кофе в России
Кофе применяется в косметологии. В некоторых странах принимают ванны с ним, чтобы кожа стала упругой. Также существует множество рецептов скрабов и масок на основе молотых зерен. Этот напиток тормозит развитие желчекаменной болезни. Он также может вызвать изжогу.
Причиной этому является кислота, содержащаяся в нем. Еще некоторые факты о чудесном напитке Растворимый кофе, который сейчас доступен и распространён во всех странах мира, изобрел Джордж Вашингтон еще в 1910 году. В давние времена считали, что напиток обладает лечебными свойствами. Известны интересные факты о кофе.
Например, то, что его употребляли в качестве лекарств для предотвращения болезней желудка, кишечника, чтобы успокоить нервную систему. Был период, когда напиток запрещали, например, священники. Они считали, что люди становятся зависимы от этого напитка, поэтому были категорически против его употребления. Кофеин входит в перечень запрещенных веществ, содержащихся в организме спортсменов.
Поэтому если его обнаружат, то участник соревнований не пройдет допинг-контроль. Современные врачи опровергают то, что кофе влияет на повышение артериального давления. Хотя именно такого мнения долгое время придерживались медики и запрещали гипертоникам употреблять этот напиток. Так как кофе обладает мочегонным действием, то, соответственно, не дает удерживаться жидкости в организме.
Чрезмерное его употребление может привести к обезвоживанию. В одном из небольших городов Англии кофе применяется в качестве топлива. Там построили электростанцию, в работе которой необходима кофейная гуща. Мусульманам запрещено спиртное, поэтому они заменяют его кофе.
Чрезмерное употребление напитка препятствует усвоению кальция, а еще может привести к бессоннице и раздражительности. В арабских странах приготовление кофе - обязанность мужчины.
Так началась история кофеен. Сначала это были простые хижины, но позже они превратились в шикарно обставленные и уютные заведения, которые в дальнейшем стали открываться и в Европе. Кофейные дома способствовали росту популярности бодрящего напитка, люди стали приходить в них, чтобы в том числе послушать музыку, посмотреть выступления артистов и обменяться информацией. Однако в истории кофе было не все так гладко. Кофемания, охватившая Турцию в XVI в. Они считали, что он развязывает языки, провоцируя нежелательные разговоры о политике. Кофе запретили, мешки с зернами сбрасывали в море.
Впрочем, даже это не заставило людей отказаться от полюбившегося напитка. Как кофе распространился по Европе Считается, что кофе появился в Европе в 1615 году, когда там была выпита первая чашка. Местные жители познакомились с ним благодаря путешественникам, которые по приезде с Ближнего Востока рассказывали о необычном отваре черного цвета и давали попробовать. Читайте также: В какой стране пьют больше всего кофе Однако лекари и духовенство некоторое время запрещали употреблять это «зелье дьявола», «горькое изобретение Сатаны». В итоге вынужден был вмешаться папа Клемент VII. Он попробовал кофе. Вкус ему понравился, поэтому глава церкви разрешил употреблять его. В Англии появились так называемые «пенсовые университеты». Это название произошло от популярных заведений, где посетители общались за чашечкой ароматного напитка по цене в 1 пенс.
Со временем появилась традиция начинать утро не с вина и пива, как было принято раньше, а с кофе. В отличие от алкоголя, он заряжал энергией и бодростью , давая силы для работы. В середине XVII в. Многие из них приобрели постоянных посетителей, в число которых входили купцы, брокеры, артисты.
Первая кофейня появилась в Петербурге в 1740 году. Кофейные дома держали выходцы из Германии, Англии, Голландии и других стран Европы. По западному обычаю напиток заваривали в медных или жестяных кофейниках, фильтровали и пили либо без добавок по-немецки , либо с медом, шоколадом или сахаром, непременно украшая взбитыми сливками по-венски. По мере того как в состав России входили Приазовье, Крым , Кавказ, западное побережье Каспия, о кофе узнавали донские и кубанские казаки, служившие на границе. Среди их военных трофеев оказывались мешки с кофейными зернами и джезвы для варки кофе, переименованные русскими в «турки». Кофе по-турецки подавали с каймаком — густыми жирными сливками — или со специями: кардамоном и черным перцем. Пили такой кофе с гущей, не фильтруя. На Дону и Кубани это был такой же незыблемый ритуал, как пятичасовой чай на берегах Темзы. А вот уральские казаки, среди которых было много староверов, отказывались от «басурманского пойла».
В 1820-е годы в России стали производить двухсекционные самовары с отдельными емкостями для кофе и чая, чтобы можно было заваривать оба напитка сразу. Некоторые горожане в целях экономии придумывали свои варианты кофе. Например, на основе цикория, порошка желудей и свеклы, а для вязкости добавляли в получившийся отвар ячменную муку и корни одуванчика. Всем тогда хотелось соответствовать моде, так что приходилось проявить изобретательность. Нужно отметить, что кофе в первой половине XIX века был дорогостоящим продуктом, который не все могли себе позволить купить на развес. Самым дорогим считался сорт «ливанский мокко» по 28—30 руб за 16 килограмм. Самым дешевым был бразильский по 17 рублей за 16 килограмм. Для сравнения: говядина тогда стоила примерно 6,4 рубля за 16 килограмм, пресноводная рыба — 4 рубля за 16 килограмм. С возвращением моды на кофе возвратились и старые правила по содержанию кофеен, теперь там снова можно было подавать только напитки и пирожные. Те, кто нарушал правила, могли получить уведомление от городских властей, где сообщалось о необходимости закрыть заведение. Подобная история произошла с купцом Павлом Гордеевым в 1820 году.
Какой путь проделал кофе, чтобы мы смогли им насладиться в России?
Для того чтобы получить классный результат, нужно полагаться на три главных фактора: качественное сырьё, понимание процессов производства как формировать вкус и свежесть обжарки. В случае с импортным кофе это обеспечить практически невозможно, и рынок начал это понимать. С этого момента у нас начался небольшой рост. Нельзя сказать, что у нас в истории компании были периоды, когда мы росли в 10 раз за год, но это был какой-то взрывной рост, и на сегодня мы получаем следующую картину. У нас есть два основных направления. Направление номер один — это производство свежеобжаренного кофе и поставка этого кофе в кофейни, бары и рестораны по всей России. Второе направление, это розничное. По сути, просто интернет-магазин кофе. Запустили его в 2014 году, когда особо и маркетплейсы не были развиты и в принципе не было особого понимания у людей, что можно заказывать свежеобжаренный кофе в интернете, и тебе будут доставлять до квартиры. Мы вкладывали в него очень много усилий и с точки зрения Ай-Ти-решений.
С 2016-18 года начался достаточно быстрый рост интернет-магазина, он усилился в 2020 году, когда был ковид. Фото: ИА «Сусанин» Ну а в интернет-магазине у нас получилось следующее. Рынка как такового тоже всё ещё не существует. На сегодняшний день у нас получается примерно 55-60 тысяч розничных заказов в месяц через наш интернет-магазин. Мы отгружаем кофе каждый день в полторы тысячи городов России. С точки зрения логистики и способов доставки там тоже достаточно большая работа проведена, поэтому отчасти и результаты такие. Но опять же, это не потому, что мы огромные, а потому что продукт настолько нишевый и узкоспециализированный, что мы стараемся в принципе делать так, чтобы этот рынок существовал, и он становился больше. Конечно, сейчас существуют маркетплейсы, и там тоже стало много кофе, но рынок, действительно, пока ещё не очень большой, и хочется прилагать все усилия для того, чтобы он формировался. В чём конкретно идея существования компании сейчас?
Должно быть что-то ещё. Как по пирамиде Маслоу, ты сначала должен базовые потребности удовлетворить, а потом ты начинаешь думать — а для чего это делаю, начинаешь какие-то дополнительные вопросы себе задавать, хочешь, чтобы вокруг мир лучше становился. Мне кажется, что в России, даже несмотря на то, что сейчас происходит, можно сделать так, чтобы этот рынок в значительно лучшую сторону отличался по сравнению с той же самой Европой. Каждый день собираем заказы, каждый день обжариваем и отгружаем; то есть мы начинаем день — на складе ноль, заканчиваем день — на складе ноль. При этом почему люди покупают необычный спешелти-кофе свежей обжарки? Потому что это классный вкусовой опыт, это продукт другого уровня. Поэтому если коммерческие производители, как правило, сужают ассортиментную линейку, спешелти-производители расширяют предложения, которые у них есть. У нас сейчас порядка 60-70 лотов есть в прайсе, которые постоянно ещё ротируются и которые мы обжариваем. В итоге мы получаем: 70 лотов, каждый может быть обжарен и упакован по килограмму, 2 кг, 250 грамм, или молотый.
И нет склада, и нужно отгружать каждый день. В итоге задачка перед нами стояла в том, как умудриться расти. Если умножить количество лотов на все модификаторы, мы получаем 600 SKU товарная позиция, артикул - прим. Как производить каждый день 600 SKU без склада, чтобы он не «старел», и при этом ещё умудряться делать это эффективно? Последние лет пять мы активно старались решить эту проблему, а именно — придумать, перепридумать. Обычно это очень ручная работа, но зато все офисные процессы, все заказы, все процессы распределения этих заказов, контроля качества на производстве, какую пачку в какую коробку положить, кому что отгрузить и так далее — у нас теперь очень неплохо автоматизированы. И над этим работает куча программистов; есть много самописных систем, которые делают сквозную прослеживаемость буквально до пачки. Например, вы покупаете пачку кофе у нас в магазине. Она к вам приходит в Москве.
На каждой пачке есть индивидуальный qr-код, по которому можно отследить всю цепочку производства продукта вплоть до фермера: кто и в какое время обжарил зерна, на каком ростере, в какое время и откуда поступили зелёные зёрна. Пока не встречал, чтобы кто-то реализовал подобное, потому что это достаточно сложный процесс. Фото: ИА «Сусанин» И к чему я это всё рассказываю? К тому, что во всём мире получается следующим образом. Спешелти-обжарщики расти не могут, потому что при росте объёмов они нанимают больше людей. Например, в Европе средняя зарплата в разы выше, чем у нас. Это всё накладывается на стоимость упаковки, и цены получаются кратно больше. Например, мы берём «Бразилию» коммерческую и «Бразилию» от какого-нибудь спешелти-обжарщика. Может в пять раз отличаться стоимость.
Поэтому это такой естественный ограничитель роста. Чем отличается наша страна?
Те страны, где кофе пился давно, например Турция, старались украсить вкус кофе специями и другими добавками. Остальные употребляли кофе как продукт для стимуляции организма. Из-за того, что в странах потребления кофейные деревья не росли, по сути, финальный потребитель получал в чашке ровно то, что ему давали. Выбора как такового не было, отсюда всевозможные эксперименты с добавками. Те же, кто очень любил кофе в чистом виде, были вынуждены привыкать и горячо любить не самый качественный, зачастую рандомный вкус.
Удивительно, но более чем за 1000 лет существования кофе никто не позаботился о том, чтобы сделать его вкуснее до момента обжарки. Интерес к кофейному продукту во всем мире заставил некоторых людей относиться к нему как к вину. Он использовал кустарный метод сбора, обращал внимание на регионы произрастания зерна. Именно такой экологический, экономический и в целом осознанный подход к кофе потом назовут «специальным». Этим словосочетанием она обозначила зерна кофе с превосходным ароматом, выращенные в специальном микроклимате. Энтузиасты предложили выделять более качественный кофе в отдельную категорию, ведь до этого времени у такого зерна не было никакой классификации. Некоммерческая организация скрупулезно относилась ко всем этапам произрастания кофе: от почвы и условий произрастания до обработки, транспортировки, обжарки и приготовления.
Вкус — самый важный параметр, который раскрывает успех всех предыдущих этапов. Широко распространенное определение спешелти кофе — это кофе, набравший 80 баллов или выше по 100-балльной шкале Q. Кофе, набравший 90—100 баллов, оценивается как превосходный; кофе, набравший 85—89,99 балла, оценивается как отличный; а кофе, набравший 80—84,99 балла, оценивается как очень хороший. Сам факт популяризации кофе привел к огромному числу исследований и научных публикаций на кофейную тематику. Люди вдруг узнали, что в их кофе могли оказаться канцерогены и другие вредные вещества, которые накапливались в зерне еще на плантациях сами кофейные плантации располагаются, как правило, в странах третьего мира. Именно некоммерческие организации типа Specialty подвигли всю кофейную индустрию пересмотреть отношение к продукту. Коллаборации с учеными из разных университетов до сих пор приносят интересные и важные открытия, способствующие улучшению продукта.
Именно к третьей волне сформировался стандарт того, как правильно высаживать кофейные деревья, как их обрабатывать, как обходиться с кофейными фруктами и как лучше их довезти до цивилизации. Примерная цепочка поставки кофе — от плантации до чашки Именно осознанное потребление кофе с вниманием к методам сбора, процессам выращивания и обработки унифицировало общий подход к тому, каким должен быть кофе, по какой цене его можно купить на бирже и какой вкус он может дать на выходе. Улучшению качества продукта способствовали программы обучения Specialty Coffee — Coffee Skills Program — и кофейные чемпионаты. Первый президент Европейской ассоциации спешелти кофе Альф Крамер разработал идею чемпионатов среди бариста. Он считал их важными для популяризации профессии бариста, стимуляции к профессиональному росту и продвижения культуры потребления кофе, повышения его качества. Сегодня самыми статусными чемпионатами являются те, что проводятся под эгидой Specialty Coffee Association. Чемпионат мира по кофе — 2022 в Мельбурне Можно ли сказать, что третья кофейная волна и спешелти кофе — это одно и то же?
Не совсем. SCA стала главным катализатором нового осознанного потребления кофе. Именно особый подход к кофе как к деликатесу изменил метод потребления продукта среди профессионалов. Ориентира на капучино 0,8 с мятным сиропом и капелькой эспрессо в индустрии третьей волны нет, наоборот, чем понятнее и чище твой кофе с точки зрения терруара, чем больше в нем раскрыто вкусовых и ароматических свойств от произрастания, обработки и обжарки, тем лучше. По ходу третьей волны эспрессо стал уступать место фильтр-кофе. Хоть эспрессо и считается основой, но высокая концентрация масел создает такое плотное и объемное тело, что в полной мере распознать все нюансы вкуса сложно. Как и с вином, именно фильтр-кофе в тактильном плане лучше всего раскрывает натуральные компоненты зерна.
Обжарка под фильтр чаще всего светлая, именно она позволяет лучше всего раскрыть сахара, кислоты и другие приятные компоненты в зерне. Эспрессо при этом никуда не делся и всё так же популярен как среди профессионалов, так и среди любителей. Заваривание фильтр-кофе в воронке Кофе третьей волны — это сложный продукт, за которым стараются следить с момента выращивания и до момента приготовления. Главная цель потребителей третьей волны — спасти вкус, который можно убить практически на любой стадии работы с зерном. Третья волна еще молода, отчасти потому, что в мире всё еще доминируют кофейные напитки второй волны: молочные латте или капучино с кофе темной обжарки.
В XII в. Почти 200 лет эта страна была главным поставщиком кофе на весь Восток.
Как напиток стал популярным В середине XV в. Это был важный этап в истории напитка. Он так понравился жителям Константинополя, что через несколько лет там открылся первый в мире кофейный магазин. Постепенно менялась технология приготовления. Если раньше зерна просто настаивали на воде, то турки догадались вначале обжаривать и перемалывать их. Это значительно улучшило вкус, и кофе стал стремительно набирать популярность на Востоке. Арабы говорили «кахва», то есть «отгоняющий сон».
Турки видоизменили название на «кахве», от которого было образовано слово «кофе», прижившееся в европейских языках. С возникновением искусства приготовления напиток стали употреблять не только дома, но и варить публично. Так началась история кофеен. Сначала это были простые хижины, но позже они превратились в шикарно обставленные и уютные заведения, которые в дальнейшем стали открываться и в Европе. Кофейные дома способствовали росту популярности бодрящего напитка, люди стали приходить в них, чтобы в том числе послушать музыку, посмотреть выступления артистов и обменяться информацией. Однако в истории кофе было не все так гладко. Кофемания, охватившая Турцию в XVI в.
Они считали, что он развязывает языки, провоцируя нежелательные разговоры о политике. Кофе запретили, мешки с зернами сбрасывали в море. Впрочем, даже это не заставило людей отказаться от полюбившегося напитка. Как кофе распространился по Европе Считается, что кофе появился в Европе в 1615 году, когда там была выпита первая чашка.
Однако это не вызывает никакого удивления. Только после войны 1812 года популярность кофе начала расти. Освобождая Европу от французов русские войска заметили, что европейцы с большим удовольствием пьют кофе. И после 1812 года, кофе стал быть обязательным напитком на балах и приёмах. Стали открывать кофейни, где собирались литераторы и художники для обсуждения различных вопросов, появились общества, которые распространяли кофе.
В конце XVIII века в самых популярных тогда изданиях «Экономический магазин» и «Всеобщее и полное домоводство» стали восхвалять этот напиток. Русские не сразу научились правильно заваривать кофе, одна и та же кофейная масса заваривалась не один раз, так как считали, что от этого напиток получается ещё вкуснее, ароматнее, гуще. В XIX веке кофе в России уже пили почти в каждом доме, а прислуге кроме жалования полагалось ещё и «кофейное довольство» - фунт зёрен кофе, но это не мешало им частенько пить и хозяйский кофе.
Официальный представитель бодрости: когда в Москве сварили первую чашку кофе
В это время в Европе кофе получил широкую популярность, его с удовольствием пили и знать и рядовые жители. Анна Иоанновна, много лет прожившая в Курляндии, была большой поклонницей кофе. В период ее царствования были открыты первые кофейни. Кофейные зёрна измельчали, заваривали в медных кофейниках, процеживали через ситечко. Поклонники горького напитка употребляли его без всяких вдобавок, многие добавляли сахар, мед, шоколад, украшали взбитыми сливками. Существовал и второй путь проникновения кофе в Россию — из Турции, это подтверждает прижившееся в стране название посуды для варки кофе — турки. После вхождения в состав России Крыма с кофе познакомились донские и кубанские казаки, к которым попали в руки военные трофеи — зёрна кофе и турки джезвы. В этих регионах пили кофе по-турецки — с жирными сливками и специями.
Кофе при установлении советской власти воспринимался как напиток буржуазии, элиты, и не завозится в страну. Интересный факт: в 1941 году, когда на границах война уже шла и почти во всех городах России появились карточки на продукцию, в Москве кофе можно было купить в свободном доступе. В своих воспоминаниях писатель Владимир Лидин пишет: «В Москве в 1941 году были введены карточки на продукты питания, воздух в сентябре был пропитан запахом кофе, который в кофейнях был в свободном доступе, обжаренный на кухнях». В 1959 году объем поставок кофе составил 13,3 тысячи тонн в год чуть больше, чем в предреволюционном , и в следующие два года только увеличивался. Это позволило наконец-то пустить кофе в массы, превратив его из напитка элитного в напиток, доступный обычному советскому человеку. В 1965 году при Хрущеве импорт вырос до 26 тысяч тонн, объем кофе составил 115 грамм на человека. В первый год правления Брежнева импорт вырос до 30,3 тысяч тонн, 60 процентов - бразильское зерно и 27 - индийское. В 1972 году в СССР начали производить собственный растворимый кофе, который, кстати, стоил намного дороже натурального ситуация и сейчас не изменилась. В 70-е годы импорт кофе составлял 60-100 тысяч тонн в год, потребление на душу населения 200 грамм. Конечно, импорт и потребление росли, но все же отставало от европейских стран. Но именно в этот период в уже сформировавшейся России начинается развитие кофейной индустрии. С 1999 по 2019 импорт вырос до 218 тысяч тонн в год, перегнав впервые в истории нашей страны импорт чая.
Выставку посетили бразильские фермеры, которые привезли лучшие образцы сортового кофе, чем немало удивили местных кофеманов и существенно пополнили свои кошельки — было заключено огромное количество договоров на поставку бразильского кофе. После этой выставки импорт кофе в Россию увеличился практически вдвое — с 8 до 12 тонн. С началом революции кофейная культура была несколько утрачена по причине дороговизны. Только с расцветом торговли в годы НЭПа удалось частично восстановить прежнюю любовь к этому напитку. И даже серия рассказов «Ленин и кофе» по аналогии с «Ленин и дети» не спасла «росу бодрости». Послевоенная хрущёвская «оттепель» вернула кофе массовому потребителю, разрешив его свободную продажу — правда, ненадолго. Как и чай, он вскоре стал весьма дефицитным продуктом, а заменителем его стал более дешёвый цикорий или такие специфические напитки как желудёвый или ячменный кофе. После надоевших советскому потребителю кофезаменителей, к 1991 году в продаже появился растворимый кофе колумбийского или бразильского производства. Этот тренд сохраняется в повседневной массовой культуре до сих пор. Реклама кофе в журнале «Огонек». Источник: Pinterest Стоит особо остановиться на традиционно русских способах приготовления кофе. Как и чай, кофе варили в специальном самоваре, который представлял собой сосуд цилиндрической формы, нижняя часть которого была декорирована фигурной решёткой отверстие для циркулирования воздуха , кран с фигурным репейником, а внутри на трубу-жаровню надевалась съёмная рама, к которой подвешивался холщовый мешочек для молотых кофейных зёрен. На рубеже веков из Европы были заимствованы новые приборы для приготовления чая и кофе — бульотки от франц.
О вкусовых впечатлениях остается только догадываться, но, так или иначе, популярность кофе вновь возросла. В 1820-е годы в России стали производить двухсекционные самовары с отдельными емкостями для кофе и чая, чтобы можно было заваривать оба напитка сразу. Некоторые горожане в целях экономии придумывали свои варианты кофе. Например, на основе цикория, порошка желудей и свеклы, а для вязкости добавляли в получившийся отвар ячменную муку и корни одуванчика. Всем тогда хотелось соответствовать моде, так что приходилось проявить изобретательность. Нужно отметить, что кофе в первой половине XIX века был дорогостоящим продуктом, который не все могли себе позволить купить на развес. Самым дорогим считался сорт «ливанский мокко» по 28—30 руб за 16 килограмм. Самым дешевым был бразильский по 17 рублей за 16 килограмм. Для сравнения: говядина тогда стоила примерно 6,4 рубля за 16 килограмм, пресноводная рыба — 4 рубля за 16 килограмм. С возвращением моды на кофе возвратились и старые правила по содержанию кофеен, теперь там снова можно было подавать только напитки и пирожные. Те, кто нарушал правила, могли получить уведомление от городских властей, где сообщалось о необходимости закрыть заведение.
КАК ПОЯВИЛСЯ КОФЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ. Немного истории.
Во всём мире самым популярным кофе считается латте, однако в России более предпочтительным остаётся капучино. В начале XX века в Россию ежегодно импортируется кофе на 5-6 млн руб. Историю его создания рассказала Ольга Киселева – руководитель московского отдела Coffee Bean. — Принято считать, что кофе в Россию привез Петр Великий, но первое упоминание в документах относится к 1665 году. С 1991 года потребление натурального кофе в России возросло с 0,2 до 2,1 кг на душу населения.
История кофе в России
К 1930 году импортный кофе вновь появился в стране, но оставался дорогим и дефицитным напитком. В начале XX века в Россию ежегодно импортируется кофе на 5-6 млн руб. По популярности кофе в России давно догнал чай. В этой статье мы рассмотрим историю возникновения кофе в мире и в России, когда это произошло и как. Раф-кофе — самый известный кофейный напиток, изобретённый в России. Согласно легенде, он появился примерно в 1996 году в московском кафе, когда один из постоянных посетителей по имени Рафаэль («Раф») попросил бариста придумать что-нибудь новенькое. Самая первая кофейня в России появилась в 1720 году.