Новости характеристика цифровой зависимости

Почти половина (45 %) россиян признались в том, что они испытывают зависимость от интернета. Часто родители, приводя детей к нам в iKids, просят даже не научить программированию, а помочь именно с проблемой цифровой зависимости. Лим подчеркивает, что проблема цифровой зависимости очень реальна и вызывает беспокойство, и он хотел бы увидеть исследования, как лучше всего с ней бороться. Кроме того, цифровая зависимость может привести к социальной изоляции и отсутствию реальных контактов с другими людьми.

Треть родителей в России волнует проблема детской цифровой зависимости

Каждый день мы находим этому новые доказательства: в автобусе, в магазине, на работе. Тренингов по повышению эффективности становится все больше, а умных людей — все меньше. Потому что, теряя какой-то навык, мы теряем часть активных нейронов. Всё куда проще: наш корковый сервер или обучен делать сложные вещи, или нет». Курпатов Что происходит с мозгом, если мы перестаем совершать какую-либо мыслительную операцию? Импульс не переходит от нейрона к нейрону, а связь между ними разрушается раз и навсегда. Мы не просто теряем навык, мы теряем те самые нервные клетки, которые обеспечивали нам этот навык. Если мы разучились общаться друг с другом, то часть нейронов в голове у нас безвозвратно исчезла. Можем ли мы при этом эффективно мыслить?

Младенцы в этом плане гораздо умнее нас. Как ребенок добивается своего? Он проводит невероятную мыслительную работу: всматривается в лицо мамы, анализирует ее настроение, устанавливает с ней зрительный контакт и всеми способами убеждает ее взять его на ручки — он гукает, улыбается, кряхтит. Если ничего не помогает, он прибегает к безотказному методу — крику и рыданиями. Шах и мат. Он на руках и уже безмятежно улыбается. Он думал, анализировал и добился своего, а между тем, ему всего два месяца. Может ли взрослый похвастаться такими успехами?

Может ли цифровой аутист добиться успеха в обществе, не владея навыками общения? Известный антрополог и популяризатор Робин Данбар доказал, что объем коры головного мозга у примата зависит от численности стаи, к которой он принадлежал. По сути, чем больше его стая, тем больше социальных связей он может установить, а значит, тем он умнее. Это повод задуматься, так ли выгоден нашему мышлению фриланс и что мы теряем, исключая себя из социальной иерархии.

Если человек не получает свою «дозу» игр или интернета на протяжении 2-4 часов, он начинает проявлять беспокойство, становится раздражительным и агрессивным, не может сосредоточиться на текущей задаче.

К другим симптомам аддикции относится: Нарушенное ощущение времени. Находясь за монитором, зависимый утрачивает чувство времени. Отсюда частые опоздания, срывы сроков. Трата финансовых ресурсов на постоянное обновление гаджетов, программного обеспечения, покупку новых игр. Ухудшение памяти из-за большого количества информации.

Мозг не готов к таким нагрузкам, поэтому человек часто забывает о своих обещаниях, предстоящих делах. Нарушение режима дня. Чтобы провести как можно больше времени в сети, зависимый отказывается от прогулок, физической активности, полноценного питания, заменяя его перекусами. При компьютерной зависимости больные часто страдают от нарушений сна: долго не могут уснуть, ложатся под утро, проводят в постели большую часть дня. Сужение круга интересов.

Человек может забросить прежние хобби, перестать встречаться с друзьями, станет реже выходить из дома. Несмотря на то, что компьютерную зависимость относят к психологическим, а не физиологическим, её последствия не менее разрушительны, чем последствия алкоголизма или наркомании. Подбор лечения Последствия компьютерной зависимости Как и у каждой аддикции, у патологической тяги к играм и интернету есть свои последствия. Их можно разделить на три группы: Физиологические; Психологические; Социальные. Физиологические последствия развиваются из-за пренебрежения человека к своему здоровью и нормальному режиму дня.

Из-за постоянной сидячей позы перед компьютером нарушается осанка, появляются проблемы с позвоночником. Начинаются усиливающиеся головные боли, ухудшается зрение. Если пользователь играет в наушниках — возможно снижение слуха. Среди других последствий компьютерной зависимости: Снижение когнитивных функций внимания, концентрации из-за постоянной нагрузки на центральную нервную систему и головной мозг; Нарушение функций ЖКТ, высокий риск развития гастрита из-за неправильного питания ; Снижение иммунитета на фоне гиподинамии и авитаминоза. Не менее выражены психологические последствия.

Постоянно находясь в выдуманном виртуальном мире, игрок сбегает от реальности. Он не хочет брать на себя ответственность за собственную жизнь. В нем нарастает инфантилизм, неумение справляться со стрессами конструктивно. Больному сложно справляться с перепадам настроения, он не контролирует эмоции. Постепенно это приводит к личностной деградации.

Но наиболее заметны социальные последствия компьютерной зависимости. Постепенно зависимый становится асоциальным, разрывает прежние дружеские связи. Он пропускает учебу и работу, что может привести к отчислению или увольнению. Как правило, это не волнует игромана: до тех пор, пока ничто не угрожает возможности проводить время за ПК или ноутбуком, он спокоен. Известны случаи, когда компьютерная зависимость приводила к усилению других фобий, например, агорафобии боязни пространства.

Получая всё через интернет, люди полностью отказывались выходить из дома.

В самом начале «побега» от реальности зависимости еще нет и это неопасно. Но когда такая ситуация происходит периодически, и человек в сети получает необходимые ему эмоции, это может закрепиться и привести к зависимости. Часто люди отстраняются от реального мира в виртуальный, потому что не могут найти общий язык со сверстниками. Человек чувствует себя уверенней с интернет-друзьями, так как ему комфортнее общаться, когда он не видит лица собеседника. Застенчивые люди могут создать себе новый образ в сети Интернет. Этот образ может и, скорее всего, будет нравиться им больше, чем тот, который у них есть в реальной жизни. Физическое или эмоциональное насилие со стороны сверстников.

Человек, который боится признаться в этом окружающим — ищет поддержку в сети. Поиск новый приключений. Человек примеряет на себя яркую роль и получает новые, яркие ощущения и др. Самому, зачастую, очень трудно определить, что же является первопричиной зависимости, почему простое увлечение интернетом переросло в заболевание. В этом случае обращение к психологу за индивидуальными рекомендациями не просто желательно, а скорее обязательно. В этой публикации мы подготовили ряд рекомендаций, соблюдение которых поможет не попасть в сеть зависимостей. Ведь, известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Начните с распорядка дня.

Определите время на посещение интернета. Заведите дневник своей интернет-активности. Анализируйте свои записи. Если заметили повышенную интернет-активность, попробуйте понять причины затяжного пребывания в интернете. Поняв причины и потребности, можно найти альтернативы в реальности. Вполне возможно, что альтернативы со временем превратятся в любимое хобби. Научитесь ставить себе цель пребывания в интернете и план её достижения. Как только цель достигнута, выходите из интернета без колебаний.

Устраивайте регулярные физминутки. Делайте зарядку для тела или глаз. Например: сделайте несколько приседаний, пройдитесь по периметру комнаты, круговые движения шеей. Для глаз можно выполнить следующие упражнения: «шторки» быстро моргайте в течение 1-2 минут , «большие глаза» крепко зажмуриваем глаза на 5 сек.

Эксперт отметил, что эта проблема не является новой, активное обсуждение ее в медицинском сообществе идет последние 20 лет: "На определенном этапе уровень дискуссий и обсуждений игровой зависимости привело к тому, что она была признана по-настоящему значимой и внесена в МКБ-11 как достоверный диагноз".

Как определить зависимость В целом, все основные проявления при игровой зависимости представляют собой гиперболизированный вариант обычного поведения человека, отмечает Петелин. Согласно МКБ, есть три основных симптома, при отчетливом наблюдении которых у человека на протяжение года или более можно поставить достоверный диагноз. То есть неспособность пациента контролировать время начала игры, частоту, в частности сколько раз человек играет в течение недели, интенсивность, длительность, а также окончание. Человек с компьютерной зависимостью не может пропустить игру, если в его поле зрения попал компьютер или появилась минимальная возможность поиграть. Более того, он практически не может остановить процесс", - рассказал психиатр.

Второй симптом - это повышенный приоритет отдаваемый играм в ущерб всем остальным формам активности.

Цифровая одержимость: рассказываем, чем опасна зависимость от гаджетов

Цифровая деменция и повышенная тревожность: к чему приводит зависимость от гаджетов? Плюсы «звонилок» не только в том, что они помогают бороться с цифровой зависимостью, но и в их способности держать заряд.
Компьютерная зависимость: типы, симптомы, стадии, лечение Я представляю это исследование не для того, чтобы привести какой-то неолуддитский аргумент в пользу отказа от технологий — ясно, что джинн не вернется в бутылку, — но чтобы понять масштабы цифровой зависимости и разработать более эффективные стратегии для борьбы.

В чем суть диджитал-зависимости

Чтобы понять, есть ли у подростка зависимость, важно знать ещё, чем именно он занимается в смартфоне. Потому что в наш век цифровых технологий многие дети учатся, читают, узнают полезное, но при этом у них сохраняется реальная жизнь, общение с друзьями, прогулки, спорт — вот это могут оценить родители. Если же этого нет, а время в смартфоне проводится только за играми, то имеет смысл насторожиться. Также по теме Зависимость от компьютерных игр признана ВОЗ болезнью, такой диагноз содержится в обновлённой международной редакции болезней... Старшее поколение имеет некую память, ностальгию по запаху, шороху бумаги, уюту при чтении бумажной книги, но современные люди этим опытом не обладают или обладают в меньшей степени, потому их выбор очевиден, за исключением редких предпочтений. Вытеснит или не вытеснит — вопрос воспитания каждого конкретного ребёнка, приобщения его к классическим, бумажным книгам, мотивации к живому общению, помощи в организации его досуга.

Потому что современные дети, как правило, не умеют организовывать собственный досуг. Следует акцентировать внимание на плюсах этого досуга, выработать умение радоваться совместно проведённому времени и позитивным моментам вне смартфона. Я со своими детьми придумала игру перед сном — воспоминания, что было хорошего за день. Каждый, лёжа в кровати, рассказывает приятные события дня, связанные с друзьями, события в садике, в школе, на площадке, смешные моменты… Цель родителей — показать, что жизнь насыщенна, интересна за пределами виртуальной реальности и что эта жизнь даёт возможность испытывать более глубокие эмоции и чувства, чем те, которые они испытывают в смартфонах. Полезно ли это для психики человека?

Если да, то как лучше его проводить? Важно устанавливать самому себе лимит времени, которое мы проводим в смартфоне. Есть экранное время, отчёт, за которым можно наблюдать и контролировать. Если вы пришли с работы, важно откладывать телефон и общаться с семьёй, заниматься домашними делами или хобби. Отдыхать без смартфона за чтением книг, прослушиванием музыки и прочим.

Я часто вижу, как мамы, которые гуляют с детьми, параллельно сидят в телефоне. Но ребёнку важно не просто присутствие мамы рядом, не количество, а качество времени, её вовлечённость в их деятельность, их общение. Это нужно понимать и осознанно проживать моменты со своим ребёнком.

Причём чтобы попасть под влияние цифровых инструментов, необходимо всего две недели, а вот выход из опасного состояния займёт по меньшей мере два года», — говорит эксперт в области семейной и детской психологии, кандидат психологических наук Елена Бахадова.

Специалист отмечает, что цифровая зависимость появилась в российском реестре психических заболеваний около семи лет назад. В свою очередь, Китай, например, признал данный диагноз ещё в 2008 году, став первым государством на пути принятия отрицательного влияния цифровизации на развитие детей. Поэтому сейчас в Поднебесной существует порядка четырёх сотен специализированных центров, где геймеров и чрезмерно активных пользователей социальных сетей лечат медикаментозно наравне с алкоголиками и наркоманами. Известно, что всего курс лечения прошли 60 тысяч человек, вылечились лишь 75 процентов.

Это люди, которые в сети проводят не более шести часов, что само по себе является далеко не минимальным значением. В 2011 году в стране был даже введён комендантский час для юных геймеров. Иными словами, в ночное время с 22. После этого проблемой сетевой зависимости озаботились в Европе.

В 2018 году во Франции появился закон, согласно которому детям не разрешалось носить гаджеты в школу. С этого года такое правило появилось и в России. По словам Бахадовой, это большой шаг в сторону цифровой осознанности. Цифровой зависимости все возрасты покорны Технологическая исследовательская компания Mediascope провела анализ данных и выяснила, что в среднем в день обычный россиянин пользуется интернетом 3 часа 40 минут.

Несмотря на то что цифра не самая маленькая, это, что называется, средняя температура по больнице. То есть в неё входят как обладатели городских телефонов пенсионеры , так и заядлые геймеры. Так, представители группы от 12 до 17 лет почти 6 часов в день тратят на гаджеты. Стоит отметить, что с возрастом человек становится менее подвержен цифровой зависимости.

Елена Бахадова отмечает, что россияне начинают осваивать виртуальную реальность с пелёнок. Так, для нашей страны стандарт приобретения телефона или планшета для игр и мультфильмов — три года. Такой ранний пользовательский возраст ведёт к появлению негативных последствий, которые выражаются не только в привыкании к гаджету, но также в плохой физической форме и появлению множественных нарушений. Алкоголизация как вид социализации пользователя сети По словам психолога, активный пользователь социальных сетей может абсолютно незаметно для себя стать зависимым, и эта связь ничуть не меньше, чем связанность алкогольная или наркотическая.

Когда в следующий раз будете общаться с ребенком, достаньте свой телефон и покажите ему, как выглядят уведомления о новом сообщении или о том, что кто-то поставил «лайк» вашему статусу. Объясните, почему они красные и какие биологические причины побуждают нас нажать на приложение, рядом с которым мы видим этот цвет. Можно переключить телефон в монохромный режим, чтобы ребенок увидел, насколько меньше эмоций у него вызывает черно-белая картинка, и понял, что она скучнее и не так привлекает внимание. Одобрение общества Мы, люди, испытываем базовую потребность в пище и убежище. Но кроме нее у нас есть еще одна врожденная потребность — принадлежать к группе и формировать прочные связи с другими людьми. Пусть мир вокруг нас сильно изменился со времен палеолита, но наш мозг остался прежним. В саванне нам приходилось тщательно следить за своим социальным положением в племени. Одиночки и изгои, как правило, подвергались нападкам. Наше выживание зависело от того, как сильно в нас нуждаются и как высоко ценят. В подростковом возрасте мы особенно остро ощущаем давление общества и хотим принадлежать к какой-нибудь группе.

Я замечаю, что среди моих пациентов-тинейджеров многие одержимы своим присутствием в социальных сетях. Для них это способ подтверждать и демонстрировать дружбу, то есть делать все то, чем человечество занимается с незапамятных времен. Если среди ваших близких есть подросток, подумайте, как рассказать ему о том своем посте в социальной сети, который не собрал ни одного «лайка». Опишите, как неловко и больно вам было, ведь казалось, что общество вас не принимает. Объясните, что, хотя те ваши болезненные ощущения были вполне реальны, неприятия со стороны людей на самом деле не было. Количество собранных «лайков» на Facebook вовсе не показатель популярности. Настоящие друзья любят вас целиком и полностью — вместе с вашими недостатками, талантами и странным чувством юмора. Согласно научным данным, ребенку нужен 1—2 близких друга в реальной жизни, а не 800 «друзей» в социальных сетях. Можно предложить ему попробовать альтернативные платформы, которые не отслеживают данные пользователей, не показывают рекламу и не пытаются привязать вас к себе с помощью «лайков» и «страйков». Автовоспроизведение и бесконечная лента YouTube и Netflix знают, что самый простой способ удержать детей и их родителей!

Неудивительно, что пользователи стали запоем просматривать сериалы целиком, когда Netfl ix добавил функцию, запускающую следующий эпизод после окончания предыдущего и десятисекундного обратного отсчета. Социальные сети часто используют тот же принцип. Благодаря автозаполнению вашей ленты и возможности бесконечно ее прокручивать, выйти из приложения все сложнее. В следующий раз, когда вы с ребенком будете смотреть сериал на Netflix, нажмите на паузу перед тем, как следующий эпизод начнет автоматически воспроизводиться. Объясните, как это работает. Напомните ребенку, что именно он должен контролировать то, как долго будет что-то смотреть в интернете. Переменное вознаграждение Возможно, это покажется нелогичным, но лучший способ заставить молодежь чаще проверять Instagram — не «награждать» их каждый раз, когда они запускают приложение. Случайность — вот что их действительно привлекает. Комментарии и «лайки» не выгружаются по расписанию, поэтому человек вынужден постоянно проверять приложение, ведь он не знает, в какой момент его вознаградят дозой дофамина. Существует даже научный термин для этого — «переменное вознаграждение».

Разработчики устройств позаимствовали выводы, к которым пришел американский психолог Беррес Скиннер, открывший силу случайной раздачи награды в серии экспериментов, которые проводил над голубями. Скиннер учил голубей клевать кнопку, чтобы получать корм. В процессе он понял, что способен приводить бедных птах в ярость, если станет выдавать им награду случайным образом. Они продолжали клевать и клевать, надеясь сорвать куш. Один голубь клевал кнопку 16 часов подряд, чтобы добыть еду! Простыми словами объясните дочери-подростку, что именно так работают онлайн-медиа. Всякий раз, открывая Instagram, Snapchat или Twitter, она словно дергает за ручку игрового автомата. Что она там увидит — увлекательную историю или порцию глупых «твитов»? Это и заставляет ее постоянно обновлять ленту. Люди, как и голуби, жаждут предсказуемости.

Грубо говоря, наш критический фильтр должен работать постоянно. Для этого надо использовать разные меры — проводить лекции в школах , доносить понимание проблемы до родителей, до органов власти и так далее, но один из механизмов, который мы применяем в рамках проекта Научи хорошему звучит так: «Чему это учит? Это фраза, которая чаще всего фигурирует в названиях видеороликов и статей проекта Научи хорошему, посвящённых оценке популярных фильмов, мультиков, сериалов, песен, и она объединяет в себе три этапа осознанного восприятия информации.

Раз мы при просмотре какого-то фильма постоянно держим в голове вопрос «чему он учит? А если после просмотра мы ещё и сопоставим выявленное влияние с нашими жизненными идеалами и ценностями, и дадим фильму соответствующую оценку — «хороший» или «плохой», то тем самым выполним все три этапа. Речь в данном случае идёт об определённой методологии взаимодействия с информационной средой.

Поэтому, когда в рамках проекта Научи хорошему публикуются или распространяются статьи и видеоролики, раскрывающие воспитательный или идейный потенциал того или иного произведения, то мы в первую очередь распространяем саму методологию, а непосредственно оценка конкретного произведения носит хоть и важный, но второстепенный характер. Аналогичных принципов можно придерживаться и при работе на местном уровне. Когда мы стараемся убрать с улицы какую-то провокационную рекламу или отменить аморальную постановку в театре — мы должны понимать, что наша цель не только в том, чтобы поставить на место какого-то безнравственного рекламодателя или режиссёра, а в первую очередь в том, чтобы призвать как можно большее число людей обратить внимание на состояние информационной среды в городе.

И не просто обратить внимание — а оценить её с точки зрения влияния на окружающих, на молодёжь, на детей. Снять завесу «развлечения», и увидеть, что скрывается за ней. Способствовать этому можно также поощряя и популяризируя положительные примеры, при этом делая акцент не на их «развлекательной составляющей», а на созидательной смысловой и воспитательной направленности.

Прекрасным примером подобной работы служит проект «Чистая информационная среда для детей и взрослых» межрегиональной общественной организации «Национальный совет социальной информации», направленный на стимулирование развития и распространения безопасной и полезной для детей информационной продукции. Также можно через эту призму взглянуть и на сегодняшнюю культурную повестку — сейчас у всех на слуху тема рэперов и противодействия деструктивной музыке со стороны родительской общественности.

В чем суть диджитал-зависимости

Цифровые платформы оказывают сильное влияние на поведение и умственное развитие детей, что может иметь долгосрочные последствия для их физического и психического здоровья и благополучия. Однако родители и учителя имеют ограниченную информацию и ресурсы, которыми они могли бы помочь, когда ребенок использует цифровые устройства в социальной или онлайн-среде. Развитие детей в понимании своих эмоций и эмоций других людей, обмене ими и взаимодействии с ними, а также в умеренном использовании цифровых устройств в ранние годы имеет решающее значение для лучшей подготовки детей к преодолению рисков зависимости от этих устройств. Европейский союз недавно начал уделять внимание цифровым и смежным вопросам. В июньских выводах Совета 2018 года о цифровой трансформации экономики подчеркивается важность защиты детей и подростков от таких опасностей, как цифровая зависимость. Европейский Союз уже является лидером в этой области и будет продолжать подавать пример. Вместе мы должны убедиться, что дети готовы к решению цифровых проблем в будущем. В отчете также подчеркивается важность предотвращения использования вызывающих привыкание и вредных средств массовой информации, таких как игры, с помощью таких действий, как предварительная регистрация, обеспечение наличия соответствующего возрасту контента и обеспечение ответственности компаний за контент, который они создают. Международное партнерство за здоровье детей в Интернете IPCH — это многосторонняя организация, которая продвигает передовой опыт управления и защиты здоровья детей в Интернете путем мобилизации политики и планов действий со стороны правительств, гражданского общества, научных организаций и промышленности. В России проблемой цифровой зависимости занимаются многие психиатры и нейрофизиологи, например, Андрей Курпатов и Татьяна Черниговская, разработавшие когнитивную терапию цифрового лечения зависимости в России, и Юрий Кореценко, который является изобретателем цифровой детокс-терапии. Также этой проблеме посвящены иследования [1, 2, 3, 4].

Цифровое лечение детоксикации основано на эффективности методов нейробиоуправления, которые дают некоторое представление о структуре мозга, а это означает, что понимание структуры мозга и нейрофизиологии зависимости от цифровых технологий сможет повысить эффективность этого лечения. Нейробиоуправление основано на адаптации конкретной электрической активности мозга. Электроэнцефалограмма головного мозга ЭЭГ регистрирует электрическую активность в коже черепа во время ее наблюдения.

Классификатор МКБ-11 вступил в силу с 1 января 2022 года. Минздрав планирует внедрить классификатор МКБ-11 на территории России до 2024 года. Технически после этого момента можно будет получить в больничном листе диагноз игровая зависимость. Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите , пожалуйста. Сколько всего в часах вы играли в компьютерные игры в 2021 году?

Я бы не выделяла конкретную соцсеть, но стоит отметить, что на такой «быстрый» формат контента, как в «Инстаграме» и «Тиктоке», люди «подсаживаются» быстрее. Речь идет об эмоциональной вовлеченности, публикации вызывают у нас радость или грусть, заставляют нас сравнивать себя с другими людьми. Эмоциональный отклик на нереальный контакт, на симулятор, — это как раз то, что формирует зависимость. Цифровая зависимость может быть связана с внутренними проблемами? Пытаясь «переключиться» на цифровую среду, человек может сознательно или бессознательно бежать от реальности: «переключение» позволяет ему не замечать, что происходит в его жизни. Это могут быть как положительные моменты, так и не очень. Цифровой детокс в этом случае поможет оторвать глаза от экрана и посмотреть на реальность другими глазами. Кто-то удивится тому, как прекрасна жизнь вокруг: сколько новых мест, занятий и людей. А для кого-то это, наоборот, станет поводом переосмыслить свои ценности. Цифровой детокс — это всё-таки полезно или нет? Цифровой детокс однозначно полезное явление.

Но чтобы сосредоточиться на одной задаче, мозгу требуется 23 минуты. Неудивительно, что времени на сфокусированную работу просто не остается. И чем чаще вы отвлекаетесь, тем более «раздраженным» становится ваш мозг. Это грозит повышением уровня стресса, чувством давления времени и ментальной перегрузкой. В-третьих, листание ленты не является отдыхом для мозга. Человек либо потребляет информацию, либо отдыхает. За эти два процесса отвечают разные отделы мозга, поэтому они анатомически не могут происходить одновременно. Следовательно, когда вы после рабочего дня переключаетесь на соцсети или видео на ютьюбе, вы продолжаете утомлять и без того перегруженный мозг. Что можно сделать, чтобы сократить неблагоприятное влияние смартфона? Чтобы количество времени, проводимого со смартфоном не было неожиданностью, проведите в течение двух дней простой цифровой учёт: фиксируйте время разблокировки и блокировки вашего телефона. Это даст вам наглядную картину того, сколько раз на протяжении дня вы взяли устройство, по какому поводу и как много времени в нём провели. После этого вы сможете эффективнее организовать свою цифровую жизнь, определив время на поиск информации, на общение, на чтение новостей и другую активность.

Профилактика цифровой зависимости

Основные признаки цифровой зависимости Придание сверхзначимости постоянному присутствию и общению в социальных сетях, непрерывному ознакомлению с лентой новостей и т.п. Формирование эмоциональной зависимости от возможности. Цифровая зависимость ведет к снижению времени и качества живого общения между людьми. Гипотеза: гаджеты вызывают зависимость, основа которой заложена в формировании психической и эмоциональной зависимости от процесса использования гаджетов. Зависимость от наркотических веществ и поведенческая зависимость от смартфонов задействуют одни и те же участки мозга. Интернет-зависимость проявляется навязчивым стремлением использовать интернет. Патология приводит к изменению сознания, работоспособности головного мозга и когнитивных функций.

Как зависимость от смартфона и соцсетей влияет на мозг

У каждого по-своему. В этом случае человек не делает из компьютера культ, и, хоть и тратит на него значительную часть своего времени, но социальная жизнь не страдает так же сильно. Фото из открытых источников Некоторые могут обратить зависимость себе на пользу, сделав её своей профессией, что, нельзя не признать, заслуживает уважения. Но, если говорить о лечении зависимости, — оно будет долгим и непростым.

Придётся искать себе новые хобби: книги, прогулки, рисование, да что угодно, способное увлечь настолько сильно, чтобы компьютер отошёл на второй план. И, когда в новом хобби появятся ощутимые успехи, желание уйти в интернет будет не таким сильным. К сожалению, в нашем цифровом мире эта проблема очень сильно недооценена.

Нет каких-то мест, куда человек смог бы обратиться за помощью, не так уж много можно найти специалистов, которые занимаются конкретно цифровой зависимостью. А потому, скорее всего, выход придётся искать самостоятельно. Но при желании его всегда можно найти.

Тая Романова специально для Агентства Особых Новостей on24.

Но эти же гаджеты нас разобщают - мы все больше общаемся не живьем, а "суррогатно", в соцсетях выражаем эмоции "унифицированными" лайками и смайликами. Более того, экономя нам массу времени на одном например, на покупке билетов для путешествия , они отнимают его еще больше. Стандартная ситуация: зашел проверить почту, "зацепился" за какое-то сообщение, а в результате прочел кучу ненужной рекламной шелухи.

То же самое происходит с центральной нервной системой под воздействием неумеренного информационного потока". Поучимся на чужих ошибках От цифровой зависимости в мире страдает 1-6 процентов населения, говорят ученые. И предупреждают: электронные игры не только не развивают интеллект, но, напротив, отупляют и приводят мозг к деградации. В западных странах уже вовсю звучат призывы ограничить использование гаджетов, давая себе психике, мозгу время на отдых.

Это так называемый цифровой детокс, он становится все популярнее. Например, в США некоторые рестораны предлагают скидки к меню, если посетитель при входе сдаст свой смартфон и не будет им пользоваться в заведении. Многие компании запрещают работникам использовать рабочую почту в нерабочее время. А во Франции правительство объявило о вреде избыточного использования "цифры" и готовит законопроект, который запретит использовать гаджеты в учебных заведениях.

А особо увлеченные - более 5000 раз. Однако по личным ощущениям человеку кажется, что он проводит с гаджетом в два раза меньше времени, чем есть в действительности. Во-вторых, телефон ухудшает вашу способность к концентрации. Люди используют более 50 разных приложений и сайтов в день и более 300 раз переключаются между задачами, отвлекаясь в среднем каждые 3,5 минуты. Но чтобы сосредоточиться на одной задаче, мозгу требуется 23 минуты. Неудивительно, что времени на сфокусированную работу просто не остается. И чем чаще вы отвлекаетесь, тем более «раздраженным» становится ваш мозг.

Это грозит повышением уровня стресса, чувством давления времени и ментальной перегрузкой. В-третьих, листание ленты не является отдыхом для мозга. Человек либо потребляет информацию, либо отдыхает. За эти два процесса отвечают разные отделы мозга, поэтому они анатомически не могут происходить одновременно. Следовательно, когда вы после рабочего дня переключаетесь на соцсети или видео на ютьюбе, вы продолжаете утомлять и без того перегруженный мозг.

Среди факторов, влияющих на снижение эффективности компьютеризации, выделяют феномен компьютерной тревожности. Поведение в состоянии компьютерной тревожности характеризуется чрезмерной осторожностью при использовании компьютеров, попытками сократить время использования компьютера и даже избеганием самих компьютеров и мест, где они находятся. Для этого также характерна боязнь техники, испортить, сломать что-либо; ощущение незнания, неумения; боязнь за свое здоровье; опасения перед чем-то новым, незнакомым; ощущение дефицита времени. Диалог человек-компьютер может оказывать влияние на формирование коммуникативных качеств личности пользователей и разработчиков. Возможно возникновение таких новых психологических эффектов, как уменьшение диапазона эмоций, размывание коммуникативных границ, трудности в понимании психологического контекста общения человека с человеком, монологический стиль взаимодействия с людьми. Еще одна из проблем взаимодействия человека и компьютера может быть связана с возникающей возможностью ухода от трудностей и проблем окружающей человека действительности в заманчивый мир"компьютерных грез", что может стимулировать явление аутизации пользователей компьютеров и их уход в виртуальную реальность. Шоттон касалось людей так или иначе работающих с компьютером, среди которых большинство являются программистами. В то время компьютер был далеко не в каждой семье, поэтому данная проблема имела меньший масштаб, нежели в современном обществе. В наше же время развитие индустрии развлечений порождает зависимость от удовольствия, и компьютер становится средством для получения положительных эмоций, а компьютерная зависимость приобретает все более новые формы, разделяясь на игровую и интернет-зависимость. Психологический портрет зависимых В современном обществе компьютерные технологии настолько тесно внедрились в нашу жизнь, что мы и не осознаем, насколько зависим от них. Порой взаимодействие с компьютером приобретает формы, подобные по содержанию психологической зависимости. Поскольку научно-технический прогресс постоянно стимулирует развитие и совершенствование компьютерных технологий, они с каждым днем приобретают все большую популярность у всех слоев населения, становятся более доступными, то, можно предположить, что проблема компьютерной зависимости со временем будет становиться все более актуальной. Благодаря новейшим технологиям осуществляется не только передача, обработка и хранение информации, но и формируется новая социальная среда со своей определенной спецификой. Негативной стороной этого процесса является злоупотребление временем, проводимым людьми в виртуальном пространстве. В своих исследованиях К. Янг и Р. Роджерс выявили, что аддикты зависимые обладают высоким уровнем абстрактного мышления, эмоционально чувствительны, настороженно относятся к другим людям. Многие ученые изучали компьютерную зависимость, однако по определенным причинам людей, страдающих от данной зависимости становится все больше. Следовательно, изучение психологических особенностей лиц с компьютерной зависимостью в век стремительно развивающихся информационных технологий является актуальной проблемой. Вопрос о компьютерной зависимости в обществе впервые стал широко обсуждаться в 80-х годах прошлого столетия, когда английский психолог М. Шоттон провела тщательное исследование среди профессиональных программистов и людей, часто работающих за компьютером. Шоттон описывала данную аддикцию как патологическое пристрастие к работе за компьютером. Компьютерная аддикция является разновидностью зависимого поведения и характеризуется стремлением уйти от жизненных реалий в виртуальный мир с помощью трансформации собственного эмоционального состояния. Патологическое пристрастие к времяпровождению за компьютером приводит к ограничению интересов и других видов деятельности, сужает круг социальных контактов. Ряд исследователей выделяют физические и психологические симптомы компьютерной зависимости. К психологическим относятся: эйфория от пребывания в виртуальном мире, увеличение количества времени, проводимого за компьютером, ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером, проблемы с работой или учебой, невозможность вовремя прекратить работу за компьютером. К физическим: сухость в глазах, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, расстройства сна, изменение режима сна и другие. Если рассматривать ситуацию на примере интернет-зависимости, Всемирная паутина привлекает людей по следующим причинам: 1. Анонимность позволяет человеку ощутить свободу в общении, особенно если он в реальной жизни застенчив. Неограниченный доступ к информации и развлечениям. Реализация своих желаний и фантазий, пусть и виртуальном мире. Возможность нахождения желаемых собеседников, удовлетворяющих любым требованиям. Отсутствие ответственности. Психологические характеристики личности могут повышать или понижать риск развития компьютерной зависимости. Например, у одних людей наблюдается зависимость, другие устойчивы к формированию аддикции от компьютерных игр. Зависимые испытывают склонность к интеллектуализации, чувство одиночества и недостатка взаимопонимания, эмоциональную напряженность, склонность сосредотачиваться на негативных аспектах жизни, желание бороться с фрустрациями. Все исследователи сходятся во мнении, что лицам с высоким уровнем зависимости от компьютера присуща тревожность и депрессивность. Такие люди обладают низкими показателями силы воли, стрессоустойчивости и уверенности в себе. Для них характерны трудности в формировании и успешном осуществлении межличностного общения. По результатам многочисленных опросов, проводимых во многих странах в разное время, формируется общий психологический портрет зависимых от компьютера. Последствия Компьютерная зависимость определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Компьютерная аддикция включает некоторые родственные виды зависимостей: интернет-зависимость, игромания и порнофилия, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются синдром абстиненции, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

Цифровая деменция и повышенная тревожность: к чему приводит зависимость от гаджетов?

Цифровая зависимость тесно связана с дизайном соцсетей, который вызывает привыкание. Философы ЮУрГУ работают над проектом «Цифровая аскетика», который направлен на снижение цифровой зависимости (аддикции) школьников и студентов и поиск баланса между онлайн и оффлайн пространствами. Цифровой аутизм Цифровое слабоумие Фейсбук депрессия Номофобия Фантомный звонок Нехимические виды зависимости. Одним из пусковых факторов интернет-зависимости у подростков называют популяризацию IT-профессий.

Последствия «цифровой» зависимости непредсказуемы

ВОЗ планирует включить цифровую зависимость в перечень болезней. В статье рассматриваются симптомы «гаджет-зависимости» и «цифровой деменции», разобраны методы борьбы с ними. По-другому интернет-зависимость можно назвать компьютерной зависимостью». Поколение Z, также известное как зумеры, с юных лет погружено в цифровой мир. При цифровой зависимости происходит утрата контроля над количеством времени, проведённом в интернете. Зависимость от наркотических веществ и поведенческая зависимость от смартфонов задействуют одни и те же участки мозга.

Манипулятивные алгоритмы социальных сетей и цифровая зависимость

В 2019 году ВОЗ также более точно конкретизировало такие понятия, как «игровое расстройство» и «игровая зависимость». Классификатор МКБ-11 вступил в силу с 1 января 2022 года. Минздрав планирует внедрить классификатор МКБ-11 на территории России до 2024 года. Технически после этого момента можно будет получить в больничном листе диагноз игровая зависимость. Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите , пожалуйста.

Первичную профилактику следует начинать в школе и направлять на улучшение психической адаптации учащихся, их межличностных отношений, на ознакомление с проявлениями компьютерной зависимости и ее возможных последствий. Необходимо информирование родителей и учителей о формировании первых признаков компьютерной зависимости. Разработаны технологии первичной профилактики компьютерной зависимости, фокусируются на таких направлениях Л.

Юрьева, Т.

Второй симптом, который появляется почти одновременно с первым, это трудности в ограничении себя. Многие дети играют в гаджетах, но через некоторое время устают или утомляются и сменяют деятельность.

При цифровой зависимости происходит утрата контроля над количеством времени, проведённом в интернете. Во-первых, ребёнок должен понимать, что гаджет, который лежит у него в кармане, служит определённой цели: при помощи него можно позвонить, почитать, посмотреть расписание транспорта или карту. Рассказывать об этом ребёнку должны все: и родители, и педагоги, и психиатры, и государство.

В разных странах этот вопрос решается по-разному, однако везде он решается при участии государства. Где-то введены возрастные ограничения: в основном до 13-14 лет запрещается пользоваться гаджетами без контроля родителей; где-то есть специальные уроки в школах, на которых объясняют, как извлечь максимум пользы из своего смартфона. Но не только запретами и регулированием нужно выстраивать профилактическую работу, также нужно подготовить личность ребёнка.

Этим, как правило, занимаются доктора, которые имеют специальные психотерапевтические программы профилактики. Дети, работая друг с другом, работая с доктором, осуществляют перестроение своей личности таким образом, чтобы быть самодостаточными. Самый главный критерий зависимости и независимости — можешь ли ты обойтись без этого предмета.

Эта стратегия использует правило 20 секунд, предложенное Шоном Ачором в книге The Happiness Advantage, согласно которому для преодоления негативных привычек необходимо ограничить доступ к соблазну. Проверка почты через браузер требует введения логина и пароля и занимает более 20 секунд. Такая задержка может удержать пользователей смартфонов от компульсивной проверки почты.

Отключение уведомлений о сообщениях. Введение штрафов за отвлечение на телефон, когда ты в компании например, нарушивший правило платит за выпивку. Наиболее часто эту стратегию упоминали молодые люди.

Какая стратегия лучше В этой категории не оказалось явных фаворитов. Однако отключение уведомлений во время деловой или личной встречи описывалось как весьма эффективная стратегия. Комментаторы отметили, что это повысило их ощущение контроля над своими смартфонами.

Кроме того, введение штрафов за использование смартфона вызывало позитивные эмоции у коллег и друзей опрошенных. Многим из них помогло ограничение использования телефона в определенных семейных ситуациях — например, когда дети просят родителей поиграть с ними либо когда муж или жена начинают жаловаться на то, что им уделяют мало времени. Один из комментаторов заметил: «Несколько раз меня обвинили в том, что я женился на своем смартфоне и не обращаю внимания на окружающих».

Стратегии достижения этой цели включали: Отслеживание собственных привычек, связанных со смартфоном, для более осознанного его использования. Регулярное напоминание о собственных жизненных приоритетах и о тех, кто требует к себе повышенного внимания, а также о рисках, связанных с неконтролируемым использованием смартфона. Напоминание впоследствии становилось мотивацией.

Как зависимость от смартфона и соцсетей влияет на мозг

Статья автора «RT на русском» в Дзене: Клинический психолог медицинской компании «СберЗдоровье» Дарья Яушева перечислила признаки цифровой зависимости. О причинах и рисках зависимости от интернета с онлайн-конференции «Интернет-зависимость: опасность или просто дух времени». Как проявляется компьютерная зависимость, чем она опасна и можно ли защитить от нее близких людей?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий