«Гаджет-аддикция, интернет-зависимость – это главная зависимость 21-го века», – уверена медицинский психолог Республиканского клинического наркологического диспансера, когнитивно-поведенческий терапевт Мария Щевлягина. Зарецкая О.В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблем Психологическая наука и образование («Психолого-педагогические исследования») 2017. Вы получите информацию, как формируется цифровая зависимость, её индикаторы и признаки, а также, что позволит побороть эту беду XXI века.
Что такое интернет-зависимость и как от нее избавиться?
Отсутствие цифровой зависимости – это один из аспектов цифровой грамотности: речь идет об установках человека, и, как показывают наши исследования, это самый трудный компонент для изменения. Цифровая зависимость может быть связана с внутренними проблемами? Примечательно, что некоторые респонденты сочли привлекательной идею отключения от цифровой реальности благодаря случайному происшествию, например поломке телефона, отсутствию связи или севшему аккумулятору. Сегодня нам и нашим детям грозит опасность не менее страшная, чем многие вирусы, и имя этой опасности — цифровая зависимость. Сегодня нам и нашим детям грозит опасность не менее страшная, чем многие вирусы, и имя этой опасности — цифровая зависимость. Цифровая зависимость может быть связана с внутренними проблемами?
Что хотите найти?
Случай вроде бы курьезный, но на самом деле проблема очень серьезная. Система образования активно переходит на новые компьютерные технологии. Часто, вместо того чтобы объяснить тему, ответить на вопросы учеников, учитель говорит: «Найдите сами в интернете! Создана платформа Российской электронной школы. Сейчас идет речь о том, чтобы на эту платформу выкладывать записанные на видео уроки. Если ученик пропустил урок, он может наверстать его, просмотрев запись. С одной стороны, удобно, но с другой стороны, возникает вопрос: а зачем тогда вообще в школу ходить? Включил компьютер, все посмотрел и экзамены тоже сдал дистанционно… - Но у дистанционного образования есть плюсы. Дистанционное образование эффективно для взрослого человека, который четко знает, какие знания и для чего ему нужны. И он сам может найти и выбрать из множества интернет-ресурсов тот, который даст ему эти знания.
Но я считаю, даже в этом случае учебный курс должен сопровождаться хотя бы несколькими очными встречами с учителем. А ребенку, безусловно, необходим преподаватель, который будет его вести, контролировать, помогать. Преподаватель должен помочь ребенку сформировать навыки самоорганизации, самодисциплины, умение работать с информацией. Читательский билет для малыша - Как приучить «цифровых» детей к чтению книг? Сегодняшние молодые родители - это уже «компьютерное» поколение, они сами выросли за монитором, электронная книга для них привычнее бумажной. Мне рассказали реальный случай. Бабушка подарила четырехлетнему внуку книжку. Он ее повертел в руках, понажимал пальцами по обложке, а потом спросил: «А как этот айпад включается? Ученикам 4а класса на один урок раздали электронные учебники, а ученикам 4б - обычные бумажные.
И когда ребята из 4а снова получили бумажные учебники, в первые минуты автоматически тыкали пальцами в картинки - так они пытались их увеличить!
Порядка четырех из десяти подростков говорят, что ощущают давление, связанное с необходимостью публиковать только контент, который выставляет их в хорошем свете или который соберет много комментариев и лайков. Другие считают, что социальные сети плохо повлияли на их самооценку: 26 процентов подростков отмечают, что эти сайты заставляют их быть недовольными своей жизнью Исследовательский центр Пью Вкупе с этими данными статистика использования подростками технологий способна ввергнуть в панику обеспокоенных родителей и педагогов. Компания Google узнала , что зумеры раньше своих предшественников получали собственные смартфоны: примерно в возрасте 12 лет. Согласно исследованию компании Global Web Index, большинство представителей поколения Z проводят онлайн хотя бы один час каждый день.
При этом общее экранное время, которое они тратят ежедневно на потребление контента из разных платформ — смартфонов, планшетов, ноутбуков, телевидения, — оценивается во внушительные восемь часов. Они процветают в этой обстановке, но также показывают признаки зависимости от нее. Такое тесное взаимодействие зумеров с миром технологий с раннего возраста привело к изменению восприятия виртуальной сферы: в отличие от старших поколений, у «зетов» цифровая и аналоговая реальности почти не разграничены, а представляют единое целое «Если говорить о поколении Z и технологиях, здесь почти нет разделения. Я даже не знаю, считают ли зумеры это технологиями. Они просто воспринимают технологии как есть.
Технологии попросту прочно укоренились в их ежеминутных действиях», — рассуждает Джек Маккензи, вице-президент компании по маркетинговым исследованиям PSB. Аналогичной точки зрения придерживаются специалисты из университета штата Аризоны. Они выяснили, в частности, что многие зумеры не проводят грань между офлайн- и онлайн-общением, в отличие от представителей предыдущих поколений. Многозадачные и мыслящие «клипами» Совмещать непрекращающийся интернет-серфинг с насущными делами зумерам помогает многозадачность, которая выражается в способности одновременно пользоваться гаджетом возможно, и не одним и заниматься делом в аналоговом мире. Они также больше всех других поколений склонны принимать пищу 59 процентов , слушать музыку 59 процентов , говорить по телефону 45 процентов или танцевать 28 процентов , просматривая страницы в интернете Squarespaceкомпания, занимающаяся созданием веб-сайтов и программного обеспечения для управления контентом Однако многозадачность вкупе с обилием потребляемой информации создает нагрузку на нервную систему, что также связывают с нарушением контроля внимания.
Поколению Z свойственно поверхностное считывание контента ради экономии времени. При потреблении информации их внимание фокусируется на ярких заголовках и визуальных образах, отметили исследователи из Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ РАНХиГС Асия Бухарбаева и Людмила Сергеева в статье о клиповом мышлении. Что такое клиповое мышление? Клиповое мышление подразумевает, что человек воспринимает информацию фрагментарно, в виде коротких и ярких образов. Зачастую феномен такого мышления связывают именно с поколением Z как с наиболее активными потребителями контента в медиасфере, обилие которого, как считается, и стало причиной такого восприятия информации.
Понятие «клиповая культура» в 1980-е годы предложил американский социолог Элвин Тоффлер, а термин «клиповое мышление» в отечественной науке впервые употребил философ Федор Гиренок в 1990-е годы.
Об этом говорится в исследовании портала Superjob, пишет РБК. Лишь каждый пятый респондент не видит у себя признаков зависимости. Часть респондентов, которые не устраивают отдых от гаджетов, объясняют это тем, что не могут позволить себе остаться без связи.
Больше всего времени за экранами цифровых устройств проводят жители Центрального федерального округа по 7 часов в сутки , молодежь 18-24 лет 8 часов , люди с высшим образованием 7 часов , руководители 8 часов. В сутки россияне проводят перед экранами цифровых устройств в среднем 5 часов по рабочим задачам и 3 часа по личным делам. Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ: «Проблема чрезмерного использования цифровых устройств отмечается по всему миру, ее признают в том числе производители устройств и вендоры программного обеспечения. Несколько лет назад Apple и Google добавили в свои смартфоны функцию так называемого «экранного времени»: смартфоны сообщают пользователям, сколько времени они проводят в тех или иных приложениях, чтобы помочь контролировать и при необходимости минимизировать время за цифровым устройством. Внедрение такого функционала в продукты — хороший пример того, что технологические компании несут ответственность перед своими потребителями. При этом эффективность таких мер, конечно, зависит именно от пользователей и их самодисциплины: функционал по контролю экранного времени легко отключается, и те, кто не в силах противостоять своим привычкам, могут продолжить использовать устройства, как раньше». Чем больше времени человек проводит за экраном, тем чаще он испытывает стресс. Чаще всего на это жаловались жители крупных городов, женщины, люди, занимающие руководящие позиции.
Многозадачные и мыслящие «клипами»
- Психолог рассказала, как правильно проводить цифровой детокс
- Цифровая зависимость. Миф или реальность?
- 16 признаков того, что у вас есть цифровая зависимость 👁🗨 — Миньон на DTF
- Преподаватели
Гаджеты ведут к цифровой деменции
- Каждый второй россиянин считает себя интернет-зависимым
- Цифровая деменция и повышенная тревожность: к чему приводит зависимость от гаджетов?
- Профилактика цифровой зависимости
- Треть родителей в России волнует проблема детской цифровой зависимости
- Как создать Profil zaufany в Польше: безопасная идентификация в онлайне ✅
- Треть родителей в России волнует проблема детской цифровой зависимости
Психолог рассказала, как правильно проводить цифровой детокс
Например, повышенная обидчивость, тревожность, склонность к депрессии, уход от проблем. Молодые люди, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе, что способствует уходу от жизненных трудностей в виртуальный мир компьютера и постепенному формированию компьютерной зависимости. Во-вторых, формирование компьютерной зависимости часто связано с особенностями воспитания и отношений в семье: гиперопека или наоборот завышенные требования и «комплекс неудачника», нарушенные отношения среди других членов, затруднения в общении и взаимопонимании. Так кто же занимался исследованием компьютерной зависимости? Термин «интернет-зависимость» был предложен И. Гольдбергом: это расстройство поведения в результате использования интернета и компьютера, оказывающее пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности человека. При этом в настоящее время интернет-зависимость не считается самостоятельным заболеванием. Планируется её включение в классификацию DSM-5.
Доктор Кимберли Янг, директор Центра интернет-зависимости University of Pittsburgh-Bradford , изучившая более 400 случаев IAD, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в Интернет, может стать интернет-зависимым, причем наибольшему риску подвергаются владельцы домашнего компьютера. Пока нет достаточно достоверных данных, но по предварительной оценке от 1 до 5 процентов использующих Интернет впали в зависимость от него. Приведенные сервисы Интернета можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, телеконференции, E-mail, ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что "Интернет - независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернета, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высоко интерактивных средах". То есть, большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением.
Поскольку большую часть Интернет - зависимых в исследовании Янг составили те, кто пользуется сервисами Интернет, основной частью которых является общение, то ее выводы относительно всех Интернет-зависимых касаются скорее именно этой группы людей. Но в ее исследовании такие группы Интернет-зависимых не выделялись. По данным Янг, Интернет-зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции ; сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию окружающих, получения признание окружающих [2]. Доказано, что всемирная сеть привлекает хорошо образованную часть популяции. Лица, которые излишне используют Интернет, имеют в среднем 15 лет образования. Последние исследования не подтверждают предыдущих выводов о том, что мужчины более подвержены развитию компьютерной зависимости. Census 2000 свидетельствует, что сейчас женщины составляют половину лиц, которые излишне используют Интернет, и что это равенство с мужчинами, по-видимому, связано с растущим количеством женщин в Интернете в целом.
Orzack 1999 отмечает, что аддикты старшего возраста и женщины чаще общаются в чатах, где они имеют возможность анонимно обмениваться частными сообщениями, особенно на сексуальные темы. Молодые аддикты и мужчины чаще играют в игры например, взаимодействующие ролевые игры и путешествуют по порнографическим сайтам [4]. В России компьютерной зависимостью начали заниматься последнее десятилетие. Данная проблематика рассматривается в трудах таких ученых как Жичкина А.
В Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью и подтвержденным врачом диагнозом предоставляют отсрочку от армии на 3 года [15]. Китай в 2008 году заявил, что собирается стать пионером в мире по официальному признанию данной зависимости болезнью, и первым начал открывать клиники [16]. Однако в китайских заведениях используют строевую подготовку и электрошок; отмечают изуверские методы лечения, приводившие к смерти подростков-пациентов [17] [18]. Согласно последним исследованиям 2021 год , распространенность Интернет-зависимости среди Российских подростков составляет 7. Согласно уточнённым данным 2022 год , среди Российских городских подростков распространенность общей Интернет-зависимости генерализованной, не дифференцированной по потребляемому контенту; использован опросник Chen Internet Addiction Scale, CIAS составляет 7. Классификация интернет-зависимости, её причин и симптомов[ править править код ] Проверить информацию.
На странице обсуждения должны быть пояснения. Основные 6 типов интернет-зависимостей по мнению психолога Дрепы М. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах , веб-форумах , избыточность знакомых и друзей в Сети.
Это грозит повышением уровня стресса, чувством давления времени и ментальной перегрузкой. В-третьих, листание ленты не является отдыхом для мозга. Человек либо потребляет информацию, либо отдыхает. За эти два процесса отвечают разные отделы мозга, поэтому они анатомически не могут происходить одновременно. Следовательно, когда вы после рабочего дня переключаетесь на соцсети или видео на ютьюбе, вы продолжаете утомлять и без того перегруженный мозг. Что можно сделать, чтобы сократить неблагоприятное влияние смартфона? Чтобы количество времени, проводимого со смартфоном не было неожиданностью, проведите в течение двух дней простой цифровой учёт: фиксируйте время разблокировки и блокировки вашего телефона. Это даст вам наглядную картину того, сколько раз на протяжении дня вы взяли устройство, по какому поводу и как много времени в нём провели. После этого вы сможете эффективнее организовать свою цифровую жизнь, определив время на поиск информации, на общение, на чтение новостей и другую активность. Вдобавок к этому, каждый раз перед тем, как взять телефон, задавайте себе вопрос «Зачем? Научитесь делать паузы между желанием схватиться за гаджет и моментом, когда вы возьмёте его в руки. Тогда вы перестанете использовать смартфон бездумно и у вас высвободиться большое количество времени.
Также существуют ментальные нарушения, при которых особенно высок риск подмены реальной жизни на виртуальную. Например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, когда человек может настолько сосредоточиться на каком-либо действии, что больше ничего вокруг не замечает. Так, например, у человека появляется тревога, когда он по каким-то причинам остается без объекта зависимости: он физически не может без него существовать, чувствует, что ему некомфортно, но всё равно не может отказаться. Среди эмоциональных проявлений цифровой зависимости можно выделить раздражительность, тревожность, сниженный эмоциональный фон, когда человек находится вдалеке от объекта желания. К физиологическим признакам относятся потеря или набор веса, проблемы со сном, ускоренное сердцебиение, сложности с дыханием, возможно пренебрежение личной гигиеной», — рассказала психолог. Психологи рассказали о том, как токсичные люди отравляют жизнь своим потомкам Она отметила, что зависимость — это поведенческое расстройство, и с ней нужно работать методами когнитивно-поведенческой терапии.
Страшилки цифровой зависимости
На активность пользования интернетом влияет уровень образования. В меньшей степени маркером интернет-активности становится доход. Абонент временно недоступен Соцсети, мессенджеры, просмотр видео, игры, электронная почта — беспрерывный поток информации размывает границы между реальным и виртуальным и порой приводит к усталости. Одновременно с этим растет доля тех, кто считает, в наше время в сети нужно быть всегда, так думает уже каждый четвертый 2018 г.
Необходимость все время быть в сети породила противоположные явления, такие как медиааскетизм, цифровое воздержание и цифровой детокс. Это практики ограничения или полного исключения для себя времени, проведенного в сети.
Детям остаётся только потреблять готовый продукт чужой фантазии. В этом отношении ребёнок, изобретающий домик для куклы из картонных коробок, имеет гораздо больше шансов развить креативность, чем самый продвинутый геймер. В офлайне он чувствует себя не на месте, живёт в собственной реальности и в конце концов теряет связь с близкими и с самим собой.
Ребёнок, подсевший на компьютерные устройства, может страдать от повышенного потоотделения, тахикардии, тремора рук. Для детей, активно пользующихся цифровыми устройствами, характерны гиперактивность, повышенная раздражительность, сложности с коммуникацией, расстройство сна, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, замедление слуховых и зрительно-моторных реакций. А кроме того, существует риск возникновения опухолей. Напряжение при работе за компьютером может привести к болям в шее, плечевом поясе, искривлению позвоночника, хроническим головным болям. Чтобы снизить риск того, что ребёнок «пропадёт» в цифровых сетях, важно постараться сохранить здоровый баланс между онлайн- и офлайн-развлечениями.
Ниже вы найдёте несколько лайфхаков, которые помогут вам в этом. Как сохранить интерес ребёнка к офлайн-активностям Лучше 100 раз услышать, чем один раз увидеть. В случае с гаджетами это перевёрнутое правило будет работать в плюс. Чтобы ребёнок не «подсел» на экраны, почаще заменяйте визуальный контент на аудио. Ребёнок просит очередной мультфильм — предложите ему аудиосказку.
Часть респондентов, которые не устраивают отдых от гаджетов, объясняют это тем, что не могут позволить себе остаться без связи. Некоторые отказавшиеся организовать цифровой детокс воспринимают гаджеты и интернет как естественную среду обитания. Ранее Superjob выяснил , что каждый второй россиянин поддерживает введение четырехдневной рабочей недели.
Для этого достаточно найти хобби в реальной жизни, использовать компьютер и телефон только при острой необходимости, удалить аккаунты в социальных сетях, заниматься спортом, поддерживать общение с семьей или друзьями в реальной жизни.
Употребление наркотиков наносит невосполнимый вред здоровью и представляет опасность для жизни! Бесплатная консультация Не можете уговорить на лечение? Наши консультанты помогут вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение.
Цифровая деменция и повышенная тревожность: к чему приводит зависимость от гаджетов?
Цифровая (компьютерная) зависимость разделяется на виртуальную игроманию и интернет-аддикцию. Цифровая зависимость тесно связана с дизайном соцсетей, который вызывает привыкание. Этот материал посвящен вопросу, что такое интернет-зависимость, почему она может возникать, как ее распознать и помочь человеку, застрявшему в «паутине».
Чем опасна зависимость от гаджетов?
Зависимость от наркотических веществ и поведенческая зависимость от смартфонов задействуют одни и те же участки мозга. 58% респондентов отрицают наличие зависимости от цифровых устройств и интернета: 24% однозначно в этом уверены, еще 34% скорее уверены. Цифровой детокс — 2023: о пользовании интернетом и отдыхе от него. Каждый восьмой россиянин (13%) уверен, что у него есть зависимость от гаджетов и интернета; признаки этой зависимости отмечают у себя 45% (в 2021-м их доля составляла 42%). Цифровая (компьютерная) зависимость разделяется на виртуальную игроманию и интернет-аддикцию. Примечательно, что некоторые респонденты сочли привлекательной идею отключения от цифровой реальности благодаря случайному происшествию, например поломке телефона, отсутствию связи или севшему аккумулятору.
В цифровой зависимости признались 4 из 10 россиян
Для их выявления разрабатываются специальные автоматизированные системы обнаружения. Угроза манипулятивных алгоритмов основана на захвате внимания пользователей, сборе данных и следов в сети, включая все «лайки» и количество времени, которое пользователь потратил на просмотр рекламы и контента и продажу всех этих данных рекламодателям и другим внешним игрокам для дальнейших поставок контента, рекламы и информации пользователю. Такая форма манипуляции в сети Интернет получила название «капитализм слежения». Кроме этого, избирательное воздействие источников новостей на пользователей может приводить к формированию поляризованных структур закрытых групп; например «фильтрующие пузыри» и эхо-камеры. Динамические угрозы вызваны расширенным и быстрым взаимодействием между алгоритмами соцсетей, нормальными внутренними социальными тенденциями и интересами заинтересованных сторон. Это взаимодействие может усилить принятие радикальных убеждений, повысить восприятие пользователей к ненавистническому контенту, провоцировать фейковые новости в больших масштабах. Когнитивные и социально-эмоциональные угрозы связаны с ограниченным вниманием пользователей, ошибками в обработке информации, отсутствии невербального общения. Эти факторы усиливают невнимательность и недостойное поведение и усиливаются такими эмоциональными факторами как анонимность, отсутствие социального осуждения и невозможность разоблачения.
Это один из основных рисков воздействия цифровой среды на сознание, воспитывающей «реактивный» характер взаимодействия с миром. Конечно, это не абсолютное зло опустим очевидные аргументы о полезности цифровых сервисов и устройств , но психологам и исследователям взаимодействия «человек — машина» уже известно, что вовлечённость в цифровую сферу постепенно превращается в зависимость и приводит к развитию депрессии, тревожных расстройств, фобий и других проблем. Цифровая зависимость не метафора, а настоящее заболевание, со всеми ключевыми особенностями и стадиями зависимости. В последние 10—15 лет это признали большинство психиатров и психологов. Основные типы цифровых зависимостей, по мнению современных психологов, таковы. Навязчивое «чтение Интернета» — бездумный, хаотичный веб-сёрфинг, поиск в поисковиках, пролистывание новостных тизеров по аналогии с постоянным переключением каналов ТВ-пультом. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, большие объёмы переписки, постоянное общение в мессенджерах, чатах, блогах, соцсетях, избыточное количество знакомых и «друзей» в Сети, постоянное навязчивое ожидание прихода новых сообщений, комментариев, оценок от «друзей». Навязчивое влечение к посещению порносайтов, поиск новых видов порно, снятие сексуального напряжения «в онлайне». Навязчивое увлечение играми на смартфоне, компьютере или по Сети. Игра по Сети в азартные игры, навязчивые покупки в интернет-магазинах, постоянное участие в интернет-аукционах, попытки играть на бирже, поиски «заработка» в Сети. Пристрастие к просмотру видеороликов, сериалов, фильмов через Интернет.
Всё, чем живёт человек, все его цели, надежды и желания — всё это меркнет перед цифровыми развлечениями. Когда кто-то пытается коснуться проблемы, зависимый ищет себе самые разные оправдания, например: в современном мире невозможно прожить без компьютера, или — у меня там друзья, которых нет в реальной жизни. Также очень часто зависимые утверждают, что могут прожить без компьютера, но не видят в этом смысла. Фото из открытых источников Гаджеты, игры — всё это становится предметом культа, и круг интересов со временем сужается до цифровых развлечений. Человек может часами говорить о видеокартах, о том, какие игры скоро выйдут, чем новая часть той или иной игры отличается от прежних… но, стоит перевести разговор на проблемы реального мира, как он сразу же теряет интерес. Правда ли, что инвалиды страдают от цифровой зависимости чаще? Как ни странно, нет. Во-первых, у инвалидов очень часто нет денег на дорогой компьютер, игры и видеокарты. Во-вторых, все их ресурсы уходят на попытку выжить в нашей недружелюбной стране и найти себя. Однако всё же есть инвалиды, у которых находятся и деньги, и время, чтобы сформировать зависимость. Понять их можно, как и любого зависимого — такое случается с людьми не от хорошей жизни, но делая выбор в пользу компьютера, важно понимать ответственность перед самим собой.
Интернет и гаджеты — естественная среда для современных детей. Поэтому в большинстве случаев речь идет не о зависимости, а о том, что они не представляют своей жизни без технологий. Импортонезависимость «Конечно, случаи цифровой зависимости у детей встречаются, и это серьезная проблема. Однако такое заключение может дать только квалифицированный специалист, он же поможет справиться с проблемой, — отметил Андрей Сиденко , руководитель направления « Лаборатории Касперского » по детской онлайн-безопасности.
Цифровая зависимость. Причины, последствия и меры борьбы
Поиск новый приключений. Человек примеряет на себя яркую роль и получает новые, яркие ощущения и др. Самому, зачастую, очень трудно определить, что же является первопричиной зависимости, почему простое увлечение интернетом переросло в заболевание. В этом случае обращение к психологу за индивидуальными рекомендациями не просто желательно, а скорее обязательно. В этой публикации мы подготовили ряд рекомендаций, соблюдение которых поможет не попасть в сеть зависимостей. Ведь, известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Начните с распорядка дня. Определите время на посещение интернета.
Заведите дневник своей интернет-активности. Анализируйте свои записи. Если заметили повышенную интернет-активность, попробуйте понять причины затяжного пребывания в интернете. Поняв причины и потребности, можно найти альтернативы в реальности. Вполне возможно, что альтернативы со временем превратятся в любимое хобби. Научитесь ставить себе цель пребывания в интернете и план её достижения. Как только цель достигнута, выходите из интернета без колебаний.
Устраивайте регулярные физминутки. Делайте зарядку для тела или глаз. Например: сделайте несколько приседаний, пройдитесь по периметру комнаты, круговые движения шеей. Для глаз можно выполнить следующие упражнения: «шторки» быстро моргайте в течение 1-2 минут , «большие глаза» крепко зажмуриваем глаза на 5 сек. Повторите 8-10 раз. Часто вполне достаточно просто пройтись до кухни, протереть пыль, полить цветы, сделать приседания или отжаться 10 раз. Если у вас нет в настоящий момент необходимости выйти в сеть, выключайте компьютер, выходите из социальных сетей.
Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там». Отключите автоматические оповещения о поступлении новых писем и сообщений, если особой необходимости в них нет. Не употребляйте пищу, сидя за компьютером. Во-первых, это не гигиенично.
Примечательно, что некоторые респонденты сочли привлекательной идею отключения от цифровой реальности благодаря случайному происшествию, например поломке телефона, отсутствию связи или севшему аккумулятору. Такие случаи послужили отправной точкой для последующих глубоких размышлений. Многие стратегии для этой мотивации включали в себя довольно простые решения: покупку простой модели телефона лишь с базовыми функциями; использование на работе только стационарного телефона; введение строгих правил, которые помогли бы стать примером для коллег, партнеров и детей. Какая стратегия лучше Самой упоминаемой стратегией в этой категории стала последняя из выше названных. Установка правил оказала значительное влияние на комментаторов этой группы. Правила были самыми разнообразными: от «никакого смартфона во внерабочие часы» до «никаких телефонов за обедом». Вот как это объяснил один из комментаторов: «Мой телефон — это полезный рабочий инструмент, и это я его контролирую, а не он меня». Вот используемые стратегии: Чтение почты через браузер, а не через приложение. Эта стратегия использует правило 20 секунд, предложенное Шоном Ачором в книге The Happiness Advantage, согласно которому для преодоления негативных привычек необходимо ограничить доступ к соблазну. Проверка почты через браузер требует введения логина и пароля и занимает более 20 секунд. Такая задержка может удержать пользователей смартфонов от компульсивной проверки почты. Отключение уведомлений о сообщениях. Введение штрафов за отвлечение на телефон, когда ты в компании например, нарушивший правило платит за выпивку. Наиболее часто эту стратегию упоминали молодые люди. Какая стратегия лучше В этой категории не оказалось явных фаворитов.
Вы станете решительным, ответственным, коммуникабельным, а значит, и более успешным человеком. Шаг 2. Отбросьте иллюзии. Переполненный сообщениями смартфон не означает, что кто-то крайне дорожит вами. Осознайте, что человек, которому вы действительно нужны, будет рядом в реальной жизни, а не в виртуальном мире. То же самое стоит проецировать на себя: если вы дорожите общением с каким-либо человеком, пригласите его в гости или сходите вместе в кафе. К слову, чтобы понять, насколько важны отношения с контактом, достаточно исчезнуть из Сети на два-три дня. Так поймёте, скучаете ли вы, и ваш собеседник обозначит необходимость общения с вами. Помните, тех, кто числится у вас в списках друзей в социальных сетях, настоящими друзьями назвать сложно. Шаг 3. Смените компанию. Ещё один способ спасти себя от мобильной зависимости заключается в смене компании. Речь идёт о тех людях, которые ни при каких уговорах не упускают из рук смартфона. Окружение сильно влияет на любого человека. Допустим, если при встрече с друзьями в кафе все смотрят в телефоны, то и вам придётся делать то же самое. Если же в компании при встрече все забывают про телефоны, то и вы постепенно отучитесь постоянно заглядывать в свой гаджет. Не ходите с телефоном по дому Вы уже не замечаете, как берёте с собой телефон, передвигаясь из комнаты в комнату. Перестаньте это делать уже сейчас! Сходите в ближайший магазин без смартфона. По возвращении домой, скорее всего, вы будете удивлены, что на экране мобильника не светится сотня пропущенных вызовов. Более того, и сообщения о катастрофическом отсутствии вас в Сети в течение нескольких минут вряд ли кто-то напишет. Поверьте, если вы перейдёте из кухни в спальню без смартфона, планеты не сойдут со своих орбит. Используйте беззвучный режим Оповещения являются сильным отвлекающим фактором, прерывающим процесс выполнения повседневных задач. Беззвучный режим поможет сфокусироваться на деле. Чтобы не пропустить важный звонок, используйте режим «не беспокоить» — до вас сможет дозвониться человек из списка избранных контактов, но уже не будут отвлекать звонки от людей, общение с которыми можно отложить на потом. Не кладите телефон под подушку на ночь Телефон под подушкой, оставленный на ночь, таит серьёзную опасность. Многочисленные исследования доказали, что при этом спящий человек облучается из-за исходящих волн. Кроме этого ухудшается качество его сна, появляются частые головные боли и повышается уровень тревоги.
Человек может забросить прежние хобби, перестать встречаться с друзьями, станет реже выходить из дома. Несмотря на то, что компьютерную зависимость относят к психологическим, а не физиологическим, её последствия не менее разрушительны, чем последствия алкоголизма или наркомании. Подбор лечения Последствия компьютерной зависимости Как и у каждой аддикции, у патологической тяги к играм и интернету есть свои последствия. Их можно разделить на три группы: Физиологические; Психологические; Социальные. Физиологические последствия развиваются из-за пренебрежения человека к своему здоровью и нормальному режиму дня. Из-за постоянной сидячей позы перед компьютером нарушается осанка, появляются проблемы с позвоночником. Начинаются усиливающиеся головные боли, ухудшается зрение. Если пользователь играет в наушниках — возможно снижение слуха. Среди других последствий компьютерной зависимости: Снижение когнитивных функций внимания, концентрации из-за постоянной нагрузки на центральную нервную систему и головной мозг; Нарушение функций ЖКТ, высокий риск развития гастрита из-за неправильного питания ; Снижение иммунитета на фоне гиподинамии и авитаминоза. Не менее выражены психологические последствия. Постоянно находясь в выдуманном виртуальном мире, игрок сбегает от реальности. Он не хочет брать на себя ответственность за собственную жизнь. В нем нарастает инфантилизм, неумение справляться со стрессами конструктивно. Больному сложно справляться с перепадам настроения, он не контролирует эмоции. Постепенно это приводит к личностной деградации. Но наиболее заметны социальные последствия компьютерной зависимости. Постепенно зависимый становится асоциальным, разрывает прежние дружеские связи. Он пропускает учебу и работу, что может привести к отчислению или увольнению. Как правило, это не волнует игромана: до тех пор, пока ничто не угрожает возможности проводить время за ПК или ноутбуком, он спокоен. Известны случаи, когда компьютерная зависимость приводила к усилению других фобий, например, агорафобии боязни пространства. Получая всё через интернет, люди полностью отказывались выходить из дома. Причины компьютерной зависимости у взрослых людей Компьютерная зависимость формируется в любом возрасте. Взрослые люди старше 18-25 лет , становятся зависимыми от ПК преимущественно по следующим причинам: Неудовлетворенность собой и своей жизнью; Отсутствие интересов; Нехватка социального взаимодействия; Неуверенность в себе. Взрослые люди уходят в иллюзорный мир, где они могут быть кем угодно, не прилагая к этому никаких внешних усилий. Игра позволяет им уходить от реальных проблем. При этом в мозге увеличивается количество вырабатываемых гормонов радости и удовольствия дофамина, серотонина , поэтому человек испытывает неподдельное счастье и эйфорию, что роднит его с наркоманом. Именно этот нейробиологичекий процесс и становится основой для возникновения компьютерной зависимости. Наркологи заметили, что реабилитировавшиеся наркоманы или алкоголики часто чрезмерно увлекаются играми или социальными сетями, фактически заменяют химическую зависимость на компьютерную. Формирование компьютерной зависимости у детей Многие родители не осознают, что самостоятельно подталкивают детей к кибераддикции. Формируется компьютерная зависимость в раннем возрасте, когда молодые мама и папа «отвлекают» малыша смартфоном или планшетом, чтобы успокоить его или иметь возможность заниматься своими делами. При этом малыш не учится никакой другой игровой деятельности, его любознательность не поощряется. Он не может развлекать себя сам.
Как зависимость от смартфона и соцсетей влияет на мозг
Большинство родителей обеспокоены вопросом вероятного возникновения цифровой зависимости у детей. Почему цифровая зависимость – это плохо? «Цифровая зависимость» – это один из негативных результатов отсутствия необходимых знаний и навыков у массовой аудитории, позволяющих использовать эту сферу на пользу, а не во вред себе и окружающим. Чем опасна интернет-зависимость и как освободиться от «гаджетомании», рассказывает психиатр Василий Шуров.