Новости гротеска в литературе

Гротеск в литературе и разных видах искусства.

«Гротеск» – приём, которым пользуются избранные

Гротеск в википедии, grotesque в литературе, значение слова Гротеск и чертовщина. В середине 1830-х Гоголь обращается к городским сюжетам, сочетая социальную сатиру с более глубокими наблюдениями за иррациональностью русской жизни.
Гротеск — Википедия Гротеск в искусстве. Художественным гротеском называют орнаментальные ряды из лепных декоративных элементов в виде необычного сочетания элементов растительного и живого мира, человеческих фигур и масок.
Гротеск: примеры из литературы русской и зарубежной - Теория литературы - Теория литературы и др. Гротеск (от французского grotesque, итальянского grottesco— причудливый) — художественный прием, сочетание контрастного, фантастического с реальным.
Значение слова «гротеск» Гротеск сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности.

Литература гротеска 1-я часть

это всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому в литературе и поэзии он часто используется в сатирических целях - для более впечатляющего выражения творческого замысла, который передается посредством. это «химерический, сочетающий. Обычно слово это служит для обозначения смешного, странного или исключительного явления, и с этой стороны «гротеск» может иметь значение известного приема в области искусства вообще и литературы, в частности. Символика и применение гротеска в литературе Гротеск не только служит для создания комического эффекта или иронии, но также может нести в себе глубокий символический смысл. одно из сложнейших явлений в литературе, неоднозначность которого привела к понятийной неопределенности и, как следствие, наличию в литературоведении нескольких дефиниций термина «гротеск». Если рассмотреть литературу гротеска с точки зрения теории, то можно заметить одну тенденцию: эта литература, в отличие от чрезвычайно статичного детектива, обладает феноменом непрерывного расширения.

Развитие традиций гоголевского гротеска в прозаическом наследии эмоционалистов

Гротеск в литературе — это комический приём, необходимый, чтобы подчеркнуть абсурдность происходящего, обратить внимание читателя на нечто важное, скрывающееся за смешным, на первый взгляд, явлением. В отличие от гиперболы , которая тоже склонна к преувеличениям, гротеск доводит ситуацию до крайности, делая сюжет абсурдным. В этой-то абсурдности и кроется ключ к пониманию образа. Литература отличается от других видов искусства тем, что её содержание нельзя увидеть или потрогать, но можно представить. Поэтому гротескные сцены литературных произведений всегда «работают» на то, чтобы разбудить воображение читателя. Примеры гротеска в литературе Анализируя сатирические опыты со времён Аристофана до наших дней, можно сделать вывод, что гротеск — это отражённое в литературе социальное зло, заключённое в оболочку смеха. В комедии «Лягушки», принадлежащей великому греческому драматургу, высмеиваются вещи серьёзные: судьба души после смерти, политика, стихосложение, общественные нравы.

Персонажи попадают в царство мёртвых, где наблюдают спор между великими афинскими трагиками: Софоклом и недавно умершим Еврипидом. Поэты ругают друг друга, критикуя старый и новый способ сложения стихов, а заодно и пороки современников. Вместо классического античного хора, который обычно сопровождал реплики героев, у Аристофана появляется хор лягушек, чьё кваканье звучит как смех. Яркий пример гротеска — повесть Н. Гоголя «Нос». Орган обоняния отделяется от своего хозяина и начинает самостоятельную жизнь: отправляется на службу, в собор, гуляет по Невскому проспекту.

Самое интересное, что Нос воспринимается окружающими как вполне серьёзный господин, а вот покинутый им майор Ковалёв не может выйти из дому. Получается, что обществу важен не человек, а его атрибуты: чин, статус, облик. Гротескный образ разгулявшегося носа На гротеске построены сатирические сказки М. Например, герой одноимённого произведения Карась-идеалист олицетворяет философствующего интеллигента, оторванного от реальной жизни. Карась проповедует всеобщую любовь и равенство, тогда как хищные рыбы продолжают глотать мелкую рыбёшку.

Также присутствует нарочитая комичность или трагический фарс, призванный снизить сочувствие к героям и высмеять их даже в их бедственном положении. Читатель силится и хочет пробудится, но цель автора — завладеть вниманием настолько, чтобы после прочтения осталось лишь понимание завуалированной идеи произведения. Примеры гротеска в литературе Образы, возникающие пред сознанием в гипертрофированном виде, чаще всего призваны воздействовать на подсознание, выдавая таким образом секретные мысли и тайные метания. Характерными примерами, позволяющими понять, что такое гротеск в литературе, можно считать: Переплетение сна и реальности, причем сон обязательно насыщен ужасными подробностями, опасными и огромными образами, как например сон Татьяны в котором любимый становится медведем, окруженным чудовищам или сон Раскольникова, в котором в образе старушки предстаем великое Зло. Превращение части в целое, как например в повести «Нос» Гоголя, нос чиновника уходит и становится самостоятельным гражданином.

Термин «Г. Эти орнаменты состояли из причудливых сочетаний растительных и животных форм. В дальнейшем термин «Г. Гюго, к-рый придал ему широкое эстетич. Он встречается повсюду; с одной стороны, он создает уродливое и ужасное, с другой — комическое и шутовское» Собр. Эти взгляды Гюго полемически противостояли канонам поэтики классицизма. Автором первого исследования, посвященного Г. Подводя итог этим поискам, Г. Шнеганс в «Истории гротескной сатиры» разделил все определения на две группы: первая «считает самой существенной чертой гротеска элемент карикатуры», вторая видит «сущность гротеска не в карикатуре, а в фантастике и юморе» Schneegans G. Шнеганс попытался синтезировать обе точки зрения. С тех пор синтетич. Одно из первых в России определений Г.

В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни. Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. В советской литературе бытовало мнение, что гротеск и сатира — понятия почти одинаковые: гротеск — «форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает». Однако Г. Абромович, А. Бушмин, Б. Дземидок, Д. Николаев и В. Фролов эту точку зрения опровергают. Примерами литературного гротеска могут служить повесть Н.

Гротеск и чертовщина

Примерами гротеска в литературных произведениях можно назвать роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Он полон гротеска различного рода. Примеры гротеска в литературе. Анализируя сатирические опыты со времён Аристофана до наших дней, можно сделать вывод, что гротеск – это отражённое в литературе социальное зло, заключённое в оболочку смеха. ПОНЯТИЕ «ГРОТЕСК» В ЛИТЕРАТУРЕ Мухтарова Сония Юнусовна, магистрант 2 курса. Разновидности гротеска В литературе исторически сформировались следующие основные виды гротеска: Карнавальный, основанный на противоречиях бытия.

Значение слова «гротеск»

Разновидности гротеска В литературе исторически сформировались следующие основные виды гротеска: Карнавальный, основанный на противоречиях бытия. В литературе гротеск представляет собой комический приём, сочетающий в себе ужасное и смешное, возвышенное и безобразное, то есть сочетает несочетаемое. В литературе гротеск означает комический прием, связанный с мистикой, сюрреализмом, извращенной и искаженной реальностью. Гротеск — архитектурный декор и жанр в литературе: что такое гротеск, особенности, история возникновения. Гротеск и чертовщина. В середине 1830-х Гоголь обращается к городским сюжетам, сочетая социальную сатиру с более глубокими наблюдениями за иррациональностью русской жизни. Обычно слово это служит для обозначения смешного, странного или исключительного явления, и с этой стороны «гротеск» может иметь значение известного приема в области искусства вообще и литературы, в частности.

Гротеск в википедии, grotesque в литературе, значение слова

Основа гротеска — немыслимое, невозможное, но необходимое писателю для достижения определенного художественного эффекта. одно из сложнейших явлений в литературе, неоднозначность которого привела к понятийной неопределенности и, как следствие, наличию в литературоведении нескольких дефиниций термина «гротеск». Гротеск в литературе и разных видах искусства. Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. Гротеск, гипербола, фантастика в литературе 20-х годов. В литературу же он пришел в эпоху Возрождения (Ренессанса).

Гротеск что это в литературе

Двенадцать стульев. Сарказм букв. Доля смешного в сарказме может быть ничтожной. Пример: Ах, вы думали? Вы, значит, иногда думаете? Вы мыслитель.

Как ваша фамилия, мыслитель? Жан-Жак Руссо? Марк Аврелий? Ильф, Е.

Известные учёные И. Пинский «Реализм эпохи Возрождения», 1961 г. Бахтин «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» выделяют исторические виды гротеска: 1. Заметим, что в каждый период истории гротеск получает новые определения и особенности, и в начале XX века этот литературный термин становится наиболее объяснимым и понятным. Обобщая изученное, можно сделать вывод, что все исследователи гротеска рассматривают это понятие, во-первых, как способ создания образов Ю. Манн «О гротеске в литературе»1966 г. Шапошникова «Гротеск и его разновидности» 1978 г. Байкель «Гротеск и немецкая поэтика» 1994 г. Кайзер «Гротеск в исскустве и литературе» 1957 г. Меннинг «Гротеск в современной драме» 1961 г. Гучке «Современная трагикомедия. Теория и практика» 1968 г. Бахтин «Творчество Франсуа Рабле» 1986 г. Мак-Элрой «Fiction of the modern grotesque» 1989 г. Известный исследователь гротеска Д. Николаев в своей статье «Границы гротеска» писал, что нельзя отождествлять гротеск с сатирой, гиперболой и научной фантастикой [4]. По его мнению, гротеск - это специфический приём художественной образности, условности. Дежуров А. По мнению Ю. Мёзера, гротеск - это «химерический, сочетающий чужеродные элементы, с нарушением естественных пропорций, карикатурный и пародийный элемент» [1,с. Книга выдающегося немецкого литературоведа Вольфганга Кайзера «Гротескное в живописи и литературе» 1957 г. В ней много ценных наблюдений и тонких анализов. По утверждению Кайзера, гротеск - есть форма выражения для «оно», «оно» - нечеловеческая сила, управляемая миром. Бахтин в своих литературно - критических статьях замечает, что гротеск сочетает в себе космическое, социальное, телесное и является неразделимым живым целым [1]. Как и любой литературный приём, гротеск обладает определёнными особенностями, которые позволяют нам отличать его от других явлений. Все выше изложенные ученые-литературоведы характеризуют гротеск, ссылаясь в основном на европейских поэтов и писателей, таких как Сервантес, Шекспир, Рабле, Петрарка, Стендаль, Гюго, Манн, а также упоминают Гоголя. Думается, что рассматривая особенности гротеска, следует изучать разные по культуре произведения, так как именно таким способом можно понять суть и уникальность явления. Поэтому, в качестве практической основы статьи используем материалы из произведений латиноамериканского писателя Маркеса и китайского Мо Яня. Среди большого разнообразия художественной литературы XX и XXI веков творения Габриэла Гарсиа Маркеса и Мо Яня являются наиболее привлекательными для чтения, так как писатели изображают проблемы человечества, их ценности через призму чудесного и волшебного. Гротеск как неотъемлемый компонент мистического, присутствует в каждом романе, рассказе или повести писателей. Без сомнения, национальная культура влияет на творчество писателей.

Гипербола ближе к реальности, гротеск — к кошмарному, фантастическому сну, видению. Например, сон Татьяны Лариной А. Пушкин «Евгений Онегин» наполнен гротескными образами чудовищ: Один в рогах с собачьей мордой. Другой с петушьей головой. Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый.

Лучше понять что такое гротеск помогут примеры. Допустим, примерами персонажей с элементами гротеска могут служить: Нос из одноименного произведения Гоголя, который самостоятельно, без хозяина прогуливается по улицам, ходит на службу Карась-идеалист из сказки Салтыкова-Щедрина, проповедующий любовь в подводном мире, где один всегда пожирает другого Полиграф Полиграфович из «Собачьего сердца» Булгакова, который представляет собой странную помесь животного и человека, и сравнение часто идет в пользу собаки Крошка Цахес из страшной сказки Гофмана: маленьких ребенок, заточенный в ужасное, уродливое тело Персонажи и ситуации, описанные в бессмертном романе «Мастер и Маргарита», почти полностью построены на гротеске: ужасное сочетается с прекрасным, смешное — с трагическим. Роль гротеска в литературе сложно переоценить.

Гротеск в искусстве — какие имена и произведения первыми приходят на ум?

Природа комического в Г. Комическое высвобождается вместе с постижением сущности Г. Природа Г. Гоголя, «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Остров пингвинов» А.

Франса, «Шестеро персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло, «Процесс», «Превращение» Ф. Кафки, «Круглоголовые и остроголовые» Б. Брехта, «Хулио Хуренито» И.

Эренбурга, «Баня» В. Маяковского, «Голый король» Е. Шварца, «Вор в раю» Э.

Язык: Русский Один человек слишком много лжет и однажды попадает в пространство, где обитают его выдумки. Другой человек всегда живет с закрытыми глазами, потому что так удобнее фантазировать. А третий пережил кому и теперь скучает по тому, что в ней увидел. А четвертому непременно надо поехать в детский сад на большом синем автобусе.

Это сопровождается негативными эмоциями и действиями, выходящими за рамки норм и правил поведения. Квентин Массейс «Безобразная герцогиня» , около 1513 года Местонахождение: Национальная галерея Лондон, Великобритания Образы гротескного искусства Типичными образами гротескного искусства стали интересные животные: дракон и виноградная лоза, грифон, у которого в лапах было зажато яблоко и двуглавый лев, обвитый плющом. Эти персонажи родились в XV столетии из пещер и подземелий. Слово «гротовый» относилось к живописи и архитектуре. А само слово «grotta» в переводе означало «пещеру», пришедшую из эмоционального языка итальянцев. По утверждению Этимологического словаря М.

Фасмера, «гротеск» произошёл от французских слов «причудливый и смешной»: «grotesque». Примеры гротеска в литературе Самые яркие примеры данного приёма представлены у Н. Гоголя в его повести «Нос», в которой нос, отделяясь от своего хозяина, живёт самостоятельно. Главное для окружающего общества, какого чина объявившийся нос.

Жванецкий , культурного опыта и интеллигентской традиции В. Аксенов, Вл. Уфлянд, Игорь Губерман. Несколько схематично можно выделить в русской литература семидесятых следующие тенденции внутри гротескного направления: романтический гротеск основан на контрасте между личностью взыскующей индивидуальной свободы, и фантастическими парадоксами общества комфортабельной несвободы поэзия Александра Галича и Владимира Высоцкого ; потенциал социально-психологического или реалистического гротеска в современной русской литературе, пожалуй, впервые был наиболее полно реализован в прозе Андрея Синявского Абрама Терца и Юлия Даниэля Николая Аржака об их творчестве см. Эта версия гротеска предполагает остранение через укрупнение порой доходящее до фантастики отдельных, как правило, наиболее существенных и наименее артикулированных норм советского образа жизни. Другой характерный для этой поэтики прием - небольшое фантастическое допущение вроде Дня Открытых Убийств или существование независимого от СССР острова Крыма , внедренное во вполне реалистическую картину мира и тем самым катализирующее ее саморазоблачительные эволюции. Вслед за Синявским и Терцем по этому пути пошли в 1970 - 1980-е годы бывшие лидеры "исповедальной" прозы: Василий Аксенов именно на примере его творчества мы рассмотрим поэтику этого типа гротеска и Анатолий Гладилин повести "Французская ССР", "Репетиция в пятницу" , в этом же направлении работают Владимир Марамзин книги "Блондин обеего цвета", "Тянитолкай" и Валерий Попов "Жизнь удалась", рассказы ; карнавальный гротеск выдвигает на первый план образ народного бытия, вбирающего в себя все гротескные фантомы социальной системы и подвергающего их карнавальному осмеянию и развенчанию, притом что "уничтожение и развенчание связаны с возрождением и обновлением" Бахтин , а высший смысл приобретают самые "низкие" - естественные! Искусство гротеска решительно отторгалось официальной культурой что стало видно уже на примере фантастического реализма Синявского и Даниэля. Гротеск обнажал трагикомические противоречия между советской мифологией и реальностью. Прошлое, настоящее и будущее коммунистической утопии предстали в гротескных произведениях нагромождением лжи и псевдожизни; советский мир открылся как кунсткамера уродливых "мнимых величин", исказивших естественное движение жизни. Вполне закономерно, что авторы гротескных произведений либо были вытолканы в эмиграцию А. Галич, Ю. Войнович, В.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий