[align=center]Солнечные праздники Славян[/align] Я упомянула о восьми праздниках КолоГодного цикла, так называемого Большого и малого солнечного креста. Календарь языческих праздников на древней Руси, славянские обряды и ритуалы, весенние, осенние, зимние и летние Дни Равноденствия: даты и значение традиций. Колесо года 2 февраля: Славянский праздник Громница Громница — один из старинных славянских праздников Колеса года, которому соответствует кельтский Имболк. В разных частях славянского мира жену громовержца еще называют Перуницей, Громовицей или Паляницей. Что же такое славянский праздник Громница? Новости Оренбурга» Полезно знать» Громница Сретение — 15 февраля История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2023.
Календарь Славянских праздников и Языческих обрядов
Обережный праздник Громница обычно отмечается славянами 1 или 2 февраля. Каждый праздник Громницы я провожу занятие по сотворению громничной свечи в кругу силы. Сретенье, Громницы — славянский народно-христианский праздник в честь Сретения Господа нашего Иисуса Христа, отмечаемый 2 (15) февраля.
Церковный праздник сегодня 15 февраля 2024: что нельзя делать, приметы
Додола считается горделивой и непокорной девушкой, под стать нашим праматерям Амазонкам. Богиня Додола считается покровительницей растительности, а также владелицей стихии, живой небесной воды. В её силах было вызывать дождь, который оплодотворял землю-матушку. В давние времена молодую девушку, которая считалась княгиней праздника Перуна, украшали разнообразными венками и гирляндами из растений, в честь Додолы, так как именно к ней обращались православные родноверы, когда стремились вызвать дождь. Ещё одно популярное название Громницы, которое дошло и до наших времён — Сретение, что в переводе означает встреча. Так согласно славянским сказаниям, в эту пору, как мы уже говорили встречается Зима с Весной. В народе говорили: «На Сретение зима весну встречает, заморозить её юную хочет, а сама, злодейка, от своего желания только потеет о Сретенских оттепелях ». Сретенье в народе считалось самыми первыми закличками весны, вторые заклички весны происходили 9 марта на Сороки, а третьи в пору Весеннего равноденствия, на Масленицу, когда Весна-Красна приходила в Явь. В день сретенья проводилось множество обрядов, во время которых зажигались так называемые Громничные или Громовые свечи. Так освещаясь небесным племенем, народ зажигал как большие, так и маленькие огни.
Подобные «громовые свечи» дошли и до христианских обычаев.
В условиях средней полосы России это делается позже. Также Громница — значимый день для женской волошбы. Особенно для дев, которые на данном этапе ценят Силу и Волю, идут стезёй Перуницы — это наилучший день для свершения важных шагов. Через полгода после Громницы-Перуницы 2 февраля празднуется день Перуна 2 августа. По-другому эти праздники называются Перунье Летнее и Перунье Зимнее. Оба эти праздника связаны с Грозой, являющейся олицетворением Ярой Силы Природы. Молния же испокон веков считалась в народе символом сакральной связи Неба и Земли. Так, при грозе в старинных деревнях говорят: «Небо с Землёю любится».
Ко 2 февраля Солнце начинает набирать силу и уже ярче сияет на небе. Это его первые попытки заявить свои права Морене-Зиме, царствующей в это время в Явном мире. Это первое проявление силы Солнца-младенца. Считается, что в этот день Небесный Огонь возжигает обережный огонь в Яви на весь год. Поэтому славяне на Громницу возжигаются волшебные громничные свечи также их называют громовые свечи или громницы. Это маленькие «отражения» Небесного Пламени, дошедшие до нас через века двоеверия. На Украине эти свечки изготовляли только женщины, и особенно — девушки. Причём громницы часто делались из трёх свечек, переплетённых в косу и расходящихся кверху маленьким Трезубом — символом триединства Нави, Яви и Прави то есть Троемирья. Эти священные свечи украшались лентами и другими девичьими прикрасами.
Воск для неё готовили заранее. Каждый хозяин дома выплавлял свечу самостоятельно, обычно в последний шестак субботу перед праздником. Известно, что свеча была примерно 10 вершков 44 см. Такие размеры позволяли в случае необходимости носить свечу на груди или засунуть в рукав, чтобы никто не мог о ней догадаться. Также в Белоруссии на Громницу проводили обряд огненного крещения «агнистага крыжавання».
Произошло это потому, что первое воскресенье после Пасхи, то есть после окончания Великого поста — это первый день, когда церковь после длительного перерыва разрешает венчаться.
Соответственно, именно тогда совершались многочисленные свадьбы, о которых договорились еще зимой. Обычаи и традиции Лельника К празднованию Красной Горки молодежь готовилась заранее. Девицы на выданье надевали лучшие наряды, вплетали в косы яркие ленты и повязывали на голову красочные платки. Они собирались на поляне возле самой стройной березы, украшали деревце ленточками и водили вокруг него хороводы. Фантазия нейросети Kandinsky Во время таинства выбирали девушку, которая станет живым олицетворением Лели на время праздника, облачали ее в светлые одежды и венок из свежих весенних цветов, после чего усаживали на заранее установленный «трон» из пластов дерна, символизировавший землю с начавшей прорастать на ней травой, сбоку ставили подношения с одной стороны — каравай, с другой — кринку молока, кисломолочные продукты, масло и яйца , складывали к ногам венки и пели такие песни: Ой, Леля, Лелечка! Ой, Леля, Лелечка!
Дай нам милого, да покраше! Во время пения исполнительница роли Лели бросала девушкам венки, а те ловили их на лету и хранили у себя до будущей весны. Затем ее тоже вводили в круг подруг для совместных плясок с шутками да весельем. Яйца как символ новой жизни По традиции «писанки» и обычные яйца были обязательным атрибутом многих сопутствующих Лельнику весенних обрядов — они выступали как символ новой жизни здесь опять же явственно видно как с этим перекликаются крашеные яйца на Пасху, ставшие уже христианской традицией. К примеру: их приносили в качестве основного угощения наряду с пирогами и блинами на Красную горку и использовали в девичьих гаданиях; во время посевной их зарывали в землю для богатого урожая либо катали по засеянному житом полю; перед пахотой сырое яйцо разбивали о голову запряженного коня или быка; яйцо клали в ворота хлева или под копыта скотине при выгоне; чтобы уберечь скот от болезней с яйцом в руке обходили все стадо и затем передавали его пастуху. Фантазия нейросети Kandinsky Также в Лельник было принято скатывать яйцо с пригорка.
Считалось, что чем дольше оно спускалось вниз, тем более долгая жизнь ждала скатившего его человека. Девичьи гадания на Лельник На Красную горку девушки гадали на замужество, традиционно используя для этого крашеные яйца. Например, известен такой способ: поочередно раскручивали яйцо и смотрели, куда направлен острый конец «писанки».
Само слово "сретенье" означает "встреча", в этот день встречаются зима с летом. Происходит последняя битва холодной поры года и связанных с ней сил холода и смерти с тёплой порой и ярыми силами жизни.
Зимой хозяйничает на земле Велес, а лето — пора Перуна-Громовержца. Потому второе название праздника — Громница. В подтверждение этому можно в эту пору услышать первые раскаты грома. К празднику следует готовиться загодя. Как и перед многими важными праздниками, в пятницу и субботу перед Сретеньем почитают предков и ушедших из жизни родичей, проводят Тризну — обряд поминания предков и приглашают их души за свой стол.
Были такие приметы… Если поборет Зима, то лето будет холодным, если лето победит в этой борьбе в эти дни - то оно будет жарким. По этой причине, чтобы помочь Лету взять верх над Зимой начинались первые заклички Весны, но делалось это очень тихо и из дома в отличие от Масленичных закличек, которые выполнялись с высоких мест в деревне. Первые дни февраля, в том числе и 2е число считались Малыми Велесовыми днями. На Громницу делались обряды и дары посвященные Перуну - Громнику, а также Велесу, который отвечает за плодородие, поэтому в это время все народные ритуалы в основном были направлены на выпрашивание у высших сил благосостояния на весь будущий год. А у Громника просили защиты, так как он хорошо справлялся с низшими, темными силами.
В Белоруссии эти дни считались как "Малые деды" - поминовение усопших - поэтому на стол ставили дополнительный прибор и приглашали предков, чтобы почтить их. Первые дни февраля считались пограничными и очень опасными. В эти дни старались не работать, не начинать никаких дел, потому что граница всегда опасна, и через нее могут проникнуть злые духи.
Громница Сретение – 15 февраля История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2023
Праздник Водокрес 2023 • Руны Славянских Богов | ГРОМНИЦА (Громницы, Сретенье, Зимнее Перунье) — отмечается 2 лютеня/февраля-месяца. |
Языческая Громница и христианское Сретенье | Русский след | Громница — Сретение считается единственным зимним днем, когда случается первая гроза. |
Громница. Ритуал три свечи | Каждый праздник Громницы я провожу занятие по сотворению громничной свечи в кругу силы. |
Славянские праздники. Громница 2 февраля | когда открываются границы между Мирами. |
Новости страны Северной | [align=center]Солнечные праздники Славян[/align] Я упомянула о восьми праздниках КолоГодного цикла, так называемого Большого и малого солнечного креста. |
Что нельзя делать сегодня 15 февраля 2024 по церковному календарю
- Календарь славянских праздников и список языческих обрядов
- Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной
- Сретение (Громница)
- Сретение Господне и Громница: История и Традиции 15 февраля(2 февраля по старому стилю)
- Славянская Громница! Праздник свечей! - YouTube
Сретение Господне и Громница: История и Традиции 15 февраля(2 февраля по старому стилю)
Славянский праздник — Громница (первая встреча зимы с веной) | Громницы (Сретенье) — праздник народного календаря у славян, отмечаемый 2 (15) февраля. |
Праздник Водокрес 2023 • Руны Славянских Богов | Громница – славянский праздник свечей и живого огня. |
Громница, Сретенье, ПЕРВАЯ ЗАКЛИЧКА ВЕСНЫ — 2 лютеня (февраля)
Если на Сретенье снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная. Именно на этот день говаривали: солнце на лето — зима на мороз. А еще: будет снежок — весной дрожжок. Коли метель дорогу переметает — весна поздняя да холодная; ежели тепло — ранняя и теплая.
На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних. На Сретение капель — урожай пшеницы. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон — для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть.
Белили плодовые деревья. Также кормили закармливали племенных птиц: курам давали овес, чтобы лучше неслись, и яйца были крупнее и вкуснее. Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса.
Куклу украшали цветами, лентами, одевали в праздничные одежды. Люди просили у нее благополучия и процветания, а влюбленные обращались с просьбами о любви и счастье в доме. Когда солнце оказывалось в зените, куклу сжигали. Существовал обычай вечером закликать солнце. Считалось, что если перед закатом светило выглянуло из облаков, то прошли последние зимние морозы.
Масленица в Барнауле. Евгения Родочинская Кроме того, язычники посвящали Перуну и его жене "громничные свечи".
Данный праздник Громница, в разгар зимы, напоминает нам о том, что даже переживая самые страшные бедствия мы должны надеяться на лучик света, как эта яркая молния лютой зимой. Поэтому и славится Маланьица, за надежду на скорый приход красавицы весны. Этот день имеет глубокий смысл, и считается днём годового круга, в котором мы видим скорое наступление тепла и даже лета, которое придёт к нам через полгода, и которое живёт в нас уже сегодня, как часть нас и нашей жизни, данной нам выше по праву рождения и по долгу проживания. Другими словами, год рождается как единое целое, как, впрочем, и каждый другой ритм, который имеется в четырёхмерном мире, именно поэтому осязая данный ритм-объект в одном пересечении, мы можем видеть и дотягиваться к другой его стороне, той, что находится, напротив. Таким образом, в середине зимы, нам вдруг отражается скорое лето, полное радостных событий, которые происходят по мере того, как Солнце начинает излучать свой первый импульс, в виде первого грома, что приходиться на этот праздник. Данный день не какая - то пустая сказка, Сретенье является могущественной встречей противоположных качеств, и это явление более значимое и реальное, чем большинство наших пустых проблем и переживаний. В круговом же круге всё реально, и если на Громницу потеплело и грянул гром, это значит, что мы по-настоящему пересеклись с противоположной стенкой года.
Именно поэтому мистерии Громницы, это не пустая дань, непонятному устаревшему ритуалу, и не повод для ненужного развлечения. В этот день мы сталкиваемся с важными событиями, и в который раз получаем возможность соединиться с этими событиями природы и получить желаемый и нужный нам импульс. Более новые статьи:.
По всей видимости, чем южнее мы продвинемся в землях, где искони жили славяне, тем более вероятным будет — услышать гром с небес в феврале. Многие современные исследователи напрямую связывают Громницу с древнеславянским праздником Перуна: «Сретенье, Громницы... Золотые правила народной культуры. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2008.
Связь праздника не только с Громовником Перуном, но и с Богиней прослеживается в традиционных верованиях южных и западных славян: «В народных названиях праздника объединены мотивы встречи и темы Богородицы, ср. Стретенье, Встретенье, болг. Зимна Богородица, Вълча Богородица, пол. У болгар С[ретение] связывается с легендой о встрече Богородицы со св. Трифоном — покровителем виноградарства, день памяти которого отмечается 3. II, ср. Его отмечают с 1 на 2 февраля, и он посвящен богине Брид, которая также известна как Brigid, Bridget, Brighid, Brighde, Brig или Bride, — богине поэзии, целительства и кузнечного дела, которая в христианское время стала известна как св. Бригитта, а в Уэльсе ее знали как Ffraid или Sant Ffraid.
Статья датирована 2009 г. У славян особую роль в этот день отводили также «сретенской воде»: «В Малороссии и некоторых местах Великороссии на праздник Сретения Господня освящали в церквях воду. Освященная сретенская вода считается здесь лечебным средством против разного рода болезней, особенно так называемого присрета то есть призора очес » цит. А также ее дают пить и больным. Этой же водой окропляют отправляющихся в путь» цит. Народный календарь примет, обычаев и поверий на Св. Полное собрание этнографических трудов Александра Бурцева.
Громница 2021
ГРОМНИЦА (Громницы, Сретенье, Зимнее Перунье) — отмечается 2 лютеня/февраля-месяца. Славянский праздник Громницы. Наши славянские предки почитали своих богов, считая их своими прародителями, приписывали им определенные качества, наделяли могуществом. Славянский календарь праздников — условное название комплекса календарных представлений древних славян, существовавших в языческой культуре и повлиявших в период. это один из старинных славянских языческих праздников, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы, праздновался он славянами 1-2 февраля. Не все знают, что 2-15 февраля отмечается славянский праздник, который называется «Громница». Праздник Громнице (чеш. hromnice) у чехов и словаков связан с традицией святить в церкви свечи (чеш. и словацк. hromnicky).
2 февраля: Славянский праздник Громница
Данный праздник был так же известен и под другим названием — Сретение, или просто встреча. В эпоху двоеверия на Руси, праздник Громница — Сретение, совпадал с библейским эпизодом, который напоминал верующим о встрече Иисуса Христа с праведным человеком по имени Симеон. Согласно Библии, данная встреча произошла в Иерусалимском храме, на сороковой день после рождения Мессии. Множество проводимых в этот день обрядов было связано с водой. Славяне называли животворящей воду, что была набрана при Большом Крещении воды, и на Сретение, при Малом Крещении воды. Например, в Белоруссии, в семьях до сих пор сохранилась традиция «освящать» такой водой сына, уходящего служить в армию. Именно с того времени, закрепилось поверье, что купание в холодной, освящённой проруби, может исцелять. Даже если просто умыться такой водой, то всё равно можно было исцелиться от разных хворей. Здесь отчётливо прослеживается тесное переплетение языческих верований и православных обрядов. С данным праздником было связанно много поверий.
Например, если на праздник Громницы выпадали морозы, то стоило ожидать довольно холодной и поздней весны. Если выдавалась звёздная ночь, люди говорили, что ещё не скоро зима «плакать» начнёт, то есть не скоро ещё таять начнёт снег. Если на этот праздник выдавалась ясная и безоблачная погода, то верили, что урожай будет богатым. Были свои приметы и на тот случай, если выпадал на Громницу снег. Если подобное случалось утром, то это означало, что стоило ждать раннего урожая пшеницы. Соответственно, если снег выпадал посреди дня, или вечером, урожай был бы своевременным, или наоборот поздним. На Громницу существовал ещё один очень интересный обряд. Его называли заклинанием солнца. Люди выходили из домов и собирались перед самым закатом, чтобы всем вместе заклинать солнце.
Верили, что если солнце успевало перед закатом показаться из облачного марева, то это означало конец холодам и морозам. Если подобного не происходило, то древние славяне верили, что стоило ожидать жутких морозов, аккурат после Велесового Власьего дня, то есть после 11 февраля. Праздник Громницы иначе ещё называют и первыми закличками весны. Напомним читателям, что вторые подобные мероприятия справляются девятого марта, а третьи заклички совпадают с Масленицей. Очень интересным является тот факт, что у данного праздника есть свои аналоги и в культурах других народов. Наглядным примером этому служит, например, древний кельтский праздник Имболк, который знаменовал собой окончание зимнего времени, и сопровождался ритуальными омовениями. Этот праздник древними кельтами отмечался первого февраля. Свечи Громовые. Помимо водных обрядов, в день праздника Громницы важным атрибутом так же считались свечи.
Подобные свечи называли ещё Громницами, или Громовыми свечами. Их изготавливали для прославления бога Перуна и его супруги, богини Паляницы. Среди славянских народов, у каждого был свой особый ритуал, связанный с изготовлением этих свечей. Вот, например, в Белоруссии, подобные свечи олицетворяли собой священный и живой огонь, и от того считались преимущественно мужским атрибутом. Отливом громовых свечей занимался исключительно глава семьи. Считалось, что чем больше будет громовая свеча, тем больше счастья и достатка она принесёт в дом. Отливали свечи в последнюю субботу, перед самым праздником, в день, когда было принято так же прославлять свои предков. После того, как свеча освящалась на капище её, несли в дом, чтобы по очереди «освятить» каждого члена семьи, и каждый уголок в избе.
Громничные свечи. Фото из Интернета.
Созданную женщиной громничную свечу называют «косичка». Делается она из тонких свечек, которые сплетаются между собой. Таких свечей можно сделать несколько, с запасом, и также заговорить их 51. Сверху такая свеча расходится на подобие трезубца, символизирующего единство трёх мiров Явь, Навь и Правь. Четвёртой свечой опоясывается основание, что символизирует камень Алатырь — основу и фундамент, на котором стоит Мiровое древо рис. Магическая сила таких свеч огонь от них считается священным, живым способна отвести молнию от дома достаточно того, что они просто хранятся в доме, но можно поставить на окно во время грозы и зажечь , сглаз, порчу и другие внешние воздействия. Используется такая свеча и для призыва дождя в засушливую погоду. Помогает в исцелении сложных и тяжёлых болезней, а также в разрешении каких-то серьёзных проблем. Этой же свечой можно очищать дом от негативной энергии или, наоборот, наполнять его благостной энергией. Громничной свечой окуривали дом умершего, чтобы душа его упокоилась и легче перенесла переход из одного мира в другой.
Ещё в период начала полевых работ такие свечи выносили в поле, веря, что это сбережёт посевы и сохранит урожай от разных бедствий. Что можно делать в наше время Как и в незапамятные времена, сегодня актуальны все описанные выше обряды, особенно связанные с громничными свечами. Хорошо, если у вас есть возможность, сотворить их самостоятельно 52 , потому что они для семьи будут гораздо ценнее и сильнее по своим магическим свойствам, нежели купленные у других мастеров. Также не рекомендуется передавать кому-то созданную своими руками громничную свечу, считается, что это чисто семейный оберег. Ставьте их на алтарь и зажигайте на Радуницу, в дни Осенних и Вешних Дедов. Также хорошо зажигать громничную свечу перед каким-либо важным делом или поездкой, чтобы создать крепкое обережное поле и устранить возможные проблемы и препятствия. Тушить после обряда или молитвы такую свечу можно только пальцами или специальным колпачком — не задувать! Воск, оставшийся от громничной свечи после её сожжения, тоже считается магическим. Раньше его использовали как лекарство, носили в качестве оберега и брали с собой на удачу, когда шли на серьёзное дело например, сватовство. Поскольку энергия дня связана с силой огня, благоприятно избавляться от старых вещей и всего ненужного, сжигая их на костре, если вы не сделали этого в предыдущие подходящие даты.
Освобождаясь от старого, мы как бы провозглашаем, что готовы к приходу нового, и освобождаем для него место в своей жизни и в своём пространстве. Сохранилось поверье, что в ночь с Громницы на Починки следует опасаться Домового, который может «заездить коня». Потому Домового нужно задобрить угощениями, а коня — поберечь. Приметы о погоде и урожае: — Если на Громницу стоит мороз, следует ожидать холодной и поздней весны.
Богиня Перуница, так же изображалась вооружённая золотым копьём. Интересную параллель проводят некоторые с кельтской богиней Бригитой, которая до пришествия христианства, почиталась кельтами, как покровительница всяких ремёсел.
В основном, её стезёй выступала именно кузничное дело, которое неразрывно связанно с культом огня и богов грома. Легенда о громовержце змее и Оленухе. Автор в своих поисках наткнулся на очень интересную легенду, которая может показать нам суть многих славянских праздников, с совершенно другого ракурса. Итак, перед нами очень интересная легенда о змее громовержце, который спит себе спокойно, в своих подземных владениях. На груди у спящего змея покоится дивное ожерелье, которое носит ещё более дивное название — Огнедева автору откровенно и честно слышится Огненная Дева. Так вот, это ожерелье является источником огромной силы, и является воплощением Живого огня, того самого, который дал начало всему мирозданию.
В подземную обитель спускается сама Оленуха — олицетворение матушки природы. Она, пользуясь своей красотой, искушает и соблазняет бедного громовержца. После обманного манёвра матушка всего живого, забирает у хвостатого чудища его чудодейственное ожерелье, выносит его на поверхность, к своим земным детям. Силой ожерелья Оленуха наполняет землю сиянием и новой жизнью. Данное явление символизирует перелом зимнего времени на весеннее, то есть речь идёт о двух больших славянских праздниках — Громница и Масленица. Когда змей громовержец замечает пропажу своего ожерелья, он наполняется свирепостью и вслед за матушкой Оленухой поднимается из своей подземной обители на поверхность.
Подобное явление символизирует весеннее равноденствие. Змей хочет настигнуть ту, что украла у него Огнедеву, но матушка Оленуха не теряет время зря, и в попытках уйти от преследования, поднимается в небесную обитель. Это символизирует славянский праздник Русалий день, и конечно Белтан. Всё же матери всего живого не удаётся избежать участи попавшиеся в лапы чудища жертвы, но настигнув её великий змей не в силах противостоять очарованию и притяжению богини. Таким образом оба божества соединяются в лихорадочном любовном экстазе, чем олицетворяют единство мужского и женского начала, и неизбежность притяжения между ними. Подобное божественное соитие находит свой отклик в таком славянском празднике, как Купала.
Великий змей возвращает себе своё чудодейственное оружие, тем самым возвращая самому себе силы. После этого, змей не желая расставаться со своей возлюбленной Оленухой, увлекает её за собой, в свои подземные чертоги. Когда богиня повторно спускается в подземные владения великого змея, она избавляется от своих рогов автор немного в шоке, хотя наверно имя Оленуха, богиня получила не просто так. Рога богини служили символом мудрости и её силы. Оленуха оставляла свои старые рога в подарок своим смертным и земным детям. Это символизирует осеннее равноденствие и славный праздник Богач.
После всего этого, громовержец змей обретал покой и вновь предавался своему сну. Данное действие обозначало приход зимней поры. Здесь уже речь идёт о празднике Коляды и о зимнем солнцестоянии. Но, вопреки всему, матушка Оленуха, вновь стремилась выбраться наружу. Она отращивала новые рога, и вновь отнимала у спящего змея его украшение. Она вновь поднималась наверх к своим земным детям, и таким образом замыкала цикл одного года, и приносила новую Громницу.
Таким образом, праздник Громницы является олицетворением не только первой встречи весны и зимы, но и пробуждения земли, выхода первой силы. В этот день было принято танцевать обрядовый танец — Огнедеву какое совпадение, ведь именно так в легенде называется ожерелье великого змея. Этот танец олицетворяет женское начало и его силу. Танцевать Огнедеву было принято вокруг обрядовых свечей возможно, тут ввиду имеются именно громовые свечи.
Славяне почитали Маланьицу за ее способность дарить надежду на быстрый приход весны. Поделитесь этой новостью: Хотите, чтобы о вашей проблеме, новости или событии узнали люди? Сообщите нам: Telegram , WhatsApp , Viber. Найти на сайте.
Славянские праздники. Или как наши предки жили в согласии с ПриРОДой
Утром проводилась литургия с освящением свечей, которые забирали домой. Сретение богато и другими традициями: В полночь набирали воду из трех колодцев. По своей силе она приравнивается к крещенской. Священной также считалась вода с растаявших сосулек, собранных в этот день. В сумерках дети выходили на пригорок и напевали солнышку заклинание, призывая его показаться. Если оно перед закатом выглядывало — будет тепло, если нет — еще будут холода. Родители«продавали» ребенка. Малыша передавали через окно какой-нибудь посторонней старухе, получая взамен деньги. Затем женщина возвращала его со словами «Живи на мое счастье». На вырученные деньги покупали свечи. Их пламя зажигает и укрепляет жизненный огонь.
Он был посвящен в веру, официально стал причислен к лону Авраама. Отцы церкви считают, что в этот момент встретились друг с другом Старый и Новый завет. Значение праздника состоит в следующем: символ очищения и освящения; символ огня Божьей благодати. Сретенскую свечу зажигали в моменты, когда нужно очистить помыслы от негативных мыслей. В этот день в церкви освящали воду большим чином, как на Крещение.
Бытовала традиция собирать воду с тающих сосулек и освящать ее, но впоследствии утратила свое значение. Освященную сретенскую воду используют для: исцеления от болезней; окропление домашней скотины перед выгоном на пастбище; окропление членов семьи перед длительной поездкой. Что нельзя делать Церковные правила в двунадесятые праздники связаны, в основном, с запретом работы. Это обусловлено тем, чтобы человек отстранился от повседневных дел и посвятил свои мысли Господу. Поэтому хозяйкам запрещалось делать уборку, мыть грязную посуду, заниматься рукоделием.
Конечно, доить коров и кормить домашнюю скотину разрешалось, так как это необходимые дела. Церковные правила были связаны с запретом сквернословия и конфликтов в благословенные дни. Нельзя было спорить, выяснять отношения и ругаться. Обратите внимание! В народе существовало поверье, что в Громницы лучше не покидать пределы собственного подворья, чтобы не потерять удачу.
Нельзя было отправляться в дальний путь, так как это отнимало время от посещения богослужений и домашней молитвы. Все великие церковные праздники нужно было проводить в кругу семьи либо с близкими родственниками. Магические обряды Ни один большой церковный праздник не обходился без магических обрядов, которые были призваны изменить судьбу к лучшему. Эзотерики говорят, что в большие церковные праздники исполняются заветные желания, так как энергетика дня этому способствует. Также по праздникам гадают на судьбу.
Церковь противится этим традициям, но искоренить их из народной среды так и не удалось.
Славянские праздники Зимоборье: Громница и дни Велеса у славян — 1-11 февраля Первые числа февраля — это одна из восьми важнейших точек Кологода годового цикла славянских праздников , олицетворяющая встречу Зимы с Весной. По сути, это самая середина Зимы «перелом Зимы» — срединная точка между Зимним Солнцестоянием и Весенним Равноденствием. Солнце, заново родившееся на Коляду 25 декабря , к началу февраля уже набирается сил, чтобы дать свой первый бой Зиме, которая начинает потихоньку отступать перед надвигающейся Весной.
Поэтому в начале февраля славяне испокон веков праздновали поворот Зимы на Весну — начало «Зимоборья». Этот бой между Весной и Зимой происходит в виде грозы — олицетворения весеннее-летнего времени. Считается, что это единственный зимний день, когда может случиться гроза гром и молнии , отсюда — и название дня: Громница гром , Молонья-Меланья молнии. Громница-Меланья-Перуница — это день, когда небесный огонь возжигает обережный огонь в земном мире на весь год.
В этот день у многих народов мира принято возжигать волшебные громничные свечи, которые делали сами и которыми очищали дом, а также зажигали в значимые и трудные моменты для жизни семьи сватовство, рождение ребёнка, тяжёлая болезнь, похороны и т. В эпоху двоеверия христианскими церковниками ко 2 февраля был «привязан» праздник под названием Сретение — само слово в народном понимании подразумевает сречу-сретение — встречу Зимы с Весной, однако церковники отождествляли этот день со встречей младенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном, состоявшейся в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества Христова которое до сих пор празднуется 25 декабря — как раз на славянский праздник Коляды: так священники ещё в 5 веке подменили культ Солнца-младенца Коляды на культ Христа. Также в первых числах февраля у славян, проживающих в относительно тёплом климате Украина и южнее , начинаются заклички Весны. В условиях средней полосы России это делается позже обычно начиная с 9 марта.
В эту пору Велеса называют Зимобором, «сшибающим рог Зиме». Так происходит очередное переРОЖдение энергий Вселенной в круге Кологода — так Зима после первого боя с Весной начинает постепенно терять свои силы, а значит, заканчивается время зимнего сна Природы и её очищения от всего отжившего и ненужного. Близится время весеннего пробуждения Природы, которое наши предки стремились встретить, очистившись огнём наблюдая за первыми молниями и возжигая громничную свечу и водой набрав целебной воды из природного источника и омывшись ею. Начало Зимоборья Обережный праздник Громница обычно отмечается славянами 1 или 2 февраля.
Это встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время можно услышать гром и увидеть молнии. Громница — это дева-воительница, олицетворяющая юную Весну, дающую первый в году бой Морене-Зиме в виде грозы. Громницу также называют Громовица имя символизирует гром , Молонья, Маланья, Меланья-Меланьица что символизирует Молнии , Перуница так как она олицетворяет женский лик бога Перуна , Паляница палящая, зажигающая огонь , Додола. В этот день воздают ей требы: соль, чеснок, курятина, каша, хлеб, мак.
У славян, проживающих в относительно тёплом климате Украина и южнее , со дня Перуницы начинаются закликания Весны. В условиях средней полосы России это делается позже. Также Громница — значимый день для женской волошбы.
Православные праздники по церковному календарю. Что можно делать в славянский праздник Громница, поверья, запреты и суеверия.
Можно ли убираться, стричь волосы, сажать рассаду, работать дома, мыться и мыть голову? Он говорит о важности ценить каждый момент и быть открытыми к переменам, которые несёт с собой приближающаяся весна. Этот день напоминает о цикличности жизни, о том, что после затишья всегда приходит время действия, а после холода — тепло. Все праздники 15. День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества День памяти воинов-интернационалистов.
День войск правительственной связи РФ. Международный день детей, больных раком. Международный день операционной медсестры. День завязывания узелков на счастье. Всемирный день бегемота.
День Галилео Галилея День планетолога. День осведомлённости о холостом образе жизни. День звона колец. Что нельзя делать сегодня 15 февраля 2024 по церковному календарю 15. В православной христианской традиции четверг не выделяется как день обязательного поста.
В отличие от среды и пятницы, которые традиционно являются днями поста в память о предательстве Иуды и страданиях Иисуса Христа соответственно. В праздничные дни рекомендуется избегать тяжёлой работы, чтобы иметь возможность больше времени уделять молитве и посещению церкви. Нельзя допускать грубость, ссоры, скандалы и конфликты. Особенно важно сохранять мир и доброту в отношениях с окружающими. Этот день говорит о важности милосердия, прощения и любви к ближнему, поэтому старайтесь избегать негативных эмоций и суждений о других.
Нельзя допускать большое употребление алкоголя и чрезмерное веселье.
СТРЕТЕНИЕ — ГРОМНИЦА 2 ФЕВРАЛЯ
Затем обручённые боги родили Ария, ставшим по легендам прародителем многих славянских народов и племён - чехов, хорват, киевские полян. В этот день совершаются обережные обряды пробуждения земли в частности обряд опахивания , приносящие силу, здоровье и удачу. Это святодень, в который воскресает богиня Жива - и чествуется как именинница. В этот день совершается возжжение священного огня, знаменующего начало лета. Проходят широкие народные гуляния, скоморошьи забавы, игры, хороводы, песни и пляски под традиционные славянские инструменты: барабан, кугиклы, дудки, свирели. Считается, что в этот день Земля "отдыхает", поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во сей день Велес и Макошь - земные заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву и слушают Землю. С 20 по 30 мая травня отмечается "Грудие Росное" неделя Рода. В эти дни волхвы приносили жертвы и молили Рода о дожде и хорошем урожае.
С 26 мая травеня по 2 июня кресеня отмечаются Зелёные Святки Вторые Русалии - череда святодней, предшествующих Яриле Мокрому, чародейная седмица, посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов - русалок-берегинь. Время, когда на смену юной Деве Леле приходит зрелая женщина - Жена Лада. О сию пору провожают Кострому - Ярилину сестру, макая её чучело которое обычно плетут из травы и украшают цветами в воду, а затем разрывая его и размётывая остатки по полю. Творят сие священнодействие вещие девы, облекшиеся в личины русалок и рубахи-долгорукавки без оберегов. Свадьба Велеса и Живы. В начале июня природа радует глаз буйством красок. Ярило открывает небо, и зелёные травы наливаются волшебной силой. Уходит весна, приходит лето. До восхода Солнца умываются целебной росой, обходят нивы с хлебом, освещают дома и ворота.
В этот день Ярило-Солнце показывает свою силу. На зачине Огонь горит необычайно жарко. Семаргл-Огнебог помогает своему небесному брату. После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь. Оттого праздник сей также называется Семик. В этот день приносят требу ветру - разбрасывают на все четыре стороны вокруг дома куски хлеба. Затем с высокого места сыпят на ветер муку или пепел от костей жертвенного петуха. В этот день особенно запрещается "бросать слова на ветер", хотя и в остальные дни это не приветствуется. С 19 по 24 июня кресеня проходят Русальи Дни, в которые проходит важный цикл обрядов, связанный с "проводами русалок", "яичным заговеньем", "русальным заговеньем".
Русальные дни проходят после "Семика" Ярилина Дня. Глиняный календарь IV века определяет особую череду дней непосредственно перед Купалой, включая в себя и сам великий праздник. С 23 на 24 июня кресеня, червня празднуется великий праздник "Купала" приурочен ко дню летнего солнцеворота солнцестояния. Датой начала празднества может быть также 21 и 22 июня. Праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета сил Матушки-Природы. Православные христиане отмечали 24 июня день Иоанна Крестителя Ивана Купалы. Вечером, когда заходящее солнце краешком ещё не касается леса, начинается праздник. Всё действие происходит на поляне у речного берега. Заранее приготавливают костёр-купалец с длинным шестом посередине, на который насаживают купальское колесо с шестью спицами.
Отдельно сооружают погребальную краду для куклы и малый купалец, через который будут прыгать суженые. Он должен гореть неподалёку от большого купальца, но так, чтобы можно было водить хоровод. В этот день совершается чествование Небесного Сварожьего Огня и Солнца, как правило, приходящееся на самый разгар летней жары... Это один из тех обрядов и празднеств, что в суете и мимолётности будней зачастую проходит мимо нас. На эту же дату у православных христиан приходился Петров день День Петра и Павла. Июль Липень 5 июля липеня отмечаются Именины Месяца - праздник, посвящённый чествованию ясного Месяца и его вышних покровителей - Велеса Рогатого и Мары Луноликой. В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился день Афанасия Афонского. В народе говорили: "Афанасьев день - Месяцев праздник". О сию пору выходят смотреть на "играние" Месяца.
Если Месяц при восходе виден, то кажется как будто перебегающим с места на место, или изменяющим свой цвет, или то прячется за облаками, то из-за них выходит. Всё это происходит оттого, что Месяц справляет в этот день свои Именины. Дни убивают, а жара прибывает. С сего дня начинают косить и заготавливать сено. В эти дни кончали пахать и начинали готовится к озимому севу. Бытовала такая пословица: "До Велесова дня вспахать, до Перунова дня взборонить, до Спаса посеять". На сию дату приходятся тако же Выборы жертв Перуну. Ко Дню Перуна 20 липеня готовятся 8 дней. За восемь дней до того дня кидаются жребии черты, для определения жертвы, и резы, для определения её количества.
В пору двоеверия на Руси в этот день отмечали Макринин Мокринин день. В народе примечали: "Коли Мокрида мокра, то и осень тоже, Мокрида суха - и осень суха", "Коли на Мокриду мокро, то страда ненастная", "Вёдро на Мокриду - осень сухая", "Коли на Мокриду дождь - вся осень будет дождливая, и не будет орехов - все повымокнут". День Летних Мокрид считается важным и для будущего года: "Коли на Мокриды дождь, на следующий год уродится рожь". По народным поверьям, дождём в этот день смываются злые чары - "лихие призоры" сглазы и порчи и многие болезни. Славяне вспоминают своих чуров-пращуров, чтобы заботились о нашем хлебе, хранили не только наши снопы, но и нашу Русь и многовековую великую культуру. В этот день Чуру приносится треба молоком. У межевого камня выкапывается яма и туда выливается молоко. В праздник Чура нельзя работать вдали от дома. Хозяин должен обязательно находится у себя во дворе, тем самым почитая Чура.
Август Серпень, Жнивень 1 августа серпня отмечается Первый Спас, который в народе называют медовым или мокрым. Название "медовый" объясняется тем, что именно в это время пчёлы прекращают собирать нектар с цветов, соты в ульях заполнены до отказа и пасечники начинают собирать мёд, при этом первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей. В этот день, согласно народной традиции, совершается освещение мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу - пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Православные христиане отмечали в этот день праздник Преображения Господня. В народе существовало поверье, что у того, кто съест яблоко раньше Спаса, умершие дети не получат яблока в Ирии Раю. В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился день Мирона Ветрогона. По приметам, в этот день дуют сильные ветры. В народе о сём говорили: "Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном летечке стонут", "Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету", "Каков Мирон Ветрогон, таков и январь". Православные христиане отмечали в этот день Успение Пресвятой Богородицы.
К 9 августа на на большей части Земли Славянской заканчивается жатва, отсюда и название праздника - Спожинки дожинки, обжимки. С15 по 28 августа серпеня отмечается Ладино Полетье - "молодое бабье лето", череда святодней, посвящённых Богине Ладе, одни из последних тёплых дней лета.
Она так же, как и Перуница, была девственной богиней, воительницей и покровительницей мудрости.
Её главным атрибутом являлось копьё, как символ молний её отца. Богиня Перуница, так же изображалась вооружённая золотым копьём. Интересную параллель проводят некоторые с кельтской богиней Бригитой, которая до пришествия христианства, почиталась кельтами, как покровительница всяких ремёсел.
В основном, её стезёй выступала именно кузничное дело, которое неразрывно связанно с культом огня и богов грома. Легенда о громовержце змее и Оленухе. Автор в своих поисках наткнулся на очень интересную легенду, которая может показать нам суть многих славянских праздников, с совершенно другого ракурса.
Итак, перед нами очень интересная легенда о змее громовержце, который спит себе спокойно, в своих подземных владениях. На груди у спящего змея покоится дивное ожерелье, которое носит ещё более дивное название — Огнедева автору откровенно и честно слышится Огненная Дева. Так вот, это ожерелье является источником огромной силы, и является воплощением Живого огня, того самого, который дал начало всему мирозданию.
В подземную обитель спускается сама Оленуха — олицетворение матушки природы. Она, пользуясь своей красотой, искушает и соблазняет бедного громовержца. После обманного манёвра матушка всего живого, забирает у хвостатого чудища его чудодейственное ожерелье, выносит его на поверхность, к своим земным детям.
Силой ожерелья Оленуха наполняет землю сиянием и новой жизнью. Данное явление символизирует перелом зимнего времени на весеннее, то есть речь идёт о двух больших славянских праздниках — Громница и Масленица. Когда змей громовержец замечает пропажу своего ожерелья, он наполняется свирепостью и вслед за матушкой Оленухой поднимается из своей подземной обители на поверхность.
Подобное явление символизирует весеннее равноденствие. Змей хочет настигнуть ту, что украла у него Огнедеву, но матушка Оленуха не теряет время зря, и в попытках уйти от преследования, поднимается в небесную обитель. Это символизирует славянский праздник Русалий день, и конечно Белтан.
Всё же матери всего живого не удаётся избежать участи попавшиеся в лапы чудища жертвы, но настигнув её великий змей не в силах противостоять очарованию и притяжению богини. Таким образом оба божества соединяются в лихорадочном любовном экстазе, чем олицетворяют единство мужского и женского начала, и неизбежность притяжения между ними. Подобное божественное соитие находит свой отклик в таком славянском празднике, как Купала.
Великий змей возвращает себе своё чудодейственное оружие, тем самым возвращая самому себе силы. После этого, змей не желая расставаться со своей возлюбленной Оленухой, увлекает её за собой, в свои подземные чертоги. Когда богиня повторно спускается в подземные владения великого змея, она избавляется от своих рогов автор немного в шоке, хотя наверно имя Оленуха, богиня получила не просто так.
Рога богини служили символом мудрости и её силы. Оленуха оставляла свои старые рога в подарок своим смертным и земным детям. Это символизирует осеннее равноденствие и славный праздник Богач.
После всего этого, громовержец змей обретал покой и вновь предавался своему сну. Данное действие обозначало приход зимней поры. Здесь уже речь идёт о празднике Коляды и о зимнем солнцестоянии.
Но, вопреки всему, матушка Оленуха, вновь стремилась выбраться наружу. Она отращивала новые рога, и вновь отнимала у спящего змея его украшение. Она вновь поднималась наверх к своим земным детям, и таким образом замыкала цикл одного года, и приносила новую Громницу.
Таким образом, праздник Громницы является олицетворением не только первой встречи весны и зимы, но и пробуждения земли, выхода первой силы. В этот день было принято танцевать обрядовый танец — Огнедеву какое совпадение, ведь именно так в легенде называется ожерелье великого змея.
Александр Гореликов АлександрГореликов 26-01-2018 13:24 link Re: Громница — славянский праздник первой встречи Зимы с Весной Comments disabled ирина радость ирина радость 27-01-2018 18:50 link Re: Громница — славянский праздник первой встречи Зимы с Весной Все славянские праздники очень яркие и позитивные!!!
Comments disabled Александр Носов Александр Носов 27-01-2018 20:43 link Re: Громница — славянский праздник первой встречи Зимы с Весной Громница 2 февраля, а 7 - первый день астрономической весны!
Ибо, по поверьям, о сию пору Ярило Велесич "воздевает зиму на вилы". В пору двоеверия на эту дату приходился день Тимофея Весновея. В народе говорили: "Весновей теплом привечает", "Тимофей Весновей - уж тепло у дверей", "Февральские Тимофеи - Весновеи, как ни злись метелица, всё весной повеивает", "Дожить до Весновея, а там и зима не страшна", "Весновей вешнюю ярь приносит", "Тимофей Весновей - вестник тёплых дней", "Теплом привечает - тепло веет, стариков греет", "Вешнее тепло веет - старого греет", "Дует с юга вешний ветер перемен" и призывали: "Весновей, весновей, на село тепло навей", "Март у зимы шубу купил, да через три дня её продал". В этот день Кощный Бог "возвращает" людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Март Березол, Сухый 1 марта березола, сухыя отмечается День Марены или Навий День - праздник воскрешения мертвецов и последний день силы и власти злых Навьих Богов перед приходом Весны. У православных христиан на эту дату приходился день Святой Евдокии, которая руководила приходом Весны. С наступлением марта, у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб. В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая: "Свети, свети, Солнышко!
Дам тебе яичко, Как курочка снесёт в дубраве, Отнеси его до раю, Пусть все души радует". Согласно славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц от того праздник сей зовётся Сороками , знаменующих собой приближение Девы Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай. С 18 по 24 марта березола на славянской земле проходит Масленичная седмица неделя , которая разделяет два главных сезона в славянском народном календаре - зиму и весну. Это весёлые проводы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. В старину в эти дни начинались уличные гулянья, строились ледяные горки. На проводы Масленицы устраивались кулачные бои, сжигали чучело Масленицы. В древности же масленичные гуляния продолжались не одну, а две седмицы. Второе название этого праздника "Комоедица" бел.
Возможны также варианты даты празднования: 21 и 22, а также 25 марта. Будучи сугубо языческим праздником, Масленица была принята и христианством, но не по солнечному языческому , а по лунному календарю, потому в православном христианстве у Масленица плавающая дата. В её честь празднуют не только люди, но и всё живое. В этот день нельзя работать, а только прославлять Весну, торжество жизни над смертью. В третий раз закликают весну. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну. У православных христиан на эту дату приходился день Иоанна Лествичника. На Руси в этот день было принято печь "лествицы лесенки для будущего восхождения на небо" из постного ржаного теста. Размеры, формы и количество ступенек были весьма разнообразны, но обычно их было 12 - "по числу месяцев в году".
Тако же в этот день старались всяческих задобрить "бесившегося" до полуночи либо до первых петухов Домового. Апрель Цветень, Кветень 3 апреля цветеня отмечается праздник Водопол Именины Водяного - пробуждение Водяных и русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек. В пору двоеверия на Руси в этот день отмечали Никиту Водопола. В этот день рыбаки приносили требу Водяному, примечали: "Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный улов будет худой". В полночь они приходили к воде и угощали Водяного, утапливаю чужую лошадь: "Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью". Для этого случая покупали самую негодную лошадь. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, то он переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвёт неводов и бредней. Если не найдётся подходящей лошади, рыболовы наделяют Водяного иным гостинцем - выливают в реку масло. Наступает весеннее тепло, просыпаются сверчки.
Славяне отмечают Стрибог Вешний. Православные христиане отмечали в этот день Федула Ветреника и Федору Ветреницу. В народе говорили: "Пришёл Федул - теплом подул", "Федул тепляком подул", "До Федула дует северяк, а с Федула теплынью тянет", "Пришёл Федул, тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дворов натопил". Если на Федула стояло ненастье, говорили: "Ныне наш Федул с ветра губы надул". Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон, как вестник Кощного Бога, призывает на нечестивцев Навию кару. С 16 по 22 апреля цветеня отмечаются Первые Русалии - череда святодней, предшествующих Яриле Вешнему, чародейная седмица неделя посвящённая чествованию Девы Лели - юной Богини Весны и девственной Природы, бурлящих вод и пробудившихся женских водяных духов - русалок-берегинь. О сию пору девы в долгорукавках без оберегов, уподобляясь русалкам, творят "вертимое плясание" на полях, не допуская в свой круг парней. Этот праздник, является не только русским народным аналогом "общепринятого" 8 марта, но и своего рода продолжением Масленицы, так как это время нового обращения к богине Леле. Призывая Лелю на собственные именины, народ встречает Лелю, которая преображается во всей своей красе - благодаря своей Матери - Богини Любви.
С 22 апреля цветеня по 10 мая травеня отмечается праздник "Красная Горка", который начинается с Лельника и заканчиваются ко Дню Земли-Матушки. Это праздник красной весны, веселья, хороводов, символизирующий встречу парней и девушек, праздник поцелуев и начала половой жизни, сродни тому, что Весна - это начало новой жизни для всей приРОДы, тако же это ещё и первое весеннее гуляние молодых девушек. Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Праздник продолжался в течение нескольких дней или даже недель и потому был настоящим событием в жизни молодых людей. В этот день Ярила "отмыкает" оплодотворяет Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав. С заходом Солнца открывают зачин. В этот день поминают предков, призывают их посетить землю: "Летите, милые деды... После зачина начинается тризна: воины на горе "боряхуся по мертвецы", показывая своё боевое искусство. С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь.
Побеждает тот, чьё яйцо укатится дальше, не разбившись. К полуночи, на той же горе раскладывают дрова для большого костра. Май Травень 1 мая травеня , заполночь начинается праздник - Живин День. Жива сокр. Дочь Лады, супруги Дажьбога. Она - Богиня Животворящих сил природы, весенних бурлящих вод, первых зелёных побегов; покровительница юных девушек и молодых жён. С приходом христианства её культ заменила собой Параскева Пятница. С 1 по 7 мая травеня проходят Вешние Деды Навья Седмица - череда святодней, предшествующих Дню Земли, седмица поминовения Предков, когда навии души умерших посещают живых на Земле. Празднование Дня Всходов начинается на вершинах гор или холмов.
Ещё несколько дней назад земля была пуста - и вот уже всё оживает прямо на глазах, а с вершины холма это особенно хорошо видно. Всё начинает расти, цвести, благоухать совершенно особым весенним запахом, поют соловьи. Весна пришла на Русскую Землю! В этот день почитают русалок, на травах образуется особенная роса, потому они и считаются целебными. На Киевщине в Русалкин четверг с восходом солнца девушки шли в поле, предварительно взяв с собой ржаной хлеб и священной воды. В поле девушки делили хлеб поровну. Потом каждая шла на жатву своего отца. Там на краю поля она и оставляла тот хлеб для мавок - "чтоб рожь родила"... Дажьбог - Бог плодородия и солнечного света, живительной силы.
Первопредок славян по тексту "Слова о полку Игореве" славяне - дажьбожии внуци. По славянским преданиям, Дажьбог и Жива вместе возродили мир после Потопа. Лада, матерь Живы, соединила браком Дажьбога и Живу. Затем обручённые боги родили Ария, ставшим по легендам прародителем многих славянских народов и племён - чехов, хорват, киевские полян.
Сретение в славянской традиции
Завершаются праздники, которые длятся от дня зимнего солнцестояния. Название Праздник Водокрес (Крес* Воды) — буквально означает Огненная вода. зимний праздник, пришедший к нам с языческих времен. В церковном календаре он отмечается 2 февраля у католиков, и 15 февраля - у православных. Громница – славянский праздник свечей и живого огня.