трагичная история перезрелой золушки, добившейся заслуженного признания ближе к старости. Сезарию Эвору называли "босоногой дивой". На сцену она всегда выходила босиком. знаменитая эстрадная певица, обладательница нескольких "Грэмми", самой престижной премии Франции Vitoire de la Musique и кавалер ордена Почетного легиона. Cesária Évora in São Paulo, 2008. Сезария Эвора Музыканты, как и все без исключения люди, приходят и уходят.
Сезария Эвора. Тоска по необъяснимому
Культура 20. Первый концерт состоялся три года назад, последний - за год до её смерти. В нашем городе, как и во всем мире, на выступления гостьи из небольшого островного государства Кабо-Верде было невозможно купить "лишний билетик".
Однако, в возрасте 14 лет под аккомпанемент гавайской гитары в портовой тавернеСезара впервые запела о любви. Природа одарила девушку сильным и уникальным голосом которому был присущ особенный магический тембр.
Слушатели сразу полюбили юную певицу, и всегда поддерживали ее бурными аплодисментами. Сезария Эвора в молодости Миндело, как и положено портовому городку, славился яркой ночной жизнью. Двери баров и клубов были открыты для всех завсегдатаев и приезжих моряков. Музыка, звучавшая на улицах и на пляже, очаровывала фокстротами и вальсами, грустными лирическими песнями и зажигательными африканскими мелодиями.
Грудной и бархатный голос Сезарии больше всего подходил для популярных в то время стилей — морна и коладеры. Да и самой девушке были по душе медленные ритмические мелодии, рассказывающие о глубоких чувствах, печали и тоске, любви и разлуке. Первые песни Сезарии Эворы В возрасте 17 лет у Сезарии уже была своя группа музыкантов, с которыми она выступала в клубах, завоевывая все большее число поклонников и зарабатывая на жизнь себе и своей семье. Ее выступления были яркими и запоминающимися, она умела затронуть струны человеческой души так, что очень скоро она получила всеобщее народное признание и любовь, а самой высокой наградой был титул "королевы морны".
В 1975 году Португалия предоставила независимость Сенегалу, что стало причиной окончательного сворачивания торговли в Кабо-Верде, которая и до этого уже начала угасать. Большая часть музыкантов эмигрировали в разных направлениях. Сезария Эвора - Карнавал Сезария осталась. Она дальше продолжала петь, меряя родную землю босыми ногами и стараясь хоть как-то скрасить жизнь земляков.
Кстати, певица всегда ходила босиком, не надевала обувь и на концерты. Она нужна ей была только для выезда в страны с более холодным климатом.
Естественно, в полный упадок пришла и культурная жизнь. В отличие от многих, Эвора не уехала из страны, но, если так можно выразиться, с головой ушла во внутреннюю эмиграцию. Это были самые трудные десять лет в ее жизни. Она полностью прекратила петь, практически не выходила из дома, много и беспробудно пила.
Так безрадостно и уныло прошло почти десять лет, и только в середине 80-х, когда ей было уже за сорок и страна немного очнулась от спячки, она запела вновь. И тут неожиданно выяснилось, что половина кабовердийских певиц считает ее своей учительницей. В середине восьмидесятых годов Сезария в составе большой делегации кабовердианских музыкантов впервые в жизни выехала за пределы островов. Эту поездку организовал какая-то загадочная и полумифическая организация - Комитет женщин Кабо-Верде. Путь Эворы лежал в Лиссабон. Что там получилось с этой поездкой, история умалчивает, но известно, что Сезария осталась в Лиссабоне, пела по вечерам в ресторанах, собирая деньги на обратный билет.
То ли тоскливо стало ей в матушке-Европе, то ли концерты не задались. Словом, она решила отбыть к себе на родину. На ее и на наше счастье, в один из вечеров, когда она пела в ресторане «Enclave », туда заглянул французский продюсер Жозе да Силва. Впрочем, французом он был только по паспорту, а родился и вырос на тех же Островах Зеленого Мыса. Собственно, и продюсером он в то время еще только мечтал стать, а пока работал по ночам путевым обходчиком. Тем не менее, если бы этой встречи не произошло, то мы, скорей всего, никогда и не узнали бы, что на свете есть певица Сезария Эвора.
Жозе сразу понял, какой брильянт попал к нему в руки. Он привез Сезарию в Париж, организовал ей профессиональную запись, потом другую. Впрочем, эти альбомы были мало похожи на то, что мы узнали позже. Это были примитивные дискотечные аранжировки с синтезаторными барабанами и почти полным отсутствием живых инструментов. Все это полностью сводило на нет искренность и эмоциональность неподражаемого голоса Эворы. Небольшой успех они имели, но только на танцевальных вечеринках выходцев с Островов Зеленого Мыса.
Однако постепенно, методом проб и ошибок, Жозе да Силва нащупал тот неповторимый акустический саунд, который впоследствии покорил весь мир. Он сумел найти правильных музыкантов - в основном уроженцев Кабо-Верде. С электронным звучанием было покончено раз и навсегда. И Европа пала в 1991-м году, когда вышел альбом Mar Azul «Лазурное море». Да Силва поместил Сезарию в привычное и понятное ей окружение - маленький акустический ансамбль гитары и обязательная кавакиньо - ритмическая 4-струнная гитара, акустический бас, перкуссия, скрипка, рояль, саксофон, труба , отсутствие сложных аранжировок и подготовленных форм плюс совершенно живая запись без наложений - в таком режиме весь альбом был записан в два дня! И успех пришел.
Титульную песню альбома, которую, между прочим, написал уже упоминавшийся сегодня дядя Сезарии Эворы B. Leza, французские радиостанции крутили день и ночь. Давайте и мы сейчас ее послушаем. Текст предельно прост, незамысловат и поэтичен: Море! Вези меня в мою страну, В страну, где ждёт меня мама, Где все скучают обо мне! В земли, где прошло мое детство.
Сан-Висенте, твои руки - моя колыбель… Море! И сколько лет уже прошло, Как прежде, светит луна, а я была так далеко! Теперь, пожалуй, самое время немного поговорить о жанрах песен Эворы. Практически все, что она пела, можно разделить на две группы - на уже упоминавшиеся морны и коладейры. Не вдаваясь в детали, охарактеризовать эти две группы проще всего так: морна - это медленная грустная песня, коладейра - это быстрая грустная песня. Стилистически эта музыка является смесью португальской фады и бразильской боссановы, наложенной на прихотливую африканскую полиритмию.
От фады кабовердианская музыка унаследовала главным образом общий меланхолический настрой, предельную простоту гармоний, традиционные мелодические и гармонические ходы европейской музыки и глубокий беспросветный минор. Песен, написанных в мажоре, в репертуаре Эворы очень мало, и они расположены на периферии ее творчества. От боссановы, которая, напротив, является стилем сравнительно молодым, непростым, гармонически изысканным и изощренным, кабовердианская музыка взяла постоянный свинг и синкопирование, но придала им собственную окраску. Очень показателен в этом смысле эпизод из документального фильма про Эвору, когда она в Нью-Йорке приходит в студию к продвинутым американским джазменам, которые собаку съели на сложнейших джазовых гармониях и всяких ритмических ухищрениях. Они пытаются аккомпанировать ее простеньким песням, но у них ничего не выходит. Им никак не удается поймать неуловимый ритмический сдвиг ее пения.
Они не совпадают с ней по движению, по темпо-ритму, не могут, как говорят музыканты, «попасть в нее» - музыка разваливается. Но вернемся к морнам и коладейрам. Лишь очень немногие из песен Эворы можно назвать фольклорными - почти у каждой есть атрибутированные авторы. Но в конце концов у всех фольклорных песен когда-то были авторы, только с годами их забыли. А фольклор Кабо-Верде еще настолько молод, что авторов забыть не успели. Классическую морну мы только что прослушали.
Морна по-португальски значит «мягкий», «теплый». Это определение в равной степени может относиться к воздуху, воде, прикосновению, сердцу или душе. А на креольском морна означает «слово». Первоначально это были стихи, главным образом посвященные расставанию с родным домом, прощанию с рыбаками, уходящими в море, тоске по родине. Все это вмещает в себя португальское слово saudade, видоизмененное в креольское sodade. Самое близкое к нему по смыслу русское слово - тоска.
Но по-хорошему этому слову нет аналогов ни во французском, ни в английском, ни в русском. Это какая-то невообразимая смесь ностальгии, меланхолии и нежности, чувство утраты настоящего. Мелодически, гармонически да и по настроению многие морны чем-то удивительно похожи на наши цыганские романсы. Коладейра же, сохраняя в целом тот же меланхоличный минорный строй, - песня более жанровая, танцевальная и сюжетная. Хотя надо сказать, что и в морнах, и в коладейрах текста очень мало - обычно это один-два куплета и припев, которые повторяются по многу раз. Давайте сейчас послушаем и посмотрим одну колайдеру с того же альбома «Mar Azul ».
Скажу сразу, что перевода этой песни найти не удалось, но он, похоже, и не очень нужен. Правда, одну фразу мне вроде бы удалось понять самому. Это фраза «о мама, ескузе вергонья» - «мама, прости меня, бесстыдницу». Песня называется «Станцуем ча-ча-ча ». Этого человека зовут Паулиньо Вейера, и для создания акустического звучания Эворы он сыграл не меньшую, если не большую роль, чем Жозе да Силва. Ему принадлежат почти все аранжировки на первых пяти акустических альбомах Эворы.
А на студийных записях многих песен он исполняет едва ли не все партии - фортепьяно, гитары, кавакиньо, губной гармоники, перкуссии - словом, человек-оркестр. Через год после альбома Mar Azul в 1992 году выходит альбом Miss Perfumado «Благоухающая» , который стал настоящей бомбой. Только в одной Франции за первый месяц было продано 200 000 экземпляров. При том, что, на мой вкус, этот альбом был в целом слабее предыдущего. Зато на нем два совершенно бронебойных хита, без которых впоследствии не обходился ни один концерт Эворы - это песни «Sodade » и «Angola ». Они стали ее визитными карточками.
Разумеется, мы их сейчас посмотрим и послушаем. В моей видео- и фонотеке есть по меньшей мере по пять вариантов исполнений этих песен, и в каждом из них есть своя изюминка, но я все-таки решил остановиться на том живом концерте в парижском клубе «Батаклан» в 1995 году, фрагмент из которого вы сегодня уже видели. Во многом ради того, чтобы показать вам во всей красе прекрасного гитариста Армандо Тито. К сожалению, в дальнейшем их пути с Эворой разошлись, как я полагаю, во многом из-за того, что двум таким ярким артистам было трудно ужиться на одной сцене. Сейчас мы посмотрим две эти вещи подряд. Но для порядка пару слов о текстах, которые снова весьма коротки, чтобы не сказать, лапидарны.
Кто указал тебе этот долгий путь? Кто указал тебе этот долгий путь на Сан-Томе? Тоска, тоска, тоска по моей родине Сан-Николау.
Выход четвертого альбома "Мисс Перфумаду" имел головокружительный успех и о Сезарии заговорили во всем мире. Эвора стала обладательницей "Грэмми", "Victoire de la Musique", а также — ордена Почетного легиона, который ей вручил министр культуры Франции Кристи Альбанель. Всего Эвора записала 18 альбомов, много гастролировала, несколько раз приезжала выступать в Россию. Все свои песни Сезария пела только на креольском языке. Но благодаря искренней проникновенной манере исполнения они не нуждались в переводе. Это были композиции о жизни, любви, земных радостях и печалях. Личная жизнь Всю свою жизнь Эвора посвятила творчеству, а вот личного женского счастья так и не обрела.
Первая любовь с гитаристом Эдуардо закончилась болью и разочарованием. Романы с другими мужчинами не вылились ни во что серьезное.
Сезария Эвора: история чернокожей Золушки
17 декабря 2011). Читайте полную биографию знаменитости. Сезария Эвора — самая известная в мире уроженка Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии. всемирно известная кабовердианская певица. Эвора, Сезария — Сезария Эвора Cesária Évora В апреле 2008 года Основная информация Дата рождения 27 августа 1941(1941-08-27) Место рождения Минделу, Кабо-Верде Дата смерти 17 декабря 2011(2011-12-17) (70 лет) Место смерти Сан-Висенте. Биография Сесарии Эвора. ЭВОРА СЕЗАРИЯ (Evora Cesaria) (р. 27 августа 1941, Миндело, Кабо-Верде), фолк-певица из Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса, Западная Африка); исполнительница португальского фолка в сочетании с блюзом и джазом. ПЕРВЫЕ ПЕСНИ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ В возрасте 17 лет у Сезарии уже была своя группа музыкантов, с которыми она выступала в клубах, завоевывая все большее число поклонников и зарабатывая на жизнь себе и своей семье.
Не стало неподражаемой Сезарии Эворы, великой певицы и простой женщины
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 17 декабря 2011, 21:17 Не стало неподражаемой Сезарии Эворы, великой певицы и простой женщины Своим голосом она покорила весь мир. Много раз приезжала с концертами и в нашу страну.
В расчете на массовость любви в Москве Цезарию пригласили выступать в спорткомплекс. В «Олимпийском» — полный партер. Сидячие места наверху дешевле — сияют синими дырками кресел. На трибуне за моей спиной сидит бабушка и держит под руку дедушку. Умилительно качает головой в та кт. Музыка Цезарии — для тех, кто не любит танцевать. Это такая зарядка для души. Но слушать спокойную лирику на трибунах спорткомплекса — все равно что признаваться в любви во время футбольного матча.
Под пение Цезарии, несомненно, приятнее жарить яичницу свежим весенним утром и предаваться размышлениям о вечном. Такая музыка не мешает мечтать — слов-то все равно не понять. Моя бабушка не будет против, чтобы в комнате играла Эвора. Она будет танцевать душой и спрашивать: «Что за певица? Я расскажу бабушке, что, если бы не Цезария, вряд ли мир узнал бы о маленьком островном государстве Кабо-Верде. Голос Эворы прославил целую страну, а потому она — босая миллионерша — не просто так певица, а политическая фигура. Бабушка послушает и еще больше полюбит сверстницу из Африки. Русским бабушкам близок патриотический настрой. Так уж получилось.
К счастью, сумела победить эту зависимость и ничего крепче воды уже не употребляла». Но это тоже произойдет позже, а пока Сезария оставалась в Минделу, пела для посетителей и пила с ними, слушая рассказы о дальних странах. Ее музыка стала появляться в эфире местного радио, ее имя уже знали соотечественники. Так прошло двадцать лет, но она не переставала верить, что однажды счастье придет к ней, настоящее, полноценное, и у нее появится возможность услышать аплодисменты не только посетителей баров. Я пела в барах Минделу для многих иностранцев и видела, что им нравится моя музыка. Тогда подумала, что, если однажды поеду за границу, другим тоже придется по душе то, что я делаю. И как видите, оказалась права», — скажет она много лет спустя. И добавит, что однажды кто-то из моряков подарил ей брелок в виде Эйфелевой башни. Тогда Эвора сказала себе, что однажды она обязательно отправится в Париж и своими глазами посмотрит на эту башню. Лучше позже. С аншлагами прошли первые концерты на главной площадке страны — «Олимпии». Но пока ее мечты о славе, легкие и сильные, как океанская волна, едва не разлетелись брызгами, ударившись о скалу реальности. В 1974 году подвластные Португалии Острова Зеленого Мыса наконец отважились осуществить давно вынашиваемый план: стать независимыми. Режим был свергнут, соглашение о независимости подписано, но это не смогло сделать реальными лелеемые мечты о хорошей жизни. Положение обретшего независимость и переименованного в Республику Кабо-Верде государства стало еще хуже. Это почувствовала и Сезария: в порту швартовалось намного меньше кораблей, а жителям островов стало не до песен и веселья в кабаках. Музыка помогала мне зарабатывать на жизнь. И когда пение перестало приносить деньги, я перестала петь, — скажет она о том периоде. Я рада, что они остались позади и я снова смогла выйти на сцену». Это случилось лишь спустя 10 лет ее молчания и произошло благодаря друзьям. Жизнь в Кабо-Верде стала налаживаться, музыканты снова вернулись к творчеству, то и дело упрашивая Эвору сделать одолжение и записать дуэт. Один за другим эти дуэты стали началом нового этапа в ее жизни. Соотечественники, обустраивавшие жизнь в Лиссабоне, не раз звали туда певицу. Там была большая кабо-вердианская диаспора, да и португальцы были готовы помочь жителям с Островов. И наконец она решается на поездку. Сезарии 46 лет, и она записывает первый альбом. Пока ее песни не выходят за пределы диаспоры, ее слушают тоскующие по дому и напевам родины соотечественники. Но в одном из ресторанов Эвору заметил француз с кабо-вердианскими корнями Хосе да Силва. Пораженный колоритом и красотой песен, он убедил Сезарию ехать с ним во Францию, чтобы добиться там успеха. Исполнительница недолго сомневалась, помня о давней мечте увидеть Эйфелеву башню. Маленькие секреты. Хосе не ошибся. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur 1991 , пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса. Франция видит на сцене босую немолодую женщину, которая своими песнями переносит слушателей в совершенно другой мир. Ее хотят слышать во всех уголках Франции, Сезария отправляется в тур и каждый раз выходит на сцену молчаливая и босая. Она не ведет диалоги с публикой, не устраивает шоу и не обувается.
Российский шансон сегодня — это или тюремные напевы полных взрослых мужчин, или творения лауреатов Грушинского фестиваля. Последних, правда, принято называть бардами. Оказалось, напевы заезжей пожилой полной дамы, поющей на непонятном языке, гораздо больше питают русскую душу, чем русскоязычные блатные страдания. В расчете на массовость любви в Москве Цезарию пригласили выступать в спорткомплекс. В «Олимпийском» — полный партер. Сидячие места наверху дешевле — сияют синими дырками кресел. На трибуне за моей спиной сидит бабушка и держит под руку дедушку. Умилительно качает головой в такт. Музыка Цезарии — для тех, кто не любит танцевать. Это такая зарядка для души. Но слушать спокойную лирику на трибунах спорткомплекса — все равно что признаваться в любви во время футбольного матча. Под пение Цезарии, несомненно, приятнее жарить яичницу свежим весенним утром и предаваться размышлениям о вечном. Такая музыка не мешает мечтать — слов-то все равно не понять. Моя бабушка не будет против, чтобы в комнате играла Эвора. Она будет танцевать душой и спрашивать: «Что за певица? Я расскажу бабушке, что, если бы не Цезария, вряд ли мир узнал бы о маленьком островном государстве Кабо-Верде. Голос Эворы прославил целую страну, а потому она — босая миллионерша — не просто так певица, а политическая фигура.
Певица Сезария Эвора - о русских романсах, кино и совах
Эвора, Сезария — Сезария Эвора Cesária Évora В апреле 2008 года Основная информация Дата рождения 27 августа 1941(1941-08-27) Место рождения Минделу, Кабо-Верде Дата смерти 17 декабря 2011(2011-12-17) (70 лет) Место смерти Сан-Висенте. Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года. Наверное, для большинства она первый и единственный человек, представитель островов Зелёного Мыса, или Кабо-Верде, как сейчас называется это островное государство, которого он знает. 7, сохранений - 2. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост!
Сезария Эвора - Angola, легендарная босоногая дива
Добавить инфо. Сезария Эвора. Cesária Évora. Любимая звезда. — Я Сезарию почти не помню, маленькая была, когда меня к ней в гости привозили, в Кабо-Верде, — рассказывает Катя Эвора. В 1969 году Сезария Эвора получила известность на национальном уровне благодаря своему дебютному альбому «Африканский Могикан». Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года. Наверное, для большинства она первый и единственный человек, представитель островов Зелёного Мыса, или Кабо-Верде, как сейчас называется это островное государство, которого он знает.
Cesaria Evora
Cesária Evora слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. Дискография Cesária Evora — все популярные треки и альбомы, плейлисты лучших песен, концерты, клипы и видео. знаменитая эстрадная певица, обладательница нескольких "Грэмми", самой престижной премии Франции Vitoire de la Musique и кавалер ордена Почетного легиона. 17 декабря 2011). Читайте полную биографию знаменитости. Добавить инфо. Сезария Эвора. Cesária Évora. Любимая звезда. Архив: 12 июня 1993 года певица из Кабо-Верде Сезария Эвора впервые выступила на главной концертной площадке континентальной Европы – в парижской «Олимпии» – и собрала полный зал. Архив: 12 июня 1993 года певица из Кабо-Верде Сезария Эвора впервые выступила на главной концертной площадке континентальной Европы – в парижской «Олимпии» – и собрала полный зал.
Не стало неподражаемой Сезарии Эворы, великой певицы и простой женщины
Сезария Эвора — имя, ставшее символом настоящей музыкальной легенды. Ее выдающийся талант и богатый голос приковывают внимание с первых нот. Ее песни стали неотъемлемой частью культурного наследия Кабо-Верде, а ее имя стало синонимом качественной музыки. Но кроме всего этого, за этой глубоко проницательной и эмоциональной музыкой скрывается история жизни женщины, которая сумела преодолеть все трудности и добиться признания в музыкальной индустрии. История успеха Сезарии Эворы распутывается через незабываемые хиты, которые она создала своим голосом и вдохновением. Песни «Sodade», «Besame Mucho», «Angola», «Tiempo y silencio» — все они говорят о любви, душе и тоске. Эти мелодии не только заставляют нас петь и танцевать, но и приносят истинное наслаждение слушателям по всему миру. Статья о Сезарии Эворе является частью раздела о знаменитостях, а точнее — о певцах и музыкантах. В ней вы найдете уникальное сочетание разговорного и художественного стиля, которое позволяет вам окунуться в ее мир еще глубже. Больше чем просто история успеха, эта биография приглашает вас провести время вместе с Сезарией, погрузиться в ее музыку и узнать, как она стала иконою мировой музыкальной сцены.
Давайте отправимся в путешествие сквозь жизнь этой незаурядной женщины, проникнемся ее мудростью и станем свидетелями ее творческой эволюции. Представьте себе, как мы пройдемся по ее родным кабо-вердским улицам, услышим шепот ветра и встретимся с ее друзьями и близкими. Каждый пункт на этом путешествии будет раскрывать новые детали ее личности и приближать нас к пониманию того, что делает Сезарию Эвору поистине великой певицей. В следующем разделе мы погрузимся еще глубже в историю жизни Сезарии Эворы и проложим путь ее музыкальной карьеры. Нас ожидают удивительные открытия и непревзойденные моменты, которые помогут нам понять, какой путем шла эта талантливая женщина, чтобы достичь всего, чего она смогла. Не упускайте возможности познакомиться с Сезарией Эворой и узнать ее историю из первых рук! Сезария Эвора — удивительная женщина, чья жизнь и карьера оставили неизгладимый след в мире музыки. Она родилась в 1941 году на Кабо-Верде, в то время колонии Португалии. Ее детство было полно противоречий и трудностей.
Она выросла в маленькой деревне, окруженной бедностью и нищетой. Но даже в таких условиях, Сезария ощущала в себе силу и страсть к музыке. С детства она проявляла активность и интерес к искусству. Маленькая Сезария часто выступала перед своей семьей и соседями, исполняя народные песни. Именно в раннем детстве родилась любовь к музыке и желание свободно выражать свои эмоции через пение.
Он привёз уже 47-летнюю певицу во Францию [4]. С этого момента началось её сотрудничество с «Lusafrica». В начале 1980-х годов Сезария Эвора начала тур по Европе. А уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание Сезария получила после выхода её четвёртого альбома «Мисс Перфумаду» в 1992 году.
Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке.
Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось. Второй концерт прошёл в мае того же года в Малом театре. В мае 2010 года из-за проблем с сердцем певице пришлось отменить все свои концертные выступления до конца года. В сентябре 2011 года она объявила о завершении певческой карьеры. Причины смерти — сердечно-лёгочная недостаточность и артериальная гипертензия. Награды Сезария Эвора является двукратной обладательницей французской музыкальной награды — «Victoire de la Musique» в 2000 году за альбом Caf?
И Эвора умела рассказать со сцены от имени всех женщин, любящих и ждущих, и это трогало душу любого слушателя. Как и история сложной жизни в бедности - кому, как не простым морякам, понять, что такое «за душой ни гроша». Но там же она приобрела привычку к алкоголю, которая останется с ней до 1994 года. Меня угощали, и я втянулась. Казалось, что алкоголь спасает от тяжелых мыслей, - признавалась она. К счастью, сумела победить эту зависимость и ничего крепче воды уже не употребляла».
Ее музыка стала появляться в эфире местного радио, ее имя уже знали соотечественники. Так прошло двадцать лет, но она не переставала верить, что однажды счастье придет к ней, настоящее, полноценное, и у нее появится возможность услышать аплодисменты не только посетителей баров. Я пела в барах Минделу для многих иностранцев и видела, что им нравится моя музыка. Тогда подумала, что, если однажды поеду за границу, другим тоже придется по душе то, что я делаю. И как видите, оказалась права», - скажет она много лет спустя. И добавит, что однажды кто-то из моряков подарил ей брелок в виде Эйфелевой башни.
Тогда Эвора сказала себе, что однажды она обязательно отправится в Париж и своими глазами посмотрит на эту башню. С аншлагами прошли первые концерты на главной площадке страны - «Олимпии»; В 1995 году вышедший диск Cesaria во Франции становится «золотым», а в США - хитом продаж 150 тыс. Но пока ее мечты о славе, легкие и сильные, как океанская волна, едва не разлетелись брызгами, ударившись о скалу реальности. В 1974 году подвластные Португалии Острова Зеленого Мыса наконец отважились осуществить давно вынашиваемый план: стать независимыми. Режим был свергнут, соглашение о независимости подписано, но это не смогло сделать реальными лелеемые мечты о хорошей жизни. Положение обретшего независимость и переименованного в Республику Кабо-Верде государства стало еще хуже.
Это почувствовала и Сезария: в порту швартовалось намного меньше кораблей, а жителям островов стало не до песен и веселья в кабаках. Музыка помогала мне зарабатывать на жизнь. И когда пение перестало приносить деньги, я перестала петь, - скажет она о том периоде. Я рада, что они остались позади и я снова смогла выйти на сцену». Это случилось лишь спустя 10 лет ее молчания и произошло благодаря друзьям. Жизнь в Кабо-Верде стала налаживаться, музыканты снова вернулись к творчеству, то и дело упрашивая Эвору сделать одолжение и записать дуэт.
Один за другим эти дуэты стали началом нового этапа в ее жизни. Соотечественники, обустраивавшие жизнь в Лиссабоне, не раз звали туда певицу. Там была большая кабо-вердианская диаспора, да и португальцы были готовы помочь жителям с Островов. И наконец она решается на поездку. Сезарии 46 лет, и она записывает первый альбом. Пока ее песни не выходят за пределы диаспоры, ее слушают тоскующие по дому и напевам родины соотечественники.
Но в одном из ресторанов Эвору заметил француз с кабо-вердианскими корнями Хосе да Силва. Пораженный колоритом и красотой песен, он убедил Сезарию ехать с ним во Францию, чтобы добиться там успеха. Исполнительница недолго сомневалась, помня о давней мечте увидеть Эйфелеву башню. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur 1991 , пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса. Франция видит на сцене босую немолодую женщину, которая своими песнями переносит слушателей в совершенно другой мир. Ее хотят слышать во всех уголках Франции, Сезария отправляется в тур и каждый раз выходит на сцену молчаливая и босая.
Она не ведет диалоги с публикой, не устраивает шоу и не обувается. Так рождаются первые мифы о том, что Эвора умышленно не общается с залом, чтобы зрителям не было сложно переключиться, когда она запоет на незнакомом языке. На деле же все было банальнее: с детства не обученной грамоте, Сезарии не давались языки. Ничего подобного, я просто не люблю носить обувь. Столько лет я ходила босая, как большинство у нас на острове, и мне легче петь босиком», - расскажет она. Открытая и честная, она покоряла публику именно искренностью.
Ее будут называть «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей», но отношение к жизни у Сезарии останется таким же простым, как раньше. А еще - гладильная доска и утюг в номере, ведь собственноручно готовить костюм к выступлению останется ее неизменной традицией. Не стесняясь, она будет показывать журналистам ожоги на руках. Задолго до того, как я стала известной, меня окружали разные люди - богатые и бедные, близкие и незнакомые. Я росла в бедности, ничего не имея за душой, и сейчас я продолжаю оставаться верной той себе, которой была. Сегодняшний успех не в силах меня изменить».
Она на самом деле практически не изменилась, оставив себе даже вредную привычку, приобретенную еще в молодости, - курение. Даже на концертах Эвора устраивала «минутку перекура», смачно затягиваясь просто на сцене, если позволяли обстоятельства. Один влиятельный человек как-то предложил мне дорогой «мерседес» только за то, что я откажусь от сигарет. Как видите, я по-прежнему курю», - смеялась она. И была еще маленькая слабость, которую Сезария позволила себе, став успешной, - золотые украшения. Путешествуя по миру, она сторонилась больших торговых центров, пугаясь их роскоши, но обязательно заходила в небольшие ювелирные лавки.
Это деньги, которые всегда с собой. А бриллианты я не ношу, у нас они считаются потерянными деньгами, потому что их не продать», - объяснит она. И во дворе этого дома всегда держали продукты, которые мог взять любой бедняк, нуждающийся в еде. Так же как зайти в ее дом и попросить о помощи. Я могу помочь конкретному ребенку, конкретной матери, у которой больно дитя и нужны лекарства, конкретному человеку, чей дом разрушила молния. За помощью обращаются многие.
Да, для своей страны я самая известная и состоятельная, но то, что я делаю, делаю исключительно как частное лицо. Ах, вот еще что. Есть ассоциация, которая так и называется «Сезария». Она принадлежит мне самой и моему продюсеру Хосе да Силва. Мы систематически занимаемся тем, что помогаем талантливым ребятишкам развивать их музыкальные дарования. Это совершенно точечная поддержка маленьких талантов Кабо-Верде.
Я не знаю, сколько именно таких детей, по точно не тысячи. Про мою поддержку образования на национальном уровне в Республике - это всего лишь красивый миф». Тем не менее эти мифы возникли не на пустом месте. Сезария на самом деле помогла огромному количеству кабовердианцев, и даже всей стране - благодаря ей о маленьком государстве, разбросанном по островам Атлантики, услышал весь мир.
Сезария Эвора — биография певицы
Её сердце открыто - кстати, концертная программа нынешнего российского турне называется «Открытое сердце». В Нижнем синьора была во второй раз - и вновь её единственный концерт 6 апреля прошёл на ура. Зал встал и затанцевал латину, даже самые почтенные зрительницы забыли о возрасте. Она не очень любит общаться с журналистами, но - счастливый случай - пригласила нас в гости. Она спокойна, даже меланхолична, но в глазах то и дело проскакивают эдакие чёртики. Фотографируясь на память с коллегой-журналистом «Синьора Сезария, в этом году у меня тоже юбилей, такая же дата на месяц позже вашей, и снимок с вами был бы для меня лучшим подарком! Невероятно, но все это оказалось близко широкой русской душе, испытывающей вместе с вами на ваших концертах саудаджи в буквальном переводе с креоло-португальского - «чувство светлой ностальгической тоски». Как вы думаете, почему? Многие люди из разных стран говорят, что когда они слышат мои песни, их сердце начинает щемить непонятно почему, аж слезы на глаза наворачиваются. Хотя не могут перевести ни одного слова. Полагаю, они чувствуют мои эмоции.
Для того чтобы ощутить их, язык знать необязательно. Приходилось ли вам слышать где-либо русские романсы? Но сейчас, во время турне, знакомлюсь, насколько это возможно. Не жалеете, что карьера началась в том возрасте, когда иные её уже заканчивают?
Но это тоже произойдет позже, а пока Сезария оставалась в Минделу, пела для посетителей и пила с ними, слушая рассказы о дальних странах. Ее музыка стала появляться в эфире местного радио, ее имя уже знали соотечественники. Так прошло двадцать лет, но она не переставала верить, что однажды счастье придет к ней, настоящее, полноценное, и у нее появится возможность услышать аплодисменты не только посетителей баров. Я пела в барах Минделу для многих иностранцев и видела, что им нравится моя музыка. Тогда подумала, что, если однажды поеду за границу, другим тоже придется по душе то, что я делаю. И как видите, оказалась права», — скажет она много лет спустя. И добавит, что однажды кто-то из моряков подарил ей брелок в виде Эйфелевой башни. Тогда Эвора сказала себе, что однажды она обязательно отправится в Париж и своими глазами посмотрит на эту башню. Лучше позже. С аншлагами прошли первые концерты на главной площадке страны — «Олимпии». Но пока ее мечты о славе, легкие и сильные, как океанская волна, едва не разлетелись брызгами, ударившись о скалу реальности. В 1974 году подвластные Португалии Острова Зеленого Мыса наконец отважились осуществить давно вынашиваемый план: стать независимыми. Режим был свергнут, соглашение о независимости подписано, но это не смогло сделать реальными лелеемые мечты о хорошей жизни. Положение обретшего независимость и переименованного в Республику Кабо-Верде государства стало еще хуже. Это почувствовала и Сезария: в порту швартовалось намного меньше кораблей, а жителям островов стало не до песен и веселья в кабаках. Музыка помогала мне зарабатывать на жизнь. И когда пение перестало приносить деньги, я перестала петь, — скажет она о том периоде. Я рада, что они остались позади и я снова смогла выйти на сцену». Это случилось лишь спустя 10 лет ее молчания и произошло благодаря друзьям. Жизнь в Кабо-Верде стала налаживаться, музыканты снова вернулись к творчеству, то и дело упрашивая Эвору сделать одолжение и записать дуэт. Один за другим эти дуэты стали началом нового этапа в ее жизни. Соотечественники, обустраивавшие жизнь в Лиссабоне, не раз звали туда певицу. Там была большая кабо-вердианская диаспора, да и португальцы были готовы помочь жителям с Островов. И наконец она решается на поездку. Сезарии 46 лет, и она записывает первый альбом. Пока ее песни не выходят за пределы диаспоры, ее слушают тоскующие по дому и напевам родины соотечественники. Но в одном из ресторанов Эвору заметил француз с кабо-вердианскими корнями Хосе да Силва. Пораженный колоритом и красотой песен, он убедил Сезарию ехать с ним во Францию, чтобы добиться там успеха. Исполнительница недолго сомневалась, помня о давней мечте увидеть Эйфелеву башню. Маленькие секреты. Хосе не ошибся. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur 1991 , пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса. Франция видит на сцене босую немолодую женщину, которая своими песнями переносит слушателей в совершенно другой мир. Ее хотят слышать во всех уголках Франции, Сезария отправляется в тур и каждый раз выходит на сцену молчаливая и босая. Она не ведет диалоги с публикой, не устраивает шоу и не обувается. Так рождаются первые мифы о том, что Эвора умышленно не общается с залом, чтобы зрителям не было сложно переключиться, когда она запоет на незнакомом языке.
С детства она была влюблена в джаз, в творчество Эллы Фицджеральд, и старую добрую эстраду. Как профессионал она всей душой была в фольклоре, и ничего иного не хотела, но тем не менее была всегда открыта для сотрудничества. Записала дуэты с с кубинцем Компеем Сегундо, итальянцем Адриано Челентано. В России песни Сезарии Эворы появились довольно поздно, но люди полюбили её сразу и надолго. В мае 2002-го года она дала свой первый концерт в Москве, в Малом театре, который стал настоящим аншлагом. Билеты на её концерт перепродавали по очень высоким, немыслимым ценам. После Сезария Эвора начала выступать как в столице, так и в других городах России, собирая всегда полные залы. Правда, по последним её концертам стало чувствоваться, что нечто уходит из ее песен. Эта необычная интонация, словно колыбельная, которой было все меньше и меньше. Все больше стало в выступлениях дуэтных номеров.
Островной шансон в скучающей столице моды приняли как смесь родного и экзотики. Французы устали от типичности собственных бульварных романсов. Их шансон всегда был либо патетикой из уст Эдит Пиаф, либо музыкой настроения парижских улиц из рекламы мыла «Камэй» — лиричной, но однообразной. Цезария не похожа на французских шансонье. У нее есть «саудаджи». Такого нет ни в одном языке мира, кроме португальского и его диалектов. Одно маленькое красивое слово переводится как «чувство светлой тоски по родине». Нам это немного странно, но ни один бразилец, португалец или житель бывшей колонии Кабо-Верде без «саудадж » себя не мыслит. Цезария не знает, как объяснить другим, что это такое. Единственный язык, которым она владеет, — креольский — странный диалект, похожий одновременно на все языки романской группы. На нем и поет. Под музыку, напоминающую смесь шансонных традиций и босановы, босая Цезария выходит на крупные концертные площадки мира и рассказывает о своем народе. Года три назад Цезарию массово полюбили в России. Наверное, полюбили за то, что нашей музыке давно не хватает «саудаджи». Российский шансон мало похож на смесь лирики и патриотизма. Российский шансон сегодня — это или тюремные напевы полных взрослых мужчин, или творения лауреатов Грушинского фестиваля. Последних, правда, принято называть бардами.