Послабления получили экспортёры энергетического угля, антрацитов и коксующихся углей, а для компаний, отправляющих за границу бурый уголь, выплату сохранили до конца 2024 года. Причинами падения были увеличение внутренней добычи в странах-импортерах, накопленные из-за теплой зимы запасы угля, а также рост предложения сжиженного природного газа (СПГ). Analysis and key findings. A report by the International Energy Agency. #Уголь_новости Китай сократил импорт российского угля в январе-феврале на 22%. Экспортные поставки российского энергетического угля в Турцию в 2023 г. увеличились на 46% к 2022 г. Об этом свидетельствуют данные Турецкого статистического института (TUIK).
Главные котировки
- Экспорту металлургического угля требуется ускорение
- Угольная пыль. Запад и Россия считают убытки от изменения поставок энергоресурсов
- Рынок коксующегося угля остался премиальным после пика энергокризиса
- Угольный тупик
- Почти половина угольных компаний России оказались убыточны: Бизнес: Экономика:
- Что еще почитать
Уголь России и Майнинг 2023 (Новокузнецк)
Posted 8 ноября 2023,, 10:02 Published 8 ноября 2023,, 10:02 Modified 8 ноября 2023,, 10:02 Updated 8 ноября 2023,, 10:02 Евросоюзу придется сжечь дополнительно 185 млн тонн угля до 2030 года 8 ноября 2023, 10:02 Отказ от газа из России приведет к сжиганию Евросоюзом 185 млн тонн угля Европа отказалась от газа из России — ей придется жечь больше «грязного» угля Сюжет Уголь Европа к 2030 году может сжечь примерно на 185 млн тонн больше угля, чем предполагалось ранее, из-за сокращения импорта российского газа, пишет Montel. Заместитель директора по энергетическому углю McCloskey Сарина Патель считает, что в текущем десятилетии Европа будет использовать уголь гораздо больше, чем ожидалось. По ее словам, Европа импортировала 140 млрд кубометров газа из России в 2021 году, но ожидается, что в этом году этот показатель упадет до чуть более 23 млрд кубометров.
Читайте также:География поставок российского угля изменится к 2030 году Уже в июле экспортные цены на энергоуголь перешли к росту на фоне роста спроса в Китае, а также ввиду усиления проверок безопасности на угольных предприятиях КНР из-за ряда ЧП в течение года. Также отмечается высокий спрос со стороны Индии. По данным РЖД, погрузка каменного угля всех видов на сети компании в январе — августе 2023 г.
Но колебания цены не влияют принципиально на объемы экспорта в восточном направлении: БАМ и Транссиб загружены до предела. Из данных РЖД следует, что в августе в дальневосточные порты ушло 7,4 млн т угля, в июле — 7,5 млн т, в июне — 7,8 млн т. Для сравнения: средняя цена FOB Ньюкасл в 2017—2021 гг. Снижение цен связано с сокращением спроса на уголь в Европе, даже несмотря на рост спроса в Китае.
Всё это привело к неприятным последствиям. К примеру, в Хакасии угледобывающие предприятия региона отправляют горняков в вынужденный отпуск из-за снижения объемов производства. Глава Верховного совета республики Сергей Сокол сказал так: «Из-за проблем с квотами на вывоз и железнодорожными тарифами практически все разрезы работают вполовину от своих возможностей, коллективы отправлены в вынужденный отпуск». По теме Сергей Шойгу отстранил Тимура Иванова от должности заместителя министра обороны Стало известно, что Тимур Иванов, который был арестован по обвинению в получении взятки в особо крупном размере, отстранен от должности замминистра обороны РФ. Он занимал соответствующий пост с 2016 года. Сергей Сокол добавил также: «На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на Запад убытки составляют от 400 до 1,5 тысяч рублей.
С учётом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию в том числе по Северному морскому пути в конечной стоимости угля две трети составляют транспортные расходы». А вот с транспортировкой не всё в порядке, вплоть до конфликтов. Таманский бойкот? Уголь они туда для отгрузки на экспорт принципиально не доставляют, направляют все объёмы на Восточный полигон. А всё до банальности просто. Просто владельцы крупных компаний умеют считать деньги. При этом, как ни странно, председатель совета директоров ОТЭКО Мишель Литвак в конце 2023 года жаловался лично президенту на недогрузку принадлежащего его компании терминала. Как прокомментировал эту выходящую за рамки логики ситуацию главный редактор аналитического онлайн-журнала «Геоэнергетика ИНФО» Борис Марцинкевич: «Если хочешь, чтобы твои услуги были востребованы, будь добр сделать так, чтобы потенциальному заказчику было выгодно. Если делаешь противоположный ход — то нет заказчика, нет и работы.
Переговоры, уверен, будут, но вместе с тем очень хотелось бы, чтобы в Минтрансе задумались: выгодна ли государству частная собственность на портовых мощностях? Сам ли это понял господин Литвак, или подсказал кто, но 12 апреля этого года тариф на ОТЭКО был снижен до 19 долларов за тонну. Но и этого недостаточно, если сравнить с цифрами, которые мы привели выше. Терминал по-прежнему простаивает. Разрешить проблему попытались «смежники» не без личного интереса, видимо.
Что касается месторождений еще восточнее, то для энергоснабжения европейской части России они нецелесообразны вовсе. Однако, их значение становится важным при условии, если заявления политиков о развитии удаленных районов, увеличении там промышленности, станут явью. В частности, в Якутии расположено крупнейшее месторождение коксующегося угля: Эльгинское месторождение. Интересным пунктом идет вопрос газификации: при переработке угля можно выделить синтез-газ, который можно использовать в качестве топлива на газовых турбинах. Помимо прочего, за счет очистки снижается процент выбросов продуктов неполного сгорания. Однако процесс газификации достаточно затратен. Маловероятно, что уголь с переработкой не потеряет своей привлекательности. Конечно, за счет эффекта масштаба при переработке можно снизить затраты на переработку, но важно помнить, что он же применим и к неугольной энергетике. По этим причинам газификация угля не занимает сейчас в теплоэнергетике лидирующее положение. Еще одним способом повышения эффективности может быть работа паровых турбин на паре с закритическими параметрами. Основная проблема кроется в выборе конструкционных материалов. Примеры такого повышения технологичности имеются например в Китае , но здесь и сейчас Россия едва ли может себе это позволить. Еще один способ, пусть и временный — это увеличивать сроки эксплуатации. При высокой доле капитальных затрат время жизни электростанции удешевляет стоимость энергии. Причем, это касается как ремонта, так и обновления оборудования, так как нужная инфраструктура уже имеется. Но данный подход чреват устареванием и износом, что повышает риски возникновения аварий и издержек на ремонт. Резюмируя вышесказанное мы получаем следующую картину: при некоторых условиях повышение доли использования угля возможно. Главным образом за счет снижения затрат на топливо, так как угля у нас много и он дешевый. При этом вопрос большой доли капитальных затрат всегда будет преследовать ПТУ. Из-за этого нет уверенности, что в Европейской части России когда-либо в обозримом будущем будут вводиться новые паротурбинные агрегаты скорее будут работать над продлением эксплуатации уже действующих теплоэлектростанций. Несмотря на наличие некоторых наработок в области переработки угля в топливо пригодное для газовых турбин, маловероятно что в ближайшем будущем будет целесообразно использовать продукцию из угля для ГТУ. Впрочем, отметать этот вариант раньше времени не стоит. Вопрос экологической составляющей остается за скобками. Качественных углей высокого залегания, по выбросам сопоставимых иногда и ниже с газом, меньше чем углей просто высокого залегания.
Уголь укрепляет позиции
- Уголь России и Майнинг 2023 (Новокузнецк) | Новости «Вентэил Групп»
- Цены на уголь в 2024: как меняются, от чего зависят, на что влияют
- Евгений Ренге рассказал о перспективах российского коксующегося угля в стране и мире
- Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram
Экологичный уголь: российские ученые выступили против полного отказа от энергоносителя
и среднесрочные прогнозы для цен на энергетический уголь на фоне роста спроса на него из-за энергетического кризиса в Европе. Действие экспортной пошлины на уголь может быть приостановлено на 4 месяца, начиная с 1 мая, пишет ТАСС со ссылкой на источники. Новости для инвесторов.
Что ждет «Мечел» и «Распадскую» на фоне роста цен на уголь
В начале июня текущего года поставка тонны российского энергетического угля стоит около 80,2 доллара с отгрузкой на северо-западе страны, 82,8 доллара — на юге и 89,8-100,5 доллара — на востоке. Для безубыточности экспорта стоимость тонны энергоресурса должна составлять от 80 до 110 долларов. Аналитики лондонской биржи ICE предположили, что на удешевление угля повлияло окончание отопительного сезона в Европе, расширение поставок топлива из Австралии и ЮАР, а также "охлаждение" рынков сырья.
Сложности в угледобыче накопились за восемь предшествующих лет и усугубились за прошлый год. Над отраслью нависают четыре глобальные угрозы: кадры, инфраструктура, безопасность и сбыт. Большие вопросы вызывает и система управления шахтами. Поэтому перспективы успеха реформы надо рассмотреть попристальнее. Жизнь в кризисе В тяжелый кризис угледобывающие предприятия Донбасса скатились ещё до 2014 года. При последнем домайданном президенте Украины Викторе Януковиче всерьез обсуждалась программа «оптимизации» угледобычи с закрытием шахт.
А когда всем стало не до них, проблемы стали нарастать как снежный ком и достигли апогея к 2017 году. Тогда народные республики из-за украинской экономической блокады остались без традиционного рынка сбыта. Выход на внешние рынки был задачей нетривиальной из-за непризнанности и логистических проблем. Экспорт приходилось налаживать через Россию. Тогда федеральный центр принял решение передать шахты во временное управление беглому украинскому олигарху Сергею Курченко, которому предоставили монопольное право на экспорт угля. Курченко этими возможностями воспользовался в полной мере. Уголь с шахт покупали по цене на 100 рублей за тонну выше себестоимости, а продавали по 90—100 долларов за тонну. С такой замечательной рентабельностью предприятия углепрома накопили 8 млрд рублей убытков, в том числе 2,5 млрд рублей задолженности по зарплате.
Долги продолжали увеличиваться, а количество шахтёров сокращаться. Горняки спасались как могли. Кто-то увольнялся, кто-то таких набралось свыше 2 тыс. В ДНР, правда, обошлось без забастовок. А в ЛНР в июне 2020 года 119 шахтёров шахты «Комсомольская» отказались подниматься из забоя и провели под землёй восемь дней, требуя погасить перед ними задолженность по зарплате. Власти поначалу пустили в ход МГБ, задержав 22 горняка и членов их семей, но после шахтёрам предоставил письменные гарантии неприкосновенности и погашения долгов глава республики Леонид Пасечник. Долги и правда стали гасить, а заодно провели реорганизацию системы управления угледобычей, передав рентабельные шахты в состав госпредприятия ГП «Востокуголь».
Пошлина, затрагивающая уголь и ряд других экспортируемых товаров, была введена в октябре 2023 г. Однако, с ослаблением рубля она повышается. Ее временно отменяли в начале года. Однако, сбор вернули с 1 марта. Ранее планировалось повышение налога на добычу полезных ископаемых.
Но долгосрочные перспективы будут зависеть от нескольких ключевых факторов: цена зимой она будет расти , спрос и предложение Китай и Индия сами наращивают добычу и это риск и, конечно, состояние инфраструктуры в России. А состояние инфраструктуры - ограниченная пропускная способность железных дорог Восточного полигона - давняя проблема угольщиков уже ведутся работы по увеличению провозной способности до 180 млн т. Экономика поставок из портов Европейской части России не слишком хорошая. По состоянию на сентябрь FCF всех таких поставок был отрицательным. А по коксующемуся углю с доставкой в Индию он был отрицательным и при отправлении из Находки Индия располагает собственными большими запасами коксующегося угля, поэтому цены на него там относительно невысоки », - объяснил Коптев. Шахты закрываются? В 2021 году российские угольные компании добыли 439,5 млн т угля более 52 млн т ушло в отходы при обогащении. На рынок было выведено 386,8 млн т. Но по итогам 2022 года точно будет спад.
Исследование: дисконты на российский уголь практически иссякли
Отмечу, что на текущий момент цены на уголь упали до трехлетнего минимума, и эта отмена лишь смягчит тяжелую ситуацию в отрасли, которая в этом году стоит перед угрозой. Старший эксперт фонда Института энергетики и финансов Александр Титов отмечает, что ситуация на мировом рынке угля для российских экспортеров начала стабилизироваться. Если средняя экспортная цена коксующегося угля по итогам 2023 г. составила более $200 за тонну, то для энергетического угля она превысила порог в $100 за тонну.
Fitch повысило прогнозы цен на энергетический уголь, снизило оценки для металлов
СУЭК – одна из ведущих угледобывающих и энергетических компаний мира, крупнейший в России производитель и поставщик угля, один из основных производителей тепла и. ЕС в мае резко увеличил закупки российского угля на 80 % по отношению к апрелю, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Eurostat. Новости угольной промышленности, разведки и добычи угля, его транспортировки и использования в ТЭК. Актуальные новости о производстве, продаже и поставках угля, в том числе в контексте международных торговых отношений, — на сайте RT. Экспорт угля из России в первом полугодии 2023 года увеличился почти на 3,5%. При этом выросли поставки как энергетического угля, так и металлургического — который.
Даёшь Европе угля, мелкого — но много!
За весь прошлый год поставки российского энергетического угля в Индию составили 1,3 млн тонн. Хотя энергетический уголь демонстрирует самую высокую динамику роста, другие марки отстают не слишком сильно: поставки антрацита выросли за январь—март в 1,3 тыс. По итогам 2021 года Россия поставила в Индию 1 млн тонн коксующегося угля и 1,4 млн тонн антрацита. Новость Российскому палладию замены пока не нашлось Рост поставок происходит на фоне отказа стран Европы от российского угля и энергетического кризиса в Индии. Из-за резкого роста цен на уголь в 2021 году страна сократила импорт, что привело к критическому падению запасов — в октябре они покрывали только четыре дня потребления. Но зимой, когда использование электроэнергии в Индии снижается, запасы были частично восстановлены.
Представитель РЖД сказал «Ведомостям», что экспортные перевозки каменного угля в целом по сети монополии составили в январе 2023 г. В начале апреля 2022 г. ЕС включил в пятый пакет санкций из-за СВО на Украине эмбарго на импорт российского угля с 10 августа прошлого года. С этого момента прекратились поставки по долгосрочным контрактам, а спотовые закупки российского угля в Европе были остановлены практически сразу после объявления эмбарго. Российские компании стали перенаправлять уголь с европейского рынка в Азию «Ведомости» писали об этом еще 17 августа 2022 г. В начале апреля тенденция сохранилась, экспортеры по-прежнему настроены на снижение цен, отмечают в отчете аналитики. Как отмечает генеральный директор ИПЕМа Александр Григорьев, рост поставок в направлении Китая, Турция и Индии объясняется тем, что эти страны «не присоединились к санкциям в отношении России и обладают развитой металлургической промышленностью».
Почему России пора решить проблему переработки углеводородов Ранее, 10 февраля, в пресс-службе ФАС России сообщили, что на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже стартовали первые биржевые торги углем. В антимонопольной службе подчеркнули, что принятые меры по реализации угля на бирже «позволят создать рыночные индикаторы и условия для обеспечения прозрачности заключаемых сделок на поставку угольной продукции». До этого, 25 ноября 2022 года, в статье аналитического центра «ИнфоТЭК» приводилось мнение экспертов, которые ожидают в 2023 году формирование новой логистики и налаживание поставок угля на новые рынки.
В результате бюджет остается без необходимых поступлений, тогда как теневой рынок экспорта угля, напротив, процветает. На фоне периодически вбрасываемых в публичное поле опасений, связанных с сокращением мирового спроса на уголь к 2030 году и заменой его трудозатратной добычи экологически чистыми альтернативными источниками энергии, игроки рынка таким образом пытаются успеть заработать на теневом экспорте. Сегодня внимание вопросам развития топливно-энергетического комплекса и одному из важнейших направлений — угольной отрасли — уделяет Торгово-промышленная палата ТПП России, возглавляемая Сергеем Катыриным. По мнению ответственного секретаря комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК, главного эксперта департамента проектной и инвестиционной деятельности ТПП РФ Дмитрия Полохина, государство должно полностью контролировать эту зону экономики, но это не так просто. Решить вопрос с подменой серыми трейдерами и перевозкой дорогого коксующегося угля под видом более дешевого энергетического можно и нужно, но введение механизма контроля потребует дополнительных затрат и времени. Здесь еще важно, чтобы от введения нового механизма контроля не пострадали добросовестные поставщики и трейдеры, — сказал он «ФедералПресс». Потребуется время на разработку данного механизма и его обсуждение с производителями, перевозчиком и трейдерами, у всех участников возможны разные мнения, потребуется закрыть лазейки в Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов ЕТСНГ ». Эксперт в сфере промышленности, индустрии, ТЭК, кандидат экономических наук Леонид Хазанов в комментарии «ФедералПресс» тоже не исключил возможность существования «серых» схем по продаже угля за пределы России, самой простой из которых может быть вывоз его дорогих марок под видом дешевых. Он предложил закрепить на законодательном уровне сертификацию угля для ликвидации ниши теневого экспорта. Для РЖД тоже различия в марках угля значения не имеют, они все проходят по одному и тому же классу тарифов на перевозки грузов. Правда, они могут предоставлять скидки к тарифам в зависимости от вида груза или станции его отправления, и вот тут сертификат как документ доказательства на правомерность получения скидки может понадобиться. Соответственно, существует лакуна в законодательстве, которая может быть устранена за счет введения обязательной сертификации угля как при поставках на внутренний рынок для нужд бытовых и промышленных потребителей, теплоэлектростанций , так и на экспорт», — отметил он. Как отметила в беседе с «ФедералПресс» директор Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова, «основная идея противодействия любым негативным явлениям заключается в том, чтобы издержки на борьбу оказались не выше, чем выгоды, которые получит страна в результате решения проблемы». В КНР весь ввозимый уголь из других стран проходит обязательную экспертизу. Понятно, что покупателю не все равно, какой уголь он приобретает с технологической и экологической точки зрения. Возможно, стоит наладить обмен информацией для отслеживания потоков угля. И это будет дешевле, чем вводить обязательный лабораторный контроль», — говорит она.
Отказ от российских поставок по политическим мотивам обошелся Китаю удорожанием угля
Причиной стало удешевление другого топлива — нефти и газа, пишут "Ведомости" со ссылкой на исследование Аналитического центра ТЭК Минэнерго. Отгрузки в Турцию и Индию идут через порты северо-запада и юга России, однако экономика спотовых поставок упала до минус 500-2000 рублей за тонну. Дальневосточные поставки угля все еще рентабельны, но с начала 2023-го доход от экспорта снизился четырехкратно — менее чем до 500 рублей за тонну.
Российский экспорт энергетического угля снизится в 2023 году со 151 млн до 133 млн тонн, а коксующегося угля — с 42 млн до 41 млн т, утверждают в австралийском Министерстве промышленности и ресурсов. Основные потери наших экспортеров были связаны с закрытием европейского рынка и необходимостью перенаправления сырья на другие рынки сбыта. Как сообщают в Минэнерго США, большая часть российского угля теперь поступает на азиатские рынки. Еще в августе 2022 года в рамках пятого пакета санкций Евросоюз ЕС и Великобритания запретили импорт угля из России. ЕС тогда оценивал ежегодный объем импорта угля в страны союза на уровне 8 млрд евро на поставки из РФ приходилась примерно половина этой суммы. Однако в целом поставки российского угля за рубеж благодаря росту спроса со стороны потребителей в Азии практически не изменились и составили за год почти 233 млн т, утверждают в Минэнерго США. И эти данные отличаются от подсчетов австралийских чиновников. Китай и Южная Корея исторически являются двумя крупнейшими импортерами угля из России.
До введения антироссийских санкций Германия и Япония были третьим и четвертым покупателями российского угля. Но после введения запрета их место заняли Турция и Индия. В Минэнерго РФ ранее сообщали, что по итогам 2023 года экспорт российского угля в Китай может превысить 100 млн т. В целом поставки российского угля действительно остаются на уровне прошлых лет. В Минэнерго РФ прогнозировали, что показатели добычи и экспорта угля из страны по итогам 2023 года останутся на уровне прошлых двух лет, то есть на уровне 440 млн т и 220 млн т в год соответственно. Иностранные специалисты, да и сами российские чиновники признают невозможность значительного роста поставок угля из-за невысокой пропускной способности нашей транспортной инфраструктуры. Крупнейший в России порт по перевалке угля «Восточный» расположен на побережье Тихого океана и сохраняет конкурентное преимущество для экспорта в Северную Азию и Китай, но увеличение экспорта привело к возникновению «узких мест» на железных дорогах и в морских портах», — утверждают в Минэнерго США.
В частности, предполагалось, что при курсе 80-85 руб.
В конце декабря действие данной меры было отменено, в том числе по причине низких цен на мировом рынке и ограничениями на провоз в восточном направлении по системе РЖД. Тогда же Минфин заговорил о том, что рассматривается увеличение НДПИ для угольщиков с 1 апреля на 380 рублей за тонну. За счет этого планировалось получить в бюджет дополнительные 30-35 млрд рублей в квартал, однако вместо повышения НДПИ правительство вновь вернуло экспортную пошлину, начиная с 1 марта 2024 года.
Напомним, в 2022 году скидки помогли сохранить объёмы добычи и экспорта российского угля, несмотря на европейское эмбарго на энергоресурсы из России. Конечный объем поставок угля из России сократился всего на 7.
В первом полугодии 2023 года экспорт российского угля вырос на 7. Аналитики полагают, что ослабление российского экспорта продлится до конца года, а общие объёмы продаж будут ниже прошлогодних показателей. Это объясняется сокращением спроса на уголь на мировом рынке и стремлением покупателей найти более доступные альтернативы. Данные Международного энергетического агентства показывают, что к концу 2022 года мировой спрос на уголь достиг рекордных 8.
РЖД напомнила, что БАМ и Транссиб не резиновые
- Экологичный уголь: российские ученые выступили против полного отказа от энергоносителя
- Уголь России и Майнинг 2023 (Новокузнецк)
- Поделиться
- Угольная энергетика: перспективы развития в России | Пикабу
В 2024 году экспорт российского угля может сократиться
Сегодня разговор пойдет о том, как уголь воспринимался в энергетической политике вначале СССР, а, затем, и России. По данным LSEG, эталонный сорт индонезийского энергетического угля с теплотой сгорания 4200 килокалорий на килограмм (ккал/г) в 2023 году стоил в среднем около 65 долларов за тонну. Соответственно, и энергетический уголь, и коксующийся уголь в большей степени в том направлении идет, Корея покупает, Ближний Восток. Текущая динамика рынка угля предполагает тенденцию относительно стабильного роста добычи сырья в этом году по сравнению со скромным ростом на 2,9% в предыдущем. Отмечу, что на текущий момент цены на уголь упали до трехлетнего минимума, и эта отмена лишь смягчит тяжелую ситуацию в отрасли, которая в этом году стоит перед угрозой. Актуальные новости о производстве, продаже и поставках угля, в том числе в контексте международных торговых отношений, — на сайте RT.
Угольные противоречия
Сопоставление типа груза в транспортных накладных и таможенной декларации позволит увидеть расхождения. Роль трейдеров может быть уменьшена при приобретении компаниями, добывающими уголь, собственных морских судов. Вопрос усложняется, так как российские компании обращаются к зарубежным трейдерам, например, из ОАЭ и Кипра. В настоящее время активно исследуется роль трейдеров сырьевыми товарами в повышении рисков незаконных финансовых потоков в условиях отказа части банков от финансирования этих отраслей и замены их трейдерами», — рассказала она. Руководитель Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ считает, что с точки зрения логистики необходимо убрать экономические стимулы для перевозки коксующегося угля под видом энергетического. Правда, в этом случае важно понять, что важнее: борьба с серыми трейдерами или конкурентоспособность российского угля на мировом рынке. А можно принять управленческие решения. Например, убрать возможности перевозки одного угля под видом другого через совершенствование Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов ЕТСНГ.
В этом же направлении могут действовать введенные из-за ограничения провозной и пропускной способности Восточного полигона Временные правила иерархии перевозок на Восточном полигоне. Так, приоритет коксующегося угля выше, чем энергетического. Поэтому это уменьшает желание перевозить больше энергетического угля под видом коксующегося. Сегодня активная борьба с теневым рынком добычи и торговли углем ведется в некоторых странах — Россия могла бы соответствовать их примерам. В этом смысле, по мнению Леонида Хазанова, больших успехов достиг Китай, власти которого за счет жестких мер свели деятельность «серых» угольных разрезов и карьеров и связанных с ними посреднических компаний до минимума, говорит он. Татьяна Кулакова тоже указала на повышенное внимание со стороны финансовых органов, выявляющих уклонение от уплаты налогов, на рынке угля в ведущих странах-экспортерах. Схема была такой: энергетический уголь высокого качества на специальных складах заменяли углем низкого качества.
Затем высококачественный уголь экспортировали, а низкокачественный отправляли на собственные электростанции, — рассказала она. В качестве рекомендации исследователи предлагают использовать механизм автоматического обмена информацией AEOI для минимизации неправильного выставления счетов и практики трансфертного ценообразования.
Отмечу, что на текущий момент цены на уголь упали до трехлетнего минимума, и эта отмена лишь смягчит тяжелую ситуацию в отрасли, которая в этом году стоит перед угрозой сокращения добычи.
Ситуация, особенно в сегменте более дешевых энергетических углей, становится все более тяжелой.
Но и этого недостаточно, если сравнить с цифрами, которые мы привели выше. Терминал по-прежнему простаивает. Разрешить проблему попытались «смежники» не без личного интереса, видимо. Терминал три месяца стоит, грузы не едут, он держит ставки. Что за борьба амбиций и эмоций, я не понимаю. Почему мы тоже в проигрыше от этой ситуации? Потому что весь тот уголь, который не доехал в Тамань, — это уголь, который пытается поехать на восток и ещё больше забивает сеть». На этом фоне и фоне общего снижения объёмов экспорта тем более непонятна позиция правительства РФ.
Кабмин предложил с 2025 года отменить понижающий коэффициент на перевозку угля по железной дороге. Инициатором выступил замминистра транспорта Валентин Иванов. Считают, что угольщики не обеднеют? А по факту простаивает терминал в Тамани, перевозчик недополучает доходы. Все эти проблемы с перевозкой угля, высокими ставками и пошлинами заставляют угледобывающие компании искать другие пути реализации своего чёрного топлива. Уголь чёрный или серый? Правительство России «обрадовало» угольщиков и ещё одной инициативой. Помимо возвращения экспортной курсовой пошлины, в перспективе ещё и увеличение НДПИ. Таким способом кабмин хочет компенсировать выпадающие доходы бюджета — оценены в 150 млрд рублей ежегодно по курсу доллара в 90 рублей.
Что тут можно сказать? Видимо, только то, что такими мерами кабмин сам загоняет угледобытчиков в «серую зону»? Но проблема эта — обоюдоострая. Как работает «серая схема»?
А для населения ввели квоты на покупку угля. Больше чего-то там в одно лицо не отгружать. Спекулянты хлопают в ладоши. Проблемы пшеков, немцев, лягушатников и всяких прочих шведов — это их личный выбор. Понятное дело, не народа, а проамериканских политиканов-марионеток. Но тут уж пусть жители ЕС сами разбираются.
Евросоюз пляшет под дудку Вашингтона, который ведёт отнюдь не только антироссийскую игру. Хотя она, конечно, на первом месте. А народы Старого Света — не более чем расходный материал. И вот на эту тему стоит задуматься. Уже всем нам. Пока на улице тепло, а большая часть стран союза получает российский газ, да и нефть тоже. Отдельные добровольные лишенцы не в счёт. Но энергетический баланс в целом по Европе уже нарушен, и за несколько месяцев, оставшихся до зимы, его не ликвидировать. Соответственно, что-то будет. Причём что-то явно нехорошее.
Не исключено, что злость на холод и дороговизну как энергоресурсов, так и продовольствия попытаются перенаправить на Россию. Собственно, это уже делается, но пока накал страстей невелик. И начнут с самых невменяемых и обездоленных. С тех же поляков, которым пообещают много дешёвого русского угля. Нефть и газ.