Новости дорога победы в блокадном ленинграде

Фото 2020 года: Историческая реконструкция прибытия по Дороге Победы первого поезда после прорыва блокады Блокадная зима 1941 года оказалась для. магистраль, проходившая по Ладожскому озеру и связывавшая осажденный Ленинград со страной - очень помогла жителям города в первые, наиболее тяжелые блокадные годы. Дорога жизни блокадного Ленинграда.

Каждый четвертый не вернулся из рейса

  • В блокадном Ленинграде открыта Дорога победы - Знаменательное событие
  • Доставить продукты
  • В блокадном Ленинграде открыта Дорога победы
  • Ленинград. Дорога жизни

Непокорённый Ленинград: жизнь и победа

Ленинград оказался в блокаде. Бои под Ленинградом не прекратились, но изменился их характер. Ленинград оказался в кольце блокады 8 сентября 1941 года. Строить ее поручили метростроевцам, на помощь которым из Ленинграда прибыло две тысячи истощенных, измученных блокадой женщин. Шлиссельбург, известная как «Дорога победы», начала действовать 5 февраля 1943 года, и служила как более эффективная замена «Дороги жизни&. Как отмечают историки, Дорога Победы сыграла важную роль в срыве планов гитлеровского командования по уничтожению Ленинграда. Блокада Ленинграда Великая Отечественная война Вторая мировая война Жители блокадного Ленинграда набирают воду.

Петербуржцам показали поезда, следовавшие по Дороге жизни в блокадном Ленинграде

Обстановка под Ленинградом для противника тоже осложнялась день ото дня, мешая переброске подкреплений для группы армий «Север». Вместе с тем, враг всё еще стоял близ северной столицы, имея возможность обстреливать и бомбить как сам Ленинград, так и пути к нему. Соотношение сил перед прорывом Войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов превосходили врага и в живой силе, и в технике. Историки расходятся в оценках этого превосходства. Считается, что в среднем силы соотносились в пользу Красной Армии следующим образом: по пехоте — 1,7:1 по танкам и самоходкам — 3,8:1 Существуют и мнения о превосходстве над противником по бронетехнике войск Ленинградского фронта в шесть, а Волховского — в одиннадцать раз, хотя и эта арифметика не учитывает разницы между советскими Т-60 и немецкими «Тиграми», которым доведётся столкнуться в бою. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов на направлении предстоящего удара противостояли силы 16 и 18-й армий вермахта генералов Кристиана Ханзена и генерал-полковника Георга Линдемана соответственно, под общим командованием генерал-фельдмаршала Георга фон Кюхлера. Силы группы армий «Север» поддерживались немецким 1-м воздушным флотом, большая их часть располагалась на флангах. Общий ход Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции 1944 года. Противник основательно закрепился под Ленинградом. Главная полоса обороны на глубину от 4 до 6 километров изобиловала дзотами до дюжины на километр , траншеями полного профиля с ходами сообщения и настилами, а местами — и железобетонными дотами с бронеколпаками. Передний край немецкой обороны был опоясан минными полями и колючей проволокой.

В 8-12 километрах от первой полосы проходила вторая с рядом опорных пунктов, с эскарпами на высотах и берегах рек, надолбами на дорогах, валами на болотах, завалами в лесополосах… И это ещё не всё. Ледяной покров на реках и озерах выдерживали грузовики и орудия полковой артиллерии, но тяжёлые пушки или танки ломали его. Болота замёрзли лишь частично и представляли собой почти непроходимые препятствия». Тактика и стратегия операции Замысел предстоящей наступательной операции Красной Армии был таков: разбить ударами Ленинградского и Волховского фронтов петергофско-стрельнинскую и новгородскую группировки вражеских войск на флангах 18-й армии вермахта — обезоружить Линдемана, а затем и разгромить его силами тех же двух фронтов, наступая в направлении Луги и Кингиссепа. Тем временем, войска 2-го Прибалтийского фронта должны были сковать львиную долю сил 16-й армии и резервы в распоряжении Ханзена. В ходе дальнейшего наступления всех трёх фронтов на нарвском, псковском и идрицком направлениях группа армий «Север» должна быть разгромлена, а Ленинградская область — освобождена. Войска Ленинградского фронта ведут бой за освобождение Красного Села. Источник: Архив Lesta Games. На первом этапе наступления войсками Ленинградского фронта планировалось нанести два сходящихся удара в направлении Ропши с ораниенбаумского плацдарма силами 2-й ударной армии генерал-лейтенанта И. Федюнинского и с Пулковских высот частями и соединениями 42-й армии генерал-полковника И.

Предполагалось уничтожение противника в районе Красное село — Ропша — Стрельня, а затем развитие наступление в двух направлениях: Кингисепп — Нарва и Красногвардейск Гатчина — Луга. Задачей 67-й армии генерал-лейтенанта В. Свиридова было сковывание врага в направлении Мги и подготовка собственного удара на Мгу, Ульяновку, Красногвардейск, чтобы вместе с 8-й армией командующий — генерал-лейтенант Ф. Стариков Волховского фронта окружить и уничтожить там немецкие войска. И грянул гром Подготовка операции велась в строжайшем секрете, советское командование всеми силами старалось дезинформировать противника о планах и основных направлениях действий. Передовые части выдвинулись на позиции менее, чем за сутки до начала наступления, а танки — в ходе артиллерийской подготовки, когда уже грянул гром. А он грянул не только в переносном смысле «Январский гром» — кодовое название Красносельско-Ропшинской операции , но и в прямом.

Плюс этой примитивной технологии состоял не только в скорости работы, но и в быстроте восстановления разрушенных участков пути. Благодаря самоотверженному труду, несмотря на непрерывный обстрел, тяжёлые климатические условия, а также необходимость постоянного обезвреживания немецких мин и неразорвавшихся снарядов, строительство дороги удалось закончить через 17 дней — на три дня раньше выделенного срока. Пятого февраля 33 километра железнодорожного полотна, оборудованного электро- и водоснабжением, были готовы к приёму первых составов по маршруту Шлиссельбург — Поляны.

Кадр из фильма «Коридор бессмертия». В этот же день обратно отправился состав с оружейными стволами для фронта на «большой земле». С этого дня поставки грузов в город стали осуществляться регулярно. Через каждые несколько километров на железной дороге стояли «живые светофоры» — девчонки, вчерашние школьницы. Они сигнализировали поездам о том, где разбомбили пути, где охотится вражеский бронепоезд. Это было важное оповещение, ведь телефонной связи практически не было. Вчерашние школьницы работали кондукторами в поездах: проверяли не билеты, а сцепку, сигнальные фонари под постоянным обстрелом фашистов. Позже способ движения поездов изменили: одной ночью они шли в сторону Ленинграда, второй — в направлении из города. Таким образом ежесуточно получалось отправлять до 25 поездов с едой и боеприпасами, что не могло не сказаться на нормах пайков голодающих ленинградцев. Так, рабочим и инженерам стратегически важного производства уже с 22 февраля начали выдавать вместо прежних 500 грамм — 700 граммов хлеба.

Источник фото: Wikipedia В ходе военной операции «Искра» 18 января 1943 года Красная армия пробила брешь в обороне противника около рабочих поселков. В тот же день от врага был окончательно освобожден Шлиссельбург. Южное побережье Ладоги перешло под контроль советских войск. Строительство железнодорожной ветки в заблокированный Ленинград началось всего через четыре дня после прорыва блокады — 22 января. Комитетом обороны было принято решение о строительстве железной дороги, чтобы облегчить положение ленинградцев. Эта ветка должна была соединить платформу Поляны на существующей линии Ленинград — Волховстрой со Шлиссельбургом. Поезда необходимо было переправить на правый берег Невы, и затем по действующим путям они могли бы дойти до Ленинграда Дмитрий Суржик Исполнительный секретарь Ассоциации историков Союзного Государства Трасса должна была пойти по лесам, болтам — по тем местам, которые раньше не рассматривались для подобного строительства. Они могли не выдержать нагрузки железнодорожного состава.

В тех местах не было автомобильных дорог, людей и техники. Только оставленные немцами неразорвавшиеся снаряды, бомбы и минные поля.

Другое ее прозвище — "коридор смерти" — связано с тем, что на некоторых участках она проходила в трех-четырех километрах от немецких артиллерийских позиций. Строительством дороги руководил начальник Ленметростроя Иван Зубков. До окончания войны он не дожил: летом 1944 года самолет, в котором находился Зубков, был обстрелян. Строительство дороги Спустя четыре дня после прорыва блокады Ленинграда 18 января 1943 года силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения началось строительство "Дороги победы". Люди выживали, потому что верили: за ними смотрит весь мир — историк о блокаде Ленинграда "Для экономии времени пришлось укладывать путь, то есть шпалы и рельсы, прямо на снег. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами", — приводит kp. Иными словами, для того чтобы ускорить процесс, трассу решили строить по максимально упрощенным технологиям. Это подтверждается воспоминаниями командира 57-го железнодорожного батальона майора Ященко: "Грунта поблизости не было.

Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи. Снег по пояс, мороз, а под снегом вода хлюпает. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну.

Дорога Победы

Главная Новоcти Новости культуры Программа «Дороги Победы» подвела итоги 2023 года. А когда блокада была прорвана, появилась ещё одна дорога, которую неофициально называли «Дорогой победы». К 80-летию открытия легендарной Дороги Победы».

ДОРОГА ПОБЕДЫ.

По официальным данным в Ленинграде во время блокады погибло 642 тысячи жителей. «Дорога победы» — временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 и служившая как более эффективная замена «Дороги жизни» для доставки грузов в блокадный Ленинград. 7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград по Дороге победы пришел первый спасительный поезд с большой земли.

Как прокладывали Дорогу Победы

Один из разделов экспозиции посвящен жизни в блокадном Ленинграде – культуре, науке, производству, быту горожан. Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году. Как отмечают историки, Дорога Победы сыграла важную роль в срыве планов гитлеровского командования по уничтожению Ленинграда. «Дорога победы» — временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 и служившая как более эффективная замена «Дороги жизни» для доставки грузов в блокадный Ленинград. Из блокадного дневника / РИА Новости.

Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»

И это на отрезке длиной 30 километров! Из которых несколько первых километров можно даже не брать в расчёт — там дорога была сравнительно безопасна. В пути водителя постоянно подстерегала опасность уйти под лёд. Поэтому никто не закрывал дверцы машины, невзирая на пронизывающий до мозга костей холод. Так оставался шанс успеть выбраться из тонущей машины.

Когда ситуация была особенно опасной грузовики совершали рейсы и по уже тающему льду , водители всю дорогу ехали на подножке машины. Тридцатикилометровый ледовый участок, таким образом, превращался в серьёзное и длительное испытание. Ведь ехать приходилось на малой скорости. А ведь практически каждый водитель в день совершал по два рейса.

Однако опасности этим не исчерпывались. Немцы старались наносить авиаудары по колоннам во время перевозок грузов. Они целились как по самим грузовикам, так и по дороге следования, стремясь разрушить саму трассу. Капризная погода тоже практически атаковала ладожскую военную дорогу.

Поднявшаяся метель быстро уравнивала проложенную по льду дорогу с окружающим нетронутым пейзажем. Была крайне велика опасность сбиться с пути. Немало водителей погибли от холода, заблудившись в метель. Для предотвращения таких случаев на протяжении трассы было установлено множество дорожных знаков.

Тонущие машины на «Дороге жизни». Блокадная зима Всего ленинградцам пришлось пережить три блокадных зимы. И хотя именно в это время лучше всего действовала ледовая дорога, и по ней могли доставлять немалое количество тонн грузов, именно зимы блокады были самым тяжёлым временем для ленинградцев. Ведь к острой проблеме недоедания добавлялся холод.

Центрального отопления не было, электричества не было. Те счастливчики, которые смогли обзавестись печкой-буржуйкой, потихоньку сжигали в ней всё, что могло гореть. В некоторых случаях в ход шли даже мебель и паркет. За первую зиму — с декабря 1941 по февраль 1942 года — в Ленинграде погибло четверть миллиона человек.

Но с увеличением норм выдачи хлеба смертность стала меньше. Для того чтобы доставка грузов проходила в осаждённый город более массово и безопасно, уже зимой 1942 года стали строить ледовую железную дорогу, которая должна была проходить прямо по озеру. Однако её строительство не было завершено, так как 18 января 1943 года был совершён прорыв блокады Ленинграда, и надобность в станции Ладожское озеро отпала. Был и ещё один путь, который называли малой дорогой жизни.

Он проходил по поверхности Финского залива. По этой малой трассе передвигались в большинстве своём защитники Ленинграда. Этим путём они попадали на обороняемый «пятачок». По нему же отправляли обратно и многочисленных раненых в боях солдат.

А когда блокада была прорвана, появилась ещё одна дорога, которую неофициально называли «Дорогой победы». Её построили прямо по болотам и труднопроходимой пересечённой местности для быстрой эвакуации населения и подвоза необходимых продуктов и боеприпасов. Карта Участки ледовых дорог рассчитывали и прокладывали, опираясь на данные водолазов и учёных из Гидрологического института.

На них работали такие же молодые женщины — вчерашние девчонки. Во время движения поездов они зажигали ручные фонари и, закрывая огонек от вражеских наблюдателей своим телом, давали сигналы машинистам.

Люди рисковали собой, чтобы провести поезд, доставить жизненно важные грузы в Ленинград. Сегодняшними понятиями этот подвиг не объяснить. Совершить его позволила исключительно сила духа. Эти 17-летние девочки хотели помочь хоть чем-то. Их ставили кочегарами на холоде под прямым обстрелом, и никто не отказывался, не просился перевестись на более безопасную работу.

Они погибали от фашистских пуль и попадания артиллерийских снарядов. Часто после попадания паровозы и вагоны падали. Из турного вагона выходила сменная бригада. Они ставили состав на рельсы, брали с собой погибших и раненых и продолжали движение. Поезда шли без остановки», — рассказывает Ирина Паршакова.

Роль железнодорожников в истории снятия блокады Ленинграда до сих пор оценена не в полной мере. Каждый день они бесстрашно выходили в зону прямого обстрела. Они не были бойцами, но именно их мирный труд позволил сгруппировать военные силы Ленинградского фронта и нанести решающий удар по неприятелю. В 1984 году сотрудников Дороги победы приравняли к участникам ВОВ. Чуть позже был сформирован Совет ветеранов Дороги победы, который обнаружил и установил в качестве памятников первые паровозы, вышедшие на рельсы 7 февраля 1943 года.

Один из них стоит на станции Волховстрой, а второй — на станции Петрокрепость. Петербургские железнодорожники по сей день очень ценят и берегут свою историю и стараются передать ее каждому новому поколению своей профессии.

Но это лишь мои предположения.

Кто на ней трудился? Работать на Шлиссельбургской железной дороге было не менее, а возможно, даже и более опасно, чем на фронте. Дело в том, что она пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в трёх-четырёх километрах от немецких артиллерийских позиций, а укрыться от бомбёжек и обстрелов там было просто негде.

За это дорога и получила прозвище «коридор смерти». Возводили Шлиссельбургскую железную дорогу военные строители-метростроевцы, а на дороге работало множество женщин, ведь мужчины в основном были на фронте. Кадр из фильма «Коридор бессмертия» Одна тема с «живыми светофорами» какая пронзительная: через каждые несколько километров на железной дороге стояли девчонки — вчерашние школьницы.

Они сигнализировали поездам о том, где разбомбили пути, где охотится вражеский бронепоезд. Это было важное оповещение, ведь телефонной связи практически не было. Кроме того, они работали кондукторами — речь не о тех, кто смотрит билеты, а о проверяющих сцепки, сигнальные фонари.

И всё это под постоянным обстрелом фашистов — в сутки на железную дорогу приходилось до трёх прямых попаданий. В таких случаях на полотне быстро проводили ремонт, чтобы поезд мог продолжать движение. Мужчины же на войне… - У нас в фильме это показано — их разыскивали на фронте и самолётами доставляли в осаждённый город.

На дороге трудились машинисты, их помощники, кочегары и кондукторы. В апреле, к примеру, по ней ежедневно проходило до 30 поездов, которые поставляли еду и боеприпасы, а из города вывозили продукцию военных заводов и эвакуировали людей. В картине собраны все эти факты.

Так же быстро, как взрослые на улицах вдруг совсем перестали улыбаться. К концу лета стало понятно, что немец рвётся к городу, эвакуация населения явно запаздывала. Меня, ещё до того как немцы вплотную подошли к городу, вывезли в Тулу. Тогда бывали курьёзные случаи, когда электрички с дачниками отправлялись на дальние станции и оказывались уже за линией фронта. А вот мой будущий муж, Иван Карлович Ланге, спокойно покинуть Ленинград не успел и стал одним из первых пассажиров знаменитой Дороги жизни. Детей и женщин вывозили из города с помощью всех доступных плавсредств: все прогулочные катера и судёнышки на Неве были мобилизованы под эти цели, все баржи, все суда Краснознамённой Ладожской военной флотилии.

И вся эта спешная эвакуация сопровождалась непрекращающимися бомбёжками со стороны немецкой авиации, — рассказывает Ирина Андреевна Тохмачёва, видевшая лишь первые отголоски борьбы Ленинграда за жизнь. Вернувшись же назад, она связала свою судьбу с человеком, которого спасла для неё Дорога жизни. Я его фамилию-то не брала: хранила память об отце, инженер-капитане второго ранга, погибшем во время Таллинского перехода в сентябре 1941-го. Мы тогда-то, конечно, ещё об этом не знали, и мать всё беспокоилась о его судьбе... После снятия блокады семья Тохмачёвых вернулась домой. Удивительно, но уцелели не только дом и квартира, уцелела и вся мебель, и книги — сказалось то, что дом был "адмиралтейским".

Пострадало только пианино — от страшных морозов 1941-го треснула чугунная рама, но переживший блокаду инструмент и сейчас верой и правдой служит уже внукам Тохмачёвой, оставаясь для их семьи своеобразным призывом к жизни, призывом из того, далёкого по времени, но такого близкого непокорённого Ленинграда. Гитлер любил назначать наших героев войны своими личными врагами. Если бы сумасшедший фюрер пошёл чуть дальше в своём безумии, ленинградская Дорога жизни точно стала бы ещё одним его личным врагом, с которым не справился ни он, ни его товарищ Маннергейм. Немцы и финны плотно обложили Ленинград. Единственно возможной была связь с "большой землёй" по воздуху или по Дороге жизни, сквозь Flaschenhals — так эта тонкая ниточка, связывавшая Ленинград с "большой землёй", называлась в немецких оперативных документах. Это "бутылочное горлышко" немцы и финны изо всех сил старались закупорить.

В результате их действий и изменения ледовой обстановки несколько раз менялся маршрут Дороги жизни, например, когда в начале ноября 1941 года немцы захватили Тихвин и была перерезана последняя железнодорожная ветка, соединявшая Ладогу со страной, пришлось уже "на материке" построить дорогу длинною в 308 км — а это половина расстояния от Ленинграда до Москвы. В декабре Красная армия отвоевала железную дорогу, а значит, возросла и интенсивность грузоперевозок. Период с середины ноября 1941 года до конца января 1942 года был самым тяжёлым за время блокады. Внутренние ресурсы к этому времени оказались полностью исчерпанными, а завоз через Ладожское озеро производился в незначительных размерах. Все свои надежды и чаяния люди возлагали на зимнюю дорогу Д. Павлов, уполномоченный ГКО по обеспечению продовольствием Ленинграда и Ленинградского фронта В городе на 1 января 1942 года оставалось всего лишь 980 тонн муки, которых не хватило бы и на два дня.

Положение населения было настолько тяжёлым, что Военный совет Ленинградского фронта, рассчитывая в ближайшее время на улучшение подвоза продовольствия по Ладожской трассе, принял решение о прибавке хлебного пайка. В дневнике одной ленинградки в этот день записано: "25-го числа меня подняли в 7 часов утра вестью: хлеба прибавили... Трудно передать, в какое всенародное ликование превратилось это увеличение пайка, как много с этим было связано. Многие плакали от этого известия, и дело тут, конечно, не в одном хлебе... Как будто какая-то брешь открылась в глухой стене, появилась живая надежда на спасение, острее поверилось в прочность наших успехов, и одновременно резкой болью отозвался весь ужас нашей нынешней жизни: голод, темнота, холод, вечная угроза обстрелов и взрывов". Только за первую блокадную зиму и только по ледовой Дороге жизни было доставлено около 250 тысяч тонн продовольствия и эвакуировано более 500 тысяч жителей.

Первые машины по льду Ладоги прошли весь путь целиком лишь 21 ноября. До этого было несколько безуспешных попыток: лёд толщиной 12—15 см не выдерживал даже одной порожней полуторки. При этом ледовая Дорога жизни проходила недалеко от линии фронта. Её непрестанно бомбила немецкая авиация, более того, была опасность, что немцы отважатся выйти на неверный ладожский лёд и атакуют дорогу с юга, с захваченного ими южного берега Ладоги. Поэтому Дорогу жизни необходимо было тщательно охранять. Для этого было создано две полосы укреплений, состоявших из расположенных в нескольких километрах друг от друга деревянных срубов, обложенных мешками с песком, на которые намораживался лёд.

Через каждые три километра были созданы огневые точки с орудиями малокалиберной артиллерии. Каждые один-два километра — зенитные пулемётные точки, а с воздуха магистраль защищали шесть истребительных авиаполков около 250 самолётов. Так на Дороге жизни поддерживалась жизнь. Но родилась она задолго до того, как на Ладоге встал лёд. Первые баржи с продовольствием для Ленинграда доставил на осиновецкий рейд 12 сентября 1941 года пароход "Орёл". Из-за сильного волнения их не удалось завести в бухту и пришлось оставить на буксире у "Орла", стоящего на рейде.

Усилившийся ночью шторм разбил и эти баржи: одна затонула, а другую выбросило на берег.

Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта

день победы. блокада ленинграда (1941-1944). великая отечественная война (1941-1945). фотография. история ссср. новости беларуси. Как отмечают историки, Дорога Победы сыграла важную роль в срыве планов гитлеровского командования по уничтожению Ленинграда. Учреждение Дня снятия блокады Ленинграда, появление статуса «Житель блокадного Ленинграда», предоставление льгот и надбавок людям, пережившим блокаду, произошло уже при Собчаке. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Шлиссельбург, известная как «Дорога победы», начала действовать 5 февраля 1943 года, и служила как более эффективная замена «Дороги жизни&.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий