В Кунгурском Иоанно-Предтеченском женском монастыре Чин Прощения традиционно проходит очень торжественно и трогательно: черные облачения духовенства, великопостные пения, коленопреклоненные молитвы. Острие чина прощения направлено против человеческого эгоизма, гордости и себялюбия.
17 марта 2024. Чин прощения в кафедральном соборе
молитвенное последование, во время которого Настоятель и все клирики испрашивают прощения у прихожан, а затем и сами прихожане, подходя у каждому из священнослужителей, просят прощения у них. Во время Чина прощения настоятель храма с крестом в руках выходит на амвон, чтобы первым испросить прощения у клира и всех прихожан, встав на колени, поклонившись до земли. Во время чина прощения настоятель храма призывает паству и прихожан к прощению, сказав. Существует распространенное утверждение, что прообразом современного чина прощения считается правило (ό κανών, regula), существовавшее в древности в некоей палестинской пустынной обители. 14 марта 2021 года епископ Зеленоградский Савва совершил первое великопостное богослужение в этом году, называемое Чин прощения.
Прощеное воскресенье. Чин Прощения.
Священник Савченко объяснил, за что нельзя просить прощения в Прощеное воскресенье. Чин прощения — это одно из белых пятен в православном богослужении, которое пока только ждет своих исследователей. Вечером 17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Слово при совершении чина прощения
Вечером 13 марта 2016 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил вечерню с чином прощения в Благовещенском соборе Казанского кремля. Перед чином прощения наместник монастыря епископ Вениаимн прочитал молитву перед началом Великого поста, в которой испрашивается Божие благословение на духовные подвиги на постническом поприще. Народное название «Прощёное воскресенье» появилось из-за совершения чина прощения в церквях. Сам чин прощения появляется впервые в русских обиходниках и соборных чиновниках только в XVI веке. Вечером 6 марта 2022 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Прощеное воскресенье: церковное богослужение и традиции
26 февраля, в Прощеное воскресенье, накануне Великого поста, Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил вечерню с чином прощения. Чин Прощения возник у египетских монахов, которые, уходя в пустыню для молитвенного подвига, прощали друг друга, поскольку могли погибнуть, рассказал священник УПЦ. Главная → Новости / События → Новости → ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ-2023: КАКОГО ЧИСЛА ПРАЗДНИК, У КОГО И КАК ПРАВИЛЬНО ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, в завершение которой испросил прощения у клира и верующего народа. Прощеное воскресенье — воскресный день перед началом Великого поста — получило свое название из-за традиции совершения после вечернего богослужения чина прощения.
Зачем нужен Чин прощения в Прощеное воскресение?
В этот день в храмах совершается чин прощения. Священники меняют облачение на постовое. Читается молитва преподобного Ефрема Сирина, после этого настоятель храма произносит проповедь, затем священники просят прощения у прихожан и друг у друга - все клирики выходят к амвону, а прихожане подходят, целуют крест или икону, испрашивают прощения у клириков.
Да потому что мы допускаем его в свое сердце, а когда это происходит, зло неминуемо будет выплескиваться наружу. Святая Великая Четыредесятница — время, когда Церковь предлагает нам взглянуть на все события в мире, происходящие с нами и вокруг нас с точки зрения вечности, Божественного Промысла. И главное, что мы должны помнить — это борьба, которая, по сути дела, и определяет все в мире. Если мы даем слабину в нашей духовной жизни, отказываемся бороться, то зло начинает обладать нами и выплескиваться вокруг. Этот пост особый, и давно мы не встречались с такими вызовами, как те, что стоят перед всеми нами сегодня. Отсюда тем горячее должна быть наша молитва, тем сильнее должен быть вопль к Богу о прощении наших грехов и искоренении зла, о примирении и долгожданном мире. Мы слишком часто воспринимали и воспринимаем пост как часть нашей традиции, некое требование Церкви, которому мы должны покориться и исполнить, но мы часто делаем это без своего сердечного произволения.
Постимся и молимся нередко формально, думаем о своем и ставим прежде всего перед собой мирские задачи. Неслучайно тяжелые события и вызовы, с которыми столкнулась наша стана, наш народ, разразились в преддверии Великого поста, чтобы пробудить нас от духовной спячки. Будем молиться, поститься, взывая к Богу, будем тверды в нашем уповании, неленостны в молитве, усердны в воздержании. Будем просить Бога из глубины наших сердец, чтобы Он дал разрешение той ситуации, в которой оказался мир.
Это прощение перед расставанием было для них и своего рода прощанием с братией. Монахи очень хорошо понимали, что этот Великий пост может стать для них последним, и просили прощения, чтобы — если так случится — с мирным и легким сердцем предстать перед Богом. Постепенно из монашеской среды этот обычай распространился на всю Церковь и утратил свой изначальный смысл. События последнего года, когда привычный жизненный уклад пошатнулся, а мир, еще вчера казавшийся таким симпатичным и стабильным, вдруг погрузился в растерянность и тревогу, показали, что изначальный смысл Прощеного воскресенья забывается зря. Человек смертен. И это было бы полбеды.
Как точно подметил известный персонаж Булгакова, он иногда «внезапно смертен». И Прощеное воскресенье, особенно в настоящее время — на фоне происходящего вокруг, напоминает нам об этом.
Все мы знаем, что человеку невозможно не столкнуться с кем-либо в жизни. У нас у всех есть свои привычки и интересы, устремления и искания. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Горшки в печи сталкиваются, не то что люди». Очень часто человека смущает не сам грех, а лишь только помысел. Как часто мы обижаемся и затаиваем обиды, в то время как человек нам не враг. Сколько людей покинули Церковь, доверяясь своему помыслу.
Сколько семей распалось, когда между супругами из маленького уголька раздулось пламя. Сколько людей отошли от Бога, потому что доверили себе. Они не нашли нужным сказать: «Господи прости меня! Когда нас обличает совесть, мы готовы каяться в грехах, но вот попросить прощение у своего ближнего, к сожалению, может не каждый человек. Сегодня мы просим другу у друга прощение и просим у Бога, чтобы он благословил наше намерение. Пост предлагается нашей Церковью для того, чтобы мы как можно лучше посмотрели на себя, увидели собственные недостатки и не судили ближнего своего. В каждый пост во время богослужения, который очень сильно отличается от обычного времени, мы слышим удивительные молитвы и удивительные слова. Сущность покаяния открывают для нас псалмы и стихиры.
Будем же стараться принимать их в свое сердце. Постараемся, чтобы пост для нас был не только отказом от пищи. Но, работая со своей душой, постараемся довериться Богу. Священное Евангелие учит нас: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. А когда молишься, не выставляй на показ перед всеми и не говори много.. Конечно, братья и сестры, наша Церковь знает наше непостоянство, знает.
Поэтому Церковь и ведет нас через пост и дает нам в руки опору — богослужение, Евхаристию, проповеди. В эти дни, дорогие братья и сестры, нужно обязательно приходить в Церковь Божию: участвовать в богослужениях, причащаться Святых Христовых Таин. Будем надеяться не на себя, а на Господа. Традиция просить прощение у своих ближних очень древняя. Она существует в нашей Церкви уже много столетий. Накануне Великого поста мы собираемся в нашем храме, чтобы исполнить эту заповедь. Когда-то в монастырях Египта и Палестины монахи уходила на Великий пост в пустыню, где пребывали в глубокой молитве наедине с Богом. Лишь только к Вербному воскресению братья собирались в обители, чтобы совершить службу.
Накануне удаления в пустыню монахи просили друг у друга прощение, потому что никто из них не знал, увидит ли он снова своих братьев, сможет ли вернуться в обитель.
Слово при совершении чина прощения
Прижилась традиция оставлять на могилке блины, конфеты и печенья, но церковь утверждает, что это ни к чему. Усопшему нужно не земное угощение, а молитва. Оставшиеся же от поминальной трапезы угощения лучше раздать нуждающимся. Затем люди отправляются в храм. В этот вечер все миряне и служители храма просят прощения друг у друга. Во время литургии звучат евангельские чтения, в которых рассказывается о прощении грехов, о предстоящемпосте и о том, что земным сокровищам следует предпочесть небесные — они нетленны.
Поэтому «прощеная» традиция призвана очистить душу православных перед постом. Также перед Великим Постом принято исповедоваться, чтобы очистить сердце не только от обид, но и накопившихся грехов перед постом и последующей за ним Светлой Пасхой. Также в этот вечер в церкви вспоминают изгнание Адама и Евы из Рая, чтобы перед началом Великого поста напомнить о том, как опасны самовлюбленность и самоуверенность, и как важно воздерживаться от греховных удовольствий, храня благочестие. После службы отправлялись к соседям и друзьям: говорить «Прости меня», чтобы услышать «Бог простит и я прощаю, и ты прости меня». На Руси была традиция вечерней семейной трапезы, на которую собирались все домочадцы.
После ее окончания все кланялись друг другу, просили прощения и отправлялись спать. Бывало, что на эту трапезу из других деревень к родителям приезжали вышедшие замуж дочери с детьми, собирались взрослые сыновья. Вся семья была в сборе. Иногда люди пекли друг для друга специальный небольшой ржаной хлеб с черносливом и изюмом, посыпанный сахаром — укрух. Кстати, по православным традициям в последний день перед постом, когда еще разрешена скоромная пища, от употребления мяса следовало все же воздержаться.
Многие задаются вопросом, как сделать так, чтобы этот ритуал не стал простой формальностью, а действительно помог облегчить душу?
История чина прощения Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью.
Есть и такие, кто, как отец из притчи о блудном сыне, сам бежит навстречу провинившемуся и делает все возможное и невозможное, чтобы восстановить разрушенные добрые отношения. У каждого своя мера.
Не менее сложно, чем простить — принять прощение и поверить, что все действительно прошло. Люди могут годами приносить на исповедь одни и те же грехи, не разговаривать с теми, кто, как им кажется, по-прежнему что-то имеет против них. В несении этого груза они находят свою сладость, которую иногда почему-то называют смирением или скромностью. Это будет трудно, это наложит на меня новую ответственность, но без этого прощение, которое я надеюсь получить, остается недействительным, потому что я его на самом деле не принимаю. Я хочу остаться таким, какой я есть. Истинное прощение — это еще и попытка перемены. Пост, который начинается сразу после Прощеного воскресенья, для христианина как раз и служит способом достичь этого изменения.
Конечно, братья и сестры, наша Церковь знает наше непостоянство, знает. Поэтому Церковь и ведет нас через пост и дает нам в руки опору — богослужение, Евхаристию, проповеди. В эти дни, дорогие братья и сестры, нужно обязательно приходить в Церковь Божию: участвовать в богослужениях, причащаться Святых Христовых Таин. Будем надеяться не на себя, а на Господа. Традиция просить прощение у своих ближних очень древняя. Она существует в нашей Церкви уже много столетий. Накануне Великого поста мы собираемся в нашем храме, чтобы исполнить эту заповедь. Когда-то в монастырях Египта и Палестины монахи уходила на Великий пост в пустыню, где пребывали в глубокой молитве наедине с Богом.
Лишь только к Вербному воскресению братья собирались в обители, чтобы совершить службу. Накануне удаления в пустыню монахи просили друг у друга прощение, потому что никто из них не знал, увидит ли он снова своих братьев, сможет ли вернуться в обитель. Эта традиция существует до сегодняшнего дня. Завтра мы вступим в Великий пост, а сегодня просим друг у друга прощение. Тот, кто не сможет простить, тот не сможет почувствовать Господа в своем сердце. Святитель Иоанн Златоуст сказал, что «ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас». Все святые отцы говорят о покаянии. Великим постом часто вспоминают житие одного святого мученика.
Жили два друга. Одного звали Никифор, он был мирянином. Второго друга звали Саприкий, он был священником. Они дружили на протяжении многих лет. И многие их называли братьями. Но как часто это бывает, посеял дьявол между ними вражду. Эта вражда зашла так далеко, что они не могли уже даже общаться друг с другом. И вот в стране, где они жили, произошло гонение на христианскую Церковь.
Христиан стали сажать в темницы, казнить и отправлять в ссылку. Священника Саприкия сразу арестовали, потому что он был пастырем. Никифор пришел в себя, одумался и стал просить прощение у своего друга, который сидел в темнице. Но священник был непреклонен, говорил: «Ты виноват! Священника вывели на площадь, где пытали христиан и заставляли отречься от своего Бога. Он мужественно терпел все пытки, как вдруг в толпе появился его друг Никифор. Он прошел к месту казни и сказал: «Друг!
Прощеное воскресенье: как проходит Чин Прощения
Ознакомиться можно в разделе " Расписание богослужений ". Призываем всех прийти помолиться о здравии наших защитников! Также в монастыре ведется сбор пожертвований в храме стоит копилка на гуманитарную помощь военнослужащим.
Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше Мф. Истинное духовное наше сокровище — быть сопричастниками вечной пасхальной радости, которую Господь уготовал любящим Его. Пост телесный предполагает также и пост духовный, то есть чтобы особенно чутко следить за своим внутренним человеком, за движениями сердца и души. Постника и безмолвника, питающего в сердце памятозлобие и осуждение ближних, святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, скрывающемся в своей норе. Если говорим «прости», а сами не прощаем, если только для видимости из показного тщеславия кланяемся оскорбившему нас брату, а, отошедши на сторону, снова помрачаемся гневом, то напрасно тогда и бдим и постимся, ибо и сам диавол никогда не ест и никогда не спит, но не перестает от этого быть диаволом.
Сердце гневливого и сердитого человека — дом и пристанище лукавых бесов. Ничто так не обнажает нас от Божьей благодати, как злопамятство и осуждение, ненависть и клевета. Здесь видна дорога в самую глубину преисподней и сокровищница вечной муки. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание и самого себя ему недостанет времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия или осуждения» «Лествица», слово 10. Как осы и мухи налетают на сладкое, так и дух лукавый устремляется против каждой добродетели, чтобы примешать к ней что-нибудь вредоносное и повернуть вспять спасительное начинание. Постное воздержание установили нам святые отцы для того, чтобы облегченною душою стяжали мы любовь и смирение, кротость и милосердие к ближним.
Лукавые духи, напротив, стараются надмевать сердце постящегося тщеславием и возношением и учат его презирать слабейших своих собратьев. Человек самолюбивый всегда склонен к жестким и резким обличениям, тот же, кто говорит к брату по любви, будет говорить о деле так, словно бы рассказывая о своей собственной немощи, и, без сомнения, достигнет лучшего результата. Ибо известно, что жестокое и оскорбительное слово может смутить и доброго человека и подвигнуть его на гнев, тогда как слово доброе, сказанное с кротостью, действительно сильно в том, чтобы исправить зло в любом человеке и наставить его к добродетели. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Господь поставить его Рим. Постимся ли, бдим ли, кладем ли многие поклоны и прочим образом смиряем свое тело, должно всегда еще при этом помнить, что это — не «самоцель», а лишь средство к достижению истинной цели: мира и очищения души.
Что даже и сверхъестественное телесное подвижничество не принесет нам никакой пользы, если не будем при этом сохранять нашу первую заповедь о любви к Богу и ближнему. Когда мы живем в большой семье, то любим всех своих домочадцев, терпим и смиряемся с их немощами, переносим неприятности и досады, которые они нам причиняют, всегда думаем, как их поддержать и утешить. Но подобную и еще большую любовь должны мы иметь не только к близким своим родственникам, а также и ко всем окружающим людям. Истинная любовь познается именно в прощении злословия и оскорблений, тогда, когда претерпевши уничижение от ближнего, болеем душой не о себе, а о своем обидчике, и искренне хотим ему помочь и его успокоить. Сотворение Адама и Евы. Первые люди предстоят пред Господом. Изгнание из Рая.
Плач о потерянном Рае. Фрагмент северной двери иконостаса. Средняя Русь. Ибо вся наша праведность — как рубище нечистой жены перед Богом. И если можем еще рассчитывать на снисхождение, ради естественной своей немощи, при слабом прохождении телесных добродетелей, то затаенная ненависть в сердце не имеет для себя никакого разумного оправдания. И губит все наши труды и подвиги, навечно отлучая от Божьей благодати, ибо «не живет Дух Святой там, где есть гнев» Никон Черногорец. В прологе из жития святых 9-е февраля есть одна очень трогательная история о святом мученике Никифоре ок.
В городе Антиохии жили два друга — священник Саприкий и мирянин Никифор, любившие друг друга о Господе. Но диавол позавидовал их нелицемерной любви и посеял между ними вражду. И вражда эта так разгорелась, что если они даже встречались на улице, то бежали в разные стороны, ослепленные бесовской злобой. И так они оба — Саприкий и Никифор, забыв о законе Христовом, устремились к вечной погибели. Но со временем мирянин Никифор раскаялся в своей злобе на иерея Саприкия и стал просить у него прощения. Трижды он присылал к нему своих друзей и соседей, считая себя грешным и недостойным приблизиться к оскорбленному им священнику, и трижды Саприкий отказывался от примирения. Наконец Никифор решился и сам пал к ногам своего бывшего друга со словами: — Прости меня, отец, Господа ради прости!
Но Саприкий опять не захотел примириться со смиренным Никифором, ибо сатана овладел его сердцем. В то время было страшное гонение на христиан, и Саприкия привели на судилище.
Важно, чтобы взаимное прощение было не пустой формальностью, не данью традиции, а искренним желанием далее пребывать с ближними в мире и любви. В Троицком храме на вечерней службе был совершен Чин прощения: духовенство храма во главе с настоятелем храма протоиереем Алексием Виноградовым и прихожане испросили друг у друга прощения за вольные или невольные обиды. Первая часть службы совершалась в светлых облачениях.
Прощеное Воскресенье Церковь почитает в преддверие Великого поста, на масленичной неделе. Этот день заключает последнюю неделю, в которую разрешается употреблять в пищу молоко, творожные блюда и яйца в ходе подготовки к грядущему сорокодневному посту.
Примирение с обиженными является первым шагом к последующей работе над собой, к очищению души и подготовке к глубокому покаянию перед Пасхой. С облегченной, примиренной душой верующий входит в пост и стремится к самосовершенствованию, к Богу, чтобы исповедаться и заслуженно причаститься Святых Таинств, обрести в духовном подвиге евангельские добродетели. Как правильно просить прощения? С давних пор существует традиция искренне и чистосердечно просить прощения у сослуживцев, соседей, родственников со словами: «Прости за то, что согрешил перед тобой! В случае, если человек не может сам простить и попросить прощения, ему закрыта дорога к покаянию и Благодати Божией, поскольку гордыня парализовала его душу. Поэтому так важно искренне молиться об обиженном некогда человеке, видеть, прежде всего, собственные грехи и личное несовершенство. Если даже он не может простить давний грех, нужно найти в себе силы не ответить озлоблением, предать забвению все дурное, избежать осуждения.
Начните молиться за своих врагов и обязательно сходите на исповедь в Церковь! История Прощеного Воскресенья Истоки этого праздника берут начало из жизни первых праведников Египта, которые уединялись с молитвами в пустыне на 40 дней для подготовки к Пасхе уподобляясь Господу , для преодоления искушений и укрепления души. В безводной пустоши подвижников ожидали большие опасности: дикие животные и ядовитые насекомые, слабость телесная из-за недостатка воды. Поэтому они просили друг у друга прощения, как будто готовились к смерти, прощали все грехи.
ЧИН ПРОЩЕНИЯ
Мы всегда имеем возможность принять помысел или нет. Конечно, когда спустя тысячелетия мы смотрим на грех наших прародителей, то удивляемся, как они могли быть такими неразумными. Как они обрекли поколения людей на страдания и на лишение Рая. Ибо христианин, открывающий хотя бы раз Священное Писание, знает, что помыслу своему доверять нельзя. Нужно отвергать его. Преподобный авва Дорофей говорит: «Я не знаю другого падения монаха, кроме того, когда он верит своему помыслу». Тот самый грех, который совершили наши прародители — это грех гордости, самонадеянности, когда человек говорит: «Я лучше знаю! Я хочу! Мне нужно! Но когда случается погибель, то человек все осознает и понимает. И единственный путь исправления — это путь к покаянию.
Именно поэтому сегодня в храме мы слышим слова Священного Писания: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». С этих слов и начинается пост. Адам лишился рая и только через покаяние, через тяжкий труд и подвиг, он смог вернуться в это блаженное состояние. Адам все понял. Он сидел перед раем и плакал: «Увы, мне! Но после отступления он должен был приложить огромные усилия для того чтобы измениться и справиться. И одной воли человеческой здесь было не достаточно. Должен был придти Мессия, Богочеловек. Сын Божий должен воплотиться, чтобы помочь человеку в борьбе с грехом. Каждый раз, когда мы стоим перед Великим постом, перед тем, как начать это странствие, мы говорим: «Господи помоги мне совершить пост!
Помоги мне исправиться! Ибо человеческими силами это невозможно. Скорее всего, как это было уже много раз, человек упадет. Скорее всего, не выполнит того, о чем сегодня думает. Но на этом не надо останавливаться. Церковь говорит: «Испроси прощение у ближних. Прости сам и не держи зла на своих друзей, родных и близких. Не раздувай тот маленький уголек — возможный конфликт, который случается между людьми». Все мы знаем, что человеку невозможно не столкнуться с кем-либо в жизни. У нас у всех есть свои привычки и интересы, устремления и искания.
Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех.
Название «сыропустная» пошло из-за того, что этот день — последний, когда можно есть сыр и другую молочную пищу перед Великим постом. Сыропустная неделя заканчивает Сырную седмицу, которую в народе называют Масленицей, поэтому Прощёное воскресенье — это ещё и последний день Масленицы. Когда будет Масленица в 2024 году. История и традиции праздника блинов «Адамовым изгнанием» день называют, потому что в это воскресенье православная церковь проводит богослужения и вспоминает библейский сюжет — изгнание людей из рая. Считается, что раз Бог простил Адама и Еву, хотя те ослушались его наказа, то и обычные люди должны найти силы для прощения обидчиков и самим попросить прощения. Народное название «Прощёное воскресенье» появилось из-за совершения чина прощения в церквях.
Традиция появилась в древности у египетских монахов. В этот день они в одиночестве отправлялись в пустыню на весь срок поста: многие из них погибали от голода, жажды или нападения зверей. Не зная, суждена ли им ещё встреча в земном мире, монахи просили друг у друга прощения и сами прощали вольных или невольных обидчиков. Со временем появился чин прощения. Во время него настоятель храма или монастыря после вечерни кланяется прихожанам и просит у них прощения, те также отвечают ему поклоном. Чин прощения со временем ушёл в народ.
И испрашиваем этого дара у Бога мы не по своим заслугам, а исключительно по Его благости. Дерзки, грубы, жестоки бывали мы к ближним, а сами в то же время хотели бы, чтобы ближние относились к нам с предупредительностью, с чистосердечием, с нежностью. Положим же и мы эти начала в основу наших отношений к ближним. Чистосердечно, искренно, от всего любящего сердца испросим у каждого прощения, чтобы и на нас излил Господь Своё благоволение и простил нам согрешения наши. Прошу и я вас, честные отцы, и вас, дорогие братья и сёстры о Христе, простить меня. Знаю, как повинен я перед вами. Бывал и резок, обрушивался гневным словом — и это тогда, когда нужно было всё покрыть любовью. За все это, Христа ради, простите меня. Простите и за то, что сполна не выполнил своего призвания: должен был днём и ночью в молитвенном бдении предстательствовать за каждого из вас, но по немощи, по лени я этого не исполнил. Должен был бы не только внешним благолепием облагородить Божий храм: надлежало мне ещё дополнить это таким горением сердца, от которого смогли бы возжечься и ваши сердца, дабы и каждый из вас соделовал бы своё спасение пламенеющей любовью друг ко другу и вошёл бы живым членом в Божию Церковь — мистическое Христово Тело. Но здесь я мало в чём успел. Посему вы, честные отцы, и Вы, дорогие певчие, и вы, возлюбленные братья и сёстры о Христе, проявите ко мне своё благоволение, простите всё, чем я согрешил перед вами — делом, словом, помышлением. Испрашиваю и для вас Божией милости, дабы Бог Своею благодатью и человеколюбием, Своим милосердием и благостию, благоволением и любовью благословил каждого из вас.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Затем настоятель обычно произносит слово, испрашивает прощения у причта и народа. В конце он говорит: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови».
Богослужение в храме Служба в Прощеное Воскресенье начинается с воспоминания о событиях изгнания Адама из Эдема Рая из-за грехопадения.
Литургию священники служат в золотом облачении, читают Евангелие от Матфея и выдержку из Нагорной проповеди, в которой идет речь о прощении окружающим обид как о важном условии прощения Господом собственных грехов, об условии стяжания небесных сокровищ. Проводится аналогия между греховностью человечества и состоянием души падшего Адама. Пронзительно звучат строки сокрушения Адама о собственных грехах. После Литургии начинается Вечерня, перед которой идет чтение 9 часа. Открывается служба пением прокимна «Благословен Бог наш» одновременно осуществляется выход духовенства с каждением.
Далее звучат прокимны «Свете тихий», «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего…». Творится молитва «Сподоби, Господи». В минорном тоне творятся вечерние молитвы. Настоятель громко читает молитву св. Ефрема Сирина с троекратным поклоном.
Затем он произносит «Владыко Многомилостиве», присутствующие преклоняют колена. Далее проводится Чин Прощения.
Первая часть службы совершалась в светлых облачениях.
После закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные темные ризы, была прочитана молитва на начало Великого поста.
Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных».
Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения и целую Крест. Для кого-то это просто ритуальное действие, за которыми по-прежнему скрываются обида и недоверчивость. Кто-то идет дальше и старается не вспоминать сделанного ему зла. Есть и такие, кто, как отец из притчи о блудном сыне, сам бежит навстречу провинившемуся и делает все возможное и невозможное, чтобы восстановить разрушенные добрые отношения.
У каждого своя мера. Не менее сложно, чем простить — принять прощение и поверить, что все действительно прошло. Люди могут годами приносить на исповедь одни и те же грехи, не разговаривать с теми, кто, как им кажется, по-прежнему что-то имеет против них.