В мире серьёзно вырос уровень ядерной опасности из-за деструктивной политики Запада, заявила 26 апреля официальный представитель МИД России Мария. Продление в 2021 году на пять лет договора New START стало лебединой песней той эпохи, когда ядерные державы рассматривали разоружение как нечто, за что стоит бороться. Помимо ядерного разоружения, в ходе текущего обзорного цикла договора и непосредственно Обзорной конференции 2020 года острой будет оставаться также проблематика ЗСОМУ на. Премьер Японии Фумио Кисида продвигает байденовскую реформу Совета Безопасности ООН. А заодно и ядерное разоружение.
«Это однозначно конец света». Академик Алексей Арбатов о возможности применения ядерного оружия
Россия заблокировала резолюцию ООН о запрете ядерного оружия | Фото: Андрей Соломонов / РИА Новости. Обе стороны прекрасно понимали опасность нового типа ядерных вооружений. |
Премьер Японии продвигает байденовскую реформу Совбеза ООН и ядерное разоружение | По мнению сторонников ядерного разоружения, оно позволит снизить шанс возникновения ядерной войны. |
Ледниковый период и 3 миллиарда жертв: почему атомное разоружение — это важно | Практический вклад Казахстана в ядерное разоружение дает моральное право и далее призывать народы и правительства удвоить усилия по избавлению нашей планеты от угрозы. |
Журнал Forbes Kazakhstan
- Конец эпохи сокращения ядерных вооружений / Идеи и люди / Независимая газета
- Трагедия Хиросимы и Нагасаки
- Главные новости
- Содержание
Вопросы ядерного разоружения обсудили в Казахстане
Перед голосованием по проекту резолюции Китай и Россия представили поправку к документу. В ней предлагалось добавить в текст пункт, в котором содержался призыв ко всем странам «навсегда предотвратить размещение оружия в космическом пространстве и применение силы или угрозы силой в космическом пространстве». В поправке также говорилось о необходимости добиваться скорейшего достижения соответствующих юридически обязывающих многосторонних соглашений.
Те же у кого оружия нет разделяют этот взгляд на него и не пытаются его создать, тем более что для многих это и так неподъемная и дорогая задача. К тому же для добровольно отказывающихся от ядерного оружия стран предусмотрены определенные плюшки. Во-первых, дополнение к договору от 19 июня 1968 года гарантирует его участникам безопасность и защиту со стороны подписавших договор ядерных держав США, СССР и Великобритания в случае, если они подвергнутся ядерному нападению со стороны третьих стран. Этот пункт призван снизить риск ядерного конфликта и мотивацию желающих получить ядерное оружие, и тем более его применять. Кроме этого договора, США и СССР прикрывали "ядерным зонтиком" своих союзников, что для многих снимало необходимость делать свою бомбу. Во-вторых, договор закрепляет за всеми участниками право на мирное использование атомной энергии и получение всех благ ядерных технологий, и гарантирует, что отказавшиеся от идеи создания ядерного оружия страны получат в этом помощь со стороны ядерных держав. В некотором смысле это развитие идеи, высказанной Эйзенхауэром в 1953 году в своей речи "Атом для мира".
В рамках Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ страны-участники могут получить доступ к результатам исследований, научной и технической информации, опыту применения мирного атома, получать техническую помощь, материалы и оборудование. Участники имеют право пользоваться международной системой ядерной информации ИНИС , содержащей более 500 тыс. Ядерные державы, в т. Например, нормы радиационной безопасности и многие другие нормативные документы базируются на обобщенных докладах и рекомендациях МАГАТЭ. МАГАТЭ же обеспечивает контроль за тем, чтобы эти знания и материалы не использовались участниками для создания оружия. Такой подход дал свои результаты. Действительно, атомная энергетика сегодня есть в 31 стране, из которых ядерное оружие есть лишь у 7. Использование ядерных технологий в науке, медицине, сельском хозяйстве, охране окружающей среды, промышленных технологиях, технологиях безопасности и других направлениях теперь доступно более чем 170 странам, для которых МАГАТЭ в рамках технического сотрудничества сейчас ведет более 850 проектов. Впрочем, нельзя сказать что этот договор полностью выполняет свое предназначение.
Как я уже писал, 4 страны, несмотря на ДНЯО, получили ядерное оружие. Но не без проблем для себя. Некоторые исключения - Израиль, Северная Корея, Индия, Пакистан и Иран Израиль официально не подтверждает и не опровергает наличие у себя ядерного оружия, а мирной атомной энергетики не имеет. При этом активно борется с попытками получить атомное оружие у недружелюбно настроенных к нему соседей. А в Иране в ходе спецопераций и покушений периодически погибают видные участники ядерной программы , в чем тоже обвиняют Израиль. Ее ядерная программа 1970-х годов включала строительство исследовательских реакторов и планы по строительству нескольких АЭС с помощью СССР. Однако при этом корейцы тайно сотрудничали с Китаем по военным программам. Несмотря на некоторые успехи в переговорах по улаживанию ситуации с администрацией Клинтона в 1990-е и шестисторонние переговоры в 2000-е, Северная Корея вышла из МАГАТЭ в 1994, из ДНЯО в 2003, создала ядерное оружие и провела 6 испытаний с 2006 г. При этом термин "страна-изгой" - это практически определение нынешней Северной Кореи.
Судя по всему, поиск решения корейского вопроса быстрым не будет. Индия и Пакистан, два антагониста в своем регионе, между которыми было минимум три войны, обзавелись ядерным оружием в обход всех международных договоров, в которых они не участвовали. Индия в 1974-м, Пакистан в 1998-м. При этом в отличие от КНДР странами-изгоями они не стали - большая включенность в мировую экономику, относительно демократические режимы, понятные проблемы не направленные вовне - все это делает их куда более предсказуемыми партнерами. Но санкций они не избежали. Но после испытания индийской атомной бомбы в 1974 году сотрудничество прекратилось. После индийского прецедента ядерные державы создали объединение - группу ядерных поставщиков ГЯП. Эти основные поставщики технологий, материалов и оборудования в атомной сфере договорились не поставлять их в те страны, которые не поставили свои ядерные объекты под контроль МАГАТЭ. Поэтому создание атомной бомбы Индией закрыло для нее возможности в иностранной помощи с развитием своего мирного атома.
Индия пошла своим путем в атомной энергетике, что сделало его весьма непохожим на другие. Из-за ограниченности собственных запасов урана, Индия сделала ставку на реакторы на тяжелой воде как и CANDU собственного производства, которые не требуют обогащения топлива и могут работать на природном уране, на строительство быстрых реакторов-размножителей сейчас долго и мучительно строится первый из них и исследования возможностей ториевого топливного цикла. Это открыло возможности для поставок ГЯП и дало Индии доступ к мировому ядерному рынку. В 2013 и 2016 Россия построила и сдала в эксплуатацию два энергоблока индийской АЭС Куданкулам, сейчас строит 3-й и 4-й блоки, и есть договоренность о строительстве 5-го и 6-го блоков и еще одной АЭС на другой площадке. Индия планирует у троить мощности АЭС за 10 лет и без иностранной помощи тут не справиться. Первая очередь АЭС Куданкулам в Индии, построенная Росатомом Пакистан после очередного поражения в войне с Индией в 1971-м году тоже занялся своей ядерной программой. Свою бомбу они испытали в 1998 году. В том году они с Индией устроили по два показательных подземных ядерных взрыва. При этом Пакистан готов подписать договор о нераспространении и договор о запрете испытаний, если их подпишет Индия.
Но Индия не особо на это идет, видя главную атомную угрозу даже не в Пакистане, а в Китае, который за ним стоит. Собственно, в ответ на появления ядерного оружия у Китая Индия и начала создавать свое. Отдельно стоит сказать пару слов о ситуации с Ираном, который вполне может стать 10-м обладателем ядерного оружия. Эта страна имеет мощности для обогащения урана, исследовательские реакторы и научные кадры, то есть Иран вполне обладает всем необходимым для создания ядерного оружия. Вопрос лишь во времени и политической воле. Но Иран заявляет что намерен развивать лишь мирное использование атомной энергии. Однако отношения в регионе мягко говоря непростые. Иран давно под санкциями США и ЕС, и там и без ядерных вопросов полно поводов для недоверия и конфликтов. В 2003-2004 Иран начинают подозревать в работе по созданию ядерного оружия, возникают сложности с инспекциями МАГАТЭ и обвинения Ирана в том что он нарушает соглашения договора о нераспространении.
С тех пор идут почти безуспешные переговоры о том как обеспечить хоть какой-то вариант взаимодействия и контроля. И все бы хорошо, но в 2018 году Трамп в одностороннем порядке вывел США из сделки. Так что остается надеяться на то, что новая администрация Байдена найдет подход и способ восстановить сделку. В итоге, по данным ежегодного обзора мировых вооружений СИПРИ доступен по ссылке на русском за 2020-й год , ядерные силы стран мира выглядят примерно так: Но есть и успехи Глядя на то как круг стран, обладающих ядерным оружием, медленно расширяется, может показаться, что усилия международных договоров не приносят нужных результатов. На самом деле это не так. Во-первых, видно, что решение получить ядерное оружие обходится режимам и странам довольно дорого. Если вы не сторонник идеи Чучхе, или не завязли в многолетнем конфликте в своем регионе, где ваш оппонент имеет ядерное оружие - то особых стимулов к его созданию у вас нет. Во-вторых, этот тезис вполне подтверждается тем фактом, что число стран, отказавшихся от идеи создания ядерного оружия, или даже от самого оружия, которое у них оказалось - гораздо больше. С 1945 года ядерное оружие получили 9 стран, но пытались его создать и в итоге отказались от этой идеи минимум 15.
На текущий момент на грани создания ядерного оружия лишь Иран. Кроме того, несколько стран получили ядерное оружие, но затем от него отказались. Первой такой страной стала ЮАР, имевшая ядерную программу и создавшая несколько атомных бомб. Но в 1989 они программу свернули, бомбы утилизировали, допустили инспекции МАГАТЭ, которые подтвердили их отказ от ядерного оружия в 1994-м. ЮАР присоединилась ко всем международным договорам и даже стала гарантирующим ядерным поставщиком. Вместе с Манделой в 1993 году он получил Нобелевскую премию мира. Фредерик де Клерк слева. Фото: Википедия. Но ближе к нам есть более масштабные примеры.
В 1991-м году в мире внезапно появились еще три ядерных державы. Распад СССР был на самом деле был страшным кошмаром для всех, кто беспокоился о ядерном нераспространении - мало ли где парочка боеголовок "потеряется", мало ли у кого из новых государств какие планы возникнут. К счастью, новые ядерные страны были готовы отказаться от свалившейся на них "радости". В рамках программы России и странам СНГ оказывалась помощь по вывозу ядерного оружия в Россию и по его утилизации, по уничтожению пусковых установок, социальной помощи бывшим военным и обеспечения мирной работой ядерных специалистов, чтобы они не разбежались по третьим странам. Одновременно в США тоже утилизировали эквивалентную часть ядерного арсенала для сохранения паритета в рамках договора СНВ-1, о котором чуть ниже. Отдельная история касалась Украины. После развала СССР она внезапно стала обладательницей третьего по величине ядерного арсенала мира, превосходя по числу боеголовок Китай, Францию и Великобританию вместе взятые. При этом у нее были определенные сомнения по поводу будущего своего ядерного статуса. В результате в 1994 году лидерами Украины, России, США и Великобритании был подписан Будапештский меморандум , гарантировавший безопасность и территориальную целостность независимой Украины в обмен на ее отказ от ядерного оружия и присоединение в договору о нераспространении ядерного оружия присоединилась в тот же год.
К сожалению, ровно через 20 лет, в 2014 году, территориальная целостность Украины все же была нарушена, как и обязательства от всех участников никогда не применять в отношении нее никакие вооружения. Однако договор о нераспространении гарантирует защиту Украины со стороны ядерных держав лишь в случае ядерного нападения на нее... Подписание Будапештского меморандума 5 декабря 1994 года. Безъядерные зоны Безъядерная зона — это определенный регион, в котором страны обязуются не производить, не приобретать, не проводить испытания или не обладать ядерным оружием. Почти за полвека до вступления в силу договора о запрете ядерного оружия в этом году, на земле стали появляться территории. На сегодняшний день существуют 5 таких зон, 4 из которых охватывают все южное полушарие. Список регионов и договоров о создании безъядерных зон с годами их вступления в силу: Договор Тлателолко, 1969 год. Касается 33 стран латинской Америки и Карибского бассейна. Это первый из подобных договоров.
Он возник как реакция на Карибский кризис 1962 года со стороны неядерных государств. Ключевую роль в разработке и продвижении договора сыграл министр иностранных дел Мексики Альфонсо Гарсия Роблес, за что в 1982 году году он получил Нобелевскую премию мира. Включает 13 стран Южно-Тихоокеанского региона. Бангкокский договор, 1997 год. Включает 10 стран Юго-Восточной Азии. Семипалатинский договор, 2009 год. Первая безъядерная зона в Северном полушарии. Пелиндабский Договор, 2009.
Срок действия — до 31 декабря 2012-го. К тому времени Россия и США должны сократить и ограничить свои развернутые стратегические ядерные боезаряды таким образом, чтобы их суммарное количество не превышало у каждой из сторон 1 700—2 200 единиц примерно в три раза ниже предельных уровней боезарядов, установленных по Договору СНВ-1. Этот документ не предусматривает механизмов контроля и поэтапного выполнения обязательств, взятых на себя сторонами. Подтверждена лишь приверженность Договору СНВ-1, срок действия которого заканчивается в декабре 2009 года. И Москва, и Вашингтон выполняют Договор о СНП в соответствии с выработанной каждой из сторон концепцией строительства своих ядерных сил. При этом Россия исходит из целесообразности реальной ликвидации носителей стратегических ядерных боезарядов, с тем чтобы к концу 2012-го выйти на уровни, определенные Договором о СНП. Соединенные Штаты придерживаются уже апробированного в случае с Договором СНВ-1 порядка, когда сокращение развернутых стратегических ядерных боезарядов осуществляется в основном за счет так называемой «разгрузки» носителей либо их переоборудования для решения неядерных задач. В этих условиях необходима выработка новых мер доверия и предсказуемости, тем более что это определено в известной Декларации президентов Владимира Путина и Джорджа Буша-младшего, подписанной в Москве одновременно с Договором о СНП Совместная Декларация о новых стратегических отношениях между Россией и Соединенными Штатами Америки. Такая работа проводится по инициативе российской стороны. В апреле и октябре 2005 года Россия официально внесла соответствующие предложения на рассмотрение Двусторонней комиссии по выполнению ДКВ Договора о СНП, предусматривающие, в частности, меры контроля и верификации. Однако американская делегация в ДКВ ведет себя крайне пассивно. Российские предложения остаются без рассмотрения и, по мнению Вашингтона, не являются необходимыми. Американцы считают, что для обеспечения транспарентности в отношении СНВ достаточно регулярного обмена информацией о состоянии стратегических ядерных вооружений обеих сторон на заседаниях ДКВ. Не достигнута и договоренность относительно понимания правил засчета стратегических ядерных боезарядов, ограничиваемых Договором о СНП. Американская сторона считает, что засчету по Договору о СНП в наземном и морском компонентах стратегических ядерных сил подлежат только «оперативно развернутые ядерные боезаряды», находящиеся на МБР и на БРПЛ, несущих боевое дежурство в конкретный период времени. При таком подходе из поля зрения выпадают ракетные средства, которые за короткий срок могут быть приведены в состояние боевой готовности. А здесь преимущество явно на стороне американцев. Сегодня можно констатировать, что подход США в отношении практической реализации Договора о СНП направлен на уклонение от разработки и согласования любых мер и механизмов контроля его выполнения, а также от структурирования и детализации информации о состоянии стратегических ядерных вооружений, которую стороны предоставляют друг другу. Налицо стремление Соединенных Штатов добиться односторонних преимуществ за счет приобретенной ими исключительно высокой способности к оперативному наращиванию потенциала СНС. Россия же располагает крайне ограниченными возможностями по «возвратному потенциалу» своих СЯС. Как дальше будет развиваться дискуссия в рамках Двусторонней комиссии по выполнению, предположить трудно, хотя есть серьезные опасения, что Вашингтон и далее будет игнорировать озабоченность Москвы. При этом удалось обойти многие неизбежные в ходе переговоров трудности, такие, например, как процесс ратификации, зависимость которого от внутриполитической ситуации наглядно продемонстрировал канувший в Лету российско-американский Договор СНВ-2 или START-2 , подписанный 3 января 1993 года в Москве. Безусловно, такой режим имеет и недостатки, поскольку основывается не на юридических обязательствах, а на политических заявлениях. Вместе с тем в последнее десятилетие XX века, когда между Москвой и Вашингтоном установились доверительные отношения, ни у кого не возникло подозрений, что другая сторона не выполняет взятых на себя односторонних обязательств. Был решен и вопрос с ядерными крылатыми ракетами морского базирования, которые являются оружием большой дальности. Они были сняты с кораблей и подводных лодок и складированы в арсеналах.
Как объяснил Путин, НАТО требует от России вернуться к Договору об СНВ, включая допуск западных экспертов на российские объекты, но это, по его мнению, "театр абсурда" в нынешних условиях. Это звучит как бред, - заявил Путин. Наши заявки остаются без ответа или их отклоняют по формальным основаниям. Мы ничего толком не можем проверить на той стороне". Минобороны и Росатом теперь должны обеспечить готовность к испытаниям российского ядерного оружия, добавил Путин. При этом он пообещал, что "первыми, мы, разумеется, делать это не будем". Заявление прозвучало в конце почти двухчасового выступления Путина, которое он завершил словами: "Правда за нами". Столтенберг обвинил Россию в нарушении ключевых договоренностей в сфере контроля над вооружениями в последние годы. Йенс Столтенберг "С сегодняшним решением вся архитектура системы контроля над вооружениями разрушена", - подчеркнул он. Столтенберг подчеркнул, что он "настоятельно" рекомендует России пересмотреть это решение. По его словам, Штаты "готовы в любое время обсудить с Россией вопрос об ограничении стратегических вооружений".
Россия в глобальной политике
МИД Польши: Дуду предупреждали не обсуждать ядерное оружие | Поддерживает ли Центральная Азия ядерное разоружение? |
Ядерные страсти в Польше. Глава МИД призвал президента замолчать - 27.04.2024 Украина.ру | Программа передач, главные новости дня, комментарии экспертов. |
Ядерное разоружение: ожидаемые результаты и реальность — КПРФ Москва | Ядерное разоружение: ожидаемые результаты и реальность. |
Премьер Японии продвигает байденовскую реформу Совбеза ООН и ядерное разоружение
Западу напомнили об эффективности ядерного оружия России МИД: надежность ядерного оружия РФ не должна вызывать сомнений РИА «Новости» Читать 360 в Деструктивная политика стран Запада привела к повышению уровня ядерной опасности в мире. Их действия грозят военным столкновением ядерных держав. Ее заявление опубликовала пресс-служба ведомства.
В МИД РФ назвали такой шаг злостным невыполнением договора, поскольку Вашингтон официально не приостанавливал участие в СНВ и обязан в полном объёме выполнять его положения.
При этом США пытаются переложить ответственность на Россию, подчеркнули в ведомстве. По мнению экспертов, США, отказываясь от предоставления части данных РФ в рамках СНВ, продолжают свою линию на разрушение договора, отвечающего глобальным интересам безопасности. Там также утверждают, что решение российской стороны приостановить своё участие в ДСНВ «юридически недействительно».
По мнению экспертов, Вашингтон пытается сохранить возможность инспектировать стратегические объекты РФ, не прилагая усилий для нормализации отношений с Москвой. Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, США и НАТО должны, в частности, в своей политике соблюдать принцип неделимости безопасности, который был заложен в договоре.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков 22 апреля заявил, что Вооружённые силы России примут все необходимые ответные меры в случае, если Польша разместит у себя ядерное оружие. В марте 2024 года президент РФ Владимир Путин заявил, что потребности в применении тактического ядерного оружия в ходе спецоперации никогда не было. Россия может применить любое оружие, в том числе ядерное, если речь будет идти об угрозе существованию государства, нанесении ущерба суверенитету и независимости страны, подчеркнул Путин.
По мнению министра, обсуждения по ядерному оружию не должны проходить публично. Премьер Польши Дональд Туск в ответ сказал, что хотел бы узнать о мотивах, которые побудили главу государства делать такие заявления. Как отметил Кремль, если такое решение будет принято, то Минобороны РФ примет меры для обеспечения безопасности страны.
Клуб «Валдай»
ядерное разоружение аналитика, новости и комментарии | Свежие новости в России и мире. |
Разоружение – последние новости | последние новости дня по теме ядерное разоружение: Эксперт: "ядерная пятерка" должна сократить вооружения сообща, Анпилогов рассказал о главной проблеме ядерной безопасности. |
Участники обзорной конференции ДНЯО рассмотрят риски ядерной безопасности | Главное по теме «Ядерное разоружение» – читайте на сайте |
№ 4, 2024. Удары по Запорожской АЭС – терроризм, ядерный и дипломатический | Павел Шишкин. Новости. |
Конец эпохи сокращения ядерных вооружений / Идеи и люди / Независимая газета | Разоружение. Новости и статьи. Читайте последние материалы и актуальные публикации по теме Разоружение на информационном портале |
СМИ: Кремль готов к переговорам о ядерном разоружении
Как сообщили в российской делегации, предполагается обсудить вопросы, связанные с тремя основными элементами ДНЯО: ядерным разоружением, нераспространением и мирным. Баширов о ядерном разоружении России: не ведитесь на балабольство стариканов. Никого не останется на планете. Деструктивная политика стран Запада привела к повышению уровня ядерной опасности в мире. Российская федерация готова на переговоры по вопросам ядерного разоружения и другой тематике глобальной безопасности. ростислав ищенко, россия, ядерное оружие, пересечение границы, угроза, видео, видео.
Россияне выступают за всеобщее ядерное разоружение
Помимо ядерного разоружения, в ходе текущего обзорного цикла договора и непосредственно Обзорной конференции 2020 года острой будет оставаться также проблематика ЗСОМУ на. Генсек ООН Антонио Гуттериш призвал к полному отказу от ядерного оружия, передает со ссылкой на сайт ООН. Глава МИД Польши Радослав Сикорский заявил, что президент Анджей Дуда не имел полномочий обсуждать вероятное размещение на территории страны американского ядерного. КНР призывает ядерные державы к разоружению.
Договор о запрещении ядерного оружия
- МИД Польши: Дуда не имеет полномочий обсуждать размещение ядерного оружия США - Российская газета
- Главные новости
- Telegram: Contact @MID_Russia
- 1972 год. Начало
- Эксперт заявил, что избавиться от атомной угрозы можно только через ядерное разоружение
Западу напомнили об эффективности ядерного оружия России
Глава МИД Польши Радослав Сикорский заявил, что президент Анджей Дуда не имел полномочий обсуждать вероятное размещение на территории страны американского ядерного. А в нем, в частности, говорилось о полном отказе подписантов от разработки ядерного оружия, которое может быть потенциально доставлено на орбиту. читайте, смотрите фотографии и видео о прошедших событиях в России и за рубежом! Политические Новости России, ток-шоу и мнения экспертов. Проблемы, стоящие перед участниками Договора, включают озабоченность по поводу его все еще не всеобъемлющей универсальности, темпов ядерного разоружения, проблем. По мнению сторонников ядерного разоружения, оно позволит снизить шанс возникновения ядерной войны.