Всеволод Эмильевич Мейерхольд — театральный режиссёр, актёр и педагог. Он был первым советским режиссёром, являлся автором сталинских шоу и рискованных спектаклей. Всеволод Мейерхольд (1874–1940) стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза. На горельефе написано: «Здесь жил и работал с 1926 — 1939 годы выдающийся советский режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд».
Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон
Мейерхольд уже был сенсацией нового театра. Он умел смешивать старинный венецианский и японский театр на русской сцене. Он привел с собой Блока. Он дал блоковскому «Балаганчику» лучшую сценическую форму. Мейерхольда любил Чехов. Но совершенно понятно, почему Комиссаржевская уволила Мейерхольда. Ей, великой актрисе, в его спектаклях нечего было делать. И дело было даже не в Комиссаржевской. Это Мейерхольду не давали покоя его мощные режиссерские когти. Он ничего не мог поделать с собой.
Он мог играть только в очень жесткий волевой мужской режиссерский театр. В начале 30-х Мейерхольд ставил парад на Красной площади. Я выйду из здания ГУМа и три раза свистну в свисток». Потому что напротив ГУМа, на трибуне стоит Сталин. И начинается все с него. А могло все сложиться совсем по-другому. Всеволод Эмильевич учился на юридическом факультете в Московском университете, любил музыку и играл на скрипке. И очень хотел получить место второй скрипки в университетском оркестре, но провалился на конкурсе. И тогда с горя подался в актеры.
И вот много лет спустя, он писал: «Я вот теперь думаю, был бы я второй скрипкой в оркестрике театра под руководством какого-нибудь дирижера. Его бы ругали, как меня сейчас, а я бы пиликал себе и посмеивался». Мейерхольда справедливо называли «бешеным кенгуру», бежавшим из зоологического сада, потому что он и без всякой революции с остервенением бежал впереди времени. Мейерхольд о самом себе писал: «Известное выражение Чехова, о висящем в первом акте на стене ружье, я бы перефразировал так: если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем должен быть пулемет». В январе 18-го года Мейерхольд назначен большевистским начальником всех петроградских театров. Некоторые из его старых знакомых потянулись к левым эсерам, работали в их газете «Знамя труда». Секретаршей в редакции служила Зинаида Райх. Стучала на машинке. Но Мейерхольд тогда в нее не влюбился.
В это время он лично познакомился с Каменевым, Зиновьевым и Троцким. Он расширял круг знакомств и работал так, как будто в России не произошло никакой революции. Вахтангов, например, таким самообладанием похвастаться не мог. Вахтангов из окна своей квартиры подолгу наблюдал за идущими внизу красноармейцами, потом морщился, говорил «Сволочь! К весне 1919 года Мейерхольд устал от голода и разрухи. В мае месяце он выписал сам себе командировку в Крым и уехал с женой и тремя дочерьми. Мейерхольд в Крыму — это фильм «Раба любви». В Крыму относительно спокойно. Крымские города полны столичных артистов.
Как относятся к искусству? Мейерхольд уговаривал всех ехать в Москву. Потом Мейерхольды покинули Крым и уехали в имение своих знакомых под Новороссийском. Всеволод Эмильевич отдыхал, давал частные уроки сценического искусства, ставил детский спектакль на веранде дома. Осенью 19-го красные начали наступление. Ожидать их прихода в имении неловко. Мейерхольд в небольшой компании решил бежать на моторной лодке, чтобы потом пробраться к красным. Их задержали, били. Потом дело передали следователю по особо важным делам при штабе главнокомандующего генерала Деникина.
В условиях военного времени дело было расстрельным. И предоставил письменное обоснование отказа. Мейерхольда освободили. Все остальные участники истории с моторной лодкой расстреляны. Когда красные вошли в Новороссийск, Мейерхольд подал заявление в партию, переоделся из пиджачной пары в красноармейскую гимнастерку, обмотки, фуражку с красной звездой и приступил к работе в политотделе. В августе 20-го на спецпоезде Луначарский поехал за Мейерхольдом, привез его в Москву и поставил заведовать всеми российскими театрами. В 30-х годах на этом месте специально для Мейерхольда начнут строить новое здание театра. Но достанется оно не ему. Сейчас это — зал имени Чайковского.
От бельгийской драмы на сцене немного. В текст внесли свежие новости с фронтов Гражданской войны, на одном из спектаклей объявили о взятии Перекопа, время от времени появлялись настоящие красноармейцы с оружием и оркестром. Из декораций — куб, веревки, висящий кусок жести и круги из золотой фольги. Надо сказать, в семье Крупской — Ленина с театром были сложные отношения. Правда, в Мюнхене Ленин несколько раз ходил в оперу. В 21 году Анатолий Васильевич Луначарский просил Ленина принять его по поводу Художественного театра. В том же году назвали совершенно неприличным предложение Луначарского сохранить Большой театр. В 1920-м году жена Ленина Надежда Крупская активно занималась проблемами нравственности и коммунистического воспитания молодежи. Всего 200 авторов.
Видимо, по той же причине. И вот на все это наложился НЭП. Советская жизнь, за исключением однозначного сталинского периода, всегда параллельна. В то время, как по всей стране внедрялась инструкция Крупской, в Москве с НЭПом появились западная музыка, западные кинофильмы и западные журналы. Женщины срочно из занавесок шили платья с низкой талией и коротко стриглись. В силу того, что НЭП был новой, но очень советской историей, Мейерхольд был прикрыт партийным билетом образца 20-го года. Дополнением к этому партбилету времен военного коммунизма были исключительные личные связи в высших партийных кругах. Но так как НЭП при всем прочем оказался периодом относительной творческой свободы и открытости, у Мейерхольда на руках оказался главный козырь. Там он подготовил актеров, которые мечтали и были в состоянии осуществить его режиссерскую волю.
Среди стойких почитателей Мейерхольда - люди из комсостава Красной армии. Вероятно, это своеобразное следствие политики Троцкого в области военного строительства. На командные должности Троцкий поставил старых военспецов и царских офицеров, в театре Мейерхольда они ловили воздух свободы, фронды, на которую сами были неспособны. Так вот в первом же сезоне НЭПа Мейерхольд предложил советской публике по всем статьям невиданное ранее зрелище — «Великодушный рогоносец». Во-первых, скабрезный сюжет. Французская история о том, как муж в поисках любовника жены заставил ее пропустить через спальню всех мужиков села. Во-вторых, этот сюжет разыгрывался - «в» или «на» - невероятной декорации. Говорят, это было нечто вроде какой-то мельницы с лестницами, площадками, скатами и массой вращающихся дверей. Кроме того, еще трамплины и трапеции.
Способность актеров применить рефлекторную возбудимость на сцене имела и научные обоснования. В одно время с Мейерхольдом развивалась рефлексология В. Бехтерева и И. Павлова, а также научная организация труда А. Художник внимательно смотрел за изысканиями ученых: Режиссер должен верить в своих актеров так же, как Павлов верил в своих обезьян. Он сам мне говорил, что иногда ему начинало казаться, что они его разыгрывают. Иначе говоря, актеры Мейерхольда должны были подчинить своей цели и тело, и сознание, чтобы стать безукоризненными импровизаторами и мастерами перевоплощения на сцене.
Вторая и куда более мрачная половина спектакля — о трагедии Мейерхольда — начинается с разговора в Париже между навсегда уехавшим Юрием Анненковым и ненадолго приехавшим Владимиром Маяковским. Первый уехал, чтобы остаться художником. Второй возвращается, потому что перестал быть поэтом. В наследии Мейерхольда сохранились его слова об отношении художника с властью, которые могли быть сказаны лишь после написания «Вишневого сада» и закрытия ГОСТИМа: Когда вы осенью видите дерево, теряющее листву, оно вам кажется умирающим. Но оно не умирает, а готовится к своему обновлению и будущему расцвету. Не бывает деревьев, цветущих круглый год, и не бывает художников, не испытывающих кризиса, упадка, сомнений. Но что вы скажете про садовников, которые будут осенью рубить опадающие деревья?
Неужели нельзя к художникам относиться так же терпеливо и бережно, как мы относимся к деревьям? Главным врагом «театра Мейерхольда» была, разумеется, советская цензура, и в спектакле вспоминают знаменитого «Самоубийцу» Мейерхольда-Эрдмана. Герой запрещенного спектакля Подсекальников звонит Сталину и говорит абсурдные реплики. Пройдет несколько лет, и уже Мейерхольду придется раздумывать, не обратиться ли ему лично к генсеку, а Пастернак будет советовать ему не делать этого, чтобы не оказаться в положении просителя. Но был у Мейерхольда и другой враг — человеческое равнодушие. С огорчением вспоминал драматург Александр Гладков, ставший для великого режиссера тем же, кем Эккерман стал для Гёте: Сейчас мне не верят, когда я рассказываю, что «Великодушный рогоносец» у Мейерхольда почти не делал сборов и всегда шел при полупустом зале. Завершается спектакль чтением писем Мейерхольда — жене и прокурору на самом деле — Вячеславу Молотову.
К Зинаиде Райх и у современников, и у потомков отношение обыкновенно критичное. Ей нередко отказывали в актерском таланте, ее нередко порицали за импульсивность, бестактность и отсутствие ума.
Кстати, сегодня эти костюмы можно увидеть в Музее русской драмы Александринского театра. В новой, «красной» России Мейерхольд становится одним из главных театральных деятелей. Он поддерживает идею агитационного спектакля, который служит проводником официальной идеологии. Ставит пьесы Маяковского, с которым говорит одними и теми же образами.
Постановка «Великодушный рогоносец». Она стала противовесом системе Станиславского. Всеволод Эмильевич считал, что переживания, которые актёр испытывает на сцене, рано или поздно приведут его к эмоциональному выгоранию. Биомеханика же учила актёра, в первую очередь, законам движения на сцене, в которых рождаются правильные интонации, мимика и эмоции. Чтобы достигнуть совершенства в движениях, актёры часами стояли у станка, фехтовали, занимались гимнастикой. Спектакли Мейерхольда 1920-х годов насыщены цирковыми трюками.
Так, например, в постановке «Великодушный рогоносец» актёры выполняли сложные акробатические элементы. Одним из них стала «пирамида», символизировавшая коллективизм. Музыка в постановках режиссёра-экспериментатора — одно из главных действующих лиц. Это стержень, объединяющий действие. Всеволод Эмильевич, как правило, работал вместе с композитором, согласовывал с ним замысел. Так было и с «Маскарадом».
Музыку к спектаклю писал Александр Константинович Глазунов. Ритм, а вместе с ним и движения актёров, менялись от величественно-неторопливого до оживлённого, хаотичного настроения бала. Мейерхольд требовал, чтобы в некоторых сценах слово сочеталось со звуком. Репетировали до изнеможения. Рождалась единая композиция, которая завораживала зрителя от первого до последнего действия.
Мейерхольд: актер, режиссер, педагог».
Историко-документальная экспозиция приурочена к 146-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, театрального режиссера и создателя принципа биомеханики. При жизни его называли волшебником театра, а его творчество оказало большое влияние на развитие кино, эстрады и фотографии. Кроме того, Всеволод Мейерхольд активно занимался педагогической деятельностью.
Правила комментирования
- "Перестаньте хныкать! Кто там плачет?!"
- Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец
- Имя Всеволода Мейерхольда присвоили Новой сцене Александринского театра - ТАСС
- Что будем искать?
- «Театр Мейерхольда»: выставка-событие
- Комментарии
PenzaNews - Новости Пенза
В 1923 он начал руководить Театром революции, который уже при его жизни стал Государственным Театром имени Мейерхольда. Мейерхольд творил, творил, творил... Познакомившись с Маяковским, он стал первым постановщиком его пьес. Услышав музыку молодого Шостаковича, он брал его в соавторы. Когда время стало более опасным, он решил уйти в красивый театр, как бы перестать высказываться на злобу дня. Он поставил «Даму с камелиями», но поставил ее по-мейерхольдовски. Сцена была заполнена атрибутами времен парижских импрессионистских салонов, однако не из бутафорских, а подлинных вещей — стильной мебели, канделябров с зажженными свечами, эмалевых ларчиков, женских вееров, мужских тростей, цилиндров и перчаток. Свечи горели по-настоящему, трости, цилиндры — все это использовалось актерами по максимуму. Но на дворе стоял уже 1934 год.
Кроме красоты духовной требовалось соответствовать повестке дня, чего Мейерхольд позволить себе не мог. Его расстреляли. Приемным детям выдали в НКВД два свидетельства о смерти отчима: в первом было написано, что он умер 2 февраля 1940 года в результате сердечной недостаточности, во втором стояла дата смерти 17 марта 1942 года и прочерк вместо причины. До этого они несколько лет носили в Бутырскую тюрьму передачи с продуктами и только потом узнали от знакомых, что отца давно уже нет в живых. В прессе режиссера называли троцкистом, формалистом, последователем мещанской эстетики… И потом забыли на долгие годы. А все это время, вплоть до самой войны на сцене шел «Маскарад»… Потом он был закрыт, театр пришел в упадок, костюмы Головина сочли утраченными. Российский театр жил свою особую жизнь, без Мейерхольда. Лишь в восьмидесятых годах родственникам режиссера разрешили доступ к его делу, в Пензе открыли памятник.
И то — медленно, как будто нерешительно.
Соловьев, Ю. После Октябрьской революции Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра.
В 1918 году он сотрудничал в Театральном совете, а после переезда правительства в Москву стал заместителем заведующего Петроградским отделением ТЕО Наркомпроса. Мейрехольд первым из видных деятелей театра вступил в члены ВКП б. Там же в Петрограде он руководил Инструкторскими курсами по обучению мастерству сценических постановок и Школой актерского мастерства.
Он сблизился с Владимиром Маяковским, поставив в Петрограде его «Мистерию-буфф». С 16 сентября 1920 года по февраль 1921 года Мейерхольд руководил театральным отделом Наркомпросса. Он носил френч, красную звезду на фуражке, на столе в его кабинете лежал маузер...
Однако он оказался плохим администратором. Газета "Вестник театра", возглавляемая Мейерхольдом и пропагандировавшая идеи "Театрального октября" - Манифеста новой культуры - была закрыта в августе 1921 года, а сам Мейерхольд был освобожден от должности заведующего ТЕО. В ноябре 1920 года Мейерхольд возглавил вновь созданный театр РСФСР Первый; а с осени 1921 года он возобновил педагогическую деятельность.
В 1923 году был создан Театр имени Вс. Мейрехольд также руководил Театром Революции 1922-1924 , ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Пушкина на радио 1937. Осенью 1921 года в мастерскую Мейерхольда пришла Зинаида Райх.
Режиссер влюбился в нее с первого взгляда, хотя был старше ее на двадцать лет. Райх стала женой Мейерхольда и переехала к нему на Новинский бульвар. Потом они перебрались в новую, стометровую квартиру.
Мейрехольд усыновил Константина и Татьяну, ее детей от первого брака с Сергеем Есениным. Мейерхольд регулярно выезжал за границу, где гастролировал с театром, либо лечился. Осенью 1928 года Мейерхольд как раз находился за границей.
Вскоре в Москву полетели депеши, в которых он сообщал, во-первых, что заболел и по состоянию здоровья предполагает провести за границей целый год. А во-вторых, что он договорился о европейских гастролях ГосТИМа и просит разрешить театру турне по Германии и Франции. У Луначарского возникло подозрение, что Мейерхольд собирается покинуть Советский Союз.
Фото: Pnzreg. Мейерхольд Всеволод Эмильевич настоящее имя — Карл Казимир Теодор Мейергольд — русский и советский театральный режиссер, актер, теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь». Родился 9 февраля 1874 года в Пензе в обрусевшей немецкой семье Эмилия Мейергольда — владельца винно-водочного завода. В 1895 году окончил вторую мужскую гимназию, в которой позже учился выдающийся актер немого кино Иван Мозжухин. В том же году принял православие, изменил имя на Всеволод — в честь своего любимого писателя Всеволода Гаршина. Поступив на юридический факультет Московского университета, в 1896 году перешел на второй курс театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко, которое окончил в 1898 году. В том же году вместе с другими выпускниками поступил в труппу создаваемого Московского художественного театра.
НЭП для многих оказался великой иллюзией. Та интеллигенция, те специалисты, которые не уехали и которые не были высланы к 23-му году, наблюдая за происходящим в стране, подумали, что революция завершается, что жизнь налаживается, здравый смысл возвращается, и что с властью можно и нужно сотрудничать. В 23-м году никто не знал, что Сталин совсем скоро начнет новое собственное «обострение классовой борьбы». Мейерхольд ушел с поста заведующего театральным отделом Наркомпроса. Это корявое звукосочетание расшифровывалось как государственные высшие режиссерские мастерские. По сути, выражаясь современным языком, это был профессиональный фитнес—клуб. В центре Москвы на Новинском бульваре молодые люди в полуголом виде с утра до ночи занимались гимнастикой. Кувыркались на полу и на трапециях, прыгали через козла, ходили на руках, фехтовали. Пластика плюс еще раз пластика, плюс музыкальность, плюс особая техника сценической речи, плюс мозги в голове. Мейерхольд этим занятиям по подготовке актеров дал название биомеханика. Это слово было технично на фоне развала страны - раздражающе индустриально. Оно звучало интернационально, но абсолютно не пахло мировой революцией. Зрелище биомеханики в исполнении молодых актеров Мейерхольда уж точно было не для Крупской. В это время жена Ленина активно занималась проблемами нравственности и коммунистического воспитания молодежи. А тут Мейерхольд с биомеханикой. Год 1923. Режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд уже давно установил отношения с властью. В конце декабря 17-го года, на другой день после создания ЧК нарком просвещения Луначарский созвал первую конференцию деятелей искусства и литературы Петрограда. Приход Мейерхольда на собрание к Луначарскому едва ли объясняется пристрастием к большевизму. Он был обижен на Февральскую революцию. Зрелище было исключительным по красоте. Мейерхольд считал спектакль удавшимся: «Я так глубоко влез в 30-е годы Х1Х века, что однажды в ответ на одно печатное оскорбление совершенно серьезно пытался вызвать моего обидчика на дуэль. Не удивительно, что этот спектакль мне удался». Отдельная обида у Мейерхольда могла остаться и с дофевральских времен. После генеральной репетиции «Бориса Годунова» с Шаляпиным в 1911-м году в «Новом времени» появилась рецензия следующего содержания: «Считая Мейерхольда человеком талантливым, я, однако, думаю, что ему не следовало поручать такой русской пьесы как «Борис Годунов». Для постановки её надо иметь русскую душу». После премьеры новая рецензия: «Еврей Мейерхольд возвеличивает поляков в сцене полонезов». Наконец с трибуны Государственной Думы выступил лидер черносотенцев Пуришкевич. Во время прений по обсуждению сметы министерства внутренних дел он произнес большую речь о русском театре в том смысле, что современный русский театр является местом растления русских нравов и виной этому «засилье евреев на русской сцене». Мейерхольд к этому времени уже всемирно известен. Любопытно, что мировую славу он получил, будучи режиссером двух самых официальных театров Российской Империи - Александринского и Мариинского. На эту службу Мейерхольда пригласил лично директор императорских театров Теляковский. Ему трудно отказать в неожиданности выбора. Дело в том, что Мейерхольд только что был уволен самой Верой Федоровной Комиссаржевской, большой актрисой и кумиром публики. Понятно, почему Комиссаржевская пригласила к себе Мейерхольда. Она искала иного театра. Мейерхольд уже был сенсацией нового театра. Он умел смешивать старинный венецианский и японский театр на русской сцене. Он привел с собой Блока. Он дал блоковскому «Балаганчику» лучшую сценическую форму. Мейерхольда любил Чехов. Но совершенно понятно, почему Комиссаржевская уволила Мейерхольда. Ей, великой актрисе, в его спектаклях нечего было делать. И дело было даже не в Комиссаржевской. Это Мейерхольду не давали покоя его мощные режиссерские когти. Он ничего не мог поделать с собой. Он мог играть только в очень жесткий волевой мужской режиссерский театр. В начале 30-х Мейерхольд ставил парад на Красной площади. Я выйду из здания ГУМа и три раза свистну в свисток». Потому что напротив ГУМа, на трибуне стоит Сталин. И начинается все с него. А могло все сложиться совсем по-другому. Всеволод Эмильевич учился на юридическом факультете в Московском университете, любил музыку и играл на скрипке. И очень хотел получить место второй скрипки в университетском оркестре, но провалился на конкурсе. И тогда с горя подался в актеры. И вот много лет спустя, он писал: «Я вот теперь думаю, был бы я второй скрипкой в оркестрике театра под руководством какого-нибудь дирижера. Его бы ругали, как меня сейчас, а я бы пиликал себе и посмеивался». Мейерхольда справедливо называли «бешеным кенгуру», бежавшим из зоологического сада, потому что он и без всякой революции с остервенением бежал впереди времени. Мейерхольд о самом себе писал: «Известное выражение Чехова, о висящем в первом акте на стене ружье, я бы перефразировал так: если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем должен быть пулемет». В январе 18-го года Мейерхольд назначен большевистским начальником всех петроградских театров. Некоторые из его старых знакомых потянулись к левым эсерам, работали в их газете «Знамя труда». Секретаршей в редакции служила Зинаида Райх. Стучала на машинке. Но Мейерхольд тогда в нее не влюбился. В это время он лично познакомился с Каменевым, Зиновьевым и Троцким. Он расширял круг знакомств и работал так, как будто в России не произошло никакой революции. Вахтангов, например, таким самообладанием похвастаться не мог. Вахтангов из окна своей квартиры подолгу наблюдал за идущими внизу красноармейцами, потом морщился, говорил «Сволочь! К весне 1919 года Мейерхольд устал от голода и разрухи. В мае месяце он выписал сам себе командировку в Крым и уехал с женой и тремя дочерьми. Мейерхольд в Крыму — это фильм «Раба любви». В Крыму относительно спокойно. Крымские города полны столичных артистов. Как относятся к искусству? Мейерхольд уговаривал всех ехать в Москву. Потом Мейерхольды покинули Крым и уехали в имение своих знакомых под Новороссийском. Всеволод Эмильевич отдыхал, давал частные уроки сценического искусства, ставил детский спектакль на веранде дома. Осенью 19-го красные начали наступление. Ожидать их прихода в имении неловко. Мейерхольд в небольшой компании решил бежать на моторной лодке, чтобы потом пробраться к красным. Их задержали, били. Потом дело передали следователю по особо важным делам при штабе главнокомандующего генерала Деникина.
Всеволод Мейерхольд – гроза феминисток
Фото: РИА Новости Тогда из этой студии ничего не вышло, она быстро закрылась, потому что молодые люди во главе с Мейерхольдом реш ительно лабо раторничали вплоть до анекдотических вещей. На каком-то спектакле они пробовали, как долго можно артисту говорить в полной темноте. Сегодня этим никого не удивишь - ну, подумаешь. А сто с лишним лет назад такие первые новаторские опыты вызывали шок. Станиславский, когда пришел, сказал: "Зажгите свет. Свет дайте! И вот тут они не состыковались. Там были еще и другие опыты, которые Станиславскому не понравились, и Мейерхольд был о бижен, но не хочу этого касаться. Главное, что в студии состоялись первые пробы нового взаимодействия со сценическим пространством, с другой атмосферой. Дальше в камерных студиях не очень знают, что Мейерхольд работа л в Петерб урге в студиях в камерных пространствах он совершенно изменял форму декорационной живописи, но его все время мучила мысль: как сломать рампу, что делать, какие найти формы.
Я думаю, если бы в те годы ему показать, как на нашей Новой сцене ездят плунжера, он был бы в восторге... Потом - как он взаимодействует с Александринским театром. Он понимает, что это шикарный зал, но он не может позволить зрителю просто сидеть и смотреть замечательные декорации Головина. Он начинает искать пути взаимодействия - зажигает свет. Сегодня, опять же, ну что особенного - 20 раз зажгут, 20 раз погасят... А по тем временам, в 1910 году, это смелый шаг, хотя тоже не новость - он просто использовал прием старинного итальянского театра, когда горели свечи, канделябры, и весь спектакль был полумрак. А когда возникло электричество, Мейерхольд сразу э то использ овал - в "Дон Жуане". Опять же, для того чтобы зрителя встряхнуть. Он зажигает и гасит свет, он позволяет Варламову общаться со зрительным залом - это тоже прием, который позволяет вывести зрителя из состояния монотона, к которому он привык.
По ходу спектакля он поручил Варламову, потому что это был любимец и его все знали, увидев знакомого в зале, с ним здороваться, спрашивать, как семья... Это все его взаимодействие с формой, с пространством, которое я называю атмосферой спектакля. А дальше революция - и тут уже у него были возможности более активно взаимодействовать. Он выходил на площади, даже физкультурный парад для него был спектаклем. Он действовал широкими мазками, сталкивал колонны, людей, он очень любил особые обстоятельства. Мейерхольд как режис сер действ овал широкими мазками, сталкивал колонны, людей, любил особые обстоятельства. На фотографии: сцена из спектакля "Баня" по пьесе Маяковского в постановке Мейерхольда. Он мог только мечтать об уничтожении рампы, но сделать это не так просто. У него на сцене в желтых, зеленых париках играют, экспериментируют, и он не может выдержать, что в зале люди просто сидят в креслах и все.
Он делает помост через весь зал, запускает туда артистов, а в какой-то момент вдруг по этой дороге выезжает мотоцикл с коляской, останавливается посреди зала, и он встает, а он был невероятно популярен, да еще в своем театре, и говорит: товарищи, подписывайтесь на облигации такого-то займа! И уезжает. Я не очень понимаю, как это корреспондируется с дальнейшим действием, потому что такой наглый ход, с моей точки зрения, сильно может разрушать все, что до этого играется и потом. Но это ход очень решительный. Может, эти заемщики его спонсировали? Это уже догадки, но факт остается фактом. Взаимодействие с пространством, на котором организуется театральное действо - ключевая тема его творчества Он идет на такие приемы, чтобы сбить безучастие. Он доходит даже до того, что абсолютно нагло сажает подставных лиц в зал.
Пенза, 30 ноября 2023. Памятные мероприятия, приуроченные к 150-летию со дня рождения театрального режиссера, уроженца Пензы Всеволода Мейерхольда, планируется провести на стенде Пензенской области на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ в Москве.
Об этом сообщил губернатор Олег Мельниченко. Фото: Pnzreg. Мейерхольд Всеволод Эмильевич настоящее имя — Карл Казимир Теодор Мейергольд — русский и советский театральный режиссер, актер, теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь». Родился 9 февраля 1874 года в Пензе в обрусевшей немецкой семье Эмилия Мейергольда — владельца винно-водочного завода. В 1895 году окончил вторую мужскую гимназию, в которой позже учился выдающийся актер немого кино Иван Мозжухин.
На этот раз они были обращены в адрес знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда. Вот некоторые имена. Еще одно обличение: главный режиссер Малого театра Пров Садовский называет театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов».
А вот и совсем неожиданный автор. Его письмо озаглавлено «Банкротство»: «Театр Мейерхольда для меня всегда был чужим. Я против туманных режиссерских вывертов, извращающих смысл событий и облик героев. Банкротство театра Мейерхольда — это логический конец неправильного, ошибочного пути». И подпись — «полковник Валерий Чкалов». Вряд ли, конечно, все эти авторы действительно искренне старались заклеймить режиссера, но свою роль эти письма, безусловно, сыграли. Постановление об аресте Мейерхольда подписал лично тогдашний нарком внутренних дел Лаврентий Берия. В числе обвинений, предъявленных Мейерхольду на первом же допросе, помимо «преступной связи» с писателями, значилась «работа на японскую и литовскую разведки».
Не забыли режиссеру и еще одного «греха»: в 1920-е годы он очень много общался с Троцким. А свой спектакль «Земля дыбом» даже посвятил «первому красноармейцу Льву Давидовичу Троцкому» за то, что он помог оформить постановку, приказав выделить для нее военную амуницию, прожектора, полевые телефоны и даже мотоцикл. Из обвинительного заключения по делу Мейерхольда: «В 1934-1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе. Являясь агентом английской и японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР... Обвиняется в том, что является кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства». Молотову: «Вот моя исповедь, краткая, как полагается за секунду до смерти. Я никогда не был шпионом.
Я никогда не входил ни в одну из троцкистских организаций я вместе с партией проклял Иуду Троцкого. Я никогда не занимался контрреволюционной деятельностью... Меня здесь били — больного 66-летнего старика: клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине; когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам сверху, с большой силой и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-сине-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что, казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток я кричал и плакал от боли. Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты». На основании этих обвинений Военная коллегия Верховного суда СССР на закрытом судебном заседании, состоявшемся 1 февраля 1940 года, приговорила Всеволода Мейерхольда к расстрелу. На следующий же день — 2 февраля — приговор был приведен в исполнение в подвале здания на Лубянке. Стреляла группа новобранцев НКВД — малограмотных парней «из простого народа», никогда и не слышавших ни о каком Мейерхольде.
Соратники: Мейерхольду посчастливилось работать со многими театральными знаменитостями. В 1898 году Немирович-Данченко пригласил своего выпускника в создаваемый им и К. Станиславским Московский Художественный театр. Вместе со Станиславским они создают Театр-студию на Поварской, но в 1905 году, накануне открытия, Станиславский внезапно отказывается работать с Мейерхольдом. Тем не менее, несмотря на размолвку, в 1938 году, когда Театр Мейерхольда был закрыт, именно Станиславский пригласил опального режиссера в руководимый им оперный театр. Еще одним соратником Мейерхольда был Владимир Маяковский. По мнению Н. Горчакова, автора «Истории советского театра», «Союз Мейерхольда и Маяковского был не случайным явлением.
Оба они с первых же дней советского переворота искренне отдали свою лиру коммунизму. Оба они были идеалистами, веровавшими в приход царства коммунистической свободы... Но их объединяло и разочарование в большевизме. Оба они увидели, что вместо светлой Коммуны Грядущего на советской земле строятся Всесоюзные Арестантские Роты, страшная новая аракчеевщина, всеумертвляющая диктатура с послушной ей миллионной армией тупых партийных чинуш и советских мещан». Слабые стороны: Мейерхольд оказался среди тех деятелей русского искусства, которые намеренно закрывали глаза и затыкали уши, с бурным восторгом принимая кровожадную жестокость большевистского террора. Его, как и их, не смущало, что вчерашних друзей расстреливали по ложным обвинениям и без оных, не огорчали разруха и голод, одичание страны. Свою задачу он теперь видел в том, чтобы средствами революционного агитационного театра помогать новой власти. Ощутив себя этаким театральным диктатором от большевизма, Мейерхольд объявил «Театральный Октябрь», надел кожаную тужурку и такую же кепку набекрень, прицепил парабеллум и потребовал от всех театральных деятелей следовать по его пути, угрожая несогласным не более и не менее как расстрелом.
После своего назначения заведующим театральным отделом Мейерхольд объявил войну старым академическим театрам, считая, что такие коллективы, как Малый театр или МХТ, не в состоянии найти общий язык с новой действительностью. Из-за столь радикальных предложений в 1921 году А. Луначарский отстранил его от руководства ТЕО.
Сам облик реформатора отечественной сцены будет запечатлен в его ростовой скульптуре, которую планируется установить между новой и главной сценами Александринки как своего рода метафору грядущих театральных открытий. Новая сцена Александринского театра отметит свое 10-летие в мае 2023 года, что станет особым событием в жизни старейшего профессионального театра России. О 190-летии здания Александринки Как сообщил Фокин, в октябре будет торжественно отмечено 190-летие здания Александринского театра, построенного по проекту Карла Росси. Это тот редкий случай, когда здание - сам его дух, генетика этих стен - является одной из главных составных частей художественной жизни театра", - считает Фокин. Он сообщил, что юбилей театрального дома планируется включить в программу Петербургского культурного форума.
Мейерхольд и его театр
Мейерхольд, режиссер, театр, Троцкий, военное ведомство, Всевобуч, почетный красноармеец, тюрьма, арест, особый конвой. Как режиссер Мейерхольд, действительно, был вездесущим, а описание Дапертутто чем-то напоминало внешность Всеволода Эмильевича. Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда.
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера
Двух титанов немецкой музыки, двух великих оперных реформаторов. Мейерхольд пристально изучал и анализировал принципы оперной реформы Вагнера, огни оказали огромное влияние на его театр. В 1913 г. И не раз в концертах ставил Танец Саломеи, хотя замысел постановки оперы целиком не осуществил. С обоими великим композиторами Мейерхольда связывала личная дружба и многие годы творческого сотрудничества. Шостаковичу он предложил написать музыку к комедии Маяковского «Клоп», и эта постановка стала одним из самых значимых достижений театра Мейерхольда, маститого режиссера и молодого композитора. Мейерхольд признавался Шостаковичу, что хотел бы поставить оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Творческие связи с Прокофьевым сложились еще до революции. В 1917 г. Мейерхольд взялся за постановку его оперы «Игрок» замысел не был осуществлен. А несколько позже рекомендовал композитору сюжет оперы «Любовь к трем апельсинам».
В 100-летию смерти А. Пушкина 1930-е годы Мейерхольд готовил спектакль «Борис Годунов» с музыкой Прокофьева, но помешала развернувшаяся кампания резкой критики режиссера, в результате которой театр Мейерхольда был закрыт. Последним замыслом режиссера была постановка оперы Прокофьева «Семен Котко» на сцене театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Но этот спектакль поставить он уже не успел. В июне 1939 года он был арестован, а 2 февраля 1940 года расстрелян. Вождь против гения Травля Мейерхольда началась в середине 1930-х, после того как Сталин посетил его спектакль «Дама с камелиями», который вождю не понравился. Похоже на начало травли Шостаковича, Булгакова, Мандельштама!.. Оно было перестроено, и спустя два года, 12 октября 1940, в нем открылся Концертный зал имени П. Поддержать и защитить Мейерхольда пытался только его учитель Станиславский, но после его смерти в августе 1938 спасать Мейерхольда было уже некому… Всеволод Мейерхольд был арестован 20 июня 1939 в Ленинграде.
На ее теле насчитали 17 ножевых ран. Романович: «Я расстался с ним в четыре часа утра. Последнюю, в своей нормальной жизни, ночь, он провел в квартире у Юрия Михайловича Юрьева. На рассвете Всеволод Эмильевич и я вышли из квартиры Юрьева. В руках Мейерхольд держал бутылку белого вина и два бокала — для себя и для меня. Мы устроились с бутылкой на ступеньках лестницы и продолжали тихо говорить о том, о сем, в том числе снова о лагере и о тюрьме». Установлено, что в течение ряда лет Мейерхольд состоял в близких связях с руководителями контрреволюционных организаций — Бухариным и Рыковым. Арестованный японский шпион Иошида Иошимасу еще в Токио получил директиву связаться в Москве с Мейерхольдом. Установлена также связь Мейерхольда с британским подданным по фамилии Грей, высланным в 1935 году из Советского Союза за шпионаж. Исходя из вышеизложенного, постановил: Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича арестовать и провести в его квартире обыск».
Историко-документальная экспозиция приурочена к 146-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, театрального режиссера и создателя принципа биомеханики. При жизни его называли волшебником театра, а его творчество оказало большое влияние на развитие кино, эстрады и фотографии. Кроме того, Всеволод Мейерхольд активно занимался педагогической деятельностью. На выставке представлено около 100 архивных документов и фотографий, связанных с его жизнью и творчеством.
Последовали критические отзывы, в которых режиссёра обвиняли в пустом эстетстве. По распоряжению советского Совнаркома в 1938 году театр имени Мейерхольда закрыли. В приказе о закрытии театра говорилось, что театр «скатился на чуждые советскому искусству позиции и стал чужим для советского зрителя».
Мейерхольда арестовали в 1939 году. Обвиняли режиссера за контрреволюционную деятельность по 58 статье. Через несколько недель случилась трагедия. Жену Зинаиду Райх зверски убили неизвестные, пробравшиеся в ее московскую квартиру ночью. Мейерхольд всё это время находился в застенках. В январе 1940 года он написал председателю Совета Народных Комиссаров Молотову: «Меня здесь били — больного 66-летнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам… боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…». Мейерхольда расстреляли 2 февраля 1940 года.
Да еще и Всеволод Эмильевич «подливал масла в огонь», то отправляясь на длительные гастроли заграницу, то используя в своих постановках музыку Шостаковича. Мейерхольд играет в фильме «Портрет Дориана Грея», 1915 год. Портрет Мейерхольда. Григорьев, 1916 год. Фото: ru. В 1937 году Всеволод Мейерхольд работал над постановкой спектакля «Одна жизнь» по мотивам романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Он хотел приурочить его премьеру к 20-летию Октябрьской революции. Показ состоялась в ноябре 1937 года. Советские чиновники очень холодно восприняли революционный романтизм, воплощенный на сцене. Обычный зритель так и не увидел постановку.
На Мейерхольда началась настоящая травля, что в конечном итоге привело к закрытию его театра. Всеволод Мейерхольд со своей супругой и актрисой Зинаидой Райх в постановке «Ревизор». Многие отвернулись от опального режиссера, и только Станиславский не побоялся помочь давнему сопернику. Он добился, чтобы Мейерхольда приняли к нему в театр. Через пару месяцев Константин Сергеевич скончался, но перед смертью он сделал все, чтобы Мейерхольд занял его место. Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх. Фото: umbra. Последним проектом Всеволода Эмильевича стала подготовка выступления студентов на ленинградском параде физкультурников в мае-июне 1939 года.
Мейерхольд и опера. Несбывшееся
Верховный суд СССР посмертно реабилитировал режиссера Всеволода Мейерхольда 60 лет назад, 26 ноября 1955 года. Таиров называл оппонента театральным хамелеоном, а Мейерхольд презрительно именовал его творчество идейного противника «театральной грамотой для малограмотных». Мейерхольд Всеволод Эмильевич (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Мейергольд) — русский и советский театральный режиссер, актер, теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь». Главный режиссер Малого театра П. Садовский назвал театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов». Юбилей режиссера Всеволода Мейерхольда отметят в феврале 2024 года. Творчество режиссера тесно связано с прославленной Александринкой. Еще одно обличение: главный режиссер Малого театра Пров Садовский называет театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов».
Политический с труппой: за что я не люблю Мейерхольда
Таиров называл оппонента театральным хамелеоном, а Мейерхольд презрительно именовал его творчество идейного противника «театральной грамотой для малограмотных». Всеволод Мейерхольд был в течение 10 лет творчески связан с Александринским театром, поставил здесь 19 спектаклей, в том числе легендарный "Маскарад". Всеволод Эмильевич Мейерхольд – один из тех великих режиссёров, творчество которых определило театральный облик ХХ века.
Самое интересное в виде мозаики
- Мейерхольд и его театр
- Библиотека
- Мейерхольд, Всеволод Эмильевич — Википедия
- Всеволод Мейерхольд – гроза феминисток — VATNIKSTAN
- Популярное в разделе
- Волшебник театра: в Главархиве открылась выставка, посвященная Всеволоду Мейерхольду
Увертюра уничтожения
Всеволод Мейерхольд — великий режиссер, новатор, реформатор сцены — до конца своих дней был предан единственной женщине, актрисе, которую сам же и создал, — Зинаиде Николаевне Райх. Советская жизнь Всеволода Эмильевича Мейерхольда Любил музыку, играл на скрипке. Великому режиссеру и реформатору Всеволоду Мейерхольду посвятили весь сезон в Александринском театре. Всеволод Эмильевич Мейерхольд – один из тех великих режиссёров, творчество которых определило театральный облик ХХ века. Всеволод Мейерхольд с выпускниками первого набора ГЭКТЕМАСа, 1926.