Список стран - Текущие значения, предыдущие значения, прогнозы, статистика и графики.
Госдолг страны: кому и сколько должен Казахстан
В том числе внешний госдолг – 3 трлн 50 млрд грн или 83,41 млрд долларов, внутренний – 1 триллион 470 млрд грн или 40,22 млрд долларов, говорится в сообщении украинского Минфина. Таким образом, госдолг Украины фактически сравнялся с ВВП страны, но это еще не предел. В 2022 году общая задолженность резидентов иностранных государств перед Россией возросла на 8,7%, или 2,3 млрд долларов. Центробанк опубликовал статистику по внешнему долгу России. За 2023 год его значение сократилось с $383 до $316 млрд. Как дефолт США влияет на другие страны и почему об этом так много говорят, что такое потолок госдолга и почему США каждый раз удается избежать дефолта — разбираем в статье.
Мир задолжал России десятки миллиардов долларов: какие страны любят пожить за чужой счет
Ranking total annual external debt ratings by country, from highest to lowest. Согласно последним оценкам, суммарный внешний долг всех стран мира в 2023 году достиг величины 76,56 трлн долл., что составило 80 процентов мирового ВВП. Уровень внешнего долга к ВВП у страны не превышает 30%, его рост за год составил всего 6%. Уровень государственного долга еще ниже и не превышает 10% ВВП, а на каждого россиянина приходится 1247 долл. долга. Согласно последнему отчету ведомства, вложения иностранных государств в американский госдолг снижаются, и наиболее активно продает американские облигации Китай. Он за последние 26 месяцев 23 раза продавал ценные бумаги казначейства США. Государственный долг США за день вырос на 275 миллиардов долларов, что на три процента превышает госдолг России, утверждает РИА Новости после собственного анализа, проведенного на основе данных Минфинов РФ и США.
NetEase: вам привет от Путина — Китай устроил сюрприз с госдолгом США
Несмотря на беспрецедентные санкции, внешний долг России продолжает снижаться. Страны Восточной Европы беспрецедентно увеличили темпы заимствований через гособлигации: с начала 2023 года они привлекли в сумме почти $32 млрд — в три раза больше, чем за тот же период 2022-го, сообщил Bloomberg. У граничащих с Украиной государств. Общая задолженность иностранных государств перед Россией в 2022 году выросла на 8,7 процента (2,3 миллиарда долларов), до 28,9 миллиарда долларов. Непогашенные долги перед страной имели 37 государств, среди которых лидером стала Белоруссия с задолженностью. это долг центрального правительства страны. Ознакомьтесь с топ-20 стран с наибольшим объемом долга в мире. В 2023 году общий суверенный государственный долг всех стран может достигнуть $97,1 трлн.
На что влияет госдолг США, и почему он бьет очередной рекорд
В том числе внешний госдолг – 3 трлн 50 млрд грн или 83,41 млрд долларов, внутренний – 1 триллион 470 млрд грн или 40,22 млрд долларов, говорится в сообщении украинского Минфина. Таким образом, госдолг Украины фактически сравнялся с ВВП страны, но это еще не предел. РИА Новости: Россия увеличила внешний долг перед Индией в 2022 году. Государственный долг США за день вырос на 275 миллиардов долларов, что на три процента превышает госдолг России, утверждает РИА Новости после собственного анализа, проведенного на основе данных Минфинов РФ и США. Логично, какой смысл вкладываться в долги страны, президент которой называет главу КНР диктатором через часик после того, как улыбался ему в глаза. Из иностранных государств охотнее всего в госдолг США вкладываются Япония и Китай, которые владеют $1,104 трлн и $859,3 млрд казначейских ценных бумаг соответственно.
Какие страны имеют самый большой госдолг? Инфографика
Европа де-факто должна всему миру: облигации разлетались как горячие пирожки в базарный день, и госдолг стран континента упрямо рос на радость скучающей российской публике. Госдолг США в реальном времени. Государственный долг США – это заимствования для федерального бюджета страны, часть которых взята из центральных банков других стран в виде покупки бумажных гособлигаций (госгарантий), имеющих некоторую процентную доходность. В группе развивающихся стран наибольшие приросты относительного уровня долга за период 2018-2023 гг. были зафиксированы в России, Китае, Саудовской Аравии и Малайзии. В том числе внешний госдолг – 3 трлн 50 млрд грн или 83,41 млрд долларов, внутренний – 1 триллион 470 млрд грн или 40,22 млрд долларов, говорится в сообщении украинского Минфина. Таким образом, госдолг Украины фактически сравнялся с ВВП страны, но это еще не предел. РИА Новости: Россия увеличила внешний долг перед Индией в 2022 году.
Список стран по размеру внешнего долга
Итог: экономика считается самой здоровой в Карибском регионе. Кстати, валютой является американский доллар, что выгодно, учитывая географическое положение. Бруней Бруней - одно из самых благополучных государств в Юго-Восточной Азии. Страна обрела независимость в 1984 г. Бруней расположен вблизи ключевых морских торговых путей Южно-Китайского моря. К тому же территория богата полезными ископаемыми, и население в 408 тыс. Но дисциплина распространяется и на бюджетные вопросы, в результате Бруней живёт без долгов. Лихтенштейн 35 тыс. Действительно, нетрудно представить, что будет, если трудолюбивых этнических немцев "запереть" в пределах 62 квадратных миль: они создадут одну из самых крепких экономик в мире.
В стране зарегистрировано больше компаний, чем граждан, так как она обеспечивает исключительно выгодные условия для бизнеса.
Они, в свою очередь, создают специальные клубы и совместно разрабатывают консолидационную политику по отношению к государствам, которые не могут расплатиться с долгами. Самые известные такие клубы — Парижский клуб, который объединил в себе страны-кредиторы, и Лондонский клуб, включающий в себя банки-кредиторы. Оба клуба всегда лояльно относились к просьбам задолжавших стран об отсрочке долга. В некоторых случаях даже частично списывали долги; Сократить размер долга путем конверсии. То есть кредитор в счет долга покупает у страны-должника ценные бумаги, недвижимость, права, участие в капитале и другое. При этом доля иностранного капитала в стране увеличивается, а финансовые ресурсы в бюджет не поступают. Но таким образом можно снизить долг, получить возможность брать зарубежные кредиты и стимулировать приток иностранных инвестиций в экономику страны; Обратиться к международным банкам за льготными кредитами.
Таким образом можно преодолеть кризис, но в то же время страна должна быть готова к жестким требованиям к кредитной и эмиссионной политикам, к поощрению конкуренции и другим условиям. Положительный госдолг — есть ли повод для беспокойства Сама по себе цифра, которая обозначает размер государственного долга, ни о чем не говорит. Внимание нужно обращать на его соотношение с ВВП страны. Лимит устанавливает правительство, но оно может пересматривать его размеры, в том числе в большую сторону. Как это делают США, которые обслуживают самый большой в мире госдолг. Помимо соотношения госдолга к ВВП, важно учитывать размер резервов государства и их ликвидность, кредитный рейтинг государства, доходность государственных облигаций, показатель среднегодовой инфляции в стране и другие факторы. Для России как для страны с развивающейся экономикой важно сохранить финансовую независимость, поддерживая долг в пределах нормы. Это позволяет сохранить гибкость и независимость на международном уровне.
Однако, например, правительство США не считает большой государственный долг критичным и опасным для страны и продолжает наращивать его объемы. Константин Зусманович, управляющий партнер экспертной группы «Механика финансов», пояснил, что долг как таковой, в том числе государственный долг, — просто инструмент например, для финансирования программ развития и сам по себе опасности не представляет. По мнению эксперта, опасным — не только для заемщика, но и для кредиторов — долг делает только некорректное обращение с ним. Общим принципом хорошего обращения с долгами со стороны заемщика является способность свой долг обслуживать, то есть платить по нему проценты и погашать. А если долг используется эффективно — для развития или решения проблем в экономике — эта способность возрастает. Константин Зусманович уверен, что проблемы начинаются при избыточном заимствовании или неэффективном использовании долга.
Об этом сообщает издание NetEase. АБН24 представляет эксклюзивный пересказ статьи. Судя по всему, эта информация стала сюрпризом для руководства Соединенных Штатов. Согласно последнему отчету ведомства, вложения иностранных государств в американский госдолг снижаются, и наиболее активно продает американские облигации Китай. Он за последние 26 месяцев 23 раза продавал ценные бумаги казначейства США.
Because debt is a stock rather than a flow, it is measured as of a given date, usually the last day of the fiscal year.
Россия в 2022 году нарастила внешний долг лишь перед одной страной
Согласно закону о бюджете, в 2021 году было запланировано предоставление финансовых и экспортных госкредитов на 355 млрд рублей. Страны-заемщики в 2021 году вернули РФ долги на сумму 205 млрд рублей. Традиционно сумма выдачи Россией займов превышает возврат. Исключением за последнее десятилетие был лишь 2019 год, когда иностранные правительства вернули больше кредитов, чем получили, - такая ситуация возникла впервые с 2010 года. По данным Федерального казначейства, заемщики выплатили РФ 250 млрд рублей в 2019 году, тогда как в долг было предоставлено 215 млрд рублей. Выдача межправительственных кредитов другим государствам — это нормальная практика, стимулирующая в том числе российскую экономику, сказал «Известиям» депутат Госдумы Айрат Фаррахов.
По его словам, как правило, финансирование предоставляется под закупку российского оборудования или услуг — например, для совместного строительства АЭС. В целом он поддерживает межправительственное кредитование из российского бюджета, поскольку это действенный инструмент конкуренции на зарубежных рынках. Об этом свидетельствуют данные Всемирного банка , обнародованные в январе 2022 года. Следом идут Бангладеш , Венесуэла , Индия и Вьетнам. Россия занимает пятое место среди крупнейших суверенных кредиторов развивающихся стран первое — у Китая.
В обеих странах « Росатом » реализует проекты по строительству АЭС с использованием межгосзаймов. По словам источника «Ведомостей» , в сфере военно-технического сотрудничества, рост задолженности Индии и Бангладеш, очевидно, связан с увеличением объема работ по возведению АЭС в этих странах, поскольку Индии вооружение в счет кредита не поставляют, а поставки вооружений по кредиту Бангладеш в основном завершены. Минфин России информацию о межправкредитах не раскрывает — страны-заемщики, а также цели кредитов в большинстве случаев засекречиваются; тем не менее иногда такие сделки анонсируются публично. Издание отмечает, что, согласно официальным данным, межгосударственные кредиты, как правило, предоставляются иностранным заемщикам на закупку российской продукции, прежде всего оборонной, или на оплату услуг по строительству атомных электростанций. Речь идет как о долгах государств, так и о долгах юрлиц, гарантированных государствами.
Часть из этих долгов остается еще с начала 1990-х годов.
При этом Россия остается одним из самых крупных кредиторов стран третьего мира, уступая только Китаю, Японии, Германии и Франции. Согласно данным Всемирного банка, совокупная задолженность других государств перед нашей страной составляет 26,54 млрд долларов.
В 2021 году должниками России оставались 38 стран. Больше всего нам должна Беларусь — 8,4 млрд долларов.
У некоторых несколько выше, у некоторых несколько ниже этой планки.
Если сравним приведенные показатели с российскими, то придем к выводу, что в России относительный уровень долга несоизмеримо ниже, чем у стран, входящих в группу экономически развитых список таких стран почти полностью совпадает со списком стран Запада. Один из них — величина внешнего долга в расчете на душу населения. У США получается по 98 тыс.
Но впереди США по величине этого показателя целый десяток стран. Вот лидеры тыс. На их фоне Россия выгляди очень скромно — около 2 тысяч долларов на человека.
В аналитических целях иногда рассчитывается величина долга по отношению к национальному богатству. Данные по национальному богатству каждый год публикуются в докладе Global Wealth Report готовится швейцарским банком UBS. Конечно, к цифрам доклада следует относиться очень осторожно, поскольку по некоторым странам показатель сильно завышается, а по другим, наоборот, сильно занижается.
В частности, по США имеет место явное завышение в силу того, что в расчет принимаются финансовые активы, за которыми ничего реального не стоит. А по России национальное богатство сильно недооценено в частности, в силу недооценки природных ресурсов. Но для порядка приведу список стран, у которых внешний долг превышает национальное богатство оценки на основе доклада Global Wealth Report 2023.
Данный показатель по России, по моему мнению, завышен поскольку, как я отметил выше, занижается величина российского национального богатства.
По моим оценкам, базирующимся на данных МВФ по международной инвестиционной позиции США, в конце 2022 года долговые обязательства США кредитного характера превышали долговые требования кредитного характера на 13 трлн. Уровень внешней задолженности страны является важным параметром, который принимается во внимание при оценке общего экономического положения страны. Конечно, как я сказал выше, рейтинговые агентства в первую очередь фиксируют внимание на государственном внешнем долге.
Но по возможности они стремятся оценить также суммарный внешний долг и сопоставить его с валовым внутренним продуктом ВВП. Логика здесь понятна. Для обслуживания внешних долгов стране, имеющей задолженность выше 100 процентов, необходимо обеспечивать прирост ВВП, за счет которого можно выплачивать проценты. Но в последние годы среднемировые темпы прироста ВВП весьма скромны, таких темпов может оказаться недостаточно для обслуживания внешнего долга.
Многочисленные исследования показывают, что рост мирового ВВП безнадежно отстает от роста внешнего долга стран. Вместе с тем многие так называемые экономически развитые страны уже пересекли упомянутый рубеж в 100 процентов ВВП. Конечно, у названных стран своя специфика: небольшие масштабы национальной экономики, при этом достаточно ярко выраженные признаки офшоров и «особых зон». Стран с показателем внешнего долга меньше 10 процентов ВВП вообще трудно сыскать на карте мира.
Довольно широко применяется такой относительный показатель внешнего долга страны, как его величина в расчете на душу населения.
Список стран по размеру внешнего долга
Начался процесс снижения спроса на гособлигации указанных стран. Они уже сильно зависят от спроса на эти бумаги», — отметил Абелев. Так, многие страны, например, Япония и США, уже не могут просто взять и начать процесс резкого снижения ключевых ставок, поскольку это, с одной стороны, должно вызвать резкий спрос на их облигации, а с другой — снова вызовет рост инфляции. Когда встанет этот вопрос, он станет ключевым для мировой экономики и всей мировой финансовой архитектуры», — считает экономист.
Опасен госдолг в валюте. Аналитик Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов полагает, что большой госдолг развитых стран стал следствием действия целого ряда факторов, среди которых и плохое госуправление. Например, наращиванию госдолга США не в последнюю очередь способствовала глобализация и наличие крупного и ликвидного внутреннего финансового рынка, который с 2000-х годов стал привлекать крупные потоки капитала из развивающихся стран, таких как Россия и Китай, активно накапливавших свои валютные резервы в долларах в этот период за счет растущей экспортной выручки.
При этом, как показал азиатский финансовый кризис 1997—1998 годов, опасен для финансовой стабильности не столько высокий уровень госдолга, сколько большие займы в иностранной валюте, отметил Плеханов. В условиях внешнего шока, например, глобального кризиса, девальвация национальной валюты приводит к резкому увеличению долговой нагрузки. Для долга в национальной валюте — внутреннего госдолга — риски для финансовой стабильности существенно ниже.
Но это в основном внутренний госдолг. По его словам, ключевым показателем является не уровень госдолга сам по себе, а то, куда идут привлекаемые средства. Если на финансирование инфраструктуры или на развитие человеческого капитала, то такой рост задолженности можно назвать оправданным.
Также следует помнить, что альтернативой расширению госдолга часто выступают повышение налогов или сокращение государственных расходов — меры, которые носят негативный эффект для экономического роста. Чем все закончится. По мнению доцента экономических наук, заведующей кафедрой «Финансы и кредит» экономического факультета РУДН Дарьи Динец, в современной мировой финансовой системе рост госдолга в странах-эмитентах резервных валют определяется, в числе прочего, тем, что невозможно обеспечивать национальным ВВП платежно-расчетные операции всего мира.
Особенно с учетом роста финансового рынка.
Глобальный долг - это общая сумма денежных средств, выпадающих на корпорации, правительства и частные лица по всему миру. Из 305 триллионов долларов долга на долю корпораций приходится 161,7 триллиона долларов 53 процента , правительства задолжали 85,7 триллиона долларов 28 процентов , а частные лица - 57,6 триллиона долларов 19 процентов. Государственный долг представляет собой непогашенные финансовые обязательства страны, состоящие из различных категорий, таких как займы и долговые ценные бумаги IIF прогнозирует, что глобальный долг продолжит расти, поскольку государственные заимствования остаются высокими, на что влияют такие факторы, как старение населения, геополитическая напряженность, рост расходов на здравоохранение и различия в финансировании борьбы с изменением климата.
С середины 2000-х, пережив в разное время и периоды успеха, и периоды упадка, Гана вступает на путь быстрого экономического роста. Это ускорение было отчасти связано с благоприятными ценами на основные экспортные товары Ганы — золото и какао, и с началом добычи нефти в 2011 году, но во многом благодаря созданию стимулирующего делового климата и усилиями по развитию человеческого капитала. В результате Гана — один из лидеров среди стран Африки по доходу на душу населения, который по паритету покупательной способности превышает 6000 долларов, что почти в полтора раза выше среднеафриканского уровня. При этом Гана сумела распределять плоды экономического роста более или менее равномерно, что тоже не всегда характерно для Африки. Экономические достижения Ганы и относительная политическая стабильность позволили ей стать первой страной Черной Африки помимо ЮАР, получившей доступ к международному рынку капитала. В 2007 году Гана вышла на рынок суверенных облигаций и впоследствии разместила еще несколько выпусков. Экономика Ганы, подорванная карантинами и спадом экспорта, выросла в 2020 году лишь на 0,4 процента, что в расчете на душу населения означало падение уровня жизни. При этом правительство, следуя кейнсианским заветам и советам международных организаций, щедро финансировало инвестиционные проекты, субсидии и социальные расходы.
Видимо, власти Ганы, как и многие другие правительства африканских стран, перестарались, копируя экономическую политику Европы и США. Молодое африканское население почти не пострадало от ковида, избыточная смертность в Африке была гораздо ниже, чем в Европе и Америке. Однако карантинные меры и чрезвычайные бюджетные расходы привели к тому, что экономический корабль Ганы получил мощный удар ниже ватерлинии и начал набирать воду. График 3 За последние 20 лет структура кредиторов Африки сильно изменилась: резко вырос вес частных кредиторов и Китая Источник: International Debt Statistics database Кризис Власти и финансовые рынки оценили перспективы надвигающегося кризиса не сразу. Еще в марте 2021 года Гане удалось разместить новый выпуск гособлигаций на международном финансовом рынке. Однако уже в конце 2021-го ситуация стала меняться и пассажиры побежали к шлюпкам. Рост долга привел к снижению кредитного рейтинга, уходу инвесторов-нерезидентов с внутреннего рынка облигаций и в итоге к потере доступа к международным рынкам капитала. При этом попытки сократить дефицит бюджета оказались безуспешными в силу низкой управляемости бюджетного процесса значительная часть бюджетных трат осуществлялась со счетов автономных агентств.
Отсутствие внешнего финансирования бюджета привело к повышенному спросу на финансирование на внутреннем рынке.
Однако такой зоны не существует, а ее создание займет много времени, которого нет. Аналитик считает, что выбор у Китая такой. Чтобы создать зону юаня, нужна война, шансы победить в которой минимальны. Другой же путь: крах модели и признание руководством страны этого факта, после чего нужно будет повторить стагнационный путь, по которому шли все «азиатские тигры». А это займет долгое время — «на одно, а то и два поколения китайцев». Сумеют ли китайцы, привыкшие к нынешней потребительской модели, от нее отказаться — большой вопрос! По мнению аналитика, Америка боится сегодня не столько китайской военной силы, сколько тотального мирового обвала, который вызовет краха его модели экономики.
Список стран по размеру внешнего долга
Однако уже в конце 2021-го ситуация стала меняться и пассажиры побежали к шлюпкам. Рост долга привел к снижению кредитного рейтинга, уходу инвесторов-нерезидентов с внутреннего рынка облигаций и в итоге к потере доступа к международным рынкам капитала. При этом попытки сократить дефицит бюджета оказались безуспешными в силу низкой управляемости бюджетного процесса значительная часть бюджетных трат осуществлялась со счетов автономных агентств. Отсутствие внешнего финансирования бюджета привело к повышенному спросу на финансирование на внутреннем рынке. Однако выпуски внутренних долговых бумаг стали слишком дорогими, и правительство было вынуждено обратиться к прямому монетарному финансированию центрального банка и накоплению задолженности по бюджетным обязательствам. Осенью 2022-го Гана активизировала переговоры с МВФ о стабилизационной программе. В декабре она остановила платежи по внешнему долгу и в начале 2023 года была вынуждена провести частичную реструктуризацию обязательств по внутреннему долгу. Инициативы международных финансовых институтов по облегчению долгового бремени не пошли континенту впрок: со второй половины 2000-х годов Африка стала снова быстро наращивать задолженность Новый раунд реструктуризаций Здесь мы на время оставим Гану и вернемся к общей проблеме реструктуризации долгов. Предвидя риск вызванных пандемией долговых кризисов, в ноябре 2020 года «Большая двадцатка» учредила «Общую основу для урегулирования задолженности» Common Framework for Debt Treatments.
В рамках этого подхода все кредиторы из G20 и Парижского клуба ПК согласились в принципе координировать списание долга. На практике, однако, реализация Common Framework оказалась непростым процессом, в основном потому, что структура кредиторов африканских государств радикально поменялась. График 4 Ганский седи - один из лидеров по глубине обесценения среди африканских валют расчеты автора по данным Всемирного банка Долговая проблема образца 2020 года, хотя по масштабам и напоминает ситуацию середины 1990-х, отличается от нее несколькими важными моментами. Во-первых, изменился состав официальных кредиторов. Если в прошлом это были в основном западные страны и международные организации, находящиеся под их контролем, то в 2019 году доля стран-кредиторов, входящих в ПК, резко упала. Среди иностранных официальных кредиторов важную роль стали играть так называемые новые кредиторы — прежде всего Китай, но также страны Персидского залива и Индия, которые не входят в ПК. Во-вторых, многие страны Африки сумели выйти на международные финансовые рынки, разместив там свои облигации. Таким образом в числе кредиторов появились международные частные инвесторы — инвестиционные фонды.
Министр финансов Джанет Йеллен предупреждала , что деньги в казне могут закончиться в начале июня 2023. Поэтому политическим оппонентам все-таки пришлось пойти на уступки. Текст соглашения занимает 99 страниц и включает множество условий и деталей, но ключевыми моментами являются следующие: потолок госдолга США временно отменен: его действие приостановлено до января 2025 года. По сути политики решили оставить проблему госдолга следующему президенту США: выборы главы Соединенных Штатов пройдут в ноябре 2024 года. И фактически Минфин США получил право на протяжении полутора лет занимать столько денег, сколько ему необходимо. Согласно тексту закона, в январе 2025 потолок госдолга будет установлен на том уровне, которого он достигнет к тому моменту. Сокращение трат являлось одним из ключевых требований республиканцев, которые настаивают, что сокращение дефицита бюджета — ключ к решению проблемы большого госдолга. Принятие бюджета в США имеет ряд особенностей. Расходы казны делятся на обязательные mandatory и произвольные, или дискреционные discretionary : первые не зависят от бюджетных актов конгресса и определяются действующими законами, тогда как вторые пересматриваются ежегодно и утверждаются конгрессом на каждый бюджетный год. Из обязательных расходов финансируются масштабные социальные и медицинские программы например, Medicare и Social Security.
Что касается дискреционных расходов, то половину занимает оборонный бюджет, остальное идет на самые разные программы в сфере транспорта, образования, экологии и т. Финансовый год в США начинается в октябре, то есть финансовый 2024-ый длится с 01.
Для того чтобы немного облегчить проблему, Минфин США предложил создать специальные долларовые облигации для развивающихся стран с проблемами выплат по внешнему долгу. Их первый выпуск состоялся в марте 1989 года. Срок погашения этих облигаций составлял 30 лет, что дало возможность реструктуризировать долг и отсрочить время выплаты. В основном предложением воспользовались страны Латинской Америки, но были и другие государства, которые прибегли к этому способу. Например, Польша и Нигерия. Облигации оказались эффективным методом, который позволил ряду стран уменьшить размер выплат. Уже к 2003 году Мексика стала первым государством, которое полностью погасило долг по этим бумагам. Но в Эквадоре ситуация была намного сложнее.
Именно выплаты по облигациям Брейди страна не смогла обеспечить в 1999 году. Тогда Эквадор смог реструктуризировать обязательства, но проблема процентов по внешнему долгу осталась настолько острой, что в 2006 году пункт «избавиться от выплат» вошёл в предвыборную программу будущего президента Корриа. Из-за мирового финансового кризиса цена на нефть, основной сегмент экспорта страны, резко сократилась, государственные доходы упали. И тогда президент объявил, что отказывается платить «аморальные проценты» по двум выпускам облигаций. Большую часть долга власти страны признали «незаконным». В стране было достаточно золотых запасов, чтобы оплатить долг, однако власти предпочли этого не делать. Сразу после объявления о дефолте цена на облигации резко рухнула. А спустя некоторое время Эквадор начал программу выкупа подешевевших облигаций через финансовых посредников. В итоге за каждый доллар долга Эквадор заплатил всего 35 центов. Так государство самостоятельно спасло себя от выплаты процентов по части долга.
Весь 2009 год Эквадор провёл в рецессии, в том числе из-за глобального экономического спада, но уже в 2010 году экономика начала восстанавливаться вместе с ростом цен на нефть. Впрочем, на рынок внешних заимствований страна вернулась лишь в 2014 году, выпустив гособлигации. В апреле 2020 года из-за коронавирусной пандемии и нового спада экономики Эквадор объявил о временной приостановке платежей по задолженностям. Долг удалось реструктуризировать, но ряд рейтинговых компаний признал этот случай дефолтом. Кредитный рейтинг страны вновь оказался на мусорном уровне. Страна объяснила такое решение последствиями глобального экономического кризиса 2008 года. На самом деле проблемы с выплатами суверенного долга постепенно накапливались ещё с 1990-х годов, после масштабного кризиса в банковском и страховом секторах. Для того чтобы на внутреннем рынке не началась волна банкротств, правительство пыталось поддержать компании, предоставив средства в обмен на акции. Таким образом, правительство Ямайки стало владельцем крупных долей во многих банках, страховых компаниях и связанных с ними производствах. Но это решение почти не повлияло на кризис, зато резко увеличило размер внешнего долга.
При этом, как показал азиатский финансовый кризис 1997—1998 годов, опасен для финансовой стабильности не столько высокий уровень госдолга, сколько большие займы в иностранной валюте, отметил Плеханов. В условиях внешнего шока, например, глобального кризиса, девальвация национальной валюты приводит к резкому увеличению долговой нагрузки. Для долга в национальной валюте — внутреннего госдолга — риски для финансовой стабильности существенно ниже. Но это в основном внутренний госдолг.
По его словам, ключевым показателем является не уровень госдолга сам по себе, а то, куда идут привлекаемые средства. Если на финансирование инфраструктуры или на развитие человеческого капитала, то такой рост задолженности можно назвать оправданным. Также следует помнить, что альтернативой расширению госдолга часто выступают повышение налогов или сокращение государственных расходов — меры, которые носят негативный эффект для экономического роста. Чем все закончится.
По мнению доцента экономических наук, заведующей кафедрой «Финансы и кредит» экономического факультета РУДН Дарьи Динец, в современной мировой финансовой системе рост госдолга в странах-эмитентах резервных валют определяется, в числе прочего, тем, что невозможно обеспечивать национальным ВВП платежно-расчетные операции всего мира. Особенно с учетом роста финансового рынка. Динец считает, что сложно сделать обоснованный вывод о риске возникновения мирового финансового кризиса из-за огромных долгов эмитентов резервных валют без анализа других фундаментальных факторов развития национальных экономик. Также многое зависит от стабильности мировых финансовых рынков.
По ее словам, геополитическая напряженность приводит к росту расходов на оборону, усугубляются демографические проблемы, популизм в политике растет. При этом рост доходов ограничен. Как следствие, сокращение госдолга не представляется возможным в среднесрочной перспективе. Печатные станки крупнейших экономик не остановятся пока остальные государства в мире используют их валюты для внутренних и межгосударственных расчетов, для накопления госрезервов, а инвесторы вкладывают капитал в финансовые рынки стран-эмитентов резервных валют.
Вероятно, до следующих фундаментальных изменений в мировой финансовой системе», — сказала Бондаренко.