Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны. 1 Историография советского тыла периода Великой Отечественной Войны: Сборник статей. Чтобы включить программу чтения с экрана, нажмите Ctrl+Alt+Z. Для просмотра списка быстрых клавиш нажмите Ctrl+косая черта. Проведенная в первые месяцы Великой Отечественной войны эвакуация советских промышленных предприятий в глубокий тыл стала безусловным подвигом.
Российские военные нанесли высокоточные удары по объектам в тылу противника
Российская армия нанесла мощный удар по украинским военным тылам. В Сборник вошли приказы, директивы, сводки, доклады, донесения и другие документы боевого управления, характеризующие работу Тыла Красной (Советской) Армии в годы Великой. Подводя итог рассуждениям о роли общества и тыла в Победе, нужно отметить выдающийся трудовой подвиг советского народа, который выразился в многократном увеличении объёмов. Огромный вклад в победу над фашизмом внес советский тыл.
Новости Советского района
«Дембельским аккордом» войск по охране тыла стало их участие в советско-японской войне на Дальнем Востоке. Учащиеся пришли к выводу, что победа Красной армии была бы невозможна без самоотверженного труда советских людей в тылу. Сурский и другие оборонительные рубежи: подвиг тружеников тыла как мерило понимания советской эпохи.
Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре
В разговоре он все мучительно вспоминал, на что была похожа эта установка — вроде как с каким-то рупором сверху. Скорее всего, это была радиоустановка, а эти «добрые» немцы — из роты пропагандистов. Мы мало придавали значения фашистской пропаганде. Гитлер и его главный идеолог Геббельс — очень большое.
Вместе с танковыми и прочими частями фашистских войск в нашу страну вошли 19 рот пропаганды и 6 взводов военных корреспондентов. Это были кино-, фото- и радиорепортеры, радиоавтомобили и киноустановки с персоналом, специалисты по изданию плакатов, листовок, газет, переводчики. На апрель 1943 года численность пропагандистов вермахта достигала 15 тысяч человек!
Все три года оккупации они усиленно трудились на нашей земле. Сегодня к нам вернулось то, что они наработали на идеологическом фронте. Он надолго закрепился в массовом сознании бывших советских людей и срабатывает до сих пор».
Это из предисловия к перепечатке каталога нацистской выставки «Советский «рай», как бы сейчас сказали, креатив доктора Геббельса. Ну, вы понимаете, что там было представлено: сараи, в которых якобы живут советские люди, тюрьмы, колючая проволока и прочее. Эта выставка, которую сейчас реанимировал предатель Резун-Суворов, была открыта в Берлине в 1942 году — вот, мол, как живут дикие и жестокие варвары на востоке, которым мы несем свободу.
Потом эту выставку возили по оккупированным городам Советского Союза. Представляете, стоят виселицы с повешенными партизанами и тут же разукрашенный автобус с наглядной агитацией. И вот этот «автобус» снова появляется на наших улицах.
Чтобы все понимали — все эти статьи и статейки, брошюрки и «Майн Кампф» сегодня — это все оттуда, от доктора Геббельса. Отличного оратора и мастера теории и практики пропаганды. Вот несколько из его высказываний: «Мы добиваемся не правды, а эффекта».
Он осквернил наш народ». Желтая звезда, которую нашивали фашисты на одежду евреев — как в Средневековье — тоже идея Геббельса. Выставки — это только одна сфера деятельности министерства пропаганды Геббельса.
Сюда также входила наглядная агитация — плакаты, печать — листовки, брошюры, газеты — кино и радио. И как прообраз будущего самого массового СМИ — телевидение. Самые популярные плакаты и лозунги: «Конец колхозному рабству!
Простите, последнее уже из сегодняшнего дня. Больше всего надежд у Геббельса было на радио — самый современный на то время источник информации. Вот цитаты из его дневника: «Мы работаем на Россию при помощи трех тайных передатчиков.
Барышниковой, Н. Лунина, направленные на выявление новых источников повышения производительности труда, совершенствование техники и технологии, структуры управления производством. Сельское хозяйство С не менее сложными проблемами и трудностями столкнулись в годы Великой Отечественной войны труженики сельского хозяйства страны.
В результате стремительного наступления немецко-фашистские войска в 1941—1942 гг. Потеря сельскохозяйственных районов Прибалтики, Белоруссии, Молдавии, Украины, Дона, Кубани и Ставрополья тяжело отразилась на состоянии сельскохозяйственного производства, которое значительно сократилось. Была ослаблена материально-техническая база сельского хозяйства тыловых районов, снизился технический уровень производства и возросла доля ручного труда.
Важнейшей проблемой села в военный период была нехватка рабочей силы. Женщины, старики и дети при почти полном отсутствии сельскохозяйственных машин вынуждены были выполнять все тяжелые работы. Все это привело к падению валового сбора сельскохозяйственных культур.
Если в 1940 г. В июле 1941 г. Количество людей, охваченных государственной карточной системой, к 1945 г.
Главная тяжесть производства сельскохозяйственной продукции легла на восточные районы, менее пригодные по природно-климатическим условиям для выращивания основных продовольственных и технических культур. Уже на начальном этапе войны были приняты меры по расширению посевных площадей в Сибири, Казахстане, на Урале, Дальнем Востоке, в республиках Средней Азии и Закавказья. Дополнительный урон сельскому хозяйству страны нанесли две волны эвакуации населения и материальных средств колхозов и совхозов: осенью — зимой 1941 г.
Правительством были приняты меры к интенсификации сельскохозяйственного труда. В колхозах была увеличена минимальная обязательная норма выработки трудодней. Во время сева и уборки на работу в полях направлялись горожане, учащиеся.
В целях улучшения снабжения населения городов в 1942 г. В том же 1942 г. Всячески поощрялось развитие коллективного и индивидуального огородничества.
Все перечисленные меры позволили улучшить обеспечение продовольствием жителей городов, хотя уровень потребления продуктов продовольствия населением в годы войны был значительно ниже предвоенных лет. Патриотическое движение Всемерная помощь советских людей Красной Армии выражалась не только в самоотверженном труде в тылу, но и в многочисленных патриотических починах. По масштабам их распространения период Великой Отечественной войны не знал себе равных.
Обозначены и два крупнейших города Среднего Урала. Ведь еще летом 1941 г. Клятва уральцев крепка! Бумага, клеевая краска; трафарет.
Большую силу воздействия в военные годы имели плакаты-клятвы и плакаты-рапорты, напрямую обращавшиеся к Верховному Главнокомандующему и главе ГКО И. Сталину, культ и авторитет которого был непререкаем. Клятвенные обещания трудовых коллективов печатали в прессе, озвучивали на радио, зачитывали на митингах, издавали отдельными листовками и распространяли по заводским цехам, партактивам и профсоюзным организациям. С нерадивых работников коллектив вполне мог спросить: «Так ты не выполняешь обещание данное товарищу Сталину?!
За выполнением четко сформулированных клятв и обещаний следили не только активисты, но и руководство предприятий, и вышестоящие органы. Вслед за эвакуированными заводами на Средний Урал прибыли народные комиссариаты различных отраслей промышленности, главки, стремившиеся напрямую воздействовать на работу подведомственных предприятий. В 1941-1942 гг. Народ в боях оружьем и трудом громит врага, все силы напрягая… Художник Ляхин Г.
Плакат-карикатура на неумех и «станколомов», несознательных рабочих, безответственно относившихся к важной работе на оборону страны. Автор плаката — известный уральский художник Геннадий Васильевич Ляхин, один из инициаторов выпуска агитвитрины «Окна сатиры», продолживший эту работу во все военные годы. Имя ленинградского поэта и журналиста Ильи Ивановича Садофьева, жившего в эвакуации в Свердловске, также часто встречалось среди авторов местной наглядной агитации. Плакаты были только одним из методов перевоспитания нерадивых работников.
По указу от 26 декабря 1941 г. Велась подобная работа и на фронте.
Противник трижды контратаковал, потеряв от огня И. Ханыкова 15 солдат.
На следующий день, 28 февраля 1944 года, части дивизии освобождали посёлок Ленинский Николаевской области по другим данным — село Великая Костромка Апостоловского района Днепропетровской области. Но наступлению советских стрелковых частей препятствовал огонь 75-миллиметрового орудия противника. Тогда И. Ханыков выкатил орудие непосредственно в боевые порядки наступающей пехоты, завязав дуэль с немецким артиллерийским расчётом.
Несмотря на ранение, заменил наводчика и, прицелившись, он точным орудийным выстрелом уничтожил орудие противника. После чего советская пехота перешла в наступление и выбила немецкие части из посёлка. Ханыков был представлен к награждению орденом Красного Знамени, но был награждён орденом Славы 3 степени. Иван Николаевич Ханыков 1913-1984 родился в селе Казаково Томской области.
История советского тыла
Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу Советский тыл 1941–1945: повседневная жизнь в годы войны, Коллектива авторов в форматах fb2, txt, epub, pdf или читать. так высоко оценивал маршал Советского Союза, полководец Георгий Жуков вклад трудового фронта в разгром фашистских захватчиков в ходе. Наивно даже думать, что, по сути, построение нового ВПК было неким экспромтом, основанным исключительно на героизме советских людей в тылу. Советское правительство понимало, что победа будет достигнута не только винтовкой солдата, но и наличием материальных ресурсов страны и героическим подвигом тружеников тыла. Тегисоветский тыл в годы войны, что отошло ссср после второй мировой войны, болезни во время второй мировой войны.
"Самовары" Сталина: Как советские города "чистили" от героев-инвалидов
Героизм аграриев Не меньший героизм проявили в первые недели войны труженики сельского хозяйства Беларуси. Их работа отличалась особой сложностью. Техника белорусских МТС и колхозный скот двигались пешим ходом. Это накладывало отпечаток на все. Каждую деталь, каждый винтик осматривали и отбирали с особой тщательностью. Все годные к дальней дороге машины комплектовали в тракторные бригады, закрепляя за ними водителей. Удалось вывезти машинный парк и оборудование 36 МТС. Особенно тяжелой и сложной была эвакуация комбайнов. Эти громоздкие, малоподвижные машины не могли двигаться быстро. Полностью демонтировать их в тех условиях было практически невозможно.
И все-таки в Полесской и Гомельской областях эти машины с помощью тракторов подтягивали к железной дороге, там вручную разбирали на части, снимали самые ценные детали, грузили их на прицепы к тракторам, а затем на железнодорожные платформы. Всего за несколько дней эвакуации был разобран и отправлен в советский тыл 6651 трактор, 4221 комбайн, а также 223 мотора к комбайнам, 117 молотилок, 150 станков и двигателей. Не меньшим драматизмом был окрашен процесс эвакуации поголовья скота. В дальнюю дорогу отбиралось практически все, исключая только свиней, которые не могли перенести долгий и опасный путь. Постановление Совета Народных Комиссаров Белоруссии от 7 июля 1941 года обязывало руководителей колхозов и совхозов проводить убой свиней прямо на фермах с последующей засолкой мяса и отправкой его в глубокий тыл. Скот каждого колхоза и совхоза сбивали в отдельный гурт в размере 300 голов крупного рогатого скота и до 1000 овец. Гурты сопровождались группой гонщиков 1 гонщик на 20 голов скота. Гонщиков снабжали деньгами, запасом хлеба, продуктов, а также кормом для скота. Из числа районных активистов назначались ответственные лица — начальники трассы, которые следовали за скотом на протяжении всего пути.
Спасению подлежало также конское стадо и рабочие волы. По неполным данным, из Гомельской и Могилевской областей удалось вывезти в тыл свыше 10. Перегон скота был невероятно тяжелой, предельно изнурительной работой, которая требовала огромной самоотверженности и подлинного героизма. В пути гурты скота подвергались непрерывной бомбежке. Особенно трагичной была проблема водопоя, поскольку именно здесь, у воды, гурты несли большие потери. Уже после войны смоленский зоотехник Д. Марченков вспоминал: «... В пойме реки Вихра мы заметили еще одно большое стадо скота. Недоеные коровы беспокоились, протяжно ревели.
Голодные телята мычали, просили пойла. Это был гурт белорусского скота. Гнали его трое легко одетых мужчин с вещевыми мешками за плечами…» Начиная со второй половины июля, по мере приближения линии фронта маршруты перегона скота стали меняться. С момента удлинения этих маршрутов остро встал вопрос о целесообразности дальнейшего перегона. Значительное количество белорусского поголовья составлял молодняк, для которого долгий и трудный перегон был губительным. И белорусский скот стали сдавать по пути местным хозяйствам — в Курске более 20. Одновременно с эвакуацией сельхозтехники и общественного скота спасали посевы, зерно, муку, фуражные фонды. Под обстрелами и бомбежками врага на полях днем и ночью буквально кипела работа по уборке нового урожая и его обмолоту. Часть зерна сдавали Красной Армии, часть вывозили в тыл 81.
А то, что спасти не удавалось, сжигали, чтобы не досталось врагу... Рабочие Гомельского паровозоремонтного завода за ремонтом паровоза. Урал, 1943 г. Спасители-путейщики Из четырех магистралей, проходивших по территории Беларуси, две выбыли из строя уже в первый день войны. Весь объем тяжелейшей работы выполняли коллективы двух железных дорог — Западной и Белорусской. С 18 часов 24 июня был введен график, предусматривающий продвижение на фронт в первую очередь воинских эшелонов. Во всех железнодорожных отделениях в Могилеве, Орше, Климовичах, Мозыре закипела работа — были оборудованы передвижные мастерские по ремонту танков и военной техники, приспособлен подвижной состав для перевоза воинских частей, вооружения и мирного населения. Более 20 дней действовал Оршанский узел, которым руководил в те дни инженер К. Заслонов, а также начальник дистанции связи, волевой и знающий свое дело специалист Е.
Григорьев, начальник службы движения А. Один из машинистов этого узла К. Грищенков вспоминал: «Враг ожесточенно бомбил дорогу, приходилось то и дело вступать в настоящий поединок с фашистскими самолетами — маневрировать составом, маскировать паровоз и т. И я видел, сколько страдания и горя причинял каждый такой налет на станции и разъезды. В обратный рейс, как правило, мы увозили эшелоны с тяжелоранеными... За быструю доставку воинских грузов на фронт он неоднократно получал благодарности военного командования. Удивительным мужеством обладал машинист Гомельского депо К. Жарин, не покидавший свой паровоз по 5 — 6 суток подряд. Во время боев под обстрелами гитлеровцев он умудрялся благополучно проскакивать самые опасные места, доставляя на фронт боеприпасы.
Много примеров самоотверженного исполнения долга в архивных документах. В докладных и рапортах, присланных с мест по горячим следам, имена лучших машинистов и работников Белорусской железной дороги тех дней: по станции Осиповичи — В. Романов; по станции Жлобин — А. Пашкевич, В. Молодьков, И. Раковский, А. Бабич, И. Бредихин; по станции Кричев — В. Макаренко… «Работали мы как одержимые — всю боль свою, всю ярость к проклятым фашистам топили в работе… Смена закончится, а мы и не думаем уходить.
Подремлешь где-нибудь в углу минут 30, ополоснешь лицо холодной водой — и снова на паровоз». Ежедневно с риском для жизни бригады путейщиков разбирали завалы после бомбежек и восстанавливали путь, засыпая воронки, укладывая заново рельсы, подвешивая провода. Объем работ можно было сравнить с прокладкой в мирное время новой железнодорожной линии. И все это в день-два, под вражескими обстрелами и бомбежкой. По данным Наркомата путей сообщения и военного командования, фашистская авиация с июня по декабрь 1941 года в среднем совершала по 33 налета ежесуточно! На Белорусской железной дороге, например, с 24 июня по 25 августа движение прерывалось 49 раз. По мере приближения врага железнодорожники приступали к эвакуации своего путевого хозяйства. Работу ряда узлов пришлось свернуть прямо в первые дни войны: Осиповичи — с 24 июня; Могилев — с 27 июня, Жлобин — с 1 июля. Всего в советский тыл удалось вывезти 1333 вагона с оборудованием автоматической блокировки, сигнализацией, связью.
Всего из Беларуси в советский тыл было эвакуировано 1,5 млн населения, более 17. Гитлеровцы не менее ожесточенно бомбили не только железные дороги, но и транспортные речные трассы. Большая часть барж в мирное время предназначалась для перевозки навалочных грузов песка, зерна, соли, угля. Их палубные крепления были недостаточно прочны для размещения воинских орудий, танков, грузовых машин, тракторов и станков. Баржи надо было срочно переоборудовать. Команды судов «Бригадир», «Юный ленинец», «Марат» и других перевозили боеприпасы и продовольствие, раненых и мирное население исключительно в ночное время при полном отсутствии звуковых и световых сигналов — на всем длинном пути до Херсона, Запорожья и других мест назначения! В самом начале военных действий на участках Брест — Пинск, Пинск — Домантово только благодаря личному мужеству судовых команд были погружены и вывезены в советский тыл 11. Настоящее мужество и невероятную находчивость проявили в те дни кадровые речники — капитан судна «Бригадир» В. Мельников, механик Г.
Медин; капитан судна «Орел» Т. Викторчик, механик В. Во время бомбежек транспортные средства то и дело получали серьезные пробоины. Экипаж ценою жизни трех своих товарищей практически на ходу сумел задраить эти отверстия и доставил весь груз в Днепропетровск. А также 60 научно-исследовательских институтов, 20 вузов, 6 театров, 121 отделение Госбанка, 116 районных и центральных сберкасс и 568 млн денежного фонда республики. Размещение на новых базах Эвакуированные предприятия и население размещались в разных уголках Союза — в Поволжье, нечерноземной полосе России, на Урале, в Западной Сибири, в республиках Средней Азии. По неполным данным, на февраль 1942 года в Куйбышевской области проживало 18. За считаные недели городское население в тылу выросло в разы — численность, например, Казани увеличилась в 1,5 раза, Саратова — в 1,3 раза. Основную массу эвакуированных заселяли в квартиры к местному населению.
Общее горе сблизило. Хозяева даже плату за квартиру ее давали по линии райсовета брать отказались. А вернувшись после освобождения, мы еще много лет не теряли связи, и даже их сын приезжал к нам в Витебск в гости…» Бывший начальник пошивочного цеха фабрики «Знамя индустриализации» М. Фридман также вспоминал: «…На первых порах нас разместили в здании средней школы города Вольска на Волге. Но потом всех устроили на частные квартиры. Выехали мы без ничего — ни обуви, ни одежды теплой, никаких запасов, в чем стояли. Помогали нам все — материально и морально». Ульяновск, 1943 г. В конце октября в Саратове по инициативе местных жителей развернулось мощное массовое движение «Создадим фонд помощи эвакуированным!
В сельской местности эвакуированным выделяли участки земли в личное пользование. Особое внимание было детям. Их вывезли прямо из летних лагерей, санаториев, дачных мест. И они сразу осиротели, потеряв всякую связь с родителями, даже не зная, где они. В ноябре 1942 года в тыловых районах было размещено 153 детских учреждения из Беларуси с общим числом более 30. ЦК Компартии Беларуси и белорусское правительство в годы войны находились в Москве.
Труд женщин и детей Велика роль заключенных, узников сталинских лагерей. Труд заключенных использовался на самых сложных работах. Помимо трудовой помощи, население помогало фронту и финансово. В фонд обороны в годы войны были собраны миллионы рублей — пожертвования граждан рис. Самолеты, построенные на пожертвования Как населению удавалось вынести настолько тяжелые условия труда? Правительство поддерживало боевой дух народа, подкрепляло патриотизм советских граждан. Уже 3 июля 1941 в знаменитом обращении Сталина, в первой его речи к народу после начала войны, он называет советских граждан братьями и сестрами. Великая Отечественная война против фашизма была объявлена священной. Советское руководство поощряло героизм в тылу орденами и медалями. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» К концу 1942 года экономика была полностью перестроена на военный лад. Был увеличен выпуск товаров, по многим показателям удалось превзойти довоенный уровень промышленной продукции. Главной причиной экономического рывка был, безусловно, трудовой и моральный подвиг народа. Большой вклад в развитие техники внесли советские ученые. Туполев, С. Королев и другие выдающиеся инженеры-конструкторы в годы войны разрабатывали новейшую технику и вооружение для советской армии. К концу войны советская техника уже превосходит немецкую по многим параметрам. Важно упомянуть и поставки союзников в СССР по ленд-лизу. Союзники англичане, американцы поставляли нам вооружение, автомобили, средства связи, продукты питания. Государственная политика часто была чрезвычайно жесткой, но все же тяжелейшая задача первых лет войны была решена: СССР был готов воевать и готов победить. Социальная политика Как уже упоминалось выше, условия труда для населения ужесточились. Помимо этого, в тылу проводилась военная подготовка населения. Граждане тыла должны были научиться хотя бы минимальным правилам обороны и взаимодействия в условиях войны.
Необходимость как можно быстрее выполнить поступавшие с фронта заказы, в свою очередь, побуждала рабочих пренебрегать техникой безопасности, притом что многие молодые или неопытные мобилизованные рабочие не прошли достаточного обучения по использованию оборудования и материалов. Главное управление трудовых резервов издало инструкции по технике безопасности и производственной гигиене только в феврале 1944 года, но к тому времени десятки тысяч рабочих уже получили травмы, подорвали здоровье и страдали профессиональными заболеваниями. По мере того как новые сферы производства, особенно производство боеприпасов и авиационного топлива, активно развивались, рабочие все чаще контактировали с чрезвычайно опасными веществами, включая тетраэтилсвинец, тринитротолуол и едкие эмульсии, применяемые для охлаждения оборудования. К 1942 году на последствия такой практики наглядно указывало количество рабочих дней, потерянных из-за болезней, травм и плохого самочувствия. В октябре 1942 года Центральное статистическое управление установило, что в большинстве отраслей оборонной или связанной с обороной промышленности рабочие в среднем теряли от двух с половиной до четырех недель в году из-за болезней и травм. Эти поразительные показатели в два — четыре раза превышали среднестатистические данные по всем предприятиям в июне 1941 года до начала войны и более чем в восемь раз — ущерб, наносимый заводам прогулами, нарушением трудовой дисциплины, с которым активно боролось государство. Статистика показывала, что основная проблема заключается вовсе не в том, что рабочие время от времени не выходят на работу без уважительной причины. К тому же при подсчетах не учитывались те, кто, несмотря на серьезные заболевания, такие как туберкулез и дистрофия, все равно выходил на работу, равно как и многочисленные заключенные и ссыльные, чье здоровье пострадало еще сильнее, но кто не был представлен в подобных исследованиях. Острые респираторные, желудочно-кишечные и кожные заболевания составляли три из четырех главных причин отсутствия по болезни. Четвертая причина — травмы, полученные на производстве или дома, — тоже встречалась теперь намного чаще. Часть времени, потерянного по болезни, можно было списать на крайнее переутомление. В военное время был установлен одиннадцатичасовой рабочий день и отменены все праздники. Рабочим — в зависимости от того, в какой отрасли они были заняты, — давали до двух выходных в месяц, но на практике и их часто отменяли. В выходной день достаточно было предупредить человека за короткий срок, чтобы вызвать его на работу, которая могла продолжаться до шестнадцати часов. Мало кто мог выдержать такой изматывающий, безжалостный график. Усталость повышала вероятность несчастных случаев, ослабляла способность сопротивляться инфекциям, делала выздоровление после болезни или травмы более продолжительным и в сочетании с недостатком пищи вела к повышенной заболеваемости и смертности на почве истощения. Помимо долгих смен, рабочие, жаловались участники профсоюза рабочих промышленности вооружения СССР, занимались огородом, носили дрова, заботились о детях и других иждивенцах и проходили большие расстояния, каждый день идя на предприятие и возвращаясь обратно. В отсутствие нормальных санитарно-гигиенических условий, кипяченой воды и мыла респираторные, желудочно-кишечные и кожные инфекции моментально распространялись в переполненных общежитиях и землянках. По оценкам большинства промышленных наркоматов, время, потерянное рабочими из-за распространения кожных заболеваний, по сравнению с 1940 годом увеличилось на 50—100 процентов. В большинстве случаев речь шла о бактериальных инфекциях: фурункулезе, пиодермии, карбункуле и роже, — но причиной некоторых были и паразиты, наиболее распространенное из таких заболеваний — чесотка. При плохой гигиене, нехватке защитной одежды, мыла, элементарных средств для оказания первой помощи и антисептиков самая безобидная и незначительная травма — царапина, порез, трещина на коже — рисковала быстро перерасти в серьезную болезнь.
Белкиным была проведена экскурсия по выставке «Шкулин. Маньчжурская операция». Демонстрация стендов выставки с фотографиями из коллекции военного фотокорреспондента Н. Шкулина проходила в холле академии.
О компании
Сообщая о том, что Ферапонт Головатый купил второй самолёт, муж советует мне последовать примеру славного саратовского колхозника. Я вношу из личных средств ещё 100 000 рублей на строительство третьей боевой машины и прошу Вас, дорогой Иосиф Виссарионович, разрешить мне вместе с мужем вручить его лётчикам части, где служит тов. Пусть звено самолётов, построенных на наши трудовые сбережения, сеет смерть среди немецко-фашистских бандитов, пусть мой вклад поможет нашим доблестным Сталинским соколам добить врага. От всего сердца желаю Вам, родной Иосиф Виссарионович, здоровья и многих лет жизни на счастье нашей великой Родины». Октябрьской председателю Государственного Комитета Обороны от 3 марта 1943 г. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в Госбанк на построение танка все свои личные сбережения — 50 000 рублей. Имею специальность шофёра, отлично владею пулемётом, являюсь ворошиловским стрелком…» Повседневная жизнь на войне Война — это не только атаки и оборона, но и тяжёлый неустроенный быт. Всё имущество пехотинца умещалось в небольшой вещевой мешок: запасное бельё и портянки, котелок и ложка, средства гигиены, иголка и нитка.
Считалось, что в обороне бойцу жилось лучше. В блиндаже или землянке с печкой-буржуйкой солдат был в тепле и сухости. Сложнее было с освещением. Для этого использовали различные самодельные лампы, изготовленные из снарядной гильзы, или просто подожжённый телефонный провод. Через какое-то время сажа въедалась в кожу. В наступлении же, когда линия фронта постоянно смещалась, ночевали где придётся. Обязательным элементом снаряжения каждого бойца был смертный медальон.
Это небольшая, состоявшая из двух бакелитовых частей капсула, куда вкладывался специальный бланк. На нём указывали анкетные данные — личные и ближайших родственников. Часто из суеверий солдаты не заполняли этот документ: считалось, что записи приманивают смерть. Поэтому далеко не всегда можно было опознать погибшего человека, найденного на месте боёв. Однако это суеверие не распространялось на фляги, кружки, ложки, портсигары: среди миллионов таких же необходимо было обозначить личное имущество, поэтому их старательно подписывали. Важной частью фронтовой жизни были письма. В них приходили добрые и грустные вести, разные бытовые и семейные новости — это была связь с далёким домом.
Всю почту проверяла военная цензура. В письмах запрещалось сообщать о конкретной боевой обстановке, имена командиров и политработников, месторасположение воинской части. Очень быстро почта отказалась от марок и конвертов, которые были обязательными до войны. Письма отправляли домой специально сложенным треугольником. Они стали одним из символов той войны. Раз в десять дней фронтовики в обороне ходили в баню, в наступлении — как повезёт. После бани воин получал чистую форму и белье.
Одежду не только стирали, но и обрабатывали на специальной водяной бане, чтобы избавиться от вшей. За этим строго следили, поэтому советские солдаты страдали от паразитов гораздо меньше немецких. Вместе с мужчинами на фронт в боевые части отправлялись и женщины. Первая мобилизация женщин произошла в 1942 г. В части противовоздушной обороны ПВО отправились 100 тыс. Зачастую девушки служили почтальонками, радистками, телефонистками, санитарками. К ним предъявляли высокие требования по образованию.
Набирали женщин от 18 до 45 лет. В последнюю мобилизацию добавилось ещё требование к отсутствию семьи и детей. Считается, что в общей сложности на фронтах Великой Отечественной войны воевало от 600 тыс. Около сотни из них были удостоены высшей военной награды — звания Героя Советского Союза. В армии состояли и девушки, которые выполняли боевые задачи, например снайперские. Всего за годы войны Центральная женская школа снайперской подготовки выпустила около 1,5 тыс. Не менее знаменит стал 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк, который противник прозвал «ночными ведьмами».
Лётчицы 586-го истребительного авиационного полка Лиля Литвяк, Катя Буданова, Маша Кузнецова слева направо у самолёта Як-1 узнать больше Животные на войне Несмотря на развитие автомобилестроения, основным транспортом Красной армии были лошади. По различным подсчётам, до 3 млн лошадей были задействованы в ходе войны, тогда как количество автомобилей не достигло и 1 млн. Несмотря на эпоху моторов, кавалерия оставалась одним из самых мобильных видов войск. Грузы, вооружение и раненых зачастую доставляли именно гужевым транспортом. Более чем 2 млн лошадей в годы войны понадобилась ветеринарная помощь, и они вернулись в строй. Орудийные расчёты меняют позиции На фронте и в тылу также часто использовали собак.
Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению. Медиаконтент иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы может быть использован только с разрешения правообладателей.
По его мнению, для правильного понимания исторических событий и сохранения памяти о них мы должны быть способны видеть их через призму того времени, времени, в которое они происходили, стараться взглянуть на них через умы и сердца участников тех событий. Будущие родители моей жены познакомились на строительстве Ржевского укреплённого района, входившего вместе с Вяземским, Спас-Деменским и Брянским укрепрайонами в так называемый «третий рубеж обороны».
Решение о необходимости такого рубежа было принято, как известно, ещё весной 1941 года, схема его строительства была утверждена в мае [1] , а указание приступить к строительству дано на совещании в Кремле 26 июня. Принятие весной 1941 года решения о строительстве оборонительного рубежа на удалении всего 200—250 километров на запад от Москвы работы планировалось осуществить в 1941—1942 годах , так же, как и принятое осенью 1941 года решение о строительстве Сурского и других рубежей обороны на восток от Москвы, говорит о многом. В случае с третьим рубежом — об оценке руководством страны силы предполагавшегося удара германской армии и, одновременно, реальных возможностей Красной армии. Даёт оно и ещё один аргумент к ответу на вопрос о том, планировало ли руководство СССР «упреждающий удар» и ведение войны на территории Европы или рассуждало в совершенно других категориях. О мотивах, стоявших за решением о строительстве рубежей обороны за Москвой, уже сказали другие участники конференции. Так вот, если говорить о судьбах и воспоминаниях строителей третьего после линии Молотова и линии Сталина оборонительного рубежа, то это, конечно, тоже изнурительный, героический труд, хотя и в летне-осеннее время, но это ещё и бомбёжки, и постоянная вероятность прорыва гитлеровцев, и, порой, выходы из окружения. Мать моей жены, учительствовавшая на западе Калининской области и призванная как член ВКП б на строительство оборонительных рубежей, на всю жизнь запомнила, как её и подруг преследовал по полю немецкий летчик, пикируя и забавляясь тем, как они реагируют на проходящие рядом с ними пулемётные очереди. А её отец — как по проселочным дорогам выводил из полуокружения десять батальонов строителей, в общей сложности около 10 тысяч человек, и пришёл с ними в Москву 15 октября 1941 года… Третий рубеж обороны свою военную роль — крепости на пути вермахта, — как известно, не сыграл. Не пришлось, к счастью, проверять на прочность и рубеж четвёртый. Но все эти оборонительные рубежи в Чувашии, Горьковской, Ярославской и других областях внесли вклад в победу над Германией.
Подвиг их строителей — это героическая и трагическая часть общего подвига советского тыла. Строительство оборонительного рубежа. Скажем так: пилотку или телогрейку современный молодой человек надеть может, а вот то, что осенью 1941 года было в головах его сверстников под этими пилотками и в их сердцах под лёгкими пальтишками, понимают сегодня немногие. Более того, это понимание всячески намеренно затрудняется. На днях, например, Московский патриархат рекомендовал открыть во всех епархиях и митрополиях отделения молодежной организации «Братство православных следопытов». Как будто не знают, что это «следопытство», этот «скаутизм» создавались и развивались теми, кто в эмиграции приветствовал нацизм в 1930-е и пошёл на службу Гитлеру в его походе на нашу Родину! Именно поэтому я буду говорить не о политике, не о том, что составляло военные, внутриполитические и международные обстоятельства, в которых шло строительство, в частности, Сурского и Казанского оборонительных рубежей, не о самих этих рубежах, а о людях, которые самоотверженно их строили, об их мировоззрении и нашей памяти о них.
Так, в состоявшейся в 1947 г. Жданов, а в дискуссиях по языкознанию 1950 г. Все эти меры призваны были напугать, «поставить на место» представителей интеллигенции, вернуть атмосферу тотального страха, успевшую за годы войны несколько поредеть. Так же обстояло дело и в сфере художественного творчества. В 1946—48 гг. Мурадели «Большая жизнь»». Преследованиям подверглись многие известные советские композиторы: Д. Шостакович, С. Прокофьев, Н. Мясковский, В. Шебалин, А. Хачатурян, писатели и поэты А. Ахматова, М. Зощенко, кинорежиссер Г. В литературе безраздельно господствовал соцреализм. Ведущей темой для литераторов была прошедшая война, однако в официальной литературе раскрывалась она в то время довольно однообразно. Это не означает, конечно, что ничего хорошего не было написано. Талантливым писателем был Борис Николаевич Полевой Кампов 1908—1981. Маресьева, который был ранен, лишился ног, но продолжал летать. В чертах главного персонажа произведения летчика Мересьева нашел выражение образ советского положительного героя. Эта повесть — одно из лучших произведений «воспитывающей» литературы соцреализма, традиции которой были заложены Н. Островским в романе «Как закалялась сталь». О Великой Отечественной войне и о послевоенном мире писал Э. Казакевич «Двое в степи» 1948 г. Историю трех поколений рабочей династии изобразил в своем романе «Журбины» 1952 г. Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. Непринцева «Отдых после боя» «Василий Теркин» 1951 г. Лактионова «Письмо с фронта» 1947 г. Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Яблонской «Хлеб» 1949 г. Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. Решетникова «Опять двойка» 1952 г. Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах. Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации 6 мая1985. Псевдоним во время боевых действий в Корее — Крылов. Кожедуб вылетел и лично подбил два американских истребителя, виновных в этом акте агрессии. В книге Николая Бодрихина «Советские асы» приведены несколько иные обстоятельства этого эпизода: Кожедуб отогнал от американского бомбардировщика атаковавшие его немецкие самолёты, после чего был сам атакован американским истребителем с очень большой дистанции. Кожедуб сбил два американских самолёта; судя по словам выжившего американского лётчика, американцы приняли самолёт Кожедуба за немецкий Фокке-Вульф. Берлинская операция В ноябре 1944 г. Генштаб начал планировать боевые действия на подступах к Берлину. Предстояло разгромить немецкую группу армии «А» и завершить освобождение Польши. В конце декабря 1944 г. Выполняя союзнический долг, наши части перешли в наступление на восемь дней раньше намеченного срока и оттянули на себя часть немецких дивизий. Начатое раньше времени наступление не дало возможности полноценной его подготовки, что привело к неоправданным потерям. В результате стремительно развивающегося наступления уже в феврале подразделения Красной армии форсировали Одер - последнюю крупную преграду перед немецкой столицей - и приблизились к Берлину на расстояние 70 км. Бои на захваченных после форсирования Одера плацдармах носили необычайно ожесточенный характер. Советские войска вели непрерывное наступление и теснили врага на всем протяжении от Вислы до Одера. В то же время началась операция в Восточной Пруссии. Основной ее целью было взятие крепости Кенигсберг. Прекрасно защищенная и обеспеченная всем необходимым, имевшая отборный гарнизон крепость казалась неприступной. Перед штурмом была проведена сильнейшая артподготовка. После взятия крепости ее комендант признался, что не ожидал такого быстрого падения Кенигсберга. В апреле 1945 г. Красная армия начала непосредственную подготовку к штурму Берлина. Руководство СССР считало, что затягивание сроков окончания войны может привести к открытию немцами фронта на западе, заключению сепаратного мира. Рассматривалась опасность сдачи Берлина англо-американским частям. Советское наступление на Берлин тщательно готовилось. К городу было переброшено огромное количество боеприпасов и военной техники. В Берлинской операции принимали участие войска трех фронтов. Командование было поручено маршалам Г. Жукову, К. Рокоссовскому и И. С обеих сторон в сражении участвовали 3,5 млн человек. Штурм начался 16 апреля 1945 г. В 3 часа ночи по берлинскому времени при свете 140 прожекторов танки и пехота атаковали позиции немцев. Через четыре дня боев фронты, которыми командовали Жуков и Конев, при поддержке двух армий Войска Польского сомкнули кольцо вокруг Берлина. Было разгромлено 93 дивизии противника, взято в плен ок.
Как труженики советского тыла приближали победу (фото)
Шкулина проходила в холле академии. Работа круглого стола началась со вступительного слова И. Крюкова, генерального директора Гродековского музея, кандидата исторических наук, председателя Совета отделения РИО в Хабаровском крае. Перед студенческой аудиторией ДВГАФК выступили с докладами представители научного сообщества и специалисты, занимающиеся вопросами региональной истории, преподаватели и обучающиеся ВУЗов города Хабаровска.
Слуцка» в рамках проекта ШАГ прошел круглый стол «Советский тыл в годы войны». В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и все труженики тыла. Они обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, военной техникой, боеприпасами, топливом, а также продовольствием, обувью, одеждой и др.
Важную роль в борьбе с германскими захватчиками играли не только воинские соединения, но и все труженики тыла. Они обеспечивали фронт всем необходимым. Учащиеся познакомились с особенностями перевода экономики СССР на военное положение, с деятельностью белорусских учреждений и организаций в советском тылу, культурной и духовной жизнью тыловиков. В качестве дополнительной информации была использована презентация.
Особенный акцент сделан на героическом труде советских молодых людей в тылу. Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров особо отметил, что память о важнейших исторических событиях - чрезвычайно важный фактор объединения и преемственности поколений. Есть неразрывная связь между нашими предшественниками, совершавшими ратные подвиги в Великой Отечественной войне, и нынешними воинами-защитниками Родины, подчеркнул руководитель области.
«Трудом ковавшие Победу» (Тыл во время Великой Отечественной войны)
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны — Video | Советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 во время Великой Отечественной войны. |
Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре | Характеризуем потери СССР в первый период войны, называем меры, предпринятые для обеспечения армии всем необходимым. |
Историк назвал подвиг, который помог СССР победить Германию | Характеризуем потери СССР в первый период войны, называем меры, предпринятые для обеспечения армии всем необходимым. |
Советский тыл в годы войны | Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны. |
Советский тыл в Великой Отечественной войне | Давай посадим немецкий самолет, на котором нас будут перебрасывать в тыл Красной Армии. Тогда мы сможем доказать нашу преданность советской власти. |
11.3. Советский тыл в годы войны
Наверное, каждый отдельный случай, когда кто-то вернул эти карточки, кто-то обогрел или кто-то помог — они на этом фоне воспринимались, так сказать, очень ярко. А Оливер Стоун в одном из своих фильмов назвал эвакуацию промышленности "второй индустриализацией Сталина". Вот как такие оценки, с точки зрения современной исторической науки? Михаил Мухин: Ну, про "вторую индустриализацию" не скажу. Это, по-моему, на мой взгляд, очень натянуто. А то, что событие, которое выиграло войну — да, согласен. Именно вот таким нестандартным ходом — ходом, который в Берлине никто предусмотреть не смог, — в общем-то, в значительной степени Советский Союз… Не могу сказать "выиграл войну", но скажем так: в первые недели войны Советский Союз войну едва не проиграл, ситуация на фронте действительно была катастрофической.
Но вот таким нестандартным ходом Советский Союз, по крайней мере, отодвинул неизбежное поражение. Это дало Советскому Союзу шанс на то, чтобы выиграть в дальнейшем. И надо сказать, что именно экономическая победа, которая была обеспечена эвакуацией, и обеспечила победу Советского Союза в целом. Видите ли, некоторое время тому назад было очень модно рассуждать, что Советский Союз победил, завалив неприятеля трупами. Так вот, я хотел бы подчеркнуть, что Советский Союз победил, завалив неприятеля сталью, свинцом и взрывчаткой. Советский Союз произвел больше самолетов, чем Рейх.
Советский Союз произвел больше танков, чем Рейх. И так далее, и так далее, и так далее. И вот за счет этого победили. Дмитрий Лысков: В современных войнах не воюет население, а воюет оружие. Это справедливо. Михаил Мухин: Мне бы хотелось обратить ваше внимание на один очень важный момент.
Это была победа, с точки зрения классической геоэкономики, практически невозможная, потому что на 1940 год Рейх с учетом присоединенных и поставленных под его контроль государств производил приблизительно в 2,5 раза больше стали, выплавлял приблизительно в 3,5, а может, даже в 4 раза больше алюминия, производил приблизительно в 2,5 раза больше электроэнергии. То есть, с точки зрения классической геоэкономики, Советский Союз войну уже проиграл. Тем не менее он ее выиграл, и именно экономически. Дмитрий Лысков: Господа, я прошу прощения. Давайте сейчас посмотрим небольшую справку, чем же все-таки была эвакуация промышленности, и продолжим нашу дискуссию. На рубеже 30-х и 40-х годов из аграрной страны СССР превращается в мощную индустриальную державу.
Только в период с 1938 по 1941 годы было пущено в строй около 3 тысяч новых крупных заводов и фабрик. При этом в местах предприятий-гигантов в разных районах страны строятся средние по величине предприятия-дублеры. Но основной промышленный потенциал все же располагался в западных областях страны. И уже в первые дни войны были потеряны два крупных промышленных центра — Рига и Минск. Под угрозой захвата и уничтожения оказались другие важнейшие промышленные районы. Уже 24 июня 1941 года был создан Совет по эвакуации.
В первые три месяца войны на восток перемещено 1360 военных производств. Всего же в 1941-м полностью или частично в восточные регионы страны было эвакуировано более 2500 промышленных предприятий. Кроме того, в тыловые районы страны железнодорожным и водным транспортом было вывезено более 12 миллионов специалистов и простых советских граждан. Дмитрий Лысков: В западных областях страны была сосредоточена значительная часть промышленного потенциала Советского Союза. Евгений Юрьевич, а почему такое распределение? Советская республика всегда была в кольце врагов.
Понятно было, что нападение будет с запада. Индустриализация, первые пятилетки — и мы строим промышленность на западе. Объясните логику. Ну да, Российская империя. Евгений Спицын: В данном случае я называю исторической Россией, и туда входит все, что мы называем Украиной, Белоруссией, Прибалтикой и так далее. Так вот, на территории исторической России просто сложилось таким образом, что эти регионы наиболее рано, так сказать, осваивались и так далее, и так далее.
И потом не забывайте, что на территории Украинской ССР еще до революции, в конце XIX века… вернее, даже не в конце, а в последней, наверное, трети XIX века создается этот знаменитый Донецко-Криворожский угольно-металлургический район. Он, кстати, становится в конце XIX века фактически центром всей металлургической промышленности Российской империи, потому что Урал уступает ему место. То же самое касается Москвы, того же Петербурга и так далее. Это крупнейшие центры полотняной промышленности, текстильной промышленности. Ничего удивительного в этом не было. То, что мы бы выводили заводы на восток?
Я не совсем согласен, что обязательно бы началась война на западе. Япония могла начать войну первой, причем широкомасштабную войну. Просто, естественно, речь шла о том, что еще в 27-м году после разрыва дипотношений с Великобританией Иосиф Виссарионович Сталин, выступая на XV съезде ВКП б , дал понять, что в мире запахло очередной мировой войной. И вот именно тогда, я думаю, окончательно созрел план ускоренной индустриализации страны, то есть свертывания НЭПа. Потому что он прекрасно понимал, что на путях НЭПа провести ускоренную модернизацию страны и ее индустриализацию просто невозможно — ну, условно говоря, просто элементарно не хватает лет. Поэтому было совершенно очевидно, что надо возводить предприятия прежде всего тяжелой индустрии, то есть отраслей, которые производят средства производства.
И не просто возводить, а создавать так называемые заводы-дублеры, которые производили бы одновременно… Дмитрий Лысков: Евгений Юрьевич, спасибо большое. Мы продолжаем дискуссию. Михаил Юрьевич. Михаил Мухин: Дело в том, что когда говорится про сосредоточение промышленности в западных регионах страны, упускается из виду, что все, построенное на востоке, было намного дороже. На восток приходилось везти все стройматериалы, на восток приходилось везти сырье, на восток приходилось везти все полуфабрикаты. Булат Нигматулин: И на восток приходилось везти людей, потому что там населения было мало.
Михаил Мухин: Это само собой. И строить там жилье для этих людей. Поэтому в довоенный период любой самолет, любая единица техники, построенная за Уралом, имела большую себестоимость, чем точно такой же самолет, построенный в европейской части страны. Дмитрий Лысков: То есть развитие логистической сети. Алексей Ханютин: И ничего еще построить-то не успели, заводы-дублеры не успели запустить. Михаил Мухин: Нет, заводы-дублеры были.
Я занимаюсь авиапромышленностью. Авиапромышленность была. За остальное я не отвечаю. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, прошу вас. Булат Нигматулин: Ведь время было — 10 лет. Здесь правильно коллега сказал — 10 лет.
И конечно, предвидение руководства страны и Сталина, что за 10 лет надо пройти этот шаг — это было абсолютно правильно. Мы можем говорить много о тогдашнем руководителе, о вожде советского народа. Разные оценки. И очень негативные — и это тоже правильно. Но есть и позитивные — и тоже правильно. И здесь я бы хотел сказать, что, с точки зрения эвакуации, эвакуацию начали сразу.
Совет по эвакуации начал… Дмитрий Лысков: Подождите, подождите, подождите! Мы подойдем сейчас к Совету по эвакуации. Вы мне скажите, были ли планы эвакуации, разработанные до войны? Евгений Спицын: Нет, были. Конечно, были. Дмитрий Лысков: Они существовали?
Булат Нигматулин: Понимаете, были планы по эвакуации, но они абсолютно не соответствовали тому состоянию, которое произошло буквально в первые, я бы сказал, две недели войны. Две недели. И каждый день, каждую неделю ситуация на фронтах ухудшалась: мы теряли и теряли области, города, предприятия. И то, что сразу начали думать об эвакуации — это было правильно. Конечно, не предполагалось, что через два месяца, то есть июль, август — и уже в сентябре немцы окажутся под Москвой. Уже в сентябре началась блокада Ленинграда.
Вообще даже не могли представить! Я хочу вспомнить здесь слова, которые, я помню, мне мама рассказывала. Было как раз начало войны, только что родился старший брат мой, он 41-го года. Ей — 27, отцу — 33. Вот правильно вы сказали — полгода. Вот удержались, потому что были на грани.
Мы были на грани серьезного… То есть потери, поражения, сильная ограниченность, потеря своей территории, отсутствие… Конечно, был бы мирный договор, но мы бы выбыли из войны, и мы были бы не государством-победителем. Евгений Спицын: Там мирного договора не было. Булат Нигматулин: Ну, может быть, и по-другому сложилось бы. Но все наши основные территории… Дмитрий Лысков: Весь промышленный потенциал. Евгений Спицын: Никакого мирного договора там, конечно, не было бы. Булат Нигматулин: Весь промышленный потенциал, да.
Дмитрий Лысков: 70 миллионов населения оказалось на оккупированных территориях. Булат Нигматулин: 70 миллионов населения. А если бы дальше шли поражения, то потеряли бы и все свои столицы. И конечно, потеря российской цивилизации, своей цивилизации. Дмитрий Лысков: Задача была — выстоять эти полгода. Алексей Ханютин: Никаких планов разработанных и всеобъемлющих по эвакуации, конечно, не было.
В архивах есть… Ну, например, конкретно я могу привести коротенький очень документ. Вскоре после первомайского парада 41-го года московские власти решили создать комиссию по эвакуации на случай войны и вывезти примерно миллион москвичей за пределы Москвы. Немедленно последовала верховная очень жесткая реакция, цитирую: "Предложение о частичной эвакуации населения Москвы в военное время считаю несвоевременным. Комиссию по эвакуации прошу ликвидировать, а разговоры об эвакуации прекратить". Михаил Мухин: Товарищ Сталин. Алексей Ханютин: Да.
Обращаю внимание, дата — 3 июня 1941 года, 19 дней до начала войны. Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, я слышал о эвакуаплане 37-го года, 39-го года. По-моему, больше таких эвакуапланов действительно не составлялось. Михаил Мухин: Этот вопрос достаточно хорошо был рассмотрен, если не изменяет память, еще в 90-е годы. Мобилизационное планирование в СССР как таковое прекратилось в 1933 году. Вплоть до 1937 года советское руководство просто перекладывало план предыдущего года в новую папочку и писало на ней: "план 34-го года", "план 35-го года", "план 36-го года".
При этом, как вы все понимаете, количество заводов менялось, количество станков менялось. Это не учитывалось. Вот после 37-го года, по словам Алексея Мелия, даже этот процесс перекладывания в папочки прекратился, поэтому на 1941 год это опять-таки не мое мнение, а это мнение академика Куманева никакого утвержденного плана мобилизации… ой, извините, плана эвакуации не существовало. У меня нет с собой, я буду цитировать близко к тексту воспоминания Дубровина, который в тот момент был заместителем наркома путей сообщения. В первые дни войны, как он пишет в своих воспоминаниях, он бросился в библиотеку, в "Ленинку", для того чтобы хотя бы в литературе найти, как проводилась эвакуация в годы Первой мировой войны, потому что у него вообще никакого опыта не было. Как вы понимаете, если советский чиновник такого ранга бросился искать планы в библиотеку — это значит, что у него плана не было точно.
Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, но Совет по эвакуации был создан на третий день войны — раньше, чем Государственный комитет обороны, на секундочку. О чем это говорит? Булат Нигматулин: Первое. То, что 24 июня был сразу создан Совет по эвакуации, то есть 22-го началась, и 24 июня — это было совершенно оправдано. И даже не могли представить, я не могу представить, чтобы командование, руководство страны думало, что через два месяца немцы окажутся под Москвой. Это было правильное решение.
Это абсолютно правильное решение. Конечно, была определенная растерянность, но потом уже, когда Минск потеряли. Алексей Ханютин: За четыре дня после начала войны. Булат Нигматулин: Но то, что 30 июня Государственный комитет обороны был создан, кстати, по инициативе сначала Берии… А до этого же у нас был Комитет обороны, который примерно за 20 дней до этого, до войны его расформировали.
Выставка подготовлена на основе фондов Российского национального музея музыки.
Великая Отечественная война. Тыл Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии. Тыл отвечал за техническое и медицинское обслуживание войск, воинские перевозки, сбор трофейного вооружения, эвакуацию. В 1941—1942 годах на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию было перемещено около 2000 предприятий и около 25 млн. В 1942—1944 годы там было построено 2250 крупных предприятий, произведено три четверти всей боевой техники, вооружений, боеприпасов.
Общество Тыл оказывает поддержку фронту Помощь В минувшую пятницу, 19 апреля, со станции Чита-2 отправился очередной эшелон с автомобильной техникой для воинских подразделений, находящихся в зоне проведения спецоперации. На этот раз совместными усилиями забайкальцы собрали десять автомобилей: от Нивы до машины скорой медицинской помощи. От краевой общественной организации «Десантное братство» проводить груз в дорогу пришёл руководитель Родион Краснокутский. Он представил директора ООО «Каскад-Плюс» Николая Арапова, который вместе с рабочими оснастил один из автомобилей, переданный «Народному фронту», специальной сеткой-мангалом в виде батута для защиты от ударов дронов и сбрасываемых с воздуха боеприпасов.
Ежедневно в далекий тыл уходило не менее 250 — 300 товарных вагонов, груженных до отказа оборудованием и людьми. Впоследствии ветеран труда станкозавода им.
Кирова И. Лопунов вспоминал: «Бывало, подремлешь чуток в углу на старых газетах, а потом снова за лом или носилки. Перекусывали тут же, в цехе, на скорую руку, кому что принесут из дому». Дети, эвакуированные из Минска в г. Хвалынск Саратовской области, идут в школу. Несколько дней заняла эвакуация одного из крупнейших предприятий города — Гомельского паровозовагоноремонтного завода.
Он находился вблизи железнодорожного узла, который враг остервенело бомбил сутками напролет. Но работа не прекращалась ни на минуту. В советский тыл ежедневно уходило от 30 до 50 вагонов, до отказа груженных имуществом завода. И здесь душой коллектива были кадровые рабочие — В. Болвак, К. Козловский, Ф.
Пригаров, П. Земков, Е. Ковалевич, Б. Дворников и многие другие. С 4 по 12 июля гомельские паровозники отправили 835 вагонов и платформ с оборудованием, готовой продукцией, деталями, сырьем, 5000 литров горючего. За 5 дней коллектив демонтировал и отправил в далекий уральский город Курган 1200 вагонов и платформ с готовой продукцией, оборудованием, сырьем, материалами и 500 кадровых рабочих и инженеров, а также членов их семей.
Дирекция Гомельского станкостроительного завода им. Кирова получила правительственную телеграмму об эвакуации на восток в ночь с 3 на 4 июля. Четверо суток люди вручную стаскивали с фундамента огромные станки вес некоторых достигал 35 тонн! Много позже, после войны, мастер А. Жаровня вспоминал: «7 июля мы демонтировали последний массивный плоскошлифовальный станок… Десять человек разбирали эту махину вручную, при помощи лома и катками. По частям грузили на пятитонку с прицепом.
Три раза бегал я в тот день домой благо жил рядом! В таком же немыслимом темпе, круглосуточно, в считаные дни было демонтировано и отправлено в советский тыл промышленное оборудование, готовая продукция и кадры 19 наиболее крупных предприятий в Полесской области. В те суровые дни, невзирая на чудовищно тяжелую прифронтовую обстановку, непосредственно под вражеским огнем наступавшего врага, белорусский народ спас благодаря эвакуации в советский тыл промышленное оборудование и кадры 109 крупных предприятий из них 39 союзного и 70 республиканского подчинения и 15 металлообрабатывающих предприятий местного подчинения. Это были наиболее крупные, хорошо организованные производства, оснащенные современной для того времени техникой, укомплектованные высококвалифицированными кадрами. Они определяли экономическое лицо республики, выпуская до войны значительное количество промышленной продукции металлорежущие станки, торфодобывающее оборудование, сложную сельскохозяйственную технику и т. Основными районами размещения белорусской промышленности стали Поволжье 40 предприятий , Урал 24 предприятия.
В меньшей степени оборудование и кадры осели в средней полосе России 18 предприятий , Западной Сибири 8 предприятий и Средней Азии 2 предприятия. Они сыграли не последнюю роль как в перестройке советского тыла на военный лад, так и в производстве военной продукции для фронта. Героизм аграриев Не меньший героизм проявили в первые недели войны труженики сельского хозяйства Беларуси. Их работа отличалась особой сложностью.