На первой седмице Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и в пятницу утром.
Службы первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы
Оптина пустынь | Седмица 5-я Великого поста. |
Как и когда читается канон святого Андрея Критского? | Том 6: Служба в субботу первыя седмицы святаго Великаго Поста Последование утрени Час первый Час третий Час шестый Последование Божественныя Литургии святителя Иоанна Златоустаго Седальны мученичны от Октоиха Песней стихи, поемии в Недели и праздники. |
Первая седмица Великого поста | В середине пятой недели Великого поста в православных храмах удивительная служба, в народе известная как «Мариино стояние». |
Службы первой седмицы Великого Поста: в 6-ти книгах (комплект) | Так богослужение первой седмицы вводит нас в Великий пост, воспитывает, вдохновляет, увещевает, направляя на постный подвиг. |
ПОНЕДЕЛЬНИК первой седмицы Великого Поста | Приход в честь иконы "Живоносный Источник" | Первая седмица Великого Поста по монастырскому Уставу самая строгая в отношении трапезы. |
Первая седмица Великого поста 2024: что нужно делать, как называется в народе и в чем ее важность?
Первая седмица Великого поста. Пост первой седмицы великой Четыредесятницы строже других по уставу. Иеромонах Афанасий (Дерюгин) рассказывает о богослужениях первой седмицы Великого поста.*. Полное последование утрени Великого канона в четверг 5-й седмицы Святой Четыредесятницы («Мариино стояние»). В четверг первой седмицы Великого поста. Полностью – в четверг пятой седмицы Великого поста (текст и аудио). Церковно-славянский текст Великого Канона с русским переводом, приложением библейских повествований и житием преп.
Заметили опечатку?
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Особенности первой недели Великого поста
- Как совершается Богослужение на первой неделе Великого поста » Севастопольское Благочиние
- Особенности первой недели Великого поста
- Службы первой седмицы Великого поста
Текст Великого покаянного канона Андрея Критского. Понедельник первой седмицы Великого Поста
Вторая седмица. Неделя 2-я: святителя Григория Паламы 18—24 марта На вторую седмицу Великого поста приходится в этом году день памяти Сорока мучеников Севастийских 22 марта — воинов-христиан, принявших мученическую смерть за Христа в ледяном озере в 320 году. На Руси чтили этот праздник; по традиции к этому дню выпекали жаворонков из постного теста. В субботу второй седмицы 23 марта в храмах совершаются заупокойные богослужения. Это одна из трех великопостных родительских суббот. Поскольку в будни Святой Четыредесятницы не происходит литургического поминовения усопших, Церковь установила несколько дней особой молитвы о них.
В эти дни помимо Литургии служатся панихиды, верующие приносят в храм милостыню в память о своих усопших близких. Святитель Григорий Палама, память которого в этом году празднуется 24 марта,— византийский богослов. Он является основоположником исихазма — учения о том, что через очищение сердца и непрестанную молитву можно стать причастником Божественного Света. Обращение к личности и наследию святителя Григория в дни Четыредесятницы призвано напомнить, что целью христианской жизни является стяжание Святого Духа. Третья седмица.
Неделя 3-я: Крестопоклонная 25—31 марта В субботу третьей седмицы 30 марта совершается заупокойное богослужение — это вторая из трех родительских суббот Святой Четыредесятницы. А вечером того же дня — в канун дня воскресного — для поклонения верующих выносится крест и возлагается на аналой в середине храма. Крестопоклонная неделя приходится на середину Великого поста — непростое время, когда, с одной стороны, пройден уже значительный путь и ослабевают силы, а с другой — еще далеко до «другого берега». И Церковь, желая поддержать своих чад, напоминает нам о страданиях Христовых, о том, что каждый, кто хочет быть учеником Господа, призывается нести свой крест, претерпеть всё до конца и спастись. Четвертая седмица.
Неделя 4-я: преподобного Иоанна Лествичника 1—7 апреля В субботу четвертой седмицы 6 апреля совершается поминовение усопших, которым завершается цикл великопостных родительских суббот. Воскресный же день — 7 апреля — посвящен памяти одного из величайших аскетов, игумена Синайской горы Иоанна, именуемого также Лествичником, по названию руководства к духовной жизни, которое он нам оставил,— «Лествицы». Обращение к памяти этого святого призвано напомнить христианам о том, что вся жизнь верующего человека представляет собой процесс духовного восхождения, совершаемого через преодоление трудностей, молитву, постоянство в христианской жизни. Богослужение этого дня вновь и вновь возвращает постящегося к мысли о краеугольном камне поста — смирении и к необходимости стяжания добродетелей. Этот праздник входит в число двенадцати главных праздников, посвященных евангельским событиям.
Таинственное и непорочное зачатие Девой Марией Господа, по учению Православной Церкви, относится к великой тайне благочестия: человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение — Деву, способную стать Матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа. В день Благовещения для верующих по случаю праздника ослабляется пост — разрешается рыба. Пятая седмица. Неделя 5-я: преподобной Марии Египетской 8—14 апреля Вечером в среду пятой седмицы 10 апреля совершается одна из главных служб не только Великого поста, но и всего церковного года — так называемое Мариино стояние. Оно представляет собой утреню, на которой прочитывается — уже целиком, а не по частям, как на первой седмице,— Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской.
Житие преподобной Марии — единственное житие, которое читается на православном богослужении.
Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца — святого Андрея Критского.
Это сделано для того, чтобы оставить выбор за регентом: либо пропеть подряд два стиха одним ликом, либо разделить указанный стих без пометы на полях на две части и пропеть их по очереди, сохранив антифонную последовательность. На утрене пятка 6-я и 7-я библейские песни приводятся полностью, в соответствии с предписанием Типикона. В Последовании изобразительных на ряду приведен устав чтения кондаков для храмов Господского, Богородицы и святого. В среду и пяток последование Литургии Преждеосвященных Даров приводится полностью. В книге с богослужением субботы помещено последование Литургии святителя Иоанна Златоуста. Это будет полезно тем, кто любит следить за службой по книге. Каждая книга имеет расширенное Приложение, в котором помещены тексты Триоди, Октоиха и Ирмология, необходимые для богослужения именно в данный день: песни троичны и светильны, седальны от Октоиха, Богородичны восьми гласов. Причем все они печатаются также на ряду, без сокращений и отсылок, то есть так, как они исполняются на богослужении. Вместе с тем Приложение имеет удобные дополнения для отдельных дней: На случай, если совершается память двух святых, приводятся стихи великопостных библейских песней от пометы «на 8» для стихословия в песнях без трипеснца.
И чтется кафисма 8-я. В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру, 56. В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, 57. В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул, и стреже дом его, еже умертвити его, 58. В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение, внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей 12 тысящ, 59. В конец, в песнех, Давиду псалом:60. В конец, о Идифуме, псалом Давиду, 61. Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей, 62. В конец, псалом Давиду, 63. И глаголет священник молитву святаго Ефрема.
Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в Понедельник первой седмицы Великого поста
Воин Феодор погиб за веру еще в начале IVвека. Спустя 50 лет Юлиан Отступник повелел в первую седмицу Великого поста окропить всю еду на рынках Константинополя идоложертвенной кровью. Местному архиепископу Евдоксию явился во сне Феодор Тирон, велел предупредить всех христиан, что не нужно покупать еду на рынках. Вместо этого святой повелел всем готовить и есть коливо. В память об этом событии и была установлена служба великомученику Феодору. Вспоминаются события победы над еретиками-иконоборцами в IX веке как завершения эпохи Вселенских соборов, на которых отстаивалась истинность православного вероучения. В этот день можно исповедоваться и причаститься, литургия совершается полным чином. Во все дни Великого поста Вы можете получить молитвенную поддержку для себя и близких.
Новости ставропигиальных монастырей Во вторник первой седмицы Великого поста епископ Павлово-Посадский Силуан совершил чтение канона прп. Андрея Критского в Богородице-Рождественской обители Вечером 19 марта 2024 года, во вторник первой седмицы Великого поста, епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре.
Тайная сердца моего исповедах Тебе, Судии моему, виждь мое смирение, виждь и скорбь мою, и вонми суду моему ныне, и Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже. Саул иногда, яко погуби отца своего, душе, ослята, внезапу царство обрете к прослутию; но блюди, не забывай себе, скотския похоти твоя произволивши паче Царства Христова. Давид иногда Богоотец, аще и согреши сугубо, душе моя, стрелою убо устрелен быв прелюбодейства, копием же пленен быв убийства томлением; но ты сама тяжчайшими делы недугуеши, самохотными стремленьми. Совокупи убо Давид иногда беззаконию беззаконие, убийству же любодейство растворив, покаяние сугубое показа абие; но сама ты, лукавнейшая душе, соделала еси, не покаявшися Богу.
Давид иногда вообрази, списав яко на иконе песнь, еюже деяние обличает, еже содея, зовый: помилуй мя, Тебе бо единому согреших всех Богу, Сам очисти мя. Песнь 8 Ирмос: Егоже воинства Небесная славят, и трепещут херувими и серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки. Согрешивша, Спасе, помилуй, воздвигни мой ум ко обращению, приими мя кающагося, ущедри вопиюща: согреших Ти, спаси, беззаконновах, помилуй мя. Колесничник Илия колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных: сего убо, душе моя, восход помышляй. Елиссей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. Иорданова струя первее милотию Илииною Елиссеем ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. Соманитида иногда праведнаго учреди, о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом ни странна, ни путника.
Темже чертога изринешися вон, рыдающи. Гиезиев подражала еси, окаянная, разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость; бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих. И ныне: Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистинну Тя почитаем. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем. Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех. Темже, моя окаянная душе, что сотвориши, егда приидет Судия испытати твоя?
Моисеово приведох ти, душе, миробытие, и от того все заветное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя: от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога согрешивши. Закон изнеможе, празднует Евангелие, Писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша и все праведное слово; струпи твои, о душе, умножишася, не сущу врачу, исцеляющему тя. Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению: праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же, и пощеньми, и чистотою, и говением. Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися. Христос вочеловечися, плоти приобщився ми, и вся елика суть естества хотением исполни греха кроме, подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снисхождения. Христос волхвы спасе, пастыри созва, младенец множества показа мученики, старцы прослави и старыя вдовицы, ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию, но горе тебе, внегда будеши судитися.
Сразу же по возвращении в Россию Карамзин приступает к издательской деятельности. Провидение пощадило литератора, но тот не пощадил своих читателей, отравляя их умы ядом якобинских инсинуаций. Если бы Карамзин не был обласкан монаршей милостью и облачен таким глубоким доверием, кто знал бы его теперь? И как же отплатил якобинец своему коронованному благодетелю? В своих посланиях Карамзин рисует Императора только черной краской, отзываясь о нем со злобой и возмущением. Что же касается обвинений в адрес Императора, то здесь все — ложь, по мысли Александра Васильевича Суворова, столь свойственная масонам. Во-первых, план войны, одобренный Государем, привел Россию к победе, а во-вторых, первым предложил сдать Москву Михаил Богданович Барклай-де-Толли на совете в Филях. С ним согласился Михаил Илларионович Кутузов, от которого и зависело решение об оставлении столицы. Все историки Отечественной войны 1812 года сходятся в мысли, что решение это было необходимым и правильным. Вместо того чтобы обвинять своих братьев-мартинистов в резне русских людей, Карамзин клевещет на Царя. Однако наглость автора тем не ограничилась. И что же? Вместо того, чтобы гнать мерзавца взашей, Государь всего лишь уехал, не попрощавшись. О, милосердие Александрово! После окончательного разгрома наполеоновской армии Императрица-мать Мария Феодоровна предлагает историку-вольнодумцу восславить Царя-победителя. Что же Карамзин? Отклоняя просьбу августейшей особы какая честь изменнику! Да, наглость удивительная! В таком же духе будущий масон-декабрист пишет и Екатерине Павловне, сестре Самодержца, заявляя, что ужасы царствования Грозного буквально потрясли его. Намек более чем оскорбительный!
Последование в Неделю Православия
Особенности Богослужения Великого Поста. Конспекты лекций по литургике | Первая неделя Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение особенной продолжительностью. |
Первая седмица Великого поста | СЕМЬЯ и ВЕРА | Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского. |
Последование в Неделю Православия | На первой седмице Великого поста в первой части повечерия читается канон св. Андрея Критского, поэтому в этом месте канонов Октоиха и Минеи нет. |
В православных храмах начинаются особые великопостные богослужения — пассии | Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в понедельник первой седмицы Великого поста. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Что читают в понедельник первой седмицы Великого поста? Первое чтение канона святого Андрея Критского начинается в понедельник на первой седмице Великого поста. Последование Великаго повечерия в понедельник первыя седмицы. Последование Великого повечерия с Великим покаянным каноном преп. Андрея Критского для чтения в понедельник, вторник, среду и четверг 1-ой Седмицы Великого Поста: (Скачать платно в pdf формате). СЛУЖБА ВЪ СУББОТУ ПЕРВЫЯ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКАГО ПОСТА. ВЪ ПЯТОКЪ ВЕЧЕРА, ВО СВѢТИЛЬНИЧНОЕ, По обычномъ стихословіи, на Г осподи воззвахъ., поставимъ стиховъ 10 и поемъ стихиры, самогласенъ дне, дважды, гласъ 5. Полное последование утрени Великого канона в четверг 5-й седмицы Святой Четыредесятницы («Мариино стояние»).
Триодь Постная. Понедельник 1-ой седмицы. Последование Великаго повечерия.
Первая неделя (седмица) Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. В первую неделю Великого поста во всех православных храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского, который назван Великим, как по глубине содержания, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). Великий покаянный канон Андрея Критского читают в самом начале Великого поста — четыре части в первые четыре дня. Что читают в понедельник первой седмицы Великого поста? Первое чтение канона святого Андрея Критского начинается в понедельник на первой седмице Великого поста. поста, Крестопоклонную Последование Пассии в Неделю 3-ую Великого поста, Вечера.
Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
Василия Великого. Мануил Панселин. Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Роспись соб. Протата в Карее. В субботу первой седмицы совершается память великомученика Феодора Тирона и вспоминается его чудесная помощь христианам Константинополя в 362 году. Шла первая седмица Великого поста. Император Юлиан Отступник приказал градоначальнику тайно кропить идоложертвенной кровью все продаваемые на рынках продукты.
Но св. Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповедание Христа, явился в сновидении константинопольскому епископу Евдоксию и открыл замысел Юлиана. Он повелел христианам в течение всей недели ничего не покупать на рынке, но питаться своими припасами пшеницы и других злаков с добавлением меда. Так христиане были сохранены от осквернения в первую седмицу Великого Поста. Служба великомученику Феодору Тирону начинается в пятницу, 23 февраля, с вечерни, которая соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров. В конце Литургии по заамвонной молитве поется молебный канон святому Феодору. В конце молебна совершается освящение колива — пшеницы, отваренной с медом, в память о чуде св.
Затем коливо раздается всем молящимся. Первое воскресенье Великого Поста, 25 февраля, называется Неделей Православия по совершаемому в этот день торжеству Православия. Празднование установлено в Греции в первой половине IX века. Это торжество Церкви над всеми возмущавшими ее ересями и особенно над последней — иконоборческой, осужденной на VII Вселенском Соборе в 787 году. Совершается особое богослужение — чин Православия, составленный в середине IX века св. Мефодием, Патриархом Константинопольским. Феодор Тирон.
Мозаика кафоликона мон. Осиос Лукас.
Пост для детей, по словам того же А. Ткачева — это ограничивать сладости, слушаться родителей, читать книги и забыть про телевизор и гаджеты. Люди, которые вынуждены путешествовать в Великий пост и работать на тяжелых работах, могут также пост не соблюдать. Особенности Богослужения Первая седмица Великого поста насыщена Богослужениями. Они — уникальны и необычайно красивы.
Служба совершается по Постной Триоди с добавлением Октоиха. В понедельник, вторник и четверг утром читаются часы и изобразительны. На часах читаются кафизмы, паремии и поются специальные прокимны и стихи. Несколько раз читается молитва св. Ефрема Сирина с поклонами. В среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных Даров. Этот обычай идет с апостольских времен, когда христиане весь день проводили в молитве и посте и лишь вечером собирались на Литургию.
Именно поэтому она начинается с вечерни. Но сейчас по неудобству она служится по утрам. Это — очень красивая служба с особенными песнопениями и строгими распевами. Во время нее совершаются множественные земные поклоны, а также несколько раз читается молитва святого Ефрема Сирина. На Преждеосвященной Литургии не преосуществляются Святые Дары, а причащение происходит заранее запасенными Дарами. Поэтому детей не причащают за этой литургией, чтобы они не подавились или не выплюнули святыню. В понедельник, вторник, среду и четверг вечером на первой седмицы читается во всех храмах канон святого Андрея Критского на повечерии.
Новое издание значительно переработано, с учетом отзывов и практических пожеланий священно- и церковнослужителей. В отличие от предыдущих версий, это издание включает в себя практически все молитвословия в полном изложении за исключением минейных , которые необходимы для богослужения на каждый день первой седмицы Великого поста.
Апостол к филипписием, зачало 247. Апостол к коринфяном, зачало 149.
Апостол к коринфяном, зачало 125. Во святую и великую субботу. Апостол к коринфяном, зачало 133, конец в 206-м зачале. Апостол к римляном, зачало 91.
Аллилуиа не поется, но по еже рещи иерею: Мир ти. И лик тожде на глас 7.
1-я седмица Великого поста
Тот, кто посещал службы каждое воскресенье, ходит в церковь каждый день на чтение канона Критского. Человек старается ограничивать свое зрение, язык и слух, не смотрит телевизор, не входит без нужды в интернет, не разговаривает по пустякам, не осуждает, не сплетничает, боится кого-нибудь обидеть словом или делом. В общем, старается следить за собой и не грешить. Рацион тоже меняется полностью.
Из питания исключаются: мясные продукты мясо, колбаса, сосиски, котлеты и т. Все продукты животного происхождения есть нельзя. Можно есть крупы, макаронные изделия, овощи, фрукты, бобовые и морепродукты в умеренном количестве, не переедая.
Здесь кулинарные способности диктуются фантазией человека. Некоторые заменяют мясо соевыми продуктами, которых сейчас можно в обилии найти на прилавках. Также популярны постные вареники, пельмени, постная выпечка.
Различные постные соусы делают вкус блюд полнее и интереснее. Смысл первой седмицы Но не стоит увлекаться приготовлением постного стола, ведь смысл поста совсем не в этом. Главное — молитва и воздержание во всем.
Это приводит к покаянию , чувствованию присутствия Божия, исправлению жизни. Некоторые постники в первую седмицу, самую строгую, едят лишь хлеб с водой. Протоиерей Андрей Ткачев призывает всех в пост почувствовать вкус хлеба и воды.
Но делать это стоит лишь ради Христа. Пост — своеобразное мученичество, которое человек несет самопроизвольно. Главная цель поста — в воздержании души от блудных помыслов, осуждения, «похоти очей, похоти плоти и гордости житейской» по словам апостола, то есть отчуждение от духа мира сего 1 Иоанн, 2,16.
Для удобства книги снабжены ленточками-закладками. Это издание должно не только помочь священнослужителям и певчим при совершении служб первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы, но и дать возможность молящимся следить за ходом службы.
Он был легионером в римской армии и христианином, который погиб мученической смертью - его сожгли на костре. Его почитание церковью в первую седмицу связано с легендой, согласно которой, через 50 лет после своей гибели Тирон явился во сне Архиепископу Константинопольскому, чтобы предупредить его об опасности: по указу императора, в первую неделю поста вся постная пища на рынке была обрызгана кровью животных, которые приносились в жертву языческим богам. Феодор Тирон велел Архиепископу сообщить об этом христианам. Еду с рынка он предложил заменить вареной на меду пшеницей - коливом. Освященное коливо благословляется и раздается прихожанам как поддержка на их пути соблюдения поста. Что можно есть в первую седмицу? Церковные правила в отношении питания в Великий пост достаточно строги, особенно в первую седмицу: в понедельник есть запрещено во вторник и четверг можно есть вареную пищу, приготовленную без масла среда и пятница - дни сухоядения, то есть употреблять можно только те продукты, которые не подверглись термической обработке в субботу разрешается употреблять в пищу постное растительное масло. Обычные люди миряне зачастую не отказываются от растительного масла, а также фактически не практикуют сухоядение.
Если кратко, в пост можно есть все, кроме: мяса и мясных продуктов сосиски, например, или колбаса рыбы кроме дней Благовещения и Вербного Воскресенья яиц молока.
Еще одна важная особенность, относящаяся не к данной службе суточного круга, а ко всему суточному кругу в целом: особый устав чтения Псалтири. Пока скажу лишь, что Великим Постом прочитывается в течение седмицы не 20, а 40 кафизм, т. Псалтирь прочитывается не единожды, а дважды за седмицу. Это достигается вследствие двух причин: — на великопостной утрени прочитывается не две, а три кафизмы; — кафизмы читаются почти на всех Часах. Между прочим, в субботние и воскресные дни устав о кафизмах не изменяется, что тоже подтверждает отсутствие в субботу и воскресение великопостных особенностей. Следующая особенность заключается в изменении чинопоследования каждой из служб суточного круга.
Об этом мы будем говорить более подробно, а пока скажу лишь, что Великим Постом вечерня совершается ранее, чем в дни Великого Поста. Она присоединяется к Часам, согласно установившейся у нас практике впрочем, дозволяемой Типиконом. А поскольку вечерня совершается днем, а не вечером, то вечером в седмичные дни служится не малое, а великое повечерие. В пятницу вечером также совершается великое повечерие, но уже без великопостных особенностей. Устав называет это повечерие «повечерием великим без поклонов». В воскресенье вечером Великим Постом в первые пять воскресений, а также в неделю сыроспустную совершается вечерни со входом и великим прокимном. Два великих прокимна глаголятся поочередно.
Вопрос: откуда появилась традиция служить в воскресение пассию? Ответ: оттуда же, откуда и традиция служить в черных ризах. Собственно, «пассия» латинское слово означает «страдание». Это служба не уставная, она распространилась у нас в синодальный период. Между прочим, чина пассии нигде нет и в разных храмах она совершается по—разному. Есть редкие храмы, где она не совершается, а совершается уставная служба. Собственно говоря, пассия — это великопостная понедельничная вечерня со входом и великим прокимном, с молебном по отпустительных тропарях, с каноном иногда акафистом и чтением Евангелия.
Причем пассии совершаются четыре раза: во второе, третье, четвертое и пятое воскресение Великого Поста. Почему четыре? Потому что четыре евангелиста: на первой пассии читаются страсти по Матфею, на второй — страсти по Марку, на третьей — страсти по Луке, на четвертой — страсти по Иоанну. В прошлый раз мы охарактеризовали общие особенности всех великопостных Богослужений. Сегодня мы будем изучать конкретные особенности тех или иных служб суточного круга, отправляемых во время Св. Великого Поста. Надо сказать, что Типикон посвящает великопостному Богослужению довольно значительную часть своего объема — это глава 49—я, занимающая несколько десятков страниц.
Глава эта называется «Последование Святыя Четыредесятницы». Я буду излагать особенности служб суточного круга не в порядке следования богослужебного дня, а в порядке следования дня астрономического. Полунощница вседневная Напомню, что полунощницы делятся на вседневные, субботние и недельные воскресные. И если мы говорим об особенностях великопостной полунощницы, то относиться они могут только к вседневной полунощнице, поскольку в субботу и воскресение никаких великопостных особенностей нет. По возгласе священника: «Боже, ущедри ны и благослови ны…» — молитва Ефрема Сирина с 16—ю поклонами. Это и есть единственная особенность великопостной полунощницы. Согласно ныне действующей редакции устава, полагается 3 земных поклона, 12 поясных с краткой молитвой «Боже, очисти мя грешнаго» и 1 земной поклон в сумме 16.
До богослужебной реформы патриарха Никона молитва Ефрема Смирина совершалась иначе по крайней мере на Руси : полагались 16 поклонов земных, а краткие молитвы были разными. Текст самой молитвы в той редакции тоже несколько отличался от теперешней: «Господи Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, праздности и любоначалия отжени от мене» а не «не даждь ми». С богословской точки зрения такая формула безукоризненна: Господь не может дать нам чего? Другое дело, что мы можем просить Бога, чтобы Он отделил, «отженил» от нас то, чему не подобает в нас возрастать. Правда, есть другой пример: «Не введи нас во искушение» в молитве Господней. Это тоже условно понимаемое место: не допусти до того, чтобы искушения возобладали над нами. Так же надо понимать и «не даждь ми» в молитве Ефрема Сирина.
Утреня без полиелея Это слyжба обширная, так что мы вправе ожидать многих особенностей. Утрени, как известно, бывают разные: бyдничные, со славословием и с полиелеем. Так что когда мы говорим об yтрени, нyжно конкретизировать, о какой именно великопостной yтрени идет речь: без славословия, со славословием или с полиелеем. Скажy сразy, что yтрени со славословием в дни Великого Поста быть не может. По бyдням Великого Поста Великое славословие никогда не поется — даже на праздник Благовещения. А вот полиелей может быть, хотя и крайне редко. Начальное Трисвятое.
Великий канон святого Андрея Критского
- 40 дней по особому расписанию
- Понедельник первой седмицы Великого Поста
- Первая неделя Великого поста
- Торжество Православия — торжество здравого смысла
Требы онлайн
- Смысл первой седмицы
- Великое повечерие
- Последования служб Первой седмицы Великого Поста – Храм Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках
- Первая седмица Великого поста: Откуда начну плакать
- Из Википедии — свободной энциклопедии
Первая седмица Великого поста. Текст Великого покаянного канона Андрея Критского
Второе издание с рисунками, Москва, 1915 г. Великий канон преподобнаго отца нашего Андреа Критскаго и Иерусалимскаго.
На седмице ежедневно: 13:00 — Молебен с каноном прп. Амвросию Оптинскому во Введенском соборе 14:00 — Водосвятный молебен в Преображенском храме 14:30 — Молебен с каноном прпп. Антипы, еп. Совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
Считалось, что как первый день поста, так и вся неделя, которая носит название Федоровой недели, посвящена очищению: многие ходили в баню, чтобы смыть с себя грехи, в том числе предыдущей масленичной недели. Молится в эту неделю полагалось великомученику Феодору Тирону. Кто такой Феодор Тирон? В субботу первой седмицы, которая в этом году выпадает на 23 марта православная церковь вспоминает великомученика Феодора Тирона. Он был легионером в римской армии и христианином, который погиб мученической смертью - его сожгли на костре. Его почитание церковью в первую седмицу связано с легендой, согласно которой, через 50 лет после своей гибели Тирон явился во сне Архиепископу Константинопольскому, чтобы предупредить его об опасности: по указу императора, в первую неделю поста вся постная пища на рынке была обрызгана кровью животных, которые приносились в жертву языческим богам. Феодор Тирон велел Архиепископу сообщить об этом христианам. Еду с рынка он предложил заменить вареной на меду пшеницей - коливом. Освященное коливо благословляется и раздается прихожанам как поддержка на их пути соблюдения поста.
Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей — около 250 в обычных канонах их около 30. Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.