22 сентября 2023 «Методика преподавания основ российской государственности» в рамках проекта «ДНК России». В четверг на базе РАНХиГС в рамках проекта «ДНК России» прошла итоговая конференция преподавателей нового курса «Основы российской государственности». – Мы начинаем важный этап по внедрению курса “Основы российской государственности” в образовательные программы высшего образования России. Сегодня главная задача проекта «ДНК России» — разработка учебно-методического комплекса для нового образовательного курса «Основы российской государственности».
Проект «ДНК России» представил в ЮФО новый предмет для вузов
Проект «ДНК России», стартовавший в прошлом году, поставил своей целью объединить академическое сообщество нашей страны и на междисциплинарной, метапредметной основе сформировать профессиональную дискуссию по поводу российского мировоззрения. Основы российской государственности: учебное пособие для студентов естественно-научных и инженерно-технических. Проект «ДНК России», стартовавший в прошлом году, поставил своей целью объединить академическое сообщество нашей страны и на междисциплинарной, метапредметной основе сформировать профессиональную дискуссию по поводу российского мировоззрения. Главной целью «ДНК России» в 2023 году является разработка и внедрение учебно-методического комплекса для нового образовательного курса «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ». – Мы начинаем важный этап по внедрению курса “Основы российской государственности” в образовательные программы высшего образования России. Новый предмет получит название «Основы российской государственности».
В чеченских вузах появится новый курс «Основы российской государственности»
Разработка и внедрение учебно-методического комплекса для «Основ российской государственности» были главной целью федерального проекта «ДНК России», направленного на вовлечение академического сообщества в учебно-методическое и. Сегодня главная задача проекта «ДНК России» — разработка учебно-методического комплекса для нового образовательного курса «Основы российской государственности». В ходе мероприятия участники обсудили возможное содержание, структуру и алгоритм внедрения курса «Основы российской государственности», который планируется ввести в российских вузах уже с 1 сентября 2023 года. Курс «Основы российской государственности» состоит из пяти разделов: «Что такое Россия», «Российское государство-цивилизация», «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», «Политическое устройство» и «Вызовы будущего и развитие. Ученые в рамках проекта «ДНК России» выявили ценностные ориентиры россиян, сообщает издание «Взгляд». Главной целью «ДНК России» в 2023 году является разработка и внедрение учебно-методического комплекса для нового образовательного курса «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ».
На конференции в ЮФУ обсудили реализацию проекта "ДНК России"
«Курс “Основы российской государственности” является междисциплинарным и представляет синтез всего имеющегося социально-гуманитарного знания. – Мы начинаем важный этап по внедрению курса “Основы российской государственности” в образовательные программы высшего образования России. Научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин подчеркнул, что новый учебный курс «Основы российской государственности» не будет дублировать уже идущие в вузах пары по истории и другим гуманитарным наукам и не заменит их. Проректор Донского ГАУ по молодежной политике, воспитательной и социальной работе Светлана Гуржий приняла участие в конференции «Основы российской государственности», которая прошла в рамках проекта «ДНК России» при поддержке Минобрнауки РФ.
С сентября в вузах введут курс «Основы российской государственности»
Дисциплина формируется в рамках проекта «ДНК России», который должен объединить ученых страны для междисциплинарной дискуссии по поводу российского мировоззрения. В рамках проекта «ДНК России» ученые выявили ценностные ориентиры россиян и сейчас разрабатывают курс «Основ российской государственности» для российского высшего образования. Курс «Основы российской государственности» состоит из пяти разделов: «Что такое Россия», «Российское государство-цивилизация», «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», «Политическое устройство» и «Вызовы будущего и развитие. — обсудить актуальные проблемы в области российской государственности. Ее организовал проект «ДНК России» при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российского общества «Знание». Первокурсники всех вузов страны с этого года начинают изучение нового предмета – «Основы российской государственности».
Новая дисциплина «Основы российской государственности» появится в донских вузах
Президент России Владимир Путин подписал поручение о разработке и включении в образовательные программы вузов курса «Основы российской государственности». Авторы проекта «ДНК России» начали разработку этой программы. О том, как ведётся работа рассказал проректор Государственного академического университета гуманитарных наук, главный редактор информационно-аналитического портала «Евразия. Эксперт» Вячеслав Сутырин.
Демидовский университет ЯрГУ 2 029 подписчиков Подписаться В ЯрГУ стартовал практический модуль первого потока программы повышения квалификации для преподавателей вузов «Методика преподавания основ российской государственности» в рамках федерального проекта «ДНК России». Программа повышения квалификации реализуется в сетевом формате - слушатели проходят онлайн-модули в РАНХиГС, а на практическую часть приезжают в один из опорных центров, в число которых входит и ЯрГУ.
Одно из них — пособие «Россия в мировой политике» — было издано в 2014 году. Оно будет полезным и для изучения российской государственности. Материал для нового курса у нас собран. Концептуальные основы тоже есть. Я считаю, что важно учитывать как современный, так и исторический аспект. Поскольку это первокурсники, курс должен быть максимально интересным с точки зрения подачи материала. Все должно подкрепляться визуально. Мои научные интересы сосредоточены как на российской, так и на зарубежной проблематике, поэтому я считаю, что излагать российскую действительность нужно с опорой на сравнительный анализ.
Межвузовские рабочие группы под руководством экспертов проекта прорабатывали содержание курса, нестандартные подходы к подаче материала и алгоритмы внедрения дисциплины в существующие учебные планы различных направлений подготовки с учетом особенностей вузов. Как отметил Андрей Полосин, преподаватели социально-гуманитарных дисциплин вузов со всей страны вовлечены в разработку курса «Основы российской государственности». И если в рамках профессиональной подготовки в высшем учебном заведении студент будет получать знания о том, как живет его страна, как организовано культурное, ментальное пространство многонационального народа России, как это воплощается в политическом устройстве, то есть в гражданских правах и свободах человека, и сможет выбрать в своей профессиональной карьере правильное, нужное ему, приемлемое, интересное решение - вот тогда и случится воплощение в жизнь этих новых знаний. Все это делается ради будущего.
«Основы российской государственности» будут изучать студенты Алтайского края
Также научным коллективом Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ по поручению Минобрнауки России было подготовлено учебное пособие для студентов естественно-научных и инженерно-технических специальностей. Предлагаем ознакомиться с его содержанием в прикрепленной ссылке.
На второй день все события презентовали студентам, которые поделились своим мнением. Только что прошли итоговые презентации: многие из предложенных решений с незначительными доработками могут внедряться уже в этом году. Хочется выразить благодарность нашему педагогическому сообществу, потому что здесь собрались действительно очень талантливые, креативные и глубоко погружённые в вопрос люди, которые создали за минимальные сроки интересные образовательно-просветительские продукты", — отметила заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ Анна Брайнес. Она добавила, что на этапе разработки и апробирования студенты стали соавторами созданных на конференции образовательных событий.
За два дня участники проработали содержательную структуру курса «Основы российской государственности» с учетом роли исторической науки в новой дисциплине. Курс стартует уже 1 сентября этого года. Слушателями станут студенты всех направлений: как гуманитарных, так и технических. Новый курс — это не скучные лекции, а увлекательные интерактивные занятия: экскурсии, дискуссии, деловые игры и т. Курс поможет молодежи не только лучше познакомиться с историей страны, но и понять причинно-следственные связи происходящих в мире событий, сформировать образ будущего России. Алексей Юрьевич — автор монографии, учебников и учебных пособий. Одно из них — пособие «Россия в мировой политике» — было издано в 2014 году. Оно будет полезным и для изучения российской государственности.
Научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин подчеркнул, что новый учебный курс «Основы российской государственности» не будет дублировать уже идущие в вузах пары по истории и другим гуманитарным наукам и не заменит их. Как отметил Андрей Полосин курс призван показать высокую степень ответственности и столь же высокую вариативность трактовок тех или иных политических решений лидеров России в разные времена. Мы сейчас создаем систему экспертного обеспечения деятельности образовательных процессов и процессов подготовки принятия решений.
Открытие конференции проекта «ДНК России»
Научный руководитель проекта "ДНК России" Андрей Полосин обратил внимание на то, что технология образовательных событий не является новым изобретением. Однако, несмотря на то, что сегодня она практически не применяется в вузовской системе, успела зарекомендовать себя ранее. Напомним, "Основы российской государственности" — новая образовательная дисциплина, которая введена в образовательную программу на уровнях бакалавриата и специалитета. Ее цель - усовершенствование социально-гуманитарной подготовки студентов российских вузов.
Важно подчеркнуть — они не изобретены, не придуманы, а выявлены по результатам обработки исследовательских данных от тысяч российских исследователей. В качестве одной из фундаментальных характеристик российского мировоззрения, ключевых для понимания феномена отечественной государственности, был выявлен цивилизационный подход, представление о России как о цивилизации, а не одном из многих «национальных государств».
В ноябре прошлого года указом Президента России были утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, касаются не только нашей физической безопасности или материального благополучения, но и развития духовного потенциала нашего народа, повышению сплоченности российского общества, осознанию гражданами собственных ценностей в условиях глобального цивилизационного кризиса. Под угрозой оказалось не наше потребление и наша промышленность; под угрозой находилась сама идентичность россиян, само российское мировоззрение. Указ Президента стал ключевой мерой оперативного ответа на подобные вызовы, и он не просто перечисляет, а защищает жизнь и достоинство россиян, поддерживает ценности нравственности и семейственности, идеалы преемственности, взаимопомощи и уважения. Уже сегодня мы можем констатировать, что в российском мировоззрении сосуществуют как минимум три ценностные рамки: это естественные человеческие ценности, базовые и нормальные для всего нашего вида, затем цивилизационные константы, исторически характерные для нашего общества и лежащие в основе культурных традиций народов России, и, наконец, ценностные ориентиры, обращенные в будущее и определяющие содержание тех смыслов, которые должны быть на грядущих страницах истории страны. Участники «ДНК России» выявили такие ориентиры, как созидание, служение, солидарность, стабильность, суверенитет.
Отдельное внимание нужно уделить такому ориентиру, как справедливость, — в этом уникальном русском слове объединены и правда, и честность, и достоинство. Разве в английском «justice» есть корень, связанный с «truth»? Разве сходятся так изящно, как в русской «справедливости», немецкие Gerechtigkeit, Recht и Wahrkeit? Проект «ДНК России» активно развивается.
Большой проект «ДНК России» направлен на вовлечение педагогов высшей школы и всего академического сообщества в учебно-методическое и научно-исследовательское сопровождение государственной политики в области просвещения, высшего образования и молодежной политики. Ректор Северо-Кавказского федерального университета Дмитрий Беспалов подчеркнул, что университет принимает активное участие в реализации курса. Наши преподаватели обеспечат методическую поддержку реализации курса в высших учебных заведениях макрорегиона. Уверен, старт преподавания дисциплины «Основы российской государственности» внесет большой вклад в формирование гражданской идентичности и патриотизма у молодого поколения, — Дмитрий Беспалов. Подготовка будет проходить в 3 потока: с 31 мая 21 июня.
В этом году у вузов есть возможность адаптировать дисциплину под особенности учреждения в соответствии с предложенными Минобрнауки России методическими рекомендациями. Преподаватели, подготовленные к работе с курсом, ориентированы на возможность внесения собственных материалов и подходов исходя из научной специализации, оставаясь в рамках концепции предмета.
ДНК России: СКФУ запустил курсы подготовки преподавателей основ российской государственности
В 2021 году была утверждена действующая Стратегия национальной безопасности, в которой были определены стратегические национальные приоритеты. Безусловно, важно осознавать краткосрочное, уже выраженное значение национальных целей и приоритетов — развитие продовольственного суверенитета, обеспечение независимого развития критических технологий, автономизация внешней политики. Но особый интерес представляют наши среднесрочные и долгосрочные, стратегические цели. Достижение их обеспечивается не только нормативными решениями и созданием механизмов финансирования; в куда большей степени оно зависит от общественных процессов и сотрудничества социальных институтов, поддерживающих всю систему российского мировоззрения. Тех констант и ориентиров, что передаются из поколения в поколение и обеспечивают сохранение удивительной способности России оставаться сильной, находить новые решения и предвидеть будущие процессы и изменения. Проект «ДНК России», стартовавший в прошлом году, поставил своей целью объединить академическое сообщество нашей страны и на междисциплинарной, метапредметной основе сформировать профессиональную дискуссию по поводу российского мировоззрения. Не секрет, что не только история, но и ценностно-культурный портрет России за последние 30 лет усилиями «диванных профессоров» и «альтернативных специалистов» приобрел странный, порой совершенно не научный характер. Иногда такие сюжеты приводят к появлению идей о признании Тартарии прародиной российского государства или очередному описанию нашей страны методом «от противного», да еще и с использованием ложных дихотомий. Запущены грантовые исследования десятков научных коллективов. В Сочи прошла научно-просветительская конференция, объединившая более 200 участников из 86 вузов со всей страны.
Участниками проекта регулярно проводятся круглые столы, исследовательские семинары и креативные сессии, запущен научный клуб «Гуманитарный реактор».
У вуза есть все возможности активно участвовать в проекте "ДНК России". Кроме того, сама история университета, основанного в 1915 году, формирует те культурные особенности, которые позволяют нашему профессорско-преподавательскому составу более глубоко понимать направления российской государственности. Сегодня мы не только знаем, как должен выглядеть этот учебный курс, который разрабатывался всей страной, всем профессиональным сообществом, но и отчетливо видим то место, которое этот курс займет в общей логике образовательного процесса, - сказала Инна Шевченко. Участники конференции начали масштабную групповую работу по выработке предложений. Пресс-релиз подготовлен при содействии Центра общественных коммуникаций Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Южный федеральный университет".
Слишком долго эта работа либо совсем не велась, либо находилась в руках недобросовестных экспертов. Много лет вместо полноценного научного анализа мы наблюдали попытки пересборки российской идентичности вокруг ложных дихотомий и умозрительных квазиисторических моделей. Современной России и ее гражданам для объяснения себя не нужна ни Тартария, ни Золотая Орда, ни кропотливые поиски отличий от Запада в угоду политической конъюнктуре. Согласен в этом с коллегами полностью — «изобретать и пересобирать» ничего не нужно.
Наши ценности действуют здесь и сейчас, в наших повседневных практиках. Не удивительно, что как только они стали предметом полноценной научной работы, результаты не заставили себя долго ждать.
Что точно должно быть в курсе - это предложение группы, работавшей над разделом "Россия - государство - цивилизации", составлять с обучающимися интеллект-карты для наглядного отображения образа цивилизации. Этот компонент должен оказаться в наших методических материалах, - подчеркнул Андрей П олосин. В целом по итогам двухдневной работы конференции ее участники сошлись во мнении, что курс должен включать как можно больше живых дискуссий и наглядного интерактивного материала: деловых игр, интеллект-карт и так далее. Однако, несмотря на многообразие предложений, к преподаванию "Основ российской государственности" необходимо утвердить единый подход.
На круглом столе ЭИСИ обсудили работу над курсом "Основы российской государственности"
Такого рода предметы в образовательных программах ведущих университетов мира практикуются исторически изначально. И отсутствие такого рода предмета и системного подхода к знаниям об обществе в мире, в котором предстоит жить и реализовывать свою профессиональную карьеру сегодняшним студентам, а завтрашним нашим созидателям, практически необходимость. Задача курса — это собрать всю накопленную систему знаний российской и мировой наукой в одну программу, в один предмет, в одно понимание», - рассказал Андрей Полосин. Конференция открылась пленарным заседанием по актуальным вопросам формирования мировоззрения и роли высшего образования в этом процессе. Ректор ЮФУ Инна Шевченко отметила, что Южный федеральный университет имеет все предпосылки принимать у себя эту научную конференцию, и в принципе самым активным образом участвовать в проекте «ДНК России». Во-вторых, сама история университета, которая берет своё начало в 1915 году, позволяют нашему профессорско-преподавательскому составу более глубоко понимать процессы формирования и развития российской государственности. Сегодня мы не только знаем, каким должен быть этот учебный курс, который мы составляли всем страной, всем профессиональным сообществом, но и отчетливо видим то место, которое этот курс займёт в общей логике образовательного процесса», - сказала Инна Шевченко.
Новая дисциплина разработана и включена в учебные программы вузов в соответствии с поручением Президента РФ Владимира Путина по итогам заседания Госсовета, состоявшегося 22 декабря 2022 года. В основу нового курса положен принцип междисциплинарности, то есть в нем соединены элементы философии, политологи, социологии, истории, юриспруденции, экономики, культурологии и психологии. Дисциплина направлена на формирование у обучающихся системы знаний, навыков и компетенций, а также ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности, осознающей особенности исторического пути российского государства, самобытность его политической организации и сопряжение личного достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины.
В течение двух дней С 23 по 24 марта в рамках проекта «ДНК России» в Южном федеральном университете эксперты и преподаватели высшей школы Юга России работали над содержательным развитием концептуальной структуры курса «Основы российской государственности», расширением и оптимизацией педагогического инструментария и образовательных технологий, а также созданием алгоритма внедрения курса в учебные планы различных направлений образовательной подготовки. На второй день работы конференции состоялось совещание проректоров образовательных учреждений высшего образования Юга России по выработке общих решений и механизмов по внедрению нового образовательного курса. Ломоносова Андрей Полосин.
По итогам работы в малых группах участники создали и защитили свои проекты лекций и семинаров к курсу «Основы российской государственности».