Наступательная операция «Искра» с целью прорыва блокады Ленинграда, готовилась довольно долго и тщательно. Новороссийско-Таманская стратегическая наступательная операция 1943.
Пока держится Ленинград - держится весь фронт
- Правда о прорыве блокады Ленинграда. Операция «Искра» и как работала «Дорога Победы»
- РАБОТАТЬ, РЕШАТЬ, ПОМОГАТЬ!
- Как «прорывали» блокаду Ленинграда: Операция «Искра»
- «Никто не забыт и ничто не забыто». 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда
Этот день в истории: 1943 год — прорыв блокады Ленинграда
В конце 1942 года советское командование готовит операцию по прорыву блокады. Новороссийско-Таманская стратегическая наступательная операция 1943. Результатом наступательной операции «Искра» стал прорыв блокады Ленинграда. Операция получила кодовое название «Искра».
Операция Искра звено в цепи катастроф Вермахта январь 1943. Алексей Исаев. Истрия СССР. Лекции.
Операция «Искра» — Википедия Переиздание // WIKI 2 | 18 января 1943 года в ходе операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда. |
Операция «Искра»: когда Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда | Новороссийско-Таманская стратегическая наступательная операция 1943. |
Правда о прорыве блокады Ленинграда. Операция «Искра» и как работала «Дорога Победы» | Стратегическая наступательная Операция "Искра" в 1943. |
Операция «Искра» — Википедия | Подготовка к проведению операции «Искра» велась с декабря 1942-го по начало января 1943-го. |
В Петербурге опубликовали архивные фото времен прорыва блокады
Немцы, конечно, ожидали, что зимой русские снова попытаются прорваться. Но где и какими силами, они не знали. Наши войска были тщательно замаскированы и передвигались только по ночам. Им запретили любое радиообщение. Времени на раскрытие местонахождения прибывших из тыла частей Красной армии у немцев просто не было. Второй важный момент - подготовка кадров.
Командиры и солдаты получили время на обучение. Были организованы штурмовые батальоны с танковой поддержкой в каждом полку. В тылу обоих фронтов построили копии немецких укреплений, которые наши штурмовики ежедневно атаковали, нарабатывая наступательную практику. Солдатам выдали даже «кошки» для штурма ледяных валов. Важная роль принадлежит Генеральному штабу во главе с маршалом Александром Василевским.
Немалый вклад в успех предстоящей операции внесли маршалы Семен Тимошенко и Климент Ворошилов. Они провели большую подготовительную работу: были построены десятки километров дорог, подвезено огромное количество боеприпасов, в том числе больших калибров. И, таким образом, эта операция была обречена на успех. Несмотря на это, в Ленинграде разрабатывали план «Б».
Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. В результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда.
В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.
В честь этого события зажжены факелы на Ростральных колоннах, будет дан памятный выстрел на Петропавловской крепости, откроется интерактивная выставка "Живые улицы" на Манежной площади. Торжественные церемонии пройдут на мемориальных кладбищах города.
Самое главное, что не вывезли танковые заводы, которые были так нужны. Успели уехать рабочие и инженеры, а оборудование осталось на месте. И Ленинград нужно было срочно выручать. В течение 1942 г. Красная Армия дважды предпринимала попытки деблокировать город.
Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда
Операция ‘Искра” оказала положительное влияние на весь последующий ход военных событий под Ленинградом. К подготовке операции «Искра» командование подошло со всей возможной осмотрительностью. В ходе операции «Искра» не удалось выполнить все поставленные задачи.
Этот день в истории: 1943 год — прорыв блокады Ленинграда
Подготовка к проведению операции «Искра» велась с декабря 1942-го по начало января 1943-го. Стратегическая наступательная Операция "Искра" в 1943. К подготовке операции «Искра» командование подошло со всей возможной осмотрительностью. Расстоновка сил под Ленинградом, январь 1943. «18 января 1943 года, ровно 80 лет назад, в результате операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда.
Первая искра победы: как Красная армия прорвала блокаду Ленинграда
Враг без труда совершал артиллерийские обстрелы составов. Советские войска отвоевывали каждый метр Дороги Победы, зато в Ленинграде смогли усилить подачу электричества, в городе появилась вода, увеличили нормы выдачи хлеба. Движение поездов регулировали женщины в сопровождении автоматчиков. Они днем и ночью сидели вдоль коридора с керосиновыми фонарями — зеленым и красным. Как только они узнавали об очередном прорыве наших войск, сразу включали соответствующий фонарь, и поезд с провизией мог следовать дальше. Из дневников блокадников Варвара Фролова, главврач детских яслей и туберкулезного диспансера: "Ура, ура, ура!
Вчера в "Последний час" объявили прорыв блокады Ленинграда. Замечательный день 18 января 1943 года на всю жизнь будет праздником для всех ленинградцев. Всю ночь по радио передавали музыку и приветствия. Сегодня все радостные и веселые.
Задание чрезвычайной важности выполнили быстрее — за 17 суток. Одновременно через Неву перебросили временный мост. Эту ветку назвали «Дорогой Победы» — и она стала для ленинградцев самым очевидным результатом операции «Искра». Строительство потребовало от воинов-железнодорожников не только профессионализма, но и доблести. Ведь работать пришлось не только круглосуточно, но и под обстрелами. Большинство господствующих высот оставались в руках оккупантов. После прорыва блокады перед войсками оставалась постоянная задача — отвоевывать у гитлеровцев землю, примыкающую к новой железнодорожной ветке. Утром 7 февраля ленинградцы с ликованием встретили первый железнодорожный эшелон, пришедший с Большой земли и доставивший в блокадный город 800 т самого настоящего сливочного масла. Это был подарок ленинградцам от рабочих Челябинска. Советский регулировщик у дорожного указателя в Ленинградской области Фото: waralbum. Десятки раз немецкие снаряды разрушали путь, но полотно оперативно приводили в порядок. Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. Продолжала действовать и легендарная Дорога жизни по льду Ладоги. Железнодорожный низководный мост через Неву у Шлиссельбурга Фото: waralbum. Уже 19 января на улицах и площадях Ленинграда появились красные флаги — как и положено в праздничные дни. У людей даже нашлись силы, чтобы выйти на улицы и вместе порадоваться долгожданной победе... Многим запомнился и плакат «Блокада прорвана! Через две недели в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для крупнейших промышленных центров страны: рабочие стали получать по 600—700 г хлеба в день, служащие — по 500, дети и иждивенцы — 400. Выживать в окруженном Ленинграде всё равно было непросто. Но к людям по крупицам возвращались силы. А главное — крепла уверенность в окончательной победе. Ленинградцы читают номер газеты «Правда» с сообщением о прорыве блокады Ленинграда Фото: waralbum. Немецкая группа армий «Север» по-прежнему оставалась серьезным противником. Командование вермахта усилило ее свежими дивизиями и техникой. Они продолжали сковывать Ленинград и всё еще надеялись задушить его голодом и обстрелами. Город еще долгий год находился на осадном положении. Но кольцо уже было разомкнуто. Полностью освободить город от немецкой блокады удалось только в начале 1944 года в результате операции «Январский гром». Но тот январский день 1943 года всё равно остается в памяти искрой будущей победы. Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк» Поделиться:.
С севера город блокировали финны. Однако планировавшегося соединения немецких и финских войск не произошло. К этому времени Гитлер, заявивший в начале войны, что германские войска через три недели будут в северной столице СССР, понял, что план "Барбаросса" трещит по швам — взять почти одновременно Киев, Ленинград и Москву германской армии оказалось не по силам. Нужно было определить приоритеты для главной ударной силы вермахта — танковых армий. И фюрер, считавший, что с захватом Москвы война на Восточном фронте будет выиграна, 6 сентября 1941 года приказал командующему группой армий "Север" фельдмаршалу Вильгельму фон Леебу к концу месяца перебросить на московское направление наиболее боеспособные танковые и пехотные дивизии. На штурм Ленинграда у Лееба оставались считанные недели. Он немедленно бросил в бой свою 4-ю танковую группу армию генерала Эриха Гёпнера, стремясь проломить советскую оборону. В ходе невероятно кровопролитных и упорных боев 17 сентября части вермахта вышли к Финскому заливу, от Ленинграда в районе Ораниенбаума отрезав 8-ю советскую армию, где она продолжала удерживать небольшой плацдарм. К 18 сентября немцы заняли Пушкин, Красное Село и Слуцк. Но дальше Лееб не продвинулся: наступление было остановлено во многих местах, в частности, у подножия Пулковских высот, с которых просматривался город. Заслуга в создании столь стойкой обороны принадлежит командующему Балтийским флотом Владимиру Трибуцу, члену военного совета Ленинградского фронта Андрею Жданову, командующему войсками Ленинградского фронта Клименту Ворошилову и сменившему его 14 сентября Георгию Жукову. Лееб доложил в Ставку, что без подкрепления взять Ленинград он не сможет. Но в ответ получил приказ фюрера немедленно перебросить часть войск к Москве. А без своей главной силы Лееб был вынужден перейти к позиционным боям и к концу сентября 1941 года фронт на подступах к Ленинграду надолго стабилизировался. Ключ к блокадному кольцу никак не могли подобрать Немецкие солдаты на захваченных позициях под Ленинградом Им стали захваченные немцами Синявинские высоты на востоке области, где войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяло всего 10-12 километров.
Они просто не ожидали удара такой силы, хотя сам факт приготовления русских к чему-то крупному для их разведки секретом не был. Поэтому красноармейцам удалось то, чего не получалось раньше — успешно форсировать Неву со стороны Ленинграда и закрепиться на том берегу, причем не на небольшом участке, как в случае с «Невским пятачком», а на широком фронте. Это было крайне непростой задачей — широкая река простреливалась со всех сторон, а тяжелые орудия немцев могли ломать лед, затрудняя атаку. Отдельное спасибо штурмующие могли сказать нашим саперам — они смогли проложить прямо по льду переправы, выдерживавшие вес танков. Бьющая прямой наводкой бронетехника очень сильно помогла в овладении немецкими укреплениями. Несмотря на советские успехи, немцы крепко зацепились за Шлиссельбург, отбивая все атаки — потеряй они эти укрепления, и все было бы кончено. Не ослабляя давление на него, русские продолжали пробиваться дальше — Ленинградский фронт на восток, Волховский на запад. Не все укрепленные пункты противника удавалось взять — немцы вцепились в них, понимая, что они очень пригодятся для контрудара. Но наступающие овладели достаточным количеством этих пунктов, чтобы противнику было не на что опереться при попытке дать сдачи. Положение немцев стало совсем плохим. Успехи РККА и недостаток резервов вынудили их бросить все тяжелое вооружение и бежать из Шлиссельбурга и с Синявинских высот. Промедление означало шансы попасть в котел — а повторять судьбу запертых в Сталинграде немцы под Ленинградом не хотели.
В Петербурге опубликовали архивные фото времен прорыва блокады
Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Список литературы Список литературы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Нужен проект на эту тему?
Поскольку артиллерия не сумела подавить все огневые точки, а торфяные болота даже зимой оказались труднопроходимыми, наступление развивалось с большим трудом. На левом фланге наступления успеха добилась лишь 327-я стрелковая дивизия, которая сумела овладеть большей частью опорного пункта в роще «Круглая». Оборона частей 1-й немецкой дивизии сломлена не была и дальнейшего развития наступление на этом участке не получило до конца операции [24]. Уже в первый день советского наступления немецкое командование было вынуждено усилить свою оборону, введя в бой части 96-й пехотной и 5-й горнострелковой дивизий, а затем два полка 61-й пехотной дивизии «группа генерал-майора Хюнера» [16]. Бои 13 — 17 января Колонна бронеавтомобилей БА-10 Ленинградского фронта. Противник оказывал упорное сопротивление, опираясь на многочисленные узлы обороны.
Для окончательного перелома в ходе сражение советское командование уже со второго дня операции начало вводить в бой вторые эшелоны армий. Несколько дней на подступах к Шлиссельбургу вели ожесточенные бои 86-я стрелковая дивизия и батальон бронеавтомобилей 61-й танковой бригады. Наступление на город также поддерживали 34-я лыжная бригада на правом фланге и 55-я стрелковая бригада, наступавшая по льду Ладожского озера. К вечеру 15 января советские части вышли к окраинам города. Немецкий гарнизон Шлиссельбурга оказался в критическом положении, но продолжал удерживать город. На правом фланге 67-й армии наступление 45-й гвардейской и 268-й стрелковой дивизий успеха не имело. Кроме того, немецкие войска, получив в подкрепление части 5-й горнострелковой и 96-й пехотной дивизий постоянно предпринимал яростные контратаки, в том числе, при поддержке 502-го тяжелого танкового батальона. К 20 января советские войска, несмотря на ввод в бой на этом участке 13-й стрелковой дивизии, 102-й и 142-й стрелковых бригад и неоднократные атаки сумели только блокировать 2-й Городок и 8-ю ГРЭС с востока [26]. В последующие дни командование 2-й ударной армии продолжило наращивать ударную группировку главным образом на участке от рощи «Круглая» до Гайтолово, введя в бой 11-ю, 191-ю, 239-ю стрелковую дивизию, 13-ю лыжную и 122-ю танковую бригады.
Однако попытки расширить фронт прорыва к югу закончились практически безрезультатно. В район Липки, которую по-прежнему удерживал противник, в поддержку 128-й стрелковой дивизии была направлена 12-я лыжная бригада с задачей обойти Липку по льду Ладожского озера и атаковала противника с тыла. Прорыв блокады Ленинграда. Бои 18 — 20 января Встреча воинов 2-й ударной и 67-й армий, 18 января 1943 г. Козлова Сообщение совинформбюро о прорыве блокады Ленинграда К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. Чуть позже в этот же день соединения 86-й стрелковой дивизии и батальон бронеавтомобилей 61-й танковой бригады полностью отчистили от противника Шлиссельбург , а в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Вскоре командование 18-я армии дополнительно перебросило в этот район части 28-й егерской, 11-й, 21-й и 212-й пехотных дивизий [16]. Продолжение наступления.
Жуков доложил И. Сталину план операции «по овладению Кировской железной дорогой» «Мгинской операции» , который был подготовлен после совещания с Л. Говоровым , К. Мерецковым и К. Планировалось, что 20 января 67-я и 2-я ударная армии начнут общее наступление на Юг и, «закончив с противником в районе Синявино» и выйдя к реке Мга, 26 января приступят ко второму этапу операции [29]. Однако рассчитывать на успех в создавшейся обстановке было тяжело. Противник прочно занимал новую оборонительную линию силами до 9 дивизий. Кроме того, немецкая группировка была значительно усилена артиллерией и авиацией. Практически все атаки закончились безрезультатно — удалось только продвинуться в сторону Синявино на 2 километра и перерезать железную дорогу юго-восточнее 1-го Городка.
Несмотря на неудачу, командующий Ленинградским фронтом принял решение продолжить наступление для чего 67-й армии были переданы из резерва фронта 4 стрелковые дивизии, 2 стрелковые и 1 танковая бригады. Развить успех должна была подвижная группа 220-я танковая и 34-я лыжная бригады , которой предстояло овладеть Мусталово и отрезать пути отхода немецкой группировки в районе 1-го и 2-го Городков. Однако прорвать оборону противника не удалось. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, 67-й армии развить наступление так и не удалось. Не сумела выполнить поставленную задачу и 2-я ударная армия. Не имея возможности для маневра, советские войска наступали по торфяным болотам, без должной поддержки артиллерии и танков. Последняя была взята частями 80-й стрелковой дивизии 29 января. Развивая наступление, 31 января дивизия сумела овладеть Синявино, но были выбиты оттуда яростной контратакой противника. На остальных направлениях соединения армии продвижения не имели и занимали прежние рубежи.
Ворошилов в своем докладе И. Сталину от 27 января констатировал: «без захвата синявинских позиций нельзя приступить к осуществлению вашего приказа по освобождению Невы и Кировской железной дороги» [31]. Таким образом, было очевидно, что развить сходу наступление в южном направлении советским войскам не удалось и план дальнейшего наступления нуждался в корректировке. Корректировка наступательных планов План советского наступления под Ленинградом в феврале 1943 года В официальной российской историографии 30 января является датой окончания операции «Искра». Несмотря на то, что боевые действия 67-й и 2-й ударной армий в конце января успеха не имели, советское командование не собиралось отказываться от первоначального замысла и не приостановило наступление под Ленинградом, а лишь скорректировало план второго этапа операции. При этом войска 67-й и 2-й ударной армий были должны, «не ожидая этих фланговых ударов, путем охвата Синявинских высот и района Городков 1-й и 2-й продолжать уничтожение противника и захватить район Синявино, Городок 1-й и 2-й» [32]. Согласно окончательному плану наступления, начиная с 8 февраля, «фланговые удары» наносили 54-я армия Волховского фронта из района Смердыни в направлении Васькины Нивы — Шапки и 55-я армия Ленинградского фронта из районов Ивановское и Рождествено в направлениях Мги и Тосно. В конечном итоге советские войска, окружив и уничтожив мгинско-синявинскую группировку противника, должны были выйти на линию Ульяновка — Тосно — Любань [32]. Наступление с целью разгрома «мгинско-синявино-шапкинской группировки противника» являлось частью общего наступления на Северо-Западном направлении операция «Полярная Звезда» и должно было способствовать успеху советских войск в Демянской наступательной операции [33] [34].
Несмотря на масштабность планов, времени на подготовку «фланговых ударов» отводилось крайне мало. Командованию двух фронтов было необходимо в короткие сроки разработать детальный план предстоящего наступления, организовать ударные группировки, провести большие перегруппировки частей между армиями, обеспечить наступающие части боеприпасами, горючем, продовольствием. Серьёзные опасения вызывало и продолжение наступления 67-я и 2-я ударной армий, которые уже понесли большие потери.
Операция завершилась 30. После 2-часовой артподготовки 4,5 тыс. За рекордные 17 суток сквозь отвоеванный узкий коридор провели 30-километровую железную дорогу, по которой в Ленинград пришел первый поезд с «Большой земли». Жуков Михаил Петрович, советский лётчик-истребитель. Свой подвиг он совершил 29 июня 1941 когда пошёл на таран немецкого «Юнкерса». Всего у него 286 боевых вылета.
В 66 воздушных боях одержал 9 побед лично и 5 в гр. Последний бой принял 12 января 1943 года при прорыве блокады Ленинграда. После мощной артиллерийской подготовки ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов, 67-я и 2-я ударная армии, пошли в наступление. Общая ситуация на ленинградском направлении К началу 1943 года положение окружённого немецкими войсками Ленинграда оставалось крайне сложным. Войска Ленинградского фронта и Балтийский флот были изолированы от остальных сил Красной Армии. Попытки деблокады Ленинграда в 1942 году — Любанская и Синявинская наступательные операции, не принесли успеха. Наиболее короткий путь между Ленинградским и Волховским фронтами — между южным побережьем Ладожского озера и поселком Мга так называемый шлиссельбургско-синявинский выступ, 12-16 км , по-прежнему занимали части 18-й немецкой армии. На улицах и площадях второй столицы Союза продолжали рваться снаряды и бомбы, гибли люди, рушились здания. Город был под постоянной угрозой авианалётов и артиллерийского обстрела.
Город к ноябрю — декабрю 1942 г. В результате массовой смертности, эвакуации и дополнительных призывов в армию население Ленинграда за один год уменьшилось на 2 миллиона и составляло 650 тысяч человек. Подавляющая часть оставшегося населения была занята на различных работах. Отсутствие сухопутной связи с территорией находившейся под контролем советских войск вызывало большие трудности в области подвоза топлива, сырья для заводов, не позволяло полноценно удовлетворять потребности войск и гражданского населения в продуктах питания и предметах первой необходимости. Однако положение ленинградцев зимой 1942-1943 гг. Часть ленинградцев даже получала повышенную норму продовольствия, по сравнению с общесоюзной. По проложенному осенью под водой кабелю в город поступала электроэнергия от Волховской ГЭС, а по подводному трубопроводу — топливо. Город снабжался необходимыми продуктами и товарами по льду озера — «Дороге жизни» которая возобновила работу в декабре. Кроме того, в дополнение к автомобильной дороге прямо на льду Ладожского озера сооружали и 35-километровую железную ветку.
Днем и ночью непрерывно шла забивка многометровых свай, которые устанавливались через каждые два метра. К операции привлекались войска Ленинградского и Волховского фронтов, часть сил Балтийского флота и авиация дальнего действия. К концу 1942 года в состав Ленинградского фронта под началом Леонида Говорова входили: 67-я армия — командующий генерал-лейтенант Михаил Духанов, 55-я армия — генерал-лейтенант Владимир Свиридов, 23-я армия — генерал-майор Александр Черепанов, 42-я армия — генерал-лейтенант Иван Николаев, Приморская оперативная группа и 13-я воздушная армия — генерал-полковник авиации Степан Рыбальченко. Поэтому соединения этой армии часто переводили на другие, более опасные направления. Приморская оперативная группа ПОГ располагалась на Ораниенбаумском плацдарме. Генерал-лейтенант артиллерии Леонид Александрович Говоров за рабочим столом. Ленинградский фронт Действия ЛФ поддерживал Краснознаменный Балтийский флот под началом вице-адмирала Владимира Трибуца, который базировался в устье реки Невы и в Кронштадте. Он прикрывал приморские фланги фронта, поддерживал сухопутные войска своей авиацией и огнём корабельной артиллерии. Кроме того, флот удерживал ряд островов в восточной части Финского залива, чем прикрывал западные подступы к городу.
Ленинград также поддерживала Ладожская военная флотилия. Противовоздушную оборону Ленинграда осуществляла Ленинградская армия ПВО, которая взаимодействовала с авиацией и зенитной артиллерией фронта и флота. Военно-автомобильную дорогу по льду озера и перевалочные базы на его берегах прикрывали от ударов люфтваффе соединения отдельного Ладожского района ПВО. Войска Ленинградского фронта отделял от войск Волховского фронта 15-километровым коридором шлиссельбургско-синявинский выступ, замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши. В Волховский фронт под началом генерал армии Кирилла Мерецкого к началу 1943 года входили: 2-я ударная армия, 4-я, 8-я, 52-я, 54-я, 59-я армии и 14-я воздушная армия. Но непосредственное участие в операции приняли: 2-я ударная армия — под командованием генерал-лейтенанта Владимира Романовского, 54-я армия — генерал-лейтенанта Александра Сухомлина, 8-я армия — генерал-лейтенанта Филиппа Старикова, 14-я воздушная армия — генерал-лейтенанта авиации Ивана Журавлёв. Они действовали в 300 км полосе от Ладожского озера до озера Ильмень. На правом фланге от Ладожского озера до Кировской железной дороги располагались части 2-й ударной и 8-й армий. Для наступления были сформированы ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов, которые были значительно усилены артиллерийскими, танковыми и инженерными соединениями, в том числе и из резерва Ставки ВГК.
Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов. Германия Немецкое верховное командование после провала попыток взять город, было вынуждено остановить бесплодное наступление и отдать войскам приказ о переходе к обороне. Всё внимание было приковано к истекающему кровью, обращённому в руины, но не сдающемуся Сталинграду. Осенью 1942 г. В район Сталинграда перебросили 8-й авиакорпус.
В память о тех бойцах в торжественных мероприятиях на месте прорыва традиционно участвуют реконструкторы и юнармейцы. В этом году из-за коронавируса самых возрастных ветеранов решили поберечь и не стали вывозить на мемориал, а поздравили дома.
Также были ограничения по количеству участников торжественного митинга. Но на атмосфере это не сказалось: были и минута молчания, и традиционное возложение цветов к так называемому белому танку. В белый зимний маскировочный цвет он был выкрашен еще на заводе. Мощный, страшный для немцев, построенный в Ленинграде в самые тяжелые дни блокады.