Предприятие «РН-Туапсинский НПЗ» является старейшим нефтеперерабатывающим заводом в России.
"Газпром нефть" ожидает нефтепереработки на своих заводах в объеме более 41 миллиона тонн
В Краснодарском крае в результате атаки беспилотников поврежден Cлавянский НПЗ - Российская газета | Нефтяная промышленность в России является одной из крупнейших в мире. |
"Лукойл" в 2023 году снизил нефтепереработку на 13,4% | По подсчетам Reuters, атаки украинских дронов на российские нефтеперерабатывающие заводы привели к падению мощностей переработки в РФ в первом квартале на 370 тысяч баррелей в день, или 7% от общего объема. |
Количество нпз в россии 2023 | Нефтеперерабатывающие заводы и производители продуктов переработки нефти и газа в России, полный список предприятий. |
Количество нпз в россии 2023 | В ночь на субботу, 27 апреля, Киев атаковал с помощью 66 беспилотников нефтеперерабатывающий завод и другие объекты в Краснодарском крае. |
Краснодарский край атаковали беспилотники, поврежден НПЗ | Ректификационная колонна нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Славянске-на-Кубани повреждена в результате атаки беспилотников ВСУ. |
Треть российской нефтепереработки стала объектами воздушных атак
По подсчетам Reuters, атаки украинских дронов на российские нефтеперерабатывающие заводы привели к падению мощностей переработки в РФ в первом квартале на 370 тысяч баррелей в день, или 7% от общего объема. Россия запросила открытое заседание Совета Безопасности ООН после удара Израиля по консульству Ирана в Дамаске. В таблице приведены крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России и их основные характеристики по состоянию на 2012 год. Объем нефтепереработки на российских заводах в 2020 году уменьшился до уровня 2011 года из-за падения спроса в связи с карантином, введенным властями для борьбы с распространением коронавируса, а также по причине сокращения маржинальности НПЗ.
Объемы переработки нефти в России перестали снижаться и стабилизировались
Главное — быстро восстанавливать и защищать НПЗ. Поэтому пока я всё-таки оцениваю масштаб технологических проблем как не слишком значительный. Источник: городские порталы Парализовать отрасль такими нападениями, по мнению Константина Симонова, непросто: — У нас много перерабатывающих мощностей, и нанести реальный чувствительный удар нашей переработке всё-таки сложно. Да, у нас основные НПЗ в европейской части России. Если мы говорим про зону поражения 1000—1100 километров, туда попадает большое количество объектов нефтепереработки, нефтехранения.
К этому нельзя относиться легкомысленно. Но говорить о том, что Украина сможет нанести серьезный удар по переработке, что это вызовет дефицит бензина, что в стране вырастут цены на топливо — это явное преувеличение. На это, кстати, и рассчитано. Это больше психологическая атака нежели реальный удар по переработке.
Введенный ранее запрет на экспорт бензина Константин Симонов считает мотивированным, в том числе рисками подобных атак. Это вовсе не было предвидение, что вот сейчас дроны полетят в НПЗ, и мы вот заранее ввели запрет. И вот такой и был мотив: давайте подстрахуемся и введем запрет на экспорт бензина.
В связи с этим Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен даже заявила, что новые санкции сделают невозможной дальнейшую модернизацию российских НПЗ. Так ли это?
Какие альтернативы могут предложить российские наука и промышленность? После февраля многие перестали брать трубку. Но мы не бросали работу с российской наукой и старались находить баланс. Если говорить про поставщиков оборудования, то могу сказать, что у нас в RND-центре как раз с марта по июль шёл основной процесс закупки технологического оборудования. В этот список вошли нефтепереработка и катализаторы, нефтехимия и спецхимия, малотоннажная химия, декарбонизация и биотехнологии.
В перспективе стоит задача обеспечить в этой продукции не только внутренние потребности компании, но и запросы российского рынка в целом. Что-то удалось сделать и до введения санкций «Если раньше отечественные производители были недостаточно сильны в производстве адсорбентов и уступали зарубежным конкурентам, то в последние несколько лет сильно подтянулись. В то же время простое импортозамещение — путь к дальнейшему нарастанию технологического отставания. Для того чтобы российская нефтепереработка оставалась конкурентоспособной, нужно мыслить в категориях импортоопережения, сошлись во мнении участники круглого стола в Уфе. Но вообще-то мы должны делать лучше.
Например, если мы идём в пропилены, то полиэтилен и полипролен — это уже прошлый век. Все уже делают PLA, биоразлагаемые пластики, занимаются вторичной переработкой», — убеждён Михаил Никулин. Понятно, что такие задачи можно решать только в тесном союзе с наукой. Неслучайно, на выставке «Газ. Технологии» в Уфе была презентована научно-технологическая платформа по внедрению российских разработок в области нефтепереработки и нефтехимии, производства полимеров, биотехнологий и экологических решений.
Но важно понимать, что это обсуждение не всегда заканчивается проектом не потому, что корпорация не слышит науку. Просто всё иногда упирается в производственные или экономические реалии. Нужна совместная работа, как приземлить эту идею на наши производственные мощности и сырьё», — объяснил значение платформы Михаил Никулин.
По словам представителей отрасли, основной вклад в рост переработки внес НПЗ компании «Роснефть» в Рязани. Объемы производства превысили 300 тысяч баррелей в сутки, полностью восстановившись после аварии.
Однако данная тенденция вскоре может прерваться.
На этом этапе тяжелые молекулы нефти распадаются на более легкие, а из сырья получают компоненты высокооктанового бензина и дизельного топлива. В процессе каткрекинга твердый катализатор перемещается внутри установок, ускоряя и повышая эффективность процесса. Реализация таких проектов позволит удовлетворить ключевые потребности отечественных НПЗ. Представитель Минэнерго подчеркнул, что к августу 2023 года российские нефтяные компании активно развивают производство катализаторов для нефтепереработки и нефтехимии.
Развитие научного потенциала и формирование отраслевого спроса позволит ускорить создание российских технологических решений, - отметил Антон Рубцов, чьи слова приводит пресс-служба Минэнерго. Он добавил, что отдельные компании начали применять российские технологические решения практически с начала программы модернизации НПЗ, стартовавшей в 2011 году, благодаря чему на ряде объектов были созданы отечественные установки замедленного коксования, изомеризации, производства метил-трет-бутилового эфира МТБЭ , а также внедряется каталитический риформинг. Подробнее здесь. О падении рынка в конце декабря 2023 года сообщили в аналитическом агентстве BusinesStat. По словам исследователей, в 2022 году российские производители сократили выпуск готовых и базовых нефтяных масел из-за снижения спроса на отечественные нефтепродукты со стороны зарубежных покупателей и снижения внутреннего потребления.
В 2022 году производители столкнулись с трудностями закупок импортных присадок и компонентов для выпуска товарных масел, особенного премиального сегмента. Кроме того, существует зависимость компаний от зарубежного оборудования и комплектующих, отмечают эксперты. В BusinesStat напоминают, что в 2022 году о прекращении своей деятельности в России объявили крупные производители товарных масел Shell и Total. В феврале-марте 2022 года компании объявили о выходе из российских проектов и отказе покупать нефть и нефтепродукты из России. По прогнозам аналитиков исследование опубликовано в конце декабря 2023 года , в ближайшей перспективе производители нефтяных масел в России в большей степени будут ориентироваться на внутренний рынок.
Для отечественных компаний появилась возможность занять место ушедших с российского рынка зарубежных брендов Mobil, Castrol , Shell, Total, Elf и другие. К тому же, быстро перенаправить экспорт и восстановить его объемы затруднительно. Выход на новые рынки сбыта ограничен на фоне логистических барьеров. Крупные страны-потребители больше ориентированы на закупку сырья, чем готовой продукции. В 2018-2022 гг.
Согласно исследованию, большая часть продаваемого в РФ бензина предназначается для автомобильного транспорта - в 2022 году объем этого сегмента измерялся 36,6 млн тонн против 36,3 млн тонн в 2021-м. По словам экспертов, негативное влияние на продажи автобензина оказывают эмиграция, потеря работы, вынужденные «отпуска» или переход на удаленную работу — факторы, характерные как для 2020 года, так и для 2022-го. Кроме того, в 2022 году уровень эксплуатации личного транспорта снижался: россияне опасались, что при проведении техобслуживания или ремонта автомобилей они столкнутся с дефицитом необходимых запчастей из-за решения многих автомобильных брендов приостановить свою деятельность в России. При этом спрос на бензин для химической промышленности постоянно растет. За 2018-2022 гг.
Как подчеркивают в BusinesStat, бензин для химической промышленности в России профицитен: в 2018-2022 гг. Но ситуация меняется. Так, по сообщениям в СМИ, нижнекамское предприятие «Сибура» планирует дозагрузить этиленовые производства с переработкой именно нафты, говорится в исследовании, опубликованном в декабре 2023 года. Такие данные приводятся в обнародованном в июне 2023 года исследовании аналитиков BusinesStat. В 2018-2022 гг экспортировалось более половины произведенной в стране продукции.
Российские НПЗ нарастили объемы переработки нефти
Снижение выработки топлива связано с атакой украинских беспилотников на НПЗ — работу остановили на Рязанском, Куйбышевском, Сызранском и Нижегородском заводах. Редакция MSK1. RU обсудила с экспертами в сфере экономики и энергетики, как это скажется на потребительских ценах на бензин и что ждет отечественный рынок нефтепродуктов. Бензина не будет? По словам ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, такой процент снижения — некритичная цифра для того, чтобы говорить о дефиците топлива. Это связано с большим запасом бензина и существенным переизбытком производства дизеля. Поэтому, если в дизеле возникнет сейчас дефицит на внутреннем рынке, тогда просто можно будет перенаправить те объемы, которые идут на экспорт. Однако впереди посевная и уборочная, а для сельскохозяйственной отрасли сокращение выработки топлива — «тревожный звонок», говорит директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Григорий Остапкович.
Если будет дефицит топливных ресурсов, то они повысятся в цене, — добавил специалист. Как восстановить производство При этом опасаться подорожания топлива из-за сокращения производства не стоит, прогнозирует главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев. По его словам, в условиях современного рынка цены устанавливают сами компании. Они не должны бежать впереди [него] и тянуть его за собой, повышать цены по своему усмотрению, находя разные оправдания в виде санкций, валютного курса, — добавил он. В апреле этого года РЖД подняли нефтепродукты на 3-е место в очереди перевозок груза. Эта мера поможет стабилизировать ситуацию с топливом, отметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Что будет дальше? Год назад Россия стала приобретать у Белоруссии нефть по новой схеме — поставки топлива начали субсидировать за счет госбюджета, писала газета «КоммерсантЪ».
Запрет на экспорт бензина введен в России с 1 марта на полгода, чтобы нивелировать рост спроса в весенний и летний периоды. Несмотря на это, цены на бензин на бирже в течение марта активно росли. Однако с понедельника стоимость этих видов топлива начала снижаться. Причиной роста стали в том числе и украинские атаки на российские НПЗ. С начала 2024 года беспилотные летательные аппараты БПЛА совершили не менее 10 атак на предприятия по переработке, хранению и транспортировке российских нефтепродуктов. О внеплановом ремонте сообщили на Волгоградском и Туапсинском заводах, о повреждениях сообщали на Нижегородском, Рязанском, Славянском и Куйбышевском заводах. Сообщалось о приостановке работы Новошахтинского НПЗ. И производство топлива в РФ снижается. Тогда было произведено 880 тыс. Годом ранее — 1,769 млн т. В феврале производство автомобильного бензина в феврале составило 3,7 млн т. Розничные цены на топливо при этом остаются стабильными. В феврале потребительские цены на бензин не изменились по сравнению с январем. Чрезвычайные ситуации на нефтезаводах негативно влияют на топливный рынок. Как сообщают в Росстате, в 31 субъекте РФ цены на бензин в феврале повышались и только в 11 регионах снижались. Тем не менее потребительские цены на бензин сейчас в 2,8 раза выше цены производителей. Власти уверяют, что на внутреннем рынке нет дефицита топлива.
Сейчас производство обеспечивает полный цикл инжиниринга и изготовления запасных частей, в том числе для динамического оборудования. К 2025 году мы планируем в два раза расширить номенклатуру деталей для производственных активов", — сказал топ-менеджер компании.
ТОП-10 крупнейших НПЗ РФ и их инвестпроекты
Весной переработка нефти в России сократилась после атак беспилотников на НПЗ. Московский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) станет самым чистым и современным нефтеперерабатывающим заводом не только в России, но и в Европе. В январе российские НПЗ уменьшили переработку на 4% относительно аналогичного периода прошлого года и на 1,4% относительно декабря, подсчитала газета "КоммерсантЪ". По данным реестра нефтеперерабатывающих заводов в РФ за сентябрь 2023 года, по этому адресу зарегистрировано сразу три нефтеперерабатывающих предприятия, которые связаны между собой. Перечень всех нефтеперерабатывающих заводов России. Ново-Уфимский НПЗ (ОАО «Газпромнефть-ННПЗ»). Свежие новости в России и мире.
Ректификационная колонна на НПЗ в Краснодарском крае повреждена после атаки ВСУ
Объём переработки нефтяного сырья на НПЗ России за январь-июнь 2023 года вырос на 5,5 миллиона тонн (+4,2%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 137,3 миллиона тонн с 131,8 миллиона тонн, по данным источников в отрасли и расчетам за 2022. Нефтеперерабатывающий завод группы компаний «Славянск ЭКО» в Славянске-на-Кубани частично приостановил работу после атаки беспилотников в Краснодарском крае, сообщил ТАСС директор по комплексной безопасности группы Эдуард Труднев. Лишь за один месяц атакам беспилотников подверглись 7 российских НПЗ. "Славянский нефтеперерабатывающий завод" в Краснодарском крае после атаки беспилотников минувшей ночью частично приостановил работу. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Глава Пентагона призвал Киев перестать атаковать российские НПЗ.
В Краснодарском крае в результате атаки беспилотников поврежден Cлавянский НПЗ
Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1» предназначен для защиты малоразмерных объектов от средств воздушного нападения, как пилотируемых, так и беспилотных. Кроме того, комплекс способен вести борьбу с легкобронированными наземными целями, а также живой силой противника. Ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков считает, что установка «Панцирей» — это монополия армии. Нанять армию для того, чтобы они защищали вас «Панцирями», официально нельзя, но государство тоже понимает, что это важный промышленный объект», — цитирует Юшкова BusinessFM. По словам замглавы наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрия Гусева, эффективно защитить крупные НПЗ можно только совместными действиями собственников НПЗ и Минобороны, поскольку даже частные военные компании обладают узким набором оружия, способным бороться с беспилотными устройствами. По его расчетам, пострадавшие от налетов НПЗ производили суммарно порядка 35 млн т бензина и дизельного топлива. И если дизельное топливо как экспортный продукт сейчас производится с профицитом, то ресурсы по выпуску бензина ограничены, цитирует его издание «Энергетическая политика».
Как считает аналитик «Финам» Сергей Кауфман, сейчас рынок находится на грани дефицита, и повреждение еще одного-двух НПЗ может вынудить российских нефтяников, например, импортировать бензин из Белоруссии, чтобы обеспечить топливом внутренний рынок. В марте уже наблюдался пока незначительный, но рост импорта из Белоруссии, напоминает он. Рост розничных цен, по его мнению, сдерживает правительственный запрет на экспорт бензина. Кроме того, пока что не начался сезон высокого спроса, что также ограничивает потенциал роста цен, добавляет аналитик. Но рост оптовых цен розница долго не сможет игнорировать. Рано или поздно рост оптовых цен перенесется на розницу.
Сейчас спрос в рознице не на высоком уровне. Но переход к летнему сезону повысит спрос, и соответственно розничные цены на это будут реагировать», — предполагает доцент РЭУ им. Плеханова Аяз Алиев.
Если будет дефицит топливных ресурсов, то они повысятся в цене, — добавил специалист.
Как восстановить производство При этом опасаться подорожания топлива из-за сокращения производства не стоит, прогнозирует главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев. По его словам, в условиях современного рынка цены устанавливают сами компании. Они не должны бежать впереди [него] и тянуть его за собой, повышать цены по своему усмотрению, находя разные оправдания в виде санкций, валютного курса, — добавил он. В апреле этого года РЖД подняли нефтепродукты на 3-е место в очереди перевозок груза. Эта мера поможет стабилизировать ситуацию с топливом, отметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Что будет дальше? Год назад Россия стала приобретать у Белоруссии нефть по новой схеме — поставки топлива начали субсидировать за счет госбюджета, писала газета «КоммерсантЪ».
Отмечается, что динамика стоимости ГСМ в рознице ниже инфляции. По данным Росстата, с 8 по 14 апреля выпуск бензина достиг 845,9 тыс.
Это обусловило низкую глубину переработки нефти и низкое качество выпускавшихся нефтепродуктов [4]. Во второй половине 2000-х наметилась обнадёживающая тенденция [4]. Признаком улучшения ситуации явилось существенное увеличение инвестиций в нефтепереработку [4]. За период 2005—2012 год было инвестировано около 1 трлн рублей, проводилась модернизация производств [5] Растёт и внутренний спрос на нефтепродукты [4].
После 2005 года на ряде НПЗ введены в строй комплексы глубокой переработки нефти [4].
Война уже в России. Только за месяц дроны подожгли 7 нефтеперерабатывающих заводов
Сегмент переработки и сбыта, один из важнейших в стране, с конца января стал объектом атак украинских беспилотников, несмотря на то, что США и их союзники раскритиковали подобные действия Киева. Наводнение в Уральском регионе России в начале этого месяца, а также начало сезонных ремонтных работ оказали дополнительное давление на темпы переработки. На фоне сезонных и аварийных ремонтов. Объем переработки нефти на НПЗ в России достиг нового месячного минимума. Источник: Расчеты Bloomberg на основе отраслевых данных. Атаки беспилотников были направлены на некоторые из ключевых российских нефтеперерабатывающих заводов, что первоначально приводило к частичной или полной остановке.
В течение третьего периода с 2011 по 2021 год собственники НПЗ в основном следовали взятым на себя обязательствам по модернизации, но сроки окончания ряда мощностей сдвинулись вследствие кризиса 2014 года и секторальных санкций со стороны ЕС и США из-за которых компании столкнулись с трудностями при закупке импортного оборудования.
В 2015—2016 годах была сформулирована концепция убыточности экспортно-ориентированных, независимых и мини-НПЗ. Как следствие, началась дискуссия об избыточности перерабатывающих мощностей в стране и об отсутствии необходимости поддерживать модернизацию технологически отсталой нефтепереработки. Кроме того, в 2013 году вступил в строй комплекс по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата ООО "Новатэк — Усть-Луга", который производит легкую и тяжелую нафту, керосин, дизельную фракцию, компоненты судового топлива мазута и СУГ. Анонсированные новые проекты не были реализованы. В частности, высокотехнологичный проект Восточного нефтехимического комплекса мощностью 12 млн т в год был исключен из инвестиционного плана "Роснефти", поскольку в действующих налоговых условиях его реализация оказалась нецелесообразной. Текущий четвертый этап также подразумевает продолжение исполнения компаниями обязательств по модернизации НПЗ в рамках соглашений с Минэнерго.
Напомним, данные соглашения предусматривают предоставление инвестиционной надбавки к возвратному акцизу на нефтяное сырье на период до 1 января 2031 года для строительства новых производственных мощностей глубокой переработки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19. В рамках упомянутых соглашений запланированы ввод и реконструкция 30 технологических установок вторичной переработки нефти, что может позволить увеличить производство автомобильного бензина на 3,6 млн т в год, дизельного топлива — на 25 млн т в год.
По заверениям руководства завода, на предприятии активно осуществляются меры, которые позволяют исключить выбросы в окружающую среду загрязняющих компонентов сверх нормативных ограничений. Все виды нефтесодержащих отходов утилизируются при помощи специального современного оборудования. В прошлом году завод победил в конкурсе «Лидер природоохранной деятельности в России». Завод занят преимущественно в топливном сегменте — производит моторное горючее, однако дополнительно выпускает и битум.
Также производятся сжиженные газы для бытовых и коммунальных нужд, топочный мазут. По данным «Газпромнефть — Московский НПЗ», система экологического менеджмента на предприятии соответствует международным стандартам. Тем не менее, с 2014 года завод неоднократно оказывался в центре внимания ввиду выбросов сероводорода в атмосферный воздух Москвы. Хотя, по данным МЧС, источником загрязнения действительно оказалось упомянутое нефтеперерабатывающее предприятие, соответствующие официальные обвинения предъявлены не были, а под подозрение попали ещё три десятка промышленных объектов, расположенных в городе. В 2017 году представители Московского НПЗ сообщили, что превышений по загрязняющим выбросам на территории предприятия не наблюдается. Напомним, в московской мэрии заявили о запуске системы наблюдения за выбросами завода.
Он был построен в 1929 году. Уникальность предприятия состоит также в том, что это — единственный НПЗ в стране, расположенный на черноморском побережье. Основной ассортимент выпускаемых продуктов — бензин, включая технологический, дизтопливо, керосин для осветительных целей, мазут и сжиженный газ. По данным администрации завода, на НПЗ удалось в сжатые сроки сократить в два раза объёмы загрязняющих выбросов в атмосферный воздух.
Ранее в этот день средства ПВО сбили пять украинских беспилотников над акваторией Черного моря. БПЛА были уничтожены около 06:30. Вооруженные силы Украины ВСУ пытаются наносить удары по российским территориям на фоне спецоперации в Донбассе , о начале которой было объявлено 24 февраля 2022 года. Решение о ее проведении было принято на фоне обострения ситуации в регионе из-за обстрелов со стороны украинских военных.