Распродажа, потрясшая израильские рынки, усилилась во вторник: акции, облигации и валюта упали на волне нового закона, который ограничивает судебный надзор и усиливает озабоченность по поводу повестки дня правительства Биньямина Нетаньяху. JPMorgan: экономика Израиля в четвертом квартале может сократиться на 11%. Лента материалов с меткой 'Экономика Израиля'. Экономика" на русском языке в формате PDF.
Какие изменения ожидаются в уровне жизни в Израиле в 2024 году: прогнозы экспертов по экономике
Предлагаем вашему вниманию обзор новостей экономики Израиля за последние недели. Израиль — все новости по теме на сайте издания Президент Бразилии объявлен персоной нон-грата в Израиле. На страницах раздела посетители сайта могут узнать актуальные новости Израиля сегодня, прочитать о новых фактах, касающихся еврейства. Определяющим для развития израильской экономики стал период стремительного экономического роста с середины 1950-х по середину 1970-х годов. Если и есть сектор в экономике Израиля, которому 2023 год пошел на пользу, это оборонная промышленность.
Последние новости и события Израиля
Центральный банк предупредил, что последствия будут усиливаться по мере того, как будет продолжаться конфликт. Финансовые потери и без того серьезны. Израильские акции демонстрируют худшие показатели в мире с момента начала боевых действий. Шекель упал до самого низкого уровня с 2012 года — несмотря на то, что центральный банк объявил о беспрецедентном пакете мер в размере 45 миллиардов долларов для его защиты — и приближается к худшим годовым показателям в этом столетии. Стоимость хеджирования от дальнейших потерь резко возросла. В письме израильских экономистов содержится призыв к премьеру Нетаньяху и главе Минфина Смотричу пересмотреть приоритеты национальных расходов, поскольку ожидаемые расходы на восстановление после войны оцениваются порядка десятков миллиардов шекелей, если не больше. Государственный бюджет на 2023-2024 годы, принятый в мае, предусматривал в качестве одной из статей расходов более 13 миллиардов шекелей, большая часть которых направлена на образовательные программы для ультраортодоксальной общины.
Да, коэффициент рождаемости в Израиле превышает Турцию и Сирию и достигает трех детей на одну женщину. Но кто именно обеспечивает такой высокий рост? Во-первых, арабы, у которых рождается немного более 3 детей на одну женщину.
Во-вторых, евреи-ортодоксы, у которых количество детей может достигать шести! В то же время у обычных евреев среднее число детей, как в Европе, немного превышает полтора. Стоит отметить при этом, что ортодоксы не особенно полезны для экономики, поскольку работает только половина из них, а большинство получает государственные пособия. Совсем другая картина наблюдается в арабском окружении Израиля: там население растет просто с невероятной скоростью. В течение последних 60 лет численность Иордании выросла в 12 раз с 0,8 до 11 миллионов человек , Ливана — в 3 раза с 1,7 до 5,5 миллионов человек , Сирии — примерно в 5-6 раз с 4 до 22 миллионов человек , хотя часть населения бежала.
Экономические катаклизмы уже бьют по кошельку израильтян. Комментирует житель Ришон-ле-Циона Марк Каценельсон: «Последние полгода в Израиле есть такая тенденция в потребительских сетях: поднимать цены на продукты. Израиль и так славится своей недешевизной, а тут, к сожалению, цены поднялись. Кроме того, есть большая критика, особенно министр экономики Израиля выступает публично и очень атакует: часть сетей-импортеров подняли свои цены под шумок войны в Израиле. Даже экономисты говорят, что мировые цены на сырье где-то падают по каким-то направлениям, а в Израиле цены повышаются. В Израиле явно подорожали цветы. Недавно «Хезболла» обстреляла поселок, который находится на границе, попали в курятник, убили девять тысяч курей, это один из примеров. А сельское хозяйство и животноводство в Израиле в основном находится на границах. Если выращивают очень много всего в районе поселений сектора Газы, то животноводство большое на севере.
Этот сценарий особенно заметен в транснациональных корпорациях, расположенных в Израиле, где процент мобилизованных сотрудников значительно выше, чем в среднем по стране. Это не только вредит текущим проектам, но и посылает тревожный сигнал в их глобальные штаб-квартиры о надёжности и стабильности их израильских операций и Израиля… Эта обеспокоенность может привести к тому, что транснациональные компании заморозят или сократят свои инвестиции после конфликта и даже свернут свою научно-исследовательскую деятельность здесь. Такие действия будут представлять собой стратегическое отступление, которое повлечет за собой пагубные последствия для экономического ландшафта Израиля и будущего инноваций, ослабит наши глобальные позиции и ещё больше подорвет нашу внутреннюю стабильность». После начала военного конфликта «все отрасли в Израиле, включая строительство, технологии, сельское хозяйство и текстильную промышленность, пострадали от нехватки рабочей силы. На набережной Тель-Авива строительная площадка роскошного отеля Mandarin Oriental остановилась. Краны и строительные леса опустели. Треть ресторанов в крупных городах так и не открылись вновь из-за нехватки сотрудников, а иногда даже клиентов», — сообщает израильский корреспондент французской газеты Le Monde. Он делит ущерб на четыре категории: прямые издержки войны, компенсация за материальный ущерб, экономическая помощь непрерывность бизнеса, поддержка домохозяйств и потеря государственного дохода из-за экономического кризиса.
Потери будут: как конфликт в Израиле отразится на наших кошельках
Возникший нефтяной кризис имел далеко идущие последствия не только в моменте, но и определил тренды на многие десятилетия вперед. Масштабы нынешнего военного противостояния, начавшегося спустя ровно полвека после войны Судного дня, уже превзошли все арабо-израильские кризисы, отмеченные в этом промежутке. Речь идет о региональной войне невиданного многие десятилетия размаха. Эффект на мировых биржах уже чувствуется, хотя пока он относительно невелик.
Впрочем, достаточно вспомнить, что и предыдущая большая война на Святой земле в первое время не особо сказывалась на котировках акций. Фото Getty Images Нефть Сейчас под наибольшим давлением оказался, как и тогда, нефтяной рынок. Понятно, что полного повторения ситуации 50-летней давности пока нет.
Во-первых, арабский мир сейчас занял скорее позицию выжидания, а значит, слишком резкой реакции со стороны крупнейших экспортеров Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирака ожидать не стоит, во всяком случае, пока. Зеленая энергетика поумерила спрос на автомобильное топливо, да и в целом мировая экономика сейчас находится отнюдь не в фазе быстрого подъема. Впрочем, эскалация конфликта в первую очередь возможность признания Ирана косвенным его участником может сильно смешать карты.
Для шокового воздействия на мировой рынок нефти не потребуется даже согласованного эмбарго. Ключевым пунктом здесь опять же является Иран, который в последние месяцы нарастил добычу нефти до 3,1 млн баррелей в день.
Согласно FT, другие утверждают, что пакет мер поддержки должен сопровождаться полным переосмыслением приоритетов государственных расходов. Партнеры Нетаньяху по коалиции из ультра ортодоксальных партий и партий поселенцев продолжают направлять огромные суммы на проекты, которым, по словам критиков, нет места в военной экономике, такие как программа поощрения религиозных обрядов среди студентов. В результате сотни компаний не получили финансовой поддержки, которую обещал премьер-министр.
Согласно журналу Foreign Policy, экономика Израиля военного времени не может держаться вечно и, возможно, очень скоро скатится к рецессии, поскольку массовая военная мобилизация режима приведет к серьезному экономическому спаду. Во главе списка секторов, которые примут на себя основную тяжесть длительной войны в секторе Газа, находятся нефтяная и газовая, туризм, здравоохранение, розничная торговля и развитие современных технологий. По имеющимся оценкам, израильская экономика вступила в войну с резервами в размере 200 миллиардов долларов и военной помощью в размере 14 миллиардов долларов от Соединенных Штатов. И все же эксперты говорят, что продолжающаяся война в Газе обойдется израильской экономике в миллиарды долларов дороже, а восстановление займет гораздо больше времени, чем в прошлом. По сути, по мнению экономистов и аналитиков, война в Газе, как ожидается, нанесет серьезный ущерб экономике режима в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Рейтинговое агентство отметило, что «негативный прогноз отражает риск того, что … война может распространиться более широко или повлиять на кредитные показатели Израиля более негативно, чем мы ожидаем». Foreign Policy со ссылкой на политологов сообщила, что стоимость двух предыдущих войн — войны Израиля против Ливана летом 2006 года и против сектора Газа в 2014 году — составила до 0,5 процента ВВП и в основном повлияла на сектор туризма. Но на этот раз, по оценкам, падение составит до «15 процентов в годовом выражении» в последнем квартале этого года.
Bloomberg обращает внимание, что из-за боевых действий в Израиле снизилось производство, но выросло потребление, при этом из страны уехала часть населения, а некоторые мужчины, ранее занятые в экономике, были мобилизованы как резервисты. Агентство замечает, что это первый после обострения конфликта официальный подсчет ущерба, который экономика Израиля понесла из-за войны.
В то же время Bloomberg обращается к данным Международного валютного фонда МВФ о состоянии сектора Газа, и замечает, что после обострения конфликта, в IV квартале 2023 года, в анклаве практически прекратилась вся экономическая активность и это только усиливает гуманитарный кризис. США пытаются сохранить влияние в регионе, в Израиле продолжается борьба за власть При этом премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху высказался против принятия проектов перемирия с Палестиной, которые «навязываются» международным сообществом. Особенно он против признания Палестины, потому что это стало бы «огромной наградой за беспрецедентный терроризм», как он назвал нападение палестинского движения ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года. Министр обороны Израиля Йоав Галант 5 февраля анонсировал возможную наземную операцию в городе Рафахе, несмотря на то что там укрывается около 1,5 млн палестинских беженцев.
Три четверти помидоров и перцев, как и других продуктов, выращиваются у границы с Газой.
Сейчас эти территории обстреливаются и поставка этих продуктов стоит под вопросом. Без импорта овощей и фруктов могут остаться не только российские покупатели, но и другие страны. Другой фактор, который снижает возможности Израиля экспортировать часть своей сельскохозяйственной продукции, это трудности с рабочей силой. В этой стране очень большие тепличные плантации с работниками, приезжими из других стран. Сейчас ситуация скалдывается таким образом, что рук не хватает и компаниям придется нанимать при нехватке «дешевых» рук персонал по уже выросшим зарплатам.
Потери будут: как конфликт в Израиле отразится на наших кошельках
Показатель «вВП Израиля (кв/кв)» за прошлый месяц вырос более, чем ожидалось. Определяющим для развития израильской экономики стал период стремительного экономического роста с середины 1950-х по середину 1970-х годов. мировая экономика. новости. израиль.
Последние новости и события Израиля
Следите за макроэкономическими показателями в Израиле на В случае дальнейшей эскалации конфликта между Израилем и Ираном мировая экономика может столкнуться с «нефтяным шоком», считают эксперты. Следите за макроэкономическими показателями в Израиле на Если и есть сектор в экономике Израиля, которому 2023 год пошел на пользу, это оборонная промышленность. C 1 мая в Израиле повысятся цены на молоко и базовые молочные продукты.
Эксперт: положение Израиля намного серьезнее, чем кажется многим людям
В июне 2023 года Intel объявила, что вложит в строительство нового завода по производству чипов в Израиле 25 млрд долларов. Как видно, полупроводниковая дружба с годами не ослабевает. Освоив микроэлектронику, в Израиле сделали ставку на стартапы. В 1993 году заработала программа "Йозма": Минпромторг Израиля влил деньги в венчурные фонды, а те стали выдавать льготное финансирование стартапам при условии наличия среди их учредителей одного израильского партнёра и одного из США либо Европы с именем на рынке. Уже в 1995 г. Эти отрасли Израиль развил исключительно благодаря тесному сотрудничеству с США, и без них израильский IT нежизнеспособен — у страны крошечный внутренний рынок, его ёмкости категорически недостаточно для поддержания конкурентоспособности местной полупроводниковой промышленности в отрыве от США. А приток финансирования в стартапы возможен лишь до тех пор, пока эти деньги будут в США. Зависимость от США настолько сильная, что не позволяет Израилю заниматься тем, в чём преуспели соседние арабские страны — выстраивать сбалансированную внешнюю торговлю и уравновешивать американское влияние китайским. В 2022 году главными экспортными статьями Израиля были машины и электрооборудование, продукция химпрома, а также огранённые алмазы. С такой зависимостью от США невозможно играть в геополитику.
Россия в израильской внешней торговле особой роли не играла: в 2021 году страны наторговали на 2,5 млрд долларов, при этом Россия продала Израилю товаров на 1,7 млрд долларов, а купила всего на 800 млн долларов. Поэтому не стоит удивляться тому, что о российско-израильских совместных проектах ничего не слышно — их просто нет, в отличие от проектов с Египтом и суннитскими монархиями Персидского залива. В экономическом и политическом плане арабские страны для России значат куда больше, чем страна, чьё гражданство получила часть российской интеллигенции, отмеченная статусом иностранного агента за "особые заслуги". А сохранение зависимости от слабеющего Вашингтона грозит гибелью страны в средне- и долгосрочной перспективе: находясь в крайне враждебном окружении разумно было бы найти ещё одну державу-покровителя, но никакой многовекторности Израилю не простят.
В воскресенье все убедились, что третья мировая не началась, и выдохнули. Чуть-чуть: цены на биржах, рухнувшие в субботу, остановили падение. И затаились. Мало ли, что еще будет… Так почему финансовые аналитики так испугались конфликта на Ближнем Востоке и чем все это грозит экономике мира и России? Если коротко, то все дело в нефти.
И тут дело даже не в том, что могут пострадать отдельно взятые месторождения, нефтепроводы и т. А в том, что может оказаться под ударом Ормузский пролив. Альтернатив этому проливу фактически нет.
По сравнению с предыдущим годом, страна прибавила 0,9 пункта и находится у верхней границы категории «Умеренно свободные». Высоким показателем Израиль обязан надежной защите прав собственности и относительно низкому уровню коррупции.
За исключением 2019 года в стране ежегодно наблюдается рост объема прямых иностранных инвестиций ПИИ. Основными инвесторами в израильскую экономику стали США и Нидерланды: на долю американских компаний приходится почти две трети из более чем 300 научно-исследовательских центров, созданных многонациональными компаниями в Израиле. Источник: UNCTAD Курс шекеля: как ведет себя национальная валюта Израиля Национальная валюта Израиля — одна из немногих валют стран Ближнего Востока, которая принесла инвесторам положительную доходность на горизонте десяти лет. Примечательно, что шекель не имеет привязки к доллару в отличие от дирхама ОАЭ и катарского риала , однако все равно сумел сохранить ценность относительно доллара США на длинном временном горизонте. Одной из причин стабильности валюты является вышеупомянутый рост прямых иностранных инвестиций в экономику страны, который повышает спрос на местную валюту.
Более высокий рост экономики Израиля по сравнению с экономиками других развитых стран также провоцирует рост спроса на активы, номинированные в шекелях. Что происходит на фондовом рынке Израиля Тель-Авивская фондовая биржа TASE — главная торговая площадка страны, которая была создана в 1953 году.
Некоторые работодатели вынуждены были подать на банкротство, потому что у них нет возможности продолжать свою бизнес-деятельность из-за отсутствия рынков сбыта или рабочей силы.
Да, это можно назвать определенным кризисом, но мы уже были в похожих ситуациях — и в начале двухтысячных годов, когда была интифада, и когда была вторая ливанская война. Тогда тоже были определенные экономические кризисы, но, как показывает практика, по окончании военных действий экономика растет. Люди ждут окончания военных действий, чтобы вернуться к своей повседневной деятельности.
Большая проблема — дефицит бюджета. Все деньги уходят на оборону. Если будет получена дополнительная помощь США, то это каким-то образом сможет погасить дефицит бюджета и по окончании военных действий это уже, по сути, решит проблему».
Пессимистичный настрой появился у экспертов еще прошлой осенью. Часть из них констатировала, что 2024 год явно будет для Израиля годом рецессии.