Новости крупская надежда константиновна биография

Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. Ученики Надежды Константиновны – Н.А. Ерашов и А.И. Худякова – после окончания в Москве Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской приехали в Удмуртию и непосредственно участвовали в создании ШКМ – первой в области. Надежда Крупская родилась в Санкт-Петербурге 26 февраля 1869 года, в небогатой дворянской семье. Надежда Константиновна не могла не замечать взаимной симпатии между Арманд и мужем, но при этом искренне дружила с Инессой и постоянно с ней переписывалась.

Надежда Константиновна Крупская биография кратко

по приказу а, который вообще с женщинами не церемонился, как и с мужчинами. Крупская Надежда Константиновна. В биографии Надежды Крупской было много диаметрально противоположных событий, о которых мы вам расскажем в данной статье. Надежда Константиновна Крупская всегда подчеркивала важность знания учителем возрастных особенностей восприятия и мышления ребенка, условий развития его в каждом возрасте, объема жизненного опыта современных ребят, характера и глубины этого опыта. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской.

6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР

25-го февраля 1939-го года, за день до 70-ти летнего юбилея Надежды Константиновны Крупской, в подмосковном санатории Архангельском собрались ближайшие друзь. 26 февраля 1939 года Надежда Константиновна Крупская отпраздновала своё 70-летие. Надежда Константиновна Крупская всегда подчеркивала важность знания учителем возрастных особенностей восприятия и мышления ребенка, условий развития его в каждом возрасте, объема жизненного опыта современных ребят, характера и глубины этого опыта. Надежда Константиновна внесла огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской. по приказу а, который вообще с женщинами не церемонился, как и с мужчинами.

Надежда Крупская: неудавшаяся гувернантка, создатель пионеров и новой системы образования

Он много лет судился с целью восстановить свое честное имя и в итоге выиграл дело. Увы, к этому времени он растерял остатки здоровья и вскоре после победы умер от чахотки. Поручик Константин Игнатьевич Крупский Пока отставной прапорщик искал правду и маялся по судам, семью обеспечивала мать. Елизавета Васильевна работала гувернанткой у знатных особ и умела делать любую работу по дому. А вот Надя так и не стала хозяйкой. Мать считала, что девушке дворянских кровей негоже пачкать руки и гнуть спину.

Дошло до того, что когда дочь вышла замуж, мать переехала к молодоженам, чтобы стирать, убирать и готовить. Да, дворянство Крупские получили через дедушку по отцовской линии, прославившегося на полях сражений с армией Наполеона. Закончив духовную семинарию, он отправился на войну, где получил за доблесть сначала офицерское знание, а чуть позднее стал жалованным дворянином. Красивая и образованная С общеизвестных портретов Крупской на нас смотрит некрасивая круглолицая женщина. С ранних снимков супруги вождя мирового пролетариата на нас смотрит симпатичная юная особа с чуть вздернутым носиком и пухлыми губами.

Сегодня многие говорят, что Крупская была похожа на актрису Скарлетт Йоханссон и это на самом деле так. У Надежды были пронзительные зелено-голубые глаза и длинная русая коса. Сама она себя любила называть «дамой с петербургской внешностью», но красавицей себя не считала. Внешность Крупской позднее испортили гормональные нарушения, связанные с заболеванием щитовидной железы. Надежда была не только миловидной, но и образованной девушкой.

Она закончила с медалью гимназию княгини Оболенской, а потом без труда поступила на Бестужевские женские курсы. Правда, окончить их она не смогла — помешало увлечение марксизмом и бунтарский дух. Мало кто знает, что Крупская зарабатывала на жизнь репетиторством. В свободное же время она бесплатно учила писать и читать взрослых в воскресной школе. Венчание с Лениным С Владимиром Ильичем, известным в революционной тусовке под кличкой «Старик», Крупская встретилась в 1894 году.

Судьбоносная встреча состоялась на конспиративной квартире, где собирались революционно-настроенные молодые люди. В тот раз с 24-летним юношей Володей ушла не Надя, а другая девушка — Аполлинария Якубова.

И все это в условиях послевоенной разрухи гражданской войны. Крупская — чрезвычайно образованная женщина, имеющая свою собственную точку зрения. Цитата: «Я видела детские сады в Швейцарии и Франции.

Там учили только слушаться и работать в одиночку. Важно, чтобы работа детского сада была так организована, чтобы детям сначала в кругу небольших групп, а потом и в более широких группах постоянно приходилось разрешать общие трудовые и организационные задачи. Построй домик, сделай садик, но не в одиночку, а вдвоем, втроем, вчетвером. Играй не в одиночку, а вместе. Учись не в одиночку, а вместе.

Крупская внесла ощутимый вклад в создание единой библиотечной системы в стране. Она считала, что следует «так построить библиотечное дело в Стране Советов, чтобы густая сеть библиотек разного типа обслуживала своевременно поголовно все растущую потребность масс в знаниях, ширила их горизонт, отвечала на их запросы…». Придавала особое значение развитию сети библиотек на селе, т. Крупская родилась в Санкт-Петербурге, где в 1887 г. Оболенской; с 1891 по 1896 гг.

В 1894 г. В 1898 г. Была активным участником двух революций. После прихода к власти партии большевиков занимала ряд государственных постов: члена Государственной комиссии по просвещению с 1917 г. Крупская занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодежи, комсомола, пионерской организации, движений за социализацию инвалидов и за просвещение всех народов страны на родном языке; уделяла большое внимание борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, работе детдомов, организации дошкольного воспитания; была инициатором открытия многих музеев и т.

Крупская; под ред.

Возвращение в Россию Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все ее время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции.

В то тяжёлое время, когда Владимир Ильич вынужден был скрываться в Гельсингорфсе Финляндия от преследований Временного правительства, Надежда Константиновна, выдавая себя за домработницу, приезжала его навещать. Через нее ЦК партии получал поручения от своего предводителя, а Ленин узнавал о положении дел на Родине. Крупская была одним из организаторов и участников Великой Октябрьской социалистической революции, занимаясь ее непосредственной подготовкой в Выборгском районе и Смольном. Смерть В. Ленина Несмотря на то что отношения с Инессой Арманд Ленин разорвал еще несколько лет назад, чувства его к ней так и не остыли.

Но работа для него всегда была самым важным приоритетом в жизни, а отношения с Арманд затягивали и отвлекали от партийной деятельности, поэтому он не жалел о своем решении. Когда Инесса скончалась от внезапно открывшегося туберкулеза, Владимир Ильич был сражен этим. Для него это стало настоящим ударом. Его современники утверждают, что душевная рана сильно усугубила его здоровье и приблизила час смерти. Владимир Ильич любил эту женщину и не мог смириться с ее уходом.

Дети Арманд остались во Франции, и Ленин просит жену привезти их в Россию. Разумеется, она не смогла отказать умирающему мужу. Он скончался в 1924 году. А после его смерти Надежда Константиновна уже не была прежней. Ее «бога» больше не было рядом, а жизнь без него превратилось в существование.

Тем не менее она находила в себе силы вести дальнейшую работу по пропаганде народного просвещения. Наркомат просвещения Надежда Константиновна работала в Народном комитете просвещения сразу после революции. Она продолжала борьбу за создание трудовой политехнической школы. Воспитание детей в духе коммунизма стало центральным звеном всей ее жизни. Крупская Надежда Константиновна, фото которой в окружении пионеров расположено ниже, души не чаяла в детях.

Она искренне старалась сделать их жизнь счастливее. Также Крупская внесла большой вклад в просвещение женской половины населения. Активно привлекала женщин к участию в социалистическом строительстве. Пионерия Надежда Константиновна стояла у истоков создания пионерской организации, вносила большой вклад в ее развитие. Но в тоже время она не только координировала действия организации, но и участвовала в непосредственной работе с детьми.

Именно пионеры попросили ее о написании автобиографии. Крупская Надежда Константиновна, краткая биография которой изложена ей самой в работе «Моя жизнь», с большим волнением занималась ее написанием. Она посвятила эту работу всем пионерам страны. Последние годы жизни Книги Надежды Константиновны по педагогике на сегодняшний день имеют историческую ценность лишь для тех немногих исследователей, которые интересуются взглядами большевиков на вопросы воспитания детей. Но подлинным вкладом Крупской в историю нашей страны является та поддержка и помощь, которую она оказывала на протяжении всей жизни своему мужу Владимиру Ильичу Ленину.

Он был ее кумиром и соратником. Он был ее «богом». После его смерти пришедший к власти Сталин всеми силами старался убрать ее с политической сцены. Вдова Ленина была для него бельмом на глазу, от которого он всеми способами старался избавиться.

Надежда Константиновна Крупская и педагогика социализма

Надежда страдала головокружениями и повышенной утомляемостью. Но ее трудолюбие и работоспособность были просто фантастическими. Крупская увлеклась идеями марксизма, все свободные часы просиживала в библиотеке и самостоятельно выучила немецкий язык, чтобы читать Карла Маркса в оригинале. В то время как ее сверстницы зачитывались любовными романами и строили глазки кавалерам, Наденька пробиралась на конспиративную квартиру. Но не на свидания, а на заседания революционного кружка. Одна из таких встреч в феврале 1894 года круто изменила судьбу Крупской. На заседании кружка ждали особого гостя - Старика. После условного стука в комнату вошел невысокий симпатичный молодой человек.

Его подбородок скрывала острая бородка, а голова заметно начинала лысеть, незнакомец без лишних церемоний подсел к столу и уже через пять минут увлеченно рассказывал об идеях мировой революции, при этом шутил и вглядывался в каждого своими цепкими глазками-буравчиками. Надежда вынести этот взгляд не могла - на ее бледных щеках пылал румянец, сердце бешено стучало, а слова застревали в горле. Она влюбилась. Владимир Ульянов пригласил Надежду на личную встречу, но лишь для того, чтобы она привела с собой подругу - красавицу Аполлинарию, которая ему очень понравилась. Однако Старика вскоре арестовали, и к нему в тюрьму Аполлинария ходить не пожелала. А Крупская пошла. Рискуя собственной свободой, она приносила ему передачи, прятала тайные письма, а когда свидания запретили, часами стояла на углу улицы - единственном пятачке, который был виден из тюремного двора, когда заключенные были на прогулке.

Так ее возлюбленный мог знать: его поддерживают. Личная жизнь Надежды Крупской В одном из посланий от Владимира Надежда прочитала неожиданные для себя строки: признание в любви и предложение стать его женой. На самом ли деле им руководило чувство любви или просто так ему было удобно - оказалось для Надежды не столь важно. Она отправилась вслед за Владимиром в сибирскую ссылку. Несмотря на то что в среде большевиков одобрялась свободная любовь, Ульянов и Крупская заключили официальный брак. На этом настояла мать Надежды. Что создатель социал-демократической рабочей партии нашел в Надежде Крупской?

Один из участников подпольного кружка писал: «У нас были девушки и красивее Крупской.

Осенью семнадцатого года стремительно нарастают события. Днем 24 октября Надежду Константиновну находят в Выборгской районной думе и передают записку. Она раскрывает ее. Ленин пишет в ЦК большевиков: «Промедление в восстании смерти подобно».

Крупская понимает — час настал. Она бежит в Смольный. С этой минуты она неразлучна с Лениным, но эйфория счастья и успеха прошла быстро. Жестокие будни съели радость. Летом 1918 года Крупская поселилась в Кремле в скромной, специально оборудованной для нее с Лениным маленькой квартирке.

А потом была Гражданская война. Борьба с контрреволюцией. Болезни Надежды Константиновны. Выстрел эсерки Фани Каплан в Ленина. Смерть от тифа Инессы Арманд, которая явилась предвестником тяжелого заболевания мозга у Ленина.

Болезнь прогрессировала так быстро, что Крупская не только забыла все старые обиды на мужа, но и выполнила его волю: в 1922 году в Горки были привезены из Франции дети Инессы Арманд. Однако они не были допущены к вождю. Ухудшение самочувствия и ярко выраженные признаки заболевания появились у Ленина весной 1922 года. Поначалу симптомы указывали на обыкновенное умственное переутомление: сильные головные боли, ослабление памяти, бессонница, раздражительность, повышенная чувствительность к шуму. Однако доктора разошлись в определении диагноза.

Немецкий профессор Клемперер считал главной причиной головных болей отравление организма свинцовыми пулями, которые не были извлечены из тела вождя после ранения в 1918 году. В апреле 1922-го ему сделали операцию под местным наркозом и одну из пуль в области шеи все-таки вытащили. Но самочувствие Ильича не улучшилось. И вот Ленин сражен первым приступом болезни. Крупская по долгу и праву жены дежурит у постели Владимира Ильича.

Над больным склоняются лучшие врачи и выносят вердикт: полный покой. Но дурные предчувствия не покидали Ленина, и он взял со Сталина страшное обещание: дать ему цианистого калия в том случае, если вдруг постигнет удар. Паралича, обрекавшего на полную, унизительную беспомощность, Владимир Ильич боялся больше всего на свете. Центральный Комитет ВКП б поручает своему генсеку товарищу Сталину ответственность за соблюдение режима, установленного врачами. В декабре 1922 года Ленин попросил, а Крупская написала под его диктовку письмо Троцкому по поводу монополии внешней торговли.

Узнав об этом, Сталин по телефону не пожалел матерных слов для Надежды Константиновны. И в завершении сказал: она нарушила запрет врачей, и он передаст дело о ней в Центральную Контрольную комиссию партии. Ссора Крупской со Сталиным произошла через несколько дней после начала болезни Ленина, в декабре 1922 года. Ленин узнал об этом только 5 марта 1923 года, и продиктовал секретарше письмо Сталину, похожее на ультиматум: «Вы имели грубость позвать мою жену к телефону и обругать ее. Хотя она вам и выразила согласие забыть сказанное, но тем не менее этот факт стал известен через нее же Зиновьеву и Каменеву.

Я не намерен забывать так легко то, что против меня сделано, а нечего говорить, что сделанное против жены я считаю сделанным и против меня. Поэтому прошу вас взвесить, согласны ли вы взять сказанное назад и извиниться или предпочитаете порвать между нами отношения». После диктовки Ленин был очень взволнован. Это заметили и секретарши, и доктор Кожевников. На следующее утро он попросил секретаршу перечитать письмо, передать лично в руки Сталину и получить ответ.

Вскоре после ее ухода его состояние резко ухудшилось. Поднялась температура. На левую сторону распространился паралич. Ильич уже навсегда лишился речи, хотя до конца своих дней понимал почти все, что с ним происходит. В эти дни Надежда Константиновна, по всей видимости, все же сделала попытку прекратить страдания мужа.

Из секретной записки Сталина от 17 марта членам Политбюро известно, что она «архиконспиративно» просила дать Ленину яд, сказав, что пыталась это сделать сама, но у нее не хватило сил. Сталин вновь пообещал «проявить гуманизм» и вновь не сдержал слова. Почти еще целый год Владимир Ильич жил. Крупская не отходила от него. Ни слезинки не увидели люди в глазах Крупской в дни похорон.

Надежда Константиновна говорила на панихиде, обращаясь к народу и партии: «Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память — всему этому он придавал при жизни такое малое значение, так тяготился этим. Помните, что многое еще не устроено в нашей стране». Последним благородным жестом Крупской, признавшей огромную любовь Ленина и Арманд, стало ее предложение в феврале 1924 года захоронить останки ее супруга вместе с прахом Инессы Арманд. Сталин предложение отверг. Вместо этого его тело превратили в мумию и поместили в подобие египетской пирамиды на главной площади страны.

Крупская пережила мужа на пятнадцать лет. Давняя болезнь мучила и изнуряла ее.

Её неудержимо влекло в пролетарскую среду. Начало занятий 27 сентября. Уже 30 января 1890 г. Крупская, якобы? Анти Дюринг помешал, будь он не ладен. Больше нигде и никогда в своей жизни будущий академик Крупская попыток учиться не предпринимала. Если мне кто-то скажет, что классная наставница набралась ума у своего супруга, я только улыбнусь в ответ.

Недавно услышал из телевизора канал «Культура» от одной очень образованной дамы, что Надя внимание! А ведь дама, хоть и состроила умную физиономию, но не удосужилась прочесть саму Крупскую, иначе знала бы, что Крупская только подала документы на курсы и через пару месяцев их забрала, как сама писала: "Через пару месяцев я сильно разочаровалась в них". Всякий шалопай имеет право подать документы - куда ему вздумается, хоть в МГИМО, и забрать хоть через 5 лет, но образования от этого он не получит ни-ка-ко-го. Господ из Википедии, сочинителей "научных" статей про Крупскую - отхлестать подписанной кошками тряпкой. Ничего не знают эти господа, более того - знать не желают! Пример подачи информации: "В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию кн. Оболенской в Петербурге. В 1889 году Крупская поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год". Господа - товарищи, на минуточку - приема в 1887—1889 годах, на Бестужевские курсы не было, соответственно не было выпуска в 1890—1892 годах.

Обучение было платным - 200 рублей в год. Знать нУна таких глупостей, когда "научные" статьи садишься писать или из ТV - ящика бред нести в эфир. Следует сечь розгами всякого, кто бредит образованием Н. Крупской, а отдельным дамам сыпать горчицы в панталоны, потому что ни кто из них не удосужился прочитать хоть что-нибудь из трудов самой Н. Иначе они спросили бы себя: «А где же Надины однокурсницы по «Бестужеву»? Где же мемуары, про то, как девушки на переменке пели с Крупской марсельезу? По положению о частных женских гимназиях 1872 года предусматривалось, что они обладают теми же правилами, что и правительственные, обязаны придерживаться правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчинятся местному учебному округу. В 70-х было открыто, в частности, семь таких гимназий в Санкт - Петербурге. Некоторые частные женские гимназии носили сословный характер, например женская гимназия аристократического типа княжны Оболенской в Петербурге.

Плата за учение в 2-х низших классах 150 руб. Для того чтобы получить медаль, гимназисту прошлых лет надо было иметь оценки «отлично» по латинскому, древнегреческому языку и математике, средний балл не менее 4,5 по всем остальным дисциплинам и правильное поведение. В этом месте любопытно было бы взглянуть на аттестат Н. Где он? Попробуйте найти. Это наверное очень засекреченный документ - страшная тайна, тс-с-с-с... Из воспоминаний Ариадны Тырковой одноклассница Крупской : "Училась Надя прилежно, честно, но не блестяще. У нас в классе подобрался состав довольно способных, быстрых учениц. Крупская никогда не была на первом плане, всегда оставалась в тени".

Где та медаль золотая? Где лист наградной? Даже не трудитесь искать, потому что их нет, и никогда не было - даже поддельных! И странно мне, в наше время наблюдать, как на канале "Культура" упражняются в идиотизме, причём умышленно в то же помойное ведро можно смело положить сериал «Кремлёвские жёны» - нелепую фальшивку под хохлому. И, потом, человек выступающий с трибуны в стиле: "этот вопрос мы поставили ребром с особой яркостью и повернули вокруг своей оси", по определению не может быть обладателем не то что золотой медали - "дурацкого колпака" не достоин. Откройте: Том I. Автобиографические статьи. Дореволюционные работы 1899—1917 гг. Нет там никаких золотых медалей.

Крупская упоминает школу в Киеве на Крещатике, пишет: "женские медицинские курсы и высшие женские курсы были закрыты. Я училась самоучкой, как умела". Тут же: "Наконец, были открыты в Питере Высшие женские курсы, и я туда поступила". А в каком году случилось это "наконец"? Пардон, но если приема в 1887—1889 годах, на Бестужевские курсы не было, куда вы поступали, мамзель, и когда? Нехорошо получается... Сноска - Медаль нашлась в печатном варианте более позднего издания Крупской. Одним предложением - Гимназию я закончила с золотой медалью. В оцифрованном раннем издании - никаких медалей нет.

Следовательно, "золотая медаль" Крупской - поздняя вставка в авторский текст советских редакторов, то есть фальсификация истории. Прошу получить вас эту неожиданную новость. Крупская перепутала "кружок" с курсами? Она по этим кружкам три года болталась, марксизм впитывала. И в 1922 г. Крупская вспоминает: "Я окончила гимназию, педагогический класс, была некоторое время на курсах". Где медаль? И в 1937 г. Помнит учителей: "Очень хороший преподаватель — А.

Преподавателем математики была Литвинова, окончившая Цюрихский университет". Про курсы помнит: "Когда открылись в 1889 г. Про медали не помнит. Дридзо: «Вскоре Надежда Константиновна познакомилась со студентами-технологами, связалась с их марксистским кружком», «Надежда Константиновна так увлеклась учением Маркса, что решила взяться всерьёз за изучение марксизма. Она оставила курсы историко-филологическое отделение Бестужевских курсов , на которых проучилась всего два-три месяца, и вся отдалась новым впечатлениям». Крупская: "Погрузилась в математику, в то же время ходила и на лекции филологического факультета. Но там приходилось слушать лишь Платонова по истории и Введенского по психологии". Как же так, спросит читатель, таки получается - была Надя на курсах, раз на лекции ходила? В этом месте следует пояснить - это свободные бесплатные лекции, куда мог прийти всякий желающий.

Но, как видим - скучно. Дридзо — Крупской месяцок «обучения» прибавила, по доброте душевной, и записала её не на на "математическое отделение", а на "историко-филологическое". Но это уже не важно, потому что думается мне - Надя, на тех курсах, не проучилась ни одного дня. Далее, как-то неудобно было выставлять жену и друга В. И Ленина недоучкой и "пара месяцев" выросли до полугода, потом превратились в год, потом эх, чего уж там, режь последний огурец Крупская фантастическим образом закончила-таки курсы , а теперь, уже в наше время! И вписали всё это в энциклопедии! И списывают друг у друга, не открывая первоисточников. А зачем? Все и так умные - всё знают.

Крупская: «Я точно живую воду пила. Не в терроре одиночек, не в толстовском самоусовершенствовании надо искать путь. Могучее рабочее движение — вот где выход. Сердце колотится так, что слышно. А где же болталась наша девушка с 30 января 1890 г.? Неужели всё это время Маркса изучала, «живую воду» пила, мечтала об «экспроприации экспроприаторов»? Один небольшого роста, кривой, рябой, с десяти лет работал на мануфактуре. По воскресеньям он напивался пьян и в школу не ходил, бушевал. Другой — Васильев — работал на табачной фабрике.

Весь пропитан тяжёлым запахом табака. Когда наклонялась к нему, то начинала кружиться голова. И он пил по воскресеньям. И вот, бывало, подойдёшь к нему, поправляешь тетрадь, нагнёшься — и так пахнёт на тебя запахом крепкой махорки, что голова кружиться. Человек этот конечно пил. Еле я его уговорила, что мелом он в другой раз попишет. Чахоточный, худой рабочий от Максвелля, с впалой грудью. Страстно хотел одолеть грамоту. Написал раз: «Выучи грамоте — подарю на сарафан».

Другой раз пожелал удалого жениха. У того же Максвелля работал некий Точилов. Упорно искал он «бога», уходил в штундисты, потом был ещё в какой-то секте. Точилов решил действовать в одиночку. Летом ударил ножом в бок мастера, издевавшегося над рабочими. Потом, в тюрьме уже, он стал социал-демократом. Вариант 1928 г: «И Точилов сделал выводы. Тогда не было рабочих организаций, не было партии. Точилов решил бороться в одиночку.

Он привёл в порядок все свои дела, сдал книжки в библиотеку — и пырнул ножом в бок мастера. Крупская услышала от товарищей, что в Петербург из Поволжья приехал Ульянов, очень подготовленный марксист. Встречаясь с новыми людьми, мы прежде всего осведомлялись об их отношении к Марксу. Я лично, например, был глубоко убеждён, что из человека, который не проштудировал два или три раза «Капитал» Маркса, никогда ничего путного выйти не может. Крупская: «Мне было 20 лет, и я даже не слыхала, что был какой-то Маркс, ничего не слыхала о рабочем движении — о коммунизме. Когда-нибудь, потом, когда я стану совсем старым пердуном, как видный деятель Франц Меринг, я обложусь со всех сторон толстыми фолиантами и напишу «Мой Карл Маркс» — книгу полную слёз и скорби, некий «Плач идиота по международному рабочему движению». Не знаю, что там за чудеса разглядела Крупская под призмой марксизма? Андрей Буровский только на первых страницах Капитала I том обнаружил полсотни фактологических ошибок. Кстати, книжка не пользовалась спросом у населения.

Первый тираж 500 пятьсот экземпляров еле раскупался. Говоря проще - "Капитал" не покупали. Зато в США аферисты продали 5000 пиратских копий под незатейливой рекламой: "Как в лёгкую бабла срубить". Подкупала еврейская фамилия автора, может-таки да? Дед Карла, Леви бен Шмуль Маркс,был раввином. Брат отца Самуил, также был раввином. Впрочем, считая себя немцем, евреев Маркс не любил. Рассуждения о низменной и отвратительной "семитской расе" К. Маркс, Ф.

Энгельс Собрание соч. Он и славян не любил, особенно ненавидел русских. Одно время Маркс испытывал "нежные чувства" к полякам, но только на время Польского восстания 1863-1864 гг. Следуя идейкам Гегеля, Маркс и другие "неисторические" народы, мягко говоря - презирал. Это на заметку нашим доморощенным марксистам, которым лень донести свои попы до библиотек.

За что была подвергнута аресту и сослана в Сибирь. В 1901 году вынуждена была уехать в Германию, где работала секретарем в газете «Искра». В 1905 году вернулась в Россию, где была секретарем ЦК. Вторая эмиграция настигла ее после 1907 года. Работала Крупская под Парижем преподавателем. Помогала Ленину налаживать связь с партией в России. В 1917 году возвращение в Россию.

Крупская Надежда Константиновна

Крупская выделялась на фоне остальных высоким интеллектом, и неважно, что ее образование так и осталось неоконченным. Революционерка Надежду арестовали в 1896 году и отправили в ссылку в Уфу. Ульянова тоже сослали, но в Шушенское. Вместе с матерью Надежды Владимир писал письма властям, с просьбой перевести ее из Уфы в Шушенское, так как молодые люди решили пожениться.

У матери невесты абсолютно не было денег, поэтому ей пришлось продать участок земли, не особо заботясь о том, что там похоронен ее муж. Владимир и Надежда обвенчались в церкви в 1898-м, хотя оба считали себя атеистами. Надежда Крупская на рабочем месте Вся последующая биография Надежды связана с революционной деятельностью.

Она уезжает в эмиграцию вместе с Лениным, оказывает ему всяческую поддержку в делах партии. Крупская вела почтовую переписку, шифровала письма всего ею зашифровано более 30 000 писем , работала преподавателем в партийной школе, редактировала и переписывала статьи. В Россию Надежда вернулась в 1917-м, и сразу включилась в работу по подготовке Октябрьской революции.

Спустя некоторое время инициировала создание пионерской и комсомольской организаций. Во время пребывания в Европе Крупская пристально изучала движение скаутов, и пришла к выводу, что можно и в России организовать нечто подобное, с небольшими изменениями под большевистские реалии. Не менее рьяно взялась революционерка и за образование.

В 1917-м она вошла в состав Государственной комиссии по просвещению. Спустя шесть лет ее избрали в Центральный комитет партии, начиная с 1929-го, заняла должность заместителя наркома просвещения России, стояла у истоков создания советского образования. Надежда Крупская с детьми Но именно этот род деятельности Крупской чаще всего подвергается критике.

Здесь нельзя однозначно сказать, чего было больше от действий пламенной революционерки — пользы или вреда. У нее никогда не было собственных детей, поэтому, ей было сложно судить, что для них хорошо, а что не очень. Крупская просто любила их, не делила по происхождению или национальности.

Она заботилась о том, чтобы жизнь матери и ребенка стала легче, но при этом поддала жесткой критике систему педагога Макаренко , который утверждал, что лучшее воспитание — это труд. Надежде казалось, что в этом вопросе нет ничего важнее коммунистической идеологии. Ее возмущали сказки Чуковского , так как ей, взрослой женщине, казалось, что фантазии и волшебство ничего в этой жизни не значат.

Общественная деятельность После того, как умер Ленин, Надежда предпринимала попытки противостоять действиям Иосифа Сталина. Но силы были явно не равны, поэтому очень скоро она прекратила борьбу.

Это не лучшим образом сказалось на ее здоровье: частые простуды обострили наследственное аутоиммунное заболевание. Надежда страдала головокружениями и повышенной утомляемостью. Но ее трудолюбие и работоспособность были просто фантастическими. Крупская увлеклась идеями марксизма, все свободные часы просиживала в библиотеке и самостоятельно выучила немецкий язык, чтобы читать Карла Маркса в оригинале. В то время как ее сверстницы зачитывались любовными романами и строили глазки кавалерам, Наденька пробиралась на конспиративную квартиру.

Но не на свидания, а на заседания революционного кружка. Одна из таких встреч в феврале 1894 года круто изменила судьбу Крупской. На заседании кружка ждали особого гостя - Старика. После условного стука в комнату вошел невысокий симпатичный молодой человек. Его подбородок скрывала острая бородка, а голова заметно начинала лысеть, незнакомец без лишних церемоний подсел к столу и уже через пять минут увлеченно рассказывал об идеях мировой революции, при этом шутил и вглядывался в каждого своими цепкими глазками-буравчиками. Надежда вынести этот взгляд не могла - на ее бледных щеках пылал румянец, сердце бешено стучало, а слова застревали в горле. Она влюбилась.

Владимир Ульянов пригласил Надежду на личную встречу, но лишь для того, чтобы она привела с собой подругу - красавицу Аполлинарию, которая ему очень понравилась. Однако Старика вскоре арестовали, и к нему в тюрьму Аполлинария ходить не пожелала. А Крупская пошла. Рискуя собственной свободой, она приносила ему передачи, прятала тайные письма, а когда свидания запретили, часами стояла на углу улицы - единственном пятачке, который был виден из тюремного двора, когда заключенные были на прогулке. Так ее возлюбленный мог знать: его поддерживают. Личная жизнь Надежды Крупской В одном из посланий от Владимира Надежда прочитала неожиданные для себя строки: признание в любви и предложение стать его женой. На самом ли деле им руководило чувство любви или просто так ему было удобно - оказалось для Надежды не столь важно.

Она отправилась вслед за Владимиром в сибирскую ссылку. Несмотря на то что в среде большевиков одобрялась свободная любовь, Ульянов и Крупская заключили официальный брак. На этом настояла мать Надежды. Что создатель социал-демократической рабочей партии нашел в Надежде Крупской?

Она намечает следующие этапы организаторской работы: первый этап — обсуждение цели, постановка главных задач в работе коллектива с учетом реальных потребностей его жизни; второй этап — распределение обязанностей среди ее участников с учетом способностей и возможностей каждого; третий этап — учет и контроль выполняемой работы; четвертый этап — подведение итогов. Крупская рассматривала детское самоуправление как, одно из средств всей системы воспитательной работы и показала на этом примере образец конкретного анализа детской деятельности и ее воспитательных результатов. Важнейшими являются указания Курупской о правильных взаимоотношениях комсомольской и пионерской организаций с органами детского самоуправления, о роли пионеров и комсомола в самоуправлении.

Она постоянно поддерживала необходимость руководящей роли комсомола и пионерской организации в работе самоуправления и педагогического руководства развитием самодеятельности школьников. Крупской методов А. Крупская категорически выступала против так называемых детских судов. Макаренко же в конституции страны ФЭД Устава коммуны им. Заседания суда должны были происходить открыто, в присутствии воспитателей и воспитанников. Члены суда избирались на три месяца в составе четырех воспитанников, пятым был воспитатель. Наблюдение за выполнением решения суда возлагалось на выбираемого общим собранием судебного исполнителя.

Крупская выступала против «кодекса» наказаний, в котором перечислялись бы «штрафы», накладываемые на воспитанников за проступки. Макаренко же считал возможным использование такого кодекса и даже в некоторых случаях считал возможным применение физической силы, главным образом с целью предупреждения противоправных действий, что вызвало резкую отрицательную реакцию Н. Крупской на появившиеся в печати сообщения о применении наказаний в колонии им. Луначарским и Н. В конечном счете, такая политика на ряд десятилетий задержала развитие отечественной школы и педагогической мысли. Пожалуй, наиболее интересной следует признать работу Н.

Отец мой ленин, а мать Надежда Крупская После революции Крупская с головой окунулась в строительство нового общества, которое ставили своей целью ее муж и его соратники. Она со всей ответственностью относилась к проблемам воспитания детей, написала по этому поводу много статей. Но подлинное значение Крупской — в работах Ленина. Сколько их, этих работ, было переписано ее руками, сколько было написано статей для революционных газет, сколько писем с указаниями Ленина она отправляла по самым разным адресам его соратников. Несмотря на тяжелую болезнь Надежда Константиновна не мыслила себя вне политики, вне построения социализма. Она всегда очень хотела быть полезной Ленину. Напряженная работа уже не требовалась, с ее мнением никто из соратников вождя не считался, и особенно Сталин. Он еще при жизни Ленина крепко поссорился с Крупской, когда та выступила против попыток Сталина отстранить Ильича от управления страной. Ему пришлось по требованию Ленина извиниться перед Крупской. Но он этого не забыл, он это ей припомнил. В 1938 году писательница Мариэтта Шагинян обратилась к Крупской с просьбой — быть консультантом по различным сторонам жизни Ульяновых, которые описывались в ее книге «Билет по истории». Надежда Константиновна приняла предложение с удовольствием, не зная, чем это ей может грозить. А Сталин был крайне недоволен. Этот вопрос даже обсуждался на одном из пленумов ЦК партии. В постановлении пленума говорилось: «Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП б , за спиной ЦК ВКП б , превращая тем самым общепартийное дело составление произведений о Ленине в частное семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал…» Болезнь и причина смерти Из жизни Крупская ушла внезапно. Да, она уже была немолода, много болела. Но не старые болезни стали причиной ее кончины.

Надежда Константиновна Крупская биография кратко

В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. В книге Хелен Раппапорт «Заговорщик» [11] рассказывается о подробностях жизни Ленина и Крупской в эмиграции парижского периода — в частности, об отношениях с Инессой Арманд : «Есть неверное представление о том, что Ленин и Надя жили в изгнании весьма комфортно, что они были этакими буржуа, что партия о них заботилась. На самом деле это неправда. Они жили в ужасной, бедной квартире с минимумом мебели, потому что по природе оба были очень бережливы, хотя оба получали зарплату от партии и дополнительно зарабатывали переводами. А Ленин к тому же писал огромное количество статей для политических изданий». После Октябрьской революции Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию , была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации [12]. С 1917 года Крупская являлась членом управы Выборгского района Петрограда и Государственной комиссии по просвещению [13] , и, благодаря пропаганде и внедрению ею системы дошкольного образования , стали массово и повсеместно создаваться и обустраиваться оборудованные детские площадки , что было связано с началом развития всей государственной системы детских садов [14]. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения [15] ; выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию.

Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» [15]. Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную Антоном Макаренко : после её критического выступления на съезде комсомола в мае 1928 года Макаренко был в скором времени снят с руководства колонией имени Горького [16].

Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге. Школьная политика Крупской формировалась под влиянием марксизма, педагогического образования и идей Ленина.

В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней учительницы, и ударилась в толстовство. Увлечение было недолгим — на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Это отдаленно напоминало веру. Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу.

И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм. Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии. Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник. Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять.

Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера. Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение. Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона.

Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин.

В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения.

В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм».

Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии.

Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения.

Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным.

Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа.

Крупский Георгий Александрович — поручик отдельного конного полка Общий список офицерских чинов Российской Императорской Армии на 1-ое января 1909 г. Но, скорее всего, только потому, что советские историографы убрали это имя из данного списка. Предполагать, что он был лишен дворянства — нет оснований, поскольку после десяти лет следствия Крупский был оправдан. Тут перед нами раскрывается вообще фантастическая картина. Кто же были эти люди? Тистров Василий Иванович 1799 -1870 , горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода. Окончив в 1822 году Горный корпус, он был послан на алтайские казенные заводы, где удачно женился на Александре Гавриловне Фроловой, внучке знаменитого изобретателя-гидротехника Козьмы Дмитриевича Фролова 1726-1800 , управляющего Змеегорскими рудниками. Мало кто знает, что под его началом работал механик И. Ползунов, создатель первой паровой машины. Известно, что изобретатель умер, не дождавшись испытания машины, так что Козьма Дмитриевич довел его дело до конца. Один из его сыновей, Петр Козьмич Фролов возглавлял алтайские заводы, был даже томским губернатором, много сделал для развития культуры на Алтае. Умер он в Санкт-Петербурге в 1839 году, будучи сенатором и тайным советником. У Тистровых на Алтае родилось девять детей, Елизавета — одна из младших. Итак, бабушка Надежды Константиновны Крупской Александра Гавриловна была внучкой Козьмы Дмитриевича Фролова 29 июня 1726, Полевской завод - 9 марта 1800 - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника. Это был великий человек, прославивший Россию и увеличивший ее благосостояние. Из его официальной опубликованной биографии известно, что он родился 1726 года в Полевском заводе, на Урале, в семье мастерового. В 1744 году закончил горнозаводскую школу в Екатеринбурге. Службу начал на Березовских промыслах «горным учеником». Впоследствии работал рудокопом, писарем, строителем конных водоподъемников для откачки воды из шахт. В 1760 году на Березовском руднике изобрел золотопромывочную машину самую производительную в то время. В 1763—1770 годах на Змеиногорском руднике построил 4 похверка, разместив их на одном деривационном канале и механизировав весь процесс толчения и промывки руды. В 1783 году на Вознесенской шахте построил подземную деривационную установку со «слоновым» колесом диаметром 18 метров, способным поднимать воду с глубины 63 метра. Один из современников назвал это невиданное в мире сооружение «самым отважнейшим мероприятием». В 1787 году на той же Вознесенской шахте установил по собственному проекту оригинальный рудоподъемник «патерностер». Но ни дедушка Надежды Констановны со стороны матери Василий Иванович Тистров, ни прадедушка Козьма Дмитриевич Фролов, несмотря даже на свое мировой научное величие, никогда не упоминались в официальной биографии Крупской. Она везде фигурирует как дочь всего лишь «гувернантки». Хорошо хотя бы не прачки. Хотя советские биографы не постеснялись, и Сталин в этом их не ограничивал, указать, что его первая жена, дочь дворянина, подрабатывала прачкой… А между тем богатейшие были люди, предки Надежды Константиновны Крупской. Козьма Дмитриевич Фролов помимо того, что был изобретателем с мировым именем, в 1758 году получил звание штейгера горного техника и был направлен на Воицкий рудник недалеко от Петрозаводска для налаживания работ по промывке золота. С 1759 года он уже руководитель работ по добыче золота на Березовском руднике. В 1762 году возглавил все золотые промыслы Урала. В 1763 году, по настоянию начальника Колывано-Воскресенских заводов А. Порошина, переведен на Алтай для механизации Змеиногорского рудника.

Ходили слухи, что яд якобы был в торте, который прислал в подарок Иосиф Сталин. По воспоминаниям свидетелей, накануне юбилея она поссорилась с вождем и обещала придать огласке записку, продиктованную Лениным незадолго до его смерти. О первой леди Советского Союза и о тайнах, которые она хранила, смотрите в программе «Исторический детектив» с Николаем Валуевым.

Славная родословная. Моя Крупская

Эти честные интеллигентные люди сообщают нам в самом начале: «Биография написана коллективом авторов на основе тщательного изучения документальных источников и литературного наследия Надежды Константиновны Крупской». умерла 27 февраля 1939 года в Москве. Именно поэтому такие люди, как Надежда Константиновна Крупская, уходят в тень в силу того, что в их биографии нет ничего низменного и животного.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий