Юрий Гагарин был дублёром Владимира Комарова в полёте на корабле Союз-1, полёт из-за неисправности солнечной батареи был прерван досрочно, а закончился гибелью космонавта из-за неполадок парашютной системы. В 1967-ом Юрий Гагарин стал дублёром командира космического корабля «Союз-1» Владимира Комарова, чей полёт на новом судне закончился трагической смертью пилота. 9 марта 2019 года исполняется 85 лет со дня рождения легендарного лётчика-космонавта Героя Советского Союза Юрия Гагарина.
Первый космонавт
- Юрий Гагарин — Первый человек в космосе. Интересные факты
- Биография Юрия Гагарина
- Первый космонавт
- Юрий Гагарин. Сила – в любви
- Юрий Гагарин - первый человек в космосе
Первый в космосе
Юрий Гагарин | Биография | Первый полет в космос 12 апреля 1961 года | Фото Личная жизнь | Смерть | Юрий Гагарин вел большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, членом ЦК ВЛКСМ, президентом Общества советско-кубинской дружбы. |
90 лет Юрию Гагарину: как жил первый космонавт до и после полета 12 апреля | 360° | Википедия в биографии Юрия Гагарина сообщает, что к 50-летнему юбилею полёта Гагарина в космос были рассекречены выводы госкомиссии о возможных причинах его гибели. |
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина | Бесплатный Плюс с опцией на 30 дней по промокоду THEORYSMT: до 31.05.2023. Действительно на территории РФ. Промоко. |
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина | Сделав кружок над Землей, Юрий Гагарин открыл новую эпоху в истории человечества. |
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества | Сделав кружок над Землей, Юрий Гагарин открыл новую эпоху в истории человечества. |
Каждый в комиссии "греб от себя"
- Карьеру летчика спасла подушка
- Юрьева тень: неизвестная жизнь Гагарина
- Гагарин Юрий Алексеевич. Большая российская энциклопедия
- 45 интересных фактов о Юрии Гагарине
К 80-летию со дня рождения первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина
108 минут полета Юрия Гагарина на корабле «Восток» стали новой точкой отсчета освоения пространства за пределами Земли. В 1968 году Юрий Гагарин наконец вернулся в близкую к прежней форму и запросил у начальства разрешение на самостоятельный авиационный полет. Юрий Гагарин в гостях у Сергея Королева на даче «Явейная» в Сочи. Фото: Александр Сергеев / РИА Новости. В сентябре 2022 года Госкорпорация «Роскосмос» рассекретила личное дело первого в мире космонавта Юрия Гагарина, которое на протяжении долгих лет хранилось в строжайшей секретности в Центре подготовки космонавтов, названным в его честь Фото уникальных.
45 интересных фактов о Юрии Гагарине
Рассекречено личное дело Юрия Гагарина: 11 декабря 2022 06:23 - новости на | Юрий Гагарин окончил училище по 1-му разряду, и ему было предоставлено право выбора места дальнейшего прохождения службы. |
Юрий Гагарин: какой путь прошёл первый космонавт до полета и что было после? | Главный конструктор Сергей Королев и Маршал Советского Союза Кирилл Москаленко принимают рапорт Юрия Гагарина на стартовой площадке космодрома Байконур, 12.04.1961 г., Фото РИА Новости. |
Юрий Алексеевич Гагарин - биография, новости, личная жизнь, фото, видео - | Видеобиография 8 мин 38 с. Видео от 8 марта 2018 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! |
Детство Гагарина: арифметика на патронных гильзах
Биография Гагарина Юрия Алексеевича, совершившего первый полет в космос, фото, личная жизнь, семья и дети, причина смерти. РИА Новости, 1920, 04.03.2022. Видео – Юрий Гагарин, первый человек в космосе (1961 год). 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, советский космонавт, стал первым человеком в истории, совершившим орбитальный космический полёт. Юрий Гагарин в Москве!» — аршинными буквами сообщала первая полоса «Известий» 14 апреля 1961 года. Досье на Юрия Гагарина завели в 1955 году, когда он стал курсантом Чкаловского училища, говорится в публикации журнала «Русский космос» (официальное издание Роскосмоса).
Гагарин Юрий
Пожарского, «Народное ополчение имени К. Кушкуль г. Оренбург, «Мусульманская религиозная группа п. У, международное движение «М.
Так это же формовщики и литейщики их отливали. Огненные специальности, очень нужные, и вы будете ими владеть! Завуч вспоминал: "Юра показался мне поначалу слишком хлипким, тщедушным. А вакансия оставалась единственно в литейную группу, где дым, пыль, огонь, тяжести… Вроде бы ему не по силам". В Люберцах Гагарин провёл два года, и здесь его имя впервые попало в газету: заметка в "Заводской правде" похвалила учеников седьмого класса — Гагарина, Чугунова, Черножукова, Золотова, Напольскую и других, которые на экзаменах "первыми до установленного времени сдали работы по алгебре". После голодных лет условия в училище казались райскими: харизматичные преподаватели, красивая форма, общежитие по 15 душ в комнате , трёхразовое питание, а для литейщиков — ещё и молоко за вредность. В училище Гагарин завёл соперника по спорту, который научил его крутить "солнце" на турнике, а в вечерней школе редакторствовал в стенгазете и нравился девочкам. Друг по училищу вспоминает: "Для девочек он был Юрочкой — настолько он привлекательный был, настолько добрый, никогда никого не обидит; улыбка, сам весь как мяч-попрыгун". Позже преподаватель уже в лётном училище заметит: "У него не было такого сугубо мужского крутого характера… Бывало, ругаешь Гагарина, он опустит голову и хлопает глазами, покраснеет весь. Похвалишь его, он тоже голову опустит, чуть не плачет стоит, то есть какой-то девичий характер был у него в натуре. Было в нём что-то такое милое". На втором году группа Гагарина практиковалась на заводе; делали не что-нибудь, а архитектурное литьё для новых зданий МГУ: решётки, "ажурные колпаки" — всё вручную. Фактически это уже была профессия, и теоретически вполне можно было вернуться на родину и работать. Гагарина такой стандартный вариант не привлёк: в следующем кадре мы видим его уже в Саратове, в техникуме, где готовили мастеров-литейщиков, в том числе технологов. Отличника Гагарина приняли без экзаменов, но в качестве теста он снова отливал чугунные ажурные решётки, удивляя мастеров: "маленький, сноровистый и сильный, с отлитыми решётками челноком сновал". Став "индустриком", Юра воевал, как все, с городскими и продолжал музыкальное образование, начатое в Люберцах: трижды в неделю трубил в оркестре. А ещё он впервые попал в планетарий, где читали лекции и показывали научное кино, и записался в физико-технический кружок, где впервые услышал о Циолковском. Зарабатывать Юра тоже начал в Саратове: три месяца был физруком в детдомовском лагере, где успел организовать олимпиаду. По ночам "индустрики" разгружали баржи на Волге: стольник за ночь — но чего это стоило! Там же, в Саратове, Гагарин впервые попытался пробиться в авиацию. Её и сегодня не назовёшь непрестижной специальностью, а в 50-е популярность у неё была бешеная: конкурс в лётные училища достигал 20 человек на место, и пройти его было проще с аэроклубом в анамнезе. Скорее всего, не в одном престиже было дело. После техникума Гагарина с однокашниками ждало назначение на предприятие, затем армия, где воспроизводилась уже знакомая система — казарма, строй, форма… А вот стать лётчиком-офицером — это был уже другой уровень. В аэроклуб его поначалу не взяли: нельзя было "уводить" кадры из техникумов. В области было ещё лётное училище гражданского воздушного флота, но для него нужно было среднее образование. Однако осенью 1954 года, когда Юра учился на четвёртом курсе, сделали "послабление" в аэроклубе — приём разрешили именно для студентов четвёртых курсов. Гагарина зачислили в отделение пилотов — пока только на теорию, — где он быстро стал старшим группы. И откуда он чуть не вылетел из-за накладок с техникумом. Преддипломную и педагогическую практику пришлось проходить не в Саратове, а в Москве — на заводе имени Войкова, потом в Ленинграде, в ремесленном училище. За трёхмесячный пропуск аэрозанятий его практически отчислили, но личное обаяние и связи помогли: условием допуска к полётам стал экзамен по пропущенной теории и красный диплом техникума. Всё получилось, к полётам допустили, диплом оказался с отличием. Но нависла угроза распределения: Гагарина ожидала должность мастера производственного обучения по литейному делу в Томске. Однако в свете открывшихся возможностей определённость, ради которой он когда-то покинул Гжатск, покидала первый план в системе ценностей. Гагарин мог остаться лётчиком Избежать "сибирской ссылки" можно было, выхлопотав "свободный диплом" или добровольно сдавшись в армию: окончить аэроклуб, взять направление от военкомата, поступить в военное лётное училище... Гагарин не поехал в Томск, а поехал в Дубки, в учебный лагерь аэроклуба. К августу он уже прилично летал, а в конце сентября получил диплом: налёт 42 с половиной часа, 81 самостоятельный вылет, пятёрки по теории и практике. Можно было рассчитывать на то, что служить его отправят в военно-лётное училище. И в октябре 1955 года 21-летний Юрий Гагарин, призванный в армию, был направлен в Первое Чкаловское оно же Оренбургское военно-авиационное училище лётчиков имени Ворошилова, откуда, кстати, и помимо Чкалова выпустилось две сотни асов. Именно здесь Юра услышит от инструктора Ядкара Акбулатова то самое "Поехали! Начальство можно понять — но где и когда любили выскочек?
И сделал выбор в пользу Гагарина. Научил британскую королеву пить чай по-гагарински В марте 1961-го Юрия Гагарина назначили командиром отряда, а к 8 апреля он стал пилотом космического корабля "Восток". Запуск готовился в спешке, поэтому не были продублированы некоторые важные системы: мягкая посадка и экстренное аварийное спасение - полет должен был быть опасным. Тем не менее 12 апреля корабль взлетел с "Байконура". И уже во время запуска начались проблемы: из-за неполадок с оборудованием ракета поднялась на сотню километров выше, чем планировалось. Если бы тормозная система сработала неправильно, то Гагарину пробыл бы в космосе больше месяца с запасом еды и воды всего на 10 дней. Полет продлился 108 минут, после чего Юрий Алексеевич благополучно вернулся на Землю. Правда, было немало проблем. После катапультирования в скафандре не сразу открылся вентиляционный клапан, из-за чего Юрий Алексеевич рисковал задохнуться. По оценке самого космонавта, ему потребовалось около 6 минут, чтобы исправить ситуацию. Затем при посадке сразу открылись и основной, и запасной парашюты, что затруднило управление. В какой-то момент Гагарин направлялся прямо в Волгу, но благодаря отличной предполетной подготовке сумел увести себя от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега. Случилось это рядом с деревней Смеловка Терновского района Саратовской области. А в конце апреля Гагарин поехал в зарубежное турне, получившее название "Миссия мира". Юрий Алексеевич посетил несколько десятков стран, в том числе и Великобританию, где он встретился с королевой Елизаветой II. Поговаривают, что своей непосредственностью космонавт покорил всю британскую элиту. К примеру, выпив чай, съел дольку лимона, нарушив правила этикета. Однако вместо замечаний королева также положила в рот лимон и сказала, что теперь все пьют чай по-гагарински. Также в нарушение протокола Елизавета II сфотографировалась с Гагариным, сказав в свое оправдание, что он небесный человек. Тем не менее никакой звездной болезнью Юрий Алексеевич не заразился и продолжил работать в сфере космонавтики. Осенью поступил в Военно-воздушную инженерную академию Н. Жуковского, где получил высшее образование, а в 1963 году стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Тогда вернулся и к летной подготовке, а летом 1966-го начал тренировки к очередному космическому полету. В те годы в СССР как раз началась реализация "лунной программы". Гагарин хотел побывать на Луне, но пилотом космического корабля "Союз-1" в 1967 году стал Владимир Комаров, а Юрия Алексеевича решили поберечь. Как оказалось, не зря: из-за неполадок аппарат с Комаровым на борту разбился в Оренбургской области. Сам же Гагарин в феврале 1968 защитил диплом в Академии. Имитация крушения или разгильдяйство? С 13 марта по 22 марта 1968 года он совершил 18 полетов из 20.
В седьмой класс Гагарин пошел уже на вечернее обучение в школу для рабочей молодежи города Люберцы. В 1951 году он получил двойную специальность "формовщик-литейщик". Юрий решил повысить квалификацию в литейном деле и отправился поступать в Саратовский индустриальный техникум. В общем-то, обучение покорилось Гагарину и он окончил учебное заведение с отличными оценками и дипломом. Но небо, небо страстно тянуло Юрия к себе. Еще в 1954 году он стал обучаться пилотированию в местном аэроклубе и спустя два года самостоятельно пилотировал ЯК-18. В конце октября 1955 г. Клима Ворошилова. Именно в армии и пригодились все умения и способности Гагарина. После успешного окончания училища, в 1957-м для Ю.
90 лет со дня рождения Юрия Гагарина, давшего всему миру надежду на свершения в космосе
Краткая биография Гагарина Юрия Алексеевича для детей – семья, родители, жена | Главный конструктор Сергей Королев и Маршал Советского Союза Кирилл Москаленко принимают рапорт Юрия Гагарина на стартовой площадке космодрома Байконур, 12.04.1961 г., Фото РИА Новости. |
90 лет со дня рождения Юрия Гагарина, давшего всему миру надежду на свершения в космосе | 108 минут полета Юрия Гагарина на корабле «Восток» стали новой точкой отсчета освоения пространства за пределами Земли. |
Сегодня первому космонавту мира исполнилось бы 89 лет
Второй полёт совершил заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Александр Александрович Щербаков, на высоте 14 000 метров. Симонов «Заслуженные испытатели СССР» Детальный анализ хронометража показал, что Богородский приземлился, когда Гагарин только начал подниматься ввысь. С другой стороны, Щербаков поднялся в воздух уже после катастрофы самолёта Юрия Алексеевича. Таким образом, оба полёта Су-15 в принципе не могли повлиять на полёт учебного МиГ-15. В своих мемуарах он высказал сомнения в том, что самолёт Гагарина и Серёгина встал в штопор из-за вихревого следа другого воздушного судна. Согласно Микояну, после авиакатастрофы в ЛИИ им. Громова были проведены специальные испытания аналогичного МиГ-15 с подвесными баками. Они показали, что попадание этого самолёта в воздушную струю не приводит к потере управления и падению в штопор. Наиболее вероятной причиной катастрофы, по его мнению, могло быть уклонение от метеорологического зонда или даже столкновение с ним.
Впрочем, зонд тоже не нашли. Хотя это не значит, что его не могло быть — зонды в том районе действительно запускали. Версию с зондом можно подтвердить следующим образом: приборы зафиксировали отрицательное изменение давления в кабине учебного МиГ-15, что могло быть вызвано разгерметизацией воздушной обстановки внутри кабины. В его книге «Правда о гибели Гагарина» 1994 он предположил, что во время полёта у Серёгина мог произойти острый сердечный приступ, который привёл к потере им сознания. По мнению Кузнецова, потеряв сознание, инструктор мог сместиться с сиденья, случайно воздействуя на управление. В результате, самолёт мог войти в глубокую спираль, из которой Гагарину выйти не удалось. В поддержку этой гипотезы говорит тот факт, что Гагарин провёл в пилотажной зоне всего 4-5 минут вместо обычных 15-20. Возможно, Серёгин успел доложить Гагарину о своем критическом состоянии, и Юрий Алексеевич запросил разрешение на возвращение на аэродром.
Эта версия также разъясняет, почему лётчики не применили катапультирование — в соответствии с инструкцией, первым должен был катапультироваться Серёгин. Вплоть до последних моментов Гагарин старался удержать самолёт в горизонтальном полете, но ему не хватило всего нескольких секунд и 150-200 метров высоты. Впрочем, на сегодняшний день все эти версии так и остаются лишь версиями. Единственное, что можно сказать с полной уверенностью — Гагарин и Серегин действительно погибли в авиационной катастрофе. И это подтверждается различными фактами и документами, включая архивы. На опубликованных снимках можно разглядеть обломки фюзеляжа того самого МиГ-15. Фото сделаны 28 марта 1968 года, на следующий день после катастрофы. Мы отобрали не очень драматичные фотографии.
Это немножко жутковатые кадры, потому что там фрагменты человеческих тел Сергей Хисамович Шамсутдинов ведущий специалист РГАНТД При этом он отметил, что ещё одной причиной задержки публикации фотографий с места гибели Юрия Гагарина и Владимира Серёгина, а также официального заключения сразу после катастрофы в 1968 году, стало стремление исследователей точно установить причины произошедшего. Но именно эта задержка с оглашением причин, а также всенародная любовь к космонавту, вызвала поток всевозможных домыслов и послужила почвой для зарождения мифов. Поэтому любая версия даже с нейтральным изложением того, что могло произойти, вызывала бурные споры между заинтересованными лицами. В результате сформировался пассивный выход из трудного положения — позиция умолчания… Сергей Михайлович Белоцерковский Профессор, один из членов аварийной комиссии А что в итоге? Сейчас мы анализируем современные авиакатастрофы с огромным количеством данных, и то не всегда удаётся установить причину. Когда же речь идет о катастрофе самолёта, в которой погибли Гагарин и Серёгин, информации очень мало. А простой читатель и вовсе мало что может сказать, исходя из опубликованных чёрно-белых фотографий искореженного фюзеляжа. Мы можем только делать предположения и допускать самые разные варианты, но надежды найти что-то совершенно новое пока нет.
И вообще весь послеполетный период, включая его зарубежные поездки, нуждаются в более тщательном осмыслении и освещении. В день 90-летия со дня рождения Гагарина мы обратились за помощью к историку космонавтики Антону Первушину. Мне удалось собрать воедино разрозненные данные из воспоминаний самого Юрия Алексеевича и его коллег. Первая англичанка, поцеловавшая Гагарина — Полет в космос сделал Гагарина кумиром миллионов людей во всем мире.
Уточните, какие страны он посетил в 1961 году, по возвращении с орбиты? Советское политическое руководство с готовностью откликнулось на них. График жизни Гагарина в тот год был расписан на месяцы вперед. Первой страной, куда отправился космонавт, стала Чехословацкая республика, затем были: Болгария, Финляндия, Великобритания, Польша, Куба, Бразилия, Канада.
Во время визита в Чехословакию Гагарин посетил один из крупнейших машиностроительных заводов — «ЧКД-Сталинград», где ему, как бывшему литейщику до летного училища Гагарин учился в Саратовском индустриальном техникуме — Авт. На подлете к Софии «Ил-14» с Гагариным на борту был встречен почетным эскортом реактивных истребителей. По улицам болгарской столицы двигалось торжественное шествие, которое вполне можно было сравнить с тем, каким его встречала сразу после космического полета Москва. В Болгарии космонавт посетил сразу несколько городов, включая Пловдив, где поклонился «Памятнику солдату Алёше».
Кстати, известный снимок Гагарина с голубем в руках тоже был сделан в Болгарии. Космонавт попал там на празднование Дня просвещения, культуры и славянской письменности «Кириллица», которое сопровождалось массовыми танцами на центральной площади Софии. Интересно, что во время шествия колонны демонстрантов выпускали голубей. Один из фотокорреспондентов подозвал пионеров с птицами, и попросил Гагарина взять одну из них в руки.
В Финляндской республике, куда Гагарин приехал в июне, один из руководителей общества «Финляндия — Советский Союз» сказал по этому поводу: «Наш народ сдержанный, молчаливый, неохотно идет на встречи. Чтобы нас расшевелить, нужен... Сильный эффект! Кажется, «эффект» Гагарина всколыхнул многие сердца».
Однако после, на пресс-конференции, на которой присутствовали представители капиталистических стран, журналистка их «Ассошиэйтед пресс» пыталась увести тему разговора о достижениях советской науки и техники к бытовым мелочам, спросив на ломаном русском, какие марки вин и коньяков предпочитает наш космонавт. Мягко улыбнувшись, Юрий Алексеевич тактично пояснил американке, что у советских космонавтов, занятых своей весьма ответственной и сложной работой, для детального изучения винных марок просто-напросто не остается свободного времени. На той же пресс-конференции были вопросы о технических особенностях советских кораблей. О многом тогда говорить было нельзя, и Гагарин очень ловко уходил от какой-бы то ни было конкретики.
У некоторых это вызвало умиление его непосредственностью, а у других — насмешки над «деревенскими привычками» героя. Этот случай подтверждается свидетелями тех событий?
Завуч вспоминал: "Юра показался мне поначалу слишком хлипким, тщедушным. А вакансия оставалась единственно в литейную группу, где дым, пыль, огонь, тяжести… Вроде бы ему не по силам". В Люберцах Гагарин провёл два года, и здесь его имя впервые попало в газету: заметка в "Заводской правде" похвалила учеников седьмого класса — Гагарина, Чугунова, Черножукова, Золотова, Напольскую и других, которые на экзаменах "первыми до установленного времени сдали работы по алгебре". После голодных лет условия в училище казались райскими: харизматичные преподаватели, красивая форма, общежитие по 15 душ в комнате , трёхразовое питание, а для литейщиков — ещё и молоко за вредность.
В училище Гагарин завёл соперника по спорту, который научил его крутить "солнце" на турнике, а в вечерней школе редакторствовал в стенгазете и нравился девочкам. Друг по училищу вспоминает: "Для девочек он был Юрочкой — настолько он привлекательный был, настолько добрый, никогда никого не обидит; улыбка, сам весь как мяч-попрыгун". Позже преподаватель уже в лётном училище заметит: "У него не было такого сугубо мужского крутого характера… Бывало, ругаешь Гагарина, он опустит голову и хлопает глазами, покраснеет весь. Похвалишь его, он тоже голову опустит, чуть не плачет стоит, то есть какой-то девичий характер был у него в натуре. Было в нём что-то такое милое". На втором году группа Гагарина практиковалась на заводе; делали не что-нибудь, а архитектурное литьё для новых зданий МГУ: решётки, "ажурные колпаки" — всё вручную.
Фактически это уже была профессия, и теоретически вполне можно было вернуться на родину и работать. Гагарина такой стандартный вариант не привлёк: в следующем кадре мы видим его уже в Саратове, в техникуме, где готовили мастеров-литейщиков, в том числе технологов. Отличника Гагарина приняли без экзаменов, но в качестве теста он снова отливал чугунные ажурные решётки, удивляя мастеров: "маленький, сноровистый и сильный, с отлитыми решётками челноком сновал". Став "индустриком", Юра воевал, как все, с городскими и продолжал музыкальное образование, начатое в Люберцах: трижды в неделю трубил в оркестре. А ещё он впервые попал в планетарий, где читали лекции и показывали научное кино, и записался в физико-технический кружок, где впервые услышал о Циолковском. Зарабатывать Юра тоже начал в Саратове: три месяца был физруком в детдомовском лагере, где успел организовать олимпиаду.
По ночам "индустрики" разгружали баржи на Волге: стольник за ночь — но чего это стоило! Там же, в Саратове, Гагарин впервые попытался пробиться в авиацию. Её и сегодня не назовёшь непрестижной специальностью, а в 50-е популярность у неё была бешеная: конкурс в лётные училища достигал 20 человек на место, и пройти его было проще с аэроклубом в анамнезе. Скорее всего, не в одном престиже было дело. После техникума Гагарина с однокашниками ждало назначение на предприятие, затем армия, где воспроизводилась уже знакомая система — казарма, строй, форма… А вот стать лётчиком-офицером — это был уже другой уровень. В аэроклуб его поначалу не взяли: нельзя было "уводить" кадры из техникумов.
В области было ещё лётное училище гражданского воздушного флота, но для него нужно было среднее образование. Однако осенью 1954 года, когда Юра учился на четвёртом курсе, сделали "послабление" в аэроклубе — приём разрешили именно для студентов четвёртых курсов. Гагарина зачислили в отделение пилотов — пока только на теорию, — где он быстро стал старшим группы. И откуда он чуть не вылетел из-за накладок с техникумом. Преддипломную и педагогическую практику пришлось проходить не в Саратове, а в Москве — на заводе имени Войкова, потом в Ленинграде, в ремесленном училище. За трёхмесячный пропуск аэрозанятий его практически отчислили, но личное обаяние и связи помогли: условием допуска к полётам стал экзамен по пропущенной теории и красный диплом техникума.
Всё получилось, к полётам допустили, диплом оказался с отличием. Но нависла угроза распределения: Гагарина ожидала должность мастера производственного обучения по литейному делу в Томске. Однако в свете открывшихся возможностей определённость, ради которой он когда-то покинул Гжатск, покидала первый план в системе ценностей. Гагарин мог остаться лётчиком Избежать "сибирской ссылки" можно было, выхлопотав "свободный диплом" или добровольно сдавшись в армию: окончить аэроклуб, взять направление от военкомата, поступить в военное лётное училище... Гагарин не поехал в Томск, а поехал в Дубки, в учебный лагерь аэроклуба. К августу он уже прилично летал, а в конце сентября получил диплом: налёт 42 с половиной часа, 81 самостоятельный вылет, пятёрки по теории и практике.
Можно было рассчитывать на то, что служить его отправят в военно-лётное училище. И в октябре 1955 года 21-летний Юрий Гагарин, призванный в армию, был направлен в Первое Чкаловское оно же Оренбургское военно-авиационное училище лётчиков имени Ворошилова, откуда, кстати, и помимо Чкалова выпустилось две сотни асов. Именно здесь Юра услышит от инструктора Ядкара Акбулатова то самое "Поехали! Начальство можно понять — но где и когда любили выскочек? На Гагарине как на помкомвзвода лежало обеспечение внутреннего распорядка, и снисхождений от него ждать было нечего — он принципиально докладывал о любых нарушениях, за что однажды был сильно бит. На втором году, уже в гарнизоне под Оренбургом, стали осваивать новую технику — реактивный самолет МиГ-15.
Аэроклуб сыграл решающую роль в становлении Юрия Алексеевича как летчика. Очень важно, как начинается путь. Юрий Гагарин с первых летных шагов показал и доказал свою любовь и преданность авиации. Из того набора, где был Юра, ему первому был доверен самостоятельный полет»...
Юра гордился своим делом. Успехами он всегда делился со своими родителями. Однажды Гагарин во время своего первого самостоятельного полета на самолете смог стать героем материала в местной газете. Один выпуск он запечатал в конверт и вместе со своим письмом отправил почтой домой к родителям.
Распечатав его, мама увидела овальную фотографию своего сына, в которой видно, как он сидит в кабине пилота — серьезный, повзрослевший. Идеей стать летчиком Гагарин заболел давно, еще во время учебы в вечерней школе в Люберцах. На вручении диплома об окончании семи классов директор спросил Юрия о том, кем он хочет быть. И тот недолго думая, резко и четко, в своей манере ответил, что летчиком.
За своей мечтой он поехал в Оренбург тогда — Чкалов поступать в авиационное училище. Прошел он туда без сдачи экзаменов, так как у него был диплом свидетельствующий об отличном окончании техникума. Да и похвалы из аэроклуба были не лишними. Зачем земля, когда есть небо?
В начале материала я как-то сказал, что полет за пределы нашей планеты разделил жизнь Гагарина на две части. Однако до этого события периодом, принесшим в его жизнь много нового, стало поступление в Авиационное училище. За годы обучения в нем Гагарин нашел дело своей жизни, верность которому он пронес до конца своих дней. Точно также, как и жена Гагарина Валентина смогла сохранить верность мужу, даже после его гибели… В письмах родителям Юрий Алексеевич всегда хорошо отзывался о командирах училища, всегда в подробностях расписывал занятия, не стеснялся и делиться своими успехами.
Но, как и у всех, не всегда у Гагарина все шло так, как хотелось бы. Во время учебы в авиационном училище был момент, что Гагарина чуть не отчислили. Он умел мастерски маневрировать самолетом, но вот посадка ему давалась с трудом. Очень часто Гагарин задевал землю кармой самолета, а все из-за его маленького роста.
У него был ограниченный угол обзора, из-за которого рассчитать примерное расстояние до земли было сложно. Первым об этом догадался инструктор училища Анатолий Колосов, спасший в конечном счете Гагарина от отчисления. На экзамене, чтобы компенсировать недостаток роста, Колосов подложил под кресло подкладку. И перед полковником Григорием Константиновичем Серковым, заместителем полковника Полшкова, ученик показал себя достойно, осуществив четкий и безошибочный полет.
Был довольно один комичный момент в этой истории. У пилотов есть давняя традиция, что прошедший контрольный полет летчик, дарит принимающему экзамен пачку самых дорогих, самых лучших сигарет. Когда Гагарин достал из массивной папки, выступавшей в роли подкладки на сиденьи в кабине пилота, пачку сигарет. Та была изрядно помята.
Серков ответил ему: «Видно, задолго готовился к полету, товарищ Гагарин. Поздравляю вас с успешной сдачей экзамена». После этого Юрию Алексеевичу также было присвоено офицерское звание. Однако вернемся к 1955-му году, к тому времени, когда Гагарин только-только поступил в 1-е военное авиационное училище в Чкалове ныне Оренбурге.
Когда настала пора отпуска, в ноябре 1955-го Юрий Алексеевич — статный, повзрослевший приехал к своим родителям. Анна Тимофеевна давно стала обращать внимание на часто мелькающее имя Валентины, будущей жены Гагарина в его письмах. После разговора об этом мама конечно же была рада, что её сын нашел свою первую настоящую любовь. Валентина родилась 15 декабря 1935-го года и училась в местном медицинском училище, расположенном неподалеку от авиационной академии, где учился Гагарин.
Юрию Алексеевичу будущая жена понравилась сразу. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Её застенчивость, голубое платье, удивительная улыбка, внутреннее тепло и красота сразу запали молодому курсанту глубоко в душу. Свадьбы у пары было целых две: первую они сыграли сразу после того, как закончили учебу, в Чкалове с родственниками Валентины и их общими друзьями, а вторую свадьбу пара сыграла уже в Гжатске, где были приглашены все родственники и друзья Гагарина.
А все потому, что хотелось пригласить всех, но не все могли бы приехать в какое-то определенное место. Поэтому чтобы никого не обидеть, Юрий и Валентина пришли к такому решению. Спустя полгода, сдав все экзамены, к нему приехала Валентина. Пока молодожены были в разных городах, каждый день они писали друг другу письма.
Выводя каждую букву, подбирая слова Юра старался максимально подробно выразить то, что он чувствует к своей супруге. Это было больше, чем просто любовь. Он уважал, ценил свою жену, как и она его. Всегда старался её чем-то радовать.
День встречи оба ждали с трепетом в сердце и теплом в душе. Валя закончила учебу и получила специальность фельдшера. Молодая пара первое время жила в маленькой комнате, которую им любезно согласилась дать местная учительница на время своего отпуска. Потом им дали комнату в гарнизонном доме, принадлежавшем местному военному комиссариату.
Это было их первое семейное жилье. Они его обустраивали, даже делали ремонт, чтобы было не так холодно во время полярной зимы. Юра заготовил кучу дров, чтобы было чем топить печь темными морозными вечерами. За время своего пребывания там, Гагарины сблизились со своими соседями, с семьей Бориса Федоровича Вдовина.
Его жена помогала Валентине более подробно ознакомиться с военным бытом, а Юра много времени проводил по вечерам за чашкой крепкого чая с Борисом Федоровичем. Они обсуждали буквально все — от новостей из прессы до перспектив полета человека в космос. В возможность этого тогда мало кто верил. Буквально за два года до полета в космос в жизни Юрия и Валентины Гагариной случилось самое долгожданное событие — у пары 17 апреля 1959-го года родилась их первая дочурка Лена.
Как только закончился май и наступил первый месяц лета, пара приехала к родителям, но буквально на недельку. Как только наступил день перед отъездом в Оренбург, когда все вещи были собраны, ночью недалеко от их дома, в поселении случился пожар. Вся семья: Алексей Иванович с сыновьями Юрием и Валентином бросились бороться с огнем, отстаивать другие дома. К счастью у них все получилось.
Вернулись они под утро, когда уже наступил рассвет. Еще около часа мужчины продолжали обсуждать произошедшее и только потом уснули. Жена за три часа до поезда разбудила Юрия и увидела, что тот был весь красный и горячий у него был жар. Валентина подумала, что её муж обгорел, когда тушил пожар.
Однако все было относительно хуже — Юрий заболел корью. Пока Гагарин не поправился, они жили в доме у родителей. Болел он долго. Много обсуждал с родными космос.
В 1957-м году в Советском Союзе по проекту Сергея Павловича Королева был запущен на околоземную орбиту первый искусственный спутник земли. Буквально недавно оправившийся от войны, Советский Союз стал первой космической державой. Все граждане СССР много обсуждали это, грезили о будущем космонавтики. Никто даже подумать не мог, что всего через четыре года СССР войдет в историю как страна, запустившая первого человека в космос.
И никто в то время не мог представить, что этим человеком станет простой, но безумно смелый и амбициозный парень Юра Гагарин. Родители тогда не знали, что перед тем как идти в отпуск, их сын откликнулся на предложение вступить в первый отряд космонавтов. Не знали они об этом до самого дня полета в космос. Историю первого отряда вы можете почитать здесь, в одном из моих предыдущих материалов.
После того, как Юрий Алексеевич поправился, они вместе с женой и дочерью вернулись в часть. Всего через месяц он отправил родителям письмо, где сказал, что приедет в Москву на медицинские обследования. Мать и отец обрадовались возможности вновь скоро увидеть свое чадо. Он им много рассказывал о подробных и частых исследованиях, от чего Анна Тимофеевна часто недоумевала, что же они такого в нем все ищут.
В 1960-м году перед своим днем рождения 9-го марта Гагарин сообщил, что вместе со своей женой и дочерью будут переезжать в городок под Москвой. Повторюсь, никто не знал о предстоящем полете: ни родители, ни друзья, никто из близких, кроме одного человека — его жены Валентины. Звездный час И вот наконец настал день полета. Ради своего «звездного часа» Гагарин находился в космосе 1 час 48 минут предшествовало огромное время подготовки и отбора претендентов.
Испытать шанс стать первым человеком, покорившим космос, откликнулось более трех тысяч летчиков-истребителей со всего Советского союза. Это было мероприятие огромных масштабов. Еще на этапе изучения медицинских карт было отсеяно более двух тысяч человек. В лаборатории было приглашено около двухсот человек, из которых лишь двадцать вошли в отряд и лишь двое были допущены до первого полета.
Дорога в космос
- История первого полета человека в космос: полёт Гагарина 12 апреля 1961 года
- Свадебные фото и воспоминания земляков: малоизвестные факты из жизни Юрия Гагарина // Новости НТВ
- Трудное детство Гагарина и грезы о небе
- Первый в космосе
- Юрий Гагарин: биография, фото, семья и дети, и как погиб первый космонавт
Почему Гагарин уехал из дома? Рассекречено личное дело первого космонавта
Юрий Гагарин вел большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, членом ЦК ВЛКСМ, президентом Общества советско-кубинской дружбы. В 1968 году Юрий Гагарин погиб, совершая тренировочный полет на МиГ-15УТИ. В 1968 году Юрий Гагарин наконец вернулся в близкую к прежней форму и запросил у начальства разрешение на самостоятельный авиационный полет.
Годы испытания славой: историк рассказал о неизвестных фактах из жизни Юрия Гагарина
Оренбург, «Мусульманская религиозная группа п. У, международное движение «М. Культ Убийств, «Маньяки. Реалии» Кавказ.
Отбор в первый отряд космонавтов проводился по определенным параметрам: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70—72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность.
Требования к росту и весу возникли из-за соответствующих ограничений, которые определялись мощностью ракеты-носителя корабля «Восток-1». Рост Юрия Гагарина, согласно официальной служебной характеристике составлял 165 см. Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии Гагарин стал кандидатом в члены КПСС в 1959 году, а вступил в партию в июне 1960 года , политическая активность, социальное происхождение. В итоге Юрий Гагарин стал одним из шестерых, кому специальная комиссия дозволила быть космонавтом.
В период с декабря 1960 года по январь 1961 года они все готовились к первому полету в космос в городе Жуковском. Тренировками кандидатов в космонавты занимался знаменитый летчик-испытатель и Герой Советского Союза Марк Галлай. Выпускные экзамены, прошедшие 17—18 января 1961 года, все шестеро сдали на отлично. Однако лучшим оказался именно Гагарин — его в итоге и назначили командиром отряда космонавтов.
Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстротой реакций. Тщательно готовится к занятиям и тренировкам.
Уверенно манипулирует формулами небесной механики и высшей математики. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной…». Гагариным на борту.
В 10 часов 55 минут космонавт приземлился неподалеку от деревни Смеловка в Саратовской области. Всего 108 минут продолжался первый полёт, но этим минутам суждено было стать главными в биографии Ю. Первые минуты после приземления.
Москва приветствовала героя космоса. На Красной площади прошли многолюдный митинг, посвящённый осуществлению первого в мире космического полёта, и демонстрация трудящихся. В ознаменование заслуг Ю.
Встреча первого космонавта Земли в аэропорту Внуково. Москва 23 мая 1961 г. Гагарин назначен командиром отряда космонавтов, а с 20 декабря 1963 г.
Огромная нагрузка и ответственность выпали на плечи космонавта в последующие годы, когда он объехал практически весь Советский Союз и побывал с визитами в 30 странах мира. Встречи с главами государств и королями, министрами и чиновниками, простыми людьми требовали от Юрия Алексеевича душевной отдачи и теплоты. Тысячи людей хотели не только видеть космонавта, но и прикоснуться к нему.
Тысячи километров в пути порой без сна и отдыха. Бесконечные собрания и заседания, встречи на предприятиях страны и в колхозах, в институтах и школах, в воинских частях — и везде выступления, ответы на тысячи вопросов. Первый космонавт Земли во время зарубежных поездок.
Гагарин и Фидель Кастро на Кубе. Фото журнала LIFE. Юрий Алексеевич мечтал снова полететь в космос.
Он прошел весь комплекс тренировок по программе полёта на космическом корабле «Союз» в качестве дублёра космонавта В. Но после гибели В. Комарова путь в космос был для него навсегда закрыт.
Юрий Алексеевич защитил дипломный проект в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Жуковского и окончил академию с отличием по специальности «пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним». Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю.
Кроме того, историческое значение полёта в космос сделало его узнаваемой персоной и за рубежом. Гагарин являлся президентом Общества советско-кубинской дружбы [76] , почётным членом Общества «Финляндия — СССР» и посещал многие страны мира с миссией мира и дружбы. В 1966 году Гагарина избрали Почётным членом Международной академии астронавтики , в июне того же года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе « Союз ». Он был назначен дублёром Комарова , который совершил первый полёт на новом корабле. Полёт из-за неисправности солнечной батареи был прерван досрочно, а закончился гибелью космонавта из-за неполадок парашютной системы. Весьма вероятно, что если бы был жив Королёв, Гагарин был бы основным пилотом «Союза-1», поскольку Королёв обещал ему полёт на корабле нового типа [77]. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 Гагарин совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах.
Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии. Юрий Гагарин приложил немало усилий для осуществления лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не имел права самостоятельно летать на истребителе, хотя и был заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке, а поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель [78]. Несмотря на занятость, Гагарин находил время и для хобби, которыми были катание на водных лыжах и коллекционирование кактусов [79]. В 1964 году, во многом по инициативе Ю. Серёгина , вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Тела Гагарина и Серёгина были кремированы. Прощание с Гагариным и Серёгиным состоялось 30 марта 1968 года , в Центральном Доме Советской Армии были установлены урны с их прахом, на Красной площади состоялся траурный митинг, в стране была объявлена минута молчания, урны с прахом Гагарина и Серёгина были захоронены у Кремлёвской стены с воинскими почестями [81].
Для расследования причин катастрофы была создана Государственная комиссия. Отчёт составил 29 томов и был засекречен; его детали до последнего времени были известны только из статей и интервью отдельных её членов. Суть выводов комиссии была такой: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и вышел из облачного слоя, пикируя практически вертикально. Несмотря на попытки лётчиков вывести машину в горизонтальный полёт, самолёт столкнулся с землёй, и экипаж погиб. В ходе расследования отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил [82] [83]. К 50-летнему юбилею полёта Гагарина в космос были рассекречены выводы госкомиссии о возможных причинах его гибели. Наиболее вероятной причиной падения самолёта, согласно данным Архива Президента РФ, был назван резкий манёвр уклонения от шара-зонда или, что менее вероятно, для предотвращения входа в верхний край облачности.
В условиях усложнённой метеорологической обстановки это привело к попаданию самолёта в закритический режим полёта и сваливанию [84] [85]. Исследования группы специалистов под руководством С. Белоцерковского показали, что наиболее вероятной причиной резкого манёвра стало сближение и резкое уклонение от другого самолёта, с возможным попаданием в его вихревой след. Находясь в облачном слое, лётчики не могли видеть высоты полёта. Руководствуясь неточными метеорологическими данными и показаниями приборов, лётчики предполагали, что успеют вывести самолёт из падения, но запас высоты оказался недостаточен. После выхода из облачного слоя катапультироваться было уже поздно [83].